Мораль как дискурсивная формация тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Болотникова, Елена Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат философских наук Болотникова, Елена Николаевна
Введение.
Глава I. Историческая реконструкция идеи дискурса
§ 1. Идея дискурса в философии Античности и
Средневековья.
§2. Дискурс в концепциях классической философии
Нового Времени.
§3. Экспликация идеи дискурса в современной философии.
Глава II. Дискурсивные и недискурсивные практики в морали
§ 1. Культурные дискурсивные формации.
§2. Структура морали как культурной дискурсивной формации.
§3. Функция дискурсивной практики в системе дискурсивной формации морали.
§4. Практический моральный дискурс. Профессиональная этика.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Коммуникативный дискурс справедливости2009 год, кандидат философских наук Слоян, Геворг Гагикович
Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе: на материале журнала "Нева"2006 год, кандидат филологических наук Киселева, Ольга Владимировна
Дискурс М. Фуко как методология анализа современных социальных институтов и процессов2006 год, кандидат философских наук Кириллов, Павел Евгеньевич
Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности2008 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Владимировна
Трансцендентально-герменевтическая концепция языка: подход К.-О. Апеля2010 год, кандидат философских наук Ситникова, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мораль как дискурсивная формация»
Актуальность темы исследования
Для современного общества трудно переоценить значение морали как социального института, регулирующего поведение людей. Особенно важно это для российского общества, в котором эффективно работающие в прежние десятилетия механизмы, регламентирующие нравственные приоритеты, системы моральных ценностей и деятельность людей, на сегодня практически утратили свой авторитет. Кардинальные изменения, касающиеся экономической, политической, идеологической сфер жизни российского общества последних двадцати лет не могли не отразиться и на области моральных отношений. Кроме того, сфера морали испытывает колоссальное влияние со стороны процессов глобализации, научно-технического прогресса, расширения и усложнения коммуникативного пространства, характеризуется высокой скоростью актов ком-| муникации, присущих современным обществам во всем мире.
Актуальное значение исследования морали подчеркивается характеристикой современной эпохи как эпохи «этики ответственности», которая будет решающим образом способствовать выживанию человечества.1 Механизмы функционирования морали, логика становления и перспективы развития морали становятся важными областями знания, так как оказывают существенное влияние как на жизнь общества в целом, так и на экзистенциальную ситуацию отдельного человека, в частности. В этом плане уместно провести аналогию с «эффектом бабочки», названным так вслед за известным произведением Р.Брэдберри, когда решение моральной проблемы одним индивидом имеет последствия, выходящие далеко за пределы жизнедеятельности этого индивида, имеет, подчас решающее значение для существования культуры и мира в целом.
Мы видим необходимость исследования морали как автономной сферы культуры и вместе с тем как составного элемента мира культуры, в котором
1 Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. -М.: Логос, 2003. - С.291. учитывается рост влияния индивидуальных моральных выборов на судьбу культуры в целом. У подобного исследования открываются серьезные перспективы. С одной стороны, распространенная сегодня «техническая рациональность» (термин проф. Тульчинского Г.Л.) исключает моральную проблематику из сферы истинного знания, с другой стороны, такие практики как кодификация моральных норм, этическая экспертиза в области законодательства и права, экологии и медицины становятся повседневными фактами существования мира культуры. Рефлексия по поводу моральной проблематики концентрируется вокруг профессиональных, корпоративных, религиозных и национальных интересов, занимая все большее место среди гуманитарных исследований. Сфера морали изучается в экономическом, политическом, идеологическом, социологическом, лингвистическом, религиозном ракурсах.
Не меньшее значение в области современных гуманитарных исследова-ц ний приобретает проблематика дискурса как специфического способа конституирования социальной реальности. Распространенность дискурс-анализа, этики дискурса, коммуникативно-дискурсивных теорий анализа культуры, рост числа диссертационных исследований, посвященных дискурсу, подчеркивают перспективность исследования морали как дискурсивной формации.2 Более того, проблематика дискурса в связи с областью моральных суждений имеет давнюю историю: от античной парадигмы «on he on» до современных гуманитарных исследований в рамках философской антропологической парадигмы «exis-tenz».3
В этом плане анализ морали как дискурсивной формации представляет законный интерес для современной философской мысли, использующей адек
2 См.: Фриауф, В.А. Знание и реальность: типы онтологий и типы дискурса: Дис. док. философ, наук /В.А. Фриауф - Саратов, 1993г.; Гутнер, Г.Б. Онтология математического дискурса. Дис. канд. философ, наук. /Г.Б.Гутнер, - Москва, 1998г.; Уваров, М.С. Антиномический дискурс в европейской культурной традиции: дис. док. философ, наук. / М.С. Уваров. - СПб., 1995г.; Орлова Н.Ю.Антиномии диалогического дискурса: дис.канд. философ, наук / Н.Ю.Орлова. - Владивосток, 2000г.; Шеляхина, Н.В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве: дис.канд. социолог.наук:/ Н.В.Шеляхина. - Саратов, 2004г.; Шевченко Е.С. Диалектика дискурса и текста в современной социо-гуманитарной парадигме: дис.канд. философ, наук. / Е.С.Шевченко - Владивосток, 1997г.
