Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества: на материалах вузов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Виндижева, Альбина Олеговна

  • Виндижева, Альбина Олеговна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 127
Виндижева, Альбина Олеговна. Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества: на материалах вузов Северного Кавказа: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2007. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Виндижева, Альбина Олеговна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования сознания в его связи с социальной динамикой.

1.1 .Культурно-нравственный аспект сознания и место нравственных ценностей в системе общественных отношений.

1.2.Социальные аспекты культурно-нравственной активности личности.

Глава II. Динамика культурно-нравственных ценностей студенчества в условиях стабилизации общества.

2.1. Влияние социальных реформ на динамику культурно-нравственных представлений студенчества.

2.2.Тенденции к восстановлению традиционных ценностей в молодежном сознании в условиях стабилизации.

2.3.Средства формирования нравственной культуры студенчества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества: на материалах вузов Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования.

Нравственное сознание определяет основные идеалы и ориентиры личности. Оно регулирует его поведение во всех сферах общественной жизни -в политике, в семье, в производственно-трудовой сфере, в науке, в межличностных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Имея различные, а подчас противоположные нормы, принципы нравственного сознания сами по себе, как таковые, имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений в данном обществе и на данном этапе. В социологическом плане сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей окружающего мира вместе с реальными интересами и представлениями социальных групп и общества в целом. Будучи в принципе отражением всей совокупности условий жизни человека и последствий его жизнедеятельности, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах.

В общем и целом, будучи зависимым от общественных изменений, нравственное сознание обладает относительной самостоятельностью, имеет свои закономерности развития и трансформации. Именно это обстоятельство и обеспечивает перманентную актуальность его исследований. Особенно важным представляется исследование особенностей становления и изменения нравственного сознания молодежи, в частности - студенчества, как специфического социального слоя, содержащего в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества.

Актуальность данного выбора объясняется следующими основаниями.

Во-первых, проблема формирования нравственного сознания подрастающего поколения была и остается одной из актуальных проблем общества во все времена, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Это становится еще более важным в период реформирования социума. Пока нет ясного представления, с каким качеством знаний и ценностей, направляющих энергию молодых, входит российское общество в нынешний сложный, противоречивый век. Вместе с тем, исходя из ситуации переходного времени, нельзя не придавать ведущего значения нравственным ценностям, как источнику формирования социума, осуществления двуединой тенденции -самосохранения и развития общества.

Во-вторых, изучение такого социального слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества.

В-третьих, рассмотрение динамики культурно-нравственной ориентации студенчества через призму социальной специфики региона и его традиций способствует обогащению нравственной культуры каждого отдельного человека, что представляется особенно актуальным в период реформирования и стабилизации общества. Деидеологизация, кризис идеалов и ценностей, отчужденность основной массы студенчества от культурно-исторического прошлого, следствием которого является трагический разрыв между поколениями, с неизбежностью ставят вопрос изучения роли традиций и национальной специфики региона. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера его деятельности.

В-четвертых, изучение динамики культурно-нравственных ориентаций студенчества способствует внесению дополнительных социальных оценок реформ и современных стабилизационных процессов региона и страны в целом.

Изменения, произошедшие в нашей стране, способствовали не только значительному усложнению и так достаточно сложных социальных отношений и связей, но и обострили многие общественные противоречия, ранее считавшиеся нормальными и даже позитивными. Появилась и продолжает усиливаться диспропорция между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентаций - с другой. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию.

Сказанное вполне относится и к жизни студенчества. Непрерывные реформы последних лет в высшей школе значительно изменили условия жизнедеятельности студенчества. В то же время она, эта жизнедеятельность, во многом определяет содержание, направление, масштабы и темпы осуществляющихся в высшем образовании реформ.

Настоящее время характеризуется тем, что после многолетних поисков каких-то новых путей и ориентиров, страна вступила в период стабильности, позволяющей восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субъектом учебного процесса, а также управления вузом и самоуправления студенческого коллектива.

Подобные проблемы, связанные с реформированием высшего образования, становились на повестку дня многих стран мира. Более того, эту проблему можно смело назвать перманентной во всем мире. Об этом свидетельствует, например, не снижающееся недовольство уровнем и системой обучения и воспитания в самых высокоразвитых странах западной Европы и США1.

