"Новое" в музыкальном искусстве: онтологический и ценностный аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Орлов, Владимир Валерьевич
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат наук Орлов, Владимир Валерьевич
Оглавление
Введение
Глава первая. Онтология «нового» в музыкальном искусстве: социокультурный аспект
§1.1 «Новое» в старовременном искусстве
§1.2 «Новое» в нововременном искусстве
§ 1.3 «Новое» в музыке Новейшего времени
Глава вторая. Ценностное измерение «нового» в эстетических конструкциях XX века
§ 2.1 «Новое» в архитектонике произведения искусства: ценностное измерение
§ 2.2 Традиция как условие рождения «нового»
Заключение
Список использованной литературы
О-
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Загадки сфинкса - XX век. Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ушедшего столетия2006 год, кандидат искусствоведения Иванова, Екатерина Владимировна
Канон в музыкальной культуре: к проблеме единства традиции2006 год, кандидат культурологии Трубецкая, Марина Александровна
Традиции древнерусского певческого искусства в творчестве современных композиторов: Произведения для хора a cappella2005 год, кандидат искусствоведения Бровина, Ирина Валентиновна
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
«Преломление духовных традиций в музыкальном искусстве Америки и России 1960-х–1980-х годов (на материале творчества Л. Бернстайна и Р. Щедрина)»2020 год, кандидат наук Панкова Алёна Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Новое" в музыкальном искусстве: онтологический и ценностный аспекты»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Развитие искусства неразрывно связано с движением истории, изменениями, которые происходят в общественной жизни. Произведения искусства, творимые художниками, сквозь призму авторского восприятия бытия отражают преобразования существующего мира. Творец, создающий художественное произведение, показывает свое видение современной ему действительности, являя зрителю собственную интерпретацию событий и трансформаций, которые происходят в обществе. Все новое, что появляется в искусстве, может быть как следствием реакции художника на те или иные социальные изменения, так и следствием реакции на события, разворачивающиеся в жизни самого автора. Художественное произведение содержит в себе «новое», возникновение которого тесно связано с действиями социокультурных факторов. Это «новое» присутствует как в актуальном содержании произведения искусства, так и в его языке, который трансформируется под воздействием различных социокультурных факторов. «Новое» - феномен, проходящий через всю историю музыки тем лейтмотивом, вне которого музыкальное искусство не может развиваться должным образом. В этой связи проблема «нового» в музыкальном искусстве, в частности, ее онтологический и ценностный аспекты, оказываются особенно актуальны и будут последовательно проанализированы в данной работе.
Онтологическое и аксиологическое исследование феномена «нового» в качестве значимого фактора в развитии музыкального искусства в настоящее время имеет особую актуальность. Это объясняется многоликостью современной музыки и музыкального искусства XX века, стилевым плюрализмом, который стал важным явлением художественной культуры ушедшего столетия.
Степень научной разработанности проблемы
Характерный для музыкального искусства XX века стилевой плюрализм, возвращение к давно забытым стилям и формам создают впечатление исчерпанности музыкального процесса и ставят вопрос о возможности возникновения нового, что, в свою очередь, актуализирует теоретическую рефлексию о сущности «нового», его атрибутивных свойствах и границах. Эта проблема еще недостаточно разработана. Вопросам новой и современной музыки посвящено много различных исследований, однако в большинстве из них понятие «новая музыка» трактуется весьма узко: как правило, оно отождествляется с понятием «авангард». Это подтверждают теоретические работы А. Шенберга, А. Веберна, исследования Ю. Холопова, В. Екимовского, М. Лобановой, документальные источники различных ассоциаций и организаций современной музыки, репертуарная политика ансамблей новой музыки.
А. Шенберг определяет «новую» музыку, как музыку «небывалую» и отмечает, что в высоком искусстве художественное творение не может не быть новым1. В своих размышлениях о «новой» музыке он противопоставляет ее «устаревшей» музыке. Согласно его определению, «новая» музыка - это «музыка, которая, оставаясь музыкой, во всём самом существенном отлична от музыки, сочинённой до сих пор», музыка, которая «должна выражать нечто, до сих пор ещё не выраженное»2.
Сосуществование огромного количества различных стилей в искусстве XX века, своеобразное соединение разных эпох в одном культурном поле доказывают ограниченность такого понимания «новой» музыки. «Новая» музыка - это не только авангард С. Губайдулиной, Э. Денисова, Д. Курляндского, X. Лахенмана, Г. Уствольской, А. Шнитке, К. Штокхаузена, но и музыка, которую принято считать традиционной (музыка Ю. Воронцова,
1 См.: Шёнберг А. Новая музыка, устаревшая музыка, стиль и мысль. // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. -М.: Композитор, 2006. С. 58-75
2 Там же.
В. Гаврилина, Ф. Гласса, Е. Гохман, Р. Дэвидсона, М. Журавлева, А. Чайковского, А. Эшпая и др.).
Существенная сложность, которая обнаруживается в исследовании «нового» в музыке - отсутствие в научной литературе материалов, которые предоставляли бы исторический обзор «нового» в музыкальном искусстве от античности до современности, рассматривали бы социологический и аксиологический аспекты «нового» в музыке от античности до настоящего времени. В данной работе развивается подход, в соответствии с которым «новое» является необходимым условием развития искусства. Это подтверждается самой историей музыки, в которой мы обнаруживаем и фиксируем важнейшие этапы изменений в понимании «нового» в искусстве.
Объектом исследования является феномен «нового» в музыкальном искусстве.
Предметом исследования выступают онтологические и ценностные аспекты новизны музыкального искусства.
Цель диссертационного исследования - выявление сущностных характеристик «нового» в процессе исторического развития музыки.
В связи с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:
- выявить онтологическую составляющую музыки на различных этапах ее исторического развития (Старое время3, Новое время, Новейшее время)
- показать структурообразующую роль «нового» в архитектонике произведения искусства XX - начала XXI вв.;
-представить систему ценностных параметров произведения искусства в антиэссенциалистсой теории искусства;
-раскрыть типы возможного отношения к традиции применительно к музыке и продемонстрировать ее роль в утверждении «нового».
3 В диссертации понятие «Старого» времени соотносится с принятым в музыкознании объединением музыки античности и Средневековья в единую историко-культурную фазу в связи с их отношением к культуре канонического типа (см.: Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., 1973. С.13-14).
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования выступают: культурологическая концепция Ю.М. Лотмана, связанная с дихотомией двух типов культур - канонического и неканонического; социологические и философские подходы к искусству, представленные в исследованиях представителей Франкфуртской школы социальных исследований (В. Беньямин, Т. Адорно), в которых систематически рассматриваются вопросы функционирования искусства в социальном поле и характеризуется отношение общества к новым произведениям искусства, а также выстраивается своеобразная онтология произведения искусства в эпоху его технического воспроизводства; аналитический подход австрийского философа Л. Витгенштейна, заключающийся в построении методологии анализа языка искусства; искусствоведческие подходы отечественных исследователей Л. Мазеля, который дает обоснование понятия «художественное открытие», В. Медушевского, определяющего музыкальное произведение как «семя нововременной культуры», Е. Назайкинского, создающего оригинальную теорию музыкальных стилей, А.Соколова, обозначающего онтологические принципы музыкальной композиции XX века. Особую ценность для автора представляло содержание теоретических работ самих композиторов: И. Стравинского, А. Шенберга, А. Веберна, О. Мессиана, К. Штокхаузена, П. Булеза, X. Лахенманна, Э. Денисова, А. Шнитке.
