Немецкие колонии Области войска Донского (последняя треть XIX в. - 1914 г.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Роот, Евгения Валентиновна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 90
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Роот, Евгения Валентиновна
Поселения обычно основывались одной общиной, объединенной не только местом выхода, но и религиозными убеждениями. Изначально колонии строго делились по конфессиям. В Донецком округе в 1909 г. 90% всех поселений были моноконфессиональны. В 19 поселениях (61% от общего числа) проживали только лютеране; в 9 поселениях (29%) - только католики; и лишь в 3 поселениях (10 %) жили совместно, в первом случае лютеране и католики, во втором случае лютеране и баптисты, в третьем случае католики и православные.214 Обо всех случаях существования смешанных поселений можно с уверенностью сказать, что первоначально колонии основывались представителями одной конфессии, и только в процессе дальнейшей жизнедеятельности посежа либо часть жителей переходили в другую веру, либо представители другой веры подселялись туда.
213 ГАРО Ф. 213. On. 1. Д. 4741. Л. 52.
214 Подсчет по ГАРО Ф. 301. On. 10. Д. 1232.
Общую картину конфессиональной принадлежности (евангелическая, римско-католическая, сепаратисты) немецких колоний ОВД позволяют гредставить данные К. Штумпп.
Таблица 3.
Распределение немецких колоний ОВД по конфессиональной принадлежности. 1918 г. округ ОВД евангелическо- католическая евангелическо- неизвестно лютеранская сепаратистская
Таганрогский 52 66% 10 13% 17 22%
Донецкий 19 70% 8 30%
Ростовский 6 100%
Сальский 1 100%
Черкасский 1 100%
Первый Донской
В целом по ОВД
В целом по ОВД в % 57% 13% 12% 18%
Распределение колоний по конфессиям показывает, что в целом по области и по округам евангелические поселения количественно преобладали. С уверенностью можно сказать, что в Ростовском округе существовали немецкие колонии только евангелистов-лютеран. Донецкий округ дает наибольший процент колоний католиков. И только в Таганрогском округе помимо двух вышеназванных конфессий было представлено и сепаратистское направление евангелической церкви (так называемая «братская община» - Brttdergemeinde или «свободная община» - Freie Gemeinde).
Источник по Донецкому округу за 1909 г. позволяет сопоставить количество верующих немецких колоний различных вероисповеданий и уточнить выводы немецкого исследователя.
215 Отсутствуют данные по Хоперскому и Усть-Медведицкому округам.
216 Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Gebiet Rostow (ehemals Dongebiet). Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Gebiet Woroschilowograd (ehemaliges Dongebiet). Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Gebiet Stalino (ehemals Dongebiet). Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Nordkaukasus. Bearbeitet von Dr. K. Stumpp. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. 1959. S. 144-161.
Таблица 3.
Распределение жителей немецких поселений Донецкого округа по религиозной принадлежности. 1909 г. вероисповедание количество человек % распределение
Евагелическо-лютеранского 4350 61,9 %
Римско-католического 2652 37,7%
Православного 20 0,3 %
Баптистского 5 0,1 %
Итого 7027 100%
При сравнении данных двух таблиц мы видим, что в Донецком округе процентное соотношение количества евангелическо-лютеранских и католических колоний (70% к 30%) и верующих (62% к 38%) несколько не совпадают. Это говорит о том, что католические поселения были большими по количеству населения. Высокая доля сепаратистских поселений в области (12%) достигалась за счет большого числа мелких хуторов, т.е. если бы мы располагали статистикой жителей колоний, то процент сепаратистов был бы несколько меньше.
Интересны данные переписи 1897 г. о количестве жителей ОВД евангелического (в их числе лютеранского, реформаторского, сепаратистского направлений) и римско-католического вероисповеданий. Цифры, безусловно, следует рассматривать очень осторожно. При обработке данных из-за малочисленности представителей этих конфессий218 Статистический комитет не распределил верующих по национальности (определяющим фактором в данном случае был родной язык), т.е. в категории католиков и евангелистов учтены не только немцы. Однако обобщенные данные таблиц в монографии Д. Нойтатца по Бессарбской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерниям и ОВД говорят о том, что на Юге России представителями этих конфессий сельской местности
217 Подсчет по ГАРО Ф. 301. Оп. 10. Д. 1232.
218 От общего числа жителей ОВД лютеране составляли 1%, католики - 0,4%.
219 NeutatzD. Die „deutsche Frage" im Schwarzmeergebiet und in Wolhynien. Politik, Wirtschaft, Mentalitat und Alltag im Spannungsfeld vonNationalismus und Modernisierung (1856-1914). Stuttgart. 1993. S. 382. в большинстве были именно немцы. Так, в сельской местности в числе верующих евангелического вероисповедания немецкоговорящие составляли 99%, католического - 93%. В городах соответственно 90% и 50%. Таким образом, данные переписи могут показать соотношение немцев обоих конфессий в сельской местности достаточно репрезентативного характера. В городах подобное соотношение будет ошибочным, т.к. католическое вероисповедание здесь в основном представляли лица других национальностей.
Таблица 3.
Численность евангелистов и католиков в сельской местности ОВД.
1897 г. вероисповедание количество человек % распределение
Евангелисты 23878 76%
Католики 7494 24%
Итого 31372 100%
Численность немецкоязычных жителей в сельской местности ОВД в 1897 г. составляла 30417 человек. Соответственно только 3% верующих евангелического и католического вероисповедания являлись не немцами, а лицами других национальностей (например, евангелистами-лютеранами были жители латышских поселков). Таким образом, с небольшой долей погрешности можно утверждать, что в округах ОВД число колонистов евангелического вероисповеданий превышало число колонистов-католиков в 4 раза. Это примерно совпадает с подобным соотношением по юго-западному району компактного проживания немцев в России (Schwarzmeergebiet: Бессарбская, Херсонская, Таврическая, Екатеринославская губернии) - 73% (в числе евангелистов помимо лютеран и реформаторов учтены и меннониты) и 27%. Известно, что в Таврической, Екатеринославской губерниях массово проживали меннониты (в 1858 г. они
220 Список населённых мест Области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Новочеркасск. 1905. ч. 1. С. ХХШ. составляли там практически половину от общего числа немецких колонистов221). Согласно источникам, в Донской области они вообще не были представлены. Т.о. интересен факт того, что в своих миграциях меннониты обходили ОВД стороной, предпочитая Кубань, Сибирь и прочие восточные регионы России.
Остановимся на характеристике религиозных общин колонистов на территории области. Поскольку число верующих евангелического вероисповедания преобладало среди колонистов, начнем обзор с евангелическо-лютеранской общины.
Лютеранская религия была полностью признана на территории Российского государства и даже пользовалась особым покровительством со стороны царского правительства. Симпатию властей вызвало то, что лютеране никогда не стремились выйти из-под влияния государства. 28 декабря 1832 был утвержден Устав Евангелическо-лютеранской церкви. В соответствии с ним лютеранство в России получило статус официальной религии, такой же, как и Православная церковь. Во главе Евангелическо-лютеранской церкви России находилась Генеральная Консистория в Петербурге под руководством духовного суперинтенданта - епископа и светского президента. Отдельные общины объединялись в приходы, приходы - в пробства, пробства - в консисториальные округа, которых на территории России (не считая Прибалтики) было два - Петербургский и Московский. Высшим органом церковного управления являлся Генеральный Синод. Реформаты на территории Российского государства объединялись вместе с лютеранами в единую Евангелическо-лютеранскую церковь.
