Народная драма в Белоруссии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Стельмах, Диана Владимировна

  • Стельмах, Диана Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1983, Минск
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 208
Стельмах, Диана Владимировна. Народная драма в Белоруссии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Минск. 1983. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Стельмах, Диана Владимировна

ВВЕЩЕНИЕ.

ГЛАВА I. Истоки народной драмы.

ГЛАВА П. Народная драма как явление фольклорного творчества.

ГЛАВА Ш. Сценическое воплощение народной драмы

ГЛАВА 1У. Народная драма в "самодеятельном и профессиональном театрах.

ЗАКШСЯЕНИЕ.J

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная драма в Белоруссии»

К числу важнейших задач организаторской и идейно-политической деятельности КПСС на современном этапе относится формирование идейно убежденной и гармонически развитой личности, вооруженной научным мировоззрением. "Партия, — отмечал на июньском /1983 г;/ Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю.В.Андропов, — поддерживает все, что обогащает науку, культуру, помогает воспитанию трудящихся в духе норм и принципов развитого социа -лизма. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа"*.

В воспитании всесторонне развитой личности важное место занимает правильный, научный подход к явлениям прошлого, позволяющий глубоко осмыслить богатства духовной культуры народа, сделать их достоянием всех советских людей, каждого нового поколения. Основополагающим при этом является ленинское положе -ние о бережном отношении к культурному наследию прошлого. Сохранение и использование памятников истории и культуры, отражающих материальную и духовную жизнь прошлых поколений, составляющих неотъемлемую часть мирового культурного наследия, стар ло законом Советского государства .

Наряду с анализом духовной жизни общества развитого социализма, современных процессов его культурной жизни по-прежне

-т х Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. М., 1983, с.19. р

Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране и использовании памятников истории и культуры. — Ведо -мости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1976, № 44, с.728—737. му созфаняет важность исследование вековых национальных традиций культуры. Непреходящую духовную ценность представляет собой фольклор народов нашей многонациональной страны, изучение которого является актуальным и в наше время. Многие научные проблемы, связанные с изучением традиционной культуры народов, требуют еще своего разрешения.

В последние десятилетия наряду с общим интересом к фольклору заметно возрос интерес к народному театру. Важность и необходимость изучения народного театрального искусства подчеркивалась на УП Международном конгрессе антропологических и этнографических наук /Москва, 1964/ и международном симпозиуме "Театр и народные традиции" /Люблин, 1980/, на всесоюзных, межреспубликанских и республиканских фольклористических конференциях, в том числе на проводимой в Минске этномузыковедчес -кой конференции на тему "Традиционный фольклор и его роль в эстетическом воспитании современного человека" /1979/. Впервые в международном масштабе вопросы исследования народного театра были поставлены на УП Международном конгрессе антропологичес -ких и этнографических наук. "Изучение народного театра, — отмечал участник конгресса А.Д.Авдеев /СССР/, — до сих пор проводится недостаточно интенсивно. Так как изучением народного театра занимались в основном этнографы, уделялось большее внимание содержанию, а не форме. Необходимо также уделять внимание актерской технике, сценическому воплощению. Необходима коллективная работа по народному театру, изучение которого должно быть поставлено в порядке основных проблем фольклорной работы"* /добавим — также и театроведческой/. Тем не менее и на Люблинском международном форуме, посвященном народному театру, его проблемы в теоретическом отношении, как свидетельствует участник от СССР В.Е.Гусев, обсуждались более в этнографическом, чем в театроведческом плане**. Основные направления в исследовании народного театра были определены на состоявшихся в Ленинграде научных конференциях "Историческое развитие народного театра" /1971/^, где впервые в советской науке предметом специального обсуждения стал народный театр, и "Зрелищно-игровые виды народного искусства" /1980/^. На последней была поставлена проблема комплексного изучения зрелищно-игровых видов фольклора и обоснован структурно-типологический подход в их исследовании. Определенный вклад в изучение народных театральных традиций внесла деятельность Чтений памяти П.Г.Богатырева, проводимых ежегодно в 1972—1979 гг. секцией фольклора Ленинградского государственного института театра, музыки и Труды УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1969, т.6, с.141. Гусев В.Е. Международный симпозиум "Театр и народные традиции". — Сов. этнография, 1981, № I, с. 137—140. о

Арановская О.Р., Ивлева Л.М. Конференция фольклористов в Ленинграде. — Сов.этнография, 1972, $ 2, с. 128—131; Народный театр: Сб.ст. — Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1974. — 184 с. /Материалы конференций положены в основу сборника/. В Комиссии комплексного изучения художественного творчества.— В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплекс, изуч. Л., 1982, с.277—278. На конференции с сообщением о народной драме "Царь Ирод" выступила В.А.Захарова /Минск/, кинематографии. В программе почти каждых Чтений, посвященных общетеоретическим проблемам фольклора, были доклады и сообщения по конкретным вопросам народного драматического искусства*. О важности исследования народного театрального творчества, актуальности его научного изучения свидетельствует и включение материалов по народному театру в программу Международных съезт

1972 г. — Крупянская В.Ю. /"Композиция народной драмы "Лодка" в связи с проблемой совмещения в народном театре трагедийного и комического"/» Савушкина Н.И. /о театральных элементах в святочном ряжении/ и Шаповалова Г.Г. /"Инсценировка свадебного обряда на сельской клубной сцене"/; 1973 г. — Бек-кер Р.И. /"Сцена "Мнимый барин" в русском фольклоре"/. — Сов. этнография, 1974, № 3, с. 144—146; 1974 г. — Гусев В.Е. /"Русский лубок и народный театр"/ и Уварова И.П. /по фольклорному театру Молдавии, Украины, России/. — Сов. этнография, 1975, # 6, с.170—171; 1975 г. — Савушкина Н.И. /о взаимодействии варьирования и импровизации в русской народной драме/; 1976 г. — Савушкина Н.И. /"Некоторые особенности стиля русской народной драмы"/. — Сов. этнография, 1977, № 4, с. 139— 142; 1977 г.— Померанцева Э.В. /о книге Е.Уорнер "Русский народный театр"/ и Савушкина Н.И. /о творчестве комического актера русского народного театра/; 1978 г. — Савушкина Н.И. /"Персонажи восточнославянской народной драмы в соотнесении с национальными фольклорными и литературными традициями"/. — Сов. этнография, 1979, № 6, с.151—156. дов славистов*.

Последние десятилетия отмечены повышенным не только теоретическим, но и практическим интересом к народному театру. Повсеместным, международным можно считать стремление возродить и запечатлеть народные театральные традиции. Сошлемся на разовое стихийное исполнение народной драмы "Царь Максимилиан" в Белоруссии в деревне Белевичи Слуцкого района /1962 г./ и ее же постановки Минским институтом культуры /1976 г./ и драматическим коллективом филологического факультета Белорусского государственного университета им.В.И.Ленина /1981 г./, документальные этнографические кинофильмы "Русский народный театр" /Центрнаучфильм, 1976/ и частично "Полесские колодки" /Бела-русьфильм, НТО "Летопись", 1972, в нем зафиксировано колядование с ряжеными/, деятельность польского коллектива "Гардзени Барышау ГЛ., Санн!кау А.К. Беларуск1 народны тэатр "батлейка" I яго узаемасувяз1 з рускгм "вяртэпам" i поль-скай "шопкай": 'Дакл./У Южнар. з"езд слав1стау. — Мн.: Выд-ва АН БССР, 1963. — 42 с. ; Гусев В.Е. Романтизм в Польше и кукольный театр славянских народов. — В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Докл. сов. делегации / УП Междунар.съезд славистов, Варшава, авг. 1973 г. М., 1973, с.307—329; Савушкина Н.И. Вопросы поэтики народной драмы в сравнительном изучении: /Общее и особенное в народной драме восточных славян/. — В кн. : История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Докл. сов. делегации/ УШ Междунар. съезд славистов, Загреб — Любляна, сент. 1978 г. М., 1978, с.401—424; Панченко A.M. ckrMmor^il in dw Муса, А 1Ы&т& >л Ш <{%u^icatc*fb of

Ifieafa'CaZ О. Театр и фольклор в России: постановка вопроса и проблемы метода. — В кн.: Резюме докладов и письменных сообщений/ IX Междунар. съезд славистов. М., 1983, с.242—243, 483—484, 487. це"/1980, Люблин/, выступления с батлейкой Е.Лис и А.Лося. /1983/ и представления "Царя Максимилиана" ансамблем народной музыки под руководством Д.В.Покровского Д983, Киев/.

Народный театр — явление сложное и многообразное, включающее элементы драматического действия, содержащиеся в календарных и семейно-бытовых обрядах и праздниках, хороводах, игровых песнях и танцах, театрализованные игры, диалоги, интермедии, драматические сценки, кукольные представления, народную драму. Из этого широкого круга явлений мы выделяем народную драму» делая ее цредметом нашего исследования.

