Модели хозяйствования и управления в сфере культуры в условиях формирования рыночной экономики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, доктор экономических наук Шишкин, Сергей Владимирович

  • Шишкин, Сергей Владимирович
  • доктор экономических наукдоктор экономических наук
  • 1993, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 353
Шишкин, Сергей Владимирович. Модели хозяйствования и управления в сфере культуры в условиях формирования рыночной экономики: дис. доктор экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Москва. 1993. 353 с.

Оглавление диссертации доктор экономических наук Шишкин, Сергей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ГЖВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

1.1. Экономический аспект культурной деятельности

1.2. Деятельноетный подход к анализу и решению орга- 29 низационно-экономических проблем

1.3. Интересы субъектов культурной деятельности

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРШ

КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Изменения в спектре организационно-экономических форм

2.2. Новый хозяйственный механизм деятельности учреждений культуры 7 б

2.3. Модели хозяйствования в рыночной экономике ЮЗ

2.4. Выбор и проектирование организационно-экономических форм

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

3.1. Сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности в многопрофильных кудътурно-досуговых организациях

3.2. Объединения организаций в сфере культуры

3.3. Децентрализация и разгосударствление территориальных объединений организаций культуры

ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Организация финансирования сферы культуры

4.2. Возможности обоснования необходимых затрат

4.3. Финансирование программ сохранения и развития культуры

4.4. Способы финансирования организаций культуры

ГЛАВА 5. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 253 РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

5.1. Организационно-управленческие структуры

5.2. Территориальные программы

5.3. Принципы и модели организационно-управленческих нововведений

5.4. Способы организационно-экономических преобразований в сфере культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модели хозяйствования и управления в сфере культуры в условиях формирования рыночной экономики»

Социально-экономические процессы, разворачивающиеся в нашем обществе - переход к рыночной экономике, формирование демократических отруктур управления, элементов гражданского общества и др. - создают предпосылки и побудительные стимулы для преобразо ваний в хозяйственном механизме и системе управления в сфере культуры. При этом возникают непростые вопросы. Какие организационно-экономические формы нужны для реализации разных типов культурной деятельности в новых условиях? Должна ли быть изменена модель хозяйствования учреждений культуры и в каком направлении? Почему необходимо сохранение финансовой поддержки культурной деятельности государством? Следует преобразовывать механизм финансирования в сфере культуры,и по какому пути здесь идти? Нужны ли нововведения в системе управления, какие именно, и как их проводить? Этим вопросам посвящено предлагаемое диссертационное исследование.

Актуальность избранной темы определяется следующими обстоятельствами.

Необходимость реформирования хозяйственной системы в нашей стране предполагает определение соответствующей позиции и в отношении экономических условий функционирования отраслей социально-культурного комплекса. Специфика сферы культуры не позволяет механически переносить в неё модели, работающие в материальном производстве.

Многие виды культурной деятельности не могут нормально осуществляться, если рассчитывать лишь на механизм платежеспособного спроса и предложения. Во всём мире сфера культуры дополнителъно финансируется обществом посредством государственных ассигнований и субсидий меценатов. Причём на возможности реализации тех или иных видов культурной деятельности, на их направленность оказывают влияние не только размеры подобного финансирования и не только его соотношение с затратами непосредственных потребителей. Многое зависит от того, как устроен механизм финансирования и каковы модели хозяйствования организаций, осуществляющих эти виды деятельности. Уже существует опыт непродуманных решений при реформировании экономических структур в сфере культуры. Введение с 1989 г. новой хозрасчётной модели работы учреждений культуры, финансируемых из бюджета, вызвало неоднозначные последствия. С одной стороны, созданы предпосылки для развёртывания конкуренции между различными коллективами и организациями, для роста масштабов, расширения перечня и повышения качества предоставляемых населению социально-культурных благ и услуг. С другой стороны, учреждения культуры теперь непосредственно заинтересованы в росте своих доходов и в развитии таких направлений деятельности, которые приносят больше прибыли. В итоге появилась реальная угроза тотальной коммерциализации сферы культуры. Многие социально-значимые виды культурной деятельности вытесняются и замещаются коммерчески более выгодными. Поэтому существующая модель хозяйствования учреждений культуры нуждается в изменении.

Для обоснованного выбора моделей хозяйствования в сфере культуры в условиях формирующейся рыночной экономики необходим научный анализ того, каким образом возможно совместить требования обеспечить реальную самостоятельность учреждений культуры в решении творческих и производственных вопросов со стремлением обезопасить социально значимые виды культурной деятельности от разрушающего воздействия на них рыночного механизма. Разрешить возникающие коллизии можно было бы, полностью выведя из под влияния рынка те организации, которые осуществляют социально значимые виды культурной деятельности. Но наше государство не столь богато, чтобы обеспечить внерыночное возмещение расходов этих организаций, то есть полностью или почти полностью дотировать их работу. Необходим поиск баланса между, с одной стороны, возможностями хозяйствования таких организаций в рыночных условиях и соответственно включения хозяйственного интереса и зарабатывания по крайней мере части необходимых им средств через механизм купли-продажи своей основной и (или) вспомогательной продукции; а с другой стороны, - использованием внерыночных регуляторов их деятельности и механизмов экономического воспроизводства, препятствующих коммерциализации этих организаций и гарантирующих сохранение и качественное выполнение деятельности, отвечающей их основному функциональному назначению.

