Новый метод ладофункционального анализа античных нотографических памятников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Энглин, Станислав Евгеньевич

  • Энглин, Станислав Евгеньевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 284
Энглин, Станислав Евгеньевич. Новый метод ладофункционального анализа античных нотографических памятников: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2005. 284 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Энглин, Станислав Евгеньевич

Введение.стр.

Глава 1. Историография античной нотации.

§ 1. «Правила чтения» античной нотации.

§ 2. Источники.

§ 3. Трактаты XVI - XVXI вв.

§ 4. XVIII в.: на пути к подлинно научному познанию.

§ 5. XIX в.: изучение структуры системы.

§ 6. XX в.: опыт решения проблем античной нотации.

Глава 2„ Музыкальная логика в системе античной нотации.

§1.0 некоторых положениях общей теории лада.

§ 2. Excerpta античной теории лада.

§ 3. Проблема инструментальной нотации.

§ 4. Проблема вокальной нотации.

Глава 3. Основные вопросы ладофушщионального анализа античной нотографии.

§ 1. Что такое 8ioi£eu£ic;.

§ 2. «Загадочный» Kpoo}ux]iPav6p.£vo5.

§ 3. Метаморфозы интервалов в античной тетрахордной плоскости.

§ 4. Тональное «родство».

Гл&ка 4. Опыты ладофушщионального анализа античной нотографии.

§ 1. Гимны Мезомеда.

§ 2. Дельфийские пзаны.,.

§ 3. Сколия Сикила.

§ 4. Хор из «Ореста» Евршщда.

§ 5. Берлинский пэан.

§ 6. Христианский гимн.

§ 7. Из Мичиганского папируса.

§ 8. Фрагмент Йельского папируса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новый метод ладофункционального анализа античных нотографических памятников»

Как известно, до сих пор основные усилия музыкознания и научная деятельность абсолютного большинства музыковедов были связаны с изучением последних трёх-четырех столетий. Исследование же более древних эпох остаётся уделом лишь крайне незначительного числа исследователей. В результате, наука оперирует только теми данными, которые выявлены ею на довольно ограниченном историческом отрезке музыкального развития человечества. Как следствие, она не имеет возможности разделить известные закономерности на те, которые свойственны отдельным историческим эпохам и те, которые являются всеобщими законами музыки. Только активизируя изучение древних музыкальных культур, мы сможем рассчитывать, что рано или поздно будут выявлены объективные факторы, оказывающие влияние на процесс развития музыкального искусства. Настоящее диссертационное исследование должно способствовать приближению к решению этой сверхзадачи.

Предметам исследовании в настоящей работе являются античные нотогра-фические памятники, которые анализируются с помощью принципиально нового метода. Следовательно, щель работы - сформулировать принципы анализа этих музыкальных документов, способные выявить их ладо функциональную логику, особенности модуляционного движения и другие стилистические характеристики, присущие звуковысотным нормам античного музыкального мышления.

В основе работы лежит новая ковщшадия анализа античных нотогра-фических памятников. Она базируется на неизвестных науке особенностях древнегреческой нотации, а также отвечает важнейшим параметрам античного ладового мышления, впервые выявленным Е. Б. Герцманом. Есть все основания считать, что обоснование методологии этой концепции сможет сдвинуть с мёртвой точки бесплодные поиски многих поколений музыковедов и филологов, стремившихся распознать художественную суть музыкального материала сохранившихся античных произведений.

Дело в том, что анализ музыки Древней Греции и Рима должен зиждиться на весьма специфических началах. Это обусловлено громадным временным пространством, отделяющим античность от наших дней, в течение которого музыкальное сознание столь значительно эволюционировало, что художественный контакт с музыкой столь далёкого прошлого стал совершенно невозможен. Более того, должным образом воспринять античную музыку мешает нам, прежде всего, постоянно изменяющееся ладовое мышление — основополагающая характеристика любой музыкальной системы. Иными словами, восприятие античной музыки не может быть адекватным, поскольку этому препятствует современное европейское музыкальное сознание. Вся история исследования античной музыки свидетельствует о том, что эти очевидные факты не принимаются во внимание. Виной тому — антиисторический подход и, как следствие, невнимание к проблеме эволюции музыкального сознания.

Однако отсутствие художественно-эмоционального контакта с музыкой далекого прошлого затрудняет, но не исключает её исследование. По крайней мере, существует целый ряд факторов, благоприятствующих изучению античных музыкальных документов.

