Национализм в современной Европе: эволюция идей и политической практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, доктор политических наук Мусаев, Идрис Мусаевич

  • Мусаев, Идрис Мусаевич
  • доктор политических наукдоктор политических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 351
Мусаев, Идрис Мусаевич. Национализм в современной Европе: эволюция идей и политической практики: дис. доктор политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Санкт-Петербург. 2006. 351 с.

Оглавление диссертации доктор политических наук Мусаев, Идрис Мусаевич

Введение.3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения национализма в современном мире.15

1.1 .Примордиализм.16

1.2.Модернизм.28

1.3 Этносимволизм.71

1.4. Специфика научных дискуссий по проблемам национализма на рубеже 20-21 веков.90

Глава 2. Национализм как идеология и политическая практика: общее и особенное.113

2.1. Типологии национализма: критерии классификации.113

2.2. Национализм и религия.149

Глава 3. Национализм в условиях развитой демократии.170

3.1. Национализм «наций без государства».170

3.2. Национализм «защищающейся» нации.228

Глава 4. Национализм в условиях посткоммунистического транзита.251

4.1.Национализм в странах Восточной Европы: кризис системы и кризис идентичности.251

4.2. Восточноевропейский национализм, популизм и европейская интеграция.290

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национализм в современной Европе: эволюция идей и политической практики»

Актуальность и значимость темы данного исследования определяется тем, что в политической жизни современного общества роль национализма как системы идейно-политических воззрений и как социального движения вопреки предсказаниям со стороны, как либеральных теоретиков, так и марксистов не только не снижается, а наоборот резко возрастает.

Бурный всплеск националистических настроений в бывших социалистических странах, квинтэссенцией которых стала потрясшая весь мир война в Югославии, рост сепаратистских настроений в стабильных демократиях Бельгии, Испании, Великобритании, активизация ультраправых в Германии, Франции, Нидерландах, разжигающих ненависть к иммигрантам, нарастающая агрессивность самих иммигрантов в отношении политических и социокультурных традиций и практик европейских стран, зарождение и крайне опасное развитие этноконфессиональных конфликтов, ставших питательной основой для невиданного ранее размаха международного терроризма, только укрепили уверенность в том, что в ближайшие десятилетия проблемы наций и национализма будут находиться в центре мирового политического процесса.

Будучи одной из универсальных форм человеческого бытия, этнич-ность проявляет себя во всех сферах деятельности. Однако в современных условиях мы вынуждены говорить о проявлении в глобальном масштабе так называемого этнического парадокса. Он проявляется в росте этнической мобилизации, актуализации этнической идентичности на фоне глубоких интеграционных процессов во всех сферах жизни, а также в сохраняющейся наперекор этому убежденности многих ученых о неизбежности стирания этнических границ в современном мире. В России в силу ряда причин проявились, к сожалению, разрушительные аспекты этнического парадокса.

Сама по себе этничность не является политическим фактором и не порождает националистической идеологии и практики. Ключевым здесь, как и вообще в политике, является вопрос о власти, о стремлении этнических элит к ней, о роли элит в мобилизации масс. Только поняв это, мы сможем разобраться в генезисе националистической идеологии, многообразии форм ее проявления, специфики отдельных ее разновидностей.

По данным этнологов, в мире существует до 5 тысяч этнических групп, которые потенциально готовы заявить о своих правах на самоопределение и образование государства. Большая часть этих движений протекает в латентной или ненасильственной форме. Однако около 260 национальных меньшинств активно требуют независимости или отделения и признания в ООН. От 70 до 90 из этих национальных конфликтов характеризуются вспышками насилия. При этом необходимо помнить, что именно этнополитические конфликты относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудноразрешимых. Как показывает история, во многих случаях по своим масштабам, продолжительности и интенсивности они значительно превосходят иные типы социально-политических конфликтов

Родиной» национализма и местом проявления его наиболее типичных черт, позитивного и негативного потенциала, интегрирующей и дезинтегрирующей функций по отношению к государству и обществу является Европа. Сегодня мы можем говорить о взаимодействии и взаимовлиянии здесь двух основных тенденций - интеграционных и националистических. И именно от того, как будут развиваться дальнейшие события в этой части Земного шара, в значительной степени зависит будущее наций и национализма, а значит, и будущее человеческой цивилизации.

Степень разработанности темы исследования Начало научного осмысления феномена наций и национализма было положено в 19 - первой половине 20 века такими исследователями, как лорд Актон, О.Бауэр и К.Реннер, Э. Ренан, Ж. Мишле и Г.фон Трейчке, Дж. Стюарт Милл, К.Маркс и Ф.Энгельс. В то же время проблема национализма не рассматривалась ими в качестве ключевой для определения вектора развития человеческой цивилизации. Большинство исследователей вплоть до второй половины 20 века были убеждены во временном торжестве национального государства и национализма как политической идеологии.

В середине 20 века наиболее интересные работы по национализму были написаны К. Хейесом, Г. Коном, А. Коббаном, Э X. Карром и JI. Снайде-ром. Они все еще воспринимали нацию как само собой разумеющееся, что неизбежно ограничивало эффективность их анализа. Тем не менее, их работы открыли новый этап в изучении национализма и выступают в роли неиссякаемого источника вдохновения для современных теоретиков.

В рамках современной политической науки необходимо, на наш взгляд, особо выделить работы таких исследователей, как Э. Геллнер, Э. Смит, Б. Андерсон, Дж. Бройи, Т. Нейрн, Э. Хобсбаум, М. Хрох, Г. Балакришнан, М. Биллиг, Т. Колхаун, М. Хечтер, Н. Юваль-Дэвис, X. Бхабха и ряда других.

Проблемы наций и национализма являлись и являются предметом исследования и для российских ученых. Весомый вклад в развитие теоретических подходов к национализму был внесен российскими социальными философами конца 19 - начала 20 века - B.C. Соловьевым, Б.Н. Чичериным, П.Б. Струве, И.Р. Ильиным и рядом других. Из современных российских исследователей хотелось бы особо отметить З.В. Сикевич, В.А. Тишкова, В.А. Ачка-сова, В.М. Коротееву, JI.M. Дробижеву, А.Г. Здравомыслова, В.С.Малахова, Ю.П.Шабаева и целый ряд других. Конечно, они придерживаются различных точек зрения, есть ряд высказываемых ими идей, с которыми, как мы считаем, трудно согласиться. Однако сама по себе ведущаяся между ними дискуссия вносит весомый вклад в изучение наций и национализма.

При всей внешней разработанности темы национализма комплексного исследования его проявления в условиях современной Европы на сегодняшний день нет. И хотя западные авторы, в первую очередь, обосновывают свои концептуальные положения и теоретические выводы на европейском примере, их внимание, как правило, сконцентрировано либо на теоретико-методологических аспектах, либо на изучении конкретного вида национализма в условиях отдельной страны.

Российские исследователи, главным образом, концентрируют свое внимание на этнополитических процессах на постсоветском пространстве. Когда же речь идет о Западной Европе, то, как и их зарубежные коллеги, они проводят анализ конкретных видов национализма. При этом особое внимание уделяется националистическим движениям в Северной Ирландии, Стране Басков, этнополитическим проблемам Бельгии и некоторым другим, в основном тем, где национализм выступает в виде сепаратизма.

Наибольший интерес, с точки зрения заявленной нами темы исследования представляет книга Майкла Китинга «Многонациональная демократия» («Plurinational Democracy») с весьма красноречивым подзаголовком «Нации без государства в постсуверенную эпоху», опубликованная в 2004 году. Однако и в ней идет речь лишь о развитых демократиях; процессы же происходящие в условиях политического транзита остаются за рамками внимания автора.

Эти исследования представляют значительный интерес, однако не дают, на наш взгляд общего представления о роли национализма как политической идеологии и практики в современной Европе Тем более что сравнительный анализ процессов происходящих на Западе и Востоке Европы вообще встречается крайне редко.

Объект исследования - национализм как идеология и общественно-политическая практика в условиях трансформирующейся европейской государственности.

Предмет исследования - специфика влияния националистического дискурса на политические процессы, характерные для современного этапа развития европейского общества.

Гипотеза исследования - национализм как идеология и политическая практика продолжает играть важную роль в политических процессах, происходящих в современной Европе. Под влиянием европейской интеграции национапизм «народов без государства» в значительной степени теряет свою агрессивность и мобилизующую силу. В то же время национализм государ-ствообразующих наций усиливается с одной стороны из-за угрозы (реальной или воображаемой) утраты национальной идентичности, с другой - из-за растущего национализма со стороны иммигрантов, носящего чаще всего этно-конфессиональный характер.

