Образы макро- и микрокосма в процессе познания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Мимоход, Сергей Павлович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 135
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мимоход, Сергей Павлович
Введение
Глава первая. Генезис образов макро- и микрокосма
§ 1. Магические и древне-математические основания образа микрокосма
§ 2. Грамматические основания образа макрокосма
§ 3.Базисные варианты гармонии макро- и микрокосма
Глава вторая. Реализация эвристических возможностей моделей макро- и микрокосма
§ 1. Макро- и микрокосмические представления в моделях
Нововременной науки
§ 2. Соотношение макро- и микрокосмических начал: эпистемологические следствия
§ 3. Универсальность макро- и микрокосмических моделей
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Художественная микроминиатюра как средство построения микрокосма культуры2009 год, кандидат философских наук Коненко, Станислав Анатольевич
Онтологический аспект ноосферного соотношения мира и человека2003 год, доктор философских наук Брагин, Андрей Витальевич
Реконструкция эпистологических оснований европейской космологии1999 год, доктор философских наук Павленко, Андрей Николаевич
Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phachomena и noumena1998 год, доктор философских наук Сердюков, Юрий Михайлович
Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа2006 год, кандидат философских наук Загитова, Лилия Чулпановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы макро- и микрокосма в процессе познания»
Актуальность темы и ее обоснование
Вопросы, связанные с изучением оснований процесса познания являются неизменно актуальными. Если попытаться оценить результаты их решения в длительной, более чем столетней тенденции, окажется, что наиболее впечатляющие успехи достигаются в жанре критики, а не в исследованиях позитивного характера, разрушение оказывается эффективней строительства. С каждым десятилетием релятивизм завоевывает все более сильные гносеологические позиции, истина же представляется все более и более относительной.
Для развития конкретно-научного познания настоящего времени характерно следующее. Во-первых, углубляется дифференциация знания, исследователи превращаются в узких специалистов. Во-вторых, в то же самое время идут мощные интеграционные процессы в специфической форме: время от времени появляются идеи, теории, направления (примером может служить синергетика), оказывающие влияние на многие области научного познания, но далеко не всегда воспринимаемые ими адекватно. Стремительное развитие компьютерных сетей открывает небывалые возможности получения сведений из любой области науки, но исследователей, способных эффективно усваивать знания, выходящие за пределы собственной специальности, не так уж много, а потому, в-третьих, непосредственное взаимное обогащение наук идеями и «эмпирией» носит нередко почти неосознанный характер. Можно констатировать, что сегодня «академические» вопросы теории познания приобретают острую «сиюминутную» актуальность и несомненное практическое значение.
1. Если познание основывается на разуме, то какова природа идей, представляющихся разумными представителям разных областей науки?
2. Если познание основывается на опыте, что позволяет его организовать и осмыслить, делает возможными общенаучные методы эмпирического познания?
Они явно связаны с проблемой формирования гипотез общенаучного характера, относящейся к числу "вечных". Но если перспективы ее исчерпывающего разрешения уходят в бесконечность, то некоторое определенное продвижение по этому пути возможно за счет осмысления на современном научном материале традиционного для всех видов познания метода аналогии, позволяющего свести неизвестное и непонятное к известному и осмысленному.
Сегодня наука предоставляет субъекту познания почти безграничный набор фактов и идей для поиска аналогий, но для того, чтобы свободно черпать из этого резервуара, он должен быть универсалом, а не узким специалистом. Та же самая современная наука настоятельно требует от исследователя специализации. В результате оказывается, что едва ли не единственным общедоступным источником аналогий может послужить космос в единстве своих обычных, давно выделенных философской мыслью составляющих, а именно: человек-микрокосм, если предмет исследования лежит в сфере неодушевленной природы, или же природа-макрокосм, если проблема носит гуманитарный характер. Самое общее представление об этих составляющих космоса имеет каждый. Диалектика микро- и макрокосма требует своего современного осмысления.
Состояние разработанности проблемы
Становление понятия космоса и выявление его сущностных характеристик восходит к самым первым попыткам описания окружающего мира. Сюжеты космогонических мифов (равно характерные для разных народов), наличие понятия хаоса, подлежащего упорядочиванию, демонстрируют если не изначально заданные, то глубинные, заложенные в архаике типы восприятия действительности.
Мифологический аспект осмысления процесса возникновения космоса и его архаические истоки раскрываются в работах В.И.Бакиной, И.М.Дьяконова, А.В.Гулыги, Я.Э.Голосовкера, В.Б.Иорданского, А.Ф.Косарева, А.Краппа, Дж. Кэмпбелла, Л.Леви-Брюса, К. Леви-Стросса,
A.Ф.Лосева, А.Е.Лукьянова, Р.Менара, А.А.Тахо-Годи, В.Н.Топорова, М.П.Холла, М.И.Шахновича, О.М.Фрейденберг, М.Элиаде и др.