Область Войска Донского относилась к Петербургскому консисториальному округу. Приходы ОВД вместе с приходами Екатеринославской, Таврической, Волынской губерний, Крыма и Южного Кавказа образовывали второе Южно-Русское пробство округа. Лютеранские
221 Brandes D. Von den Zaren adoptiert: Die deutschen Kolonisten und die Balkansiedler in Neurussland und Bessarabien 1751-1914. Miinchen. 1993. S. 276. приходы Донской области создавались постепенно. Известно, что в 1832 г. община Таганрога-Ейска обслуживалась пастором из Грюнау (центральный приход лютеранских колоний района Мариуполя Екатеринославской губернии). В 1861 г. возник адъюнктур Таганрог-Ейск и Розенфельд, годом позже - собственно приход Таганрог-Ейск. При пасторе Э. Штраус приход стал полностью самостоятельным, и сам пастор стал пробстом II ЮжноРусского пробства. Департамент духовных дел отказал в разделении на два самостоятельных прихода городам Таганрог и Ростов на Дону.222 Поэтому ростовская лютеранская община долгое время оставалась филиалом церковного прихода Таганрога. Только в 1895 г. пастору И. фон Тёрне удалось оформить отдельный приход в Ростове, и теперь он возглавил II Южно-Русское пробство. В зависимости от Ростова (адъюнктур Ростова) находились приход Луганска и приход Рыновки (Донецкий округ), созданные соответственно в 1899 и 1900 годах. Приход в городе Новочеркасске возник лишь в 1908 г.
Пасторы церковных приходов руководили деятельностью лютеранских общин не только в тех местах, где они располагались, но и в близлежащих пунктах. В местах наибольшего скопления немецких лютеранских колоний были созданы филиалы: в Таганрогском округе - в Розенфельд, в Донецком округе - в Рыновке. Из-за споров колоний, где следует организовать приход, было решено создавать его в нейтральном крупном населенном пункте, где-то на равном расстоянии от разных групп колоний. Повседневные нужды колонии обслуживали, как правило, учителя.
Пастор прихода объезжал время от времени подведомственные общины, инспектировал школу, работу учителя, собирал данные о родившихся и умерших, осуществлял крещение и конфирмацию. Так, в документах войсковой администрации сообщается об особом случае, когда колония, очевидно, по месту расположения, обслуживалась пастором Грюнау
222 Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938). M. 1999. С. 51. лютеранский приход окрестностей Мариуполя): «Таинства венчания и крещения совершаются пастором Самуилом Келлером (в Грунауской волости), который для этого приезжает в Офельзенталь два раза в год, в случае болезни новорожденного ребенка, крещение совершает учитель местной школы (из немцев прусско-подданный Юлиус Клаубе), по словесному разрешению пастора, в противном случае ребенок остается без крещения до прибытия пастора, хотя бы пришлось ждать целое полугодие -время приезда пастора. О случаях крещения учителем, последний сообщает пастору Келлеру на бумаге, которую передает лично или с «оказией», при отъезде кого-либо из колонии в место пребывания пастора. Записываются ли пастором в метрики случаи крещения учителем, последний не знает. Случаи же погребения постоянно совершает он, учитель. Таких случаев было более 10, о которых также сообщает пастору».
Данные о том, сколько колоний приходилось примерно на один приход, условны. Согласно им в начале XX в. к приходу Таганрога относилось 14 общин, к приходу Розенфельд - 25, к приходу Ростова - 5, к приходу Рыновки - 16, к приходу Новочеркасска - 1. Известно, что помимо немецких поселений пастор Ростова координировал также деятельность двух лютеранских латышских колоний Ростовского округа.
Первые пасторы были родом из Прибалтики - Курляндии. Уже следующее поколение состояло из детей пасторов, выросших в немецких колониях или городах России и получивших теологическое образование в Дерптском университете. За время своей деятельности пасторы могли поменять множество приходов, причем не только в пределах Юга России, но на территории от Бесарабии до Сибири. Не так часто пастор на протяжении долгого времени или до самой смерти оставался в одном приходе. Очевидно, это зависело от политики начальства и от настроения прихожан.
Таблица 3.
Лютеранские пасторы приходов ОВД. приход год основания пастор, адъюнкт происхождение годы деятельности
Таганрог-Ейск 1862 Гёртц Иоганн Фридрих (GOrtz) Курляндия 1863
Штраус Эрнст Николаус (StrauB) Курляндия 1879
Дерингер Николай Отто Куно (Dehringer) Курляндия 1898
Вильперт Артур Эдуард (Wilpert) Курляндия 1900
Блюм Иоганнес (Blum) ? 1905
Келлер Рихард (Keller) Херсонская г. 1907-1921(18)
Розенфельд 1861 Ашан Петр Фридрих (Aschan) С-Петербург 1884(86)
Руст Вильгельм Конрад (Rust) Курляндия 1912(13)-1919(20)
Ростов на Дону 1895(1900?) фон Тёрне Иоганнес Абрам (Тбгпе) Бесарабия 1895
Блюм Иоганнес (Blum) ? 1900
Луганск 1899 Дерингер Николай Отто Куно (Dehringer) Курляндия 1899
Келлер Альфред (Keller) Херсонская г. 1907-1910(11)
Цильке Роберт Христиан (Zielke) Россия 1911(12)
Рьшовка 1900 Клюдт Теодор (Kludt) Юж. Россия 1900
Блюм Иоганнес (Blum) ? 1902
Ашан Петр (Aschan) С-Петербург 1910
Новочеркасск 1908 Руст Вильгельм Конрад (Rust) Курляндия 1908
Келлер Альфред (Keller) Херсонская г. 1910(11)-1920(18)
Ней Карл Эдуард (Ney) Ревель 7
Перейдем к рассмотрению деятельности евангелическо-сепаратистской братской общины (Briidergemeinde, Freie Gemeinde).
Родиной сепаратистского учения была община Корнталь германской земли Вюртемберг. Идеи хилиазма (вера в то, что наступит кризис накануне времен Ноя и что «Россия и особенно Грузия - тот сборный пункт, где Господь <.> соберет общину, которая будет нужна ему в его Новом
224 Heimatbuch der Deutschen aus Russland. 1959, I960,1961.
Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938). М. 1999. С. 325.
225 Территориально Луганск находился на территории Екатеринославской губернии (недалеко от Донецкого округа), но в документах его относят в зону деятельности церквей Ростов-Таганрог. царстве»226) подвигли часть вюртембергских сепаратистов на переселение в Грузию. Первая группа образовала ряд колоний в Закавказье в 1817-18 годах. Вторая была задержана по распоряжению Александра I и направлена в район севернее Бердянска (Таврическая губерния). Здесь ею были основаны колонии: в 1822 г. Нейгоффнунг, Нейгоффнунгсталь, Розенфельд, в 1830 г. Нейштутгарт.
