Мотив "наафс" в тюрко-татарской поэзии: средневековье - начало XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бакирова, Айгуль Хабибзяновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бакирова, Айгуль Хабибзяновна
Введение.
Глава I. Мотив «нафс» в средневековой тюрко-татарской поэзии
§1.1. Понятие «нафс» в мусульманской философии.
§ 1.2. Испытание нафсом героев поэмы булгаро-татарского поэта Кул
Гали «Кысса-и Йосыф» («Сказание о Йусуфе»).
§ 1.3. Мотив «нафс» в поэзии периода Золотой Орды.
§ 1.4. «Нафс» в поэзии периода Казанского ханства.
Глава II. Эволюция мотива «нафс» в тюрко-татарской поэзии XVII-начала XX века
§ 2.1. Творчество Мавля Кулыя и Габдрахима Утыз Имяни как образцы воплощения внутренних противоречий мусульманского поэта.
§ 2.2. Влияние социальных изменений на понятие «нафс» в творчестве поэтов XVIII-XIX века.
§ 2.3. Переход от суфийского понятия «нафс» к гражданскому порицанию эгоизма и пассивности в поэзии XIX - начала XX века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли2002 год, кандидат филологических наук Хасавнех, Алсу Ахмадулловна
Тобольский поэт Амдами и его книга наставлений "Насихатнамэ"2007 год, кандидат филологических наук Талипова, Гульфия Маратовна
Отражение суфийских идей в казахской литературе второй половины XIX - начала XX вв.2002 год, кандидат филологических наук Рысмаганбетова, Гульнара Данагуловна
Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый2007 год, кандидат филологических наук Сафиуллина, Рузия Фагимовна
Морфологические особенности языка произведений суфийского поэта I половины XIX века Шамсетдина Заки2004 год, кандидат филологических наук Юсупов, Айрат Фаикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотив "наафс" в тюрко-татарской поэзии: средневековье - начало XX века»
Актуальность темы. Литература является одним из основных компонентов искусства, которая в единстве с другими областями культуры составляют совокупность всего, что выработано человеком для раскрытия потенциальных возможностей конструктивной эволюции личности. Литературу, не безосновательно, называют «человековедением». В центре ее — человек, он'является для нее и материалом и предметом, он - источник творения и творец. Веками в художественной литературе накапливаются все способы и приемы осуществления бытия человека, которые потом реализовываются-и передаются от поколения к поколению. Таким образом, художественная литература- является носителем исторической памяти и конденсатором духовного опыта народа, нравственной опорой человека, она. же - и «связующий мост» разных культур и эпох.
В центре представленной нами работы — тюрко-татарская литература, которая является' составным звеном отечественной литературы. Хронологические рамки, ее обусловлены спецификой и характером- объекта исследования.
В работе и в ее заглавии есть основополагающие термины, обозначения, требующие разъяснения. Это - мотив и нафс.
Как известно, мотиву, одному из опорных слов в музыковедении, принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно* укоренено едва ли не во- всех новоевропейских языках, восходит к латинскому слову тоуео (двигаю) и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов [160, с.266].
Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен к теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. Очень часто мотив рассматривался как категория сравнительно-исторического литературоведения. Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений- и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики [160, с.266].
На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Такое внимание к мотивам, таящимся в литературных произведениях, позволяет полнее и глубже понять мирововоззренческий взгляд человека того или иного времени, его этико-эстетические взгляды, ценности, наконец, проследить направление развития литературы и истории.
Рассматриваемый нами мотив нафс, представляя собой идейно-эстетические аспекты тюрко-татарской литературы, является не только «отправной точкой самоанализа» людских деяний, профилактикой всевозможных проявлений человеческого нафса и влияние его на направление развития общества, но и духовным материалом, «неиссякаемым родником» художественной литературы, откуда величайшие умы черпали идеи, темы и образы для своего* творчества. Иными словами, мотив «нафс» служил формированию мировоззренческих взглядов людей и развитию тюрко-татарской художественной литературы.
Мотив нафс, рассматриваемый в контексте мусульманско-религиозной литературы, является одним из основных и действующих мотивов, который, прежде всего, и направлен на раскрытие человеческой сущности и на динамику ее развития, представляющий один из основных задач художественной литературы.
Нафс» - религиозно-суфийская категория, означающая душу, желания, духовные и физические потребности человека. В восточно-мусульманской литературе «нафс» всегда был в центре внимания. Создана масса художественных произведений тюрко-татарских авторов, где критикуются те или другие проявления «нафс»а в поведении людей. Однако в татарской литературе данный символ, мотив нафс никогда: еще не изучался. Тюрко-татарская литература, представленная величайшими поэтами,.как Кул Гали, Сайф Сараи, Хисам Кятиб, Хорезми, Кутб, Мухамедьяр, Кул Шариф, Мавля Кулый, Габдрахим Утыз-Имяни аль-Булгари, Шамсетдин Заки-Суфи, Абельманих Каргалый, Габдулла Тукай и др., на протяжении многих веков выступала за очищение морали; чистоту помыслов каждого человека.
Таким образом, исследование мотива нафс в диахронологическом плане (с XIII - по начало XX века), анализ идейного содержания данного понятия, реализованного В1 произведениях тюрко-татарских авторов, помогают выявить многогранность. . концепта нафс не только в, литературоведческому но и в социокультурном; плане: Необходимость изучения мотива нафс и его?эволюция в тюрко-татарской поэзии определяет актуальность, исследования- с: научно-теоретической, и практической точки. зрения и требует специального изучения м монографическом плане.
Степень изученности проблемы. В отечественном литературоведении; в области татарской литературной1 науки; по данной-проблеме исследования не велись. Этим и объясняется наша опора на работы-зарубежных, в частности, турецких ученых (Н. Пеколджай, Э. Гюнгор, X. Алтынташ и др.), где нафс рассматривается в свете религиозно-суфийской философии:. Накопленный турецкими учеными/ опыт в области суфизма, в целом, и суфийской литературы, в частности, в определенной; степени был использован нами в данном исследовании.