Целью диссертационного исследования является выявление политической роли национализма в жизни современной Европы, степени его влияния на внутриполитическую жизнь отдельных стран, межгосударственные отношения и процесс европейской интеграции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• Проанализировать базовые концепции наций и национализма в современной политической науке;

• Выявить причины активизации национализма как идеологии и политической практики в современной Европе, как на уровне отдельных стран, так и в общеевропейском измерении;

• Проанализировать эволюцию различных видов национализма под воздействием многообразных факторов политико-экономического и социокультурного характера;

• Определить особенности развития и разрешения этнополитических конфликтов в специфических политических условиях стабильных демократических и трансформирующихся политических режимов;

• Выявить специфику идеологии и практики национализма в Европе в условиях глобализации и европейской интеграции.

• Разработать подходы к анализу роли популистского национализма в критике современной либеральной демократии

Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, а также исторический и диалектический подход.

Одним из ведущих методов исследования выступает сравнительный анализ идеологии и практики национализма в различных странах, дающий возможность прояснить характер влияния политических, социально-экономических и культурных факторов на эволюцию программных установок и методов массовой мобилизации, как этнического, так и гражданского характера.

Усиление влияния национализма на политическую жизнь в условиях переходных политических режимов объясняется исходя из теории консенсуса системных ценностей, в рамках которой макросоциальный конфликт представляет собой реакцию идеологических и оппозиционных движений на серьезный дисбаланс социальной системы.

Весьма продуктивным при анализе политической сущности национализма представляется использование конструктивистского подхода, позволяющего выявить роль политических элит в использовании национализма как инструмента массовой мобилизации.

В работе использовались следующие группы методов исследования: общенаучные - формально-логический, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, метод перехода от абстрактного к конкретному, метод моделирования.

В ходе работы автор основывался на выводах, содержащихся в научной литературе по философии, политологии, социологии, социальной психологии и др.

Системный подход в совокупности с вышеперечисленными методами исследования позволил выявить сущность, роль и функции национализма в политических системах современных европейских государств.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что оно представляет собой целостную концепцию эволюции национализма в Европе, его идейных основ и политической роли под влиянием, как внутригосударственных процессов, так и европейской интеграции. В работе, в частности.

• Последовательно прослежена эволюция теоретических представлений о нациях и национализме в мировой политической мысли, определены сильные и слабые стороны базовых теоретико-методологических подходов к изучению национализма;

• Выявлена зависимость роли и влияния национализма на политические процессы от характера политического режима и специфики политической культуры в отдельной конкретно взятой стране;

• Дан анализ эволюции основных разновидностей национализма, оказывающих воздействие на социально-политические процессы в современной Европе;

• Разработаны концептуальные основы взаимосвязи между национализмом и религией на современном этапе;

• Предложена авторская оценка причин активизации популистского национализма в условиях современной Европы;

• Выявлен противоречивый характер влияния европейской интеграции на развитие национализма как политической идеологии и практики.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Национализм как идеология и политическая практика зарождается в различных исторических условиях и развивается по различным траекториям. Поэтому он может принимать огромное многообразие форм, зависящих от исторического, социального и политического контекста. Соответственно, и факторы, способствующие зарождению и развитию национализма могут быть весьма различны. В связи с этим целесообразно вести речь не об одной «всеобъемлющей» теории, а о более конкретных теориях, концентрирующих свое внимание на отдельных аспектах различных видов национализма. При этом необходимо учитывать, что членам одной нации в один и тот же конкретно взятый исторический промежуток времени присущи разные типы национализма, проявляющиеся в различных идеологических и политических установках.

2. Все виды национализма объединяет свой собственный дискурс, являющийся всеобъемлющим и легитимным объяснением для всего, происходящего в современном мире и представляющий тем самым способ конструирования социальной реальности, в которой мы живем. Культурные сообщества определяются как «нации», а их члены как «граждане» именно в рамках националистического дискурса. Нации могут существовать только в контексте национализма, и именно это отличает современные нации от более ранних этнических образований.

3. Националистический дискурс включает в себя три базовые характеристики:

• он утверждает, что интересы и ценности нации превыше всех остальных интересов и ценностей;

• он рассматривает нацию как единственный источник легитимности. Здесь имеется в виду не только политическая легитимность. Нация (или национализм) могут быть использованы для оправдания любых действий, которые при других условиях не могли бы быть признаны оправданными;

• он оперирует на основе противопоставления - «нас» и «их», «друзей» и «врагов». Эти категории четко разделены набором взаимоисключаю-щихся правил и обязательств, моральных принципов и моделей поведения.

4. Национализм складывается из разнородного набора различных «националистических» идиом, практик и возможностей, которые на постоянной основе существуют в современной политической и культурной жизни. Поэтому националистический дискурс может быть эффективным только тогда, когда он воспроизводится на повседневной основе.

5. Реальная и потенциальная опасность национализма для современного мира связана с такими органически присущими ему чертами, как

• тенденция к размежеванию (этническому, религиозному, лингвистическому, культурному и т.д.), выстраивание отношений не просто по типу «мы» - «они», а, чаще, по типу «мы» - «они» -«другие» - «чужие» - «враги»;

• стремление ограничить конкуренцию в обществе сознательно вводимыми барьерами, предоставить статус наибольшего благоприятствования своей элите,

• навязать государственной власти правила, более выгодные собственной нации, чем другим.

6. В программах националистических партий в той или иной степени мы находим:

- требование этнических привилегий: национальные или этнические группы внутри государства стремятся обеспечить себе определенные национальные или этнические привилегии. При этом титульные нации государства склонны обвинять в национализме более мелкие этнические группы (каталонцев, басков, корсиканцев), а те, в свою очередь, обвиняют в национализме господствующие нации. Иными словами, национализм одной части граждан государства может противостоять национализму другой их части;

- противодействие интеграции: для многих националистических партий характерно сопротивление наднациональной интеграции, в частности, противодействие углублению компетенции и расширению Европейского Союза;

- стремление привести в соответствие территорию, заселенную определенной нацией, с территорией государства.

Национализм представляет собой нарушение баланса в отношении между национальным и общечеловеческим, когда приверженность национальным ценностям превращается в национальную исключительность, превосходство над всеми другими народами, усилия по реализации национальных интересов - в усилия по ущемлению интересов других народов, в национальный эгоизм.

7. Доминирование этнической составляющей национализма на уровне государства и его использование даже в целях достижения мобилизационного эффекта чревато разрушительными для данного государства последствиями.

Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой в зависимости от направленности политики, где сталкиваются и согласуются национальные интересы. Происходящие в современном мире межнациональные конфликты недвусмысленно показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов.

8. Процесс европейской интеграции оказывает весьма противоречивое влияние на националистические партии и движения. Позволяя в определенной степени снизить остроту сецессионных устремлений территориально сконцентрированных национальных меньшинств, он одновременно стимулирует рост националистических настроений у государствообразующих наций под влиянием осознания угроз культурного и социального характера, связанных с глобализационными процессами.

9. Будущее национализма как идеологии и политической практики в значительной степени зависит от будущего Европы, от того, как будет развиваться процесс европейской интеграции, насколько успешной станет реализация «европейского проекта». Нации и национализм зародились в Европе, и именно европейские модели и подходы оказывали и продолжают оказывать решающее влияние на формирование наций и национализма в других регионах мира. Отсюда можно сделать вывод о том, что именно Европа может и должна предложить оптимальные варианты решения этой проблемы.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем:

• на основе всестороннего анализа существующих политологических теорий предложены оригинальные концептуальные подходы к определению роли национализма в современном мире,

• выявлены сущностные изменения влияния национализма на политические процессы в условиях различных политических режимов,

• обоснованы базовые модели влияния религии на национализм;

• дано теоретическое обоснование популистской сущности современного европейского национализма;

• выдвинута и обоснована гипотеза о возможных новых тенденциях в развитии национализма в контексте европейской интеграции.

Практическая значимость результатов исследования связана с тем, что она позволяет заложить основу для принятия решений, связанных с предотвращением и разрешением этнополитических и этноконфессиональных конфликтов, прогнозировать их социально-политические последствия, способствовать преодолению кризисных явлений в сфере национальных отношений.

Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти при разработке и реализации национальной политики.

Результаты диссертационного исследования представляют интерес для научных и практических работников, Действующих политиков, государственных и муниципальных служащих, преподавателей, для все, кто профессионально занимается вопросами межнациональных отношений.

Полученные результаты могут применяться в преподавании соответствующих курсов, спецкурсов и спецсеминаров по этнополитологии и этносо-циологии.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается объективным научным анализом политических процессов, происходящих в странах современной Европы на основе изучения соответствующих документов, сопоставлении и результатов научных исследований,

Апробаиия диссертационного исследования

Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе Международной конференции «Новые политические процессы на пост-советском пространстве» (Санкт-Петербург, апрель 2006 года), ежегодных Международных научно-практических конференций «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, апрель 2006 года, апрель 2005 года, апрель 2004 года), IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации» (Москва, май 2005 года), Международной научно-практической конференции «Права человека и идентичность» (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 года), ХШ международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети» (Санкт-Петербург, 2004 год), VI Международной научно-практической конференции «Природа и статус гуманитарных технологий в пространстве современного знания» (Санкт-Петербург, 2005 год), международного Северного конгресса (Сыктывкар, 2006 год), ежегодных Герценовских чтений 2003 - 2006 годов (Санкт-Петербург).

