Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хатаев, Игорь Еристауевич

  • Хатаев, Игорь Еристауевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Хатаев, Игорь Еристауевич. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2002. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хатаев, Игорь Еристауевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РОССИИ НА ШКОЛУ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

1.1. Прогрессивные последствия присоединения

Северного Кавказа к России.

1.2. Истоки просвещения и образования на Северном Кавказе.

1.3. Школьная политика России на Северном Кавказе в 40 гг. XVIII - XIX вв. Образование Кавказского учебного округа.ЗУ

1.4. Краткая история создания Ставропольской губернской гимназии.

ВЫВвДЫ.

ГЛАВА II. О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Я.М.НЕВЕРОВА (1810-1893 ГГ.).

2.1. Обшие сведения о жизненном пути, школьных и студенческих годах и начале научно-публицистической и педагогической деятельности Я.М. Неверова.

2.2. Участие Я. М. Неверова в общественном движении и кружке Н. В. Станкевича.

2.3. Я. М. Неверов - Директор народных училищ и Ставропольской губернской гимназии. Новаторские начинания Я. М. Неверова.У

2.4. Я. М. Неверов как руководитель Лазаревского института восточных языков в Москве и круп-щ ный организатор народного образования на

Кавказе.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА III. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Я М НЕВЕРОВА.

3.1. Критика Я. М. Неверовым сословности образования и защита им идеи народности и общечеловеческого воспитания.

3.2. Проблемы образования и обучения в педагогических трудах Я.М.Неверова.

3.3. Я.М.Неверов о проблемах гуманизации и гуманитаризации педагoi ических процессов и воспитании сознательной дисциплины.

3.4. Я.М.Неверов о положении и назначении учителя в обществе и проблеме его подготовки к педагогической деятельности.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. )»

Актуальность исследования. Успехи нашей школы всегда были закономерным результатом развития прогрессивной педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики народов нашей страны.

Вместе с тем развитие педагогической науки, совершенствование воспитательно-образовательной практики невозможно без постоянного творческого освоения педагогического наследия прошлого. Решение этой задачи позволило бы нам расширить и углубить наши представления об общественно-политической мысли в России в целом, и прогрессивно-педагогической - в частности.

Решение данной задачи диктуется и объективно-исторической необходимостью выявления тех рационально значимых элементов педагогического наследия прошлого, которые принадлежат будущему, и могут способствовать совершенствованию нашей образовательно-воспитательной системы. И в современных условиях непрерывного реформирования, демократизации и обновления жизни нашего общества нужны знания о прошлой духовной жизни наших народов и их педагогическом наследии. В этой ситуации, ученые и школа призваны глубже изучать это наследие в целях использования его для улучшения работы современной школы.

Сегодня нужен диалог современности с прошлым, нужна связь времен. Не зная прошлого, нельзя определить перспективы прогрессивного развития школы в будущем. Познание подлинной духовной истории народа возможно лишь при налаживании связи прошлого с современностью. При этом современность определяет те проблемы исторического и духовного развития общества, которые актуальны сегодня.

Только такой методологический подход поможет нам определить наиболее важные по научной значимости проблемы истории отечественного образования и внесенного вклада в его развитие прогрессивными русскими педагогами XIX века, чье наследие подлежит углубленному изучению.

Осуществлению такого подхода к оценке их наследия сегодня способствуют те кардинальные изменения, которые произошли во всех сферах нашей действительности в последнее десятилетие. Социокультурная ситуация, сложившаяся в России за этот период, характеризуется сменой приоритетов ценностей в общественном сознании. Деидеологизация школы и воспитания, отказ от марксистских догм создают для ученых возможности для преодоления ранее сложившихся классовых стереотипов в отношении духовных ценностей общества. Они открывают путь новым концепциям и взглядам на правдивое освещение истрико-иедагогических процессов, в том числе и истории просвещения и школы на Кавказе.

