Многообразие бесконечности универсума: Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Хазиев, Зия Анварович

  • Хазиев, Зия Анварович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 121
Хазиев, Зия Анварович. Многообразие бесконечности универсума: Философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 1999. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хазиев, Зия Анварович

Оглавление

Введение

Глава 1. Универсум, мир, бесконечность

§ 1. Универсум и множественность миров

§ 2. Мир как целое. Анализ взаимоотношений целого и части

Глава 2. Уровни бытия. Конечное и бесконечное

§ 1. Оппозиция "Человек и Универсум". Конечное и бесконечное

§ 2. Мир Парменида и мир Кратила

§ 3. Двухуровневая модель бытия. Бесконечность как форма связи

§4. Универсум как система. Миры Лапласа и Бергсона

Глава 3. Феномены бесконечного универсума

§ 1. Многомерность как феномен бесконечного универсума

§ 2. Разомкнутость как феномен бесконечного универсума

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Многообразие бесконечности универсума: Философский анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. Тема бесконечности мира очень давняя. Красной нитью она проходит через многовековую философскую традицию (от учения Анаксимандра о беспредельном первоначале мира (ареггоп) до наших дней). С тех пор как существует философия, попытки людей "познать бесконечное" не прерывались. По праву эту тему можно назвать вечной. И все же, тема не исчерпывается наличием разных мировоззрений, откуда можно было бы почерпнуть то или иное видение бесконечности. Нельзя сказать, что в решении этой "вечной" проблемы философия стоит на месте, так и не продвинувшись вперед. Конечно, у нее есть истоки, уходящие вглубь естества человека, которые постоянно подталкивают его задавать одни и те же не стареющие и всегда актуальные вопросы. Но вместе с тем, есть огромный материал традиции, множество новых направлений в познании, откуда в том или ином качестве высвечивается стародавняя проблема, есть, в конце концов, современный мир культуры. Все это формирует современное состояние проблемы бесконечности и нынешний интерес к ней.

Во многом актуальность темы исследования обусловлена состоянием современной фундаментальной науки. Существуют разделы естествознания, которые тесно соприкасаются с различными '"ликами" бесконечности. В первую очередь здесь стоит упомянуть космологию. Неэвклидовы геометрии и общая теория относительности существенно изменили представление о бесконечности Вселенной. В рамках общей теории относительности стал возможным вариант Вселенной безграничной и конечной одновременно; раньше это утверждение выглядело бы, по меньшей мере, противоречиво. На присутствие бесконечности указывает и другой факт в космологии: связь между свойствами Вселенной - самого большого объекта исследования и

свойствами микромира, проявляющиеся на самых малых расстояниях. То есть, для того, чтобы понять, что именно происходит в масштабах

Л Л

порядка 10 см (размер отдельных галактик) нужно знать, как обстоят дела на расстояниях 10 см (планковская длина). Достоин упоминания и такой раздел естествознания как синергетика, где исследуется "упорядоченный хаос", который тоже имеет отношение к проблеме бесконечности. Существует проблема, связанная с бесконечностью и в математике, которая проявляется, например, в виде парадоксов в теории множеств.

Проблема бесконечности обнаруживается и в глубине самых фундаментальных философских проблем. Формами бесконечности являются такие феномены бытия как свобода, творчество, случайность. Она существенным образом связана с проблемой новизны. Проблема бесконечности напрямую связана с актуальной ныне проблемой предельных оснований бытия и деятельности. А за этими понятиями скрываются глубочайшие философские проблемы. Они лежат не только в сфере духовного бытия, но также проникают в материальное бытие. Кроме того, анализ явления на предмет его конечных и бесконечных форм способен осветить некоторые черты присутствия сознания в целом. Сейчас эта проблема тоже - одна из ключевых для философии. Нужно определить, какие формы в изучаемом явлении несут в себе признаки сознания.

Стоит еще отметить, что проблема бесконечности универсума -одна из немногих проблем, которая способна объединить в себе такие далекие друг от друга ветви познания как наука и теология. Существуют, по-видимому, процессы, протекающие сходным образом на разных уровнях универсума и нуждающиеся в едином сквозном описании. И наверняка бесконечность в этом плане могла бы послужить в качестве "общей единицы" описания. Иначе говоря, в философском плане

проблема бесконечности плотно пронизывает все обжитое человеком Мироздание.

