Музей как социальный институт: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лаптева, Марина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат философских наук Лаптева, Марина Анатольевна
Введение.
Глава 1. Теории о роли и месте музея в жизни общества.
1.1 .Формирование музея как социального института.
1.2.Этапы становления концептуальных основ музеев.
1.3.Концептуальный анализ коллекционирования.
Глава 2. Социально-философский аспект образовательной деятельности музея.
2.1. Развитие образовательной функции музея.
2.2. Детский музей в структуре музея как социального института.
2.3. Инновации в образовательной деятельности музея.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Историко-этнографический музей и социокультурные проблемы современного общества2006 год, кандидат культурологии Сорокина, Галина Геннадиевна
Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города2003 год, кандидат педагогических наук Киреева, Лилия Николаевна
История музейного дела в мире: До конца XVIII в.2002 год, доктор культурол. наук Грицкевич, Валентин Петрович
Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея2006 год, кандидат искусствоведения Ахунов, Валерий Масабихович
Музей как институт социально-культурной деятельности: На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село"1998 год, кандидат педагогических наук Нагорский, Николай Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музей как социальный институт: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования вызывается необходимостью всестороннего изучения функций музея как социального института в условиях реформирования общественной жизни страны. Музей в контексте настоящих и грядущих преобразований в обществе остается наиболее доступным учреждением культуры, способным в силу наличия коллекции, транслирующей культурные ценности, принимать участие в формировании духовной культуры человека и общества. Его деятельность может и должна способствовать ослаблению технократических тенденций в современном обществе, бездумного копирования западных образцов культуры.
Находясь в жестких финансовых условиях, музей продолжает выполнять веками определенные функции (сохранение, изучение и описание) и стоит перед необходимостью искать новые пути в освоении и представлении культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Возникла потребность обращения к имеющемуся, но невостребованному теоретическому наследию русских философов, почти столетие назад предложивших концепции музея, ориентированные на прямой диалог с посетителем, формирование активной познавательной и гражданской позиции, социально активной личности, осознающей свой творческий потенциал и способной найти ему применение на благо общества и себя.
Музейные коллекции, осуществляющие функцию передачи во времени культурного наследия, являющиеся обязательными для любого музея, постоянно пополняются, разрастаются, и их учет и хранение подчас осуществляется не на должном уровне. В связи с этим часть музейных экспонатов утрачена, а большинство не представляется широкой публике.
Такая ситуация объясняется отсутствием четких критериев отбора предметов для коллекций, наличие которых поможет решить эту проблему.
Традиционные формы образовательной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познавательный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный образовательный потенциал. Процессы взаимодействия музея и других ? социальных институтов не выстроены в систему, не выработаны механизмы их взаимодействия.
Опыт существования детских музеев в России и за рубежом говорит о том, что такой социальный институт может предложить формы работы, представляющие интерес для разных возрастных и социальных групп и способствовать социализации личности. Но до сего времени трудности, связанные с самоопределением детского музея, не позволяют ему реализовать свой потенциал. Его ценность должна быть выявлена и представлена обществу. Это может положить начало появлению в России новых детских музеев с концепцией, ориентированной на взаимодействие с различными социальными группами.
Деятельность современного музея не ограничивается происходящим в его стенах. Мы является свидетелями того, как активно музей «внедряется» в жизнь общества, предлагая события, способные заинтересовать самые * широкие слои населения, дающие возможность каждому человеку принять в них живое участие. Осознать свой творческий потенциал и реализовать его могут помочь инновационные формы музейной работы. Музей в большей степени, чем многие учреждения культуры, способен инициировать активные формы деятельности, направленной на самоопределение личности в социальном пространстве. Наиболее успешные социальные проекты, раскрывающие функциональный потенциал музея, должны быть изучены и представлены.
Актуальность темы исследования определяется также необходимостью изучения новых структурных элементов музея, появившихся в результате расширения его социальных функций.
Степень разработанности темы исследования
Тема социальных институтов разрабатывалась в рамках социальнофилософских концепций Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера. Роль социальных институтов в различных сферах жизни общества исследовалась отечественными философами Я. Щепанским, А.П. Огурцовым, Л.А. Седовым. В.М. Быченков подчеркивает регулятивную роль социальных институтов. Н. Смелзер, Г. Осипов, М. Комаров представляют социальный институт как совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов. Д. Гавра сформулировал общественные функции социального института, не ставя перед собой цель раскрыть формы и технологию их реализации. Комплексный подход к определению социального института был предложен М. Малиновским.
