Натуральная валторна: история, теория, исполнительская практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Фурукин, Алексей Вадимович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 241
Оглавление диссертации кандидат наук Фурукин, Алексей Вадимович
Оглавление
Введение
Глава 1. Валторна: свидетельства о рождении (ранние источники)
Глава 2. Натуральная валторна в инструментальной культуре барокко
2.1. Типы инструментов и техника игры
2.2. Диапазон и фактура
2.3. Принципы художественной трактовки валторны
2.4. Техника закрытых звуков
Глава 3. Натуральная валторна в музыке классицизма
3.1. Эволюция валторны во второй половине XVIII века. Трактат В. Рёзера
3.2. Натуральная валторна в работе Ф. Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов»
3.3. Особенности художественной трактовки натуральной валторны в музыке классицизма
Глава 4. Итоги: валторна в источниках рубежа XVIII - XIX веков
4.1. «Основной трактат обо всех духовых инструментах для композиторов» Отона Вандерброка
4.2. «Школа для валторны» А. Гампеля и Дж. Пунто
4.3. «Школа для валторны» Ф. Дювернуа
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков2005 год, доктор искусствоведения Беленов, Леонтий Дмитриевич
Валторна в музыке композиторов венской классической школы2005 год, кандидат искусствоведения Вдов, Анатолий Федорович
Гобой в инструментальной музыке XVIII века1982 год, кандидат искусствоведения Давыдов, Вячеслав Петрович
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Современное клавесинное исполнительство: инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации2020 год, кандидат наук Калентьева Наталья Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Натуральная валторна: история, теория, исполнительская практика»
Введение
История и теория исполнительства на духовых инструментах оформилась в самостоятельную ветвь прикладного музыкознания уже в 1920-е годы, однако наиболее активный импульс к развитию она получила в последнюю четверть XX века. Возросший интерес к истории духовых инструментов неразрывно связан с эволюцией исполнительской культуры и возрождением аутентичного исполнительства в указанный период. Этот интерес обусловлен целым рядом обстоятельств, из которых, на наш взгляд, можно выделить три наиболее существенных аспекта.
Первый связан с тем, что во второй половине XX века были заново открыты десятки сочинений эпохи барокко и классицизма. Нельзя сказать, что ранее эта музыка совсем не была известна, (хотя во многих случаях это именно так), но интерес, как исполнителей, так и слушательской аудитории в большей степени был сосредоточен на романтических и современных композициях. Барочный и классицистский репертуар был в основном ограничен несколькими произведениями Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта и Гайдна. Творчество выдающихся исполнителей на духовых инструментах, в числе которых такие замечательные имена, как Адольф Шербаум - виднейший трубач, начавший исполнять на трубе-пикколо барочную музыку, блистательный трубач-виртуоз Морис Андре, крупнейший флейтист Европы Жан-Пьер Рампаль, осуществивший десятки радиопередач и записавший ряд пластинок с малоизвестными в то время барочными сочинениями Телемана, Вивальди, Оттетера, Делаланда, Леклера и других авторов, выдающийся валторнист Дэнис Брейн, впервые исполнивший и записавший ряд сложнейших концертов эпохи барокко - привлекло внимание профессионалов и публики к этому богатейшему пласту инструментальной культуры. Музыканты обратились к библиотечным фондам и архивам, выискивая яркие и эффектные сочинения для концертов и записей. Возникла своеобразная мода на старинную музыку, и очень скоро стало ясно, что эпоха барокко - не
только «золотой век» исполнительского искусства на флейте, гобое, фаготе, валторне, трубе, но и богатейший кладезь обновленного репертуара, настолько обширного, что и в наши дни случаются счастливые находки свежих, красочных, оригинально звучащих сочинений, неведомых ранее.
В нашей стране этот процесс шел медленнее и с опозданием, с одной стороны потому, что в Италии, Германии, Франции, Польше музыканты «открывали» свою музыку, возрождая собственные традиции, которых у нас почти не было, с другой - постольку, поскольку отечественная школа духовых инструментов оставалась весьма консервативной, не будучи органично связанной с процессами магистрального развития духовой исполнительской культуры.
Поскольку духовики прежде всего артисты оркестров, нельзя не отметить и консервативности вкусов старого поколения отечественных дирижеров, никто из которых не специализировался в интерпретации старинной музыки. В 1955 году Р. Б. Баршай создал первый в СССР легендарный Московский камерный оркестр. В исполнении этого уникального коллектива впервые - и на высочайшем уровне -произведения Баха, Моцарта, Гайдна прозвучали в новом стиле, приблизившемся к исполнительской традиции XVIII века.
Одновременно с этим во второй половине XX столетия по всему миру стали создаваться коллективы, играющие прекрасную, забытую музыку, в том числе на старинных, аутентичных инструментах. Это были такие коллективы как «Мадригал», основанном Андреем Волконским в 1965 году, и таллиннском «Hortus Musicus» под руководством Андреаса Мустонена, начавшим свою деятельность в 1972-м., Густав Леонхардт, видный голландский клавесинист и органист, основал Амстердамский барочный ансамбль в 1954-м. В 1972 в Бельгии создал свой барочный «Маленький оркестр» («La Petite Bande») Сигисвальд Кёйкен. В 1979-м американский клавесинист и дирижер, переехавший во Францию, Вильям Кристи основал знаменитый барочный оркестр «Цветущие искусства» (фр. «Les Arts Florissants»). Этот коллектив вернул к жизни множество произведений французских композиторов XVII-XVIII веков: Люлли, Куперена,
Делаланда, Рамо, Шарпантье, Демаре, в его исполнении также звучали композиции Монтеверди, Генделя, Перселла, Гайдна.