3 О философских парадигмах см.: Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления /В.А. Конев// Философские науки. №6. 1991. С. 16-29. ватный методологический инструментарий и соответствующие лингвистические ресурсы. Тезисы философии XX века, объявившей о конструировании бессубъектной истории человечества и культуры, ориентируют на поиск таких объектов и структур, которые позволили бы говорить о морали без обращения к патетическим или идеологическим приемам. Дискурс, понятый как механизм функционирования социальной реальности, дает шанс реализовать подобный проект. Представление о морали как о дискурсивной формации позволяет избежать известной «гильотины Д.Юма», согласно которой большинству теорий морали присуще ничем не обоснованное выведение должного из сущего. Кроме того, онтологизация морали, предпринятая И.Кантом, который сформулировал принципы категорического императива, и «натуралистическая ошибка», отмеченная Дж.Муром в «Принципах этики», также оказываются не применимы в качестве критики к подобному ракурсу исследования морали. Возможно, имен-|i но поэтому интерес к моральной проблематике в связи с дискурсивной теорией актуализируется в последнее время. Об этом свидетельствует появление ряда критических исследований, объединяющих теорию дискурса и морали в различных проекциях и проблемных связях (В.Фуре - критическая социальная теория, Б.В.Марков - философская антропология, А.В.Разин - этическая теория, Ю.Хабермас - этика дискурса, К.-О.Апель - дискурсивно-коммуникативная этика, М.Фуко - постструктуралисткая этика и др.).
Степень научной разработанности проблемы
В первую очередь следует отметить, что в зарубежной и отечественной литературе предложенный нами подход к исследованию морали не рассматривался. Мы можем встретить отдельные работы, исследующие историю и теорию дискурса, работы, посвященные морали в теоретическом и прикладном ракурсе, а также работы, объединяющие моральную проблематику и теорию дискурса, однако мораль как дискурсивная формация не была предметом отдельного исследования. Весь комплекс литературных источников по интересующей нас проблематике можно условно разделить на три группы.
1. Историко-философская. В ней сосредоточены работы, посвященные исследованию дискурса, его истории, актуальному состоянию и общенаучным перспективам обращения к дискурсу в философской, лингвистической, социологической литературе. (Э.Кондильяк, Д.де Трасси, Г.В.Ф.Гегель, В.А.Канке, В.Карасик, В.Красных, М.Макаров).
2. Этическая. В ней мы объединили авторов, проблематизирующих вопросы морали в теоретической и прикладной перспективах (Аристотель, Плотин, И.Кант, И.Бентам, Дж.Мур, Р.Рорти, Ал.Макинтайер, Дж.Роулз, О.Г.Дробницкий, А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян).
3. Дискурсиено-этическая. К этой группе мы относим те работы, в которых проблематика дискурса и морали объединяется в различных соотношениях и проекциях (М.Фуко, Ю.Хабермас, П.Рикер, К.-О.Апель, А.В.Разин, А.И.Бродский, В.Н.Фурс, В.Ю.Перов).
§ Мы полагаем, что в XX веке тенденция к тематизации морали и дискурса приобретает широкое распространение.
• в русле «лингвистического поворота» (Ф.Ницше и Ф.де Соссюр);
• в контексте исследования жизненного мира и языковых игр (В.Витгенштейн);
• в работах представителей школы структурализма в философии, лингвистике (Р.Барт, П.Серио);
• в школе дискурс-анализа (Ван Дейк, Дж.Остин);
• в философском направлении деконструкции (Ж.Деррида);
• в проблематизации морали как «заботы о себе» (М.Фуко)
• в направлении этики дискурса (П.Рикер, Ю.Хаберамас, К.-О.Апель).
В современной отечественной литературе отдельные важные аспекты нашей тематики затрагивались в работах Б.В.Маркова (в связи с анализом дискурса как морали и практики), С.С.Неретиной (в плане исследования этических парадоксов смерти и бессмертия в дискурсе Средневековья и современности),
It
А.П.Огурцова (в конструировании этико-аксиологического дискурса), А.В.Назарчука (в перспективе этических проблем, характерных для общества в эпоху глобализации). Близкие к нашей проблематике вопросы затрагиваются в недавно вышедших сборниках Института Философии РАН «Благо и истина: классические и неклассические регулятивы»4 и «Истина и благо: универсальное и сингулярное».5
Объект исследования
Объектом исследования являются философские концепции, теории, учения, затрагивающие одновременно проблематику дискурса и морали, а также основные области культуры (искусство, мифология, религия, наука) и результаты их взаимного сопряжения (этикет, моральный кодексы, профессиональная этика, этика как наука).
Предмет исследования
Предмет настоящего исследования - дискурсивные и недискурсивные практики, которые организуют социальное и культурное существование морали, и оформляют мораль как особую дискурсивную формацию.
