Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Каминская, Елена Альбертовна

  • Каминская, Елена Альбертовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 206
Каминская, Елена Альбертовна. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Челябинск. 2004. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каминская, Елена Альбертовна

Введение

Глава 1. Музыкальный фольклор как педагогическая проблема

§ 1. Методологические основы исследования проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

§ 2. Музыкальный фольклор как педагогическая ценность

§ 3. Прогностический подход к развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

Выводы к первой главе

Глава 2. Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в процессе опытно-экспериментальной работы

§ 1. Принципы и условия организации опытно-экспериментальной работы по развитию творческих -способностей студентов средствами музыкального фольклора

§ 2. Содержательно-процессуальный этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

§ 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

Выводы ко второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов»

Актуальность темы исследования. Процессы модернизации, происходящие в нашей стране, касаются всех сфер развития общества. Они становятся причинами переосмысления целей, задач, путей воспитания и обучения в современных социокультурных условиях. Новые приоритеты в образовании определяют необходимость совершенствования подготовки студентов вузов. Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, но и умеющего их творчески применить в учёбе и работе. Поэтому основная задача, стоящая перед педагогами вуза, — помочь в максимальном развитии творческих способностей студентов.

Научную теорию способностей разрабатывали Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Проблему специальных способностей исследовали Ф.Н. Гоноболин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Л.И. Уманский и др.

Изучение проблем творчества, творческих способностей стало ключевой проблемой психологов и педагогов, находя отражение в работах В.И. Андреева, Г.С. Альтшуллера, Дж. Гиллера, А.Ю. Козырева,

A.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Д. Шеллкросса и др. Педагогические идеи формирования и развития творческих способностей исследовались Т.В. Абрамовой, Л.С. Выготским, Л.А. Пономаревым, Б.М. Тепловым,

B.Д. Шадриковым и др. В то же время проблема развития творческих способностей остается одной из актуальных психолого-педагогических проблем.

Одним из средств развития творческих способностей студентов выступает музыкальный фольклор. Проблемой изучения значимости музыкального фольклора для педагогического процесса и процесса развития творческих способностей в системе дошкольного и школьного образования занимались Г.В. Быховец, В.А. Бакаев, Т.С. Комарова, И.М. Красильников, И.В. Нестьев, Т.А. Ротанова, К.Д.Ушинский и др. Вместе с тем изучение потенциальных возможностей музыкального фольклора для развития творческих способностей студентов вуза осталась без внимания исследователей. Значит, современное состояние теоретической мысли по вопросам использования музыкального фольклора в процессе обучения студентов вуза не способно удовлетворить потребности практики в научном изучении проблемы. На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования, сущность которой заключается в необходимости разрешения противоречий между потребностями педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыкального фольклора для педагогической науки, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкального фольклора и их малой реализацией в педагогической практике.

Вышеназванные противоречия и связанная с ними актуальность обусловили выбор темы нашего исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов».

Цель исследования: определить педагогические условия, при реализации которых музыкальный фольклор будет выступать средством развития творческих способностей студентов.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов специализации «Народный хор».

Предмет исследования: развитие творческих способностей студентов в условиях использования музыкального фольклора в учебном процессе.

Гипотеза исследования: музыкальный фольклор может выступить как средство развития творческих способностей студентов, если его изучение будет построено с опорой на следующие педагогические условия:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учет имманентных характеристик музыкального фольклора (его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:

• охарактеризовать методологические предпосылки исследования проблемы;

• выявить музыкальные традиции русского народа как педагогическую ценность;

• определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике;

• теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

• экспериментально проверить влияние педагогических условий на развитие творческих способностей будущего специалиста;

• разработать методические рекомендации по использованию музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов.

Методологической основой и теоретическими предпосылками нашего исследования являются: культурологический подход (А.И. Арнольдов, А. Дистервег, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Я.А. Коменский,

A.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.); аксиологический подход (И.В. Гильгенберг, Е.И. Головаха, А.В. Кирьякова, А.А. Ручка,

B.П. Тугаринов и др.); креативный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалёв,

C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); индивидуально-дифференцированный подход (JI.C. Выготский, А.В. Усова и др.); принцип народности (К.Д. Ушинский); теория деятельности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); учение об установке (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе и др.); музыкальный фольклор (Н.М. Бачинская, Б.Б. Ефименкова, И.И. Земцовский, С.Г. Лазутин, Т.В. Попова и др.).

Исследование состоит из четырёх этапов, осуществлялось на базе специализации «Народный хор» Челябинской государственной академии культуры и искусств.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) выявлялось состояние проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в научной литературе и педагогической практике; определялись ключевые позиции исследования, его понятийный аппарат. На данном этапе была определена актуальность темы, сформулирована рабочая гипотеза, поставлена цель, задачи исследования. Использовались методы анализа, сравнения, обобщения.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) был посвящён теоретико-методологическому обоснованию исследования. Использовался теоретический метод анализа и обобщения.