Эти и другие, более скромные, но многочисленные коллективы стали убедительным стимулом для развития аутентичного исполнительства. Музыканты-духовики, включившиеся в движение аутентистов, занялись активным изучением репертуара, старинных трактатов и поисками новых форм концертной деятельности. Фактически каждый флейтист, гобоист, валторнист, трубач, играющий на старинном инструменте, стал в той или иной мере исследователем. Ведь без изучения источников эпохи невозможно воссоздание принципов и важнейших деталей интерпретации.
Таким образом, репертуар музыкантов-духовиков в последнюю четверть XX века необычайно расширился и обогатился, прежде всего, за счет заново открытых и переоцененных сочинений эпохи барокко и классицизма. Для духового исполнительского искусства это чрезвычайно важно. XIX век обогатил струнные и клавишные инструменты обширным рядом шедевров, тогда как духовым инструментам он принес сравнительно скромные плоды. При этом конечно для эволюции валторны и валторнового исполнительства XIX век -важнейшая страница прежде всего в органологическом плане1 и в оркестровой культуре, но по объему и разнообразию репертуара он уступает предшествующему столетию.
Второй аспект заключается в том, что исполнители на духовых инструментах стали уделять все более пристальное внимание вопросам стиля. Духовики, разумеется, не были первыми и единственными в этом процессе. Это общая тенденция в исполнительском искусстве последних десятилетий XX -начала XXI столетия, когда и солисты, и камерные, и симфонические коллективы начали уходить от неких общих представлений о тембре, динамике, балансе, фразировке, штрихах, орнаментике и прочих традиционных выразительных средствах, обращаясь к характеру, деталям и подробностям исторических стилей, их различиям и особенностям. Эта тенденция проявилась еще до того, как
1 Органология - ветвь прикладного музыковедения, изучающая конструкцию инструментов.
исполнители стали обращаться к старинным инструментам, - за исключением единичных фигур (клавесинистка Ванда Ландовска, виолончелист Анри Казадезюс, органист Альберт Швейцер, виолист Кристиан Дёберайнер), старавшихся обосновать и утвердить эстетику аутентичного исполнительства на оригиналах или копиях старинных инструментов.
Стилевые тенденции исполнительской интерпретации актуализировались, прежде всего, в клавирном исполнительстве, затем в творчестве скрипачей и виолончелистов, затронув отчасти и вокальное искусство. Но в среде музыкантов-духовиков внимание к вопросам стиля стало уделяться значительно позднее. Особенно это касается отечественного исполнительства, которое, с одной стороны, долгое время существовало изолированно от западноевропейских тенденций и опыта, а с другой - выработало собственные традиции и каноны, изменения в которых не диктовались практической необходимостью.
В СССР второй половины XX века получила известность плеяда блистательных артистов-духовиков, игравших не только в оркестрах, но и выступавших с сольными программами. В их числе флейтисты Л. Перепелкин, В. Зверев, А. Корнеев, гобоисты В. Курлин, Е. Непало, А. Петров, кларнетисты В. Генслер, В. Безрученко, Л. Михайлов, И. Мозговенко, фаготисты Л. Печерский, В. Апатский, С. Красавин, В. Попов, валторнисты В. Полех, В. Буяновский, А. Демин, Б. Афанасьев, крупнейший трубач XX века Т. Докшицер и ряд других музыкантов. Им стремились подражать, копировали их манеру, тембр, фразировку, технические приемы.
Третий аспект, стимулирующий интерес к истории духовых инструментов и изучению стилевых особенностей музыки прошлого, обусловлен пристальным вниманием к подлинным старинным инструментам, их конструкции и выразительным свойствам, что актуально и для тех, кто не собирается посвящать себя аутентичному исполнительству, поскольку эстетически оправданная интерпретация не должна формироваться без учета выразительных средств, доступных подлинному инструменту, на который рассчитывал автор того или иного сочинения.
Для получения объективной информации о натуральной валторне музыканты обратились, прежде всего, к музейным коллекциям, озаботившись тщательным обмером всех частей инструментов, изучением мундштуков различных типов. Поначалу было очень непросто понять, на каких валторнах играли сложнейшие партии в некоторых сочинениях барокко и классицизма, поскольку в ряде случаев эти партии казались совершенно неисполнимыми. Нельзя утверждать, что в наши дни об использовании и интерпретации валторны в XVIII веке известно все. Это далеко не так, загадок в истории и трактовке валторны немало. Однако сейчас исполнителями и исследователями проделана столь значимая работа, что проследить магистральный путь эволюции и интерпретации натуральной валторны вполне возможно, равно как и ответить на основные вопросы об исполнительстве, активно возрождающемся в Европе, США, а также в нашей стране.
Барочный и классический концертный репертуар натуральной валторны представляет столь значительную сложность, что ряд сочинений и в наши дни исполняется крайне редко. Практически не исследованы и теоретико-методические источники - трактаты, пособия, школы игры XVIII века, изучение которых могло бы помочь современному исполнителю на натуральной валторне в освоении репертуара - как сольного концертного, так и ансамблевого. Все это определяет актуальность диссертационной темы, тесно связанной живой исполнительской практикой.