В изучении народной драмы, начиная с конца XIX в., когда первые сведения о ней появились в научной литературе, и почти до последнего времени преобладали литературоведческий и этнографический аспекты. Были опубликованы записи текстов.отдельных народных драм1, изданы первые сборники Н.Е.Ончуко

1 Травин Д.А. Царь Максимилиан: /Святочная комедия/. — В кн.: Народный театр. М., 1896, с.48—61; Малинка А. Живой вертеп. — Этногр.обозрение, 1897, № 4, кн.35,с»37—55; Костин В. Царь Максимилиан. — Этногр.обозрение, 1898, №2, кн. 37, с.103—116; Абрамов И. Царь Максимилиан: /Святочная куме-д ifi/. — Известия Отд-ния рус.языка и словесности имп. Акад. наук, 1904, т.9, кн.З, с.266—298; Виноградов Н.Н. Народная драма "Царь Максемьян и непокорный сын его Одольф".— Известия Отд-ния рус.языка и словесности имп.Акад.наук, 1905, т.10, кн. 2, с.301—338; Дризен Н.В. Атаман. — В кн.: Материалы к истории русского театра. М., 1905, с.267—281; Мезерницкий П.Г. Народный театр и песни в г.Стародубе Черниговской губ. — Живая старина, 1908; вып.З, кн.67, с.353—361; вып.4, кн.68, с.479—486 /Приведен "Царь Максимилиан"/; Бессараба И.В. Трон. — В кн.: Материалы для этнографии Херсонской губернии. Иг., 1916, с.374—401; и др.

Т 2 ва и Н.Н.Виноградова . Народную драму включают как отдельный раздел в работы по истории русского народного театра и литературы^, выходят отдельные статьи о народной драме^.

Основной круг вопросов, разрабатываемых исследователями народной драмы, был очерчен А.Н.Веселовским: это популярность, распространение и среда бытования, происхождение, композиция произведения. Им же был введен в научный обиход и сам термин "народная драма". Основополагающим при рассмотрении народной драмы стали положения этого исследователя: "Влияние рано зане Ончуков Н.Е. Северные народные драмы. — СПб.: Тип.А.С.

Суворина, I9II. — 142 с, р

Народная драма "Царь Максимильян": Тексты, собр; и подготовлю к печати Н.Н.Виноградовым /Предисл. акад. А.И.Соболевского. — СПб.: Тип. имп; Акад. наук, 1914. — 189 с. — В надзаг.: Сб. Отд-ния рус.языка и словесности имп. Акад. наук, т.90, J& 7. 3

Морозов П.О. Народная драма. — В кн.: История русского театра/ Под ред. ВЛСаллаша, Н.Е.Эфроса. М., 1914, т.1, с.1 —23; Виноградов Н.Н. Народная драма. — В кн.: История русской литературы/ Под ред. Е.В.Аничкова и др. М., 1908, т.1, с.381— 395.

4 каллаш В. Царь Максимилиан. — Этногр.обозрение, 1898, № 4, кн.39, с.47—68; Чесалин С.С. Новая запись "Лодки": К истории русского народного театра. — Этногр.обозрение, 1910, 3—4, кн.86—87, с.100—116; Волков P.M. Народная драма "Царь Максимильян": /Опыт разыскания о составе и источниках/. — Русский филол. вестн., 1912, т.67, с.323—343; т.68, с.280 —323; Варнеке Б.В. Заметки о народной драме. — Известия Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад.наук, 1915, т.20, кн.З, с.1—21; Мартемьянов Т.А. Комедия о царе Максимилиане. — Исторический вестн., 1914, т.З, с.538—553; и др.

- 10 сенных и грубовато выполненных переделок западноевропейских пиес отразилось на ряде странных, даже несколько уродливых по форме сцен» усвоенных народным и солдатским репертуаром. Прототипом этих сцен является всем известная пиеса о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе. Происхождение ее трудно объяснить» но еще труднее понять причину поразительного распространения и популярности этой с виду незначительной комедии во всех углах обширной России""''. Изучалась прежде всего текстологическая сторона народной драмы, особое внимание уделялось выяснению источников ее сюжетов. Наиболее значительными явились работы В.В.Каллаша и Р.М.Волкова. В.В.Каллаш впервые выделил отдельные сюжеты в составе "Царя Максимшша -на", установил его взаимодействие с другими произведениями народного творчества, ввел понятие основного сюжета. Р.М.Волковым была предпринята попытка создания исследования обобщающего характера: он проанализировал сцены и пьесы, присоединенные к основному сюжету. В 1920 г. был издан сводный текст "Царя Максимилиана", составленный В.В .Вавиловым и литературно обработанный А.Ремизовым2.

Ценный вклад в изучение народной драмы внес польский фольклорист Ю.Голомбек, монография которого о "Царе Максимилиане" как бы подвела итоги ее сравнительно-историческому изучению и ознаменовала новый подход к ней как явлению театрального

1 Веселовский А.Н. Старинный театр в Европе. М., 1870, с«399«

2 Царь Максимилиан: Театр Алексея Ремизова по своду В.В.Бакрылова . — Пг.: Алконост, 1920. — 126 с. искуоства*. Впервые народная драма получает высокую оценку исследователя: "С точки зрения сохранения и пересказывания поко2 лений содержит в себе прелесть гомеровских книг" . "Царь Максимилиан" признается "выдающейся собственностью Руси", подлинно народным произведением, своеобразным, интересным явлением народной культуры.

Среди немногих работ, посвященных народной драме в последующие годы, следует выделить труд П.Г.Богатырева о чешском и словацком народном театре^, статью И.П.Еремина о "Царе Ироде1^ сборники В.Головачева и Б.Лащшшна^ и особенно П.Н.Беркова®, 7 монографии В.Н.Всеволодского-Гернгросса о народной драме и И.А.Волошина по украинскому народному театру, в которой зна

1 Gotqbek J. Car JllJUyml&cin: (Wdovwh fudovft пл, Rusi), —Рр&се koftuJji tbbpqpaJu'zatj* /йикмг, 19Щ tu*. i7. —96 s.

238ccL., s.14, о Богатырев П.Г. Народный театр чехов и словаков. — В кн.: Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с.II—166. Впервые работа была опубликована в 1940 г. на чешском языке:

JuLdcvt cllmcUb ieMai cv я&тцЫ, —PpoJul, ±940.

4 Еремин И.П. Драма-игра "Царь Ирод". — Труды отд.древне-рус. лит-ры, 1940, т.4, с.223—240.

Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону/ Ред. и встуд.статья В.А.Закруткина. — Ростов н/Д.: Ростиздат, 1947. — 184 с.

Русская народная драма ХУП-—ХХ веков: Тексты пьес и описадие представлений /Ред., вступ. статья и коммент. П.Н.Бер-кова. —М.: Иск-во, 1953. — 356.с. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 136 с. т читальное место отведено народной драме .

В исследованиях 1950-х годов основное внимание уделяется идейной стороне явления, подчеркивается социально-политическая направленность народной драмы, в соответствии с чем разрабатывается и ее классификация: народную драму относят к сатирическим, героическим и обличительным драматическим произведениям /П.Н.Берков/, к типу разбойничьих, тираноборческих и патриотических драм /В.Н.Всеволодский-Гернгросс/. Стремление связать напрямую народную драму с общественно-политической жизнью России привело исследователей к несколько упрощенному пониманию социальной сущности этого явления и его связи с русской действительностью, что и сказалось на книгах П.Н.Беркова и В.Н.Все-володского-Гернгросса.

В советское время изменилось соотношение в рассмотрении самих народных драм: до революции основное количество работ было посвящено "Царю Максимилиану", теперь в центре внимания исследователей оказывается "Лодка". Ее всесторонне научное исследование было предпринято В.Ю.Крупянской2.

Систематическое изучение народной драмы начинается в последние десятилетия. С 1960-х и особенно со второй половины 1970-х годов исследования по народной драме значительно расширены и углублены: начинается комплексное изучение этого вида народного театра /Е.Уорнер, В.Е.1усев/, ведется изучение ее в

Волошин 1.0. Джерела народного театру на Укра'Ш. — Кигв: Держ.ввд-во образотворч. мистецтва I муз. лптератури УРСР, I960. — 227 с.

2 Крупянская В.Ю. Народная драма "Лодка": /Генезис и литературная история/. — В кн.: Славянский фольклор. NL, 1972, с.258—302. сравнительном плане, начало которому было положено еще П.Г.Богатыревым /Н.И.Савушкина, Е.Уорнер/, обосновывается и предпринимается структурно-типологический подход к народной драме /Л.М.Ивлева, И.П.Уварова, Н.И.Савушкина, В.EJ^ycев/, уделяется внимание и театральной стороне представлений /Е.Уорнер, Н.И.Савушкина, В.Е.Гусев/.