Психологические аспекты осмысления космоса рассматриваются в работах Н.В. Абаева, Ф. Александера, И.А.Александрова, Л.С.Выготского, И.В. Горбунова, А. ван Лизбет, В.В. Малявина, Ш.Селесника, Е.А.Торчинов,
B.Франкла, М.-Л. фон Франц, К.Г.Юнга, М.Элиаде, А.Яффе. Большинство исследователей противоречивы в оценке первенства образа микрокосма по отношению к макрокосму, или наоборот.
Натурфилософское «прочтение» космоса в период становления как античной, так и восточной философии представлено в трудах И.А.Александрова, В.Ф.Асмуса, В.И.Бакиной, Дж.Барнета, Г.Боса, В.В. Бродова, В.В.Васильковой, П.П. Гайденко, Д.Датта, А.Ф.Лосева, А.Е.Лукьянова, А.Косарева, А.А.Тахо-Годи, И.Д.Рожанского, Э.Д. Фролова, А.Н.Чанышева, С.Чаттерджи, С.Я. Шейнман-Топштейн, М.Элиаде. О развитии этих представлений в последующие эпохи писали И.А.Александров, А.Т.Джабаров, А.Х. Горфункель, Ж. ле Гофф, А.Я.Гуревич, В.В.Василькова, А.Ф.Лосев, В.Б. Луговкин, Г.Г. Майоров, К.А. Сергеев, В.В. Соколов и др. При обобщении основных идей, высказанных перечисленными авторами, становится очевидным следующее: понятия «космос», «макро- и микрокосм» стали философски инвариантными; себя как микрокосм человек проецирует, прежде всего, на природу вообще, а впоследствии - на природу, им создаваемую.
Древне-математические источники космологических воззрений, типичных для западноевропейского, индийского и китайского восприятия раскрывают исследования И.А.Александрова, П.П. Гайденко, Ф.Копры, А.Е.Лукьянова, Т.Ландшейдт, Э.Кассирера, Ф.Меррелл-Вольфа, А.Н.Павленко, И.Д.Рожанского, С.Я. Шейнман-Топштейн, О.Шпенглера, и др.
Магическое и мистическое значение образов макро- и микрокосма описано в трудах Альберта Великого, Я.Бёме, Е.Блаватской, Р.Бэкона, И.Т.Касавина, Д.Кардано, Р.Коллина, Н.Кузанского, В.Б.Иорданского, Г.В.Лейбница, Б.Малиновского, Пико делла Мирандолы, Парацельса, Пифагора, Платона, Плотина, Р.Штейнера, Дж.Фрезера, М.Элиаде, а также русских мыслителей (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, Н.О.Лосский и др.).
Логико-грамматические основания формирования образа макрокосма и абстрактного мышления были раскрыты в работах Т.В.Ахутиной, А.А.Богданова, И.Н.Горелова, А.Я.Гуревича, С.В.Добронравова, А.А. Залевской, В.А.Звегинцева, А.Ф.Лосева, А.Марти, В.И.Постоваловой, Б.Рассела, М.Рихтера, Э.Сепира, Б.Уорфа, Г.Фоллмера, О.М.Фрейденберг.
За кадром» философской рефлексии остались некоторые существенные аспекты бытования макро- и микрокосмических моделей: диалектика взаимной связи макро- и микрокосма, базисные варианты ее реализации в различных типах мировоззрения. Не было уделено должного внимания вопросам о влиянии макро- и микрокосмических моделей на конкретно-научный познавательный процесс применительно к современной науке.
Цель исследования: выявление природы и эвристической значимости образов микро- и макрокосма в процессе познания.
Задачи исследования:
1. Прояснить природу образов микро- и макрокосма.
2. Очертить исторически сложившиеся в философской мысли базисные варианты соотношения микро- и макрокосмических начал.
3. На материале Нововременной и современной науки установить типичные формы бытования микро- и макрокосмических моделей в научном познании.
Методология исследования и его теоретические источники
Методологической основой исследования явились:
-диалектическая идея гармонии противоположных начал;
-идея сущностного сродства процессов становления материальной и духовной культуры, представленная как в материалистических, так и в идеалистических версиях историко-культурного развития;
-идеи русской философии о смысложизненном аспекте научного поиска.
Подбор источников космологической, историко-культурологической, религиозной и психоаналитической направленности носил концептуальный характер, что соответствовало поставленным задачам. Узкоспециальная литература привлекалась по мере необходимости.