Цель исследования
Целью диссертационного исследования является анализ морали как культурной дискурсивной формации на основе исторической реконструкции идеи дискурса и культуры как совокупности дискурсивных формаций.
Задачи исследования
Задачи исследования определяются поставленной целью:
• проанализировать историю развития идеи дискурса в философии;
• реконструировать связь между исторической судьбой понятия дискурс и моральной проблематикой в философии соответствующих эпох;
• обосновать возможность анализа мира культуры как мира культурных дискурсивных формаций;
4 См.: Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998. -265с.
5 См.: Истина и благо: универсальное и сингулярное. - М., 2002. - 376с.
• рассмотреть структуру культурной дискурсивной формации морали;
• проанализировать профессиональную этику как феномен дискурсивной формации морали;
Методологическая и теоретическая основа исследования
Методологические принципы диссертации задаются спецификой предмета и задачами данного исследования. Мы используем метод исторической реконструкции, т.е. производим последовательное вычленение дискурса в проблематике философских работ, в котором особое внимание уделяется поиску возможных связей с областью исследований морали.
Отправная теоретическая точка нашего исследования - современные философские концепции, тематизирующие дискурс и мораль с точки зрения их объективации в культуре. В основном это работы европейских и российских *■ мыслителей (М.Фуко, Р.Рорти, Ю.Хабермас, П.Рикер, А.П.Огурцов, А.В.Разин,
А.И.Бродский, Б.В.Марков).
Помимо общенаучных принципов логического и типологического анализа, важным методологическим основанием исследования является обращение к положениям философии культуры, разработанным В.А.Коневым.6 Ситуация множественности подходов к определению дискурса, морали и культуры, которая определяет современное гуманитарное знание, не может быть разрешена с помощью редукции к какому-либо одному господствующему методу или технике анализа без значительного ограничения возможностей исследования. В нашем исследовании мы стремимся представить соответствующие философские концепции и подходы, отдавая предпочтение тем, которые в наибольшей степени позволяют развивать основные тезисы нашей работы.
В ходе исследования ведущими для нас выступают следующие понятия, методы и концепции: бСм.: Конев, В.А. Человеке мире культуры (Культура, человек, образование). Пособие по спецкурсу. Издание 2-е, исправленное и дополненное / В.А.Конев - Самара.: Издательство «Самарский университет». - 109с.
• генеалогический метод, разработанный Ф.Ницше, который предполагает выявление культурно-исторических условий происхождения дискурса и морали;
• понятие морали как «заботы о себе», введенное в философию
М.Фуко;
• концепция дискурсивных формаций, предложенная М.Фуко;
• концепция основных культурных форм (культурных категорий), на основе которых возникает, функционирует и развивается культура (В.А.Конев).
Научная новизна
1. Доказана ограниченность представлений о дискурсе как о понятии, принадлежащем исключительно гносеологической области философии или философии языка. В работе раскрывается богатый потенциал идеи дискурса в исследовании социально-философской проблематики, в частности, в области ис~
• следований морали.
2. В исследовании обосновывается возможность использования понятия «культурная дискурсивная формация» в качестве инструмента для изучения мира культуры.
3. Представлен анализ мира культуры как системы культурных дискурсивных формаций, образованных в результате взаимодействия дискурсивных и недискурсивных практик.
4. Основной результат диссертационной работы заключается в выявлении и обосновании перспективы анализа морали как культурной дискурсивной формации, которая основана на взаимодействии дискурсивных и недискурсивных культурных практик при доминировании первых. Дискурс морали трактуется в диссертации как дискурс оценок. Работа позволяет включить дискурсивную формацию морали в общее поле исследований современной социальной философии.
5. Проведен полномасштабный анализ профессиональной этики как одного из феноменов культурной дискурсивной формации морали. Раскрыты структура, содержание, внутренние и внешние связи профессиональной этики, в философском ракурсе исследованы проблемы, стоящие перед современной профессиональной этикой, определены перспективы ее дальнейшего развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Историческая реконструкция философской мысли показала, что дискурс присутствовал в истории философии в идейном, терминологическом и понятийном ракурсах. В содержательном плане историческая реконструкция идеи дискурса в философии обнаружила две основные линии развития: гносеологическую и лингвистическую. Их единство представлено в целостной самостоятельной теории дискурса, созданной М.Фуко.
2. На протяжении исторического развития идея дискурса обнаруживает тесную связь с моральной проблематикой в философии соответствующих эпох. В парадигме «on he on» эта связь опосредуется через понятие мудрости, достижение которой обеспечивается благодаря присущей человеку способности к дискурсивному суждению. В свою очередь мудрость является главной добродетелью, позволяющей человеку приблизится к Истине, одной из ипостасей Блага. Философия парадигмы cogito нацелена на поиск истины, но уже не в метафизическом, а в практическом плане. Такая трактовка возвышает роль дискурсивного мышления в деятельности человека, нацеливая его на посюстороннюю добродетельную жизнь, несмотря на ограничения, поставленные дискурсивному разуму Кантом, определившим категорический императив как вне- и над-дискурсивный. Философская парадигма «exitenz» связывает дискурсивные механизмы мышления и речи с разнообразными языковыми играми, жизненными практиками, формами и способами существования социальной реальности, социальными институтами, что приводит к возникновению отдельного направления в современной этике - этики дискурса.
