Национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителя языка: на материале русского и арабского языков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Кечина, Элина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Кечина, Элина Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
1.1.Сознание, его культурная и языковая обусловленность
1.2.Языковое сознание как объект этнопсихолингвистических исследований
1.3. «Ценностные ориентации» в системе кросскультурных исследований
национально-культурной специфики языкового сознания
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1. Ассоциативный эксперимент как средство фиксации особенностей функционирования языкового сознания и способ выявления национально-культурной специфики ценностных ориентаций
2.2.Метод построения «семантического гештальта» как способ интерпретации результатов ассоциативного эксперимента
2.3. Процедура проведения ассоциативного эксперимента
2.4. Мотивация выбора слов-стимулов для выявления национально-культурной специфики ценностных ориентаций в языковом сознании
носителей русской и арабской культур
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОЙ И АРАБСКОЙ КУЛЬТУР
3.1.Сравнительный анализ ассоциативного поля стимула «Человек»
3.2.Сравнительный анализ семантического поля «Дом—Семья»
3.3.Сравнительный анализ ассоциативного поля стимула «Родина»
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Образ профессии в языковом сознании носителя языка (на материале китайского и русского языков)2021 год, кандидат наук Цзя Шуюе
Этнокультурный и гендерный аспекты репрезентации бинарной оппозиции мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и английского языков2016 год, кандидат наук Покоякова, Карина Александровна
Отражение содержания общечеловеческой ценности "безопасность" в языковом сознании носителей русской культуры2014 год, кандидат наук Выговская, Дарья Геннадьевна
Содержание моральных ценностей в языковой картине мира: на материале китайского и русского языков2017 год, кандидат наук Чжу Жуйшуан
Семантическое поле "профессия" в картине мира носителя языка: на материале русского и английского языков2008 год, кандидат филологических наук Чеканова, Светлана Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителя языка: на материале русского и арабского языков»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в центре внимания многочисленных этнопсихолингвистических исследований находится изучение национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных культур. Повышение интереса к национальным особенностям языкового сознания объясняется происходящими социокультурными процессами, связанными с интенсивным ростом международных контактов, с одной стороны, и использованием языка как эффективного средства установления этнокультурных особенностей - с другой.
Особенно важным для возможности установления диалога национальных культур и позитивных межнациональных отношений является изучение системы культурных ценностей, являющейся важнейшим компонентом структуры образа мира, обеспечивающей целостность и устойчивость сознания.
Кроме того, недостаточность кросскультурных исследований в области национально-культурной специфики языкового сознания представителей русской и арабской культур, в частности в сфере их ценностных ориентаций, в то время, когда возрастает частота и меняется характер сотрудничества между Россией и арабскими странами, определяет выбор и актуальность темы диссертационного исследования.
Объектом исследования является языковое сознание носителей русской и арабской культур.
Предмет исследования: национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителей русской и арабской культур.
Цель исследования: выявление национально-культурной специфики ценностных ориентаций в языковом сознании носителей русской и арабской культур на основе сравнительного анализа содержания образов «Человек», «Дом», «Семья» и «Родина».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) провести теоретический анализ работ по теме исследования;
2) сформировать методологию исследования;
3) составить список слов-стимулов для проведения свободного ассоциативного эксперимента с регистрацией первого ответа;
4) провести статистическую обработку данных свободного ассоциативного эксперимента;
5) проанализировать структуру ассоциативных полей эквивалентных слов-стимулов «Человек», «Родина» и слов-стимулов, входящих в семантическое поле «Дом-Семья»: дом, семья, бабушка, дочь, жена, мать, брат, дядя, муж, с помощью метода семантического гештальта;
6) описать содержание ассоциативных полей, полученных на слова-стимулы «Человек», «Родина», а также на слова-стимулы, входящие в семантическое поле «Дом-Семья»: дом, семья, бабушка, дочь, жена, мать, брат, дядя, муж;
7) на основе сопоставительного анализа образов языкового сознания выявить национально-культурную специфику ценностных ориентаций в языковом сознании носителей русской и арабской культур.
Методологической и теоретической базой диссертации являются основные положения культурно-исторического и деятельностного подходов к изучению сознания (JI.C. Выготский, C.J1. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко и др.);
концепция о структуре сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко), концепции образа мира (А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева,
С.Д. Смирнов, В.П. Серкин, и др.), концепция культуры (C.B. Лурье), концепция языкового сознания (Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева), труды специалистов по психолингвистике и этнопсихолингвистике
(Н.В. Уфимцева, А.А Залевская, Т.Н. Ушакова и др.), этнопсихологии (E.H. Резников, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко), социологии культуры (Ю.В. Ирхин), межкультурной коммуникации (Д-Б. Гудков, Т.Г. Грушевицкая, O.A. Леонтович), основные подходы к изучению
ценностей (Д.А. Леонтьев, В. Франкл, И.А. Беляев, В.П. Тугаринов, Н.Ф. Наумова, В.Ф. Сержантов, И.В. Клименко, А.Г. Здравомыслов, В.Л. Абушенко, В.П. Синячкин и др.).
Одним из важнейших качеств человека является его способность отражения объективной реальности, приводящая к формированию в его сознании многомерного образа мира. Как основополагающий компонент культуры этноса [Лурье 1997] образ мира индивидуален для каждой культуры, что обусловлено опосредованностью сознания субъекта системой значений, которые он усваивает в процессе культурного социогенеза.
Эффективным средством выявления особенностей образа мира является изучение национально-культурной специфики языкового сознания носителей определённой культуры, которое в рамках концепции Московской психолингвистической школы рассматривается как опосредованный языком образ мира, представляющий собой «совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [Тарасов 1996: 7].