Проблема соотношения категорий структуры и элементов исследовалась в работах В.И. Свидерского, О.С. Зелькиной, Л.О. Вальта, Э.Г. Юдина.
Особая роль в осознании музея как социального института принадлежит К. Хадсону, который в своей работе «Влиятельные музеи» впервые дал оценку музеям мира, построившим свою деятельность на прямом взаимодействии с различными социальными группами и оказавшим влияние на культурную ситуацию страны. Д. Кинард, Юг де Варен исследовали принципы работы общинного музея. В России подобного опыта нет.
Концептуальные модели музеев как институтов, направленных на объединение общества в стенах музея и их взаимодействие были предложены Н.Ф. Федоровым в работе «Музей, его смысл и назначение».
П.А. Флоренский и Дж. К. Дана предложили концепцию «живого» музея. По своей сути обе это модели явились предтечей коммуникационного направления в музейной деятельности, предложенного в работах Д. Камерона и интерпретированного применительно к российской действительности М. Гнедовским, Н. Никишиным.
Проблемам формирования музейных коллекций посвящены работы С. Пирс, С. Нела, Р. Даны, М. Маклеода. Современные тенденции коллекционирования являются предметом исследований Г. Каваны, И. Хазелиуса. Каждый из названных музееведов уделяет внимание какому-либо одному направлению в коллекционировании и не задается целью выработать общие принципы, применимые для всех музеев.
Богатство коллекций, их смыслопорождающая функция реализуется в процессе образовательной деятельности музея, развитие которой прослеживается в работах отечественных музееведов И.М. Косовой, А.Г. Бойко, Е.Б. Медведевой, Е.Г. Вансловой, Б.А. Столярова, A.M. Разгона, Н.И. Решетникова, М.Ю. Юхневич. Особое внимание они уделяют концепциям детских музеев, появившимся в России в XIX-начале XX вв. Их авторы Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко, Я. Мексин, Ф.И. Шмит, предлагали определенные направления работы детского музея, отдавая предпочтение какому-либо одному направлению (художественному, естественнонаучному, историческому), но не рассматривали комплексную модель, способную удовлетворить многогранные интересы разных социальных групп. Опыт работы зарубежных детских музеев представлен в работах Н.Г. Макаровой-Таман и Е.Б. Медведевой. Они делают акцент на тематике, формах работы в детских музеях Европы и США, а также исследуют причины их возникновения и стремительного развития. Опыт работы отечественных детских музеев на сегодняшний день изучен недостаточно по причине их малочисленности и отсутствия информации о них в профессиональной прессе.
Оценка инновационных образовательных музейных проектов далеко не однозначна. Наибольшее освещение они получают в средствах массовой информации, дающих в основном положительные отзывы. Но на профессиональном уровне они представлены недостаточно.
Опыт проекта музейно-образовательных мастерских «На перекрестке», задуманного и реализованного автором работы, обсуждался только на страницах вестника Ассоциации «Открытый музей» экспертами мастерских О.И. Генисаретским, заместителем директора Института Человека РАН, Александром Самбуком, представителем института Гетте, Массимо Негри, директором Европейского Музейного Форума, Адой Корбе, сотрудником образовательного отдела Этнографического музея в Роттердаме, Кейсом Плезиром, заместителем директора Исторического музея (Роттердам), Жан-Пьером Гомом, партнером Фонда Ателье Роже, (Женева).
Вместе с тем, проблемы соотношения структуры элементов и функций музея как социального института в результате динамики функций остаются слабо изученными.
Объектом диссертационного исследования выступает музей.
В качестве предмета исследования выступают структура и функции музея как социального института.
Целью диссертационного исследования является изучение процесса возникновения новых структурных элементов музея в результате изменения его социальных функций.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать процесс становления музея как социального института.
2. Выявить концептуальные модели музея, способствующие его устойчивости как структуры, ориентированной на взаимодействие с широкими слоями населения.
3. Проанализировать современные тенденции коллекционирования, являющегося одним из элементов структуры музея и изменяющегося под воздействием внешних социальных условий.
4. Исследовать основные тенденции в развитии образовательной деятельности музея, обеспечивающие стабильное существование и равновесие музея как социального института.
5. Раскрыть образовательный потенциал детского музея как нового структурного элемента музея, обеспечивающего его развитие и устойчивость.