Спецификой нашей страны, по сравнению с вышеназванными, можно считать тот факт, что у нас процесс перестройки высшей школы сопровождался снижением финансирования вузов, снижением материального положения основной массы студенчества, а также ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности. Эти обстоятельства не могли не влиять Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом. Научно аналитический обзор.//Под ред. Можаевой Л.Г.: ИНИОН РАН. 2001.С. 2 на сознание и социальное самочувствие молодежи вообще и студенчества в частности.

Падение экономики, ухудшение материального положения вуза негативно сказывается во всех сферах духовной жизни общества. Падают возможности и влияние культурно-просветительской работы, значительная часть молодежи теряет ясные и четкие нравственные ориентиры. Важнейшие культурно-нравственные общечеловеческие ценности оказываются невостребованными определенной частью молодежи. И вес этой части начинает катастрофически возрастать.

В настоящее время можно уверенно утверждать, что в результате разрушения советской системы ценностей, на первый план выступили те идеалы и ценности, которые долгие годы высмеивала и третировала советская литература. Буржуазный чистоган, который презирался советским человеком и из-за которого он «на буржуев смотрел свысока», превратился в самоцель, поглощающий все силы и время, не оставляя их для саморазвития и творческих поисков. А высокие нравственные требования, предъявлявшиеся когда-то к члену советского общества, отходят на второй план и, если о них и вспоминают в СМИ, то только для их критики.

Немалую роль играют и средства массовой информации, и отнюдь не только молодежные, пропагандирующие преимущества западного образа жизни, индивидуалистическое поведение, уже успевшие вызвать в студенческой среде мировоззренческий и нравственный кризис и ныне активно работающие над его углублением. В сознание молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали их отцы и деды. Следствием является трагический разрыв между поколениями.

Эти обстоятельства с неизбежностью ставят вопрос о разработке новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера его будущей деятельности. Во главе угла этой системы должна стать органическая связь профессиональной подготовки и формирования высокого уровня нравственной культуры. Для своего дальнейшего развития и совершенствования общество нуждается только в таких специалистах.

Многие современные исследователи данной проблемы придерживаются именно такой точки зрения.

Таким образом, в центре реформирования высшей школы должны находиться не только проблемы квалификации специалиста, но и культурно-нравственная сторона образования и воспитания, единство профессионализма и нравственности, как основы формирования гуманистического общества, способного при самом интенсивном техническом развитии не терять нравственные ориентиры.

Степень разработанности проблемы. Научные исследования, связанные с нравственной культуры подрастающего поколения начинаются с трудов выдающихся зарубежных и отечественных социологов и философов прошлого, таких как Э. Дюркгейм, П. Бурдье, Т. Джафарли, Дж. Коулмен, Дж. Клауд, П. Сорокин1 и др. В нашей стране (по крайней мере, в советский период) проблемы нравственной культуры всегда находились в поле зрения органов образования, являясь предметом острых дискуссий, что объяснялось ее связью с коммунистической идеологией и коммунистическим воспитанием. Но большее внимание они, как правило, привлекали в некоторые наиболее острые моменты развития общества, например, в 20-е годы XX в., когда молодежная проблема буквально захлестывает страну; послевоенные годы, когда страна, долго жившая в условиях жесткой военной дисциплины, постепенно входит в мирное русло, снова возвращаясь к мирным ценностям. В 60-70-ых г.г. повышение интереса к проблемам нравственной культуры вызывается целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера, главными из которых Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1999. Джафарли Т. Что делает нас людьми. М. 1997.Сорокин П.Система социологии. В 2т.Сп-г. 1920.Его же. Человек.Цивилизация.Общество.М.1992. представляются крах сталинской диктатуры и время "оттепели". Они создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в условиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг нравственно-эстетических и историко-философских проблем.

В работах JI.M Архангельского, В.И. Бакштановского, В.А. Бачинина, Д. Ж. Валеева, JT. Б. Волченко, В.Т. Ганжина, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, С. Н. Иконниковой, JI. Н. Когана, В. П. Коблякова, И. В. Рыбаковой, Ф. Б. Садыкова был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры2. При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.

К концу столетия в исследованиях данной проблематики произошел поворот в сторону исследования проблемы социокультурной динамики духовности. Наиболее интенсивно изучались проблемы современной «революции в образовании», роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и канала социальной мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и нравственные ориентиры молодежи. Работы С. Ф. Анисимова, Ю. Г. Волкова, В. А. Миронова, В. А. Бачинина, В. С. Библера. J1. Б. Волченко, И. М. Галкиной, А. В. Лукьянова и других3 способствовали выявлению существующих связей между понятиями духа, нравственности, культуры.