Во-первых, в распоряжении науки имеется свыше пятидесяти нотных текстов античного периода, сохранившихся до наших дней в виде отрывков. Памятники древней музыкальной цивилизации должны дополнить наше знание об особенностях античного музыкального мышления, и, в конечном счете, способствовать лучшему пониманию процесса его эволюции. Конечно, фрагментарность сохранившихся нотных источников очень затрудняет исследование. Ни для кого не секрет, что существуют методы реконструкции целого по данным, почерпнутым из анализа фрагментарных сведений. Например, археология и криминалистика руководствуются отрывочными свидетельствами, воссоздавая реальную действительность. Подобно тому, как найденные остатки домашней утвари или развалин древних построек изменяют сложившиеся представления об исчезнувших цивилизациях, фрагменты музыкальных текстов могут способствовать устранению «белых пятен» в истории и теории музыки.

Во-вторых, античная нотография обладает одним уникальным качеством, которое служит важным подспорьем в деле познания интересующей нас проблемы: в ней отразились некоторые базовые закономерности музыкального мышления эпохи. Однако такое свойство нотного письма до сих пор оставалось вне поля зрения ученых.

В-третьих, источники, содержащие систему нотации (к счастью, сохранившиеся), как и отдельные общетеоретические положения античной науки о музыке способны стать основой изучения нотографических документов.

Всё это позволяет не только «читать» нотные тексты, но и понять, сложные глубинные процессы музыкального мышления, скрывающиеся за нотными знаками.

Внешне античная звуковысотная нотация легко поддаётся переводу в современную. Однако нотолинейные транскрипции ничего не говорят о музыкальной логике древних сочш*ений. Молено лишь определить лад (диатонический, хроматический или энгармонический), тропос (дорийский, фригийский, лидийский, ионийский, эолийский или их гипо- и гипер- виды); соотношение текста и напева в вокальных сочинениях (слог-звук или распев, ритм и метр стихотворный и музыкальный). Наконец, в такой ситуации появляется возможность созерцать различные мелодические ходы, которые сейчас уже вряд ли покажутся осмысленными. Более того, их анализ почти обязательно поведёт по ложному пути, ибо исследователю придется руководствоваться своим музыкантским восприятием - восприятием музыканта Нового времени (уже не говоря о произвольных домыслах, столь часто встречающихся в музыкальном антиковедении). В лучшем случае, музыковед сможет заняться анализом, руководствуясь методами, применяемыми к музыкальным образцам, записанным при помощи нотолинейной системы. Например, если в вокальном сочинении некий оборот совпадает с концом предложения или фразы, то можно отметить «каданс», определить количество повторов отдельных мотивов или число мелодически «выделенных» каким-то образом звуков. В худшем случае, некий «вьвделенньш» звук именуют «тоникой», руководствуясь современными (но неубедительными) музыкально-теоретическими представлениями о так называемых «греческих ладах». При этом традиционные для европейского мышления последних веков мажорные и минорные звукоряды приобретают для такого исследователя определяющее значение (один из типичных примеров анализа, встречающихся ныне в научны;.; публикациях, будет приведён далее).

Вправе ли мы изучать древнегреческое музыкальное искусство по «транскрипциям», то есть по переводу античных нотных символов на пятилинейную систему? Как известно, нотация создаётся в конкретных музыкально-исторических условиях и является продуктом музыкального мышления эпохи, породившей эту систему. Поэтому она в том или ином виде отражает формы музыкального сознания своего времени. Следовательно, при переводе в иную знаковую систему искажается первоначальный смысл. Итак, необходимо иметь ввиду, что транскрипция уничтожает музыкальные связи, отражавшиеся оригинальной нотацией. Сюда .же следует добавить, что объектом изучения в таких случаях является обычно даже не мёртвая музыкальная материи, а лишь фрагменты её «скелета». Ибо исследователям античной музыки остаются неизвестными, по крайней мере, темп и артикуляция. То же самое с полным основанием молено сказать об исполнительском составе, не говоря уже о прочих сугубо практических музыкальных элементах, которые неточно фиксируются значительно более оснащённой современной нотацией.

Исследование античных нотографических памятников должно быть направлено на выявление музыкальных связей, скрытых за нотными символами. Успешное решение поставленной задачи зависит от того, насколько точно удастся установить связь между объектом и субъектом, то есть между отрывками нотных текстов и ощущениями античного слушателя, воспринимавшего этот звучащий материал. Если станут ясны формы первичных музыкальных ощущений, отображённых в нотографических документах, то это позволит получить некоторые сведения о действии механизма слушательского восприятия в глубокой древности. Иначе говоря, принцип анализа «мёртвых» произведений напоминает патологоанатомическое действие, производимое с целью определения живого функционирования органов системы по её скелету и телу. Но в отличие от анатомии, наше исследование основывается не на стабильных факторах. В то время как физиологические признаки, в целом, постоянны, форма проявления первичных музыкальных ощущений изменчива во времени и зависит от локальных традиций, также как и сам музыкальный материал. Следовательно, распознавая один из типов взаимодействия нотного текста и его древнего восприятия, мы хотя бы на один шаг станем ближе к пониманию процесса эволюции музыкального мышления.

