Образы Китая и России в межкультурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Цуй Юн

  • Цуй Юн
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Комсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 127
Цуй Юн. Образы Китая и России в межкультурной коммуникации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Комсомольск-на-Амуре. 2011. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Цуй Юн

Введение

Глава 1. Теории и концепции образа и имиджа страны в социогуманитарных науках России и Китая

1.1 Проблемы дефиниций «имиджа» и «образа» в современных науках

1.2. Специфика исследований образа и имиджа в российских и китайских социогуманитарных науках

1.3. Роль стереотипов в постижении образа национальной культуры

Глава 2. Образы Китая и России в национально обусловленных социокультурных пространствах стран

2.1. Роль межкультурных коммуникаций в современном мире на примере Китая и России)

2.2. Культурно-исторические, социально-экономические и межпограничные предпосылки формирования межкультурного диалога и образов России и Китая

2.3. Образы стран и народов в межкультурной коммуникации Китая и России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы Китая и России в межкультурной коммуникации»

Актуальность темы исследования. Состояние мира в условиях глобализации обусловлено не только позитивными результатами интеграционных процессов, но и обострением межкультурных и межцивилизационных противоречий, межрелигиозным противостоянием и конфликтами. Современный мир слишком сложен, чтобы его можно было объяснить с позиций какой-либо одной культуры, системы ценностей или идеологии. Одно из условий его существования - диалог самобытных национальных культур, который должен строиться с учетом ментальных, религиозных и социокультурных особенностей стран. Тем не менее, значимость глобализации как определяющей современные тенденции развития культур и цивилизаций заключается в том, что она утверждает и объективность единства исторических судеб, мирохозяйственных связей и. взаимозависимость политических процессов, науки, техники и культуры. В современных условиях актуальным становится изучение диалога между разными культурами, предполагающего доверие, понимание и взаимодействие на различных уровнях социокультурных систем.

В диалоге культур значимую роль играет образ страны. Межкультурная' коммуникация становится все более важным инструментом взаимодействия культур, условием процесса формирования позитивных образов стран. В исследовании образа страны, формирование которого обусловлено мировоззрением, социокультурной средой, образованием, личным опытом, актуально закономерное обращение к проблемам межкультурной коммуникации. Каждая национальная культура являет собой самодостаточный мир, а чужое (другое) понимается и осознается преимущественно в рамках своей культуры. Образ иной культуры зачастую заслоняет от сознания человека частные реалии и может^не соответствовать своему прототипу, не рефлексируется и не осознается.

Особенно актуально подобное исследование для России и Китая. С того момента, когда обе страны стали осуществлять реформы, им предстояло преодолеть их исторически сложившиеся негативные образы, мешающие формированию и развитию стабильных торгово-экономических и межкультурных отношений. Исследование образа двух соседних стран и выводы, полученные в работе, могут содействовать плодотворному диалогу в различных сферах жизнедеятельности России и Китая.

Обе страны нуждаются в развитии отношений в сфере культуры, которые не возможны вне процесса формирования их положительных образов. Культурное отчуждение служит помехой в торгово:экономическом сотрудничестве и оказывает отрицательное влияние на экономическую, социокультурную1 стабильность стран. В ситуации налаживания контактов России и Китая необходимым и актуальным является изучение механизмов формирования их положительных образов.

Степень разработанности проблемы. Проблемы межкультурных отношений и связей исследуются* в социогуманитарных науках Китая и России в таких аспектах, как имидж страны, образ страны, роль стереотипов, механизмы формирования образа стран и диалог культур.

В Китае ученые обратили внимание на образ китайцев, страны, складывающийся за границей, в частности в России, только в 1980-1990-х годах. Значимой для- исследования стала работа Мэн Хуа «Имиджелогия сравнительной литературы», в которой с позиции семиотики и структурализма исследовались методы изучения имиджа страны и было выявлено, что он формируется на основании взаимных отношений "Я" и "Другой". В работах Чжоу Нин, Фан Вэйгуй [105,х. 49-54], Лю Ядинь [70, с. 54-60], Синь Цзяньфэй [94], Дэн Чанцзян [46] и других описываются процессы изменения образа Китая за границей, в том числе и в России. Фан Вэйгуй выявил в исторической динамике причины и механизмы формирования и трансформации образов Китая (от образа «идеальной земли» к образу «застойной, слаборазвитой страны»). Чжоу Нин рассмотрел процесс изменения образа Китая в периоды 1950-х годов, 1960-х годов, 1970-1980-х годов и 1990-х годов. По мнению исследователя Лю Ядинь, образы Китая в России формировались в зависимости от исторических периодов: он воспринимался в качестве страны философов, идеальной утопии во второй половине XVIII века, разрозненной страны — от XIX века до середины XX века, братской страны — в 1950 и 1960 годы.