Отличительными особенностями «швабских общин» было то, что они «придерживались старовюртембергского требника без литургии и старого сборника церковных песнопений и свободно выбирали своего духовного учителя».227 В конце 60-х, начале 70-х годов XIX в. сепаратистской группой колоний был основан ряд дочерних колоний к востоку от Мариуполя в Екатеринославской губернии. В частности: колонией Розенфельд -Александерфельд (1868 г.); колониями Нейгоффнунг и Нейгоффнунгсталь -Остгейм и Корнталь (1869 г.), Гоффенталь (1880), Вайнберг (1881), Гнаденфельд (1884). Вследствие административно-территориальной реорганизации 1888 г. все эти дочерние поселения оказались на территории Области Войска Донского, в Таганрогском округе. На Юге России бердянскими сепаратистами помимо этой группы была основана еще одна в Крыму. Религиозными центрами «братских общин» были: под Бердянском -Нейгоффнунг, в Таганрогском округе - Остгейм, в Крыму - Шенбрунн.
Существенная особенность большинства небольших религиозных объединений - это их сплоченность. Стремление сохраниться, не распылиться в чужом окружении заставляло их с еще большей силой, чем лютеран и католиков, консолидироваться и в географическом, и в экономическом смысле. Если они мигрировали внутри России, то чаще всего коллективами, а не в частном порядке. Если налаживали хозяйства, то сообща, не скупясь на общественные нужды. Показателен факт зажиточности сепаратистов.
226 Немцы России: энциклопедия: т. 1: А-И / Редкол.: В.Карев (пред. редкол.) и др. М. 1999. С. 174.
227 Brandes D. Von den Zaren adoptiert: Die deutschen Kolonisten und die Balkansiedler in Neurussland und Bessarabien 1751-1914. Munchen. 1993. S. 285.
Не вдаваясь в подробности религиозного учения, отметим лишь, что оно накладывало серьезный отпечаток на образ жизни общины. Образ жизни сепаратиских общин строился согласно следующим принципам. «Требование к членам общины - стать образцовыми подданными и следовать примеру „апостольской общины"; полное подчинение фортнггегеру - старосте общины; самостоятельное избрание учителей, проповедников, школьных служителей, мирских старост; отказ от „всякой роскоши, тщеславия и злоупотреблений"; строгость в отношении между полами, заключение брака только с согласия родителей или опекунов и с ведома фортпггегера; воспитание детей в труде».228 Ни в лютеранской, ни в католической общине не наблюдалось такой строгости нравов и трудовой дисциплины.
Источники говорят о том, что поселения братских общин в ОВД отличались особенным благоустройством, их школы имели лучших учителей. О значительных материальных возможностях свидетельствует тот факт, что хозяевами большого числа частновладельческих хуторов, возникших в Таганрогском округе, были сепаратисты. При выделах на хуторские хозяйства сепаратисты группировались вокруг первоначальных колоний, т.е. оставались в пределах Таганрогского округа. Их ареал был практически компактен - это Левобережье р. Кальмиус, юго-западный участок Таганрогского округа, на границе с Екатеринославской губернией. Центром сепаратистских общин был Остгейм (Ostheim). В первую очередь Остгейм возглавлял церковный округ, где проживал главный пастор. Связь с материнскими колониями района Бердянска не прерывалась до последнего момента: пастор Остгейма должен был посылать туда списки крестившихся и бракосочетавшихся. В Остгейме была организована одна из лучших немецких школ. До Первой мировой войны дискутировался даже вопрос о создании здесь центрального училища, где бы немцы могли получать педагогическое образование. Остгейм являлся также важным экономическим центром: здесь было сосредоточено несколько предприятий, больших магазинов и складов.
Следует подчеркнуть особую роль пасторов в сепаратистских общинах. Во-первых, община сама выбирала пастора, он не назначался начальством как в лютеранской церкви; во-вторых, он был духовным учителем в полном смысле этого слова: проповедник и школьный учитель; и, в-третьих, если он устраивал общину, то на своем посту оставался, как правило, пожизненно.
Таблица 3.
Пасторы сепаратистских общин, действовавшие в Остгейме. происхождение годы работы
Карл Леманн229 (Lehmann) Вюртемберг 1876
Август Бухманн (Buchmann) Везель на Рейне 1904
После инспекции в 1883 г. чиновник сообщал: «Кроме учителя Карла Леймана, служащего в то же время пастором, остгеймцы никакого другого духовенства не знают и не подчиняются, объясняя такое поведение верою секты. Которую они исповедуют, и в силу которой они, как и их отцы, считают себя в праве выбирать себе в пасторы того, кого пожелают. И вот в данном случае выпал жребий на иностранца Леймана, выписанного ими из Курляндии и подвизающегося в Остгейме вот уже пятый год в качестве учителя детей и их отцов, пользуясь прекрасной репутацией со стороны последних, отозвавшихся: лучшего пастора и учителя им не надо! <.> на право учителя он имеет свидетельство на немецком языке, а на право исполнения обязанностей пастора лютеранского вероисповедания он никаких документов не имеет, а действует по личному выбору общества колонии Остгейм. Русского языка не знает, но немецкое образование получил высшее - университетское».230 И далее о колонии Корнталь: «сродными остгеймцам "по вере и крови" (волости Нейгофнугской) <.> имеют точно такое же
229 В документах ОВД встречается другое русское написание его фамилии - Лейман.
230 ГАРО Ф. 46. On. 1. Д. 2486. Л. 12-13. управление, исповедуя свои человеческие слабости также перед народным учителем, вместо пастора, - только не перед Лейманом, а перед неким Брауном».231 Таким образом, местная власть, не искушенная в вопросах протестантского вероучения, рассматривала сепаратистские общины области как лютеранские, но только с некоторыми особенностями, сектами их не считала. И не видя в них вреда, в жизнь общин не вмешивалась.
Проблемы у сепаратистских общин были только с официальной Евангелическо-лютеранской церковью, которая отлично понимала их «особенности». В конце XIX в. наблюдалось наступление Евангелическо-лютеранской церкви на сепаратистов.232 После создания лютеранского церковного округа Нейштутгарт-Бердянск лютеранской церкви удалось при поддержке правительства присоединить (с сохранением de facto автономии) сепаратистские общины Нойхофнунгсталь и Розенфельд в 1873 г., Нойхофнунг в 1895. Напряженность ситуации накануне этих событий явилась в свое время фактором миграции сепаратистов из бердянских колоний. Однако общины района Остгейм не избежали участи материнских колоний. Приказом Министра Внутренних дел от 8 сентября 1890 № 4478 и решением Евангелическо-лютеранской Консистории от 10 сентября 1890 г. № 3029 жители этих колоний объявлялись членами лютеранской церкви и должны были подчиняться С-Петербургской Евангелическо-лютеранской Консистории.233 В результате пастор сепаратистского вероучения Карл Леманн был вынужден эмигрировать в Америку, и общины района Остгейм остались без духовного учителя. В 1904 г. общиной был приглашен новый пастор - Август Бухманн (August Buchmann). В том же году, вмешавшись, Консистория запретила ему пасторскую деятельность. Только царский Манифест 1905 г., провозгласивший свободу совести, позволил пастору продолжить его работу.
231 ГАРО Ф. 46. On. 1. Д. 2486. Л. 13-14.
232 Общины швабских сепаратистов в Закавказье сумели сохранить независимость от лютеранской церкви. Они подчинялись непосредственно Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. Только в 1922 г. сепаратисты влились полностью в состав общин Евангелическо-лютеранской церкви.
