Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане: Проблема взаимоотношений в 20-30-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат исторических наук Шакирзянов, Марат Амурович
- Специальность ВАК РФ23.00.03
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шакирзянов, Марат Амурович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА
ПРОБЛЕМЫ.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РЕГИОНА.
ГЛАВА 3. СКЛАДЫВАНИЕ СИСТЕМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ В 20-30-Е ГОДЫ.
ГЛАВА 4. ИДЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТАТАРСТАНЕ В 1920-1930 ГОДАХ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Формирование руководством РСФСР-СССР партийно-государственной политики по отношению к интеллигенции в октябре 1917 - 1925 гг.2007 год, доктор исторических наук Казанин, Игорь Евгеньевич
Государственная власть и творческая интеллигенция Советской России в 1920-1930 гг.2011 год, доктор исторических наук Пищулин, Виктор Иванович
Проблема высылки группы "старой" интеллигенции из РСФСР в 1922 г. в контексте взаимоотношений "старой" интеллигенции и советской власти2002 год, кандидат исторических наук Маторина, Ирина Ильинична
Татарская творческая интеллигенция и власть (1944-1965 гг.)2008 год, кандидат исторических наук Хаплехамитов, Рафаил Бикбулатович
Формирование и развитие художественной интеллигенции Бурятии: 1923-1991 гг.2004 год, кандидат исторических наук Балдано, Светлана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане: Проблема взаимоотношений в 20-30-е гг.»
Отечественная интеллигенция имеет богатое историческое прошлое. Будучи сложным объектом и субъектом истории и культуры, идеологии, государства и общества, она многогранностью своих социально-политических функций порождает плюрализм в оценке своего феномена. Многомерность подходов к определению ее места в истории ярко воплощают те представители гуманитарного знания, которые не только занимаются ее углубленным изучением, но и определяют идеологическую значимость и тот политико-культурный потенциал, что выпадает на ее долю в переломные моменты истории. Поэтому, рассматривая с различных позиций этот историко-культуро логический феномен1, его идейно-политическое и профессионально-функциональное назначение и варианты возможного 2 взаимодеиствия с властями , следует учитывать существующую разноплановость выводов и определений. Так, сторонники формационно-классового подхода видят в интеллигенции лишь социальную прослойку общества, которая была лишена собственности и занималась исключительно умственным трудом. Приверженцы формально-образовательных критериев, напротив, считали, что для отнесения к ней вполне достаточно наличия такого элемента, как соответствующее профессиональное образование. Существуют попытки обозначить принадлежность к этой категории и через нравственные оценки. Но этот критерий лишает возможности включить в ее ряды тех, кто не отвечает высшим принципам справедливости, добра,
1 См.: Давыдов Ю.Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции. -Свободная мысль. - 1991. - №18. Колеров М.А. Самоанализ интеллигенции как политическая философия. - Новый мир. - 1994. - № 8. и др.
2 См.: Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть (феномен российской интеллигенции и проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти). - М.: 1993. ТрошкинЕ.И. Интеллигенция и власть. - СОЦИС. - 1990. - №3. Чуклинов А.Е. Интеллигенция и власть: проблема взаимодействия. Автореферат дисс. канд. полит, наук. -М.: 1995. гуманизма1.
Есть еще один подход. Некоторые исследователи пытаются смоделировать понятие "интеллигенция" через совокупность названных критериев . Это мнение отраженно в Большом Энциклопедическом словаре, где под "интеллигенцией" понимается такой общественный слой людей, который профессионально занимается преимущественно сложным умственным трудом, развитием и распространением культуры . Правда, в этой общей оценке, к сожалению, нет ссылок на социальную и профессиональную неоднородность интеллигенции, ее структуру, взаимосвязь с мировоззренческими установками и т.д.
Что же касается российской интеллигенции в целом, то следует иметь в виду тот факт, что в историческом преломлении она довольно существенно отличается от западноевропейской интеллектуальной элиты. И дело здесь не только в том, что последняя давно закрепилась как сословие социально стратифицированных интеллектуалов, но и по той причине, что наша культурная элита и по сей день несет на себе печать высокой духовности, позволяющей ей претендовать на особое положение в обществе. Что касается определения "власти", то под ней имеется в виду та ее высшая ступень, которая обычно представляется как государственно-политическая власть и трансформируется в систему государственных властных отношений. Общеизвестно, что власть необходима для организации общественного производства, поддержания целостности и единства общества. Как общественное явление она трансформируется в политике, то есть в той сфере, которая прямо и косвенно отражает взаимоотношения различных социальных субъектов, а также связана с проблемами управления.
См.: Поляков Ю.А. Зачинщица или жертва? Интеллигенция в эпоху смуты. -Свободная мысль. - 1996. -№ 2. - с. 16.
Мы разделяем ту точку зрения, что между понятиями "интеллигенция" и "интеллигентность" имеются существенные различия. о
См.: Большой Энциклопедический словарь. - М.: 1991. - Т. 1. - с.495.