Категории "конечное" и "бесконечное" являются фундаментальными характеристиками бытия. В частности, они характеризуют изменения, которые происходят во всех фрагментах бытия. Такие изменения идут в природе и в жизни общества. Поэтому актуальность темы может быть напрямую связана с процессами, происходящими в жизни общества. В нынешнем общественном сознании происходят радикальные изменения. В частности, сейчас наблюдается всплеск религиозности, который во многом обусловлен эсхатологическими настроениями. Мысли о предстоящем "конце света" могут быть не только пережиты, но и рассмотрены с разных позиций в рамках проблемы бесконечности.

Степень разработанности проблемы. Огромную роль в проблеме бесконечности сыграл Аристотель. Он неоднократно обращался к анализу этой проблемы. Ему принадлежит существующее и поныне разграничение понятия "бесконечность". Аристотель вел рассуждение о двух типах бесконечности: актуальной и потенциальной ("бесконечное в действительности" и "бесконечное в возможности"). По мнению Аристотеля, мы имеем дело исключительно с потенциальной бесконечностью. Что же касается актуальной бесконечности, то она в опыте нам не дана. В истории философии встречается и другое, не менее важное, разграничение понятия "бесконечность". Ее ввел в свое время немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. В рассуждениях мыслителя бесконечность разделяется на отрицательную ("дурную") и истинную. Первый тип бесконечности характеризует процесс смены одной конечной формы другой. "Бесконечное" всякий раз выходит за пределы "конечного". Перешагивая через "конечное" мышление восходит к "бесконечному" путем постоянной смены конечных форм. В такой

трактовке "бесконечное" разворачивается на фоне скучного повторения одного и того же. Второй же тип бесконечности характеризует моменты становления целого. "Конечное" не исчезает бесследно, но переходит в другую форму. В этой трактовке бесконечности сохранена связь между отдельными состояниями.

Большое влияние на развитие проблемы бесконечности оказало средневековая философия. Пожалуй, в эту эпоху "бесконечность" была центральной темой размышлений философов. Каждый крупный мыслитель средневековья оставил ценные рассуждения по этой теме. Напомним здесь имена таких выдающихся мыслителей как Августин, Ф. Аквинский, Д. Ареопагит, Н. Кузанский, М. Экхарт. В противоположность взглядам Аристотеля философы этой эпохи считали бесконечность актуально существующей. Размышления о бесконечности зачастую совпадали у них с размышлениями о боге. Перечислим здесь некоторые новшества, которые в какой-то степени характеризуют заслуги средневековых мыслителей. Появилось онтологическое доказательство бытия бога, и бесконечность стала рассматриваться в первую очередь как атрибут бога. Понятие "бесконечность" стало сближаться с понятием "полноты бытия". Появились два противоположных направления в богословии - так называемые традиции апофатического и катафатического богословия. Первое направление (апофатика) представляло "бесконечное" (бога) как неисчерпаемое и не выражаемое; второе направление (катафатика) представляло "бесконечное" (бога) как неисчерпаемое, но выражаемое.

Большая заслуга в развитии проблемы бесконечности принадлежит И. Канту. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть его антиномии. Мыслитель в построенных им антиномиях указывает на противоречивый характер познания. Утверждения, противоречащие друг другу, могут быть в равной мере признаны истинными или ложными. И это обусловлено

тем, что разум выходит за сферу опыта. В частности, разум впадает в антиномии, когда пытаешься высказывать суждения о мире в целом. Кстати отметим, что позже, в философской системе Г.В.Ф. Гегеля "противоречивость" играло роль основной черты понятия "бесконечность".

