Народоведение в школе: Этнологическое исследование этносоциальной образовательной среды г. Москвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Грабарник, Татьяна Николаевна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Грабарник, Татьяна Николаевна
Введение.
ГЛАВА 1. Анализ этносоциальной ситуации в многонациональном столичном мегаполисе.
1.1. Этнические процессы в московском мегаполисе: факторы и тенденции развития, их влияние на образовательную среду.
1.2. Этносоциальная ситуация в Москве в оценке лидеров национально-культурных автономий.
ГЛАВА 2. Место этнонациональных характеристик в самосознании основных субъектов этносоциальной среды образования (учащихся, родителей, педагогов).
2.1. Характерные черты формирования национальной идентичности учащихся московских школ.
2.2. Динамика изменений позиций родительского коллектива в вопросах межнациональных отношений
2.3. Анализ представлений московского учительства о путях развития этнокультурного образования.
ГЛАВА 3. Этносоциальная среда образования в столичном мегаполисе.
3.1. Становление и состояние этносоциальной среды образования в московском регионе.
3.2. Основные принципы формирования этносоциальной среды образования.
ГЛАВА 4. Повышение роли этнологических дисциплин в образовательном процессе.
4.1. Пути внедрения дисциплин этнологического цикла в учебный процесс.
4.2. Кадровое обеспечение процессов формирования этносоциальной среды образования.
4.3. Научная, методическая, организационная и информационная поддержка программы повышения роли этнологических дисциплин.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса2006 год, кандидат педагогических наук Ушакова, Валентина Григорьевна
Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы2010 год, доктор социологических наук Назарова, Елена Александровна
Этническое сознание московской школьной и студенческой молодежи: современное состояние и основные тенденции развития: Из опыта изучения2004 год, кандидат исторических наук Омельченко, Елена Александровна
Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности2001 год, кандидат педагогических наук Васеха, Лилия Ивановна
Этнокультурные общественные объединения в российских мегаполисах: культурологический анализ2011 год, кандидат культурологии Надцалова, Цыренбутид Цыдендоржиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народоведение в школе: Этнологическое исследование этносоциальной образовательной среды г. Москвы»
Актуальность исследования. Проблемы межнациональных отношений выдвинулись сегодня на первый план как в политике органов государственной власти, так и в повседневной жизни россиян. В условиях кардинальных перемен, связанных с распадом СССР, переходом к новым экономическим и социальным механизмам и перестройкой политической системы, усиливаются тенденции роста национального самосознания, межэтнической разобщенности и расслоения, а в ряде регионов — националистические и сепаратистские тенденции. И если представители старших поколений нередко не в состоянии ориентироваться в новой обстановке, то подростки и молодежь тем более легко подпадают под влияние сил, стремящихся в собственных интересах использовать межнациональные противоречия.
В этой ситуации особое значение приобретает повышение этнокультурной грамотности учащихся, воспитание у них межэтнической толерантности и готовности вступать в равноправный диалог с ино-культурным окружением, для чего необходимо формирование полноценной этносоциальной среды учебных заведений. Весьма актуальны эти задачи для полиэтничных и поликультурных мегаполисов, в част' ности, Москвы как столицы Российской Федерации и многомиллионного города, который населяют представители более ста двадцати этносов. Как отмечается в «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909), формирование и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследил и развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия, обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков, укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре и языкам других народов и мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией служат основными задачами национальной политики Российского государства в духовной сфере.
Органы власти столичного региона, руководители учебных заведений, московские педагоги, деятели общественных организаций предпринимают усилия по гармонизации межэтнических отношений в сфере образования: формируется система школ с этнокультурным (национальным) компонентом, в программы некоторых образовательных учреждений включаются дисциплины, способствующие социализации личности и воспитанию межэтнической толерантности (этнология, конфликтология и т.п.). И все-таки можно констатировать, что хотя совместные действия городских властей, московского учительства и общественных организаций приносят полезные результаты, до сих пор эта деятельность лишена системности и надежного научного обоснования и чаще всего сводится к фрагментарным попыткам сгладить или преодолеть уже возникшие противоречия.
Объект исследования — этносоциальная ситуация в столичном регионе и этнические процессы в образовательной среде Москвы ' как крупнейшего мегаполиса, по-прежнему остающегося центром всего постсоветского пространства, его «нервным узлом», зеркалом перемен и «барометром» настроений общества, в том числе в сфере межнациональных отношений.
Степень разработанности темы. Историографическую основу при изучении темы приходится характеризовать как очень скудную. Практически отсутствуют не только диссертационные и монографические работы, посвященные изучению, этносоциальной среды образования, но и научные статьи, авторы которых ставили бы специальную цель теоретической разработки данного явления и понятия. Характерной чертой большинства публикаций служит рассмотрение проблем формирования этносоциальной среды образования в общем контексте этнологии и социологии детства1, взаимосвязи этнологии, педагогики и культурологии2, внедрения отдельных этнологических компонентов в образовательный процесс5. Отчетливо проявляется также тенденция к обсуждению указанных проблем в сугубо прикладном аспекте, на
Рождение ребенка в обычаях и обрядах: Страны зарубежной Европы. М., 1997; Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам социологического исследования в г. Москве): Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 1993; Ушакова В.Г. Современная этнодемографическая и национально-образовательная ситуация в г. Москве // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. Вып. 3. С. 16-22.
