Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Жумабаев, Рустамбай
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жумабаев, Рустамбай
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 15
§1. Понятие и сущность народной традиции 15
§2. Роль и место традиции в практике воспитания народа 30-
§3. Психолого-педагогические условия приобщения учащихся к народным традициям 52
ВЫВОДЫ 71
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 73
§1. Народная педагогика и содержание воспитательной работы в современной сельской школе 73
§2. Пути и средства использования народных традиций в практике воспитательной работы сельской школы 93
§3. Результаты опытно-экспериментальной работы 116
ВЫВОДЫ 142
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики1998 год, кандидат педагогических наук Умаров, Абдусамад
Использование национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Рахмонова, Нигинамо Сатторовна
Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения2004 год, доктор педагогических наук Нуров, Абдулбоки
Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях: На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан2003 год, кандидат педагогических наук Александрова, Ирина Шамаевна
Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей: на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Джалилова, Мехринисо Назировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы»
Приобретение независимости бывшими союзными республиками СССР, безусловно, явилось историческим событием, способствовавшим развитию национального самосознания, на основе его, расцвету национальной культуры, частью которой, является просвещение, и дал мощный толчок повышению интереса к истории, вековым традициям и наследию народа.
Обретая независимость, каждая, из республик вырабатывает свою политику в области образования и культуры, определяет приоритетные задачи в этом направлении. В тоже время, социально-политические реалии современного общества, приведшие к распаду традиционных экономических, политических и духовных связей между бывшими союзными республиками, межнациональные и внутринациональные конфликты в постсоветском пространстве, ориентация экономики на рыночные отношения, идеологический вакуум оказали сильнейшее влияние на духовную жизнь общества, семьи и отдельного человека.
Вследствие этого в обществе нарастал прагматизм, переформировались общественные ценности, место интереса к знаниям и труду стала занимать культ «успеха», и погоня за удовольствиями. В какой-то степени люди стали терять уверенность в завтрашний день. Эти явления, конечно, оказали отрицательное влияние на нравственное, психическое здоровье членов общества и прежде всего подрастающего поколения.
Очень серьезное испытание пришлось преодолеть независимому Таджикистану, для которого бремя независимости оказалось слишком тяжелой. Суверенное государство по объективным и субъективным причинам оказалось в пучине гражданской войны. По благоволению судьбы и благодаря воле народа и нового руководства страны, избранного на XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (XII созыва), которая проходило с 16 ноября по 22 декабря 1992 года, ее удалось остановить и после длительных, порой трудных переговоров подписать мирное соглашение (27 июня 1997 г.). Насколько было трудно достижения мира, настолько трудным оказалось устранение последствий братоубийственной войны, которая по выражению Президента Республики Э.Ш.Рахмонова стала следствием и причиной глубокого духовно-нравственного кризиса в обществе (106, 159). Преодоления этого кризиса стала одной из важнейших задач общества.
По всеобщему признанию одним из возможных путей исправления ситуации, наряду с экономической стабилизацией, является коренная перестройка воспитательной работы в школе, точнее сказать перестройка самой fr школы. Школа должна отражать историю и традицию народа, она должно быть национальной.
Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных, на абстрактных идеях или * заимствованных у другого народа» (134, 65). Он предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов.
Это утверждение звучит в унисон с выводами одного из великих мыслителей таджикского народа Абубакр ар-Рази, проживавшего в IX веке. Он писал, что «нет необходимости в этой связи заводить речь о том, что между народами в этом деле существует большое превосходство одного над другим и огромное различие». (8, 26).
В Республике Таджикистан, исходя из горького опыта начала 90-х годов, взят курс на формирование у населения национального самосознания и единения. В этих целях взоры были обращены к истории народа, ее традициям, бессмертному культурно-духовному наследию. Именно этому служила празднования 1100-летия государства Саманидов, 1000-летие бессмертного «Шахнаме» Фирдауси, 680-летие ученого-мыслителя Мир Сайда Али Хамадони, 675-летие поэта Камоли Худжанди, 960-летие Омара Хайяма, 2500-летие города Истаравшана и другие.
Прав был В.А.Сухомлинский, когда говорил, что без прошлого нет будущего. Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, -память простирающаяся в века. Только потому он человек, что понимает и помнить куда уходят корни дерева, на котором он вырос (125, 22). Вниманием к прошлому измеряется истинная просвещенность народа, к чему соответствует, если судить по выше приведенному примеру, нынешняя политика независимого государства таджиков.
В последние годы в Таджикистане сделаны реальные шаги по созданию национальной школы. Разработана «Концепция таджикской национальной школы», приняты Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Государственные стандарты образования в Республике Таджикистан» и «Национальная концепция образования».
Искоренение предрассудков, упорядочение обычаев и обрядов приобрелы государственное значение и 9 июля 1999 года был подписан Указ Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова «Об упорядочении праздников, обычаев, ритуалов и обрядов», который стал значительным явлением в общественной жизни страны.
В «Национальной концепции образования» утверждается, что главной задачей школы на данном этапе, является формирование у подрастающего поколения исторического самосознания, усвоения ими национальных и общечеловеческих ценностей. Чтобы они были носителями национальных особенностей; традиций, нравственного и культурного наследия; занимали активную жизненную позицию, имели навыки исследователя в науке, технике, культуре и в других областях общественной жизни.
В указанном документе отмечается, что «образованный человек, это человек воспитанный в духе национальных традиций и обычаев, национальной культуры и общечеловеческих ценностей. Он стремится овладеть науками об обществе, о человеческом мышлении, о природе и её защите, о технике, »• технологии и здоровом образе жизни. Формирует у себя соответствующие умения и навыки, с честью выполняет личные, государственные и общественные обязанности, уважает себя и другие народы, ведёт независимую и сознательную жизнь и воспитывает своих детей и близких в этом же духе», (см. 75)
Концепцией предусматривается внесения в учебный план нового предмета, который будет изучать проблемы морали и нравственности и основываться на традициях народа. Этот предмет будет изучаться во всех ступенях образования.
Задачи совершенствования работы с детьми, подростками, юношами * (девушками) определили потребность в усилении внимания к народным традициям как средству воспитательного воздействия.
