"Натуралистическое" направление в музыкальном театре Италии и Франции рубежа XIX - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Лобова, Юлия Владимировна

  • Лобова, Юлия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 288
Лобова, Юлия Владимировна. "Натуралистическое" направление в музыкальном театре Италии и Франции рубежа XIX - XX веков: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 288 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лобова, Юлия Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие «натурализма» в трактовке европейской эстетической мысли последней трети XIX века (Франция, Италия)

§1. Трактовка термина «натурализм» его французскими авторами

§2. Преломление идей «натурализма» в трактовке термина «веризм» его итальянскими создателями

Глава II. Музыкально-драматические воплощения итальянского «веризма»

§1. «Сельская честь» П. Масканьи

§2. «Паяцы» Р. Леонкавалло

§3. На путях «музыкального веризма»

§4. Судьба «натуралистической» эстетики на итальянской

оперной сцене

Глава III. Опыты «музыкального натурализма» на французской сцене

§ 1. «Наваррка» Ж. Массне

§2. «Луиза» Г. Шарпантье

§3. Содружество А. Брюно-Э. Золя на оперной сцене

§4. Судьба «натуралистической» эстетики во французской опере

Заключение

Библиография

Приложение 1. Лейтмотивная система оперы «Сельская честь»

Приложение 2. Оперное творчество Масканьи в контексте эстетики

«веризма»

Приложение 3. Лейтмотивная система оперы «Паяцы»

Приложение 4. Об истории создания либретто оперы «Луиза»

Приложение 5. Лейтмотивная система оперы «Луиза

Приложение 6. О «голосах Парижа» в опере «Луиза»

Приложение 7. Лейтмотивная система оперы «Дитя-повелитель»

Приложение 8. Лейтмотивная система оперы «Ураган»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Натуралистическое" направление в музыкальном театре Италии и Франции рубежа XIX - XX веков»

Введение

На протяжении 70-х годов во Франции совершались важнейшие перемены: начало франко-прусской войны и падение Второй империи, образование «правительства национальной обороны» и начало осады Парижа прусской армией. И снова - восстание, главное действующее лицо которого, французский народ, вынуждено доказывать свои права на то, чтобы считать себя единой нацией. «Парижская коммуна» ознаменовала тот исторический и национальный «водораздел», после которого стало традицией дифференцировать события на «до» и «после». Французы в очередной раз переживали смену исторического самосознания. Словно манифестируя это, комитет «Парижской коммуны», возглавляемый художником Г. Курбе, принимает решение о сносе Вандомской колонны как символа милитаризма и Второй империи.

Но в то же самое время правительство, заботясь о подданных, разрешает прокладку железнодорожного тоннеля Мон-Сени, связавшего Францию и Италию. Хирург Ж. Реверден предлагает способ пересадки кожи. Среди французских дам распространяется мода на платье с турнюром, называемое в обиходе «задок Парижа». Демонстрировать свои туалеты дамы по-прежнему ходят в театр, где с большим успехом идут пьесы Ожье («Сын Жибуайе», «Нахалы») и Сарду («Яблоки соседа», «Родина»), а на музыкальной сцене недавно состоялась премьера балета-пантомимы JL Делиба «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами».

Однако после громких политических и военных событий искусство вновь становится полем эстетических битв и состязаний, темой «номер один» в светских и художественных салонах. И все потому, что среди образованной парижской публики распространяется «новое» слово, пришедшее из журналов об искусстве, -«натурализм».

Известно, что после того, как слово «naturalisme» (от французского «nature» - «природа») было использовано Э. Золя в 1873 году в предисловии к драме «Тереза Ракен», оно впервые обрело значение некоего термина, впоследствии давшего название целому направлению в европейском искусстве. «Натуралистическое» направление получило развитие в разных странах с различной степенью интенсивности. Наиболее значительными его проявлениями оказались «натурализм» во Франции и «веризм» в Италии, нашедшие свое выражение, прежде всего, в литературе и театре. Следуя К. Дальхаусу, применившему понятие «итало-французского» стиля к оперным сочинениям первой половины XIX века1, также возможно использовать данное понятие по

1 Dahlhaus С. The Nineteenth-Century Music. USA, 1989. P. 12-13.

отношению к произведениям последнего десятилетия XIX века, которые рождались в атмосфере сходных для Франции и Италии эстетических исканий.

Данная работа посвящена тому, как «натуралистическое направление» в этих странах воплотилось на музыкальной сцене.

Термин «натурализм» применяется в литературе не только к его «первооткрывателю» Золя, но и к творчеству братьев Э. и Ж. Гонкуров (которые параллельно причисляются и к «импрессионистам» и к «романтикам»). С «натурализмом» нередко связывают и имена таких младших современников Золя, как А. Стриндберг и А. Чехов. Но и в следующем поколении находятся писатели, которые ассоциируются с этим направлением, как, например, Т. Манн. Безусловно, одна категория не в состоянии стать общим мерилом для всех художников, несмотря на то, что многое (и в первую очередь дух времени!) может их объединять. Ведь и признанный патриарх «натурализма» Золя не избежал в своем творчестве влияния других направлений, например, символизма. К тому же творчество любого художника всегда есть эволюция, которая отражает смену эстетических установок, идеологических воззрений, всё разнообразие процессуально-временных изменений.

В современном искусствознании существует множество работ, посвященных осмыслению проблемы «натурализма» с разных позиций: и как эстетической декларации, и как стилистического направления, и как художественной школы, и как серии технологических приемов. Но если бы среди ученых проводили статистическое анкетирование с целью выяснить, какой ответ на вопрос «что такое натурализм» преобладает, то эксперимент можно было бы смело считать неудавшимся. Каждый ученый отдает предпочтение «своему» натурализму: кто-то рассматривает «натурализм» как термин, пригодный для характеристики творчества конкретного писателя, а для кого-то «натурализм» становится всеобъемлющим понятием, способным вместить многое и говорить о многих. В этом заключается проблемная ситуация, которая формирует цель исследования. Возникает необходимость, прежде всего, осознать, какой смысл вкладывали в термины «натурализм» и «веризм» сами их создатели, и в какой степени их можно проецировать на те явления в музыкальном театре, которые ими маркируются.

В связи с этим возникает ряд задач:

• исследовать исторический контекст возникновения терминов «натурализм» и «веризм»;

• определить новые эстетические критерии, которые выдвигали их создатели;

• провести анализ музыкальных произведений тех авторов, применительно к которым употреблялись данные термины;

• выявить соответствие смыслового наполнения терминов «натурализм» и «веризм» и конкретных художественных решений, традиционно причисляемых к «натуралистическому» направлению музыкального искусства.

Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных задач использованы различные музыкально-исторические и музыкально-аналитические подходы и методы, сформированные в отечественном и зарубежном музыковедении. Прежде всего, это сравнительно-исторический метод, продиктованный спецификой исследования. Среди работ, особенно значимых для нас в этом плане, выделим исследования В. Фермана, Т. Ливановой, М. Друскина, В. Конен, О. Левашевой, Л. Кириллиной, И. Сусидко, П. Луцкера, М. Раку. Мы стремились восстановить историко-конкретную трактовку эстетической терминологии, характерную для указанного периода. В аналитической части, помимо компаративного метода, позволяющего глубже осмыслить сочинения итальянских и французских композиторов сквозь призму сравнения их опер в рамках одного «натуралистического» направления, важное значение имеет также сравнительно-типологический метод, благодаря которому проявляется общность черт художественных феноменов, возникших в различных исторических и национальных контекстах. В работе применяются и основные принципы структурно-функционального анализа (Л. Мазель, В. Цуккерман, В. Протопопов, В. Бобровский). Системный метод позволяет выявить некие общие драматургические модели, используемые оперными композиторами.

Объект исследования - музыкальный театр Италии и Франции рубежа XIX-XX веков.

Предмет исследования - «натуралистическое» направление в оперном искусстве Италии и Франции.

Когда-то найденное слово - «натурализм» - остается весьма употребительным, и до сих пор не утратило своей популярности. «Актеры играют слишком натуралистично», «эта пьеса чересчур натуралистична», «этот писатель наследник натуралистической традиции» - по-прежнему говорят зрители или критики наших дней. При этом, как ни странно, собственно научных работ, посвященных проблеме «натурализма», на русском языке почти не написано. Только в 1996 году в Твери вышла работа В. Миловидова «Поэтика натурализма», из которой мы узнаем, что дискуссия, затрагивающая вопросы «натурализма» в литературоведении, в последний раз проводилась в конце 50-х - начале 60-х годов. Однако и в рамках этого обсуждения «натурализм» рассматривался не сам по себе,

5

а исключительно в его соотношении с «реализмом», подход же к обоим явлениям

базировался на оценочной позиции. По мнению участников дискуссии, отличие

«реализма» от «натурализма» состоит в том, что первый воссоздает

..2

действительность в свете эстетического идеала, второй же лишь копирует ее . Таким образом, советская эстетика поставила «натурализму» оценку «плохо» и закрепила за ним роль негативного двойника «реализма».

Тот же вердикт мы обнаруживаем в отечественных литературных энциклопедиях и энциклопедических словарях. Как правило, каждая статья содержит два неизменных определения «натурализма»:

- «как литературного направления, утвердившегося в Европе и США в последнюю треть XIX века и характеризующегося тягой к предельно точному и бесстрастному воспроизведению реальности, а также стремлением последовательно детерминировать, подчас фатально предопределять человеческий характер и судьбу "природой" (биологией) индивида и его социально-материальной средой»3;

- «как противоположного реализму направления в современном буржуазном упадочном искусстве и литературе, фотографически копирующего действительность без её обобщения и социально-политической оценки изображаемого»4.

Напротив, в западных исследованиях оценочный подход к «натурализму» отсутствует, как констатирует Миловидов в своей работе. Автор пытается обозначить более-менее точную дефиницию термина «натурализм» в литературоведении, принимая во внимание длительное существование слова на протяжении XIX и XX веков, и излагает свой взгляд на соотношение «реализма» и «натурализма». Как справедливо указывает исследователь, концепция «натурализма» сформировалась именно в рамках реалистической традиции, и значит «натурализм не существует вне реализма»5. Сам же «реализм» в его работе предстает как общая категория, под которой автор понимает «отображение действительности», однако истоки возникновения данного термина он не рассматривает. Что касается второй дефиниции, то Миловидов признает существование «натурализма» и как «направления», или даже школы (это относится к группе писателей второй половины XIX века - Золя, Гонкурам, Норрису, Гарленду), и как «стилевой тенденции», что позволяет «включить в сферу притяжения описанного направления и писателей, хронологически далеких от

2 Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996. С. 14.

3 Авессаламова Г. Натурализм // Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. С. 130.

4 Прохорова О. Натурализм // Словарь современного русского литературного языка. Т.7. М., 1958. С. 595.

5 Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996. С. 39.

второй половины XIX века, а по методу - далеких от натурализма»6. Наконец, «натурализм» рассматривается им и как метод, то есть «совокупность творческих принципов, основанных на определенном мировоззрении и направленных на

7

художественное осмысление действительности» .

Позиция Миловидова с его стремлением избежать оценочного подхода к «натурализму» принципиально отлична от принятой долгие годы в советской эстетике, однако и он следует сложившейся в отечественном литературоведении и искусствознании традиции рассмотрения понятия «натурализм» не как самостоятельной категории, но в качестве «терминологической» пары «реализму». Эта тенденция, впрочем, определилась уже в западной искусствоведческой традиции. Так, Миловидов пишет: «...общим местом в западной науке стало не противопоставление натурализма и реализма, а их сопоставления» . Отсюда становится ясно, что принадлежность натурализма сфере реалистической эстетики является его сущностным свойством, которое неизменно констатируется исследователями при всех различиях их подходов.

«Реализм. Натурализм. Эти два термина нелегко различить, так как они находятся среди "бродячих слов" нашего языка, а потому служат источником неоднократных недоразумений», - начинает свою работу французский исследователь К. Бекер9. Он подходит к обоим явлениям с точки зрения их воплощения в творчестве каждого конкретного художника. В его работе понятия «реализм» и «натурализм» - это не универсальные категории, но то конкретное, что приобретает определенный смысл только в каждом индивидуальном случае. «Говорят о реализме, натурализме, объединяя под этими терминами таких разных писателей как Флобер, Фейдо, братья Гонкуры, Золя, Валлес, Гюисманс, Мопассан, Доде и т.д., как будто бы имеешь дело с монолитными направлениями», - сетует автор10. Бекер всегда ссылается на высказывания самих писателей, тем самым акцентируя их мнения, их эстетические воззрения на поставленную проблему, их понимание «натурализма», не выходя за рамки того периода, когда они творили.

Возможен и другой исследовательский подход, когда авторы сначала делают краткий экскурс в длинную историю существования термина (начиная с XVII века), а затем непосредственно обращаются к веку XIX, когда «натурализм» становится одной из главных категорий, присущих науке, философии и искусству.

Среди таких работ книга французского литературоведа А. Паже

6 Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996. С. 77.

7 Там же.

8 Там же. С. 24.