Именно в 1970-е годы, можно сказать, был окончательно решен вопрос о происхождении народной драмы "Царь Максимилиан", почти на протяжении века привлекавший внимание исследователей народного театра. В существовавших ранее гипотезах не учитывалась специфика народной культуры и игнорировались ее действительно народные источники. Исследователи искали источник "Царя Максимилиана" в светско-повествовательной /В.Н.Все-володский-Гернгросс, А.Н.Веселовский, Б.В.Варнеке, Т.М.Акимова*, Р.М.Волков, П.Н.Берков/ и житийной /В.В.Каллага, Н.Н.Виноградов, частично Ю.Голомбек /литературе, школьной драме /П.Н.Берков^/ и популярной пьесе.чешского и словацкого театра о святой Дороте — "ЮсгоЬка," /Р.Якобсон^/, даже в исторических событиях русской жизни ХУШ в., связывая с религиозно-политическим конфликтом Петра I с сыном Д1.Л.Щеглов^, Т.А.Мартемьт

Акимова Т.М, Народная драма в новых записях. — Учен, зап. Сарат. ун-та. Филол. вып., 1948, т.20, с.6.

2 Берков П.Н. Вероятный источник народной драмы "О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе". — Труды Отд. древнерус. лит-ры, 1957, № 13, с.298—312. Пользуемся гипотезой Р.Якобсона в изложении П.Н.Берко-ва. Берков П.Н. Вероятный источник народной драмы., с.306— 308. л Щеглов И.Л. По поводу одного • солдатского спектакля. — В кн.: Народ и театр. СПб., 1894, с.87—88. янов/. Точка зрения так называемого фольклорного происхождения "Царя Максимилиана", впервые высказанная в 1955 г. В.Д.Кузьминой /она считает фольклорным произведением, возникшим на книжной основе, к устно! традиции скоморошьего "глума" относит комедийные сценки*/ и в I960 г. повторенная И.А.Волошиным, в

1973 г. была заново выдвинута, развита и убедительно доказана о

Е.Уорнер . Отвергая саму постановку вопроса о единственном источнике пьесы, отмечая типологическое сходство по тематике, образа!л, приемам исполнения и постановки русского "Царя Максимилиана" с английской народной роздественской драмой "Святой Георгий", исследовательница возводит их к единой фольклорной драматической традиции, истоки которой — в системе древних обрядов. Народную драму как явление фольклорного искусства о рассматривает в своих последних работах Н.И.Савушкина . Значительный вклад в изучение художественной специфики народной Кузьмина В.Д. Народная драма в ХУШ веке. — В кн.: Русское народное поэтическое творчество. М«; Л;, 1955, т.2, кн.1, с.300. р

Уорнер Е. 0 фольклорном происхождении некоторых эпизодов русской народной драмы "Царь Максимилиан" и ее сходстве с народным тэатрем Англии. — Сов. этнография, 1973, № 5, с. 51—59. Савушкина Н.И. Русская устная народная драма:[Учеб. пособие]. Вып.1. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 108 е.; Вып. 2. i— 1979. — 59 е.; Русская народная драма XIX — начала XX века как явление фольклорного искусства: Автореф. дис. .д-ра филол.наук. — М., 1982. — 47 с. драмы представляет собой работа В.Е.Гусева*, посвященная русскому фольклорному театру /1980/. Безусловно, важную роль в р изучении народной драмы сыграл труд М.М.Бахтина . Исследователь не касается в нем непосредственно проблем народного театра, но выдвинутая им концепция народной смеховой культуры является основополагающей и при рассмотрении народной драмы как составной части народной культуры. Исследование М.М.Бахтина позволило по-новому взглянуть и на явления народного театра, э что нашло свое отражение в работах А.А.Белкина0, И.П.Уваро -вой4, частично -- Е.Уорнер, Н.И.Савушкиной. Тем не менее исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно этой формы народного театра, продолжают высказываться различные суждения о ее происхождении, источниках, развитии, времени возникновения, а самую популярную народную драму с

Царь Максимилиан" все еще считают загадочной .

Начало театроведческому анализу народной драмы было поло Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХУШ— начала XX века: Дчебн. пособие/. — Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1980. — 94 с. р

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 527 с. Белкин А.А. Русские скоморохи. — М.: Наука, 1975. — 192 с.

4 Уварова И. Истоки народного театра. — Декоративное искусство СССР, 1975, № 12, с. 17—22. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХУШ — начала XX века, с.35. жено Ю.Голомбеком и П.Г.Богатыревым. В дальнейшем оно было продолжено Н.Н.Велецкой*, В.Ю.Крупянской, Л.Уорнер^, Н.И.Ob's вушкиной и В.Е.Гусевым. Определенный вклад в изучение сценической истории народной драмы внесли также В.Головачев, Б.Ла-щилин и В.Закруткин.

Мало изучена народная драма и в Белоруссии, где она широко бытовала во второй половине XIX в. — первой трети XX века. В конце XIX в. появились ее первые записи, сделанные Е.Р.Романовым, А.Е.Грузинским, М.К.Васильевым^. Публикации по народной драме очень немногочисленны: М.Я.Гринблата^, Г.А.Барташе

1 В елецкая Н.Н. Принципы драматургии русского народного театра: /народная драма "Царь Максимилиан" на последнем этапе жизни жанра/. — М.: Наука, 1964. — II с.

2 %.гпм, a. Ниша/ь фЖ

ЪЫ&ь, i.977, - Z5?r. Савушкина Н.И. Русский народный театр. — М.:Наука, 1976. — 151 с. Романов Е.Р. Царь Максимиан. — В кн.: Белорусский сборник. Витебск, 1891, вып.5, с.273—283; Васильев М.К. Трон. — Этногр. обозрение, 1898, № I, кн.36, с.76—100; Грузинский А.Е. Царь Максимилиан. — Этногр. обозрение, 1898, № 3, кн.38, с. 161—168. Далее все белорусские записи народной драмы даются под теми номерами, под которыми они помещены в приложении I /I, 2, 10/. Гринблат М.Я. Новая запись "Царя Максимилиана": /Материалы к истории Белорусского народного театра/. — В кн. : Белорусское искуство. Мн., 1957, с.97—107. бич и К.Д.Кабашникова^, последний выступал и с сообщением о р народной драме на конференции в Ленинграде в 1971 г. В основном же народная драма рассматривалась обзорно в книгах по

О А театру^ и по народному творчеству Белоруссии . В 1983 г. в серии "Белорусское народное творчество" вышел том "Народный театр", где впервые в таком объеме была представлена народная драма: записи в "живом" исполнении "Царя Ирода" /4 варианта/, "Царя Максимилиана" /8 вариантов/ и "Трона" с комментариями 5 и вступительной статьей М.А.Колодинского . Специального же исследования, посвященного народной драме в Белоруссии, нет до сих пор. Особое значение приобретает его появление в овязи с осуществляемым советскими учеными сравнительным изучением народного театра восточных славян. Кабашн1кау К.П., Барташэв1ч Г.А. Новыя зашсы народнай драмы. — Помнiкi ггсторыг i культуры Беларуси 1979, № 4, с. 29—31.

2 Кабашников К.П. "Царь Максимилиан" в постановке белорусских рабочих-стеклодувов. — В кн.: Народный театр. Л., 1974, C.X4I—145. 3

Няфёд УЛ. Народная драма. — В кн.: Беларуск1 тэатр. Мн.,I959,c.I9—29 ; Псторыя беларускага тэатра.Мн.,1982,с.19—27, 4

Кабапшкау К.П. Народны тэатр. — В кн.: Нарысы па бе-ларускаму фальклору. Мн., 1963, с.99—Ю7;Ус1кау Я.К. Народная драма. — В кн.: Беларуская вуснапаэтычная творчасць. Мн., 1966, с.138—146 ; Грынблат М.Я. Народны тэатр. — В кн.: Беларуская народная вусна-паэтычная творчасць. Мн., 1967, с.157— 167 ; Фядосiк А.С. Народны тэатр. — В кн.: Беларуская народна-паэтычная творчасць. Мн., 1979, с.424—443.

Народны тэатр /Уклад., уступ, артикул i камент. A.M. Каладзшскага. — Мн.: Навука i тэхшка, 1983. — 512 с.

Автор ставит своей целью показать возникновение и развитие народной драмы в Белоруссии как явления фольклорного театрального искусства. В соответствии с этим определены и основ -ные задачи работы:

1. вскрыть фольклорную основу народной драмы, показать роль карнавального мироощущения, мотивов и поэтически-техни -ческих приемов народного творчества в ее создании;

2. проследить связь народной драмы с народно-праздничной смеховой культурой, проанализировать структуру народной драмы, развитие ее сюжетов и отдельных образов;

3. обозначить этапы развития народной драмы в Белоруссии, выяснить причины ее популярности, определить ее место и зна -чение в духовной жизни белорусского народа;

4. выявить специфику представлений народной драмы и проследить, как в них отразились характерные черты представлений народного театра;

5. показать взаимодействие народной драмы с самодеятельным и профессиональным театральным искусством.