Цель исследования - сформировать целостное представление о натуральной валторне в эпоху барокко и классицизма - эволюции инструмента, развитии техники игры на нем, особенностях трактовки валторны в композиторском творчестве. Она определила задачи исследования:
- ввести в научный оборот исторические источники, отражающие формирование и эволюцию натуральной валторны, провести периодизацию ее развития в XVII-XIX вв.,
- описать ее конструктивные, акустические, интонационные особенности;
- проанализировать стилистические и технические принципы трактовки натуральной валторны в музыке XVIII - нач. XIX вв.;
- рассмотреть пособия по игре на натуральной валторне ХУШ-ХГХ вв. и сформулировать начальные принципы практического освоения техники игры на инструменте в наше время.
Материалом диссертации стали источники разного рода. Это, прежде всего, сочинения, показывающие эволюцию в отношении композиторов к натуральной валторне: Первый Бранденбургский концерт Фа мажор И.С. Баха, в котором композитор одним из первых написал сложнейшую, виртуозную партию, сделал валторну равноправным участником концерта параллельно с солирующей скрипкой, альтов, гомоем. А также известные «Музыка на воде», «Музыка фейерверка», два концерта для двух валторн Г.Ф. Генделя, концерт Ми-бемоль мажор К. Ферстера, Камерная симфония Л. Моцарта Ре мажор, два концерта Фа мажор А. Вивальди, огромное количество концертов, сюит, увертюр Г.Ф. Телемана, например концерт Ре мажор, концерт Фа мажор, Ре мажор, Ми-бемоль мажор для двух валторн, концерт для трех валторн, скрипки, струнных баса-континуо и множество других. Четыре концерта, Концертное рондо, квинтет Ми-бемоль мажор В.А. Моцарта, два концерта, трио для валторны скрипки и виолончели Й. Гайдна, соната Фа мажор, секстет для двух валторн и струнных Ми-бемоль мажор Л.В. Бетховена.
Особо стоит отметить концерты композиторов - исполнителей, виртуозность и сложность которых удивляет и сегодня, это концерты Кнехтеля, Рёллига, Рейнхардта, Кёльбеля, Штиха. Сложность и неординарность фактуры этих концертов заставляют исполнителей особенно тщательно и скурпулезно готовится к исполнению этих сочинений.
Материалом исследования также составили трактаты, описывающие генезис валторны - использование рога, развитие охотничьего искусства игры на нем: Оксфордская рукопись французского эпоса «Песнь о Роланде» (XII в.), «Охота на оленя» Г. Твици (XIII в.), «Книга охоты» Г. Фебюс (XIV), «Псовая охота» Жак дю Фуйу (1561), М. Преториус «Устройство музыки» (1620), М. Мерсен «Всеобщая
гармония» (1636), доступ к которым стал возможен благодаря Интернет-ресурсам: музыкально-теоретические, а также методические работы раскрывающие становление инструмента и технику игры на нем - «Универсальный словарь» А. Фюретьера (1690), «Трактат о музыкальных инструментах» П. Трише (1640), Исторические труды конца XVIII века посвященные композиторам по вопросам инструментоведения: регистров инструментов, удобства исполнения и прочее. Это такие как «Опыт наставления для тех, кто сочиняют для кларнета и валторны» В. Резера (1764), «Основной трактат обо всех духовых инструментах» О. Вандерброка (1793), «Основной диапазон всех духовых инструментов» Ф. Франкера (1772), Также интересно отметить первые методические пособия А. Гампеля и Я. Штиха «Школа для первой и второй валторны» (1797), работа Ф. Дювернуа «Школа для валторны» (1802) и другие.
Объектом исследования является натуральная валторна в историко-художественном контексте инструментальной культуры конца XVII - первой половины XIX веков.
Предмет исследования - эволюция исполнительского искусства на валторне, ее связь с развитием конструктивных особенностей инструмента и композиторским творчеством.
Степень разработанности темы исследования. Изучение натуральной валторны и музыки, написанной для нее, вписывается в широкий круг музыковедческих исследований, посвященных духовым инструментам. К настоящему времени музыковедами и исполнителями - как зарубежными, так и отечественными - проделана значительная работа, позволяющая проследить магистральный путь эволюции натуральной валторны, развитии техники игры на ней, использовании в композиторском творчестве разных эпох. Специальная библиография по валторне до 1970 года собрана в Библиографическом указателе Б. Брашла и Библиографическом справочнике по медным инструментам М. Фасмана, которые составляют основу любого исследования этого инструмента и его репертуара, в том числе и нашего.
В изучении натуральной валторны можно выделить несколько направлений. Первое - музыковедческие работы в жанре обзоров и путеводителей, посвященные развитию валторны, ее истории. Важнейшими из них представляются монографии исследователя и коллекционера исторических и современных инструментов Р. Морли-Пегга (1973), труд исследователя Дж. Хамфри (2000), М. Гарсена-Мару (2006) профессора класса валторны Лионской консерватории, исполнитель на натуральной валторне, также работа Ф. Жетро (2006). В них накоплен весьма основательный фактологический материал, создающий основу для исследований самого разного рода, в том числе и музыки ХУП-ХУШ вв., написанной для натуральной валторны. К ним примыкают исследования, посвященные конструктивным особенностям валторны и освещающий проблемы реконструкции старинных инструментов, например, труды Р. Гарднера. Зарубежными и отечественными исследователями выпущен ряд монографий о валторне, в числе которых ставшие уже хрестоматийными работы Ф. Фаркаса «Искусство игры на валторне», монография выдающегося немецкого валторниста, музыковеда мирового класса К. Янецкого «Валторна», монография австралийского валторниста-виртуоза, исследователя Б. Такуэлла «Валторна», это видные валторнисты своего времени, игравшие в лучших оркестрах мира, а также посвятившие изучению валторны всю свою жизнь. В этих монографиях рассматриваются как ее история происхождения, так и основы методики игры на натуральной и современной валторне. Работы этих музыкантов-исследователей являются ценнейшим вкладом не только в изучении методики игры, но и в изучении истории инструмента.