Этап коренных общественных преобразований чрезвычайно обострил необходимость разработки проблемы нравственной культуры в современном

2Архангельский ЛМ. Моральное сознание и нравственные отношения. М.1999. Бакштановский Б. Культура нравственного сознания и поведения. М. 2001.Бачини Ви. Нравственная культура и личность.М. 1998.Валеев Д.Ж. Мораль как важнейшая сущностная сила. М.2000.Волченко Н.Б. Ценности культуры и морали. М.»2001. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности.м.1998.

Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.М.,1998. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1999. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы. М„ 1998. Нечаев В.Я. Социология образования. M., 2002. Бенин В.Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования. Екатеринбург, 2001. Сабиров А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам // Социологическое исследование: 1998. №11 С.84. мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентаций изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы, не так много. В этом плане можно выделить работы Н.Б. Крыловой, Л.И. Недели, JI. И. Рувинского, посвященные отдельным аспектам нравственной культуры студенчества и молодежи. В то же время надо отметить, что достаточно весомый вклад в исследование формирования этой культуры внесли работы В. И. Астахова, Р. М. Байгильдина, А. П. Ветошкина, Б. С. Галимова, Г. Е. Зборовского, Э. А. Карамышева, В. Т. Лисовского, М. Н. Руткевича, В. Н. Гурченко, И. П.Яковлева.

Пути наилучшей организации и оптимизации формирования нравственной культуры и социокультурных ориентаций рассматривались в работах И. И. Зарецкой, В. С. Барулина, Д.Ж. Валеева, Р. Б. Камаева, Н. В. Кузьминой, В.И. Курбатова, Т.Н. Кухтевич, Г. И. Михалевской, Н. В. Мясищева, Р. Т. Насибуллина, Ю.Н. Никифорова, К. К. Платонова, А. А. Свенцицкого, В. А. Сухомлинского, Н.Ф. Талызиной, В.И. Чупрановой и других4.

Вопросы формирования нравственной культуры прямо или косвенно затрагивали В.Н.Бондаренко, Ф.А.Гайсин, А.Ф.Кудряшев, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриев, В.Н.Финогентов и другие.

Можно также выделить отдельную группу работ, посвященных проблемам гуманизации и гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы Ю.Н.Дорожкина, И.С.Иткиной, А.Б.Курлова, И.М.Орешникова и других.

К освещаемой проблеме имеют непосредственное отношение труды

4 Зарецкая И.И. Культура поведения.М. 2001. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2003. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. М. 200.Сухомлинский А В. Рождение гражданина. М.1991. ТалызинА Н.Ф. Чупранова В.И.Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи//Социалыю-политические науки.М.1999, №3. представителей русской гуманистической общественной мысли М.М. Бахтина,

B.В. Розанова, П. Флоренского, C.JI. Франка, B.C. Соловьева, которые подробно освещали вопросы нравственного формирования личности, связывая их с различными сторонами общественного бытия и национального духа.

Проблемы национального нравственного формирования личности освещены в трудах Афасижева Т.И., Ибрагимова Г.И, КазановаХ.М., Ляушевой С.А., Хагурова А.А., Тхакушинова А.К., Ханаху Р.А., Эфендиева

C.И., Шадже А.Ю. и других5.

Однако проблема освещения формирования нравственной культуры студенчества не может быть исчерпана этими и другими работами. Этот процесс очень важный и противоречивый, имеющий свои особенности на каждом этапе развития общества. Этот важный аспект нравственности и определил главные цели и задачи настоящего исследования.

Объект исследования данной работы - современное студенчество, как специфический социальный слой, представители которого являются выходцами из различных социальных групп, но находятся в примерно одинаковых условиях российских вузов.

Предмет исследования - выявление новых нравственных ориентиров студенчества, вызванных радикальными социальными изменениями, а также особенностей формирования его культурно-нравственных ориентиров, как сложного и динамичного социального явления периода стабилизации общества.