Главным источником для написания диссертации послужили записи народной драмы, опубликованные в различных сборниках, а также материалы архивов секторов театра, кино и сравнительного изучения народного творчества славян Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, а также кабинета русской советской литературы Белорусского государственного университета им .В. И. Ленина. Поскольку в работе исследуется процесс зарождения народной драмы в Белоруссии, возникла также необходимость кратко рассмотреть и связанные с ней формы народного театра — колядные игры и батлейку. Автор по мере необходимости привлекает материалы по народному театру России,

Украины и Польши.

В основу работы положены методологические принципы марксистско-ленинской философии, применение которых при изучении народного творчества дает возможность глубже проникнуть в сущность явлений, подойти с материалистических позиций к анализу и осмыслению фактов, намечает пути к правильному пониманию своеобразия отражения действительности в народном сознании. Труды классиков марксизма-ленинизма позволяют преодолеть упрощенное представление об отношениях фольклора с жизнью и, основываясь на объективности и соблюдении принципа историзма, исследовать фольклор во всех его многообразных связях с действительностью как воплощение народного мировоззрения, определенных социальных идеалов, в соответствии с которыми человек стремится изменить мир.

Рассматривая народную драму как явление народной смехо-вой культуры, мы исходим из ленинского положения о двух культурах в каждой национальной культуре*. Народная драма в Белоруссии бытовала среди щюстьян, ремесленников, рабочих, то есть среди трудовой части населения. По своему характеру, содержанию и назначению она являлась демократическим, подлинно народным искусством, противостоящим официальной культуре господствующих классов.

Работа является первым в белорусском театроведении и фольклористике специальным исследованием народной драмы, рассматриваемой в единстве ее текстологической и сценической структуры представления. Народная драма представлена как один Ленин В.И; Критические заметки по национальному вопросу. — Полн.собр.соч., т.24, с.120—121. из компонентов народной культуры, противостоящей культуре официальной и выработавшей свои особые взгляды на мир и специфические формы его образного отражения. Впервые народная драма рассматривается как проявление праздничной смеховой культуры народа, как зрелище карнавального типа в общем колядном цикле народных игр и представлений. В связи народной драмы с колядами, с народно-праздничным мироощущением автор усматривает разгадку многим невыясненным или существующим спорным вопросам во взглядах на народную драму, определяет ее характерные осо-. бенности как явления народного театра, дает объяснение ограниченного количества сюжетов, структуры, основного снжета, причин популярности. Характерным для народной драмы в Белоруссии автор считает контаминации ее сюжетов — "Царя Максимилиана" и "Царя Ирода" /так называемый "Трон"/, "Царя Максимилиана" и "Лодки".

Впервые также детальному изучению подвергается и сценическая структура представлений народной драмы: принципы сценического воплощения народной драмы, исполнительские приемы. В работе сформулированы и основные черты, характерные для представлений народного театра в целом. Исходя из специфики представлений в народе, предпринята попытка рассмотреть и постановки народной драмы в профессиональном и самодеятельных коллективах.

Многие положения и выводы, полученные на основании изучения народной драмы в Белоруссии, имеют общетеоретическое значение и распространяются на народную драму в целом как явление народной театральной культуры всех восточнославянских народов.

- 21

Исследование процесса развития народной драмы в Белоруссии привело автора к ряду новых выводов и заключений. Полученные результаты помогут глубже понять причины активного бытования народной драмы и могут быть использованы при дальнейшей разработке вопросов, связанных с традиционной народной театральной культурой. Работа может представлять практическую ценность в плане сравнительного изучения народной драмы у всех восточнославянских народов. Теоретические выводы могут содействовать и дальнейшему изучению типологии славянского фольклора, более глубокому пониманию специфики его различных жанров.

Работа имеет не только определенное научно-теоретическое, но и практическое значение. Ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы: в практике преподавания театрального искусства и фольклора при изучении и разработке соответствующих разделов и курсов по белорусскому народному театру и белорусскому устнопоэтичес-кому творчеству в вузах /театральных и гуманитарных—филологических факультетов/; при подготовке учебников и учебных пособий по фольклору, этнографии и театру; материал может быть рекомендован студентам-театроведам и филологам в процессе их учебно-исследовательской работы и специализации по фольклористике; при исследовании истории белорусского театра, фольклора и отдельных его видов и жанров; при исследовании взаимосвязей белорусского фольклора и театра с фольклором и фольклорной театральной традицией других славянских народов.

- 22

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Стельмах, Диана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная драма относится к колядному циклу игр и представлений, является их составной и неотъемлемой частью. В этой неразрывной связи народной драмы с колядами — ключ к ее осмыслению и истолкованию как явления народного театра. Этим же объясняется ее популярность, ограниченное количество сюжетов, тематика, народно-праздничная система образов.

Бытование народной драмы в рамках коляд, этого своеобразного зимнего карнавала в Белоруссии, определило ее основные характерные особенности. Народная драма — проявление смеховой культуры народа, зрелище карнавального типа. Подобно тому, как сам праздник коляд проходил по чину, сопровождаясь веками выработанными обрядами и ритуалами, из года в год разыгрывались одни и те же колядные игры с ряжеными, хорошо известные всем представления батлейки и народной драмы. Так, в Белоруссии на коляды, и только на коляды, происходили представления народных драм "Царь Ирод" и "Царь Максимилиан". Представления народной драмы "Лодка" зафиксированы на ее территории лишь в контаминации с "Царем Максимилианом", Здесь же, но особенно широко на Украине белорусские труппы разыгрывали народную драму "Трон", использовавшую готовые сюжеты об Ироде и Максимилиане. При таком ограниченном количестве сюжетов народной драмы бытовало неограниченное число вариантов, что характерно для всех произведений народного творчества. II вариантов народной драмы "Царь Максимилиан" и 5 вариантов народной драмы "Царь Ирод" бы

- 173 ло записано фольклористами и этнографами в Белоруссии*. Таким образом, народная драма — устойчивая форма народного театра. Новое в ее представления вносилось за счет импровизации, за счет интермедийных сцен, которые были относительно подвижными, их бытовало сравнительно много.

Народная драма — явление "театра мистериально-карнаваль-ной культуры", каким в целом являлся народный театр. В представлениях ее разыгрывается единственный и общий для всего народного театра спектакль, символически изображающий борьбу жизни и смерти в природе. При этом используется традиционная народно-праздничная форма: всякий праздник издавна состоял из двух частей, серьезной и смеховой. Представление народной драмы также как бы состоит из двух частей, каждая со своими героями: серьезной /мистерии/ — так называемый основной сюжет, имеющий религиозную окраску, и комической /карнавала/ — интермедии. Эти две части связаны между собой чисто механически, неформально же они объединены вольным карнавальным духом, пронизывающим эпизоды и персонажи интермедийной части, организующим и ее серьезную часть. Карнавальные мотивы окрашивают в свои тона и происходящие в ней серьезные события, снимая с них драматизм и напряженность, переводя их в праздничный смеховой план. Серьезность основного сюжета и его персонажей оказывает* В действительности вариантов народных драм существовало намного больше: фактически каждое исполнение народной драмы можно считать ее вариантом. В приложении 2 отмечено 34 свидетельства о представлении народных драм.

- 174 ся относительной. Это полностью соответствует народному представлению о колядах как о едином празднике, где христианские мотивы, введенные церковью, слились и подчинились исконному веселому празднеству, известному еще со времен язычества.

Принадлежность народной драмы к колядам проясняет и та -кой сложный вопрос, как ее происхождение. Народная драма является фольклорным произведением. Широкое использование ею приемов народного творчества отмечали многие исследователи народной драмы, но это лишь одна сторона проблемы. Самое же главное — то, что в народной драме отчетливо проявляется особое вольное карнавальное мироощущение, народно-праздничная система образов и представлений.

Народная драма как бы развивалась по двум направлениям. Ее истоки в колядных играх с ряжеными, представлявших собой театрализованные сценки с диалогом, музыкой, песней, танцем. Из этих игр-представлений народной драмой позаимствованы персонажи, принципы соединения номеров и общего расположения участников, приемы исполнения и изображения действующих лиц, грим, костюм. Зафиксировано в играх-представлениях и ряжение в солдатские мундиры. Воинский мундир со сделанной из бумаги шапкой "султан", этот маскарадный для крестьян костюм, становится основным для исполнителей народной драмы /ее серьезной части, а порой и для всего представления/. Главные персонажи игр-представлений — дед и цыган — являются обязательными и для интермедийной части народной драмы, сохраняется и их основная функция — потешать публику. Есть в народной драме и другие персонажи колядных игр, а также целая сцена обмена лошадьми. В играх-представлениях сформировались исполнительские

- 175 приемы, характерные для интермедийной части народной драмы.

