Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рыбакова, Надежда Алексеевна

  • Рыбакова, Надежда Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 197
Рыбакова, Надежда Алексеевна. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Барнаул. 1997. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рыбакова, Надежда Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления.

1.1. Состояние проблемы исследования в вузовской теории и практике.

1.2. Мотивационное программно-целевое управление как концептуальная основа музыкальной подготовки студентов.

1.3. Дерево целей музыкальной подготовки

ГЛАВА 2. Повышение эффективности музыкальной под-2 готовки студентов на основе мотивационного программно-целевого управления.

2.1. Содержание и структура курса «Музыкальное искусство»

2.2. Технология музыкальной подготовки студентов

2.3. Организация и результаты опытно-эксперимен

• тальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления»

Важную роль в становлении личности младшего школьника играет учитель начальных классов, закладывающий в ребенке основы дальнейшего развития. Для того, чтобы педагог мог плодотворно реализовать задачи, стоящие перед современной школой, он должен сам быть творческой, духовно богатой, высокообразованной и воспитанной личностью. Характер его профессиональной деятельности требует компетентности не только в различных областях науки, но и искусства (в том числе музыкального) . Учитель начальных классов преподает все предметы в младшей школе. Это дает основание считать важным компонентом его готовности к профессиональной деятельности умение осуществлять музыкальное воспитание учащихся.

В связи с гуманизацией образования в настоящее время значительно активизировался интерес ученых к поиску путей развития личности ребенка средствами искусства, особенно музыкального (М.А. Каган — 56, В.П. Матонис — 88, В.В. Ме-душевский — 91, Е.В. Назайкинский — 96, В.М. Неменский — 97 и многие другие). Педагогикой и психологией установлено, что музыка развивает эмоциональность натуры, свойственную нравственно и эстетически воспитанному человеку. Она способна формировать в детях чуткость и тонкость души, привлекать к добру, красоте, человечности. Музыка дает возможность ребенку познать себя, почувствовать и преодолеть свои недостатки. По мнению В.А. Сухомлинского, музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы (154, с.55). Многочисленные исследования ученых показывают, что систематические занятия музыкой способствуют развитию мышления, речи, творческого потенциала детей, особенно в период начального обучения.

В последние годы создаются интересные и перспективные программы школьного музыкального воспитания (Т.А. Бейдер, J1.B. Горюнова — 33, И.П. Монаков - 93, Н.А. Терентьева -164, Н.С. Ширяева - 185 и др.) . Все это дает основание заключить, что музыкальное воспитание приобретает в современных условиях еще большее значение. В то же время по данным исследований в 70% школ страны музыкальное воспитание не организовано (60). В Алтайском крае из-за отсутствия штатных учителей музыка ведется лишь в четвертой части школ (114). Проведенное нами анкетирование студентов факультета педагогики и методики начального образования Бийского педагогического института показало, что лишь 29,3% из 375 опрошенных систематически обучались в школе музыке.

Сложившаяся ситуация в первую очередь обусловлена недостаточным обеспечением школ учителями музыки. В связи с этим возникает необходимость разработки новых технологий музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов. Исследования И. В. Арановской, Р. Жакеевой, Т.Д. Сусловой, Т.Ф. Рязановой, Р.Н. Эргашева и др. показали, что традиционная подготовка учителей данной квалификации к реализации задач музыкального воспитания школьников недостаточно эффективна. На ее основе удается подготовить не более 15-2 0% студентов, причем из числа получивших до поступления в вуз начальное музыкальное образование (7, 44, 139, 140, 152, 153, 181). За несколько лет преподавания музыкально-педагогических дисциплин на факультете педагогики и методики начального образования (ФПиМНО) Бийского педагогического института на основе существующей программы нам удалось подготовить из 225 студентов только 47 (20,9%).

В структуре традиционного музыкального обучения будущих учителей начальных классов (119, 120) четко просматриваются два достаточно самостоятельных аспекта. Первый из них — музыкальная подготовка. Она предусматривает овладение студентами предметом преподавания — музыкой — в комплексе учебных дисциплин («Вокально-хоровое воспитание», «Основы теории музыки и сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальный инструмент»). Второй аспект — музыкально-методическая подготовка в курсе методики музыкального воспитания. Ее назначение - в оснащении будущих учителей методическими знаниями, умениями, навыками. Не вызывает сомнения, что обе стороны обучения в равной мере важны для становления готовности будущего учителя к музыкально-педагогической деятельности.

Наше исследование показало, что низкая продуктивность всей, музыкально-педагогической подготовки во многом обу-' словлена недостаточной эффективностью собственно музыкальной подготовки. Последнее является значительным препятствием для успешности музыкально-методического обучения. В ходе констатирующего эксперимента нами были получены следующие данные. Из 225 студентов ФПиМНО приемлемый уровень музыкальной подготовленности удалось сформировать лишь у 47. В процессе изучения методики музыкального воспитания такой же уровень методической оснащенности сложился у этих же студентов. Все это позволило заключить, что, во-первых, между уровнями сформированности музыкальной и педагогической подготовленности существует тесная зависимость, во-вторых, что музыкальная подготовка в соответствии с традиционной программой действительно малоэффективна. Полученные данные обусловили необходимость углубленного изучения этапа музыкальной подготовки студентов и поиск путей повышения его результативности.