По теме диссертационного исследования опубликовано 2 монографии и 22 статьи, общим объемом более 40,5 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Мусаев, Идрис Мусаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Национализм - это, прежде всего политика, а главный вопрос политики - вопрос о власти. Поскольку власть в современном мире - это главным образом вопрос о контроле над государством, то, соответственно, возникает необходимость ответить, почему именно национализм оказался столь пригодным «инструментом» для завоевания, удерживания и использования государственной власти, почему в условиях глобализации и европейской интеграции, целенаправленного формирования наднациональных институтов управления он, по-прежнему, остается столь влиятельной политической силой.

Представляется, что объяснение этому феномену надо искать в следующих специфических особенностях национализма как идеологии и политической практики.

Во-первых, национализм способен выполнять множество функций. В самом общем виде, как справедливо подчеркивает Дж.Бройи, можно говорить о трех различных функциях, которые выполняют националистические идеи: «координации», «мобилизации» и «легитимизации». Под координацией имеется в виду использование националистических идей для внедрения в ряды элит понятия об общих интересах, поскольку иначе эти элиты преследуют иной интерес в своем противостоянии государству. Под мобилизацией понимается применение националистических идей для обеспечения поддержки политическому движению среди тех широких слоев, которые прежде были выключены из политического процесса. Под легитимизацией подразумевается использование националистических идей для оправдания целей политического движения как перед лицом государства, которому оно оппонирует, так и влиятельных внешних сил, например, иностранных государств и их общественного мнения (Вгеш'Ну 1996:166-167).

Анализ современного национализма позволяет сделать вывод о том, что он, чаще всего, выступает в различных формах, в зависимости от целей и функций соответствующих движений, что позволяет нам выделить следующие основные типы национализма:

• национализм как форма борьбы за права и свободы личности, за равноправие граждан;

• национализм как форма мобилизации для модернизации;

• национализм как форма борьбы за независимость страны от внешних сил;

• национализм как форма борьбы против глобализации, воспринимаемой как угроза социальным и культурным достижениям;

• национализм как идеологическое противодействие коммунизму, с присущей ему идеологией интернационализма;

• национализм как борьба за сохранение этнической идентичности в условиях оторванности от основного этноса (диаспоры) и т.д. Конечно, в реальной политической жизни национализм нередко преследует несколько целей, однако и в этом случае какая-то одна из них является доминирующей и, соответственно, формообразующей.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, насколько национализм, действительно, способен решить эти проблемы, и какова степень использования его в качестве инструмента манипулирования массами со стороны политических элит в борьбе за власть.

Представляется, что однозначно ответа здесь нет. Необходим анализ каждого конкретного варианта национализма. И здесь мы должны обратить внимание, в первую очередь, на следующие факторы:

• объективное политико-правовое и социально-экономическое положение той национальной общности, от имени которой выставляются требования;

• наличие эффективно действующих механизмов, обеспечивающих повседневный учет и баланс противоречивых интересов в обществе;

• степень конкуренции между группами элиты;

• реакция правительства на требования националистов;

• наличие в рамках одной страны нескольких видов национализма и ряд других

Во-вторых, национализм может органично сочетаться с другими современными идеологиями, как правого, так и левого толка: взаимодействие с первыми породило фашизм и нацизм, со вторыми - в частности многие национально-освободительные движения марксистского толка в Африке и Азии. Именно поэтому, справедлива, на наш взгляд, точка зрения тех исследователей, которые говорят о национализме скорее, как о дискурсе, чем как об отдельной политической идеологии.

В-третьих, в каждом случае националистические доктрины имеют свои доминанты. В качестве доминанты могут выступить языковые, религиозные, исторические или территориальные особенности региона. Национализм вписывается в конкретные этнические, национальные или государственные парадигмы, адаптируется к культурным особенностям народа, который принимает национализм как идеологию.

В-четвертых, несомненным остается тот факт, что националистическая идеология - это мощнейшее политическое оружие. Связано это, в первую очередь, с тем значением, которое имеет для отдельно взятого человека его национальная идентичность, особенно в тех условиях, когда другие идентичности оказываются в состоянии кризиса. Так, анализируя активизацию национализма в Центральной и Восточной Европе, Мирослав Хрох делает следующий вывод: «В социальной ситуации, когда старый режим гибнет, когда старые отношения оказались в постоянном изменении и общая нестабильность растет, члены «недоминантной этнической группы» видят сообщество языка и культуры в качестве последней определенности, однозначно демонстрируемой ценности. Сегодня, когда система плановой экономики и социальной безопасности развалилась, еще раз - ситуация аналогична - язык служит заменой факторов интеграции в дезинтегрированном обществе. Когда общество проигрывает, нация оказывается последней гарантией» (цит. по: НоЬзЬа\ут 1996: 261).

Опасность национализма заключается в том, что он представляет собой отрыв своего национального от общечеловеческого, которое существует и составляет необходимый компонент в структуре национального, когда приверженность национальным ценностям превращается в национальную исключительность, превосходство над всеми другими народами, усилия по реализации национальных интересов - в усилия по ущемлению интересов других народов, в национальный эгоизм, в sacro egoismo (святой эгоизм), как называли его итальянцы во времена Муссолини.

Доминирование этнической составляющей национализма на уровне государства и его использование даже в целях достижения мобилизационного эффекта чревато разрушительными для данного государства последствиями.

Национализм является мощным источником социальной энергии, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой в зависимости от направленности политики, где сталкиваются и согласуются национальные интересы. Происходящие в современном мире межнациональные конфликты недвусмысленно показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов.

Особую опасность представляет соединение национализма с религией. Можно выделить три базовые модели соотношения национализма и религии в современном мире.

Первый тип - это разделение национализма и религии, когда в центре национальных движений лежит идея светского государства, предусматривающая отделение церкви от государства и соответственно делающая возможным и отделение религиозной идентичности от национальной.

Второй тип - относительная независимость религии и нации при определенных вариантах взаимодействия между ними. В некоторых случаях и до определенных пределов религиозная идентичность означает и национальную идентичность и наоборот. Все зависит от того, кто является основным «врагом» националистов в данной конкретно-исторической ситуации.

Третий тип взаимоотношений характеризуется ситуацией, когда религиозная идентичность становится основой для национальной идентичности и рассматривается в качестве важнейшей ее части. В этом случае велика вероятность того, что в случае прихода к власти националистических сил построение (или дальнейшее развитие) национального государства пойдет по недемократическому пути.

Будущее национализма как политической идеологии и практики, на наш взгляд, в значительной степени зависит от будущего Европы, от того, как будет развиваться процесс европейской интеграции, насколько успешной станет реализация «европейского проекта». Нации и национализм зародились в Европе, в рамках, прежде всего, европейской политической мысли происходило осознание и правовой оформление таких ключевых понятий, как национальный суверенитет, право на национальное самоопределение, национальное меньшинство и других, шел поиск путей предотвращения и разрешения этнополитических конфликтов. И именно Европа может, на наш взгляд, предложить оптимальные варианты решений национальных проблем. Весь вопрос заключается в том, сможет ли она это сделать или узкие национальные интересы возьмут вверх над общеевропейскими и общечеловеческими. Если конституционный патриотизм и гражданский национализм, особенно реализуемые на общеевропейском уровне, способны сыграть ведущую роль в предотвращении конфликта национальных идентичностей и обеспечить более прочную социальную связь в обществе, популистская критика со стороны националистических сил не сможет оказать сколько-нибудь серьезное влияние на будущее Европы. Однако если партикуляристская форма определения сообщества и общее чувство этнической принадлежности окажутся достаточно сильными, как это можно предполагать из анализа последних событий на европейском континенте, свидетельствующих о нарастании напряженности в отношениях между различными этноконфессиональными группами, популистская критика либеральной демократии и гражданского национализма могут стать постоянными факторами европейского политического процесса.

Те тенденции, которые возьмут верх в Европейском Союзе, несомненно, окажут сильное влияние на позиции национализма в современной России и приведут либо к дальнейшему сближению Российской Федерации с другими европейскими странами и ориентации российской политической элиты на европейские модели при сохранении национальной специфики, либо к отказу от использования опыта неудавшегося «наднационального» проекта.

Думается, что уже в ближайшие годы мы найдем ответ на этот вопрос.

