Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Афанасьев, Сергей Глебович

  • Афанасьев, Сергей Глебович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 153
Афанасьев, Сергей Глебович. Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2006. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Афанасьев, Сергей Глебович

Введение.3

Глава I. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.13-

§ 1. Трактовка музыкального искусства в западной эстетике и музыкознании.13

§ 2. Специфика музыкального искусства в интерпретации отечественных эстетиков и музыковедов.29

Глава II. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА.51

§ 1. Генезис и структура музыкального искусства.51

§ 2. Основные этапы развития европейской музыки.71

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭВОЛЮЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.97

§ 1. Развитие выразительных и изобразительных сторон в программной музыке.97

§ 2. Выразительность и изобразительность в непрограммной музыке.117

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования»

Актуальность темы исследования

Музыкальное искусство с древних пор занимает особое место среди других видов искусства, являясь наиболее массовым, активно воздействующим на эмоции и чувства людей. Эти свойства музыки обусловили и пристальное внимание к ней философов, эстетиков, а также и представителей естественных наук- математики, физиологии, психологии, акустики и т.д. Известно, что именно на примере музыки античные философы, начиная с Пифагора формулировали законы гармонии искусства, исследовали характер его воздействия на человека.

Казалось бы, музыкальное искусство должно вполне достаточно и полно изучаться музыковедением и музыкальной критикой, поскольку первое определяет особенности музыки как вида искусства, а вторая в каждую эпоху следит за музыкальной жизнью общества, анализирует и оценивает новые произведения или творчество композиторов в целом. Но, как справедливо пишет Т.В. Чередниченко, с некоторых пор «исследования по искусству выходят из узких «цеховых» рамок, вбирая в себя широкую идеологическую, социально-философскую, культурологическую проблематику. и музыкознание «эстетизируется», выделяет из себя музыкальную эстетику»1. Этот процесс зародился еще в античности, активизируется в XIX веке, а в настоящее для музыковедов стало едва ли не обязательным обращение к проблемам, решение которых считается пререготивой философской эстетики. Это весьма характерно проявляется в названиях многих работ отечественных и зарубежных музыковедов, посвященных истории и теории музыки 2.

1 Чередниченко T В Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства - М , 1988 - С 3-4

2 Например, см : сборники, посвященные различным эпохам в истории и музыки Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и возрождения / сост В П Шестаков - М , 1966, Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII в в / Сост В,П, Шестаков - М , 1971, Музыкальная эстетика России XI - XVIII в в / Сост АИ Рогов - М , 1973, Музыкальная эстетика Германии XIX века/Сост

В Михайлов и В П. Шестаков - М , 1981-1982 Немало и теоретических работ по музыкальной эстетике, например ФабрштейнАА Музыка и эстетика-Л, 1973, Чередниченко T В Проблемы «новой музыкальной эстетики» - М 1981, Шахназарова Н Г. Проблемы музыкальной эстетики в трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита - М , 1975 Музыкальной эстетике посвящены работы зарубежных музыковедов - Аберта X, Адорно Т, Генслика Э , Дальхауса К и других

Актуальность избранной для исследования темы определяется наличием в музыкальной культуре современности разнообразных типов классического искусства прошлого и современности, в том числе и авангардных- додекафонии, электронной, конкретной, компьютерной музыки, применяющих как традиционные, так и новейшие технические методы творчества и тиражирования произведений. Это создает определенные сложности при создании комплексной методологии исследования музыкального искусства. Ее призваны осуществить языковедение, психология, социология, семиотика, семантика, теория информации, кибернетика и другие в их взаимодействии и взаимообусловленности на методологической основе философской эстетике и, позволяющей осуществлять не только структурно-аналитический, но и качественный анализ искусства вообще, в том числе и музыки.

Опыт такого комплексного исследования искусства в нашей стране имеется, и впервые был осуществлен в серии изданий «Комиссии комплексного изучения художественного творчества» еще в составе Академии наук СССР под руководством Б.С. Мейлаха. Однако стремительные изменения в художественной культуре на рубеже XX и XXI веков требуют продолжения и развития комплексных исследований на новом уровне и с применением более совершенных, современных методов исследования музыкального искусства.

Музыковед М.Е. Пылаев, характеризуя процесс эволюции европейского музыкознания утверждает, что если в XVIII веке в музыкальной теории и эстетики многое определялось категорией чувства, а теории XIX века происходит поворот в сторону техники письма и связь с эстетикой ослабевает, то в XX веке музыкальное искусство «стало изучаться не только искусствоведением и эстетикой. все шире привлекаются методы из области психологии, семиотики, кибернетики, лингвистики, и других наук».(199,с.110)

Степень разработанности проблемы в научной литературе.

