Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шевцова, Татьяна Владимировна

  • Шевцова, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 163
Шевцова, Татьяна Владимировна. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шевцова, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Творческая направленность проектной деятельности как современной педагогической технологии.

1.2. Творчество С.П. Дягилева как модель (прообраз) музыкально-проектной деятельности учителя музыки в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Принципы осуществления музыкально-проектной деятельности

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Организация и специфика музыкально-художественной проектной деятельности: виды, этапы и результаты.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся»

Современные процессы модернизации образования ориентируют на создание условий, обеспечивающих индивидуальное развитие школьника, формирование человека Культуры. Трактовка целей образования исходит из положений о том, что школа как социальный институт обеспечивает встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры, и условием этой встречи является «сообразное возрасту образовательное пространство». Особую роль в его создании призвано сыграть искусство, и в частности музыка.

Но что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя, функционера? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.

Первое. Ориентация на воспитание культуры личности предполагает гармоничное развитие эмоциональной и рациональной сферы учащихся, однако на практике развитие целостности личности до сих пор остается недостижимым идеалом и лишь декларируется. Рациональную сферу развивают преимущественно предметы математического и естественнонаучного циклов, а эмоциональную - предметы гуманитарного цикла, в то время как их гармонии необходимо достигать в учебном процессе в рамках любой образовательной области. И музыкальное искусство здесь не является исключением.

Второе. Организация всей жизнедеятельности школы предполагает построение культуросообразной модели образования, ядром которой является творчество. Однако традиционно сложившаяся классно-урочная система с жесткой регламентацией деятельности учителя и учащихся не учитыз вает их индивидуальные предпочтения, значимость индивидуального и коллективного творчества.

Третье. Преобладание репродуктивных методов обучения препятствует реализации установки на развитие творческого потенциала ребенка. Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя.

Отмеченные противоречия особую остроту приобретают в сфере художественного образования, где стремление к целостности музыкально-педагогического процесса сочетается с недостаточно координированными в педагогической практике разными видами деятельности, разными разделами урока и разными формами урочной и внеурочной работы.

Приобретение культурного опыта, как известно, происходит только в процессе активной деятельности при определенных формах организации и построения учебного процесса. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности учащихся. В музыкальном образовании это такие технологии, которые прежде всего актуализируют жизненно-музыкальный опыт учащихся, развивая их интерес к музыке и устойчивую мотивацию к самообразованию.

Проведенный опрос преподавателей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий выявил, что около 80% опрошенных хотели бы изменить существующую систему занятий, а именно: увеличить долю продуктивной деятельности в художественном образовании, придать преподаванию искусства в школе большую вариативность, предоставить возможность выбора деятельности по интересам, усилить долю коллективных форм работы, достичь большего взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Мнения детей и педагогов оказались в русле стратегии модернизации содержания школьного образования, которая предполагает возрождение метода проектов, способствующего такому построению образовательного процесса, при котором создаются необходимые условия для самореализации и самоопределения личности школьника, способной свободно ориентироваться в постоянно меняющемся социуме и стремящейся к самообразованию. Именно проектная деятельность отвечает таким условиям и, на наш взгляд, обеспечивает непрерывность образования учащихся.

В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. В научно-педагогической литературе проектную деятельность рассматривают как форму учебного сотрудничества в вузе, средство профессиональной подготовки будущих учителей (B.C. Кузнецов, Н.В. Семенова, С.Г. Пищев, Т.И. Долгодворова и др.), как «принцип организации и реорганизации образования» (Н.Б. Крылова), как «условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся» (Т.Е. Веденеева). Воспитательные и развивающие возможности проектной деятельности отражены в работах С.А. Пилюгиной, В. Жуковского, Г. Най-денко, О.В. Федоскиной. Психология проектной деятельности школьников, формирование мотивационной сферы личности рассматриваются в работах В.Г. Леонтьева, Н.В. Матяш. Значительное внимание уделяется разработке критериев оценок качества выполнения проектов (М. Шнейдер) и формам их презентаций (Т.Е. Веденеева). Ряд статей посвящен творческому развитию учащихся в процессе проектной деятельности (В.Ю. Гребенщикова, Р.А. Фандо, Т.М. Михейкина). Совместно педагогическими и ученическими коллективами многих общеобразовательных школ и гимназий разработаны проекты в различных образовательных областях: естественнонаучной, технологической, в области иностранных языков. Однако научно-теоретических разработок художественных и исследовательских проектов в сфере образовательной области «Искусство» явно недостаточно.