Второе направление - рассмотрение не только технических и конструктивных, но исполнительских проблем. Наиболее основательными работами такого рода можно считать книги Г. Фитцпатрика «Валторна и валторновое исполнительство в австро-чешской традиции с 1680 по 1830 год». Ю.А. Усова, автора книг «История отечественного исполнительства на духовых инструментах» и «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах».
Третье направление представляют работы, в которых акцентировано внимание на историко-стилевых особенностях валторновой музыки. Это, прежде всего, монографии В.В. Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма» (2000) - в ней подробно проанализирована духовая инструментальная культура периода классицизма, а также опубликованы сведения об исполнителях, рассматриваются вопросы формирования классического оркестра, проблемы инструментовок произведений данной эпохи, трактовки инструментов, в том числе и натуральной валторны, и Л.Д. Беленова «Валторна в музыке барокко и классицизма» (2004), автор исследует использование и трактовку натуральной валторны в оркестровых партитурах великих композиторов эпохи барокко и венских классиков. Важным для нашего исследования оказался и труд ленинградского музыковеда С.Я. Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (1973), в котором валторна рассмотрена в общем ряду с другими медными духовыми инструментами и в соотношении с историко-музыкальными процессами. При изучении проблем инструментоведения и инструментовки мы использовали ряд работ зарубежных и отечественных авторов. В числе первых назовем труды К. Закса, Г. Модра, А. Байнеса, А. Карса. Также особо стоит отметить «Основы оркестровки» H.A. Римского-Корсакова (1913) значительный труд, основанный на личном опыте композитора, рассказывающий нам о художественных и технических возможностях духовых инструментов, также возможности игры на натуральной валторне, труд И.А. Барсовой «Очерки по истории партитурной нотации» (1997) и одна из последних работ - монография В.И. Кожухаря «Инструментоведение» (2009).
Полезными для диссертационного исследования оказались работы, посвященные ведущим композиторам изучаемых эпох: знаменитая монография А. Швейцера о Бахе, фундаментальное исследование Г. Аберта, посвященное творчеству В.А. Моцарта, а также монографии современных отечественных исследователей, такие как П.В. Луцкер и И.П. Сусидко «Моцарт и его время» (2015), Л.В. Кириллина «Бетховен. Жизнь и творчество» (2009). Л.В. Кириллина
«Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века» (2010). В них затрагиваются музыкально-аналитические и историко-фактологические вопросы, связанные с сочинениями этих композиторов, в том числе написанные и для натуральной валторны.
Научная новизна диссертации заключена в том, что это первое в отечественном (и одно из первых в европейском) музыковедении углубленное и многоаспектное исследование натуральной валторны, представленной многочисленными типами и моделями. Впервые исследование истории инструмента и исполнительства на нем строится на малоизвестных в российском музыкознании исторических источниках. В сферу источниковедения вошли как тексты музыкально-исторических работ прошлого, так и иконографические материалы, в том числе и из отечественного наследия, которые в значительной части еще не привлекались исследователями. Впервые осуществлен углубленный анализ характерных для натуральной валторны исполнительских приемов, прослеживается эволюция исполнительской техники и выразительных средств. Также впервые рассматривается ряд методических аспектов, раскрывающих освоение сложнейших исполнительских приемов музыкантами прошлого.
Положения, выносимые на защиту.
- на протяжении XVII - нач. XIX веков натуральная валторна прошла значительный эволюционный путь, развитие инструмента, исполнительство на нем и композиторская практика находились в тесной взаимной связи;
- барочная валторна представляет собою особый образно-экспрессивный тип инструмента, требующий освоения специальной техники кларино;
- в процессе совершенствования техники закрытых звуков исполнители конца XVIII века преодолевают интонационную ограниченность валторны и достигают возможностей универсальной трактовки инструмента;
- в течение всего XVIII столетия приоритет в развитии валторнового искусства принадлежит исполнителям, сочиняющим для своего инструмента;
- важнейшую роль в становлении классического концерта для натуральной валторны становятся Венские классики. В. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен пишут
концерты, в которых формируется тот художественно - экспрессивный облик, который будет определять ее эволюцию и трактовку в последующие полтора столетия.