Анализ исследований, литературы, раскрывающей различные аспекты проблемы подготовки учителей начальных классов к осуществлению музыкального воспитания, показал, что она разрабатывается недостаточно интенсивно. Наиболее слабое освещение получает период музыкальной подготовки. Решение некоторых частных вопросов мы находим в исследованиях Н.Н. Абутидзе (3), Э.А. Бабаева (13), Л.И. Воеводиной (28), Г.П. Нестеренко (131), А.Я. Никитиной (98), Е.И. Полянчи-ковой (111), Т.С. Рудометкиной (134), Т.А. Стахи (151), В.И. Шарабурова (182) и др.

Круг требований к музыкальной подготовленности учителя начальных классов очерчен в работах И.В. Арановской (7, 8), Т.Д. Сусловой (152, 153), Т.Ф. Рязановой (138, 139), А.Е. Трушина (140), Р.Н. Эргашева (192). В них также предлагаются пути преодоления недостатков музыкально-педагогической подготовки. Однако внимание авторов в большей степени привлекает методический аспект. В то же время внедрение в учебный процесс ряда разработанных программ требует дополнительного времени, введения новых курсов, увеличения объема содержания, что в современных условиях трудновыполнимо.

Известно, что эффективная реализация целостного учебно-воспитательного процесса требует ответа на комплекс вопросов : «кого учить?», «зачем учить?», «чему учить?», «как учить?», «как учиться будут учащиеся?». Анализ исследований, приведенных выше, показал, что наиболее полные ответы в них получают вопросы «чему?» и «как учить?». Вопрос «кого учить?» раскрывается чаще всего на уровне музыкального развития студентов, приступающих к обучению, сформированности у них соответствующих знаний и умений. В то же время почти не берется во внимание мотивация учащихся к музыкальной подготовке. То есть студенты рассматриваются как объекты, а не субъекты обучения.

Недостаточно полный ответ получает и вопрос «зачем учить?». Это выражается в том, что обеспечение профессиональной направленности музыкальной подготовки авторами предлагается осуществлять преимущественно за счет введения в содержание обучения школьного музыкального материала. На наш взгляд, этого совершенно недостаточно. Важно, чтобы с самого начала подготовки студент получил представление о школьном музыкальном воспитании, о требованиях к музыкальной подготовленности учителя. Это обеспечивает мотивированность обучения будущей профессиональной деятельностью.

Ряд исследователей выдвигают в качестве ведущего критерия результативности музыкальной подготовки уровень сформированное™ у студентов нормативных знаний, умений, навыков. Соответственно, их формирование выступает ведущей целью учебного процесса. С точки зрения современных требований к образованию специалиста, тем более в педагогическом вузе, это является значительным недостатком. Вышесказанное относится и к действующей в настоящее время программе музыкальной подготовки студентов ФПиМНО, которая вышла еще в восьмидесятые годы. Однако недавно введен Государственный образовательный стандарт, определяющий требования к учителю начальных классов, в том числе к его музыкально-педагогической подготовленности (35). Таким образом, возникает необходимость создания новой, соответствующей современным запросам, программы'музыкального обучения и воспитания будущих учителей начальных классов.

Итак, актуальным, на наш взгляд, является поиск нового подхода к музыкальной подготовке студентов ФПиМНО, способствующего повышению ее эффективности. В этом плане нас привлекла концепция мотивационного программно-целевого управления, разработанная И.К. Шалаевым.

Под мотивационным программно-целевым управлением (МПЦУ) понимается «научно-практическая система поведенче-ско-рационалистического характера, изучающая в единстве психологические и технологические закономерности управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности» (175, с. 9) . В соответствии с логикой МПЦУ, прежде всего необходимо создать у субъекта психологическую готовность к предстоящей деятельности, т.е. желание действовать. Следующий шаг — создание у него технологической готовности к этой деятельности. Многолетней практикой МПЦУ доказано, что при этом эффективность процесса самой деятельности и ее результат становятся значительно выше.

Мотивационное программно-целевое управление широко известно в научных кругах и находит применение в решении различных педагогических задач. В.Е. Клочко и П.К. Одинцов пишут, что данная концепция постепенно распространяется на все новые и новые предметные поля, находящиеся за пределами проблем управления педагогическим коллективом (178, С.З) .

МПЦУ привлекает внимание многих известных педагогов, психологов, отзывы которых подтверждают ее высокую теоретическую и практическую значимость (Ю.К. Бабанский, Т.М. Да-выденко, И. Я. Зимняя, Л. Д. Кудряшев, Н.В. Кузьмина, И.П. Раченко и др.). МПЦУ в качестве методологической основы использовано во множестве исследований, диссертационных работ.

Анализ концепции мотивационного программно-целевого управления позволил нам заключить, что она имеет значительные потенциальные возможности для комплексного разрешения проблем музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов. Основываясь на определенных принципах, жестко заданном алгоритме, МПЦУ в то же время позволяет проявить творческую инициативу в руководстве обучением и воспитанием, обеспечивает условия для того, чтобы действовать, исходя из конкретной ситуации, особенностей объекта управления, характера решаемой проблемы. Музыкальная подготовка на основе мотивационного программно-целевого управления предполагает изменение отношения к студентам как к объектам обучения, а также пересмотр целей, содержания, технологии преподавания с учетом современных требований к профессиональному образованию.

Изучение МПЦУ, исследований, в которых оно использовано в качестве методологической основы, многочисленных отзывов о его высокой эффективности, а также специфика решаемой нами проблемы привели нас к выводу о целесообразности применения данной концепции в музыкальной подготовке студентов ФПиМНО.

Таким образом, нам удалось установить, что существуют противоречия между:

- настоятельной потребностью в учителях младших классов, подготовленных к музыкальному воспитанию, и недостаточной результативностью их вузовского обучения;

- необходимостью повышения эффективности музыкальной подготовки и слабой разработанностью данной проблемы;

- введением Государственного образовательного стандарта и отсутствием новой программы музыкального обучения.