Таким образом, научная мекизш. настоящего диссертационного исследования определяется, прежде всего, следующими, факторами.:. а) разработка нового метода ладофушсционального анализа античных музыкальных произведений позволяет сделать определенный шаг вперёд на пути проникновения в сущность античного музыкального интонирования. Метод предоставляет возможность выявления ладофушсхщональных процессов, происходивших при исполнении того или иного античного сочинения, от которого до нас дошла только нотная запись; б) впервые в отечественном музыкознании предпринято исследование античной нотации, результатами которого явились установление специфически музыкальной логики этой древней системы графической звукозаписи и, в конечном итоге, разработка упомянутого метода.

Миц&гстйчесЕеая значимость, работы видится в расширении учебных курсов истории музыки к анализа музыкальных произведений. Анробаядм содергяаивм диссертащиоипщг.© исследования проводилась в .различных формах. Отдельные его аспекты были затронуты в дипломном проекте автора, захпдщённом на Кафедре теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 2002 году (научный руководитель — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрз^днизс Российского института истории искусств Е. В. Г'ерцман), а также т-таконференциях и на страницах периодических научных изданий. См.: Энглгт С. Е. Музыкальное или инструментальное? (несколько соображений об античной инструментальной нотации) // Музыкант в традиционной и современной культуре. Материалы Международного инструментоведческого симпозиума. - Спб., 2001. С. 64; idem Was stellt hinter der Notation des ersten christlichen Hymnus? Pap. Oxy. 1786 // Theorie und Geschichte der Monodie. Österreichische Byzantinische Gesellschaft und Institut für Musikwissenschaft der Universität Wien. Internationale Konferenz. Wien, 6-7 April 2001 / M. Pischlöger (Hrsg.). - Pleven, 2001. S. 51-61; его лее Музыкальная логика античной нотации // Hyperboreus. Studia classica. - Petropoli, 2002. Vol. 3. Fase. 1. C. 122 - 144 (Biblio-tlieca Classica Petropolitana. Verlag С. H. Beck, München); его же Новый принцип анализа античных нотографических памятников П Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Восток - Запад: Материалы Всероссийской научной конференции 25 - 26 апреля 2001 г. Вып. 8. - Владивосток: ДВГАИ, 2002. С. 129 - 134; его оюе К проблеме оснований античной нотации // Theorie und Geschichte der Monodie. Osterreichische Byzantinische Gesellschaft und Institut für Musikwissenschaft der Universität Wien. Internationale Konferenz. Wien, 2-6 Oktober 2002 / M. Pischloger (Hrsg.). (в печати); его лее Модуляционность в совершенной неизменной (немоду-лирующей?) системе // Theorie und Geschichte der Monodie. Österreichische Byzantinische Gesellschaft und Institut für Musikwissenschaft der Universität Wien. Internationale Konferenz. Wien, 3-7 Marz 2004 / M. Pischloger (Hrsg.). (в печати); его же Что скрывается за нотацией первого Христианского гимна? (Pap. Оху. 1786) // Приношение Alma Mater. Сборник статей выпускников и преподавателей к 75-летию Государственного музыкального училища им. М. П. Мусоргского. — СПб., 2004. С. 10-32.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Энглин, Станислав Евгеньевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие же выводы следует сделать из появившихся возможностей выявления ладофункционального содержания и тонального движения в том или ином античном музыкальном произведении?

Прежде всего, эти данные, позволяют определить функциональные последовательности, познавать характерные особенности «ладоинтонационного текста» образцов древней музыки, не прибегая к нашему современному восприятию, а основываясь на античных ладо функциональных параметрах. Ведь эти функциональные параметры, зафиксированные нотацией, соответствовали ладовому смыслу сочинений, записанных античной системой нотографии. Конечно, не следует забывать, что искусство развивалось, и впоследствии музыка постепенно отходила от функций, «прописанных» в нотах; причём, чем позднее памятнике, тем больше могло быть таких расхождений, и тем меньше восприятие древнего слушателя вписывалось в нотационные рамки. Ясно одно: все античные нотографические памятники содержат в себе ценнейшие «останки» музыки, подчиняющейся закономерностям тетрахордного ладового объёма; просто для другого интервального maximum'а античная нотация непригодна. Поэтому, предложенный метод анализа, по крайней мере, гарантирует соблюдение квартовых норм деления музыкального пространства, что уже исключает возможность большинства произвольных домыслов. Мне хотелось бы обратить на это особое внимание, поскольку основной преградой до сих пор является порочный метод, когда архаическую музыку (конечно, переведенную на современный нотоносец) оценивают по нормам музыкально-теоретических представлений и восприятия нашего времени.

Кроме того, с помощью моего метода удаётся получить сведения о технике развития материала и форме целого (безусловно, речь идёт о сравнительно крупных и достаточно хорошо сохранившихся музыкальных памятниках).