Исследование национально-культурной специфики речевого поведения и языкового сознания носителей той или иной культуры и признание того, что главной причиной непонимания при межкультурном общении является различие национальных (этнических) сознаний коммуникантов, привели к формированию представлений о межкультурной онтологии анализа национальных (этнических) сознаний, в соответствии с которым образы сознания одной национальной культуры сопоставляются с образами сознания другой культуры [Тарасов 1996].
Образ языкового сознания признаётся единицей анализа национально-культурной специфики языкового сознания, а одним из способов овнешнения языкового сознания является ассоциативный эксперимент. Полученные в результате эксперимента ассоциативные поля эквивалентных слов-стимулов служат базой для анализа содержания образов языкового сознания и рассматриваются в качестве «фрагмента вербальной памяти человека <...>
и образа мира, отражённого в сознании «среднего» носителя той или иной культуры» [Уфимцева 1996: 139].
Сравнительный анализ образов сознания своей и чужой этнической культур позволяет исследовать национально-культурную специфику языкового сознания и устанавливать соответствия и различия между образами мира [Тарасов 2000], что особенно важно для оптимизации межкультурного общения.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые:
• проведён сравнительный анализ национально-культурной специфики языкового сознания носителей русской и арабской культур на основе их ценностных ориентаций
• введены в научный обиход материалы ассоциативного эксперимента с носителями арабской культуры;
• проанализированы особенности ценностных ориентаций носителей арабского языка и их отличие от ценностных ориентаций носителей русского языка.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты вносят определенный вклад в представления о структуре языкового сознания и о роли в нем ценностных ориентаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы:
• в дальнейших кросс-культурных и междисциплинарных исследованиях национальных особенностей сознания;
• в спецкурсах по межкультурной коммуникации;
• в практике преподавания русского языка как иностранного носителям арабского языка;
• для составления ассоциативного словаря.
В качестве методов исследования использовались: метод свободного ассоциативного эксперимента; метод статистического анализа; метод
б
построения семантического гештальта Ю.Н. Караулова; метод сопоставительного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование метода семантического гештальта продуктивно для решения одной из психолингвистических проблем классификации реакций и интерпретации результатов ассоциативного эксперимента, направленного на выявление национально-культурной специфики ценностных ориентаций носителей различных культур.
2. Ценностные ориентации в языковом сознании носителя языка обусловлены традициями национальной культуры, спецификой образа мира как её структурного компонента и религиозным контекстом мировосприятия.
3. Человек в системе ценностных ориентаций носителей русской культуры имеет высокий статус и значимость, в то время как для представителей арабской культуры особенности восприятия образа человека в значительной степени детерминированы традициями исламской культуры.
4. Для представителей сравниваемых культур высокий аксиологический статус имеют дом и семья, воспринимаемые как общечеловеческие ценности, концентрирующие основу семейного единства и порядка. Для носителей русской культуры значимыми составляющими атмосферы дома и семьи являются прежде всего тепло, затем безопасность и комфорт; арабские респонденты в качестве необходимых условий своего существования выделяют одну из базовых ценностей человека -стабильность, затем безопасность и тепло.
5. Дом и семья определяют специфику внутрисемейных, межличностных отношений. Для носителей русского языка значимым является характер межличностных отношений, основанный на «близости по духу», дружбе и заботе, в то время как для арабов к приоритетным основам семейного единства относятся солидарность, дружба и уважение.
6. Общечеловеческие ценности «Семья» и «Родина» содержат ряд характерных признаков, на основании которых носители арабской культуры
идентифицируют себя как членов одного рода (семьи) и определяют свою национальную принадлежность.
Материалом для данного исследования служат данные, полученные в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента методом письменного опроса (анкетирования) на базе списка, включающего в себя 112 слов-стимулов, используемых отделом психолингвистики Института языкознания РАН для проведения массовых ассоциативных экспериментов с носителями различных культур. Из стандартного списка анкеты в соответствии с целью исследования нами были отобраны и проанализированы ассоциаты на слова-стимулы «Человек», «Родина», а также на слова-стимулы, входящие в семантическое поле «Дом-Семья»: дом, семья, бабушка, дочь, жена, мать, брат, дядя, муж.
Ассоциативный эксперимент проводился в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова в 2007-2008 гг. В эксперименте принимали участие 355 студентов различных специальностей (лечебного, фармацевтического, стоматологического факультетов): 150 (75 девушек и 75 юношей) испытуемых-носителей русской культуры и 205 (85 девушек и 120 юношей) испытуемых-носителей арабской культуры в возрасте 17-23 лет. По результатам свободного ассоциативного эксперимента нами было получено и обработано 16800 реакций русских и 22960 реакций арабских респондентов. Далее из списка в соответствии с целью исследования нами были отобраны и проанализированы ассоциаты на слова-стимулы, выбранные в качестве объекта анализа: 1636 реакций русских респондентов и 2245 реакций арабских респондентов.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались:
• на заседаниях сектора психолингвистики Института языкознания РАН (2009-2012гг.);
• на заседаниях кафедры латинского языка и русского языка Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова (2009-2012гг.);
• на межрегиональной научно-практической конференции «Языковая личность и социокультурное сообщество», Рязань, май 2007г., Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова;
• на III Международной научной конференции студентов и молодых учёных «Актуальные вопросы гуманитарных наук глазами студентов», 23-24 апреля 2008г., Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;
• на VII ежегодной международной конференции «Языки в современном мире», Арзамас, 27мая-30мая 2008г.;
• на XVI симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации «Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы», Москва, 15-17 июня 2009 г.;
• на международной научно-практической конференции «Исследование и развитие личности в современных условиях», Рязань, 18-19 ноября 2010г.;
• на международной научной конференции «Жизнь языка в культуре и социуме-2», Москва, 27-28 мая 2011г.;
• на III учебно-методической конференции «Учебные и организационно-методические аспекты обучения иностранных студентов», 27 января 2012г., Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова.