Цель диссертации состоит в социологическом анализе особенностей формирования культурно-нравственной ориентации студенчества, как особо сложного и многогранного социального явления современности, и выявление

5Афасижев Т.И.О социальной защите студенчества в условиях рынка. Социальные проблемы молодежи. Майкоп. 1993.Афасижев Т.И., Тхакушинов А.К. Гуманитаризация общества. Социологическое исследование. 1995, №5.Иконникова С. Методолгические проблемы исследования нравственной культуры.//Методологичсские проблемы проблемы изучения культуры. Л. 1998.Казанов X.0 ценностных ориентациях молодежи. М. 1998.Ханаху Р.Национальный менталитет: этнокультурологический анализ//Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. М.1997.Шадже А.Ю.Национальные ценности и человек. Майкоп.1996. социально-педагогических условий целенаправленного управления этим процессом в условиях стабилизации общества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление и социологический анализ структуры и характера нравственной культуры современного студенчества;

- рассмотрение оснований нравственной культуры студенчества

- выявление мотивов и предпочтений морально-нравственного выбора современного студенчества;

- анализ влияния процессов реформирования и стабилизации общества на динамику нравственных ориентаций молодежи;

- классификация и анализ методов и средств формирования современной нравственной культуры студентов;

Методологическая основа и источники исследования. Настоящее диссертационное исследование основывается на базовых положениях социологии образования и воспитания, как части духовной жизни общества; на идеях, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных социологов, а также психологов и педагогов - специалистов по проблемам культуры и нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры. Источники диссертации: труды выдающихся социологов, философов, педагогов, современные исследования.

Эмпирическую базу диссертации составили учебные планы, статистические данные, программы, материалы социологических исследований, проведенных в Кабардино-Балкарском и Адыгейском государственных университетах, а также в Майкопском государственном технологическом университете, в том числе и автором. Им также были изучены материалы аналогичных исследований в вузах Северного Кавказа.

Научная новизна диссертации состоит в:

- анализе разрыва современных ценностных ориентаций студенчества с нравственным идеалом; установлении характерного для студенчества снижения роли эмоциональных аспектов и предпочтения рассудочно-позитивистского отношения к реальности;

- установлении рационализма как характерной черты современного нравственного сознания студентов, приобретающей статус преобладания: в условиях выбора конкретная и практическая (материальная) выгода становится предпочтительной;

- выявлении усиления эгоцентрических настроений в студенческой среде, как результат кризиса нравственности вообще, а также поляризации типов личности студентов, являющейся обычным внешним поводом для создания конфликтных ситуаций в вузе;

- выявлении ориентиров нравственного воспитания студенчества и, в связи с этим, необходимости выработки новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности общества и государства;

- обосновании и формулировке положения о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания в условиях углубления духовного кризиса;

- определении наиболее приоритетных направлений формирования нравственной культуры студентов с учетом специфических возможностей вуза.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии содержания, сущности понятий духовно-культурных и нравственных ценностей, их значения для общества и государства, а также характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры студенчества, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на этот процесс, что может быть использовано в процессе проведения дальнейших научных исследований в этой важной области.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания, в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах. Некоторые конкретные рекомендации, разработанные в процессе исследования, использовались при проведении занятий со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета, а также Майкопского государственного технологического университета.

На защиту вынесены следующие основные положения:

- различные системы нравственной регуляции - неизбежная реальность морального сознания и поведения студентов в условиях как кризиса, так и стабилизации общества;

- социальный кризис закономерно приводит к полицентризму ценностей, как отличительной черты системы нравственных ориентаций студенчества;

- усиление кризиса нравственности, проявляющегося в эгоцентрических настроениях и рационализме студентов - реалии переходного периода;

- генерация новых и регенерация бывших позитивных норм - следствие процессов стабилизации общества;

- приобщение студентов к процессу нравственного обновления посредством гуманитаризации образования, представляющей собой важнейший путь формирования нравственного сознания личности студента.

Апробация работы: По теме диссертации автором опубликованы четыре статьи и брошюра. Разработан спецкурс для преподавателей факультета социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета. Материалы и результаты работы обсуждались на кафедре философии и социологии Майкопского государственного технологического университета и прошли апробацию на ежегодных научно-практических конференциях данного вуза.

Структура диссертации: Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы представлено введением, двумя главами, состоящими из пяти параграфов, заключением, списком использованной литературы, включающим 167 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Виндижева, Альбина Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время вопросы духовной культуры вообще и нравственной в частности рассматривались как нечто второстепенное, недооценивалась роль духовного в жизнедеятельности человека. Между тем духовность присутствует во всех видах и формах деятельности людей, в каждом человеке как личности.

Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, характерная обществу, в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат зрелость и активность личности.

Сегодняшние студенты, став специалистами, призваны помочь восстановлению нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, способствовать духовному возрождению общества.

Нравственная культура студенческой молодежи, имея свою специфику, является отражением нравственной культуры общества. Сложные и противоречивые процессы становления и развития нравственной культуры общества нашли свое отражение и в нравственной культуре студенчества.

Сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений пришли в острое противостояние с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но зачастую и как представитель всего нового поколения. И становящаяся нравственная культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи.

Деятельность партии и комсомола, построенная на принципах классового подхода к любым проблемам вузовской и всей общественной жизни, постоянная жесткая опека со стороны партии над вузовским комсомолом, сковывающая инициативу, самостоятельность студентов, порождая психологию "винтиков", не улучшали условия для самовыражения, формирования творческой активности. Общественная активность студентов носила подчиненный, жестко регламентированный характер.

Студенчество охватило социальная апатия, упал престиж общественной работы и общественных организаций. Это было закономерным итогом, поскольку именно на воспитание послушного объекта были направлены усилия высшей школы и действующих в ней общественных организаций.

Начиная с 80-х годов и до недавнего времени формирование нравственной культуры студенчества, молодежи проходило под воздействием деформированной социальной практики и ложного общественного сознания, не отражая объективной реальности, в изоляции от общечеловеческой практики и культуры. В высшей школе гуманитарные науки только частично могли противостоять всеобщему спаду.

Сегодняшний день характеризуется преодолением хаоса и неопределенности, всё большим утверждением порядка и законности. Происходят определенные позитивные сдвиги в промышленности, сельском хозяйстве. Голос страны на международной арене крепнет. Множество факторов свидетельствует об укреплении стабильности и спокойствия в обществе. Соответственно меняется молодежное мировосприятие. Появляются признаки положительных изменений в нравственном сознании. Оно все чаще вновь обращается к общечеловеческим ценностям: нравственному долгу, гуманизму, доброте и пониманию.

Однако нравственная культура личности молодого человека (студента) формируется не только внешними социальными факторами, но и самой его творческой деятельностью (самодеятельностью), определяющей выбор ценностных ориентаций. Поэтому столь важен уровень преподавания гуманитарных наук и работа по формированию нравственных приоритетов.

Новая нравственная культура студенчества призвана реализовать творческие потенции студентов в активной, целенаправленной нравственной деятельности, базирующейся на новом этическом мышлении, направленной на коренное обновление нравственной культуры общества, вузовской системы и на формирование высоких гражданских качеств личности студента.

В результате анализа сложных социальных, психологических и культурных процессов, законов, тенденций, характерных для духовной жизни современного студента и студенчества, напрашивается вывод, что главный упор в дальнейшем развитии нравственной культуры должен быть сделан на соединении принципа индивидуального развития с развитием чувства долга и ответственности.

Несмотря на определенные позитивные сдвиги в сторону нравственных ценностей, культивируемых в обществе до недавнего времени, надо признать, что у значительной части студентов они еще не имеют ощутимой значимости, а у некоторых даже вызывают негативное отношение. Безусловно, как показывают последние исследования, в иерархии жизненных ценностей студентов обозначено движение в сторону общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии, но студенты в своем большинстве еще не осознают это, не связывают свои ценностные ориентиры с нравственным идеалом, поэтому поворот сознания студентов в сторону нравственного идеала в современном его понимании является основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры студентов в целом.

На сегодняшний день очень остра необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи, в частности студенчества, выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

На современном этапе необходима всемерная гуманизация образования, которая является не только фактором формирования общей культуры личности студента, но и в значительной степени - средством формирования его нравственной культуры.

Назрела необходимость в организации специальных методических советов, которые могли бы определять содержание и направления формирования нравственной культуры студентов в процессе преподавания специальных предметов.

Исходя из проделанного анализа современного состояния и наметившейся тенденции в становлении новой нравственной культуры студенчества, которая начала формироваться в общедемократическом русле, можно сделать вывод, что она в будущем станет свершившимся фактом, активно содействующем всестороннему развитию и процветанию страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Виндижева, Альбина Олеговна, 2007 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1991.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука. 1995.