3. Мир культуры может быть рассмотрен как мир культурных дискурсивных формаций. Культурная дискурсивная формация - это содержательно определенная совокупность дискурсивных и недискурсивных событий, процессов и объектов, которая возникает благодаря взаимодействию, игре и борьбе дискурсивных и недискурсивных практик. В соответствии с основными культурными формами, выделенными в концепции В.А.Конева, можно определить следующие культурные дискурсивные формации - мифология, искусство, религия, мораль и наука как основные формально-содержательные области мира культуры.
4. Внутренняя структура культурных дискурсивных формаций соответствует категориальной структуре мира культуры в целом. В каждой формации существуют остенсивный, императивный, аксиологический уровни и уровень форм-принципов. На каждом из этих уровней в формации образуются соответствующие культурные феномены. Процессуальный план функционирования культурных дискурсивных формаций представлен через взаимодействие дискурсивных и недискурсивных практик на каждом из названных уровней. На остенсивном уровне значение дискурсивных практик минимально, а на уровне форм-принципов оно вырастает до максимума.
5. Анализ культурной дискурсивной формации морали подтвердил предполагаемую структуру. На остенсивном уровне функционирования морали был выделен такой культурный феномен как этикет, на императивном уровне -моральный план религиозных систем, на аксиологическом уровне - системы моральных ценностей, например, таких как профессиональная этика, на уровне форм-принципов - этика как наука о морали. В процессуальном плане роль дискурсивных практик морали возрастает от остенсивного уровня к уровню форм-принципов. Дискурсивная практика морали представляет собой совокупность вербализованных форм, структурирующих процесс возникновения, развития и трансформации моральных оценок. Эти формы включают в себя способы конституирования человека в качестве морального субъекта; моральные правила и регулятивы в кодифицированной форме; действия человека, рассмотренные в аксиологическом ракурсе, т.е. моральные действия; этические системы. Каждая форма закрепляется в культуре благодаря соответствующим ей механизмам социального признания. Практический моральный дискурс представлен через анализ профессиональной этики.
Научно-практическая значимость исследования
Научная значимость исследования заключается в том, что анализ морали как культурной дискурсивной формации предполагает новые ракурсы исследования морали в рамках философии культуры. Перспективы имеет дальнейшее исследование морали как культурной дискурсивной формации во взаимосвязи с областями образования и воспитания.
Поскольку данная работа носит междисциплинарный характер (история философии, социальная философия, философия культуры, этика), то ее результаты могут быть использованы для выстраивания содержания курсов по философии, этике, культурологии, социологии культуры. К материалам диссертационного исследования можно апеллировать при подготовке курсов специальных ф учебных дисциплин, таких как «Этика и культура управления», «Профессиональная этика и этикет», «Этика государственной и муниципальной службы». Работа над темой диссертационного исследования позволила структурировать материал специализированного учебного курса «Профессиональная этика», что отражено в соответствующих методических рекомендациях и подтверждает возможность практического использования полученных в ходе исследования результатов.7 Практическая значимость исследования также включает в себя возможность использования материалов при подготовке программ по развитию культуры, образования и воспитания в учебных заведениях.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета.
Основные тезисы и идеи диссертационной работы были изложены в ряде выступлений автора на ежегодных научных конференциях в Самарском Госу
7 Болотникова, Е.Н.Профессиональная этика //Болотникова Е.Н.- Методическое пособие. - Самара, СМИУ, 2003.-27с. $ ч дарственном Университете(2004г., 2005г., 2006г.), Самарском муниципальном институте управления (2003г., 2004г., 2005г., 2006г.), а также в докладе на Международных конференциях «Дни Петербургской философии» (19-22 ноября 2005г.), «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 14-17сентрября 2004г.), Всероссийской конференции «Идея университета и топос мысли», посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета (3-5 октября 2005г.) и «Самарская ассамблея 2006».