Валидность и обоснованность сделанных выводов обеспечиваются изучением теоретического материала по данной проблематике с привлечением сведений из смежных гуманитарных дисциплин, достаточным числом испытуемых (355 человек: 150 русских и 205 арабских респондентов), необходимым объёмом эмпирического материала (3881 ассоциативная реакция), а также применением адекватных исследуемому материалу и задачам работы методов.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (230 наименований) и 4 приложений. Объём диссертации составляет 195 страниц.
По теме диссертации опубликовано 12 работ, три из которых - в изданиях из списка ВАК.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ
ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ 1.1.Сознание, его культурная и языковая обусловленность
Ad cogitantum et agentum homo natus est Человек рождён для мысли и действия
Обращение к проблеме человека является ведущей тенденцией современного социально-гуманитарного знания. С понятием «человек» связан широкий круг мировоззренческих вопросов: сущность и происхождение человека, его уникальность и специфика, степень свободы и смысл жизни, его назначение и место в мире. Существо многомерное и универсальное, человек как единая и целостная система «резюмирует всё, что мы познаём» [Тейяр де Шарден 2002: 396] и занимает «центральное» положение в той системе координат, в которую вписан окружающий мир [Золотова 2009: 35].Умножая собой мир и создавая в нём бесчисленное число «микрокосмов», человек не перестаёт быть его содержимым, а именно частью, которая, безусловно, самостоятельна и активна [Ярославцева 2007].
Центральное место в философии, антропологии, психологии, социологии и ряде других наук занимает анализ характера взаимоотношений человека с окружающим миром, которые
осуществляются благодаря наличию феноменов психики и сознания.
Понятие «сознание» имеет междисциплинарное значение и является ключевым для всех антропоориентированных наук, при этом каждая из них демонстрирует определённую специфику в самом подходе к его определению в силу сложности и многомерности изучаемого объекта.
С философской точки зрения, сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи - мозга, заключающееся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, опосредованном знаковой
формой, в процессе которого формируется субъективный образ объективного мира....» [Философская энциклопедия 1970: 43-48].
Способность человека осуществлять восприятие и отражать своими состояниями существующую независимо от него действительность признаётся основной функцией сознания и предполагает отделение человеком себя от окружающего мира и соотнесение себя с тем, что является по отношению к нему не только объективным, но и иным [Леонтьев: 1972; Рубинштейн: 1997]. При этом способность активного отражения окружающей действительности - «наличного бытия природных и социальных явлений» [Брудный 1972: 7] - является не пассивным процессом, а деятельностью, которая рассматривается как базисная, центральная, образующая материи жизненного мира и составляющая единицу жизни [Леонтьев 2001]. Диалектическое единство человека с окружающим миром на основе деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, П.А. Флоренский,
B.Е. Василюк, А.Г. Асмолов и др.) может быть практическим, то есть реализоваться в виде непосредственной предметной деятельности, а может быть теоретическим, реализуясь в виде деятельности познавательной. Следует отметить, что основной характеристикой деятельности является её предметность: деятельность управляется вначале самим предметом, затем его образом — как продуктом психического отражения свойств предмета.
А.Н. Леонтьев подчёркивал, что «субъект вне его деятельности по отношению к действительности, к его «среде», есть такая же абстракция, как и среда вне отношения её к субъекту» [Леонтьев 1998: 112].
C.Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что мир включает в себя субъекта именно как «активного деятеля». По выражению М.М. Бахтина, «бытие человека в мире деятельностно по определению» [Бахтин 1979: 367].
Концепция о единстве сознания и деятельности, разработанная в
рамках деятельностного подхода, занимает центральное место
(С.Л. Выготский; С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев) в отечественной
12
психологической науке и содержит в себе идею об основополагающем значении предметной деятельности в развитии сознания человека.
Сознание, как продукт развития материи и жизни, возникло в ходе исторического развития в результате перехода к специфически человеческому образу жизни - к жизни в обществе, к общественным отношениям [Леонтьев 1994]. Поэтому человек есть существо общественное, «социальное по своей природе, человеческое в человеке порождается его жизнью в условиях общества, в условиях созданной человечеством культуры» [Леонтьев 1961: 3]. Социальная обусловленность сознания является одной из ключевых идей, заложенных в культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Социальная ситуация и опыт социального взаимодействия выступают необходимыми условиями формирования и развития сознания, поскольку индивидуальное сознание формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным, как психологический механизм включения индивидуального бытия в жизнь общества и общественного бытия в жизнь индивида, и в своей внешней, экстериоризированной форме «выступает как социальный опыт и как человеческая культура» [Петренко 1988: 6].
Говоря о культурной обусловленности сознания, В.П. Зинченко указывает, что исходной предпосылкой конструирования сознания должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании (Зинченко 1991, 18). Тот или иной тип культуры представляет собой сознание, почти полностью редуцированное к подсознанию. По мнению В.П.Зинченко, такие представления являются не только фактом культуры, но и фактом ее развития.
Таким образом, с позиции деятельностного подхода, разработанного в отечественной психологии, индивидуальное сознание как форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято исключительно как продукт общественных отношений, в которые включён
индивид и неотъемлемым элементом которых является его предметная деятельность.