На третьем этапе (1999 — 2003 гг.) определялись возможности верификации выдвинутой гипотезы; разрабатывались критерии оценки уровней развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора; проводилась экспериментальная проверка педагогических условий в образовательном процессе вуза. Применялись эмпирические методы: констатирующий, формирующий эксперимент; наблюдение, тестирование и др.

Четвёртый этап (2003 — 2004 гг.) включал итоговую обработку полученных результатов и их внедрение в практику работы. Ведущие методы: анализ результатов, методы математической статистики, обобщение.

Научная новизна исследования состоит:

• в разработке проблемы развития творческих способностей (творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей) студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора на методологическом, теоретическом, практическом уровнях;

• в обогащении понятийного аппарата педагогики за счёт определения структуры и алгоритма процесса развития творческих способностей средствами музыкального фольклора, включающего практическое освоение инструментальной фольклорной традиции; её творческую переработку; теоретическое изучение и обобщение музыкальной фольклорной традиции; изучение песенного фольклора на теоретическом и практическо-творческом уровнях; создание (воссоздание) музыкальных фольклорных произведений (вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных);

• в выделении комплекса педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора;

• в разработке критериев и методов определения уровня развития творческих способностей студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в определении и теоретическом обосновании особенностей развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, состоящих в первоначально практическом изучении фольклорного материала, его теоретическом обобщении, выявлении закономерностей бытования (включая структуру, формообразование, музыкально-поэтический стиль и т.д.), создании собственных произведений в рамках музыкальной фольклорной традиции;

• в теоретическом обосновании включения комплекса фольклорно-музыкальных предметов в педагогический процесс, способствующих развитию творческих способностей студентов.

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке комплексной методики развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

• в разработке методики фольклорно-музыкальной деятельности студентов и диагностики их творческих способностей;

• в разработке и внедрении в учебный процесс программ курсов «Народное музыкальное творчество» и «Инструменты народной традиции»;

• в разработке и публикации научно-методических рекомендаций по исследуемой проблеме, в том числе одобренных УМО Министерства культуры РФ.

На защиту выносятся:

1. комплекс педагогических условий и теоретическое обоснование его введения для развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, включающий преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности; формирование установки на творческое использование традиций; учет имманентных характеристик музыкального фольклора его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке); ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора;

2. уточненная структура процесса развития творческих способностей (в том числе творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей), необходимых в области музыкальной деятельности для создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений;

3. алгоритм создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений, сущность которого состоит в изучении (практическом и теоретическом) музыкальных эталонов, на основании которых происходит процесс творческой переработки материала.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается анализом и учётом современных достижений педагогической науки и комплексной методикой исследования проблемы, подтверждается успешным внедрением его результатов в практику работы вузов страны, публикацией материалов и получением на них положительных отзывов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 1997 г. посредством публикаций в печати в виде докладов, выступлений, обсуждений частных вопросов на всероссийских (Волгоград, Челябинск, 2003 г.), межрегиональных (Челябинск, 2002 г.), региональных (Липецк, 2003 г.), внутри^деми^ерщх (1999 - 2004 гг.) научцо-практических конференциях, на лекциях и практических занятиях в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Основные научно-методологические идеи диссертации легли в основу учебных пособий «О некоторых особенностях обучения игре на ложках» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ), «Игра на ложках: Практический курс (в четырёх частях)», программ «Инструменты народной традиции» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ) и «Народное музыкальное творчество».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 источников), 50 таблиц, 34 диаграмм, 6 графиков, двух Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Каминская, Елена Альбертовна

Выводы ко второй главе

Особенность опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования в том, что для её проведения были выбраны три экспериментальные группы с целью наиболее полной и точной проверки результатов опытно-экспериментальной работы. При этом, учитывая специфику обучения студентов на специализации «Народный хор», а именно малочисленность групп (6-8 человек), в первую экспериментальную группу были включены студенты 1 - 2 курсов 1999 - 2001 гг. обучения, во вторую - 2000 - 2002 гг. обучения, в третью — 2001 - 2003 гг. обучения. Малочисленность групп отложила отпечаток и на ход, и на содержание опытно-экспериментальной работы. Среди особенностей её проведения следует отметить неодновременность видов эксперимента в различных экспериментальных группах: в 2001 г. в первой экспериментальной группе эксперимент был уже завершён, во второй продолжался формирующий эксперимент, в третьей начинался констатирующий эксперимент. Особенностью содержания опытно-экспериментальной работы явилась большая индивидуализация обучения по сравнению с группами, в которых обучается большее количество студентов.