Опыт функционального анализа античных нотографичеехэдх памятников ясно показал, что ладоинтонащюгшый облик каждого сочинения весьма своеобразен. Поэтому, при разработке принципов сравнительного исследования древних музыкальных документов возникнут объективные трудности, обусловленные необходимостью учитывать множество параметров, которые обнаруживаются в ходе изучения каждого конкретного образца. Только такое детальное изучение позволит сделать обобщающие выводы о типологии интонаций, модуляционного движения и, по возможности, принципов развития материала. Хочется надеяться, что впоследствии будет создан подобный адекватный метод синтеза полученных аналитических данных по античной нотографии, который поможет выявить (судя по функциональным оборотам и их звуковысотным воплощениям) особенности музыкального языка, характерные для той или иной группы памятников. Актуальная же задача включения античного музыкального наследия в исторический контекст требует выделения таких музыкально-языковых общностей. По всей вероятности, классифицированные таким образом фрагменты будут способствовать познанию характерных черт того или иного периода истории античной музыки.

Всё это - задачи будущего исследования, основы которого закладываются в настоящей работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Энглин, Станислав Евгеньевич, 2005 год

1. Alypii Isagoge musics И Jan С. Musici scripiores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1895. P. 367-406.

2. Anonymorum De musica scripta Bellermaimiana // BeUermann J. F. Anonymi scriptio de musica. Berlin: Forstner, 1841. - 108 p.

3. Anonymorum De musica scripta Bellermarmiana // Najock D. Drei anonyme griechische Traktate über die Musik. Eine kommentierte Neuausgabe des Bellermaim-schen Anonymus. Göifingen: Göttinger Musikwissenschaftliche Arbeiten, 1972. P. 65 -156.

4. Arisîîdis Quinliliani De musica libri très / Edit R. P. Winnington-Ingram. -Lipsiae: B. G. Teubner, 1963. 198 p.

5. Aristidis Quintüiani De Musica libri très. Marcus Meibomius restituit ac notis explicavit // Antiquae musicae auctores septem. Vol. 2. Amstelodami, apud Ludovicum Elzevixum, 1652. P. 1 - 164 (отдельной пагинации).

6. Bacchü gerontis Isagoge // Jan С. Musici scriptores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1395. P. 283 - 316.

7. Boetii De institutione musica // Герцлшн E. В. Музыкальная боэциана. -Спб.: Глаголь, 1995. С. 187 296.

8. Cleomdis. Isagoge harmonice // Jan С. Musici scriptores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1895. P. 179-207.

9. Dionysius Halicarnassensis. De composiiione verborum II Dionysii Halicarnassensis. Opuscuîa / Ed. H. Usener, L. Radermacher. Leipzig: B. G. Teubner, 1904. P. 63 - 95. Русский перевод: Дионисий Гаяикарнасский. О соединении слов /

10. Перевод M. Л. Гаспарова // Античные риторики / Ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Издательство Московского университета, 1978. С. 167-221.

11. Gaudenlii Isagoge harmonice II Jan С. Musici scriptores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1895. P. 351 - 354.

12. Nicomachi Harmonicon enchiridion // Jan C. Musici scriptores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1895. P. 236 - 265.

13. Pseudo-JPlutarchi De musica // [Pseudo-. Plutarque. De la musique. Texte, traduction, commentaire, précédés d'une étude sur l'éducation musicale dans la Grèce antique, par Fr. Lassene. Olten, Lausanne: URS Graf-Verlag, 1954. - 185 p.

14. Ptolemaei Harmonika II Ptolemaios. Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios / Hrsg. Ingemar Düring. Göteborg: Elanders, 1930. - 147 p.1. Исследования

15. Бершадская T. С. Гармония как элемент музыкальной системы. — СПб.: Ut, 1997.-192 с.

16. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1985. - 238 с.

17. Герцман Е. В. Античная функциональная теория лада // Проблемы музыкальной науки. Въпт. 5. М.: Советский композитор, 1983. С. 202 - 223.

18. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. — Л.: Музыка, 1986. 224 с.

19. Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. - 336 с.

20. Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголъ, 1995. - 480 с.

21. Герцман Е. В. Пифагорейское музыкознание. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003. - 384 с.

22. Герцман Е. В. По образу и подобию гармоники // Ритм и форма. Открытые чтения 21-22 апреля 1999 г. (тезисы доклада). Спб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 1999. С. 4 - 5.

23. Герг{ман Е. В. Синопсис музыки или памятник агонии musica speculairva. M.: Композитор, 2000. - 354 с.

24. Герцман Е. В. Тайны истории древней музыки. — СПб.: Азбука-классика; издательство «Нота МИ», 2004. 576 с.

25. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1. — М.: Музыка, 1983. 696 с.

26. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Составления текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова.- М.: Музыка, 1966. 574 с.

27. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. — М.: Музыка, 1946. 649 с.

28. Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М.: Музыка, 1941. - 947 с.

29. Риман Г. Музыкальный словарь. М.: Издательство П. Юргенсона, 1902. -1531 с.

30. Энглин С. Е. Музыкальная логика античной нотации // Hyperboreus. Studia classica. Petropoli: Verlag С. H. Beck (München), 2002. Vol. 8. Fase. 1. C. 122- 144 (Bibliotheca Classica Petropolitana).

31. Aristides Quintilianus On Music in Three Books. Translation, with introduction, commentary and annotations by Thomas J. Mathiesen. New Haven and London: Yale University Press, 1983. - 217 p.

32. Abert H. Das älteste Denkmal der christlichen Kirchenmusik // Antike 2, 1926. S. 282 290.

33. Abert H. Der neue griechische Papyrus mit Musiknoten // Archiv für Musikwissenschaft 1, 1918 1919. S. 313-328.

34. Abert H. Ein neuentdeckter frühchristlicher Hymnus mit antiken Musikoten // Zeitschrift für Musikwissenschaft 4, 1922. S. 524 529.

35. Antiquae musicae auctores Septem. Graece et Latine. Marcus Meibornius resti-iuit ac notis explicavit. 2 vol. Amstelodami, apud Ludovicum Elzevimm, 1652 (публикация трактата каждого автора дана отдельной пагинацией).

36. Avenary И. The Earliest Notation of Ashkenazi Bible Chant (Amman-Ms, ca. 1511)// Avenary H. Encounters of East and West in Music. Tel-Aviv: Faculty of Visual and Performing Aits, Department of Musicology, Tel-Aviv University, 1979. P. 139-157.

37. Barbour J. M. The Principles of Greek Notation // Journal of the American Musicological Society 13, 1960. P. 1 17.

38. Bataille A. Remarques sur les deux notations mélodiques de l'ancienne musique grecque // Recherches de Papyrologie 1, 1961. P. 5 20.

39. Bellermann F. Die Hymnen des Dionysius und Mesomedes. Berlin: Förstner, 1840.-12 s.

40. Bellermann J. F. Die Tonleitern mid Musiîoioten der Griechen. Berlin: Förstner, 1847. - 83 s.

41. Bélis A. A proposito degli Inni Deîphici ad Apollo // La Musica in Grecia / ed. B. Geniiii, R. Pretagostini. Laterza: Alessandro Bruni, 1988. P. 205 - 218.

42. Bélis A. Un novéau document musical // Bulletin de Correspondance Hellénique 153, 1984. P. 99 109.

43. Bernhard M. Wortkonkordanz zu Anicius Manlius Severinus Boeihms De institué one musica. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1979.-813 s.

44. Biehl Ж Texiprobleme in Euripides Orestes. Göttingen: Göttmger Philologische Arbeiten, 1955. - 63 s.

45. Burette P. J. Dissertation sur la mélopée de l'ancienne musique // Mémoires de literature de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. T. 7. P. 261 319.

46. Burette P. J. Entretiens sur l'état de la Musique greccque II Mémoires de l'Académie des Inscriptions. T. 12. P. 27 80.

47. Burette P. J. Sur la Melopée de l'ancienne Musique // Mémoires de l'Académie des Inscriptions. T. 5. P. 161 238.

48. Burney Ch. A general history of music from the earliest ages to the present period (1789). T. 1. London: G. T. Foulis & CO., LTD, 1935. - 817 p.

49. Carcopino J. Le tombeau de Lambiridi et l'hermétisme Africain // Revue Archéologique 5, 1922. P. 211-301.

50. Cans S. de Institution harmonique. Frankfurt: La boutique de Jan Norton, 1615.-82 p.

51. ChailleyJ. La musique grecque antique. Paris: Les belles lettres, 1979. - 220 p.

52. Chailiey J. La notation archaïque grecque d'après Aristide Quiiiîilieii // Revue des études grecques 86, 1973. P. 17 34.

53. Chailiey J. Nouvelles remarques sur les deux notations musicales grecques // Recherches de Papyrologie 4, 1967. P. 201-216.

54. Clements E. The Interpretation of Greek Music I I Journal of Hellenic Studies 42, 1922. P. 133 166.

55. Clements E. The Interpretation of Greek Music: An Addendum // Journal of Hellenic Studies 56, 1936. P. 25 35.

56. Colin M. G. L'auteur du deuxième hymne musical de Delphes II Comptes Rendus des Séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 1913. P. 529 532.

57. Crushis O. Die delphischen Hymnen I I Pliilologus 53, 1894. Supplement. 165 s.

58. Crushis O. Ein Liederfragment auf einer antiken Statuenbasis II Philologus 50, 1891. S. 163 172.

59. Crusius O. Zu neuentdeckten antike Musikresten II Philologus 52, 1893. S. 160-200.

60. Doutzaris P. La rhythmique dans la poésie des grecs anciens II Revue des Études Grecques 47, 1934. P. 297 345.

61. Eitram S., Amundsen. L., Winnington-Ingram R. P. Fragments of Unknown Greek Tragic Texts with Musical Notation // Symbolae Osloenses 31, 1955. P. 1 87.