Необходимость серьёзной проработки организационно-экономических вопросов функционирования сферы культуры определяется и её внутренними проблемами. Глубокий кризис переживает деятельность массовых учреждений культуры. Долгое время перед нами ставили прежде всего политико-воспитательные, идеологизированно-просветительские задачи. В современных условиях нужна переориентация их деятельности. А это означает необходимость разработки и новых организационно-экономических моделей таких учреждений. Для нормального культурного воспроизводства, для сохранения и развития культуры нужен поиск новых способов организации и поддержки культурной деятельности.

Существующий механизм финансирования и управления, постоянно воспроизводящий административно-командные способы руководства, в состоянии обеспечивать лишь прежнюю ориентацию работы учреждений культуры, а также некоторое развитие коммерческих направлений культурно-досуговой деятельности. Этот механизм можно ещё использовать для частичного выполнения функций сохранения накопленного культурного потенциала в кризисный для общества период развития. Однако децентрализация, размывание вертикальных связей существенно снижают потенциальную эффективность даже таких действий отраслевой системы управления.

Главное же, что она не способна обеспечить необходимые условия для саморазвития культурной жизни в стране, для привлечения культурных деятелей, носителей новых инициатив к конструктивному взаимодействию ради достижения общих целей сохранения и развития культуры. Нужны иные, отличные от прежних, формы управления и финансирования, отвечающие условиям формирования реальной множественности независимых субъектов культурной деятельности и субъектов культурной политики.

В отечественной экономической литературе, в частности в работах С.С.Адасинского, С.Н.Вознесенского, А.И.Глаголева, Г.Г.Дадамя-на, И.Е.Дискина, С.К.Ефремова, Е.Н.Жильцона, Л.М.Зайцевой, В.Г.Зи-нина, Г.П.Иванова, В.П.Корчагина, Е.А.Левшиной, А.Я.Рубинштейна, Б.Л.Рудника, В.М.Рутгайзера, Р.Н.Самар, Б.Ю.Сорочкина, И.А.Столярова, Л.Г.Сундстрема, В.Л.Тамбовцева, С.П.Шпилько, П.М.Шульгина, Л.И. Якобсона и др.,накоплен значительный опыт исследования организационно-экономических проблем сферы культуры и смежных с ней отраслевых систем. Но происходящие в стране изменения по-новому ставят многие вопросы экономики и организации культурной деятельности. Между тем результаты проведенных исследований либо относятся больше к условиям планового управления, либо характеризуют в общих чертах перспективные направления организационноэкономических изменений для социально-культурной сферы в целом, либо акцентируют внимание на отдельных организационно-экономических моделях и формах управления в условиях рынка.

Известен целый ряд исследований, в которых анализируется специфика хозяйствования и управления в сфере культуры в странах с развитой рыночной экономикой. Это работы таких авторов, как У. Баумол, У.Боуэн, С.Вейсброд, Е.Валь-Зигер, П.Димэггио, Х.Ханс-манн, Р.Уайлдинг, Е.Уэст, Н.Эберкромби и др. Предметом анализа выступают, как правило, уже сложившиеся модели в разных странах, проблематика организационно-экономических преобразований не столь актуальна для западных исследователей.

Между тем решаемые в нашей стране задачи реформирования экономических и политических структур в условиях существенной социо-культурной и экономической неоднородности её регионов выявляют непроработанность множества теоретико-методологических и прикладных вопросов трансформации моделей хозяйствования и управления в сфере культуры. Существует необходимость не фрагментарного, а целостного рассмотрения организационно-экономических проблем сферы культуры в процессе формирования рыночной экономики. Всё вышесказанное определило выбор темы диссертации.

Предмет исследования: функционирование и преобразование организационно-экономического механизма в сфере культуры в условиях перехода к экономике рыночного типа.

Цель исследования: выявление специфики организационно-экономических форм культурной деятельности, финансирования и управления в сфере культуры в условиях перехода к рыночной экономике и определение на этой основе перспективных направлений преобразования организационно-экономического механизма, формирование подхода к разработке и внедрению моделей хозяйствования и управления, которые обеспечивают реализацию и сочетание интересов граждан, творческих коллективов, организаций культуры, социальных и территориальных общностей по отношению к культурной деят ельнос ти.