Реальная политическая власть в обществе всегда активно оказывает свое влияние на все сферы его жизни, на все слои населения, в том числе и на интеллигенцию. В данной работе рассматривается советский вариант власти в конкретно-исторический период - 20-30 годы 20 века, а также специфика ее взаимодействия с отечественной интеллигенцией в национальном регионе. При этом имеется в виду, что в послереволюционной России, которая являлась классовым государством, власть осуществляла свое политическое господство через мощную систему государственных органов, демонстрировавших одновременно принуждение, насилие, авторитет, убеждение и управление. Что же касается самого аппарата управления, то в нем наряду с представителями, имеющими профессиональное высшее образование, было немало лиц, принадлежавших к так называемой партийной интеллигенции. Именно они после революции заняли основные посты в структурах политической власти. Среди них было немало рабочих и крестьян с трехклассным образованием, профессионально занимающихся революционной борьбой. Доля интеллигенции в партийной рядах в 1920 году составляла не более Шо}
И хотя в это время власть пыталась комплектовать свои кадры из образованных людей, отношения между ней и художественной интеллигенцией не были простыми и бесконфликтными. Ретроспективный анализ показывает наличие радикальной поляризации и внутри интеллектуально-духовного сектора по отношению к существующей системе государственно-властных отношений, государственному строю и комплексу ценностных ориентиров в политике. С этой точки зрения в научной литературе определились три модели взаимодействия интеллигенции и института политической власти: "хождение во власть",
1 См.: Федюкин С.А. Октябрьская революция и интеллигенция. - История СССР. -1977.-№ 5.-с.72. сотрудничество с нею" и полный отказ от контактов с последней.1
В любом случае, подчеркивая особенности российской интеллигенции, следует иметь в виду, что, несмотря на свою малочисленность, разнообразие источников и способов пополнения своих рядов, политическую активность и т.д., она всегда ставила перед собой главную цель - осуществление культурно-исторической миссии. Действительно, с одной стороны, интеллигенция пыталась внедрить в массы плоды просвещения, зачастую не удовлетворявшие власть, а с другой - требовала от последней понимания и удовлетворения не только своих интересов, но и народа. Социально-экономическая и политическая несовместимость поставленных задач, а также возникшие на этой базе конфликты ярко проявились уже в первой половине 19 века, когда представители радикально настроенной культурной элиты стали добиваться от властей определенных уступок. Пришедшие к власти большевики сумели подменить заложенные в этих направлениях ориентиры.
В период отечественного социализма в его казарменно-государственном выражении они не уставали повторять, что успех научно-технического прогресса и, в конечном счете, победа новых общественных отношений всецело зависит от позиций интеллигенции.2 Однако на практике настороженное отношение большевиков к культурной элите привело впоследствии к подавлению любого инакомыслия. Важным вопросом, без выяснения которого проблема "власть и искусство" не может быть правильно понята, является государственная идеология и ее влияние на "советское искусство".
Поскольку вопрос о государственной идеологии в общем плане выходит за рамки нашего исследования, постольку автор не ставил перед собой задачи показать причины и условия ее возникновения, проявления во всех сферах общественной
1 См.: Чуклинов А.Е. Указ. Соч. - с. 15.
2 См.: Ленин В.И. 8 съезд РКП (б). Доклад о партийной программе 19 марта. // Поли, собр. соч. -t.38.-c. 165. жизни. В данном аспекте он принимает ее как данность существования. Идеология, будучи системой взглядов и идей, определяет цели социальной деятельности. Без нее невозможна жизнь любого общества. Существовавшая в нашей стране единая государственная идеология подавляла любое инакомыслие, и естественным ответом на это стало требование плюрализма. Учитывая, что идеологию нельзя упразднить, мы постоянно сталкиваемся с подменой идей. Всеобщая идеологизация у общественной жизни выступает первейшим условием огосударствления искусств, подключения их к государственным начинаниям.1 Когда это произошло в СССР, труды классиков марксизма стали основным критерием в проверке абсолютной истины, с которой должны были согласовываться любые теоретические построения и направления в искусстве. В результате все, что не совпадало с этой конструкцией, объявлялось буржуазной пропагандой, несовместимой с пролетарскими идеями. Так было в 20-е годы. В начале 30-х годов уже более важной становится совместимость искусств не с идеями классиков марксизма, а с конкретной политикой государства и его вождей. В ответ на их планы должны были создаваться стихи и повести, картины и фильмы, прославляющие созидание нового общества, "умеющего менять движение рек". Тема "нового человека", человека без корней и истоков, без "предрассудков" морали стала на протяжении нескольких десятилетий главенствующей.
Не поняв историческую роль старой интеллигенции, большевики пытались рассматривать ее не как фактор исторического процесса, несущий социально-психологические импульсы к общественным переменам, а как составную часть класса буржуазии, который подлежал уничтожению.2 Союз со старой
1 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! -М.: 1997. - с.24.
2 См.: Дьяконов И.М. Путь истории. - М.: 1994. - с.287. интеллигенцией был объявлен временной мерой,1 а контроль над свободой творчества был определен В.И.Лениным "выше и посильнее, чем законы Конвента и его гильотины". Отношение же к новой интеллигенции было сугубо утилитарно -прагматическим. Логическим следствием этой политики явились добровольная и вынужденная эмиграция культурной элиты, террор в отношении ее представителей, позволявших себе думать иначе, чем предписывали установки коммунистической партии.
В целом взаимоотношения советской власти с интеллигенцией в первые годы после революции принимали форму мобилизационных методов, когда на первый план выходили интересы политической борьбы и лишь затем - народа. За культурной элитой оставалось лишь право на честное служение новому режиму. Эта установка приобрела общегосударственное значение и была закреплена в общественном сознании с помощью различных средств революционной пропаганды. Она распространилась на все категории интеллигенции и как способ привлечения к профессиональной деятельности применялась ко всем слоям общества.3 Правда, впоследствии В.И.Ленин смягчил свою позицию, заявив, что "заставить работать из-под палки целый слой нельзя, нужны компромиссы".4 Однако сделано это было практически в безвыходных условиях, когда явственно обозначился переход к НЭПу. Теоретически поддерживая необходимость использования старых специалистов и перевоспитания тех, кто на определенных основаниях был готов сотрудничать с новым строем, его адепты на практике ускоренно формировали
1 См.: Ленин В.И. Доклад об отношении пролетариата к мелкобуржуазной демократии на собрании партийных работников Москвы 27 ноября 1918г. // Полн. собр. соч. - т.37. - с.221. Он же. Удержат ли большевики государственную власть?7/ Полн. собр. соч. -t.34.-C.320.
2 См.: Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? - с.310.
3 См.: Решетова H.A. Интеллигенция Дона и революция (1917 - первая половина 1920-х годов). - М.: 1997. - с.90.
4 См.: Ленин В.И. Успехи и трудности советской власти // Полн. собр. соч. - т.36. с.56. новую послушную интеллигенцию из рабочих и крестьян, для которой единственным мировоззренческим методом являлась марксистско-ленинская идеология.