6. Дать анализ инновационных образовательных программ и авторского проекта музейно-образовательных мастерских, ориентированных на стимуляцию творческой активности и являющихся новыми структурными элементами музея, осуществляющими образовательную функцию.
Методология исследования. Исследование осуществлялось с использованием исторического метода при рассмотрении становления и развития принципов коллекционирования и образовательной деятельности музеев, аксиологического метода для выявления ценностных ориентиров в развитии образовательной деятельности музеев, структурно-функционального подхода при рассмотрении взаимодействия элементов структуры музея; метод эксперимента дал возможность получить практические результаты в процессе исследования.
В работе нашли отражение положения и выводы по исследуемой проблеме, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Новизна исследования.
- Показано, что музей как социальный институт является динамичной структурой, способной выполнять функции, обусловленные общественными задачами.
- Выявлены социальные функции музея на современном этапе его развития: приобщение к историческому прошлому и настоящему (актуализация смысла идеи наследования), преодоление нивелирования вкусов и суждений, а также аномии (кризиса ценностей), противостояние маргинализации культуры, способствование достижению плодотворной ориентации человека (в противовес конформизму).
- Показано, что, согласно теориям русских философов Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского о месте и предназначении музея в обществе, деятельность любого музея как социального института становится значимой для общества только при условии включенности в нее каждого. Предложенные ими модели взаимодействия музея с обществом предполагают качественно новое состояние структуры музея, обеспечивающее ее развитие.
- Выявлено, что теории Н.Ф. Федорова и П.А. Флоренского, определившие репертуарные наборы функций музея как динамичной социальной структуры, могут быть востребованы и реализованы в следующих направлениях образовательной деятельности музеев, осуществляющих связь времен и поколений: осуществление процесса интеграции «музей - образовательные учреждения», формирование уважительного отношения к прошлому и настоящему, полученное в музее знание должно осмысляться в ценностных категориях, а не просто как знание исторических фактов, организация образовательной деятельности в музее должна способствовать совершенствованию «несовершенных взаимоотношений» (Н.Ф. Федоров), гармонизации общества, способствовать тому, чтобы проблемы общества воспринимались как личные реалии.
- На примере проекта «живого» музея Д.К. Даны выявлены структурные функции музея: способность организовать досуг членов общества и визуальное обучение, предоставление во временное пользование части своей коллекции образовательным учреждениям и тем, которые проявляют к ним интерес, мобильность в плане реакции на общественные познавательные нужды, предоставление самой полной информации о музейном предмете тому, кто в ней нуждается.
- Установлено, что коммуникационное направление музейной деятельности организует процесс взаимодействия музейного предмета с посетителем в рамках гуманитарной, культурологической методологии.
- Выявлены стратегии, способные дать перспективное, целостное и рациональное видение цели музейного собрания, осуществляющего передачу во времени социального и духовного наследия предыдущих поколений.
- Показано, что образовательная функция музея, обозначенная как приоритетная, должна быть реализована в русле целевых программ, ориентированных на разные социальные группы
- На примере появления детских музеев доказано, что музей как социальный институт находится в постоянном развитии и выявляет новые структурные элементы и функции; с развитием детских музеев, взявших на себя новые функции, усложняется структура музея как социального института.
- Апробирован в эмпирических исследованиях новый элемент музейной деятельности - музейные образовательные мастерские, в ходе которых выявлена новая социальная функция музея - инициирование культурных проектов, консолидирующих усилия других (например, школа, вуз, культурные учреждения и властные структуры) социальных институтов, призванных активизировать социальную и творческую активность человека.
Теоретическое и практическое значение
Результаты диссертационной работы могут быть использованы в деятельности музеев по выработке критериев в формировании музейных собраний и их эффективному использованию в повседневной работе, по разработке тематики музейно-образовательных программ, в организации и проведении инновационных мероприятий как периодического, так и разового характера.
Материалы исследования могут представлять собой составную часть учебных курсов «Музеология», «Музееведение», «Образовательная деятельность музея», «Социальная философия» и ряда спецкурсов для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Опыт показывает, что данные материалы представляют интерес для слушателей курсов повышения квалификации работников культуры различного уровня.