Музыкальное искусство с античных времен и до настоящего времени находится в центре философско-эстетических и научных исследований его общей природы, жанровых особенностей, его исторического пути развития и современного состояния. Философско-эстетический подход как первая форма исследования музыки с давних пор определил и совершенствовал методы исследования общей природы музыкального искусства - его структуры, процессуальных особенностей и функций в жизни человека и общества. В философии и эстетики Платона, Аристотеля, И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Шеллинга. А.Шопенгауэра. Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра музыка рассматривалась в системе других видов искусства, что позволила выявить его общие и специфические особенности, трактовка которых во многим зависело от характера указанных философских систем. С определенной коррекцией и с учетом развития философии, музыкальной эстетики, в системе других видов искусства продолжалось в работах отечественных эстетиков -Ю.Б. Борева, Ю.Н. Давыдова, А.Я. Зися, М.С. Качана, И.В. Малышева, В.П. Михайлова, Д.Ф. Маркова, А.А. Оганова, М.Ф. Овсянникова, Г.Н. Поспелова, В.И. Тасалова, И.Г. Хангельдиевой, В.П. Шестакова, Е.Г. Яковлева и др.

Одной из основных проблем для многих представителей отечественной эстетики в разное время была проблема соотношения изобразительности и выразительности и другие эстетико-гносеологические аспекты музыкального образа, хотя нередко, особенно в учебниках по эстетике, ими рассматривались и более частные проблемы музыки, являющиеся по традиции предметом музыкознания - истоки музыкального искусства, соотношение фольклора и профессиональной музыки, особенности программной и непрограммной музыки, характер и фактурные особенности музыкальных произведений различных жанров, соотношение структурных и мелодических аспектов в развитии музыки в европейских странах, проявление в музыке господствующих стилей разных эпох - классицизма, романтизма, реализма и т.д. (См., например, раздел «Музыка» в учебном пособии «Марксистско-ленинская эстетика.» -М.: МГУ, 1973.- С.308-316.), написанного А.Я. Зисем. И почти в каждой монографической работе по эстетике каким бы аспектам она не была посвящена есть суждения о музыкальном образе и особенно о соотношении в нем выразительности и изобразительности. При этом основную задачу многие эстетики видели в том, чтобы непременно наделить музыкальный образ изобразительностью (очевидно, под влиянием теории отражения, имевшей до последнего времени едва ли не законодательный характер).

Плодотворное исследование музыкальное искусства получило в работах отечественных музыковедов - М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, Г. Головинского, М.С. Друскина, В.Д. Конен, Ю.А. Кремлева, Т.Н. Ливановой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.С. Оголовеца, И.Я. Рыжкина, И.И. Соллертинского, А.Н. Сохора, М.Е. Тараканова, А.А. Фарбштейна, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко, Н.Г. Шахназаровой и других. При этом, естественно, эстетики решают общие, философско-эстетические проблемы музыкального образа как вида искусства, а музыковеды исследуют специфику музыкального искусства, его исторически обусловленное разнообразие в различных регионах мира- Европы, Востока и другие закономерности его, структурно-процессуальные особенности и характер проявления их в творчестве отдельных композиторов и в различных направлениях в прошлом и настоящем и т.д.

Сложность и многоаспектность музыкального искусства как предмета исследования побуждает, эстетиков и искусствоведов к выработке комплексной методологии, способной охватить как его общие, так и специфические особенности. В настоящее время наблюдается стремление зарубежных и отечественных исследователей музыки и ее различных аспектов и уровней привлекать достижение современной психологии, социологии, а также и методы «точных» наук-семиотики, семантики, теории информации, кибернетики и других (Т. Адорно,

A. Моль, М. Бензе, Э. Денисов, Зарипов, Г.В. Иванченко, В.М. Петров,

B.П. Рыжов, Ю.Н. Pare, В. Харуто и др.). И это свойственно не только, эстетикам и представителям указанных дисциплин, но и музыковедам, примером чему может служить использование структурно-аналитического и семиотического подходов к музыкальному искусству М.А. Арановского известного музыковеда в его последней монографии- «Музыкальный текст: структура и свойства» (М., 1998). М. Блинова в статье «На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности» обосновывает связь физиологических процессов с характером интонационного звучания музыки.

А В.В. Медушевский для объяснения эмоциональной и логической сторон музыкального искусства обращается к современной психологии, согласно которой восприятие их разводится на правое и левое полушарие, обеспечивающее чувственное отражение действительности, на основе которого осуществляется абстрактно-логическое мышление. Можно привести и другие примеры такого рода.