2Чеснов Я.В. Культура детства. Этническое и человеческое // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI века. М., 1999. Вып. 6. С. 47-74; Громыко Ю.В. Национальная доктрина образования: дискурсивное пограничье сферно-профессионального и национально-политического проекта // Там же. С. 19-32; Чубайс И.Б. Российская идентичность и приоритеты образования // Там же. С. 32-36; Рубан Л.С. Московские школьники: взгляды, позиции, ориентации (Результаты социологического исследования формирования гражданского сознания московских учащихся) // Там же. С. 75-110.
3Ушакова В.Г. Инновационные процессы в национальном образовании // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. Вып. 3. С. 10-17; Громыко Ю.В. Развитие национального образования в Москве // Там же. С. 53-60; Новичков В. Толерантность как социально-образовательная ценность в поликультурной инновационной среде московского образования // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. С. 326-335; Новичков В.Б. . Трехкомпонентный состав базисного школьного образования: взгляд из
Москвы // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI века. М., 1999. Вып. 6. С.37-46. опыте конкретных образовательных учреждений или с переходом на изучение частных методических аспектов преподавания дисциплин этнологического цикла4.
Существенную поддержку в исследовании избранно темы я получила в трудах, авторы которых рассматривают проблемы этнического самосознания5, причем четко выявлена дифференциация на два направления в зависимости от избранного уровня изучения: с точки зрения группы, общности в целом и изучения проявлений этнического самосознания на конкретно-личностном уровне. Наиболее полной и обобщающей представляется трактовка понятия этнического самосознания, предложенная Ю.В.Бромлеем, согласно которой в рассматриваемом феномене выделяются следующие компоненты: представления о типичных чертах своей общности; ее свойствах как целого; представления об общности исторического прошлого народа, языке, культуре, территориальной общности («Родной земле»), связанные при определенных конкретно-исторических условиях с государственной
4Аракелян О.В. Многонациональная школа как реальность в системе национального образования // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. Вып. 3. С. 27- 28; Шаба-лина А.П., Туркина O.A. Этнология, этнография в педвузе и общеобразовательной школе. Ульяновск, 1998; Школьное краеведение. М., 1993. 52 е.; Московская программа развития национального образования на 1997-2000 годы // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. Вып. 3. С. 61-74; Программы учреждений дополнительного образования: Этнографическое изучение культуры российского города. М.: Просвещение, 1996.
5Этнос и география. М.,1972; Дробижева JI.M. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997; Лебедева Н.М. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990—х гг. М., 1994; Лебедева Н.М. Ввведе-ние в этническую кросс-культурную психологию. Раменское, 1999; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М, 1993; Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997; Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М., 1998. общностью, религиозным и классовым сознанием; дополненные осознанием этнических ценностей, интересов, комплексом эмоциональных отношений к этнической действительности; при этом различается этническое самосознание личности и самосознание этнической общности6. Эта позиция, включающая оба уровня рассмотрения этнического . самосознания — как группового, так и личностного — устраняет некоторую изолированность двух основных подходов к изучению этнического самосознания и подчеркивает их взаимодополняемость.
Несмотря на некоторые успехи- в освоении отдельных направлений, целостное представление о состоянии и путях изучения этносоциальной среды учебных заведений отсутствует, и в результате практическая деятельность в этой сфере во многом осуществляется спонтанно. Поэтому в диссертации ставится цель обосновать необходимость научного управления формированием и функционированием этносоциальной среды образования, раскрыв структуру, функции, свойства и тенденции развития данного явления на основе изучения статистических материалов и эносоциологического обследования основных субъектов, действующих в этой среде.
В соответствии с целью исследования сформулированы его основные задачи:
• проанализировать этносоциальную обстановку в столичном мегаполисе и ее влияние на образовательную сферу;
• выявить особенности, присущие формированию национальной идентичности учащихся московских школ, и позиции, которые занимают в вопросах межнациональных отношений их родители и педагоги;
6Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 176-183.
• определить основные направления, положительные и негативные аспекты эволюции национального образования в Москве;
• сформировать целостное представление об этнологической об
• разовательной среде и принципах управления ее развитием;
• наметить пути повышения роли этнологических дисциплин в учебном процессе.
Источниковую базу диссертации составили материалы, кото-.рую можно разделить на несколько разных групп. Одну из них образуют нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, раскрывающая систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в сфере национальных отношений; Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, определяющий правовые основы национально-культурной автономии и условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития; Закон «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. № 1807-1, установивший равенство всех языков народов России, гарантии защиты языков и права граждан РФ на выбор языка общения, воспитания и обучения; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008), в котором сформулированы основные цели общеобразовательных учреждений, определены порядок и организация их деятельности, права и обязанности участников образовательного процесса; Положения об образовательной школе и дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (утверждены постановлением Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. № 653)7; Концепция содержания образования московских школ с этнокультурным (национальным) компонентом (утверждена решением коллегии Московского департамента образования от 9 декабря 1994 г. № 22)8.
Упомянутые нормативные актов задали общие ориентиры формированию правового поля, в котором развиваются этнокультурные процессы, и поэтому их содержание представлялось необходимым учитывать при изучении путей становления этносоциальной среды образования учебных заведений московского мегаполиса.