О деятельности римско-католической церкви в ОВД известно немного. В отличие от лютеранства, Католическая церковь в России не имела подобного привилегированного положения. В 1847 г. из-за односторонней отмены конкордата была ликвидирована папская нунциатура в России, и такое положение сохранялось вплоть до 1917 г. Для колонистов католиков Поволжья и Причерноморья царское правительство одобрило в 1847 г. создание диоцеза (католической епархии) в Херсоне и суффраганата (отделения) в Саратове. Из-за протестов православного епископа Херсона в 1852 г. резиденция диоцеза была официально перенесена в Тирасполь с переименованием епархии в Тираспольскую. Из-за отсутствия необходимых условий в Тирасполе тираспольский епископ и епархиальное управление всегда располагалось в Саратове.
В ОВД находилось несколько римско-католических церковных приходов. В крупных городах: Таганрог, Ростов на Дону, Новочеркасск; и в населенных пунктах, местах концентрации католических поселений: Грюнталь (Таганрогский округ) и Рыновка (Донецкий округ). Самым ранним, вероятно, был приход Таганрога, в документах он фигурирует в начале XIX в. Католическая колония Грюнталь или Гринталь (Griintal) была основана в 1870 г. немцами из района Мариуполя. Жители колонии Гринталь «веру исповедуют католическую и имеют patera Кодрата Леговича, жительствующего в Мариуполе, откуда приезжает 3-4 раза в год. Тогда совершает здесь все требования: венчает, крестит и приобщает. Погребение же умерших и крещение младенцев (в случае болезни) совершает учитель местного училища - односельчанин общества Филипп Эйхвальд».235 Приходы колоний Грюнталь и Гросвердер (GroBwerder) обслуживали общины близлежащих поселений Таганрогского округа, костелы Луганска и
233 Stumpp М. Das Kirchspiel Ostheim, Dongebiet (jetzt Gebiet Stalino u. Rostow a. D.). / Heimatbuch der Deutschen aus Russland. 1959. S. 80.
234 Brandes D. Von den Zaren adoptiert: Die deutschen Kolonisten und die Balkansiedler in Neurussland und Bessarabien 1751-1914. Munchen. 1993. S. 290.
235 ГАРО Ф. 46. On. 1. Д. 2486. Л. 14-15.
Рыновки - Донецкого округа. Повседневные потребности общин также могли исполнять учителя школ.
По фамилиям священнослужителей можно сказать, что в городах большинство из них являлись поляками и меньшинство немцами по национальности. Ведь в городах прихожанами в основном были поляки, а затем уже немцы. В приходах колоний, можно с уверенность сказать, патерами были немцы.
Таблица 3.
Католические священнослужители в ОВД.
Ростов на Дону Долонговский A. (Dolongowski)
Штанг A. (Stang)
Новочеркасск Миколайанус Б. (Mikolajanus)
Ланг И. (Lang)
Таганрог Штауб А. с 1901 г. (Staub)
Штанг A. (Stang)
Луганск Ягулов Н. (Jagulow)
Грюнталь Фаут М. (Fauth)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Немецкие колонии Области Войска Донского, последняя треть ХIХ в. - 1914 г.2003 год, кандидат исторических наук Роот, Евгения Валентиновна
Исторические этапы распространения и особенности развития немецких колоний на Юге России в XIX-начале XX века2011 год, кандидат исторических наук Малышкина, Елена Владимировна
Правовое положение Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей в России XVI - первой половины XIX вв.: историко-правовое исследование2011 год, кандидат юридических наук Миненко, Сергей Васильевич
Этнический и конфессиональный состав немцев Павлодарского Прииртышья в XX - начале XXI века2009 год, кандидат исторических наук Подопригора, Юлия Ивановна
Немецкие поселения на Северном Кавказе в XIX-начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Корнилова, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Роот, Евгения Валентиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ликвидация обособленности Области Войска Донского на рубеже 1860-70 годов сделала возможным появление на ее территории немецких колоний. Благодаря законам 1868-69 годов помещики получили право распоряжаться своей земельной собственностью, а русские подданные невойскового сословия - право арендовать и приобретать в частную собственность землю на территории ОВД. В 1887 г. в результате административно-территориальной реорганизации к ОВД отошли ранее входившие в состав Екатеринославской губернии районы (Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство) вместе с имевшимися здесь немецкими поселениями.
Все немецкие поселения на Дону были созданы стихийно, путем частного приобретения земли, без обращения к государственным органам и без их санкции. При обустройстве колонии немцы действовали, как правило, самостоятельно, независимо от местной администрации. Власти ОВД довольно долго не реагировали на появление немецких поселений в области. Законодательство 1868-70-х годов, регулировавшее приобретение земли в Донской области, допускало отсутствие административного контроля над процессом мобилизации частновладельческой земли. Из-за неувязки законодательных актов немецкие колонии попали как бы в ситуацию «безвластья» и «бесконтрольности».
В силу военной специфики области немецкие колонии не были в центре внимания войсковой администрации, она обращала на них внимание от случая к случаю во время каких-либо административных или политических кампаний. Этим объясняется малая компетентность властей, непоследовательность проводимых мер. С начала 90-х годов XIX в. принимаются постановления с целью установить контроль над жизнью колоний, регламентировать их деятельность. Проводимые мероприятия укладывались в рамки общеимперской политики унификации, преследовавшей цель интегрировать обособленные немецкие сообщества в общероссийскую структуру управления. Они вряд ли могут рассматриваться в контексте антинемецкой политики. Решения властей ОВД 1890-1913 годов о включении колоний в систему местного управления являлись вполне разумными и законными. От колонистов требовалось то же, что и от местных сельских собственников, а не более того. Введение русского языка в колонистские школы являлось необходимым условием интеграции. Поэтому в целом политику местных властей по отношению к немецким колонистам следует оценивать позитивно. К сожалению, ее мирный ход был прерван Первой мировой войной.
Принятые меры медленно проводились в жизнь, их реализация растянулась с конца XIX века до начала Первой мировой войны. Процесс «упорядочения» тормозился из-за нерасторопности местных органов власти и сопротивления колонистов. Основаниями последнего были причины как объективного (меркантильные связи с материнскими колониями в других губерниях мешали донским колонистам организовать сельские управления в ОВД), так и субъективного характера (нежелание контроля и вмешательства властей, стремление сохранить самостоятельность). Стоит отметить, что немцы отстаивали свои права только легальным путем: подавали жалобы, прошения в вышестоящие российские органы.
Немецкие поселения ОВД являлись дочерними колониями выходцев из Таврической, Екатеринославской, Херсонской губерний, а также из Саратовской, Воронежской, Самарской, Волынской, Черниговской губерний, Кубанской области. В единичных случаях жителями поселений были иммигранты из Германии. В большинстве случаев материнским ареалом дочерних колоний на Дону являлся Юг России - Екатеринославская, Таврическая, Херсонская губернии, что объясняется географической близостью регионов и большой миграционной активностью южнороссийских колонистов.
