Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ян Бохуа

  • Ян Бохуа
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 161
Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2009. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ян Бохуа

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

Становление музыкального воспитания в общеобразовательных школах

Китая.

§ 1. Предпосылки формирования школьного музыкального воспитания в Китае. Самоопределение в системе общеобразовательной школы (18401949).

§ 2. Школьное музыкальное воспитание Нового Китая: развитие системы в условиях всеобуча (1949—1956).

§ 3. Судьба школьного музыкального воспитания в кризисное для страны двадцатилетие: середина 50-х—годы «культурной революции».

Выводы.

ГЛАВА II.

Школьное музыкальное воспитание в период провозглашения политики реформ и открытости: конец 70-х—нач. 90-х гг. XX века.

§1. 70-е—80-е годы: возрождение системы школьного музыкального воспитания. Разработка нормативов и методического обеспечения на перспективу.

§ 2. Обретения и проблемы 80-х—нач. 90-х годов.

Выводы.

ГЛАВА III.

Процесс реформирования системы школьного музыкального воспитания: вторая половина 90-х—начало XXI века.

§ 1. На подступах к реформе: изменение содержания, структуры и статуса музыкального воспитания в школе.

§2. Перспективные планы преобразований школьного музыкального воспитания как программа действий на XXI век.

§3. Проблемы реализации программы: инновационные идеи и их методическое обеспечение.

§4. Проблемы реализации программы: кадры учителей музыки общеобразовательных школ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая»

Актуальность исследования. Общее школьное музыкальное воспитание существует в Китае всего сто лет. Сегодня оно тем более важно, что проблема формирования гармонически развитой личности весьма остро стоит в современном Китае. Страна с почти полуторамиллиардным населением, совершившая за последние два десятилетия гигантский прорыв в области экономической, промышленной, научно-технической, нуждается в нейтрализации урбанистических последствий НТР, технократической деформации человеческой личности. Эстетическое воспитание в школе, основой которого является приобщение к музыкальной культуре, в условиях общеобразовательного всеобуча должно стать одним из важных факторов решения этой проблемы.

Развивавшееся в один из самых сложных, насыщенных глобальными катаклизмами периодов истории страны, школьное музыкальное воспитание превратилось в государственную систему, отмеченную как значительными достижениями, так и серьёзными недостатками. В свете развернувшейсяг с 90-х гг. реформы образования представление о школьном музыкальном воспитании Китая, его истории и современном состоянии приобретает особую актуальность. Видение пройденного пути, оценка достижений и проблем является необходимым условием успешных преобразований.

Степень изученности проблемы. В настоящее время общеобразовательная школа Китая находися в поле внимания ученых страны. В последние годы ей посвящается большое количество работав которых с разных сторон освещается и музыкальный всеобуч. Среди авторов, которые рассматривали историю современного общего музыкального образования в контексте общеобразовательной школы Китая прежде всего необходимо назвать Ван Бинчжао, Ван Юйхе, Ван Юн И, Джан Сиань, Джан Юань, Зоу

Аймин, Ma Донфэн, Ma Да, Лю Инцзэ, Цюй Баокуй, Чжао Гуанхуй и других. Музыкальному образованию в Древнем Китае посвящено исследование Сю Хайлинь.

Ценными материалами и для представления особенностей развития школьного музыкального воспитания, и его современного состояния являются документы правительственных органов — указы, постановления^ учебные и перспективные планы и т.п., сборники статистических данных Чжан Сянь, Чжан Юань, Чэнь Хун, Яао Сиюань и других.

Однако работы названных авторов не охватывают всего поля исследуемой проблемы. Среди российских ученых, изучавших китайскую музыкальную культуру, в первую очередь необходимо назвать Г.Шнеерсона, Ф.Арзаманова, И.Лисевича, У Ген-Ира и других. Однако вопросы истории и -теории школьного- музыкального воспитания Китая в их трудах не рассматриваются; Нет работ по данной теме и в зарубежной научной1, литературе.

Для оценки состояния музыкального воспитания в общеобразовательной, школе Китая необходимо знание высших достижении современной педагогики массового музыкального воспитания — Э.Жак-Далькроза, К. Орфа, 3. Кодая, Б. Тричкова, К. Дальфрати, Ш. Сузуки, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Терентьевой, Л.Г. Дмитриеевой, В:В. Кирюшина, Д.Е. Огороднова, П.С. Волковой и других. Кроме трудов- самих авторов достижениям массовой* музыкальной педагогики за рубежом посвящены работы китайских исследователей Мю Пейан, Мю Ли, Лин Нензе, Лю Пей, Ли Данна, Ин Айцин, Цао Ли, Зуо Линлин, Джан Зуоджи и других. Различные аспекты теории и методики школьного музыкального воспитания рассматриваются в трудах Гуо Шензиан, Дин Ган, Зиа Синфэн, Зоу Аймин, Ма Донфэн, Лу Минде, Ма Да и других исследователей.