62. Feaver D. D. A New Note, Omega, in the Orestes Papyrus? II American Journal of Philology 99, 1978. P. 38 40.

63. FeaverD. D. The Musical Setting of Euripides' «Orestes» I I American Journal of Philology 81, 1960. P. 1 15.

64. Forkel J. Allgemeine Geschichte der Musik. T. 1 Leipzig, im Schwickertschen Verlage, 1788. - 504 s.

65. Fortlage K. Das musikalische System der Griechen in seiner Urge stall aus den Tonleitera des Alypius zum ersten Male entwickelt. Leipzig: Breiikopf und Härtel, 1847. - 140 s.

66. Fortlage IC. Griechenland. A. Alt-Griechenland. Musik, Rhythmik und Metrik // Allgemeine Enzyklopädie der Wissenschaft und Künste / Hrsg. J. S. Ersch und J. G. G. Gruber. Sek 1. Bd. 81. 1363. S. 175-245.

67. Galilei V. Dialogo della musica antica e moderna. Florence: Marescotti, 1581.- 160 p.

68. Gevaert F. A. Hisioire et theorie de la musique de l'antiquite. T. 1. Gand: Detaille, 1875.-450 p.

69. Gombosi O. J. Die Tonarten und Stimmungen der antiken Musik. Kopenhagen: E. Munksgaard, 1939. - 148 s.

70. Grande C. del Inno cristiano anrico /'/ Rivisca Indo-Greka Italica di Philologia, Lingua, Antichitä 7, 1923. P. 173 179.

71. Grande C. del Intorno ai papiri musicali scoperti in Egitto // Chronique d'Egypte 6, 1931. P. 441 455.

72. Heitsch E. Die Mesomedes-Überlieferung // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-Historische Klasse 3, 1959. S. 35 45.

73. Henderson M. I. Ancient Greek Music // Ancient and Oriental Music / Ed. E. Wellesz. London: Oxford University Press, 1957. P. 336 - 403.

74. Horna K. Die Hymnen des Mesomedes. — Wien: Hölder-Pichler-Tempsky, 1928. 40 s,

75. Hucbaldi Musica // Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potis-simum. T. 1. St. Blasien: Monachium St. Blasien., 1784. P. 104 - 125.

76. Hunt A. S., Jones H S. Christian Hymn with Musical Notation // The Oxyrhynchos papyrus 15, 1922. P. 21 — 25.

77. Jan K. von Die Handschriften der Hymnen des Mesomedes // Neue Jahrbücher für Antike und deutsche Bildung 36 (60), 1890. S. 679 688.

78. Jan IC Musici scriptores graeci. Leipzig: B. G. Teubner, 1895. - 503 p.

79. Jan K. Musici scriptores graeci. Supplementuin melodiarum reliquiae. — Leipzig: B. G. Teubner, 1899. 61 p.

80. Jeffery L. H. Local Scripts of Archaic Greece. Revised ed. with supplement by A. W. Johnston. Oxford: Clarendon Press, 1990. - 416 p.

81. Johnson W. A. Musical Evenings in the Early Empire: New Evidence from a Greek Papyrus with Musical Notation // Journal of Hellenic Studies 120, 2000. P. 57 85.

82. KircherAth. Musurgia universalis. Romae, Corbelletti, 1650. - 690 p.

83. Kolier H. Musik und Dichtung im alien Griechenland. Bern - Munchen: Francke, 1963. - 212 s.

84. Lrndis J. G The music of Ancient Greece and Rome. London and New York: Rouiledge, 2001.-296 p.

85. Longman G. A. The Musical Papyrus: Euripides, Orestes 332 40 // Classical Quarterly 12 (56), 1962. P. 61 - 66.

86. Martin E. Trois Documents de la musique grecque. — Pads: Kîincksieck, 1953. — 78 p.

87. Marx F. De Sicili cantilena // Rheinisches Museum 61, 1906. P. 145 148.

88. Masson Ch. Nouveau traité des règles pour la composition. Paris: C. Ballard, 1699.-120 p.

89. Mathiesen T. J. A Bibliography of Sources for the Study of Ancient Greek Music (Music Indexes and Bibliographies. № 10). New Jersey: Joseph Boonin, Inc., 1974.-59 p.