Поставленная цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:

- определение принципов теоретико-методологического подхода к комплексному учёту содержательных, социальных, экономических и организационных факторов при рассмотрении организационно-экономических проблем в сфере культуры;

- анализ структуры и содержания основных типов интересов по отношению к культурной деятельности, экономических и организационных условий их реализации, рассмотрение с этих позиций существующих моделей хозяйствования и управления;

- рассмотрение факторов дифференциации моделей хозяйствования в сфере культуры в условиях рыночной экономики;

- разработка принципов выбора моделей хозяйствования, отвечающих особенностям различных видов культурной деятельности;

- рассмотрение возможностей организационной интеграции коммерческих и некоммерческих видов деятельности в сфере культуры;

- исследование форм объединений организаций культуры и перспектив их развития;

- анализ механизма финансирования культурной деятельности, разработка рекомендаций по его преобразованию;

- выявление организационно-управленческих условий реализации разнообразных интересов, представленных в сфере культуры, определение перспективных направлений изменений в системе управления, разработка принципов и методов нововведений в организационно-экономическом механизме.

Теоретические основы и методы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы, полученные в рамках теории деятельности, теории экономических организаций, исследований несовершенств рыночного механизма, социального проектирования. При под готовке диссертации использованы опубликованные результаты исследо ваний отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой пробле матике. Источниками фактических данных послужили материалы Госкомстата СССР, Госкомстата РСФСР, ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации, документы органов управления в сфере культуры, результаты опросов работников сферы культуры, проведенных под руководством автора сотрудниками НИИ культуры.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- разработана концептуальная основа деятельностного подхода к исследованию организационно-экономических проблем в сфере культуры при котором исходным объектом анализа становится культурная деятельность, рассматриваемая в разных аспектах (социокультурном, со* циальном, экономическом и др.), а вышеуказанные проблемы рассматриваются как проблемы установления структурных соответствий между интересами субъектов и действиями в разных пространствах (социокультурном, социальном, экономическом);

- выявлены возможности реализации в рамках существующих организационно-экономических форм различных типов интересов по отношению к культурной деятельности; показано, что существующая модель хозяйствованич учреждений культуры, финансируемых из бюджета, создаёт условия для их коммерчески ориентированного поведения и изменения структуры деятельности не в пользу профильных, социально-значимых направлений работы;

- на основе рассмотрения моделей хозяйствования как возможных конфигураций прав юридических лиц в вопросах определения структуры и параметров затрат и результатов и распределения чистого дохода выявлены возможные типы таких моделей в сфере культуры в условиях рыночной экономики и систематизированы факторы, определяющие необходимость использования разных моделей хозяйствования;

- определены условия и возможные организационно-экономические формы сочетания коммерческих и некоммерческих видов деятельности в рамках многопрофильных культурно-досуговых организаций; определены основные типы объединений в сфере культуры; разработаны возможные варианты децентрализации и разгосударствления существующих территориальных объединений организаций культуры;

- раскрыта структурообразующая роль целевых программ в организации финансирования сферы культуры в переходный период; разработаны методы формирования и финансирования федеральных и региональных программ сохранения и развития культуры; показана возможность сочетания целевого и нормативного подходов к финансированию учреждений культуры;

- построена типология организационно-управленческих структур в сфере культуры; предложены детально разработанные варианты моделей территориального управления, соответствующие разным типам региональных социокультурных ситуаций;

- разработаны принципы и методы организационно-экономических нововведений в сфере культуры; обоснована целесообразность использования в современных условиях ограничений на предельные размеры оплаты труда работников некоммерческих организаций и нецелесообразность введения государственного сертификационного контроля и ограничений на непрофильную коммерческую деятельность некоммерческих организаций.

Практическая значимость работы. Положения и выводы исследования имеют практическое значение для реформирования условий хозяйствования учреждений культуры, социаль ного проектирования, преобразования системы финансирования и управ ления в сфере культуры.

Результаты исследования были использованы при разработке основных принципов государственной политики в области культуры, изложенных в докладе Министерства культуры Российской Федерации "О государственной политике в области культуры и туризма" и одобренных Правительством Российской Федерации 22октября 1992г. (протокол № 32). Положения диссертации нашли воплощение в подготовленной при участии автора Федеральной программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-2000 гг.

Под руководством автора разработаны методические рекомендации по преобразованию системы управления развитием сферы культуры на региональном уровне, методические рекомендации по разработке и финансированию республиканских целевых программ в сфере культуры (для работников Министерства культуры), методические рекомендации по участию в формировании и реализации республиканских целевых программ в сфере культуры (для работников областных органов управления), рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации для практического использования.

Автор принимал участие в разработке "Положения о театрах -студиях" и "Положения о государственном центре досуга системы Министерства культуры СССР", утверждённых Министерством культуры СССР, а также "Примерного положения о социально-культурном объединении", утвержденном Министерством культуры РСФСР.

Положения диссертационного исследования были реализованы в разработанных под руководством автора программах развития сферы культуры для г.Каменск-Уральского, г.Камышлова, Белоярского района Свердловской области, г.Зарайска Московской области, Костромской области, а также в разработанных с участием автора "Концепции разгосударствления системы кинопроката и кинофикации", принятой АСКИН России, "Концепции музейной сети Новгородской области".

Материалы исследования были использованы в учебном процессе во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на 5 международных и 8 всесоюзных конференциях, симпозиумах и семинарах.