В связи с этим поиск путей совершенствования системы урочной и внеурочной деятельности в духе современных тенденций, определяющих направления продуктивного обучения, и в соответствии с Федеральной программой развития образования позволил обозначить проблему нашего исследования: востребованность проектной деятельности и неразработанность способов ее организации в музыкально-педагогической практике школы — потребность ученика в художественно-творческой самореализации и невозможность ее осуществления в результате традиционно сложившихся репродуктивных форм и методов обучения. Пути разрешения данного противоречия в контексте целостной стратегии модернизации современного образования определили актуальность темы исследования: «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся».

Объект исследования: музыкальное образование школьников.

Предмет исследования: творческое развитие учащихся разных возрастных групп в процессе совместной музыкально-проектной деятельности.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить способы и формы организации музыкально-проектной деятельности, ориентированной на творческое развитие учащихся начальной, основной и старшей школы.

Гипотеза исследования. Творческое развитие учащихся в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если:

1) будут разработаны стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста;

2) индивидуальная и коллективная работа учащихся будет осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: музыкально-художественном и учебно-исследовательском;

3) практическая деятельность школьников в единстве урочных и внеурочных форм музыкальных занятий будет опираться на традиции школы и региона.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

• . раскрыть сущность проектной деятельности и ее педагогические возможности для творческого развития учащихся;

• разработать принципы организации музыкально-проектной деятельности и определить пути ее осуществления;

• экспериментально проверить эффективность творческого развития учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности. Методологической основой исследования являются: философскоэстетические взгляды на проблему творчества и творческой деятельности; метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др.) и современная теория планирования и организации проектной деятельности (A.M. Новиков, Д.А. Новиков и др.); идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению; современные концепции художественного образования школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, беседа, педагогический эксперимент, метод творческих заданий, качественный и статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования. Впервые определена значимость музыкально-проектной деятельности как универсальной педагогической технологии, выступающей способом преодоления чрезмерной вербализации и формализации музыкально-педагогического процесса.

Выявлено содержательное наполнение интегрирующего начала всех уровней музыкально-проектной деятельности школьников: от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки и сфере дополнительного образования до организации художественно-образовательного пространства школы.

Разработана стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста.

Теоретическая значимость исследования.

- Определены теоретические основания музыкально-проектной деятельности, последовательность ее этапов, обеспечивающих взаимопроникновение музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности: возникновение идеи (интеллектуальная и творческая готовность к воплощению замысла), обозначение темы (формулирование проблемы проекта, интуитивное его проектирование), практическая подготовка (воплощение замысла), предварительный показ (предзащита проекта), презентация (публичное предъявление проекта), рефлексия (анализ проделанной работы).

- Разработаны следующие принципы организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса: принцип традиций и новаторства, направленный на поддержание и создание новых культурных традиций края, области, школы; принцип преемственности и интеграции, ориентирующий на передачу опыта творческой деятельности в разновозрастном коллективе учащихся во взаимодействии различных видов искусства, гуманитарных и естественнонаучных предметных областях как основного, так и дополнительного образования; принцип взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, обеспечивающий гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности; принцип сотрудничества и сотворчества, способствующий достижению общей цели благодаря совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей; принцип самовыражения и самореализации, позволяющий школьникам в полной мере проявить свои творческие способности; принцип совместного коллективного творчества и самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся, отвечающий технологиям уровневой дифференциации и творческих «мастерских» и дающий возможность каждому участнику почувствовать свою значимость в совместном проекте.

- Выдвинуты и обоснованы критерии творческого развития учащихся в проектной деятельности, среди которых наиболее значимы: наличие интереса (к музыкально-проектной деятельности, замыслу проекта и способам его художественного и научного воплощения), творческая активность (стремление к самовыражению и самореализации, совершенствованию характера, готовность к волевому напряжению для достижения результата), потребность в самообразовании (стремление к расширению кругозора, приобщению к ценностям культуры, поиск источников информации, умение пользоваться информационными технологиями), коммуникативность (умение общаться в разных коллективах) и самооценка (объективность в оценке собственных действий).