Следующую группу составили работы методологического характера, образовавшие соответственно методологический базис диссертации. В частности, учитывались идеи С.Московиси, особенно подчеркивавшего отличия индивидуальных представлений от групповых, которые обладают большей устойчивостью и, будучи транслируемы из поколения в поколение, приобретают свойство нормативного воздействия на людей9. При выявлении роли этносоциальной среды образования использовался обоснованный Л.С.Выготским метод ис-. следования «поведения и его развития при помощи психологических орудий поведения и создаваемой ими структуры инструментальных актов»10. Согласно этому методу, главное внимание в диссертации уделяется исследованиям национальной среды, ее структуры, динами
7Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. Вып. 3. С. 78-83, 84-88.
Национальное образование в Москве. М., 1997. Вып. 4. С. 62- 71.
9Московиси С. От коллективных представлений к социальным // Вопр. социологии. 1992. № 2.
1 "Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 3. С. 108; Выготский •Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педалогии национальных меньшинств // Педалогия. 1929. № 3. ки содержания. При подготовке программы этносоциологического обследования и обработке его результатов диссертант опирался на труды В.В.Пименова и В.Р.Филиппова, раскрывших основные этапы проведения этнологического исследования, в т.ч. приемы описания объекта изучения, процедуры выдвижения гипотез и формулирования задач, методы сбора и анализа массовых эмпирических данных11.
Помимо указанных выше разнообразных печатных источников (в том числе указанных выше) диссертационное исследование базируется на обобщении результатов дидактического эксперимента, который в 1994 — 1998 гг. проводился в московской гимназии № 1528 под руководством кафедры этнологии МГУ им. М.В.Ломоносова и в реализации которого принимал непосредственное участие автор данной работы. Диссертантом в школах г. Москвы осуществлено также комплексное этносоциологическое обследование: опрашивались преподаватели гуманитарных дисциплин (в т.ч. истории), учащиеся «обычных» московских школ и гимназий, а также их родители.
При опросе учеников московских школ ставилась задача изучить роль этнической составляющей в складывающейся ментальности подростков. Обследование имело характер мониторинга, т.е. «социальные замеры» повторялись до и после преподавания учащимся курсов по основам народоведения и истории культуры народов мира, что позволило оценить роль этнологического образования в воспитании межэтнической толерантности и формировании позитивных этноконтакт-ных установок. Всего опрошено134 учащихся 11 классов двух школ Зеленоградского административного округа столицы: уже упомянутой выще гимназии № 1528, где проводился дидактический эксперимент,
Пименов В.В., Филиппов В.Р. Массовое этнологическое обследование: Методы и техника. М., 1995. и обычной школы, выбранной произвольно. Школьникам было предложено несколько идентичных вопросов, заданных в открытой форме, на которые необходимо было письменно дать краткие, но мотивированные ответы. Сам характер анонимного опроса (без применения формализованной анкеты) позволил получить непосредственный отклик — информацию, менее зависимую от устоявшихся точек зрения и оставляющую место для нетривиальных суждений самих учащихся.
Мониторинг изменений представлений родителей учащихся по проблемам межнациональных отношений проводился в 1995 — 2000 гг. трижды, с интервалом в полтора — два года: в 1995/96, 199.7/98 и 1999/2000 учебных годах (соответственно у родителей учащихся пятых, седьмых и девятых классов). Опрошены родители, представлявшие 58 семей, из них 67,2% — русские, 8,6% — украинцы, 5,1% — молдаване, по 3,5% — башкиры, евреи, татары и чеченцы, по 1,7% — представители армянского, калмыцкого и дагестанского народов. Национально смешанными были 43% опрошенных семей, т.е. в этих семьях и для родителей, и особенно для детей проблемы межнациональных отношений представляют, не абстрактный теоретический, а насущный жизненный интерес.
Отношение московского учительства к проблемам этнокультурного образования изучалось в ходе социологического обследования педагогического коллектива двух школ Зеленоградского административного округа г. Москвы, в которых обучается многонациональный по составу контингент школьников: школы № 1528 (гимназия) и № 1717. Всего опрошено 108 учителей, из них 98 представляли русский народ, пятеро — украинский, трое — татарский, по одному человеку — армянский и еврейский народы.