Основное содержание и выводы диссертации опубликованы в монографии, других работах автора общим объёмом 33 печатных листа.

Структура работы обусловлена логикой рассмотрения комплекса организационно-экономических проблем в сфере культ; ры и решения сформулированных задач исследования. Прежде всего рассматриваются теоретико-методологические основы исследования данной проблематики. Последующие главы диссертации посвящены вопросам теоретического и практического характера, связанным с преобразованием последовательно рассматриваемых составных частей организационно-экономического механизма в сфере культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Шишкин, Сергей Владимирович

Основные результаты выполненного исследования молено резюмировать следующим образом.

1. Предметом экономического анализа в сфере культуры является культурная деятельность, рассматриваемая в аспекте использования в ней ограниченных ресурсов и получения результатов, служащих удовлетворению общественных запросов и соизмеримых с затратами этих ресурсов.

2. В качестве теоретико-методологической основы комплексного исследования организационно-экономических проблем в сфере культуры, наиболее предпочтительно использование деятельностного подхода. При таком подходе сфера культуры предстаёт в виде сети различных субъектов, осуществляющих разные виды культурной деятельности и реализующих в ней свои интересы. Организационно-экономические проблемы предстают как проблемы установления структурных соответствий между интересами и действиями этих субъектов в разных пространствах: социокультурном, социальном, экономическом. Модели хозяйствования рассматриваются как средства, обеспечивающие реализацию содержательной деятельности, отвечающей реально существующим интересам. Организационно-управленческие нововведения - как инструменты формирования и поддержки деятельностных связей между реальными субъектами, действующими или готовыми действовать в сфере культуры. Данный подход может быть использован и для изучения экономических проблем в других сферах, связанных с производством интеллектуальных продуктов и предоставлением социально-культурных услуг.

3. Возможности реализации и сочетания интересов различных субъектов культурной деятельности зависят от широты спектра организационно-экономических моделей, в рамках которых она может осуществляться. Обеспечение необходимого разнообразия организационно-экономических моделей становится принципиальным моментом в развитии сферы культуры в условиях формирования рыночной экономики.

Общей чертой новых организационно-экономических форм в сфере культуры, в том числе новой модели хозяйствования учреждений культуры, финансируемых из бюджета, является то, что все они предоставляют возможность соответствующим субъектам культурной деятельности хозяйствовать на коммерческой основе и порождают у них заинтересованность в изменении структуры своей деятельности в соответствии с критериями текущей экономической выгоды. Недостаточность роста бюджетных ассигнований по сравнению с реальной инфляцией, неразвитость спонсорства и меценатства делают такую ориентацию необходимой для выживания организацией культуры. Соответствующие изменения происходят не в пользу профильных, социально значимых направлений работы, отвечающих общественным интересам.

5. Для реализации в условиях рыночной экономики разных типов культурной деятельности необходимо использование различных инструментов внерыночного регулирования работы организаций культуры. Это обусловлено несовершенствами самого рыночного механизма, спецификой культурной деятельности, особенностями складывающегося в наших условиях рынка культурных благ и услуг. Необходимость и возможность обращения к разным элементам внерыночного регулирования и соответственно использования разных моделей хозяйствования обусловливается различиями в возможностях операционального выражения ожиданий и запросов к деятельности организаций культуры со стороны тех, кто их финансирует, а также различиями в потенциальной возможности и готовности хозяйствующих субъектов действовать неадекватно этим ожиданиям и запросам в условиях чисто рыночного регулирования. Чем менее операциональными являются искомые ожидания и запросы, и чем более высока вероятность коммерческого замещения отвечающей им деятельности, тем более жёсткими должны быть ограничения, вводимые в модель хозяйствования. В итоге различия между моделями хозяйствования определяются наличием и характером ограничения прав организации в области: а) определения структуры и параметров затрат и результатов в деятельности; б) распределения чистого дохода. Дифференциация моделей хозяйствования будет происходить главным образом на основе развития контрактныхэтноше-ний.

6. В современный,кризисный период нецелесообразно запрещать некоммерческим организациям осуществлять непрофильную коммерческую деятельность. Для обеспечения некоглмерческого характера основной деятельности наиболее предпочтительно в наших условиях введение ограничений на предельные размеры оплаты труда в некоммерческих организациях.

7. В условиях перехода к рыночной экономике бесперспективно сохранение существующих централизованных объединений учреждений культуры, необходимы их децентрализация и разгосударствление. Перспективными моделям интеграции организаций и различных видов деятельности в сфере культуры являются объединения договорного типа с гибкой организационно-экономической структурой, некоммерческие объединения холдингового типа, холдинговые системы.

8. Для сохранения культурного наследия и развития культурной деятельности в стране необходимо сохранение бюджетного финансирования. Структурообразующую роль в системе финансирования будут играть федеральные и региональные целевые программы сохранения и развития культуры. Разработка программ является средством обоснования необходимости и целесообразности бюджетного финансирования различных направлений культурной деятельности, установления налоговых льгот,привлечения внебюджетных источников. Необходимым элементом реализации целевых программ в сфере культуры является конкурсное распределение средств. Бюджетное финансирование организаций культуры должно по общему правилу опираться на содержательные критерии, а не на формальные результирующие показатели.