Список литературы диссертационного исследования доктор политических наук Мусаев, Идрис Мусаевич, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации Национальное и националистическое в судьбах народов Рамазан Абдулатипов СПб. : Лениздат , 1992- 191 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1994. 312 с.

3. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М.: Научная книга, 2005.472 с.

4. Авинери Ш. Амбивалентность национализма http://old.russ.ru/antolog/predely/4/dem 1-3.ЫшАкадемик

5. Ю.В.Бромлей и отечественная этнология. (1960-1990). Под ред. Козлова С.Я.-М.: Наука, 2003.-332 с.

6. Ален А. Национализм федерализм - демократия. Пример Бельгии // Панорама-Форум. 1997. № 11. - с. 30-39.

7. Альтерматг У. Этнонационализм в Европе. М.: РГГУ, 2000.- 367 с.

8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.:Канон-Пресс-Ц, 2001. 288 с.

9. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность (отклик на статью С.В Чешко). // Этнографическое обозрение. - 1995. № 5 — С. 7 — 10.

10. Ю.Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.

11. Атмурзаева Ф.И.Этнические конфликты : Соц.-филос. анализ : Дис. канд. филос. наук : 09.00.11 СПб. ,1997- 162 с.

12. Ачкасов В.А. Этнополитология. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. 340 с.

13. Баграмов Э. Нация как согражданство? // Независимая газета. 15.03.94.

14. Барановский К. Далеко от Литвы. // Век XX и мир. 1991. № 10. http://old.russ.ni/antolog/vek/l 991 /10/Ьагап.Ыт

15. Бенедиктов К. Бельгия: «Иммигранты это Троянский конь!» httpV/www.pravda ru/world/2005/5/14/36/2052 lULTRA.html

16. Божко А. Современный украинский национализм. 18.10.2003 www.ua-pravda.com

17. Болтенкова JI. Характерные черты бельгийского федерализма // Панорама-Форум. 1997. № 11. с.56-99.

18. Борисов И.И. Этнические конфликты в условиях становления независимого государства : На примере Грузии : Дис. . канд. политол. наук : 23.00.02 М., 2002 161 с

19. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с.

20. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987. 427 с.21 .Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма //Ab Imperio 2000 г. №1. - С. 151 -165, №2 - с. 247-268.

21. Булгаков С. Н. Нация и человечество // Сочинения в двух томах Т. 2. М :, Наука, 1993.- С. 644-653.

22. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Сочинения в двух томах. М., Т. 2. С. 435-457.

23. Бусыгина И. М. Концептуальные основы европейского регионализма. //В кн.: Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001. - с. 397411.

24. Верховский А. Национализм и ксенофобия в российском обществе . М. : Панорама, 1998-203 с.

25. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5. -с.15-26.

26. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 319 с.

27. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его истинные соперники. М.: Ad Marginem, 1995. 222 с.

28. Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизация. Вып. 4. — М., 1997. — С. 95 — 102.

29. ЗО.Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах. Вестник высшей школы. 1991. - № 9.- с.37-49.31 .Глебов С. Читая Р. Брубейкера. // Ab Imperio 2000 г. №1. - с.268-275.

30. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис- Пресс, 2001. 556 с.

31. Гусейнов Г., Драгунский Д., Сергеев В., Цымбурский В. Этнос и политическая власть//Век XX и мир. 1989. № 9.- с. 27-38.

32. Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770-1990. СПб : Наука, 2003-468 с.

33. Дельпере Ф., Энтин JI. М. Конституционные реформы и процесс федерализации Бельгии // Советское государство и право. 1989. № 11. с.USUS.

34. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / отв. ред. Дробижева Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. М.: Мысль, 1996.-381 с.

35. Джонс К. Политическое потрясение в Индии — Потеря власти индуистской националистической партией БДП. 18 мая 2004 г. www.wsws.org/ru/2004/mai2004/indi-m 18.shtml

36. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата : Казахстан , 1990- 197 с.

37. Доган М. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство-нация, власть // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 12. -с.12-23.

38. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе // Социс. 1993. № 3. с.34-42.

39. Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб: ЦИПК руководящих работников и специалистов проф. образования, 1995. 199 с.

40. Дробижева Л. Возможность либерального этнонационализма. http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/36537.htm

41. Другая Центральная Европа. Логос-Пресс №18 (466) / 17 мая 2002 г. / 1Шр://^05.рге58 тс1/У/еек1у/Ма1'п.а8р?155иеЫит

42. Зотова О. М. Идея европейского единства и национальная идентичность // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. М., 1999.№3.-с.150-167.

43. Иванова С. Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. N 3. - С.292-302.

44. Иларионова Т. С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (Теория диаспоры) Т. Иларионова М.: Нойес Лебен , 1994. -167 с.

45. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России. Сб. статей. Новосибирск: Рус.арх., 1991.-132 с.

46. КИноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003. 730 с.

47. Кагиян С. Г. Нации, этносы и национализм: Опыт социально-философ. и методол. Анализа. М.: Гуманитарий , 2003 294 с.

48. Казанская Т. В. «Особый случай» корсиканской автономии// Полис. 1995. № 5. с.136-148.

49. Кандель П. Е. Национализм и проблемы модернизации в посттоталитарном мире //Полис. 1994. № 6. с.6-15.

50. Кириченко И., Панина Н. Особенности национальной толерантности в Украине. http://wvAV.zerkalo-nedeli.com/nn/show/408/35964/

51. Коган А. Голландистан: от рассвета до джихада// http: www.contr-tv.ru/print/1001/

52. Козлов В. И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996, №6.-с. 15-29.

53. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. — 1996. No 5. —С. 13 — 23.

54. Корнеа А. Евроатлантическая «санация» Румынии. http://www.day.ua/75757/.

55. Корнилов А. А. О возможностях духовного измерения балканского конфликта 1999 г. // Балканский кризис: истоки, состояния, перспективы. Материала международного научного семинара. Нижний Новгород., 2000 г. - с.95-133.

56. Коротеева В. В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке // Этнографическое обозрение. 1993. № 3. -с.45-60.

57. Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 3. http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55630.htm

58. Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.:РГГУ, 1999.-139 с.

59. Кричевский Р. Организация украинских националистов на Украине организация украинских националистов за рубежом и 34 ОУН. Замечание по истории укр. националист, движения Роман Кричевский. - Львов : Мемориал , 1991 -116 с.

60. Крылов А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции (из опыта политического развития некоторых зарубежных стран). М.: Знание, 1990. 62 с.

61. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей// Советская этнография. 1986. № 3. с.76-89.

62. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. О праве наций на самоопределение. О национальной гордости великороссов.

63. М.Политиздат, 1978. 100 с.

64. Линд М. В защиту либерального национализма // Панорама-форум, 1996. № 1. с.3-15.

65. Лурье С. Национализм, этничность, культура.http7/www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction

66. Любарская Е. Третья мировая война добралась до Нидерландов.http: www.lenta.ru/articles/2004/1 l/10/holland/Printed.htm

67. Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. М.:КДУ, 2005.-315с.

68. Малинова О.Ю. Либеральный национализм (середина XIX начало XX века) - М.: РИК Русанова, 2000. - 254 с.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. http://www.skmrf.ru/library/libraryfiles/manifest.htm

70. Миллер А.И.Национализм как теоретическая проблема// Полис. 1995. № 6. с.55-60.

71. Милюков П.Н. Национальный вопрос: (происхождение национальности и национальные вопросы в России). М.:Б.м., 1925. -158 с.

72. Моисеев Н. Н. Размышления о национализме // Социально-политический журнал. 1994. № 7-8.- с.31-39.

73. Морозов Н. Румынская дубинка из мешка. // «Эхо планеты» 1994. N1. с.12-18.

74. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии, 1992.Т.1. 1992. с.83-96.

75. Нарочницкая Е. А. Национализм: история и современность. М.:ИНИОН, 1997.- 59 с.

76. Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др; Пер.с англ.и нем. М: Праксис, 2002. - 412 с.

77. Национализм (Взгляд из-за рубежа) : Реф сб. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Информ.-аналит. центр, Науч.-информ. отд.; [Редкол.: Иванов Г. И. (отв. ред.) и др.] М.: РАГС , 1995 134 с.

78. Национализм и формирование наций. Теоретические исследования 80— 90-х годов / Под ред Миллера А. И. // Нация и национализм. М.: Б.и., 1999.- 194 с.

79. Национализм, консерватизм и либерализм в новой и новейшей истории Запада Межвуз. сб науч. тр. Калинингр. гос. ун-т; Редкол.: В. В. Сергеев (отв. ред.) и др. Калининград : КГУ, 1996 99 е.,

80. Национализм. Полемика 1909-1917. Сборник статей. / Под ред. Колерова М.А. М: Дом интеллектуальной книги, 2000. 237 с.