Образ Китая в литературных произведениях разных стран привлекал: внимание таких исследователей, как Лэ Дайюнь, Чжан Хуэй, Чжан Юэй; Цзян Юань, Ду Пин, Цзян Чжицинь, Оян И и др.

Рассмотрению проблем влияния* национального образа на дипломатическую политику и международные отношения посвятили свои работы такие ученые, как Лю Гэ («Дискурс китайская угроза: культурная нить, к пониманию изменения дипломатической политики Америки по? Китаю» [68, с.36-39]), Ни Цзаньпин^ Хуан Вэйхун («Теоретическое раздумье о национальном образе Китая и дипломатической политике» [81, с. 59-62]) и -др. Исследователи полагают, что национальный образ страны является результатом динамического взаимодействия внешней политической; коммуникации, межкультурной коммуникации, и дипломатической политикшч. Они пришли к выводу о том, что- дипломатическая политика должна ориентироваться на создание положительного национального образа страны: сформированный средствами массовой коммуникации^ он может способствовать плодотворному диалогу- между странами и укреплению сотрудничества в разных сферах жизнедеятельности;

Обусловленность процесса , формирования национального образа средствами коммуникации изучается'такими китайскими учеными^ как Шэнь Цзянин («Средства массовой коммуникации и международный образ Китая» [120; с. 130-134]), Ло Сяохуа («Конструирование национального образа Китая в международных коммуникационных медиа» [67]), Чэн Маньли

Анализ новостей о Китае в ведущих информационных изданиях Америки, России, Японии и Германии» [119, с. 22-27]), Лю Цзинань («Международная коммуникация и национальный образ» [69]), Сюй Сяогэ («Национальный образ в международных. медиа» [102]) и другими. Исследователи выявили, что международные коммуникационные медиа играют ключевую роль в процессе формированию национального образа. Так, неравномерный поток международных новостей может привести к созданию негативного или искаженного национального образа и к недоразумению между странами; Китайские средства массовой коммуникации отличаются от Запада курсами и технологиями репортажа, механизмами управления медиа.

Китайские ученые исследовали образ. Китая в .разных регионах и странах: Ни,Цзаньпин «Культурная коммуникация,Китая в средней Азии и создание национального образа» [82], Чжан Сянлон «Образ мышления и взгляды о Китае - анализ взглядов немецких мыслителей» - [116; с. 18-21], Чжан Дунмэй «Образ Китая в представлении студентов и в газетах Беларуси» [114, с. 77-79], Сы Гуоань, Су Цзиныоань «Национальный образ Китая в 2006. году - текстовой анализ по материалам; "Нью-Йорк тайме"» [101, с. 51-53], Лю Ядинь «Восприятие Китая-в;России: глубокая конструкция и стадиальная метафора» [70, с. 54-60], Ли Суйань «Китай и Россия - сравнение национального образа» [65, с. 53-55] и др.

Китайские ученые уделяют внимание анализу образов, других стран, сложившихся в Китае: Го Шуцинь «Образ СССР в китайской литературе (1949-1961) - на примере журнала "Литература народа"» [37], Мэй Цибо «Европа в качестве Другого: распространение европейской литературы; в Китае в 30 годах XX века» [78] и др. ;

Российские философы, культурологи; психологи; социологи: уделяют большое внимание: феномену имиджа. Его исследование идет по двум направлениям: первое посвящено разработке основ/ теории- имиджа [45], второе, наиболее широко представленное, охватывает комплекс таких прикладных аспектов[43], как экономический, политический и др.

И.А. Федоров, A.B. Косов и другие исследовали социокультурную природу имиджа, его функции, отношение к образу. Они рассматривают имидж как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью, способный удовлетворить ожидания широких социальных слоев населения. Ряд исследователей рассматривает имидж как визуальные характеристики человека (В.М. Шепель); как символический образ субъекта (Е.А. Перелыгина); как оценку (в форме мнения) некого объекта (А.Ю. Панасюк); как образ-представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта (Е.А. Петрова, М.А. Царева и др.); как определенный образ себя, адресованный другим (Е. JT. Яковлева).

Т.К. Гранкина [39], О.П. Горбушина [38], Э.А. Галумов [31] проанализировали образ страны в аспектах экономики, коммуникации и социальной психологии, выявили его составляющие. Э.А. Галумов также рассмотрел имидж России с позиции экологической и демографической его составляющих, выявил перспективы его улучшения на основе создания национальной идеи, активизации- национальной гордости и патриотизма, целенаправленной пропаганды позитивного образа России за рубежом [32].

