НАТУРФИЛОСОФИЯ АБУ РЕЙХАНА БИРУНИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Маджидов Диловар Хафизович

  • Маджидов Диловар Хафизович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 163
Маджидов Диловар Хафизович. НАТУРФИЛОСОФИЯ АБУ РЕЙХАНА БИРУНИ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2016. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Маджидов Диловар Хафизович

ВВЕДЕНИЕ

Глава1. Социокультурные и идейные предпосылкиформирования взглядов Бируни

§ 1. Исторические и социокультурные условия развития мировоззренческих взглядов Бируни

§ 2. Жизнь инаследие АбуРейхана Мухаммад ибн Ахмад Бируни411-63

§ 3. Идейные предпосылкии методологические основы учения Бируни

Глава II. Онтологические и гносеологические аспекты натурфилософии

Бируни

§1. Учение Бируни о первопричине

§ 2. Концепция движения, времени и пространства

§ 3. Гносеологические аспекты натурфилософии Бируни

Заключение

Библиография:

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «НАТУРФИЛОСОФИЯ АБУ РЕЙХАНА БИРУНИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях политизации религиозных программ, разворачивания глобализационных процессов изменилась сама природа влияния на международной арене, когда геополитические амбиции в борьбе за контролем над природными ресурсами становятся поистине самой опасной проблемой современности.

Поэтому, как было отмечено Президентом Эмомали Рахмоном на встрече с интеллигенцией Таджикистана, одной из альтернативных форм развития является секулярно-демократические программы развития, и как база для подобной формы развития служит продвижение и развитие у молодёжи естественнонаучного образования и мышления.1Культура любого народа немыслима без творческого восприятия всего того, что заключено в его философско-психологическом и историко-педагогическом наследии.

В связи с этим немаловажную роль играет изучение и пропаганда национальных традиций в истории таджикской философии, и важно, чтобы они стали достоянием всего общества.

История таджикской философии раннесредневекового периода пестрит многообразием имен и школ мысли, а также великими личностями, представляющими эти школы, и примечательным и уникальным явлением данного времени является бурное развитие естественнонаучной мысли. Естественнонаучное и историко-культурное творчество Абу Рейхана Бируни, этого гиганта мысли ирано-таджикского средневековья и мировой культуры, основоположника одной из школ натурфилософии на Востоке, требует дальнейшего освоения и изучения его благодарными потомками.

Следует отметить, что понятие «натурфилософия» возникло еще в древние времена, и еще тогда оно выражало мировоззренческие взгляды,

1 См: Э.Рахмон. Выступление на встрече с интеллигенцией страны. 19.03.2015 11:08, город Душанбе. «...задача интеллигенции будет заключаться в том, чтобы при представлении своих предложений в эту Концепцию учли приоритетность принципа светскости, развития национального и светского мышления,..»http://www.president.tj/ru/node/8463

равнозначные таким понятиям, как философия природы (Аристотель, Сенека), а в новое время в Европе названное как «метафизика природы», «спекулятивная физика» (Шеллинг) и т.д. Целью данной исторической формы и этого направления философского и научного знания является рациональное постижение целостности природы, нахождение первоначала природы, осмысление общих законов природы в их единстве и многообразии, выявление внутренних принципов взаимосвязи составляющих природы: неорганического, органического и социального мира. Следует отметить, что этим же аспектам придавали большое значение и натурфилософские учения арабо-фарсиязычных ученых и философов периода раннего Средневековья (1Х-Х-х вв.) в Средней Азии, что является объектом данного исследования.

Наряду с этим, в настоящее время, как и древние времена и на всех стадиях развития человеческого общества, естественная среда обитания человека, отношение к природному окружению и острота различных ситуаций, связанных с окружающим миром, ставят перед человечеством задачи теоретического осмысления природной среды, её всестороннего и глубоко научного понимания. Актуальность подобного осмысления и понимания связана с тем, что в различных частях мира потребительское отношение современного обществах природным ресурсам рано или поздно приведёт человеческую цивилизацию к катастрофе. Отсюда следует, что эти отношения нуждаются в постоянном переосмыслении, как на уровне самой науки, так и на уровне их философского переосмысления. Философские взгляды, как и все формы человеческого мировоззрения, являются человеческой рефлексией на внешний мир. Отношение человека к природе в ходе истории может меняться, формы мировоззрения могут трансформироваться от мифологического до космоцентристского, а часто от последнего к теоцентрическому или, наоборот, в антропоцентрическому, или же они могут быть интегрированы все вместе. Однако, философское познание природы, помогая найти возможные законы взаимосвязи природы и

общества, имеет важное значение в процессе формирования оптимального взаимодействия человека с природой в ходе его общественной практики.

Натурфилософия и натурфилософское мировоззрение, понимаемое как целостная система самых общих законов естествознания, являются попыткой найти фундаментальные закономерности природы и мира. В историческом аспекте натурфилософия возникла в античном мире, но была продолжена и развита в средние века, в том числе в так называемой мусульманской философии. Природа, ее описание, классификация структуры природных явлений, а также исторически важные теории философского характера, как натурфилософия, были частью той теоретической научной картины мира, которой посвящено наибольшее количество трудов выдающегося ученого-энциклопедиста, исследователя различных направлений наук Абу Рейхана Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни, научное наследие которого по праву можно считать одним из величайших достижений не только народов Востока, но и всего человечества. Вклад Абу Рейхана ал-Бируни в историю науки огромен, он, в частности, допускал теорию о множественности миров, отвергал Аристотелеву теорию естественных мест,1 считал неверными некоторые взгляды Аристотеля о причинах движения тел, допускал существование пустоты, верил в возможности гелиоцентрической системы и т.д.