В недавнем прошлом советские ученые серьезно прорабатывали тему бесконечности. В целом они обращались к материально устроенному миру, используя мощь категориального аппарата диалектического материализма. Упомянем здесь наиболее серьезные работы. Это труды Т.А. Горолевича [34], A.C. Кармина [47], А.Ф. Кудряшева [51], С.Т. Мелюхина [68], Д.А. Нуриева [79, 80], В.И. Свидерского [92]. Эти исследования заслуживают внимания. В них был глубоко продуман тезис о неисчерпаемости материи. Этот тезис обсуждался учеными и в плане онтологии, и в плане гносеологии. В свете проблемы были выделены такие аспекты бесконечности: 1) интенсивная и экстенсивная бесконечности (или так называемые бесконечности "вширь" и "вглубь"); 2) актуальная и потенциальная бесконечности; 3) истинная (положительная) и отрицательная бесконечности. Правда, стоит отметить, что рассматриваемая проблема преподносится названными авторами однобоко. Действительно, бесконечность присутствует не только в материальном плане бытия, который только и является предметом их обсуждения. Многие философские традиции, имеющие полное право на существование, не нашли в трудах названных авторов достойного освещения.

Философы, занимавшиеся проблемой бесконечности, преимущественно ориентировались на естествознание. Эту тенденцию можно было обнаружить как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Видимо, этому способствовало бурное развитие "точных наук", начавшееся с конца прошлого века. Изменилась коренным образом

научная картина мира. И вместе с тем назрела необходимость заново поднимать вопросы, касающиеся фундамента наших знаний. Некогда ровная и спокойная по характеру сфера познания пережила череду бурных открытий. В эту эпоху складывалось новое представление о пространстве и времени. И, конечно, многое из того, что произошло, касалось непосредственно и проблемы бесконечности. Так, например, появилось представление о метрической бесконечности. Оказывается, термин "бесконечность" не синонимичен термину "неограниченность". В рамках представления о метрической бесконечности появились варианты миров неограниченных, но в целом конечных. Советскими учеными подробно обсуждалась тема бесконечности Вселенной. Речь, главным образом, шла о космологических моделях Вселенной. Результаты этих исследований отражены в работах: Б.С. Галимова [27, 126], A.M. Мостепаненко [71, 72], А.И. Панченко [81, 82], А. Турсунова [100], и в статьях Ю.В. Балашова [121], A.JI. Зельманова [128], С.Т. Мелюхина [133], Г.И. Наана [137, 138].

Очень содержательны для проблемы бесконечности оказались успехи математических наук. Внутри такой дисциплины как теория множеств, впервые в истории науки родилось содержательное определение бесконечности. До этого она определялась негативно: как то, что есть выход за всякое конечное. Бесконечное множество (в рамках теоретико-множественного подхода) может быть определено как такое, в котором существуют части (подмножества) эквивалентные самому множеству, В области бесконечного, таким образом, здравый смысл теряет почву. Ведь мы склонны думать, что целое всегда больше части. Подробнее о математических аспектах бесконечности можно познакомиться в работах И. Бар-Хиллела и А. Френкеля [108], Н. Бурбаки [18], И.Н. Буровой [19], А.Ф. Кудряшева [131], Ф.А. Медведева [66], А. Пуанкаре [89], Б. Рассела [143].

Ориентация на науку обнажает одну характерную черту. Универсум чаще всего понимается как сложная многоуровневая система. Об этом говорится, например, в работах А.И. Селиванова [93, 94]. В первую очередь, интерес вызывает характер поведения систем. Одни системы во времени ведут себя спокойно, однообразно, в согласии с законами функционирования, другие способны вести себя непредсказуемом образом. Первый тип систем часто олицетворяет конечный уровень бытия, другой тип - бесконечный уровень. В диссертации была использована онтологическая модель, разработанная В.Н. Финогентовым [104, 105]. Он именует вариант бытия, в котором все состояния универсума однозначно связаны, миром Лапласа. Это - мир конечного как такового, рассудочная модель бытия. Вариант же бытия, фиксирующий творческий характер развития, назван миром Бергсона. Это мир, в котором существуют как конечный, так и бесконечный уровни бытия.