Важным подспорьем; при: диссертационной^ работе послужили труды таких татарских ученых, как. Э.Наджип, X. Усманов, М:Усманов, Ш; Абилов,. Дж. Алмаз, М. Гайнутдинов, Ш. Садретдинов, X. Миннегулов, Н. Хисамов, Б. Ягфаров, К. Давлетшин, А. Шарипов, где в монографическом плане исследуется творчество, ряда авторов, непосредственно связанных с философией суфизма.
С конца 80-х годов XX века по настоящий день идет активная работа по текстологическому анализу, переводу на современный татарский язык и графику (X. Миннегулов, М. Ахметзянов, Ш. Абилов, М. Гайнутдинов, Н. Исмагилов, Ф. Яхин), что существенно обогащает источниковедческую базу и расширяет возможности более глубокого, непосредственного и независимого изучения проблемы.
Отдельные труды Р. Танеевой посвящены исследованию философско-эстетических основ суфизма на примере творчества Кул Гали, Мавля Кулыя, Махтум Кулыя. Для нас особенно был ценен представленный в них системный анализ религиозно-суфийских терминов, образов и символов в тюрко-татарской литературе.
Истоки, тематика и жанровые особенности суфийской литературы убедительно раскрыты в исследованиях А. Сибгатуллиной.
К проблемам истории формирования и развития суфизма и суфийской литературы в. художественном наследии башкир неоднократно обращались в своих трудах такие ученые, как А. Харисов, Г. Хусаинов, Р. Баимов, 3. Шарипова, Г. Кунафин, Л. Шарафутдинов и др.
Поэтике, проблематике, идейно-тематическим- особенностям творчества отдельных поэтов-суфиев (Тазетдин Ялчыгул, Ахметзян Тубыли, Кул Мухаммед, Шавкет Гадельша и др.) посвящены кандидатские диссертации-Л. Шамсетдиновой, А. Хасавнех, Л. Фаизовой, Г. Зайнуллиной.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является целостный анализ мотива «нафс» в тюрко-татарской литературе, прослеживание эволюции его идейно-эстетического содержания в художественной системе поэтических произведений.
Достижение поставленной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
- раскрыть религиозно-философское содержание понятия «нафс»;
- исследовать нравственно-этические и эстетические аспекты мотива «нафс» в творчестве тюрко-татарских поэтов, представленного в сложном соотношении с религиозно-коранической и суфийской философией;
- проследить своеобразие художественного выражения мотива нафс в письменных памятниках Средневековой и татарской литературы XVII -начала XX вв.;
- через анализ целого ряда художественных произведений раскрыть роль и место мотива «нафс», определить его значение в развитии татарской литературы.
Объект и предмет исследования. Учитывая то, что поэзия является наиболее древней и развитой формой национальной литературы и что в ней сосредоточено основное духовное богатство татарской культуры, сохранены традиции суфийской лирики, объектом исследования стали поэтические произведения тюрко-татарской литературы, начиная с литературного памятника эпохи Волжской Булгарии «Кыйсса-и Йусуф» Кул Гали и заканчивая произведениями начала XX века (рассмотрено более 30 авторов). •, Выбор поэтических произведений как объекта исследования еще обусловлен , тем, что поэзия во все времена была мобильным жанром литературы, которая чутко реагировала на малейшие изменения в умах и настроениях людей.
В границах данного объекта предметом исследования' является мотив «нафс».
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. В тюрко-татарской поэзии мотив' «нафс» направлен на раскрытие человеческой сущности и восхваление внутренней «совершенной красоты». В средневековье, в эпоху господства феодального строя, мотив «нафс» выполняет функцию урегулирования кодексов поведения правителей.
2. В тюрко-татарской поэзии исследуемый мотив пропагандирует самодетерминизм, постоянную работу над самим собой.
3. В эстетическом плане мотив «нафс» представлен целой системой художественно-религиозных образов, активно употребляющихся как в тюрко-татарской, так и во всей литературе мусульманского Востока.
4. В литературе Нового времени мотив «нафс» выражается в форме специфической реакции поэта на состояние современного ему мира, представляющей собой , «совмещение» мистического восприятия земной жизни и светского сознания. 5. Татарские поэты углубили нравственно-социальное, этико-эстетическое значение разума, который в целом противопоставляется «животному началу» в человеке, что нашло отражение в таких особенностях их поэтического- творчества, как дидактико-морализаторские функции автора, саркастические инвективы в адрес носителей нафса, изображаемых в произведениях.
Методологическую основу исследования составляют принципы исторической объективности в литературоведении. В соответствии с характером изучаемого материала в процессе исследования диссертантом были использованы, методы герменевтического, компаративистического, описательного, сравнительно-типологического, историко-литературного и литературно-эстетического анализа.
Научно-теоретическая база исследования.
Понятие «нафс», являясь понятием суфийской философии, требует ' рассмотрения большого количества религиоведческих, философских, исторических и литературных материалов. Опорой при исследовательской работе послужили труды философов и литературоведов: Э.Е. Бертельса, М.Т. Степанянц, Дж.С. Трименгема, А.Д. Кныша, A.M. Шиммель, В.В. Бартольда, А.Б. Куделина, И.М. Филынтинского и т.д. Неоценимую помощь при осмыслении фактического и теоретического материала оказали тафсиры, комментарии к Корану И.Ю. Крачковского, В. Пороховой, Мавланы Мухаммад Али. Также диссертантом были использованы первоисточники - труды первых мутассавуфов - мусульманских мыслителей-суфиев Имама аль-Газали, Ахмеда Ясави и др.
Главной предпосылкой в изучении мотива нафс в тюрко-татарской литературе явились труды известных татарских ученых - философов и литературоведов Г. Газиза, Г. Рахима, X. Усманов, Э: Наджипа, М. Усманова,
Н. Хисамова, Г.Т. Тагирджанова, X. Миннегулова, Ш. Садретдинова, М. Гайнуллина, М.И. Ахметзянова, А. Шарипова, Р. Танеевой, Ф. Яхина, А. Сибгатуллиной, Р. Исламова, И. Рамеевой, А. Юзеева и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в монографическом плане исследуется мотив «нафс» в поэзии тюрко-татарской литературы. На основе литературных и религиозноведческих произведений автору удалось определить художественную и эстетическую значимость рассматриваемого мотива в развитии татарской литературы.
Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на Международной конференции «Восточные языки и культуры» (г. Москва, 2007), Международной тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность» (Елабуга, 2004), VI Международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Филологическая наука конца XX - начала XXI вв.: проблемы, опыт исследования, перспективы»- (Елабуга, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2008), Межрегиональной научно-практической конференции «Сулеймановские чтения - 2005» (Тобольск, 2005), Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2007), Региональной научно-практической конференции «Язык и культура в поликультурном пространстве» (Бирск, 2005), на итоговых научных конференциях ЕГПУ (2005, 2006, 2007). Также результаты и основные положения диссертации получили отражение в специально разработанном спецкурсе для студентов-филологов Елабужского педагогического университета.
Основное содержание работы отражено в 10 публикациях.
Научная и практическая значимость.
Диссертация поможет углублению и расширению представления читателей о суфизме, в целом, его влиянии на тюрко-татарскую литературу и на ее развитие. Положение и выводы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории татарской литературы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при написании программ и учебников, учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, в разработке и реализации элективных курсов в классах и школах гуманитарного профиля.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роль суфийских традиций в развитии татарской общественной мысли XVII-XVIII вв.: основные направления и проблематика2013 год, кандидат исторических наук Сабиров, Нияз Рустемович
Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья2000 год, доктор педагогических наук Маликов, Рустам Шайдуллович
Пути развития кумыкской духовной литературы: XVII - нач. XX в.2012 год, доктор филологических наук Акамов, Абусупьян Татарханович
Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв.: Зарождение, становление и функционирование2001 год, доктор филологических наук Шарипов, Анвар Магданурович
Татарская религиозно-суфийская литература XIX века: художественное воплощение этико-эстетических особенностей2022 год, доктор наук Хасавнех Алсу Ахмадулловна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бакирова, Айгуль Хабибзяновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале первой главы нашей диссертационной работы, рассмотрев основные положения исламского мистицизма - суфизма и понятия «нафс», ознакомившись с некоторыми примерами из творчества восточных классиков, мы пришли к выводу, что суфизм, рассматриваемый внутри ислама, «наложил свой отпечаток» не только на общественную жизнь татар, но и на его письменную литературу. В работе акцентируется внимание на особом влиянии суфийской поэзии на татарскую литературу, а именно: на основе глубокого усвоения достижений восточных поэтов-мыслителей, чье творчество «дышит суфизмом», рождались произведения тюрко-татарских авторов. Шедевры персидско-таджикских классиков использовались в качестве исходного материала при создании новых произведений, служили источником тем, сюжетов, образов, которые уже в процессе «пересадки» на тюрко-татарскую почву трансплантировались, получили новые смысловые оттенки и формы. Уже преемственность и «живучесть» восточно-суфийских тем, идей и мотивов говорят об их общественной, нравственно-эстетической и художественной значимости.
В ходе изучения татарской поэзии пришли к выводу, что одним из «излюбленных» и доминирующих суфийских мотивов творчества тюрко-татарских авторов является «нафс», который и стал объектом нашего исследования. Нафс - это арабское слово, образованное от глагольного корня НФС - «дышать», употребляется в значениях 'душа', 'желания' и 'сущности'.
В данной работе мы поставили перед собой цель - сделать целостный анализ мотива «нафс» в тюрко-татарской литературе, проследить эволюцию его идейно-эстетического содержания в художественной системе поэтических произведений.
Итак, комплексный анализ мотива нафс в тюрко-татарской поэзии позволил определить, что:
- в творчестве тюрко-татарских поэтов мотив «нафс» был задействован для решения мировоззренческих, социально-нравственных и этико-эстетических проблем человека. Тюрко-татарские авторы, продолжая литературные традиции восточно-мусульманских авторов, обращались к мотиву «нафс», прежде всего, для раскрытия внутреннего мира человека;
- в тюрко-татарской поэзии данный мотив пропагандирует самодетерминизм, постоянную работу над самим собой, конечной целью которой является «совершенный человек» (инсан ал-камил). Представители средневековой поэзии руководствовались убеждением, что сущностная природа человека заключается в движении, что человек должен непрерывно работать над самим собой, быть в поиске, т.к. удовлетворение достигнутым приводит к застоям с последующими разрушениями;
- в творчестве поэтов золотоордынского периода мотив нафс был направлен на раскрытие значимости, важности состояния внутреннего мира правителя. Данный мотив нашел свое выражение в призыве необходимости реконструирования как кодекса поведения глав престола и их нравственных норм, неблагородных дел людей различных сословий;
- в период позднего средневековья мотив нафс в религиозно-суфийском аспекте воплотился в творчестве Мавля Кулыя, Габди, Габделманнана Муслимова, Габдрахима Утыз-Имяни и других современников. Главным обьектом мотива нафс стали уже не поступки какого-либо человека, а собственная душа самих поэтов. Исследуемый мотив в творчестве поэтов проявился в стремлении к изначальному слиянию с Истиной путем отказа от собственного «эго». В литературе данного периода мотив нафс представлен в виде диалога между «я» индивида и «я» божественного, что служило своеобразным толчком внутренней работы и автора, и его читателя;
- в татарской поэзии мотив «нафс» составляет специфическую реакцию поэта на состояние современного им мира и представляет собой синтез мистического восприятия земной жизни и светского сознания;
- в тюрко-татарской поэзии ХУШ-Х1Х веков данный мотив особенно ярко проявился в освещении болезни эпохи - «лжесуфизма», «ложной святости», вскрытии социальных пороков духовных лиц, вследствие чего становится устойчивым мотивом несоответствия сущного должному;
- поэты, объявляя борьбу против «нафс», углубили нравственно-социальное, этико-эстетическое значение разума, который является основным компонентом эстетического идеала;
- в татарской поэзии XIX века прослеживается эволюция мотива нафс, когда из «самоанализа», из борьбы с самостным началом он перерастает в одну из наиболее глубоких и действующих форм пропаганды прогрессивной идеологии просвещения. Авторы в своем творчестве обращаются к мотиву нафс с целью пробуждения сознания верующих и признания необходимости освоения и овладения разными науками;
- в литературе начала XX в. данный мотив осмысливается в реалистическом плане и выражается в виде социальной сатиры.