Опытно-экспериментальная работа включала несколько видов эксперимента: констатирующий, формирующий, проверочный, каждый из которых выполнял свои функции. В процессе констатирующего эксперимента мы установили исходный уровень развития творческих способностей студентов в каждой из экспериментальных групп и выяснили, что во всех трёх группах он примерно одинаков. Его особенностью являлось, как уже отмечалось, неодновременное проведение в экспериментальных группах: 1999 г. - в первой экспериментальной группе, 2000 г. -во второй экспериментальной группе, 2001 г. — в третьей. Кроме выявления исходного уровня развития творческих способностей студентов каждой группы нам приходилось учитывать уровень общей и профессиональной подготовленности студентов, их ценностные ориентации, профессиональную компетентность и т.д.

В процессе формирующего эксперимента мы вводили педагогические условия развития творческих способностей студентов. При этом в первой экспериментальной группе проверялся один ряд педагогических условий, во второй группе - другой ряд, в третьей — комплекс педагогических условий. Особенностью формирующего эксперимента являлась индивидуализация обучения в группах, обусловленная их малочисленностью. Поэтому каждое педагогическое условие проверялось в ходе опытно-экспериментальной работы, как с отдельным студентом, так и со всей группой в целом. Кроме того, её особенностью стало первоначальное практическое изучение фольклорного материала в курсе «Инструменты народной традиции» и лишь затем — теоретическое осмысление ценностей музыкального фольклора, его ценностей музыкального фольклора, его сущностных характеристик в курсе «Народное музыкальное творчество»

В каждой из групп была осуществлена диагностика творческих способностей в динамике их развития.

В ходе проверочного эксперимента корректировался ход опытно-экспериментальной работы и проводился анализ результатов. Он показал, что во всех трёх группах развивались творческие способности студентов, при этом в третьей экспериментальной группе это развитие достигло более высокого уровня.

Исходя из опытно-экспериментальной работы, мы можем заключить, что на методологическом уровне одним из путей развития творческих способностей студентов является использование системного подхода как принципа. То есть, творческие способности мы рассматривали как целостное явление, состоящее из определённых структурных компонентов, находящихся во взаимосвязи. Выявились наиболее значимые для нас структурные компоненты творческих способностей студентов, включающие творческое мышление, воображение, мотивацию к творчеству и коммуникативно-творческие способности.

На теоретическом уровне в содержание опытно-экспериментальной работы мы включили освоение студентами определённых знаний по предметам «Инструменты народной традиции» и «Народное музыкальное творчество».

На методическом уровне развитие творческих способностей происходило с учётом имманентных характеристик музыкального фольклор ра, в содержании которых изначально заложено творческое начало и развитие творческих способностей: вариантность, импровизационность, способность к перекодировке и т.д.

Анализ самих результатов опытно-экспериментальной работы, статистических данных, приведённых в § 3 и Приложении № 1 к диссертации, показали, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора возможно при включении комплекса педагогических условий, к которому следует отнести следующее:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учёт имманентных характеристик самого музыкального фольклора (творческий характер, эталонность, традиционность, вариантность, импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь ход диссертационного исследования показал актуальность работы, состоящую в том, что общество ставит перед нами новые социально-экономические задачи. Среди них следует отметить требования, предъявляемые специалисту на рынке труда: высокая квалификация, адаптация к современным условиям труда, мобильность, коммуникабельность, творческий характер выполнения работы. Следовательно, мы можем утверждать, что проблемы творчества становятся доминирующими в рыночных отношениях. Значит, человек, обладающий более высокими творческими способностями, более конкурентоспособен. Кроме того, механизм его адаптации требует нахождения компенсаторных процессов в собственной жизни и жизни общества в целом. Одним из таких компенсаторных механизмов выступает фольклор вообще и музыкальный фольклор в частности. На стыке двух актуальных проблем действительности — творчество и вечные ценности, - носителем которых выступает музыкальный фольклор, и находится проблема нашего исследования.

Основные противоречия, которые заставили нас обратиться к проблеме данного исследования, в том, что есть потребности практики осмысления проблемы, но нет её теоретических обоснований; музыкальный фольклор несёт в себе творческий потенциал, который мало реализуется в педагогической практике.