Основные результаты исследования, выносимые на защиту и их научная новизна могут быть сведены к следующим положениям:
1. Установлено, что в становлении образа микрокосма наиболее существенными оказались магические и математические основания. В последующем становлении образа макрокосма наиболее существенны логико-грамматические основания.
2. Выявлен социо-культурный контекст базисных исторически сложившихся вариантов доминирования той или иной составляющей диады: западный мир «отдавал предпочтение» микрокосму - человеку, традиционное индийское мировоззрение - макрокосму, китайская культура породила идею гармонии обоих начал в форме равновесия.
3. Обнаружено, каким образом Нововременная наука, сохранив идею соотношения микро- и макрокосма как подобия, реализовала ее в иных общенаучных категориях: система и элемент, Вселенная и образующие ее тела, машина и ее детали, мировая и «человеческая» машина, небесная и социально-экономическая механика, социум и человек и др. Идея подобия осталась актуальной и в современной науке.
4. Показано, что в силу дифференциации современного научного знания и, соответственно, специализации его субъектов, перенос идей из одной области в другую осуществлялся через опосредующее звено — массив околонаучной и научно-популярной литературы.
5. Установлено, что в философии науки предпочтение макрокосмического начала ведет к предельным формам рационализма в его идеалистической форме. Приоритет микрокосма ведет к «эмпиризации» познавательного процесса (вплоть до его вульгарно-материалистической интерпретации). Стремление к эпистемологической гармонизации обоих начал отчасти реализовалось в русской философии, прежде всего - в русском космизме.
Практическая и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:
- во-первых, понятия космоса, макро- и микрокосмические модели возвращаются в сферу эпистемологического дискурса. Обнаруженные варианты гармонизации космических начал и диалектика их доминирования в культурно-научном аспекте позволяют рассмотреть ряд значимых, но до сего момента ждущих своего решения, общих проблем науки;
- во-вторых, материалы диссертационного исследования могут быть использованы для создания теоретической базы новых синтетических моделей в современной теории познания;
- в-третьих, для подготовки учебных курсов «Космология», «История философии», «Философская антропология», «Онтология и теория познания». Отдельные фрагменты диссертации могут быть использованы для разработки и чтения курсов по аксиологии, этике, культурологии, религиоведению, психологии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
Антроподицея как онтологическая проблема: Культурно-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Каплан, Инна Владимировна
Понятие парадигмальности в пифагорейской космогонической традиции2005 год, кандидат философских наук Павлова, Анна Бориславовна
Становление человека в культурном опыте христианства2013 год, кандидат наук Игнатьев, Владимир Евгеньевич
Космология в культуре: философско-антропологическое осмысление2011 год, кандидат наук Максименко, Людмила Александровна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Мимоход, Сергей Павлович
Выводы:
1. Термины микро- и макрокосма, как и космоса в целом в период формирования Нововременной науки претерпели кардинальное изменение, но их значение было распределено по принципу синекдохи между такими понятиями как «Вселенная», «универсум», «Природа», «живая или органическая машина», «система», «картина мира». Все перечисленные дефиниции сохранили свои микро- и макрокосмические атрибуты.
2. В эпистемологическом прочтении микро- и макрокосмические модели получили свое выражение, прежде всего, в формировании «картины мира» как макро- и отдельных теорий и гипотез как микро проявленности. Ощущение внутренней и гармоничной связи явлений позволяет исследователю найти новые идеи и выйти к построению нового макрооприсания мира. Полюс макрокосма - это рационально-дедуктивное описание действительности, полюс микрокосма соответствует индуктивно-эмпирическому познанию. Метод аналогий, основанный на органическом единении всего сущего, позволяет прийти к определенному синтезу этих систем познания и получать новые, неординарные идеи.
3. Наиболее законченной в научно-философском толковании попыткой найти метод, позволяющий человеку действительно стать объединителем всего космоса в себе, стало духовное явление русского космизма.
4. В настоящее время наблюдается последовательное сближение на гармонически едином информационно-энергетическом уровне большинства наук, объединенных единым устройством. Это позволяет заключить: макро-и микрокосмические представления вновь возвращаются в философский и научный дискурс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования установлено, следующее:
1. Образы макро- и микрокосма были заложены в период архаического мышления и неразрывно связаны с внутренним самоощущением человеком себя и своего тела. Это в свою очередь положило началу оформлению представления о первых пространственно-количественных характеристиках видимого мира;
2. С самого начала макро- и микрокосмические представления были связаны с чувственно-неразделенным восприятием окружающей действительности, где объект был продолжением субъекта. Вселенная воспринималась как продолжение внутренних сил, что привело к магическому устремлению воздействовать на внешнее через восприятие самого себя;
3. В конечном итоге этот процесс привел к осмысленному восприятию диады микро- и макрокосма. Первенство микрокосмической составляющей было главенствующим в эволюции понимания Космоса. В становлении образа микрокосма существенными оказались магические и математические основания.