Исходя из этого актуальность темы обосновывается следующими соображениями:

Во-первых, обращение современного исследователя и историка науки к наследию представителей раннего средневекового периода не утратило своей актуальности потому, что это наследие является частью культурного наследия таджикского народа, и оно пока еще недостаточно изучено. Работа по выявлению значений традиционных философских понятий, таких как «природа», «время», «движение», «пространство», «первопричина» и описание научных достижений яркого представителя вышеуказанного

1 См: Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Рейхан Ал-Бируни (973-1048). — М.: Наука, 1973.

периода мусульманского Востока Бируни в данном направлении ещё не завершено: сравнительный анализ и параллельное изучение его достижений создают почву для конструктивного подхода к исследованию проблемы философии природы, для возрождения научно-философских традиций, основы которых были заложены Бируни, на современном этапе.

Во-вторых, изучение натурфилософских взглядов Бируни представляется весьма своевременным в связи с нуждами современного таджикского общества в развитии научного мировоззрения, с развитием рациональных, секулярных и демократических проектов, соответствующих провозглашённым Конституцией РТ принципам, с перспективами обновления философских и культурологических ценностей современного общества. В данном случае станет возможным говорить об описании природы и её явлений в творчестве Бируни, не только ограничиваясь теми мировоззренческими мерками, которые существовали в эпоху мыслителя, но по тем меркам, которые создавались на почве идей и теорий, выдвинутых им, и которые востребованы нашим обществом сегодня. Натурфилософия является, по сути, исторической формой интегративного мышления, очень важнымдля выживания в современном сложном, глобальном по своей природе, плюралистическом мире.

В-третьих, изучение «природы» в сочинениях Бируни представляется крайне своевременным в связи с новыми перспективами историко-философских и культурологических реконструкций, открывающихся перед современным обществом. Наряду со своеобразным историческим наследием в систему духовных ценностей входят традиции и научные методы, имевшие место в философском наследии наших передков, которые играют важную роль в сохранении самобытности народа в воспитании молодого поколения.

В-четвертых, актуальность изучения натурфилософии Бируни в более узком смысле для отечественной науки заключается в том, что наступило время познакомить читателя с многогранным наследием наших предков,

философов и теоретиков указанного периода, творчество которых изучено недостаточно.

Степень научной разработанности проблемы. Следует подчеркнуть, что учение Бируни, как на западе, так и на востоке привлекало ученых давно, и в части его философской мысли исследователями сделано немало. Так же в издании его творческого наследия на различных языках в настоящее время наблюдается ощутимое продвижение. Его книга «Памятники минувших поколений» была напечатана в 1878 году на арабском, а затем -на английском языках немецким ориенталистом Эдуардом Захау. В России И.Ю. Крачковский одним из первых серьёзно заинтересовался его творческим наследием и отметил высокий уровень научной значимости. В том же духе С.П. Толстов отозвался о сочинениях восточных мыслителей, в первую очередь имея ввиду Бируни. Он, в частности, заметил: «Эта своеобразная энциклопедия хозяйственной жизни, нравов, обычаев и верований народов Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь - народов Средней Азии, приоткрывающая завесу над тем, о чем обычно умалчивают нарративныеисторические источники»1

Его произведения одно за другим переводились на различные языки и переиздавались. И каждый раз исследователи, восхищаясь его энциклопедическими знаниями, отзывались о его произведениях восторженными высказываниями. Так, например, Розен оценивая «Индию», пишет: «Это- памятник единственный в своем роде и равного ему нет во всей древней и средневековой научной литературе Запада и Востока»2.

Немало вопросов, непосредственно или косвенно связанных с натурфилософией Бируни, изучено европейскими и российскими исследователями.

1 Беруни и гуманитарные науки, Ташкент 1972, С. 128.

2А. Беруни. Избранные произведения. Т.II Ташкент-1963, С. 7.

7

В целом, исследование наследия Абу Рейхана Бируни, с точки зрения её отношения к философии и особенно философии природы, можно подразделить на несколько групп:

1. Наследие Абу Рейхана Бируни недостаточно изучено и освоено его потомками, т. е. мусульманами мира, в том числе таджиками и другими народами Центральной Азии. В то же время в востоковедческой и историко-научной литературе зарубежных (особенно западных) стран в последние десятилетия огромное значение придается наследию Абу Рейхана Бируни. В данное время описанию и анализу его творчества посвящено значительное количество работ в европейских странах ив Америке, и относительно меньше -в зарубежных странах Востока: Индии, Иране и Турции. В этой связи можно охарактеризовать и назвать самые известные из них. Это предисловия к новым переводам и публикациям трудов великого мыслителя, характеристика его работ и научных взглядов в статьях энциклопедического характера, в том числе работы Босфорта С.Е, Фрая Ричарда, Сартона Дж., Хаджсон Маршала, Линберга Девида, Массинона Луиса, Маккензи Д.Н, Бойлот Д.Дж., Стромайера Г., Самиана А.Л., Салим Хан М.А., Газанфара, Дани Ахмад Хасан, Сайид Хусейна Насра и др.1 В частности, Бойлот Д.Дж. и Газанфар отмечают, что Бируни является величайшим, наиболее