Методология исследования. В основе методологии исследования лежит принцип историзма, в соответствии с которым явления и события рассматриваются в процессе их возникновения, развития и взаимосвязи с конкретными условиями и эстетическими нормами. Основываясь на принципе историзма, мы разрабатываем заявленную тему во взаимосвязи и взаимообусловленности событий и явлений, с учетом того, какие мнения и оценки им сопутствовали и насколько они отражают современные представления об интересующем нас предмете. Важную роль также играл компаративный метод, позволявший сравнивать явления (сочинения, исполнительские приемы, исполнительские трактовки) в рамках одной эпохи и сходные феномены в разных эпохах.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Диссертация открывает широкому кругу исследователей и исполнителей-практиков малоизвестный круг исторических источников, формирующих целостную картину возникновения и развития натуральной валторны. Диссертация предоставляет музыкантам возможность научно мотивированного и аргументированного формирования исполнительской концепции при работе над сочинениями для валторны XVIII века, обоснование использования адекватных композиторскому замыслу и художественно-эстетическим принципам эпохи выразительных средств. Материалы диссертации могут быть использованы в научных работах по инструментоведению, музыкальному источниковедению, истории исполнительского искусства, истории и теории исполнительства на валторне, в лекциях для студентов и аспирантов музыкальных вузов, а также в обучении игре на натуральной валторне.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Как отмечалось, диссертация построена на анализе подлинных источников XVI-XIX веков, достоверность которых не вызывает сомнений. Она неоднократно
обсуждалась на заседаниях кафедры медных духовых инструментов РАМ им. Гнесиных, привлекая ведущих специалистов смежных факультетов. Отдельные темы освещались в докладах на научных конференциях в рамках традиционных «Оркестровых ассамблей» в МГУКИ (ноябрь 2013, ноябрь 2014). Историко-теоретические положения диссертации использовались автором в педагогической работе, служили аргументированным основанием для интерпретации музыки барокко и классицизма. По материалам диссертации опубликовано 3 научные статьи в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Вторая, третья и четвертая главы делятся на подразделы. В конце глав приводятся предварительные выводы по анализируемым темам. В Заключении формулируются общие выводы по теме диссертации, приводится ряд рекомендаций по практическому освоению игры на натуральной валторне. Библиография включает 104 источника, большинство из которых цитируется в работе.
Глава 1. Валторна: свидетельства о рождении (ранние источники)
Обращаясь к истокам возникновения валторны, исследователь, как правило, сталкивается с терминологическими разночтениями. И действительно, они вызывают ряд вопросов, поскольку не всегда понятно, какой тип инструмента рассматривается в том или ином случае. Ответы на эти вопросы представляются не очень сложными, хотя в судьбе инструмента немало белых пятен.
Этимология русского слова «валторна», восходящего к немецкому «Waldhorn», и распространенное в западноевропейской профессиональной лексике наименование инструмента - итальянское «corno da caccia» - охотничий рог, или «corno» - буквально тоже «рог», или «corno», «corno da caccia», а также французские «cor» или «cor de chasse» - не совпадают. В партитурах барокко и классицизма - у Баха или Генделя, Вивальди или Глюка, Моцарта или Бетховена - используются итальянские или французские термины, тогда как термин «Waldhorn» крайне редок. Терминологические несоответствия в свою очередь порождают неясности в обозначении типа инструмента. Это замечание представляется существенным, поскольку ранние типы рогов и рожков изначально связаны с французской (или старофранцузской) традицией и терминологией и валторной в нынешнем понимании слова не являлись.
«Однако, перейдя в русский язык, слово "Waldhorn" давно утратило первоначальный смысл, обозначая всякий тип валторны, - кольцеобразно свернутого медного инструмента, - как старинный, так и современный. И отчасти это справедливо. Но лишь отчасти, потому что, не имея в языке средств для обозначения схожих, но существенно иных представителей семейства, мы либо слишком обобщаем, либо, напротив, искусственно разделяем кольцеобразные медные рога и рожки, относя их к разным семействам. Это дает повод, с одной стороны, искать предков валторны чуть ли не в античности, с другой -
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Флейтовая культура Франции: генезис, пути и закономерности развития2008 год, кандидат искусствоведения Захарова, Варвара Александровна
Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII - XX веков2003 год, доктор искусствоведения Прейсман, Эмиль Моисеевич
Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII - начала XIX века2017 год, кандидат наук Клименко, Анна Евгеньевна
Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах2017 год, кандидат наук Васнин Петр Алексеевич
Структурно-смысловая организация инструментальных концертов Йозефа Гайдна в историческом контексте2022 год, кандидат наук Акшенцева Вероника Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фурукин, Алексей Вадимович, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберт, Г. Моцарт. Ч. I, кн. 1 / Г. Аберт. — М.: Музыка, 1987. - 544 с.
2. Арнонкур, Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди / Н. Арнонкур. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 278 с.
3. Барсова, И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - первая половина XVIII века) / И. А. Барсова. — М.: Московская гос. консерватория, 1997. — 571 с.
4. Беленов, Л.Д. Проблемы воспитания исполнителей на современной валторне / Л. Д. Беленов // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 24. — М., 1976.
— С. 174-205.
5. Беленов, Л.Д. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах в консерваториях Франции / Л. Д. Беленов // Проблемы высшего музыкального образования: сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 19. —М., 1975. —С. 139-158.
6. Беленов, Л.Д. Валторна в оркестровой музыке барокко и классицизма / Л. Д. Беленов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — 100 с.
7. Беленов, Л.Д. Валторна / Л. Д. Беленов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
— 320 с.
8. Беленов, Л.Д. Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков: дис... канд. иск.: 17.00.02 / Беленов Леонтий Дмитриевич — М., 2005. — 386 с.
9. Березин, В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма / В. В. Березин. — М.: ИОСО РАО, 2000. - 387 с.
10. Березин, В.В. Валторна: были и небылицы / В. В. Березин // Оркестр. — 2008. —№2/11 — С. 18-25.
11. Березин, B.B. Камерная музыка Моцарта для духовых инструментов: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Березин Валерий Владимирович. — М., 1986. — 223 с.
12. Березин, В.В. Историю нельзя писать без архивов / В. В. Березин // Старинная музыка. — 2001. — №4 — С. 6-10.
13. Березин, В.В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании /В.В. Березин // Оркестр. — 2006 — №4
— С. 28-38.