Процесс поселения немецких колонистов в области можно условно разделить на два периода. Первый - три последних десятилетия XIX в. - это пик переселения в ОВД из соседних районов. В это время поселения сосредоточивались в Таганрогском и Ростовском округах. В 1880-х годах немецкое землевладение в области концентрировалось в основном в Таганрогском округе. Во второй период - первые десятилетия XX в. - приток колонистов извне прекращается. Происходит перемещение поселян внутри ОВД, заселение новых округов: Донецкого, Усть-Медведицкого.
К 1914 г. немецкое землевладение присутствовало практически во всех округах области. Т.к. основным продавцом земли выступали донские помещики, то итоговая концентрация поселений в Таганрогском и Донецком округах объяснялась тем, что здесь располагалась значительная часть частновладельческих (невойсковых) земель, т.е. земель, которые немцы могли купить или арендовать. В Ростовском округе находилось незначительное количество помещичьей земли, поэтому рост колоний здесь к началу XX в. прекратился. В казачьих округах (Хоперском, Сальском, Черкасском, Втором Донском) число колоний невелико, так как здесь сосредоточивалась войсковая земля, которая могла только арендоваться. Таким образом, шел процесс активного освоения земель ОВД, в результате которого ареал проживания немецких колонистов расширился, и число колоний в области утроилось.
Расположение немецких колоний на территории ОВД следует назвать дисперсным, вперемежку с русскими поселками, поскольку зависело оно от частного предложения земли на продажу. Колонисты в дальнейшем для устройства новых дочерних поселений старались приобрести землю поблизости от уже «старых» дочерних. На карте ОВД немецкие колонии составляли как бы группы, но образование этой сети поселков было самопроизвольно.
Большинство немецких поселений в ОВД были стабильными, постоянными, ориентированными на долгое проживание именно в этом месте. Часть поселений являлась временной. Вероятно, их нестабильность можно объяснить естественными причинами социально-экономического характера. Например, истечением срока аренды, и нежеланием или невозможностью его продлить. Одной из причин высокой мобильности могла выступать и выгода земельной спекуляции. Продав свой участок в регионе с высокими ценами на землю, колонист мог приобрести значительно больший в периферийном районе ОВД или даже за пределами области, где цены были гораздо ниже.
Область Войска Донского не была районом массового проживания российских немцев. В 1897 г. количество немецких жителей составляло 1,4% от общего числа жителей области. Немцы вошли в мощный миграционный поток иногородних. Доля немцев от числа иногородних и иностранно-подданных, временно или постоянно пребывающих в области, оставалась практически стабильной - 4-5 %. Число городских немцев в области было незначительным, что соответствовало общей структуре населения ОВД, аграрного региона России. Пик роста численности немцев, проживающих в сельской местности ОВД, приходится именно на два последних десятилетия XIX в.
С начала XX в. рост численности немецких сельских хозяев замедлился. Вероятно, немецкие колонисты заняли доступную им нишу в фонде невойсковых земель. Существенный рост цен на землю и арендной платы к началу XX в., невозможность приобретения новых земельных площадей повлекли, вероятно, отток немецкого сельского населения в город и за пределы области. Не находя возможностей для основания новых стабильных поселений в ОВД, часть немцев начала мигрировать в другие регионы России - в Сибирь, северные и восточные части Казахстана. Сокращение числа немецких поселенцев являлось также естественным результатом развития рыночной экономики (обезземеливание нерентабельных хозяйств, рост занятости в промышленности, торговле, миграция в город и т.д.). Количество городских немцев резко возросло в начале XX в. В городе сохранить этническую замкнутость было очень трудно, в отличие от компактной однородной колонии-общины. Желание «сделать карьеру», смешанные браки приводили к обрусению немецких переселенцев. Поэтому с увеличением миграции в город ускорялся процесс ассимиляции, и число немецкоговорящих жителей области сокращалось.
Земледелие являлось главным занятием немцев области, а благосостояние немецких поселений сильно зависело от времени покупки участка под колонию. Поскольку при каждой следующей покупке земли платилась всегда более высокая цена, ранние поселения затрачивали меньше средств на ее приобретение. Они раньше налаживали хозяйство, «период становления» был у них короче, чем у более поздних. Немецкие переселенцы старались приобрести, приарендовать как можно больше земли. Дефицит ее компенсировался путем покупки и аренды участков за пределами родной колонии.
С 1888 по 1914 в ОВД произошло увеличение числа «небольших» по земельной площади немецких поселений, и уменьшение числа «крупных», а также сокращение среднего размера земельного участка семьи немецкого колониста. В колониях Донской области процесс мобилизации земли внутри общины только начался, поскольку в них слой средне состоятельных хозяев был достаточно силён.
Хозяйство немецких колонистов носило предпринимательский характер, и производство зерна являлось главной его отраслью. Вспомогательными отраслями были мелкотоварное производство (мукомольное и кирпичное) и животноводство. Основные доходы колонисты получали от реализации хлеба. Доход от скотоводства и других отраслей был незначительным. Садоводство, животноводство, промышленные и торговые предприятия обслуживали, в основном, собственные нужды.
Единый тип хозяйственной организации немецких поселений определял общие принципы их деятельности. Однако в степени благоустроенности поселений наблюдалась существенная дифференциация.
Во-первых, существовала разница между постоянными и временными поселениями. В постоянных поселениях большинство домов отстраивалось капитально, имелись школа, молельный дом, торговые и промышленные предприятия. Во временных поселениях, устроенных на арендованной земле, здания были не капитальные, общественные постройки, предприятия здесь практически отсутствовали. Во-вторых, большое значение в развитии постоянных поселений имел «период становления». Ранние колонии Таганрогского, Ростовского округов к началу XX в. прошли его, и поэтому отличались богатым имуществом (школы, разнообразные предприятия, кирпичные строения и пр.). Позже основанные колонии Донецкого округа в это же время находились на его стадии, большинство построек в этих колониях было некапитальным, школы только строились, производства налаживались.
Немцы, создавая в области поселения, старались воспроизвести привычную для себя искусственную среду. С одной стороны, сохранению характерного облика немецкой колонии способствовали устойчивость быта, мировоззрения, представлений об оптимальной среде обитания. С другой стороны, характерный облик поселения помогал сохранить национальную самоидентификацию, поддерживал социокультурную изоляцию этнического анклава. В архитектурной организации поселений в ОВД немцами воспроизводились уже не просто прототипы, некогда завезенные переселенцами из германских земель, но апробированные и откорректированные в российских материнских ареалах. В немецких поселениях ОВД получил распространение линейный архитектурный план. Его имели средние и крупные поселки. Мелкие поселения-хутора, составлявшие около трети всех колонии, организовывались согласно точечной композиции.
Главной организующей силой немецкой колонии являлась община. Составляя общину фактических собственников земли, колонисты придерживались «товаршцеско-общинной» формы землепользования.
Община выступала официальным субъектом крупных юридических сделок (таких как, покупка земли, заем в банке и т.д.), следила за исполнением обязательств, например, за выплатой коллективного долга по земельным сделкам. Она принимала меры по удержанию размера земельных долей на одном уровне, поддерживая принцип неделимости земельных единиц при наследовании (минорат). При наследном пользовании колонист не имел права без согласия общины продать свой общинный пай постороннему - не немцу. Вместе с тем община не препятствовала предпринимательской мобилизации земли внутри колонии, не сковывала экономическую деятельность ее членов.