Итак, исторические условия начала XX века углубили идейное и социальное содержание мотива «нафс»: усилилось его общечеловеческое, мировое звучание, обусловленное общественной и психологической атмосферой эпохи.
Таким образом, мотив «нафс» составляет значительную веху в процессе становления и развития проблематики, идейно-философского, этического содержания и поэтики татарской литертатуры. Исследование показало, что, первоначально позиционируя в религиозно-суфийском русле, благодаря художественному освоению новых сторон социально-политической жизни и сфер духовного мира людей, в силу целого комплекса исторических причин, в соответствии со временем, расширяется его диапазон, вследствие чего происходит трансформация в контекст светскости.
Итак, диапазон художественного выражения мотива нафс оказался весьма широк и богат и, что примечательно, созвучен с каждой эпохой.
В целом, силу поэтического влияния мотива «нафс» на развитие татарской поэзии и литературы, духовной культуры татарского народа трудно переоценить. Полученные результаты также являются основой предположения, что мотив «нафс», переплетаясь с социально-нравственными, общественными проблемами и с действующими мотивами поэзии нашего времени, продолжает существовать и в современной литературе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бакирова, Айгуль Хабибзяновна, 2008 год
1. 1001 хэдис. - Казан: Матбугат йорты, 2003. - 96 б.
2. Абдуллин, Я.Г. Некоторые черты татарской общественной мысли средневековья / Я.Г. Абдуллин // Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань: Таткнигоиздат., 1985. - С. 3 -16.
3. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительная мысль / Я.Г. Абдуллин. -Казань: Таткнигоиздат., 1976. 319 с.
4. Абилов, Ш.Ш. Мехэммэдьяр гаделлек ж;ырчысы / Ш.Ш. Абилов// Мехэммэдьяр. Нуры Содур. Поэмалар, шигырь. - Б. 6-29.
5. Абузяров, P.A. Интеграция культур Востока и Запада в творчестве Г. Тукая и его роли в формировании евразийского пространства / P.A. Абузяров // К истокам евразийской культуры. Казань, 1998. - С. 30.
6. Адыгамов, Р.К. Габдрахим Утыз-Имяни / Р.К. Адыгамов. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2005. - 234 с.
7. Акамов, А. Т. Суфийские художественные традиции в кумыкской литературе и творчество Абдуррахмана из Кашуры: Дис. канд. филол. наук: 10.01.02. / А.Т. Акамов Махачкала, 2002. - 154 с.
8. Акимушкин, О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем / О.Ф. Акимушкин // Предисловме к книге Трименгем Дж.С. Суфийские ордены в исламе.Пер.с англ. М.: Наука. Гл.ред. вост.лит., 1989. - С. 3 -13.
9. Акмулла и современность: сборник статей на татарском и русском языках. — Казань, 2007. 207 с.
10. Акмулла. Стихи (на тат.языке) / Сост. М. Госманов. Казань: Таткнигоиздат., 1981.-271 с.
11. Али-заде, Айдын Уриф оглы. Исламский энциклопедический словарь Текст. / Айдын Уриф оглы Али-заде. М.: Ансар, 2007. - 400 с.
12. Алишев, С. Тернистый путь борьбы за свободу: Социально-освободительная борьба татарского народа. 2-я половина 16 19 вв. / С. Алишев. Науч.ред. И.Р. Тагиров. - Казань: Фэн, 1999. - 158 с.
13. Алишев, С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XVI нач. XIX вв. / С.Х. Алишев. -М.: Наука, 1990. - 265 с.
14. Аль Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Избранные главы / Абу Хамид Аль Газали Пер. с араб., исследование и комментарий В. Наумкина. М.: Наука, 1980. - 376 с.
15. Аль Газали, Абу Хамид. Исследование сокровенных тайн сердца / Абу Хамид Аль Газали. Пер. с араб. 2-е изд. - М.: Издательский дом «Ансар», 2007. - 472 с.
16. Амирханов, Р. «Сказание о Иусуфе» и его ценности / Р. Амирханов // Татарстан. 1993 .№10. - С. 72-81.
17. Амирханов, Р. Татарская социально-философская мысль средневековья (13-16 вв.) / Р. Амирханов // Татарстан. 1993.№7. - С. 69-72.
18. Амирханов, Р. Философская мысль в эпоху Казанского ханства / Р. Амирханов // Татарстан. 1994.№ 1-2. - С. 115-120.
19. Амирханов, P.M. Татарская социально-философская мысль Средневековья (XII середина XV вв.) / P.M. Амирханов. - Казань: Таткнигоиздат., Кн. 1. - 1993. - 124 е.; Кн.2. - 1993. - 111 с.
20. Арипов, М.К. Навои и суфизм / М.К. Арипов // Философские науки. -1971. №1. С.134.
21. Афсахзод, А. Джами писатель и мыслитель / А. Афсахзод. -Душамбе: Ирфан, 1989. - 380 с.
22. Эдэбият: Татар урта гомуми белем мэктэп Ьэм гимназиялэрнец 9 нчы сыйныфы, урта махсус уку йортлары, педагогия училищелары, колледж Ьэм лицей укучылары очен дэреслек. Тулыландырылган икенче басма. Казан: Мэгариф, 1998. - 334 б.
23. Эхмэтж;анов, М. Мэулэ Колый кем ул? / М. Эхмэтжанов //Совет мэктэбе.- 1986. № 10.-Б. 17- 18.
24. Эхмэтжанов, М. Татар кулъязма китабы / М. Эхмэтжанов // Мирас. -1999. №1. - Б. 12 - 19; - №2. - Б. 24 - 30; - № 4. - Б. 5-11;- №7. -Б.12- 19.
25. Бакиров, М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии / М.Х. Бакиров: Автореф дис. фил. наук. Казань, 1999.
26. Бакырган китабы: XII- XVIII йез терки-татар шагыйрьл!)ре !)с1)рл1}ре. Текстны эзерлэуче, искэрмэлэр язучы Фэрит Яхин. Казан: Тат.кит.нэшр., 2000. - 240 с.