14. Березин, В.В. Музыканты королей Франции / В. В. Березин - М.: Современная музыка, 2013. - 386 с.
15. Березин, В.В. Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера / В. В. Березин // «Старинная музыка». — 2003 — №2-3 (20-21). — С. 15-22.
16. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (1843). Пер. с франц. / Г. Берлиоз - М.: Музыка, 1972. -531с.
17. Берхгольц, Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, ведённый им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725 г. Пер. с нем. И. Аммона. — 2-е изд. / Ф. В. Берхгольц. — М.: тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. — 364 с.
18. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. — М.: Высшая школа, 2002. -511 с.
19. Буяновский, В. М. Валторна / В. М. Буяновский. — М.: Музыка, 1971. -37 с.
20. Геварт, Ф. Новый курс инструментовки, пер. с французского В. Ребикова / Ф. А. Геварт. — М.: Изд-во Юргенсона, 1911. - 347 с.
21. Гриценко, Ю.Т. Технология освоения валторны / Ю. Т. Гриценко. — М.: Изд. автора, 1991. - 152 с.
22. Закс, К. Современные оркестровые музыкальные инструменты / К. Закс.
— М.: Огиз-Музгиз, 1932. - 88 с.
23. Кириллина, Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Ч. I / Л. В. Кириллина. -М.: Московская гос. консерватория, 2009. - 536 с.
24. Кириллина, Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Ч. II / Л. В. Кириллина. -М.: Московская гос. консерватория, 2009. - 596 с.
25. Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 1996. - 376 с.
26. Каре, А. История оркестровки (1925). Пер. с английского Е. Ленивцева, В. Ферман, Н. Корндорфа / А. Каре. — М: Музыка, 1989. - 304 с.
27. Кожухарь, В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: учебное пособие / В. И. Кожухарь. — СПб: Планета музыки, 2009. - 320 с.
28. Левин, С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С. Я. Левин. — Л.: Музыка, 1973. — Ч. 1 — 263 с.
29. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С. Я. Левин. — Л.: Музыка, 1983. — Ч. 2 — 190 с.
30. Луцкер, П.В., Сусидко, И.П. Моцарт и его время / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - 2-е изд., испр. - М.: Классика-ХХ1, 2015.
31. Модр, А. Музыкальные инструменты. Перевод с чешского А. Александровой / А. Модр. — М.: Музгиз, 1959. — 267 с.
32. Песнь о Роланде. Пер. со старофранцузского Ю. Корнеева // Библиотека всемирной литературы. — М.: Художественная литература, 1976. — Т. 10. — С. 16-141.
33. Полех, Л. В. История создания и история интерпретации концертов для валторны В. А. Моцарта / Л. В. Полех // Вопросы музыкальной педагогики.-М.: Музыка, 1991. — Вып. 10. — С. 130-145.
34. Порфирьева, А., Степанов, А. Кёльбель // А.Л. Порфирьева, А. А. Степанов // Энциклопедический словарь «Музыкальный Петербург. XVIII век. Т. I, кн. 2. - СПб: Композитор, 2000. - С. 52-55.
35. Римский-Корсаков, H.A. Основы оркестровки / Н. А. Римский-Корсаков. — М.: Российское музыкальное издательство. Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. I. — 180 с.
36. Смитерс, Д., Вограм, К., Боушер, Дж. Игра на трубе эпохи барокко / Д. Смитерс, Д. Вограм, Дж. Боушер // В мире науки. — М, 1986. — №6. — С. 72-79.
37. Соловьёв, С. М. Царствование императора Петра II Алексеевича / С. М. Соловьев // История России с древнейших времён. 2-е изд, Т. 19. - СПб.: Общественная польза, 1896. — С. 1 - 43.
38. Усов, А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне / А. И. Усов. — М.: Музгиз, 1957. — 132 с.
39. Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах: учебное пособие для музыкальных вузов / Ю. А. Усов. — М.: Музыка, 1975. — 199 с.
40. Усов, Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: учебное пособие для музыкальных вузов. — М.: Музыка, 1978. — 181 с.
41. Усов, Ю.А. Школы для трубы в формировании исполнительской культуры / Ю. А. Усов // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства / Научные труды Московской консерватории. Редактор-составитель В. Березин. - М., 1991. — С. 71 -91.
42. Фурукин, A.B. Валторна: свидетельства о рождении / А. В. Фурукин // Музыка и время. - 2013. - № 12. С. 3 - 10.
43. Фурукин, A.B. Натуральная валторна в трактате В. Рёзера «Опыт наставления тех, кто сочиняют для кларнета и валторны...» 1764 г. / А. В. Фурукин // Музыка и время. - 2014. - № 6. С. 65 - 68.
44. Фурукин, A.B. Натуральная валторна в работе О. Вандерброка «Основной трактат обо всех духовых инструментах для композиторов» 1793 г. / А. В. Фурукин // Музыка и время. - 2014. - № 7. С. 40 - 43.
45. Швейцер А. И. С. Бах. Пер с нем. М.С. Друскина. / А. Швейцер. - М.: Музыка, 1965.
46. Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века. Пер. с нем. Б. И. Загурского / Я. Штелин. — JL: Тритон, 1935. — 120 с.
47. Эйнштейн, А. Моцарт: Личность. Творчество / А. Эйнштейн. — М., Музыка, 1977. — 454 с.
48. Энциклопедический словарь «Музыкальный Петербург. XVIII век. T. I, кн. 2. — СПб: Композитор, 2000.