9 Becker С. Lire le Réalisme et le Naturalisme. Paris, 1992. P. V.

10 Ibid. P. vii.

«Натурализм»11. Затрагивая истоки возникновения натурализма, Паже называет ряд имен предшественников этого течения - от Дидро до Бальзака и Стендаля. Но следующий этап для ученого уже знаменует появление натурализма в лице братьев Гонкуров, Флобера, Золя. А между «романтической» и «натуралистической» эпохой обнаруживается ещё один промежуточный период, который связан с именами Шанфлери и Дюранти, когда писатели отстаивали понятие «реализм», борясь против доктрины «искусства для искусства»12. Таким образом, Паже признает существование термина «реализм», но не школы или направления. Постановка проблемы «что есть реализм», равно как и трактовка «реализма» в его соотношении с «натурализмом», при таком подходе закономерно отсутствует. Хотя исследователь ставит важнейшие вопросы, среди которых «натурализм и живопись», «натурализм и роман», «натурализм и театр», «натуралистический метод», их сущность зачастую остается нераскрытой, так как автор ограничивается констатацией фактов и имен.

В коллективной монографии американских исследователей под редакцией Р.Н. Стромберга «Реализм, натурализм и символизм. Основные тенденции в искусстве Европы 1848 - 1914 гг.»13, напротив, «реализм» и «натурализм» представлены как некие философские понятия, присущие культурам многих стран, и явления, характерные для разных областей искусства. Так, например, раздел «Натурализм» включает анализ нескольких сочинений, среди которых: «Новейшая английская философия» Д. Мэйсона (1867) и «Жерминаль» Э. Золя (1885), «Генеалогия морали» Ф. Ницше (1887) и «Натурализм и морализм» Б. Шоу (1891). «Реализм» же рассматривается на примере как творчества Г. Флобера («Мадам Бовари») и Ф. Достоевского («Бесы»), так и сочинений А. Герцена и К. Маркса.

Жанр исследования Р. Дюмениля «Реалистическая и натуралистическая эпохи»14 можно определить как исторические очерки, где целью являются не терминологические баталии, но достоверность «эстетического быта» идеологов «реализма» и «натурализма». Социокультурный срез парижской жизни через обзор деятельности «литературных кафе», «газет и журналистов», хроники периодической печати выступает ярким свидетельством эпохи второй половины XIX века.

«Идеалистический» и «социальный», «магический» и «диалектический», «социалистический» и «динамический»... И это лишь часть смысловых нюансов, которыми немецкий исследователь Б. Роль наделяет термин «реализм» в своей

11 Pagès A. Le naturalisme. Paris, 1989.

12 Pagès A. Le naturalisme. Paris, 1989. P. 30.

13 Realism, naturalism, and symbolism. Modes of Thought and Expression in Europe, 1848 -1914. New York, 1968.

14 Dumesnil R. L'Époque réaliste et naturaliste. Paris, 1945.

работе «Художественная теория "натурализма" и "реализма": употребление, терминология и определения»15. Его подход действительно необычен тщательной детализацией в описании обоих явлений. Понятия «натурализм» и «реализм» насчитывают огромное количество коннотаций, учитывая тот факт, что в разных языках трактовка одного и того же термина не совпадает. Так, например, во французском языке «натурализм» - это синоним течения реализма 1840-1860-х годов, а начиная с 60-х годов термин «натурализм» используется для обозначения импрессионистической и реалистической живописи. В отдельный разряд попадает французское литературоведение, где «натурализм» - это синоним реалистической литературы с 1844 года, а чуть позднее - самостоятельное литературное направление. Любопытно, что Роль, в свою очередь, ограничивает явление «натурализма» рамками XIX века, в то время как с помощью термина «реализм» характеризует и современное искусство. Смысловые коннотации слова «реализм» также определяются временем, страной и художниками, творившими в этот период.

Возможен и более традиционный подход. Так, по мнению немецкого ученого В. Кляйна («Реализм в литературе и искусстве Франции 50-х годов XIX века»)16, натурализм - это всего лишь частный случай реализма, связанный, прежде всего, с программными декларациями Золя.

Примечательная деталь: ни в одной из перечисленных работ нет упоминания о музыке. Да, действительно, в качестве термина слово «натурализм» отсутствует в музыкальных словарях и энциклопедиях. Но зато весьма распространенным выражением в музыковедческой литературе является словосочетание «композиторы-натуралисты». Обычно его употребляют в отношении двух французских композиторов - Гюстава Шарпантье (1860-1956) и Альфреда Брюно (1857-1934). Но тогда возникает вопрос: каким образом принципы «натурализма» проецируются на музыкальный материал?

Поскольку натурализм - «вечный спутник» реализма и не появляется без упоминаний о нем, то, может быть, стоит начать с постановки вопроса о «музыкальном реализме»?

Безусловно, одним из центральных исследований по данной проблематике

17

является «Музыкальный реализм: на примере истории музыки XIX века» К. Дальхауза, так как это одна из немногих работ, затрагивающих проблему «реализма» в музыкальном искусстве. Каковы музыкальные категории «реализма»

15 Röhrl В. Kunsttheorie des Naturalismus und Realismus: hist. Entwicklung, Terminologie u. Definitionen. Hildesheim - Zürich - New York, 2003.

16 Klein W. Realismus in Frankreich nach 1848. Berlin, 1989.

17 Dahlhaus C. Musikalischer Realismus: Zur Musikgeschichte des 19 Jahrhunderts. München, 1982.

в опере по Дальхаузу? К таковым маститый исследователь относит «музыкальную

прозу», следствием которой является «распад музыкально-периодических

структур», «откровенность эмоционального изложения», «ориентация на речевую

18

мелодику», «роман как основа либретто», «звукоподражание» . Но рассматривает автор явление «реализма» на примере композиторов не только разных поколений и разных национальностей, но разных эстетических убеждений: Визе, Мусоргского, Верди, Шарпантье, Пуччини. В книге Дальхауза все время присутствует имя Вагнера. Ученый как будто отталкивается от его творчества, чтобы выделить в отдельную категорию произведения «реалистического» театра, то есть оперы, отличные от музыкальной драмы Вагнера. Таким образом, в исследовании возникают два полюса оперного жанра, на один из которых Дальхауз помещает «мифологическую» музыкальную драму Вагнера, на другой - «реалистическую» оперу.

После выхода работы Дальхауза наступила «тишина»: длительное время по этой проблематике не было вообще никаких работ. Лишь в 2001 году немецкий музыковед М. Гек попытался вновь поднять эту проблему в исследовании «Между романтизмом и реставрацией. Музыка и проблема реализма в 1848-1871 годах»19. Автор ограничивает явление «реализма» точными хронологическими рамками, где определяющими становятся исторические события во Франции в 1848 и 1871 годах. Однако по неясной логике в орбиту рассмотрения попадают не только Шуман, но и Мендельсон.