В компетенцию общины входили также регулирование отношений внутри коллектива и контакты с внешним миром - администрацией, судом, банками и т.д. Она поддерживала этническую, языковую и религиозную изоляцию немецкой колонии. Община решала вопросы социокультурного развития колонии: выбирала старосту, нанимала полицейских чинов, то есть, определяла тех, кто будет представлять, и защищать ее интересы Не влияние на школу можно оценить как определяющее. Поскольку община собственными силами открывала и содержала школу, то она считала себя в праве решать все организационные вопросы: определять преподаваемые предметы, приглашать и увольнять учителей и пр. Стремление общины удержать вопросы образования в своих руках объяснялось тем, что школа воспитывала и образовывала следующее поколение. Именно она «передавала» новой генерации конфессию и родной язык (главными дисциплинами в школах колоний были Закон Божий и немецкий язык), краеугольные камни национальной самобытности.
Школы немецких поселений давали разный уровень подготовки, поскольку учебный процесс в них организовывался по-разному. Главным положительным моментом являлось неизменное стремление колонистов дать элементарное образование детям, обусловленное традицией всеобщего, обязательного обучения. В 60% колоний ОВД основывались учебные заведения, дававшие начальное образование. Во всех немецких школах практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, поэтому у немцев процент грамотности среди женщин был немногим меньше, чем среди мужчин.
Школа была тесно связана с церковью. Само существование школы в колонии оправдывалось, в первую очередь, требованием религии: верующий был обязан уметь читать Библию. В протестантских колониях грамотность являлась необходимым условием конфирмации. Учитель играл ведущую роль в религиозно-нравственном воспитании не только детей, но и всех жителей колонии. Часто в колонии он являлся пастором или временно исполнял его обязанности.
В немецких поселениях ОВД были представлены как типичные для них конфессии: евангелическо-лютеранская, римско-католическая, так и ряд протестантских вероучений (евангелическо-сепаратистское и баптистское). В целом по области и по округам евангелические поселения количественно преобладали. В Ростовском округе существовали немецкие колонии только евангелистов-лютеран. Донецкий округ дал наибольший процент колоний католиков. И только в Таганрогском округе помимо двух вышеназванных конфессий было представлено и сепаратистское направление евангелической церкви («братская община» - Briidergemeinde или «свободная община» -Freie Gemeinde). Религиозное самосознание выполняло в этнических анклавах охранительную функцию. Она состояла в первую очередь в предотвращении смешанных браков.
Исследователи справедливо отмечают, что у немецких колонистов России получило развитие не «национальное самосознание» (осознание себя единым народом России), а «групповое самосознание»: конфессия и географическое происхождение являлись его определяющими показателями. Против русского окружения сельские немцы чувствовали себя «немецкими колонистами», но между собой строго делились на группы. Это в полной мере проявилось и в донском ареале немецких колоний. Поселения в ОВД основывались, как правило, одной общиной, объединенной религиозными убеждениями и местом выхода, и изначально колонии строго делились по конфессиям. Обо всех случаях существования смешанных поселений можно с уверенностью сказать, что первоначально колонии основывались представителями одной конфессии, и только в процессе дальнейшей жизнедеятельности поселка либо часть жителей переходили в другую веру, либо представители другой веры подселялись туда.
Рассматривая взаимоотношения немецкого этнического меньшинства с подавляющим русским окружением в ОВД, попытаемся дать оценку готовности колонистов к интеграции, процессу ассимиляции. В результате отсутствия в Донской области жесткого административного контроля над их деятельностью немецкие колонисты могли успешно реализовать свое неизменное стремление к максимальной закрытости от сторонних вмешательств, могущих изменить стиль жизни диаспоры. Свобода, самостоятельность и бесконтрольность донских колоний в последней трети XIX в. обращают на себя внимание при сравнении с существовавшей административной регламентацией колоний Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа.
Поселения обладали самоуправлением и имели реальные средства отстаивать свои интересы. Стремясь свою независимость сохранить, колонисты старались иметь все свое - свою церковь, свою школу, свои предприятия. Самоорганизация, закрытость, хозяйственная и культурная независимость давали возможность воспроизводить оптимальное устройство поселения, которое было необходимо для поддержания их этнокультурной самобытности. Замкнутость немецкой колонии базировалась не на враждебном отношении ко всему русскому, а на религиозных и культурных различиях между немецкими колонистами и местным сельским населением. Не случайно взаимодействие колонистов с другими группами населения ограничивалось сферой хозяйственных вопросов.
Замеченные в самых бедных колониях Дона «комфорт» и «образованность» были настолько непривычными качествами в среде российских земледельцев конца XIX в., что сторонний русский наблюдатель не мог не обратить на них внимания. Иной менталитет немцев, выросший на постулатах Реформации, «протестантской этике», обуславливал иной уровень культуры. Они понимали значение образования. Грамотность была необходимой не только для понимания вопросов веры, но и законов. Колонисты знали свои права и активно отстаивали их, не боясь вступать в тяжбы с местными властями.
Процессу ассимиляции подвергались колонисты, которые покидали колонию, соприкасались с городской культурой, заканчивали русские учебные заведения. Немецкие жители колоний не обнаруживали склонности к ассимиляции. Вместе с тем колонисты проявили хорошие адаптационные качества в отношении местных бытовых и хозяйственных условий. Технология строительства в случаях необходимости заимствовалась у местного населения, или же возникал своеобразный симбиоз из собственных и заимствованных строительных навыков. Однако даже в данной ситуации немцы старались сохранить характерные черты своего традиционного быта.
Что объединяло донские колонии с колониями Юга и что отличало от них? Материнским ареалом большинства донских колоний являлись южнороссийские губернии России: Екатеринославская и Таврическая губернии. Родственное происхождение определило сходство донских немецких колоний с колониями Новороссии. Оно прослеживалось в экономике, в архитектурно-планировочной структуре колоний, в строительной технологии. Отличия определялись лишь местонахождением на разных этапах развития: к концу XIX в. процесс внутриобщинной мобилизации земель в колониях Новороссии зашел достаточно далеко, в молодых колониях Дона он только начинался.
Наличие ряда особенностей не позволяет однозначно объединить колонии ОВД с колониями соседних регионов (Новороссия, Северный
Кавказ) в единый ареал. Немецкая колонизация Области Войска Донского происходила после 1871 г. На территории области существовали только дочерние колонии немецких переселенцев. Особые административно-правовые условия создания поселений, иная роль государства, иные масштабы колонизации плюс специфика местного законодательства определили особый характер колонизации в ОВД. Да, колонии ОВД были частью общего колонизационного процесса. Но они имели ряд существенных отличий, которые позволяют характеризовать немецкие колонии Донской области как особый ареал немецкой диаспоры в России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Роот, Евгения Валентиновна, 2003 год
1. Неопубликованные источники.
2. ГАРО Ф. 8. Пробст П-го евангелическо-лютеранского округа Южного края России On. 1. Д. 1-122.
3. ГАРО Ф. 46. Атаманская канцелярия On. 1. Д. 2486,3698.
4. ГАРО Ф. 131. Инспекция народных училищ Ростовского округа On. 1. Д. 32,41, 74, 75, 87, 91,115,171,193,204.