Сознание представляет собой сложнейшую реальность, имеющую как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. В современной науке существует представление о сознании как о двухслойном явлении, представляющем собой единство двух слоёв: бытийного (или бытийно-деятельностного) и рефлексивного. Идеи о структуре сознания высказывались ранее И.П. Павловым, JI.C. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Н.И. Жинкиным, И.Н. Гореловым, а в течение последних лет глубоко разрабатывались В.П. Зинченко. Первичным в фило- и онтогенезе является бытийный слой, на его основе позже формируется слой рефлексивный.
А.Н. Леонтьев выделил три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. В.П. Зинченко указал на наличие в структуре сознания биодинамической ткани движения и действия. Биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа образуют бытийный слой. Значение и смысл конституируют слой рефлексивный.
Процесс формирования сознания начинается с бытийного слоя, точнее, с биодинамической ткани движения и действия и чувственной ткани образа (А.Н. Леонтьев) до возникновения вербального значения [Уфимцева 2008].
Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения и предметного действия, понимаемых, по H.A. Бернштейну (1988), как функциональный орган индивида. С биодинамической тканью движения и действия соотно'сим мир производительной, предметно-практической деятельности [Зинченко 1991].
Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков
соотно'сим с чувственной тканью. В процессе функционирования
перцептивных систем человека осуществляется восприятие, в результате
которого возникает чувственная ткань, которую А.Н. Леонтьев (1983) выделил
14
как первую из образующих сознания. Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых он строится. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное поле и объект его деятельности» [Леонтьев 1983: 171-172].
Рефлексивный слой сознания включает в себя содержания, общие для всех носителей конкретной национальной культуры, и содержания, присущие только конкретному человеку, его опыт социализации и опыт деятельности с предметами и явлениями внешнего мира, результаты умственного обобщения своего разностороннего опыта. В теории деятельности А.Н. Леонтьева эти различные содержания называются психологическим значением и психологическим смыслом.
Со значением соотносится мир идей, понятий, житейских и научных знаний. Функция значений заключается в культурном структурировании чувственных образов сознания. С помощью значений чувственные образы приобретают качество означенности и, функционируя в системе индивидуального сознания, трансформируются в личностный смысл.
Со вторым структурным элементом рефлексивного слоя, смыслом, соотносится мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций, аффектов. «Если значение принадлежит культуре, в которой оно было сформулировано и передано каждому её носителю, то смысл - это всегда принадлежность конкретного индивида на основе присвоенного общественного значения (социального знания)» [Уфимцева 2009: 61].
Процесс познания рефлексивного слоя можно представить как процесс рекурсивных переходов от означивания познанного к осмыслению означенного, а затем к означиванию осмысленного и т.д. [Тарасов 1997].
Именно в этом состоит, по мнению В.П. Зинченко, важнейшая функция сознания [Зинченко 1988].
При этом следует отметить, что компоненты сознания не являются независимыми, а образуют «интегральное сложносконструироеанное целое» [Стернин 2008: 99], поскольку имеют общий источник происхождения -действие. Слои сознания «как бы пронизывает онтологическая вертикаль», которая стоит на фундаменте действия. А действие - это не только элемент структуры деятельности, но и исходная единица анализа человеческой психики и сознания - клеточка, из которой, по мнению C.JI. Рубинштейна (1940), развивается вся психическая жизнь человека, и которая является «источником новообразований, возникающих в психике и сознании человека» [Велихов 1988: 22].
О взаимозависимости конституирующих единиц сознания свидетельствуют многочисленные нейролингвистические, психологические, психолингвистические и когнитивные исследования. Так, например, по мнению Н.И. Жинкина, интеллект и сенсорика являются комплементарными механизмами для приёма и обработки информации, поскольку «... наглядный, чувственный образ есть знание о действительности, сформированное на сенсорном материале. Без требования интеллекта нельзя выбрать из бесконечного континуума ту информацию, которая необходима для знаний о вещах и путях поиска. Любое требование интеллекта осталось бы пустым без сенсорной информации» [Жинкин 1982: 128].
Как известно, существование любого человека в условиях
определённого социума невозможно без осуществления процесса
социализации, благодаря которому человек овладевает результатами
общественно познанной реальности - различными значениями, или
социальными знаниями, которые позволяют передавать социальный опыт от
субъекта к субъекту и присваивать его (поскольку, становясь идеальной
формой существования предметного мира, они приобретают
квазисамостоятельное существование и постоянно воспроизводятся в головах
16
конкретных индивидов, управляют внешней и внутренней деятельностью). Значение в отечественной психологии уже давно имеет статус психологической категории и является одним из основных понятий теоретического аппарата.
Теоретическая разработка проблемы значения представлена в работах Л.С. Выготского (1956, 1960), А.Н. Леонтьева (1959, 1964, 1970, 1975, 1994), А.Р. Лурии (1975, 1979), П.Я. Гальперина (1957, 1977), В.В. Давыдова (1966, 1968, 1972), A.A. Леонтьева (1974, 1975, 1976), O.K. Тихомирова (1969, 1977).