В числе интересных наблюдений Мартина Гека - наличие политических коннотаций, которые сопровождают термин «реализм» с 1848 по 1870 год и вводят его в сферу «социального искусства». Перечитывая современную прессу этого периода, исследователь отмечает, что реализм ассоциируется там с принципами «народности», «отражением жизни», понятым как иллюстративность или изобразительность, то есть, в конечном счете, как программность. Среди наиболее близких к реалистическому модусу выражения Гек называет жанры, связанные со словом. В советской же культуре, по мнению автора, «реализм» интерпретировался как следование существующим эстетическим образцам.

Констатируем тот факт, что две важнейшие работы немецких музыковедов по данной проблематике близки тем, что не содержат оценочного подхода, но в остальных аспектах в значительной мере отличаются друг от друга. Так, например, М. Гек по-новому подходит к задаче определения того, что есть «музыкальный

18 Dahlhaus C. Musikalischer Realismus: Zur Musikgeschichte des 19 Jahrhunderts. München, 1982. S. 154.

19 Geck M. Zwischen RomantiK und Restauration. Musik im Realismus-Diskurs 1848-1871. Stuttgart u. Weimar, 2001.

реализм». Он не анализирует музыкальные произведения с точки зрения современного понимания «реализма», в отличие от Дальхауза, а пытается определить исторически конкретное понимание «реализма», характерное для обозначенного им периода. Для этого он вычленяет тот контекст, в котором музыкальной прессой этого времени употребляется слово «реализм». Ученый не пытается дать абстрактное толкование дефиниции, применимое к любым художественным явлениям, но хочет реконструировать понимание её современниками. Такая позиция представляется наиболее здравой, поскольку она даёт возможность избежать «аберрации» исторического зрения и не навязывать сегодняшние представления прошлому.

Как показывает продемонстрированная нами ситуация, проблема «музыкального реализма» и на сегодняшний день продолжает оставаться весьма актуальной и открытой для «новых предложений» по наделению термина дополнительными смысловыми нюансами. Он по-прежнему притягивает исследователей возможностью применения его смысловых коннотаций к анализу музыкального произведения. Однако эти коннотации зачастую являются следствием субъективного толкования термина самими исследователями. Это ещё раз доказывает невозможность наделить термин «реализм» объективным и конкретным толкованием. В результате мы вынуждены признать, что способны судить в действительности не о самом феномене, наделяемом этим названием, а лишь об особенностях толкования этого феномена в контексте определённой исторической ситуации.

Любопытной с этой точки зрения представляется очерк литературоведа и

20

музыковеда Б. Гаспарова «Евгений Онегин в век реализма» , в которой ученый а priori относит оперу Чайковского к реалистическим сочинениям, даже не ставя задачи выяснить специфику термина «реализм» и вовсе не используя понятие «музыкальный реализм», а сразу приступая к обоснованию «реалистичности» «Евгения Онегина» Чайковского. При этом исследователь оговаривает то обстоятельство, что в отличие от Мусоргского, Чайковский никогда не стремился уподобить вокальную партию разговорной речи, и доводы в пользу «реалистичности» ищет в других эстетических особенностях оперы.

Основным таким доводом для Гаспарова становится близость «Евгения Онегина» Чайковского психологическому роману второй половины XIX века (Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Г. Флобера). По мнению автора, эта литература предлагает читателям точные описания внешней среды, в которой живут и действуют персонажи. В свою очередь, именно среда дает читателям

20 Гаспаров Б. Евгений Онегин в век реализма // Пять опер и симфония. М., 2009. С. 87-132.

доступ к невидимому духовному миру мыслей и чувств героев. В опере, по мнению Гаспарова, заметен тот же дуализм внешней и внутренней жизни. С одной стороны, музыкальная среда оперы необычайно живописна. Благодаря использованию распространенных бытовых жанров, слушатель начинает соотносить сценические ситуации с реальной жизнью (вальс и мазурка в доме Лариных во II действии, полонез и экосез на балу в III действии, «протяжная» и «плясовая» в I действии). С другой стороны, в опере представлена и музыка «душевных движений», составляющая психологический пласт драматургии.

На страницах данного исследования Гаспаров не указывает на другие сочинения музыкального театра, которые можно было бы отнести к реалистическим. Упоминается лишь «Кармен» Визе, но с оговоркой о том, что произведение представляет собой образец иного «реализма».

Значит, с одной стороны, исследователь, без сомнения, подходит к «Евгению Онегину» Чайковского как к уникальному явлению, с другой же, по его констатации, это явление тесно связано с контекстом, в котором создавалось. Именно поэтому Гаспаров столь большое значение уделяет литературе, всегда влиявшей на выбор композиторами сюжетов для опер и их трактовку. Отсюда и выявление аналогий в музыкальной и литературной областях, и попытка обнаружить общие тенденции, свойственные двум разным видам искусства. В результате «реализм» «Евгения Онегина» предстает как некий частный случай влияния литературы на музыку, а не общее правило, распространяющееся на многие произведения музыкального театра.

Исходя из представленных подходов ученых к трактовке термина «музыкальный реализм», наиболее методологически оправданной применительно к толкованию и термина «музыкальный натурализм» нам кажется позиция М. Гека, опирающегося, прежде всего, на мнения современников. Идя этим путём, можно сформулировать два основных направления в исследовании:

- как определяли суть «натурализма» сами «натуралисты»?

- и отвечает ли явление «музыкального натурализма» тем критериям,

которые были сформулированы в период его возникновения?

На этом взаимоотношения терминов натурализм/реализм не заканчиваются, ибо во второй половине XIX века в Италии получает распространение термин, именем которого обозначается направление в итальянском искусстве - «веризм». Отметим, что «веризм» в период своего активного распространения в целом употреблялся как синоним французских дефиниций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лобова, Юлия Владимировна, 2012 год

Библиография

Энциклопедии и словари

1. История всемирной литературы в 9 томах. Т. 1-9. М., 1983-1991.

2. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1-9. М., 1962-1978.

3. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1-17. M.-JL, 1948-1965.

4. Театральная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1961-1967.

5. Философская энциклопедия. Т.1-5. М., 1960-1967.

6. Философский энциклопедический словарь. Изд.2. М., 1989.

7. Geschichte der Italienischen Oper. Bd.4-6. Laaber, 1990, 1991, 1988.

8. Richard Wagner - Handbuch / unter Mitarb. Zahlreicher Fach Wissenschaftler hrsg. von Ulrich Müller u. Peter Wapnewski. Stuttgart, 1986.

9. Rousseau J.-J. Dictionnaire de Musique. Paris, 1824.

10. The Grove Dictionary of Music & Musicians. Oxford, 2001.

Книги и статьи

1. Акопян Jl. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995.

2. Антуан А. Дневники директора театра (1887-1906). М.-Л., 1939.

3. Аронсон О. Богема. Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М., 2002.

4. Ауэрбах Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 2000.

5. Барская А. Французская живопись второй половины XIX-XX веков. Л., 1991.