Другим источником народной драмы, можно сказать, непосредственным, явилась батлейка. Батлеечные спектакли не только подготовили зрителей к восприятию подобного рода представле -ний, но, что самое главное, — в них оформилась пьеса "Царь Ирод". Ожившее батлеечное представление "Царь Ирод" фактически и есть уже собственно народная драма. В живых батлеечных представлениях вырабатываются и приемы для исполнения серьезной части народной драмы.

Сопоставление живых представлений об Ироде и Максимилиане свидетельствует о сходстве представлений живой батлейки и народной драмы. При ближайшем рассмотрении в них оказывается близким основной сюжет, в центре которого тиран-властитель и его сын. Представление о Максимилиане использует в несколько измененном виде мотив убийства царем собственного сына, хорошо известный уже по представлению об Ироде, а также и другие мотивы. Общими в обоих представлениях являются: основной принцип композиции — призывы действующих лиц к царю, осуществляемые служебными персонажами; отдельные эпизоды, как, например, воцарение; устойчивые формулы обращения, саморекомеццации и представления-похваления персонажей, то есть в обоих случаях используются одни и те же "блоки" и"микроблоки". Совпадает в представлениях основная мизансценировка и исполнительские приемы: народные для интермедийной части и так называемые воин -ские — для серьезной, а также грим, реквизит. Последовательно проводятся в обоих представлениях и характерные для народного театра приемы, как-то: контакт участников со зрителями, предварительная подготовка, исполнение женских ролей мужчина

- 176 ми, однотипная сценическая площадка, обязательные своеобразные пролог-разрешение и эпилог-поздравление и т.д. В целом представления об Ироде и Максимилиане отличаются интермедийными сценами, однако принцип их построения — единый, батлеечный, а отдельные персонажи и даже сцены совпадали. Сохраняется общая схема таких сцен: шуточный диалог, потасовки /драки/ и танцы.

Таким образом, по форме, содержанию и исполнительству представления об Ироде /живыми людьми/ и Максимилиане не отличались. Фактически "Царь Максимилиан" являл собой батлеечное представление с ожившими куклами-персонажами. Это подтверждает и исполнение его в батлейке, давшее основание некоторым исследователям считать и "Царя Максимилиана" батлеечным произведением.

По образцу "живого" "Царя Ирода" была создана и следующая народная драма "Царь Максимилиан". Естественно, что она имела и некоторые отличия: появляются новые мотивы, сцены и персонажи, более детально разрабатываются отдельные эпизоды. В общих чертах в представлениях об Ироде и Максимилиане основной сюжет совпадает, но конфликт приобретает характер непосредственного столкновения между царем и его непокорным сыном /там конфликт имел опосредованный характер/, новая причина и самого конфликта. Значительно расширена комическая часть: интермедийные сцены увеличиваются по своему объему, их самих становится больше.

Интермедийные сцены и персонажи "Царя Максимилиана" частично известны по колядным играм-представлениям, батлейке и предыдущей народной драме, но в большинстве своем они новые. Выделяются две серии таких сцен — погребения и поединки. Пог

- 177 ребения — эти веселые похороны — наиболее распространенные и обязательные сцены в различных вариантах "Царя Максимилиана". В них более всего проявился карнавальный дух народного представления, связь с народной смеховой культурой. Главный персонаж этих сцен — Старик-могилыцик — выполняет функцию карнавального шута. К той же породе шутов принадлежат и действующие в интермедиях Доктор, Еврей, Цыган. Все эти персонажи дурачат, веселят и потешают публику, сами смеются над собой и осмеивают всех и вся, переводя высокое, серьезное в смеховой план. Ин -термедийным персонажам, прежде всего Деду и Еврею, принадлежит и важная роль карнавального развенчания царя.

Условно можно считать, что поединки — это выраженные в высоком стиле те же потасовки, драки. Они — веселые, нестрашные, ибо всерьез не воспринимались зрителями и подавались сквозь призму смехового мироощущения. В "Царе Максимилиане" зафиксированы различные формы и типы поединков, которые разрабатываются в плане народного творчества /прославление победителя и признание силы противника, аллегорическое изображение смерти рыцаря как женитьбы и т.п./.

Примыкающая к поединкам сцена "Аника и смерть" представляет собой вариацию средневекового сказания — так называемого "прения живота со смертью". Вероятно, под воздействием лубочных картинок, в которых она была хорошо известна /с ХУЛ в. отмечена в России, в ХУШ—XIX вв. популярна в Белоруссии/, эта сцена появилась сначала в батлейке, затем в народной драме "Царь Ирод" и, наконец, в "Царе Максимилиане", где по форме более приближена к поединку.

Наряду с традиционным завершением сцены народному театру

- 178 известен и другой вариант, встречаемый, правда, крайне редко, когда побеждают саму смерть» Такой вариант сцены со Смертью зафиксирован в белевичском представлении "Царя Максимилиана" и в подпиской яселке: в них на изображении Смерти отчетливо сказывается веселое карнавальное мироощущение.

Народная драма "Царь Максимилиан" — явление фольклорного искусства. Все новые мотивы разрабатываются и развиваются в ней в плане народной смеховой культуры, широко используя приемы фольклора. В представлении ощущается воздействие самых разных фольклорных видов и жанров /песни, сказки, лубочные картинки, пословицы и поговорки, былички/. Вводятся песни, городские "жестокие" романсы, вставляются пословицы и поговорки, применяются всевозможные так называемые технические приемы народного творчества /тройной повтор, метатеза, омонимы, постоянные эпитеты, реализация метафоры, устойчивые формулы/.

На большинстве белорусских вариантов "Царя Максимилиана" в том или ином виде сказалось влияние народной драмы "Лодка". Наиболее отмечены этим влиянием речицкие и белевичская записи. В этих вариантах в основной сюжет введены фрагменты и разбойничьи мотивы из "Лодки", что сказывается на обрисовке образа Адольфа.

В интермедийную же часть включены целые сцены из "Лодки": это так называемые три основные сцены — разбойники в лодке, грабеж богатого помещика, рассказ неизвестного /частично/. Контаминация представления "Царя Максимилиана" и "Лодки" — характерное явление народной драмы в Белоруссии. Очевидно, контаминация различных сюжетов вообще характерна для народной драмы, бытовавшей в Белоруссии. Фактически и "Трон" — это

- 179 контаминация представлений об Ироде и Максимилиане,

Таким образом, народная драма — это высшая форма народного театра. Она как бы вобрала, сконцентрировала и слила воедино все, характерное для народных представлений, свойственное более ранним формам театра, — колядным играм и батлейке, и подняла на новую ступень в сценическом искусстве. Это подтверждает процесс подготовки и само исполнение народной драмы.

Представления народной драмы уже требовали значительного количества участников — в среднем где-то от 10 до 20 человек. Правда, примерно столько же народу могло участвовать и в играх-представлениях "коза", "большая кобыла", но непосредственно самих участников-персонажей, разыгрывавших сценку, было намного меньше /человек 5—6/, более же всего было, как мы сказали бы теперь, участников массовки. В то же время в народной драме все персонажи-участники бшш заняты в драматическом действии. Самые большие колядные игры, включавшие развернутые диалоги, по объему намного уступали представлениям народной драмы, даже ее кратким вариантам. Поэтому такое важное значение при подготовке отводилось репетициям, проводившимся в течение сравнительно длительного периода. Репетиции становятся для народной драмы основной формой подготовки представления. Существовали выработанные исполнительские приемы, требовавшие от участников если не определенного уровня актерского искусства, то, во всяком случае, знания этих приемов, условных движений и жестов, мизансцен. Предварительная подготовка, репетиции отчасти имели место и в представлениях колядных игр и батлейки, но они существенно отличались. Главным при подготовке

- 180 их было изготовление масок, самой батлейки /строения/ и кукол-персонажей. В народной драме все это — подготовка костюмов, реквизита.— сохраняется, народные умельцы достигают совершенства в их изготовлении. Но эта сторона все же как бы является подсобной, главным в период подготовки становятся репетиции*.

На основании исследования народной драмы стало возможным отметить особенности ее представлений и определить специфику народного театра.

Прежде всего для представлений народного театра характерно взаимодействие актеров и зрителей. В самых ранних театральных формах деление на исполнителей и зрителей вовсе отсутствует. С развитием народного театра и появлением разделения на участников и зрителей это единство сохраняется, ибо в каждый последующий момент зритель может превратиться в участника представления /как, например, хозяин или кто-либо из публики включается в торг с Цыганом в колядной игре "большая кобыла'/. И в представлениях народной драмы зрители также активно участвуют, хотя функции между ниш уже четко разграничены.

Народные актеры стремятся втянуть в игру и зрителей, они свободно обращаются к публике, порой ведут с ней диалог. В свою очередь, зрители живо реагируют на каждую удачную реплику, вставляя и свои замечания, громко высказывают свое отношение.