Комплексное обследование представителей основных социальных групп, действующих в этносоциальной образовательной среде — учащихся, их родителей и педагогов — позволило обосновать выводы, полученные диссертантом.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
• с использованием и обобщением статистических материалов и результатов проведенного диссертантом обследования московских школьников, их родителей и учителей выявлены и изучены основные тенденции развития этносоциальной ситуации в учебных заведениях полиэтничного столичного мегаполиса;
• на основе принципов системного, деятельностного и синергиче-ского подходов сформулировано понятие этносоциальной среды образования, раскрыты основные элементы ее структуры, свойства, принципы формирования, соотношение введенного термина с понятиями «национальное образование» и «этнокультурный компонент»;
• приведены аргументы в пользу необходимости повышения роли дисциплин этнологического цикла в учебном процессе, определена последовательность мер по кадровому, научно-методическому, организационному и информационному обеспечению соответствующей программы действий, установлены сферы компетентности и ответственности педагогов-практиков, представителей вузовской и академической науки, работников органов управления и продемонстрирована важность координации их деятельности по формированию этносоциальной среды образования.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты использовались при проведении кафедрой этнологии МГУ им. М.В.Ломоносова дидактического эксперимента по внедрению этнологических дисциплин в учебную программу московских образовательных учреждений при непосредственном участии диссертанта в качестве исследователя и преподавателя школьного курса этнологии. Идеи, теоретические и практические результаты, положенные в основу диссертации, получили одобрение органов управления образованием Зеленоградского административного округа Москвы и в настоящее время реализованы в деятельности столичных школ №№ 1667, 719, 1557.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Материалы и результаты ■ исследования были изложены на научных конференциях и совещаниях работников образовательных учреждений Зеленоградского административного округа г. Москвы, обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры этнологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Структура диссертации определяется логикой исследования. Во Введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризованы степень ее разработанности и источниковая база, сформулированы объект, цель и задачи исследования. В первой главе диссертации основное внимание уделено изучению этносоциальной ситуации в по-лиэтничном столичном мегаполисе и воздействию этнических факторов на образовательную среду. Во второй главе диссертант обращается к обобщению результатов этносоциологического обследования основных субъектов, действующих в этносоциальной образовательной среде: учащихся, их родителей и педагогов, а в третьей главе рассматривает соотношение понятий «национальное образование», «этнокультурный компонент» и «этносоциальная среда образования», выявляет главные тенденции развития этнокультурного образования в
14 московском регионе, раскрывает содержание термина «этносоциальная среда образования», структуру, функции, свойства и принципы формирования этой среды. В четвертой главе оцениваются перспективы внедрения дисциплин этнологического цикла в учебный процесс и намечается программа кадрового, научного, методического, организационного и информационного обеспечения процессов формирования этносоциальной среды образования. В Заключении сформулированы выводы, полученные диссертантом, и положения, выносимые на защиту.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса1997 год, кандидат педагогических наук Аракелян, Офелия Вазгеновна
Развитие системы гражданского образования школьников в социально-педагогических условиях мегаполиса: На материалах г. Москвы2003 год, кандидат педагогических наук Галанцева, Ирина Александровна
Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования1999 год, доктор педагогических наук Хасанова, Гульнара Фатыховна
Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: На прим. школ Респ. Башкортостан1998 год, кандидат педагогических наук Мубинова, Зульфия Фаритовна
Особенности управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи2005 год, кандидат социологических наук Хамова, Светлана Николаевна
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Грабарник, Татьяна Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Перспективы развития этносоциальной среды образования в столичном регионе
Опыт изучения эмпирических условий развития социально-этнической среды образования позволяет высказать некоторые суждения- о перспективах ее дальнейшей эволюции в многонациональном московском мегаполисе как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. С этой целью диссертант выделяет основные типы образовательных учреждений, с деятельностью которых в основном и связана эволюция этносоциальной среды.
С большой долей уверенности можно предположить, что в составе московских школ будут преобладать образовательные учреждения первого типа. В этих школах этнокультурный компонент станет дополнять общероссийский или общемосковский и по отношению к ним выступать в подчиненной роли, предоставляя учащимся информацию о многонациональном составе населения столицы, культуре, истории, традициях, обычаях основных этнических групп, представленных в московском мегаполисе. Интенсивность и направления эволюции этносоциальной среды в школах данного типа будет зависеть от объективных (национальный состав учащихся, кадровые, финансовые, материально-технические возможности школы и т.п.) и — в меньшей степени — субъективных факторов (заинтересованность учительского корпуса, родительского коллектива и самих учащихся в развитии этнокультурного компонента, влияние на деятельность школы национально-культурных автономий, содействие муниципальных властей и т.д.).
Эволюция этносоциальной среды московских школ выходит за рамки одной только образовательной политики и должна оставаться в центре внимания как столичных властей, так и учительской и родительской общественности. Решению этой задачи может способствовать развитие других типов образовательных учреждений, где этнокультурный компонент представлен значительно шире и фактически определяет направления всей деятельности школы.
В частности, можно констатировать активное становление образовательных учреждений второго типа («национальных» школ), в которых ведущую роль играет национально-культурное, конфессиональное образование, а общефедеральный компонент начинает приобретать характер дополнительного, перестает восприниматься в качестве ядра и оттесняется на периферию, выполняя прежде всего общесоциальную функцию.
Появление средних учебных заведений с выраженной национальной спецификой следует рассматривать как реакцию на европоцентризм, этнокультурную обезличенность учебного процесса в советской средней школе недалекого прошлого, акцентирование внимания- по преимуществу на истории Российского государства и культуре русского этноса в ущерб изучению этнокультурного многообразия народов мира и постижению сложности исторического процесса. В этом контексте понятно стремление лидеров «национального образования» . привнести в учебные программы средней школы достижения культуры «своего» этноса, объяснить учащимся его роль в мировом или даже региональном историческом процессе, познакомить с основами национального мировоззрения.
Вместе с тем, как показывает практика, направленность дидактического процесса в «национальных» школах часто отличается явным этноцентризмом: структура учебных планов, содержательная насыщенность учебных дисциплин направлены прежде всего на изучение учащимися национально-особенного, специфического в культуре «своего» парода, допускается абсолютизирование или явное преувеличение его достижения в цивилизационном и культурном пространстве, а также роль в мировом историческом процессе. В случае, если в школах второго типа возобладают указанные тенденции, этнокультурная замкнутость учебного процесса негативно скажется на адаптатив-ных возможностях подростков, в особенности в многонациональном столичном мегаполисе и в условиях численно преобладающего иноэт-ничного окружения, а сами «национальные» образовательные учреждения станут восприниматься как изоляционистские, их деятельность войдет в противоречие с работой остальных московских школ и в конченом счете дискредитирует саму идею развития этносоциальной среды столичного образования.
