Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Комиссаров, Иван Игоревич

  • Комиссаров, Иван Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 208
Комиссаров, Иван Игоревич. Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2017. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Комиссаров, Иван Игоревич

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Моделирование как средство научного познания

1.1. Понятие «модель» в философии и науке

1.2. Виды и структура моделей

1.3. Функции моделей

Глава 2. Моделирование как парадигма гуманитарного познания

2.1. Механистическая модель в социальном познании

2.2. Модель «социального организма»: достижения и пределы

2.3. Понятие «идеальный тип» и его роль в эволюции метода моделирования в гуманитарном познании Х1Х-ХХ вв

2.4. Формационная и цивилизационная модели: сравнительный анализ

2.5. Моделирование в гуманитарном познании: тенденции становления

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ»

Введение

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

- использованием понятия модель преимущественно в естествознании, вытекающей отсюда недостаточной разработкой содержания данной категории и формирующегося на ее базе метода (моделирование) в гуманитарных науках;

- необходимостью ревизии существующих в гуманитарных науках моделей, выяснения их статуса, иерархии;

- потребностью в выявлении тенденций становления и перспектив развития моделей в гуманитаристике;

- фиксации теоретико-методологических, мировоззренческих недостатков и достоинств тех или иных гуманитарных моделей;

- важностью установления влияния моделей, сформировавшихся в гума-нитаристике, на индивидуальное, общественное сознание и социальное действие, приводящее личность и социум как к позитивным, так и к деструктивным последствиям;

- осмыслением необходимости использования моделей применительно к современным общественно-историческим процессам (в т. ч. происходящим в России), включая выяснение того обстоятельства, насколько успешным будет моделирование существующей в настоящем социальной действительности при помощи моделей, разработанных в XVШ-XX вв.

В целом актуальность работы детерминируется: недостаточной адаптиро-ванностью категории «модель» к интересам гуманитарных наук; наличием в гуманитаристике множества моделей, соотношение которых между собой точно не зафиксировано; отсутствием выявленной системы тенденций становления моделей и метода моделирования в сфере гуманитарного познания.

Степень разработанности проблемы. Понятие «модель» стало широко использоваться в философско-научных дискуссиях со второй половины XIX в.,

главным образом, применительно к области естественнонаучного знания. Однако на практике данная категория начала применяться мыслителями для создания теоретических конструкций гораздо раньше, в т. ч. ив социально-гуманитарном познании. Поэтому имеет смысл выделить в научной, философской литературе несколько исследовательских групп, позволяющих структурировать этапы и особенности становления моделей, метода моделирования в гу-манитаристике и за ее пределами.

В первую группу входят труды классиков научного и философского познания, с которых можно проследить как историю употребления термина «модель», так и применение метода моделирования в метафизических, теоретических и практических исследованиях, начиная со времен Античности вплоть до эпохи Просвещения.

Античные древнегреческие мыслители смогли представить ряд умозрительных моделей Земли, мироздания. Стоит упомянуть теоретические конструкции Земли как «цилиндра» Анаксимандра; иерархии «земных субстанций», венчаемой «перводвигателем» (Богом) Аристотеля; «атомов» Демокрита и Эпикура; наконец, доминировавшую столетиями геоцентрическую модель Вселенной александрийца Птолемея (II в.).

Однако именно римскому миру ученые и философы обязаны появлением самого термина «модель», происходящего от латинского слова «modus», «modulus», которое имело применение сугубо в практической сфере: при строительстве архитектурных объектов использовались модели, или прообразы, строящихся сооружений.

В Средневековье предприняты попытки к адаптации иерархизированной модели Аристотеля силами католических схоластов в лице Ф. Аквинского к христианскому мировоззрению: на место абстрактного перводвигателя помещался персонифицированный христианский Бог. В эпоху Ренессанса в Италии возрождается интерес к римским архитектурным моделям, что знаменует прочное вхождение слова «модель» в европейские языки. В XVI в. Н. Коперник

предложил гелиоцентрическую модель Вселенной, которая заняла место уже устаревшей на тот момент модели Птолемея.

В XVII в. Р. Декарт использует понятие модели для обозначения изоморфной теории, которая обладает структурным подобием с другой теорией. Наконец, в XVIII в. учеными-физиками используются аналоговые модели, которые способны дать представление об объектах мало изученной области знания, прибегая к аналогии с уже хорошо известными объектами. Так, И. Ньютон представлял свет в виде потока корпускул, а Х. Гюйгенс - с помощью колебаний «эфирной материи».

Тем самым мыслители ввели в научно-философский оборот понятие «модель», активно использовали его для создания теоретических конструкций в сфере мировоззрения и разных дисциплин, но к единому мнению относительно сущности и свойств данной категории не пришли.

Вторую группу исследований составляют представления естествоиспытателей середины XIX - начала XX вв. (Дж. Максвелл, Л. Больцман, У. Том-сон). Они использовали модели и метод моделирования для осмысления процессов физического мира (например, колебаний электромагнитного поля), создания общей картины его динамики.

В гносеологическом плане под влиянием указанных ученых сформировался ряд методологически важных позиций. Во-первых, любую модель можно представить в виде материального предмета (Л. Больцман). Во-вторых, возник вопрос о необходимости (полезности) использования моделей в научном и обыденном познании, на который давались как положительные (Н.А. Умов), так и отрицательные (П. Дюгем) ответы. Данные концепции впоследствии не раз воспроизводились при осмыслении специфики применения моделей в науке, включая гуманитарные дисциплины.

Третью группу представляют западные философы XX - начала XXI вв., которые разрабатывали и продолжают разрабатывать содержание метода моделирования в отношении вопросов сущности, строения, функций моделей.

В первую половину XX в. интерес к моделям значительно снижается, о чем свидетельствуют труды Э. Маха, А. Пуанкаре, Р. Карнапа. Но с середины ХХ столетия моделирование вновь занимает важное место в трудах философов. Об этом говорят исследования С. Хартмана, Р. Фригга, М. Вартофского, С. Гленнана, П. Макхамера, Л. Дардена, К. Кравера. Здесь поставлены вопросы о сущности моделей, роли в их создании внешних и внутренних аналогий (П. Ахинштейн, Э. Хаттен, Э. Нагель), эвристической ценности метода моделирования для научного познания (Т. Кун). Особенно хотелось бы отметить монографию Д. Бэйлер-Джонс, которая является крупным обобщающим итогом западных исследований по указанным проблемам.