В работах A.B. Лукина «Эволюция образа Китая в России и российско-китайские отношения (XVIII-XX вв.)», В.И. Исаченко* «Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начале XX вв. (Философско-религиоведческий анализ)», Ю.Г. Благодера «Образ Китая в письменных свидетельствах российских путешественников и дипломатов XVII - начала XX вв.» и других выявлена история развития и формирования образа Китая в России.

B.JI. Ларин в работе «Эволюция представлений о России и россиянах в

Северном Китае: 150 лет истории на фоне современности», А.П. Забияко («Россия и русские в сознании китайцев (этнокультурная реконструкция образов и стереотипов)»), А.Е. Лукьянов («Архетип русской культуры как принцип формирования образа России в Китае»), JI.C. Переломов («Влияние конфуцианской этики на, формированйе образа России в Китае XXI в.»), E.H. Румянцев («Образы России и россиян в общественно-политическом и бытовом сознании китайцев»), В'.Я; Портяков («Основные особенности современного внутри- и внешнеполитического курса китайского руководства и их влияние на образ, России в Китае»), В.А. Ручин («Формы и методы формирования положительных представлений о России у современного молодого поколения азиатских, стран (анализ опыта, работы- в Китае и Монголии)»), Н.Е. Боревская («Образ России в образовательной сфере Китая: потенциал прошлого; и перспективы будущего») выявили основные аспекты формирования образа России в, Китае в историческом, культурном,-, политическом аспектах.:

Проанализировав работы, посвященные исследованию: образа- страны! как; в Китае, таю и в России, мы полагаем, что, во-первых, исследователи большее внимание обращают на субъективную возможность улучшения; образа страны, не достаточно; исследованы образы стран на современном этапе развития русско-китайских отношений; во-вторых, большие усилия исследователей направлены на исследование образа страны, в средствах: массовой информации; литературных произведениях. В' своей работе: мы делаем акцент на условиях имеханизмах формирования образов двух стран, складывающихся вшроцессе современной межкультурной коммуникации;

Объектом; исследования является: межкультурное взаимодействие России и Китая.

Предмет, исследования: образы России и Китая, складывающиеся в процессе межкультурной коммуникации.

Цель диссертации заключается в выявлении условий, факторов и процессов формирования образов стран России и Китая в межкультурном взаимодействии.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- Рассмотреть специфику межкультурных коммуникаций России и Китая в культурно-историческом контексте;

- Доказать взаимозаменяемость понятий «имидж» и «образ» в процессе межкультурного взаимодействия;

- Выявить основные предпосылки и факторы, влияющие на процесс формирования' образа Китая в России и России в Китае в культурно-исторической перспективе;

- Выявить влияние стереотипов как фактора постижения национальной культуры на процесс формирования образа страны;

- Выявить социокультурную специфику образов России и Китая, сложившихся в процессе межкультурной коммуникации;

- Показать основные тенденции развития национальных образов в межкультурной коммуникации.

Источниками для исследования послужили результаты проведенного автором ряда анкетирования в г. Комсомольске-на-Амуре (Россия) и в г. Шэньяне (Китай), в котором приняло участие более 150-и человек; российская и китайская пресса, касающаяся проблем формирования образов стран, состояния культуры на современном этапе исторического развития, торгово-экономических отношений Китая и России; исследовательские работы, обращенные к рассмотрению проблем взаимоотношений России и Китая.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется предметом исследования и сформулированными задачами, она включает в себя комплекс теоретических понятий, методологических приемов и процедур сравнительно-исторического, системного, историко-типологического и структурно-функционального методов. Их применение обусловлено интегративностыо культурологического знания. Приемы системного, сравнительно-исторического и историко-типологического методов позволили провести сравнительный анализ образов стран, выявить в них общее и специфическое. Приемы структурно-функционального анализа способствовали выявлению их структурной специфики, системных параметров, позволивших моделировать. образ страны, выявить, роль и функции образа страны в межкультурной коммуникации. Приемы семиотического анализа позволили-, выявить, значимые для китайцев и русских ценности и символы в процессе межкультурной коммуникации.

Научная новизна -диссертационной работы, состоит в том, что в научном описании образа стран (Китая и России) использованы полученные автором результаты анкетирования российских и? китайских граждан;, показаны социокультурные механизмы формирования образов; выявлено1 влияние экономического^ демографического, межпограничного факторов в, процессе становления образов стран; проиллюстрирована функция стереотипов' ш современном1 межкультурном диалоге. Выявлено влияние-отрицательных факторов в культурах России- и Китая, снижающих эффективность, их межкультурного диалога, необходимого для понимания: одной культурой-другой культуры.