Если же руководители и преподаватели «национальных» школ сумеют добиться разумного баланса этнокультурного, общемосковского и общефедерального компонентов и, сохраняя этносоциальную направленность учебного процесса, укореняя учащегося в выборе ценностей данной национальной, конфессиональной культуры, будут воспитывать у подростков открытость к восприятию других культурных ценностей и других культурных содержаний, образовательные учреждения второго типа получат шансы дальнейшего развития, их число будет расти, и «национальные» школы превратятся в органичную и неотъемлемую часть образовательной системы московского • мегаполиса наряду с учебными заведениями других типов.
В этом контексте положительно следует оценивать возникновение образовательных учреждений третьего типа, руководство и преподавательский корпус которых при поддержке родительского коллектива сознательно ориентируются на интернационализацию учебного процесса, формирование кросс-культурных связей и осуществления диалога культур всех этносов, представленных в этих школах в частности и в столичном мегаполисе в целом. Эти образовательные учреждения весьма немногочисленны, но их деятельность нуждается в поддержке и внимании. С одной стороны, не следует допускать перерождения интернациональных учебно-воспитательных комплексов в «образцово-показательные» учреждения, где за внешней парадностью скрывается отсутствие планомерной работы по формированию этносоциальной. С другой стороны, интернациональные школы уже заняли свою нишу в системе столичного образования и наряду с другими учебными заведениями могут рассматриваться как модель образовательных учреждений нового, четвертого типа, в которых основой учебного процесса должен стать диалог культур, их взаимодействие и взаимовлияние.
В настоящее время еще только складываются предпосылки для формирования школ этого типа, и позволительно предположить, что именно в них этносоциальная среда столичного образования получит наиболее адекватное представление и гармоничное воплощения в единстве принципов системности, диалога, толерантности, сочетания общечеловеческих, общероссийских, региональных и этнокультурных ценностей и вариативности. В школах данного типа национальная культура и традиция будут осваиваться личностью подростка не только как информация, предмет изучения и рефлексии, но и как добровольно и свободно принимаемая на себя миссия и средство решения многообразных социокультурных проблем, к числу которых прежде всего можно отнести: восстановление, воспроизводство национальнокультурной идентичности больших групп населения на постсоветском пространстве; формирование социокультурной общности с другими этническими группами в различных регионах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье.
Еще одной особенностью школ четвертого типа станет формирование вокруг них разновозрастной разнопрофессиональной этнокультурной общности учащихся, их родителей и учителей и всех остальных участников процесса развития этносоциальной образовательной среды, поскольку только подобное объединение может выполнять функции «коллективного субъекта» освоения и трансляции культурно-исторической традиции. Иными словами, становление школ четвертого типа, воспроизводящих формы и ритм насыщенной жизни разнонациональных, разнокультурных общностей полиэтничного столичного мегаполиса, выступает необходимым и достаточным условием для трансформации этносоциальной среды образования в этнокультурное пространство, которое выходит далеко за рамки учебных заведений и охватывает все многообразие ценностей и этнокультурных установок подростка, форм и способов их проявления и реализации.
Становление школ четвертого типа можно рассматривать как не самую близкую, но вместе с тем реальную перспективу эволюции этносоциальной среды столичного образования — при условии, что будет сохранено и усилено действие положительных тенденций, действующих в этой сфере уже сейчас. По оценкам диссертанта, к числу данных тенденций прежде всего относятся:
• тесная взаимосвязь процессов развития столичного образования в целом и его этносоциальной среды. При согласованном ходе этих процессов они взаимно обогащают и усиливают друг друга, а их диспропорции (например, стремление к этнокультурной замкнутости некоторых «национальных» школ или отсутствие должного внимания к предметам этнокультурного цикла в «обычных» московских школах) могут существенно осложнить и учебную деятельность, и этносоциальную ситуацию в Москве; активное стремление к дифференциации различных форм развития этносоциальной среды в зависимости от вида учебного заведения, национального состава и устремлений его учащихся, их родителей и педагогов, возможностей самих школ, влияния на их деятельность национально-культурных автономий и других общественных объединений. Московские школы .существенно разнятся по доле этнокультурного компонента в учебных планах, содержанию и организации образовательного процесса, применяемым педагогическим и образовательным технологиям, формам структуризации коллективов родителей вокруг учебно-воспитательного заведения. Подобный плюрализм можно приветствовать и видеть в многообразии форм развития этносоциальной среды образования прежде всего признак ее развития и жизнеспособности, однако нельзя забывать об опасности центробежных тенденций, и в этом плане актуален вопрос о координации действий всех участников развития этносоциальной среды, которая могла бы осуществляться как с привлечением общественных организаций, так и при более активном и деятельном участии столичного правительства; повышение роли учебных заведений с преобладанием этнокультурного компонента («национальных» школ, би- и поликультурных образовательных учреждений, интернациональных учебно-воспитательных учреждений и т.п.), которые становятся все более важным звеном столичного образования в целом. Возникновение этих школ вызвано объективными процессами в этносоциальной сфере: изменениями в национальном составе жителей столицы, ростом национального самосознания населения Москвы, связанной с этим активизацией деятельности различных организаций, консолидированных по этническому (этноконфессиональному) признаку, межэтническим расслоением, взаимодействием и взаимовлиянием культур разных народов и т.д. Между «обычными» средними и «национальными» образовательными учреждениями нет и не может быть непроходимых границ: внедрение этнокультурного компонента отвечает потребностям детей, их родителей и задачам педагогов, которые заинтересованы в формировании у учащихся сознания полноценного члена общества, идентифицирующего себя с той или иной национальной культурой и традицией и открытого вместе с тем к восприятию и пониманию ценностей и содержаний других культур;
• внедрение этнокультурного компонента во все стадии учебного процесса и деятельность образовательных учреждений самых разных видов (от детских садов до колледжей и гимназий). В этой тенденции также проявляется способность этносоциальной среды к развитию и стремление удовлетворять диверсифицирующиеся образовательные и социокультурные потребности различных групп населения, ведь преподавание этнокультурного компонента играет значительную роль в становлении личности ребенка и должно вестись на всех стадиях процесса обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей и их интересам.