В результате, модели перестают рассматриваться исключительно в качестве трехмерных материальных предметов. Западные исследователи признают, что модели обязательно должны включать в себя многочисленный класс абстрактных объектов. К сожалению, указанные специалисты почти не рассматривали методологические проблемы, возникающие при использовании моделей в гуманитарном познании.

К четвертой группе относятся исследователи из СССР, занимавшиеся проблемами научно-философского моделирования с позиций диалектического материализма.

Специалистов советского периода интересуют, прежде всего, гносеологические проблемы метода моделирования применительно к биологии (И.Т. Фролов), к кибернетике (И.Б. Новик), а также к другим областям естественнонаучного знания. Здесь крупнейшим мыслителем, изучавшим модели, являлся В.А. Штофф. Он определял модель в качестве самостоятельного объекта изучения (не сводимого к теории), а моделирование видел средством познания окружающей действительности, не редуцируемым к другому методу.

Отдельная группа философов науки рассматривала метод моделирования с общих гносеологических позиций. Здесь стоит особо отметить работы А.И. Уемова и К.Б. Батороева, а также труды Я.Г. Неуймина, Б.А. Глинского, Б.С.

Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, В.К. Лукашевича, Я.К. Ребане и многих других.

Хотя исследователей в СССР интересовали преимущественно естественнонаучные модели, можно обозначить ряд специалистов, занимавшихся моделированием общественных процессов и явлений. Так, Э.В. Каракозову интересовали общие вопросы моделирования в общественных науках. А.С. Гусейнова, Ю.Н. Павловский, В.А. Устинов, И.Д. Ковальченко применяли метод моделирования к объектам исторического познания, тогда как И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Варыгин, В.А. Малахов работали над созданием социологических моделей.

Итак, изучение моделей на базе диалектического материализма позволило дать всесторонний анализ данного объекта через важную философскую категорию - отражение. В то же время, исследование моделей только под углом зрения одного типа мировоззрения приводило к риску эвристического «застоя», воспроизводству имеющихся концепций в гуманитаристике.

Пятая группа представлена современными российскими исследованиями проблем сущности моделей и метода моделирования, начавшимися в 1990-е гг. К важным тенденциям этого периода относятся: отход от одностороннего следования принципам диалектического материализма в пользу методологического плюрализма, расширение сферы применимости моделирования к объектам гуманитарного познания.

Так, современные определения данного метода уже включают в свой состав необходимость использования моделирования для изучения объектов гуманитарного знания. Например, С.А. Лебедев трактует моделирование как «метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного (курсив мой - И.К.) типа...»1. У отечественных ученых-гуманитариев моделирование находит широкое применение к социальным (Ю.М. Плотинский), ис-

1Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. М., Академический Проект, 2008. С. 445.

торическим (Д.А. Гагарина, М.А. Штанько), социально-историческим (Н.В. Аверина), политическим (Э.Н. Ожиганов) процессам. Кроме того, интересно построение моделей для реконструкции альтернатив прошлого, создания соответствующих исторических контрфактических сценариев (А.В. Бочаров, С.А. Модестов, В.А. Нехамкин и др.). Эвристический потенциал имеет моделирование исторических и иных социальных процессов на базе принципов синергетики, опирающееся на понятие «точка бифуркации». Оно получило развитие как на Западе (И. Пригожин, Э. Ласло и др.), так и в России (С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий и др.).

Изучение моделей и особенностей использования метода моделирования в гуманитарном познании происходит в рамках диссертационных работ по политологическим, социологическим, философским специальностям (среди последних значительную роль играют исследования в рамках социальной философии ). Кроме того, указанная тематика находит выражение в ходе научных конференций: «Современный мир: модели и реальность» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2009); «Модель общества и национальная безопасность» (Калининград,

2

Король М.П. Эволюция концептуальных моделей социальной реальности: дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Международный университет природы, общества и человека «Дубна». Москва. 2013. 149 с.; Кузьменко Г.Н. Базовые аксиологические модели в социально-философском знании: дис. ... д. филос. н. (09.00.11). РГСУ. Москва. 2010. 264 с.; Рупова Р.М. Антропологические модели в социальной философии XX - начала XXI веков: дис. ... к. филос. н. (09.00.11). РГСУ. Москва. 2008. 168 с.; Филиппов С.И. Условия макрокультурных трансформаций и модели цивилизационного развития: дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 2003. 215 с.; Юрлова М.Д. Концептуализация политического субъекта в консенсусных и дис-сенсусных моделях демократии: дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Северный (арктический) федеральный университет. Архангельск. 2013. 140 с.

КЮИ МВД России, 2010); «Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации» (Саратов, СГТУ, 2014) и др.

В целом понятие «модель», метод моделирования прошли длительную эволюцию в научном познании и философии. Вместе с тем заметен «крен» при исследовании данного вопроса в сторону естествознания. Именно возникшие там модели и способы познания служили образцом для многих специалистов. Модели в гуманитарных науках не получили пока столь подробного рассмотрения, как в отношении естествознания. Хотя интерес к данным теоретическим конструкциям активно проявляется как в России, так и за ее пределами. Отсюда наша работа и сосредотачивается на теоретико-методологическом изучении моделей в социально-гуманитарном познании.

Объект диссертационного исследования - модели в социально-гуманитарном познании, типология, формы их проявления.

Предмет исследования - моделирование как средство исследования социальной действительности.

Цель диссертационного исследования - выявление места моделей в современном социально-гуманитарном познании и перспектив их использования для исследования современного общества и его прошлых состояний.

Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, предполагают:

1. Сформулировать авторское определение понятия «модель», способное учесть достоинства и устранить недостатки уже известных дефиниций, отражающее специфику гуманитарных наук.

2. Выявить наиболее общую структуру, присущую моделям, используемым в гуманитаристике.

3. Дать классификацию функций моделей в научно-философском познании, указав особенности их проявления в гуманитаристике.

4. Осуществить анализ наиболее важных, востребованных (механистических, организмических, идеально-типических) моделей в области гуманитарных наук, раскрыть их базовые положения, достоинства, недостатки.