:См: Bosworth, C. E. (1968), "The Political and Dynastic History of the Iranian World (A.D. 1000-1217)", J.A. Boyle (ed.), Cambridge History of Iran, vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods, Cambridge University Press: 1-202. [45]; R.N. Frye, "The Golden age of Persia", 2000, Phoenix Press. pg 162; M. A. Saleem Khan, "Al-Biruni's discovery of India: an interpretative study",AcademicBooks, 2001.; Rahman, H. U. (1995), «A Chronology of Islamic History : 570 - 1000 CE», London: Mansell Publishing, с. 167,; L. Massignon, "Al-Biruni et la valuer internationale de la science arabe" in Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.; Gotthard Strohmaier, "Biruni" in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index: Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia, Taylor & Francis, 2006.; D.J. Boilot, "Al-Biruni (Beruni), Abu'l Rayhan Muhammad b. Ahmad", in Encyclopaedia of Islam (Leiden), New Ed., vol. 1:1236-1238; Bosworth, C.E. "□hD W Ärazm." Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2007. Brill Online. Accessed at 10 November 2007; Marshall G. S. Hodgson, The Venture of Islam: Conscience and History in a World Civilization, Vol.3, (University of Chicago Press, 1958), 168.;S.H. Nasr, "An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwan al-DafaD, al-Birüni, and Ibn Sina", 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111;ДаниАхмадХасан.(1973), Alberuni's Indica: A record of the cultural history of South Asia about AD 1030, University of Islamabad Press; НалиноКарлАлфонс. История исламская астрономии (Таърихи нучуми исломи). Тарчумаи Ором Ахмад. Чопхонаи Бехман. Техрон, С.3412-345 (безгодаизд., нафарси); Сартон Джордж. Таърихи улум (История науки). Тарчимаи Ахмад Ором, чопхонаи Амири Кабир. Техрон, 1357 (на фарси); Доиратулмаорифи заррин (Золотая энциклопедия). Бобаки Хакоик, Бобаки Риёхипур, Техрон. 1357 (на фарси); Баррасихо дар бораи Абурайхон Беруни ба муносибати валодати у. Шуърои олии фараханг ва хунар. Маркази мутоилот ва хамохангии фарханги. Техрон (без г.изд. на фарси).

оригинальным и выдающимся ученым Исламского средневековья, он в равной степени превосходно разбирался в математике, астрономии, физике и всех других естественных науках. Он особо выделялся своим вкладом в географию, был превосходным историком, специалистом в области хронологии различных народов, был отличным лингвистом, знатоком обычаев и обрядов народов. По этой причине его величали «Устод»} Ричард Фрай пишет, что вклад иранских народов в историю мировой математики огромны. В этой связи следует назвать имя Абу Рейхана Бируни, который был одним из величайших учёных в мировой истории. Ф.Розенталь считает Бируни уникальным ученым, связующим звеном между греческой и индийской наукой.3 Однако, отмечая приверженность Бируни основным религиозным канонам ислама, его отрицательное отношение к древнегреческому и восточно-перипатетическому подходу о вечности мира и времени, некоторые исследователи его творчества, такие как Сайид Хусейн Наср, стараются еще больше и искусственно подчеркнуть теологические моменты в его творчестве и подчинить всю его натурфилософию религиозным догматам, что не соответствует реальному положению дел.

2. Начиная с пятидесятых годов прошлого тысячелетия советское правительство, исходя из необходимости страны в светском образовании, начало проявлять живой интерес к научному наследию народов Средней Азии, и наследие Бируни становится важным ресурсом в научном освещении истории культуры предков центрально-азиатских народов как противовес ее религиозным началам. Так в 1950 году АН СССР начала мобилизовывать ресурсы на поиск и исследования научного наследия мыслителя, то сих пор неизвестного русскоязычной научной общественности. Данная инициатива была осуществлена в Ташкенте и Душанбе. АН Уз. ССР издала сборник статей, посвященный научному творчеству Бируни. В том же году под общей

1См: D.J. Boilot, "Al-Biruni (Beruni), Abu'l Rayhan Muhammad b. Ahmad''^^. ЭнциклопедииИслама (англ.). (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238.

2См: R.N. Frye, "The Golden age of Persia", 2000, Phoenix Press. pg 162

3См: Rosenthal, F. (1976), E. Yarshter, ed., Al-Biruni between Greece and India, New York: Iran Center, Columbia University.

редакцией Толстова С.П.1 в Москве издаётся другой сборник научных статей, посвященный его творчеству. После этого изучение творчества Бируни становится ещё более актуальным. Написанные статьи и монографические работы Булгакова П. Г., Садыкова Х.У., Шарипова А., Джалолова Г.Д., Джалоловой З.Г.,Матвиевской Г.П., Рожанской М.М.,Розенфельда Б.А. стали своего рода научно-исследовательскими путеводителями творчества Абу Рейхана Бируни. В 1986 Тимофеев И . написал книгу под названием «Бируни» в серии «Жизнь замечательных людей», которая была издана огромным тиражом. Статьи, написанные Насыровым Р. Н. «Соотношение наблюдения и опыта в учении Бируни о познании», Усмоновым М.А. «Проблема религии в мировоззрении Бируни»,Муминовым М.«Бируни как историк науки», Арендсом А. К. «Окружение Бируни при дворе первых Газневидов»,Эрманом В. Г. «Работа Бируни над индийскими источниками», Леоновым Н. И. «Бируни - геотектоник», Касимовой Э. Г. «Трактат Бируни о сферической тригонометрии» и многие другие носили научно-специфический характер, но и в них также отражены некоторые моменты натурфилософского воззрения Бируни. Из исследований конца прошлого и начала нынешнего тысячелетия отметим монографии Г. Насырходжаевой,

:См: Бируни. Сборник статей. Под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950.