Мы рассмотрели музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов. Ядро нашей концепции составили культурологический, аксиологический и деятельностный подходы как методологические принципы. При этом особенностью использования культурологического подхода в нашем исследовании явилось его смыкание с этнопедагогикой, так как человек — не просто биологическое и социальное существо, обучение которого должно опираться на принципы природосообразности и культуросообразности, но ещё и представитель своего народа, его культуры. Поэтому обучение должно строиться с опорой на принципы народности, то есть быть сообразно культуре конкретно этноса. Использование аксиологического подхода в нашем исследовании обусловлено тем, что ядром культуры выступают ценности. Музыкальный фольклор как ценность также включается в ядро культуры, следовательно, его рассмотрение было бы невозможным без опоры на аксиологический подход как методологический принцип. Мы рассматриваем музыкальный фольклор как духовную ценность человечества. При этом важным для нас являлось выделить элементы музыкального фольклора, которые могут выступать в качестве ценностных ориента-ций студентов. К ним мы отнесли его содержательную, жанровую, познавательную стороны. Полиэлементность и полифункциональность музыкального фольклора являются базой для его широкого использования в общественной жизни, в том числе и в педагогике. Поскольку для педагогики существенным является развитие творческой личности, то мы пришли к заключению, что использование музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов является целесо-. образным. Музыкальный фольклор, его онтологический аспект представляются нам как деятельность по его созданию, хранению, воспроизведению, передачи и так далее. Поэтому его изучение в нашем исследовании опирается на деятельностный подход как методологический принцип. Использование деятельностного подхода объясняется ещё и тем, что развитие человека и его способностей возможно только в деятельности. В нашем исследовании мы уточнили понятия «способности» и «творческие способности», являющиеся ключевыми в нашей научной концепции. Рассматривая проблему развития творческих способностей в рамках данного исследования, мы пришли к выводу о том, что творческие способности человека — основа программы его жизнедеятельности, формирующаяся под влиянием природной, социальной и информационной среды. В их структуре мы выделили: творческое мышление, воображение, мотивацию к творчеству, коммуникативно-творческие способности и пришли к заключению, что развитие творческих способностей выступает как процессуальная система активизации студентов под влиянием целенаправленных социально-педагогических взаимодействий. Заключили, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора предполагает включение их в процесс имитации фольклорной жизнедеятельности, сущность которой состоит в воспроизведении и создании в рамках традиции структурных элементов обрядовой и внеобрядовой культуры в соответствии с современными социокультурными условиями.

Наша научная концепция проверялась в рамках опытно-экспериментальной работы. В ней участвовали студенты 1—2 курсов специализации «Народный хор» ЧГАКИ 1999 - 2003 гг. обучения. Особенностью явилось неодновременное проведение этапов экспериментальной работы в различных экспериментальных группах. Это было обусловлено спецификой кафедры: ориентация на выпуск «штучных» специалистов, что определило немногочисленность студентов в группе (6 — 8 человек). Поэтому в первую экспериментальную группу включались студенты 1999 — 2001 гг. обучения, во вторую - 2000 - 2002 гг. обучения, в третью - 2001 - 2003 гг. обучения. Данная особенность отложила отпечаток и на содержание опытно-экспериментальной работы. В содержании следует отметить индивидуализацию обучения, то есть работу непосредственно с каждым студентом на групповых и практических занятиях. Кроме того, особенностью опытно-экспериментальной работы стало первоначальное практическое изучение фольклорного материала в курсе «Инструменты народной традиции» и лишь затем — теоретическое осмысление ценностей музыкального фольклора, его сущностных характеристик в курсе «Народное музыкальное творчество». В результате мы пришли к следующим итогам: творческие способности студентов развивались во всех трёх экспериментальных группах, при этом в третьей группе это развитие достигло более высокого уровня. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что подтвердилась рабочая гипотеза, обоснование которой обстоятельно представлено в § 3 первой главы, включающая в себя предположение о том, что музыкальный фольклор может выступить средством развития творческих способностей студентов, если его изучение будет построено с опорой на следующие педагогические условия:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учёт имманентных характеристик самого музыкального фольклора (творческий характер, эталонность, традиционность, вариантность, импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентация студентов в ценностях музыкального фольклора.

Наше исследование показало, что требуется изучить и другие стороны проблемы развития творческих способностей средствами музыкального фольклора, которые нами не освещены. К ним, мы считаем, можно отнести: опору на весь комплекс фольклора, включающий декоративно-прикладное, поэтическое и другое творчество народа; исторические аспекты развития творческих способностей средствами музыкального фольклора и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каминская, Елена Альбертовна, 2004 год

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1997 Вып. XXXII. - 157 с.

3. Алексеева JI. JI. Библиотека учителя музыки: Высказывания, афоризмы о музыке, литературные фрагменты. Оренбург: ООИПРКО, 2002. www. ooipcro. ru / normdoc. htm.

4. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. Ч. 1. - 224 с.

5. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — Ч. 2. — 176 с.

6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988. — 238 с.

8. Андреев В. И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс. Казань, 1996. — Кн. 1. — 576 с.

9. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М.: Изд-во НАКиОЦ, 1993.-352 с.

10. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. ст./Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. JL: Музыка, 1980. - 216 с.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с,

12. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопр. философии. 1998. - № 2. - С. 3 - 17.

13. Байтингер И. Е. Творческая деятельность детей — сирот младшего школьного возраста как фактор социально — педагогической адаптации в условиях детского дома: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 191 с.

14. Баскаков А. М. Диагностический подход к сформированности педагогической культуры управленческого общения // Вестн. ин-та педагогических исследований — Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — Вып. 2. — С. 19-37.