Научная новизна результатов исследования состоит в систематизации исследовательских подходов к пониманию «нового» в музыкальном искусстве, в выделении и онтологическом обосновании «нового» как необходимого условия его развития. Научная значимость результатов исследования заключается в следующем:
- определена онтологическая составляющая «нового» в музыке Старого, Нового и Новейшего времени, связанная отношением к вечному и абсолютному как к канону в Старое время, с обращением к человеку и
нарушением канона в Новое время и с дихотомией канонической и неканонической культур в Новейшее время;
- обосновано положение о том, что «новое» является необходимым условием бытования произведения искусства и составляет фундаментальную часть его архитектоники;
- предложено понимание внутренней логики субординации между понятиями «новая музыка», «актуальная музыка» и «современная музыка»;
- в ходе исследования выделены два типа возможного отношения к традиции: обновление традиции (развитие более молодой традиции) и отказ от традиции (отказ от более молодой традиции и развитие более давней).
Положения, выносимые на защиту
Исходя из традиционного деления многовековой истории европейской культуры (Старое время (до XVI в.), Новое время (от XVI в.) и Новейшее время (от конца XIX в.), можно выделить онтологические параметры, определявшие поиск «нового» в каждой из обозначенных эпох. Теоцентрическая направленность европейского искусства Старого времени сменяется антропоцентризмом Нового времени, утверждение которого закономерным образом в Новейшее время способствует воспроизводству сущностных характеристик новизны, свойственных старовременной культуре.
1. Старовременная культура была мифологизированной, а человек этой эпохи посредством искусства стремился приблизиться к Абсолюту, ориентировался на вечные, неизменные ценности. Законы построения средневековой музыки давали автору ту минимальную свободу, в рамках которой он был способен сказать свое слово, показать свое видение, собственное отношение к миру трансцендентного. Теоцентрическая направленность средневековой культуры требовала соблюдения канона. «Новое» в этот период проявляется на уровне индивидуального постижения автором канонических форм искусства и является способом познания Бога в
«эстетике тождества» (сущность и существование осознаются как совпадающие в Боге).
2. «Новое» в нововременной культуре, в отличие от культуры Старого времени, оказывается связанным с нарушением канона, с так называемой «эстетикой различия». В этот период музыка становится самостоятельным видом искусства, рождается музыкальное произведение. В нем автор выражает собственную индивидуальность и стремится сделать в каждом опусе «художественное открытие», что во многом связано с антропоцентризмом и рационалистическим поиском, которые становятся основой мировосприятия человека нововременной эпохи. Онтологическое основание «нового» в этом типе культуры состоит в том, что авторское творение предстает способом авторского самопознания в диалоге с «другим».
3. Искусство Новейшего времени характеризуется кризисом антропоцентризма, нивелированием значения бытовых жанров, стремлением композиторов преодолеть момент «слишком человеческого». Происходит существенное усложнение музыкального языка, который абстрагировался от языка массового человека. Художник стремится к выходу за рамки обыденного, за пределы собственно человеческого, стремится быть выше того, что известно всем, и становится гипериндивидуальным, отделяя себя от общей массы, возвышаясь над ней. Композитор этого времени творит посредством музыки свой собственный мир, свои Небо и Землю. Поиск «нового» в музыке Новейшего времени предстает как диалог канонической и неканонической культур.
4. Одним из необходимых условий осуществления произведения искусства является наличие «нового» в его архитектонике на уровне идеи и практики ее воплощения в художественной ткани. В искусстве «новое» по умолчанию является неотъемлемой частью его архитектоники. Присутствие нового есть один из важнейших критериев подлинно художественного творения. Начиная с XX века, «новое» становится основой замысла значительного количества произведений искусства.
5. В культурной истории следует выделить преобладающие типы отношения к традиции, связанные с характером и способом ее обновления. Первый тип отношения к традиции связан с развитием более давних традиций и отказом от продолжения более молодой традиции, второй тип отношения к ней, напротив, связан с непосредственным и естественным обновлением традиции, и развитием более глубокой по отношению к современности традиции.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Результаты данного исследования могут быть полезны как в пределах узкоспециализированной искусствоведческой среды, так и в масштабах более широкой аудитории. Их можно использовать в вузовских курсах по музыкально-теоретическим, музыкально-историческим и эстетическим дисциплинам, а также при просветительской деятельности для представления широкой публике современной музыки через описание процесса эволюции новаций в музыкальном творчестве. Результаты исследования могут быть использованы в курсе музыкально-теоретических дисциплин в средних специальных учебных заведениях и в учреждениях начального профессионального и дополнительного образования детей. Возможно включение отдельных аспектов исследования, связанных с процессом эволюции новаций в музыкальном произведении в учебные дисциплины общеобразовательного цикла «Музыка» и «Мировая художественная культура». Изучение указанных аспектов будет полезным в цикле эстетических, философских и искусствоведческих дисциплин в художественных и гуманитарных вузах. Положения и выводы данного исследования позволяют по-новому осмыслить механизмы функционирования музыкального искусства, сформировать взвешенное отношение к современной академической музыке, понять причины эволюции музыкального языка. Результаты работы могут стать основой отдельного курса, посвященного аналитике «нового» в музыкальном искусстве.
Апробация диссертационного исследования
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на Международной молодежной научно-практической конференции «Художественный образ в искусствоведческих и философских науках» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012), на XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания (Саратов, 2012), на Всероссийской научно-практической конференции «Слово молодых ученых» (Саратов, 2012), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарное образование в художественном вузе» (Саратов, 2011), на X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания (Саратов, 2011), на Всероссийской научно-практической конференции «Слово молодых ученых» (Саратов, 2011), IX Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания» (Саратов, 2010), VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания» (Саратов, 2009), VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2007).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.
По теме диссертации опубликованы девять статей, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы, из них две статьи опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК.
Структура диссертационного исследования.
Диссертация содержит введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы. Основные результаты исследования отражены в автореферате диссертации.
9
Глава первая. Онтология «нового» в музыкальном искусстве: социокультурный аспект.
Искусство предстает как особая сфера человеческой деятельности, в которой, с одной стороны, существуют определенные закономерности, а с другой - присутствует значительный элемент свободы. Развитие искусства зависит от художника, который в своих творениях ломает старые законы и созидает новые. Художник далеко не всегда сковывает себя рамками традиции. Создавая произведение искусства, он соучаствует в становлении тех закономерностей, по которым искусство развивается. Теория искусства возникает в процессе его собственного развития на основе анализа и сравнения отдельных художественных произведений. Художник нередко бывает свободен от внешних норм, правил и закономерностей, часто от него ждут новаций, которых прежде не существовало. Это демонстрирует действительную значимость и актуальность феномена «нового» для понимания искусства.
Понятие «нового» в искусстве, как основной объект исследования, не обладает стандартными характеристиками, поскольку обусловлено исторически и социально. С точки зрения фундаментальных онтологических позиций многовековую историю существования европейской культуры принято делить на три эпохи: Старое время (до XVI в.), Новое время (от XVI в.) и Новейшее время (от конца XIX в.). Основной критерий, по которому происходит данное разделение - метафизический: теоцентрическая направленность европейского искусства Старого времени сменяется антропоцентрической в Новое время, после чего в Новейшую эпоху происходит возвращение на новом уровне сущностных признаков первого этапа (десекуляризация и ремифологизация). При этом объединяются в одну эпоху античность и Средневековье. В музыкознании, в отличие от культурологии, принят более компактный принцип исторической периодизации музыки, охватывающий три глобальных периода - «фазы»
(Ю.Н. Холопов)4. Традиция рассматривать первую фазу от происхождения музыки до Ренессанса сформировалась в фундаментальном труде С.С. Скребкова «Художественные принципы музыкальных стилей»5. Основанием для этого служит онтологически обусловленная ориентация музыкального искусства на вечные, неизменные сущности и ценности (мифологизм), в период Средневековья уже оформившаяся в требование канона.