90. Mersenne M. Quaestiones celeberrimae in Genesim. Paris: S. Cramoisy, 1623.- 1916 cols.

91. Michaelides S. The Music of Ancient Greece. An Encyclopaedia. London: Faber and Faber, Ltd., 1978. - 365 p.

92. Moens P. W. De twe delphische hymnen met muzieknoten. Purmerend: J. Muuses, 1930. - 125 p.

93. Monro D. B. The Modes of Ancient Greek Music. Oxford: Clarendon Press, 1894. - 145 p.

94. MounlfordJ. F. Greek Music in the Papyri and Inscriptions // Powell J. U., Barber E. A. New Chapters in the History of Greek Literature. V. 2. Oxford: Clarendon Press, 192S.P. 146-183.

95. Mounlford J. F. The Music of Pindar's «Golden Lyre» // Classical Philology 31, 1936. P. 120- 136.

96. Miinscher K. Zum christlischen Dreifaltigkeitshymnus aus Oxyrhynchos // Phiioiogus 80, 1925. S. 209-213.

97. Najock D. Drei anonyme griechische Traktate über die Musik. Eine kommentierte Neuausgabè des Belíermannschen Anonymus. Güttingen: Göiimger MwücwissenschafÜiche Arbeiten, 1972.-229 s.

98. Pearl 0. M., Winnington-Ingram R. P. A Michigan Papyrus with Musical Notation // The Journal öf Egyptian Archeology 51, 1965. P. 179 195.

99. Picard Ch. Notes d'épigraphie grecque // Annales de l'Université de Grenoble 2, 1925. P. 121 139.

100. Pighi G. B. Ricerche sulla notazione rítmica greka. Le composizioni vocali e strumeníaii del PBerol. hiv. 6870 // Aegyptus 23, 1943. P. 169 243.

101. Pighi G. B. Ricerche sulla notazione rítmica greka. L'inno cristiano del POxy 1786 // Aegyptus 21, 1941. P. 189-220.

102. Pöhlmann E. Denkmäler altgriechischer Musik. Sammlung, Übertragung und Erläterung aller Fragmente und Fälschungen. Nürnberg: Verlag Hans Carl, 1970. - 160 s.

103. Potiron H. La notation grecque au temps d'Aristoxène // Revue de musicologie 50, 1964. P. 222 225.

104. Potiron H. Valeur et traduction de la notation grecque // Etudes grégoriennes 15, 1975. P. 193 199.

105. Ramsay W. M. Unedited Inscriptions of Asia Minor // Bulletin de correspondance Hellénique 7, 1883. P. 277.

106. Remach Th. L'hymne à la Muse // Revue des Études Grecques 9, 1896. P. 1 22.

107. Reinach Th. La musique des hymnes de Delphes // Bulletin de correspondance Hellénique 17,1893. P. 584-610.

108. Reinach Th. La musique du nouvel hymne de Delphes // Bulletin de correspondance Hellénique 18, 1894. P. 363 389.

109. Reinach Th. La musique grecque. Paris: Payot, 1926. - 208 p.

110. Reinach Th. Nouveaux fragments de musique grecque // Revue Archéologique 5, 1919. P. 11-27.

111. Reinach TK Un ancêtre de la musique d'Église // La Revue musicale 3, 1922. P. 8 25.

112. Richter L. Zum Musikfragment aus dem Euripidischen «Orestes» // Acta Conventos XI Eirene, 21-25 Oc t. 1968. Warszaw: sine editio., 1971. S. 273-281.

113. Riematm H. Handbuch der Musikgeschichte. Band 1. Teil 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1919. -276 s.

114. Robert L. Études Anatoliennes. Paris: E. de Boccard, 1938. - 621 p.

115. Rome A. L'origine de la prétendue mélodie de Pindare // Les Études Classiques 1, 1932. P. 3-11.

116. Rome A. Pindare ou Kircher // Les Etudes Classiques 4, 1935. P. 337 350.

117. Sachs C. Die griechische Instrumentalnotenschrift // Zeitschrift fur Musikwissenschaft 6, 1923 1924. S. 289 - 301.

118. Sachs C. The Rise of Music in the Ancient World. New York: W. W. Norton, 1943.-324 p.

119. Schlesinger K. The Greek Ados. London: Meihuen, 1939. - 577 p.

120. Schubarl W. Ein griechischer Papyrus mit Noten II Sitzungsberichte der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, Philosophisch-Historische Klasse 36, 1918. S. 763-768.

121. Sedgwick W. B. A Note on the Performance of Greek Vocal Music II Classica et Mediaevalia 11, 1950. P. 222 226.

122. Solomon J. D. A Diphonal Diphthong in the Orestes Papyrus II American Journal of Philology 97, 1976. P. 172-173.

123. Stäblein B. Frühchristliche Musik II Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Allgemeine Enzyklopädie der Musik 4, 1955. S. 1036— 1064.

124. Terzaghi N. Sul POxy 1786 II Raccolta di scritti in onore di Giacomo Lumbroso. Mailand: sine editio., 1925. P. 229 - 234.