5. Рассмотреть, как механистические, организмические, идеально-типические модели проявляются на уровне частных теоретических конструкций в философии истории (на примере формационного и цивилизационного подходов), как здесь реализуется структура и функции моделей гуманитарных наук.

6. Показать тенденции становления, перспективы использования метода моделирования в гуманитарном познании.

Научная новизна диссертации определяется тем, что:

1. Дано авторское определение категории «модель». Выявлены ее типы, структура применительно к гуманитарному познанию.

2. Раскрыта структура механистической и организмической моделей в гуманитаристике. Показано, что они порождены достижениями естествознания и путем использования внешних по отношению к обществу аналогий (между социумом и механизмом/организмом соответственно).

3. Осуществлен анализ модели идеального типа, разработанной М. Вебе-ром и иными учеными. Констатировано, что она создается путем максимального абстрагирования от реальности (в отличие от механистических и организми-ческих моделей, формирующихся по аналогии с реальными механизмами и организмами). Выделены дифференцированные и интегральные модели идеального типа.

Проведено сравнение модели дифференцированного идеального типа (представленного формационной теорией) и интегрального идеального типа (представленного цивилизационным подходом).

4. Выдвинута гипотеза, согласно которой существуют ряд общих моделей, выступающих теоретической основой остальных, частных моделей в социально-гуманитарном познании, т.е. являющихся их модельной матрицей. Сюда отнесены модели механизма, организма (как целое и разделяющаяся на модели «органов» и «клетки»), идеального типа (дифференцированного и интегрального). Указанные модели, их положения, поодиночке или вместе, в разных сочетаниях присутствуют (воспроизводятся) в частных (конкретных) социаль-

ных моделях, формируют их методологию и содержание, направлены на реконструкцию социальной действительности в целом на максимально абстрактном уровне.

Кроме модельных матриц существуют и частные модели. Они описывают какой-либо фрагмент социальной реальности (например, предпринятое М. Вебером выделение идеально-типических европейских городов или влияния «протестантской этики» на генезис капиталистических отношений), становление какого-либо объекта в исторической ретроспективе (формационный, циви-лизационный, миров-экономик, мир-системный подходы).

Показаны тенденции, относящиеся к модельной матрице и частным моделям в рамках гуманитарных наук.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель определяется нами как установленный субъектом, базирующийся на определенных теоретических допущениях и упрощении реальности, идеализированный материальный или идеальный (абстрактный) аналог объекта гуманитарного или естественнонаучного исследования, способный благодаря своей изоморфности отображать его и давать о нем новое знание. Отмечается, что на базе модели строится особый, применяемый в естествознании и гумани-таристике, метод познания - моделирование.

Выделен доминирующий вид моделей в гуманитарных науках: абстрактно-теоретический (существующий наряду с масштабными моделями, моделями-аналогами). Установлена внешняя и внутренняя структура абстрактно-теоретических моделей. К первой относятся следующие элементы: начальный -промежуточный - конечный. Ко второй - иные элементы: предпосылки (аксиомы); базовая категория (объект) с определенным содержанием; параметры; система параметров; фазы развития объекта (если есть); базовые положения; выводы (теоретические и практические). Данные проявления структуры находятся между собой в единстве.

2. Выявлены базовые положения механистической модели: а) социальный мир подобен миру физическому (природному), ибо в обоих действуют законы;

б) общество представляет собой особый тип «механизма», части которого (люди) взаимодействуют друг с другом (путем «использования» сил притяжения-отталкивания); в) социум развивается (несмотря на отдельные отклонения) в одном направлении: линейно, прогрессивно; г) в подобном закономерном, предсказуемом мире нет места случайностям; д) в социальном мире имеет место жесткая предопределенность. Указано, что предпосылка данной модели -тезис о том, что общество и даже отдельный человек - особый тип механизма, управляемый природными и социальными законами, где доминирует детерминизм, жесткие причинно-следственные связи, нет места случайности.

Зафиксированы базовые положения организмической модели в социальном познании: а) опора на биологию, а не физику при реконструкции объекта; б) общество - аналог биологического организма; в) наличие в становлении любых «организмов», включая социальный, универсального цикла «рождение -жизнь - гибель» (теоретико-эмпирическая предпосылка модели); г) разделение данной модели на две теоретические конструкции (модель органов и модель клетки); д) сосуществование в рамках модели подходов, отрицающих и признающих линейность социальной действительности; е) тезис о признании преемственности между природным (биологическим) и социальным миром (модели становления первого на качественно новом уровне проявляются во втором); ж) отсутствие жесткого антагонизма между механистической и организмиче-ской моделями.

Сделан вывод, что в современном междисциплинарном социальном познании целесообразно стремиться к дополнительности механистической и ор-ганизмической моделей (с учетом их базовых методологических и мировоззренческих отличий).

3. Дифференцированные модели идеального типа строятся на базе одного или нескольких (т.е. ограниченного числа) параметров. Интегральные модели формируются иначе: путем объединения (синтеза) максимального количества параметров.

Результаты сопоставления конкретных моделей дифференцированного и интегрального идеального типа (в лице формационного и цивилизационного подходов) позволили прийти к следующим обобщениям. Базовые предпосылки моделей сходны по форме (рассматриваются индивиды), но отличны по содержанию (в первом случае - производственная деятельность людей и ее типы, во втором - их ментальность). Движущей силой развития и формаций, и цивилизаций выступает борьба (хотя и порожденная различными источниками). В методологическом плане в формационном подходе параметры модели упорядочены, находятся в однозначной иерархии (экономический базис общества детерминирует его надстройку), в цивилизационном - нет. Здесь в лучшем случае (С. Хантингтон) главным параметром модели объявляется религия, а национальная принадлежность, стиль жизни, язык находятся по отношению к ней в неопределенном положении. В худшем - соотношение параметров вообще не фиксируется.

Констатирована определенная комплексность, четкость построения фор-мационной модели в сравнении с цивилизационной. Выявлена закономерность: чем сложнее устроена идеально-типическая модель дифференцированного типа, тем более внешне непривлекательной для ученого, занимающегося конкретной гуманитарной наукой (например, историей), она окажется при сопоставлении с интегральным идеальным типом. Данной особенностью использования метода моделирования, его конкретизации на эмпирическом материале и обусловлена перманентная критика формационного подхода.