Основу методологии настоящей главы составляет культурологическая концепция Ю.М. Лотмана, связанная с дихотомией двух типов культур -канонического и неканонического. Один из них ориентирован на канонические системы («ритуализованное искусство», «искусство эстетики тождества»), другой - на нарушение канонов и заранее предписанных норм. В искусстве первого типа эстетические ценности возникают в результате выполнения норматива, а во втором, напротив, вследствие его нарушений. Существуют целые культурные эпохи, в которые акт художественного творчества заключался не в нарушении правил, а в выполнении их предписаний (фольклор, средневековье, классицизм).
Выявление содержания понятия «новое» в музыке предполагает прояснение того, что понимали под музыкой в различные периоды европейской культуры - это обусловило обращение к истории философской мысли, связанной с феноменом музыки. Осуществленный анализ обнаружил зависимость характеристик новизны и самой ее возможности от понимания онтологической сущности музыки Старого, Нового и Новейшего времени.
Поставленная в данной главе задача требует выделения основных эстетических категорий, изменения отношения к которым в определенный исторический период способны стать объективными критериями в оценке конкретно-исторического характера онтологии «нового»: стиль эпохи, авторский стиль и музыкальное произведение.
4Холопов Ю.Н. Музыкально-теоретические системы. - М.: Композитор, 2006. С. 47.
5 Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - С.13.
§1.1 «Новое» в старовременном искусстве.
Изучение искусства Старого времени выдвигает ряд объективных сложностей, связанных с отсутствием большинства памятников искусства архаического периода, которые до наших дней либо не дошли, либо дошли лишь частично. Ряд исследователей указывают на обилие «белых пятен» в античном искусстве, что не позволяет дать целостную и однозначную оценку развитию искусства обозначенного периода. Это связано с тем, что наука об искусстве и попытки сохранить памятники искусства появились значительно позже самого искусства.
В контексте этой парадигмы возможно рассмотрение и выявление фундаментальных, определяющих особенностей каждой из культур. Культура Старого времени объединена одним генеральным признаком: господством мифологического сознания, на что справедливо указывает В.Б. Валькова6. Мифологическое сознание подчиняло себе все элементы культуры, определяя внутреннюю структуру художественного мышления, и культивировалось на протяжении длительного периода времени: от древнейших времен до Возрождения, пройдя через такие исторические эпохи, как античность и Средневековье. Мифологическое сознание сочетает в себе два свойства: историчность и вечность. Эту закономерность сформулировал С.С. Аверинцев: «... набор основных фактов человеческой психологии, в том числе психологии интеллекта, во все времена, вероятно, один и тот же. Для историка важно, какие из них и до какой степени становятся в ту или иную эпоху из фактов психологии фактами культуры, насколько они «культивируются»7.
Мифологическое сознание как «факт психологии» всегда было присуще человеческому мышлению. Оно воплощает постоянную потребность человека в непосредственном одушевленном общении с космическими
6 Валькова В.Б. Музыкальный тематизм - мышление - культура. Монография. - H.H.: Издательство Нижегородского университета, 1992. С. 49.
7 Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977. С. 49-50.
12
законами и силами, потребность человеческой мысли в интуитивно-целостном постижении окружающего мира. В каждую историческую эпоху возникали новые формы мифа. В.Б. Валькова отмечает, что «чистые» формы мифа присущи древнейшим, догосударственным этапам человеческой истории8.
Культура Старого времени (от античности и до XVI в.) содержит множество различных формаций. Однако это множество принято воспринимать в контексте единой парадигмы культуры канонического типа (Ю.М. Лотман), главным свойством которой была теоцентрическая направленность мировоззренческого и метафизического поиска. Музыка Старого времени не являлась самостоятельным, самодостаточным видом искусства, пребывая в служебном положении и выполняя прикладную функцию относительно молитвы, богослужения и церковного обряда. Отсюда - особое положение творца-анонима как медиума, посредника между трансцендентным и имманентным, а также отсутствие музыкального произведения как оригинального опуса. «Новое» в старовременном искусстве, будучи проявлением индивидуальных способностей композитора-анонима, тем не менее являло собой вариацию, углубление канонизированного смысла, имеющее целью приобщение к трансцендентному, растворение в нем. Преимущественной смыслообразующей структурой этого времени является метонимия, предполагающая эстетику тождества.
Эстетика тождества, власть канона являлись сильнейшим выражением онтологической направленности мировосприятия, в основе которой лежало единое понятие благобытия, о чем подробно пишет отечественный музыковед В. Медушевский. Проводя сравнительный анализ интенций двух культур - Средневековья и Нового времени, он отмечает, что средневековая эпоха, сменив античность, дала европейской культуре новую картину мира и
8 Валькова В Б. Музыкальный тематизм - мышление - культура. С. 50.
13
отвечающую ей структуру сущностных сил человеческой души9. Предельность, бывшая основой совершенного благобытия древних греков, сменилась беспредельностью, ставшей основой мироощущения Средневековья. Благо и бытие продолжают мыслиться как тождественные, однако благо в средневековье - это не только законы и правила творения, но и непрекращающееся усилие творца.
Несмотря на служебное положение музыки в Старое время, феномен музыки начал изучаться уже в трактатах античных мыслителей, когда произошла трансформация в мифологическом сознании. На смену «чистым» формам мифа древности пришли новые формы мифа эпохи античности, связанные с начавшимся утверждением рационализма и постепенным процессом демифологизации. Внутри всё еще остающегося мифологизированным сознания древних греков впервые появляются зачатки теоретического осмысления бытия, рождаются первые трактаты о музыкальном искусстве. Выдающийся русский мыслитель А.Ф. Лосев выступал против традиционной трактовки мифа как примитивной, ранней формы осмысления мира, предшествовавшей науке и впоследствии ею вытесненной. Он показывал, что наука как таковая не может разрушить мифа. Она лишь порождает новые, «скрытые», «некультивированные» мифы10. В эпоху античности зарождается теоретическая мысль, но сознание людей остается мифологизированным.
Античный рационализм, рождение которого связывают с именем Сократа, привел к кризису мифологического сознания, вывел миф на новую ступень развития в эпоху Средневековья, когда появилась совершенно иная культурная «мифология», связанная с утверждением в европейском мире христианства, основанного на иудео-христианской философии. Рассмотрим подробнее наиболее значимые теоретические концепции античности и
9 Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. - К.: Муз. Украша, 1988. - С. 5-18.
10 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. С. 37-40.
14
Средневековья, которые имели существенное значение для последующего развития музыкального искусства.