2См: Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни. Ташкент: ФАН Узбекской ССР, 1972. 428 с.;«Геодезия» Бируни как историко-астрономический памятник//Историко-астрономические исследования, №11, 1972, с. 181—190.; Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри// Историко-астрономические исследования, № 11, 1972, с. 211—220.: Садыков Х.У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М., 1953;2 Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972; Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни «Индия». Историко-астрономические исследования, 8, 1962, с. 195—220.; Джалалова З. Г. Учение ал-Бируни о движении Солнца. Историко-астрономические исследования, 12, 1975, с. 227—236.; Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Рейхан Беруни и его математические труды. М.: Знание, 1978., Очерки истории тригонометрии. Ташкент: Фан, 1990.; Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Рейхан Беруни и его математические труды. М.: Знание, 1978.,;Очерки истории тригонометрии. Ташкент: Фан, 1990. ; Рожанская М. М.Механика на средневековом Востоке. — М.: Наука, 1976. — 324 с.; Рожанская М. М. Ореконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах. Историко-математические исследования, 7(42), 2002, с. 223—243; Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас'уда». Историко-астрономические исследования, X, 1969, с. 63—95. : Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Рейхан Ал-Бируни, 973—1048. М.: Наука. 1973. Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд». Историко-астрономические исследования, XII, 1975, с. 205—226.

3Тимофеев И. В. Бируни. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 304 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 671). — 150 000 экз. (впер.)

Х.Ф. Абдуллозода, в которых было затронуто также научное наследие Абу Рейхана Бируни.

3. Вслед за этим в Таджикистане также была начата определенная работа по изучению наследия Бируни, как историками и литературоведами, так и историками философии. В 1978 г. под общей редакцией и подробным предисловием академиков Осимова М.С. и Диноршоева М.вышла в свет редкая книга Бируни «Китоб-ут-тафхим» (Наука Звезд), написанная Бируни на арабском и на фарси. Сайид Хусейн Наср,1Осими М.С., Диноршоев М. отмечают вклад Бируни в науку астрономию того времени и мира, а также огромное значение данного труда для разработки научной терминологии астрономии на фарси и таджикском языке. В 1990 г. АН Республики Таджикистан под редакцией Девонакулова А., опубликовано (с арабского и персидского на современный таджикский язык) сочинение Бируни «Осор-ул-бокия» («Памятники минувших поколений»). Учитывая то обстоятельство, что наследие Бируни по вопросам натурфилософии у нас в стране исследовано всё же недостаточно, в представленной диссертации мы главный упор сделали именно на вопросы натурфилософии в трудах Бируни.

4.Нужно признать тот факт, что в научных кругах и работах по истории философской мысли натурфилософские воззрения Бируни пока не стали предметом специального монографического или диссертационного анализа. Однако все же нельзя игнорировать здесь существование отдельных важных статьей и работ, посвященные данной тематике. Из числа работ, посвященных натурфилософии или, частично затрагивающихвопросы природы, можно назвать труды П.Г. Булгакова, Хайруллаева М., Шарипова А., Касымжановой А., Сагадеева А., и др. Из работ таджикских исследователей, посвященных творчеству мыслителей средневекового периода, в том числе, Абу Рейхана Бируни, можно

1См: S.H. Nasr, "An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwan al-DafaD, al-Bïrûnï, and Ibn Sina", 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111; НасрСайидХусейн. Назаримутафаккирониисломидарбораитабиат. Хулосае аз орои Ихвонус-сафа, Беруни ваИбни Сино рочеъ ба табиат. Техрон. 1342. М. Асими. Абурайхон Беруни ва «Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танчим»-и у.//Абурайхони Беруни. Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танчим. Нашриёти «Дониш». Душанбе-1973. С.5-17.

11

отметить труды таджикских ученых Диноршоева М., Рахимова М., Диноршоевой З. и других. В последние годы изданы новые исследования по истории таджикской философии, в том числе посвященные научно-философскому наследию Бируни. Из числа вышеназванных следует отметить работу Джонбобоева С., опубликованную в "Истории таджикской философии",коллективный труд ученых Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН Республики Таджикистан, где целая глава «Философия натуралистов» посвящена натурфилософским воззрениям Абу Рейхана Бируни. Также можно отметить обобщающую статью во втором томе Таджикской энциклопедии, где контурно обозначены основные параметры натурфилософской мысли Абу Рейхана Бируни, определено их значение для современной науки.1

5.Следует отметить, что в целом вклад таджикских ученых и мыслителей прошлого в развитие натурфилософии и рациональных наук действительно велик. В её изучении нашими отечественными исследователями сделано много, но данная деятельность нуждается в продолжении и умножении.

Итак, классифицируя содержание указанных научно-исследовательских работ уже по конкретным темам, можно получить следующую цепочку: а) проблемы бытия, сущность и категории, виды сущностей, вечный двигатель, движение, пространство и время; б) проблемы взаимосвязи онтологии и физики, изменения в науке и мышлении; в) гносеологическим концепция: проблемы в научном познании- сравнительно- сопоставительные методы исследования науки и культуры; г) изменение социальных и культурных условий, возникновение в связи с этим антропологической и этической проблематики; д) естественнонаучные проблемы космоса: вопросы

:См; История таджикской философии (С древнейших времен до XV в.). В 3-х томах, Т.2. Душанбе. 2012. С.165-195; Сунатулло Джонбобоев. Абурай^они Беруни. Энциклопедияи точик. Душанбе. Ч,.2.

12

астрономии и космологии; е) проблемы земли: вопросы геодезии и точных наук и т. д.1

В данной работе в отличие от предыдущих, как мы уже отметили, рассматриваются основные элементы натурфилософии Абу Рейхана Бируни, в том числе проблемы: движение, пространство, время, что не было предметом специального исследования до сих пор.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование натурфилософии Абу Рейхана Бируни и всесторонний анализ его взглядов на природу и природные явления.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

- показать исторические и социокультурные условия развития мировоззренческих взглядов Бируни;

- раскрыть некоторые важнейшие вехи, аспекты жизни и наследия Бируни;

- уточнить идейные предпосылки и методологические основы учения Бируни;

- раскрыть мнение мыслителя о первопричине;

- истолковать вопрос о первопричине, который связан с идеей Бируни о сотворении Вселенной, о перводвигателе и его роли в этом процессе;

- охарактеризовать сущность концепции время, движение и пространство в философской системе Абу Рейхана Бируни;

- показать онтологические и гносеологические аспекты в натурфилософии Бируни;

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является философия Абу Рейхана Бируни и место в ней натурфилософии.