В этой позиции проявилась слабость большевистской практики. Советская власть, решая проблему "власть и искусство", не хотела учитывать, что не ей суждено создавать новое искусство. Да, она может помочь, поспособствовать его развитию, но может и помешать этому процессу, исказить его. Сам термин "культурная революция" в разное время был наполнен различным содержанием. Если в первые годы после революции под "культурной революцией" понимались ликвидация неграмотности и общий подъем уровня знаний народа, то в конце 20-х -начале 30-х годов данное понятие означало воинственное преодоление остатков "буржуазности" с активной заменой всего этого материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием.1
Советская государственная идеология выросла из марксисткой доктрины одной партии, которая, устранив к 1923 году из общественно-политической жизни страны все другие политические силы, стала единственной. На ней лежала печать конкретно - исторической обстановки и "родимых пятен" характера существующей власти. Поэтому, какой бы нравственный и социальный заряд идеология изначально ни несла, сделавшись государственной, развивается уже по иным законам. Обслуживая интересы данного государства, она с изменением его социального и политического характера меняет и свою направленность. Марксизм, как известно, первоначально не предусматривал существования государственной идеологии. Сталин, совершив политический переворот, приспособил к своей политике не только партию, государство, но и идеологию. Превратившись в государственную, последняя стала отстаивать классовый подход к явлениям общественной жизни, однозначность,
1 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! - М.: 1997. - с. 19. бескомпромиссность, наказание за измену своим основным постулатам. Новая идеология утверждала, что искусство носит ярко классовый характер. Идеология пролетариата относилась к высшим достижениям человечества, ибо свою миссию он видел в том, чтобы в будущем организовать разумную счастливую жизнь для всех, переделать общество из классового в бесклассовое.
Государственная идеология требовала от граждан, в том числе и от мастеров искусств, однозначного самоопределения. Отсюда непременное желание Пролеткульта, а затем РАППа навесить на произведения и их авторов определенный ярлык, разделить литературу на пролетарскую, крестьянскую, попутническую и т.д. и тот бескомпромиссный вопрос, который был поставлен перед художником: кто ты - "союзник" или "враг?". Наказанием за отступничество от сформированного в 30-х годах единого для литературы и искусства метода "социалистического реализма" стало сначала "закрывание дверей" - в издательства, журналы, на выставки, в концертные и театральные залы и т.п. Позднее, в середине 30-х годов, уже и этого оказалось недостаточно - настал черед физического уничтожения за измену государственной идеологии. Складывавшаяся в СССР государственная идеология сразу оказалась конфронтационна по своей сути, ибо строилась по принципу: да -нет, хорошее - плохое, прогрессивное - реакционное, пролетарское - буржуазное, красное - белое, наше - не наше и т.д. Не имело значения, о чем шла речь, - о стихах, картинах, музыке или генетике и экономике. И если на ее пути встречалось нечто, не вписывавшееся в ее принципы или, того хуже, не отвечавшее интересам ее "творцов", она его просто отсекала.1
Монополизм "единственно верной линии" утвердился в конце 20-х годов. С тех пор любые, даже самые незначительные, новации в сфере идеологии могли исходить только от высших партийных инстанций, то есть провозглашаться либо в
1 См.: Коржихина Т.П. Указ. соч. - с.321. документах партии, либо партийными лидерами высокого ранга, реже - в неподписанных статьях, помещенных в партийной печати. Так постепенно рождался институт принудительного единомыслия, главным назначением которого было поддержание идеологической дисциплины, подавление любой оппозиционности и превентивное искоренение ее потенциальных очагов. Для художественной интеллигенции жизнь постепенно превращалась в исполнение директив, постановлений и указаний партократии, что не могло не привести к оскудению духовной сферы. Запреты способствовали свертыванию демократии, гласности, свободы печати. И если что-то высокохудожественное прорывалось за эти барьеры, то это было связано с романтическим представлением о характере российской революции, с неизбывной верой в торжество демократических идеалов и свобод, способностей раскрепощенного человека.
Политические процессы 30-50-х годов, гонения на диссидентов показали неизменность курса коммунистической партии. Даже "оттепель" 60-х годов не смогла изменить эту тенденцию. Осуществляя в рамках командно-административной системы, она весь пафос интеллигентов-шестидесятников уместила в рамках взаимоотношений с властью, в оценке ее ресурсов, степени возможной модернизации и тех последствий (экономических, политических, нравственных, экологических и т.д.), которые могли возникнуть в случае ее сохранения в том виде, в котором она существовала.1 Первые "заморозки" конца 60-х годов развеяли иллюзии интеллигенции и более чем на 20 лет создали в ее отношениях с властью перманентный кризис.
Не меньшим разочарованием для интеллигенции обернулось и ее "хождение во власть" в начале 90-х годов. Она оказалась невостребованной и со стороны нового режима. Обнаружив свою неспособность разрешить коренной вопрос современной
1 См.: Гудков Л.Д. Интеллигенты и интеллектуалы. - Знамя. - 1992. - № 3-4. - с.214. действительности - как улучшить жизнь россиян - отечественная интеллигенция растерялась. Серьезно сказались на ней неблагоприятные экономические факторы. Определенная ее часть (причем, к сожалению, не худшая) подалась за рубеж, другая ушла в оппозицию. Только небольшая группа интеллигенции, в основном представители гуманитарной элиты, идеологически связала себя с существующей властью, пытается воздействовать на представителей властных структур, придать им цивилизованный имидж. Кстати, из тех, кто ушел в "глухую" оппозицию, есть немало таких, кто сохранил свои идеалы, надеется их возродить в будущем. Дистанцируясь от властей, они пытаются озвучить голос всего социума вне зависимости от его партийных и социальных пристрастий. Сегодняшняя перемена в самосознании интеллигенции состоит в том, что она не чувствует себя более обязанной ни власти, ни народу, не испытывает желания быть чьим-то слугой, начинает ощущать себя истинным субъектом истории.1 Таким образом, проблема взаимоотношений отечественной интеллигенции с властями все более актуализируется и по-прежнему находится в центре политической жизни страны, требуя соответствующего теоретического и практического осмысления. Но актуальность темы обуславливается не только этим. Следует учесть еще и то обстоятельство, что нынешний этап развития отечественной исторической науки выявил ограниченность марксистско-ленинского методологического подхода, особенно в его прогностических возможностях. Переход к постиндустриальному обществу обострил интерес к цивилизационному подходу, к решению многих исторических проблем. Учитывая это, диссертант попытался переосмыслить устоявшиеся точки зрения в оценке прошлого, где феномен интеллигенции анализировался с точки зрения формационной теории, когда примат классовообразующих ценностей и производственных отношений приводил к тому,
1 См.: Погружение в трясину. - М.: 1991. - с.642. что интеллигенция рассматривалась как определенная сословная группа, которая не занимает особого положения в системе отношений собственности, хотя и обслуживает интересы различных слоев и классов общества. При этом ее собственные интересы были отодвинуты на второй план. В подобной оценке нивелировались культурно-историческая миссия и гуманистический потенциал интеллигенции.