Первыми теоретическими концепциями, обратившимися к феномену музыки, стали пифагорейское учение, диалектическая концепция Гераклита и атомистическое учение Демокрита. Согласно пифагорейскому учению, сутью музыки оказывается числовая закономерность. Пифагорейцы полагали, что число является основой мироздания, а числовая гармония - объективной закономерностью, определяющей его суть. В Пифагорейском союзе считали, что все виды человеческой деятельности, подчинены гармонии чисел, в том числе музыка, которую пифагорейцы рассматривали математически. При этом последние не отрицали её мощного эмоционального воздействия, говорили о большом значении музыки в педагогике, воспитании, психологии, медицине, применяя её для врачевания различных болезней духа и тела. Таким образом, в пифагорейском учении музыка была впервые осмыслена с теоретической точки зрения. Как писал А.Ф. Лосев, «вместо прежней наивной веры в богов и демонов, мы находим рационально разработанную систему моральных предписаний и наукообразное учение о катарсическом, ^т.е. очистительном, воздействии музыки на человека»11. С учением пифагорейцев закончилось мифологическое бытие музыки и началось её научно-философское осмысление, в котором проявляется первый этап в развитии представлений о феномене «нового» в музыке. Исследователь В.П. Шестаков отмечает, что с Пифагора началась научная музыкальная эстетика12. Называя число основой всех вещей, пифагорейцы, по словам Шестакова, высказали догадку «о закономерности природы и мира в целом»13. Впоследствии учение пифагорейцев о числе как первооснове станет актуальным в эпоху средневековья в связи с развитием новых полифонических техник, таких, как контрапункт, имитация, канон.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Религиозная музыка А. Пярта и В. Мартынова: традиция, стиль2013 год, кандидат наук Грачев, Вячеслав Николаевич
Парадоксы творчества в музыкальной культуре XX века2003 год, кандидат культурологии Пьянкова, Светлана Павловна
Взаимодействие визуального и музыкального в жанре романа в стихах2022 год, кандидат наук Петухова Ульяна Васильевна
Принципы структурной организации хоровых сочинений Софии Губайдулиной2011 год, кандидат искусствоведения Шириева, Надежда Велеровна
Музыкальная антропология Н.А. Римского-Корсакова (философско-аксиологические смыслы)2019 год, кандидат наук Евсюкова Наталья Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Орлов, Владимир Валерьевич, 2013 год
Список использованной литературы
1. Августин А. Исповедь [Текст] / А.Августин; пер. с лат. М.Е. Сергеенко. - М.: Канон +; Реабилитация, 2000. - 464с. - (Классическая философская мысль).
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / С.С. Аверинцев. - M.: Coda, 1997. - 343 с.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 263с.
4. Адорно Т. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т. Адорно; пер. с нем. М.И. Левиной, A.B. Михайлова. - Москва - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. - 445 с.
5. Адорно Т. Философия новой музыки [Текст] / Т. Адорно; пер. с нем. Б. Скуратова, вст. ст. - К. Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.
6. Адорно Т. Эстетическая теория [Текст] / Т. Адорно; пер. с нем. A.B. Дранова. - М.: Республика, 2001 - 528 с.
7. Акопян JI.O. Музыка XX века [Текст]: энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. - М.: Практика, 2010. - 855 с.
8. Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества [Текст] / Л.О. Акопян. - СПб: Дмитрий Буланин, 2004. - 474 с.
9. Акопян Л.О. Музыка как отражение человеческой целостности [Текст] / Л.О. Акопян // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 70-81.
10. Аллен У. Традиция и мечта [Текст] / У. Аллен; пер. с англ. А. Мулярчик, В. Харитонова. - М.: Прогресс, 1970. - 434 с.
11. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм.
Антология [Текст] / Пер. с англ.; под ред. В. Дземидока и Б. Орлова. -Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997 г. - 320 с.
12. Амрахова A.A. Перспективы фреймовой семантики в музыкознании [Текст] / A.A. Амрахова // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 157-171.
13. Андерсон П. Истоки постмодернизма [Текст] / П.Андерсон; пер. с англ. А. Апполонова под редакцией М. Маяцкого. - М.: Территория будущего, 2011. - 208 с. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского).
14. Андреев Л.Г. Сюрреализм [Текст] / Л.Г. Андреев. - М.: Высшая школа, 1972. - 321 с.
15. Андреева Е. Постмодернизм [Текст] / Е. Андреева. - СПб.: Азбука-Классика, 2007.-488 с.
16. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания [Текст] / Э. Ансерме. -М.: Советский композитор, 1986. - 225 с.
17. Арановкий М.Г. Заметки об архитектоническом слухе и музыкальной логике [Текст] / М.Г. Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 189-200.
18. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» [Текст]/ М.Г. Арановский // Советская музыка. - 1980. - №10. - С. 99-109.
19. Арановский М.Г. Интонация, отношение, процесс [Текст] / М.Г. Арановский // Советская музыка. - 1984. - №12. - С. 80-97.
20. Арановский М.Г. Музыка и мышление [Текст] / М.Г. Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 10-43.
21. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений [Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. С 252-271.
145
22. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора [Текст] / М.Г. Арановский // Вопросы музыкального стиля.-Л., 1978. С. 140-156.
23. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки [Текст] / М.А. Аркадьев - М.: ИЦ-Гарант, 1992. - 160 с.
24. Аркадьев М.А. Хроноартикуляционные структуры новоевропейской музыки и фундаментальные проблемы ритма: автореф. дис... д-ра иск.: 17.00.02 [Текст] / М.А. Аркадьев, Гос. ин-т искусствознания. - М., 2003. - 51 с.
25. Асатрян О.Ф. Учитель музыки как социокультурное явление в духовной жизни России: постановка проблем /О.Ф. Асатрян // Педагогическая наука и практика: российские и региональные тенденции развития: материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции, ч.1 [Текст] - Саранск: Морд. Гос. Пед. ин-т, 2008. - С.116-118.
26. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.: Музыка, 1971.
27. Асафьев Б.В. О музыке XX века [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1982. - 199 с.
28. Асеева Е.В. Послевоенное абстрактное искусство в России (19501980) [Текст]: дисс... канд. иск.: 17.00.09 / Е.В. Асеева - СПбГУ Профсоюзов. -СПб., 2002.- 170 с.
29. Бадью А. Делез. Шум бытия. [Текст] / А. Бадью; пер. с франц. Д. Скопина. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», издательство «Логос-Альтера» / «Eccehomo», 2004. - 184 с. -(«Интеллектуальные биографии»).
30. Баева JI.B. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография [Текст] / Л.В. Баева. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 277 с.
31. Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения [Текст] / Т. Баранова // Эволюционные процессы музыкального мышления. - Л.: ЛГИТМиК, 1986. - С. 42-54.
32. Барсова И.А. Опыт этимологического анализа [Текст] / И.А. Барсова // Советская музыка. - 1985. - №9. - С. 59-66.
33. Барсова И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира [Текст] / И.А. Барсова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л.: Наука, 1986. С. 99-116.
34. Барт Р. Критика и истина [Текст] / Р. Барт; пер. с фр. Т.К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.:МГУ, 1987. С. 349-387.
35. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация [Текст] / Е.Я. Басин. - М.: МОНФ, 1999.-240 с.
36. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства [Текст] / Е.Я. Басин - М.:Гуманитарий, 2012. - 348 с.
37. Басина Г. И Синергетика [Текст] / Г.И. Басина, М.А. Басин // Эволюция и ритмы человечества. - СПб.: Норма, 2003. 260 с.
38. Баткин JJ.M. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности [Текст] / Л.М. Баткин - М.: Наука, 1989. - 302 с.
39. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди [Текст] / Л.М. Баткин. - М.: Росс. ГУ, 1995. - 446 с.
40. Белый А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый (Б.Н. Бугаев). - М.: Республика, 1994. - 158 с.
41. Беляев Е.А. Философские и методологические проблемы математики [Текст] / Е.А. Беляев, В.Я. Перминов. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 217 с.
42. Бендицкий A.A. К вопросу о моделирующей функции музыки: музыка и время [Текст] / Бендицкий A.A., Арановский М.Г. // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 142-156.