Практическая значимость исследования.

В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные формы (коллективные, групповые и индивидуальные) и типы музыкально-проектной деятельности (музыкально-художественные и учебно-исследовательские проекты); рекомендации по организации музыкально-проектной деятельности, направленные на творческое развитие учащихся.

Данные рекомендации могут быть использованы педагогами на урочных и внеурочных занятиях и послужат повышению качества и эффективности преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в системе общего, так и дополнительного образования. Разработанный курс лекций «Новые технологии в музыкальном образовании» для учителей музыки может применяться в системе повышения квалификации, в подготовке учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах в средних и высших учебных заведениях в курсе «Методика музыкального образования».

Достоверность исследования обеспечена подробным анализом имеющихся теоретических источников, применением адекватных методов исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученного материала, включая педагогическую практику.

Этапы исследования.

I этап (1996-1998 гг.) носил поисковый характер. В эти годы велась работа по отбору философского, психолого-педагогического и научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза исследования, намечены цель, задачи и пути их решения. Параллельно осуществлялась практическая деятельность по разработке и апробации компонентов методической системы.

На II этапе (1998-2001 гг.) были разработаны основные теоретические положения музыкально-проектной деятельности, осуществлен педагогический эксперимент, проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию разработанной методической системы.

На III этапе (2002-2005 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа: теоретические разработки музыкально-проектной деятельности были введены в структуру и организацию общеобразовательного процесса. Осуществлены систематизация, обобщение и литературная обработка результатов исследования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической работе автора; в выступлениях на заседаниях кафедры художественно-эстетического направления гимназии № 11 и районного и городского методических объединений преподавателей музыки г.Перми; областной конференции «Музыкальное воспитание и образование учащихся в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь, 2001); на международной молодежной научно-практической конференции «Родовое сознание и духовное предпринимательство» (Пермь, 2002), а также в курсе лекций «Новые технологии в музыкальном образовании», апробированном в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Музыкально-проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, которая объединяя базовое и дополнительное образование, урочные и внеурочные формы работы, усиливает интегративные тенденции музыкально-педагогического процесса в школьном образовании, способствует преодолению его чрезмерной вербализации, формализации и тем самым вносит новый импульс в развитие системы музыкального образования учащихся.

2. Действие принципов традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества учащихся охватывает наиболее существенные стороны организации разных форм и типов музыкальных проектов, объединяя педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Опора на эти принципы позволяет сохранять и приумножать традиции своего края, образовательного учреждения и в целом гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.

3. Критериями творческого развития учащихся, разработанными в исследовании с учетом специфики музыкально-проектной деятельности, выступают: интерес к музыкально-проектной деятельности, творческая активность, потребность в самообразовании, коммуникативность и самооценка.

Данные критерии становятся основанием для организации музыкально-проектной деятельности и оценки ее результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Государственные образовательные учреждения: общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением английского языка и гимназия № 11 им. С.П. Дягилева г.Перми. Разными формами исследования было охвачено 230 учащихся с III по XI классы и 38 преподавателей разных учебных дисциплин.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шевцова, Татьяна Владимировна

Заключение.

- Проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, вбирающей в себя ведущие идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению. Метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, - действенное средство музыкально-творческого развития учащихся.

- Музыкально-проектная деятельность как фундаментальная дидактическая категория многофункциональна и усиливает интегративные тенденции, охватывая все уровни музыкального образования школьников - от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки до организации художественно-образовательного пространства школы; является фактором преодоления негативных тенденций в музыкально-педагогическом процессе (его чрезмерной вербализации, формализации); гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.

- Выдвинутая в исследовании система принципов музыкально-проектной деятельности: традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, сотрудничества и сотворчества, самовыражения и самореализации - создает реальные предпосылки для ее полноценного осуществления.