Творческий характер развития связан с проблемой самоорганизации универсума. Сравнительно недавно появилась синергетика. Возникла она в среде термодинамики. Задачи, решаемые этим направлением естествознания, напрямую связаны с этой проблемой. Конечно, модель мира, которая здесь рассматривается, механистична, но она уже не является просто функционирующей системой, подчиненной каким-то законам. Мир, имеющий однообразный характер изменений, конечен. Но в центре внимания синергетики стоят системы, которые способны эволюционировать. Здесь, несомненно, присутствует какая-то загадка. Возможно ли, не наделяя мир Сознанием, понять, как происходит самоорганизация? Ведь качественные изменения, носящие творческий характер, трудно увязать с механистическими представлениями. Этой темы посвящены работы И. Пригожина [86, 87], а философские выводы

можно найти в статьях E.H. Князевой и С.П. Курдюмова [129], Г.И. Рузавина [144], С.И. Яковленко [147].

Способность к самоорганизации - это черта бесконечного универсума. В этом плане показательны концепции биологического эволюционизма. Прежде всего, это те системы, которые допускают творческий характер эволюции. Без элемента спонтанного развития трудно вообразить себе, как могла бы эволюционировать Природа. Универсум, в котором имеют место непредсказуемые изменения, бесконечен. Такой взгляд на строение мира изложен во многих классических трудах. В диссертации использованы работы: JI.C. Берга [6], А. Бергсона [7], В.И. Вернадского [21], А. Лима-де-Фариа [102], П. Тейяр де Шардена [113] и др. авторов.

Отметим, что творческий характер развития касается и таких реалий мира как культура и язык. В некотором плане это тоже миры, в которых присутствует бесконечность. Например, известная проблема: «Как так, в языке слова не меняются, а высказывания каждый раз новые?» -несомненно, указывает на присутствие уровня бесконечного в языке. Иначе в нем не могло бы рождаться что-то принципиально новое. Уровень бесконечного существенно связан с новизной, которая может появиться в системе. В диссертации по этому пункту имеются ссылки на следующих авторов: Г. Гийом [32], Ф. Соссюр [97], М. Мерло-Понти [133].

Итак, предшествующие исследования прояснили многие аспекты проблемы бесконечности: выявлены и описаны основные типы бесконечности (актуальная и потенциальная бесконечность, истинная и отрицательная бесконечность, экстенсивная и интенсивная бесконечность), проанализированы связи и взаимные переходы между конечным и бесконечным уровнями бытия; показано "присутствие" бесконечности в глубине многих философских проблем. В то же время

некоторые существенные моменты остались, по существу, вне поля внимания авторов, занимающихся этой проблемой. Все они, так или иначе, исходят из оппозиции "внешний мир - человек". На наш взгляд, подобный подход не является адекватным при рассмотрении проблемы бесконечности универсума. Этот подход справедлив только при рассмотрении бесконечности предметного мира. Но универсум не есть только предметное бытие, он включает в себя также социальное бытие, бытие духа, экзистенцию человека. Наше исследование и представляет собой попытку постижения бесконечности универсума, осуществляемую за пределами оппозиции "внешний мир - человек".

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является построение основ концепции многообразия форм проявления бесконечности универсума.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, следует прояснить значения ключевых для исследования понятий "мир" и "универсум" и осветить факты, которые склоняют к тому, чтобы признать множественность миров. Успешное выполнение этой задачи может показать, сколь разнообразными могут быть миры. Нужно отметить, что прояснение значений указанных понятий упирается в известную апорию: один у нас мир или миров много? Конечно, мы не претендуем на окончательные дефиниции. В рамках избранной проблемы мы можем только высказать и обосновать свою позицию.

Во-вторых, следует выявить соответствующие разным типам бесконечности целостности (миры) в структуре универсума, и провести их философский анализ. Кратко поясним сказанное. Универсум состоит из множества миров. Среди этих миров, имеющих различные структуры целого, есть такие, которые содержат в себе тот или иной тип бесконечности. Есть и такие миры, которые исключают из своего строения какой-нибудь из типов бесконечности. Здесь имеются в виду

актуальная и потенциальная, отрицательная (дурная) и истинная бесконечности.

В-третьих, достижение цели исследования предполагает нахождение тех феноменов бесконечного универсума, которые остаются не раскрытыми в оппозиции "внешний мир - человек". Осуществление этой задачи должно показать, какие упущения содержит в себе расслоения бытия на "человека" и "внешний мир". И вместе с тем она должна открыть новые характеристики бесконечного универсума.