49. Anterroches, Е. de. Dampierre / Е. de Anterroches // Dictionnaire de la musique en France aux XVIIe et XVIIIe siècles. Sous la direction de Marcelle Benoit. — Paris: Fayard, 1992. — P. 199 - 200.
50. Baines, A. Woodwind instruments and their history A. Baines. — New York: Norton, 1957. —382 pp.
51. Bate, Ph. The Trumpet and Trombone. Second Edition / Ph. Bate. — London: Ernest Benn Limited, 1978. — 200 p.
52. Bendinelli, Cesare. Tutta l'arte della Trombetta (1614) / Cesare Bendinelli. // Facsimile edition with Translation and Critical Commentary by Edward H. Tarr, revised and augmented. — Switzerland: Vuarmarens: Editions BIM, 2011.—114 p.
53. Briffardière, G. de la. Nouveau Traité de Vénerie, contenant la chasse du serf, celle du chevreil, du sanglier, du loup, du lièvre et du renard / G. de la Briffardière. — Paris: Mesnier, 1743. — 47 p.
54. Bruchle, В., Janetsky, K. Kulturgeschichte des Horn. Ein Bildsachbuch / В. Bruchle, К. Janetsky. — Tutzing, 1976. — 260 s.
55. Carse A. Musical wind instruments / A. Carse. — London: Macmillan, 1939. — 381p.
56. Clarinette Magazine. - Paris, 1995. — № 27.
57. Denkmäler der Tonkunst in Österreich. Band XVI. Vienna: Österreichischer Bundesverlag, 1912. — Wolfenbüttel und Zürich: Karl Heinrich Möseler Verlag, 1974.
58. Detourbet, A. Essai sur la terminologie de la trompe de chasse et la délimitation du ton de vénerie / A. Detourbet. — Dijon: L. Venot, 1935. — 79 p.
59. Dictionnaire de la musique en France aux XVII et XVIII siècles. Sous la direction de Marcelle Benoit. - Paris: Fayard, 1992.
60. Duvernoy, F. Méthode pour le Cor / F. Duvernoy. — Paris: Mme le Roi, Imprimerie du Conservatoire,1802. — 105 p.
61. Encyclopaedia Britannica, 1 lth ed. Vol. 13. — P. 702-710.
62. Fantini, Girolamo. Modo per Imparare a Sonare di Tromba (1638). Facsimile reprint / Girolamo Fantini. — N-Y: The Brass Press, 2009. — 88 p.
63. Farkas, Ph. The Art of French Horn Playing: a treatise on the problems and techniques of French horn playing / Ph. Farkas. — Evanston: Summy-Birchard, 1956.— 95 p.
64. Fasman, M.J. Brass bibliography: sources on the history, literature, pedagogy, performance, and acoustics of brass instruments / M. J. Fasman. — Bloomington: Indiana University Press, 1990. — 390 p.
65. Favart, F.-A. Recherches sur les aerophones archaïques / F.-A. Favart. — Neilly-sur-Seine: Ed. François Metz, 1971. — 221 p.
66. Ferrières, H. de. Les Livres du roy Modus et de la royne Ratio (Les merveilleux secrets de la chasse) / H. Ferrieres. — Chambéry: Antoine Neyret, 1486. — Réédition: Nice: chez Joseph Pardo, 1963. — 75 p.
67. Fouilloux, J. du. La Vénerie / J. de Fouilloux. - Poitiers: de Marnefz & Bouchetz frères, 1561. — Réimpression: Angers: Charles Lebosse, 1844. — 55 P-
68. Fitzpatrick, H. The Horn and Horn-Playing and the Austro-Bohemian Tradition from 1680 to 1830 H. Fitzpatrik. — London: Oxford University Press, 1970. — 320 p.
69. Furetière, A. Dictionnaire universel: contenant generalement tous les mots françois, tant vieux que modernes, & les termes de toutes les sciences et des arts / A. Furetiere. — Rotterdam, 1690. (Без пагинации).
70. Francoeur, L. J. Diapason général de tous les instruments à vent / L. J. Francoeur. — Paris : Le Marchand, 1772.
71. Garcin-Marrou, M. The horn in France: from the olifant to the orchestra / M. Garcin-Marrou // Jagd- und Waldhörner Geschichte und musicalische Nutzung / Michaelsteiner Konferenzberichte, Band 70. — Augsburg: Michaelstein, 2006.—Pp. 30-42.
72. Gardner, R. C. Mastering the Horn's low register / R. С. Gardner. — Northon: International Opus, 2002. — 67 pp.
73. Gétreau, F. The horn in seventeenth and eighteenth century France / Jetreau F. // Jagd- und Waldhörner Geschichte und musicalische Nutzung / Michaelsteiner Konferenzberichte, Band 70. — Augsburg: Michaelstein, 2006.
— Pp. 43-66.
74. Hampel, A. J., Stich, J. V. Seule et vraie méthode pour apprendre facilement les élémens des premiers et seconds cors, composée par Hampl et perfectionnée par Punto son élève / A. J. Hampel, J. V. Stich. — Paris : J. H. Naderman, ca 1798.— 92 p.
75. Hardouin, F.-G. Trésor de Vénerie composé l'an M.CCC.LXXXX.IV par Hardouin, seigneur de Fontaines Guérin / F.-G. Hardouin. — Réimpression: Metz: Henri Michelant, 1856. — Без пагинации.
76. Humphries, J. The Early Horn: a practical guide / J. Himphries. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2000. — 126 p.