В народном театре сценическая площадка как таковая отсутствует. Ею становится свободное пространство любой крестьян -ской хаты. При этом границы, разделяющей актеров и зрителей, не существует. Так называемая сцена и зрительный зал находятся на одном уровне, что и создает впечатление единого целого между ними. Зритель в народном театре всегда максимально приближен к сцене. Поэтому употребляемое выражение, как сценическое воплощение народной драмы, — весьма условно.

Отсутствуют в народном театре также декорации, занавес, кулисы. Функцию декораций частично выполняет реквизит. Единственный предмет сценической обстановки в народной драме — трон царя.

Представления народного театра лишены какой бы то ни было психологической мотивировки, полутонов, оттенков, намеков, — здесь все выражено определенно, четко, ясно. "Народный театр — театр резких и четких движений, размашистых жестов, предельно громкого диалога, могучей хоровой песни, удалой пляски"*. Используя принятую в театроведении терминологию, В.Е.

Гусев определил народный театр как "театр представления, а не о переживания" . Этому отвечает и отсутствие мимики у исполнителей серьезных персонажей народной драмы.

С этим же связана и следующая особенность представлений народного театра. Персонажи в них — не индивидуализированные конкретные образы, а маски. Они все время находятся перед зрителями независимо от того, участвуют ли в действии или нет.

Народный театр широко использует условность. Собственно говоря, в нем все условно: сценическая площадка, реквизит, Закруткин В.А. О русском народном театре в связи с донскими записями. — В кн.: Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону, с.21. 2 Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХУШ — начала XX века, с.78.

- 182 грим, костюмы, исполнительская манера. Условны устойчивые жесты и движения персонажей-участников: все эти приемы "выходки" с притопами, манипуляции с саблями и т.д. Наличествует условность и в изображении персонажей: большие ножницы и палка /"аршин"/ у исполнителя означали, что это портной, а фартук и молоток — кузнец, большой градусник на плече — лекарь и т.п.: Тот же принцип условности лежит и в основе костюмировки. В народных представлениях не придерживаются исторической точности в костюме. Костюм обычно использует приметы самых разных эпох и стилей. Даже у серьезных персонажей, традиционно одетых в воинские мундиры, в костюмах могут использоваться атрибуты давно прошедшего времени и наисовременнейшие.

В народном театре существовали специальные приемы декламации с характерным для них форсированным звуком и особой напевностью речи. Участники, с одной стороны, имитировали произношение персонажей, которых они исполняли /тонкий голос у женских образов, шепелявость и акцент в речи Старика и Еврея/, а, с другой стороны, — деформировали свое произношение. Текст проговаривали громко, четко, часто даже выкрикивали.

Игра исполнителей носила импровизационный характер — в народной драме это наиболее ярко проявлялось в интермедийных сценах. Импровизация — ценное качество народного исполнителя, свидетельствующее о владении им актерскими способностями.

Поскольку в народном представлении две части — серьезная и комическая, существуют и специальные приемы для их исполнения. Это народные — для интермедийных сцен, использующие буффонаду и гротеск, и так называемые воинские — для основного сюжета, основанные на использовании армейских артикулов воинского устава.

Представление народного театра является синтетическим зрелищем, в котором сочетаются элементы драматические /они преобладают/, музыкальные и танцевальные. Включает также и небольшие пантомические эпизоды, что уже зависит от способностей самих участников представления. Порой в представлении действие преобладает над словом. Показательны в этом отношении записи более поздних по времени представлений, например, белевичско-го, где отсутствует текст отдельных эпизодов, имевших место при исполнении.

Представление в народном театре обычно готовится под руководством одного из тех актеров, который ранее участвовал в таком зрелище, или же знатока народного театрального дела. Однако настоящим режиссером в народном театре является традиция, которой следуют, которой придерживаются все исполнители. Это важное положение впервые было выдвинуто П.Г.Богатыревым при изучении чешского и словацкого народного театра*. В 1960-е гор ды было расцространено им и на русский народный театр .

Представления народного театра характеризуются особой праздничной атмосферой, общим жизнерадостным, веселым и озорным настроением участников и зрителей. Отсюда вытекает и особый тип общения исполнителей и зрителей и вольное праздничное мироощущение всех представлений колядного цикла, в том числе и народной драмы,

1 Богатырев П.Г. Народный театр чехов и словаков, с.102—

103. р

Богатырев П.Г. Народный театр. — В кн.: Русское поэтическое творчество. М., 1966, с.117.

- 184

Народная драма "Царь Максимилиан" широко бытовала среди крестьян и ремесленников, которые были в дореволюционной Белоруссии хранителями и носителями старинных традиций и обычаев, фольклора, И хотя во второй половине XIX в. Белоруссия вступила уже на путь капиталистического развития, она в целом по-прежнему оставалась аграрной страной. Мелкое фабричное и кустарное производство преобладало и в начале XX века. Значительная часть предприятий располагалась в сельской местности, и работали на них преимущественно крестьяне, сохранявшие и в новом быту прежние представления о жизни, обычаи и обряды. Поэтому, вероятно, так популярен среди рабочих гут, выходцев из крестьян, был "Царь Максимилиан". Но сохраняя свою традиционность, эти представления в то же время значительно отличались, что и являлось приметой нового времени, а также свидетельством новой среды бытования народной драмы.

Постановки в исполнении гутников можно рассматривать как любительские спектакли, созданные по мотивам народной драмы, использующие основные приемы и принципы ее представления, но с осовремененными основным сюжетом, конфликтом, образами, с ярко выраженной социально-политической линией, то есть то, что классифицируется в литературе как тираноборческая драма. В традициях народных представлений был решен и профессиональный спектакль БГГ-2 "Царь Максимилиан".

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Стельмах, Диана Владимировна, 1983 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Искусство и коммунизм. — Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве: в 2-х томах. T.I. — М.v Иск-во, 1976, с.79—122.

3. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. — Поли.собр.соч., т.41, с.298—318.

4. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". — Полн.собр.соч., т.29, с.77—218.

5. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу,

6. Поли.собр.соч., т.24, с.ИЗ—150.

7. Ленин В.И. О государстве. — Полн.собр.соч., т.39, с.6484.

8. Ленин В.И. О пролетарской культуре. — Полн.собр.соч., т.41, с.336—337.

9. Ленин В.И. Статистика и социология. — Полн.собр.соч., т.30, с.349—356.

10. Официально-документальные материалы

11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 198I. — 223 с.

12. Материалы Пленума,Центрального Комитета КПСС, 14—15 . июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 80 с.

13. Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране и использовании памятников истории и культуры. — Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалисти -ческих республик, 1976, № 44, с.728—737.

14. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

15. Арановская О.Р., Ивлева Л.М. Конференция фольклористов в Ленинграде. — Сов.этнография, 1971, № 2, с.128— 131.

16. Барышау ГЛ., Санн1кау А.К. Беларуси народны тэатр "батлейка" i яго узаемасувязх з руск1м "вяртэпам" i полье-кай "шопкай": Даклады/ У М1жнар. з"езд слав1стау. —

17. Мн.: Выд-ва АН БССР, 1963. — 42 с.

18. В Комиссии комплексного изучения художественного творчества. -— В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплекс. изуч. Л., 1982, с.277—278.

19. Гусев В.Е. Международный симпозиум "Театр и народные традиции". — Сов. этнография, 1981, № I, с.137—140.

20. Гусев В.Е. Романтизм в Польше и кукольный театр славянских народов. — В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Докл. сов. делегации/ УП Междунар. съезд славистов, Варшава, авг. 1973. М., 1973, с.307—329.

21. Ивлева Л.М. Конференция памяти П.Г.Богатырева. — Сов. . этнография, 1979, № 6, с.151—156.

22. Ивлева Л.М. Чтения памяти .П.Г.Богатырева. — Сов. этнография, 1977, №4, с.139—142.

23. Ивлева Л.М., Рогачевская Е.М. Чтения памяти П.Г.Богатырева. — Сов. этнография, 1975, № 6, с.170—171.

24. Некрылова А.Ф. Чтения памяти П.Г.Богатырева. — Сов. этнография, 1974, № 3, с.144—146.

25. Резюме докладов и письменных сообщений/ IX Междунар.съезд славистов, Киев, сент. 1983. — М.: Наука, 1983.— 646 с.- 187

26. Традиционный фольклор и его роль в эстетическом воспи-тации современного человека: Тез. докл.этномузыковед-ческой конференции. . — Мн., 1979. — 97 с.

27. Труды УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Т.6. — М.: Наука, 1969. — 472с.4. Книги

28. Барышау ГЛ., Саншкау А.К. Беларуси народны тэатр батлейка. — Мн.: Выд-ва MiH-ва выш., сярэд. спец. i праф. адукацьп БССР, 1962. — 162 с.

29. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.

30. Беларуская вуснапаэтычная творчасць: /Вучэб. дап. для ф1лал. фак. ЕНУ/; Пад агул. рэд. М.Р.Ларчанки — Мн.: Выш. школа, 1966. — 187 с.