Однако, узкая специализация, возникающая при использовании отдельных методов исследования музыкального искусства, не способствует ее адекватному пониманию и оценки. Отсюда возникает стремление музыковедов к синтезу общеэстетической методологии и достижений специальных дисциплин. Это наиболее характерно выразилось в монографии профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Ю.Н. Рагса - «Эстетика снизу» и «Эстетика сверху»: квантативные пути к сближению» (М., 2000).

Цель исследования: анализ и оценка результатов взаимодействия философско-эстетической методологии и методов конкретно-научных дисциплин в современном музыкознании. Дня достижения этой цели решаются следующие задачи:

- выявляется круг проблем музыкального искусства, которые являются прерогативой мировой и современной философской эстетики;

- рассматриваются методология и результаты интерпретации музыки в зарубежной и отечественной философской эстетике;

- проанализированы и оценены достижения зарубежного отечественного музыковедения в решении эстетически проблем музыкального искусства;

-определен характер и результаты взаимодействия философской эстетики, психологии, музыковедения, семиотики и истории при анализе генезиса и основных этапов развития музыкального искусства;

- проанализированы и оценены результаты взаимодействия эстетики, музыковедения, семиотики, психологии, теории информации и кибернетики в исследовании общих, и специфических сторон классического музыкального искусства;

- установлена обусловленность применения современными зарубежными и отечественными эстетиками, музыковедами и представителями конкретно-научных дисциплин новейших методов исследования, появлением нетрадиционных направлений в музыке XX века- додекафонии, сериальной, электронной, конкретной и кибернетической, и других.

Методологическая основа диссертационного исследования обусловлена сложностью и многоаспектностыо предмета исследования, что определило комплексный характер методологии его анализа, сочетание в нем философско-эстетического подхода с конкретно-научными, методами исследования музыкального искусства. При использовании философско-эстетической методологии анализа музыки автор диссертации опирался на труды зарубежных и отечественных эстетиков, а при обращении к конкретно-научным методам исследования- к работам зарубежных и отечественных ученых по психологии, социологии, семиотики, семантики, теории информации и кибернетики, применяющих эти дисциплины к анализу и интерпретации различных проблем музыкального искусства.

Объект исследования - современная методология исследования музыкального искусства.

Предмет исследования - взаимообусловленность и взаимодействие философской эстетики и конкретно-научных дисциплин в комплексном исследовании основных проблем современного музыкознания.

Научная новизна и теоретическая значимость работы - обусловлена определенным вкладом ее автора в создание всесторонней и эффективной методологии исследования музыкального искусства прошлого и настоящего в современных условиях сосуществования в музыкальной жизни традиционных и авангардных направлений. Методологически отчетливая направленность работы на синтез общефилософско-эстетического анализа с конкретно-научными исследованиями различных частных, специальных аспектов музыкального искусства, осуществляемых зачастую без ориентации на эстетические и смежные исследования, может способствовать их интеграции на пути к созданию эффективной и разносторонней методологии исследования как общих, так и специальных проблем музыкального искусства. В последнее время тяготение музыковедения и конкретно-научных дисциплин к решению общих проблем, которые всегда считались прерогативой философской эстетики, проявляются весьма заметно в их самоопределении - музыкальная эстетика, семиотическая эстетика, семантическая эстетика, теоретико-информационная эстетика, эмпирическая или экспериментальная эстетика и другие. Содействие этому процессу как в теоретическом, так и практическом аспектах является актуальной программой музыкального искусствознания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На протяжении многовекового пути развития музыкального искусства ее исследование и интерпретация осуществлялось в лоне философской эстетики;

2. С самого начала ее становления и развития представители философской эстетики при исследовании музыки обращались к методам и результатам конкретных наук- астрономии, математики, психологии, социологии и других для определения структуры, процессуальных особенностей и характера воздействия музыки на человека;

3. Появление и развитие европейского профессионального искусства стимулировало появление теоретического музыковедения, которое на протяжении многих веков развивалось вместе с практикой музыкального искусства, отражая и оценивая его художественные достоинства и функции в обществе;

4. Теоретический и методологический потенциал достигнутый музыковедением в XIX-XX вв. позволял его зарубежным и отечественным представителям ставить и решать не только специальные, музыковедческие проблемы, но и общеэстетические, что сделало возможным современному музыковедению претендовать на статус музыкальной эстетики;

5. Развитие традиционных и появление новейших научных дисциплин обусловило формирование соответствующих «эстетик» -экспериментальной, семиотической, семантической, теоретикоинформационной, кибернетической и других, претендующих на самодостаточность и универсальность, не охватывая при этом круг решаемых философской эстетикой проблем;

6. Зафиксированное и проанализированное в диссертации стремление современных музыковедов привлекать для решения актуальных проблем музыкознания методы указанных «эстетик» обусловлено не только модой на новые методы и понятия, но и наличием в современной художественной культуре, наряду с классической, авангардистской, музыки -додекафонии, сериальной, алеоторики, электронной, конкретной, кибернетической и других, требующих для своего понимания адекватных им методов исследования;