Объектом исследования в настоящей работе стало развитие общего школьного музыкального воспитания в Китае от истоков до наших дней.

Предметом исследования — генезис, периодизация развития, современное состояние системы общего школьного музыкального воспитания в Китае.

Цель работы: оценка современного состояния общего школьного музыкального воспитания Китая, анализ основных его проблем, определение путей их решения.

Задачи исследования: освещение условий становления системы общего музыкального воспитания в Китае; выявление основных исторических этапов развития общего музыкального воспитания в Китае, важнейших особенностей каждого из них; характеристика современного этапа развития общего школьного музыкального воспитания в Китае; анализ существенных проблем сложившейся системы, определение путей их решения.

Теоретико-методологической основой диссертации стали положения, сложившиеся в трудах китайских и зарубежных ученых, посвященные истории, культуре Китая, школьному и общему музыкальному воспитанию как в Китае, так и в развитых зарубежных странах.

Методы исследования: источниковедческий, аналитический, генерализации и обобщения, историко-географический, сравнительно-исторический.

Основные положения, выносимые на защиту:

• зарождение, становление и развитие общего школьного музыкального воспитания является прямым следствием исторических, социальных, политических изменений, которые Китай переживает в XIX — XX веках;

• зарождение массового музыкального воспитания подрастающего поколения обусловлено появлением в Китае общеобразовательной школы европейского типа; школьное музыкальное воспитание формировалось под прямым влиянием европейской образовательной системы и европейской музыки, в освоении которых важным посредником стала Япония; школьное музыкальное воспитание как элемент китайской общеобразовательной школы развивалось поэтапно. Этапы были обусловлены историей страны II пол. XIX — нач. XXI вв. Как основные этапы развития выделены: 1840-1912, 1912-1949, 1949-1966, 1966-1976, 1976-первое десятилетие XXI века; в настоящее время общее школьное музыкальное воспитание Китая представляет собой сложившуюся систему, которая находится в стадии реформирования; основными проблемами реформирования' школьного музыкального воспитания являются: недостаточное внимание к освоению' зарубежной инновационной педагогики и практики, отсутствие системной связи школ и органов управления образованием, педагогической практики и науки, недостаточная координация нужд школы и вузовской подготовки специалистов.

Гипотеза диссертационного исследования: В современной ситуации реформирования школьного музыкального воспитания Китая основной проблемой успешности преобразовании является значительная дистанция, разделяющая управленческую, научную элиту и учительское сообщество в представлении о содержании, методиках и технологиях инновационных систем. Основными причинами проблемной ситуации являются неосвоенность вузовской системой подготовки школьных учителей музыки достижений теории и практики массового музыкального воспитания XX века, недостаточное продвижение знаний о них в печати, средствах массовой информации, учреждениях переподготовки и повышения квалификации. Осложняют ход реформы и не до конца решенные проблемы материально-технического и кадрового обеспечения школ.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к освещению темы. Впервые система школьного музыкального воспитания представлена как целое от зарождения до начала XXI века, дана ее периодизация, раскрыта динамика развития, обозначены достижения и проблемы в сравнении с достижениями зарубежных стран, этапы реформирования системы (с 90-х гг. XX века по настоящее время). Проанализированы современные проекты преобразований, системы, оценены наиболее перспективные направления деятельности, обозначены имеющиеся противоречия.

Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что;

• обобщены факторы становления и развития, китайского школьного музыкального воспитания;

• история школьного музыкального воспитания Китая представлена как целое, дана её периодизация в контексте истории и культуры страны;

• раскрыто содержание и значение каждого из периодов, роль и значение внутренних и внешних факторов влияния;

• проанализировано современное состояние системы общего школьного музыкального воспитания в Китае, выявлены его достижения и, проблемы, определены пути решения проблем.

Практическая значимость настоящего диссертационного, исследования состоит в том, что его результаты можно успешно применять в практике китайского общего школьного музыкального воспитания, музыкальной педагогики. Материалы исследования могут быть использованы в разработке курсов по истории школьного образования в Китае, методике музыкального воспитания, вузовской подготовке специалистов, системе повышения квалификации, а также могут служить основой для создания проектов по реформированию системы.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных дисциплин «История китайского музыкального образования», «Основы теории музыкального обучения», «Педагогика школьного музыкального воспитания», использованы в научных работах, деятельности специальных семинаров, при составлении учебных программ.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация ( 161с.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ян Бохуа

Заключение

За сто лет своего существования музыкальное воспитание стало неотъемлемой частью общеобразовательной школы Китая. Оно выросло на освоении зарубежного опыта и продолжает развиваться в контакте с ним.