31. Беларуская народна-паэтычная творчасць: /Вучэб. дап. для ф1лал. фак. ВНУ БССР/ ; Пад агул. рэд. М.Р.Ларчанки — Мн.: Выш.школа, 1979. — 447 с. .

32. Беларуская народная вусна-паэтычная творчасць: Пст.-тэарэт. даследаванне. — Мн.; Навука i тэхн*ка, 1967.— 392 с.

33. Беларуси! фальклор. Хрэстаматыя: /Вучэб. дал. для ф1лал. фак. ВНУ/. — 2-е выд., дапоун. — Мн.: Выш. школа, 1977. — 839 с.

34. Белкин А.А. Русские скоморохи. — М,: Наука, 1975. — 192 с.

35. Бессараба И.В. Материалы для этнографии Херсонской губернии. — Пг.: Тип. имп. Акад. наук, 1916. — 568 с.— В надзаг.: Сб. Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад. наук, т.94, № 4.

36. Бессонов П. Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта. — М.: Тип. Бахметева, 1871. — 176 с.

37. Ю.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Иск-во, 197I. — 544 с.

38. Былины в записях и пересказах ХУЛ—ХУШ веков /Подгот. А.М.Астахова и др. — М. ;JI.: Изд-во АН СССР, I960. — 320 с.

39. Велецкая Н.Н. Принципы драматургии русского народного театра: /Народная драма "Царь Максимилиан" на последнем этапе жизни жанра/. — М.: Наука, 1964. — II с.

40. Веселовский А.Н. Старинный театр в Европе. — М.: Тип. . .П.Бахметева, 1870. — 410 с.

41. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная дра-, ма. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 136 с.

42. Волошин 1.0. Джерела народного театру на Укра'ши — Кюв: Держ. вид-во образотворч. мистецтва i муз. л1тератури УРСР, I960. — 227 с.

43. Плев1ч Н.С. Даэтыка беларускай народнай л1рыкп Слова- 189 i в образ. Паэтычны ciHTaiccic. Гукашс i рыфма. — Мн.: Выш. школа, 1975. — 288 с.

44. ГЧсторыя Беларускай ССР: У 5-i т. — Мн.: Навука i тэх-нпса, 1972—1975.

45. Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону /Ред. и вступ. статья В.А.Закруткина. — Ростов н/Д.: Ро'ст-издат, 1947. — 184 с.

46. Гурский А.И. Зимняя поэзия белорусов. — Мн.: Наука и техника, 1980. — 168 с.

47. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХУШ — начала XX века: /Учеб. пособие/. —Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1980. — 94 с.

48. Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилевской губернии: В 3-х кн. Кн.1. — Могилев-на-Днепре: Тип. губерн. правления, 1882. — 782 с.

49. Державин Г.Р. Стихотворения. — Л.: Сов.писатель,1947.307 с.

50. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. — М.: Изд. А.А.Бахрушина ; Т-во скоропеч. А.А.Левенсон, 1905.— 313 с.

51. Искусство Советской Белоруссии. — М. ;Л.: Иск-во, 1940. ~ 147 с.

52. История русского театра /Под ред. В.В.Каллаша, Н.Е.Эфроса. T.I. — М.: Объединение, 1914. — 371 с.

53. История русской литературы /Под ред. Е.В.Аничкова и др. . T.I. — М.: Мир, 1908. — 428 с.

54. Кабашшкау К.П. Нарысы па беларускаму фальклору: /Дап. для студэнтау ф1лал.фак.ВНУ/. — Мн.: Выш. школа, 1963.164 с.- 190

55. Карский Е.Ф. Белорусы. Т.З. Вып.З. — Пг.: Российск. гос. акад. тип., 1922. — 456 с.

56. Комедия о Царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе: Свод В.Бакрылова ; Предисл. Иванова-Разумника. — Госиздат, 1921. — 96 с.

57. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М.: Худож. лит., 1978. — 398 с.

58. Можейко З.Я. Песенная культура белорусского Полесья.— Мн.: Наука и техника, 1971. — 264 с.

59. Народная драма "Царь Максимильян": Тексты, собр. и под-готовл. к печати Н.Н.Виноградовым /Предисл. акад. А.И. Соболевского. — СПб.: Тип. имп. Акад. наук, 1914. — 189 с. — В надзаг.: Сб. Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад. наук, т.90, № 7.

60. Народны тэатр /Уклад., уступ, артикул i камент. М.А. Каладз1нскага. — Мн.: Навука i тэхшка, 1983. — 512с.

61. Народный театр: Сб. ст. — Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1974. — 184 с.

62. Няфёд У.1. Беларуск1 тэатр: Нарыс ricTopui. — Мн.: Выд-ва АН.БССР, 1959. — 400 с.

63. Няфёд УЛ. Псторыя беларускага тэатра: /Вучэб. дап. для тэатр.-маст. хн-та/. — Мн.: Выш.школа, 1982. — 543 с.

64. Ончуков Н.Е. Северные народные драмы. — СПб.: Тип. А.С.Суворина, I9II. — 142 с.

65. Пропп В.Я. Русский героический эпос. — 2-е изд., ис-правл. — М.: Худож. лит., 1958. — 603 с.

66. Ровинский Д. Русские народные картинки, Кн.З. — СПб.: Тип. имп. Акад. наук, 1881. — 750 с. —В надзаг.: Сб. Отд-ния рус.языка и словесности имп.Акад.наук,т.25.- 191

67. Ровинский Д. Русские народные картинки. Кн.4. — СПб.: Тип, имп. Акад. наук, 1881. — 788 с. — В надзаг.: Сб. Отд-ния рус. языка и словесности имп, Акад, наук, т.26.

68. Ровинский Д, Русские народные картинки. Кн.5. — СПб.: Тип. имп. Акад. наук, 1881. —■ 567 с. — В надзаг.: Сб. Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад. наук, т.27.

69. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып.5. — Витебск: Тип. Г.А.Малкина, 1891. — 448 с.

70. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8. — Вильна: Тип. А.Г.Сыркина, 1912. — 600 с.

71. Русская народная драма ХУП-—XX веков: Тексты пьес и описание представлений /Ред., вступ. статья и коммент. П.Н.Беркова. — М.: Иск-во, 1953. — 356 с.

72. Русское народное поэтическое творчество. Т.2. Кн.1. — М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — 544 с.

73. Русское народное творчество: /Учеб. пособие/. — М.: Высш. школа, 1966. — 359 с.

74. Савушкина Н.И. Русский народный театр. — М.: Наука, 1976. — 151 с.

75. Савушкина Н.И. Русская устная народная драма: /Учебн. пособие/. ВыпЛ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 108 с.

76. Савушкина Н.И. Русская устная народная драма: /Учебн. пособие/. Вып.П. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 59 с.

77. Саламев1ч Я. М1хал Федароуск1. — Мн.: Выш. школа,1972.384 с.

78. Санн1кау А.К. Сатырычныя характары беларуск1х камедый.

79. Мн.: Выд-ва АН БССР, 1961. — 167 с.

80. Славянский и балканский фольклор: Обряд, текст. — М.: Наука, 1981. — 277 с.

81. Хрэстаматыя па ricTopui беларускага тэатра i драматур-rif. Т.2: Дарэвалюцыйны перыяд. — Мн.: Выш. школа, 1975. — 334 с.

82. Царь Максимилиан: Театр Алексея Ремизова /по своду В.В. Бакрылова/. — Пг.: Алконост, 1920. — 126 с.

83. Чарадзейныя казк1. 4.1. — Мн.: Навука i тэхн1ка, 1973. — 648 с.

84. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1—XIX веков: /Очерки по истории народных верований. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.— 236 с. — В надзаг.: Труды ин-та этнографии им.Н.Н. Миклухо-Маклая, новая серия, т.40.

85. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. T.I. 4.1. — СПб.: Тип. имп. Акад. наук, 1887. — 586 с.

86. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т.З. — СПб.: Тип.имп. Акад. наук, 1902. — 596 с.

87. Ъойфк f. ЛЬ^^пШат,: f№dms&f- twhm ш, fyuAL). -Фгалс -foytruAji dwom^i'om^. ifamhm; 1938. -ruttf. -96J

88. Mesvymk Л, ЩсАсск^; Mrfwyafy dwymfiazne*г wsdtfctoiej, ea^iti- jwwcUu, Mcw^-JUegp ото, ъ jbomcutu, Ш/ш'х^сАид^-. — Wars^m^cu • fpyd. ЗОиу шь Мшит&ш^, 192.9. —328 з,461. ttywu&L d, Mmy&k,, 1840. --228.462. НОишг, €L, ^ „^ ,

89. Мя-Ш»: Meu&tb, 1977. -£57-p.5. Статьи

90. Абрамов И. Царь Максимилиан: /Святочная кумед1я/. — Известия Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад. наук, 1904, т.9, кн.З, с.266—298.