Теоретическая и практическая значимость. В работе представлена теория образа страны, показаны; основные механизмы формирования образов России и Китая. Результаты исследования могут способствовать преодолению идеологизированных стереотипов в восприятии России и Китая, лучшему пониманию стран,, специфики мышления и поведения людей разных культур. В процессе описания образа России и Китая были привлечены данные опросов, проведенных автором- работы. Результаты выполненного исследования обладают целесообразностью их использования в межкультурных отношениях двух стран, в процессе организации практического взаимодействия между культурными, политическими и деловыми кругами России и Китая, в процессе обучения китайских студентов русскому языку и русских — китайскому.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Глобальные процессы, протекающие в современном мире, делают межкультурную коммуникацию необходимым условием развития личности, национальных обществ и культур. Межкультурная коммуникация осуществляется в разных формах, доминирующей из которых является культурный диалог, способствующий пониманию представителями одной страны представителей другой страны, сотрудничеству на разных уровнях экономической и социокультурной сфер жизни. Основные направления взаимодействия осуществляются в таких формах, как «Национальный год России и Китая», «Год русского языка и китайского языка», гастрольная, выставочная и образовательная деятельность, совместные научные исследования и конференции и др.

2. Понятия «имидж» и «образ», имеющие общее семантическое поле (внешность, представление, облик, впечатление), осмыслены в работе как синонимические.

3. Одним из факторов налаживания плодотворного межкультурного диалога между странами является образ страны, выступающий своеобразным ее посредником.

4. Образ страны характеризуется подвижной и изменчивой структурой. На процесс его формирования, динамику в межкультурном диалоге влияют политические, экономические и культурные факторы, которые способствуют созданию положительного (или отрицательного) образа страны. Процесс формирования положительного образа страны зависит от добрососедских отношений, информированности о стране, межкультурных контактов и обменов, от стремления понять «чужую» культуру как «свою». Позитивный национальный образ способствует успешной жизнедеятельности страны, влияя на ее коммерческую, политическую, культурную деятельность как внутри страны, так и вовне ее (партнерские страны).

5. Результаты анкетирования показали, что в процессе формирования образов двух соседних стран определенную роль играют сложившиеся стереотипные представления. Образ России складывается в Китае на основании таких представлений китайцев, как «мощная» страна с холодным климатом, обширной территорией, богатыми ресурсами, с развитой аэрокосмической техникой и тяжелой промышленностью, высоким ростом россиян. Китайцы отметили такие свойства русских людей, как гостеприимство, честность, уважение ' к личности, галантность, принципиальность, энтузиазм, оптимистическое отношение к жизни. Русские отметили' такие свойства китайцев, как трудолюбие и трудоспособность, коллективность и высокая организованность в деловых отношениях, здоровый образ жизни, предприимчивость, приверженность традициям, любопытство, стремление к сохранению своей культуры, отзывчивость,, открытость, бережное отношение к окружающей среде и вещам. Результаты анкетирования показали, что для русских респондентов, в отличие от китайских респондентов, значимым оказались не столько характеристики страны, сколько качества людей.

6. Сформированное стереотипное представление о стране (Китай), основанное на культурных ценностях другой страны (Россия) и* наоборот, не всегда является адекватным. Его преодоление возможно при наличии стабильных, полноценных контактов, осуществляющихся в многостороннем диалоге стран.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на разных этапах её разработки на международной научно-практической конференции «История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние стран АТР» (Комсомольск-на-Амуре, АмГПГУ, 2007), международной научно-практической конференции «Дальний Восток: динамика ценностных ориентацию) (Комсомольск-на-Амуре, КнАГТУ, 2008) , применялись в процессе преподавания дисциплины «Русский язык как иностранный в Шэньянском аэрокосмическом университете (КНР, г. Шэньян). По теме исследования опубликовано 10 статей, в том числе 1 - в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации определяется логикой исследования проблемы и решением поставленных задач. Диссертация, объемом 127 с. состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, состоящего из 123 наименований, и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Цуй Юн

Выводы по второй главе. Межкультурная коммуникация в формах проведенных в России и Китае мероприятий, к примеру, Национального года, Года русского (китайского) языка, совместных образовательных программ, совместных научных сотрудничеств и конференций, гастролей, выставок, вестей в СМИ и др., способствует диалогу китайской и русской культур и формированию положительного образа стран. Исторически сложившийся образ подвергается переосмыслению под действием изменяющихся торгово-экономических, социокультурных, межрегиональных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межкультурная коммуникация — сложный и неоднозначный процесс. Она функционально- значима на сегодняшнем этапе развития, основной тенденцией которого является глобализация мира, активизирующая процессы трансформации китайского и российского обществ, их культуры. Не только языковая, коммуникативная; культурная компетенция (на уровне знания), но и образ (на уровне понимания) обусловливают основные механизмы межкультурной коммуникации. Подведем некоторые итоги нашего исследования, обобщив понятие образа и имиджа, факторы сложения образа«страны в процессе межкультурной коммуникации Китая;и России.