Что касается цивилизационного подхода, то в отношении культурной элиты исследователи делают акцент на ее социальных и индивидуальных особенностях, на соотношении с целями прогрессивного развития общества и человека. На наш взгляд, различия двух методологических подходов в отношении интеллигенции не являются непреодолимыми. При строгом соблюдении объективности, историзма и научности сочетание этих двух подходов позволяет взглянуть на интеллигенцию как на такую специфическую социально-духовную общность людей, которая не только обладает сложной внутренней структурой, высоким уровнем образования и квалификации, но и преимущественно выражает свои профессиональные интересы в умственной деятельности, сочетая их с принципами нравственности и гуманизма. В отличие от других слоев обществ интеллигенция абстрагируется от групповых интересов во имя всего социума, что придает ей статус надклассовой силы со своеобразным набором социально-политических функций. Общественные функции интеллигенции детерминируются сочетанием социального, политического и духовного начал в ее деятельности, что и формирует их специфическую совокупность: функция охраны и приумножения национальных и мировых культурных ценностей; функция гуманизации общественного развития; функция мобилизации общественного мнения, особенно в условиях переходного периода, осложняемого низкой социальной ориентацией политических действий; функция творца и трансформатора идеологий. Кроме того, существует ряд функций конкретно-исторического характера, а именно - интегративная, актуализирующаяся в процессе усиления центробежных тенденций, и воспитательная, имеющая особое значение в становлении дееспособного гражданского общества в современной России.1
Как известно, культура - это социальное явление, выражающее уровень и характер производства и потребления субъектом (обществом, коллективом людей, индивидом) духовных ценностей в соответствии с объективными потребностями данного субъекта в прогрессе. Создавая художественные ценности, музыкант, архитектор, писатель одновременно создают и ценности нравственные, идеологические и т.д. Специфику духовного производства всегда составляет производство идей и взглядов, представлений и мнений и т.п. Художественное производство связано с потребностями общества в производстве духовных ценностей. Поэтому деятельность по производству художественных ценностей -искусство, являясь эмоционально - образным отражением мира, сосредотачивает в себе элементы других видов духовной деятельности - идеологию, мораль, научные знания и т.д. На художественное производство воздействует все многообразие социальных связей данного общества, его социально - экономический строй.
В научной литературе выделяются следующие профессиональные группы интеллигенции: производственная, педагогическая, медицинская, культурно-просветительская, художественная, административная, научная.4 Для обозначения интеллигенции, объединяющей писателей, художников, артистов, композиторов, архитекторов употребляются также определения "творческая", "гуманитарная"
1 См.: Чуклинов А.Е. Интеллигенция и власть. Автореферат дисс. канд. полит, наук. -М.: 1995. -с.13-14.
2 См.: Гизатова Г.К. Мораль и искусство в структуре духовной культуры социалистического общества. Дисс. канд. филос. наук. - Казань: 1986. - с.49.
3 там же. - с.40
4 См.: Руткевич М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. -М.: 1977.-с.48-49. интеллигенция, а также "культурная элита", "деятели культуры". Понятие "творческая интеллигенция" как бы молчаливо подразумевает, что вся интеллигенция делится на творческую и нетворческую. Однако творчество присуще всем видам свободного труда. Следовательно, более правильным, на наш взгляд, является термин "художественная интеллигенция".
Выделяя в качестве объекта исследования взаимодействие художественной интеллигенции и власти, соискатель учитывал их особую роль в жизни общества, а также то, что художественная интеллигенция в отличие от других профессиональных отрядов культурной элиты более чем кто-либо нуждается в дополнительном осмыслении и изучении. Это связано с тем, что она имеет ряд социальных и профессиональных признаков, которые вытекают из характера и содержания умственного труда, уровня профессионального образования и выполняемых социальных функций. Более того, творческая деятельность писателей, артистов, художников, музыкантов меняет нравственный климат в стране. Наследие больших мастеров переживет десятилетия. В этом выражаются культурно-охранительные и созидательные функции интеллигенции, которые являются куда более значимыми, чем любые действия власти. Художественная интеллигенция способствует развитию и сохранению коллективной памяти народа, формирует многие особенности его менталитета.
Но она же в силу своих этих качеств острее, чем другие отряды интеллигенции, реагирует на позицию и действия властей. В этой связи вызывает большое сожаление тот факт, что все, что относится к проблеме взаимоотношений власти и художественной интеллигенции, несмотря на обилие научной литературы, проработано в политологической литературе и историографии, на наш взгляд, еще недостаточно.1 Особенно это стало заметно в свете выявившихся новых фактов и
1 Подробный историографический анализ проблемы дан в первой главе диссертации. явлений, в том числе относящихся и к избранному диссертантом периоду - 20-30-м годам, когда советская власть решала громадную по важности задачу, связанную с осуществлением культурных преобразований.