Основные идеи диссертации отражены в 7 публикациях автора. Структура и объем диссертационного исследования В соответствии с целями и задачами исследования, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, насчитывающего 120 наименований. Общий объем диссертационного ф исследования составляет 160 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Повседневность: феномен неявного знания2009 год, кандидат философских наук Боголюбова, Светлана Николаевна
Аргументативный разум и основания действия2001 год, кандидат философских наук Сидоров, Алексей Михайлович
Феномен общественной морали: философский анализ2006 год, доктор философских наук Прокофьев, Андрей Вячеславович
Европейский дискурс другого: Культурологические модели ориентирования человека в современном жизненном мире2004 год, кандидат культурологии Смоляк, Ольга Алексеевна
Этика сообщества: Ж. Батай и Ю. Хабермас2009 год, кандидат философских наук Вайзер, Татьяна Владиславовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Болотникова, Елена Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование морали как дискурсивной формации представляет ее в качестве такого феномена социальной реальности, который одновременно автономен и инклюзивен, то есть, включен во все остальные сферы социальной действительности. Выявленные в исторической ретроспективе основные линии развития идеи дискурса - гносеологическая и лингвистическая получили свое логически обоснованное завершение в концепции дискурсивных формаций М.Фуко. Апелляция к концепции основных культурных форм В.А.Конева, в логике которых рассмотрен мир культуры, позволило содержательно наполнить понятие дискурсивной формации. Следуя этим положениям, мы проанализировали мир культуры как мир культурных дискурсивных формаций, основными среди которых выступают формации искусства, мифологии, религии, морали и науки. Выделение этих формаций не было результатом произвольного выбора автора, и не основывалась на авторитете морали, религии, науки как социальных институтов. Основанием такого рассмотрения структуры мира культуры как мира культурных дискурсивных формаций является категориальная структура культуры, выделенная в концепции В.А.Конева. Таким образом, мораль оказывается с одной стороны, автономной и содержательно определенной сферой производства, хранения, передачи и трансформации культурных значений, а с другой стороны, она предстает в неразрывной связи со всеми другими культурными дискурсивными формациями.
Предложенный в диссертации подход к анализу морали в полной мере отвечает принципам исследования дискурса, выдвинутым М.Фуко. Изучение морали как дискурсивной формации налагает запрет на конструирование некоего идеального типа дискурса, и обязывает не выходить за пределы дискурсивного измерения, а, требует исследовать дискурс, оставаясь в дискурсивном измерении.
Мы полагаем, что исследование морали как дискурсивной формации имеет серьезные научные перспективы. Исходя из предложенной внутренней структуры дискурсивной формации морали, может быть проанализирован целый комплекс феноменов современной социальной реальности. В их числе будут такие феномены, которые структурируют моральное поведение индивидов и которые находятся под влиянием тех или иных этических систем, опираются на формы и способы кодификации поведения индивидов и социальных групп. В этом ракурсе профессиональная этика, рассмотренная нами как вариант практического морального дискурса, предстает только одним из возможных феноменов, требующих дальнейшего исследования. Экзистенциальная проекция морали как дискурсивной формации также оказывается перспективной областью для дальнейшего изучения, поскольку позволяет говорить об индивиде и морали не в терминах сущности и долга, а через анализ ситуации выбора способов конституирования индивидом самого себя как морального субъекта.
Внешняя перспектива дальнейшего исследования морали как дискурсивной формации заключается в изучении связей, возникающих между моралью и другими дискурсивными формациями. Таким образом, может быть получен как бы пространственный абрис морали в социальной реальности. Взаимодействие морали и религии, морали и науки, морали и искусства рождает на сегодня не только новые течения в этических теориях, такие как прикладная этика или биоэтика, но, прежде всего, указывает на проблемы, присущие современному обществу, на масштаб этих проблем - все человечество вне зависимости от уровня цивилизационного развития конкретного сообщества. Речь идет об этической проекции развития генной инженерии, экологических проектах, этической экспертизе глобальных политических, юридических и экономических решений, затрагивающих судьбу миллионов людей, моральном обосновании решения проблем активной и пассивной эвтаназии, нравственной оценки аборта и смертной казни и др.
Таким образом, можно утверждать, что дальнейшее исследование морали как дискурсивной формации представляет интерес, исходя и из внешней и из внутренней перспективы.
Логичным и обоснованным в работе нам представляется положение о том, что исследование морали с позиций антидогматизма и антисубъективизма обладает важным значением для конкретного индивида, для его экзистенциальной ситуации, поскольку вопросы морального характера, собственно нравственный выбор неизбежен в жизни любого человека. Взгляд на мораль, принципиально избавленный от идеологических или патетических установок позволяет видеть, как мораль появляется, как она функционирует и трансформируется в обществе, за счет каких ресурсов она развивается, к какой аргументации апеллирует, к каким изменениям в социальной реальности это приводит. При этом не единые универсальные однозначные механизмы истины регламентируют это движение, но в каждой конкретной дискурсивной формации морали собственные правила и нормы, требования и цели позволяют увидеть мораль, ее высказывания и события в конкретности их свершения.
На наш взгляд, мораль, понятая как дискурсивная формация, позволяет исследовать важнейший план социальной реальности с учетом всех тех достижений, которые были накоплены в философии и методологии науки XX века. Вместе с тем, такой подход опирается на тот опыт связи между моральной проблематикой и идеей дискурса, который был выделен нами в ходе исторической реконструкции идеи дискурса. Подобная перспектива отвечает потребностям современной ситуации сложившейся в культуре и обладает значительной эвристической ценностью не только в теоретической, но в практической плоскости.