7. В настоящее время соответственно постмодернистским тенденциям к синтезу наблюдается сближение «эстетики сверху» и «эстетики СНИЗУ», взаимодействие которых будет способствовать развитию комплексной методологии исследования музыкальной культуры общества в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методологическая направленность и полученные результаты его могут содействовать более глубокому и разностороннему пониманию музыкального искусства прошлого и современности, осознанию необходимости тесного взаимодействия теории, методологии исследования и практики искусства в его историческом своеобразии и развитии. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в научных исследованиях теории и истории музыки, при составлении и чтении соответствующих учебных курсов на художественных факультетах и отделениях университетов и художественных вузов.

Апробация работы.

Основные положения и результаты проведенного исследования получили апробацию на международной научной конференции «Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура» (11-15 сентября) 2002 в г. Краснодаре.

Материалы и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования// XXI век: Проблемы культуры и культурологического образования. Сб. научных статей. -М.:2001. — 0,5 п.л.

2. Музыкальное искусство как предмет эстетического анализа //

3. Музыкальный авангард в зеркале музыкознания //

4. Эволюция методологии исследования музыки от философско-эстетического до теоретико- информационного. Тезисы // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. -Краснодар: КГУКИ, 2002. - 1 п.л.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Афанасьев, Сергей Глебович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование современной музыкальной культуры, наличие в ней классической музыки прошлого, современности, а также - борное развитие авангардных направлений музыки XX века- додекафонии, сериальной, конкретной, электронной, кибернетической и других потребовало наряду с методами традиционного музыковедения разрабатывать и методы, адекватные нетрадиционным направлениям в современной музыкальной культуре. Этим отчасти объясняется и стремление современных эстетиков, музыковедов и представителей точных наук исследовать музыку методами новейших дисциплин- семиотики, семантики, математики, акустики, структурализма, теории информации и кибернетики.

Анализ и обобщение указанных методов исследования показывает разобщенность в настоящее время, с одной стороны, эстетических и музыковедческих методов исследования, а другой - конкретно-научных, претендующих на статус эстетических теорий, несмотря на то, что они далеко не охватывают необходимый круг проблем, характерных для эстетики, а сосредоточиваются на узких задачах исследования структурных и процессуальных проблемах музыкального искусства.

Тем не менее, в качестве положительного фактора следует отметить тяготения представителей и эстетической и музыковедческой дисциплин к синтезу с методами и результатами исследования искусства - семиотикой, семантикой, теорией информации, кибернетики и других.

Таким образом, практика современного искусства, наличие в нем различных направлений и методов творчества побуждают к созданию адекватннх этому разнообразию методов исследования, что отражает общую тенденцию в эпоху постмодернизма к синтезу традиционного и модернистского искусства и соответственно - к комплексной методологии их исследования и интерпретации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Афанасьев, Сергей Глебович, 2006 год

1. Андреев A.JT. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства (Методологические аспекты проблемы).- М.: Наука,1981.-191с.

2. Апресян Г. Музыка как вид искусства // Вопросы музыкознания. Вып. 1, Т.1. -М.: Музгиз, 1954.-С.5-38.

3. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - С.90-128.

4. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - С.252-271.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. - 375с.

6. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1982. -134с.

7. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 200с.

8. Асафьев Б.В. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности // О музыке XX века. Л.: Музыка,1982. -С.175-188.

9. Асафьев Б.В. А.Н. Скрябин // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. -С.57-77.

10. Асафьев Б.В. Процесс формирования у Стравинского // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - С.82-92.

11. Асафьев Б.В. А. Шенберг // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. -С.142-143.

12. Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения // Эволюционные процессы музыкального мышления. -Л.: 1986. С.42-68.

13. Бергер Н. Гармония как пространственная категория музыки // Проблемы высотной и ритмической организации музыки. М., 1980. -С.60-82.

14. БерезовчукЛ. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: 1986. -С.3-21.

15. Блинова М. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.5. Л.: Музыка, 1967.-С.170-191.

16. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: 1978. -331с. с илл. и нот.

17. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-328с.

18. БонфельдМ. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание. Сб. статей. Л.: Музыка, 1975. -С.93-106.

19. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3. М.: Политиздат, 1981. - 399 е., ил.

20. Борисов Б., Синицкий А. О логике музыкального мышления: равнозначность и разнозначимость // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ, 1972. - С.25-40.

21. БурьянекИ.К. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С.29-58.

22. Буцкий А. Методологические предпосылки курса анализа музыкальных произведений. Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. - М.: Музгиз, 1955. - С.124-150.