81. Нодия Г. Демократия и национализм // Век XX и мир. 1994. № 7 8. http://old.russ.ru/antolog/prede ly/4/dem 1 -1 .htm860 дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. Т. 2 (1997). № 4. -http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55630.htm

82. Палешутски К.Национальный вопрос в Югославской федерации: Национальные проблемы на Балканах: история и современность. М.: ,1992. -184 с.

83. Парсонс Т. О социальных системах. М.:Академический проект, 2002. -830 с.

84. Перин P. J1. Психология национализма. СПб.: ЛИО Редактор, 1999 172 с.

85. Петров Н. «Ислямът в бившата Югославия» Зора. София, 1992. - № 14. с. 26-41.

86. Поздняков Э. А. Нация, национализм, национальные интересы. М.:Прогресс, 1994.- 123 с.

87. Политическая наука. Национализм новейшие исследования // Отв. ред. и составитель Миллер А.Н. М., 2002.- 188 с.

88. Помогаев В.В. Украинский национализм после второй мировой войны: маски и лицо. Тамбов: ТГУ, 2000.- 209 с.

89. Рахматуллин Э. С. Понять общество, в котором мы живем : конструирование национальной государственности. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2001 128 с.

90. Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополити-ческой динамики России / Редкол.:А.Г. Здравомыслов и др.; М.: РНИ-СиНП, 1998.-198 с.

91. Росалес X. М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // Полис. 1999. № 6. с.93-104.

92. Росенко М. Н Этнонациональные процессы в современном обществе. СПб., 1996.- 184 с.

93. Рубинский Ю. И. Политические партии в Европе на рубеже XXI века // Современная Европа. 2001. № 4. http://www.ieras.ru/journal/journal4 2001/4.Мш

94. Рупник Ж. Виртуальный национализм 13.09.2001 Ьир://1о§оз ргез8.т(1Л¥еек1у/Мат.а8р?188иеЫит

95. Руткевич М. Н. Теория нации: Философские вопросы // Вопросы философии. 1999. №5.-с. 19-32.

96. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике. //ПОЛИС. -1999. №4. -с.141-147.

97. Савицкий П.И. Становление Бельгийской федерации // Известия вузов. Правоведение. СПб., 1995. № 4-5. с.72-87.

98. Серно П. Этнос и демос: дискурсивное построение этнической идентичности . В кн.: Этничность. Национальные отношения. Социальная практика. СПб., ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1995. с. 51 - 59.

99. Серова Н. В тупике сепаратизма. Русский Журнал / Политика /www.russru/politics/20030708-ser.html

100. Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 203 с.

101. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб, 1994. 252 с.

102. Смит Э. Национализм и модернизм, http://www.politizdat.ru/fragment/13/

103. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х тт. М., 1989.

104. Социологические теории национализма Науч.-аналит. обзор / П. Н. Фомичев. М.: ИНИОН , 1991 34 с

105. Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика. 1997. - 526 с.

106. Струве П.Б. В чем же истинный национализм?// Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века:: Хрестоматия в 2-х т. Т. 2 / Сост. Н. С. Смолкина. М.: «Радикс», 1995. - С. 324 - 329.

107. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.: ИЭА, 1995.-299 с.

108. Тадевосян Э.Б. О совершенстве национально-государственных отношений в СССР и русле перестройки//Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. М.: Политиздат, 1989.-С. 34-57.

109. Тишков В. А Народы и государство // Коммунист. 1989. № 12. с.49-59.

110. Тишков В. А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение, 1998. № 5. с.3-26

111. Тишков В.Я. К вопросу о сущности этнической идентификации // Этнографическое обозрение. — 1998, No 6 — С. 1 — 24.

112. Тишков В. А. О нации и национализме. Свободная мысль, 1996, № 3. -с.30-38.

113. Тишков В. А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001. 240 с.

114. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по политической антропологии. М.: Наука, 2003. 542 с.

115. Тойнби А. «Постижение истории». М.: Айрис- Пресс, 2001. - 637 с.

116. Тоффлер Э. «Война и антивойна». Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века М.: АСТ, 2005. - 412 с.

117. Тэвдой-Бурмули А. И. Европейский национализм в контексте европейской интеграции. Доклады Института Европы РАН, N 22. М., 1996. -58 с.

118. Тэвдой-Бурмули А. И. Старые теории и новые проблемы // Политическая наука. Национализм новейшие исследования. М., 2002. - с. 12-20.

119. Украина во внешнеполитических концепциях Румынии http://www.tuad.nsk.ru/~history/works/UkrXX/al 1 .htm

120. Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль. 1995. №3.-с. 78-86.

121. Фадеева Т. М. Единая Европа: идея и реальность: Концепции культурной идентичности. М.: ИНИОН, 1997. -47 с.

122. Хакимов Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.- 87 с.

123. Ханнигтон С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994, № 1. -с.33-48.

124. Хенкин С. М. Терроризм против государства. // Современная Европа. 2003, №2.-с. 120-128.

125. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб: Алтейя., 1998.-305 с.

126. Череда М. Расизм завоевывает Францию. http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/199/17516/

127. Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 2003 190 с.

128. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. — 1994. No 6. — С. 35 — 49.

129. Чичерин Б.Н. Польский и еврейский вопросы. Ответ на открытые письма Н.К. Ренненкампфа. Берлин: Издание Гуго Штейниц, 1901.- 74 с.

130. Швейцер В. Зиг, Хайдер! 14.02.2000 http://2000. novayagazeta.ru/ nomer/2000/06n/n06n-s28.shtml

131. Шпак З.В. Антигуманизм идеологии униатства и национализма Киев: О-во "Знание" УССР, 1988 47 с.

132. Шутина Ю. Нессиметричный голландский ответ // http: www.411 ru.com/news/todaysnews/news.htrn

133. Этнические и региональные конфликты в Евразии : В 3 кн. Кн. 2. Россия, Украина, Белоруссия Общ. ред. А. Зверев и др. М.: Весь мир , 1997-222 с.

134. Этнический национализм и государственное строительство. М: Институт Востоковедения РАН, 2001. - 430 с.

135. Этничность и власть в полиэтничных государствах Материалы между нар. конф. (5-27 янв.)1993 г. Отв. ред. В. А. Тишков. М.: Наука , 1994 313 с.

136. Этнос и политика: Хрестоматия. Сост. Празаускас А.А. Екатеринбург: УРАО 2000. 395 с.

137. Alter, Р. (1989) Nationalism, London: Edward Arnold. -315 p.

138. Anderson, В. (1991) 1983. Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism, London: Verso, 2nd edn. 227 p.

139. Anderson, B. (1996) 'Introduction', in G. Balakrishnan (ed), Mapping the Nation, London: Verso, p.1-16.

140. Anderson, P. (1992) A Zone of Engagement, London: Verso. 278 p.

141. Anderson, B. (1998) Spectres of Comparison: Nationalism, Southeast Asia and the World, London and New York: Verso. 194 p.

142. Arditi B. Populism as a spectre of democracy: a response to Cano-van//Political Studies. vol.52.- N.l - 2004. -p. 130- 147

143. Armstrong, J. (1982) Nations before Nationalism, Chapel Hill: University of North Carolina Press. 398 p.

144. Armstrong, J (1995) 'Towards a Theory of Nationalism: Consensus and Dissensus', in S. Periwal (ed.), Notions of Nationalism, Budapest: Central European University Press. p.34-43.

145. Balakrishnan, G. (ed.) (1996) Mapping the Nation, London: Verso. 457 p.

146. Balibar, E. (1990) 'The Nation Form: History and Ideology', New Left Review, xiii (3). p.329-61.

147. Barnard, F. M. (1983) 'National Culture and Political Legitimacy: Herder and Rousseau', Journal ofthe History of Ideas, XUV(2). -. P. 231-53.

148. Barnard, F. M. (1984) 'Patriotism and Citizenship in Rousseau: A Dual Theory of Public Willing?', The Review of Politics, 46(2). -p. 244-65.

149. Bauman, Z. (1991) Modernity and Ambivalence, Cambridge: Polity Press. -347 p.

150. Bauman, Z. (1992) 'Soil, Blood and Identity', The Sociological Review, 40 -p. 675-701.

151. Baycroft, T. (1998) Nationalism in Europe 1789-1945, Cambridge: Cambridge University Press. 495 p.

152. Betz H.-G. Radical Right Wing Populism in Western Europe. New York: St. Martin's Press, 1994. 356 p.

153. Bhabha, H. (ed.) (1990b) Nation and Narration, London: Routledge. 412 p.

154. Billig, M. (1995) Banal Nationalism, London: Sage. 298 p.

155. Borntraeger, E. (1999) Borders, Ethnicity and National Self-Determination. Vienna: Baumueller. 473 p.

156. Boyce, D. (1995) Nationalism in Ireland. Third Edition ed. London and New York: Routledge. 349 p.

157. Brass, P. R. (1977) 'A Reply to Francis Robinson', Journal of Commonwealth and Comparative Politics, 15(3). p. 230-4.