Что касается избранного региона, то именно в этот период в Татарстане, как и в других национальных регионах России, шел процесс оформления своей государственности, формирования советской национальной интеллигенции.1 Поэтому протекавшие здесь процессы имели общероссийское значение и в то же время были отмечены национальным колоритом. Тем более, что во взаимоотношениях художественной интеллигенции и власти всегда присутствовал политический аспект. Стремление коммунистической партии контролировать все аспекты жизни привело к значительной политизации интеллектуальной сферы. Учитывая ту роль, какую в государственных структурах играли областные партийные организации, являвшиеся опорными звеньями ЦК в регионах, можно с уверенностью сказать, что именно они во многом формировали ту государственную политику, что проводилась на местах в отношении культурной элиты. Во всяком случае, в национальных регионах (в том числе и в Татарстане) именно через них формировалась специфика культурного строительства. С учетом этого факта предметом нашего исследования был избран процесс развития взаимоотношений власти с национальной художественной интеллигенцией в такой многонациональной республике, какой являлся Татарстан в 20-30 годы. Исходя из всего вышесказанного, автор поставил перед собой цель - изучить проблему взаимоотношений национальной художественной интеллигенции с политической властью в Татарстане в 20-30 годы, используя новейшие подходы в современной исторической и политологической литературе.
1 Объект исследования представлен в границах ТАССР 20-30-х годов.
Основные задачи исследования:
- изучить специфику и роль властных структур в формировании состава национальной художественно интеллигенции в 20-30-е годы в Татарстане;
- исследовать функциональное место национальной интеллигенции в системе становления культуры советского Татарстана, в выработке ее творческих ориентиров и идеологических предпочтений;
- проанализировать комплекс мер идеологического воздействия партийного и государственного аппарата на художественную интеллигенцию Татарстана;
- рассмотреть идеологические формы взаимодействия власти и интеллигенции в региональном аспекте.
Научная новизна диссертации определена целями исследования, обновленным корпусом источников, межотраслевой постановкой проблемы, комплексностью методики анализа и разработкой новых элементов методики исследования роли идеологии в советском обществе.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования ее материала, выводов и положений в разработке и написании спецкурсов по истории интеллигенции, по теории и истории культуры Татарстана и базового учебного курса по истории Татарстана и татарского народа.
Апробация работы. Основные выводы и положения работы апробированы автором в выступлении на научной конференции в Казанском государственном технологическом университете и опубликованы в серии статей в республиканском журнале "Идель" ("Волга").1
1 См.: Шакирзянов М.А. Интеллигенция и власть в 20-е годы: постановка проблемы // В кн.: Региональные элиты и общество: процессы взаимодействия. - Казань: 1995. - с.71-72. Шакирзянов М.А. "Колокол судьбы" Гибада Алпарова. - Идель. - 1998. - № 8. - с.50-51. Шакирзянов М.А. Легенда о любви (Жизнь и судьба балерины Нинель Юлтыевой). - Идель. - 1996. - № 11-12. - с.51. Шакирзянов М.А. Творческий портрет народной артистки России Веры Минкиной. - Идель. - 1999. - № 3. - с.52-53. Шакирзянов М.А. Ученый, педагог, просветитель. - Идель. - 1996. - № 7-8. - с.54.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Творческая интеллигенция Курского края в 1917-1941 гг.2003 год, кандидат исторических наук Кузьмина, Виолетта Михайловна
Взаимоотношения творческой интеллигенции и власти в 1946-1953 гг.: по материалам Горьковской области2007 год, кандидат исторических наук Нагорных, Ольга Станиславовна
Гуманитарная интеллигенция Башкирской АССР: Формирование и социальная значимость, 1929-1941 гг.2003 год, кандидат исторических наук Воронцова, Юлия Сергеевна
Творческая интеллигенция и власть в период 1920-1930-х годов в Среднем Поволжье2005 год, кандидат исторических наук Глухова, Татьяна Валерьевна
Политические репрессии против технической и педагогической интеллигенции в конце 1920 - конце 1930-х годов: по материалам Пермского региона2013 год, кандидат исторических наук Шилова, Ирина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Шакирзянов, Марат Амурович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотрев проблему взаимоотношений властных структур с национальной художественной интеллигенцией Татарстана в 20-30-е годы, в том числе сквозь призму идеологического воздействия, необходимо заметить следующее.
Ни одна идеология в обществе не может претендовать на исключительность, в обществе всегда находятся люди, не разделяющие ее. Идеология не может носить монопольно-государственного характера, так как всегда будет возникать соблазн утвердить ее силой, но в этом случае она превратится в набор догм. Кроме того, в обществе всегда есть сторонники идеологических ориентаций, отстаивающих право придерживаться своих взглядов и убеждений. Борьба разных точек зрения неизбежна, однако вопрос заключается в том, до каких пределов и в каких формах это допустимо. Мировая практика показывает, что противостояние общественных взглядов не просто полезно; оно заставляет правящие круги развивать теоретическую мысль, сверять ее с практикой, наблюдать за тем, соответствуют ли ее идеологические постулаты обстановке или их пора корректировать, чтобы не отстать от событий и не оказаться за бортом политической жизни. Борьба идеологий - это фактор динамизма общественной жизни, гарантия от застоя.
Сложнее дело с идеологией обстояло в нашей стране. Многовековой опыт российского государства подтверждает, что его крепость и могущество заключались в прочности и незыблемости единой государственной доктрины. К октябрю 1917 года по ряду обстоятельств борьба идеологий и различных классов в России перешла тот предел, после которого фактически речь могла идти только об уничтожении противника. Страна, которая вела бессмысленную и изнуряющую войну, переживала самый драматичный период своей истории. И чтобы не распалась связь времен, необходим был прорыв к новой идеологии, опережающей события и сплачивающей людей. Подобную перспективу нового взгляда на мир предложила партия большевиков. Провозгласив революционный марксизм идеологией рабочего класса, она пыталась его навязать всем остальным классам, слоям, группам и народам.
Однако приспособить сознание миллионов людей к так быстро меняющемуся бытию сразу было крайне сложно. Поэтому 20-30-е годы стали временем зарождения, вызревания, становления и упрочнения новой государственной идеологии. В своих программных подходах она утверждала, что искусство носит классовый характер, а пролетарская культура полностью отличается от старой, буржуазной. Государственная идеология требовала от граждан однозначного самоопределения в пользу пролетариата. Отсюда вытекали все лозунги "Пролеткульта", а затем и РАППа, на которых стала создаваться новая, пролетарская интеллигенция.