Образ — это обобщенное представление, мнение, репутация или оценка, сложившийся на основе, полученной информации. Процесс сложения образа представляет собой' экономически, социально и культурно обусловленный процесс. Образ страны представляет ее мощь, экономическую силу, богатство, уровень развития культуры. Он является совокупным показателем-авторитета государства в глазах зарубежной общественности; успешности его политики, значимости культуры с ее ценностями, традициями, нормами и в мире.

В работе рассмотрены аспекты проблем, которые помогли дать представление о культурно-исторических, социально-экономических и культурных условиях и причинах формирования- образа стран, механизмы процессов их сложения, изменения в культурно-историческом процессе.

Особенности, процесса межкультурной коммуникации между Китаем и Россией определяются разными предпосылками восприятия друг друга, определенными ментальными, социальными и экономическими аспектами жизнедеятельности стран. Восприятие России» в Китае в своей основе базируется на убеждении о сходстве исторического процесса и культур двух стран, которое сложилось еще в начале XX века. Поэтому китайская интеллигенция была преимущественно заинтересована в том, что могло способствовать развитию революции и государственного строительства, к примеру, русская реалистическая литература, социалистический государственный строй, научно-технические достижения и др. Соответственно и был создан в первой половине XX века идеализированный образ советской России. А для России Китай представлял собой страну со сложившейся традиционной культурой. В образе Китая, создаваемом в России, доминирующими чертами были культурные традиции (своеобразное питание, чайная церемония, почитание старших, культ предков), особый строй мышления, плотное население и т.д.

Россия проявляет себя на международной арене в качестве демократической страны с рыночной экономикой, что послужило причиной изменения образа России в Китае, разрушило предпосылки созданного в начале XX века образа-идеала России в Китае. В настоящее время в Китае происходит процесс сложения нового образа России. Многочисленные туристические поездки, интенсивные научные, экономические связи и сотрудничества, фильмы, объемная информация в СМИ пополняют знания друг о друге, снимают предубежденное представление, создают соответствующий реальности, положительный образ России и Китая в процессе межкультурной коммуникации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Цуй Юн, 2011 год

1. Image. http://lingvo.yandex.ru/en?text=image&sttranslate=on.

2. А космонавт-то ненастоящий!- «Моя газета» —№ 45(67) от 05. 11.08

3. Арефьев А. Л. Российские студенты в китайских вузах -http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit03.php.

4. Ахиезер, A.C. Задачи разработки социальных оценок территории в условиях научно-технической революции/ A.C. Ахиезер, П.М. Ильин // Изв. АН СССР. Сер. географ. 1975. - № 1. - С. 86-92.

5. Бабич М. «Наш город». -№ 2(518) от 11 января 2006 года.

6. Беспалов, C.B. Позитивные стереотипы образа России/С.В. Беспалов -http://www.ia-centr.ru/expert/206/.

7. Богаевская, А.Н. Китайская миграция на Дальний Восток России/ А.Н. Богаевская http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1345&print=l&more=l.

8. Бодалев, A.A. Имиджелогия это серьезно /A.A. Бодалев -http://academim.org/art/bodl .html.

9. Брянцева, Е.А. Социология имиджа: методологические основы /Е.А. Брянцева. -http://lib.socio.msu.ru/l/library.

10. Ван Юй, Цзян Вэйминь. О психологическом механизме формирования имидж страны/ Ван Юй, Цзян Вэйминь// Международный форум. 2007 - № 4. - С.27-31.

11. Введение в этническую психологию/ под ред. Ю.Л.Платонова. -СПб, 1995. http://au-migration.narod.ru/Diplom/51.htm.

12. Вешнинский, Ю.Г. Аксиология постсоветского культурного пространства (имидж территорий и мест)/ Ю.Г. Вешнинский. — http://academim.org/art/veshl.html.

13. Власть стереотипов http://psyfactor.org/lib/stereotype.htm

14. Воскресенский, А.Д. Китай и Россия в Евразии: Историческая динамика политических взаимовлияний/А. Д. Воскресенский М.: «Муравей», 2004. -500 с.

15. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. Принята 32-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Париж. 2001. 2 ноября http://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/pdf/decl diversity.pdf.

16. Гаджиев, К.С. Имидж государства в конфликте идеологий/ К.С. Гаджиев. М.: Андалус, - 2007. - 128 с.

17. Газета «Жэньминь Жибао » от 27-о февраля 1999 года.

18. Галумов, Э.А. Имидж страны: компоненты структуры и коммуникации/ Э.А. Галумов http://www.iamik.ru/?op=full&what:=content& ident=14559

19. Галумов, Э.А. Имидж против имиджа/ Э.А. Галумов. — М.: «Известия», — 2005. — 552 с .

20. Гао Ихун. Понимание языковой и культурной разницы/ Гао Ихун -Пекин: изд. обучения иностранных языков, 2000. — 265 с.

21. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага»/ И.Б. Госанов. -http://evartist.narod.ru/text9/15.htm.

22. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос/ Г.Д. Гачев. М.: Прогресс, - 2000. - 479 с.

23. Гельбрас, В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции / В.Г. Гельбрас. М.: Муравей. - 2004. - 203 с.

24. Го Шуцинь. Образ СССР в китайских литературах (1949-1961) на примере «народная литература» / Го Шуцинь// Диссертация Юго-западного университета на соискание магистра, - 2006. -78 с.

25. Гранкина, Т.К. Экономический имидж страны и его составляющие / Т.К. Гранкина. М.: РАГС . - 2003.

26. Грановская, P.M., Никольская, И.М. Защита личности СПб, 1999. -http://au-migration.narod.ru/Diplom/51 .htm.

27. Гуань, Вэньху. О национальных образах/. Гуань Вэньху Изд. университета электронной техники, — 1999. — С. 23.

28. Гуань Шицзэ. Межкультурная коммуникация знания для повышения способности общения с внешним миром/ Гуань Шицзэ — Пекин: изд. Пекинского университета, - 1995. - 268 с.

29. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия/ П.С. Гуревич — М.: Искусство, — 1991. — 126 с.

30. Даже саммит G8 не в состоянии изменить репутацию России в мире.- http://www.nikkolom.ru/2006/220606liarticle.htm

31. Дьячкова, Э.К. Имиджелогия для руководителя/ Э.К. Дьячкова М.,- 1998,-84 с.

32. Дэн Чанцзян. Исследование культурного образа Китая/ Дэн Чанцзян- Диссертация на соискание магистра Китайского университета электронной технологии, — 2007. — 128 с.

33. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания/ Т.В. Евгеньева http://stereotipi.ru/113.html.

34. Жебит В. А. Имидж объекта как продукт сознания реципиента -http://academim.org/art/zhebitl.html.

35. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем/ Е.В. Змановская СПб, «Речь», - 2005 г. - 178 с.

36. Ивасита Акихиро. 4000 километров проблем. Российско-китайская граница/ Акихиро Ивасита; пер. с яп. М.Г. Горфункель. М.: ACT: Восток-Запад, - 2006. - 336 с.

37. Имидж http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/sesl/ses-2106.htm?te.

38. Как формируется образ России. http://www.russia-today.ru/2004/ no22/22topicl .htm.

39. Кармин, A.C. Культурология/ A.C. Кармин СПб.: Издательство «Лань», - 2006. - 240 с.

40. Козлов, Л.Е. Общественное мнение Дальнего востока о внешней и внешнеэкономической политике России в АТР (По результатам анкетирования и интервьюрования)/ Л.Е. Козлов // Проблемы Дальнего Востока, 2007. -№ 3. - С. 77.

41. Колесникова, Т.Н., Чапайкина, М.В. Роль имиджа России в глобальном пространстве/ Т.Н. Колесникова, М.В. Чапайкина — http://www. с-society.ru/wind.php?ID=288501.

42. Кон, И.С. Психология предрассудка/ И.С. Кон http://evartist. narod.ru/text9/ 15.htm.

43. Коновалов, И. Итоги работы российских экспортеров вооружения/ И. Коновалов// Журнал «Власть» №9 (812) от 09.03.2009 -http ://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID= И 29115. •

44. Коротаев, И. Сколько стоит репутация, если она есть/ И. Коротаев — http://www.konkurent.ru/print.php?id=4175.

45. Лабунская, В.А. Имидж и социальные роли — http://academim.org/art/ labl.html.

46. Ларин, А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк/ А.Г. Ларин М.: Муравей, - 2003. - 512 с.