27. Бартольд, В.В. Культура мусульманства. Сочинение в 9-ти томах / В.В. Бартольд. -Т.6. -М.: Наука, 1966. С. 143- 206.
28. Батюшков, Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы / Ф. Батюшков. СПб, 1981. - 308 с.
29. Бегалинова, К.К. Суфизм как религиозно-философская концепция мира и человека / К.К. Бегалинова. Алматы: Айкос, 1999. - 194 с.
30. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Терра -книжный клуб, 1998. - 382 с.
31. Бертельс, Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами / Е.Э. Бертельс. Т.4. -М.: Наука, 1965.-498 с.
32. Бертельс, Е.Э. Избранные труды: История персидско-таджикской литературы / Е.Э. Бертельс. Москва: Наука, 1960. - 556 с.
33. Бертельс, Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература / Е.Э. Бертельс. Москва: Наука, 1965. - 524 с.
34. Бертельс, Е.Э. Низами и Физули. Избранные труды / Е.Э. Бертельс. -М.: Изд-во Вост. лит., 1962. 262 с.
35. Билалов, М.И. Суфизм и познавательная культура / М.И. Билалов. -Махачкала: Дагест. кн. изд-во, 2003. 555 с.
36. Боллаг, Ф. Имя Аллаха и число 66: Символика букв и чисел как основа теоретической и практической божественной, мудрости и выражениеуниверс. единства всех религий / Ф. Боллаг. М.: Беловодье, 2001. -268 с.
37. Борынгы татар эдэбияты. Казан: Тат.кит.нэшр., 1963. - 576 б.
38. Борынгы терки Ьэм татар эдэбиятыныц чыганаклары: Уку-укыту эсбабы тезучесе X. Госман. Казан: КДУ нэшр., 1981. - 246 б.
39. Брагинский, И.С. Абу Абдаллах Джафар Рудаки / И.С. Брагинский. -М.: Наука, 1989.- 139 с.
40. Бухарова Ф.Т. Тюркоязычная поэзия Поволжья и Приуралья XIX в.: проблемы эстетического идеала: Дис. канд. филол. наук: 10.01.02. / Ф.Т. Бухарова Уфа, 2002. - 175 с.
41. Вахид, С.А. Ихбал. Творчество и мировоззрение / С.А. Вахид. -Душамбе: Дониш, 1978. 96 с.
42. Вилкокс, Л. Суфизм и психология. Sufism and Psychology пер. с англ. / Л. Вилкокс. Санкт-Петербург: ДИЛЯ, 2005. - 254 с.
43. Вильданов, А.Х., Кунафин, Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века / А.Х. Вильданов, Г.С. Кунафин. Москва: Наука, 1981. - 256 с.
44. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М.: Наука. Гл. ред. Вост.лит., 1983. -262 с.
45. Вяхерева, С. Р. Диалогический характер человеческого бытия в суфийском опыте: Дис. канд. филос. наук: 09.01.13. / С.Р. Вяхерева -Томск, 2004.- 158 с.
46. Габдрэхим, Утыз Имяни эл-Болгари. Шигырьлэр Ьэм поэмалар./ Утыз Имяни эл-Болгари тезучесе Э.Шэрипов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1985. - 397 с.
47. Гаджиев, А.А. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви / А.А. Гаджиев. -Баку: Элм, 1980.-205 с.
48. Газиз, Г., Рэхим Г. Татар эдэбияты тарихы. Борынгы дэвер. 1 булек. 1718 Ьэм 19 гасырларда иске эдэбият / Г. Газиз, Г. Рэхим. Казан: Тат.кит.нэшр., 1924. - 175 б.
49. Гайнуллин, М.Х. Кенчыгыш Ьэм татар эдэбияты / М.Х. Гайнуллин // Совет эдэбияты, 1958.- №9. Б. 82-93.
50. Гайнуллин, М.Х. Татар эдэбияты. XIX йез / М.Х. Гайнуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1968. - 689 б.51 .Гайнуллин, М.Х. Татар мэгърифэтчелек эдэбияты / М.Х. Гайнуллин. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1979.-415 с.
51. Гайнуллин, М.Х. Татарская литература XIX века / М.Х. Гайнуллин. -Казань: Таткнигоиздат., 1975. 307 с.
52. Галиахметова, К.А. Восточные мотивы природной символики в поэзии Г.Тукая / К.А. Галиахметова // Восточные языки и культуры. Материалы I международной научной конференции. М: Изд-во РГГУ, 2007.-С. 122-126.
53. Ганеева, Р.К. Восточный ренессанс и поэт Кул Гали / Р.К. Танеева. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 172 с.
54. Ганиева, Р.К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи / Р.К. Ганиева. Казань: Изд-во КГУ, 2002. - 272 с.
55. Госманов, М.Г. Мохэммэдьяр: бееклек фаж;игасе / М.Г. Госманов // Мехэммэдьяр. Нуры Содур. Поэмалар, шигырь. Б. 318- 334.
56. Грюненбаум, Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600 -1258) / Г.Э. фон Грюненбаум. М.: Наука. Гл. ред.вост.лит., 1988. - 216 с.
57. Давлетшин, Г.М. О знаниях и науке: Волжская Булгария домонгольского периода (10 нач. 13 вв.) / Г.М. Давлетшин // Проблема приемственности в татарской общественной мысли. -Казань: Таткнигоиздат, 1985. - С. 16 31.
58. Дэулэтшин, Г. Терки-татар рухи мэдэнияте тарихы / Г. Дэулэтшин. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1999. 512 б.
59. Золотые ступени: Татарская поэтическая классика / Пер. с татар. Р. Бухараева. Казань: Магариф, 2007. - 231 с.
60. Ибрагимов, Г. Татар шагыйрьлэре. Сайланма эсэрлэре: 8 томда / Г. Ибрагимов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1978. - С. 118-119.
61. Идрис Шах . Суфизм / Шах Идрис. М.: Кнышников, Комаров и К°, 1994.-444 с.
62. Избранное. Г.Тукай / Перевод с татарского B.C. Думаевой-Валиевой. -Казань: Магариф, 2006. 239 с.