3. Анисимов С.Ф. О крайней необходимости этического образованиястудентов в университете. //Вестник МГУ. Серия. Философия. 1999.N 2.

4. Анисимов С.Ф. Теория ценностей. //Вестник МГУ. Серия. Философия.1998. №4.

5. Антология мировой философии. В 4-х тт. М.: 1970.

6. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: 1995.

7. Аристотель. Соч. в 4-хтт.М.: 1974.

8. Архангельский J1.M. Моральное сознание и нравственные отношения. //Структура морали и личность. М.: 1999.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ. 1990.

10. Афанасьева В.Г. Социологические ценности и ценностные ориентации. М.:1996.

11. Афасижев Т.И. О социальной защите студенчества в условиях рынка. Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993.

12. Афасижев Т. И., Тхакушинов А. К. Гуманитаризация образования. Социологическое исследование. 1995. №5

13. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. М.: 1995.

14. Багдасарьян Н.Б., Кансузян JI.B., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов. //Социс. 2005. № 4.

15. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения. М.: Знание. 2001.

16. Барнетт Дж. Социология искусства. // Социология сегодня М. 2005.

17. Барулин B.C. Социальная философия. 4.1 и 4.2 Издательство МГУ. 1998.

18. Бачинин В.А. Нравственная культура и личность. М.: 1999.

19. Белинский В.Г.Полн.собр.соч.-М.:1954.Т.4.

20. Бенин B.J1. Парадигмы и парадоксы гуманитаризации отечественного образования // Образование и наука. Екатеринбург, 2001 №3.

21. Библер B.C. Культура. Диалог культур.//Вопросы философии. 1999. №6.

22. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж. Изд-во ВГУ. 1990.

23. Боровик B.C. Политическая активность молодежи: Состояние и проблемы. М., 1992.

24. Бохенский Ю. Духовная ситуация времени. //Вопросы философии 1998. №5.

25. Будон.Р.К вопросу о ценностях //Вопросы социологии.2001 № 7.

26. Булынин A.M. Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущего учителя. Комсомольск- на Амуре. 2004.

27. Вызова В.М. Ценностные ориентации представителей различных этносов // Психологический журнал. 1999. № 5.

28. Валеев Д.Ж. Мораль как важнейшая сущностная сила человека. //Мораль и этика. М.:2004.

29. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов. 1997.

30. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении // Социологические исследования. 2003. № 4.

31. Васильев А.Ценностные установки молодежи//Человек и труд.2004. №6.

32. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества. Социс. 2000. №6.

33. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: 1990.

34. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. // Сб. науч. тр. Под ред. Э.В. Соколова. Л.: 1996.

35. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика. №12. 2002.

36. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали. М.:МГУ. 1998.

37. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования. Ростов-на-Дону. 2003.

38. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.:1993.

39. Высшая школа и проблемы нравственного становления личности //Тезисы конференции 22 марта 1998. Новосибирск.

40. Горанина О.Д. Философские основания целостного понимания человека: Автореферат диссертации доктора наук; Московский государственный университет им.М.В.Ломоносов. М., 1999.

41. Государственный стандарт РФ по высшему профессиональному образованию. М. Госкомвуз. 1996.

42. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. и др. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. 1998. №6.

43. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Молодежь новой России: политические ориентации // Вестник Российской АН. 1998. № 7.

44. Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект // Социологические исследования. 1999. № 5.

45. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: 1999.

46. Джафарли Т. М. Что делает нас людьми. М.: 1997.

47. Добрынина В.И., Кухтевич Г.Н. Социокультурные аспекты права личности на образование //Almamater/ М., 2001 №3.

48. Донченко Е. Концепция социальной психики общества. //Философская и социологическая мысль. Киев. 2004.

49. Дряхлов М. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. 1997. № 7.

50. Дубко Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.:2001.

51. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии М., 1991.

52. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 4.1 и 4.2. М.: АО Аспект Пресс. 1994.

53. Зарецкая И.И. Культура поведения. М.: Знание. 2001.

54. Зборовский Г.Е. Социология образования. 4.1,2. Екатеринбург 2003.

55. Зиновьев А. Логическая социология. Человеческий материал. // Соц. -гуман. знания. М., 2001. №4.

56. Иванов В. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований. М., 1989.

57. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. СПб., 1995.

58. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 1991.