Апробация работы
1. Основные идеи и положения диссертационного исследования изложены в ряде научных конференций в Красноярске, Канске, Томске, Зеленогорске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, Енисейске, Улан-Удэ, Владивостоке, Ярославле, в том числе на международных и региональных научно-практических конференциях, в рамках международных стажировок по образовательной деятельности музеев Европы и Америки (Сент-Луис, Индианаполис, Нью-Йорк, Чикаго, Кортона).
2. Результаты исследования апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях в Красноярском государственном техническом университете, Дальневосточном государственном университете (г. Владивосток), Томском государственном университете, на курсах, организованных учебным центром при администрации Красноярского края для музейных работников, на педагогических площадках гимназий и школ города, в Красноярском краевом краеведческом музее и его филиалах, в Красноярском культурно-историческом и музейном комплексе.
3. Реализован авторский экспериментальный проект музейно-образовательной мастерской «На перекрестке» в рамках всероссийской программы «Сибирские музейные мастерские» в Красноярске, Новосибирске, Зеленогорске, Томске, Улан-Удэ, Владивостоке с участием российских и зарубежных художников, дизайнеров, музейных педагогов и школьников.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, и заключения. Научный аппарат представлен библиографическим списком источников литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
История музейного дела (до конца XVIII в.)2003 год, доктор культурологических наук Грицкевич, Валентин Петрович
Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: История, теория, методика2004 год, кандидат педагогических наук Именнова, Любовь Сергеевна
Художественный музей в социокультурной среде региона2009 год, кандидат исторических наук Гафар, Татьяна Викторовна
Культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана в период независимости: 1991-2005 гг.2005 год, кандидат исторических наук Файзуллина, Галия Шаукетовна
Оружие как объект музейного экспонирования2008 год, кандидат культурологии Ерешко, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лаптева, Марина Анатольевна
Заключение
В данную историческую эпоху музей продолжает выполнять как и веками определенные функции, без которых он немыслим (сохранение культурного наследия), так и те, которые ему диктует наше непростое время. Будучи социальным институтом, призванным сохранить наше культуру и социальный опыт предшествующих поколений, он не обходит своим вниманием и насущные социальные проблемы. В связи с этим мы наблюдаем процесс постоянного смещения акцентов в функциях музея. В зависимости от ситуации в обществе предпочтительней становится та или иная функция. Но все они направлены на то, чтобы человек, усвоив имеющийся культурный опыт, смог включиться в процесс созидания на благо общества, получая при этом творческое удовлетворение
Концепции живого музея Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского трудно переоценить. В дискуссиях в области музейной деятельности звучат предложения, сделанные почти столетие назад, но так и не востребованные. Только в настоящее время музей осваивает богатое теоретическое наследие русских философов, видящих в музее институт исторической < памяти, осуществляющий связь времен и поколений, «собор лиц» (Н.Ф. Федоров), неравнодушных к прошлому и настоящему, институт образования, равных которому нет, так как он обладает богатейшими коллекциями, делающими процесс образования в музее предметным, а не абстрактным.
Предложенный в работе анализ процесса собирания и принципы коллекционирования могут сделать его более рациональным, подчиненным той идее, которую несет музей. Каждый предмет должен способствовать поддержанию ощущения связи времен и поколений. Только при этом условии он может оставаться актуальным для общества. Разрастающиеся и не представляемые широкой публике коллекции становятся непосильным грузом для музея. Отбор музейных предметов в соответствии с предложенными в работе критериями поможет сделать процесс собирания осмысленным.
Образовательная функция музея считается одной из его приоритетных функций. Это подтверждается временем. В зависимости от политической, социальной, культурной ситуации расставлялись акценты в процессе реализации данной функции. Являясь социальным институтом, музей должен быть обращен к людям, чутко реагировать на изменения в обществе и предлагать ему те образовательные сюжеты, которые в какой-либо мере будут способствовать решению не только образовательных задач, но и способствовать социализации личности. Именно поэтому большинство музейно-образовательных проектов имеют социальную направленность. Они дают возможность посетителю сопоставить свое восприятие реальности с восприятием окружающих в более широком контексте. Таким образом музей участвует в решении важной задачи, осуществляя механизм обратной связи между человеком и обществом, между личным опытом и историческим знанием. Подчас музей поднимает проблемы, еще не вполне осознающиеся обществом, и тогда он выводит проблему на поверхность сознания и предоставляет возможность ее открытого обсуждения. В таком случае музей выступает в роли исследователя, консультанта, организуя своеобразный тренинг социальной активности. По сути, это тренинг на выработку гражданской или просто новой жизненной позиции, который нужен людям, часто оказывающимся в водовороте событий, к которому они не были готовы психологически, так как весь их опыт вошел в противоречие с сегодняшним днем. Постепенно с помощью проектных и тренинговых семинаров, конкурсов и других акций, инициированных музеем, будет прорастать и оретать силу идея проектов социальной направленности.