Показательно, что в последние годы существования СССР появилось немало психологических, педагогических, философских, культурологических исследований, авторы которых с разных точек зрения пытались рассмотреть особенности народных традиций и обычаев, их роль и место в воспитательном процессе. Эта тенденция получила дальнейшее усиление в последнем десятилетии прошлого века. В многочисленных работах были проанализированы и развиты важные теоретические положения о народных традициях и обычаях, раскрыты социально-идеологическая сущность и функции традиций, специфика обычаев и обрядов как социального явления, соотношение традиций, обычаев, и обрядов, форма и содержание традиции, ее воспитательные возможности, региональные и национальные аспекты народных традиций и обычаев.
В изучении традиций с течением времени происходили изменения, как в количественном (объем публикаций быстро увеличивался), так и в качественном отношениях (расширялась изучаемая проблематика, углублялось теоретическое осмысление вопроса). Анализ сущности народных традиций и обычаев, закономерностей их исторического изменения дается в работах i> В.Г.Абсалямовой, А.К.Алиева, А.Н.Антонова, С.А.Арутюнова, Ю.Б.Бромлея,
Е.Есенгельдиева, Э.И.Лисовцева, Н.П.Лобачевой, Т.В.Проничева, В.Д.Плахова, С.П.Полякова, Б.С.Салимова, Г.М.Самсонова, Н.С.Сарсенбаева Н.В.Солнцева, И.В.Суханова, О.А.Сухарёвой, В.С.Чернышева. В них разработаны проблемы народных традиций и обычаев, проводятся классификация и определения понятий «традиция», «обычай», «обряд», рассматривается их роль в формировании духовного облика человека, обобщается практический опыт использования традиций и обычаев в решении задач общественного развития.
В фактическом материале авторы раскрывают закономерности возникновения народных традиций, показывают консолидацию многих * элементов народных традиций и обычаев прошлых лет с обычаями и традициями современного общества.
Изучению и анализу таджикских народных традиций посвящены работы А.Мирзаева, М.Миррахимова, Р.Р.Рахимова, Н.Турсунова.
Психолого-педагогический аспект проблемы традиций отражена в работах: М.А.Арипова (Орифи), В.Ф.Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, С.М.Арутюняна, В.В.Белоглазова, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, М.В.Гуртуева, М.С.Зенова, А.Ф.Ильтенбоева, Р.Мавлянова, В.Н.Мединского, Р.М.Рогова, Б.М.Симанкова, В.А.Смирнова, В.Ф.Фарфоровского, Л.Ходжаева, А.Ф.Хинтибидзе, М.Ф.Шабаева, М.А.Шорова и др.
В этих исследованиях дается не просто анализ критериев народных традиций, но самое пристальное внимание сосредоточено на их воспитательных возможностях, как важного средства личностного развития новых поколений. Этому посвящены также труды А.К.Алиева, У.Ш.Атангулова, В.И.Баймурзина, М.С.Зенова, З.Г.Нигматова, А.Ю.Мингбоева, С.Р.Рызинова, А.М.Сафина, Л.А.Лосанова, В.М.Симанкова, М.Г.Тайчинова, М.Ф.Терехова и др. На основе обобщения передового педагогического опыта авторы этих работ рассматривают содержание традиций, условия их возникновения и развития, влияния на ребенка в разных национальных культурах, разных этнических группах, а также формы, методы их использования в учебно-воспитательной работе.
Значительным явлением в изучении проблем народной педагогики стали исследования Т.Н.Петровой, посвященные исторической этнопедагогики.
Существенный интерес представляют исследования народной педагогики Украины, Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Киргизии, Армении, Башкирии, Чувашии, народов Северного Кавказа, Якутии, которые показывают, что народные традиции несут в себе неоценимое духовное богатство, жизненный опыт многих поколений людей, народную мудрость, те идеи, которые стали вершиной развития человеческой мысли.
За последние десятилетия таджикскими педагогами сделаны попытки затронуть некоторые вопросы народной педагогики в контексте исследования истории таджикской педагогической мысли, воспитания детей в семье, развития народного образования в республике. Так, в двухтомной работе М.Арипова «Из истории педагогической мысли таджикского народа», где рассматриваются педагогические воззрения классиков персидско-таджикской литературы с IX до XIX вв., дан довольно обширный материал по таджикской народной педагогики. Относительно подробно исследованы вопросы воспитания навыков и привычек культурного поведения у детей младшего возраста в таджикской семье посредством устного народного творчества и произведений классиков таджикской литературы в кандидатской диссертации Б.Рахимова и в его отдельных публикациях. Кандидатские диссертации А.Пахлавонова, А.Маннонова, М.Сайфуллаевой и Б.Маджидовой затрагивают вопросы использования народных традиций в воспитании детей, в изучении отдельных вопросов народной педагогики, подготовки будущего учителя к использованию народных традиций в процессе профессиональной подготовки. Названные работы были в числе первых, которые освещали проблем народной педагогики, в них были сделаны первые шаги в изучении вопросов народной педагогики, использования их в воспитании подрастающего поколения, it Ценность данных работ в том, что в них прослеживаются ценные наблюдения авторов по интересующей нас проблеме.
Есть и другие работы педагогов, востоковедов, историков, философов, искусствоведов, в которых исследуются культурное и научное наследие таджикское народа, а также его политическое и духовное возрождение в двадцатом столетии. Хотя в них непосредственно не рассматриваются проблемы народной педагогики, тем не менее, научные концепции и выводы исследователей помогают наиболее точно определить культурное и воспитательное значение народных традиций в духовной жизни новых поколений.
Таким образом, историко-педагогический обзор рассматриваемой проблемы позволяет сделать заключение, что в целом имеется достаточно исследований в области изучения народных традиций и использования их в народной педагогике.