Выделенные противоречия и определили актуальность нашего исследования, проблема которого состоит в поиске ответа на вопрос, каковы психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов.

Вышеизложенное позволило сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию мо-тивационного программно-целевого управления музыкальной подготовкой будущих учителей начальных классов.

Объектом исследования является система подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования педагогического вуза к обучению и воспитанию младших школьников.

Предмет исследования составляет процесс музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов на основе мо-тивационного программно-целевого управления.

Гипотеза исследования. Предполагается, что эффективность музыкальной подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования повысится, если она:

- будет строиться в соответствии с технологическим алгоритмом мотивационного программно-целевого управления;

- станет осуществляться в совокупности процессов музыкального обучения, воспитания и развития;

- традиционно разрозненные дисциплины вузовского музыкально-педагогического цикла и школьный предмет «Музыка», исходя из логики мотивационного программно-целевого управления, будут интегрированы в целостный курс.

Задачи исследования.

1. Проанализировать современное состояние проблемы исследования, уточнив понятие и компоненты музыкальной подготовленности учителя начальных классов.

2. На основе мотивационного программно-целевого управления разработать дерево целей, исполняющую программу, содержание и технологию музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов.

3. Произвести экспериментальную проверку эффективности музыкальной подготовки студентов факультета' педагогики и методики начального образования, основанной на мотивацион-ном программно-целевом управлении.

Методологической и теоретической основой исследования гГослужили: гуманистическая парадигма образования, отразившаяся в трудах М.Н. Берулавы, И.А. Зимней, Е.В. Калинкина, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Литвиненко, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, В.Г. Онушкина, З.А. Портянкиной, В.А. Сластетина, Е.Н. Шиянова, И. С. Якиманской, и др.; работы по проблеме профессиональной направленности обучения (А.А. Вербицкий, М.Я. Виленский, В. К. Кряжевских, Н.В. Малахов, Р. С. Сафин, A.M. Смолкин, М.П. Черныш и др.); концепция мотивационного программно-целевого управления, разработанная И.К. Шалаевым; исследования в области музыкознания, музыкальной педагогики и психологии (Э.Б.Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.А. Гар-бузов, A.JI. Готсдинер, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Н.М. Черноиваненко, И.Я. Якобсон и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, раскрывающей основные аспекты проблемы, изучение и обобщение опыта преподавания дисциплин музыкально-педагогического цикла на ФПиМНО в вузах, моделирование процесса музыкальной подготовки, проектирование содержания музыкального обучения, организация и проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), длительное включенное наблюдение за подготовкой студентов к музыкальному воспитанию школьников, анкетирование, коллективные и индивидуальные беседы, изучение и анализ учебной документации, ранжирование и др. .

Исследование проводилось на базе ФПиМНО Бийского педагогического института в несколько этапов.

Первый этап (1992-1994 гг.) — поисковый, направленный на изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, практического опыта подготовки студентов ФПиМНО к музыкальному воспитанию школьников, определение концептуальных подходов к разработке темы, создание категориального аппарата, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1994-1996 гг.) — опытно-экспериментальный. Его содержание составили подготовка и проведение формирующего эксперимента, уточнение гипотезы, корректировка основных положений исследования, конкретизация психолого-педагогических условий музыкальной подготовки, построенной на основе мотивационного программно-целевого управления.

Третий этап (1996-1997 гг.) — обобщающий, посвященный обработке результатов эксперимента, их анализу и осмыслению, формулированию теоретических выводов, оформлению работы.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что впервые музыкальная подготовка студентов ФПиМНО педвуза исследована на основе мотивационного программно-целевого управления; в ходе многоуровневого анализа в структуре МПЦУ выявлены факторы, препятствующие эффективности музыкального обучения и воспитания; разработано дерево целей музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов; создана исполняющая программа; уточнены компоненты музыкальной подготовленности учителя младшей школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в его ходе результаты служат разрешению ряда проблем подготовки будущего учителя начальных классов к музыкальному воспитанию школьников; на основе интеграции традиционно разрозненных дисциплин вузовского музыкально-педагогического цикла и школьного предмета «Музыка» построен целостный курс «Музыкальное искусство» с ориентацией на дерево целей музыкальной подготовки и исполняющую программу; предложена технология музыкального обучения и воспитания студентов ФПиМНО; разработаны методические рекомендации по осуществлению мотивационного программно-целевого управления музыкальной подготовкой. Результаты исследования могут быть применены преподавателями вузовских дисциплин музыкально-педагогического цикла, а также использованы при разработке новой программы подготовки учителя младших классов к музыкальному воспитанию школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической, методологической и практической обоснованностью проблемы исследования, адекватностью методов его цели, задачам, данными опытно-экспериментальной работы и их сравнительно-сопоставительным анализом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедр педагогики и музыки Бийского педагогического института; в цикле докладов, отражающих основные положения исследования, сделанных на Международной научно-практической конференции «Гуманизация образования: пути и проблемы» (Бийск, март 1995г.), на Второй международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования» (г. Новосибирск, декабрь 1997г.), на межвузовской конференции «Гуманизация учебно-воспитательного процесса» (г. Бийск, март 1996г.), на региональной научно-практической конференции работников образования «Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях» (г.Бийск, ноябрь 1994г.) и др. Апробация происходила путем публикаций материалов исследования, через чтение разработанного нами учебного курса по музыкальной подготовке студентов («Музыкальное искусство»).