- Теоретическое обоснование последовательности этапов проектной деятельности позволит не только педагогу-музыканту, но и другим учителям-предметникам определить содержание совместного творческого процесса на каждой стадии: от рождения замысла проекта, обозначения его темы и идеи — через процесс подготовки художественного события, предварительную защиту проекта - до его публичного предъявления и рефлексии.

- В процессе экспериментального исследования выявлена эффективность различных типов (музыкально-художественный, учебно-исследовательский проекты и их взаимодействие) и форм музыкально-проектной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные) в зависимости от многообразия видов, жанров музыкального искусства и психологических особенностей школьников разных возрастов.

- Разработанная в исследовании стратегия приобщения учащихся разных возрастных групп к музыкально-проектной деятельности способствует организации жизнедеятельности коллектива школы, активно формирует общее культурно-образовательное пространство учебного заведения в контексте традиций школы и особенностей региона. т< Ф

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шевцова, Татьяна Владимировна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2003. - 224 с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Щукиной Г.И. М., 1984. - 176 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2001.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990.-560 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике.-М.,1996.-494с.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 111 с.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.- 144 с.

8. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1983. - 608 с.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -335 с.

10. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск, 2001. - 301 с.

11. Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е, т.42, с.54

12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. - 141 с.

13. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Изд-во Московский университет, 2000. - 47 с.

14. Веденеева Т.Е. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся // Дидакт. 2003. - Методика. - №3. — С.50-55

15. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 336 с.

16. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977. - 159 с.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.

18. Выготский Л.С. Психология искусства. Издание 2-е, М., 1968—576с.

19. Гегель Г.Ф. Эстетика. М., 1971. - Т.З. - С.288-296.

20. Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 -1917. — Л., 1975.-368 с.

21. Головко О.Н. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование. -№3 /2003. — С. 248 250.

22. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2003. - 22 с.

23. Григорьев С.Л. Балет Дягилева. М., 1993. - 384 с.

24. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. №6 /1995. - С.42.

25. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 541 с.

26. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976. - 175 с.

27. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. — М., 1968.-285с.

28. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957. - 518 с.

29. Демин М.В. Проблема деятельности теории личности. М., 1977.-240с.

30. Диалектика и теория творчества / Под ред. Гольдентрихта С.С. и Коршунова A.M. М., 1987. - 198 с. „

31. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Омск. 2000. — 21 с.

32. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М., 1984. - 80 с.

33. Дусавицкий А.К. Формула интересов. М., 1989. - 172 с.

34. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924. - 175 с.

35. Жуковский В. Проектная деятельность как средство развития воспитательного процесса// Воспитание школьников.- 2001. №7. - С.2-5

36. Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. М., 1959. 409 с.

37. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. - 208 с.

38. Здравосмыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л., 1964.-74 с.

39. Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. 1976. - №2.

40. История педагогики. Пособие для пед.институтов. Под ред. Н.А.Константинова (и др.). М., 1955. - 588 с.

41. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке.-М., 1986.-31 с.

42. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург, 1996. - 231 с.

43. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,. 1974. - 328 с.

44. Каган М.С. Советская музыка. 1987. - №1. - С.26-38.

45. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л., 1926. - 88 с.

46. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.

47. Кирнарская Л.Д. Музыкальные способности. М., 2004. - 496 с.

48. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989. -225 с.

49. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. - №4.

50. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. 2000. - № 2. - С.3-7.

51. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. - С.229.

52. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - 269 с.

53. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. М., 2005,-№2.-С.113-121

54. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. - №2.

55. Кузнецов B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореферат дис. канд. пед.наук. М., 1996.-25 с.

56. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде общеобразовательного учреждения. Самара, 2001. - 102 с.

57. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.29, с. 194.

58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304 с.

59. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.

60. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. - №2.

61. Лифарь С.М. Дягилев и с Дягилевым. Париж, 1939. - 499 с.

62. Лифарь С.М. С Дягилевым. Санкт-Петербург, 1994. - 224с.

63. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.

64. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988-192с.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. 689 с.

66. Матяш Н.В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании // Предпринимательство и занятость юных. М., 2000. - С. 19 - 22

67. Матяш Н.В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск., 2000. - 120 с.

68. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореферат дис. д-ра психол. наук. М., 2002. - 52 с.