5. ГАРО Ф. 185. Евангелическо-лютеранской церкви св. Петра и Павла г. Ростов на Дону On. 1. Д. 15,16, 42,43,46,47, 50-52.
6. ГАРО Ф. 213. Областное по крестьянским делам Присутствие Оп. 1.Д. 4741,5803,15196.
7. ГАРО Ф. 232. Донское отделение крестьянского Поземельного банка On. 1. Д. 6526.
8. ГАРО Ф. 301. Областное правление Области войска Донского On. 1. Д. 1090 б.
9. ГАРО Ф. 301. Областное правление Области войска Донского Оп. 7. Первое распорядительное отделение Д. 4904,5061.
10. ГАРО Ф. 301. Областное правление Области войска Донского Оп. 8. Канцелярия присутствия Д. 2157.
11. ГАРО Ф. 301. Областное правление Области войска Донского Оп. 10. Второе распорядительное отделение Д. 674,1232,1391.
12. ГАРО Ф. 341. Войсковая канцелярия войска Донского On. 1. Д. 74.
13. ГАРО Ф. 353. Областной войска Донского статистический комитет On. 1. Д. 743.
14. ГАРО Ф. 358. Дирекция народных училищ Области войска Донского On. 1. Д. 553,563.
15. ГАРО Ф. 579. Канцелярия Таганрогского градоначальника On. 1. Д. 394.
16. ГАРО Ф. 723. Таганрогское окружное по крестьянским делам Присутствие On. 1. Д. 72.
17. ГАРО Ф. 809. Ростовский окружной училищный Совет On. 1. Д. 6.12 Опубликованные источники.
18. Алфавитный список населённых мест Области войска Донского. / Изд. обл. войска Дон. стат. ком. Новочеркасск, 1915.
19. В.З. Немецкая колонизация в Донской области. // Приазовский край. 1896. № 274-275.
20. Весь Ростов и Нахичевань н/Д. 1913 г. Издание Ф.С. Элькина и IIM. Кулькеса. Харьков. 1913.
21. Гозулов А.И. Морфология населения: Опыт изучения строения основных свойств населения Сев.- Кав. Края по данным трех народных переписей 1926,1920 и 1897 г.г. - Ростов-на-Дону, 1929.
22. Города России в 1910 г. / Ст. комитет МВД. СПб., 1914.
23. Донские областные ведомости. 1880. № 93.
24. Земля в судьбах донского казака. Собрание историко-правовых актов. 1704-1919 гг. / Составитель: Коршиков Н.С. Ростов-на-Дону, 1998.
25. История российских немцев в документах (1762-1992 гг.)/ Сост. Ауман В. А., Чеботарёва В.Г. -М., 1993.
26. Настольная книга по народному образованию, т. III: низшие учебные заведения всех ведомств и разрядов. / Под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского. СПб, 1904.
27. Номикосов С. Статистическое описание Области войска Донского./ Изд. Обл. правления войска Донского. Новочеркасск, 1884.
28. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XLVI, ч. 1: 1871. С.-Петербург. 1874.
29. Продолжение Свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января по 31 декабря 1871 года. С.-Петербург. 1872.
30. Свод законов Российской империи, издание 1897. Т. 4, ч. 1. С.Петербург. 1897.
31. Список населённых мест Области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.: ч. 1. -Новочеркасск, 1905.
32. Список населённых мест Области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.: ч. 3. -Новочеркасск, 1905.
33. Bericht iiber die Evangelisch-Luterische Kirchenschule in Taganrog in den ersten 5 Jahren ihres Bestehens. 1907-1912. Отчет евангелическо-лютеранской церковной школы г. Таганрога за первые 5 лет ее существования. Dorpat. 1913.
34. Die deutschen Siedlungen in der Sowjetunion. Verzeichnisse und Karten. Немецкие поселения в СССР. Списки и карты. Ausgearb. Und hg. v. der Sammlung Georg Leibbrandt. Teil 4. Dongebiet und Kaukasus. -Berlin, 1941.
35. Gtinther E. Eigenheim im Nordkaukasus. Эйгенгейм на Северном Кавказе. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1961. S. 58-60.
36. Klein H. Die deutsche Siedlung Alt-Rotowka, Geb. Rostow. Немецкое поселение Старо-Ротовка, Ростовская обл. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 62-65.
37. Kludt J. Das Kirchspiel Rynowka, (Don-Gebiet). Церковный приход Рыновка, (Донская обл.). // Heimatbuch der Deutschen aus Russland.1. Stuttgart, 1959. S. 82.
38. Kolonienverzeichnis: Cherson, Jekaterinoslav, Taurien, Krim, Don-Gebiet, Stidkaukasus. Список колоний: Херсоне, ая, Екатеринославская, Таврическая губернии, Крым, Донская обл. // Heimatbuch der Ostumsiedler. 1954. S. 130-147.
39. Pr. Die deutschen Siedlungen bei Ostheim-Talmanowo. Kreis Stalino. Немецкие поселения района Остгейм-Тельманова. Сталинская обл. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 27-33.
40. Reschke F. Taurida. Таврида. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 72-75.
41. Stumpp K. Die Pastoren der evangelisch-lutherischen Kirche in SudruBland von 1789-1910. Пасторы евангелическо-лютеранской церкви Южной России 1789-1910. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1960. S. 81-91.
42. Stumpp K. Verzeichnis der Pastoren, die nach 1910 in SudruBland tatig waren. Список пасторов Южной России с 1910 г. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1964. S. 128-131.
43. Stumpp M. Das Kirchspiel Ostheim, Dongebiet (jetzt Gebiet Stalino u. Rostow a. D.). Церковный приход Остгейм, Донская обл. // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 80-81.
44. Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Gebiet Rostow (ehemals Dongebiet). Bearbeitet von Dr. K. Stumpp. Список немецких поселений Ростовской обл. (бывшей Донской обл.). // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 144-147.
45. Verzeichnis der deutschen Siedlungen im Gebiet Stalino (ehemals Dongebiet). Bearbeitet von Dr. K. Stumpp. Список немецких поселений Сталинской обл. (бывшей Донской обл.). // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1959. S. 150-154.
46. Алексеенко И.И. История и проблемы российских немцев на Кубани. // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. Анапа, 22-26 сент. 1994 г. М., 1995. С. 55-67.
47. Богачев В. Очерки географии Всевеликого войска Донского. 1918 / Изд. отд. нар. просвещения Всевеликого войска Донского. -Новочеркасск, 1919.
48. Брук С.И., Смирнова Т.Б. Немцы. // Народы России: энциклопедия. -М, 1994.
49. Велицын А.А. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колоний на юге и востоке России. -СПб., 1893.
50. Воронежцев А.В. Миграционные процессы в поволжских колониях в XIX в. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. Материалы международной научной конференции. Анапа, 26-30 сент. 1997 г. -М., 1998. С. 97-107.
51. Греков А.М. Хозяйство колонистов в Таганрогском округе. // Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Вып. 1. -Новочеркасск, 1901. С. 98-106.
52. Дайнеко Л.И. Немецкие колонии в Крыму. // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции. Анапа, 20-25 сент. 1995 г. -М., 1996. С. 173-182.
53. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. Пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов-н/Д, 2000.
54. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001.
55. Кабузан В.М. Немецкое население в России в XVIII начале XX века. //Вопросыистории. 1989. № 12. С. 18-29.