125. Thierfelder A. Ein neugefundener Papyrus mit griechischen Noten II Zeitschrift für Musikwissenschaft 1, 1918. S. 217-225.

126. Thierfelder A. System der altgriechischen Instrumentahiotenschrift II Philologus 56, 1897. S. 492 524.

127. Thyard P. Solitaire Second ou Prose de la musique. Lion: J. de Tournes, 1555. - 160 p.

128. Torr C On the Interpretation of Greek Music. London: H. Frowde, 1896. - 26 p.

129. Torr C. The Music of the Orestes // Classical Review 8, 1894. P. 397 398.

130. Vetter W. Griechenland A: Antike Musik II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik 5, 1956. S. 840 865.

131. Vogel M. Die Enharmonik der Griechen. 1 v. Düsseldorf: Verlag der Gesellschaft zur Förderung der Systematischen Musikwissenschaft, 1963. - 153 s.

132. V/agner R. Der Berliner Notenpapyrus //Philologus 77, 1921. S. 256 — 310.

133. Wagner R. Der Oxyrhynchys-Notenpapyros II Phylologus 79, 1924. S. 201-221.

134. Wagner R. Zum Wiederaufleben der antiken Musikschrifisieller seit dem 16. Jahrhundert. Ein Beitrag zur Frage: Kircher oder Pindar? // Philologus 91, 1936. S. 161 173.

135. Weil H. Noveaux fragments d'hymnes accompagnés de notes de musique II Bulletin de correspondance Hellénique 17, 1893. P. 569 583.

136. Weil H. Un nouvel hymne à Appollon II Bulletin de correspondance Hellénique 18, 1894. P. 345-362.

137. Wellesz E. J. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford: Clarendon Press, 1962. - 416 p.

138. Wellesz E. J. The Earliest Example of Christian Hymiiody // Classical Quartely 39, 1945. P. 34 45.

139. Wesseiy C., Ruelle C. E. Le Papyrus musical d'Euripide // Revue des Études Grecques 5, 1892. P. 265 280.

140. Wesseiy C. Papyrus-Fragment des Chorgesanges von Euripides Orest 330 ff. Mit Partitur // Mitteilungen aus der Sammlung der Papyrus Erzherzog Rainer 5, 1892. S. 65-73.

141. West M. L. Analecta musica // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik 92, 1992. P. 1 54.

142. WesiM. L. Ancient Greek Music. Oxford: Clarendon Press, 1992. - 410 p.

143. Wesiphal R. Griechische Rhythmik und Harmonik nebst der Geschichte der drei musischen Disziplinen. Leipzig: B. G. Teubner, 1867. - 809 s.

144. Westphal R. Harmonik und Melopöie der Griechen. Leipzig: B. G. Teubner, 1863.-372 s.

145. Williams C. F. A. Notes on a Fragment of the Music of Orestes // Classical Review 8, 1894. P. 313 317.

146. Winnington-Ingram R. P. Ancient Greek Music 1932 57 // Lustrum 3, 1958. P. 5-57.

147. Winnington-Ingram R. P. Mode in Ancient Greek Music. Cambridge: Cambridge University Press, 1936. - 90 p.

148. Winnington-Ingram R. P. The First Notational Diagram of Aristides Quintil-ianus I I Philologus 117, 1973. P. 243 249.

149. Winnington-Ingram R. P. The Pentatonic Tuning of the Greek Lyre: a Theory examined // Classical Quarterly 3 4, 1956. P. 169 - 186.

150. Winninglon-Ingram R. P. Two Studies in Greek Musical Notation // Philologus 122, 1978, P. 237 248.1. РМЛОЖЕНИЕ

151. Йотированный звуковой континуумс П в и с п в I! с п в и с л в я

152. О о О Ii О о о II О о о и о о о H

153. G Р к с в Р к с в Р 1С с п Р к с

154. Р я а т р я а т Р я а т Р я а т

155. Q Д л Р е Д л р Д л Р 2 тг л Р

156. Мезомед. «Гимн Музе». «Гимн Каллиопе».1 е Щ р- ш ••*> щ щ1. А е 1 В г ф

157. K:\ssa- ' ¿-V' -'=3--' Г."» ""П' Г> С ".¿•'а' Г- ¡Т'Т*с^-Жй ч! зс:.Щ8/о :г £ х т а.1. Щ чт щ Щ.р щ;'сгV '¡Г р о ;г с! О сг у £ т'5 7 ¥ &: V- >;:.1. Е Е? РЙ !Г :ШГ

158. Л о: т о и ; у-6. у-Б. Ш-уШ-х-.ё ■ш ;о .-гвя. р. ■ ■ф Ъ1. Л »'-: Л- 1. ТГГ Ä ¿•ia uóJt 'frijs 5s- • ¡i% ; ucrr-'ip "jl,—.3 áí. CS-OV1. Л'

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.