59. Инцкирвели.Н.Д. Проблемы повышения эффективности нравственного воспитания студентов в современных условиях.//Автореф. дис. кан пед.наук. Тбилиси.2002.

60. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социологические исследования. 1999. №6.

61. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр.ст. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та. 1991.

62. Казанов X. М. Нация и национальный характер. Майкоп, 2000.

63. Казанов X. М. Истоки теории ценностей./Молодежь и общественные науки. Нальчик, 1995.

64. Казанов X. М. Молодежи высокие цели. / Ошхамахо, № 6, 1996.

65. Казанов X. М. О ценностных ориентациях молодежи. /М-лы per. конф. Майкоп, 1994.

66. Казанов X. М. Восток запад: целевые ценности науки./Философия и социология. № 3. Майкоп, 1995.

67. Камю А. Бунтующий человек М.: 1988.

68. Камю А. Творчество и свобода. М.: 1988.

69. Кант И. Сочинения в 6 томах М.: 1964. Т.З.

70. Кант И. Сочинения в 6 томах М.: 1965. Т.4. 4.1.

71. Кант И. Сочинения в 8 томах М.: 1995. Т.6.

72. Карпенко М.П., Лапшов В.А., Кибакин М.В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социологические исследования. 1999. №8.

73. Карпухин О. Легко ли быть молодым? // Диалог. 1999. № 2.

74. Картушин О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социальной идентификации // Социологические исследования. 2001. № 12.

75. Кирилова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. 2004. № 2.

76. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода //Социс. 2005. N 1.

77. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 2002.

78. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект. М.: 1993.

79. Краткая философская энциклопедия. М.: АО Издательская группа Прогресс. 1994.

80. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: 1994.

81. Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения.

82. Сб.науч.тр.Ред.Е.Я. Зазерский. Л.: ЛГИК 2003.

83. Культурология. М.: Наука. 2006.

84. Кухтевич Т.Н., Козырев Ю.Н, Гегель Л.А. Проблемы социальной защиты студенчества: должное и сущее. // Социально-политические науки. 2004, №10.

85. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.

86. Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 1999. № 11-12.

87. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.:1990.

88. Лисовский В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента / Редкол.: Э.К.Васильева и др.- М.: Мысль. 2006.

89. Лосева О.А. Культурные факторы формирования личности. Конспект лекций для студентов гуманитарных специальностей. Саратов, 2001.

90. Лукьянов А.В. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа. 2003.

91. Ляушева С.А.Личность в традиционной культуре адыгов. Дисс. доктора филос. наук. Ростов-Дон. 2004.

92. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. // 0 человеческом в человеке. Под ред.И.Г.Фролова. М.: 1991.

93. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.I.C.118.

94. Материалы "Круглого стола". Культура. Нравственность. Религия. //Вопросы философии. 2004. N11.

95. Мертон Р.Социальная теория и социальная структура//СоцИС.2002. №3.

96. Методология этических исследований.//Под ред.Архангельского Л.М. М.: Наука. 2002.

97. Мещеряков В.Т. Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали.1. М.: 2002.

98. Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование сегодня: проблемы и перспективы // Соц.-гум. знания. М, 2005. № 3.

99. Миронов В.В. Наука и "кризис культуры" //Вестник МГУ. Серия Философия. 2006. N 4.

100. Модернизация в России и конфликт ценностей // Под ред. Н.Н. Козлова. М, 2004.

101. ЮО.Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 2005. Вып.1.

102. Молодежь России: социальное развитие. Учебное пособие // Под ре.

103. С.Н. Быкова, Т.Е. Березкина. М., 2002. Ю2.Мораль и рациональность. //Под ред. Апресяна Р.Г. М.: 1995.

104. Моральные ценности и личность.//Под ред. Титаренко А.И. М.: МГУ. 2004.

105. Моральный выбор.//Под ред. Титаренко А. И. М.: 1999.

106. Назаретян А. Катастрофы нравственности.//Общественные науки и современность. 2002. N 1.

107. Неделя Л.И. Этика студента. М.: 2004.

108. Николаевич Б.0. Осознаваемое в нравственном поведении личности. М.: 1996.

109. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства. //Сумерки богов. М.: 1990.

110. Нравственная культура личности. // Под ред. Надольного И.Ф.Киев. КГУ. 1986.

111. Нравственная культура: сущность, содержание, специфика. Вильнюс. 2001.