Изменившиеся исторические условия в стране позволяют по-новому взглянуть и оценить деятельность многих русских прогрессивных педагогов, в том числе и деятельность видного педагога-гуманиста 40-90-х годов XIX века Я. М. Неверова, чьи заслуги, прогрессивная педагогическая деятельность и вклад в развитие педагогики долгое время либо замалчивались по конъюнктурным соображениям, либо характеризовались односторонне, тенденциозно, оставались невостребованными. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость переосмысления ряда вопросов, относящихся к русской гуманистической педагогики XIX века, истории школы на Кавказе с целью ликвидации их «белых пятен».

Что касается научно-просвеiительской и педагогической деятельности Я М. Неверова (I X I 0 1893 гг.), то она до сих пор фактически не изучена, нет о нем ни защищенных диссертаций, ни опубликованных трудов, если не считать очерка воспоминаний о нем, оставленного нам его другом по Кавказу и Петербургу Д. Д. Семеновым.

Между тем в 40-90-х годах XIX века о нем знала чуть ли не вся мыслящая Россия. Имя его произносилось с уважением в обществе и печати, как имя передового человека, друга Т. Н. Грановского, Н. В. Станкевича и И. С. Тургенева, видного педагога-гуманиста, автора замечательных трудов по вопросам воспитания и образования. Не было, пожалуй, в педагогической науке ни одной более или менее значимой проблемы, которой бы он не коснулся.

В развитие школы России и Кавказа преимущественно русской и народной Я. М. Неверов внес большой вклад. Его деятельность на Кавказе объективно способствовала приобщению горских народов к передовой русской культуре.

Неверов Я. М. был приверженцем идей русской гуманистической педагогики и сделал много для ее творческого развития. По оценке академика Н. Д. Нлкандрова, «гуманная педагогика - общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и в конечном смысле преодолевающая различия - этнические, идеологические, классовые» (Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. № 9. С. 46-47). Будучи приверженцем этой педагогики и её высоких гуманных идеалов, Я. М. Неверов сделал много для её творческого развития. С позиций этой педагогики он решал многие актуальные проблемы образования и школы

Для воссоздания целостной картины развития школы на Кавказе в XIX веке и научно-гтедагогической деятельности Я. М. Неверова в этом регионе важное значение имеют не только архивные материалы, документы о народном образовании и отчет попечителя Кавказского учебного округа, но и труды дореволюционных авторов. Об истории, духовной культуре, школе и воспитании, нравах, обычаях народов Кавказа в XVIII XIX веках много писали ученые-кавказоведы русского и иностранного происхождения: А. П. Берже, С. Г. Гмелин, И. А. Гюльденштедт, Н. Данилевский, Н. Дубровин, М. М Ковалевский, Ф. И Леонтович, Л. Я. Люлье, В. Ф. Миллер, Л. Н. Модзалевский, П. II. Мадеждин, II. С. Паллас, Л. Л. Штедер, А. Шег-рен, К. П. Яновский и др.

На рубеже XIX XX веков проведено много интересных исследований М. Абаева, Ч. Ахриева, II. Канукова, Г. Кокиева, М. Косве-на. посвященных историко-этнографическим, фольклорным и некоторым проблемам кавказских народов.

Ценные сведения о появлении первых очагов просвещения, школ и училищ на Северном Кавказе, а также о жизни, школьных, студенческих годах и начале педагогической деятельности Я. М. Неверова имеются в статьях, очерках биографического характера Н. Бродского и Д. Семенова.

В трудах М. В. Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887 г.) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913 г.) показана деятельность первых миссионерских и просветительских организаций на Кавказе.

Сведения о возникновении первых приходских и уездных училищ и ходе учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год мы черпаем из «Памятной книжки Кавказского учебного округа на 1880 год» (Тифлис, 1879 г.), составленной Л. Н. Модзалевским. При этом в подавляющем своем большинстве эти работы полностью посвящены лишь вопросам просвещения и развития школы на Северном Кавка

Что касается жизни и педагогической деятельности Я. М. Неверова, то она не была предметом специального исследования в этих работах.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810 - 1893 гг.)», проблема которой сформулирована так: каковы организационные, общепедагогические и дидактические положения Я М. Неверова и его вклад в развитие теории, практики образования, воспитания в России и на Кавказе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является школа и педагогическая мысль народов России и Кавказа в XIX веке.