4. Законченное выражение космосмо-числовых связей было оформлено в период поздней архаики.
5. В последующем становлении образа макрокосма наиболее существенны логико-грамматические основания, которые напрямую связывались с мифологическими и религиозными представлениями, в зависимости от способностей к абстракции.
6. Социо-культурный контекст определил базисные исторически сложившиеся варианты доминирования той или иной составляющей диады: античный мир «отдавал предпочтение» микрокосму - человеку, традиционное индийское мировоззрение — макрокосму, китайская культура породила идею гармонии обоих начал в форме равновесия.
7. Нововременная наука сохранила идею соотношения микро- и макрокосма как подобия, но реализовала ее в иных общенаучных категориях: система и элемент, вселенная и образующие ее тела, машина и ее детали, мировая и «человеческая» машина, небесная и социально-экономическая механика, социум и человек и др.
8. Идея подобия осталась актуальной и в современной науке. При этом доминирование того или иного из начал макро- или микрокосма определяет методы и стиль исследования, формируя "картину мира", "парадигму", "гипотезу".
9. В философии науки предпочтение макрокосмического начала ведет к предельным формам рационализма в его идеалистической форме. Приоритет микрокосма ведет к «эмпиризации» познавательного процесса (вплоть до его вульгарно-материалистической интерпретации). Стремление к эпистемологической гармонизации обоих начал отчасти реализовалось в русской философии, прежде всего - в русском космизме.
Практическая и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что: во-первых, Космос, макро- и микрокосмические модели возвращаются в сферу эпистемологического дискурса. Найденные варианты его гармонии и диалектика их доминирования в культурно-научном аспекте позволяет рассмотреть ряд значимых, но до сего момента ждущих своего решения вопросов в ряду общих проблем науки; во-вторых, для создания теоретической базы новых синтетических моделей в современной теории познания; в-третьих, материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов «Космология», «История философии», «Философская антропология», «Онтология и теория познания».
Отдельные фрагменты диссертации могут быть использованы для разработки и чтения курсов по аксиологии, этике, культурологии, религиоведению, психологии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мимоход, Сергей Павлович, 2003 год
1. Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. - Новосибирск: Наука, 1992. - 168с.
2. Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры. — К.: София, 1998.-384с.
3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: Прогресс — Культура; Изд-во Агентства Яхтсмен, 1995 - 608с.
4. Александров И.А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. М.: Агар, 1999 - 432с.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.:ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. -608с.
6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. - 209с.
7. Ампер А.-М. Электродинамика. М.: АН СССР, 1954. - 544с.
8. Ампер А.-М. Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта // Ампер А.-М. Электродинамика. — М.: АН СССР, 1954. -С.7-220.
9. Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985 - с.344.
10. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1. - 4.2. Философия древности и средневековья - М: Мысль, 1969. - 936с.
11. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. - 224с.
12. Араго Ф. Опыты, относящиеся к намагничиванию железа и стали действием вольтаического тока // Ампер А.-М. Электродинамика. М.: АН СССР, 1954. - С.440-449.
13. З.Аристотель. Метафизика. Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1999. -608с.
14. Ахутина Т.В., Горелов И.Н., Залевская А.А. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. - 240с.
15. Бакина В.И. Взаимоотношения макрокосма и микрокосма в ранней древнегреческой философии. //Вестник МГУ, сер. 7, Философия, 2000, №5, с. 21-30.
16. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528с.
17. Бёме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М.: ТЕРРА — книжный клуб; Канон - пресс - Ц, 2001. - 384 с.
18. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: ТЕРРА книжный клуб; Канон -пресс-Ц, 2001.-384 с.
19. Бердяев Н.А. Философия свободы// Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989. - С.9-250.
20. Бердяев Н.А. Смысл творчества// Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - С.254-534.
21. Бердяев Н.А.: pro et contra. Антология. Кн.1. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1994. -573с.
22. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: изд-во Иностранной литературы, 1956.-735с.
23. Богданов А.А. Системная организация материи // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. — М.: Политиздат, 1990. С.422-436.
24. Боголюбов А.Н., Григорян А.Т. Классическая механика и техника XVII -XIX вв.// Механика и цивилизация XII XIX вв. - М.: Наука, 1979. - С.68-110.
25. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических знаний. М.: изд-во МГУ, 1990. - 224с.
26. Бхагаватгита. С.-П.: Кристалл, 2000. - 514с.
27. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. М.: «Вече», 1996. - 368с.
