Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Астахова, Анастасия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Астахова, Анастасия Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
1.1. Основные подходы к изучению новых религиозных движений в западной социологии религии.
1.2. Отечественные теоретические подходы к изучению новых религиозных движений.
ГЛАВА II. РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
2.1. Генезис и социокультурные факторы распространения новых религиозных движений в обществе.
2.2. Обращение в новые религиозные движения как социально-психологический процесс.
ГЛАВА III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
3.1. Внекультовая деятельность новых религиозных движений: основные направления.
3.2. Повседневное функционирование общины в рамках НРД.
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ И ИЗОЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
4.1. «Избранничество» как фактор социальной изоляции новых религиозных движений.
4.2. Влияние на стиль жизни последователей новых религиозных движений: соотношение адаптации и изоляции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе: на примере Кабардино-Балкарской Республики2010 год, кандидат исторических наук Макоева, Алла Александровна
История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е - начале 2000-х гг.2010 год, кандидат исторических наук Ахмадулина, Светлана Зиннатовна
История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы2012 год, кандидат исторических наук Смирнова, Татьяна Сергеевна
Нетрадиционное религиозное сообщество как социальный институт: на примере российских "Свидетелей Иеговы"2010 год, кандидат социологических наук Яковлева, Юлия Александровна
Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе2011 год, кандидат философских наук Быков, Роман Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции»
Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется?ускорением социальных процессов, неустойчивостью^социальных институтов. ~ Социальные трансформации имеют противоречивые последствиям одной стороны — больше свободы выбора в различных сферах, с другой стороны;- отсутствие четких норм поведения: После распада СССР утрачены коммунистические ценности и идеалы — людям необходимо найти им альтернативу. Одним из возможных вариантов является религия, которая более не находится под запретом. Свобода совести и свобода вероисповедания являются правами, гарантированными статьей 28 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125 «О свободе совести: и религиозных организациях». Провозглашается, что каждый волен выбирать вероисповедание. На: территории России ведут свою деятельность различные религиозные объединения. В том числе, новые религиозные движения (сокращенно НРД, можно встретить также близкие по смыслу обозначения нетрадиционные религии, культы или секты).
Несмотря на кажущееся обилие сведений,о новых религиозных движениях, достоверно известно о них немного. Информация по данному вопросу подается достаточно спорная, с переизбытком субъективных оценок и недостаточным количеством фактов.
Деятельность подобного рода организаций освящается в СМИ зачастую в негативном ключе.
Пример суждения о движении саентологов, высказанного в сюжете в программе «Вести» одного из ведущих федеральных телеканалов: «По данным авторитетных иностранных и российских религиоведов, саентология является тоталитарной сектой, основанной в конце XX века американским писателем Роном Хаббардом». Сами саентологи обещают своим членам благополучие и успех. Но специалисты считают, что саентология часто приводит к психологической и финансовой: зависимости»1. В данном? случае не: приводится даже фамилий «авторитетных иностранных и российских религиоведов»^ однако; как ,будет показано>вшаучном: сообществе термин! «тоталитарная секта» подвергается жесткой; критике:
Достаточно ярким примером оценки деятельности НРД может служить комментарий заместителя начальника управления информации и обществен
• г' ных связей МВД РФ Олега Ельникова в программе «Участок» от 1 декабря 2009угода: «. .в сектах идет давление нагтаком. уровне, что даже самый; близл кий человек, порой, бывает вообще беззащитен и беспомощен» .
Ряд исследователей подтверждают подобную точку зрения, рассматривая новые религиозные движения как тоталитарные группы, угрожающие не только экономической, но и духовной безопасности, индивидов и; всего общества, в целом.
Многие западные и отечественные исследователи видят; проблему не в существовании новых религиозных движений^ а, напротив, в их дискриминации, в таком случае распространение и активная деятельность в обществе новых религиозных движений, рассматриваются как пример реализации-демократических ценностей« зарождающегося/гражданского общества;
Сам, по себе факт существования: различных точек зрения на; феномен НРД может показаться несущественным: сколько людей - столько и= мнений. Однако учет только крайних точек зрения без попыток их критического осмысления и соотнесения может привести к определенной, политике по отношению к новым религиозным движениям. Игнорирование: как религиозных прав и свобод, так и возможных опасностей может усугубить: проблемные стороныданного феномена.