Очевидно, с дальнейшим усилением процессов глобализации, ростом научно-технических достижений и увеличением скорости и масшатабов коммуникативного пространства роль морали в социальном пространстве будет только возрастать. Как отмечает В.А.Канке, на наших глазах наступает эра «этики ответственности», в которой от морального кредо каждого отдельного человека и человеческого сообщества в целом зависит вопрос существования жизни, а потому значение исследований в области морали трудно переоценить. К
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Болотникова, Елена Николаевна, 2006 год
1. Августин, Исповедь / Августин // Блаженный Августин Творения (том первый). Об истинной религии. Издательство "Алетейя" Санкт-Петербург. УЦИММ-Пресс, Киев., 1998.
2. Августин, О христианском учении / Августин //Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т.Т.1. /Под ред.С.С.Неретиной; сост.С.С.Неретиной, Л.В.Бурлака. СПб.: РХГИ, 2001.-539 с.
3. Апресян, Р.Г. Добро и польза / Р.Г.Апресян // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. / Общ.ред. А.А.Гусейнова. -М.: Республика, 1992. С.14-38.
4. Арендт, X. Vita active, или О деятельной жизни / Х.Арендт. /Пер. с нем. и англ. В.В.Бибихина; Под ред. Д.М.Носова. СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
5. Аристотель, Этика / Аристотель. Пер. Н.В.Брагинской, Т.А.Миллер. -М.: ООО «Издательство ACT», 2002 - 492 с.
6. Аристотель, Метафизика / Сочинения в четырех томах / Аристотель. М.: «Мысль», 1978.
7. Асмус, В. Ф. Метафизика Аристотеля / В.Ф. Асмус //Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. Ред. В.Ф.Асмус. М.: «Мысль», 1976.
8. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф.Асмус. 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2001.-400 с.
9. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII- начало ХХв. / В.Ф.Асмус. М.:Едиториал УРСС, 2004 - 320 с.
10. Ю.Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р.Барт. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. - 512 с.
11. И.Бахтин, М.М. К философии поступка/ М.М.Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985г. -М.: «Наука», 1986. -С.80-161.
12. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В.Бибихин. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - 416 с.
13. Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Боэций. М.: Издательство «Наука», 1990. - 291 с.
14. Введенова, Е.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры / Е.Г.Введенова // Эволюция. Язык. Познание. -М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 113-134.
15. Вдовина, И.С. Поль Рикер / И.С.Вдовина // Философы XX века:Сб. /А.М.Руткевич (отв.ред.), И.С.Вдовина. М.: Искусство, 1999. - 263с.
16. Визгин, В.П. Жизнь и ценность. Опыт Ницше / В.П.Визгин // Жизнь как ценность. М., 2000. - С.7-29.
17. Визгин, В. Генеалогический проект Мишеля Фуко: онтологические основания / М.Фуко // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хар-хордина. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001.-С. 96-111.
18. Витгенштейн, Л. Философские работы. Часть I. / Л.Витгенштейн. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 612 с.
19. Витгенштейн, Л. Голубая книга/ Л.Витгенштейн. М., 1999.
20. Всемирная энциклопедия. Философия. // Гл. научн. ред. и сост. А.А.Грицанов. М.:АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2001. - 1312с.
21. Выжлецов, П.Г. Генеалогия субъекта в формациях власти и знания: Дис. .канд. философ, наук. СПб., 2000.
22. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф.Гегель. М., 1959. - 440 с.
23. Гиренок, Ф.И. Ускользающее бытие / Ф.И.Гиренок. М., 1994. - 220 с.
24. Гостев, В.А. Проблема человеческого мышления / В.А.Гостев // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2001. - С.30-68.
25. Греймас, А.Ж., Курте, Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А.Ж.Греймас, Ж.Курте // Семиотика / Сост., вступ. ст. и общ. ред. С.Степанова. /-М.: Радуга, 1983.
26. Губман, Б.Л. Западная философия культуры / Б.Л.Губман. Тверь, ЛЕАН, 1997.-287 с.
27. Гулыга, А.В. Кант / А.В.Гулыга. -М., «Молодая Гвардия», 1977. 304 с.
28. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В.Гулыга. -М.: Рольф, 2001.-416 с.
29. Гусейнов, А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики / А.А.Гусейнов, Г.Иррлитц. -М.: Мысль, 1987. 589 с.
30. Гутнер, Г.Б. Онтология математического дискурса: Дис. . канд. философ. наук. Москва, 1998.
31. Гутнер Г.Б., Огурцов А.П. Дискурс // Новая Философская энциклопедия. -М. 2000.В 4т. Т.1. С.670-671.
32. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. 6-е изд., стереотип. - М.: Русс.яз., 2000.
33. Декомб, В. Современная французская философия /В.Декомб. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. - 344 с.
34. Деррида, Ж. Структура: знак и игра в дискурсе гуманитраных наук /
35. Ж. Деррида // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К.Косикова. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С.409- 425.
36. Джохадзе, Д.В., Джохадзе Н.И. История диалектики: эпоха античности / Д.В.Джохадзе, Н.И.Джохадзе. М.: КомКнига, 2005. - 328 с.
37. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избр. труды / О.Г. Дробниц-кий. сост. Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с.