Методологической основой диссертации выступают следующие философские принципы: единство человека и универсума и единство исторического и логического. Кроме того, для решения избранной проблемы был активно задействован системно-структурный подход. Мы использовали в своей работе также элементы феноменологического анализа.

Результаты исследования и их научная новизна могут быть сформулированы следующим образом:

- установлены факторы "плюрализации" универсума; ими являются, прежде всего, язык, верования, масштаб наблюдения и шкала ценностей; каждый фактор включает в себя и причину, и способ толкования мира;

- использование системного подхода для анализа бесконечного универсума выявило следующее: бесконечный универсум, который заключает в себе множество миров характеризуется неопределенностью, неясностью, размытостью связей, которые неустранимы дальнейшим прояснением; размытость связей между различными фрагментами бытия -атрибутивная характеристика бесконечного универсума;

- на основе анализа модели бытия, состоящего из двух уровней, установлено, что понятиями "конечное" и "бесконечное" обозначены связи между мирами; иными словами, "бесконечность" является формой

связи между мирами; а также выявлено, что "бесконечность" удерживает в себе существующую размытость связей, которая имеется в универсуме между различными его фрагментами; иными словами бесконечность реализует принцип "и то, и это";

- освещены два феномена бесконечного универсума, которые фиксированы в следующих терминах: "многомерность" и "разомкнутость"; показано, что без этих феноменов универсум "неполноценен", т.е. без них невозможно участие всех типов бесконечности в структуре универсума. Термин "многомерность" эквивалентен здесь термину "способ бытия"; а термины "размыкание" и, соответственно, "замыкания" бытия отражают различные состояния универсума. Разомкнутое состояние характеризует интуитивно постигнутый мир. Это мир, который нам открывается прежде, чем мы что-то выскажем. Второй этап, когда мы миру придаем форму, охарактеризован через термин "замыкание". Эти два состояния не связаны с "внешней" структурой универсума.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Хазиев, Зия Анварович

Заключение

Подведем общий итог. В диссертации была использована следующая модель. Универсум был охарактеризован как "все", которое открывается в непосредственном интуитивном опыте. Это то, что еще не выражено: нечто туманное, смутное, неясное. Мир же был выделен по следующим двум характерным признакам. Во-первых, миры - это целостности; во-вторых, это устройства, вмещающие в себя человека. Отметим, что некоторые другие трактовки понятия "мир" тоже фигурировали в работе. Особо подчеркнем, что понятие "универсум" не совпадает с представлением о "внешнем мире". В состав универсума входит и человек, и внешний ему мир. Выбор этой модели продиктован, главным образом, тем, что ни сам по себе внешний мир, ни сам по себе человек не способны установить то или иное целое в универсуме. Целое есть результат взаимодействия человека и внешнего ему мира. На языке понятий "конечное" и "бесконечное" этот вывод можно сформулировать коротко: человек и конечен, и бесконечен. (Более подробны на эту тему рассуждения в гл.2, § 1 данной работы). Пожалуй, в универсуме основным событием следует считать не явление и не мысль о явлении, - и то, и это опять возвращают нас к оппозиции "наблюдатель - внешний мир", - а, скорее всего, момент, когда в универсуме устанавливается определенное целое. Это может быть акт узнавания или процедура cogito.

В связях мира с частями универсума имеется фундаментальная размытость. Не все связи внутри мира определенны, наподобие логических связей. Эта размытость связей фиксирована в диссертации в двух грамматических формах: "иметь в виду" и "забыть". То, что мы якобы имеем в виду, но не высказываем, возможно, что предано забвению. Именно существующая размытость связей в структуре мира позволяет нам преодолеть парадокс множественности миров, который имеет логический статус. Парадокс в буквенном виде выглядит как множество равноправных тождеств: X = А, X = В, Х = С и т.д., где А, В, С. - это разные миры, а X - универсум. Мыслить множество тождеств логически, по принципу "или - или " невозможно. Но если предположить, что при установлении мира А возможно имеется в виду присутствие и мира В, и мира С и т.д. то противоречие "снимается". Размытость связей подразумевает принцип "и то, и это". (Об этом идет рассуждение в гл.1, § 2). Отметим, что понятие "бесконечность" удерживает в себе эту размытость связей. Поэтому бесконечность выступает в многоликом универсуме как форма связи между мирами. Бесконечности свойственен принцип "и то, и это". При этом миры оказываются соединенными и различными.