Тем не менее, в исследовании таджикской народной педагогики наблюдаются некоторые существенные пробелы и нерешенные вопросы, в числе которых узкопроблемный подход к изучению проблемы, когда берется конкретная традиция и ее применение в формировании искомого качества личности в ущерб комплексному изучению, синтетическому анализу и исследованию. Остаются недостаточно изученными отношения субъектов и объектов воспитания к народным традициям, усвоения ими этих традиций, нуждаются в дальнейшей конкретизации формы, пути и средства использования народных традиций в системе воспитательной работы современной школы. Совершенно белым пятном для современной педагогической науки остаются быт и бытовые отношения среди таджиков, изобразительное искусство и музыкальная культура, как факторы формирования личности школьника. Часто в исследованиях не учитываются сложившаяся общественная ситуация, исторические корни тех или иных явлений.
Нам также кажется, недостаточно изученными вопросы: народные традиции и проблемы формирования национального самосознания у молодого поколения, подготовка молодежи к семейной жизни, взаимовлияние и взаимообогащение педагогических идей и традиций народов, живущих рядом друг с другом и т.п.
Исходя из всего этого, мы определили тему своего исследования: «Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы». Наш выбор объясняется тем, что в нашем государстве большинство населения проживает в сельской местности (около 67 %), около 80 % учащихся обучаются в сельских школах. Кроме того, в сельской местности многие традиции сохранились и являются устойчивыми. Они бережно хранятся народом.
Проблему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: Каковы оптимальные пути и средства использования народных традиций в практике воспитательной работы национальной сельской школы? Решения этой проблемы является целью данного исследования.
Объект исследования: Воспитательная работа сельской школы.
Предмет исследования: Роль и место народных традиций в системе воспитательной работы сельской школы.
Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретическую и практическую сущность народных традиций.
2. Определить роль и место народных традиций в практике школьного общественного воспитания.
3. Проанализировать состояние и содержание воспитательной работы сельской школы с целью определения педагогических условий использования народных традиций в педагогической практике этих школ.
4. Разработать научные и практические рекомендации, направленные на обеспечение эффективного воздействия народных традиций на процесс формирования личности школьника.
Мы предполагаем, что высокую эффективность воспитательного воздействия школы и других субъектов воспитания подрастающего поколения можно обеспечить, если: учащиеся школ систематически и постоянно будут ознакомлены с прогрессивными народными традициями, создадутся эффективные условия приобщения их к этим традициям; народные традиции широко внедряются в практику воспитательной работы школы и организуются мероприятия, которые по форме являются традиционными и по содержанию отвечают современным требованиям; организуется совместная деятельность учащихся и взрослых, обеспечивающая оптимальное воспитание и условие усвоения детьми народных традиций, аккумулирующих общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные ценности.
Методологической основой исследования служили философское учение о характере, сущности и движущих силах развития человека, как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние определенных особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика своей нации, а также теории познания целостности педагогического процесса, положения Конституции Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Национальная концепция образования и
Государственный образовательный стандарт Республики Таджикистан.
В ходе работы над диссертацией были использованы следующие методы;
- теоретический анализ философской, социологической, историко-этнографической и психолого-педагогической литературы;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- анализ школьной документации;
- анкетирование и интерьвюирование;
- экспертные оценки;
- составление независимых характеристик;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- рейтинг;
- беседы с учениками, родителями и педагогами;
- опытно-экспериментальная работа.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Традиция как форма проявления этнической сущности и педагогической культуры народа
2. Роль и место народных традиций в формировании будущей личности.
3. Пути и средства использования таджикских народных традиций в системе воспитательной работы современной сельской школы
4. Практические рекомендации по эффективному использованию воспитательных традиций народа в практике работы современной школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней на основе применения комплекса научных методов исследования в сочетании с многолетней целенаправленной экспериментальной работой осуществлено комплексное изучение сущности народных традиций; расширен круг традиций используемых в процессе воспитательной деятельности с уклоном к историко-этнографическим особенностям народных традиций, определены эффективные условия использования народных традиций в системе воспитательной работы сельской школы.
Теоретическое значимость исследования выражается в обосновании положения о роли и места народных традиций в практике воспитательной работы современной сельской школы; раскрытии механизма воздействия народных традиций на процесс формирования личности учащихся и выявлении специфических особенностей использования традиций в сельской местности.
Практическая значимость исследования: Разработанные теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации могут найти применение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школах сельской местности, и обогатить опыт и практику работы современной национальной школы, и подготовки педагогических кадров, повышения педагогической культуры родителей, способствовать успешной реализации Концепции национальной школы.
Достоверность исследования подтверждается опорой на избранную методологию, использованием комплекса методов, имеющих непосредственное отношение к цели, задачам, объекту, и предмету исследования, а также полученными результатами.
Исследование было осуществлено в три этапа: - на первом этапе (1993-1995гг) были определены актуальность проблемы, ее теоретические основы, изучены проблемы народных традиций, возможность их использования в практике воспитания. На основе изученной литературы, практики работ школ был разработан общий план исследования; на втором этапе (1995-1999 гг.) был проанализирован педагогический опыт отдельных школ, выявлено состояние использования народных традиций в практике работы сельской школы, разработан материал для педагогического эксперимента; на третьем этапе (1999-2002 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проводились обработка и систематизация полученных данных, сформулированы выводы и рекомендации. Проводился контрольный эксперимент по уточненной методике. Общие выводы исследовательской работы оформлены в виде научно-методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Худжандского Государственного университета имени академика Б.Гафурова и ряда школ Бободжон Гафуровского, Дж.Расуловского, Науского, Ганчинского, Истаравшанского, Матчинского и Зафарабадского районов Согдийской области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были изложены на кафедральных, общеуниверситетских научных конференциях (1991-2002 гг), на конференциях молодых учёных и аспирантов (1991-1996гг), на международных научно-практических конференциях (1997-2002 гг), были представлены в виде докладов на научно-практической конференции по проблемам народной педагогики (г.Гафуров -2002 г.), на традиционных ежегодных совещаниях классных руководителей школ ряда районов Согдийской области (1997-2002 гг).