Громадье" планов социалистического строительства обусловило строгую необходимость в привлечении старых буржуазных специалистов на сторону советской власти, к которой многие их них относились весьма скептически и осторожно. Поэтому во всех регионах страны коммунистическая партия первоначально поддерживала представителей старой культурной элиты, продолжая одновременно ускоренно формировать послушную себе интеллигенцию из рабочих и крестьян, для которой единственной мировоззренческой основой являлась марксистско-ленинская идеология. Для этой цели открывались новые вузы, школы и техникумы, где рабочие и крестьяне могли получить высшее и среднее образование. Кстати, большинство представителей будущей художественной интеллигенции Татарстана являлись выходцами из беднейших слоев, рабоче-крестьянской среды и духовенства, что наложило существенный отпечаток на их социальную психологию и мировоззрение. Определенная замкнутость и неоднородность их рядов, сохранение патриархальных традиций рода, дома, семьи, осторожность в оценках того или иного события, естественно, помогли большевикам привлечь большинство национальной интеллигенции на свою сторону: частично это было сделано, как сказано выше, с помощью материальных благ, возможности получить образование в светских учебных заведениях, выдвижения на руководящие должности в сфере культуры и образования и т.д., а социализм пришлось строить в условиях их строгого дефицита. Так в обществе идеологизированной культуры, которую она воспринимала как свое "историческое" предназначение без всяких угрызений совести, интеллигенция в массе своей не обладала иммунитетом против массированной официальной пропаганды, легко усваивая и исповедуя сугубо классовую мораль. Таким образом и была осуществлена огромная по масштабам и трагическая по значению операция подмены одного слоя интеллигенции другим.
С другой стороны, свою роль в этом переходе сыграли перемены, происходившие в стране, активизировавшие социально-политическое поведение национальной интеллигенции, разбудившие в ней чувство гражданственности. В результате многие ее представители кинулись на помощь советской власти в ее борьбе с темнотой и невежеством масс. Тем более, что индустриальное развитие страны сопровождалось формированием новой культурной среды, в которой она увидела для себя возможность самоутверждения в совершенно новом качестве. Именно в эти годы и были созданы представителями национальной культурной элиты такие художественные произведения, которые пополнили золотой фонд классики. Разумеется, в ходе этого процесса не все было однозначным, взаимоотношения властей с национальной интеллигенцией не раз подвергались испытаниям на прочность. Структурный сдвиг в сфере духовного производства сопровождался вовлечением в эту орбиту значительной части совершенно новой советизированной интеллигенции, чьи полумаргинальные качества породили негативное отношение к культурным достижениям прошлого, а система идейной перековки" старой буржуазной интеллигенции в обстановке ее классового неприятия привела к тому, что основные силы репрессий были сосредоточены именно против лучших представителей этой части культурной элиты. В результате Россия подарила миру в ходе первой, второй и третьей послеоктябрьской эмиграции свои лучшие кадры. Тактическая линия власти по отношению к художественной интеллигенции, в том числе и национальной, отличалась двойственностью, призывы к сотрудничеству сменялись преследованиями, что усугублялось проявлением антиинтеллигентских настроений в массах.
Немаловажно и то, что многие большевистские лидеры были явно неавторитетными в ее среде, по-иному сориентированной политически и мировоззренчески. Не случайно в середине 30-х годов насилие против культурной элиты партийные руководители всех рангов возвели в ранг государственной политики. Художественной интеллигенции отводилась роль мелкой прослойки между двумя основными составляющими общества - рабочим классом и крестьянством. В конечном счете при окончательном переходе к "светлому будущему" эта прослойка должна была исчезнуть, чтобы облегчить "слияние" двух классов.
Если в 20-е годы еще и допускалось определенное свободомыслие в творчестве мастеров культуры и даже участие государственных деятелей в различных дискуссиях, то в 30-е годы с этим либерализмом было решительно покончено. Крайне отрицательно сказалось на художественной интеллигенции и требование стопроцентного послушания. Такое отношение к мастерам культуры привело к тому, что значительная часть наиболее передовой и критически мыслящей интеллигенции перешла в стан явно не выраженной оппозиции. Безусловно, независимая позиция была актом гражданского мужества и весьма ответственным шагом в желании оказать влияние на развитие ситуации и общественное умонастроение. Грандиозный и довольно противоречивый процесс, каким была культурная революция в СССР, несомненно, способствовал количественному и качественному изменению характеристик интеллектуального слоя общества. Под ее влиянием многие представители национальной художественной интеллигенции не только сформировались идейно, но и отказались от всякой оппозиционной деятельности против советской власти. Они стали ей прощать даже директивные меры, которые она в избытке использовала против культурной элиты.
В Татарстане тоже идеологические различия сразу возводились в ранг политических и разрешались в основном с помощью физического насилия. Обвинение в контрреволюции зачастую было связано не с мифической настоящей действительностью, а платой за прошлое и непредсказуемое поведение в будущем. Таким образом, гонениям подвергали не столько реальных, сколько потенциальных, с точки зрения власти, противников. Линия партийно-государственного аппарата Татарстана на выдвижение на руководящую работу рабочих и крестьян, отказ от создания номенклатуры из интеллигенции привела к дискредитации последней в глазах общества. Ставились серьезные препятствия и для поступления на гуманитарные факультеты вузов без двухлетнего рабочего стажа выпускникам школ.
Снижение интеллектуального потенциала вполне устраивало руководящую партию, полностью ликвидировавшую в 30-е годы своих политических оппонентов. Личные дела репрессированных деятелей культуры С.Сюнчелея, Ф.Бурнаша, К.Тинчурина, К.Хамзина и других убедительно свидетельствуют, что погром интеллектуальных кадров привел к усреднению всех форм творчества. Стремление местных "неистовых ревнителей" нового общества сделать культуру массовой и доступной народу во многом снизило ее уровень, усилило тенденцию к примитивным архаическим формам социальной жизни, упрощенным моральным стандартам. Повсюду появилось значительное количество полуобразованцев, творчески бесплодных теоретиков, догматически стремившихся к унификации культуры под знаком "социалистического реализма". Гонения на то, что не укладывалось в рамки официальной точки зрения на искусство, приобрели массовый характер. В 30-е годы художественная интеллигенция Татарстана фактически перестала выполнять свою главную функцию - функцию критика. Начиная с периода "культурной революции", ее сознательно отучали от критического мышления. Рационализм был заменен верой во власть.