6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

7. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

8. Бахтин М. Работы 1940-х - начала 1960-х годов // Собрание сочинений в семи томах. T.V. М., 1996.

9. Бачелис Т. Шекспир и Крэг. М., 1983.

Ю.Бедуш Е. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто. Дисс. на соиск. ... канд. искусств. М., 2007.

11 .Бенедиктова Т. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма // Зарубежная литература второго тысячелетия. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook047/01/index.html7part-008.htm Дата доступа: 25.02.2012.

12.Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. Т.З. М., 2002.

13. Визе Ж. Письма / сост. Г.Т. Филенко. М., 1963.

14. Визе Ж. Письма / сост. Г.Т. Филенко. Изд. второе, исправленное. М., 1988.

15. Богатырев В. Взаимодействие драмы и музыки: Вокальная эстетика оперного спектакля. Дисс. на соиск. ... канд. искусств. СПб., 2004.

16. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.

17. Брехт Б. О театре. М., 1960.

18. Букина Т. Артистический успех как социокультурный феномен: автореферат дисс. на соиск. ... канд. искусств. СПб., 2005.

19. Бурдье П. Поле литературы, http://noYruslit.ru/library/?p=:64. Дата доступа: 25.02.2012.

20. Бурдье П. Практический смысл. М., СПб., 2001.

21.Бушуева С. Итальянский современный театр. JI., 1983.

22.Бушуева С. Полвека итальянского театра 1880-1930. J1., 1978.

23. Бушуева С. Проблема реализма в итальянском театральном искусстве XX века. Автореферат дисс. на соиск. ... канд. искусств. Л., 1982.

24. Васина-Гроссман В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке // Поэзия и музыка: сборник статей и исследований. М., 1973. С. 97-136.

25.Верга Дж. Драмы. М.-Л., 1941.

26.Верга Дж. Избранные рассказы. М., 1935.

27.Верга Дж. «Сельская честь» и другие новеллы. М., 1956.

28. Верди Дж. Избранные письма / сост. А. Бушен. Изд. второе. Л., 1973.

29. Владимирова А. Франция на рубеже XIX и XX веков: литература, живопись, музыка, театр. СПб., 2004.

30. Волков Ю. Песни, опера, певцы Италии. М., 1967.

31. Володина И. История итальянской литературы XIX-XX веков. М., 1990.

32. Володина И. Луиджи Капуана и литературная теория веризма (1860 - 1880). Л., 1975.

33. Володина И. Пути развития итальянского романа. Вторая половина XIX - начало XX века. Л., 1980.

34. Воронова М. Оперный симфонизм Вагнера в его связях с романтическим программным симфонизмом // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 101. М„ 1988. С. 94-108.

35.Гаспаров Б. Пять опер и симфония. М., 2009.

36.Гаспаров М. Очерк истории европейского стиха. М., 2003.

37.Герстл М. Гюстав Курбе. М., 2002.

38.Голосовкер Я. Избранное: логика мифа. СПб., 2010.

39.Грав Ж. Умирающее общество и анархия. Б.м., 1921.

40.Гумбрехт Х.У. Чтение для «настроения»? Об онтологии литературы сегодня // Новое литературное обозрение, 2008 №94. С. 22-28.

41.Гюисманс Ж.-К. Наоборот. М., 2005.

42. Денисов А. Античные мифологические оперные сюжеты в контексте культуры первой половины XX века - семантический анализ. Дисс. на соиск. ... докт. искусств. СПб., 2008.

43.Журавлева О. Опера малой формы в итальянском музыкальном театре конца Х1Х-первой трети XX века. Автореферат дисс. на соиск. ... канд. искусств. Л., 1985.

44. Золотницкая Л. Итальянский оперный театр в России в ХУШ-ХХ веках. Л., 1988.

45. Золя Э. Дамское счастье. М., 2006.С. 9-400.

46. Золя Э. Западня. М., 2006. С. 402-782.

47. Золя Э. Мечта // Собрание сочинений в 26 томах. Т.13. М., 1964. С. 7-228.

48. Золя Э. Нана. М., 2005. С. 5-486.

49. Золя Э. Наследники Рабурдена. М.,1953.

50. Золя Э. Натурализм в театре // Полное собрание сочинений. Т.45. Киев, 1903.

51. Золя Э. Рассказы. М., 2005.

52. Золя Э. Романисты-натуралисты // Полное собрание сочинений. Т.46. Киев, 1904.

53. Золя Э. Страница любви // Собрание сочинений в 26 томах. Т.7.М., 1963. С. 7-338.

54. Золя Э. Теоретические работы // Собрание сочинений в 26 томах. Т.24.М, 1966.

55. Золя Э. Теоретические работы // Собрание сочинений в 26 томах. Т.25.М., 1966.

56. Золя Э. Теоретические работы // Собрание сочинений в 26 томах. Т. 26. М., 1966.

57. Золя Э. Тереза Ракен // Собрание сочинений в 26 томах. Т.1. М., 1960. С. 381-598.

58. Золя Э. Тереза Ракен. М„ 1903.

59. Золя Э. Человек-зверь. М., 2005.

60. Золя Э. Что я ненавижу // Полное собрание сочинений. Т. 44. Киев, 1903.

61. Итальянские новеллы (1860-1914 годы). M.-JI., 1960.

62. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Кн.2. М., 2004.

63. Капитана Н. Г. Курбе. Очерк жизни и творчества. М., 1981.

64.Капуана JI. Жили были сказки. СПб., 1894.

65.Капуана JI. За счастьем. М., 1926.

66.Капуана JT. Маркиз Роккавердина. Л., 1987.

67. Каре А. История оркестровки. М., 1990.

68. Кин Ц. Италия конца XIX века: судьбы людей и теорий. М., 1978.

69.Кин Ц. Италия на рубеже веков. М., 1980.

70. Кин Ц. Итальянские светотени. М., 1975.

71. Кин Ц. Итальянский ребус. М., 1991.

72. Кириллина Л. Итальянская опера первой половины XX века. М., 1996.

73.Кирхенштейне А. Дж. Верга и литература Италии. Рига, 1965.

74. Ковалева И. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. М., 1984.

75.Козлов С. «Внедрить Германию во Францию»: Культурные предпосылки идеологии науки у Эрнеста Ренана // Новое литературное обозрение, 2010 № 104. С. 10-27

76. Коробова А. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Екатеринбург, 2007.

77.Костеневич А. Неведомые шедевры: французская живопись XIX-XX веков из частного собрания Германии. СПб., 1995.

78.Кракауэр 3. Оффенбах и Париж его времени. М., 2000.

79. Лазарев В. Братья Ленэн. Л.-М., 1936.

80. Лаку-Лабарт Ф. Música Ficta. Фигуры Вагнера. СПб., 1999.