Степень научной разработанности темы. Основы социологического исследования религиозных объединений заложены МаксомгВебером, в рабо
1 «Вести» выпуск от 25 мая 2009 г., Россия. Транскриит доступен на сайте телеканала. [Электронный ре-, сурс]. Режим доступа: 1тр:/^\у\у.уеки.п1/(!ос.Ыт1?{(1287692
2 «Участок», выпуск от I декабря 2009 г. Первый канал. Транскрипт доступен на сайте телеканала. [Элек- ■ тронный ресурс]. Режим доступа: 1шр:/Ау\у\у. 1tv.nl/dp/si- 5771 &{1=2543 . тах которого анализируются направления воздействия религии на другие сферы жизни общества, а также типы религиозной организации.
В странах Западной Европы и США новые религиозные движения под-р о оно, изучаются с конца 1960-х годов. Данная проблематика разрабатывалась такими социологами, как А. Баркер, Р. Старк, Дж. Лофленд, У. Бейнбридж, Г. Беккер, Б. Уилсон, Р. Уоллис, Л.Ианнаконе, Р.Флаше. Основное внимание исследователи уделяли определению, классификации новых религиозных движений, а также вопросам религиозного обращения. Однако теории, основанные на опыте изучения НРД в других странах, необходимо с осторожностью применять к реалиям российского общества.
До последнего времени в России новым религиозным движениям больше внимания уделялось со стороны СМИ, чем со стороны ученых.
Среди современных социологов, которые сосредоточили свое внимание на изучении феномена новых религий: Ю.В. Рыжов, М.Ю. Смирнов, Г.В. Еремичева, М. Штерин, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлева, A.B. Филькина.
Тему новых религиозных движений в контексте изучения состояния религиозности в России рассматривали Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.А.Авраменко, М.П. Мчедлов.
Работы религиоведов Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, С.М. Дударенок, С.И. Иваненко, посвященные НРД, носят междисциплинарный характер и в них используются, в числе других, социологические теории и методы сбора информации и анализа данных.
Объект исследования: новые религиозные движения.
Предмет исследования: социальные процессы интеграции и изоляции новых религиозных движений в трансформирующемся российском обществе.
Цель исследования: выявить тенденции интеграции и изоляции новых религиозных движений в процессе их распространения, функционирования и институционализации в трансформирующемся российском обществе.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Сопоставить основные зарубежные и отечественные теоретические подходы к анализу деятельности новых религиозных движений.
2. Сформулировать собственную исследовательскую концепцию новых религиозных движений.
3. Охарактеризовать основные направления деятельности НРД на макросоциальном и микросоциальном уровнях.
4. Систематизировать социокультурные факторы распространения новых религиозных движений.
5. Провести контент-анализ публикаций новых религиозных движений для выявления основных ценностных ориентаций.
6. Описать повседневные практики общин в рамках ряда новых религиозных движений в городе Казани.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составляют теории социальных изменений ряда авторов, в первую очередь, концепция М. Вебера и его идеи связи религиозной сферы с другими сферами жизни общества, в частности, влияния ценностей исповедуемой религии на хозяйственную деятельность.
В диссертационном исследовании новое религиозное движение рассматривается как религия, обладающая своим набором верований и ритуалов, и как социальное движение, выступающее в качестве объекта и субъекта социальных изменений. Соответственно использованы методологические положения не только религиоведов и социологов религии, но и исследователей социальных движений, таким, как П. Штомпка, Э. Хоффер, М. Золд, Дж. МакКарти.
Для рассмотрения социальных изменений в контексте российских реалий с конца 1980-х гг. по настоящее время в диссертации использованы элементы концепции социальной трансформации Т.И. Заславской.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы отечественных и западных учёных (преимущественно социологов и религиоведов) Е.Г. Балагушкина, В.И. Гараджи, М.Ю. Смирнова, Ю.В. Рыжова, Г.В. Еремичевой, С.И. Иваненко, И.Я. Кантерова, А.И. Клибанова, М.Штерина, А. Баркер, У. Бейнбриджа, Р. Нибура, Р. Старка, Э. Трёльча, Б. Уилсона, Р. Флаше.