Предметом исследования - научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова и защита им идей гуманистической и демократической педагогики в России.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

- дать характеристику учебной, научно-просветительской и педагогической деятельности Я. М. Неверова в России и на Кавказе;

- выявить условия и факторы формирования общественно-политических идеалов, педагогических воззрений Я. М. Неверова;

- проанализировать идеи гуманистической педагогики Я. М. Неверова в его трудах и педагогических статьях;

- раскрыть сущность общепедагогических и дидактических воззрений Я. М. Неверова и его подходы к решению проблемы педагога;

- определить роль и значение педагогической теории Я. М. Неверова для современной практики воспитания и подготовки подрастающих поколений к жизни.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов, изучении педагогических явлений в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и др.

Методы исследования. Для решения поставленной цели и задач исследования использован следующий традиционный комплекс методов историко-педагогических исследований:

- изучение и анализ архивных документов;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- теоретическим анализ историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных произведений по теме,

- теоретическим анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ России и Кавказа;

- обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниковую базу исследования составляют:

- архивные документы, извлеченные в центральных архивах гг. Москвы, С-Петербу рга, Тбилиси, Ставрополя, Нальчика, Владикавказа;

- работы дореволюционных и современных авторов о школе и труды Я. М. Неверова о школе и воспитании;

- документы Министерства Народного Просвещения России о школе;

- циркуляры и отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений на Кавказе;

- переписка Я. М, Неверова с друзьями

Научная новизна исследовании:

- поставлена и решена одна из актуальных проблем историко-педагогических исследований общего и регионального характера;

- определение вклада видного прогрессивного русского педагога-гуманиста 40-90-х годов XIX века Я. М. Неверова в развитие теории и практики отечественного образования в России и школы на Кавказе;

- приведена в систему научно-педагогическая биография Я. М. Неверова;

- дано целостное представление о его научно-педагогических подходах к проблеме подготовки подрастающих поколений к жизни;

- раскрыта сущность общепедагогических идей и дидактических взглядов Я. М. Неверова;

- представлены научно-обоснованные аргументы Я. М. Неверова в защиту популярной в 50-60-х годах XIX века идеи Н. И. Пирогова об общечеловеческом воспитании и образовании в противовес сословности и ранней специализации в системе российского образования;

- выявлены важные с точки зрения общечеловеческих, нравственно-гуманистических ценностей его непримиримые позиции с практикой муштры и применения к детям телесных наказаний и зашита им идеи воспитания в школе сознательной дисциплины;

- охарактеризованы пути и средства, рекомендованные Я. М. Неверовым для поднятия престижа материально-правового положения народного учителя в обществе, его образованности и профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в своих трудах, педагогических очерках и отчетах о состоянии школ в возглавляемом им Кавказском учебном округе, Неверов Я М., исходя из конкретных исторических условий России и Кавказа, обобщил и творчески применил к их деятельности лучшие традиции и положения русской гуманистической педагогики. Он претворял их в жизнь. Я М. Неверов предлагал создать особую русскую национальную модель школы, национальную систему воспитания, свободную от иностранных воспитательных влияний, выражающую особенности психологии, национального характера своего народа, его языка, истории, культуры и традиций. Тем самым Я. М. Неверов способствовал обогащению наших представлений об актуальности, непрерывности и преемственноети гуманистических и демократических начал в современной практике воспитания и давал для нас возможности создавать на их основе различные альтернативные модели школы при сохранении ее аутентичности, т.е. подлинности своего самобытного национального лица.

Теоретически значимы разработанные Я. М. Неверовым в творческом сотрудничестве со своими друзьями и соратниками Д. Д. Семеновым, Л. Н. Модзалевским, Г1. К. Усларом и др. основы подготовки педагогических кадров для школ многонационального Кавказа, а также многие положения из его «Ученического кодекса» и устава «Специальных педагогических классов» Ставропольской губернской гимназии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система факторов, определивших гуманно-демократический характер общественно-политических идеалов и педагогических воззрений Я. М. Неверова.