Появление детских музеев в России видится автору работы целесообразным. Путь создания альтернативного детского музея непрост. Он ь, (музей) станет реальностью только тогда, когда инициатива по его созданию а это обычно является следствием общественной инициативы) будет поддержана группой людей или местными властями, которые проявят заинтересованность в его появлении и окажутся способными поддержать его материально. Факт появления детских музеев можно рассматривать как знаковое явление. Это произошло тогда, когда обострился интерес к периоду детства и на детей перестали смотреть как на людей с «отсроченным статусом», которым лишь предстоит стать членами общества. Однако требует особого изучения вопрос о том, почему детские музеи в России появляются в провинции и их почти нет в крупных городах.
Исследованная в работе новая форма деятельности музея - музейные мастерские - требует дальнейшего изучения. Результат такой формы проявляется в нескольких плоскостях. Принявшие участие в мастерских дети высказывают желание работать в такой форме и дальше, объясняя это тем, что здесь, на мастерских, они поняли, что могут сделать очень многое, и от их творческой инициативы во многом зависит окружающий их мир. Учителя, работавшие вместе с детьми и музейными педагогами, познакомились с новым для них способом стимуляции творческой активности детей. А вот вернувшиеся с мастерских в свои музеи музейные педагоги и художники часто оставляют свое место работы и ищут себе применение в других областях деятельности. Причин множество. Одна из них - нежелание работать по-старому, шаблонно и неинтересно. Это проблема достаточно серьезна, так как музей теряет интересных, творческих людей, способных мобилизовать свое воображение и усилия в процессе реализации значимого для них музейного проекта. Как удержать их в музее? Какой должна быть кадровая политика музея в этом направлении? На этот вопрос еще предстоит найти ответ.
За рамками данной работы остались многие нерешенные вопросы. Один из них - социальная адаптация средствами музея людей с ограниченными возможностями (инвалиды, социально дезадаптированные люди). Какой музей нужен им? Какие социально безопасные формы может им предложить музей, чтобы они смогли противостоять миру жестокой реальности и взаимодействовать с ним? В России уже существуют музейные программы, ориентированные на таких людей. Но их немного и они работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Найти ответы на этот вопросы представляется очень важным, если мы гуманны и чутки к несчастьям ближнего и стремимся ему помочь.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лаптева, Марина Анатольевна, 2006 год
1. Аверинцев, С. Противочувствия. // Открытый музей. 2004. № 1-2 -С. 4-11.
2. Адаме, М. Роль музея в распространении знаний // Museum. 1984 -№ 141.-С. 6-9.
3. Аксенова, А.И. Музей как важнейшая составляющая духовной и социально-политической жизни общества // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск: Ситалл, 2002. С. 63-65.
4. Анциферов, Н.П. Душа Петербурга. Л.: Агентство «Лира», 1990. -249 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
6. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. - 222 с.
7. Бакушинский, A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981 -351 с.
8. Бартрам, Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1973. 174 с.
9. Бартрам, Н.Д. От игрушки к детскому театру. Л., 1925. 124 с.
10. Бестужев-Лада, И.В., Озерная, М. Н. Музей в системе культуры // Декоративное искусство. 1976. - №9. - С. 6-12.
11. Бореев, А.Г., Коваленко, A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-301 с.
12. Бруссо, Ф. Опыт канадских музеев: возрастающее взаимодействие с обществом. // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск: Ситалл, 2002. С. 53-69.
13. И.Бурлыкина, М.И. Университетские музеи дореволюционной России. Сыктывкар, 1994. 116 с.
14. Валицкая, А.П. От слова к событию: Музей в образовательном пространстве культуры // Художественный музей в образовательном пространстве. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998.-С. 16-18.
15. Вальт, J1.0. Соотношение структуры и элементов. // Вопросы философии. 1963. - №5 - С. 44-53.
16. Ванслова, Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
17. Варен, Ю. де. Общинный музей сегодня и завтра // Вестник Ассоциации Открытый Музей. 1999. - № 3-4 - С. 3-9.