Эмпирическая база исследования. При работе над диссертацией проведено два социологических исследования:
1) «Ценностные ориентации в новых религиозных движениях: Свидетели Иеговы, Международное общество сознания Кришны». Использованы методы количественного и качественного контент-анализа, в январе-июне 2008 года (61 единица публикаций Свидетелей Иеговы, преимущественно журналов и 9 книг Международного общества сознания Кришны).
2) «Повседневное функционирование религиозной общины в рамках нового религиозного движения». Метод исследования: включенное (участвующее) наблюдение. Проводилось с ноября 2006 г. по декабрь 2009 в религиозных общинах Свидетелей Иеговы, Международного Общества сознания Кришны, Международного духовного университета Брахма Кумарис, Церкви Христа в Казани (более 70 часов наблюдений).
Использованы результаты исследований новых религиозных движений в контексте религиозной ситуации трансформирующегося российского общества, полученные A.A. Авраменко, С.Б. Филатовым и Р.Н. Лункиным, а также результаты исследований НРД, проведенных Г.В. Еремичевой, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлевой.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Предложена авторская концепция новых религиозных движений, в том числе уточнен подход к определению новых религиозных движений в контексте теории социальных изменений. НРД рассмотрены не только как религиозные общности, но и как социальные движения: объекты и потенциальные субъекты социальных изменений. Хронологические рамки возникновения религиозных движений, позволяющие классифицировать их как «новые» являются значимым, но относительным признаком. В качестве определяющих признаков автор выделяет идею «избранничества» в мировоззрении последователей НРД, преобладание верующих в первом поколении, харизматическое руководство.
Впервые проведён комплексный анализ на макро- и микросоциальном уровнях процессов интеграции и изоляции новых религиозных движений в трансформирующемся российском обществе. На макроуровне рассматриваются взаимные влияния новых религиозных движений и общества: «внешние» социальные процессы как факторы распространения НРД с одной стороны, и направления деятельности, ценностные ориентации движений, с другой. На микроуровне рассматриваются методы и факторы обращения индивидов, повседневное функционирование общин и влияние участия в них на стиль жизни последователей.
Произведен контент-анализ ранее не исследовавшихся публикаций НРД с целью определения ценностной направленности (на примере Свидетелей Иеговы и Международного общества сознания Кришны). Выявлена ориентация указанных движений на «избранничество»: представления об элитарности собственной группы и рассмотрения собственного учения, как единственно верного, разделение мира на приверженцев «истинной и ложной религии».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Новые религиозные движения являются разновидностью социальных движений и вовлечены в противоречивые процессы интеграции и изоляции по отношению к трансформирующемуся российскому обществу. Если процесс интеграции подразумевает не просто сосуществование, а «включение» новых религий в общественную систему, обмен ценностями, результатами деятельности, то процессы изоляции связаны с дистанцированием НРД на различных уровнях и взаимное неприятие. В последнем случае, участники НРД становятся как бы «вне общества» (хотя в полном смысле подобное невозможно).
2. Процессы интеграции связаны с распространением, участием НРД в общественной деятельности, институционализацией с учетом влияния общества и его запросов. Распространение и институционализа-ция НРД происходят под влиянием ряда социальных процессов: секуляризации, аномии и других. В то же время распространение является результатом миссионерской активности и совокупностью4 частных обращений. Обращение в новое религиозное движение не сводится исключительно к внушению идей, внешнему воздействию, но и не всегда является результатом взвешенного личностного выбора, являясь, двусторонним процессом, в котором важное значение имеют и влияние со стороны представителя НРД, и интерес «обращаемого».
3. Социальная изоляция связана с взаимным дистанцированием общества и новых религиозных движений, обусловленным в том числе ценностными несоответствиями, критикой. Процессы изоляции протекают с различной степенью интенсивности и включают культивирование ценностей «избранничества» (представления об особой миссии собственной религиозной группы), наблюдаемых признаков отличия от других социальных групп (необычная одежда, прически, использование особого внутреннего сленга), ограничение внешних социальных связей и, в крайнем случае, территориальную удаленность и закрытость общин (физический параметр изоляции).