Результаты исследования внедрены в Бийском государственном педагогическом институте, Новосибирском государственном педагогическом университете, Бийском педагогическом колледже.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Мотивационное программно-целевое управление музыкальной подготовкой учителей начальных классов обеспечивает комплексное решение ее проблем, единство процессов музыкального обучения, воспитания и развития, позволяет учесть современные требования к профессиональному образованию.

2. Мотивационное программно-целевое управление создает условия для повышения профессиональной направленности музыкальной подготовки студентов ФПиМНО, что способствует ее более высокой результативности и, как следствие, эффективности дальнейшей музыкально-методической подготовки.

3. Реализация музыкальной подготовки будущих учителей младших классов на основе мотивационного программно* целевого управления возможна посредством интеграции традиционно разрозненных дисциплин вузовского музыкально-педагогического цикла и школьного предмета «Музыка» в единый курс «Музыкальное искусство».

§

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рыбакова, Надежда Алексеевна

-132-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что несмотря на значительную актуальность, проблема музыкальнопедагогической подготовки будущих учителей начальных классов разрабатывается недостаточно интенсивно. Изучены лишь отдельные аспекты музыкального образования студентов ФПиМНО. Предлагаемые пути усовершенствования процесса формирования готовности педагогов к осуществлению музыкального воспитания школьников являются достаточно интересными и результативными. Однако их внедрение в настоящее время практически невозможно, так как требует значительного увеличения количества учебных часов, введения дополнительных курсов, а также расширения содержания обучения. Обращает на себя внимание и то, что при разработке новых программ музыкальной подготовки, технологий обучения исследователи подходят к студентам как к объектам обучения.

Наиболее неразработанной стороной проблемы, на наш взгляд, является этап музыкальной подготовки студентов. В его задачи входит обеспечение будущих учителей знанием предмета преподавания — музыки, соответствующими умениями и навыками, воспитание и развитие необходимых для педагогов личностных качеств. Другими, словами — формирование высокого уровня музыкальной подготовленности студентов. Достижение этой цели важно не только для предстоящей музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов, но и для успеха его вузовской музыкально-методической подготовки .

Изучив литературу, раскрывающую различные аспекты проблемы нашего исследования, мы предприняли попытку систематизировать имеющийся в педагогике опыт. Нами уточнены сущность музыкальной подготовки студентов ФПиМНО, их музыкальной подготовленности, ведущие компоненты последней музыкальная грамотность, музыкальное восприятие, музыкальный вкус, основные музыкальные способности, эмоционально-ценностное отношение к музыке, творческое отношение к ней, потребность в музыкальном самообразовании). Это, в свою очередь, позволило установить в ходе исследования, что традиционная программа музыкального обучения недостаточно результативна в формировании выделенных составляющих музыкальной подготовленности. Необходимость преодоления сложившегося положения обусловила обращение к мотивационному программно-целевому управлению. Его изучение и анализ дали основание признать, что данная концепция имеет потенциальные возможности для усовершенствования музыкальной подготовки студентов ФПиМНО.

Учебный процесс, на основе которого осуществляется подготовка будущих учителей к музыкальному воспитанию, имеет все признаки системы. Управление может осуществляться только в сложных динамических системах. Следовательно, музыкальная подготовка имеет условия для управления. Однако, учитывая особенности музыкального познания, предмета и результата музыкального мышления, к которым апеллируют занятия музыкой, мы заключили, что руководство в данном случае должно рассматриваться как управление музыкальным воспитанием и развитием студентов в процессе обучения и через обучение .

Важное место в содержании нашего исследования занимает многоуровневый анализ в логике МПЦУ, направленный на установление факторов, препятствующих формированию у студентов оптимального уровня музыкальной подготовленности. Именно он стал отправным пунктом для осуществления технологических процедур внедрения МПЦУ в учебный процесс. Анализ позволил заключить, что наиболее значимыми препятствующими факторами являются отсутствие у большинства студентов психологической готовности к музыкальному обучению (как положительно-эмоционального и осознанного отношения к нему), а также технологической готовности. Последняя выступает в исследовании как сформированность у студентов знаний о школьном музыкальном воспитании и требованиях к музыкальной подготовленности учителя начальных классов. Выявленные препятствия позволили еще раз убедиться в правильности выбора МПЦУ для усовершенствования музыкальной подготовки.

Кроме перечисленных были вскрыты такие причины,' обусловливающие недостаточную эффективность музыкального обучения и воспитания студентов:

- отраженность в целевом компоненте учебного процесса преимущественно целей формирования у них определенных нормативных знаний, умений, навыков;

- излишняя перегруженность содержания музыкального обучения, его разобщенность по отдельным предметам;

- ограниченные возможности для широкого применения в музыкальной подготовке активных, проблемных форм и методов обучения ;

- слабая профессиональная направленность обучения.

Таким образом, многоуровневый анализ позволил заключить, что необходим коренной пересмотр всех компонентов учебного процесса, на основе которого осуществляется музыкальная подготовка студентов ФПиМНО. В соответствии с его результатами нами были разработаны дерево целей в логике МПЦУ, исполняющая и управляющая программы.

Центральным звеном управляющей программы является многоуровневое планирование. Его предметом выступает создание соответствующего дереву целей курса «Музыкальное искусство» и технологии музыкальной подготовки.