Универсум представляет собой действительность, которая является общим местом сосуществования различных миров. С точки зрения понятий "конечное" и "бесконечное", универсум составлен из четырех различных миров. Все миры имеют различную структуру. И каждому соответствует какой-нибудь тип бесконечности. В диссертации эти миры носили следующие названия: мир Парменида, мир Кратила, мир Лапласа и мир Бергсона. В "полноценном" универсуме, в строение которого входят все типы бесконечности: актуальная и потенциальная, истинная и дурная бесконечности, содержатся все указанные миры.

В диссертации часть работы была посвящена феноменам бесконечного универсума. Рассмотренные феномены, так или иначе, касались "субъекта" познания. В частности звучал тезис о том, что бесконечный универсум должен быть разомкнут. Это необходимое требование. Состояние разомкнутого мира может быть передано в разных трактовках как ощущение "неполноты" (И. Кант), как возможность представшей материи воплотиться в какую-нибудь форму (Аристотель), как сомнительное, т.е. ещё недостоверное (Р. Декарт) и, в конце концов, как бессмысленное. Иначе говоря, разомкнутый мир трактуется многообразно. И, тем не менее, это один феномен. В разных трактовках здесь звучит в сущности одна идея. Когда есть возможность для рождения мысли, универсум, где эта возможность имеется, бесконечен. Но мысль рождается не из пустоты, ей предшествует особое состояние универсума, которое в диссертации названо разомкнутым состоянием мира. Когда в мире такого состояния нет, т.е. когда универсум изначально замкнут, тогда мысль не рождается. В работе были рассмотрены некоторые варианты таких миров. В частности, универсум, структура которой рациональна, только рациональна, замкнут. В мире, если в нем может появиться какая-нибудь новизна, которая связывается с бесконечным уровнем бытия, обязательно имеются иррациональные элементы. Таким образом, не всегда универсум предстает человеку разомкнуто.

Не совсем правильно думать, что бесконечность образуется только сложностью состава универсума. Мы действительно склонны к такому предположению. Так, например, механистическая модель Лапласа уже не работает в достаточно сложных системах, где количество элементов велико. Иллюстрация тому - термодинамика. Как известно, модель Лапласа хорошо описывает системы в механике Ньютона; физические законы здесь обратимы во времени. Но соотношения термодинамических величин, которые описывает состояние системы в целом, во времени необратимы. Кажется, вместо пяти элементов достаточно ввести пятьдесят, которые все подчинены одним и тем же законам, как целое перерастет из структуры Лапласа в структуру Бергсона. Иначе говоря, с увеличением числа элементов, в системе сама собой появиться и глубина, и, вместе с тем, уровень бесконечного как такового. Но всё же "само собой" вряд ли такое произойдет.

Укажем на некоторые новые аспекты проблемы бесконечности, выявившиеся в процессе исследования.

Бесконечный уровень бытия нередко определяется терминами "сложность" и "глубина". В сложном многомерном мире удивительным образом сочетаются порядок и изменчивость. Появление инновации, которое можно трактовать как творческий акт универсума, не разрушает структуру целого, а создает новые необычные формы. Такую вроде бы простую вещь, как рождение чего-то нового на фоне старого, очень тяжело понять. Это -серьезная проблема. Ведь инновация не уничтожает порядок. Мир остается упорядоченным. Хотя, вроде бы, спонтанное появление каких-нибудь новых форм должно приводить к хаосу. Признание, что в универсуме есть элемент случайности и непредсказуемости - шаг ответственный. Для такого (бесконечного) универсума тяжело построить онтологию. Как мир остается целостным? -неясно.

И всё же, кое-что объяснить можно. Универсум - имеется в виду универсум с бесконечным уровнем бытия, в котором возможны спонтанные акты творчества, - особым образом устроен. Он оказывается "подготовленным" к спонтанным переменам. Инновация, пожалуй, может не всегда появиться. Она рождается не в пустоте безразличного Ничто. Иногда для этого созданы условия, иногда - нет. Рассматриваемые в работе формы осуществления наводят на мысль о том, что эти условия не обязательно должны быть связаны с «внешней» структурой универсума. Материальная основа мира, внешние формы жизни, предметы могут остаться неизменными, но при этом в универсуме могут произойти коренные изменения, которые, кстати, способны сделать целое либо конечным, либо бесконечным.