4. Установлены тенденции становления моделей, относящиеся к модельной матрице: усиление внутренней дифференциации; переход от внешних к внутренним аналогиям в динамике модельных матриц; временная и пространственная нейтральность модельных матриц; расширение числа моделей, составляющих данную матрицу.

Показано, что в случае частных моделей проявляются иные тенденции: усиление влияния субъективизма исследователя; временная ангажированность (детерминированность) частных моделей; возрастание роли предпосылок в

формировании содержания частных моделей; усиление влияния абстрактных предпосылок в формировании моделей; увеличение количества параметров.

Общетеоретическая основа диссертационного исследования охватывает научные достижения отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, философии истории, где метод научного моделирования находил широкое, но не всегда полное применение к общественным процессам и к обществу в целом, а также в области философии науки, где сам метод научного моделирования подвергался многочисленным исследованиям и разработкам.

Методологическая основа представлена широким набором общенаучных и социально-философских методов. Диссертационная работа основывается на применении междисциплинарного подхода, оказавшегося способным плодотворно связать между собой проблемы социальной философии с теоретическими построениями философии науки, естествознания и гуманитаристики. С помощью компаративистского метода осуществлен сравнительный анализ социальных моделей, находящихся в поле зрения данного исследования. Общефилософский диалектический метод позволил продемонстрировать динамику, качественные переходы в рамках той или иной модели, взаимосвязь входящих в нее элементов. На базе дедуктивного метода стало возможным восхождение от абстрактного к конкретному, что было показано согласованием абстрактных теоретических положений различных моделей с явлениями эмпирической реальности. Историко-логический метод позволил экстраполировать некоторые социальные модели XIX-XX вв. для познания динамики современного общества XXI в. Важное место в диссертации уделено традиционным методам: анализа и синтеза, идеализации и аналогии, а также методу идеальных типов (давшему название одноименной модели). Объект и предмет исследования был проанализирован на основе категориального аппарата, разработанного в области социальной философии и философии науки. Общим методом, связующим все этапы исследования и одновременно подлежащим изучению, выступает моделирование.

Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя справочную, периодическую и монографическую научную литературу.

Теоретическая значимость исследования определяется получением новых знаний в области философско-научного моделирования, заключающихся в уточнении определения понятия модели, в выявлении ее структурных элементов, а также в подробном анализе ее функций, задающем определенную иерархию последних. В другой, социально-философской области моделирования, также получены новые знания в результате анализа механистических, орга-низмических, идеально-типических, формационных и цивилизационных моделей, а также благодаря выявлению перспектив и закономерностей моделирования в гуманитарных науках. Диссертационная работа свидетельствует о ценности и перспективности использования метода моделирования в гуманитарной области знания, метода, который, главным образом, разрабатывается, используется и обсуждается в области естественных наук. Выводы диссертации вносят свой вклад в развитие социальной философии, философии истории, философии науки, а также таких гуманитарных дисциплин, как история, социология, политология, частично - психология.

Содержание данной работы соответствует паспорту специальности 09.00.11 - социальная философия (п. 27 Методологические проблемы исторического познания в современных социально-философских трактовках; п. 29 Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формацион-ной парадигм).

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности научных и педагогических работников, специализирующихся в следующих предметных областях: социальная философия, философия истории, философия науки, культурология, политология. Специалистами данных предметных областей могут быть использованы материалы исследования также и для подготовки спецкурсов в рамках социально-гуманитарных дисциплин и при написании учебных, методических материалов. Информация об особенностях моделирования в гу-

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Комиссаров, Иван Игоревич, 2017 год

Список литературы

1. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 1999. 428 с.

2. Аверина Н.В. Специфика моделирования социально-исторических процессов // Власть. 2010. № 12. С. 116-119.

3. Алаев Л.Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизацион-ных подходах к Востоку и к России // Историческая психология и социология истории. 2008. № 2 (2). С. 88-112.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М.: ТЕИС, 1996. 504 с.

5. Аралова Е.В. Философия глобальных категорий: цивилизация, культура, духовность // Власть. 2012. № 6. С. 58-61.

6. Арсланов В.Г. О материалистической диалектике и всемирной истории (некоторые поправки к марксистской концепции современного революционного процесса) // Социализм-21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культурная революция, 2009. С. 213-245.

7. Архипов Б.А. К вопросу о значении имени «цивилизация» // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 92-95.

8. Астахов Е.М. Глобальная цивилизация и Россия // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 5. С. 52-54.

9. Аттали Ж. Краткая история будущего. СПб.: Питер, 2014. 288 с.

10.Багатурия Г.А. К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества // Социализм-21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культурная революция, 2009. С. 165-212.

11.Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. 320 с.

12.Бахтин М.В. Эпистемология социально-исторического знания: модели истории и философско-антропологические репрезентации: автореф. дис. ... д.

филос. н. (09.00.08). БГТУ «Военмех» им. Ф.Д. Устинова. Санкт-Петербург. 2013. 43 с.

13.Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 624 с.

14.Бестужев-Лада И.В., Варыгин В.Н., Малахов В.А. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Наука, 1978. 103 с.

15.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М.: Международные отношения, 2010. 256 с.

16.Боровинская Д.Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Томский государственный университет. Томск. 2009. 23 с.

17.Бредихина Н.В. Динамика моделей интерпретации в процессе формирования исторической реальности: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.01). Алтайский государственный университет. Барнаул. 2009. 18 с.

18.Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. 218 с.

19.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.

20.Бурзалова А.А. Коэволюционная модель «человек, общество, природа» в контексте теории самоорганизации: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Бурятский государственный университет. Улан-Удэ. 2011. 21 с.

21.Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003. 256 с.

22.Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 507 с.

23.Вахитов Р.Р. Механицизм и органицизм: от классического к постклассическому пониманию природы и общества // Философская мысль. Научно-теоретический журнал. 2002. № 1-2. URL: http://nevmenandr.net/vaxitov/mechanicus.php (дата обращения: 27.08.2016).

24.Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.

25.Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

26.Волжина О.И. Идеально-типическая модель семьи как предмет социологии культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 202-207.