Вместе с тем в основу системы с самого начала были заложены национальные элементы. Длительное время они ограничивались песенным фольклорным репертуаром и простейшим инструментарием. В перспективном образовательном проекте на XXI век границы контактов с зарубежной культурой и претворение важнейших сторон и черт собственной культуры значительно расширены. Условия для этого создала новая политика государства, политика открытости миру и преобразований, опирающихся на достижения прошлых лет, многовековые национальные традиции.

В условиях огромного многонационального государства не все процессы протекают с одинаковой интенсивностью. Общеобразовательная школа Китая — гигантская структура, охватывающая сегодня свыше 700 миллионов человек подрастающего поколения страны. Поэтому её совершенствование является сегодня не только одной из самых актуальных, но и сложных проблем.

Территория Китая очень велика, состояние музыкального воспитания по всей стране качественно неоднородно. Поэтому необходимы выявление специфических особенностей каждой конкретной местности, с их учетом -разработка конкретивых мер по развитию музыкального воспитания на местах. Таким образом можно нивелировать существующие на данный момент диспропорции и качественные различия в эстетическом воспитании школьников, проживающих в разных регионах страны. Деятельность в этом направлении государственных органов управления системой образования активизируется в 90-е гг XX века, но это только начало. Решение главных задач, связанных с возрождением и претворением богатых и ценных традиций национальной культуры, сложившихся в прошлом, должно стать осознанной цельню процесса. Её реализация требует и специального научного обоснования, и специальной методической проработки, и подготовки педагогических кадров, владеющих этим знаниями и умениями.

В настоящее время претворение национальных традиций школьном музыкальном воспитании сводятся к доминированию в материале обучения народной песни.

Очень долгое время, как со стороны руководства самих школ, так и со стороны Министерства образования школьному музыкальному воспитанию уделялось недостаточное внимания. Отсутствовала оценка музыки как органичного и потому неотъемлемого предмета школьной программы. Практика так же показала, что отсутствовало должное понимание роли музыки в школьном образовании и со стороны руководителей школ.

Если обратиться к истории, то становится очевидным факт взаимосвязи интереса к включению различных видов искусств в школьную программу с общим культурным уровнем страны или региона страны. Так как экономическое развитие Китая неравномерно, то уровень школьного музыкального воспитания зависит от условий каждого конкретного региона. Его качественная реализация требует и специального материально-технического обеспечения, и подготовки высококвалифицированных специалистов-преподавателей, обеспечения других необходимых условий, что во многом зависит от экономических возможностей конкретной школы, города, села.

Обычно при наличии заинтересованности со стороны региональных отделений Министерства образования и руководства местных школ, а также при благоприятных экономических условиях конкретного региона, школьное музыкальное воспитание находится на сравнительно хорошем уровне. При отсутсвии заинтересованности даже, несмотря на экономическую развитость конкретного региона, школьное музыкальное воспитание остается на низком уровне развития. И, напротив, при экономической отсталости региона, но высокой степени заинтересованности в развитии школьного музыкального воспитания со стороны региональных отделений Министерства образования и руководства школ, уроки музыки в школах проводятся на высоком уровне. Развитие инициативы в этом направлении на местах наблюдается в ряде провиций Китая. Необходимо её широкое распространение по стране, превращение в норму.

Несмотря на то, что в школах Китая трёх последних десятилетий наблюдалось довольно активное развитие начального и среднего школьного эстетического воспитания, в силу ряда объективных и субъективных причин это развитие не было равномерным по стране. Обычным явлением стало то, что в экономически развитых районах музыкальное воспитание в школах стоит на гораздо более высоком уровне, чем в районах отсталых. Это верно и относительно городских школ, которые гораздо эффективнее организуют занятия по музыке, чем сельские, расположенные в горных или экономически неразвитых районах. Музыкальное же воспитание в сельских школах стоит на самом низком уровне по всей стране.

Поскольку развитие образования тесно связано с экономической ситуацией в регионе, стране, то без ускорения процесса экономического развития сельскохозяйственных районов невозможно ликвидировать существующую разницу между сельскими и городскими школами.

В последние годы значительно расширилась система подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ. Однако кадровая проблема все еще остается острой и в количественном, и в качественном отношении.