38. Зотов, А.Ф., Мельвилль, Ю.К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX в. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвилль. М.: Высш. шк., 1988. - 520 с.
39. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: Учебн. / А.Ф. Зотов. М.: Высш. шк., 2001.-784 с.
40. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А Шичалина, 2000. - 480 с.
41. История философии: Запад-Россия-Восток.(книга вторая: Философия XV-XIXbb.). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1996. - 557 с.
42. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия / В.А.Канке. М.: Логос, 2000. - 320 с.
43. Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. -М.: Логос, 2003. 352 с.
44. Кант, И. Лекции по этике / И.Кант / Общ.ред., сост. и вступ. ст. А.А.Гусейнова. -М.:Республика, 2000.- 431 с.
45. Кант, И. Трактаты /И.Кант. Санкт-Петербург, «Наука», 1996. - 549 с.
46. Кант, И. Критика чистого разума/И Кант // Сочинения. В 8т. Т.З. М., Чоро, 1994.-741 с.
47. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /В.И.Карасик. Москва: Гнозис, 2004. - 390 с.
48. Керимов, Т.Х. Гетеро-логика смысла / Т.Х.Керимов // Смысл «и» выражение: контроверзы современного гуманитарного знания: Сб. ст. и выступлений. Самара:Издательство «Двадцать первый век», 2001.- С.7-10.
49. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. АЛ.Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
50. Компт-Спонвиль, А. Ценность и истина: Циничные очерки / А. Компт-Спонвилль.- Пер. с франц. Е.С.Гамс, И.А.Мкушкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 256 с.
51. Конев, В.А. Философия бытия-события М.Бахтина / В.А.Конев // Онтология культуры (Избранные работы). Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.-С.101-141
52. Конев, В.А. Знаковость социальности /В.А.Конев // Смысл «и» выражение: контроверзы современного гуманитарного знания: Сб. статей и выступлений. Самара: Издательство «Двадцать первый век», 2001.- С.10-14.
53. Конев, В.А. Онтологические особенности мира человека: Учебное пособие по курсу "Философия», раздел «Социальная философия» / В.А. Конев. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. - 72 с.
54. Коновалова, JI.B. Новые моральные проблемы / Л.В.Коновалова // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения / Редкол.: А.А.Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. - С.200-205.
55. Коновалова, Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы) / Л.В.Коновалова. Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. - М., 1998. - 216 с.
56. Коплстоун, Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Ф. Ч. Коплстоун. Долгопрудный. Вестком, 1999. -274с.
57. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В.Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
58. Лаврова, А. Ф.Ницше, традиции и постмодернистский вызов /А.Лаврова// Ницше и современная западная мысль: Сб.статей / Под ред. В.Каплуна. -СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний Сад, 2003. С.370-380.
59. Ланин, Д.А. Витгенштейн и вопрос о реальности языка / Д.А.Ланин // Метафизические исследования. Выпуск 11. Язык. СПб.: Издательство «Алетейя» (СПб.), 1999. - С.46-58.
60. Ланина, Е.Е., Ланин, Д.А. Идеи и знаки: Семиотика, философия и теория коммуникации в эпоху Французской революции / Е.Е.Ланина, Д.А.Ланин. СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2004. - 248 с.
61. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л.Макаров. М.: ИТГДК «Гнозис», 2003. - 280 с.
62. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали / Пер. с англ. В.В.Целищева / А.Макинтайр. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 384 с.
63. Мальковская, И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы / И.А.Мальковская. -М.: КомКнига, 2005. 240 с.
64. Марков, А. «Думать иначе»: этика и логика в «философской деятельности» Мишеля Фуко / М.Фуко // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. - С. 138-146.
65. Марков, Б.В. Знаки бытия / Б.В.Марков. СПб.: «Наука», 2001. - 567 с.
66. Мельвиль, Ю.К. Новые веяния в метафизике США / Ю.К.Мельвиль // Вопросы философии. 1989. - №6. - С. 140-149.
67. Милтс, А.А. Совесть / А.А.Милтс // Этическая мысль: Научн.-публицист, чтения / Редкол.: А.А.Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. - С.274-296.
68. Мотрошилова, Н.В. О лекциях Ю.Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции/Н.В.Мотрошилова //Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., АО «KAMI» Издательский центр ACADEMIA, 1995.
69. Мур, Дж. Принципы этики / Дж.Мур. М.: «Прогресс», 1984. - 322 с.
70. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра / С.С.Неретина. М.: Гнозис; 1994 216 с.У
71. Неретина, С.С. Автор и дискурс/ С.С.Неретина // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.-М., 1998.- С.39-63.
72. Неретина, С.С. Смерть как условие бессмертия: Этические парадоксы / С.С.Неретина // Истина и благо: универсальное и сингулярное. М., 2002. - С.3-38.
73. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1980.
74. Никулин, Д.В. Основные понятия и проблемы античной философии / Д.В.Никулин //История философии: Запад Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. -М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2000. - С. 197 - 202.
75. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. / Фридрих Ницше. Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990.