Теоретические и методологические основы диссертации. В процессе исследования автором были использованы логический, исторический,

1 См: История таджикской философии (с древн. До 15 века). Т.2. Душанбе. 2015; Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепциязнаниявсредневековомисламе (Перев. Сангл.). — М.: «Наука», 1978 г. — 372с; Rosenthal, F. (1976), E. Yarshter, ed., Al-Biruni between Greece and India, New York: Iran Center, Columbia University

системный и сравнительный методы анализа в соответствии с темой диссертации. Согласно поставленным задачам, предполагающим выявление исторического и социокультурного контекста при изучении наследия Бируни, основополагающим методом исследования послужил историко-философский анализ, что способствовало комплексному изучению данной проблемы. В нашем исследовании мы опирались также на методологические принципы таких известных исследователей как М. Диноршоев, который на основе глубокого изучения основных трудов Ибн Сина исследовал его натурфилософские взгляды.

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются труды, принадлежащие мыслителю, в том числе «Канон Мас'уда»в двух томах, «Молу-л-Х,инд или «Индия»,«Хронология древних народов», известная теперь как «Памятник минувших поколения», «Геодезия», «Минералогия». В данной работе были использованы в качестве научного и методологического путеводителя исследования Сайида Хусейна Насра («Взгляд исламских мыслителей на природу»), Сартона Дж. ( «История науки»), Босфорда С.Е., Осимова М. ( «История цивилизации Центральной Азии»), а также ряд других работ, в том числе работы Булгакова «Жизнь и наследие Бируни», А. Шарипова «Переписка Бируни с Ибн Синой», А. Шарипова «Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии». М.М. Хайруллаева «Логико -гносеологические идеи мыслителей Средней Азии», Насырова Р.Н. «Соотношение наблюдения и опыта в учении Бируни о познании//Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии». А также некоторые статьи, которые были опубликованы в честь 1000-летя со дня рождения мыслителя.

Научная новизна. Новизна диссертационной работы, прежде всего, заключается в том, что в ней вопрос о натурфилософии Абу Рейхана Бируни впервые стал предметом специального исследования и подробного анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маджидов Диловар Хафизович, 2016 год

Библиография:

I. Источники

1. Абурайхон Беруни «Китоб-ут-тафхим» -Душанбе «Дониш» 1973.285 с.

2. Абурайхон Бируни «Осор-ул-бокия».-Душанбе. «Ирфон»,1990, -с. 432.

3. Беруни . Геодезия. - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв.,т. III. Определения границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами. - Ташкент: изд-во «Фан» Узб.ССР. 1966,-с.363.

4. Беруни. Индия - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. II. [«Индия»]. под редакцией В. И. Беляева, - Ташкент: изд-во АН Узб.ССР. 1963,- с .727

5. Беруни. Канон Мас'уда. -Абу Рейхан Бируни. Избр.произв.,т. У.ч. 1,Канон Мас'уда, кн. I - У. - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1973, - с.647 .

6. Беруни. Канон Мас'уда. -Абу Рейхан Бируни. Избр.произв.,т. У.ч. 2,Канон Мас'уда, кн. У I -XI. - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1976,- с. 634.

7. Беруни. Книга вразумления. - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. VI. Книга вразумления начаткам науки о звездах. - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1975, - с. 327.

8. Беруни. Математические и астрономические трактаты. - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. VII. - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1987, - с.339.

9. Беруни. Памятники - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. I [«Памятники минувших поколений »]. Перевод и примечаниями М. А. Салье. Ташкент, изд-во АН УзССР,1957, стр.

10. Беруни. Фармакогнозия. - Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. IV. Фармакогнозия в медицине. - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1973, -с.1120.

11. Бируни. Минералогия. - Абу Рейхан Бируни. Собраний сведений для познания драгоценностей.[«Минералогия»]. Изд-во АН СССР. 1963.- с. 518.

II. Монографии, коллективные труды, научные статьи

12. «Геодезия»_Бируни_как_историко-астрономический

памятник//Историко-астрономические исследования, №11, 1972

13. «Логико - гносеологические идеи мыслителей Средней Азии». Под редакцией М.М Хайруллаева. - Ташкент. Изд-во«Фан» Узб.ССР. 1981.

14. Абдуллаев Х. М. Беруни и значение его работ для развития науки, Материалы I всесоюзной научной конференции востоковедов в г. Ташкенте 4 - 11 июня 1957 г., Ташкент, 1958.

15. Абдурахманов А. Математика в астрономических трудах Беруни. Автореферат канд. дисс., Ташкент 1970

16. Абдурахманов А. Трактат ал-Бируни «Исчерпание различных способов об искусстве астролябии». Труды XIII- научной конференции

153

аспирантов н младших научных сотрудников ИМЕкТ АН СССР, секция истории математики и механики, М . 1970.

17. Абуали Ибн Сина «Сочинения», Душанбе, Дониш-2005.

18. Абуали ибн Сина «Сочинения», том 1, Душанбе, «Дониш», 2005.

19. Абул фазл Байхаки. Таърихи масъуди. -Мешхед. 1375 х.

20. Али Акбар Деххудо. Шархи нобигаи шааири Эрон Абурайаон

бини Ахмад Хоразмии Беруни. Теарон. 1324.

21. Арендс А. К. Окружение Беруни при дворе первых Газневидов, в кн.: Беруни. К 1000 - летию со дня рождения», Ташкент, изд-во. «Фан» УзССР, 1973.