2. Вклад Я. М. Неверова, педагога-просветителя, педагога-гуманиста и педагога-администратора в развитие школы и педагогической мысли народов России и Кавказа

3. Основные и ведущие идеи педагогической концепции Я. М. Неверова:

- мысль Я. М. Неверова о создании русской национальной системы воспитания, свободной от влияний иностранных воспитательных систем,

- идея народности в интерпретации Я М. Неверова как идеи, выражающей национальный характер народа, его психологию, историю, культуру, традиции.

4. Защита Я. М. Неверовым идей общечеловеческого воспитания и образования, гуманизации и гуманитаризации педагогических процессов.

5. Я. М. Неверов о путях и средствах рациональной постановки обучения в школе:

- система подготовки учительских кадров;

- совершенствование программно-методической работы учителя в школе,

- проблема учебников для кавказских школ и др.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, в ходе чтения студентам педагогических факультетов университетов спецкурсов по истории и теории педагогики и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов обеспечена широкой ис-точниковой базой исследования, основанного на указанных выше теоретико-методологических принципах и соответствием методов цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов. Результаты исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений с докладами и сообщениями на всероссийских, региональных научно-практических конференциях, проводимых за последние семь лет во Владикавказе, Карачаевске, Махачкале, Нальчике, Пятигорске и других городах по проблемам своей диссертации, истории и теории педагогики.

Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Севе-ро-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекций по спецкурсам «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Опубликованные материалы диссертации используются студентами и аспирантами при написании дипломных и диссертационных работ.

Организация и этапы исследования.

Исследование проведено в три этапа:

1 этап: 1997 - 1998 гг. - предварительное ознакомление с состоянием изученности проблемы. Определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме.

IJ этап: 1999 - 2000 гг. - сбор научной информации и материалов по диссертации, подготовка статей к изданию

III этап: 2001 - 2002 гг. - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (152 источника). Общий объем диссертации - 183 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хатаев, Игорь Еристауевич

кмводы

Критикуя сословные пережитки в системе русского образования, Неверов выступал одновременно и против ранней специализации как против серьезных пороков существующей системы воспитания, тормозящих прогрессивное развитие страны.

Защищая идею общечеловеческого воспитания, Неверов видит назначение школы в стремлении к идеалу, добру и человеческим достоинствам, в воспитании детей в духе высокой гражданственности, долга, любви к отечеству и наукам.

Перед обществом и школой он ставил задачу найти путь к сердцу обучаемого, вдохнуть ему любовь ко всему доброму, прекрасному, словом, не только выучить, но и образовать и воспитать его.

Со всей остротой ставил Неверов на всеобщее обсуждение в печати проблемы рациональной постановки обучения и образования в стране. Он осуждал отупляющую зубрежку и схоластику в обучении и требовал внедрения в практику обучения активных методов работы, а от учителя реализации важнейшей дидактической цели: «учить детей учиться!» и развития их умственных сил.

Будучи подлинно гуманистической личностью, Неверов защищал идею широкой гуманитарной подготовки детей и гуманизации педагогических процессов.

Касаясь вопросов школьной дисциплины, Неверов выступал против жестких карательных мер, и отстаивал идею воспитания у детей сознательной дисциплины.

Неверов требовал от правительства поднять престиж и положения учителя в обществе, его образованность и профессиональное мастерство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проблемы научно-просветительской и педагогической деятельности Я. М Неверова и влияния России на культуру и просвещение кавказских народов является подтверждением того, что в исторических судьбах этих народов решающую роль сыграли такие факторы, как присоединение их к России, а через её культуру и передовых представителей этой культуры и приобщение их к мировой цивилизации.

Присоединение северокавказских народов к России избавило их от опасности быть порабощенными Гурцией и Ираном и обеспечило их гарантией для их социально-экономического и духовного развития в составе Российского государства.