81. Левашёва О. Пуччини и его современники. М., 1980.

82. Логинова В. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В.Ребиков, Н.Черепнин, А.Станчинский). Автореферат дисс. на соиск. ... канд. искусств. М., 2002.

83.Маргольм Л. Книга о женщине. Киев, 1895.

84.Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь или как возник «Весь Париж», 1815-1848. М., 1998.

85.Маццини Дж. Эстетика и критика. М., 1976.

86. Медяков А. Национализм и международный конфликт в XIX веке // Проблемы американистики: Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории. Вып. 11. М., 2001. С. 41-57.

87.Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

88.Мелетинский Е. О литературных архетипах. М., 1994.

89.Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

90. Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века. М., 1986.

91. Мизиано К. Итальянское рабочее движение на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 1976.

92.Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996.

93.Миттеран А. Генетический метатекст в «набросках» Эмиля Золя // Генетическая критика во Франции. М., 1999. С. 238-254.

94. Михайлов А. Языки культуры. М., 1997.

95.Молодцова М. Комедия дель арте. Л., 1990.

96. Мопассан Г. де. Предисловие к роману «Пьер и Жан» // Литературные манифесты французских реалистов / ред. М.К.Клеман. Л., 1935. С. 127-141.

97. Мопассан Г. де. Эволюция романа в XIX веке // Литературные манифесты французских реалистов / ред. М.К.Клеман. Л.,1935. С. 142-148.

98.Моэм С. Подводя итоги // Собрание сочинений. Т. V. М., 1994. С. 263-446.

99.Моэм С. Театр. М., 2003.

100. Музыкальная эстетика Франции XIX века / ред. М.Бронфин. М., 1974.

101. Мюрже А. Богема. Сцены из жизни художников и артистов. М., 1911.

102. Мюссе А. Мими Пенсон. Рассказ. М., 1954.

103. Мюссе А. Намуна. М., 1884.

104. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000.

105. Нерваль Ж. Избранное. Стихи. О театре и литературе. Театральная хроника. М., 1984.

106. Обломиевский Д. Французский символизм. М., 1973.

107. Оголевец А. Вокальная драматургия Мусоргского. М., 1966.

108. Париж изменчивый и вечный: сборник произведений / сост. В. Балахонов, Н. Полторацкая. Л., 1990.

109. Погадаева С. Архитектура сцены и режиссерские искания в немецком театре середины XIX века: автореферат дисс. на соиск.... канд. искусств. М., 1988.

110. Полякова Е. Станиславский. М., 1977.

111. Потапова 3. Итальянский роман сегодня. М., 1977.

112. Потапова 3. Русско-итальянские литературные связи. Вторая половина XIX века. М., 1973.

113. Прайсман Л. Дело Дрейфуса. Иерусалим, 1987.

114. Проблемы итальянистики. Вып. 2: литература и культура. М., 2006.

115. Проблемы литературного развития Италии второй половины

XIX - начала XX века. М., 1982.

116. Прудон Ж. Искусство, его основание и общественное назначение. СПб., 1865.

117. Пушкин А. Поэма «Цыганы». М., 1999.

118. Райский П. Э. Дузе. СПб., 1891.

119. Раку М. «Авторское слово» в оперной драматургии. Дисс. на соиск. ... канд. искусств. М., 1993.

120. Реизов Б. Из истории европейских литератур. Л., 1970.

121. Реизов Б. Французский роман XIX века. Изд. 2. М., 1977.

122. Рикер П. Время и рассказ. T.I. М.-СПб., 1998.

123. Синьорелли О. Э. Дузе. М., 1975.

124. Соколова Т. Июльская революция и французская литература (1830-1831 годы). Л., 1973.

125. Сокольская А. Оперный текст как феномен интерпретации. Дисс. на соиск. ... канд. искусств. Казань, 2004.

126. Статьи и рецензии композиторов Франции конца XIX - начала

XX веков / сост. А. Бушен, 1972.

127. Стендаль. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Расин и Шекспир. Статьи критические и публицистические. Т. IX. Л., 1938. С. 316-318.

128. Стрелер Дж. Театр для людей: мысли записанные, высказанные и осуществленные. М., 1984.

129. Стриндберг А. Графиня Юлия (с предисловием автора). М., б.г.

130. Тараканов М. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации. М., 2002.

131. Толмачев В. Где искать XIX век // Зарубежная литература второго тысячелетия, http://www.hi-edu.ru/e-

books/xbook047/01/index.html7part-008.htm Дата доступа: 25.02.2012.

132. Тольятти П. Развитие и кризис итальянской мысли в XIX веке // Вопросы философии. 1955 №5.

133. Топуридзе Е. Э. Дузе. Очерк жизни и творчества. М., 1960.

134. Торадзе Г. Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы». М., 1960.

135. Труайя А. Эмиль Золя. М., 2005.

136. Тэн И. Лекции об искусстве (философия искусства). М.,1916.

137. Тэн И. Лекции об искусстве, читанные в Парижской школе изящных искусств в 1865 году. СПб., 1866.

138. Тэн И. Наполеон Б. М., 1888.

139. Тэн И. Происхождение современной Франции. T.V. СПб., 1907.

140. Тэн И. Философия искусства и об идеале в искусстве. Воронеж, 1869.

141. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб., 1896.

142. Универсальная синхронистическая таблица. История, философия, наука, искусство, литература: факты, имена, даты / сост. В. Максимов. М., 2004.

143. Федотова Е. Флорентийская школа маккяйоли. М., 2006.

144. Филиппов А. От «Тристана» к «Парсифалю» (к проблеме «Вагнер и немецкий романтизм») // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 101. М., 1988. С. 109-130.

145. Флобер Г. Мадам Бовари. М., 1993.

146. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи. Т. 2. М., 1984.

147. Французский символизм. Драматургия и театр: пьесы, статьи, воспоминания, письма / сост. В. Максимов. СПб., 2000.

148. Фриче В. Итальянская литература XIX века. Ч. 1. Литература эпохи объединенной Италии. М., 1916.

149. Харлап М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сборник статей. М., 1978. С. 48-104.

150. Хроника мировой культуры / сост. С. Стахорский. М., 2001.

151. Чавчанидзе Д. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и её разрушение. М., 1997.

152. Шанфлери. Из книги «Реализм» // Литературные манифесты французских реалистов / ред. М. Клеман. Л., 1935. С. 67-88.

153. Шоу Б. Пигмалион. М., 1966.

154. Яворская Н. Из истории советского искусствознания: о французском искусстве XIX-XX веков. М., 1987.

155. Якимович Т. Французский реалистический очерк (1830-1848). М., 1963.

156. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

157. Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993.

158. Ярославцева Л. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков. М., 2004.

159. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.

160. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. М., 1971.

161. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 2. М., 1978.