147
43. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] / В. Беньямин; пер. с нем. С.А. Ромашко // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе - М.: Медиум, 1996 - 240 с.
44. Бергсон А. Творческая эволюция [Текст] / А. Бергсон, пер. с фр.
B. Флеровой - М.: Терра - Книжный клуб - Канон-Пресс-Ц, 2001. - 284 с.
45. Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) [Текст] / JI. Березовчук // Эволюционные процессы музыкального мышления. - JL: ЛГИТМиК, 1986. -
C.3-21.
46. Бобровский В.П. - Функциональные основы музыкальной формы [Текст] / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 2010. - 332 с.
47. Богомолов А. Границы музыкального. Античные представления о музыкальном и немузыкальном звуке [Текст] / А. Богомолов // Искусствознание: журнал по истории и теории искусства. - 2008. - №1. -С. 261-272.
48. Большой энциклопедический словарь [Текст] : энциклопед. словарь / ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина - М.: Аст, Астрель, 2006. - 1248 с.
49. Бонфелъд М.Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки [Текст] / М.Ш. Бонфельд // Критика и музыкознание. -Л.: Музыка, 1975. - С. 93-105.
50. Бонфелъд М.Ш. Семантика музыкальной речи М.Ш. Бонфельд [Текст] // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 82-141.
51. Бочаров С.Г. Бахтин М. Эстетика словесного творчества [Текст] / С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
52. Бранский В.П. Искусство и философия [Текст] / В.П. Бранский -Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.
148
53. Булез П. Музыкальное время [Текст] / П. Булез // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. - М.: МГК, 1995. С. 66-75.
54. Булез П. Ориентиры I. Избранные статьи [Текст] / П. Булез; пер. с фр. Б. Скуратова. - М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2004. - 200 с.
55. Булыгина Т.В. Особенности структурной организации языка как знаковой системы и методы ее исследования [Текст] / Т.В. Булыгина // Язык как знаковая система особого рода. - М: Наука, 1967. - С. 5-9.
56. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина [Текст] / В.В. Бычков. -М.: Искусство, 1984. - 264 с.
57. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм - мышление - культура. Монография [Текст] / В.Б. Валькова - Н.Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1992. - 161 с.
58. Веберн А. Путь к новой музыке [Текст] / А. Веберн. Избранные письма; пер. с нем. В.Г. Шнитке. - М.: Музыка, 1975. С. 31-59.
59. Власова Н.О. О понятии «музыкальная мысль у Арнольда Шенберга [Текст] / Н.О. Власова // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 217-233.
60. Волошинов A.B. «Двенадцать» Блока: музыка, фракталы, хаос [Текст] / A.B. Волошинов // Человек. - 2007. -№ 3. - с.145-151.
61. Волошинов A.B. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства [Текст] / A.B. Волошинов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс - Традиция, 2002. - С.213-246.
62. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
63. Гадамер Г.-Г. Истина и метод [Текст] / Г.Г. Гадамер; пер. с нем. Б.Н. Бессонова. -М.: Прогресс, 1998, 704 с.
64. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века [Текст] / М. Герман. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 480 с.
65. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст] /
149
Е.В. Герцман. - Л.: Музыка, 1986. - 224 с.
66. Герцман Е.В. Музыкальная Боэциана [Текст] / Е.В. Герцман. - СПб.: Глаголь, 1995. 480 с.
67. Герцман Е.В. Принципы организации «пикнонных» и «апикнонных» структур [Текст] / Е.В. Герцман // Вопросы музыковедения. Вып. 2.-М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1973. - С. 6-26.
68. Гирин Е. А. Авангард как стиль культуры [Текст] / Е.А. Гирин // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2002.-С. 83-111.
69. Голицын Г.А. Информация. Поведение. Язык. Творчество [Текст] / Голицын Г.А., Петров В.М. - М.: ЛКИ, 2007. - 224 с.
70. Голицын Г.А. Социальная и культурная динамика [Текст] / Г.А. Голицын, В.М. Петров. - М.: Комкнига, 2010. - 272 с.
71. Голицын Г.А.. Информация и биологические принципы оптимальности. Гармония и алгебра живого [Текст] / Голицын Г.А., Петров В.М. - М.: Либроком, 2010.- 128 с.
72. Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века [Текст] / Г.В. Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 175 с.
73. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50-е - 80-е годы [Текст] / Г.В. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1989. - 208 с.
74. Гройс Б. Комментарии к искусству [Текст] / Б. Гройс. - М.: Худож. журнал, 2003. - 342 с.
75. Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику [Текст] / Е. Гротовский. - М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2003.
76. Грушко Г.И. К проблеме исследования музыкального стиля [Текст] / Г.И. Грушко// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 108. - с. 218222.
77. Грушко Г.И. Музыкальный стиль в контексте эволюционно-синергетической парадигмы [Текст] / Г.И. Грушко // Объединенный научный журнал. - 2010. - № 7 (242). - с. 35-40.
78. Грушко Г.И. Синергетические аспекты музыкальных стилей [Текст] / Г.И. Грушко. - Воронеж: Истоки, 2006. - 90 с.
79. Губанов Я. Черты стилевого синтеза в музыке 80-х годов [Текст] / Я. Губанов. // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа / Сост.: И.А. Котляревский, Д.Г. Терентьев. - К.: Муз. Украша, 1988. С. 70-79.
80. Гундорина A.A. Современная нотография: проблемы методологии: автореф. дисс... канд. иск.: 17.00.02 [Текст] / A.A. Гундорина; СГК им. JT.B. Собинова. - Саратов, 2012. - 24 с.
81. Гундорина A.A. Современная нотография: проблемы методологии [Текст]: дисс... канд. иск.: 17.00.02 / A.A. Гундорина; СГК им. JT.B. Собинова. - Саратов, 2012. - 163 с.
82. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
83. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] /
A.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
84. Даниэль С.М. Европейский классицизм [Текст] / С.М. Даниэль. -СПб.: Азбука-классика, 2003. - 304 с.
85. Даниэль С.М. Рококо [Текст] / С.М.Даниэль. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 336 с.
86. Дауноравичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки [Текст] / Г. Дауноравичене // Laudamus. -М.: Композитор, 1992. - С. 99-106.
87. Дворжак М. История искусства как история духа [Текст] / М. Дворжак. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.
88. Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии [Текст] /
B.Э. Девуцкий. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. - 363 с.
89. Делёз Ж. Что такое философия? [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. С.Н. Зенкииа - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.
90. Демченко А.И. Введение в музыкознание [Текст]: учебник для вузов / А.И. Демченко. - Саратов: Pan-Art, 2002. - 37 с.
91. Демченко А.И. Динамика развёртывания художественных культур Азии и Европы [Текст] / А.И. Демченко // Музыкальная культура Европы и Азии. - Оренбург: ОГИИ, 2002. - С. 3-9.
92. Демченко А.И. К вопросу о комплексном художественном исследовании [Текст] / А.И. Демченко // Синергия культуры. - Саратов: СГТУ, 2002. - С. 228-233.
93. Демченко А.И. Музыкознание Древнего мира и античности [Текст] / А.И. Демченко. - Саратов: Pan-Art, 2002. - 22 с.
94. Демченко А.И. О некоторых перспективах художественного образования [Текст] / А.И. Демченко // Искусство и образование. - 2007 -№1 (45).-С. 4-8.
95. Демченко А.И. Смысловые ориентиры полистилистики Альфреда Шнитке [Текст] / А.И. Демченко // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып.2 - М.: МГИМ им. Шнитке, 2001. - С. 100109.