15. Баскаков А. М. Культура педагогического общения. Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-162 с.

16. Баскаков А. М. Общая педагогика: Учеб. пособие. — Челябинск: ЧГАКИ, 1992.-115 с.

17. Баскаков А. М. Педагогическая культура управленческого общения: Сущность и особенности // Вестн. ин-та педагогических исследований.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001. Вып. 2. - С. 3 -19.

18. Баскаков А. М. Формирование культуры управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: Теория и практика: Автореф. дис. . на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. — Челябинск, 1999.- 51 с.

19. Батчаева Н. А. Музыка как средство развития творческой индивидуальности. www. oim. ru / reader, asp? nomer = 178.

20. Белозерцев E. П. О национально государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30 - 35.

21. Берхин Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика.— 1995. — № 2. — С. 42 — 45.

22. Блок В. М. Заметки композитора о музыкальном восприятии детей // Педагогика. 1992. - № 9 - 10. - С. 46 - 50.

23. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. www/ iek. edu. ru / progs / psneklla. htm.

24. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 36 -43.

25. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. - № 5 - 6, - С, 32 - 37.

26. Бозаджиев В. JL Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе на основе ценностного подхода // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. № 2 (5). - С. 37 - 59.

27. Бозаджиев В. JI. Проблема ценностей в культурологическом познании// Вест, ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. - Вып. 2. - С. 133 - 135.

28. Болотова Е. В. Развитие способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (Рукоп.). — Челябинск, 2000. 190 с.

29. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой деятельности будущего учителя: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 175 с.

30. Бурцева Г. А. Ценностный подход к профессионально — педагогической подготовке студентов университета. Дис. . на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. — Курган: Кург. госуниверситет, 2002. — 177 с.

31. В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: Материалы регион, науч.-практ. конф.— Оренбург: ОПТУ, 2003. — Ч. 3. -380 с.

32. Бакаев В. А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедашгики.- Барнаул: БГПУ. www. bspu. ab. ru. / sournal / vestnik / ARHIW / № 2. 2000 / list / list 83. html.

33. Вакаев В. А. Этнопедагогика как объект социально — философского познания. Барнаул: БГПУ. www. altai. ru / nauka / sbornik / 2000. vakaev/ html.

34. Валицкая А. П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 12 — 18.

35. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966. — 404 с.

36. Васильева И. Н., Матвеева М. Н. Новый подход к изучению детского фольклора // Нач. шк. 1997. - № 12. - С. 113 - 116.

37. Вахнянская И. JI. Эмоционально — эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности, www. altai. lio. ru / projects / group 2 / potok 20 / site / reader / index, htm.

38. Виноградов JI. Раскрыть музыку в её целостности // Искусство в школе. 1992.- №2.- С. 20-26.

39. Вишнякова Н. Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве // Вопр. психологии. — 1987. — № 6. -С. 77-84.

40. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.

41. Волович Н. Д Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений к исследовательской деятельности как фактор повышения их квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1998. 18 с.

42. Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. Вып. 1. - 160 с.

43. Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. А. Натансон и Л. В. Рощина- М.: Музыка, 1984. Вып. 5.-136 с.

44. Вопросы музыкальной педагогики /Сост. Ю. Усов. — М.: Музыка, 1991,- Вып. 10.-176 с.

45. Вопросы теории и практики музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. М. Зеленин и В. JL Яконюк. Минск, 1989. - 126 с.

46. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению народной культуры // Воспитание школьников. 1994. - № 1. - С. 52 — 56.

47. Воротникова Е. Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 44 — 47.

48. Выготский JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. - 504 с.

49. Выготский JI. С. Собрание сочинений. — В 6 т. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — 400 с.

50. Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик и А. Н. Якупов. Магнитогорск; Новосибирск, 1992. - 204 с.

51. Гаязов А. С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. — Челябинск: Изд-во 4111У «Факел», 1995. 238 с.

52. Генисаретский О. Культура и творчество: Проблема эстетического воспитания // Дет. лит. 1983. — №11.- С. 36 - 41.

53. Гершунский Б. С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5 - 6. - С. 3 — 13.

54. Гильгенберг И. В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002.-169 с.

55. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии // Воспитание школьников. 2000. - № 6. — С. 8 - 11.

56. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук, думка, 1998. - 143 с.

57. Гольденштейн М. Дети говорят о музыке // Музыка — детям: Вопросы музыкально эстетического воспитания. — Л.: Музыка, 1981. -Вып. 4.-С. 4-22.

58. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. — 127 с.

59. Гришина Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Томск, 1978. - 160 с.

60. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. — JL, 1967. 178 с. www. balkaria. narod. ru / kultura / kuznetsova / bibliografia. htm.

61. Давыдов В. В. Труды А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. - № 1 - 2. - С. 85 -89.

62. Деятельность: Теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Каса-вин. — М.: Политиздат, 1990. 366 с.