162. Яусс Р.Х. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение, 1995 № 12. С. 34-84.

163. Alexander A. Giovanni Verga. A great writer and his world. London, 1972.

164. D'Amico T. Francesco Cilèa. Milano, 1960.

165. Anselmi A. Pietro Mascagni. Milano, 1958.

166. Arnesen I.J. The Romantic World of Puccini. A New Critical Appraisal of the Operas. USA, 2009.

167. Arrighi P. La poésie vériste en Italie. Paris, 1937.

168. Arrighi P. Le vérisme dans la prose narrative italienne. Paris, 1937.

169. L'avant-scène opera, 1983 №50.

170. L'avant-scène opera, 1989X2121.

171. Backes J.L. Musique et literature. Essai de poétique comparée. Paris, 1994.

172. Baguley D. Le Naturalisme et ses genres. Paris, 1995.

173. Baguley D. Naturalist Fiction: the entropie vision. Cambridge, 1990.

174. Baker D.J. Blame it on Paris // Opera News, 1999. Vol. 64 №3. P. 34-39.

209

175. Baker D.J. Passé Composé // Opera News, 1996. Vol. 61 №3. P. 22-25.

176. Barini G. Isabeau di Pietro Mascagni // Nuova antologia №161, 1912. P. 550-557.

177. Basini L. Masks, Minuets and Murder: Images of Italy in Leoncavallo's Pagliacci // Journal of the Royal Musical Association, 2008. Vol. 133, part l.P. 32-68.

178. Boime A. Art in an age of civil struggle, 1848-1871. V. 4. Chicago, 2007.

179. Boselli S. The Intertextual Short Play: An Example Using Verga's Cavaleria Rusticana and Capuana's II Piccolo Archivio // MLN, 2011. V. 126 № l.P. 47-73.

180. Burton D. The Real Scarpia: Historical Sources for Tosca // Opera Quarterly, 1993/1994. Vol. 10 №2. P. 67-86.

181. Becker C. Lire le Réalisme et le Naturalisme. Paris, 1992.

182. Bologne J.C. Histoire des cafés et des cafetiers. Paris, 1993.

183. Bruneau A. Un compositeur au cœur de la bataille naturaliste. Lettres à Étienne Destranges (Paris-Nantes, 1891-1915) / Présentées et annotées par Jean-Christophe Branger. Paris, 2003.

184. Bruneau A. Musiques d'hier et de demain. Paris, 1900.

185. Bruneau A. Musiques de Russe et musicians de France. Paris, 1903.

186. The Cambridge History of Nineteenth Century Music / ed. by J. Samson. Cambridge University, 2001.

187. Capuana L. Teatro dialettale siciliano. Catania, 1974.

188. Cellamare D. Umberto Giordano. La vita e le opere. Milano, 1949.

189. Céard H. Lettres inédites à Émile Zola. Paris, 1958.

190. Champhleury. L'art pour le people: Exposition / Cataloge étab. et réd. par Luce Abélès. Paris, 1990.

191. Cogny P. Le naturalisme. Paris, 1963.

192. Cohen-Shalev A. Sailing on seas of uncertainties: late style and Puccini's struggle for self-renewal // International Journal of Ageing and Later Life, 2008. Vol.3 №l.P.77-95.

193. Dahlhaus C. Musikalisher Realismus: Zur Musikgeschichte des 19 Jahrhunderts. München, 1982.

194. Dahlhaus C. The Nineteenth-Century Music. USA, 1989.

195. Dahlhaus C. Zur Dramaturgie der Literaturoper // vom Musikdrama zur Literaturoper. München - Salzburg, 1983.

196. Davis A. II Trittico, Turandot, and Puccini's Late Style. USA, 2010.

197. Dictionnaire de la musique en France au XIX siècle. Paris, 2003.

198. D'Indy V. R.Wagner et son influence sur l'art musical français. Paris,

1930.

199. Debenedetti G. Verga e il naturalismo. Milano, 1978.

200. Deffoux L. Le Naturalisme. Paris, 1929.

201. Dryden K. Leoncavallo. Life and works. USA, 2007.

202. Dumesnil R. Histoire illustrée du théâtre lyrique. Paris, 1953.

203. Dumesnil R. L'Époque réaliste et naturaliste. Paris, 1945.

204. Dumesnil R. La musique conteporaine en France. T.II. Paris, 1949.

205. Dumesnil R. Le réalisme et le naturalisme. Paris, 1965.

206. Dumesnil R., Combarieu J. Histoire de la musique au debut du XX-e siecle. T.III. Paris, 1955.

207. Fabbri P. Metrik und Form // Geschichte der italienischen Oper. Laaber, 1992.

208. Fulcher J.F. Charpentier's Operatic "Roman Musical" as Read in the Wake of the Dreyfus Affair // XIXth Century Music,1995. Vol. 16 №2. P. 161-180.

209. Gasparov B. Eugene Onegin in the Age of Realism // Five Operas and a Symphony. Word and misic in Russian culture. London, 2005.

210. Geck M. Zwischen Romantiic und Restauration. Musik im RealismusDiskurs 1848-1871. Kassel-Stuttgart-Weimar, 2001.

211. Gerald A. Slavonic and romantic music. London, 1968.

212. Gerhard A. Die Verstadterund der Oper: Paris und das Musiktheater des 19 Jahrhundert. Stuttgart, 1992.

213. Gerlach R. Musik und Sprache in Wagners Schrift Oper und Drama. Intention und musikalisches Denken // Richard Wagner - Werk und Wirkung. Regensburg, 1971. S. 9-39.

214. Giger A. Verismo: Origin, Corruption, and Redemption of an Operatic Term // Journal of the American Musicological Society, 2007 №60. P. 271-316.

215. Gossett Ph. Divas and Scholars: performing Italian opera. Chicago, 2006.

216. Greenwald H.M. Verdi's patriarch and Puccini's Matriarch: "Through the Looking-Glass and What Puccini Found There" // XIXth Century music, 1994. Vol. 17 №3. P. 220-236.

217. Guieu J.-M. Alfred Bruneau and Emile Zola. Naturalisme on the Lyric Stage // Opera Quaterly. Vol. 10 №2. London, 1993/1994. P. 57-66.

218. Gurlich R. Exotismus in der Oper. Salzburg, 1993.

219. Hanslick E. Fünf Jahre Musik [1891-1895]. Berlin, 1896.

220. Hanslick E. Die modern Oper. Kritiken und Studien. Berlin, 1892.

221. Hill C.L. The Travels of Naturalism and the Challenges of a World Literary History // Literary Compass, 2009. Vol. 6 №6.

222. Hiller J. Verismo Through the Genres, or "Cavalerie Rusticane " - The Delicate Question of Innovation in the Operatic Adaptations Giovanni Verga's Story and Drama by Pietro Mascagni (1890) and Domenico Monleone (1907) // Carte Italiane, 2009. Vol. 5. P. 109-132.