91. Акимова Т.М. Народная драма в новых записях. — Учен, зап. Сарат. ун-та. Филол. вып., 1948, т.20, с.З—49.

92. Акимова Т.М. Русский народный театр в исследованиях послевоенных лет. — Сов. этнография, 1976, № 5, с.100—106.

93. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян. — Этногр. обозрение, 1854, вып.2, с ЛII—268.

94. Бараг Л. Стыль беларускай народнай казки — Полымя, 1967, № Ю, с.217—232.

95. БЕЛТА. Отголосок театральной старины. — Знамя юности, 1962, 24 апр.

96. Берков П.Н. Вероятный источник народной драмы "О царе Макеишлиане и его непокорном сыне Адольфе". — Труды

97. Отд. древнерус. лит-ры, 1957, № 13, с.298—312.

98. Блок А. Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе. — Собр.соч., т.6, М., 1962, с.480—482.

99. BbmaeycKi Н. Перши крок: /"Цар Макс1мШан" у зачыненым спектакл1 Беларускай студьп 10 чэрвеня/. — Сав. Беларусь, 1924, 12 чэрв.

100. Варнеке Б.В. Заметки о народной драме.— Известия Отд-ния рус. языка и словесности имп. Акад. наук, 1915, т.20,кн.З, с.1—21.

101. Васильева А.Я. Рождественские святки у крестьян Мозыр -ского уезда.— Минские губерн. ведомости, 1878, 4 февр., часть неофиц.- 194

102. Виноградов Н.Н. Народная драма "Царь Максемьян и непокорный сын его Одольф". — Известия Отд-ния рус. языка и словесности, 1905, т.10, кн.2, с.301—338.

103. Волков Н. Царь Максимилиан. — Новый зритель, 1924, 16 дек.

104. Волков P.M. Народная драма "Царь Максимильян": /Опыт разыскания о составе и источниках/. — Русский филол. вестн., 1912, т.67, с.323—343 ; т.68, с.280—323.

105. Воробьев Г.А. Шопка, польский вертеп. — Исторический вестн., 1899, т.77, с.248—263.

106. Вс. Как проводили святки в старину в Витебске. — Витебские губерн. ведомости, 1912, 5, 6 янв., часть нео-фиц.

107. Гай-Сагайдачная Е. О мистериях и крестьянском театре. — Театр и искусство, 1910, № 17, с.350—354.

108. Гашкевич Н. Щедрец. — Могилевские губерн. ведомости, 1852, 15 марта, часть неофиц.

109. Гартны Ц. "Цар Макс1м1льян" на Менскай концы. — Сав.1. Беларусь, 1924, 18 чэрв.

110. Гр-ев С. Царь Максимилиан: Белорусская Государственная Студия. — Рабочий зритель, 1925, 7—14 янв.

111. Гринблат М.Я. Новая запись "Царя Максимилиана": /Материалы к истории Белорусского народного театра/. — В кн.: Белорусское искусство. Мн., 1957, с.97—107.

112. Грынбдат М.Я. Некаторыя пытаннi разв1цця духоунай культуры, беларускай народнасц1 у яе адноЫнах да хрысц1ян-ства. —В кн.: Пытаннi беларускай этнаграф1i, фалькла-рыстьш i TanaHiMiKi. Мн.,1967, с.56—64. /Ратапрынт фундамент, бiб-кi АН БССР/.- 195

113. Грамыка М. Тэатр заутрашняга дню: /"Цар МаксимШян"/. — Сав. Беларусь, 1924, 25 чэрв.

114. Еремин И.П. Драма-игра "Царь Ирод". — Труды Отд. древ-нерус. лит-ры, 1940, т.4, с.223—240.

115. Жылунов1ч 3. На горныя вяршьш: /"Цар Макс1мШян" у Бел Др.Студш/. — Сав. Беларусь, 1924, 13 чэрв.526. 3 Беларус1 i Л1твы. — Наша Н1ва, 1909, 20 февр. ; I9II, б студз.

116. Ивин И. "Царь Максимильян" БДТ-2. — Полесская цравда, 1928, 15 нояб.

117. КабаппИкау К.П., Барташэв1ч Г.А. Новыя зашсы народнай драмы. — noMHiKi ricTopai i культуры Беларус1, 1979, № 4, с.29—31.

118. Каллаш В. Царь Максимилиан. — Этногр. обозрение, 1898, № 4, кн.39, с.47—68.

119. Каспяров1ч М. Беларуская культура: /Да дзесяцггоддзя абвяшчэння Беларускай Савецкай Сацьмшстычнай Рэспубл!-Ki/. — Маладняк, 1928, № 12, с.125—152.

120. Кое-что о Рождественских святках в нашей губернии. — Гродн. губерн. ведомости, 1893, 6 янв., часть неофиц.

121. Котляревский А.А. Аника-воин и смерть. — Сочинения А.А.Котляревского. СПб., 1895, т.4, с.424—430.

122. Краснянск. В. Батлейка В1цебскага аддзялення Беларуска-га Дзяржаунага Музею. — Зап. аддзелу гуман!тарных на-вук, т.1, кн.б, сш.1. Мн., 1928, с.127—140.

123. Крупянская В.Ю. Народная драма "Лодка": /Генезис и лиг тературная история/. — В кн.: Славянский фольклор. М., 1972, с.258—302.

124. Кулжинский Г. Бетлейки. — Литовские епархиальные ведомости, 1873, 16 дек., с.404—407.

125. Мажэйка 3. Напевы з^мовых песень: /Сучасны стан ; тыпы калядных напевау i раёны ix пашырэння/. — В кн.: 3i-мовыя necHi. Мн., 1975, с.28—50.

126. Малинка А. Живой вертеп. — Этногр. обозрение, 1897, № 4, кн.35, с.37—55.

127. Марков П.А. Царь Максимилиан: Белорусская студия. — Правда, 1924, 28 нояб.

128. Маркушевский П.Т. 0 представлениях народной драмы "Трон" на юге Украины. —Вопросы русской литературы. Львов, 1969, вып.3/12/, с.76—80.

129. Мартемьянов Т.А. Комедия о царе Максимилиане. — Исторический вестн., 1914, т.З, с.538—553.

130. Мезерницкий П.Г. Народный театр и песни в г.Стародубе Черниговской губ. — Живая старина, 1908, вып.З, кн.67, с.353—361 ; вып.4, кн.68, с.479—486.

131. Можейко З.Я. Коляда в белорусском полесском селе. — Сов. этнография, 1969, № 3, с.127—135.

132. Неьщау А. Матар"ялы з лесу. Замоск1 сельсавет /Acino-вщкана раёну Бабруйскай aKpyri/. —■ Наш край, 1927, № 6—7, с.19—47.

133. Петрович С.0. Талантами богатый край. — Неман, 1965, № I, с.144—150.

134. Садко. Царь Максимилиан. — Известия, 1924, 26 нояб.

135. Сулоцкий А. Семинарский театр в старину в Тобольске.— Чтения в имп. общ-ве истории и древностей Российских при Моск. ун-те, 1870, кн.2, отд.5, с.153—157.

136. Тесличко Л.Г. До питания досл1даення народно! драми- 197

137. Трон" /"Цар МаксммШан" в укра1нсыпй радянськ1й фольклористици — Слов"янське л!тературознавство i фольклористика, 1977, № 12, с.75—82.

138. Травин Д.А. Царь Максимилиан: /Святочная комедия/. — В кн.: Народный театр. М., 1896, с.48—61.

139. Уварова И. Истоки народного театра. — Декоративное искусство СССР, 1975, № 12, с.17—22.

140. Уорнер Л. О фольклорном происхождении некоторых эпизодов русской народной драмы "Царь Максимилиан" и ее сходстве с народным театром Англии. — Сов. этнография, 1973, № 5, с.51—59.

141. Франко I. Да icTopi'i украшського вертепа ХУШ в. — Зап. наук, тов-ва 1м.Шевченка, 1906, т.72, кн.4, с.45— 50.

142. Херсонский X. Царь Максимилиан. — Известия, 1924, 5 июня.

143. Хождение go звездою и вертепом. — Виленский вестн., 1894, 31 дек.

144. Чесалин С.С. Новая запись "Лодки": /К истории русского народного театра/. —Этногр. обозрение, 1910, № 3—4, кн.86—87, с.100—116.

145. Чужой Д. Царь Максимилиан. — Жизнь искусства, 1924, № 49, с.7.

146. Эремич И. Очерки белорусского Полесья, —г Вестник Западной России, 1867, кн.Х, т.4, отд.4, с.1—20.

147. Щеглов И.Л. По поводу одного солдатского спектакля. — В кн.: Народ и театр. СПб., 1894, с.87—88.5.58.5.59.5.60.5.61.5.62.

148. QtfWrs{cL w jwmucit &d<dcwt

149. Савушкина Н.И. Русская народная драма XIX — начала XX века как явление фольклорного искусства: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. — М., 1982. — 47 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.