Согласно культурно-историческому подходу (Выготский: 1982; Леонтьев: 1975, 1981) значение определяется как присвоенное в процессе общения и совместной деятельности обобщенное отражение действительности, выработанное совокупным субъектом (человечеством) в процессе культурно-исторической практики и зафиксированное в форме понятий, знаний, образа действий, норм поведения и т.п. [Там же]. Сами значения неоднородны: они могут быть предметными, операциональными, не фиксируемыми словом («ручные понятия», «предметные обобщения», «практические концепты», «ситуативные значения» и т.п.) и собственно вербальными (концептуальными). Такова же и последовательность их формирования в онтогенезе [Уфимцева 2008].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Национально-культурная специфика языкового сознания хакасов, русских и англичан: На материале ядра языкового сознания2002 год, кандидат филологических наук Боргоякова, Аяна Павловна
Солнце и луна в языковом сознании носителей русской и китайской культур2023 год, кандидат наук Ван Чжицян
Специфика языкового сознания носителей русского языка разных поколений: на материале ядра языкового сознания2010 год, кандидат филологических наук Гарбар, Ирина Леонидовна
Национально-культурная специфика образа мира носителей сингальской культуры (на материале ассоциативного эксперимента)2024 год, кандидат наук Рев Васкадуве Сири Сарана Тхеро
Национально-культурная специфика оппозиции "свой-чужой" в языковом сознании русских и китайцев: на материале китайского и русского языков2017 год, кандидат наук Хуан Тяньдэ
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кечина, Элина Алексеевна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абульханова К.А., Александрова Н.Л., Воловикова М.И., Джидарьян И.А. Социальные представления и идеалы личности в период преобразования общества / К.А. Абульханова, Н.Л. Александрова, М.И. Воловикова, И.А. Джидарьян / Под ред. B.C. Стёпина. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 2007. - С.453-488.
2. Абушенко В.Л. Ценность // Всемирная энциклопедия: Философия. - М.:
ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 1200.
3. Авоян Р.Г. Значение в языке. Философский анализ. - М.: Высш. шк., 1985.
4. Алеференко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. - М., 2005.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 146. 6 Андреева Г.М. Психология социального знания. - М., 2005.
7. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х томах. Т.1. Лексическая
семантика. -М., 1995.
8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1980.-С.11-15.
9. Арутян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. - М.,
1998.
10. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -
Л.: Наука, 1983.-С.192.
11. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М.: Изд-
во иностранной литературы, 1955.
12. Балясникова О.В., Нистратов A.A., Ощепкова Е.С., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Образ России: проблемы исследования / Вопросы
психолингвистики, №8, 2008 - С.41-46.
13. Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета, № 2, 2004. - С. 9
- 13.
14. Белянин В.П. Психолингвистика. - М., 2004.
15. Бибикова О.П. Арабы. - М.,2008.
16. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М„ 1978. 17 Богучарский Е.М. Мусульманский этикет.- М., 2010.
18. Брудный A.A. Семантика языка и психология человека (о соотношении
языка, сознания и действительности). - Фрунзе, 1972.
19. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических
процессов-М., 1998.
20. Велихов ЕЛ. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е.П.Велихов, В.П. Зинченко, В.А.Лекторский // Вопросы философии. -
1988. -№11.
21. Вендина Т.Н. Введение в языкознание. - М., 2003.
22. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка.-М., 2002.
23. Верещагин Е.М. Об относительности мирской этической нормы / Е.М. Верещагин // Логический анализ языка: языки этики. - М.: Языки
русской культуры, 2000. - С.235-245.
24. Воркачёв С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык. Коммуникация и социальная среда: сб.науч.тр. -
Воронеж, гос. ун-т. - 2006. -Вып.4.
25. Воробьёв В.В. Лингвокультурология. М., 2008. - С. 142.
26. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. - М.,
1982.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.: в 6 т. - Т.2. - М.:
Педагогика, 1982-С.483.
28. Гачев Г. Национальные образы мира.- М., 1995 - С. 12.
29. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М., 2005.
30. Годинер Е. С. Роль системообразующих факторов языка в формировании языковой картины мира // Языковая картина мира: Материалы Всероссийской конференции. - Кемерово, 1995. - С. 2-5.
31. Голикова Т. А. Психолингвистическая концепция исследования этнического сознания. - М., 2005.
32. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. - М., 2001.
33. Гришенина Ю.А. Национальные особенности образа мира и их проявление в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов: автореф. Дисс. ...канд. психол. наук. -М., 2009.
34. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. - М., 2003.
35. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. -С. 102-109.
36. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М., 2003.-С.270
37. Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // Гумбольдт Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
38. Гуревич П.С. Философия человека. - М.: ИФРАН, 1999-2001.
39. Давыдов Ю.Н. Культура — природа — традиция / Традиция в истории культуры. - М., 1978.
40. Дмитриева Н.М. Духовно-нравственная лексика в языке сельской молодёжи / Н.М. Дмитриева // Русская речь. - М., 2005 - №5 - С.61-68.
41. Дмитрюк C.B. Этнокультурная специфика образа времени в языковом сознании русских, казахов и англичан: автореф. Дисс. ...канд. филол. наук.-М., 2001.
42. Добровольская Е.В. Концептуализация семьи в русской языковой картине мира: автореф. Дисс. ...канд. филол. наук. - Томск, 2005. - С.З- С.14.
43. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. - М., 1967. - С. 44-45.
44. Дубов И., Ослон А., Смирнов J1. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе / И. Дубов, А. Ослон, J1. Смирнов // Десять лет социологических наблюдений. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - С.543-580.
45. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Союз,
2001.
46. Железнова Ю.В. Лингвокогнитивное и лингвокультурное исследование концепта «Семья»: автореф. Дисс. ...канд. филол. наук. - Ижевск, 2009. -С.З.
47. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982.
48. Житникова М.К. Дом как базовое понятие народного мировидения: автореф. Дисс. ... канд. филол. наук. - Томск, 2006.
49. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.,1976. - С.254-277.
50. Журавлёв А.Л., Журавлёва H.A. Новые тенденции в ценностных ориентациях личности в изменяющемся российском обществе / А.Л. Журавлёв А.Л., H.A. Журавлёва // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. B.C. Степин. -М.: Наука, 2007.
51. Залевская A.A. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М. - Изд. 2-е, 2003.- С.256.
52. Залевская A.A. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике. Калинин, 1979.
53. Залевская A.A. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. - М., 2005.
54. Залевская A.A. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990.