27.Вольтман Л. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. М.: Белые аль-вы, 2000. 448 с.

28.Вормс Р. Общественный организм. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 272 с.

29.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.

30.Гагарина Д.А. Моделирование в истории: подходы, методы, исследования // Вестник Пермского университета. Механика. Информатика. 2009. № 7 (33). С. 26-33.

31.Гадельшина А.И. Актуальные проблемы изучения цивилизационных моделей в философии // Актуальные проблемы профессионального образования: тезисы региональной научно-практической конференции. Уфа: 2008. С. 7679.

32.Гадельшина А.И. Цивилизационные модели в контексте идеи единства наук // Духовные истоки русской философии: сборник материалов Кирилло-Мефодиевской научной школы. Саратов: Саратовский источник, 2010. С. 3943.

33.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367 с.

34.Ганчев П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 160-165.

35.Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 480 с.

36.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

37.Гоббс Т. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. 731 с.

38.Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: Одиссей, ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 765 с.

39.Гольбах П. Избранные антирелигиозные произведения. М.: Соцэкгиз, 1934. Т. 1. 658 с.

40.Гольбах П. Избранные произведения в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. Т. 1. 715 с.

41.Гольбах П. Избранные произведения в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. Т. 2. 563 с.

42.Гончаров И.А. Государственность, свобода и наемный труд: три неизвестные в социальной модели Платона // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. № 3. С. 287-290.

43.Горина Е.Н. Л.И. Мечников о роли географического фактора в развитии общества // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2008. Т. 8, № 2. С. 54-58.

44.Горохов П.А., Вялых В.В. Современные модификации идеи общественного договора // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 19-23.

45.Григорьев А.Н. О социальной эволюции и способах производства // Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50). С. 77-79.

46.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. М.: Ольга, 1996. 286 с.

47.Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования (процесс развития и проблемы его научного воспроизведения). М.: Выс. Школа, 1961. 214 с.

48.Гулин А.С. Естественные и социальные факторы исторического процесса в философии истории Л.И. Мечникова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 4. С. 60-67.

49.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 640 с.

50.Гумплович Л. Основы социологии. СПб.: Издание О.Н. Поповой, 1899. 363 с.

51.Гундаров И.А. В муках рождается новая цивилизация // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 116-120.

52.Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 31-43.

53.Гусейнова А.С., Павловский Ю.Н., Устинов В.А. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М.: Наука, 1984. 158 с.

54.Деева Н.В. Российское общество в контексте поиска формы общественного договора // Власть. 2013. № 3. С. 16-18.

55.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. 816 с.

56.Дериглазова Л.В. Модернизация европейской социальной модели в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 1 (17). С. 64-74.

57.Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 414 с.

58.Ермаков М.А. Новая формация: бесклассовое общество, или информационный капитализм // Власть. 2013. № 9. С. 106-110.

59.Есть ли будущее у капитализма? Сб. статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 320 с.

60.Жалкиев В.Т. Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Краснодарский университет МВД России. Краснодар. 2011. 24 с.

61.Жуковский Д.А. У истоков формирования цивилизационной парадигмы в российской политической науке: политическое наследие Н.Я. Данилевского // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 105-109.

62.Законы истории: математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития / Под ред. А.В. Коротаева, Ю.В. Зинькиной. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 344 с.

63.Игошев Б.М., Галагузов А.Н. Культурологическая модель социального образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 15-20.

64.Ижаев О.М. Модернизация альтернативных моделей социальной справедливости: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Донской государственный технический университет. Ростов-над-Дону. 2010. 26 с.

65.Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007. 499 с.

66.Ипполитов Г.М. Формационный подход к познанию истории: исчерпан ли его потенциал? // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 6. С. 231-239.

67.Канарш Г.Ю. Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 50-60.

68.Капкаев Ю.Ш. Институциональная модель социального государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5. С. 5-12.

69.Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках: философско-методологические проблемы. М.: Высшая школа, 1986. 101 с.

70.Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1897. 456 с.

71.Катаев Д.В. Социально-экономические понятия и категории Макса Вебера в контексте историко-генетических исследований // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 106-108.

72.Катаев Д.В. Экономическая социология Макса Вебера и современность // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 89-91.

73.Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 314 с.

74.Кетле А. Социальная физика, или опыт исследования о развитии человеческих способностей. Киев: Типография И.И. Чоколова, 1911. 333 с.

75.Кибардина Л.Н. Особенности патерналистской модели российского социального государства // Омский научный вестник. 2010. № 4 (89). С. 64-67.

76.Ковальченко И.Д. О моделировании исторических явлений и процессов // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 72-93.

77.Кокаревич М.Н. Религия в контексте культуры и цивилизации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 7 (148). С. 68-72.

78.Коллинз Р. Четыре социологических традиции. М.: Территория будущего, 2009. 320 с.

79.Комлева Н.А. Концепция столкновения цивилизаций: прагматический аспект // Пространство и Время. 2011. № 2. С. 35-37.

80.Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 1024 с.

81.Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соц.-экономическое издательство, 1936. 265 с.

82.Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с.

83.Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 256 с.

84.Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 2000. 958 с.

85.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 520 с.

86.Король М.П. Эволюция концептуальных моделей социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук (09.00.11). Международный университет природы, общества и человека «Дубна». Москва. 2013. 149 с.

87.Кормщиков Д.А. К какой модели социальной политики стремится Россия? // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 439-444.

88.Корякин В.В. Общественно-экономические формации: сущность, структура, закономерности развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. Т. 1, № 2. С. 4-21.

89.Кошелев А.А. Идентификация социальной реальности в концепциях М. Ве-бера // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2008. Т. 8, № 2. С. 9-11.

90.Красавина Т.В. Содержание, формы, особенности постиндустриального общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5. С. 30-39.

91.Кузнецова С.В. О некоторых принципах этносимволистской концепции: идеальные типы и «время большой длительности» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4. С. 141-147.

92.Кузьменко Г.Н. Базовые аксиологические модели в социально-философском знании: дис. ... д. филос. н. (09.00.11). РГСУ. Москва. 2010. 264 с.

93.Кузьмин Г.С. Общественный договор как фундаментальный политический механизм регулирования конфликтов // Власть. 2014. № 7. С. 92-96.