28. Бэкон P. "Secretum Secretorum" URL: http// www.spnet.ru/~brol/ denis/ library/ rogerbacon.htm
29. Бэкон Ф. Новый органон.//Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1978. - Т.2. - С.7-215.
30. Бэкон Ф. О началах и истоках.//Соч. в 2-х т. М.: Мыль, 1978. - Т.2. — С.301-349.
31. Бэкон Ф. Новый Антлантида.// Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1978. - Т.2. -С.483-519.
32. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999. -480с.
33. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519с.
34. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1988. - 258с.
35. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1988. -359с.
36. Виндельбанд В. История философии. К.: Ника-Центр, 1997. - 560с.
37. Виндельбанд В. Якоб Бёме и его «Аврора»// Бёме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М.: ТЕРРА - книжный клуб; Канон - пресс — Ц, 2001.-С. 377-382.
38. Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона// Платон и его эпоха.-М.: Наука, 1979.-98-144с.
39. Гайденко П.П. Философия Николая Кузанского и античный платонизм// Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985 - С.216-222.
40. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса// Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -С. 5-26.
41. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. - Т. 1.-452с.
42. Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Энциклопедия философских наук. -М.: Мысль, 1975. -Т.2.- 695с.
43. Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977.-Т.З.-471с.
44. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Главная редакция восточной литературы «Наука», 1987. - 218.
45. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. Школа, 1980.-368с.
46. Готье Д. Карты Вечности// Фулканелли. Тайны готических соборов. -M.:RELF-book, К.: Ваклер, -1996. - С.191-215.
47. Гофф Жак ле. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв.)//Одиссей. 1991. — С.25-48.
48. Гулыга А.В. Миф как философская проблема// Античная культура и современная наука. М.: Наука - 1985. - С.271-276.
49. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос - 2000. - 224с.
50. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. Искусство. -1972.-320с.
51. Гуревич А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры// Одиссей. 1990. — С.76-89.
52. Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. 1990. - С.97-131.
53. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Вестник. - 1997. - 448с.
54. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). Дневник работы и жизни. М.: изд-во АН СССР. - 1957. -251с.
55. Денисова Л.В. Догматическое основание метафизических систем. Омск: Юридический институт МВД России. - 1999. - 243с.
56. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные науки в мире культуры. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 448с.
57. Деревянченко Ю.И. Онтологический статус трансцендентного: Автореф. . канд.филос. н. Омск: ОмГПУ, 2001 17с.
58. Добронравов С.В. Язык как идеология (философия языка А.А.Богданова)// Тектологический альманах, №1, 2000. С.307-324.
59. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб.: ТОО Орис, ТОО Яна-Принт, 1994.-336с.
60. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 247с.
61. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. — М.: Наука, 1985.-232с.
62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М. «Политиздат», 1974.-271с.
63. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. - 344с.
64. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. -Новосибирск: Наука СО, 1989. 248с.
65. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.-415с.
66. Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -672с.
67. Капралов М.В. Тектологической правило поведения самовоспроизводящихся систем.// Тектологический альманах, №1, 2000. -121-127.
68. Касавин И.Т. Размышления о магии, ее природе и судьбе// Магический кристалл: Магия глазами ученных и чародеев/Ред. и сост. И.Т.Касавин: Перевод. М.: Республика, 1992. - С.6-28.
69. Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. М.: Изд-во МГУ, 1975.-408с.
70. Козлова М.С. Проблемы оснований науки// Природа научного познания: Логико-методологический аспект. Минск: Изд-во БГУ, 1979. - С. 18-56.
71. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. -286с.
72. Койре А. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий//Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985.-С. 12-26.
73. Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии//Койре А. Очерки истории философской мысли. -М.: Прогресс, 1985. С.51-73.
74. Койре А. Ньютон, Галилей и Платон//Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. - С. 154-174.
75. Конт О. Курс позитивной философии// Антология мировой философии. В 4т. М.:1971. -Т.З. -???
76. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2000. 304с.
77. Кудрявцев И.К., Лебедев С.А. Синергетика как парадигма нелинейности.// Вопросы философии №12 - 2002. - С.55-63.
78. Кузнецов Б.Г. Классическая механика и общественно-экономическая мысль// Механика и цивилизация XII XIX веков. - М.: Наука, 1979. -С.278-382.
79. Кун Т. Структуры научных революций. М.: ООО Изд-во ACT, 2002. -608с.
80. Кун Т. Структуры научных революций// Структуры научных революций -М.: ООО Изд-во ACT, 2002. С.9-268.
81. Кун Т. Логика открытия или психология исследования?// Структуры научных революций М.: ООО Изд-во ACT, 2002. - С.539-577.