22. Аристотель. Физика //Философы Греции основы основ: логика, физика, этика». ЭКСМО-Пресс; Харьков 1999.

23. Архимед. Сочинения, перевод П. Н. Веселовского, М.. 1962.

24. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд., М.: «Высшая школа»,

2005.

25. Б е л е н и цки й, Краткий очерк жизни и трудов Бируни, Минералогия — А. М, Беленицкий, Краткий очерк жизни и трудов Бируни, А бу-р-Р а й х л и Мухаммед и б и Ахмед а л-Б и р у и и, Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия), перевод А. М. Беленицкого, М., Изд-во АН СССР. 1963.

26. Беленицкий. Место минералогического трактата Бируни— А. М. Беленицкий. Место минералогического трактата Бируни в истории восточной минералогии, в кн.: Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия), перевод А. М. Беленицкого, М., изд-во АН СССР, 1963.

27. Беленицкий А. М. Великий среднеазиатский энциклопедист XI века ал-Беруни о горных богатствах Средней Азии, „Природа", 1949, № 8.

28. Беленицкий. Картина мира по Бируии — А. М. Беленицкий, Картина мира по Бируии, Ученые записки ЛГУ, серия востоковедческих наук, вып. II. Л„ 1949

29. Беленицкий. О „ Минералогии " Бируни— А. М. Беленицкий. О „ Минералогии " Бируни, сб. „ Бируни ", М - Л., изд-во АН СССР, 1950.

30. Беруни и гуманитарные науки, Ташкент 1972,

31. Бируни. «Сборник статей к 100 - летию со дня рождения». Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1973.

32. Булгаков П. Г. Школа Улугбека и Бируни в кн.: Из истории точных наук на средневековом Ближнем и Среднем Востоке, Ташкент, изд-во „Фан" УзССР, 1972, с. 57-60.

33. Булгаков П.Г. «Жизнь и труды Бируни», - Ташкент. Изд-во «Фан», Узбекской ССР. 1972, 428с.

34. Булгаков П.Г.Бируни и его «Геодезия» . Бируни «Избранные произведения», т. III. Изд «Фан». Узб ССРТашкент 1966, с 7-78.

35. Булгаков. Глобус Бируни - П. Г. Булгаков, Глобус Бируни, Общественные науки в Узбекистане(ОНУ), № 1, 1965, №1, с. 39-44.

36. Гафуров Б. «Таджики» книга 2, Душанбе, Ирфон, 1989, 408с.

37. Григорян. С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., изд-во. „Наука", 1966, 352с.

38. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. VII-XII вв., М., Изд-во АН СССР, 1960, 329с.

39. Григорян С. Н. Философские и естественнонаучные взгляды Берунив кн. С. Н. Григорян. Великие мыслители Средней Азии, М., Изд-во „Знание", 1958, с. 14-21.

40. Гулямов Я.Г. Эпоха Абурайхана Бируни «Бируни и гуманитарные науки» Ташкент 1972, с. 25-34.

41. Гулямов. Я. Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней, Ташкент, Изд-во. АНУзССР, 1957, 314с.

42. Джалалов. Индийская астрономия в книге Бируни - Г. Д. Джалалов. Индийская астрономия в книге Бируни „Индия", в сб.

„Историко-астрономические исследования", вып. VIII, М., 1962, с. 195220.

43. Джалалова З. Г. Учение ал-Бируни о движении Солнца. Историко-астрономические исследования, 12, 1975.

44. Джалолов Г. Д. Бируни и астрономическая наука. Бируни -великий ученый средневековья. Сборник под ред. А. С. Семенова. -Ташкент. 1950, с. 77-98.

45. Джонбобоев С. Абурайхон Бируни.в кн. История таджикской философии с древнейших времен до XV в. Душанбе «Дониш» 2012 том II.

46. Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе. 1987.

47. Додихудоев Х. Философский исмаилизм. Душанбе.д 2014.

48. Джалалов Г. Абу Рейхан Бируни. Ташкент, 1950, 64с.

49. Джалалов Г. Д. Астрономические вопросы в книге Бируни „История Индии", в сб.: Вопросы истории физико-математических наук, М., Изд-во „Высшая школа", 1963, с. 462-471.

50. Захидов В. Ю. Бируни как мыслитель, в сб. „Бируни", М - Л., изд-воАНСССР, 1950, с. 30-54.

51. Захидов В. Ю. Бируни как поборник науки. Изд-во АН УзССР, 1949, №5, с. 106-111.

52. История таджикской философии (С древнейших времен до ХУ в.). В 3-х томах, Т.2. Душанбе. 2012.

53. История таджикской философии с древнейших времен до ХУ в. Душанбе «Дониш». 2012, том II.

54. Касимова Э. Г. Трактат Беруни о сферической тригонометрии, в кн. «Беруни. сб. Статей к1000-летию со дня рождения». - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР, 1973, с.81-85.

55. Каримов У. И. Очерки жизни и деятельности Абурайхана Беруни. ОНУ, 1961, №7, с. 65-66.

56. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. !У. Арабская географическая литература, гл. IX, М.—Л., 1957.

156

57. Крачковский И. Ю. Фрагмент индийской реторики в арабской передаче, Избранные сочинения, т. II, М.—Л., 1956.

58. Крачковский И. Ю. Ал-Бируни и географы XI в. на Востоке, Избранные произведения, т. IV. , М., 1957, с. 244-262.

59. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Соч. М., 1964.

60. Кимсанов Б. Х., Хусейнов К., Рахмонкулов Д. Х. Научное наследие Абу Райхона Беруни.//История науки и техники.- 2004-№1, с. 47-49.

61. Крачковский.И.Ю. Бируни и его роль в восточной географии - И. Ю. Крачковский, Бируни и его роль в истории восточной географии, сборник «Бируни», М. - Л., изд-во АН СССР, 1950, с. 55-72.