94.Кузьмина Г.П. Органическая теория общества о «болезнях» социального организма // Философия и общество. 2007. № 1. С. 98-118.

95.Кузьмина Г.П., Гаврилова Н.Г. Органицизм как теоретико-методологическая основа миропонимания российских мыслителей // Фундаментальные исследования. 2014. № 6, ч. 4. С. 867-870.

96.Кузьмина Г.П., Глухова О.Ю. Всеединство, органицизм и устойчивое развитие в системе универсальных представлений о мире // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 152-156.

97.Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. 605 с.

98.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.

99.Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. 509 с.

100. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 208 с.

101. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. № 7. С. 3-125.

102. Лебедев С.А. Методология научного познания: монография. М.: Проспект, 2015. 256 с.

103. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический Проект, 2008. 692 с.

104. Лебедев С.А. Философия науки: терминологический словарь. М.: Академический проект, 2011. 269 с.

105. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 311 с.

106. Лилиенфельд-Тоаль П.Ф. Мысли о социальной науке будущего: человеческое общество как реальный организм. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 408 с.

107. Ловецкий Г.И., Гаврикова Н.А. Эволюция и экология мироздания: идеи и концепции // Гуманитарный вестник. Эл № ФС77-51037. 2014. Вып. 4. URL: http ://hmbul.ru/articles/197/197.pdf (дата обращения: 21.06.2015).

108. Лозовова Л.А., Немашкалова К.Г. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 120-128.

109. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 135-405.

110. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.

111. Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск: Наука и техника, 1983. 118 с.

112. Луков В.А. Биосоциология // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 319-323.

113. Майорова М.И. Моделирование социальных систем в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.11). Сибирская аэрокосмическая академия им. акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск. 2009. 18 с.

114. Максимов М.А. Интерпретация концепта «политическая деятельность» в современной философской мысли // Гуманитарный вестник. Эл № ФС77-51037. 2013. Вып. 4. URL: http://hmbul.ru/articles/64/64.pdf (дата обращения: 21.06.2015).

115. Маликова А.Х. Модели реализации концепции социального государства в мировой практике // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 4. С. 717.

116. Малькова Т.П. Тенденции развития науки: модели и плюрализм источников развития // Гуманитарный вестник. Эл № ФС77-51037. 2015. Вып. 7. URL: http://hmbul.ru/articles/266/266.pdf (дата обращения: 20.05.2015).

117. Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. М.: Типо-литография О.И. Лашкевич, 1895. 250 с.

118. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 288 с.

119. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. Т. 13. С. 1-167.

120. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. 794 с.

121. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. 775 с.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. Т. 3. 630 с.

123. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1955. Т. 4. 616 с.

124. Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, № 1. С. 31-37.

125. Маслобоева О.Д. Теоретико-методологический потенциал российского органицизма и космизма в контексте современной научной картины мира // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 2, № 4. С. 256-263.

126. Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981. 334 с.

127. Меликов И.М. Философия классического марксизма и русский социализм // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 3. С. 151-158.

128. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Прогресс, 1995. 461 с.

129. Мидоуз Д., Мидоуз Д., Рандерс Й. За пределами допустимого, глобальная катастрофа или стабильное будущее // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М.: Академия, 1999. С. 572-595.

130. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000. 878 с.

131. Миловзорова М.Н. «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского: формирование цивилизационного подхода к исследованию истории и прогнозированию будущего // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2, № 2. С. 85-94.

132. Мир философии. В 2 ч. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. 672 с.

133. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. М.: Территория будущего, 2008. 536 с.

134. Молешотт Я. Физиологические эскизы. М.: Изд-во Н. Полякова, 1865. 412 с.

135. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: ИФ РАН; Канон+; Реабилитация, 2010. 480 с.

136. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика. Л.: Наука, 1984. 187 с.

137. Нехамкин В.А. Диалог с будущим // Диалог. 1999. № 6. С. 55-60.

138. Нехамкин В.А. Контрфактические исторические исследования и синергетика (Пути взаимодействия) // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 120-129.

139. Нехамкин В.А. Сценарии несостоявшейся истории: за и против // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79, № 12. С. 1099-1106.

140. Нехамкин В.А. Теория общественного прогресса: достижения и пределы // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83, № 8. С. 711-719.

141. Новик И.Б. Гносеологическая характеристика кибернетических моделей // Вопросы философии. 1963. № 8. С. 56-68.

142. Нуреев Р.М. Сравнение экономических систем во времени: цивилизаци-онные подходы к анализу // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8, № 2. С. 138153.

143. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989. 690 с.

144. Обысов А.Н. «Постиндустриальное общество» и «социалистическая общественно-экономическая формация»: два названия одного явления? // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 57, № 3. С. 18-21.

145. Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. М.: РУДН, 2009. 189 с.

146. Окатов А.В. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 10. (138). С. 32-39.

147. Олейникова Е.Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3. С. 11-14.

148. Осипов Н.Е. Синергетика и исторический процесс // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 174-178.

149. Осипова-Дебрас Л.В. Теория Г. Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 114. С. 320-327.

150. Основы марксизма-ленинизма: учебное пособие. М.: Политиздат, 1958. 773 с.

151. Павлов А.В. Цивилизация и межцивилизационная эпоха // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 3. С. 1726.

152. Павловский А.И. Критическое осмысление цивилизационной модели Н.Я. Данилевского // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 4. С. 25-32.

153. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.: АСТ, 2005. 619 с.

154. Писарчик Л.Ю. Методология социального познания М. Вебера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 7. С. 93-103.

155. Платон. Сочинения в 4 томах. СПб.: Изд-во СПбГУ, Изд-во Олега Абыш-ко, 2007. Т. 3, ч. 1. 752 с.

156. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. 296 с.

157. Полетаева М.А. Глобализация как культурная проблема: анализ западного научного дискурса (И. Валлерстайн и С. Хантингтон) // Вестник МГЛУ. 2012. Вып. 11 (644). С. 56-71.

158. Попов Д.Г. Локальные цивилизации и цивилизационные противоречия: опыт постглобализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 122-128.

159. Попов М.В., Мазур О.А. Передовое и отсталое в различных формациях // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 15-17.

160. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 1. 448 с.

161. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 2. 528 с.