63. Джалагония JI. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопр. психологии. — 2001. — № 1. — С. 130 133.

64. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А. Ро-тенберг. М., 1956. — 374 с.

65. Дуранов И. М. Проблема ориентации учащихся на новые ценности как основы их гражданско-патриотического воспитания // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИу 2001. — Вып. 3. С. 37-42.

66. Дуранов И. М. Установка как проявление потребности личности в профессиональной деятельности // Вестн. ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. - Вып. 3. - С. 42- 46.

67. Дуранов М. Е. Профессионально педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.

68. Дуранов М. Е. Теория деятельности методологическая основа организации педагогического процесса// Вестн. ин-та педагогических исследований. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - Вып. 2 (5). — С. 3 — 8.

69. Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. — Магнитогорск: Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1996. 315 с.

70. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Логика и культура организации педагогического исследования: Учеб. пособие — Челябинск: ЧГАКИ, 2003.-130 с.

71. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: Учеб. пособие — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 122 с.

72. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен. — М.: Изд-во МГИК, 1993.- 154 с.

73. Ефремова Л. И., Соловьев А. А. Эстетическая среда как фактор развития личности // Нач. шк. 1999. - № 11. - С. 52 - 56.

74. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.

75. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. — 320 с.

76. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 296 с.

77. Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования: Круглый стол // Педагогика. 2001. - № 8. - С. 47 -55.

78. Злобин Н. С. Деятельность — труд культура // Деятельность: Теории, методология, проблемы /Сост. И. Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990.-С. 111-128.

79. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. - № 3. — С. 104 -115.

80. Зубачевская Н. А. Педагогические условия формирования эстетических интересов школьников средствами искусства: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (Рукоп.). Челябинск, 1995. - 207 с.

81. Иванов Н. Н., Мельникова И. И. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров // Начальная школа, 1994.-№3.-С. 75-77.

82. Иванченко Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журн. 2001. — Т. 22. — № 1. - С. 72 — 82.

83. История мировой культуры / Сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: Филол. о-во «Слово»; Центр гуманит. наук при фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; ТКО «АСТ», 1996. 610 с.

84. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. — 254 с.

85. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973.-335 с.

86. Кабардов М. К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопр. психологии. 1988. -№ 6. - С. 106 - 115.

87. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.

88. Каган М. С. О духовном: Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. -№ 9. - С. 91 -105.

89. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.

90. Калугин В. И. Когда слово — оберег // Нар. творчество. 1992. -№ 2. - С. 4 - 7.

91. Каргин А. С. Народное творчество на изломе времени// Нар. творчество. 1992. - № 5. - С. 3 - 12.

92. Каргин А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. -М: Музыка, 1990. 143 с.

93. Кекеева 3. О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса // Нач. шк. — 1999.11.-С. 57-59.

94. Кимайкин С. И. Условия подготовки преподавателя технического вуза к комплексному применению средств обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Челябинск, 1987. — 23 с.

95. Князева Т. С., Пашина А. X. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журн.-2001.-№ 1.-Т. 22.-С. 123-127.

96. Ковалёв А. Г. Психология личности. Изд. 3, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969.-391 с.

97. Козлитин Г. Философские основы и сокровенный смысл творчества // Музыка и время. 2000. - № 4.- С. 31 - 32.

98. Козлова Н. А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. 153 с.

99. Колина С. Воспитание музыкой // Международный фонд "Помоги себе сам", 2001. www. fpss. ru.

100. Колова С. М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: Дис. . канд. пед. наук. — Челябинск: 41 НУ, 2002.-190 с.

101. Коломиец Г. Г Образовательная область "Искусство": Новые подходы. Оренбург: ООИГЖРО, 2001. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.

102. ЮЗ.Коломиец Г. Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание. Оренбург: ООИПКРО, 2002. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.

103. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки в контексте духовной культуры. — Оренбург: ООИПКРО, 2002. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.

104. Колтунова И. А. Формирование духовности средствами музыки // Нач. шк. 2002. - № 2. - С. 60 - 62.

105. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.

106. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. И. Пискунова, И. Кирашка, Б. Куяла, Д. О. Лордкипанидзе, А. Чумы. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 е.; Т. 2 - 574 с.

107. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.

108. Краснова Е. А. Педагогические условия формирования творческого потенциала личности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки педагогического вуза: Дис. . на со-иск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2002. - 183 с.

109. Красильников И. М. Цифровые технологии в музыке: Педагогические и творческие перспективы // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 26-30.

110. Красновский А. А. Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1953. - 323 с.

111. Кремлев Ю. А. Познавательная роль музыки. — М.: Музгиз, 1963. — 61 с.

112. Круглова JI. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. - 207 с.

113. Кузнецова JI. Педагогика народов России // Воспитание школьников. 1998. - № 4. - С. 21 - 24.

114. Культура. Нравственность. Религия: Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1989. - №11. - С. 30 - 64.