Хотя попытки командовать художественной интеллигенцией натолкнулись в Татарстане на определенное сопротивление, в середине 30-х годов оно было сломлено. В республике, как и везде в СССР, тоталитаризм оказывал разрушительное воздействие на национальный дух. Подводя итоги исследования, следует заметить, что использованные в нем материалы позволили не только очертить этот процесс, но и поставили новые вопросы. Их раскрытие - дело будущих исследователей. Однако качество этих работ будет зависеть от того, с какой полнотой они смогут изучить и ввести в научный оборот, монографически проработать все, что связано с деятельностью творческих союзов республики, элитой, освоить огромный пласт неизвестных и неопубликованных документов из личных архивов деятелей татарской культуры 20-30-х годов. Все это, думается, позволит будущим исследователям этой обширной и деликатной темы обрести массу новых, неожиданных, интересных и трагических открытий.
В перспективе еще предстоит осознать масштабы внутренних потерь каждой нации, каждого народа, как восполненных, так и уже никаких не поправимых. Именно поэтому сегодня необходимо создать все условия для национального возрождения. Нынешняя художественная интеллигенция Татарстана играет в обществе гораздо большую роль, чем в 20-30-е годы. Сегодня в Татарстане существует ядро общественно и культурно активных людей, элита, прежде всего влияющая на общественное сознание. Вся деятельность сегодняшней национальной художественной интеллигенции Татарстана направлена на выработку широкого спектра нестандартных программ и концепций для дальнейшего демократического преобразования общества. И те уроки, которые они способны извлечь из истории взаимодействия власти и национальной интеллигенции в 20-30-е годы, могут уберечь их от многих ошибок.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шакирзянов, Марат Амурович, 1999 год
1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ. Национальный архив Республики Татарстан: ф. 128 Совет Народных Комиссаров ТАССР. опись 1:
2. Д.9 Сборник постановлений и распоряжений Главполитпросвета.
3. Д.430 Циркуляры и инструкции Главполитпросвета РСФСР и материалы одеятельности Главполитпросвета ТАССР.
4. Д.432 Протоколы совещаний работников Пропагандистского отдела1. Главполитпросвета ТАССР
5. Д. 1100- Переписка С СНК и другими учреждениями и театрами г. Казани осоздании агитационно-передвижного театра, об организации музыкально-вокальных передвижек и др.
6. Д. 1021 Протоколы совещания представителей советских, партийных ипрофессиональных организаций и работников и перспективной сети рабфаков на предстоящее пятилетие и материалы о деятельности вузов г.Казани.
7. Д.2125- Сводный годовой отчет Управления зрелищными предприятиями Наркомпроса ТАССР за 1935 год (том 1).
8. Д.2127- Годовой отчета Управления зрелищными предприятиями Наркомпроса ТАССР за 1935 год (том 2).ф.6663 Татарский Государственный Оперный театр Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР. опись 1:
9. Д. 10. Приказ № 15 по Татарскому Государственному оперному театру от1 февраля 1939 года.
10. Д. 11,- Приказ № 40 по Татарскому Государственному оперному театру от16 марта 1939 года.ф.7057 Союз советских композиторов ТАССР. опись 1:
11. Д.1 Протокол совещания композиторов ТАССР от 10 февраля 1939 года.ф.7083 Протоколы заседаний правления Союза советских писателей Татарии за 1935-1937 годы, опись 1:
12. Д. 19 Протокол № 2 закрытого заседания партийной группы ССП ТАССР от9 февраля 1935г.
13. Д.9 Постановление Бюро обкома ВКП(б) от 27 октября 1936 г. "О работесоветских писателей".
14. Д.99 Протоколы заседаний Правления Союза советских писателей Татарииот 31 мая, 13-15 июня и 24 июля 1937 года.
15. Центральный государственный архив историко-партийной документации Республики Татарстан, ф. 15 Татарский обком РКП(б) опись 1:
16. Д. 15 Переписка отдела с канткомами и райкомами об использованиидемобилизованных из армии коммунистов на партийно-советской работе; списки коммунистов, подлежащих демобилизации (декабрь 1920-март 1921 гг.)
17. Д.219- Переписка ячеек РКП(б) дивизии им. Киквидзе по вопросам проведения партийно-политической, воспитательной работы, персональным делам коммунистов (1921 год).опись 2:
18. Д.290- Стенограмма (неполная) совещания по национальной культуре и материалы к ней. Заявления Ф. Сайфи о характере газеты "Урал" и Г. Ибрагимова о переводе его книги (февраль-май 1927г.)
19. Д. 1082- Материалы о работе редакций газет и издательства (январь декабрь1931г.)описьЗ :
20. Д.861 Информация и переписка с учреждениями культпросвета поперестройке кино, театра, библиотек, Общества туризма, архитектуры, музеев (июнь-декабрь 1935г.).опись 8:
21. Д.6 Протокол Четвертого Пленума обкома КПСС, экз. № 3.ф.26 Казанский городской комитет КПСС. ТАССР. опись 1:
22. Д.420- Материалы к отчету горкома ВКП(б) о работе высших и средних учебных заведений (май 1937 май 1938 гг.)
23. Отдел редких рукописей Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. Фонд Г.Х. Алпарова.1. МЕМУАРЫ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
24. Айдарская А.Г. Балет - любовь моя: Записки балерины. - Казань:
25. Таткнигоиздат, 1988. 93 с.
26. Айтуганов И.П. Десять лагерных лет. - Татарстан. - 1996. - № 6.
27. Аксенов П.В. Последняя вера. - Казань. - 1994-1997.
28. Ахметов Ф.А. Мелодия красной ольхи. - Казань. - 1994. - № 3-4.