82. Кэмпбелл Джозеф. Тысячеликий герой. -М.: Ваклер; Рефл-Бук; Аст, 1997.- 402с.
83. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ// Структуры научных революций М.: ООО Изд-во ACT, 2002.- С.269-454.
84. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции// Структуры научных революций М.: ООО Изд-во ACT, 2002. - С.455-525.
85. Ламарк Ж.Б. Философия зоологии // Избранные произведения в 2-х т. -Т. 1. М.: АН СССР, 1955. - 968с.
86. Лао-цзы Дао дэ цзин//Антология даосской философии. М.: тов-во «Клышников-Комаров @ К0» - 23-65с.
87. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. -ВО «Наука», Сибирская издательская фирма. 1993. 287с.
88. Лебедев А.В. Микрокосмос и макрокосмос//Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.362.
89. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 2000. - 402с.
90. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 1999.-392с.
91. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня//Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 1999. С.37-110.
92. Леви-Строс К. Неприрученная мысль// Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1999. - С.111-326.
93. Леви-Строс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов// Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Терра — Книжный клуб; Республика, 1999. -С.355-370.
94. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Соч. в 4т. М.: Мысль, 1983.-Т.2.-686с.
95. Лейбниц Г.В. Лейбниц леди Мешэм (30 июня 1704г.)//Соч. в 4т. - М.: Мысль, 1983. -Т.2. - С.589-595.
96. Лекторский В.А. «Альтернативные миры» и проблема непрерывности опыта//Природа научного познания: Логико-методологический аспект. — Минск: Изд-во БГУ, 1979. С.57-105.
97. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Сбор. соч. М.: ОГИЗ, 1947. — Т. 14. -367с.
98. Ленин В.И. Конспект «Науки логики»//Философские тетради М.: Политиздат, 1973. - С.77-218.
99. Леоненко Л.Л. Выводы по аналогии: взгляды А.А. Богданова и современные концепции. //Тектологический альманах №1, 2000. — С. 162187.
100. Лизбет А. Ван Тантра. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 256с.
101. Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989.-451с.
102. Локк Д. Опыт о человеческом разумении//Соч. в Зт. М.: Мысль. - Т. 1. -621с.
103. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: «Искусство», 1976. 367с.
104. Лосев А.Ф. О пропозициональных функциях древнейших лексических структур.// Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. -с.246-280.
105. Лосев А.Ф. О типах грамматического предложения в связи с историей мышления.// Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. -с.280-408
106. Лосев А.Ф. Языковая структура. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.-376с.
107. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366с.
108. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. — 959с.
109. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1999. - 408с.
110. Лосский Н.О. Типы мировоззрений: Введение в метафизику.// Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 1999. -С.4-135
111. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.// Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 136-289.
112. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.: ИНСАН, РФК,1992.- 160с.
113. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РФК, 1992. - 208с.
114. Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен». М.: ИНСАН, РФК, 1993. - 240с.
115. Магический кристалл: Магия глазами ученных и чародеев. — М.: Республика, 1992.-527с.
116. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. -431с.
117. Малиновский Б. Магия, наука и религия//Магический кристалл: Магия глазами ученных и чародеев/Ред. и сост. И.Т.Касавин: Перевод. М.: Республика, 1992. - С.84-127.
118. Малявин В.В. Традиция «внутренних школ» ушу. М.: «Гиль-Эстель»,1993.- 104с.
119. Маркс К. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Собр. Соч. М.: Госуд. Изд-во Полит. Литер-ры, 1961.-Т.20-С.5-338.
120. Маркс К. Энгельс Ф. Диалектика природы// Собр. Соч. М.: Госуд. Изд-во Полит. Литер-ры, 1961. - Т.20 - С.339-626.
121. Маркс К. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Собр. Соч. М.: Госуд. Изд-во Полит. Литер-ры, 1961. — Т.21 - С.269-317.
122. Марти А. О понятии и методе всеобщей грамматики и философии языка// Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. М.: Минпрос РСФСР, 1960. - 4.2. - С.7-13.
123. Материалисты древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Изд-во Политическая литература, 1956. -240с.
124. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. СПб.: Лениздат, 1993.-384с.
125. Меррелл-Вольф Франкл. Математика, философия и йога. — К.: София, Ltd., 1999.- 160с.
126. Мерзон Л.С. Эмпирическое и теоретическое в историческом развитии философии//Структура философского знания. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда: изд-во Вологд. пед. инст-та, 1986. - С.37-61.
127. Меркулов И.П. Гипотеза// Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989.- С.124-125.
128. Механика и цивилизация XII XIX веков. - М.: Наука, 1979. - 525с.