115. Культурология: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М: Центр, 1997. — 304 с.

116. Кумарин В. В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14 — 20.

117. Куприянова JI. JI. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина. — М.: Музыка, 1986. -Вып. 17.-С. 25-32.

118. Курлыкина М. А. Дифференцированный подход как фактор формирования профессионально-коммуникативной направленности будущего специалиста: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск: ЮУрГУ,1. V 42002.-138 с.

119. Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исслед. — М.: Музыка, 1991. 166 с.

120. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М: Педагогика, 1971.-280 с. •

121. Ломакина И. С. Ценностные ориентации и формирование направо ленности личности на коммуникативные ценности// Вестн. ингта педагогических исследований. -2001. Вып. 3. - С. 59 - 62.

122. Лордкипанидзе Д. О. Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1970. -440 с.

123. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 368 с.

124. Лычагина И. Н. Аксиология как научная основа изучения профессионально — познавательных ценностей студентов младших курсов: Философский аспект // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. Вып. 1 (4). - С. 64 - 70.

125. Лычагина И. Н. Теоретико-методологические основы исследования проблемы ценностных ориентаций студенчества: Психологический аспект // Вестн. ин-та педагогический исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. Вып. 2 (5). - С.101 - 108.

126. Макееева С. Г. Этноконфессиональный аспект духовно — нравственного воспитания в курсе чтения // Нач. шк. — 2002. — № 4. — С. 51 -60.

127. Максименко Н. В. Этнопедагогика как социокультурный феномен, www. oim. ru / reader, asp? nomer = 278.

128. Метелягин А. Воспитание в традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. - № 5. - С. 11-16.

129. Методология педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1980. - 240 с.

130. Михайлова Л. Народная школа // Нач. шк. 1995 - № 2. - С. 13 — 16.

131. Михащенко А. Л. Допрофессиональная подготовка старшеклассников к работе с пионерами как средство педагогической профориентации: На материале пионерских отделений межшкольных УПК: Дис. . канд. пед. наук. — Курган, 1986. 190 с.

132. Москвитина Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов: Науч. кн., 1996.-336 с.

133. Музыка — детям: Вопросы музыкально эстетического воспитания. -Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2. - 159 с.

134. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания.- Л.: Музыка, 1976. Вып. 3.-159 с.

135. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания. Л.: Музыка, 1981. - Вып. 4. - 135 с.

136. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. — Л.: Музыка, 1970. — 191 с.

137. Музыка и музыкальные инструменты в мифологическом мышлении // Азбука фольклора / Под ред. И. В. Заруцкой. www. ooipcro. ru /

138. Bank HTML / Text /13023. htm.

139. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. эн-цикл., 1976. - Стб. 887 - 904.

140. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина. — М.: Музыка, 1986. Вып 17.-80 с.

141. Мукаева О. Д. «Джангар» в этнопедагогике калмыков // Педагогика. -1992.-№9-10.- С. 84-86.

142. Мусийчук М. В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000. — 23 с.

143. Назаркина В. Н. Воспитательный потенциал малых жанров детского фольклора // Нач. шк. 1997. - № 12. - С. 112 - 113.

144. Народное искусство в воспитании детей / Под редакцией Т. С. Комаровой. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 207 с.

145. Науменко С. И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения // Вопр. психологии, 1987.- №4.- С. 71-76.

146. Национальные культуры и языки в школе: «Круглый стол» // Педагогика.- 1992,- №5-6.- С. 14-22.

147. Недоумова М. А. Воспитание искусством // Нач. шк. 2000. — № 1. -С. 76-77.

148. Неклюдов С. Ю. Российская фольклористика и структурно-семиотические исследования, www. ru. narod. ru / erf / ops3slav. htm.

149. Некрылова А. Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб, 1992. - С. 21. www. ru. narod. ru / uch / etnurala. htm.

150. Неменский Б. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. — 1991. № 3. - С. 10 - 17.

151. Немкин В.А. Интенсификация процесса формирования у студентов младших курсов потребности в профессиональной педагогическойдеятельности // Вестн. ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. - № 1. - С. 4 - 18.

152. Немкин В. А. Материалы к государственному экзамену по курсу «Музыкальная педагогика». — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 104 с.

153. Неустроев Г. Н. Воспитание творческого отношения к труду у учащихся средних профтехучилищ в процессе обучения: На примере уроков специальных технологий: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. - 185 с.

154. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3 - 8.

155. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - №3. - С. 3 - 11.

156. Новицкая M. 10. Опыт работы по освоению традиций отечественной культуры // Нач. шк. 2002. - № 12. - С. 15 - 17.

157. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

158. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Под ред. В. С. Иванова. М.: Физ. и спорт, 1990.-176 с.

159. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.

160. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

161. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пединститутов / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 478 с.

162. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1968. — 912 с.

163. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. — М.: Знание, 1971. — 80 с.

164. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - Т. 2. -766 с.

165. Попикова Н. Ю. Формирование межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. - 26 с.

166. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество — М.: Музыка, 1964. Т. 2. - 342 с.

167. Программа творческого развития ребёнка в библиотеке. — М., 1995. -116с.

168. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярошевского. 2 изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -494 с.

169. Психология /Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.

170. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М: Музыка, 1986.-141 с.

171. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации культуры: Пример России // Вопр. философии. — 1994. № 4. — С. 14-34.

172. Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка. Выдержки из дневника. Кн. 3. -М.: Музгиз, 1960. -216 с.

173. Розбаум О. Р., Герасименко Н. А. К родникам народного творчества // Неделя детской книги, 1992. — С. 65 76.

174. Ромащук И. М. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования, www. seminaria. ru / sience / sbl999 / muscult. htm.

175. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. -720с.

176. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1997. - 224 с.

177. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологиче- , ской теории // Вопр. психологии. — I960. — № 3. — С. 14 — 22.

178. Савенков А. И. Основные подходы к разработке концепции одарённости // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 24 - 29.

179. Сафронова М. А. Культурологический подход к процессу формирования управленческой направленности специалиста социокультурной сферы // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2001. Вып. 3. - С. 62 - 68.

180. Серов А. Н. Статьи о музыке / Сост., коммент. В. В. Протопопов. -М.: Музыка, 1990. Вып. 6. - 343 с.

181. Сидорова А. Устойчивые традиции // Дет. лит. — 1978. № 8. -С. 22-24.

182. Сизикова С. Ф. Теория и практика музыкально — эстетического воспитания школьников: На материале республики Таджикистан: Дис. . на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук (Рукоп.). — Душанбе, 1993. -362 с.

183. Синцова А. А. Использование на уроках элементов устного народного творчества // Нач. шк. — 1996. — №5.— С. 15 — 16.

184. Соломова Н. Музыка в школе // Музыка и время.- М.: Научтехлит-издат. 2000. - № 4. - С. 32 - 35.

185. Столович JI. С. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

186. Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд. 6 / Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик - М.: Политиздат, 1988. — 270 с.

187. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. Изд. 2. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

188. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — Изд. 3 / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1979. — 335 с.

189. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 2. Киев: Радян. шк., 1971.-244 с.

190. Сысоева Г. Народная песня звучит? // Муз. акад. — 1999. № 1. -С. 68-72.

191. Тананыкина JI. В. Воспитание школьников на основе национально-культурного наследия // Библиотековедение. — 1998. — № 3. — С. 66 -70.

192. Тарасов Г. С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопр. психологии. 1991. - № 2. - С. 107 - 112.

193. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания//Изв. АПН РСФСР. М.; Л., 1952. - Вып 11.

194. Терентьева Н. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992. - № 1 - 2. - С. 55 - 60.

195. Трубина Л. Н. Формирование индивидуальных творческих умений в профессионально — педагогической подготовке будущих учителей труда: Дис. . на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.- 195 с.

196. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. - 184 с.

197. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Ша-баевой. М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 . - 584 е.; Т. 2. - 438 с.

198. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.

199. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. эн-цикл., 1983.-840 с.

200. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. -Т. 1 408 е.; Т. 2 - 392 с.

201. Холл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 672 с.

202. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.-304 с.

203. Цивьян Т. В. Музыкальные инструменты как источник мифологической реконструкции // Образ-смысл в античной культуре. — М., 1990. С. 182-195.

204. Цукерман В. С. Народная художественная культура в условиях социализма: Учеб. пособие. Челябинск, 1989. - 135 с.

205. Шадриков В. Д. Деятельность и способности.- М.: Логос, 1994. 320 с.

206. Шантаренков Н. Светлый мир народной культуры // Воспитание школьников. 1998. - № 4. - С. 38 - 40.

207. Швырев В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - С. 9 - 20.

208. Широнина Г. Б. Основные черты семейного воспитания в условиях модернизации России, www. ooipcro. nm. ru / Text / t43175. htm.

209. Шпикалова Т. Я. Воспитание памяти исторической, культурной, народной // Нач. шк. 1994. - № 1. - С. 49 - 55.

210. Этнокультурология как содержательная составляющая исторического образования. // Российский университет дружбы народов, www. rudn. ru / ido / period / rudn / n 4 / page 3 — 2. htm.

211. Юдин Э. Г. Системный подход как принцип деятельности. — М., 1978.-391 с.

212. Яковлев A. JI. Программно — целевой подход к формированию творческих способностей младших школьников в учебной и спортивной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Казань, 1987.- 18 с.

213. Яконюк В. Л. Методологические проблемы музыкальной науки // Вопросы теории и практики музыкальной педагогики / Ред. — сост. В. М. Зеленин и В. Л. Яконюк. — Минск, 1989. С. 5 -14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.