9. Процесс разработки региональных программ должен строиться как деятельность партисипативного типа. Дели и задачи программ, их содеркание должны стать не столько результатом анализа внешней, объективированной для их инициаторов и разработчиков ситуации, сколько определяться в процессе взаимодействия всего множества субъектов, заинтересованных в разработке и реализации этих программ. Изменения в моделях хозяйствования и управления станут одним из средств реализации программируемых содержательных направлений деятельности.

10. Необходимы преобразования в системе управления, закрепляющие новые реалии - реалии множественности субъектов культурной политики и обеспечивающие создание новых форм и новых организационных площадок партнёрского, конструктивного взаимодействия этих разных субъектов для достижения общих целей сохранения и развития культуры. В наибольшей мере для этого пригодны государственно-общественные структуры, создаваемые при органах власти (советы по культуре и аналогичные им организации), и структуры общественного самоуправления (ассоциации различных типов).

II. При определении путей реформирования системы управления на территориальном уровне следует ориентироваться на многообразие возможных организационно-управленческих моделей, отвечающих разнообразию и специфике социокультурных ситуаций в разных регионах. Любые преобразования должны происходить не по единому образцу, а формироваться с учётом конкретных условий и подготавливаться при активном участии всех тех, кого эти преобразования затрагивают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования доктор экономических наук Шишкин, Сергей Владимирович, 1993 год

1. Абалкин С.И. Культура в системе социалистического воспроизводства //Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М„: Экономика, 1985.

2. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Анализ ситуации и перспективы развития сферы досуга городского населения//Проблемы социальной инфраструктуры и методы её прогнозирования. М. :■ ИЭП НТП АН СССР, 1989.

3. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. Сб. науч, тр./НИИ культуры. М., 1988.

4. Аристова Л.В., Шпилько С.П. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования. М.: Экономика, 1991.

5. Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874.

6. Бирженюк Г.М., %рков А.П. Основы региональной культурной политики и регулирования культурно-досуговых программ. Спб., 1992.

7. Веселовский Б. История земства за сорок лет. Т.1. Спб, 1909.

8. Вознесенский С.Н., Самойлова Е.Я. Опыт организации работ по подготовке долгосрочной программы развития культурно-досуговой деятельности населения//Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1991.

9. Вознесенский С.Н., Шишкин С.В. О повышении разнообразия организационно-экономических форм культурной деятельности//Соци-ально-экономические проблемы художественной культуры, М.: ВНИИ искусствознания, 1987.

10. Вознеоенский С.Н., Шишкин C.B. Принципы организации творческих коллективов и их объединений в сфере досуга//Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. Сб.науч.тр./НИИ культуры. M., 1987.

11. Вознесенский С.Н. Экономический механизм управления в сфере культуры: опыт и современные тенденции/Дктуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. Сб.науч.тр./НИИ культуры. M., 1988.

12. Галуцкий Г.М. О некоторых проблемах соотношения темпов социально-культурного и научно-технического развития общества// Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. Сб.науч.тр./НИИ культуры. M., 1990.

13. Герасимович В.Н. Голуб А.А.Социально-экономические аспекты согласования интересов и экономического стимулирования//Социаль-но-экономические проблемы совершенствования хозяйственного механизма. Сб.трудов/ВНИИ системных исследований. 1982. Вып.3.

14. Глаголев А.И. О новой модели циркового дела//Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры. М.: ВНИИ искусствознания, 1988.

15. Глаголев А.И. Экономика культурной деятельности: категории, отношения, законы//Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: ВНИИ искусствознания, 1988.

16. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.

17. Глазычев В.Л. Развитие культурного потенциала города: программа "Цмиульс"//Культура города: проблемы инноваций. Сб.науч.тр. /НИИ культуры. M., 1987.

18. Гребенников В.Г., Пчелинцев О.С., Шаталин С.С. Интенсификация общественного производства: социально-экономические проблемы, М.: Политиздат, 1987.

19. Грушин Б.А. 0 комплексном подходе к культуре как объекту долгосрочного программирования//Проблемы системного анализа культуры. Сб.трудов/ВНИИ системных исследований. 1984. Вып.4.

20. Дадамян Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальноеть//Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.: Наука, 1980.

21. Дадамян Г.Г., Рубинштейн А.Я. Социально-культурные цели театра и хозяйственный механизм их реализации//Социологические исследования театральной жизни. М.: ВТО, 1978.

22. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: ВТО, 1982.

23. Дадамян Г.Г. Театр: привычные тупики обновления//Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1988.

24. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин A.A. О методологических принципах совершенствования управления народным хозяйством//Экономи-ка и математические методы. 1980. Т.ХУ1. Вып.4.

25. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.

26. Диокин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990.

27. Думнов Д.И., Рутгайзер В.М., Шмаров А.И. Бюджет времени населения. М.: Финансы и статистика, 1984.