23. Бычков Ю.О. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы звуковысотной и ритмической организации музыки. М., 1980.-С.7-21.

24. Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. - С. 168-190.

25. Ванечкина И.Л., ГалеевБ.М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981.- 167с.

26. Ванслов В. Понятие интонации в современном музыкознании // Вопросы музыкознания. Вып.1. T.I. М.: Музгиз. - С. 178-203.

27. Ванслов В.В. Изображение и выражение в искусстве // Искусство, 1965, №4.-С.15-16.

28. Веберн А. Лекции о музыке. М.: Музыка, 1975. - 141с.

29. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 288с.

30. Воробьев Д. Цикл инструментальных миниатюр А. Берга // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: 1986. -С.141-152.

31. Вопросы методологии теоретического музыкознания / Сборник трудов. Выпуск 66. М.: Изд-во Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных, 1983.- 135с.

32. Выразительные средства музыки. Муз вуз. сборник. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 190с.

33. Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М.-П., 1895. - 181с.

34. Гартман Н. Эстетика. Пер. с нем. М.: Иностр. лит-ра. 1958. - 691с.

35. Гегель В.Ф. Эстетика. В четырех томах. Т.З.-М.: Искусство. 1971. -620с.

36. Глядешкин 3. Некоторые особенности ладофункциональной организации фортепьянной музыки венских классиков // Проблемы высотной и ритмической организация музыки. М., 1980. - С. 180-132.

37. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М.: Музыка,1980. - С.127-141.

38. ГолыимитГ. Музыкальный образ и интонация // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С. 134-147.

39. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984.-256с.

40. ГуревичП.М. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.- 128с.

41. Данилова О.Н., Петров В.М. Периодические процессы в музыкальном творчестве // Природа, №10,1988. С.54-59.

42. Данилевич JT.B. Симфонизм как музыкальная драматургия // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. М.: Музгиз, 1955. - С.246-266.

43. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство. 1964. - 314с. с илл.

44. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство. 1982. - 277с.

45. Житомирский Д. Скрябин // Музыка XX века. Очерки. Часть первая: 1890-1917. Кн. вторая М.: Музыка, 1977. - С.73-125.

46. Житомирский Д., Леонтьева О. Миражи музыкального прогресса (О западном «авангарде» середины века) // Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып.4. М.: Музыка, 1983. - С.3-68.

47. Зарипов. Моделирование музыкальных произведений на вычислительной машине и оценка машинных композиций // Там же. -С.96-119.

48. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. - 370с.

49. Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран / Под общей ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - 352с.

50. Казанцева Л.П. Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства музыки. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С.27-42.

51. Катунян К. Понятие тональности в современном теоретическом музыкознании // Музыкальное искусство. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляка, 1982. - С.52-69.

52. Кацахян М.Г. О соотношении изобразительности и выразительности в музыке // Некоторые вопросы специфики искусства. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1970.-С.191-293.

53. К вопросу о предмете методологии искусствознания. М.: Изд-е ВНИИ искусствознания, 1981. - 141с.

54. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования вне музыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. Сб.1. Л.: Наука, 1971. - С.348-354.

55. Кечхуашвили Г.Н. Современная музыка и «фиксированная установка» // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. - С.245-248.

56. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1985.-366с.

57. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. - 148с.

58. Конен В. История зарубежной музыки. Вып.З. 6-е изд. М.: Музыка, 1984.-533с.

59. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. Изд.2-е, доп. М.: Музыка, 1975.-477с.

60. Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1968. - 343с.

61. Коралов А. Музыкалният художествен образ. София: Наука и экуство, 1975. - 126с.

62. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермское книжн. изд-во, 1981. - 180с.

63. Корыхалова Н.К. К проблеме бытийного статуса произведения музыкального искусства // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. - С.147-159.

64. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. JL: Наука, 1971. - С.334-335.

65. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и некоторые проблемы мелодизма музыки // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. - С.159-181.

66. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974. -141с.

67. Крауклис Г. О некоторых особенностях трактовки формы в программной музыке // Вопросы музыкальной формы. Вып.4. М.: Музыка, 1985. - С.212-231.

68. Кремлев Ю.А. Антон Веберн и образный мир его музыки // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.8. Л.: Музыка, 1968. - С.3-42.

69. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. М.: Госмузлит, 1962. С.51.

70. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. - 229с.

71. Кремлев Ю.А. Интонация как образ в музыке // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С.35-52.

72. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд.2, доп. М.: Советский композитор, 1972. - 269с.

73. Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.9. Л.: Музыка, 1969. - С.41-69.

74. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. - 207с.

75. Лукьянов В.Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки. Л.: Музыка, 1978. - 60с.

76. Мазель JI. О мелодии. М.: Госмузиздат, 1952. - 299с.