18. Вдовин, Г.В. Кризис музея как мировоззрения // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск: Ситалл, 2002.-С. 104- 108.
19. Вдовин, Г.В. Искусство жить // Вестник Ассоциации Открытый Музей. 2003. - № 1-2. - С. 34-35.
20. Выготский, J1.C. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.- 572 с.
21. Гавра, Д. Понятие социального института // Социально-политический журнал. 1998. - №4. - 12-21.
22. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367 с.
23. Гачев, Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.-430 с.
24. Генисаретский, О.И. Воображение и рефлектированный мифопоэтизм // Журнал Открытый Музей. 2004 - № 3 - С. 4-11.
25. Гердер,И.Г. Избранные сочинения. М.-Л: Гослитиздат, 1959. 392 с.
26. Герхардт, М. Искусство повествования. М.: Наука, 1984. -455 с.
27. Гнедовский, М.Б. Отцы и дети в мире музеев // Вестник Ассоциации Открытый Музей. 1996. - № 4. - С. 38-43.
28. Гнедовский, М. / Никишин, Н. Современный музей в России и за рубежом // Вестник Ассоциации Открытый Музей. 1998. - №1. - С. 5-9.
29. Голлербах, Э.Ф. Апология музея (Роль музейного строительства по учению Н.Ф. Федорова) // Казанский музейный вестник. 1922. -№2.-С. 32-43.
30. Гревс, И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл // Экскурсионное дело. 1922. - № 4. - С.9-13.
31. Гревс, И.М. Монументальный город и исторические экскурсии: Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры // Экскурсионное дело. 1921. - № 1. - С. 12-14.
32. Григорян, Г.П. О средствах коммуникации и судьбах человечества в поп-философии Маршалла Мак-Люэна // Вопросы философии. -1972.-Хо 10. С.151-155.
33. Грицкевич, В.П. История музейного дела до конца XVIII в. СПб.: СПбГУКИ, 2004.-408 с.
34. Гуральник, Ю.У./ Самсонов, Ю.Б. Социологическое исследование в музее. -М., 1989.- 113 с.
35. Данн, Ричард. Будущее собирания: уроки из прошлого // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. -№ 1-2.- С.20-25.
36. Дейк, Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -310 с.
37. Джаин, Д. Музей ремесел в Дели. // Курьер «Юнеско». 1988. - № 157.-С. 48-52.
38. Дмитриев, В.А. / Романова Н.М. Музей как инструмент воспитания толерантности в современном обществе // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. М., 2002. - С. 24-31.
39. Драгович-Шешич, М. / Стойкович, Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Изд.дом ТИГРА, 2000. - 227 с.
40. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
41. Егоров, B.C. Философия открытого мира. Москва.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.
42. Епанчин, Ю.Л. Культурная политика как исследовательская проблема. // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. М., 2002. - С. 171-182.
43. Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке. М., 1926. 112 с.
44. Зуев, С.Э. Новые социальные технологии в сфере культуры. // Музей и новые технологии. М.: Прогресс-традиция, 1999. - С. 7-23.
45. Ильенков, Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
46. Кавана, Г. Коллекционирование в информационную эпоху, мифы и заблуждения. // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. - № 1-2. - С. 48-53.
47. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
48. Капитана, H.H. Великая французская революция и создание национальных художественных музеев Франции (1789-1799). // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 1992. -Вып.2. - С. 17-25.
49. Калугина, Т.П. Место и роль музея в современной культуре. // Художественный музей в образовательном пространстве. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998. - С. 42-44.
50. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры. -СПб, 2001.- 113 с.
51. Камерон, Д.Ф. Музеи современному человеку. // Курьер ЮНЕСКО. - 1970. - №Ю.- С. 22-32.
52. Канетти, Э. Человек нашего столетия. М.:Прогресс, 1990. - 473 с.
53. Каулен, М.Е. Музей XXI века. Уживется ли в нем светское и церковное? // Серия II. Передовой опыт, поиски, решения. Музеи, памятники (Информационный выпуск № 1). М.: ГИВЦ МК РФ, 1992. С.19-24.
54. Керрол, Э.И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.- 316 с.
55. Кинард, Д. Музей как ускоритель общественного прогресса. // Museum.-№ 148. С.37-44.
56. Классики теоретической социологии XX века. М.: ГУВШЭ, 2001. - 169 с.
57. Клебер-Шварц, JI. От музея колоний к музею общин. // Museum. -№ 148.-С. 19-22.