Появление здесь первых правительственных школ и грамотных людей горского происхождения также было прогрессивным последствием благотворного влияния на них России и её передовых ученых-кавказоведов. Поэтому правомерно говорить, что прогресс школьного образования на Северном Кавказе начался лишь после его присоединения к России.

Именно после этого исторического акта стали появляться здесь школы православного, военного и гражданского ведомств.

Позитивную роль в развитии грамотности и школьного образования на Кавказе сыграли просветительско-миссионерские и духовно-учебные организации на Кавказе (например, «Осетинская духовная комиссия», учрежденная правительством в 1745 году и преобразованная в 1860 году в «Общество православного христианства на Кавказе»), Эти организации, состоящие из лиц русско-осетино-грузинского происхождения и выступавшие от имени русского правительства, объективно способствовали созданию условий для разработки горской письменности на русской графической основе и развитию школ на Кавказе.

Что касается школьной политики правительства на Кавказе во второй половине XIX века, то она в целом была здесь противоречивой. Такая противоречивость выражалась в том, что, с одной стороны, правительство стремилось унифицировать школы региона со школами внутренних iуберний России без учета местных особенностей, а с другой, ограничивая дет ям неимущих горцев доступа в средние и высшие учебные заведения, общественную и частную инициативу, оно создавало тем самым особые привилегии для кня-жеско-феодальной знати, тем самым сохраняло сословные пережитки в системе образования, а это не всегда отвечало интересам развивающейся капиталистической экономики Кавказа.

Более планомерное же развитие школ на Кавказе (в том числе и средних мужских, женских и профессиональных учебных заведений) началось в бытность руководителем учебного ведомства на Кавказе Я. ML Неверова, т.е. с того момента, когда правительство в 1864 году ввело здесь должность Главного инспектора учебных заведений, а с 1867 года - и должность Попечителя учебного округа, которые он последовательно занимал в эти и 70-е годы. С рассматриваемого периода росло здесь и количество вновь открываемых школ, гимназий, учительских семинарий и других учебных заведений. Школьная сеть становилась все более разветвленной и разнообразной. Эти достижения в области школьного строительства на Кавказе во многом обусловливались плодотворной научно-просветительской и педагогической деятельностью многих русских ученых-кавказоведов и педагогов, проживших здесь долгие десятилетия и отдавшие лучшие годы своей жизни делу просвещения русского и кавказских народов. К этой плеяде замечательных русских людей относится и Януарий Михайлович Неверов, видный русский педагог-гуманист, много сделавший для распространения светского образования в России и на Кавказе.

Личность и научно-педагогическая деятельность Неверова чрезвычайно интересны, о которых, к сожалению, до сих пор почему-то умалчивали. Научно-педагогическая биография его до сих пор не изучена. Между тем, в 40-х годах XIX века о нем знала чуть ли не вся мыслящая Россия Имя его произносилось с уважением в печати и обществе, как имя передового человека, как члена кружка Н. В. Станкевича, друга и соратника И. В Тургенева и Т. Н. Грановского, распространителя русской гражданственности и русского образования на Кавказе. Окончив филологический факультет Московского университета, он затем повышал уровень своих научных познаний в Берлинском университете, и последовательно занимал должности директора Рижской, Черниговской и Ставропольской гимназий. И везде оставил о себе намять как о педагоге-теоретике и педагоге-гуманисте с незаурядными способностями.

Являясь приверженцем идей демократии и гуманизма, Неверов, Тургенев, Станкевич и Грановский дали друг другу клятву служить своему народу, его свободе и просвещению. Клятву эту они выполнили с честью до конца своей жизни.

Будучи руководителем Ставропольской гимназии Неверов создал в ней благоприятную атмосферу. Среди воспитанников и преподавателей царил дух свободомыслия

В руководимых Неверовым учебных заведениях он создавал обстановку творческой увлеченности.

В 1X64 году Неверов был назначен Главным инспектором Кавказского учебного округа, а с 1868 года попечителем этого округа. На этом посту раскрылись его незаурядные педагогические способносги и качества крупного организатора народного образования. В этот период Неверов много сделал для открытия на Кавказе тех учебных заведений, которых здесь раньше не было.