77. Мазель Л. Строение музыкальных произведений, Изд.2, доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. - 533с.

78. Марков М. К основам функциональной теории искусства // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1971. - С.93-136.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-656с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. (Комментар Д. Фриндлендера). Изд.4, доп. М.: Искусство, 1983.

81. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.12. С.709-738.

82. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс к., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.41-174.

83. Марксистско-ленинская эстетика. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. - 544с.

84. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С.238-248.

85. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 178-194.

86. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253с.

87. Медушевский В.В. О содержанки понятии «адекватное восприятие // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С.141-165.

88. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. - С.31-44.

89. Мейлах Б.С. Проблема ритма, пространстве и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С.3-10.

90. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во Моск. унта, 1986. - 126с.

91. Милыитейн Я. Лист. Изд.2, расш. и дополн. М.: Музыка, 1971. -862с.

92. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII. М.: Музыка, 1971.-607с.

93. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с., нот.

94. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319с., нот.

95. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С.91 -110.

96. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. -С.59-39.

97. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383с. с черт, и нот. илл.

98. Немировская Е. Новая теория музыки. К критике семантической концепции искусства Сусанны Лангер // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. - С.207-214.

99. Нестьев И. О музыкальном авангарде подлинном и мнимом (Советская музыка в ее взаимоотношениях с Западом) // Вопросы эстетики. Вып.7. - М.: Искусство, 1963. - С.250-281.

100. Нестьев И. О некоторых методологических проблемах музыкознания // К вопросу о предмете методологии искусствознания. -М., 1981. -С.66-94.

101. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Поли. собр. соч. T.I. -М., 1900.-360с.

102. Оганов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. -131с.

103. Оголовец А.С. Специфика выразительных средств музыки. М.: Советский композитор, 1969. - 587с.

104. Онегер А. О музыкальном искусстве. Пер. с франц. Изд.2. Д.: Музыка, 1985.-214с.

105. Орлов Г. О своеобразии оперного произведениях / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.З. M.-JL: Музыка, 1964. - С.25-36.

106. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. - 301с.

107. Орлова Е.М. Работа Б.В.Асафьева над теорией интонации // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1978. - С.148-168.

108. Отражение современности в музыке. Рига, 1980. - 116с.

109. Очеретовская H.JI. Содержание и форма в музыке. JL: Музыка, 1985.- 109с.

110. Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. - С.124-144.

111. Папуш М. Элементы учения о мелодии // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. - С.145-167.

112. Пелецис Г. Месса Депре // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. - С.54-77.

113. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. унта, 1965.-244с.

114. Проблемы теории западно-европейской музыки (ХП-ХУП вв.). М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1983. - 151с.

115. Пясковский И. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украина, 1987.-238с.

116. Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки, Пып.1. Л.: Госмузиздат, 1962. - С.20-51.

117. Раабен Л.Н. Система, стиль, метод // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1975.-С.76-103.

118. Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. - С. 17-59.

119. Розин В.М. исследование музыкальной реальности и выразительных средств музыки // Выразительные средства музыки. Красноярск: Из-во Красноярск, ун-та, 1988. - С.6-46.

120. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982.- С.53-72.

121. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - С.207-229.

122. Рыжкин И.Я. Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация так называемых «музыкальных форм» композиционно-структурных типов). Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. - М.: Музгиз, 1955. - С.201-244.

123. Рыжкин И.Я. Взаимосвязь личности и общества и эстетический идеал советского оперного творчества // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.З. К.-Л.: Музыка, 1964. - С.3-36.

124. Рыжкин И.Я. Образная композиция музыкального произведения // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С. 187-225.

125. Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. -М.: Музыка, 1976.-475 с.

126. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Д.: Наука, 1974. - С.85-103.

127. Сапаров М.А. Художественное произведение как структура // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С. 152173.

128. ЗихраА. Музыковедение и новые методы научного анализа // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С.9-35.

129. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. -284с.

130. Скрябин А. Письма. М.: Музыка. - 344 с.

131. Соколов А.С. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе // Музыкальное искусство. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, им. Гафура Гуляма. - С. 114-133.

132. Соколов А.С. Отражение ествественно-научных идей XX века в современных музыкальных теориях и в современных взглядах на музыкально-выразительные средства // Отражение современности в музыке. Рига, 1980. - С.3-19.

133. Солертинский И.И. Арнольд Шёнберг // Памяти И.И. Солертинского. Воспоминания, материалы, исследования. Изд.2-е, доп. Л.: Сов. композитор, 1978.-С.168-189.

134. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия / Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. - С.325-334.

135. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. - С.59-76.

136. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М,: Сов. композитор, 1975.-200 с.

137. Сохор А.Н. Весна закавказской музыки // Сохор А. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. - С.185-197.

138. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. Изд.2 перераб. и дополн. М.: Музыка, 1970.- 191с.

139. Старчеус М. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 167-177.

140. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. - 413с.

141. Тараканов М.Е. О выражении конфликта в инструментальной музыке // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Т.Н. М.: Музгиз, 1956. -С.207-227.

142. Тараканов М.Е. О программности в музыке // Вопросы музыкознания. Вып. 1. T.I. М.: Музгиз, 1954. - С.74-106.

143. Теоретические наблюдении над историей музыки. Сб. статей. М.: Музыка, 1978.

144. Титова Т. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.-С.156-176.

145. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. Тбилиси: Хеловнеба, 1982.- 177 с.

146. Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышлении. Сб. статей. М: Музыка, 1974. - С.75-89.

147. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика / Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: Музыка, 1976.-203 с.

148. Фарбштейн А.А., Клюев А. Фрейдизм и музыкознание Запада // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сб. статей. Вып.5. Л.: Музыка, 1983. - С.128-153.

149. Фарбштейн А.А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. -Л.: Музыка, 1973.-143 с.

150. Холопов Ю. Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство (Материалы к симпозиуму). -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1973. С.18-24.

151. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, время и пространство в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974.-С.229-237.

152. Художественная реальность. Свердловск: Изд-во Уральск, гос. ун-та, 1985.-142 с.

153. Цуккерман B.C. Отношение к музыке различных групп населения // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. - С.361-365.

154. Чайковский П.И. Полн. собр. соч. литературные произведения и переписка. Т.7. М.: Сов. композитор, 1962. - 670 с.

155. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. - 333 с.

156. Чередниченко Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Советский композитор, 1983. - 318 с.

157. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства // Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987. - 191 с.

158. Чернова Т. О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978.-С.13-45.

159. Шахназарова Н.Г. Б.В.Асафьев. Теория интонации и проблема музыкального реализма // Художники социалистической культуры. -М.: Наука, 1981.-С.269-304.

160. Шахназарова Н.Г. Интонационный «словарь» и проблема народности, М.: Музыка, 1966. - 73 с.

161. Шахназарова Н.Г. К вопросу о системе методологических подходов // К вопросу о методологии искусствознания. М.: 1981. - С.30-37.

162. Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. М.: Сов, композитор, 1975.-227 с.

163. Шахназарова Н.Г. Философия, симфония и современная музыка / реализм и художественные искания XX века. М.: Искусство, 1969. -С.208-226.

164. Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения // Искусство и общение. Л., 1984. - С. 127-135.

165. Шестаков В.П. Историк музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. - 350 с.

166. Шестаков В.П. Эстетические категории / Опыт систематического исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358 с.

167. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М.: Наука, 1971.-221 с.

168. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Полн. собр. соч. Т.Н. -М., 1903.-673 с.

169. Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: Наука, 1962. -360 с.

170. Юлдашаев Л.Г. Искусство, философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-244 с.

171. Ярусювский Б. Как жизнь. // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1977. - С.95-133.

172. Graf M.Richard Wagner im «Fliegenden Hollander» ,ein Beitrag zur Psychologie Kunstlerischen Schaffens // Schriften zur angewandten Seelenkunde.- Leipzig und Wien, 1911. S.21-54.

173. Kreitler H. and S.-Durham, N.C.: Duke University Press, 1972. 514 p.

174. Langer S. Philosophy in a New Key. Cambridge (Mass.), 1942. - 294 p.

175. Langer S. Problems of Art.- New York, 1957.- 184 p.

176. Mathieu M.D'une improbable esthetique. Essai sur les theories psychoanalitiques de l'art // Psychoanalyse du Genie Createur. Paris, 1974. -p.70-82.

177. Mewman B. The Unconscous Beethoven, London,1927. 145 p.

178. Michel A. L'Ecole Freudienne devant la Musique. Paris, 1965. - 247 p.

179. Reich W.Schoenberg. A Critical Biography .-London, 1971. 176 p.

180. Sartre J.-P. LTmaginaire. Psychology phenomenologique du Imaginations.-Paris,1940. -246p.

181. Sartre J.-P. Qu'est-ce que la literature? Situations II. -Paris, 1948. -140 p.1. Новейшая литература

182. Арабкерцева С.Б. Особенности исполнительского воплощения авторского замысла в музыке на основе информационного подхода // Эмпирическая эстетика: информационный подход. Таганрог, 1998. — С.48-50.

183. Арановский М.Г. История музыки и тип творчества // Процессы музыкального творчества. Вып.2. М., 1997. - С.40-50.

184. Арановский А.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.-341с.

185. Власова Г.И., Короева Л.И. К вопросу о расщеплении эмоциональных значений и эмоциональных образов в процессах восприятия музыки // Искусство и эмоции. Пермь, 1991.-С. 306-312.