29. Бусыгин Е.П. Какая музыка была. - Казань. - 1994. - № 3-4.1.. 6. Гинзбург Е.С. Крутой маршрут. Хроника времен культа личности. -М.: Книга, 1991.-734 с.117. "Они принадлежали к новой мусульманской интеллигенции" (Юсуф
30. Акчура и Гаяз Исхаки по воспоминаниям A.B. Тырковой). -Татарстан. 1997. -№ 10.
31. Сагайдак А.Ш. Глазами памяти. - Казань: Таткнигоиздат, 1982. - 120 с.
32. I.9. Два следственных дела Евгений Гинзбург. - Казань: Кн. дом "Тавес",1994.-267 с.
33. Таткнигоиздат, 1985. 240 с. IV.106 - Илялова И.И. Театр имени Камала. - Казань: Таткнигоиздат, 1986. -327 с.1.. 107 Ингвар И.Г. Казанская театральная Лениниана. - Казань:
34. Сб.ст. Свердловск: Урал.гос.ун-т имени А.М.Горького, 1967. - 211 с. IV.211 - Процько М.А. О роли интеллигенции в советском обществе. - М.:
35. Госполитиздат, 1953. 240 с. IV.212 - Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период (Сб.ст.) - Казань:
36. Казань: Таткнигоиздат, 1994. -253 с. 1У.250 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы. - Казань:
37. Таткнигоиздат, 1996. 285 с. IV.251 - Султанбеков Б.Ф. Формирование социалистической интеллигенции в
38. Казань: Татиздат, 1930. -65 с. 1У.256 Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля.
39. Г/.291 Холмс Л. Социальная история России: 1917-1941. - Ростов-на-Дону: изд-во Рост.ун-та, 1994. - 141 с.1..292 Художественная интеллигенция в первые годы советской власти. -История СССР. - 1969. -№ 1.
40. V ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ. V.l. "Известия ТатЦИКа" (орган Центрального исполнительного комитета
41. ТАССР и Татарского областного комитета партии). 1923-1926 гг. V.2. - "Красная Татария" (органы Татарского областного комитета РКП(б). -1922-1939 гг.
42. V.3. "Кызыл Татарстан" (орган ЦИК ТАССР и Татарского областногокомитета РКП(б). 1924-1928 гг. - на тат. языке. V.4. - "Правда" (орган Центрального комитета ВКП(б). - 1917, 1922, 1930 гг.
43. VI ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ.
44. VI. 1. Айтуганова М.Л. Становление системы радиовещания в Татарстане (1918-1941). Дисс. канд. истор. наук. - Казань: 1996. - 216 л.
45. VI.2. Андреюк Г.П. Формирование интеллигенции в период построения экономического фундамента социализма в СССР (1921-1932). Автореферат дисс.канд.истор.наук. - М.: 1966. - 16 л.
46. VI.3. Ахмадуллин А.Г. Драматургия Фатхи Бурнаша. Автореферат дисс. канд. филол. наук. - Казань: 1964. - 23 л.
47. VI.4. Вайда Г.К. Великий Октябрь и музыкальное строительство в Татарии (1917-1927). Дисс. канд. истор. наук. - Казань: 1986. - 190 л.
48. VI.5. Витухновский Т.В. Октябрьская революция и интеллигенция. Автореферат дисс. д-ра истор. наук. - М.: 1980. - 42 л.
49. VI.6. Гизатова Г.К. Мораль и искусство в структуре духовной культурысоциалистического общества. Дисс. канд. филос. наук. Казань: 1986. -164 л.
50. VI.7. Демина Л.Ш. Руководство партийной организации Татариикультурно-просветительной работой среди трудящихся (1933-июня 1941). Автореферат дисс. канд. истор. наук. Казань: 1973. - 21 л.
51. VI.8. Еналиев З.Х. Идеология татарского национального образования вобщественно-политической мысли 19 начала 20 веков. Дисс. канд. истор. наук. - Казань: 1998. - 187 л.
52. VI.9. Киселев Л.И. Советская интеллигенция и служащие как социальный слой социалистического общества. Дисс. канд. филос. наук. - Казань: 1969.-288 л.
53. VI.14. Усманов Р.Ф. Основные этапы развития татарского советского театра (1917-1929). Автореферат дисс. канд. искусствоведения. - М.: 1954. -17 л.
54. НКГБ ТР за № . произвел обыск у гр.дСамдллЛ^ь. КгЗ. , проживающего в Ъс-р. ^Сс^ХМ^по улицедом № ¿Л/ , Кв. № Ч
55. При производстве обыска присутствовали гр. гр.1. КмЛ ТГиТо-^г—1. Из'ято для доставления в1. НКГБ ТР следующее:о пи с ьв.ещей ценностей и документовп-п . \ Наименование из'ятого Кояиче ство ^ Качественное состояние1 ' 2 4
56. Л с// ^ С " ср^ч ,у ГрТ- Г
57. З-О^-.С ( г, Я ^Л < .с усГ-и ч^г^. (Ц^ЛЛ'.Щ/*/ /1. У. 5"6'. '"«ь».---------------- ' ■ ■ 1 •■ у1! с■ V: ^ ■•<>-. | V.АМ2.
58. Ь» .;.™.». Мла* (. „А К 11 Л 1лХ)у^алМ . с ^ (кЛ^? г^^и т О 'V * с,-- 1. 1. Сил) Г У V3
59. Республика Татарстан ВЕРХОВНЫЙ СУД1 • 04 1э93 г. №44-7-226дрес: г. Казань, Ленина, 12/201. СПРАВКА 0 РМЖШТАЩИ.
60. Дело по обвинению ХМШНА Касиыа Зиатдиновича, 1895 года рождения, уроженца дер.БЛ'урш^ Тетюшского района ТАССР, по ст.58-10 ч.2 УК РСФСР, пересмотрено Постановлением Президиума Верховного суда ТАССР 17 мая 1356 года.
61. Постановление Особого Совещания МТБ СССР от 30 декабря 1948 года в отношении Хамзина Касима Зиятдиновича отменено и дело производством прекращено за недоказанностью преступления.
62. Хашин Каски Зиятдинович реабилитирован.• »/1^»/4Ч.Ц/1. Директор Таткнигоиздата195 г.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.