112. Нравственное воспитание студентов. -М.: 2005.

113. Общественная мысль: исследования и публикации. М., 2003. Вып.№4.113.0садчий Г.И. Социализация молодежи в современной России // Социал. полит, и социол. М., 1999. №2.

114. М.Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. М., 2006.// Социс. №10.

115. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:Мысль. 1998.

116. Пашаев С.Ш. Наука и нравственное воспитание. М.: Высшая школа. 1994.

117. Петров В.М. Социокультурная динамика и функции интеллигенции // Русская интеллигенция: История и судьба. М.2001.

118. Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. Социс 2004, №6.

119. Проблемы гуманитаризации высшего образования. Уфа. 2002.

120. Психология. Словарь.//Под ред. Петровского А.Г. М.: 2005.

121. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека. //Вестник МГУ. Серия Философия. 2006. N1.

122. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: 2003.

123. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности, анализ и консультирование // Социологические исследования. 2006. № 6.

124. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 2001.

125. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования 1998. № 5.

126. Сабиров А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам. Социс №11. 1998.

127. Сартр Ж.П. Экзистенциализм-это гуманизм. М.: 1993.

128. Сигов И. Молодежь как субъект общественного развития. Региональная политика, экономика, социология. СПб., 2000. №4.

129. Смелзер Н.Д. Социология. М.: Феникс. 1999.

130. ИО.Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. //Под ред. Кухтевич Т.Н. М.: 2002.

131. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. //Мат. конференции 28 марта. 2006. Томск.

132. Современные проблемы формирования личности: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1998.

133. Соколов Л.П. Человек как объект и субъект воспитания. Нижневартовск. -1995.

134. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Т.1 и Т.2. 1989. .

135. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М. Наука, 1997.

136. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. СПб: Алетейя, 2000.

137. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.

138. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения. СПб. Издательство Русского христианского гуманитарного института., 1999.

139. Сорокин П.А. Система социологии. СПг., 1920 Т.П.

140. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. //Пер. с англ. М.: Политиздат. 1992.

141. Сорокина Н.А. Влияние микросреды на формирование социокультурных потребностей студентов. Минск. 2002.

142. Социология молодежи. Учебник. //Под ред. Лисовского В. Т. Санкт Петербург. Изд-во. СПБ Университета. 2006.

143. Сухомлинский А. В. Рождение гражданина. М.: 1971.

144. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: 1997.

145. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.

146. Тхакушинов А.К. Культура и власть. Майкоп, 1997.

147. Тхакушинов А.К. Социология культуры. От Плеханова к Веберу. // Социология и современность. Майкоп, 1997. Вып. 1.

148. Фаустова Э.Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов //Вестник МГУ. Серия. Социология и политология. 2005. N4.

149. Фетисов В.П. Философия морали. Воронеж. 1995.

150. Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп, 1995. Вып. 2.

151. Философский энциклопедический словарь // Гл.редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалев. М. Сов. Энциклопедия. 1999.

152. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины. М.: Прогресс 1990.Кн.1-2.

153. Фомичева Т.В. Высшее образование: ценностные ориентации молодежи //Социальная сфера: состояние и тенденции развития. М.,2004.Вып.5.ч.2.

154. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. //Сумерки богов. М. 1990.

155. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: 1995.

156. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме//Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

157. Ханаху Р.А. Национальный менталитет: этнокультурологический анализ. // Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. М., 1997.

158. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат. 2006.

159. Хунагов Р.Д. О проблеме рациональности социальных институтов иорганизаций. // Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп. Вып. 2.

160. Цеева З.А. Динамика ценностных ориентаций студенчества условиях реформируемого общества (на материалах республики Адыгея). Майкоп.: 2002.

161. Шаповалов В.А. Социокультурный потенциал университетского комплекса. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Ставрополь, 2001. Выпуск 27.

162. Шопенгауэр А.Наставления житейской мудрости. М.: 1979.

163. Щенникова JI.C. Духовные ориентиры псковских студентов // Социологические исследования. 2006. № 8.

164. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: 1991.165. Soviet youth culture/Ed by Riordan J.-London. Macmillan. 1989. -280 p.

165. C.Naughton.D Moral vision an introduction to ethics.-Oxford:N.Y.Blacwell. 1988. -214p.

166. Moral philosopy. Second Englarged Edition. D.D. Ralhnel, Oxford, 1994. 230 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.