162. Предводителев А.С. Николай Алексеевич Умов. 1846-1915 // Умов Н.А. Избранные сочинения. М.; Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. С. 513-529.

163. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 3-19.

164. Рамазанов Ж.Ш. Мировые социально-экономические модели и Россия // Известия Томского политехнического университета. 2010. №6. С. 16-21.

165. Рахманов А.Б. Социальная философия Макса Вебера. Метаморфозы и кризисы. М.: КРАСАНД, 2012. 560 с.

166. Ромаданов Н.М. Функции девиации в социальном организме. Социально-философский анализ // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 3-4. С. 172-178.

167. Рупова Р.М. Антропологические модели в социальной философии XX -начала XXI веков: дис. ... к. филос. н. (09.00.11). РГСУ. Москва. 2008. 168 с.

168. Рыбина М.В. Цивилизационный подход: возможности и перспективы // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 6, № 1 (15). С. 70-77.

169. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М.: Языки русской культуры, 1997. 800 с.

170. Самохин А.В. Книга Ю.И. Семенова «Философия истории» и критика глобально-стадиальной концепции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2013. № 4. С. 90-100.

171. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск: Курсив, 1996. 526 с.

172. Семенов Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966. № 8. С. 88-106.

173. Семенов Ю.И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. М.: Волшебный ключ, 2008. 401 с.

174. Семенов Ю.И. Происхождение и развитие экономики. От первобытного коммунизма к обществам с частной собственностью, классами и государством (древневосточному, античному и феодальному). М.: Красанд, 2014. 720 с.

175. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

176. Скворец В.А. Жизнеустройство народа и моделирование социального организма // Философия и общество. 2013. № 3 (71). С. 87-104.

177. Скворцов И.П. О цивилизационно-культурных факторах формирования модели социальной политики современной России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 23-27.

178. Соболь О.Б. Философия свободы Томаса Гоббса в призме гражданского общества и государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 9 (35), ч. 1. С. 167-171.

179. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

180. Соколов А.С. От теории «общественного договора» к «философии истории» XIX-XX веков (предпосылки формирования постклассических моделей социальной реальности) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 8-16.

181. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1999. 1408 с.

182. Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: Типография Пороховщикова, 1898. 708 с.

183. Стакун Г.А. Место и роль моделирования в системе научного и художественного познания: автореф. дис. ... к. филос. н. (09.00.01). Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чебоксары. 2010. 23 с.

184. Старкин Ю.С. Формационный подход: за и против // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2009. № 3. С. 153-157.

185. Стронин А.И. История общественности. СПб.: Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1885. 770 с.

186. Суздалева Т.Р., Федоров К.В. «Догоняющая» модель модернизации: теоретические и историографические аспекты // Гуманитарный вестник. Эл № ФС77-51037. 2013. Вып. 5. URL: http://hmbul.ru/articles/67/67.pdf (дата обращения: 27.08.2016).

187. Сулашкин С.С. Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций. М.: Научный эксперт, 2013. 176 с.

188. Танасейчук А.Б. Культурно-исторический тип американской цивилизации и его особенности // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 106-109.

189. Тойнби А.Дж. Исследование истории: Цивилизации во времени и пространстве. М.: АСТ, 2009. 863 с.

190. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2010. 640 с.

191. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 781 с.

192. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.

193. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. 799 с.

194. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 717 с.

195. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. 311 с.

196. Узлов Ю.А. Европейская и российская цивилизация: опыт сравнительного анализа // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 30-37.

197. Федотова Н.Н. Конфликты, идентичность и диалог // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 27-34.

198. Филиппов А.Ф. Актуальность философии Гоббса. Статья первая // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8, № 3. С. 102-112.

199. Филиппов А.Ф. Актуальность философии Гоббса. Статья вторая // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8, № 3. С. 113-122.

200. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера / Под ред. В.М. Богуславского. М.: Наука, 1994. 720 с.

201. Философия истории: антология / Под ред. Ю.А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.

202. Философия науки: учебное издание для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2004. 736 с.

203. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем // Вопросы философии. 1961. № 2. С. 39-51.

204. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010. 588 с.

205. Фулье А. Современная наука об обществе. М.: КомКнига, 2007. 344 с.

206. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. 640 с.

207. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

208. Хвостов В.М. Социология. Исторический очерк учений об обществе. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 354 с.

209. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. М.: Московское Научное Издательство имени Г.М. Марк при Московском Научном Институте, 1919. 389 с.

210. Хмелевская С.А. Историко-философский анализ понятия «договор» // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 81-84.

211. Чекменева Т.Г. Теория и методология познания в трудах классиков социологии: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 7, № 12. С. 6063.

212. Черезова К.В., Сериков А.Е. Социальный эволюционизм Герберта Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2014. № 2 (16). С. 99-115.

213. Чернышев В.М. Среда общественного организма. М.: Мера, 1998. 516 с.

214. Чуйкова Л.Ю. Экологическая модель социальной системы: взаимосвязь и взаимообусловленность развития социальной и природной систем // Астраханский вестник экологического образования. 2011. № 2. С. 20-34.

215. Шереги Ф.Э. Категориальные модели в социологии // Историческая психология и социология истории. 2012. Т. 5, № 2. С. 107-135.

216. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Издание Бр. Башмаковых, 1910. 806 с.

217. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.

218. Шпенглер О. Политические произведения. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2009. 528 с.

219. Штанько М.А. Модель как результат исторического компаративного анализа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9 (23), ч. 1. С. 206-209.

220. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 302 с.

221. Шувалов В.И. Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 2. С. 1140-1143.

222. Щученко В.А. К вопросу о специфике типологического анализа в культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4. С. 89-96.

223. Энгельс Ф. К истории древних германцев. Франкский период. Марка. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 152 с.

224. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с.

225. Юдин А.В. Модели современной социальной политики государства: проблемы формирования и реализации // Власть. 2013. № 12. С. 117-120.

226. Юлдашева Ф.Х. К вопросу о взаимосвязи глобализации и цивилизации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 2. С. 36-41.

227. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.

228. Юрлова М.Д. Концептуализация политического субъекта в консенсусных и диссенсусных моделях демократии: дис. ... канд. филос. наук (09.00.11). Северный (арктический) федеральный университет. Архангельск. 2013. 140 с.