96. Демченко А.И. Универсальное искусствознание: теоретические аспекты и практическая реализация [Текст] / А.И. Демченко // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 4 - М.: РГБ НИЦ Информкультура, 2001. - С.48-56.
97. Демченко Г.Ю. Уроки романтического мирочувствия [Текст] / Г.Ю. Демченко // Искусство и образование. - 2006. - №4 (42). - С. 22-24.
98. Демченко O.A. Программная музыка для детей и гуманитарное образование [Текст] / O.A. Демченко // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия. Т.1 - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2000. С. 396398.
99. Денисов A.B. Музыка XX века [Текст] / A.B. Денисов. - СПб.: Композитор, 2006. - 112 с.
100. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения [Текст] / У. Джемс; пер с англ. Б. Осипова, О. Румера. - М.: Космос, 1911. - 236 с.
101. Дмитриев А. Н. Полифония как фактор формообразования [Текст] /А.Н. Дмитриев. - JL: Музгиз, 1962. - 488 с.
102. Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. [Текст] / Э. Доманска; пер. с англ. М.А. Кукарцевой. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитации», 2010. - 400 с.
103. Драч Н. Г. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века: автореф. дис... канд. иск.: 17.00.02 [Текст] / Н.Г. Драч; Астраханская государственная консерватория. - Астрахань, 2006. - 235 с.
104. Дроздецкая Н.К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни [Текст] / Н. Дроздецкая. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1993.
105. Друскин М.С. О западноевропейской музыке [Текст] / М.С. Друскин. - М.: Советский композитор, 1973. 272 с.
106. ДрускинМ.С. Зарубежная историография [Текст] / М.С. Друскин. -М.: Музыка, 1994.-62 с.
107. Дьячкова JI.C. Гармония в музыке XX века[Текст]: учебное пособие / JI.C. Дьячкова. - М.: Музыка, 1994. - 144 с.
108. Евин И.А. Искусство и синергетика [Текст] / И.А. Евин. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 164 с.
109. Евин И.А. Синергетика мозга и теория музыки [Текст] // Языки науки языки искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 100-104с.
110. Евин И.А. Фракталы в искусстве [Текст] / И.А. Евин // Вопросы культурологии. - 2009. - № 6. - С. 75-78.
111. Ерохин В.А. Композитор и компьютер [Текст] / В.А. Ерохин// Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 172-188.
153
112. Ершова Е.Д. Черты формообразования в современной музыке [Текст]: учебное пособие по курсу: Анализ музыкальных произведений / Е.Д. Ершова. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 72 с.
113. Житомирский Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны [Текст] / Д.В. Житомирский, О.Т. Леонтьева, К.Г. Мяло. - М.: Музыка, 1989.-302 с.
114. Зальцман Е.П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени [Текст] / Е.П. Зальцман // Советское искусствознание. - 1978. - №1 (77). - С. 55-74.
115. Звуки без определенного места жительства [Электронный ресурс] // Коммерсантъ - 2007 - 18 дек. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/837247
116. Зедльмайр Г. Искусство и истина [Текст] / Г. Зедльмайр; пер. с нем. Ю.Н. Попова. - СПб.: «Axioma», 2000. - 272 с.
117. Зейфас Н.М. Заметки об эстетике западноевропейского барокко [Текст] / Н.М. Зейфас // Советская музыка. - 1975. - № 3. - С. 99-103.
118. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст]: учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.
119. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 2000. - 407 с.
120. Ионин Л.Г. Социология культуры [Текст] / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 1998.-278 с.
121. Каган М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.
122. Кандинский В. О духовном в искусстве [Текст] / В.Кандинский. -Л., 1989.-73 с.
123. Кандинский В. О духовном в искусстве [Текст] / В.Кандинский. -М.: Архимед, 1992. - 109 с.
124. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу [Текст] / Ф.Х. Кессиди - М.: Мысль, 1972.-312 с.
125. Клименко Е.И. Традиция и новаторство в английской литературе [Текст] / Е.И. Клименко. - JL: Издательство Ленинградского университета, 1961.
126. Кобляков A.A. Синергетика искусства: системно-симметрологический подход [Текст] /A.A. Кобляков // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - С.305-325.
127. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек; пер. с чеш. К.И. Иванова. -М: Музыка, 1976.
128. Коломиец Г.Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром [Текст] / Г.Г. Коломиец // Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: моногр. - М.: Дом педагогики; Оренбург: ИПКОГУ, 2008. - С. 510-573.
129. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке [Текст] / В.Д. Конен -М.: Музыка, 1975.-479 с.
130. Королева Л. Инструментальное исполнительство и слушатели [Текст] // Музыкальная академия . - 2008 - №3. - С. 156-157.
131. Королевская Н.В. Процессы смыслообразования в вокальном цикле O.A. Моралева «Перечитывая А. Блока» [Текст] // Проблемы музыкальной науки. - 2008. - №1. - С. 64-72.
132. Королевская Н.В. Через слово к музыке [Текст] // Искусство и образование. - 2008. - №3 (53). - С. 106-109.
133. Кощик В.Я. Синергетика и композиционная симметрия стихотворения Марины Цветаевой [Текст] / В.Я. Кощик // Информационный подход в эмпирической эстетике. - Таганрог: ТГГУ, 1998. С. 144-153.
134. Краснова О.Б. Искусство Средних веков и Возрождения [Текст]: энциклопедия /О.Б. Краснова. -М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 302 с.
135. Кривицкая Е. Французская музыка эпохи модерна [Текст] / Е. Кривицкая // Музыкальная академия. - 2007. - №4. - С. 172-185.
136. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков [Текст] / Т.С. Кюрегян. - М.: Композитор, 2003. - 312с.
137. JIamyp Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропопогии [Текст] / Б. Лаутер; пер. с фр. Д.Я. Калугина. - СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 240 с.
138. Лащенко С.К. Зритель как актёр [Текст] / С.К. Лащенко // Музыкальная академия. - 2009. - №1. - С. 64-69.
139. Левая Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века [Текст] / Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2007. - 184 с.
140. Леви-Стросс К. Мифологики: Сырое и приготовленное. [Текст] / К. Леви-Стросс; пер. с фр. З.А. Сокулер, К.З. Акопян. - М.: ИД «Флюнд, 2006.-С. 399.
141. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. H.A. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998.- 160 с.
142. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] /Д.С. Лихачев. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - 334 с.
143. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
144. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность [Текст] / М.Н. Лобанова. - М: Советский композитор, 1990. -312 с.
145. Лосев А. Ф. Диалектика мифа/ Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. — М.: Мысль, 2001. — 558 с. — (Филос. наследие).
146. Лосев А.Ф. История античной эстетики [Текст]: в 8 т. / А.Ф. Лосев. -М.: Высшая школа, Искусство, 1963 - 2002. - Т. 1-8.
147. Лосев А.Ф. Личность и абсолют [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1997.-720 с.
148. Лосев А.Ф. Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических основах исчисления бесконечно малых [Текст] / А.Ф. Лосев // Хаос и структура. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.
149. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение [Текст] / А.Ф.Лосев. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.
150. Лотман Ю.М. Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики [Текст] / Ю.М. Лотман. - М.: Либроком, 2009. - 368 с.
151. Лотман Ю.М. К семиотической типологии русской культуры XVIII века. [Текст] / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Художественная культура XVIII века: материалы науч. конф. (1973) - М., 1974. - С. 259-282.
152. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Академический проект , 2002. - 543 с.