186. ВолобуевВ.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике. М., 2001.

187. Денисов Э.В. Музыка и машина // Художественное и научное творчество. Сб. Л.: Наука, 1972. - 294 с.

188. Иванченко Г.В., РыжовВ.П., Рыжов Ю.В. Музыкальный образ и тембровые предпочтения // Взаимодействие человека и культуры,теоретико-информационный подход. Таганрог: ТРГУ, 1998. - С. 165170.

189. Иванченко Г.В. Общее и особенное в восприятии музыки // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. - С.209-220.

190. Казанцева Л.П. Образ автора в музыке: эмоциональный аспект // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. - С.122-130.

191. Каган М.Е. Музыка в мире искусства. СПб, 1996.

192. Коган И.М. Информация и «музыка души» // Взаимодействие человека и культуры. Теоретико-информационный подход. -Таганрог, ТРГУ, 1998.-С.151-157.

193. Копцик В.А. Искусствознание и естественные науки на пороге XXI века (системно-симметрологический этюд) // Эмпирическая эстетика: информационный подход. Таганрог, 1997. - С.8-14.

194. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М.: Изд. Российской академии музыки им. Гнесиных, 1999. - 91 с.

195. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1996.-347 с.

196. Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути к сближению. - М.: Научный мир, 1999. - 252 с.

197. Pare Ю.Н. Уровни и содержание музыкальных измерений // Эстетика: информационный подход. Вып.5. М.: Смысл, 1997. - С. 19-46.

198. Попов Б.В., Рыжов В.П. Использование методов распознавания образов в музыкально-акустических исследованиях // Взаимодействие человека и культуры. Теоретико-информационный подход. -Таганрог, ТРГУ, 1998. С.180-188.

199. Пылаев М.Е. Роль формы в организации эмоционального содержания музыки (на примере сонатной формы) // Искусство и эмоции. Пермь. 1991.-110с.

200. Рыжов Ю.В. Информационная пропускная способность музыкальных инструментов // Эмпирическая эстетика: информационный подход. -Таганрог, 1998. С. 162-164.

201. Тарасов Г.С. Восприятие музыки и развитие эмоционально-потребностной сферы личности // Искусство и эмоции. Пермь, 1991.-С.280-287.

202. Федосова Э.П. Творческий процесс: поиски смысла // Процессы музыкального творчества. Вып.2. М.: Издание Российской академии музыки, им. Гнесиных, 1997. - 54 с.

203. Фролкин В.А. Поиск способов фиксации темпа в музыке (к истории метронома) // Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог, 1988. - С. 170-180.

204. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989. - 221с.1. Авторефераты диссертаций

205. Алкперова Н.И. Эстетические аспекты проблемы творчества в музыке

206. Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983.-24 с.

207. Болоховский Р.Г. Роль материально-физического фактора в строении и функционировании художественного произведения (на примере музыки) // Автореферат. кандидата искусствоведения. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980. - 22 с.

208. Быкова Э.В. Эстетическая сущность музыкальной интонации // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989.- 17с.

209. Воронцов Г.Л. О содержательной и формообразующей роли эмоций в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. -М.: 1989. 22с.

210. Данилова О.Н. Искусствометрический анализ эволюции музыки и возможности прогнозирования (русское и западноевропейское музыкальное искусство XVII-XX вв.) // Автореферат. кандидата искусствоведения. Тбилиси, 1988. - 20 с.

211. Джагацпанян К.А. О закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику // Автореферат. кандидата искусствоведения. М., 1981. - 26 с.

212. Затравкина И.А. Проблемы музыки в немецкой философии // Автореферат. кандидата философских наук. М.; Изд-во Москов. ун-та, 1984.-23 с.

213. Зыкина Е.Б. Эстетические взгляды Д.Д. Шостаковича // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989.-24 с.

214. Очеретовская H.JI. О специфике отражения действительности в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1974. - 23 с.

215. Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя // Автореферат. кандидата искусствоведения. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 22 с.

216. Семенова Т.В. Эстетические основы экспрессионизма в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1979.-22 с.

217. Цареградская Т.В. Критический анализ композиционных методов П. Булеза, К. Штокхаузена, М. Бэббитта: к проблеме сравнительного изучения музыкального авангарда 50-х годов // Автореферат. кандидата искусствоведения. Вильнюс, 1988. - 22 с.

218. Щербакова А.А. Музыка как способ человеческого общения // Автореферат. кандидата философских наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.-23 с.

219. Шамахян М.Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация и восприятие // Автореферат. кандидата искусствоведения. М., 1988. - 23 с.

220. Фокин С.К. Природа эстетического в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М., 2000. - 19 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.