229. Яковенко И.Г. Познание России: цивилизационный анализ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 671 с.

230. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.: ИНИОН АН СССР, 1978. Вып. 1. 211 с.

231. Achinstein P. Concepts of science. Baltimore: John Hopkins University Press, 1968. 266 p.

232. Bailer-Jones D. Naturwissenschaftliche Modelle: von Epistemologie zur Ontologie // Argument und Analyse Sektionvorträge. 2002. P. 1-11.

233. Bailer-Jones D. Scientific Models in Philosophy of Science. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2009. 235 p.

234. Black M. Models and metaphors: Studies in language and philosophy. Ithaca: Cornell University Press, 1962. 267 p.

235. Boltzmann L. Model // The Encyclopaedia Britannica. New York: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1911. Vol. XVIII. P. 638-640.

236. Carey H.C. Principles of social science. Philadelphia: J.B. Lippincott & co, 1858. Vol. 1. 474 p.

237. Frigg R., Hartmann S. Models in science // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006. URL: http://plato.stanford.edu/entries/models-science/ (дата обращения: 27.08.2016).

238. Hartmann S. Modelle // Enzyklopädie Philosophie. Hamburg: Meiner, 2010. Vol. 2. S. 1627-1632.

239. Hartmann S. Modelle und Forschungsdynamik: Strategien der zeitgenössischen Physik // Praxis der Naturwissenschaften: Physik. 1995. № 1. S. 33-41.

240. Hesse M.B. Models and analogies in science. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1970. 184 p.

241. Hutten E.H. The role of models in physics // The British Journal for the Philosophy of Science. 1954. Vol. 4, no. 16. P. 284-301.

242. Kuhn T.S. The essential tension. Selected studies in scientific tradition and change. Chicago: The University of Chicago Press, 1977. 366 p.

243. Machamer P., Darden L., Craver C. Thinking about mechanisms // Philosophy of science. 2000. № 67. P. 1-25.

244. Nagel E. The structure of science: Problems in the logic of scientific explanation. Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1979. 618 p.

ОТЗЫВ

научного руководителя Нехамкина Валерия Аркадьевича на диссертацию Комиссарова Ивана Игоревича по теме «Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 -

социальная философия

Модели выступают важным элементом современного научного и обыденного мировоззрения. Без них ученые (уже с античных времен) не могут получить достоверного представления о мире. Причем модели бывают выраженными как в форме материальных объектов, так и умозрительно. Однако наибольшее распространение модели получили в естествознании. Отсюда трактовка их сущности, методология исследования и создания приобретали «однобокую» направленность. Нередки были в Х1Х-ХХ вв. случаи простой экстраполяции способов познания моделей из естествознания в гуманитаристику. В связи с обозначенными обстоятельствами проблематика моделей и моделирования приобретает значительную актуальность как в гуманитарном познании, социальной философии, так и за их пределами.

Автор данной работы, Иван Игоревич Комиссаров, - преподаватель кафедры философии и политологии Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, занимается проблемами социально-философского изучения моделей в гуманитарном познании длительный период. За это время им опубликованы 10 научных работ по теме исследования (включая 5 в журналах, рекомендованных ВАК РФ). Комиссаров И.И. проявил себя грамотным, целеустремленным педагогом и ученым.

Тема диссертации «Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ» сложна, многоаспектна, требует междисциплинарного подхода, учета информации, которую дают как гуманитаристика, так и естественные науки. Отсюда Комиссаров И.И. поставил перед собой труднейшую задачу - обобщить накопленные в разных дисциплинах

знания о моделях и методе моделирования применительно к гуманитарному познанию в его социально-философском аспекте (например, при анализе формационной и цивилизационной моделей в философии истории). Ее диссертант успешно решил, найдя собственный, специфический ракурс рассмотрения.

В процессе работы над диссертацией Комиссаров И.И. проявил себя как грамотный, работоспособный специалист, стремящийся к постоянному самосовершенствованию, получению новых знаний. Диссертантом изучен обширный массив научной литературы российских и зарубежных авторов по проблемам, связанным с моделями вообще и присутствующими в социально-гуманитарном познании в частности. Список литературы включает 244 источника, прямо повлиявших на формирование авторской концепции, включая труды классиков социально-философской мысли (Г. Спенсера, К. Маркса, И. Валлерстайна, С. Хантингтона и др.).

Несомненное достоинство работы Комиссарова И.И. - широкий социально-философский контекст работы, попытка подкрепить каждый вывод, обобщение ссылками на конкретные модели, существующие в социально-гуманитарном познании, особенности их методологии, морфологии. Диссертант предлагает сравнивать модели как теоретические конструкции с социальной действительностью, рекомендует конкретные способы решения подобной задачи. Это потребовало от Комиссарова И.И. активного использования разнообразного методологического инструментария, разработки специфического категориального аппарата.

Научный интерес представляет гипотеза диссертанта о том, что существующие в гуманитарном познании модели можно разделить на доминирующие (модельную матрицу) и частные модели. Причем положения первых обязательно воспроизводятся во вторых. Интересен и обладает существенной новизной, предпринятый Комиссаровым И.И. теоретико-методологический анализ существующих здесь в настоящее время моделей: механистической, организмической, идеально-типической. Подобная позиция может вызывать

полемику среди ученых, но имеет право на существование, ибо в достаточной степени обоснована диссертантом, подводит итог его длительных размышлений.

Кроме того, эвристический потенциал диссертации Комиссарова И.И. позволяет осуществить его разработку в процессе дальнейшей работы над темой.

Диссертация написана доступным научным языком, концепция излагается с опорой на категориальный аппарат как социальной философии вообще, так и на специфические понятия, введенные автором. Работа отличается логичностью, структурированностью. Диссертация соответствует требованиям актуальности, достоверности, обладает научной новизной. Выводы исследования опираются на широкую научно-теоретическую базу.

Автореферат полностью отражает структуру и содержание работы.

В целом диссертация «Модели в социально-гуманитарном познании: теоретико-методологический анализ» является самостоятельным, выполненным на высоком профессиональном и теоретическом уровне научным исследованием, а ее автор, Комиссаров Иван Игоревич, достоин присуждения искомой ученой степени.

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана

В.А. Нехамкин

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.