63. Избранные произведения мыслителей стран ближнего и Среднего Востока XI-XIX вв.-М., 1961. С. 219 - 261.
64. История татарской литературы нового времени (XIX начало XX в.). Казань: Фикер, 2003. - 472 с.
65. Ишмухаметов, З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии / З.А. Ишмухаметов. Казань: Таткнигоиздат., 1979. - 224 с.
66. Казанский, К. Мистицизм в исламе / К. Казанский. Самарканд, 1906. - 120 с.
67. Каримов, Г.М. Аль-Газали и суфизм / Г.М. Каримов. Баку: Элм, 1969. -108 с.
68. Китабе «Гелстан бит-терки»: ике кисэктэ / басмага эзерлэучелзр Х.Госман, З.Максудова. Казан: КДУ нэшр., 1980.1 кисэк. - 137 б.; II кисэк. — 112 б.
69. Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д. Кныш пер. с англ. М.Г. Романов. СПб: Диля, 2004. - 464 с.
70. Кодиров, К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: Социальные и идейные истоки формирования и развития: Дис. д-ра пед.наук: 13.00.01./К. Кодиров. -Душембе, 2002. -281 с.
71. Кол, Гали. Кыйссаи Йосыф / Гали Кол. Казан: Тат.кит.нэшр., 1989. -221 с.
72. Коран. Пер. с араб. И.Ю. Крачковского; пред. В. Беляева, П. Грязневича. М., 1963, 714 с.
73. Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Прохоровой. 2 изд-е перераб. и дополн., 1996.
74. Котб. Хесрэу во Ширин (шигъри роман) / Котб. Казан: Мэгариф, 2003.-367 6.
75. Кенчыгыш шагыйрьлэре. Тезучесе Эхмэт Исхак. Казан: Таткитн^шр., 1959.-224 с.
76. Куделин, В.Б. Поэзия Юныса Эмре. К вопросу о гуманизме в литературе средних веков / В.Б. Куделин. Москва: Наука, 1987.
77. Кул, Гали. Сказание о Йусуфе / Гали Кул пер. с татар. С.Иванова. -Казань: Таткнигоиздат., 1985. -250 с.
78. Курбанмамедов, Ашказар. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического анализа) / Ашказар Курбанмамедов. Душембе: Дониш, 1987. 108 с.
79. Лавский, В.В. Суфийская мудрость / В.В. Лавский. М.: Эксмо, 2006. -318 с.
80. Лирики Востока: Переводы / Сост. и выст. ст. М.А. Курганцева. М.: Правда, 1986.-480 с.
81. Литература Востока в средние века. Москва: Изд-во Московского унив-та, 1970. - Ч.П - 464 с.
82. Малицкий, Н. Ишаны и суфизм / Н.Малицкий // Сборник материалов по мусульманству. Под.ред. В.И. Ярового-Равского. СПб, 1899. - 108 с.
83. Мекерова, М.Д. Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре: Автореферат дис. .кандидата философских наук: 09.00.13 / М.Д. Мекерова. Ставрополь, 2005. - 21 с.
84. Мен, Адам. Мусульманский ренессанс / Адам Мен. М., 1996. - 544 с.
85. Милославский, Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире: Очерки исламской цивилизации / Г.В. Милославский. М.: Наука, 1991. -189 с.
86. Мицнегулов, X., Садретдинов, Ш. XIX йез ядкэрлэре / X. Минцегулов, Ш.Садретдинов. Казан: Каз.унив. нэшр., 1982. - 141 с.
87. Мицнегулов, Х.И. Алтын Урда чоры язма мэдэнияте / Х.Й. Минцегулов // Мирас. 1993. №8. - Б. 14 24.
88. Мицнегулов, Х.Й. Болгар чоры язма мэдэнияте / Х.Й. Минцегулов // Мирас. 1994. №5-6. - Б. 5 10.
89. Мицнегулов, Х.И. Гасырлар онен тьщлап./ Х.И. Мицнегулов. Казан: Мэгариф, 2003.-335 б.о
90. Миннегулов, Х.И. Деньяда суземез бар./ Х.И. Миннегулов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1999. - 336 б.
91. Минцегулов, Х.И. Казан ханлыгы чоры язма мэдэнияте / Х.Й. Минцегулов // Мирас. 1993 .№10. - Б. 17-24.
92. Мицнегулов, Х.И. Рухи пакълеккэ ендэгэн китап / Х.И. Минцегулов // Мирас. 1998. №10. - Б. 6-7.с*
93. Мицнегулов, Х.И. Сэйф Сараи. Тормышы Ьэм ижаты / Х.Й. Мицнегулов. Казан: КДУ нэшр., 1976. - 190 б.
94. Мицнегулов, Х.Й. Шэрык Ьэм татар эдэбиятында кысалы кыйссалар / Х.Й. Миннегулов. Казан: КДУ нэшр., 1988. - 198 б.
95. Миннегулов, Х.Ю. Татарская литература и восточная классика. Вопросы взаимосвязи и поэтики / Х.Ю. Миннегулов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. - 320 с.
96. Мир, Валаддин. Коранический суфизм / Валаддин Мир пер. с англ. СПб: Диля, 2004. - 224 с.
97. Мифтахетдин, Акмулла. Бэхет. Мирас ядкэре // Мирас. 2007. №2. -Б.29.
98. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья / С.М. Михайлова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972.-227 с.
99. Мотахари, Мортаза. Совершенный человек / Мортаза Мотахари. -Тегеран: Экспортное изд-во, 1993.
100. Мехзммэдьяр. Нуры содур. Поэмалар, шигырь / Мехэммэдьяр. — Казан: Тат.кит.нэшр., 1997. 336 б.
101. Мудрость суфиев / пер. с перс. О.М. Ястребовой и др.. СПб.: Азбука: Петерб. востоковедение, 2001. - 439 с.
102. Мухаметдинов, Р.Ф. Социально-философские мотивы в творчестве Мавля Кулыя / Р.Ф. Мухаметдинов // Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии. -Казань, 1987. С. 21 - 32.
103. Мухаммад, Ю.Х. Энциклопедия суфизма / Ю.Х. Мухаммад пер. с араб. Р.Адыгамов. М.: Ансар, 2005. - 479 с.