129. Морозов Л.Л. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь? // Природа. 1984. - №12. - С.38-48.
130. Морозов Л.Л., Гольданский В.И. Нарушение киральной симметрии в предбиологической эволюции и физические условия возникновения жизни // Вестник АН СССР. 1984. - №6. - С.54-63.
131. Найдыш В.М. Научная картина мира//Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -С.396-397.
132. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гадарики, 1999.-476с.
133. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - 528с.
134. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высш. Школа, 1974.-379с.
135. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высш. Школа, 1973.-302с.
136. Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. М.: Мир, 1991. -296с.
137. Ницше Ф. Собрание сочинений в 2т. М.: Мысль, 1990. - 820с.
138. Нуаре JI., Капп Э. Происхождение орудия.//Вестник Международного Института А.Богданова. 2002. - №2. - с. 15-41.
139. Ныотон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989.-687с.
140. Ньютон И. Оптика или трактат об отображениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Гостехиздат, 1954. - 368с.
141. Ойзерман Т.И. Эмпирическое и теоретическое: различие, противоположность, единство // Вопр. философии 1985. №12. С. 49 62.
142. Осипов В.И. Особенности структуры философского мировоззрения ученых-естествоиспытателей// Структура философского знания. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда: изд-во Вологд. пед. инст-та, 1986. - С.85-99.
143. Островский А.Б. Этнологический структурализм Клода Леви-Строса//Леви-Строс К. Первобытное мышление М.:ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - С.3-14.
144. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М.: Ин-т философии РАН - Интрада. 1997.-256.
145. Платон. Диалоги. Соч. в Зт.-М.: Мысль, 1999.-Т.1.-864с.
146. Платон. Менон//Диалоги T.l.-М.: Мысль, 1999. -С.575-612.
147. Платон. Кратил//Диалоги Т. 1.-М.: Мысль, 1999. С.613-681.
148. Платон. Федр.//ДиалогиТ.2.-М.: Мысль, 1999. С.135-191.
149. Платон. Государство.//Диалоги Т.З М.: Мысль, 1999. - С.79-420.
150. Платон. Тимей.//Диалоги Т.З -М.: Мысль, 1999. -С.421- 500.
151. Попков В.В. Двойственность.// Тектологический альманах, №1, 2000. — С. 4-67.
152. Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней// Структуры научных революций М.: ООО Изд-во ACT, 2002. - С.525-539.
153. Постовалова В.И. О лингвофилософской концепции А.Ф.Лосева// Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985 - С.320-325.
154. Поуп А. Эпитафия Ньютону// Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. - С.253-254.
155. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 432с.
156. Природа научного познания: Логико-методологический аспект. -Минск: Изд-во БГУ, 1979. 272с. - (Философия и наука в системе культуры).
157. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука. Главная редакция физ.-мат. литературы, 1983. - 560с.
158. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. СПб.: Азбука, 2001. -960с.
159. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 2000. - 464с.
160. Ригведа. Избранные гимны. -М.: Наука, 1972. -418с.
161. Рихтер М. Латынь ключ к пониманию мира раннего средневековья?//Одиссей- 1991. - с. 125-137.
162. Рожанский И.Д. Платон и современная физика. //Платон и его эпоха.— М.: Наука, 1979. 144-172с.
163. Рожанский И.Д. Ранняя греческая философия// Фрагменты ранних греческих философов. 4.1 От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики.-М.: Наука, 1989.-С.5-32.
164. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М.: Мысль, 1973. -527с.
165. Садовский В.Н. Система// Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- С.584-585.
166. Сепир Э. Положение лингвистики как науки// Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. — М.: Минпрос РСФСР, 1960. 4.2. - С.175-181.
167. Сепир Э. Язык// Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. М.: Минпрос РСФСР, 1960. - 4.2. - С.182-197.
168. Сергеев К.А., Джабаров А.Т., Луговкин В.Б. Человек и мир в философии Возрождения и Нового времени// Структура философского знания. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда: изд-во Вологд. пед. инст-та, 1986. - С. 134-146.
169. Синченко Г.Ч. Субъект правового бытия (антропные формы): Автореф, дис. . доктора филос. наук. Омск: ОмГПУ, 2002 -42с.
170. Сицы чжуань// Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РФК, 1992. - с. 173-198.
171. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. - 800с.
172. Смирнов Б.Л. Введение к «Бхагаватгите»// Бхагаватгита. СПб.: Кристалл, 2000. - С.7-114.
173. Стёпин B.C. Структура и эволюция теоретических знаний//Природа научного познания: Логико-методологический аспект. Минск: Изд-во БГУ, 1979.-С. 179-258.
174. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. -448с.