47. Ларин, В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX — начало XXI в.)/ В.Л. Ларин М.: Восток-Запад, -2005.-419 с.

48. Ларин, В.Л. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы/ В.Л. Ларин // Проблемы Дальнего Востока, 2008. - № 2. - С. 40-53

49. Ли Суйань. Китай и Россия — сравнение национального образа / Ли Суйань// Исследование Сибири, 2007. - № 4. - С. 53-55.

50. Линь Цзинхуа. Неадекватное восприятие России — фактор России в проблемах китайской современности / Линь Цзинхуа — Пекин: издательство Шан У,-2005.-358 с.

51. Ло Сяохуа. Конструирование национального образа Китая в международных коммуникационных медиа/ Ло Сяохуа // Диссертация центрального китайского педагогического университета на соискание магистра, — 2007. 121 с.

52. Лю Гэ. Дискурс «китайская угроза»: культурная нить к пониманию изменения дипломатической политики Америки по Китаю/ Лю Гэ // Вестник Харбинского политехнического университета (общественные науки), 2003, том 5, № 1. — С. 36-39.

53. Лю Цзинань. Международная коммуникация и национальный образ/ Лю Цзинань Пекин: Изд. Пекинского института медиа, - 2002. - 252 с.

54. Лю Ядинь. Восприятие Китая в России: глубокая конструкция и стадиальная метафора / Лю Ядинь // Вестник Сямэньского университета (философия и общественная наука), 2006. - № 6. - С. 57.

55. Макиенко, К.В. За 15 лет Китай потребил до половины всех российских военных поставок за рубеж. От 06.02.2007 — http://vpk.name/news/

56. Малкин, Е., Сучков, Е. Основы избирательных технологий/ Е. Малкин, Е. Сучков, М.: — 2002. С. 97 - http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/ агйс1е/а2Ьика/р87-042.1^1г^ех.

57. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. http://libelli.ru/marxism/ те ss2.htm

58. Маслова, В.А. Лингвокультурология/ В.А. Маслова М.: Изд. центр «Академия», - 2001. — 208 с.

59. Меренков, A.B. Социология стереотипов/ A.B. Меренков. -Екатеринбург: ЕГУ, 2001. - С. 17-19.

60. Мишланова, С.Л., Пермякова, Т.М. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации/ С.Л. Мишланова, Т.М. Пермякова // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр., Пермь, 2005. - С. 340-350.

61. Цибо, Мэй. Европа в качестве Другого: в 30-х годах XX века: распространение европейской литературы в Китае /Мэй Цибо // Диссертация Центральнокитайского педагогического университета' на соискание доктора, -2006.- 158 с.

62. Наумов, А. «Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом)» /А. Наумов // Менеджмент. 1996 - №3. -С. 70-103.

63. Белобрагин В.Я. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки/ В.Я. Белобрагин http://academim.org/art/bell800.html.

64. Ни, Цзаньпин, Хуан, Вэйхун. Теоретическое раздумье о национальном образе Китая и дипломатической политике /Ни Цзаньпин, Хуан Вэйхун //Теоретическое исследование идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопин 2004. -№ 10.-С. 59-62.

65. Ни, Цзаньпин. Культурная коммуникация Китая в средней Азии и создание национального образа/ Ни Цзаньпин //Внешняя великая коммуникация: теория и поиск, 2006. - № 12. - С. 38.

66. Образ Китая http://bd.fom.ru/reportymap/d083021/printable/

67. Образ. http://ru.wikipedia.org/wiki/

68. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: ООО «А ТЕМП», 2007.

69. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии/ А. Ю. Панасюк — http://academim.org/art/panl2.html

70. Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России/ Е.А. Петрова — http://academim.org/art/pet2.html

71. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования/ Е.А. Петрова http://academim.org/art/petl .html

72. Практический курс китайского языка. В 2 т. Т.1/ ответственный редактор А.Ф. Кондрашевский. 9-е изд., испр. — М.: ACT: Восток-Запад, -2006.-316 с.

73. Россия собирает прибыль с мигрантов http://www.ilx.ru/txt.asp7id =1262204.

74. Россияне наивны как деги — http://www.iamik.ru/

75. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации/ А. П. Садохин// учеб. Пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, - 2004. - 271 с.

76. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога// Социокультурное пространство диалога. М., - 1999. - 221 с.

77. Синь Цзяньфэй. Взгляды мира о Китае/ Синь Цзяньфэй Сянган: Компания Саньляныпудянь, — 1991. - 218 с.

78. Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997 г. - 5110 с.

79. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации http://psyfactor.org/lib/stereotypel .htm.