104. Мухаммедходжаев, А. Гносеология суфизма /
105. А. Мухаммедходжаев. Душамбе: Дониш, 1998. - 112 с.
106. Навои. Избранное: В 2-х кн., пер. с узб. / [Сост. Л.Серикова]. -Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1983. Кн. 1. - 208 е.; - Кн.2. -336 с.
107. Наджип, Э.Н. Тюркоязычный памятник XIV века «Гулистан» Сейфа Сараи и его язык. В 2-х ч. / Э.Н. Наджип. Алма-Ата: Наука, 1975.-1 ч.-210 е.; 2 ч.-300 с.
108. Нугаев, Р. Ислам и наука / Р. Нугаев // Татарстан. 1994. №7-8. -С. 130- 134.
109. Нугманова, Н.М. Художественное отражение философии ат-Таухид в «Киссаи Йусуф» Кул Гали: Дис. канд. филол. наук: 10. 01. 02. / Н.М. Нугманова Казань, 2003. - 189 с.
110. Нурбахш, Дж. Психология суфизма / Дж. Нурбахш пер. с англ. JI.M. Тираспольского. Москва, 1996. - 176 с.
111. Ошо. Суфии. Верность истине / Ошо- М.: Нирвана, 2002. 319 с.
112. Ошо. Суфии. Люди пути / Ошо. М., 1995. - 335 с.
113. Петраш,Ю.Г. Тень средневековья / Ю.Г. Петраш. Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 150 с.
114. Позднеев, П. Дервиши в мусульманском мире. Исследование Петра Позднева / П. Позднев. Оренбург, 1886. - 336 с.
115. Порок Мухаммад в свете Священного Корана и хадисов. Благословенные хадисы // Дань почтения пророку Мухаммаду в связи с Мавлядун- Наби. М.: Новый Свет, 2006. - С. 34-37.
116. Поэзия Золотой Орды / пер. Равиля Бухараева. М.: Наталис: Рипои Классик, 2005. - 175 с.
117. Поэт гуманист Кул Гали: Сб. статей. - Казань: Таткнигоиздат, 1987.-264 с.
118. Просветительство в литературах Востока: Сборник статей. М.: Наука, 1973.-319 с.
119. Роузентал, Ф. Творчество знания: Концепция знания в средневековом исламе / Ф. Роузентал. М.: Наука, 1978. - 372 с.
120. Руднев, В, Энциклопедический словарь культуры XX века/ В. Руднев Москва, 2001.
121. Рысмангобетова, Г. Д. Отражение суфийских идей в Казахской литературе половины XIX начало XX вв.: Дис. канд. фил. наук: 10. 01. 03. / Г.Д. Рысмангобетова. М., 2002. - 147 с. •
122. Сараи, Сэйф. Гелстан. Лирика. Дастан / Сэйф Сараи. Казан: Тат. кит. нэшр., 1999. - 296 б.
123. Священный Коран. Пер. с араб., вступ. статья и комментарии Мауланы Мухаммад Али; пер. на рус. язык подготовил А. Садецкий. -Лахор Инк США, 1997. 1312 с.
124. Сгорающие в любви: суфийское учение с комментариями издателя Анхеля де Куатье. СПб.: Издательский дом «Нева», 2005. -256 с.
125. Сэгъди, Г. Татар эдэбияты тарихы / Г. Сэгъди. Казан: Госиздат Т.С.С.Р., 1926.-300 6.
126. Сибгатуллина, А.Т. В поисках человека. Концепция личности в татарской поэзии XIX в. / А.Т. Сибгатуллина. — Елабуга, 2001. 143 с.
127. Сибгатуллина, Э.Т. Ил ahn гашыйклар юлыннан (суфыйчылык турында очерклар) / Э.Т. Сибгатуллина. Казан: Кыйбла, 1999. - 144 б.
128. Сибгатуллина, Э.Т. Суфыйчылык серлэре (терки татар шигъриятендэ дини суфыйчыл символлар, образлар, атамалар) / Э.Т. Сибгатуллина. Фэнни мехэррире М. Госманов. - Казан: Матбугат йорты, 1998.-368 б.
129. Сибгатуллина, Э.Т. Татар эдэбиятында суфичылык (чыганаклар, тематика Иэм жанр узенчэлеклэре): Филол. фэннэре докторы.дисер.: 10.01.02 / Э.Т. Сибгатуллина. Казань: КГУ, 2000. - 380 с.
130. Смирнов, A.B. Великий шейх суфизма: Опыт парадигмал. анализа философии Ибн Араби / A.B. Смирнов. М.: Наука, 1993. -326 с.
131. Солтанмурадов, М.Д. Суфизм в культуре народов СевероВосточного Кавказа: идейно-философская эволюция: Автореферат дис. .кандидата философских наук: 09.00.03, 24.00.01 / М.Д. Солтанмурадов / Южный Фед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2007. - 21 с.
132. Степанянц, М.Т. Мусульманские мистики в философии и политике (19 20 вв.) / М.Т. Степанянц. - М.: Наука, 1982. - 248 с.
133. Степанянц, М.Т. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степанянц. -М.: Наука, 1987. 190 с.
134. Степанянц, М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире / М.Т. Степанянц // Философское наследие Востока и современность. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1983. - С. 124-136.
135. Субхан, Д.А. Суфизм. Его святые и святыни: введ. в изучение суфизма со спец. отношением к Индии и Пакистану пер. с англ. / Д.А. Субхан. М.: Диля; СП62000. - 240 б.
136. Султанов, Ш.З., Султанов К.З. Омар Хайям / Ш.З. Султанов, IC.3. Султанов. М.: Мол. гвардия, 1987. - 320, с.
137. Суфизм в контексте в мусульманской культуры: Сборник статей / АН СССР, Ин-т востоковедения, Науч. Совет по истории мировой культуры при президиуме АН СССР. Отв. ред. и авт. введ. Н.И. Пригарина. М.: Наук, 1989. - 337 с.
138. Суфизм: Мистики Ислама / А.Дж. Арберри; пер. с англ. М.О.Авдейчик, В.А. Литвиновская. -М.: Сфера, 2002. 266 с.