Это были женские школы и гимназии, педагогические курсы и семинарии, так нужные в крае для создания учительских кадров, приобщения горянок к передовой европейской цивилизации.

За период управления округом Неверовым были открыты на Кавказе две учительские семинарии, учительский институт, четыре женские гимназии и педагогические курсы. За эти же годы число учебных заведений увеличилось в 6 раз, а учащихся - в 8 раз. Сюда же прибыли несколько сот высококвалифицированных педагогов из России.

После предварительных проверок, Я. Неверов обычно ставил их во главе учебных заведений и требовал от них безусловной честности и любовного отношения к детям.

Общепедагогические и дидактические воззрения Неверова содержатся в его многочисленных публицистических выступлениях, трудах и очерках. Вслед за П. И. Пироговым Я. М. Неверов был за общечеловеческое воспитание и выступал против сословности и ранней специализации в системе образования.

Осуждая пороки существующей в России системы воспитания, Я. М. Неверов отмечал, что и родители, и общество взамен общечеловеческих выбирали для детей узкоэгоистические практические цели, осуществление которых обеспечивало бы им титулы и карьеру. В результате такой практики у детей и юношества с ранних лет воспитывалась психология потребительства, вещизма и недооценки нравствен но-духовных ценностей.

Вслед за К. Д. Ушинским Неверов выступал за создание русской национальной системы воспитания, и русской народной школы, учитывающей особенности быта и культуры русского народа.

Стремясь к совершенствованию практики воспитания, Неверов пытался делать это в духе идеи народности, подразумевая в ней особый тип и характер народа, выраженный его индивидуальностью, которая обусловлена в свою очередь историко-этническими и духовными условиями жизни

Со всей остротой ставил Неверов в печати вопросы нравственного воспитания и нравственного прогресса.

Перед обществом Я. М Неверов ставил задачу найти путь к сердцу обучаемого, вдохнуть ему любовь ко всему доброму и прекрасному.

Неверов выступал в практике обучения против схоластики, догматизма и механической зубрежки. Он требовал от учителя реализации важнейшей дидактической цели: «учить детей учиться» и внедрять в практику активных методов работы.

Неверов настаивал на том, чтобы сделать обучение детей доступным и всеобщим, а от учителя требовал изжития в работе формализма и зубрежки.

Особое внимание уделял Неверов проблеме подготовки учительских кадров для кавказских школ, и для ее решения он использовал не только возможности существующих здесь учительских семинарий и института, но и организацию прохождения педагогами курсовой системы обучения, периодически созываемые учительские съезды, издание циркуляров округа с целью пропаганды и распространения опыта передовых школ и много другого.

Много ценных высказываний у Неверова об учителе, его роли в жизни общества и его профессиональных свойствах. По его словам, в обществе учителя могли обидеть любые должностные лица, с ним не было надобности быть деликатным. Вот почему он требовал от правительства поднять престж и положение народного учителя в обществе, его образованность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хатаев, Игорь Еристауевич, 2002 год

1. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Тифлис, 1904. Т. 12. С. 187-190.

2. Анненков П.В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка и его биография. Сочинение М. 1857. С. 1-41

3. Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX -начало XX вв.) /Сост. П. А. Лебедев. М.: Наука, 1987. 425 С.

4. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ, 1993. 416 С.

5. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С. 274-276.

6. Бентковский И. Ставропольские Губернские Ведомости. 1876. № 13.

7. Березов Б. Друг Коста Хетагурова //Социалистическая Осетия, 1989, II марта

8. Берже А. Выселение горцев с Кавказа //Русская старина. № 1.

9. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1926. Т. 18. С. 818-819.

10. Брогкауз Ф.А. Станкевич Николай Владимирович //Энциклопедический словарь. СПб., 1900. Т. XXXI. С. 422-424.

11. Бродский Н.Л. Я. М. Неверов и его автобиография //Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 73-129.

12. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Ч. 1. СПб. С. 7-440.

13. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны /Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.). Орджоникидзе, 1967 С. 13-19.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.