158. Brass, P. R. (1979) 'Elite Groups, Symbol Manipulation and Ethnic Identity among the Muslims of South Asia', in D. Taylor and M. Yapp (eds), Political Identity in South Asia, London: Curzon Press. p.35-68.

159. Brass, P. R. (1991) Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison, New Delhi and Newbury Park: Sage. 516 p.

160. Brehony, K. J. and Rassool N. (ed.) (1999) Nationalisms Old and New. New York: St. Martin's Press. -490 p.

161. Breuilly, J. (1993a) 1982. Nationalism and the State, Manchester: Manchester University Press, 2nd edn 217 p.

162. Breuilly, J. (1985) 'Reflections on Nationalism', Philosophy of the Social Sciences, 15. p. 65-75.

163. Breuilly, J. (1993b) 'Nationalism and the State', in R. Michener (ed.), Nationality, Patriotism and Nationalism in Liberal Democratic Societies, Minnesota: Professors World Peace Academy. p. 19-48.

164. Breuilly, J. (1996) 1994. 'Approaches to Nationalism', in G. Balakrishnan (ed.), Mapping the Nation, London: Verso. p. 146-74.

165. Brubaker, R. (1992) Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge, Mass. 278 p.

166. Brubaker, R. (1996) Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe, Cambridge: Cambridge University Press. 441 p.

167. Calhoun, C. (1993) 'Nationalism and Ethnicity', Annual Review of Sociology, 19.-p. 211-39.

168. Calhoun, C. (1997) Nationalism, Buckingham: Open University Press. 312 P

169. Canovan M. Trust the people: populism and the two faces of democracy// Political Studies-vol.47.-N. 2.- 1999.- pp.3-19.

170. Carr, E. H. (1945) Nationalism and After, London: Macmillan. 298 p.

171. Chatterjee, P. (1986) Nationalist Thought and the Colonial World: A Derivative Discourse?, New Jersey: Zed Books. 415 p.

172. Chatterjee, P. (1990) 'The Nationalist Resolution of the Women's Question', in K. Sanghari and S. Vaid (eds), Recasting Women: Essays in Colonial History, New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. p. 233-53.

173. Chatterjee, P. (1996) 1993. 'Whose Imagined Community?', in G. Balakrishnan (ed.), Mapping the Nation, London: Verso. p. 214-25.

174. Cocks, J. (2002) Passion and Paradox: Intellectuals Confront the National Question. Princeton: Princeton University Press. 332 p.

175. Connor, W. (1994) Ethnonationalism: The Quest for Understanding, Princeton: Princeton University Press. 427 p.

176. Conversi, D. (1997) The Basques, the Catalans and Spain: Alternative Routes to Nationalist Mobilisation. London: Hurst & Company. 346 p.

177. Conversi, D.(ed.) (2004). Ethnonationalism in the Contemporary World: Walker Connor and the Study of Nationalism. London and New York: Routledge. 302 p.

178. Dahbour, O. and Ishay, M (ed.) (1995). The Nationalism Reader. Atlantic Highlands: Humanities Press. 573 p.

179. Day G. (2004) Theorizing nationalism Graham Day a. Andrew Thompson ; consultant ed. Jo Campling Basingstoke, Hants.; New York : Palgrave Macmillan.- 223 p.

180. Delanty G., O'Mahony P.(2002). Nationalism and Social Theory. London: Sage. 2002.-418 p.

181. Deutsch, K. W. (1966) 1953. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality, Cambridge, Mass.: MIT Press, 2nd edn. 278 p.

182. Diaz-Andreu (1995) Archaeology and nationalism in Spain // Nationalism, Politics, and the Practice of Archaeology. Cambridge: Cambridge University Press. p.41- 69.

183. Dissanayaka, T. (1994) The Agony of Sri Lanka. Colombo: Swastika Press. 219 p.

184. Eley, G. and R. G. Suny (eds) (1996) Becoming National: A Reader, New York and Oxford: Oxford University Press. 565 p.

185. Eller, J. D. and R. M. Coughlan (1993) 'The Poverty of Primordialism: The Démystification of Ethnic Attachments', Ethnic and Racial Studies, 16(2). p. 183-201.

186. Enloe, C. (1995) 'Feminism, Nationalism and Militarism: Wariness Without Paralysis?', in C. R. Sutton (ed.), Feminism, Nationalism and Militarism, US: The Association for Feminist Anthropology/American Anthropological Association, -p. 13-32.

187. Enloe, C. (1989) Bananas, Beaches, Bases: Making Feminist Sense of International Politics, London: Pandora. 263 p.

188. Espada A. (1997). Contra Catalunya. Barcelona : Flor del viento. 319 p.

189. Esposito, J. and J. Voll (1996) Islam and Democracy. Oxford: Oxford University Press. 489 p.

190. Essed, P. (1991) Understanding Everyday Racism, Newbury Park and London: Sage. 428 p.

191. Ethnic Conflict in the Western World (1977). Ed. by Milton J. Esman Ithaca; London : Cornell univ. press.- 399 c

192. Ethnicity and Territory in the Former Soviet Union : Regions in Conflict (2002) Ed. by James Hughes a. Gwendolyn Sasse London; Portland (Or.) : Cass. 256 p

193. Fine R. (1999).Benign nationalism? The limits of the civic ideal // People, Nation, and State. The Meaning of Ethnicity and Nationalism (Mortimer E., ed., with Fine R.) London: IB Tauris. - p. 141-163.

194. Foster Ch. (2003).Nationalism in Post-Communist World. Newbury Park and London: Sage. 394 p.

195. Fox, J. (2000) 'Religious Causes of Discrimination against Ethno-religious Minorities', International Studies Quarterly 44(3). p. 423-50.

196. Francis E.K.(I976) Interethnic Relations: An Essay in Sociological Theory. -N.-Y.: Elsevier Scientific Publishing Company. 268 p.

197. Fukuyama, F. (1989) 'The End of History', The National Interest, 16(1). p. 3-18.

198. Fuller, G. (2002) The Future of Political Islam', Foreign Affairs 81 (2). -p. 48-60.

199. Geertz, C (1993) 1973. The Interpretation of Cultures: Selected Essays, London: Fontana, 2nd edn. 318 p.

200. Gellner, E. (1964) Thought and Change, London: Weidenfeld & Nicolson. 229 p.

201. Gellner, E. (1996b) 'Reply: Do Nations Have Navels?', Nations and Nationalism, 2(3). p. 366-71.

202. Gellner, E. (1991) Nations and Nationalism, Oxford: Blackwell. 334 p.

203. Gellner, E. (1996a) 1993. The Coming of Nationalism and its Interpretation: The Myths of Nation and Class', in G. Balakrishnan (ed.), Mapping the Nation, London: Verso. p. 98-145.

204. Gellner, E. (1997) Nationalism, London: Weidenfeld & Nicolson. 427 p.

205. Gilbert, P. (1998) The Philosophy of Nationalism. Boulder, CO: Westview Press.

206. Gossiaux J. (2002). Pouvoirs ethnigues dans les Balkans Paris : Presses univ. de France , 2002 VI, 217 p.

207. Greenfeld, L. (1993) Transcending the Nation's Worth', Daedalus, 122(3).-p.47-62.

208. Greenfeld, L. (1992) Nationalism: Five Roads to Modernity, Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 347 p.

209. Guibernau, M. (1996) Nationalisms: The Nation-State and Nationalism in the Twentieth Century, Cambridge: Polity Press. 419 p.

210. Guibernau, M. (1999) Nations Without States: Political Communities in a Global Age. Cambridge, Polity Press, 1999. 398 p.

211. Gurr, T. (2000) People versus States Washington, DC: US Institute of Peace Press. 178 p.

212. Habermas J. (1996) The European nation-state its achievements and its limits, on the past and the future of sovereignty and citizenship.// Mapping the Nation. (Balakrishnan, G. ed.). - London: Verso. - p.270 - 295.

213. Habermas J. (2001) Why Europe needs a Constitution I I New Left Review . -N.5. -p.10-21.

214. Hall, J. A. (1993) 'Nationalisms: Classified and Explained', Daedalus, 122(3).-p. 1-28.

215. Hall, S. (1996a) 'Introduction: Who Needs "Identity"?', in S. Hall and P. du Gay (eds), Questions of Cultural Identity, London: Sage, p. 1-17.

216. Hall, S. (1990) 'Cultural Identity and Diaspora', inj. Rutherford (ed.), Identity: Community, Culture and Difference, London: Lawrence & Wishart p. 222-37.

217. Hall, S. (1996b) 1989. 'Ethnicity: Identity and Difference', in G. Eley and R. G. Suny (eds), Becoming National: A Reader, New York and Oxford: Oxford University Press, -p. 339-51.