139. Суфии. Восхождение к истине: собрание притч и афоризмов / сост., пересказ текстов, предисл., словарь Лео Яковлевым. М.: Эксмо, 2006. 639 с.
140. Суфийская мудрость / Сост. В.В. Лавский. М.: Алетейа, 2002. -381 с.
141. Та1шрж;анов, Г. Тарихтан эдэбиятка / Г. ТаЬиржанов. - Казан: Таткитнэшр., 1979. - 168 б.
142. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Казан: Тат.кит.нэшр., 1944.- Т.1. - 587 б.; 1985. - Т.2. - 575 б.
143. Татар поэзиясе антологиясе. I китап. Казан: Тат.кит.нэшр., 1992.-544 с.
144. Тримингэм, Дж. С. Суфийские .ордены в исламе / Дж.С. Тримингэм пер. с англ. под ред. и с предисл. О.Ф. Акимушкина. М.: София: ИД «Гелиос», 2002. - 477 с.
145. Тукай Г. Избранное / Г.Тукай. Пер. с татар. B.C. Думаевой-Валиевой. Казань: Магариф, 2006. 239 с.
146. Тукай Габдулла. Стихотворения, поэмы и сказки / Перевод с татарского. Казань: Таткнигоиздат, 1986. — 415 с.
147. Урта гасыр татар эдэбияты тарихыннан: Мэкаллэр жыентыгы. -Казан, 1981.-131 б.
148. Услышь флейтиста: Суфийс.проза и поэзия / Ред.: М. Кузнецова и др. М.: Присцельс, 1998. - 184 с.
149. Усманов, X. Тюркский стих в средние века / X. Усманов. — Казань: Изд-во КГУ, 1987. 143 с.
150. Фатхетдинов, Ф.К. Некоторые особенности изучения творчества Умми Камала (на тат.яз.) / Ф.К. Фатхетдинов // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки. 2000. - № 1. - С. 76-81.
151. Фатхетдинов, Ф.К. Творчество поэта XV века Умми Камала (художественные и философско-этические проблемы): Автореф. дис. . канд. филол. наук / Ф.К. Фатхетдинов Уфа, 2002. - 24 с.
152. Философская энциклопедия. М.: Наука, 1987. - 190 с.
153. Фролова, Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии / Е.А. Фролова. -М.: Наука, 1983.- 169 с.
154. Хазраткулов, М. Суфизм / М. Хазраткулов. Душамбе: Маориф, 1988.- 124 с.
155. Хайям, О. Рубаит. / О. Хайям. Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекстана, 1983.
156. Хаккулов, И. Суфизм и поэзия / И. Хаккулов. Ташкент: Изд. полигр. об-ние им. Г.Гуляма, 1991. - 182 с.
157. Хализов, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализов . М.: Высшая школа, 1999.-398 с.
158. Хелминский, К. Знающее сердце: суфийский путь преображения / К. Хельминский; пер. с англ. Д. Пальца. М.: София, 2007. - 365 с.
159. Хасавнех, А. Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли: Дис. . канд. филол. наук:' 10.01.02 / A.A. Хасавнех.- Казань, 2002
160. Хисамов, Н.Ш. Беек язмышлы эсэр / Н.Ш. Хисамов. — Казан: Тат.кит.нэшр., 1984. 336 б.
161. Хисамов, Н.Ш. Поэма «Кыйссаи-и Йусуф» Кул Али. Анализ источников сюжета и авторского творчества / Н.Ш. Хисамов. -М.:Наука, 1979.-254 с.
162. Хисамов, Н.Ш. Поэты XVI века Кутб, Хорезми, Хисам Кятиб, Сайф Сараи и социально-философская проблематика их творчества / Н.Ш. Хисамов // История татарской литературы средневековья (VII -XVIII вв.). Казань, 2003. - 353 с.
163. Хисамов, Н.Ш. Роль взаимосвязей в средневековой литературе / Н.Ш. Хисамов // История татарской литературы средневековья (VII -XVIII вв.). Казань, 2000. - 353 с.
164. Хисамов, Н.Ш. Традиции древней литературы в поэзии Тукая / Н.Ш. Хисамов // Тукайны тешену юлында: «Габдулла Тукай» энциклопедик сузлек белешмэсенэ материаллар. Казан: ТаРИХ, 2003. -77 с.
165. Хисматуллин, A.A. Суфизм / A.A. Хисматуллин. СПб.: Азбука-классика: Петерб. Востоковедение, 2003. — 218 с.
166. Худяков, М. Очерки истории Казанского ханства, 2 изд-е / М. Худяков.-М., 1991.-С. 154- 155.
167. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич.- М.: Политиздат, 1991. 463 с.
168. Читтих, У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. Пер. с англ., араб. / У. Читтих. М.: Ладомир, 1995.-543 с.
169. Banarli, N.S. Türk edebiyati tarihi/ N.S. Banarli Istanbul, M.E.B. -1997.- lc.- 113s.
170. Eraydin, Selcuk. Tasavvuf ve tarikatler leri / Selcuk E. Istanbul, 1994.-518 s.
171. Erol, Güngor. Islam tasavvufunun meselelere / Güngor Erol.- Istanbul: Ötüken ne§riyat a. s., 1996. 220 s.
172. Hayrani, Altinta§. Islamin gercek yüzü / Altinta§ Hayrani. Ankara, 2005. -S. 45-49.
173. Kemper, Michael. Sufis and Gelente in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: der islamische diskurs unter russischer Herschaft/ M. Kemper. -Berlin: Schwarz, 1998.
174. Köprülüzade, F. Türk edebiyatinda ilk mutassavuflar/ F. Köprülüzade. 7 baski. Ankara, 1991.
175. Sühreverdi. Tasawufun esaslan. Avariful-mearif tercemese (Haz. K.Yilmaz: I. Cündüz). Istanbul: Erkan, 1989. - 688 s.
176. Yunus Emre divani. Hazirlayan pro f. Faruk Tamukta§. Ankara: Ba§bakanlik Basimevi, Eylül 1986.193. http://ru.wikipedia.org/wiki/194. http://www.salafsalih.narod.ru/tradiciyaekz.htm.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.