153. Лурия Л.С. Язык и сознание [Текст] / Л.С. Лурия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
154. Мазелъ Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст] / Л.А Мазель. - М.: Музыка, 1979. - 536 с.
155. Мазепус В.В. Перцептивное мышление. К вопросу о распознавании базовых звуковых комплексов в народной музыкальной культуре [Текст] / В.В. Мазепус // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 201216.
156. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты [Текст]/ А.О. Маковельский. - Баку: Изд. АН АЗССР, 1948. - 399 с.
157. Мамардашвнли М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии [Текст] / М.К. Мамардашвили // Классический и неклассический идеалы рациональности. - СПб.: Азбука-Аггикус, 2010.- 288 с.
158. Манн Т. Художник и общество. Статьи и письма [Текст] / Т. Манн; пер. с нем. С. Апта. - М.: Радуга, 1986. - 440 с.
159. Мартынов В.И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности [Текст] / В.Н. Мартынов. - М.: Классика XXI, 2005. - 268 с.
160. Мартынов В.И. Пестрые прутья Иакова: Частный взгляд на картину всеобщего праздника жизни. - М.: Издательство: МГИУ, 2008. - 140 с.
161. Мартынов В.И. Казус Vita Nova. - М.: Классика XXI. - 177с.
162. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа [Текст] / В.В. Медушевский // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. / Сост. И.А. Котляревский, Д.Г. Терентьев. - К.: Муз. Украша, 1988. - С. 5-18.
163. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976.-407 с.
164. Мелик-Гайзакян И.В. Информационные процессы и реальность [Текст] / И.В. Мелик-Гайзакян. - М.: Наука, 1997. - 192 с.
165. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти; пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, C.JI. Фокина. - Спб.: Ювента, Наука, 1999. - 608 с.
166. Минский М. Структура для представления знания [Текст] / М. Минский // Психология машинного зрения. - М.: Мир, 1978. - С. 249-338.
167. Михайленко JI.A. Стиль модерн и творчество русских композиторов XX века: автореф. дисс... канд. иск.: 17.00.02 [Электронный ресурс] / JI.А. Михайленко; НТК им. М.И. Глинки. - Н.Новгород, 1997. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stil-modern-i-tvorchestvo-russkikh-kompozitorov-nachala-khkh-veka
168. Можнягун С.Е. О модернизме [Текст] / С.Е. Можнягун. - М.: Искусство, 1974. - 237 с.
169. Моисеев H.H. Алгоритмы развития [Текст] / H.H. Моисеев. - М.: Наука, 1987.-297 с.
170. Моисеев H.H. Система «Гея» и проблема запретной черты [Текст] / H.H. Моисеев // Наука и жизнь. - 1986. - №2. - С. 58-59.
158
171. Музыка как форма интеллектуальной деятельности [Текст] / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240 с.
172. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения [Текст] - М.: Музыка, 1966. - 574 с.
173. Холопов Ю.Н. Музыкально-теоретические системы [Текст] / Ю.Н. Холопов, Л.В. Кириллина, Т.С. Кюрегян, Г.И. Лыжов, Р.Л. Поспелова, B.C. Ценова. - М.: Композитор, 2006. - 632 с.
174. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
175. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.
176. Назайкинский Е.В. О предметности музыкальной мысли [Текст] / Е.В. Назайкинский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 44-69.
177. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
178. Называть вещи своими именами [Текст]: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / Сост. Л.Г. Андреева. -М: Прогресс, 1986. - 640 с.
179. Олейник М. А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество, №1, январь-март 2009, с. 167-173.
180. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры [Текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 586 с.
181. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства [Текст] / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. С. Воробьева, А. Матвеева. - М.: «Аст», 2008. - 192 с.
182. Первый международный Молот-фестиваль [Текст]. - М.: Композитор, 2012. - 50 с.
183. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании [Текст] /
B.М Петров. - М.: Смысл, 2000. - 204 с.
184. Петров В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы [Текст] / В.М. Петров // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 406-428.
185. Платон. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та; изд-во Олега Абышко, 2006-2007. - Т. 1-3.
186. Поэзия и проза Древнего Востока [Текст] /Под ред. И. Брагинского; пер. А. Ахматовой. - М.: Художественная литература, 1973. - 738 с.
187. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль [Текст] / Д.А. Рабинович. - М.: Классика XXI века, 2008. - 208с.
188. Ручъевская Е.А. Классическая музыкальная форма [Текст] / Е.А. Ручьевская. - СПб.: Композитор, 1998. - 268 с.
189. Рыжов В.П. Информационные аспекты самоорганизации в искусстве [Текст] / В.П. Рыжов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 183-190.
190. Саввина JI.B. Гармония XX века в пространстве музыкального образования [Текст] / JI.B. Саввина// Искусство и образование. - 2009 - №3. -
C. 86-90.
191. Савенко С.И. Есть ли стиль в музыке поставангарда? [Текст] / С.И. Савенко // Советская музыка. - 1982. - №5. - С. 117-122.
192. Савенко С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского [Текст] / С.И. Савенко // И.Ф. Стравинский. - М.: Советский композитор, 1973. -с. 276-301.
193. Савенко С.И. Мир Стравинского [Текст] / С.И. Савенко. -М.: Композитор, 2001. - 328 с.
194. Савенко С.И. Послевоенный музыкальный авангард. [Текст] / С.И. Савенко // Русская музыка и XX век / Редактор-составитель М.Г. Арановский. - М., 1997. С. 407-432.
195. Сафронов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы [Текст] / М.А. Сафронов - М.: Классика XXI, 2004. - 400 с.
196. Сергеев В.К. Российская культура. На рубеже, на грани, н перепутье? [Текст] / В.К. Сергеев, В.В. Сергеев. -М.: Серебряные нити, 2008. - 520 с.
197. Сергеева И.В. Массовая музыкальная культура в русле теорий массового сознания [Текст] / И.В. Сергеева // Стратегии и практики коммуникации в современном обществе. Ч. 1 - Саратов: СГТУ, 2004. - С. 210214.
198. Симакова H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга [Текст] / H.A. Симакова. - М.: Композитор, 2002. - 528 с.
199. Симакова H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения [Текст] / H.A. Симакова. - М.: Музыка, 1985. - 360 с.
200. Симонова С.А. Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза [Текст] / С.А. Симонова. - Воронеж: ВГУ, 2008. - 224 с.
201. Скворцова H.A. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков: автореф. дисс... д-ра иск.: 17.00.02 [Электронный ресурс] / И.А. Скворцова; МГК им. Чайковского. - М., 2010. - 50 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stil-modem-v-russkom-muzykalnom-iskusstve-rubezha-xix-xx-vekov
202. Скребков С.С. Статьи и воспоминания [Текст] / С.С. Скребков. -М.: Советский композитор, 1979. -309 с.
203. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 447 с.
204. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века [Текст] / A.C. Соколов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 231 с.
205. Соколов A.C. Теория композиции XX века: диалектика творчества [Текст] / A.C. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 230 с.
206. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление [Текст] / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. М: Советский композитор, 1981. - С.44-57.
207. Стеблин-Каменский М.И. Миф [Текст] / М.И. Стеблин Каменский. -Л.: Наука, 1976.- 104 с.
208. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-76.
209. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст] / B.C. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
210. Стеценко Е.А. Концепция традиции в литературе XX века [Текст] / Е.А. Стеценко // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 47-82.
211. Стойкое А. Критика абстрактного искусства и его теорий [Текст] / А. Стойков. - М.: Искусство, 1964. - 248 с.