69. Мезенева О.В., Учайкина И.Р. Проектирование в процессе обучения (методическое пособие для руководства школ). Самара, 2001. - 29 с.

70. Мелик Пашаев А.А. Мир художника. - М., 2000. - 271 с.

71. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.-318 с.

72. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М., «Академия», 2002. - 272с.

73. Морозов М.Н. Творческая активность сознания (методологический анализ естественнонаучных аспектов). Киев, 1976. - 182 с.

74. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Школяр. -М., 2001.-232 с.

75. Найденко Г. Проектно-техническая деятельность молодежи как средство воспитания // Народное образование. М., 2004. - №6.-С.116-122

76. Натев А. Искусство и общество. М., 1966. - 320 с.

77. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-еизд.-М., 1982.-С. 184-218.

78. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967. - 310 с.

79. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1987. -С.13-23.

80. Немов Р.С. Психология. Кн. 1.: Общие основы психологии. М., 1994.-572 с.

81. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994. -224с.

82. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1991.- 158 с.

83. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Ред. Е.С.Полат. М., 1999. -223 с.

84. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей. М., 1995. -20с.

85. Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2002. - №2. -С.129.

86. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972г.-152с.

87. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2005.- 112 с.

88. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. -Спб., 1995.

89. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности // Школьные технологии. 2002. - №2. — С. 196199

90. Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвуtзов в условиях дизайн-групп: Автореферат канд.пед.наук. Новосибирск,2000.- 19 с.

91. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976-280с.

92. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.

93. Проблемы научного творчества в современной психологии. Под ред. Ярошевского М.Г. -М., 1971.-334 с.

94. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Москва-Воронеж,2001.-368 с.

95. А.С.Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 т-х. Т.7. М., 1958.

96. Равкин З.И. Н.К.Крупская о совершенствовании методов и организационных форм обучения // Народное образование. 1983. -№1.

97. Равкин З.И. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия//.-М., 1993.-670 с.

98. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. - 596 с.

99. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946 — 704с.

100. Савелова С.Б. Проектирование / Новейший философский словарь / Сост. Грицанов А.А. М., 1998. - 877 с.

101. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М., 1996.

102. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1990.

103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -255 с.

104. Селезнев A.M. Место творчества в системе «Наука — техника производство» // Диалектика и теория творчества. - М., 1987.

105. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. — Л., 1982.- 143 с.

106. Семенова Н.В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников творческой проектной деятельности: Автореферат канд. пед наук. Брянск, 2000. - 21 с.

107. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х т. / Сост. И.Зильберштейн, В.Самков. М., 1982.

108. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М., 2004. — 80 с.

109. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — 230 с.

110. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Брянск, 2001. - 394 с.

111. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982. - 319 с.

112. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкальный театр в школе // Искусство в школе. М., 2003. - №3. - С.90-93.

113. Соловейчик C.JI. Педагогика для всех. М., 1987. - 365 с.

114. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л., 1983. С.72-92.

115. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.

116. Теоретические основы процесса обучения в современной школе / Ред. И.Я.Лернера, В.В.Краевского. М., 1989. - 316 с.

117. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения / Сост. Т.М.Михейкина. СПб.: СПбАППО, 2004. - 81 с.

118. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. - 191 с.

119. Тыркова В. Анна Павловна Философова и ее время. Пг., 1915.

120. Фандо Р.А. Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся // Естествознание в школе. М., 2005. -№4. - С.44-49

121. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. -М. №11. - С.53-56

122. Формирование мотивационной сферы личности: сб. науч. тр. / Ред. В.Г.Леонтьева. Новосибирск: НГПУ, 4.2. - 2003. - 236 с.

123. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М., 1988.-С. 10-13.

124. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., 1984. - 176 с.

125. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.-200 с.

126. Шевкин B.C. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. М., 1952. - 144 с.

127. Шнейдер М. Оценка качества проектной деятельности учащихся // Лицейское и гимназическое образование.-М., Новокузнецк, 2002.-С.5-13

128. Шопенгауэр А. Антология мировой философии: В 4 Т. М., 1971. -Т.З. - С.691-693

129. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1985.

130. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.-209 с.

131. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974.-64 с.

132. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. - 95 с.

133. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. М., 2002.

134. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. -М., 1974.- 128 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.