175. Топоров В.Н. Первочеловек. //Энциклопедия мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия; Минск: Далер; Смоленск: Руссич, 1994 - с.300-302 (702с.)
176. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. Часть 1. - М.: Радикс, 1993. -208с.
177. Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма: учение о бессмертии и путях его обретения// Чжан Бо-Дуань Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 346с.
178. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970.-264с.
179. Уемов А.И. Проблема формализации тектологических понятий./ЛГектологический альманах, №1, 2000.- 139-161.
180. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку// Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. — М.: Минпрос РСФСР, 1960. 4.2. - С. 198-224.
181. Федяев Д.М. О философском инварианте.// Гуманитарное знание: Серия Преемственность. Выпуск 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - С.15-20.
182. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М.: Прогресс, 1986.-542с.
183. Фейерабенд П. Против методологического принуждения//Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - С. 125-466.
184. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе//Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - С.467-523.
185. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.-815с.
186. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576с.
187. Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. - 214с.
188. Г.Фоллмер Эволюционная теория познания// http://www.philosophv.ru/library/ vollmer/ vollmer.html
189. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1 От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. - 576с.
190. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368с.
191. Франц M-J1 фон. Процесс индивидуации// Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. - С. 155-227.
192. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Прогресс, 1998. - 344с.
193. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов М.: Политиздат, 1990. - С.94-142.
194. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. — 216с.
195. Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов М.: Политиздат, 1990.-С. 143-221.
196. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. — М. Политиздат, 1983. 703с.
197. Фулканелли. Тайны готических соборов. M.:RELF-book, — К.: Ваклер, 1996.-240с.
198. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. ВО «Наука», Сибирская издательская фирма. 1992. -Т.1 -368с.
199. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. ВО Наука, Сибирская издательская фирма. 1992. - Т.2 - 440с.
200. Чаттерджи С. Датта. Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994. -416с.
201. Чижевский A.JI. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М.: Мысль, 1995.-322с.
202. Чижевский A.J1. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. — 367с.
203. Чижевский А.Л. В ритме Солнца. М.: Наука, 1969. — 112с.
204. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии.-Л.: «Наука», 1971.-240с.
205. Швырёв B.C. О соотношении теоретического и эмпирического в научном познании//Природа научного познания: Логико-методологический аспект. Минск: Изд-во БГУ, 1979. - С. 106-148.
206. Швырёв B.C. Теория// Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- С.649-650.
207. Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. М.: Наука, 1978.- 199с.
208. Шичалин Ю.А. Пико делла Мирандола и проблема «гуманистической философии»// Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985 -С.212-216.
209. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998. 640с.
210. Эйнштейн А. Статьи, рецензии, письма. Развитие физики. М.: Наука, 1967 - соч. в 4т. - Т.4. - 599с.
211. Элиаде Мирча Космос и история. М.: Прогресс, 1987. -312с.
212. Элиаде Мирча Йога. Свобода и бессмертие. К.: София, 2000. - 400с.
213. Элиаде Мирча Мир, город, дом// Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Сб. статей. К.: София; М.: ИД Гелиос, 2002. - С.37-57.
214. Элиаде Мирча Некоторые наблюдения по поводу европейской черной магии// Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Сб. статей. К.: София; М.: ИД Гелиос, 2002. - С.114-149.
215. Эрстед Г.-Хр. Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку // Ампер А.-М. Электродинамика. М.: АН СССР, 1954. - С.428-440.
216. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: Вост.-Европ. Инст-т Психоанализа. 1994.-416с.
217. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1998. 13-103с. 368с.
218. Юань Кэ Мифы древнего Китая. М.: Мысль, 1998. - 320с.
219. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч. в 2т. — М.: Мысль, 1965. — Т. 1 -847с.
220. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527с.
221. Ясперс К. Истоки истории и ее цель//Смыл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С.28-287.
222. Ясперс К. Философская вера //Смыл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - С.420-508.
223. Яффе А. Наука и подсознание// Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1998.-303-312с. 368с.
224. Burnet J. Early Greek Philosopy//ch2.htmch2.htmch2b.htmch2b.htm
225. Cassirer E. The individual and cosmos in Renaissance philosophy — N.- Y., 1963.
226. Dr.Landscheidt T. Cosmic cybernetics, Ebertin-Verlag, D 7080 — Aalen, 1973.
227. Yates F.A. Giordano Bruno and hermetic tradition, L., 1964.
228. Boss H. Die galaktische universal-genese// Kosmolobiologisches jahrbuch, 1978, S.213-228.
229. Dr.Ebertin B.R. Kosmisches erleben heilkudliches wissen in anderen kulturen bei den nordamerikanischen indianern// S.67-73.
230. Krappe A.H. Les geneses des mytes, Paris, 1938.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.