Теоретическая значимость исследования. В диссертации систематизированы существующие исследовательские подходы к изучению НРД и и сформулирована авторская концепция, позволяющая дать адекватное объяснение интеграции и изоляции этих движений в современном российском обществе.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного анализа процессов обращения индивидов в новые религиозные движения и сопутствующих участию процессов социальной изоляции могут быть использованы для оказания информационной поддержки родственникам последователей НРД.
Полученные материалы и исследовательские выводы могут способствовать формированию адекватной оценки явления в средствах массовой информации.
Результаты исследования могут быть использованы* при разработке курса «Социология религии».
Апробация результатов исследования. Положения данного диссертационного исследования представлены в ходе конференций различного уровня, в том числе на международных, таких как, IX международная научно-практическая конференция молодых ученых «Векторы развития современной России: научное знание в контексте современности», Москва, МВШСЭН, 2010; XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ, 2007; Международная научно-практическая конференция «Роль религии в становлении российской государственности: исторический опыт и современность» Магнитогорск - Челябинск, 2007; и всероссийских: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования», г. Пермь, ПГУ, 2009; Всероссийская научно-практическая конференция: «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты», НФ ИЭУП, г. Нижнекамск, 2008;
Всероссийская научная конференция «Современное российское общество: состояние и перспективы». (Первые Казанские социологические чтения), Казань, Институт государственной службы при Президенте РТ, 2005.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографии (136 источников, в том числе 15 на иностранных языках) и приложений. Общий объем диссертации — 156 страниц (без приложений).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Традиции и инновации в новых религиозных движениях: На примере групп, представленных в г. Москве2002 год, кандидат исторических наук Филиппов, Юрий Викторович
Конфессиональные и типологические характеристики "Свидетелей Иеговы": религиоведческий анализ2006 год, кандидат философских наук Шилишпанов, Роман Владимирович
Нетрадиционные религии в современной России: системно-аналитический подход2006 год, доктор философских наук Балагушкин, Евгений Геннадиевич
История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века2006 год, кандидат исторических наук Дворников, Виктор Викторович
Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Шарыпова, Ирина Вениаминовна
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Астахова, Анастасия Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I |
Новые религиозные движения - неоднозначный феномен, требующий подробного и разностороннего изучения. Влияния, которые, оказывают на общество НРД, расцениваются по-разному в зависимости от позиции исследователя. Нередко анализу подвергают только дисфункции, «последствия» воздействия новых религий на общество такие, как разрушение семей, деви-антные и даже преступные действия последователей, дезинтегрирующее влияние на общество, в целом. Можно также рассматривать и позитивные стороны приобщения к НРД, это, в первую очередь, обретение индивидами смысла жизни. И соответственно действия по ограничению деятельности и запрещению НРД будет нести отрицательные последствия для их участников и может быть расценено как ограничение их прав. Но в то же время оставлять новые религии без внимания было бы непредусмотрительно. Возрастает значимость научных исследований в данной области, потому что только тщательный анализ феномена новых религиозных движений, осуществляемый научным сообществом, позволил бы найти наиболее правильную стратегию поведения государства и общества по отношению к НРД.
В диссертационном исследовании новые религиозные движения рассмотрены в аспектах социальной интеграции и изоляции, проявляющихся в различных частных процессах и видах деятельности на макросоциальном и микросоциальном уровнях.
Прослеживая историю создания различных НРД можно сделать вывод, что их возникновение связано с деятельностью индивидов и групп, но для широкого распространения в обществе новых религий нужен ряд причин макросоциального уровня. Способствуют распространению новых религий аномия, проблемы традиционных религиозных институтов, глобализация, рост значения либеральной идеологии, а также секуляризация. Секуляризация на первый взгляд, не может способствовать развитию НРД, однако, на практике она способствует ослаблению традиционных религиозных институтов, на смену которым, приходят новые формы. Примечательно, что секуляризация в большей степени выступила причиной распространения [ НРД на Западе. В России секуляризация не была естественным и постепенным процессом, а была произведена искусственно в 20-х гг. XX в., «религиозный бум» же произошел значительно позднее.