77. Laroux, E. Les traités médiévaux de la chasse. — Bordeaux: Lemoine, 1963.
— 120 p.
78. Lescat, Ph., Saint-Arroman, J. Méthodes et Traités: COR. Série I, France 16001800 / Ph. Lescat, J. Saint-Arroman // Fac-similé Fuzeau. - Paris: Fuzeau, 2004. —254 p.
79. Mattheson J. Das Neu-Eröffnete Orchester / J. Mattheson. — Hamburg, 1713. Reprint: New York: G. Olms, 1993. — 338 p.
80. Mersenne M. Harmonie Universelle / M. Mersenne. — Paris, 1636. Réimpression: Paris: CNRS, 1975. - 412 p.
81. Meucci, R. Horn / R. Meucci // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — Edited by Stanley Sadie, 2001. — Vol. 8 — P. 120-128.
82. Morley-Pegg, R. The French Horn / R. Morley-Pegg. — New York: W.W. Norton and Co., 1973. — 205 p.
83. Paltusova, I. N. Royal Hunting // Exibition catalogue The State Histotical Museum / Editor and compiler I. N. Paltusova. — Moscow: Khudozhnik i kniga, 2002. — 432 p.
84. Phébus, G., comte de Foix. Le livre de la chasse (Рукопись XIV в.) / G. Phebus, comte de Foix. — Paris, Bibliothèque Nationale de la France (URL: http://classes.bnf.fr/phebus/livre/index.htm). — Без пагинации.
85. Pierre, С. Histoire du Concert Spirituel 1725-1790, 2e edition / С. Pierre. — Paris: Heugel, Société française de Musicologie, 2000. — 240 p.
86. Pinguet, F. La Vénerie et sa Musique / F. Pinguet // La Revue Musicale. — Paris, 1978. —Double numéro 310-311.—Pp. 89-98.
87. Pizka, H. Hornisten-Lexikon. Dictionary for Hornists / H. Pizka. — München: Hans Pizka Edition, 1986. — 420 p.
88. Praetorius, M. Syntagma Musicum. Band 2: Theatrum Instrumentorum seu Sciagraphia / M. Praetorius. - Wolfenbuttel, 1620. — 326 S.
r
89. Prunières, H. La musique de la Chambre et de l'Ecurie sous le règne de François I, 1516-1547 / H. Prunieres // L'Année musicale 1911. — Paris: éd. M. Brenet, 1912. —348 p.
90. Dampierre, M.-A. Recueil de fanfares pour la chasse à une et à deux trompes, composées par feu Monsieur le Marquis de Dampierre, gentilhomme des Chasses et Plaisirs de sa Magesté / M.-A. Dampierre. — Paris: Le Clerc, 1765. — 25 p.
91. Roeser, V. Essai d'unstruction, A l'usage de ceux qui composent pour la clarinette et le cor (1764) / V. Roeser — Reprint: Genève: Minkoff, 1972. — 24 p.
92. Rousseau, J.-J. Dictionnaire de Musique / J.-J. Rousseau. — Genève, 1768.
93. Janetzky, К. and Bruchle В., translated by James Chater. The Horn / K. Janetzky, B. Bruchle. — Portland, OR: Amadeus Press, 1988. — 176 p.
94. Dampierre, M.-A. Recueil de fanfares pour la chasse à une et à deux trompes, composées par feu Monsieur le Marquis de Dampierre, gentilhomme des Chasses et Plaisirs de sa Magesté / M.-A. Dampierre. — Paris: Le Clerc, 1772. — 27 p.
95. Salnove, R. de. La Vénerie Royale divisée en IV parties qui contiennent les chasses du Cerf, du Lièvre, du Chevreuil, du Sanglier, du Loup & du Renard / R. Salnove. — Paris: André Soubron, 1655. Reprint: Whitefish: Kessinger Publishing, 2009. — Без пагинации.
96. Sère, seigneur de Rieux, J. de. Les Dons des Enfants de Latone, la Musique de la Chasse du Serf, poèmes dédiés au roi / J. de Sère, seigneur de Rieux. — Paris, 1734. —78 p.
97. Sombrun, A. L'art de sonner de la trompe / A. Sombrun. — Paris: Editions musicales Alphonse Leduc, 1938. — 85 p.
98. Trichet, P. Traité des instruments de musique (vers 1640) / P. Trichet. — Neuilly-sur-Seine: Société de musique d'autrefois, 1957. — 290 p.
99. Tuckwell, B. Horn / В. Tuckwell. — New York: Schirmer Books, 1983. — 180
P-
100. Venderbrock, (Vanderbrœck) O. J. Méthode nouvelle et raisonnée pour le Cor / O. J. Venderbrock. — Paris, c.1797. — 75 p.
101. Vanderbrœck, O. J. Traité général de tous les instruments à vent à l'usage des compositeurs / O. J. Vanderbrœck. — Paris: Boyer, ca 1793. — 65 p.
102. Virdung, S. Musica getutscht /S. Virdung. — Basel, 1511; Репринт: M.: Музбука, 2012. — 116 p.
103. Waterhouse, W. The New Langwill Index: A dictionary of musical windinstrument makers and inventors was published / W. Waterhouse. — London: ed. Waterhouse, 1933. — 420 p.
104. Weigel, J. C. Musicalisches Theatrum. / J. С. Weigel.--Nuremberg, 1721
(1715/1725); Faksimile-Nachdruck Kassel: Bärenreiter, 1961. - 48 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.