58. Клюкина, А.И. Музей и общество. // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск: Ситалл, 2002. С. 87-93.
59. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: От античности до XX в. М.: Весь мир, 2002. - 357 с.
60. Коник, М.А. Музей и школа: размышления художника. // Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Сов.художник, 1988,- 432 с.
61. Косова, И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: тенденции и перспективы. // Ориентиры культурной политики: Инф. вып. № 4. .М., 1992. - С.16-21.
62. Коржевская, Н. Социальный институт как общественное явление (социологический подход). Свердловск, 1983. - 216 с.
63. Косова, И.М. Музей в культурной жизни края. М., 1989. - 102 с.
64. Крейн, А.З. Жизнь музея. М.: Сов. Россия, 1979. - 254 с.
65. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - 347 с.
66. Кутырев, В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 240 с.
67. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения. // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под. Ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1914. - 114 с.
68. Ломунова, А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. М., 1988.- 135 с.
69. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990 -320 с.
70. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.
71. Лэндри, Ч. Возрождение городов через культуру. С.-Петербург: «Нотабене», 1999 - 84 с.
72. Мазный Н.В. / Поляков Т.П. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1974. -216 с.
73. Макарова-Таман Н.Г. / Медведева Е.Б. / Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001. - 128 с.
74. Маклеод, М. Музей без собрания: музейная философия в Западной Африке // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003ю - № 1-2. - С. 16-20.
75. Малицкая, К. Музей Прадо. Вступительная статья. // Музей Прадо. Мадрид.-М, 1971.-70 с.
76. Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск. 11-13 сентября 2002 г. Красноярск: Ситалл, 2002. - 352 с.
77. Матусевич, В. Социальный институт: философия, генезис, структура. / Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. - С. 43-56.
78. Медведева Е.Б. / Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник статей. М., 1997. - С.36-42.
79. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. Комплексный подход: опыты, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985.-318 с.
80. Мейран, П. «Новая музеология». // Museum. № 148. - С. 20-22.
81. Мосолова, JI.M, Культурология музея. // Художественный музей в образовательном пространстве. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998. - С.80-82.
82. Музей культура - общество. // Сборник научных трудов. - М., 1991.- 143 с.
83. Музей и новые технологии. / Сост. и научн. ред. H.A. Никишин. -М.: Прогресс-Традиция, 1999. -216 с.
84. Музей и образование: Материалы для обсуждения. / М.Б. Гнедовский, Н.Г. Макарова, М.Ю. Юхневич; НИИ культуры. Врем, науч.-исслед. коллектив «Школа». М., 1989. - 42 с.
85. Музейное дело России. / Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Косовой И.М., Сундиевой A.A. М.: Издательство «ВК», 2003.-614 с.
86. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 239 с.
87. Нел, С. Будущее собирания. // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. - № 1-2. - С. 4-12.
88. Олдс, Анита Руи. Пусть уйдут живыми. // Журнал Открытый Музей. 2004. - № 3. - С. 36-40.
89. Олофссон, У. Музеи это хранилище вечности? // Материалы международной конференции. «Музей и общество». Красноярск, 2002.
90. Парсонс, Т. Система современных обществ. М., 1987. - 267 с.
91. Пахтер, М. / Лэндри, Ч. Культура на перепутье. М.: Классика-XXI, 2003.-96 с/
92. Перо, Ж. Музеи и глобализация, вызов XXI века. // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск: Ситалл, 2002. С. 39-44.
93. Петров, М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.
94. Пирс, С. Собрание и собирание. // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. № 1-2. - С. 12-16.
95. Платонова, О.В. / Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее: Учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000. - 143 с.
96. Плахов, В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования.- М.: Мысль, 1982. 220 с.
97. Поляков, Т.П. Как делать музей? М., 1997,- 345 с.
98. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.
99. Пшеничная, C.B. Музей как социокультурный феномен: Информационно-коммуникативная модель. СПб., 1999. - 112 с.
100. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М.Ю. Юхневич. -М.: Академический проект; РИК, 2006. -176 с.
101. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 639 с.
102. Свидерский, В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. М.: Мысль, 1965. - 288 с.
103. Свидерский, В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М.: Соцэкгиз, 1962. - 275 с.
104. Свидерский, В.И. Об отражении материальной диалектикой соотношения элементов и структуры в явлениях. / Философские науки. 1960. - №2. С. 70-80.