28. Ефремов С.К. Анализ тенденций развития системы управления в отрасли культуры//Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1990.

29. Жидков B.C. "Разведка боем", или эксперимент в контексте пере-стройки/Деатр, 1989. № I.

30. Жидков B.C. Управление театрами//Вопросы управления и экономики учреждений культуры. Методические материалы для системы экономического образования работников отрасли. ЧастьП. М.: ВИПК работников культуры, 1989.

31. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1991.

32. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991.

33. Зинин В.Г., Зайцева Л.М. Ресурсный потенциал сферы культуры. М.: Знание, 1989.

34. Иванов В.Н., Чухнов А.И. О принципах совершенствования планирования и управления в сфере досуга//Экономика и математические методы. 1988. Т. ХНУ. Вып. б.

35. Иванов Г.П. Хозяйственный расчёт и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1985.

36. Иванова Е.Л., Торлина Л.Б., Шишкин C.B. О механизме финансирования государством сферы культуры//ДОР. Сер.1, 1У. 1991. Вып.4

37. Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979.

38. Исходные предпосылки и научные обоснования концепции региональной культурной политики и комплексной программы стимулирования культуры Тверской области. 4.1-3. Тверь, 1990.

39. Каган М.С. Человеческая деятельность М.: Политиздат, 1974.

40. Камушкина Л.В., Шохина Т.В. О нормативном подходе к планированию в отрасли культуры//0рганизационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр. /НИИ культуры. М., 1990.

41. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.

42. Козак В.Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. Киев: На-укова думка, 1979.

43. Комаров В.Е., Улановская В.Д. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука, 1980.

44. Корчагин В. Экономическая реформа в здравоохранении//Вопросы экономики. 1990. № II.

45. Культура города: проблемы инноваций. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1987.

46. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М.: Экономика, 1985.

47. Культурная деятельность и культурная политика. М.: НИИ культуры, 1991.

48. Культурная жизнь региона: проблемы регулирования. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.

49. Культурная политика в современном обществе. М.: РНИИ искусствознания, 1992.

50. Кути Е., Маршалл М. Кулътура-дотация-рынок//Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1988.

51. Левада Ю.А. Социальные рамки экономического действия//Мотивация экономической деятельности. Сб.трудов/ВНИИ системных исследований. 1980. Вып.II.

52. Левинсон А.Г. Технические средства в массовом культурном обслу-живании//Проблемы системного анализа развития культуры. Сб.трудов/ВНИИ системных исследований. 1984, Вып.4.

53. Левшина Е.А., Сундстрем Л.Г. Нужны альтернативы//Театр. 1988.№2,

54. Левшина Е.А. О критериях определения рационального режима деятельности театра//Пути совершенствования хозяйственного механиз' ма управления в сфере культуры. М.: ВНИИ искусствознания, 1988.

55. Майминас Е.3. Теоретические проблемы моделирования социально-экономической системы//Экономика и математические методы, 1979. Т.ХУ. Вып. 4.

56. Малков Л.П. 0 некоторых требованиях к решению проблемы соотношения централизации и децентрализации в управлении//Системное-моделирование производства, распределения и потребления/Тезисы Всее.школы-семинара/ Секции 1,2. Воронеж, 1986.

57. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т.1. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.

58. Махова Е.И., Рубинштейн А.Я. Принципы оценки социально-экономического эффекта культурной деятельности//Социально-экономи-ческая эффективность художественной культуры (Сборник материалов международной конференции). М.: ВНИИ искусствознания, 1985.

59. Методические указания по составлению комплексных планов развития культурного обслуживания населения автономных областей, краев и областей. М., 1981.

60. Мильнер Г., Денисов Н., Шульгин П. Быть ли хозрасчету в социальной сфере?//Экономические науки. 1990. № 12.

61. Михайлова Н.Г., Чеснокова В.Ф. Динамика функций учреждений культуры. М.: НИИ культуры, 1991.

62. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973.

63. Москалева Н,И. Особенности хозрасчётной деятельности предприятий непроизводственной сферы. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987.

64. Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1989.

65. Народное хозяйство СССР за 70лет. М.: Финансы и статистика, 1987.

66. Народное хозяйство СССР в 1987 г. М. : Финансы и статистика,1988.

67. Народное хозяйство СССР в 1988 г. М. : Финансы и статистика,1989.

68. Народное хозяйство РСФСР в 1989 г. М.: Госкомстат РСФСР. 1990.

69. Новотный 0., Фишер Я. Экономика культуры. Пер. со словацкого. М. : Прогресс, 1987.

70. Новые условия хозяйствования в сфере культуры. Сборник документов. М.: Мин-во культуры СССР, 1989.

71. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждёт в 90-е годы. Мегатенден-ции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. Пер. с англ. М.: Республика, 1992.7 3. О благотворительной и некоммерческой деятельности. Т.1-3. М.: Радуга, 1992.

72. О развитии эксперимента/Деатральная жизнь. 1987. N? 4.

73. Образование и культура в Российской федерации. 1992. M., 1992.

74. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. Сб. науч.тр./НИИ культуры. M., 1991.

75. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр./НИИ культуры. M., 1990.

76. Паппэ Я.Ш., Шишкин C.B. Новые целевые ориентиры учреждений культуры и привлечение нетрадиционных ресурсов/Дктуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. Сб.научн.тр./НШ культуры. M., 1988.

77. Паппэ Я.Ш., Шишкин C.B. Перестройка в сфере культуры: переход к новой парадигме социально-экономического управления//Соци-ально-экономические проблемы развития культуры. М.: Гипроте-атр, 1989.

78. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Струк-турно-функциональный анализ в современной социологии. Вып.1. М., 1968.

79. Пациорковский В.В. Принципы разработки социальных нормативов в сфере потребления культуры//Социально-экономические нормативы. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1983.

80. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Пер. с англ. Т.1. М.: Прогресс, 1985.

81. Полный свод законов Российской империи Т.П. 4.1. Спб., 1904.

82. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т.ХХЛ. Спб., 1909.

83. Правдин Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973.

84. Предложения к проекту концепции развития культуры и духовного обновления общества//Известия культуры России. 1990. № 6.

85. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.

86. Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

87. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры. М.: ВНИИ искусствознания, 1988.

88. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. М.: ВНИИ искусствознания, 1984.

89. Радаев В.В. Экономические интересы при социализме. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

90. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М.: Искусство, 1992.

91. Расторгуев В.Н. Концепция региональной культурной политики (методологические принципы). Тверь, 19У0.

92. Римашевская Н.М. Необходимость новых подходов//Коммунист. 1987. К 3.

93. Родионов В.Г. Разработка схемы управления: опыт и перспективы// Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1988.

94. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: Союзтеатр, 1991.

95. Рубинштейн А.Я. К теории цен, дотации и ренты//"Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: ВНИИ искусствознания, 1У86.

96. Рубинштейн А.Я. Что дальше?//Театр. 1988. № 10.

97. Рудник Б.Л. Направления перестройки управления в сфере культу-ры//Экономика и математические методы. 1990. Т.26. Вып.6.

98. Рудник Б.Л. Стратегия перестройки хозяйственного механизма в культуре. М.: Гипротеатр, 1988.

99. Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.

100. Сазонов Б.В. Деятельностный подход к нововведениям//Социаль-ные факторы нововведений в организационных системах. Сб.трудов/ВНИИ системных исследований. 1980.

101. Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. Спб., 1892.

102. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.: Наука, 1990.

103. Солодков М.В. Непроизводственная сфера при социализме. Вопросы теории и методологии производительного труда, М.: Мысль, 19*

104. Сорочкин Б.Ю. Актуальные проблемы экономики театров//Экономика и организация театра. Вып.З. Л.: Искусство, 1973.

105. Социальное проектирование . в сфере культуры. Игровые методы. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М. ,1987

106. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Сб.науч.тр./НИИ культуры. II, 1986.

107. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. Сб науч.тр./НИИ культуры. М., 1987.

108. Социально-экономическая эффективность художественной культуры (Сборник материалов международной конференции). М.: ВНИИ искусствознания, 1985.

109. Статистика культуры стран-членов СЭВ в 1975-1987 гг. М., 1989

110. Столяров И.А. Управление культурой: Организационно-экономичес кий механизм. М.: Экономика, 1989.

111. Страдомский Н.Ф. Города и земство. Киев, 1905.

112. Сфера услуг: новая концепция развития. М.: Экономика, 1990.

113. Тамбовцев В.Л. Субъекты и объекты культурной политики//Орга-низационно-экономические преобразования в сфере культуры: про блемы и перспективы. Сб.науч.тр./НИИ культуры. М., 1990.

114. Тамбовцев В.Л. Формальное и неформальное в управлении экономи кой. М.: Наука, 1990.

115. Театр между прошлым и будущим. Сб.науч.тр.М.: ГИТИС, 1989.

116. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск: Наука, 1987.

117. Христенко С.И., Христенко С.С. Экономика духовного производст ва. Кн.1. Музеи. Библиотеки. Клубы. Одесса: Маяк, 1990.

118. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.

119. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 1982.

120. Чурбанов В.Б. Программно-целевой подход к развитию культуры как предмет исследования//Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. Сб.науч.тр./НИИ культуры. M., 1988.

121. Шаталин С.С., Гайдар Е.Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: Экономика, 1989.

122. Шишкин C.B. О механизме приближения цен к общественно необходимым затратам труда//Известия АН СССР. Серия экономическая. 1988. № I.

123. Шишкин C.B. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. 1992.

124. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности//Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М.: Стройиздат, 1975.

125. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ)//Педагогика и логика. M., 1968.

126. Экономика искусства. Опыт зарубежных исследований. M., 1991.

127. Экономика и организация театра. Вып.4. Л.: Искусство. 1976.

128. Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: ВНИИ искусствознания, 1986.

129. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы. М., Изд-во Моск.ун-та, 1987.

130. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1980.

131. Юровский Л.Н. Очерки по теории цены. Саратов, 1919.

132. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

133. Ясин Е.Г. Общественная собственность, экономические стимулы и хозрасчёт//Экономика и организация промышленного производства. 1984. № 12.

134. Abercrombie N. Cultural policy in the United Kingdom. L., 1982.

135. Alchian A.A., Demsetz H. Production, information costs, and economic organization// American economic review. 1972. V.62. N 6.

136. Bator P.M. The anatomy of market failure // Quaterly journal of economics. 1958. V.72. N 3.

137. Baumol W., Bowen W. Performing Arts economic dilemma. A study of problems common to theater, opera, music and dance. Camb. (Mass.) and London, 1968.

138. Becker G. The economic approach to the human behavior. Chicago, 1976.

139. Ben-Ner A. Nonprofit organizations: why do they exist in market economy? // The economics of nonprofit institutions. Studies in structure and policy. N.Y. Oxford, 1986.

140. Booth A., Higgins D. Human service planning and evaluation for hard times. Springfield, 1984.

141. Bromley D.W. Economic interests and institutions. The conceptual foundations of public policy. N.Y. , 1989.

142. Brown С.V., Jackson P.M. Public sector economics. 4th ed. Oxford: Blackwell, 1990.

143. Cultural industries. A challenge for the future of culture. P., 1982.

144. Dimaggio P. Can culture service the market place? // Journal of arts management and law. 1983. N 13.

145. Dimaggio P. Nonprofit organizations in the production and dism- 351 tribution of culture // The nonprofit sector. A research handbook. New Haven, 1987.

146. Drucker P.P. What business can learn from nonprofits // Harvard business revue. 1989. V.67. N 4.

147. Economic policy for the arts. Camb. (Mass.), 1980.

148. Economics of cultural decisions. Cambridge, 1983.

149. The economics of nonprofit institutions: Studies in structure and policy. N.Y. Oxford: Oxford Univ. press, 1986.

150. The economics of property rights. Cambridge, 1974.

151. Economie et culture. V. 1-4. P., 1987 1990.

152. Espy S.N. Handbook of strategic planning for nonprofit organizations. N.Y.: Praeger, 1986.

153. The future of the nonprofit sector. San-Francisco London, 1989.

154. Hansmann H. Economic theories of nonprofit organization // The nonprofit sector. A research handbook. New Haven, 1987.

155. Hansmann H. Nonprofit enterprise in the performing art // Nonprofit enterprise in the arts. Studies in mission and constraint. N.Y., 1986.

156. Hansmann H.B. The role of nonprofit enterprise // The economics of nonprofit institutions. Studies in structure and policy. N.Y. Oxford, 1986.

157. Hendon W., Shanahan J.L. Economic policy for the arts. Cambridge, 1980.

158. Krashinsky M. Transaction costs and a theory of the nonprof: organization // The economics of nonprofit institutions. Studies in structure and policy. N.Y. Oxford, 1986.

159. Local authorities, entertainment and the arts. L., 1991.

160. Middleton M. Nonprofit boards of directors: beyond the governance function // The nonprofit sector. A research handbook. New Haven, 1987.

161. Mooney M.M. The ministry of culture: connection among art, money i%d politics. N.Y., 1980.

162. Musgrave R., Musgrave P. Public finance in theory and in practice. N.Y. 1971.

163. National endowment for the arts. The arts in America. A report to the President and to the Congress. Wash. 1983.

164. Nonprofit enterprise in the arts. Studies in mission and constraint. N.Y., 1986.

165. The nonprofit sector. A research handbook. New Haven, 1937.

166. La politique culturelle de la France. La documentation française, 1988.

167. Ramanathan K.V. Management control in nonprofit organizations. N.Y.: Waley, 1982.

168. Rees A. Economics // International encyclopedia of the social science. N.Y., 1968.

169. Savas E.S. Privatization. The key to better government. New Jersey, 1987.

170. Les services et le développement. Etude du Secretariat de la CNUCED. National Unies. Geneve-N.Y., 1985.

171. Throsby C.D., Withers G.A. The economics of the performing arts. N.Y. 1979.

172. Skloot E. Enterprise and commerce in nonprofit organizations // The nonprofit sector. A research handbook. New Haven, 1987.

173. US: A statistical portrait of American people. N.Y., 1986.

174. US Bureau of census, statistical abstract of the United States: 1987. Wash., 1988.

175. Wahl-Zieger E. The performing arts and the market: Anglo-American and German approaches to theater and orchestra in market economics // Economic policy for the arts. Camb. (Mass.), 1988.

176. Weisbrod S.A. The nonprofit economy. N.Y., 1988.

177. West E. Nonprofit versus profit firms in the performing arts // Journal of cultural economics. 1987. Vol. II. N 2.

178. White V. Grants for the arts. N.Y.-L., 1980.

179. Wilding R. Supporting the arts. A review of the structure of arts funding. Presented to the Minister for the arts. Sept. 1989.

180. Williamson O.E. The economic institutions of capitalism: firms, markets, relational contracting. N.Y. 1985

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.