218. Halliday, F. (1997a) The Nationalism Debate and the Middle East', Kaller Public Lecture, Dayan Centre for Middle Eastern and African Studies, Tel Aviv, 5 May. 43 p.

219. Halliday, F. (1997b) 'The Formation of Yemeni Nationalism: Initial Reflections', in J. Jankowski and I. Gershoni (eds), Rethinking Nationalism in the Middle East, New York: Columbia University Press, -p. 26-42.

220. Halliday, F. (1997c) 'Irish Nationalisms in Perspective', Torkel Opsahl Lecture (under the auspices of Democratic Dialogue), Belfast, 10 December. 32 P

221. Halliday, F. (1997d) 'Nationalism', inj. Baylis and S. Smith (eds), The Globalization of World Politics, Oxford: Oxford University Press p.359-73.

222. Halliday, F. (2000) Nation and Religion in the Middle East. Boulder, CO: Lyrme Ricnncr.- 485 p.

223. Hastings, A. (1997) The Construction of Nationhood: Ethnicity, Religion and Nationalism, Cambridge: Cambridge University Press. 519 p.

224. Hayes, C. (1955) 1931. The Historical Evolution of Modern Nationalism, New York: Macmillan, 5th edn. 341 p.

225. Haynes, J. (1998) Religion in Global Politics. London: Longman. 524 p.

226. Hechter, M. (1975) Internal Colonialism: The Celtic Fringe in British National Development, 1536-1966, London and Henley. Routledge & Kegan Paul. 537 p.

227. Hechter, M. (1985) 'Internal Colonialism Revisited', in E. A. Tiryakian and R. Rogowski (eds), New Nationalisms of the Developed West, Boston: Allen & Unwin. p. 17-26.

228. Hechter, M. (2000) Containing Nationalism. Oxford and New York: Oxford University Press. 447 p.

229. Hobsbawm, E. J. (1990) Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality, Cambridge: Cambridge University Press. 312 p.

230. Hobsbawm, E.J. (1996) 1992. 'Ethnicity and Nationalism in Europe Today', in G. Balakrishnan (ed.), Mapping the Nation, London: Verso. p. 255-66.

231. Hobsbawm, E.J. and T. Ranger (eds) (1983) The Invention of Tradition, Cambridge: Cambridge University Press. 575 p.

232. Hockenos P. (1993) Free to Hate: the Rise of the Right in Post-Communist Eastern Europe.- New York: Routledge. 376 p.

233. Hroch, M. (1995) 'National Self-Determination from a Historical Perspective', in S. Periwal (ed.), Notions of Nationalism, Budapest: Central European University Press. p. 65-82.

234. Hroch, M. (1993) 'From National Movement to the Fully-Formed Nation: The Nation-Building Process in Europe', New Left Review, 198. p. 3-20.

235. Hroch, M. (1985) Social Preconditions of National Revival in Europe: A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations, Cambridge: Cambridge University Press. 416 p.

236. Hroch, M. (1996) 'Nationalism and National Movements: Comparing the Past and the Present of Central and Eastern Europe', Nations and Nationalism, 2(1).-p. 35-44.

237. Hutchinson, J. and A. D. Smith (1994) 'Introduction', in J. Hutchinson and A. D. Smith (eds), Nationalism, Oxford: Oxford University Press, -p. 3-13.

238. Hutchinson, J. (1994) Modern Nationalism, London: Fontana. 317 p.

239. Ignatieff M. (1993) Blood and Belonging. New York: Farrar, Strauss and Giroux. 268 p.

240. James, P. (1996) Nation Formation: Towards a Theory of Abstract Community, London: Sage. 338 p.

241. Jayawardena, K. (1986) Feminism and Nationalism in the Third World, London: Zed Books. 324 p.

242. Jensen, G. (2002) Irrational Triumph: Cultural Despair, Military Nationalism, and the Ideological Origins of Franco's Spain. Reno: University of Nevada Press. -217 p.

243. Jubulis M. (2001) Nationalism and Democratic Transition : the politics of citizenship a. language in post-Soviet Latvia. Lanham, Md. etc.: Univ. press of America-416 p.

244. Juergensmeyer, M. (1993) Religious Nationalism Confronts the Secular State. Oxford: Oxford University Press. 394 p.

245. Keating M. (2004). Plurinational Democracy. Oxford: Oxford University Press 197 p.

246. Kedourie, E. (1994) 1960. Nationalism, Oxford: Blackwell, 4th edn. 318 P

247. Kellas, J. G. (1991) The Politics of Nationalism and Ethnicity, London: Macmillan. -184 p.

248. Kennedy M. Cultural formations of postcommunism : Emancipation, transition, nation, a. war. Minneapolis; London : Univ. of Minnesota press , 2002 369 p.

249. King, Ch. The Moldovans: Romania, Russia and the Politics of Culture. Stanford: Hoover Institution Press, 1999.- 215 p.

250. Kitching, G. (1985) 'Nationalism: The Instrumental Passion', Capital & Class, 25.-p. 98-116.

251. Kitschelt H., The Radical Right-Wing in Western Europe.- New York: Macmillan,!995. -412 p.

252. Kohn, H. (1957) 1946. Prophets and Peoples: Studies in Nineteenth Century Nationalism, New York: Macmillan, 4th edn. 413 p.

253. Kohn, H. (1967) 1944. The Idea of Nationalism, New York: Collier, 2nd edn. 395 p.

254. Kovacs Eva. From the Turul Bird to the Image of the Finance Minister: The Role of Myths in the Post-Communist Transition, Hungary 1988-1996 http://www.ssees ac.uk/kovacsl.htm

255. Kristeva, Julia. (1993) Nations without Nationalism. New York: Columbia University Press. 165 p.

256. Language and nationalism in Europe (2002). Ed. by Stephen Barbour a. Cathie Carmichael Oxford etc.: Oxford univ. press. 319 p.

257. Lerner, D. (1958) The Passing of Traditional Society, New York: Free Press. -168 p.

258. Lieven, A. (1997) 'Qu'est-ce qu'une Nation?', The National Interest, 49. -p. 10-22.

259. Llobera, J. R. (1994) The God of Modernity: The Development of Nationalism in Western Europe, Oxford and Providence: Berg Publishers. 287 p.

260. Lord, C and Strietska-Ilina O. (ed.) (2001). Parallel Cultures: Majority/Minority Relations in the Countries of the Former Eastern Bloc. Burlington, VT: Ashgate.

261. Lovell D. (1999) Nationalism, civil society, and the prospects for freedom in Eastern Europe// Australian Journal of Politics and History. N.l p.45-65.

262. Magocsi P. (2002) The roots of Ukrainian nationalism : Galicia as Ukraine's Piedmont. Toronto : Univ. of Toronto press. 214 p.

263. Marx A. (2003) Faith in Nation : Exclusionary Origins of Nationalism. Oxford: Oxford univ. press. 258 p.

264. Mazower, M. (2000) Dark Continent: Europe's Twentieth Century. New York: Vintage Books. 396 p.

265. McClintock, A. (1996) 1991. "'No Longer in a Future Heaven": Nationalism, Gender, and Race', in G. Eley and R. G. Suny (eds), Becoming National: A Reader, New York and Oxford. Oxford University Press, -p. 260-85.

266. McCrone, D. (1998) The Sociology of Nationalism, London: Routledge.-187 p.

267. McLeod, H. (1999) 'Protestantism and British National Identity', in P. van der Veer and H. Lehmann (eds) Religion and Nation. Princeton, NJ: Princeton University Press. p. 44-67.

268. Meny Y., Surel Y. (2001) Populismo e Democrazia. Bologna: 11 Mulino. -2001.-134 p.

269. Mill, J. S. (1996) 1861. -Nationality', in S. Woolf (ed.), Nationalism in Europe, 1815 to the Present: A Reader, London and New York: Routledge. -p.39-51.

270. Miller, D. (2000) Citizenship and National Identity. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. 196 p.

271. Minkenberg M. (2002) The radical right in postsocialist Central and Eastern Europe: comparing observations and interpretations// East European Politics and Societies. N16 p.331-347.

272. Minogue, K. (1996) 'Ernest Gellner and the Dangers of Theorising Nationalism', in J. A. Hall and I. Jarvie (eds), The Social Philosophy of Ernest Gellner, Atlanta and Amsterdam: Rodopi. p. 113-28.

273. Minogue, K. (1970) Nationalism. L : Batsford. - 281 p.

274. Moore, M. (2001) The Ethics of Nationalism. New York: Oxford University Press. 175 p.

275. Mostov J. (1998) The use and abuse of history in Eastern Europe: a challenge for the 1990s.// Constellations. vol.4. - N.3. - p. 370- 392.