105. Свидерский, В.И. / Зобов, P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970.- 128 с.
106. Селевко, Г.К. Современные технологии образования. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
107. Селиванов, Н.Л. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности. // Музей и новые технологии. М., 1999. - С. 198-204.
108. Скривен, С.Г. Изучение посетителя: Введение. // Museum. № 178.-С. 4-6.
109. Смирнова, Л.М. Три этапа создания музея. // Музей. 1982. - № З.-С. 4-6.
110. Смирнов, С.А. Культурный возраст человека. Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет».-2001.-261 с.
111. Сотникова, С.И. Музеология. М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
112. Сотникова, С.И. Идеи коэволюции общества и природы в современной музеологии и музейном строительстве. // Вестник РГГУ. М. - 1996. Вып. 3. - С. 87-98.
113. Статьи и доклады по охране памятников и организации музейного дела. Флоренский П.А., священник. // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М. -2000.-С. 36-55.
114. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. -Минск.: Современный литератор. 1998. - 1407 с.
115. Стерн, А. Самдок: средство сделать этот мир зримым. // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. -№ 1-2. - С.60-64.
116. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.
117. Столяров, Б.А. Музейная педагогика профессия. // Музей и образование: Сборник научных трудов. - СПб. - 1999. - С. 12-22.
118. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков к современности. СПб.: СпецЛит., 1999. - 222 с.
119. Титова, И.М. Музей школа - вуз: Культурологический подход в системе развивающего обучения. // Художественный музей в образовательном пространстве. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998. - С. 112-116.
120. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. -Томск, 2000. 336 с.
121. Турицына, Т. / Зайцева, М. Познавать, играя. // Сов. музей. -1987.-№2.-С. 39-42.
122. Уемов, А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Акад.наук. СССР. - 1963.- 184 с.
123. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. // Собр. соч.: В 4 т.-М, 1999.-Т. 4.-С. 212- 342.
124. Федоров, Н.Ф. Из философского наследия: Музей и культура. -М, 1995.-278 с.
125. Флоренский, П. Храмовое действо как синтез искусств. // Museum.-№157.-С.71-79.
126. Фолль, К. Опыты сравнительного изучения картин. М.: Изд-во Г.А. Немана и С.И. Сахарова, 1916. - 308 с.
127. Франк, C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. - 315 с.
128. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
129. Фролов, А.И. Основатели российских музеев. М., 1991. - 289 с.
130. Фромм, Э. Здоровое общество. М.: Изд-во «Хранитель», 2006 -539 с.
131. Хадсон ,К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 196 с.
132. Хейзинта, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 539 с.
133. Халпин, М.М. «Сыграй это снова, Сэм»: размышления о новой музеологии. // Museum. 1997. - № 4. - С. 52-57.
134. Чижова, JI.B. Из истории художественных музеев России. М., 1991.-317 с.
135. Чистотинова, С. Федор Иванович Шмит. М., 1994. - 136 с.
136. Шеннон, К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. - 829 с.
137. Шерель, А. Кочующие музы. М., 1991.-211 с.
138. Шмелев, В.Г. Музеи под открытым небом: Очерки истории возникновения и развития. Киев, 1983. - 356 с.
139. Шмит, Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923.
140. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Харьков, 1919. - 167 с.1 144. Шмит, Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. J1, 1929. 310 с.
141. Шола, Т. Коллекционирование: другой взгляд. // Вестник Ассоциации Открытый Музей. Специальное приложение. 2003. -№ 1-2. - С.68-73.
142. Шульгин, П.М. Культурный фактор в региональной политике. // Экология культуры: Сборник статей. М., 2000.- С.87-94.
143. Юренева, Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. - - 560 с.
144. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: «Русское слово PC», 2003. - 536 с.
145. Юхневич, М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем. //Мир музея. 1985. № 5. - С.10-14.
146. Юхневич, М.Ю. Музей за кремлевской стеной. // Кремль детям. Вып. 1: Материалы всероссийского фестиваля. - М., 2002. - С. 47-54.
147. Юхневич, М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. М., 1990. - 145 с.
148. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.: ВИНИТИ, 2001. -224 с.
149. Элькин, Г.Ю./ Огризко, З.А. Школьные музеи. М., 1972.- 176 с.
150. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. М., 1987.
151. Ямагуши, М. Просветительная работа и информация в токийском Национальном музее. // Museum. 1987. - № 155. - С. 24-29.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.