В целом итоги диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд выводов:
1. Развитию столичного региона, как и любого другого мегаполиса, присущи многонациональность, поликультурность и поликонфессионалыюсть. Число нерусских народов, представители которых постоянно проживают в Москве, увеличивается, растет и их доля в составе населения столицы. Этническая ситуация в городе усложняется; соответственно, растет и ответственность властей, лидеров этносоциальных и этноконфессиональных образований, журналистов, религиозных деятелей за сохранение межнационального согласия. Значение этнического фактора в системе личностных координат жителей столицы увеличивается, и этнические процессы оказывают прямое влияние на образовательную среду московских школ. В этой среде активно действуют учителя, родители, администрация учебных заведений, лидеры и члены этносоциальных и этноконфессиональных групп, однако результаты их работы пока далеки от желаемого. Необходимы государственные регулирование и поддержка деятельности, направленной на повышение роли этносоциальной среды образования в социализации личности школьников Москвы. Этнические аспекты развития и функционирования этносоциальной образовательной среды становятся предметом совместного изучения этнологов, педагогов-практиков, этно-социологов, деятелей общественных организаций, представителей властных структур.
2. Результаты проведенного диссертантом этносоциологического обследования учителей московских школ, учащихся и их родителей подтверждают зависимость стереотипов этнического мышления респондентов от этнополитической и экономической ситуации в стране и столичном регионе. Положительно можно оценивать выявленную в ходе обследования тенденцию, в соответствии с которой у большей части орошенных на первый план все же выступают не этнический экстремизм и предрассудки, а долговременные инварианты российской культуры, заключающиеся в толерантности по отношению к иным народам, отзывчивости и всечеловечности. Большинство педагогов осознает необходимость обсуждения с учащимися проблем межнациональных отношений, понимая остроту и важность этих вопросов и констатируя необходимость соблюдения максимальной осторожности при дискуссиях на данные темы. Итоги дидактического эксперимента, который на протяжении ряда лет осуществляет кафедра этнологии МГУ им. М.В.Ломоносова в обследованных школах и в реализации которого непосредственное участие принимает диссертант, свидетельствуют, что внедрение этнокультурного компонента в образовательный процесс встречает у педагогов позитивный отклик, и теоретический анализ принципов и путей формирования этносоциальной среды образования с последующим обоснованием системы практических мер по повышению роли дисциплин этнологического цикла в учебном процессе является актуальным.
Важным элементом системы столичного образования стали школы с этнокультурным компонентом. Их развитие служит естественным ответом на изменение этносоциальной ситуации в Москве, типо-видовая структура и функции учреждений «национального» образования имеют тенденцию к диверсификации и усложнению, и внедрение этнокультурного компонента отвечает потребностям детей, их родителей и задачам педагогов. Вместе с тем приходится констатировать, что становлению системы «национального» образования в ряде случаев присущи негативные тенденции к росту эт-нонациональной и этноконфессиональной замкнутости, противоречия между универсальной общечеловеческой функцией образования и стремлением к сохранению национальной идентичности, деформации в соотношении общефедерального и этнокультурного компонентов учебного процесса. В этой ситуации анализ путей формирования этносоциальной среды образования должен учитывать не только необходимость восстановления социокультурной идентичности, но и задачи подготовки учащегося к восприятию этнокультурного многообразия окружающего мира, вступлению в равноправный диалог с инокультурным окружением и полноценного включения личности подростка в современные общемировые общецивилизационые процессы.
4. Этносоциальная образовательная среда московских школ характеризуется сложностью структуры, - полисубъектностью (наличием значительного числа индивидуальных и «совокупных» субъектов с разными устремлениями и интересами), свойствами открытости (способности взаимодействовать с внешним окружением и влиять на него), нелинейности и неравновесности (учет этих свойств позволяет анализировать интегральный эффект действия множества факторов, обусловливающих развитие среды), возможностями самоорганизации (т.е. эволюции, которая может происходить в стихийном или управляемом режимах). Введение и обоснование понятия этносоциальной среды образования позволяет теоретически описать изучаемый феномен, объяснить исследуемые процессы и предсказать дальнейший ход их развития, наметив комплексную программу повышения роли дисциплин этнологического цикла в образовательном процессе.
5. Дисциплины этнологического цикла могут занять важное место в практике работы московских школ и органически вписаться в уже сложившуюся программу обучения, позволив раскрыть новые грани «традиционных» курсов и используя их возможности для удов
151 летворения этнокультурных и этнообразовательных потребностей школьников. Программа повышения роли этнологических дисциплин должна учитывать принцип вариативности, предлагая образовательным учреждениям разные варианты в зависимости от их возможностей и целей. Особое значение имеет кадровое обеспечение данной программы, инициатива главных субъектов этносоциальной среды образования, и прежде всего самих педагогов, их готовность ответить на вызов времени. Необходимо создание многоуровневой системы профессиональной переподготовки преподавательского и руководящего состава с приобретением педагогами второй специальности — преподавателя народоведения (этнологии); кадровая, научно-исследовательская, методическая, организационная и информационная поддержка программы повышения роли этнологических дисциплин должна стать результатом объединенных усилий учителей-практиков, представителей академической и вузовской науки, работников органов управления образованием.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Грабарник, Татьяна Николаевна, 2000 год
1. Абдирасилов С.Ф. Формирование социально-этических норм поведения учащихся в этнопедагогической и религиозной культуре узбекского народа: Автореф. дис. . канд.пед. наук: 13.00.01 / Ин-т национальных проблем образования. М., 1993. - 15 с.
2. Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т развития личности. М., 1996. - 20 с.
3. Актуальные проблемы изучения истории отечественной этнологии и антропологии XX века: Тез. симп., 1 июня 2000 г. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. - 26 с.
4. Апакаев П.А. Историко-педагогические и этнопедагогические основы- демократизации образования: На материале марийских национальных школ: Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.01. Чебоксары, 1998. - 97 с.
5. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика: (Культурол. аспект). Карачаевск, 1999. - 213 с.
6. Аракелян О.В. Многонациональная школа как реальность в системе национального образования // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. - Вып. 3. С. 27-28. .
7. Аракелян O.B. Организация работы многонационального учебно-воспитательного комплекса // Состояние и перспективы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1995. - Вып. 2. С. 3035.
8. АрутюнянЮ.В. и др. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998. 271 с.
9. Атлас народов России для школьника: История, обычаи, территории: Для сред, и ст. шк. возраста. / [Авт.-сост. Ботякова O.A.]. СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. - 183 с.
10. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис. . канд.пед. наук: 13.00.01. М., 1995.- 186 с.
11. Багов М.С. Этнорегиональный компонент экологического образования учащейся молодежи Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Нальчик, 1999. - 133 е.:
12. Барболина A.A. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: На прим. шк. Таймыра: Дис. . канд.' пед. наук: 13.00.01. М., 1996. - 126 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
14. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 192, 1. с.
15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
16. В поиске: опыт становления школы нового типа / Сред, общеобра-зоват. шк. № 624 с этнокульт. рус. комп. Юго-Вост. окр. г. Москвы. М., 1998.- 184 с.
17. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: На материале Республики Башкортостан: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998. - 352 с.
18. Вердиев Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 1999. - 37 с.
19. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 1998. - 156 с.
20. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1999. - 167, 1. с.
21. Выготский JI.C. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педалогия. 1929. - № 3.
22. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве): Автореф. дис. . канд. истор. наук: 07.00.07 / Рос. АН;
23. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H.Миклухо-Маклая. М., 1993.• 26 с.
24. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки. Уфа: Гилем, 1996. - 199 с.
25. Галоян C.B. Организационно-педагогические условия развития• инновационной школы с этнокультурным (армянским) компонентом: Ав-: тореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. - 18 с.
26. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образо-: вания в национальной школе: На материале шк. Карачаево-Черкесии.• Черкесск, 1996. 146,3. с.
27. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе (На материале школ Карачаево-Черкессии): : Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02 / Карачаево-Черкесский гос. ; пед. ун-т. М., 1997. - 32 с.
28. Громыко Ю.В. Национальная доктрина образования: дискурсивное пограничье сферно-профессионального и национально-политического• проекта // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на по: роге XXI века. М„ 1999. - Вып. 6. - С. 19-32.
29. Громыко Ю.В. Развитие национального образования в Москве // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. - Вып. 3. - С. 53-60.
30. Гузенкова Т.Н. «Устами младенца.»: Российско-украинско-белорусские отношения глазами школьников // Свободное слово. 2000. - № ; 4.-С. 77-93.
31. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов будущих специалистов дошкольного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2000. - 21 с.
32. Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказ. СПб., 1998. - 229 с.
33. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
34. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 1997. - С. 62-51
35. Ержанов М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.05: 13.00.08. М., 1999. - 52 с.
36. Каган М. С. Мир общения. М., 1989.
37. Керимова Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т молодежи. М., 1995. - 30 с.
38. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.07. Екатеринбург, 1999. - 22 с.
39. Кожанова М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999. - 245 с.
40. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999. - 341, 2. с.
41. Коныгина М.Н. Подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1998. - 225 с.
42. Косянова О.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов национальных групп педвузов при обучении неродному языку: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Самарский гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 1995. - 20 с.
43. Культурология: Антропол. теории культур: Учеб. пособие. М., 1999.-238, 1. с. .
44. Лазарев А.И. Народоведение: О рус. народе, его обычаях и худож. творчестве: Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. - Т. 1. - 252 е.; Т. 2.-183 с.
45. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития. Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1999. - 168, 2. с
46. Лебедева Н.М. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990—х гг. М., 1994.
47. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М,1993.
48. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. [Раменское]: Ключ, 1999. - 223 с.
49. Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопр. философии. -1.979.-№1.
50. Лурье C.B. Историческая антропология: Учеб. пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.
51. Мелкумян К. Мэр Москвы Лужков может оказаться мигрантом // Моск. комсомолец. 2000. - 2 февр. - С. 4.
52. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты: Учеб. пособие для студентов. М.: Анкил, 1998.- 186 с.
53. Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональным педагогическим коллективом: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05 / С.-Петербург, гос. ун-т. С.-Петербург, 1.995.- 16 с.
54. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). М.: Academia, 2000. - 174, 1. с.
55. Морева О.Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 2000.- 20 с.