182
55. Залевская A.A. Текст и его понимание. - Тверь: ТГУ, 2001. 177 с.
56. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.:
Педагогика, 1986.
57. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - С.222.
58. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / Вопросы психологии
- 1991, №2.
59. Зинченко В.П. Человек развивающийся. - М.,1994.
60. Золотова И.О. Человек-и-слово как интегративная часть жизненного мира // Вопросы психолингвистики.- М., №2(10), 2009. - С.34-41.
61. Иванов A.B. Запад - Россия - Восток; (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций) / A.B. Иванов.
- М.: Изд-во МГУ,1993- С.72.
62. Иванов В .В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие
семиотические системы (древний период). - М„ 1965. - С. 246.
63. Игнатова Е.М. Концепт «РОДИНА» в идеологическом дискурсе:
автореф. Дисс. ...канд. филол. наук. - М., 2008.
64. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.
65. Ильенков Э.В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и
формальной логике - М.,1962.
66. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
67. Ирхин Ю.В. Социология культуры. - М.: Экзамен, 2006. - С. 18, 430-441.
68. Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997. - С.90.
69. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. - М.: ИЯ РАН, 2000. - с.194-206.
70. Карчевский Л. Феномен организационного человека: автореф. Дисс. ...
докт. филос. наук. - М., 2005.
71. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.
72.
73.
74.
75,
76,
77,
78
79
80
81
82
83
84
85
Категории и концепты славянской культуры // Отв. ред. Софронова Л.А., Институт славяноведения PAIL - М., 2007.
Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения
к норме социального поведения на разных этапах социального развития
человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и
социальной активности личности. - М., 1992 - С.3-12.
Климов И.А. Патриотические основания современной российской
идентичности // Отечественные записки. - 2002, №4.
Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке- М.:
Наука, 1990.
Комплексный учебный словарь. Лексическая основа русского языка /
под. ред. В.В. Морковина. Аст- Астрель - Транзиткнига. М., 2004.
Кон И.С. Социализация. - БСЭ, 3-е издание, т.24., 1974. - С. 221.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: "Политиздат",
1984.
Конев В.А. Человек в мире культуры (человек, культура, образование): пособие по спецкурсу. - Самара: самарский университет, 1999. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2003.
Коромыслов В.В. Сущность человека и проблема всеобщего: автореф. Дисс. ...канд. филос. наук. - Пермь, 2007.
Котлярова В.В. Экзистенциальные ценности как эксплицирующий принцип социального бытия человека // Аналитика культурологии. -Выпуск 2 (14), 2009.
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003 -С.25.
Краткий психологический словарь - М., 1985. - С. 108. Крысько В.Г. Этническая психология,- М,. 2004.
86.
87.
88.
89.
90,
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
Кузьменкова Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев, россиян. - Издательский дом ГУ ВШЭ, М., -2005.
Ларина Т.В. Культурные ценности и их отражение в языке и коммуникации / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Лингвистика - 2007, №3.
Лебедева ILM. Базовые ценности русских на рубеже XXI // Психологический журнал - 2000, №3. - С.73-87.
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998. - С.157-158.
Леонтович О. Введение в межкультурную коммуникацию - М, 2007. Леонтович О. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. -М., 2005.
Леонтьев А.Н. Философия психологии. -М., 1994. - С.27. Леонтьев A.A. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // В сб.: Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.
Леонтьев A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). - М.: «Смысл», 2001.-С.392.
Леонтьев A.A. Национально-культурная специфика речевого поведения.-М.,1997.
Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. -М., 1999.
Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. - М., 2006.
Леонтьев А.Н. Человек и культура - М., 1961.
Леонтьев А.Н Проблемы развития психики. Изд.З-е, М., 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975 - С. 141,
С.304.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
102.
Леонтьев А.Н. Лекции но общей психологии. Издательство: М.: Смысл
2001.
ЮЗ. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит, стат. к книге
B. Франкл. Человек в поисках смысла. - М„ Прогресс, 1990. - С. 5-22.
104. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. -
C. 17.
105. Леонтьев Д.А. Психология смысла.- М., 2007.- С.173-174. 106 Лурье C.B. Историческая этнология. - М., 1997.
107'. Мамонтов A.C. Язык и культура: сопоставительный аспект изучения. -
М.-.ИЯРАН, 2000.
108 Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. - Ереван, 1978.
109 Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет - жизнь как проблема творчества // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Избранные
психологические труды. М. - Воронеж, 1996. 1Ю Мацумото Д. Человек, культура психология. СПб, - 2008. 111 Ментальность россиян // Под ред. И.Г. Дубова. М., 1997. - С.253-260.
112. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Лекции по филологии и истории
религий.-М., 1998.-С. 4-37.
113. Михалёв А.Б. Обще языкознание. История языкознания. -М., 2007.
114 Мнацаканян М.О. Нации и национализм. М., - 2004.
115. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические
проблемы).-M., 1975.-С.163.
116. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко,
Б О. Николаичева. - М., 1994. - С. 176. ,17. Нарочницкая H.A. Россия и русскис в мировой истории/
H А Нарочницкая. - М.: Международные отношения, 2003. - С.536. П8. Наумова Н.В. О системном подходе к исследованию целенаправленного поведения человека // Методология системного подхода Ч. 1 - М.,1978.
186
119. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988. - С. 199.
120. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика философия культуры. -
М, 1991. - С. 482.
121. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
122. Ощепкова В.В. Язык и культура. - М., 2004. - С. 169-170.
123. Панфилов Марксизм-ленинизм как философская основа языкознания //
ВЯ, №4,1979.
124. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: из-во Мое. Ун-та, 1988. -С.6.