По результатам исследования опубликованы 19 научных публикаций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике2009 год, кандидат педагогических наук Эхаева, Раиса Магдановна
Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье2004 год, доктор педагогических наук Маджидова Бибихафиза
Педагогические условия нравственного воспитания в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики1999 год, кандидат педагогических наук Гизатуллина, Клара Харисовна
Педагогические особенности использования элементов этнопедагогики в нравственном воспитании девочек-подростков в семье.2020 год, кандидат наук Мамадносирова Мобегим Мирзомамадовна
Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа2007 год, кандидат педагогических наук Ашуралиев, Муродали Имомалиевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Жумабаев, Рустамбай
Выводы
Народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость общих для всех народов представлений, взглядов, идей, а также навыков и приемов в области воспитания каждое поколение людей вносить в него свои крупицы мудрости, обогащая педагогическую культуру народа. Нельзя найти ни одного человека, который бы не воспитывался под влиянием народной педагогики.
Все традиции народа, составляющие основное ядро народной педагогики, направленны на то, чтобы научить детей мыслить, соображать и принимать решение. Они также учат детей наблюдательности и умозаключению. Посредством этих произведений дети узнают историю своего народа, своей земли.
Опыт народной педагогики показывают, что воспитанию подрастающих поколений в лучших традициях народа, осуществляется в семье, махалле, школе и в доме последовательно на общенациональном и общечеловеческом уровнях. При этом ведущее место занимает система народных традиций, пронизывающая как мораль, так и практическую деятельность.
Народные традиции порождены историческими, экономическими, социальными условиями и отражают связи, взаимоотношения людей в обществе. Выступая в качестве регуляторов поведения людей, они являются важным средством формирования и закрепления чувств, настроений, мысли., привычек, определяющих поведения человека.
Совокупность народных традиций как средства воспитания составляет социальную и психологическую систему способную решать важнейшие воспитательные задачи.
Эффективность воздействий народных традиций на воспитательную сферу личности школьника зависит от методов и форм воспитательной работы в школе и во внешкольной среде.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что воспитание школьников на народных традициях представляют собой многосторонный процесс, осуществляющийся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, в единстве семьи и общественностью.
Оптимизации процесса воспитания школьников на основе использования народных традиций - это многоуровневый процесс: на первом этапе происходит обогащение правильных представлений детей соответствующими идеями народных традиций; на втором этапе возникают адекватные эмоционально-эстетические чувства; на третьем этапе нравственная убежденность; на четвертом этапе привычные формы и нормы поведения; на пятом этапе на основе нравственного идеала происходит осознанный выбор поведения и поступков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящие в последние годы социально-политические изменения в Республике Таджикистан привели к пробуждению национального самосознания народа. Социально-политические реалии нынешнего этапа развития нашего общества, распад духовных ценностей, внутринациональный конфликт, переросшая до гражданской войны, требовали пересмотра содержания воспитательной работы, совершенствования форм и средств воздействия на воспитуемых, формировать у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных качеств личности, как взаимопонимание, взаимоуважение, дружба и взаимопомощь, культура межнационального общения, уважительное отношение к традициям, языку, искусству, истории, культуре народов страны, что станет возможным при условии привития молодому поколению лучших традиций народа.
Как отметил глава таджикского государства Э.Ш.Рахмонов, настало время обустроить нашу школу, дело обучения и воспитания на основе неоценимого, морально-нравственного, культурного богатства, национальной педагогики при учете современных требований и общечеловеческих ценностей. (103 -380).
Такая задача требует качественного изменения педагогического процесса, активного внедрения в школьную жизнь народные традиции. Как выше было сказано они придают школе самобытность, повышают возможность достижения искомых результатов. Потому что при такой организации работы учащиеся имеют возможность пройти через восприятие наследия своего и других народов, живущих в своей Родине, что должно побуждать их к осмыслению прогрессивных традиций разных народов.
Мы согласны с утверждением о том, что возрождение историко-педагогического опыта и возрождение на этой основе прогрессивных традиций воспитания приобретает особую актуальность в переходные периоды общественного развития, когда исторический нигилизм приобретает угрожающие масштабы.
В данном исследовании вслед за своими предшественниками, мы сделали попытку заново осмыслить роль и место народных традиций в воспитании учащихся. Как известно, народ является творцом истории. Он наряду с тем, что играет решающую роль в развитии материальной и духовной жизни общества, одновременно способствует становлению идей и практики обучения и воспитания.
В течении многих тысячелетий старшее поколение неустанно заботится о ф своем будущем, выращивает детей упорно вооружив их накопленным опытом, способствует формированию их физических и духовных сил, передают своим сыновьям и дочерям ценную эстафету - историю человеческого общества. По единодушному утверждению многих авторов ценнейший опыт воспитательной работы простого народа веками шлифовался, закреплялся в определенных традициях и обычаях, в метких изречениях.
Поэтому знакомство с прогрессивными идеями народа, с народным педагогическим опытом, собранным в течение многих веков позволяет утверждать, что взятые в совокупности они могут быть использованы как мощное орудие воспитательного воздействия на современное подрастающее w поколение.
В настоящем исследовании была предпринята попытка, доказать, что содержание таджикской народной педагогики богато и многообразно. Она охватывает представленйя народных масс о целях и задачах воспитания подрастающих поколений, о требовании к людям, в том числе и к молодежи, она включает знания о средствах, методах, приемах воспитания, определенные правила, привычки и традиции воспитания.
Формы проявления народной педагогики тоже разнообразны. Если традиционно считалось, что народная педагогика нашли свое отражение в устном народном творчестве во всех его многообразиях, то мы пришли к выводу, что повседневная быт, отношение в семье, изобразительное искусство и народная музыка и песня тоже являются носителями идей народной педагогики.
Изучение и анализ материалов народной педагогики используемых в учебно-воспитательном процессе, показывают, что они способствуют наиболее полному раскрытию личности и повышают эффективность методики всестороннего развития школьника. Жизнь доказывает, что нельзя подходить к народной педагогике как к нечто возникшему в древности и существующему с тех пор в неизменном виде, или сейчас, в эпоху бурного развития научно -технического прогресса уже не существующую. Необходимо учитывать, что народная педагогика как выражение опыта, педагогической деятельности народа, существует, действует и в наши дни, хотя приобретает качественное своеобразие.