76. Огурцов, А.П. Благо и истина: линии расхождения и расхождения / А.П.Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.-М., 1998.-С. 5-39.
77. Орлова Н.Ю.Антиномии диалогического дискурса: Дис. .канд. философ. наук. Владивосток., 2000.
78. Платон, Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Платон; Общ.ред. А.Ф.Лосева и др.; Авт.вступит.статьи А.ФЛосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 864 с.
79. Пермяков, Ю.Е. Правовая норма в обратной перспективе / Ю.Е.Пермяков // Вестник Самарского Государственного Университета. Гуманитарная серия. 2006. - №1(41). - С. 164-170.
80. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л.Тульчинского, М.С.Уварова. СПб.: Але-тейя, 2000.-415 с.
81. Петрунин, Ю.Ю., Борисов, В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие / Ю.Ю.Борисов, В.К.Борисов. 2-е изд. - М.: 2001. - 280 с.
82. Пешков, И.В. М.М.Бахтин: от философии поступка к риторике поступка / И.В.Пешков. Издательство «Лабиринт», Москва - 1996. - 176 с.
83. Плотин, Эннеады / Плотин. -Киев.: «УЦИММ-ПРЕСС», 1995.
84. Разин, А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов / А.В.Разин. -М.: Академический Проект, 2002. 496 с.
85. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П.Рикер. -Московский философский фонд. М.: «Academia- Центр», «Медиум», 1995.-413 с.
86. Рикер, П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе / П.Рикер. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.- 224 с.
87. Рикёр, П. История и истина / П. Рикёр. СПб.: Алетейя, 2002. - 400 с.
88. Рорти, Р. Случайность, ирония и солидарность / Р.Рорти. М., Русское феноменологическое общество, 1996.
89. Рыклин, М. Террорологики / М.Рыклин. Тарту-Москва: «Эйдос», 1992. -221 с.
90. Рябцева, Н.К. Дискурсивное vs недискурсивное знание в языке, познании, мышлении, культуре и коммуникации / Н.К.Рябцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. - №1. - С. 116-123.
91. Савчук, В.В. Философия фотографии / В.В.Савчук. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 256 с.
92. Серио, П. Как читают тексты во Франции / П.Серио // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999.-С. 12-54.
93. Соколов, Б.Г. Язык и мысль / Б.Г.Соколов // Метафизические исследования. Вып. 12. Язык. СПб.: Издательство «Алетейя» (СПб), 1999. -С.21-35.
94. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVIII веков / В.В.Соколов. Учебн. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1996. - 400 с.
95. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф.Соссюр. М., «Прогресс», 1997. -695 с.
96. Столович, JI.H. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н.Столович // Вопросы философии. 2004. - №7. - С.86-97.
97. Стошкус, К. Этикет в развитии общества /К.Стошкус // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988. - С.240-258.
98. Уваров М.С. Антиномический дискурс в европейской культурной традиции: Дис. док. философ, наук. СПб., 1995.
99. Фома Аквинский. Сумма теологии Часть 1. Вопросы 75-119 / Фома Ак-винский. Киев. Эльга Ника-центр, 2005.- 576 с.
100. Фома Аквинский. Сумма теологии против язычников I / Фома Аквинский. Долгопрудный, 2002.Фриауф, В.А. Знание и реальность: типы онтологий и типы дискурса: Дис. . док. философ, наук. Саратов., 1993.
101. Фуко, М. Археология знания / М.Фуко. К.: Ника-Центр, 1996. - 208 с.
102. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
103. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М.Фуко. М.: Праксис, 2002. - 384 с.
104. Фуко, М. Ницше, генеалогия, история / М.Фуко // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей / Под ред. В. Каплуна. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. - С.532-560.
105. Фуре, В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В.Н. Фуре. -Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. 224 с.
106. Фуре, В.Н. Контуры современной критической теории / В.Н.Фурс. -Мн.:ЕГУ, 2002.- 164 с.
107. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: «Наука», 2001. - 378 с.
108. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы / Ю.Хабермас. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 144 с.
109. Шадрин, А.А. Социально-философская дискурсивность в аспекте герменевтического анализа: Дис. .канд. философ, наук. Ижевск., 2004.
110. Шевченко, Е.С. Диалектика дискурса и текста в современной социо-гуманитарной парадигме: Дис. .канд. философ, наук. Владивосток., 1997.
111. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей / М.Шелер. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. - 231 с.
112. Шеляхина, Н.В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве: Дис. .канд. социолог.наук. Саратов., 2004.
113. Шепель В.М. Человековедческая компетенция менеджера. Управленческая антропология / В.М.Шепель. М.: Дом педагогики, - 2000. - 544 с.
114. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. Мн.: ООО «Поппу-ри», 1998.-720 с.
115. Яковлева, Л.И. Философия Средневековья/ Л.И.Яковлева // Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. ВозрождениеА
116. Авт.-сост. Л.И.Яковлева и др. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО Издательство «АСТ» 2003. - 800 с. 120. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К.Ясперс. - М.: Республика, 1994.-527 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.