223. Himonet A. Louise de G.Charpentier. Étude historique et critique. Paris, 1922.

224. Huebner St. Between Anarchism and the Box Office: Gustave Charpentier's Louise II XIXth Century music, 1995. Vol. 19 №2. P. 136160.

225. Innaurato A. Tempo di Mascagni. Opera News, 2000. Vol. 64 №7. P. 2730.

226. Kelkel M. Naturalisme, vérisme et réalisme dans l'opéra. Paris, 1984.

227. Kestner J. Japonisme of dreams // Opera News, 1995. Vol. 59 №8. P. 911,42, 43.

228. Klein J.W. Pietro Mascagni and Giovanni Verga // Music and Letters, 1963. Vol. 44 №4. P. 350-357.

229. Klein W. Mascagni and his operas // Opera, 1955 №6. P. 623-631.

230. Klein W. Realismus in Frankreich nach 1848. Berlin, 1989.

231. Krause E. Puccini. Leipzig, 1985.

232. Liao Ping-hui. Hope, recollection, repetition: Turandot Revisited // The Musical Quaterly, 1993 №1. P. 67-80.

233. Lindenberger H. Situating Opera: Period, Genre, Reception. Cambridge, 2010.

234. Le livret d'opéra au temps de Massenet: Publications de l'Université de Saint-Étienne, 2002.

235. L'opéra / sous la direction de Pierre Brunei et Stéphane Wolf. Bordas,

1980.

236. Loriggio F. Le réalisme comme antropologie du réel // Roman, réalites, réalisme. Paris, 1989. P. 41-55.

237. Lovino R. Mascagni e D'Annunzio. Parisina // Rassegna Musicale Curci, 1988. A. 41 №2. P. 19-23.

238. Luperihi R. Verga e le strutturenarrative del realismo. Padova, 1976.

239. Lyonnet H. Le théâtre en Italie. Paris, 1900.

240. Madrignani C. Capuana e il naturalismo. Bari, 1970.

241. Mallach A. Mascagni and his operas. USA, 2002.

242. Marchese G. Capuana - poeta delle vita. Palermo, 1964.

243. Marco G.A. Opera. A research and information guide. 2nd Edition. N.Y., 2001.

244. Martino P. Le Naturalisme français (1870-1895). Paris, 1951.

245. Marzot G. Preverismo, Verga e la generazione Verghiana. Bologna, 1965.

246. Mele A. II realismo dopo Verga. Napoli, 1961.

247. Le Naturalisme sur la scène lyrique: Publications de l'Université de Saint-Étienne, 2004.

248. L'opéra italiana in musica. Milano, 1965.

249. Opera and Society in Italy and France from Monteverdi to Bourdieu / ed. by V. Johnson, J.F. Fulcher, Th. Ertman. Cambridge, 2007.

250. Orr J. Tragic realism and modem society studies in the sociology of the modern novel. London, 1977.

251. Osborne Ch. Verdi. A life in the theatre. London, 1987.

252. Pagès A. Le naturalisme. Paris, 1989.

253. Petrey S. Realism and revolution Balzac, Stendhal, Zola at the performance of history. London, 1988.

254. Philips-Matz J.M. Friends and rivals // Opera News, 2000. Vol. 64 №7. P. 15-17.

255. Poole M.E. Gustave Charpentier and the Conservatoire Populaire de Mimi Pinson // XIXth Century music, 1997. Vol. 20 №3. P. 231-252.

256. Porcile F. La belle époque de la musique française 1871-1940. Paris, 1999.

257. Realism, naturalism and symbolism. Modes of thought and expression in Europe, 1848-1914 / ed. by P. Stromberg. New York, 1968.

258. Regt H. Representating the world by scientific theories the case for scientific realism. Tiburd, 1994.

259. Rosselli J. The opera industry in Italy from Cimarosa to Verdi: the role of the impresario. Cambridge University, 1984.

260. Rôhrl B. Kunsttheorie des Naturalismus und Realismus: hist. Entwicklung, Terminologie u. Definitionen. Hildesheim - Zurich - New York, 2003.

261. Russo L. Giovanni Verga. Bari, 1959.

262. The Salle le Peletier and French Grand Opera // Opera in context: essays on historical staging from the late Renaissance to the time of Puccini. Oregon, 1998.

263. Sansone M. Giordano's «Mala Vita»: a «verismo» opera too true to be good // Music and Letters, 1994. Vol. 75 №3. P. 381-400.

264. Sansone M. Verga and Mascagni: the critics' response to «Cavalleria Rusticana» // Music and Letters, 1990. Vol. 71 №2. P. 198-214.

265. Sansone M. The «verismo» of Ruggero Leoncavallo: a source study of «Pagliacci» // Music and Letters, 1989. Vol. 70 №3. P. 342-362.

266. Scalia S.F. Luigi Capuana and his times. N.Y., 1952.

267. Schwartz A. Rough Music: Tosca and Verismo Reconsidered // XlXth Century Music, 2008. Vol. 31 №3. P. 228-244.

268. Seigle S. Samurai's Daughter// Opera News, 1994. Vol. 58 №8. P. 9-13, 43.

269. SomareE. Signorini. Roma, 1931.

270. Steinberg M.P. The Politics and Aesthetics of Operatic Modernism // Journal of Interdisciplinary History, 2006. Vol. 36 №4. P. 629-648.

271. Stivender D. Mascagni: an autobiography. USA, 1988.

272. Ternois R. Zola et ses amis italiens. Documents inédites. Paris, 1967.

273. TissotE. Cavalleria Rusticana // Nouvelle revue, 1891. Vol. 73 №2. P. 368-377.

274. Tonelli L. L'Evoluzione del teatro contemporáneo in Italia. Milano, s.a.

275. Topin M. Romanciers contemporains. Paris, 1878.

276. Traversa V.P. Luigi Capuana, critic and novelist. Paris, 1968.

277. Uthmann J. There Goes the Neighborhood // Opera News, 2003. Vol. 67 №9. P. 21-25.

278. Verga Giovanni. Lettere a Luigi Capuana. Firenze, 1975.

279. Wilson A. Defining Italiannes: The Opera That Made Puccini // The Opera Quarterly, 2008. V. 24 №1-2.

280. Wilson A. The Puccini Problem: Opera, Nationalism, and Modernity. Cambridge, 2007.

281. WolffS. L'Opéra au Palais Gamier 1875-1962. Paris, 1962.

282. Zemer H. Romaticism and realism. The mythology of XIX century art. New York, 1984.

283. Zola É. Correspondance (1872-1902) // Les œuvres completes. Vol.49. Paris, 1929.

284. ZolaÉ. Thérèse Raquin. Paris, 1873.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.