В системе личностного развития школьников важную роль играют обобщающие понятия, идеи, идеалы, выработанные многими поколениями людей. Отражая и выражая взаимоотношения в определенном социуме, народные традиции выступают необходимым условием и средством формирования нравственных норм, определяющих поведение подрастающего человека. При этом дети школьного возраста способны к наиболее активному восприятию заложенных в традициях социальных норм, с одной стороны; с другой, - именно через освоение, присвоение народных традиций они реально интегрируются в конкретные этно-социальные группы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы стремились доказать, что нет такой формы организации педагогического процесса, которую нельзя было использовать для ознакомления школьников с народными традициями. В этом плане, мы не должны дать предпочтение классной или внеклассной работе. Все зависит от мастерства педагога, от того, как организуется данная работа и какую цель мы преследуем.
Одновременно мы признаем, что внеклассные воспитательные мероприятия дают большой простор для использования народных традиций. Исходя из этого, нами были использованы такие традиционные формы организации деятельности учащихся, как вечера интересов, конкурсы, диспуты, письменные работы, этнографические экспедиции, фестиваль народной песни и музыки, вечера песни и музыки, викторины, КВН и др.
Мы утверждаем, что идеи и традиции воспитания подрастающего поколения должны стать компонентами дидактики и теории воспитания, и находится в сложном взаимодействии с научной педагогикой. Поэтому учителя, классные руководители и воспитатели могут эффективно использовать богатейший опыт народного воспитания только при условии обладании данным материалом.
Материалы исследования выявили сложный характер взаимодействия народных традиций, что связано, в частности, с развитием национального самосознания, приводящего иногда к негативизму по отношению к традициям других народов.
Поэтому на формирующем этапе исследования была сделана попытка определить такие формы использования народных традиций, которые включаясь в непосредственную деятельность детей, снимали бы национальные барьеры, способствую вхождению школьника в общечеловеческие ценности.
Было установлено, что воздействие народных традиций на личность ученика представляет собой многоуровневой процесс, который начинается с обогащения представлений детей соответствующими знаниями о народных традициях, далее возникают аналогичные эмоционально-эстетические чувства и формируется убежденность. В конце должны проявляться привычные формы и нормы поведения, когда на основе сформировавшегося идеала происходит выбор поведения и поступков в различных жизненных ситуациях.
Народные традиции, «воспроизводящие» образ жизни этнической общности, обеспечивает особую психологическую среду, становится реально действенным средством воздействия на личностное становление детей школьного возраста, основным новообразованием которого является развивающееся самосознание, осознание своей приобщенности к миру взрослых.
В тоже время мы должны избегать гиперболизации народной педагогики в системе воспитания, так как она в некоторой степени предполагает действия учащихся по готовому образцу и означает репродуктивный подход. Это означает, что мы не можем игнорировать достижений научной педагогики, в противном случаи, это означало бы бросание в крайности, которая может в очередной раз привести передовое педагогическое движение в тупиковую ситуацию. Как утверждают авторы теории народной педагогики, развитие приоритетов воспитания может и должно находиться в рамках тесной взаимосвязи народной и научной педагогики, поскольку влияние совокупности этих двух направлений на формирование личности особенно велико. Образ такого педагогического процесса представляется как перспектива формирования здоровой нравственной личности школьника, одновременно личности творческой, умеющей строить свою учебную и трудовую деятельность по усвоению опыта отношений и поведения с пониманием цели, предмета, средства и результата.
В современных условиях работы национального самосознания, тенденции народов к самоопределению, исключительно актуализируется задача не только исторической, политической, социальной, но и психологической оценки использования традиций в воспитательном процессе. Дело в том, что в некоторых случаях народные традиции могут оказывать действие со знаком минус, ликвидируя главное накопление народов - доброе отношение к людям разных наций.
В нашей стране очень важно учитывать уроков недавнего прошлого, когда обособленная позиция представителей отдельных регионов, т.е. местничество стало причиной трагических событий.
Ставя целью самоопределение личности через утверждение всего самого лучшего в себе, но среди других и для других, педагогическая наука призвана вести поиск условий использования народных традиций в формировании личности растущих людей в эпохе современного научно-технического прогресса. Данное положение усугубляется и тем вакуумом, который существовал несколько десятилетий, мешая трансформации старых и зарождению новых народных традиций. Поэтому сегодня особенно остра необходимость не только использования, но и формирования народных традиций, как действенных механизмов развития личности школьника.
Целенаправленный выбор наиболее прогрессивных народных традиций, ф их комплексное использование в воспитательной работе, при дополнении специально сконструированными традициями, развивающими и дополняющими исторически сложившиеся, обеспечивают не просто "усвоение" школьниками социальных норм, принятых во взрослом сообществе, но активно формируют реальную ответственность детей за их выполнение, значительно усиливая мотивы самоутверждения, самореализации. А последовательное смещение акцента с личностных качеств, проявляющихся в традициях, присущих конкретной этнической группе, на общечеловеческие ценности (доброту, взаимопомощь и др.) способствует интернациональному развитию каждого школьника.
Целенаправленное использование народных традиций в воспитательной работе с школьниками обеспечивает оптимизацию процесса приобщения к духовным ценностям, активное развитие будущей личности.
В связи с этим важнейшей задачей учебных заведений в современных условиях, является оказание помощи учащимся, студентам, молодежи в усвоении диалектики общечеловеческого, интернационального и национального в выработке правильного отношения к языку, культуре, к историческим, национальным памятникам, национальному достоинству личности. Вместе с тем необходимо в гуманных, демократических формах всячески препятствовать национальной узости, ограниченности, тенденциям к гегемонизму.
С учетом усиления тенденции международной интеграции, проблема подготовки молодежи к жизни и труду в многонациональной и поликультурной среде в мире, ненасилии, уважении других народов, ее воспитания в духе взаимопонимания, в духе общечеловеческих ценностей является актуальной. Она должна занимать приоритетное положение среди задач современного образования, в решении которых отводится ведущее место этнопедагогике -науке будущего. Поэтому, исследования в этой области следует продолжить, так как от успеха этой науки зависит будущее.
Данное исследование не претендует на исчерпывающий ответ в изучении народных традиций и проблем народной педагогики, их использования в системе воспитательной работы современной школы. Потому что еще широк круг проблем, которые ждут своих исследователей.