212. Ступин С. Импровизация как модус художественного творчества [Текст] / С. Ступин // Искусствознание. - 2008. - №1. - С. 272-296.
213. Сутормина Н.В. Универсализация проблемы духовного бытия человека в музыке современности [Текст] / Н.В. Сутормина// Вестник Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы, - 2008. - №2 (17). - С. 180-191.
214. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга [Текст] / М.Е. Тараканов. - М.: Советский композитор, 1976. - 559 с.
215. Тихомиров. O.K. Психология мышления [Текст] / O.K. Тихомиров. -М.: «Академия», 2002. - 288 с.
216. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов - М.: Оникс, 2008.-736 с.
217. Топер П.М. Трагическое в искусстве XX века [Текст] / П.М. Топер // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2002.-С. 331-377.
218. Традиция в истории культуры [Текст] . - М: Наука, 1978. - 280 с.
219. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов - М.: Наука, 1977. - 576 с.
220. Устюгова E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля [Текст] / E.H. Устюгова. - СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2006. - 260 с.
221. Фшософ1я. Культура. Життя: М1жвуз1вский зб1рник наукових праць. Выпуск 30. - Дншропетровськ: Дншропетровська державна фшансова акад1мщ, 2008. 288 с.
222. Фейнберг E.JI. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке [Текст] / Е.Л. Фейнберг. - М.: Фрязино: Век, 2004. - 288 с.
223. Филановский Б. Under construction (Сколачивается) [электронный ресурс]: место в сети композитора Бориса Филановского. - Режим доступа: http://www.filanovsky.ru/ru/bzdmn.html
224. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор; пер. с англ. Л.Н. Баранова // Новое в зарубежной лингвистике. XXIII. - М.: Прогресс, 1988. - С. 52-90.
225. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П. Флоренский. -М.: Прогресс, 1993.-321 с.
226. Фомина З.В. Духовная ситуация в современной России: размышления о роли музыки [Текст] / З.В. Фомина // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность. -Саратов: СГК им. Собинова, 2004. - С. 120-125.
227. Фомина З.В. Онтология музыки [Текст] / З.В. Фомина. Саратов: СГК им. Собинова, 2011. - 88 с.
228. Фомина З.В. Философия музыки [Текст] / З.В. Фомина. Саратов: СГК им. Собинова, 2004. - 208 с.
229. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности [Текст] / З.В. Фомина. - Саратов: издательство СГУ им. Чернышевского, 1997. - 190 с.
230. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем. М.М. Беляевой, К. В. Костиной, E.J1. Петренко, И.В. Розановой, Г.М. Северского - М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.
231. Хайдеггер М. Время и бытие [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем.
B.В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - 445 с.
232. Хайдеггер М. Время картины мира [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. - М.: «Прогресс-Традиция»: МПСИ: Флинта, 2005. - 992 с.
233. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. A.B. Михайлова. - М.: Гнозис, 1993. - 464 с.
234. Холопов Ю.Н. Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века [Текст] / Ю.Н. Холопов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Матер, науч. конф. - М., 2004. С. 79-90.
235; Холопова В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2000-302 с.
236. Холопова В.Н. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы [Текст] / В.Н. Холопова // Музыкальная академия. - 2009. - №1. -
C. 12-19.
237. Холопова В.Н. Теория музыки [Текст] / В.Н. Холопов. - СПб: Планета музыки, Лань, 2010. - 368 с.
238. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений [Текст] / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 1999 - 496с.
239. Царева Г.В. Культурно-историческая типология слушателей музыкального искусства [Текст] / Г.В. Царева // Россия и мир : история, культура, регионоведение. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. С. 151-158.
240. Ценова B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной [Текст] / B.C. Ценова. - М.: Московская консерватория, 2000. 200 с.
241. Шамаева P.M. Креативность музыки в культуре ХХ-начала XXI века [Текст] / P.M. Шамаева //Вестник Челябинского гос. ун-та: научный журнал. - 2008 - №28 (129) - С. 78-82.
242. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы [Текст] / А. Шенберг. - М.: Композитор, 2006. - 528 с.
243. Шеринг А. История музыки в таблицах [Текст]: учебное пособие / А. Шеринг. - Л.: Российский институт истории искусств, 1924. - 79 с.
244. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века [Текст] / В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975. -352 с.
245. Шестаков В.П. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы [Текст] / В.П. Шестаков. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 280 с.
246. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века [Текст] / Г.М. Шнеерсон. - М.: Музыка, 1975. - 480 с.
247. Шнитке А.Г. Парадоксальность как черты музыкальной логики И.Ф. Стравинского [Текст] / А.Г. Шнитке // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Советский композитор, 1973. - С. 383-437.
248. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. [Текст] / О. Шпенглер; пер. с нем. Н.Ф. Гарелина. - Мн.: Прогресс, 1998. -688 с.
249. Щербакова Н. В. Новый звуковой мир в отечественном музыкальном искусстве XX века [Текст]: дисс... канд. иск.: 24.00.01 / Т.В. Щербакова; Морд. гос. ун-т им. Огарева - Саранск, 2009. - 186 с.
250. Элиаде М. Космос и история [Текст] / М. Элиаде. - М.: Прогресс, 1987.-312 с.
251. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны [Текст] / М.Н. Эпштейн - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
252. Эриксен Т.Е. Августин. Беспокойное сердце. [Текст] / Т.Б. Эриксен; перевод с норв. Л. Горлиной. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 384 с.
253. Эстетика Ренессанса [Текст]: Антология. В 2 т. / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. - М.: Искусство, 1980. - Т.2.
254. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVI-XVIII веков [Текст] / А.К. Якимович. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 440 с.
255. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности [Текст] / Ю.В. Яковец. - М.: Прогнозы и циклы, 1993. - 110 с.
256. Ярешко A.C. Канон, импровизация и новаторство в искусстве колокольного звона [Текст] / A.C. Ярешко // Музыка колоколов. - СПб.: РИИИ, 1999.-С 40-54.
257. Brindle R.S. The New Music: The Avant-garde since 1945 [Text] / R.S. Brindle. - Oxford University Press, 1975. - 222 p.
258. Cage J. Silence: Lectures and Writings [Text] / J. Cage. - Wesleyan University Press, 1973. - 276 p.
259. Cope D. New music composition [Text] / D. Cope. - New York: St. Martins Press, 1977. - 210 p.
260. Forte A. The atonal music of Anton Webern [Text] / A. Forte. - New Haven: Yale University Press, 1998. - 402 p.
261. Griffiths P. Modern Music and After. Directions since 1945 [Text] / P. Griffiths. - Oxford University Press, 1995. - 373 p.
262. Kaczynski T. Conversations with Witold Lutoslawski [Text] / T. Kaczynski; Polish translation by Yolanta May. - London: Chester Music, 1995. - 152 p.
263. Karkoschka Er. Notation in new music: a critical guide to interpretation and realization [Text] / Er. Karkoschka. - Wien: Universal, 1972. - 183 p.
264. Lewin D. Musical Form and Transformation: Four Analytic Essays [Text] / D. Lewin. - New York: Oxford University Press, 2007. - 168 p.
265. Morgan R.P. Twentieth-century Music: A History of Musical Style in Modern Europe and America [Text] / R.P. Morgan. New York: Norton, 1991. - 554
P-
266. Nyman M. Experimental Music: Cage and Beyond [Text] / M. Nyman. -Cambridge University Press, 1999. - 153 p.
267. Tradition and Innovation in Contemporary Literature [Text]. - Budapest, 1966.-367 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.