В нашем исследовании мы приняли за основу определение содержания музыкального обучения, данное Э.Б. Абдуллиным. В соответствии с ним нами выделены следующие компоненты: знания, способы деятельности (умения и навыки), музыкальный материал. При создании системы знаний и способов деятельности мы опирались на критерии отражения в содержании обучения целевого компонента музыкальной подготовки, профессионально-практической значимости изучаемого, соответствия содержания вузовского обучения содержанию школьного музыкального обучения, соответствия содержания исходному уровню музыкального развития студентов, оптимизации учебной нагрузки, учета накопленного педагогикой опыта в области музыкальной подготовки учителей.

Музыкальный материал отбирался нами в соответствии с требованиями, разработанными Д.Б. Кабалевским, согласно которым музыкальные произведения должны быть увлекательными, доступными для восприятия учащихся, педагогически целесообразными, художественными, иметь воспитательное значение.

В исследовании доказано, что содержание музыкального обучения будущих учителей начальных классов носит интегрированный характер, так как складывается из разнородных элементов содержания нескольких дисциплин: «Вокально-хоровое воспитание», «Основы теории музыки и сольфеджио», «Методика музыкального воспитания», «Музыкальная литература», школьный предмет «Музыка». Инвариантное содержательное ядро нового курса «Музыкальное искусство» составили обобщенные знания и ведущие умения, вариативную оболочку-частные знания и умения, музыкально-исполнительские навыки, музыкальный материал. Структуру дисциплины определили логика дерева целей, содержательное ядро, система тематических узлов.

В ходе разработки технологии обучения нами были определены требования, которым она должна соответствовать. Это:

- учет характера целей и способствование их достижению;

- активизация учебной деятельности студентов;

-136- обеспечение профессиональной направленности музыкальной подготовки;

- создание условий для максимальной эмоциональной насыщенности обучения;

- стимулирование самостоятельности студентов в музыкальном самообразовании;

- содействие индивидуализации музыкальной подготовки.

Руководствуясь данными критериями., мы предложили комплекс организационных форм, методов, приемов, видов учебной деятельности, способствующих реализации дерева целей музыкальной подготовки.

Многоуровневые организация, контроль и регулирование производились нами в ходе опытно-экспериментальной работы. Ведущим методом ее осуществления был избран формирующий эксперимент. Организация производилась в соответствии с намеченным планом, то есть представляла собой планомерное и целенаправленное внедрение курса «Музыкальное искусство» вместе с разработанной технологией его преподавания в учебный процесс. Контроль и регулирование носили как текущий так и итоговый характер.

Анализ результатов исследования дает основание сделать следующие выводы.

1. Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой нами гипотезы. Доказано, что музыкальная подготовка студентов ФПиМНО, основанная на мотивационном программно-целевом управлении^эффективнее традиционной.

2. Сконструированное на основе результатов многоуровневого анализа дерево целей музыкальной подготовки преодолевает недостатки целевого компонента традиционного обучения, учитывает современные требования к профессиональному образованию специалиста, предопределяет единство процессов музыкального обучения, воспитания и развития, снимает проблему замены целей содержанием обучения.

3. Разработанная в ходе исследования исполняющая программа позволяет преодолеть общее представление о целях музыкальной подготовки, обеспечивает преподавателю условия для качественного выполнения функций контроля и регулирования, дает возможность студентам систематически производить самооценку результатов учебной деятельности и в соответствии с этим осуществлять ее саморегулирование.

4 . Интегрированный курс «Музыкальное искусство» и технология подготовки, предложенные в исследовании, в своей совокупности способствуют реализации дерева целей путем преодоления репродуктивного характера обучения, создания его эмоциональной насыщенности и повышения профессиональной направленности.

5. Результаты апробации и внедрения курса «Музыкальное искусство» с соответствующей технологией обучения свидетельствуют о том, что они могут быть использованы педагогами вузов при подготовке студентов ФПиМНО к музыкально-педагогической деятельности, а также взяты за основу при создании новой программы музыкальной подготовки.

6. Выявлено, что музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления оказывает значительное влияние на повышение результативности последующего музыкально-методического обучения.

Данная работа не претендует на исчерпывающее исследование всех проблем подготовки будущих учителей начальных классов к музыкальному воспитанию школьников. Их многоас-пектность открывает перспективу продолжения изучения, что дает основание для дальнейшей разработки следующих вопросов: технология МПЦУ в музыкально-методической подготовке студентов ФПиМНО; создание более совершенных диагностических методик; разработка новых эффективных методов и прие мов музыкального воспитания и так далее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рыбакова, Надежда Алексеевна, 1997 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М. : Прометей, 1990. - 184с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983. - 112с.

3. Абутидзе Н.Н. Музыкальная подготовка учителя начальных классов в условиях обучения игре на инструменте : Авто-реф.дис. . канд.пед.наук /М., 1989. 16с.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции учения школьников. М. : Педагогика, 1984. - 164с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» .- М. : Просвещение, 1983. 224с.

6. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. Вып.15.-М., 1982.- С.32-43.

7. Арановская И. В. Формирование у студентов педвуза готовности к эстетическому воспитанию младшего школьника средствами музыки // Пути перестройки высшего педагогического образования : Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград : ВГПИ, 1988.- С.192-199.

8. Арановская И. В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М. , 1990. 20с.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе : его закономерные основы и методы. М. : Высшая школа,1980. -368с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия-учитель музыки : Книга для учителя. М. : Просвещение,1984. - 112с.-14011. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JI.: Музыка, 1965. - 151с.

11. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.,1974.- С. 123-124.

12. Бабаев Э.А. Некоторые вопросы музыкальной подготовки учителей начальных классов // Музыкально-педагогическая подготовка учителя /Под ред. Г.М. Цыпина. -М.:МГПИ им. В.И. Ленина,1970. С.172-185.