Можно обозначить круг проблем, которые ждут своих исследователей. Так, до сих пор преобладает узкопроблемный подход в изучении таджикской народной педагогики, вследствие чего она не получила подлинную оценку в научном плане; остаются не изученными целые пласты теории и практики воспитания, дошедшая до наших современников в виде богатейшей педагогической литературы и своеобразных учений и взглядов о формировании личности; осталась вне внимания исследователей такая интереснейшая и уникальная проблема, как воспитания рыцаря (джавонмард), занимавшая исключительно важное место в системе воспитания наших предков.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жумабаев, Рустамбай, 2002 год
1. Абазов Ф.Ф. Традиции народа и профориентации школьников //Материалы межвузовской конференции. - Курган, 1993.-е. 151-153
2. Абдуллозода Р., Футувватнома (Книга рыцарства). Душанбе: Адиб, 1993. - 160 с. (на.тадж.яз.)
3. Абсалямова В. Г. Традиционная культура в воспитании детей. М., 1999. — 291 с.
4. Агаев А.Г. К вопросу о теории народностей . М., 1985. - 150 с.
5. Азовцев С.А. Традиция как одна из категорий познания общественных явлений. Автореф. дисс. кан. философ. наук-М., 1978. 23 с.
6. Алиев Б.Г. К вопросу об этнопсихологических особенностях познания людьми друг друга. //Этнопсихологические проблемы развития личности. -Баку, 1985.-е. 29-37
7. Ануфриева Р.А. Сущность социалистической традиции и их роль в регулировании внутри коллективных отношений: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Киев, 1971. - 23 с.
8. Ар-Рози Абубакр. Духовная медицина. Душанбе: Ирфон, 1990. - 87 с. (на тадж.яз.)
9. Арипов М.Н. Воспитание детей у таджиков в далеком историческом прошлом. Доклады АПН РСФСР, 1961, № 3 с. 15 -21
10. Арипов М. Из истории педагогической мысли таджикского народа: В двух частьях. Душанбе: Ирфон, ч.1, 1962. 216 е., ч.2, 1965. - 219 с.
11. Арутюнов С.А. Обычаи, ритуал, традиция. Советская этнография, 1981. №2
12. Арутюнов С.А. Место национальных традиции в развитии современных этнических общностей //Вопросы совершенствования национальных процессов в СССР. Ташкент, 1987.- с.165 - 168
13. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опытанародной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дисс. канд.пед. наук. Уфа, 1994. - 21 с.
14. Атангулов У.Ш Амиров А.Ф Бронников С.А. Использование идей, опыта и традиций народной педагогика и современные проблемы воспитания: Тез. докл. Всесоюзной научно практической конф.- Чебоксары, 1991. -с. 8-10
15. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, 2000.-329 с.
16. Ахмедов Р. Цветущий Навруз. Душанбе: Ирфон, 1978. - 55 с.(на тадж.яз.)
17. Басилов В.Н. Народная культура в исламе и задачи исследования. /Ислам и народная культура. М., 1998. - с. 7 - 16
18. Белоглазов В.В. Педагогические основы воспитания учащихся на трудовых традициях: Автореф. дисс. канд.пед. наук М., 1967. - 23 с.
19. Бердиев М.С. Ислам проводник иранизма в творческую кочевую культуру. /Ислам и народная культура. М., 1998. - с. 148 - 156
20. Беруни Абу Райхон. Памятник минувших поколений Душанбе: Ирфон, 1990. - 432 с. (на тадж.яз.)
21. Бенин В. JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997. - 210 с.
22. Бешимов А. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов. /На материале Киргиз. ССР/ Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1975. - 18 с.
23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - с. 256-157
24. Бромлей Ю.М. Этносоциальные процессы: теория, история, современность -М: Наука, 1987.-334 с.
25. Бугаева A.JI. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. (На материале национальных школ народов Крайнего Севера). Автореф. дисс. канд. пед. наук-М., 1986.-23 с.
26. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
27. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.29. Власкин А.Г. Мораль и традиция, (в помощь лектору) Л.: Знание,1981.-36 с.
28. Волков Г.Н. Этнопедагогика (Под ред. чл. кор. АПН. СССР. проф. И.Т. Огородникова), Чебоксары: Чуваш.кн. изд- ва, 1974. - 117 с.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1999. - 310 с.
30. Гафуров Б. Таджики. В 2-х томах. Душанбе: Ирфон, 1989, т.1 395 е., 1989, т.2-480 с.
31. Гашимов А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских народных сказках. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Баку, 1957.-23 с.
32. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. 1997. - 157 с.
33. Гафуров О. Толкование таджикских имён. Душанбе: Ирфон, 1981. -151с. (на тадж.яз.)
34. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства //Советская педагогика 1989, № 3. - с. 38 - 46
35. Джонназаров X., Хидирова Л.С. Семейные традиции в формировании нравственных качеств детей. Методические рекомендации. Худжанд, 1998 89 с. (на уз.яз.)
36. Дустмухаммедов З.Н. Новые гражданские обряды и праздники. Душанбе: Ирфон, 1975. - 100 с. (на тадж.яз.)
37. Есенгельдиев С. Структура традиций и формы их существования:
38. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Фрунзе, 1969. - 23 с.
39. Залялиев. Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1974. - 24 с.
40. Залялиев Ш.Ш. Татарская народная педагогика. Для 10 класса татарских гимназий, лицеев, педколледжей и училищ. Казань: Магариф, 1997. -63 с.
41. Извекова Н.А., Лотов М.В. Праздник в семье. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
42. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
43. Ислам и народная культура. М., 1998. - 260 с.
44. Исхаков Т.К. Щей и практика воспитания в башкирской народной педагогике (Дооктябьский период): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Д.,1981. 18 с.
45. Калонтаров А.И. Мудрость трех народов. Душанбе: Адиб, 1989. - 432 с.
46. Каримов У., Исломов С. Экономическая мысль таджикских просветителей эпохи восточного ренессанса. Маърифат, 1999, № 3 - с. 61-63
47. Книга назиданий (Панду ибрат одобнома). - Худжанд, 1995. - 131 с. (на тадж.яз.)
48. Корнеев В.П. Жизненный опыт личности. М.: Политиздат, 1985. - 128 с.