62. Матвиевская Г. П. Берунии естественные науки. Ташкент, изд-во АН УзССР, 1963, 46с.

63. Матвиевская Г. П., Сираджидинов С. Х. Абу РайханБеруни и его математические труды. М.: Знание, 1978.

64. Мухаммадходжаев А. С., Джонбобоев. Введение к кн.: "История таджикской философии (с древнейших времен до 15 в). Под общей редакцией А. Шамолова. -Д. 2011.

65. Насырова Р.Н. Соотношение наблюдения и опыта в учении Бируни о познании//Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1981.

66. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. В кн. А.Н.Крылов. Избр. произв. Т.7. 1936.

67. Рахмон Э. Выступление на встрече с интеллигенцией страны.19.03.2015 11:08, город Душанбе. «.задача интеллигенции будет заключаться в том, чтобы при представлении своих предложений в эту Концепцию учли приоритетность принципа светскости, развития национального и светского мышления,..»http://www.president.tj/ru/node/8463

68. Рожанская М.М. О функциональных зависимостяхв "Каноне МасПуда" ал-Беруни. //Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР//, Нукус, 1966, №4, с. 14-21.

69. Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд». Историко-астрономические исследования, XII, 1975.

70. Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас'уда». Историко-астрономические исследования, X, 1969.

71. Розенфельд Б.А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни (973-1048). — М.: Наука, 1973.

72. Розенфельд Б. А., Абдурахманов А. Трактаты Беруни об астролябии,в кн. «Беруни. Сб. статей к1000-летию со дня рождения». -Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР, 1973, с. 85-90.

73. Садыков Х.У. Бируни и его астрономические работы. //Астрономический журнал//, XXVII, вып. 2, М.1950, с. 73-80.

74. Садыков Х.У. Великий астроном XI века Абу-Рейхан Бируни, Сталинабад, Изд-во АН Таджикской ССР, 1956, 36с.

75. Сайид Хусейн Наср. Назаримутафаккирониисломи ба табиат. Техран. 1366(на фарси).

76. Сартон Джордж. Таърихи улум (История науки). Тарчимаи Ахмад Ором, чопхонаи Амири Кабир. Техрон, 1357 (на фарси).

77. Семенов А. А. Ал-Бируни - величайший ученый средневекового Востока и Запада, Литература и искусство Узбекистана, 1938, кн. I, Ташкент, 1938, с. 106-116.

78. Семенов А. А. Бируни - выдающийся ученый средневековья, сборник «Бируни - великий ученый средневековья», - Ташкент, изд-во АН УзССР, 1950, с. 25-46.

79. Сиёсатнома (Книга о правлении везирей, столетия Низам - ал -мулька. Перевод, введение и изучение памятника и примечания профессора Б. Н. Заходера). М - Л.1949.

80. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального

анализа философии Ибн Араби). М.: Наука, 1993.

81. Ставиский Б. Я. О международных связях Средней Азии в V —

середине VIII в., «Проблемы востоковедения», Ю60, №5.Тимофеев И.

В. Бируни. — М.: Молодая гвардия, 1986.

82. Толстов С. П. «По следам древнехорезмийской цивилизации». Изд. А Н СССР 1948. 315с.

83. Толстов С. П. Бируни и его «Памятникиминувших поколений» в кн. Абу Рейхан Бируни. Избр.произв., т. I [«Памятники минувших поколений »]. Перевод и примечания М. А. Салье. Ташкент, изд-во АН УзССР,1957, с. 721.

84. Толстов С.П. «Бируни и его время», «Бируни» Сборник. Изд/во академии наук СССР Москва 1950, с. 3-29.

85. Усманов М.А. Проблема религии в мировоззрении Бируни//Бируни. Сборник статей к 1000-летию со дня рождения. Ташкент, 1973, с. 39-53.

86. Файзуллаев А. Ф. Вопросы противоречивости движения в философской дискуссии Беруни и Ибн Сины, „Общественные науки в Узбекистане", 1968, № 10, с. 32-34.

87. Файзуллаев А. Ф., Насыров Р. Н. Вопросы истины в философской дискуссии Беруни и Ибн Сины. - Общественные науки в Узбекистане, 1970, № 6, с. 18-23.

88. Файзуллаев А.А. «Проблема противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии». - Ташкент. Изд-во «Фан» Узб.ССР. 1974.

89. Философия природы в античности и в средние века/общ. Ред.

П.П. Гайденко, В .В. Петров. М.: 2000.

90. Хасанов, Карта мира X. Хасанов. Карта мира из книги Бируни «Ат-Тафхим», Общественные науки в Узбекистане, X* 8, 1963,

91. Хошим Р.«Бируни»

92. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахмонкулов Д. Х. Естественно научные воззрения мыслителей средневекового Востока. - Душанбе: «Ирфон»-2003- 132с.

93. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахмонкулов Д. Х. Химические соединения в природе. в сочинениях Беруни ../Вестник национального университета.- Душанбе,-2003 № 4 - стр.148-151

94. Шарипов А. Великий мыслитель Абу Рейхан Беруни. Ташкент,

1972, 175с.

95. Шарипов А. Д. Взгляды Беруни на общество и человека, НСАРБ, 1971, с. 27-29.

96. Шарипов А. Д. О некоторых материалистических тенденциях философских воззрений Беруни, в кн. Вопросы философии, Ташкент, 1965, с. 122-121.

97. Эргашев А. О философском значении космологии Бируни, ОНУ, 1968, №1, с. 23-25.

98. Эрман В. Г. Работа Беруни над индийскими источниками, в кн. Беруни, сб. статей к 100-летию со дня рождения, Ташкент, 1973, с. 5360.

99. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.: Наука, 1965

100. Акрамходжаев А. М. Беруни - один из первых исследователей геологических явлений, минералов и драгоценных камней. //Беруни,сб. статей к 100-летию со дня рождения, Ташкент, 1973, с. 105-132.

101. ИсламовО. И. Вклад ученых Средней Азии в геологическую науку в период К^! веков. Проблемы истории геологических наук, Москва, 1968, с. 160-162.

102. УмаровГ. Я. Бируни, Коперник и современная наука. Ташкент,

1973, с. 120.

Литературанаанглийскоминемецкомязыках

104. Alberuni's India. An Account etc. An English Edition, with Notes and Indices by E. Sachau, I—II, London, 1888.

105. Alberuni's India. An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology, Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A. D. 1030, ed in the Arabic original by E. Sachau, London, 1887.

106. Al-B'iranï's Übersetzung des Yoga-Satra des Patanjali von Hellmut Ritter, Oriens, Bd. 9, № 2, 1956, S.

107. D. Cha11opadhyaya, Lokayata, A study in ancient Indian materialism, New-York, [195Э],

108. G. Ferrand, Relations de voyages et textes geographiques arabes, persans et turks relatifs a TExtreme-Orient du Vffie au XVIIIe siecles, tradirits, revues et annotes par G. Ferrand, I—II, Paris, 1913—1.14.

109. L.Massig, Essai sur les origines du lexique technique de la mystiqueAmusulmane, Paris, 1922, p. 79; 2-еизд. Paris, 1954, p. 97). В 1930 г.

110. Maqala fï rashïkat al-Hind, ed. by the Da'irat al-Ma'arlf al-'Othmaniyya, Hyderabad — Dekkan, 1948.

111. P. Deussen , System des Vedanta, Leipzig, 1883, S. 357.

112. R. Garbe, указ. соч., S. 13, 15 ff.

113. R. Garbe, Die Samkhya-Philosophie, Leipzig, 1894, S, 63 ff.

114. S. К. Belvalkar and R.D. Ranade, History of Indian Philosophy, Poona, 1927, vol. 2,

115. S.N. Dasgupta , A History of Indian Philosophy, Cambridge, 1922, vol. I,

116. Sachau , India, transl., I. Preface, p. XXXII. n Ibid.; El, I, Barmaklden; см. также S. Nadvi, The origin of the Barmakids, „Islamic Culture', v. 6, 1932,

117. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India, Arabic text (circa A. D. 1120) with an Engiish transl. and comm. by V. Minorsky, London, 1942 (James G. Forlong Fund, v. XXII),

161

118. The Irshad al-arib ila ma'rifat al-adib or Dictionary of learned men of Yaqiit, ed. by D. S. Margoliouth (GMS. VI), v. 6, Leiden, 1913, p. 308.

119. Tria opuscula auctore Abu Othman Amr ibn Bahr al-D]ahiz Basrensl, Ed. G. van Vloten, Lugduni-Batavorum, 1903,

120. W. Ruben, Geschichte der indischen Phllosophie, Berlin, 1954, S. 136

121. М. Nizamuddin, AI-Birani and his scientific Achievements, A Paper submitted to the XXV international Congress of Orientalists, Hyderabad, I960,

122. Н. Heras, The advalta doctrine In Alberunf, Вкн. .Al-Biruni's commemoration volume', Calcutta, 1951,

III. Литература на персидском языке

123. ;uL*J ; ^^^ üj ^^ JJ*-JIJJI ^jj-ji ¿JJU tjU^Vl ¿0 .^mjnrrr

124. ^JJIJ^W^ ^^t1^'*" ^^j-ji al&^jl- t^k^lj Ji*^. J^^ Ал^кл LJ ^ba JJSI JJS- AJ ^'¿JJ

^iljl^jjl .jl^al ^JJ^ ÜJ"1^

^A^JJ ¿JJU JJ ^IA^JSX '¿JJI^ .10 .125

1383 '^^jAjä j

^AASJ .lil^jjl (^L&^^llj tjl^jjjjl ^L&^I^JJ . jbtiiml t^JxJ*^ .11 .126

1383 t^jj

1382 'ÜLÄJJ ^A^JJX ^Ijl^jjl .U^jlS .JA^J t^jj^^.127 1377 tjlj^J al^Ajl- t(jLajjjjl jj£l^J& tljkA- .128

jl^. ^LÄA!UA jl)(jl^jjjjl '^jjjjj .jlj^P j ^i^ijÄ t^l&l /JJJ tjlx^La .129

1379 t^A^^il ^jLx^laljjb -Ijjj t(<J-Lc -lja. ^-UA^C. AJ t^^il AJ t^A^^il ^jjj ^jLx^lajjb ^LÄASHA jl)^jjjjj .(^jjj '^JAIJS .130

1383 t^i^^il ^jjj ^jLx^Slajjb t(^-jjj^j

UJ^ ^A^JJ .jl^jjjjl t^jjjjj .^il.^l t^JiS .131

1375 t^^iAji j .(^^iJJJ JA^J AJ tjljjAjl- ^LÄAJLLI

AJ tjlj^jj j ^A^lj^iÄji ^L&A!HA jl)^jjjjj jl^jjjjl .jljjl tjj^j^ .132

1383 tA^lj^jÄji j^j j AJ^J ^iSJ^I .(^-LÄJJA jljjJ 162

.^^ijlâ t^jjjJJ (jl^jjjjl ^^JUu t^^l^ax .133

1345 t^j

13S0 üj ^l^ tylAjj ^Ijl^ójl .^jl^jj j yl^jjjjl .jbt'iámi

1359 t^xjjlj^. ^lljl^ljl .^Ij! ^^^^jJ .^^ll jJ yûxJ j .úJ"1^ tj^aj.135

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.