13. Багаева И.Д., Кузьмина Р.В., Шапошникова Ю.С. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности. Усть-Каменогорск : У-КГПИ, 1988. - 162с.

14. Багаева И.Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования. Усть-Каменогорск : У-КГПИ, 1989. - 174с.

15. Бальчитис Э.О. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательной школы Литвы // Музыкальное воспитание в СССР. Вып.1- М. , 1978.- С. 235-299.

16. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция : Сущность, состав, механизм реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : Сб. науч. трудов. Свердловск, 1990. С. 5-25.

17. Берулава М.Н. Гуманизация образования : проблемы и перспективы. Бийск : НИЦ БиГПИ, 1995. - 32с.

18. Берулава М.Н. Интеграция образования. М.: Педагогика, 1993. - 173с.

19. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томск : ТГУ, 1988. - 222с.

20. Берхин Н.Б. Психологические особенности художественного познания, выявленные К. С. Станиславским, и школьное обучение // Вопросы психологии познавательной деятельности : Сб. науч. трудов / Под ред. И.Л. Баскакова. М. : МГПИ им.

21. В.И. Ленина, 1980. С. 51-61.

22. Беляева А. П. Интеграция профессиональной подготовки // Советская педагогика. 1988. - №7. - С. 67-71.

23. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. С. 7-44.

24. Бондарецкий В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М. : Просвещение, 1985. -144с.

25. Борисова Н.Ю. Интегративный подход в обучении русскому языку иностранных студентов технического вуза : Автореф. .канд. пед. наук I Санкт-Петербург, 1992. 17с.

26. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе : Контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. - 208с.

27. Виленский М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей : Учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1989. -159с.

28. Воеводина Л.И. Формирование целостного музыкального восприятия у студентов педагогических институтов : Автореф. дис. .канд. пед. наук / Киев, 1987. 16с.

29. Возрастная и педагогическая психология I Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик .- М.: Просвещение , 1984. 255с.

30. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Искусство, 1956. - 520с.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Искусство, 1968- 576 с.

32. Гершунский Б.С. Философия образования : научный статус и задачи II Советская педагогика. 1991.- №4. - С. 69-75.

33. Горюнова Л.В., Вейдер Т.А. Мы дружим с музыкой. М. : MHO РСФСР, 1989. - 183с.-14234. Горюнова JI.В. Мир народного творчества // Музыка в школе. 1990. - №1. - С. 21-24.

34. Гришанович Н.Н. Модель специалиста ( выпускника педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение») : Научно-методическая разработка. Минск : МГПИ им. A.M. Горького, 1985. - 47с.

35. Гуревич E.JI. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях : От средневековья к XXI столетию. М. : Музыка, 1991. - 215с.

36. Депенчук Н.П. Особенности интегративного процесса в науке и формы его реализации : Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знаний. М. : ИФАН, 1981. 178с.

37. Дидактика средней школы : Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982. - 320с.

38. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.- №9. - С. 42-47.

39. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе : Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М. : Просвещение, 1989. - 207с.

40. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. - №5. - С. 29-34.

41. Загваздина Т.Г. Отбор содержания гуманитарных дисциплин с ориентацией на его развивающий потенциал : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Тюмень, 1996. 22с.

42. Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480с.

43. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М. : Просвещение, 1990.-207с.

44. Зубачевская Н. Против формальных знаний // Музыка в школе. 1988. - №3. - С. 15-17.

45. Интенсификация творческой деятельности студентов : Сб. науч. тр. Казань : КГПУ, 1990. - 190с.

46. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. науч. тр. Бийск : НИЦ БиГПИ, 1994. - 132с.

47. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика : Материалы республиканской конференции. Оренбург : ОГПИ, 1993. - 400с.

48. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика : Хрестоматия. Вып.1. 4.2 -М. : Прометей, 1991. 194с.

49. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М. : Просвещение, 1964. -250с.

50. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы . 1-3 классы. М. : Просвещение , 1985. - 115с.

51. Каган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М. : Высшая школа, 1987. - 143с.

52. Каган М. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992. - №1. - С. 11-19.

53. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. М. : Высшая школа, 1990. - 144с.

54. Кан-Калик В.А., Никандов Н.Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству в вузе // Советская педагогика . 1987. - №6. - С. 105-108.

55. Клинберг JI. Проблемы теории обучения. М. : Педагогика, 1984. - 25бс.

56. Козлов Н. О трех китах и о многом другом // Музыка в школе. 1990. - №2. - С. 30-31.

57. Кочетов А.И. Педагогическое исследование : Учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей. Рязань : РГПИ, 1975. - 164с.

58. Краевский В.В. Будущий учитель и будущее педагогики // Советская педагогика. 1990. - №9. - С. 153-154.

59. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения :Методологический анализ. М. : Педагогика, 1977. - 264с.

60. Красильников И. Белое пятно в музыкальной педагогике // Искусство в школе. 1993. - №3. - С.51-54.

61. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы / Под. ред. А.И. Щербакова. -М.: Просвещение, 1976. 86с.

62. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. : Просвещение, 1976. - 126с.

63. Кряжевских В. К. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических 'факультетах : Автореф. дис. . канд. пед. наук /М.,1991. -17с.

64. Кряжевских В. К. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах : Дис. . канд. пед. наук / М., 1991 187с.

65. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М. : Высшая школа, 1989. 194с.

66. Кулинкович Е.И. Развитие профессионального мышления учителя музыки в процессе его методической подготовки : Ав-тореф. дис. . канд.пед.наук / М., 1990. 17с.

67. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М. : Высшая школа, 1986. - 368с.