49. Кошифи Хусайн Воиз. Султанова книга о джавонмарди. /Мухсинова этика. Душанбе: Адиб, 1991.-е. 16-113 (на тадж.яз.)
50. Краткий словарь по социологии. М.: Наука, 1989. - 297 с.
51. Кузиев Р.Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. Уфа, 1990. - 189 с.
52. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской педагогике и их использование в современной школьной практике. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1984. - 180 с.
53. Левкович В.П. Обычай и ритуал, как способы социальной регуляции поведения. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения -М., 1976.-216 с.
54. Лисавцев Э.И. Традиции, обряды, современность. Киев, 1983. - 157 с.
55. Лобачева Н.П. Роль семьи в сохранении традиционных обрядов и мусульманских праздников (на примере народов Центральной Азии) /Ислам и народная культура. М., 1998. - с. 122-131
56. Логашева Б.Р. К истории календарных обрядов и земледельцев Средней Азии. /Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1986. - с. 6-31
57. Лосанова Л.А. Школьные традиции и их роль в укреплении связи школы с жизнью. Автореф. дисс. канд. пед. наука. Фрунзе, 1964. - 30 с.
58. Магамедов В.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана, как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980. - 54 с.
59. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994. - 96 с.
60. Малкондуев А.С. Роль социалистических традиций и обычаев в формировании нового человека Нальчик: изд-во «Эльбрус», 1969. - 80 с.
61. Маннонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию идей народной педагогики в нравственном воспитании детей. Автореф. дисс. канд. педагогических наук. М., 1992. - 17 с.
62. Маркарянь Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. Советская этнография: 1981, № 2 с. 81-87
63. Махмудов А. Таджикские национальные игры и их роль в воспитании подрастающего поколения. Маърифат, 1998, № 5-6 - с.31-33 (на тадж.яз.)
64. Махкамов С., Сафаров О. Празднования Сады. Маърифат, 2000 г. № 7-8 -с .45-47 (на тадж языке)
65. Махкамов С. Возрождение нации. Маърифат, 1999, № 5-6 - с.30-34 (на тадж.яз.)
66. Миралимов Ш. Навруз (Старинные обычаи, новые обряды) Ташкент:
67. Изд-во Ёш гвардия: 1990. 36 с.
68. Мирзоев А. Обычаи и традиции таджикского народа в воспитании детей. Воспитание школьников. 1981, № 6 с. 22-28
69. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (словесное средство воспитания). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 156 с.
70. Мирзоева Ф. Один урок гуманизма. Маърифат, 1999, № 3-4 - с. 64-66 (на тадж.яз.)
71. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 124 с.
72. Мирзоев Н. Социалистические семейные обычаи, и традиции, как средство идейно-нравственного воспитания детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1982. 25 с.
73. Миррахимов М. Праздник Навруз. Душанбе: Ирфон, 1985. - 48 с.
74. Мирхасилов В.И. Из истории общественного быта узбеков. Советская этнография. 1963 № 5, с. 65 - 71
75. Муроди Т. Книга наставлений, человечность. Худжанд, 1995. - 122 с.
76. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: //Матер, всесоюзн.научно-практ. конф. в 4т. Чебоксары, 1991, т.2 — с.81-86
77. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. -Омузгор, август 2002 г. (на тадж.яз.)
78. Национальная школа. //Концепция и технология развития (доклады и материалы международной конференции). Якутск, 1993. - 256 с.
79. Нигматов З.Г. Гуманистический традиции народной педагогии и воспитательный процесс. Казань, 2000. 231 с.
80. Новиков В.И. К вопросу о привычках и традиции нравственного поведения. //Ученые записки перм. гос. пед. ин-т вып 30 Пермь, 1963. -с. 96-102
81. Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Пермь, 1993. 23 с.
82. Новые традиции и образ жизни. Из опыта внедрения новых традиции и обрядов в Узбекистане. Ташкент, 1985. - 172 с.
83. Нравственная ценность идей таджикской народной педагогики в воспитательном процессе. Сост. А.Маннонов. Худжанд, 1990. - 27 с.
84. Нуров А. Значение национальных, нравственных ценностей в воспитании подрастающего поколения. Маърифат, 2001. № 5-6 - с. 15-16 (на тадж.яз.)
85. Об утверждении Национальной Концепции образования в Республике Таджикистан. Постановления Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2002 г. Омузгор, август 2002г. ( на тадж. языке)
86. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагогики. Советская педагогика. 1991, № 7. - с.13-18
87. Ормонов Т. Педагогика возрождения древних киргизов (по эпосу «Манас») Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1972. - 25 с.
88. Основы педагогической технологии, (авт.коллектив Белкин А.С., Брагина Т.А., Бродский Ю.С., Днепров С.А.) Екатеринбург, 1995. - 197 с.
89. Пашева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дисс. канд. наук. М., 1972. -18 с.
90. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи. Историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.
91. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика, как феномен мировой цивилизации. -М.: Прометей, 2000. 90 с.
92. Петухов Н.И. Роль обычаев и традиций в формировании индивидуального морального сознания //Вопросы марксисстко-ленинской этики. М., 1978. - с. 42-50
93. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологических исследований. М.: Мысль, 1982. - 220 с.
94. Поляков С.П. Традиционализм в среднеазиатском обществе. М.: Знание, 1989.- 111 с.
95. Проничева Т.Ф. Традиция, как социально-психологическое явление. Автореф. дисс. канд. философ, наук JL, 1969. - 23 с.
96. Раджабов С. Роль и место образования в Республике Таджикистан. -Омузгор, август 2002 г. (на тадж.яз.)
97. Рахимов Б. Нравственные и педагогические воззрения Джалолидина Давони. Маърифат, 1999. № 1-2 - с. 15-17 (на тадж.языка)
98. Рахимкулов М.Г. Народное мудрости родник Уфа: Башкнигоиздат: 1983. -83 с.
99. Рахимов P.P. Мужские дома в традиционной культуре таджиков. -Л.: Наука, 1990.- 154 с.
100. Рахмонов P.O. О роли прогрессивных национальных традиций в интернациональном воспитании трудящихся. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1969. - 23 с.