Во-первых, большинство преподавателей музыки не имеют достаточного уровня квалификации, в связи с этим нуждаются в повышении профессионального уровеня. Наряду с этим ещё много преподавателей, вообще не имеющих никакого музыкально - педагогического образования.

Так, по статистическим данным на 2004 год, в начальных школах Китая музыку преподавало 120000 человек, из них процент педагогов с уровнем квалификации, соответствующим необходимым требованиям составлял 71 %. В средних школах насчитывалось 67000 учителей музыки, из которых достаточным уровнем обладало лишь 72 %. Помимо того, что уровень профессионализма педагогов, имеющих специальное образование, значительно отличается, существует также значительний процент учителей, вообще не имеющих никакой квалификации.

Наряду с этим продалжает ощущаться, большая нехватка численности педагогов по музыке. Эта ситуация до сих пор не имеет адекватного решения; особенно в сельских и отсталых районах. Согласно статистическому исследованию 2006 года, в начальных школах страны музыке обучаются около 107110000 детей, в средних школах около 59570000. Таким образом всего к эстетическому воспитанию приобщается 700 млн. учащихся.

С начала девяностых годов большинство выпускников, получивших высшее педагогическое образование, стремется устроиться на работу в больших городах и пригородных районах. У этого явления существуют и экономические, и социальные причины. Большинство школ Китая (85%) расположено в сельской местности. Зарплата в сельских школах пока еще продолжает оставаться низкой. Поэтому необходимо централизованное решение проблемы финансового стимулирования деятельности педагогов по музыке в деревенских школах со стороны правительства и соответствующих государственных структур.

Музыкальное воспитание и образование в начальных, средних, старших школах, средних и высших специальных учебных заведениях Китая в настоящее время ещё не является взаимосвязанным, вписанным в единый образовательный проект, не представляет собой единую непрерывную систему от начальной школы до университетской скамьи, в то время как остальные предметы образовательной программы (родной язык, математика, английский и т.д.) в процессе развития школьного образования в таком качестве уже сложились: программа средней школы не повторяет пройденное в начальной, университетские занятия не повторяют материал старшей школы и т.д. Что же касается общего музыкального воспитания, то v ситуация здесь совсем иная. Её характерной особенностью является как раз неоправданная методической целесообразностью повторяемость материала, многократное возвращение к пройденному.

В школьное музыкальное воспитание необходимо внедрять современные научные методы, опираться на исследования ученых разных областей знания — общей и музыкальной педагогики, психологии и физиологии, музыкознания, социологии, эстетики, философии и других. Эта практика уже давно стала нормой для высокоразвитых стран мира. В музыкально-педагогической же литературе Китая последних лет продолжает господствовать эмпирика. Примеров применения научных разработок, и исследовательских методов в школьном музыкальном воспитании на данный момент практически нет. Поэтому необходимо укреплять связь, школьного музыкального воспитания и большой наукой с тем, чтобы её достижения стали основой практической деятельности, реальной педагогической практики.

Народная музыка с самого начала появления эстетического воспитания в школе заняла в нём главное место. В последнее десятилетие большое внимание уделяется освоению региональных особенностей фольклора. Но основным способом освоения продолжает оставаться практическое музицирования. Оно должно быть дополнено — особенно в средней и высшей школе — историко-теоретической информацией. Только сочетание слухо-эмоционального и интеллектуального постижения этого материала способно сформировать устойчивый интерес учащихся к этой важной области отечественной художественной культуры.

Традиционный фольклор Китая до настоящего времени бытует в синкретической форме. Музыка, слово, движение, действо представляют в ней неразрывное целое. Именно эта целостность составляет характерную особенность национальной художественной культуры, проявившуюся в исключительной роли в ней музыкального театра. Осознание этой реальности по отношению к школьному музыкальному воспитанию отчетливо просматривается в « Основы музыкального воспитания как составной1 части программы девятилетнего школьного образования» . В школе же сегодня осваивается только отдельные элементы этого органического единства, в основном песня, гораздо менее — инструментальная музыка, музыкальный театр. Это ведет к формированию усеченных, искаженных представлений о национальной музыкальной культуре. Мы обозначили лишь один аспект проблемы претворения национальных традиций в школьном музыкальном воспитании в целом же проблема сложна, многогранна и, повторяем, её решение требует серьёзной научно-практической проработки.

Серьёзно осложняют музыкальное воспитание школьников условия и временные рамки занятий. Сегодня по норме в классе должно быть 50 учеников, что само по себе уже очень много.