56. Кабузан В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII начале XX века. -М., 1998.
57. Костюк М.П. Немецкие миграционные движения на Волынь (XVIII -начало XX вв.) // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. Материалы международной научной конференции. Анапа, 26-30 сент. 1997 г. -М., 1998. С. 27-44.
58. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938). -М., 1999.
59. Малиновский JI.B. Заблуждения и ходячие стереотипы в истории российских немцев. // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции. Анапа, 20-25 сент. 1995 г. -М., 1996. С. 127-130.
60. Малиновский JI.B. Община немецких колонистов в России и ее региональные особенности в XIX- начале XX века. // История СССР. 1990. №2. С. 175-182
61. Малиновский JI.B. Основание немецких колоний в России и освоение территории (ограничение и характеристика периода). // История и культура российских немцев. Саратов, 1996. Вып. III. Ч. 1. С. 29-38.
62. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX в.): т. 1. 2-е изд., испр. - СПб., 2000 г.
63. Нам И.В. Немецкие колонии в России и Сибири в начале XX века в контексте проблемы диаспоральности. // Немцы России и СССР, 19011914. Материалы международной научной конференции. Москва, 1719 сент. 1999 г. -М, 2000. С. 17-31.
64. Немцы России: энциклопедия: т. 1: А-И / Редкол.: В. Карев (пред. редкол.) и др. М., 1999.
65. Нойтатц Д, Немецкие колонисты и их соседи (вторая половина XIX века начало первой мировой войны) // Вопросы германской истории:немцы в Украине. Днепропетровск, 1996. С. 57-65.
66. Остроух И.Г., Шервуд Е.А. Немцы в России: Исторический очерк // Этнографическое обозрение. 1993. № 3. С. 40-51.
67. Остроух И.Г., Шервуд Е.А. Российские немцы: вклад в историю и культуру (XVII начало XX века) // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. Анапа, 22-26 сент. 1994 г. -М., 1995. С. 11-25.
68. Плесская-Зебольд Э.Г. Одесские немцы. 1803-1920. Одесса, 1999.
69. Плохотнюк Т.Н. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (конец XVIII -середина XX вв.). Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата ист. наук. Ставрополь. 1996.
70. Плохотнюк Т.Н. Образование немецких колоний на Северном Кавказе. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. Материалы международной научной конференции. Анапа, 2630 сент. 1997 г. -М., 1998. С. 109-133.
71. Плохотнюк Т.Н. Религиозная жизнь этнических немцев Ставрополья // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. Анапа, 22-26 сент. 1994 г. М.,1995. С. 267-274.
72. Плохотнюк Т.Н. Отечественная и зарубежная историография о немецких колониях северного Кавказа. // Российские немцы. Историография и источниковедение. Материалы международной научной конференции. Анапа, 4-9 сент. 1996 г. -М., 1997. С. 66-73.
73. Россия: Энциклопедический словарь. — JI., 1991.
74. Терехин С.О. Поселения немцев в России. Архитектурный феномен. -Саратов, 1999.
75. Терещенко А.Г. Немецкие колонисты на землях Войска Донского. // Донской временник. Год 1996. Ростов н/Д. 1995. С. 137-153.
76. Хлыстов И.П. Дон в эпоху капитализма 60-е середина 90-х годов XIX века: очерки из истории юга России. - Ростов-на-Дону, 1960.
77. Чеботарева В.Г. Немецкие колонии Российской империи -«государства в государстве». // Этнографическое обозрение, № 1,1997. С. 129-144.
78. Черказьянова И.В. Влияние переселенческих процессов настановление немецкой школы в Сибири. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. Материалы международной научной конференции. Анапа, 26-30 сент. 1997 г. -М., 1998.
79. Чернова Т.Н. Российские немцы. Отечественная библиография 19912000 гг. Указатель новейшей литературы по истории и культуре немцев России. М., 2001.
80. Чеснок Е.В. Немецкие колонии Области войска Донского. // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. Материалы Российско-Германской научной конференции. Анапа, 22-26 сент. 1994 г. М.,1995. С. 79-98.
81. Шевчук Н.А. О проблеме «мирного завоевания» Юга Украины немецкими колонистами (вторая половина XIX века 1914). // Вопросы германской истории: немцы в Украине. - Днепропетровск,1996. С. 48-57.
82. Штах Я. Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов. М., 1916.
83. Amburger Е. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russland. Yom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937: ein biographisches Lexikon. Пасторы евангелической церкви России. С конца XVI в. до 1937:биографический лексикон.- Lvineburg. 1998.
84. Brandes D. Das wolgadeutsche Schulwesen vor und nach Revolution. Система школьного образования поволжских немцев до и после революции. // Forschungen zur Geschichte und Kultur der Rufilanddeutschen. 6. Jahrgang 1996. Essen, 1996. S. 99-111.
85. Brandes D. Von den Zaren adoptiert: Die deutschen Kolonisten und die Balkansiedler in Neurussland und Bessarabien 1751-1914. Принятые царем: немецкие колонисты и балканские переселенцы в Новороссии и Бессарабии 1751-1914.-Miinchen, 1993.
86. Brandes D., Busch М., Pavlovic К. Bibliographie zur Geschichte und Kultur der Russlanddeutschen. Bd. 1. Von der Einwanderung bis 1917. Библиография к истории и культуры российских немцев. Т. 1. От переселения до 1917. Miinchen, 1994.
87. Buchmann A. Kurze Geschichte der evangelisch-separierten Gemeinden in Stid-Rufiland. Краткая история евангелическо-сепаритистских общин на Юге России. Neu-Halbstadt, 1906.
88. Die deutschen Bauernsiedlungen im Dongebiet. Немецкие деревни в Донской обл. // Volk auf dem Weg. 1995. Heft 1. S. 3-5.
89. DOnninghaus V. Revolution, Reform imd Krieg. Die Deutschen an der Wolga im Ausgehenden Zarenreich. Революция, реформа и война. Немцы на Волге на исходе царской империи. Essen, 2002.
90. Kappeler A. Die Deutschen im Rahmen des zaristischen und sowjetischen VielvOlkerreiches. Немцы в рамках царской и советской многонациональной империи. // Die Deutschen im Russischen Reich und im Sowjetstaat. -KOln, 1987. S. 9-20.
91. Neutatz D. Die „deutsche Frage" im Schwarzmeergebiet und in Wolhynien.
92. Prinz J. Die Kolonien der Brudergemeinde. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Kolonien StidruBlands. Колонии братских общин. К вопросу истории немецких колоний Южной России. Москва, 1898.
93. Schmid Edmund. Die deutschen Kolonien im Schwarzmeergebiet StidruBlands. Немецкие колонии в Причерноморье южной России. -Berlin, 1919.
94. Schnurr J. Die Kirchen und das religiose Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Церкви и религиозная жизнь российских немцев. Евангелическая часть. Stuttgart, 1978.
95. Schnurr J. Die Kirchen und das religiose Leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. Церкви и религиозная жизнь российских немцев. Католическая часть. Stuttgart, 1980.
96. Stumpp K. Die RuBlanddeutschen. Zweihundert Jahre unterwegs. Российские немцы. Два столетия в пути. Freilassing, 1964.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.