Процесс распространения новой религии реализуется за счет ряда индивидуальных обращений. Рассмотрены следующие социальные факторы, способствующие обращению индивида в новое религиозное движение: неудовлетворительное состояние социальных связей индивида, неудачный опыт в рамках традиционных религий, несоответствия между ценностями индивида и социальных групп в которых он состоит, а также ценностей, преподносимых в обществе, как доминирующие, особенности статусных и демографических характеристик.
Помимо собственно активной миссионерской деятельности, успешность распространения задается рядом социокультурных факторов: процессами секуляризации и аномии, состоянием традиционной религии и господствующей идеологией.
Рассмотрев процесс индивидуального обращения, сделан вывод, что он не сводится только к результатам «промывания мозгов», однако не является в полной мере и осознанным, взвешенным выбором. На индивида в процессе обращения влияет ряд социальных и психологических факторов: его психологическое состояние, состояние социальных связей, удовлетворенность социальным статусом, некоторое влияние оказывают тендер и возраст. В то же время, участник НРД, осуществляющий вербовку, пользуется некоторыми техниками внушения и убеждения, а также ограничивает информацию об организации, к которой предлагает присоединиться (зачастую скрывая ее религиозный характер). Таким образом, обращение является двухсторонним процессом: это результат и определенного влияния «вербовщика», и наличия интереса (в результате духовного поиска или недостатка общения) у «обращаемого».
На социетальном уровне влияние новых религиозных движений не является очевидным.
Новые религиозные движения распространяются, предлагая свободу религиозного выбора, а также доступ к духовным и социальным ресурсам, которые позволяют индивидам вариант адаптации к реалиям, трансформирующегося общества.
Несмотря на все обвинения, роль психологического манипулирования в этом процессе не стоит оценивать, как решающую. Более важными являются представления о предоставляемых социальных и духовных ресурсах: общение, статус «избранного» и ожидание определенных духовных благ («спасение», «просветление» и т.п.).
Однако подобный способ «адаптации» противоречив, потому что ведет скорее к социальной изоляции: рассмотрены ограничения на общение, се--мейно-брачные отношения и карьеру.
Новые религиозные движения не способствуют поддержанию единой идеологии, однако большинство новых религий не относятся враждебно к обществу и не стремятся к каким-либо насильственным действиям. Опасность на макроуровне исходит от отдельных НРД, но далеко не от всех. Данные организации нуждаются в постоянном изучении, особенно если в учении вскрываются какие-то политические амбиции, либо высказываются признаки разжигания религиозной розни. Также следует помнить, что новые религиозные движения - более гибкие образования, чем предлагает считать парадигма «тоталитарных сект» - здесь могут быть расколы, изменения от уровня к уровню и т.п.
Однако на микроуровне участие в новом религиозном движении может вызвать массу проблемных ситуаций, в первую очередь, семейные и карьерные затруднения для участников. Не менее проблемной оказывается ситуация для родственников участников новых религиозных движений, которые не обладают информацией о происходящем. Система консультирования участников новых религиозных движений и их родных мало развита в России, базируется на центрах, спонсируемых Русской православной церковью. Более того, подобная практика отсутствует в Татарстане и помощь можно получить лишь в психологических центрах, в которых, тем не менее, отсутствуют специалисты именно по данной проблеме, а действующий персонал может оказать помощь лишь в рамках общепринятых процедур терапии.
НРД, сделавшие выбор в пользу изоляции являются более сложным объектом для влияния со стороны общества и совершенно оторваны от его интересов, тогда как НРД, пытающиеся адаптироваться к обществу, в той или иной степени, готовы к диалогу и некоторым изменениям.
Примечательно, что цели у участников и у организации на каждом уровне могут различаться, но религиозная деятельность, в независимости от того, культовая или внекультовая, укладывается в определенные стратегии.
Так если участник нового религиозного движения совершает преступление, важно учитывать укладывается ли данный поступок в ту или иную стратегию деятельности. Если это убийство - убит ли враг движения, либо в движении практикуются ритуальные убийства (что встречается у сатанистов, но крайне редко встречается в движении, ассоциирующем с христианством). Либо участник психологически неполноценен и тогда уже, с помощью отдельного исследования, необходимо выяснить являлся ли он таковым до вступления в движение или стал в результате участия. Если это экономическое преступление - связано ли оно с реализацией собственных целях или вырученные незаконные деньги отдаются организации.