101. Рахмонов Э.Ш. Молодежь будущее независимого Таджикистана /Таджикистан: десять лет независимости, национального единения и созидания. В 3-х т-х. Душанбе. Ирфон, 2001, т.1 с. 138-157 (на тадж.яз.)
102. Рахмонов Э.Ш. Речь на совещании актива народного образования республики. Там же с.380 385 (на тадж.яз.)
103. Рахмонов Э.Ш. Речь на торжественном собрании по случаю Дня языка. Там же с.491- 497 (на тадж.яз.)
104. Рахмонов Э.Ш. Речь на торжественном собрании, посвященной 675-летие Камоли Худжанди. Там же с.45-50 (на тадж.яз.)
105. Рахмонов Э.Ш. Роль женщины в обществе. Там же, т.2 с. 127-137 (на тадж.яз.)
106. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. Лондон, 1999. - 237 с.
107. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. Сегодня, 24 июля 1997 г.
108. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: поступь к демократии и общечеловеческойцивилизации/Таджикистан: десять лет независимости национального единения и созидания. В 3-х т-х. Душанбе: Ирфон, 2001, т.1 - с. 159-170
109. Рашод Мухаммад. Философия с древных времен (в 7 т-х). т.1-2. -Душанбе, 1990. 480 с. (на тадж.яз.)
110. Реформа образования: необходимость и основные направления. Омузгор, август 2002 г. ( на тадж. языке).
111. Роль школы в возрождении народных традиций. //Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования. Уфа, 1992. - с. 121-255
112. Рубенко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский. Советская педагогика. 1991. № 2. с. 56-78
113. ПЗ.Рызынов С.Р. Воспитание подростков в семье и школ на народных традициях: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1975. - 32 с.
114. Саидов Т.Г. Прогрессивные народные традиции, как средство подготовки школьников к семейной жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наука. М., 1991.-18 с.
115. Сайфуллаева М. Идеи умственного, нравственного и трудового воспитания в таджикской народной педагогике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1989.-23 с.
116. Саломов Б.С. Сущность национальных традиций и диалектика их развития: Автореф. дисс. канд. философ, наука. JL, 1970. - 20 с.
117. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введения в этнопсихологию: учебно-методическое пособие для студентов. М., Инст.практ.психологии, 1996. -196 с.
118. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии (Народные обычаи, среди трудящихся. /Автореф. дисс. д-ра филос. наук М., 1977. - 44 с.
119. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии Алма-Ата: Казахстан, 1965.-328 с.
120. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь Алма-Ата,1974.-250 с.
121. Саттор Махмуд. Узбекские обряды (Молодому поколению нации). -Ташкент: Фан, 1993 222 с. (на узб.языке)
122. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.-43Ос.
123. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. -М.: Изд.-во Института социалогии РАН, 1998. 388 с.
124. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
125. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. - 175 с.
126. Сысолятин Г.М. Моральные нормы, традиции и воспитание Якутск: кн. изд-во, 1981.- 130 с.
127. Таджикский фольклор. Хрестоматия. Душанбе: Маориф, 1989. - 376 с. (на тадж.яз.)
128. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно нравственных ценностях народа. М., 1999. - 213 с.
129. Темурова С. Народные традиции в системе нравственного воспитания (на материалах старших классов в узбекских школах) Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1970. 23 с.
130. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. 125 М.: Наука, 1990. - 248 с.
131. Турсунов А. Возрождение Аджама. Душанбе: Ирфон, 1984. - 284 с. (на тадж.яз.)
132. Турсунов Н. Таджикские национальные игры. Душанбе: Ирфон, 1983. -56 с. (на тадж. яз.)
133. Унсуралмаоли Кайковус. Кабуснаме / Энциклопедия таджикско-персид-ской прозы. Душанбе, 1986. - с.13-112
134. Ушинский К.Д. О принципе народности в общественном воспитании. Избр.пед.сочинение. М.: Наркомпросс, РСФСР, 1945. - с.53-70
135. Фельдштейн Д.Е. Психологические основы общественно-полезнойдеятельности. М.: Педагогика, 1982. - 224 с.
136. Хабибова Т. Как назовете своего ребенка? Душанбе: Ирфон, 1967. - 19 с. (на тадж.яз.)
137. Харисова JI.A. Национальная культура и содержание образования -Казань, 1995.-216 с.
138. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М., 1994. - 156 с.
139. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1958. - 23 с.
140. Христова Е.П. Народная педагогика: историографические и теоретическо-методологические проблемы. М., 1988. - 163 с.
141. Чернышев B.C. Традиции и обряды в системе формирования идеалов личности Киев: Высшая школа, 1986. - 144 с.
142. Чотонов А.О. О национальных традициях народов Средней Азии Фрунзе, 1964. - 72 с.
143. Шермухаммедов Б. Таджикская детская народная поэзия. Душанбе.: Дониш, 1973. - 188 с. (на тадж.яз.)
144. Шоров И.А. Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгейском устном народном творчестве: Автореф. дисс. канд. пед.наук. Тбилиси, 1970.-23 с.
145. Шохид. Празднование Навруз. Маърифат. 2000, № 3-4.- с.42-44 (на тадж.яз.)
146. Шадрина А.А. Прогрессивные традиции народной педагогики Якутии и их использование в совместной деятельности школы, семьи по профориентации старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991.-23 с.
147. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. - 94 с.
148. Эгамбердиев У. Использование прогрессивных идей и опыта киргизской народной педагогики в воспитании подростков: Автореф. дисс.кан. пед.наук. Казань , 1987. - 23 с.
149. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПБ., Наука, 1991.-283 с.
150. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. //Материалы международ, научно- практ. конф. 15-16 апреля 1999г. М., 1999. - 211 с.
151. Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы. //Сборник материалов Международной конференции. Стерлитамак, 2000.- 187 с.
152. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. //Материалы VII международной научно-практической конференции. Казань, 2000. - 278 с.
153. Юсуф-заде А.Д. Социально-психологическая классификация традиций //Закавказская конференция психологов. Тбилиси, 1977. - с. 147-148
154. Якубов З.Я. Социально-педагогические аспекты использования народных традиций в воспитательной работе сельской школы Дагестана. Автореф. дисс. кан. пед. наук. М., 1977. - 24 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.