56. Москва в цифрах: с начала века до наших дней. М., 1997. - 115 с.
57. Московиси С. От коллективных представлений к социальным // Вопр. социологии. 1992. - № 2.
58. Московская программа развития национального образования на 1997-2000 годы // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. - Вып. 3. - С. 61-74.
59. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1998. - 209 с.
60. Национально-культурная автономия: проблемы и суждения: (По материалам заседаний круглого стола в Центре "Этносфера"). М.: Этно-сфера, 1998. - 166, 1. с.
61. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. М., 1998. - 28 с.
62. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1-2 классы.: Учеб.-тетрадь . для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1997- . № 3: Осень велика, зима долга . № 4: Весна красна, тепло летечко . - 1997. - 39, 1. с.
63. Новичков В. Толерантность как социально-образовательная ценность в поликультурной инновационной среде московского образования // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. - С. 326-335.
64. Новичков В.Б. Трехкомпонентный состав базисного школьного образования: взгляд из Москвы // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI века. М., 1999. - Вып. 6. - С.37-46.
65. Нурмакова М.С. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1997. - 16 с.
66. Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь; Якутск, 1996. - 147,2. с.• Пименов В.В., Филиппов В.Р. Массовое этнологическое обследование: Методы и техника. М., 1995.
67. Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве: Утв. постановлением Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. № 653 // Национальное образование в Москве. М., 1997. - Вып. 4.
68. Полякова A.JI. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.- Волгоград, 1998,- 178 с.
69. Пономарева О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Бирский гос. пед. ин-т. Уфа, 1999. - 18 с.
70. Программы учреждений дополнительного образования: Этнографическое изучение культуры российского города. М.: Просвещение, 1996.-60 с.
71. Рождение ребенка в обычаях и обрядах: Страны зарубежной Европы.-М., 1997.
72. Русские: Историко-этнографические очерки. М., 1997. - 222 с.
73. Садохин А.П. Этнология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар, специальностям и направлениям. М.: Гардарики, 2000. -254 с.
74. Скоринов С.Н. Основы этнологии: Учеб. пособие. Хабаровск, 1998.- 82 с.
75. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / В. В.Амелин и др. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. -385 с.
76. Степанов О.Б. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Автореф. дис. . канд. социологич. наук: 09.00.11 / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 1995. - 17 с.
77. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для студентов вузов по специальности "Психология". Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Ин-т психологии РАН: Акад. проект, 2000. - 320 с.
78. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.
79. Тюменцева Т.С. Этнокультурный компонент в содержании образования при изучении химии в школах Крайнего Севера: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.-М„ 1998. 196 с.
80. Ушакова В.Г. Инновационные процессы в национальном образовании // Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. - Вып. 3. - С. 10-17.
81. Ушакова В.Г. Современная этнодемографическая и национально-образовательная ситуация в г. Москве // Тенденции и проблемы развитияучреждений национального образования г. Москвы. М., 1997. - Вып. 3. -С. 16-22.
82. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998. - 203 с.
83. Филимонов Д.А. Этнокультурные особенности социального развития молодежи: управленческий аспект: Автореф. дис. . канд. социол. наук:-22.00.08. М., 2000. - 20 с.
84. Филиппов В.Р. Аналитическая записка по результатам опроса лидеров национально-культурных автономий и этнокультурных общественных организаций в столичном мегаполисе. М., 1998. - 11 с.
85. Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1999. - 32 с.
86. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов: Учеб. пособие. М., 1994. - 110 с.
87. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М.: Прометей, 1999. - 226 с
88. Чеснов Я.В. Культура детства. Этническое и человеческое // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI века. М., 1999. Вып. 6. С. 47-74.
89. Шангина И.И. Русские традиционные праздники (Путеводитель по залам Рос. этногр. музея). Тексты обрядовой поэзии: колядки, пьесы для кукол, театра, песни, хороводы. Сценарий дет. праздника "Святки". -СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 188, 2. с.
90. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ставропольский техн.ун-т. М., 1997. - 36 с.
91. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: Ин-т развития регион, образования и др., 1997. - 173, 2. с.
92. Школа диалога культур: Основы программы. Кемерово, 1992.
93. Школа и мир культуры этносов: Тр. Ин-та нац. пробл. образования Рос. Федерации. Владикавказ: Ир, 1994 (1995). - 171,1. е.; Вып. 2. -1995 (1996).- 347 с.• Школьное краеведение. М., 1993. 52 с.
94. Этнография детства: Сб. фольклор, и этногр. материалов / Запись, сост., нотации и фот. Г. М. Науменко. М.: Беловодье, 1998. - 388 с.
95. Этнокультурный компонент в образовании школьников Пензы: Материалы науч.-практ. конф. "Нар. культура в системе образования", 25-27 февр. 1998 г., г. Пенза. Пенза, 1998. - 95 с.164
96. Этнокультурологические и этнофилологические проблемы образования: Материалы Герцен, чтений, май 1996. СПб.: Образование, 1997. -138 с.
97. Этнопедагогические проблемы дошкольного образования: Материалы Респ. науч.-метод. семинара, 25 марта 1999 г. Саранск, 1999. - 44 с.
98. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек / Н. С. Александрова. Киров, 1998. - 31 с.
99. Этнос и география. М.,1972
100. Я познаю мир. Праздники народов мира: Дет. энцикл. / Авт.-сост. И. Полянская, Н. Ионина. М.: ACT, 1999. - 476, 1. с.
101. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. Пг., 1923.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.