276. Mudde C. (2002)In the name of the peasantry, the proletariat, and the people: populisms in Eastern Europe // Democracies and the populist challenge ( Meny Y., e.a.), Basingstoke, Palgrave, 2002, p. 213- 235.

277. Munck, R. (1986) The Difficult Dialogue: Marxism and Nationalism, London: Zed Books.- 247 p.

278. Nairn, T. (1974) 'Scotland and Europe', New Left Review. p. 81-127.

279. Nairn, T. (1981) 1977. The Break-up of Britain: Crisis and Neo-Nationalism, London: Verso, 2nd edn. 312 p.

280. Nairn, T. (1997) Faces of Nationalism: Janus Revisited, London: Verso. -421 p.

281. Nationality and nationalism (2004) Vol. 1. Theoretical studies. Tauris guides to international relations 473 p.

282. Nationality and nationalism (2004) Vol. 2. Area and period studies antiquity and Europe. Tauris guides to international relations - 417 p.

283. Nimni, E. (1991) Marxism and Nationalism: Theoretical Origins of a Political Crisis, London: Pluto.-163 p.

284. O'Brien C. Religion, Nationalism, and Civil Society www.nhc.rtp.nc.us

285. O'Brien, C. (1994) Ancestral Voices. Chicago, IL: University of Chicago Press. -219 p.

286. O'Leary, B. (1996) 'On the Nature of Nationalism: An Appraisal of Ernest Gellner's Writings on Nationalism1, in J. A. Hall and I. Jarvie (eds), The Social Philosophy of Ernest Gellner, Atlanta and Amsterdam: Rodopi. p. 71-112.

287. Orridge, A. W. (1981a) 'Uneven Development and Nationalism -1, Political Studies, xxix(l).-p. 1-15.

288. Orridge, A. W. (1981b) 'Uneven Development and Nationalism 2', Political Studies, xxix(2). - p. 181-90.

289. Ozkirimli U. (2000) Theories of Nationalism: A Critical Introduction. New York: Palgrave.- 253 p.

290. Periwal, S. (1995) 'Conclusion' in S. Periwal (ed.), Notions of Nationalism, Budapest: Central European University Press, -p. 228-40.

291. Poole, R. (1999) Nation and Identity. London and New York: Routledge. -273 p.

292. Pop-Eleches Gr. (2001) Romania's politics of dejection. Journal of Democracy, Vol. 12, No 3, July. p.163-166

293. Priban J., Reconstituting paradise lost: temporality, civility, and ethnicity in post-communist constitution-making// Law & Society Review . N38 (2). -2004.-p. 401-423.

294. Prodanov V. Religion and Inculturation in the Post-Communist World //Labyrinth, vol.3, winter 2001. p. 119-132.

295. Puri J. (2004) Encountering nationalism. Maiden, MA etc.: Blackwell, -248 p.

296. Renan, E. (1990) 1882. 'What is a Nation?', in H. Bhabha (ed.), Nation and Narration, London: Routledge. p. 8-22.

297. Rieffer B.-A. (2003) Religion and Nationalism. Understanding the Consequences of a Complex Relationship. SAGE Publications, Vol.3 (2). L.: Thousand Oaks, CA and New Delhi. - p.215-242.

298. Robinson, F. (1977) 'Nation Formation: The Brass Thesis and Muslim Separatism', Journal of Commonwealth and Comparative Politics, 15(3). p. 215-30.

299. Robinson, F. (1979) 'Islam and Muslim Separatism', in D. Taylor and M. Yapp (eds), Political Identity in South Asia, London: Curzon Press. p. 78-107.

300. Ruiz Zapatero G. (1996) Celts and Iberians. Ideological manipulations in Spanish archaeology// Cultural identity and archaeology. London: Routledge.-p.25-43.

301. Rydgren J. (2002) Political Protest and Ethno-nationalist Mobilization : The case of the French Front Nat. Stockholm : Dep. of sociology. Stockholmuniv. 326 p,

302. Searle-White, J. The Psychology of Nationalism. New York: Palgrave/St. Martin's Press, 2001.-271 p.

303. Shils, E. (1957) 'Primordial, Personal, Sacred and Civil Ties', British Journal of Sociology, 8(2).-p. 130-45.

304. Smith, A. D. (1983) 1971 . Theories of Nationalism, London: Duckworth, 2nd edn. 345 p.

305. Smith, A. D. (1986) The Ethnic Origins of Nations, Oxford: Blackwell. -298 p.

306. Smith, A. D. (1991a) National Identity, London. Penguin.-168 p.

307. Smith, A. D. (1991b) 'The Nation: Invented, Imagined, Reconstructed?', Millennium: Journal of International Studies, 20(3). p. 353-68.

308. Smith, A. D. (1994) 'The Problem of National Identity: Ancient, Medieval and Modern?', Ethnic and Racial Studies, 17(3). p. 375-99.

309. Smith, A. D. (1995) Nations and Nationalism in a Global Era, Cambridge: Polity Press.-211 p.

310. Smith, A. D. (1996a) 1992. 'Nationalism and the Historians', in G. Balakrishnan (ed.), Mapping the Nation, London: Verso. p. 175-97.

311. Smith, A. D. (1996b) 'Memory and Modernity: Reflections on Ernest Gell-ner's Theory of Nationalism', Nations and Nationalism, 2(3). p. 371-88.

312. Smith, A. D. (1996c) 'Opening Statement: Nations and their Pasts', Nations and Nationalism, 2(3). p. 358-65.

313. Smith, A. D. (1996d) 'History and Modernity: Reflections on the Theory of Nationalism', in J. A Hall and I. Jarvie (eds), The Social Philosophy of Ernest Gellner, Atlanta and Amsterdam: Rodopi. p. 129-46.

314. Smith, A. D. (1998) Nationalism and Modernism, London: Routledge.- 317 P

315. Snyder J. (2000) From Voting to Violence: Democratization and Nationalist Conflict. N.Y.-L 226 p.

316. Snyder, L. (1968) The New Nationalism, Ithaca, New York: Cornell University Press. 315 p.

317. Snyder, T. (1997) 'Kazimierz Kelles-Krauz (1872-1905): A Pioneering Scholar of Modern Nationalism', Nations and Nationalism, 3(2). -p. 231-50.

318. Sofos, S. and Jenkins B. (eds.) (1996) Nation & Identity in Contemporary Europe. London and New York: Routledge. 489 p.

319. Symmons-Symonolewicz, K. (1981) 'National Consciousness in Medieval Europe: Some Theoretical Problems', Canadian Review of Studies in Nationalism, viii(l). -p. 151-65.

320. Symmons-Symonolewicz, K. (1985a) 'The Concept of Nationhood: Toward a Theoretical Clarification', Canadian Review of Studies in Nationalism, xii(2). -p. 215-22.

321. Symmons-Symonolewicz, K. (1985b) 'Book Review: Nationalism and the State. Canadian Review of Studies in Nationalism, xn(2). p. 359-60.

322. Tilley, V. (1997) 'The Terms of the Debate: Untangling Language about Ethnicity and Ethnic Movements', Ethnic and Racial Studies,20(3). -p. 497522.

323. Tilly, C. (1995) 'States and Nationalism in Europe 1492-1992', in J. L. Co-marofF and P. C. Stern (eds), Perspectives on Nationalism and War, Amsterdam. Gordon & Breach. p. 187-204.

324. Vanaudenhove O. La grande tache du parti liberal // Le Flambeau. 1961. N 5—6.

325. Wigny P. (1963) Propos constitutionals. Bruxelles, 1963. 112 p.

326. Wimmer, A. (2002) Nationalist Exclusion and Ethnic Conflict: Shadows of Modernity. Cambridge, UK, Cambridge University Press. -174 p.

327. Winock, M. (1998) Nationalism, Anti-Semitism, and Fascism in France. Translated by Jane Marie Todd. Stanford: Stanford University Press 268 p.

328. Yumul, A. and U. Ozkinmli (1997) The Hidden Face of Nationalism, Varhk, 1076.-p. 6-11.

329. Yuval-Davis N. and F. Anthias (eds)(1989) Woman-Nation-State, London: Macmillan.- 427 p.

330. Yuval-Davis, N. (1989) 'National Reproduction and "the Demographic Race" in Israel', in N. Yuval-Davis and F. Anthias (eds), Woman-Nation-State, London: Macmillan. p. 92-108.

331. Yuval-Davis, N. (1997) Gender and Nation, London: Sage. -341 p.

332. Zubaida, S. (1978) 'Theories of Nationalism', in G. Littlejohn, B. Smart, J. Wakefield and N. Yuval-Davis (eds), Power and the State,London: Croom Helm.-p. 52-71.

333. Zubaida, S. (1989) 'Nations: Old and New. Comments on Anthony D. Smith's "The Myth of the Modern Nation and the Myths of Nations'", Ethnic and Racial Studies, 12(3). p. 329-39.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.