125. Петренко В.Ф. К проблеме построения образа мира психосемантический аспект // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. -
Калуга, 2005.-С.173.
126. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. - М., 2004.
127. Петрова Е. А. Межпоколенные отношениякак ресурс совладающего поведения: автореф. Дисс. ...канд. психолог. - М., 2008.
128. Платонов Ю.П. Психология национального характера. - М., 2007.
129. Платонов Ю.П. Этнический фактор. - СПб., 2002.
130. Поддубная Т.К. Когнитивный компонент самосознания в процессе профессионализации. - Белгород, 2000.
131. Привалова И. Интеркультура и вербальный знак. М., -2005.
132. Привалова И.В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность. -
М., Гнозис. - 2006.
133. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под. Ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
134. Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы.ХУ1 Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 2009.
135. Психолингвистика в очерках и извлечениях // под. общ. ред. Радзиховской В.К. - М., 2003.
136. Психология. Словарь / Под общ. ред. В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
- 2-е изд., - М., 1990. - С. 494.
137. Разин A.B. Этика: история и теория / A.B. Разин. - М.: Академический
проект, 2002. - С.496.
138. Разова E.JI. Дом. Экзистенциальное пространство человека //Альманах молодых философов. Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.206-220.
139. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. под ред. С.М.Черкасова. - СПб., 1995. - С.88.
140. Резников E.H. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. - Минск: Издательский центр БГУ, 2006. - С.409.
141. Резников JI.O. О структурной лингвистике и семиотике // Вопросы философии, 1964, №4.- С.143.
142. Рождественский Ю.В. Словарь терминов: (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика / Ю.В. Рождественский . - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С.88.
143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
144. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М., 1976.
145. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997.
146. Сандомирская И. Книга о родине: Опыт анализа дискурсивных практик. -Wien, 2001. - С.24-33.
147. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А.Е. Кибрика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.
148. Сергиева Н.С. «Человек» как единица ядра русского языкового сознания / Вопросы психолингвистики, №6. М, - 2007.
149. Сергиенко Н.Л. Сознание и культура: анализ смысловой организации: автореф. Дисс. ...докт. филос. наук. - Краснодар, 2002. - С.З.
150. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. - М., 1988.
,51. Серебренников Б.А. Формы существования, функции, история языка /
Отв. ред. Б.А. Серебренников. Издательство «НАУКА», М„ - 1970. 152. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М„ 1990. - С. 360.
153 Серкин В.П. Методы психосемантики. - М„ 2004. - С.72-73.
154 Серый A.B., Яницкий М.С. Ценностная смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 1999.
155. Сикевич З.В., Крокинская O.K., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. - СПб., 2005.
156 Синячкин В.П. Психолингвистический и лингвокультурологический анализ общечеловеческих ценностей в русском языковом сознании. - М.,
2010.
157. Система лексических минимумов современного русского языка / Под. ред.
В.В. Морковина. Астрель- Act., М., 2003. 158 Смирнов A.B. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция / Этическая мысль: Ежегодник. М, Институт философии РАН,
2000. - С.46-70.
159. Смирнова О.Б. Образы матери и отца во фразеологии разноструктурных языков: автореф. Дисс. ...канд. филол. наук. - Пятигорск, 2009.- С.7.
160. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука,1972.
161. Соловьёв В.М. Тайны русской души. Вопросы. Ответы. Версии. Книга для чтения о русском национальном характере для изучающих русский язык как иностранный / В.М. Соловьёв. - 4-е изд./ исп. и доп. - М, Русский
язык: Курсы, 2009.-С. 144.
162. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - Пер. С англ. - М.: Тривола, 1996.
163. Социология. Курс лекций. Автор: Миронов A.B., Панферова В.В., Утенков В. Год выпуска: 1996. Издательство: Социал.-полит, журнал.
164. Стасевич В.П. Онтологические основания аксиологической природы культуры // Ноосфера: сб.наук. пр.- Донецк, 2003.Вып,3. - С.184 - 191.
165. Степанов Ю. С. Пространство и миры - новый, "воображаемый", ментальный" и прочие. - Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий - Харьков, 1994, т.2, - С. 3 - 18.
166. Стернин И.А. Об образном и рефлексивном сознании // Язык-сознание-культура-социум: Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И.Н.Горелова - Саратов, 2008. -С.99-103.
167. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М., 2003.
168. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. -
М.: Ин-т языкознания РАН, 1996.
169. Тарасов Е.Ф. Введение // Язык и сознание: парадоксальная
рациональность. - М., 1993.
170. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей. Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2003.
171. Тарланов З.К. Язык. Этнос. Время: Очерки по русскому и общему языкознанию. - Петрозаводск, 1993- С.6.
172. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр./ П.Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В. Ю. Кузнецов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С.553.
173. Телия В.Н. Предисловие // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. -
С.4.
174. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968. - С. 124.
175. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.
176. Уфимцева Н. В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М., 1998. - С. 135-170.
177. Уфимцева Н.В. XXI век: лингвистика или психолингвистика //
Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы / XVI
190
Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации /отв. ред. Е.Ф.Тарасов. - М.: , Изд-во «Эйдос», 2009. -С.62.
178. Уфимцева Н.В. Ассоциативный тезаурус русского языка как модель сознания русских // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей. Изд. Алтайского государственного университета, Институт языкознания РАН, 2004.
179. Уфимцева Н.В. Русские: Опыт ещё одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1996.
180. Уфимцева Н.В. Сопоставительный анализ языкового сознания: этнические и культурные стереотипы // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996 - С.90-96.
181. Уфимцева Н.В. Язык как деятельностная структура и функциональный орган // Язык-сознание-культура-социум: Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И.Н.Горелова -Саратов: Издательский центр» Наука», 2008. - С. 114-119.
182. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: этнопсихолингвистическая парадигма исследования // Методология современной психолингвистики: Сборник статей. - Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - С. 162-174.
183. Ушакова Т.Н. Структура языка и организация речевого процесса // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей / Отв. Ред. Н.В.Уфимцева, Т.Н. Ушакова. - Москва-Калуга, 2005 - С.8-19.
184. Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2000.
185. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М., 1996. - С. 208.
186. Фи л л мор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. -М.: Прогресс, 1988. - С.52-92.
191
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193,
194,
195
196
197
198
199
200
201
202
203
Философия науки / под. ред.С. А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд.4-е, перераб. и доп. -М.: Академический проект, 2006. Философская энциклопедия.- М., 1970. - С.43-48. Финкельберг Н.Д. Арабский язык. Курс теории перевода. М., - 2004. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М.: Республика, 1992.-С.511.
Франк С.Л. Реальность и человек. - М., 1997.
Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты.-М, МГУ, 1982. - С. 118-126.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и
Д. А. Леонтьева. -М., Прогресс, 1990. - С.68.
Фролов И. Т. Введение в философию. - М.: Республика, 2003.
Фрумкина P.M. Психолингвистика. -М., 2001 - С. 189-192.
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума.
Учебное пособие. - М., 2002.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е
изд., перераб. и доп. - СПб., 2002.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. -М., 2002.
Хутова Э.Р. Концепты любовь и ненависть в русском и английском языках / Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - Вып. 1 (29).-С. 151-155.
Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / A.A. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич И.В.- М., 1992. -С.40. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО; Вып.4).
Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. - Изд-во Беларусь, 2000.
Шагаль В.Э. Арабские страны: язык и общество. - М.: Издательская
фирма «Восточная литература» РАН, 1998.
Шарден де П. Т. Феномен человека. — М.: Наука, 1987.
192
204 Шахнарович A.M., Графова Т.А. Экспериментальное исследование реализации эмотивности в речевой деятельности // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М., 1991. - С.100.
205. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 1982. - т. 3. - № 5. - С. 135145.
206. Шестерина Е.А. Структурно-содержательная характеристика образов языкового сознания (на материале русско-немецкого ассоциативного и переводческого экспериментов): автореф. Дисс. ...канд. филол. наук. -М., - 2007.
207. Шехтер И.Ю. Живой язык. - М., 2005.
208. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.,
1982.-С. 55-60.
209. Щербинин А.И. Конструирование образа (на примере выстраивания
концепта Родины).- АртМаркетинг, 2009, №4 (28).
210. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодолева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. Ун-та,1987.-С.221-
227.
211. Этнопсихолингвистика. Отв. ред. Ю.А. Сорокин. М., 1998 - С.3-30.
212. Языки в современном мире // Материалы VI международной конференции
/ отв. ред. Л.В. Полубиченко. - М.,2007.
213. Яковченко Е.В. Экспериментальное исследование языковой способности в условиях учебного двуязычия: Автореф. Дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003.
214. Ярославцева Е.И. Человек в перспективе сетевой парадигмы (опыт синергетического подхода) / Е.И.Ярославцева. - М.: «Динтер», 2007. - С. 206.
215. Albert Е.М., Kluckhohn С.А. Selected Bibliography on Values, Ethics and Esthetics. IL, 1959.
216. Begley P.A. Communication with Egyptians // Intercultural Communication. A Reader / L.A. Samovar, R.E. Porter(eds.). 9th ed. Belmont, C.A.: Wardsworth Publishing Company, International Thomson Publishing Company, 2000. -P.99-105.
217. Byram M. Cultural Studies in Foreign Language Education. Clevedon: Multilingual Matters, Ltd., 1989.
218. Hall E.T., Hall M.L. Understanding Cultural Differences: Germans French and Americans. Intercultural Press, Inc., 1990.
219. Hall E.T. The Hidden Dimensions of Time and Space in Today's World // Cross-cultural Perspectives in Nonverbal Communication. Toronto, 1988. -P.145-152.
220. Hampden-Turner C., Trompenaars F. The seven cultures of capitalism: Value systems for creating wealth in The United States, Britain, Japan, Germany, France, Sweden and The Netherlands. New York: Doubleday, 1993.
221. Hofstede G., Bond M. Hofstede's culture dimensions: An independent validation using Rokeach's value survey // Journal of cross-cultural psychology. 1984. №5. P.417-433.
222. Hofstede G., Bond M. The Confucius connection from cultural roots to economic growth // Organization Dynamic. 1988. V. 16. P.4-21.
223. Hormann H. Meinen und Verstehen. Grundzüge einer psychologischen Semantik. ... 1977, V. 9. - P. 72, 77-110.
224. Kluckhohn C., Strodbeck F. Variation in Value Orientations, Westport, Conn: Greewood Press, 1961.
225. Kroeber A., Kluckhon K. Culture. Critical Rewie: Concepts and Definitions. Cambridge, 1952.
226. Levi-Strauss C. Structural analysis in linguistics and anthropology. Language in culture and society. Ed.D. Hymes. -N.Y., 1964. - P.40-51.
227. Schwärzt S.H. b) Are there universal aspects in the structure and contents of human values? //Journal of Social Issues. 1994. V.50. P. 19-45.
228. Schwärzt S.H. a) Beyond individualism / collectivism: New cultural dimensions of values // Individualism and collectivism: Theory, method and applications / Kim U., Triandis H. C., Yoon G. Thousand Oaks. CA, 1994. P.85-119.
229. Sjoberg C. Comparative Method in the Social Sciences // Philosophy of Science. 1955. Vol.22(2).
230. White L.D. The State of the Social Sciences. 1956.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.