На практике же их более 60. Министерствами образования и культуры разработан очень серьезный перспективный проект преобразований в области школьного музыкального воспитания. Но очевидно, что хоть и увеличенная в последние годы норма часов в неделю совершенно недостаточна для реализации проекта. Недостаточна на сегоднешний день иМатериально-техническая база школьного музыкального воспитания. В свете всего этого как главные проблемы преобразования школьной системы мы выделяем: осознание музыкального и шире - эстетического воспитания органическим элементом общеобразовательной школы, его достаточное материально-техническое обеспечение, увеличение количества учебных часов и сокращение численности учебных групп, количественный и качественный рост преподавательских кадров. Увеличение выпуска специалистов, обеспечение их деятельность по месту работы; активизация интереса молодежи к получению профессии учителя музыки общеобразовательной школы, создание условий для повышения квалификации уже действующим педагогам, повышение заинтересованность учителей в работе в сельских школах, с помощью экономических и моральных стимулов (оплаты труда, социального статуса), снижение учебной нагрузки учителей при сохранении действующего уровня заработной платы, целенаправленные научные исследования, целью которых должно стать дальнейшее преобразование как всей системы школьного музыкального воспитания страны, так и её отдельных регионов, изучение и адаптация в школьное музыкальное воспитание подходов, сложившихся в традиционной культуре Китая, приобщение педагогической общественности к высшим достижениям современной музыкально-педагогической мысли, в этом плане — ликвидацию дистанции между научной элитой и педагогами-практиками в информированности о мировых достижения, об инновациях в области педагогической практики и науки, координации деятельности двух образовательных систем — музыкально-педагогической и общего школьного музыкального воспитания, её нацеленности на решение программных задач музыкального всеобуча.

По нашему мнению комплексный подход к развитию системы школьного музыкального воспитания с обозначенных выше позиций позволит совершить качественный прорыв в области школьного музыкального воспитания, решить задачи, поставленные проектами реформирования системы в XXI веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ян Бохуа, 2009 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1983. 111с.

2. Арапов М.В. Мирский Э.М. Содержание школьного гуманитарного образования: система и методы исследования. //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1995-1996. М., 1996. 399 с.

3. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 128 с.

4. Терентьева Н.А. Концептуальные особенности современного музыкально-педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. С. 84-97.

5. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. -М.; Прометей, 1990. 184 с.

6. Терентьева Н.А., Налетова И.Н. Технология и методика обучения музыке: Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 60 с.

7. Ван Бинчжао. Краткая история образования в Китае. Пекин, 1994. 371 с.

8. Ван Гуоан. От практики до решения: реформа и развитие музыкального образования в школах нашей страны. Гуанчжоу, 2005. 273 с.

9. Ван Нини. Китайская, музыкальная эстетика в XX веке. Пекин, 1996. 1064 с.

10. Ван Чжань. Проводить в жизнь идеи Всенародного съезда работников образования, создавать новую ситуация школьного художественного воспитания. Ж. «Китайская музыкальная образования», 2001.2.Пекин, 5 с.

11. Ван Юйхе. Краткая история современной китайской музыки. Пекин, 1991.277 с.

12. Ван Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840-1949 Сборник документов и материалов. Шанхай, 1999. 408 с.

13. Ван Яохуа. Достижения и недостатки китайского школьного музыкального образования периода Новой истории. Ж. «Музыкальная исследования», 1994. №2, 69 с.

14. Гао Пиншу. Сборник статей о музыкально-педагогической деятельности Цай Юаньпэй. Пекин, 1991. 721 с.

15. Го Динян. Теория качественного образования в начальных и средних школах. Шанхай, 1998. 354 с.

16. Го Чуанбао. Определение целей учебных курсов. Пекин, 2001. 308 с.

17. Гу Ин. Материалы по истории северо-восточной современной музыки. Шенян, 1988. 204 с.

18. Гуан Зианхуа. Китайское музыкальное образование и музыкальное образование в мире на грани двух веков. Шанхай, 2002. 381 с.

19. Гуан Зианхуа. Введение в музыкальную антропологию. Нанзин, 2004. 253 с.

20. Гуо Шензиан. Тематика и методика написания статьей о музыкальном образовании. Шанхай, 2003. 156 с.

21. Гуо Шензиан. Введение в художественное образование. Чанша, 1999. 252с.

22. Гуо Шензиан. Теория музыкального образования. Хунан, 2004. 328 с:

23. Дай Динчэн. Перспективы музыкального образования. Шанхай, 2001. 397с.

24. Дай Пенхай. Музыкальная хроника Дин Шаньдэ. Пекин, 1993. 178 с.

25. Дан На. Философия искусства. Пекин, 1983. 430 с.26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.