68. Куров И.Е., Петривняя И.В. Интеграция в профессиональной подготовке учителя // Советская педагогика. 1986. -№11. - С.76-78.

69. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. Вып.1.- М. : Просвещение, 1982. -176с.

70. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. Вып.2.- М. : Просвещение, 1982.-192с.

71. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования : Проблемы структуры. М. : Педагогика, 1980. - 264с.

72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 .

73. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск : НГПИ, 1992. 216с.

74. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. - 185с.

75. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1978. 198с.

76. Лихачев Б.Т. Теоретические и практические основы системы эстетического воспитания школьников в условиях развитиясоциализма// Советская педагогика. 1978. - №4. - С.81-83.

77. Ломов В.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. - №1. - Т. 2. - С. 3-17.

78. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. - 14бс.

79. Лысенко В. Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя музыки начальных классов : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М. , 1989. 16с.

80. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М. : Просвещение, 1988. 192с.

81. Малахов Н.В. Педагогическая направленность обучения студентов по профилирующим дисциплинам // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов : Сб. науч. докл. М. , 1976. - С. 87-89.

82. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Ленинград : Музыка, 1988. - 88с.

83. Матюхина М.В. Мотивация учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения : Сб. науч. работ. -Волгоград : ВГПИ, 1976. С.5-15.

84. Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М. , 1980. - С. 3-47.

85. Медушевский В. Музыка в школе : возможности возвращения предмета в лоно Православия // Искусство в школе. 1990. -№6. - С. 55-57.

86. Мищенко А.И., Мищенко Л.И., Шиянов Е.Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М. : МГПУ им. В.И. Ленина, 1991. 291с.

87. Монаков И.П. Начальный этап обучения детей музыке : Методические рекомендации. Свердловск : СГПТ, 1990. - 64с.

88. Музыка : Программа музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах : Проект / Подред. В.А. Шимкевича. М. : НИИ школ МП РСФСР, 1980. - 67с.

89. Музыкальное воспитание в СССР / Сост. и общ. ред. Л.А.Баренбойма. Вып.1. М. : Советский композитор, 1978.-488с.

90. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания.- М. : Музыка, 1972. 388с.

91. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание и развитие человека //Вопросы психологии. 1991.- №3. - С. 9-16.

92. Никитина А.Я. Формирование музыкально-слуховых и певческих навыков в процессе музыкально-педагогической подготовки учителя : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М. , 1967.- 26с.

93. Общая психология : Учеб. пособие для студентов пед.институтов / В.В. Богословский А.А. и др; Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 383с.

94. Общее и особенное в формировании профессионально-значимых качеств учителя / Под ред. Н.Д. Хмель, Е.Д. Нечи-тайлова. Алма-Ата : КГПУ, 1992. - 94с.

95. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д. Б. Кабалевского. М. : НИИ школ МП РСФСР, 1978. - 106с.

96. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование -приоритетное направление науки // Советская педагогика. -1989. №2. - С. 86-90.

97. Орлов А.А. Научные основы управления общеобразовательной школы : Учеб. пособие. М. : МОПИ им. Н.К. Крупской, 1982.-103с.

98. Островский А. Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Ленинград : Музгиз, 1954. - 158с.

99. Островский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев : Музична Украина, 1975. - 199с.

100. Педагогика высшей и средней специальной школы / Под ред. М.У.Пискунова. Вып.2 Минск : Университетское, 1988.- 158с.

101. Педагогика высшей и средней специальной школы / Под ред. М.У. Пискунова.Вып.4 Минск : Университетское, 1990.- 162с.

102. Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983.- 603с.

103. Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988.- 480с.

104. Подласый И.П. Педагогика : Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1996. -432с.

105. Портянкина З.А. Метод «воспитания таланта» в американской музыкальной педагогике // Музыка в школе. 1991. -№1. - С. 60-73.

106. Портянкина З.А. Организация и содержание профессиональной подготовки учителей музыки в США : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М. , 1992. 18с.

107. Проблемы методики музыкального воспитания : Методическая подготовка учителя музыки : Межвузовский сб. науч.трудов. Ростов н/Д : РГПИ, 1989. - 132с.

108. Проблемы повышения профессионализма и продуктивностипедагогической деятельности : Тезисы Всесоюзной научно*практической конференции / Под ред. Н.В. Кузьминой Усть-Каменогорск : У-КГПИ, 1989. 188с.

109. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя : Межвузовский сб. науч. трудов / Под. ред. А. И. Щербакова. Ленинград : ЛГПИ, 1980. - 166с.

110. Программы интегрированных курсов обучения в начальныхклассах средней общеобразовательной школы «Музыка и движение» и «Художественный труд». Киев : Освита, 1991. -72с.

111. Программы педагогических институтов : Для специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения» Сборник 16. М. : Просвещение, 1986. - С. 75-87.

112. Программы педагогических институтов : Для специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения» : Сборник 17. М. : Просвещение, 1983. - С. 28-62.

113. Программы педагогических институтов : Сборник 22. М.: Просвещение, 1987. С. 1-18.

114. Профессионально-педагогические умения и пути их формирования : Сб. науч. трудов. Воронеж : ВГПИ, 1985. - 161с.

115. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440с.

116. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова, Санкт-Петербург : С-ПТУ, 1991. - 152с.

117. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. - 496с.

118. Пути перестройки высшего педагогического образования : Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград : ВГПИ, 1988. - 208с.

119. Развитие творческой активности студентов : Опыт, проблемы, перспективы / Науч. ред. B.C. Рахманина. Воронеж : ВГУ, 1991. - 160с.