80. Стефаненко Т. Стереотипы социальные/ Т. Стефаненко -http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnyenauki/sociologiya/STEREOTIPISOT SIALNIE.html.

81. Стефаненко Т.Г. Этнические стереотипы — функции и свойства/ Т.Г. Стефаненко// Этнопсихология. Практикум. М.,2006 http://psyfactor.org/lib/ stereotype8.htm.

82. Сун Юйчжун. Содержание и функция национального образа/ Сун Юйчжун // Международный форум, 2002. - № 5. - С. 16.

83. Сун Юнчжун. Содержание и функция национального образа/ Сун Юнчжун // Международный форум, 2002. - № 3. - С. 10-20.

84. Сы Гуоань, Су Цзиныоань. Национальный образ Китая в 2006-м году текстовой анализ по материалам Ныо-Иорк тайме / Сы Гуоань, Су Цзиньюань // Новости и знания, — 2007. - № 5. - С. 51-53.

85. Сюй Сяогэ. Национальный образ в международных медиа/ Сюй Сяогэ // Исследование новостей и коммуникации. http://www.cnki.net

86. Толковый словарь, русского языка начала XXI века.- Актуальная лексика/ под ред. Г. Н. Скляревской. — М.: Эксмо, 2007. — С.393.

87. Ульяненко В.В., Лучкин К.В., Лейкин> С.Ф., Французова O.A. Китайская- цивилизация как она есть/ В.В. Ульяненко, К. В. Лучкин, С.Ф. Лейкин, O.A. Французова М. : ACT: Восток-Запад. - 2005. - 494, (2) с.

88. Фан Вэйгуй. Раздумья о имиджелогии/ Фан Вэйгуй // Научное обозрение, 2007. - № 3. - С.49-54.

89. Федоров А. Воровство как искусство/ А. Федоров — http://lenta.ru/ articles/2009/03/11/stealing/

90. Федоткина Л.Е. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности предприятий/ Л.Е. Федоткина http://www.uran.ru/ reports/usspec2003/thesesofreportst31 .htm.

91. Хрестоматия Дэн Сяопина. Третий том. Пекин: Издательство народа, 1993. - 578 с.

92. Ху Вэньчжун. Культура и коммуникация/ Ху Вэньчжун Пекин: изд. обучения иностранных языков, — 1994. - 218 с.

93. Ху Чао. Межкультурная коммуникация парадигма и способность в век Е/ Ху Чао - Пекин: изд. китайской социальной науки, - 2005. - 198 с.

94. Царева М.А. Культурный образ в межкультурный коммуникации (на примере Японии)/ М.А. Царева // Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи, 2006. — 26 с.

95. Цзя Юйсинь. Межкультурная коммуникация/ Цзя Юйсинь -Шанхай: изд. обучения иностранных языков, 1997. - 246 с.

96. Цыплаков С.С. Российско-китайские торгово-экономические связи: извилистый подъем/ С.С.Цыплаков // Проблемы Дальнего Востока, 2008. -№6.-С. 61.

97. Чжан Дунмэй. Образ Китая в представлении студентов и в газетах Беларуси/ Чжан Дунмэй // Вестник пекинского второго института иностранных языков, 2002. - № 2. - С. 77-79.

98. Чжан Кунь, Сюй Цюн. О национальных образах / Чжан Кунь, Сюй Цюн // Круг международных новостей, 2007. - № 3. С. 11-16.

99. Чжан Сянлон. Образ мышления и взгляды о Китае — анализ взглядов немецких мыслителей/ Чжан Сянлон // Научный журнал Хэбэй, -2000,-№5.-С. 18-21.

100. Чжан Цзунхай. Китайско-российские отношения на рубеже тысячеления в дальневосточных регионах / Чжан Цзунхай Хэлунцзянская академия* социальных наук, - 2006. -.316 с.

101. Чугров C.B. этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения/ C.B. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. 1993. - № 1. - С. 41 -54.

102. Чэн Маньли. Анализ новостей о Китае в главных прессах Америки, России, Японии и Германии / Чэн Маньли // Круг международных новостей, -2002.-№4.-С. 22-27.

103. Шэнь Цзянин. Средства массовой коммуникации и международный образ Китая/ Шэнь Цзянин // Исследование международной политики, 2001. - № 2. - С. 130-134.

104. Энциклопедия социологии. — http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/ article/soc/soc-0398.htm?te.

105. Этнические стереотипы http://psychology.net.ru/dictionaries/ psy.html?word=l 156

106. Юнг К.Г. Образ — Типология/ К.Г. Юнг // Психологические типы — http:// www.typelogic.ru/glossary/term040.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.