Несмотря на все существующие трудности как на теоретико-методологическом уровне (недостаточно разработанный концептуальный аппарат, взаимопротиворечивость подходов), так и уровне эмпирическом (относительная закрытость доступа в общины, сложность в сборе статистической информации) новые религиозные движения, как объект изучения представляют значительный интерес и открывают значительные перспективы для исследования. Обращение в новые религиозные движения представляется нам более изученным процессом, чем, к примеру, уход из них. Также возможно исследовать не только отдельные новые религиозные движения или общины, но и, к примеру, семьи участников НРД. И наконец,, значимым является мониторинг учений различных движений с целью отслеживания индикаторов экстремистской деятельности и предупреждения, таким образом возможных проявлений деструктивной деятельности.
Отдельные печальные примеры в истории свидетельствуют, что принимать новые религиозные движения без какого-либо контроля и экспертизы неприемлемо.
Однако «борьба» государства и общества с данным феноменом также не представляется необходимой. Поправки, ограничивающие миссионерскую деятельность возможны, однако уже сейчас существуют «подставные»- нерелигиозные организации и подобные меры лишь увеличат их число, только способствуя в данном случае, обману простых граждан, которые будут проявлять интерес к каким-либо общественным проблемам, а попадать на религиозные собрания.
Государство с помощью анти-культистской политики могут усугубить проблему изоляции участников НРД от окружающего мира. Наиболее «преступные» НРД представляли собой изолированные сообщества. При полной изоляции от окружающего мира участники попадают под наибольший контроль лидеров.
На микроуровне участники новых религий также зачастую сталкиваются с негативной оценкой со стороны окружающих.
Таким образом, пути снижения проблемных последствий деятельности новых религиозных движений, связанных с их деятельностью видится в тщательном изучении и экспертизе с одной стороны, и ориентации на преодоление социальной изоляции, с другой.
146
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Астахова, Анастасия Сергеевна, 2011 год
1. Список использованной литературы '
2. Аберкромби, Н. Социологический словарь // перевод с англ. И.Г.Ясавеева под ред. С.А.Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. — 620 с.
3. Авраменко A.A. Духовность в российской провинции // Духовная культура современного российского общества: мнения населения и экспертов / Социология власти: Вестник социологического центра РАГС. 2005, № 1.С. 84-100.
4. Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., Бурлуцкий А.Н. История религии. М.: Дашков и К; Академцентр, 2009. 256 с.
5. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М.: Издательство Московского университета, 1984. — 284 с.
6. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М.: Институт философии РАН, 1999. 244 с.
7. Балагушкин Е.Г., Шохин В.К. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском пространстве // Мир России. 2006. Т. XV. № 2. С. 62-78.
8. Баркер А. Новые религиозные движения / пер с англ. СПб.: Изд-во русского христианского гуманитарного института, 1997. - 282 с.
9. Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. М.: Политиздат, 1969. - 215 с.
10. Буайе Ж.Ф. Империя Муна / Пер с фр. А.М. Григорьева. М.: Политиздат, 1990.-352 с.
11. Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подходы / Сост. М.П. Тапочка, Ю.А. Кимелев. М.: ИНИОН, 1994. С. 212259.
12. Введенский А. Борьба с сектантством. Б.м.: б.и, 1904. - 250 с.
13. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.И. Левина, A.B. Михайлов, C.B. Карпушина. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
14. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и по-слесл. Ю. Н. Давыдова; М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
15. Веремчук В.И. Социология религии: Уч. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.
16. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 87-93.
17. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76-82.
18. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов A.B. Социология М.: 2000. - 474 с.
19. Воропаев Д. Н. Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01. М.: 2004. 130 с.
20. Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2003. — 832 с.
21. Гараджа В.И. Религиеведение. Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.
22. Гараджа В.И. Социология религии. Уч.пос. М.: ИНФРА-М, 2007. -348 с.23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.