120. Разумовский В.Г. Развитие общего образования : интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика. 1988. -№7. - С. 3-10.

121. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М. : Высшая школа, 1987. - 112с.

122. Романова Л. Л. Формирование готовности студента вуза к профессиональной деятельности учителя музыки : Автореф. дис. . канд. пед. наук. / М. , 1992. 16с.

123. Рудометкина Т.е. Роль и место хорового класса в музыкальной подготовке студентов педагогического факультета // Музыкально педагогическая подготовка учителя. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1972. - С. 68-73.

124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. : Просвещение, 1946. - 426с.13 6. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии музыки. М. : Музыка , 1959. - 412с.

125. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя музыки к музыкально-педагогической деятельности в школе : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М., 1987. -16с.

126. Рязанова Т.Ф. Музыкально-педагогическая культура учителя начальных классов // Формирование социально-активной личности учителя : Межвузовский сб. науч. работ / Под ред. В.А. Сластенина. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - С. 133-136.

127. Рязанова Т.Ф. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов у студентов педагогических институтов : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М., 1987. 16с.

128. Рязанова Т.Ф. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе : Дис. . канд. пед. наук / М., 1986. 216с.

129. Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Санкт-Петербург , 1992. 16с.

130. Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов : Дис. . . . канд. пед. наук / Санкт-Петербург, 1992. 207с.

131. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Ленинград : Музыка, 197 0 -312с.

132. Смелкин A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М. : Педагогика, 1976. - 118с.

133. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. , испр. и доп. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - 1632с.

134. Соловейчик С. Учение с увлечением. М. , 1976.

135. Стахи Т.А. Творческие задания в процессе фортепианной подготовки учителей начальных классов : Автореф.дис. . канд. пед. наук / М. , 1992. 18с.

136. Суслова Т.Д. Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М. , 1985. 16с.

137. Суслова Т.Д. Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук / М. , 1985.208с.

138. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Ра-дянська школа, 1969. - 232с.

139. Талызина Н.Ф. Методика становления обучающих программ. М. , 1980. - 145с.15 6. Тарасов Г. С. О психологии музыки // Вопросы психологии. 1994. -№5. - С. 95-99.

140. Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М. : Наука, 1976. - С. 41-95.

141. Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся // Вопросы психологиипознавательной деятельности : СО. науч. трудов. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - С. 30-40.

142. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. М. : Педагогика, 1987. - 209с.

143. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И. Я. Лернера. М. Педагогика, 1983. - 262с.

144. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М. : Педагогика, 1979. - 192с.

145. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей : Проблемы индивидуальных различий. М. : АПН РСФСР, 1961. -408с.

146. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947. - 335с.

147. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия видов искусства. М. : Прометей, 1990. - 184с.

148. Формирование духовных потребностей школьников : Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.В. Шарова. Новосибирск, 1976. -232с.

149. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред.

150. A.К. Марковой. М. : Педагогика, 1986. - 191с.

151. Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии : Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Г.И. Минская. Тула : ТГПИ, 1988. - 126с.

152. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред.

153. B.Я. Ляудиса. М. : МГУ, 1989. - 240с.

154. Харламов И.Ф. Кризис воспитания и педагогики // Советская педагогика. 1991. - №10. - С. 23-29.

155. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Подред. А.В. Петровского. М. : Просвещение, 1987. - 448с.

156. Царева С.Е., Коваленко В.А. Учитель начальных классов и высшее педагогическое образование // Начальная школа. -1991. №1. - С. 55-58.

157. Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока : Автореф. дис. . канд. пед. наук / М., 1989. 16с.

158. Цыпин Г. Чтобы ветер был попутным // Музыка в школе. -1988.- №2. С. 22-24 .

159. Черныш М.П. Педагогическая направленность процесса управления специальной подготовкой учителей музыки : Дис. . канд. пед. наук / Киев, 1980. 131с.

160. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: Учеб. пособие. Барнаул- М.: МГПИ, 1987.-136с.

161. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления : Учебное пособие. Барнаул : БГПУ, 1997. - 158с.17 9. Шалаев И. К. Программно-целевые технологии решения актуальных проблем психологии управления школой. Барнаул : БГПУ, 1992. - 41с.

162. Шалаев И. К. Российско-германское сотрудничество в области повышения квалификации по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе».- Барнаул : БГПУ, 1995. Т.1 Раздел 1-2.-С. 130-134.

163. Шалаев И.К. Учебно-методический комплекс : Программноцелевая психология управления. Барнаул : БГПУ, 1996. 44с.

164. Шарабуров В.И. Исследование методов формирования исполнительских навыков игры на баяне : Автореф. дис. . канд.пед. наук / М., 1977. 21с.

165. Шаталов В.Ф. Точка опоры : Организационные основы экспериментальных исследований. Минск : Университетское, 1990. - 186с.

166. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Ленинград : Просвещение, 1967. - 146с.

167. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. : Педагогика, 1976. С. 20-21.

168. Шубинский В. Человек как цель воспитания // Советская педагогика. - 1992. -№4. - С. 37-39.18 9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979, 160с.

169. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988. -206.

170. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика, 1971. - 352с.

171. Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности :Автореф. дис. . канд. пед. наук / М., 1992. 17с.-156193. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение современной школе. М. : Сентябрь, 1996. - 96с.

172. ЯкоОсон П.М. Психологические примеры мотивации поведе ния человека. М. : Просвещение, 1969. - 270с.

173. Яконюк В. Л. Профессиональной мотивации педагога музыканта // Музыка в школе. 1988. - №2. - С. 24-26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.