В принципе мыслима и такая ситуация. Условия для появления новизны созданы. Универсум, соответственно, разомкнут и, как мы полагаем, бесконечен. Однако состояние бытия "ожидающего чего-то нового" может перерасти в устойчивую структуру. Мир как бы будет находиться постоянно на стадии подготовки к решительным преобразованиям. Эта возможность указывает на следующее обстоятельство. Мы не можем «точно» констатировать бесконечный уровень бытия. Бесконечное временами высвечивается, но не находится в бытии постоянно. На это указывают и формы: случайность, творчество, свобода. Это характеристики бытия, но они не обязательно вечны и неизменны. Феномены бесконечного универсума приближенны. Когда универсум многомерен и разомкнут, это ещё не означает, что бесконечность обязательно скажется и проявит себя.

В этом направлении - в исследовании вопроса форм осуществления бесконечности - возможны более тонкие анализы. Не исключено, что они могут затрагивать регион «психика - сознание» человека. А здесь мы касаемся уже серьезных проблем онтологии. Ведь онтология - это в какой-то степени учение о фундаментальных константах мира, о неизменных сущностях. Вполне возможно, что эти константы имеются и в психическом. Причем, если они там есть, это будут и не чистые духовные сущности, и не материальные элементы мира, а что-то промежуточное, среднее.

Неисследованным остается и другой вопрос. Бесконечный универсум, по-видимому, имеет какую-то степень устойчивости. Как правило, у нас есть возможности связать те или иные формы бытия с понятиями "конечное" и "бесконечное", но нет надежных способов «зафиксировать» степень устойчивости. Возможно, и здесь нам придется иметь дело с ментальными характеристиками бытия. Так, например, медленно развивающаяся система, каковой, скажем, была планета на ранних стадиях эволюции, скорее всего, имела устойчивый характер развития. Малые изменения не вели к катастрофическим изменениям целого. Теперь же ситуация иная. Универсум кажется неустойчивым. Похоже, вероятность «вырождения» в хаос или в замкнутый циклический мир сильна возросла. Но установить эту степень неустойчивости - задача, по-видимому, не легкая. Нужно искать новые пути.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хазиев, Зия Анварович, 1999 год

Литература.

Книги

1. Августин Аврелий. Исповедь. / Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, т.1. 1976 - 550 е., т.2. 1978. - 687 е., т.З. 1981. - 613 е., т.4. 1983. - 830 с.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 616 с.

4. Батай Ж. Из «внутреннего опыта».// Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994. -346 с.

5. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - М.: Политиздат, 1990 - 413 с.

6. Берг Л.С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей.// Труды по теории эволюции. - Л.: Наука, 1977, с.95-338.

7. Бергсон А. Собрание сочинений (Творческая эволюция). Т.1. -СПб., 1909.-332 с.

8. Бердяев H.A. Философия Свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. -607с.

9. Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М.: «Янус - К», 1997 - 400 с.

10. Бибихин В.В. Мир. - Томск: «Водолей», 1995. - 148 с.

11. Бибихин В.В. Язык философии. - М.: Прогресс, 1993. - 416 с.

12. Библия.

13. Блауберг И.В. и Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

14. Борхес Х.Л. Письмена Бога. - М.: Республика, 1992. - 510 с.

15. Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах. - М., 1936. - 260с.

16. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

18. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. - М., 1963.

19. Бурова И.Н. Развитие проблемы бесконечности в истории науки. -М.: Наука, 1987.- 131 с.

20. Вейль Г. О философии математики. - М. —Л., 1934. - с. 186с.

21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.-270 с.

22. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Советская Россия, 1989. - 704 с.

23. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. Часть 1. - М.: Гнозис, 1994. - 614 с.

24. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. - М.: Изд. «Лабиринт», 1993. - 192 с.

25. Гадам ер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

26. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени. - М.: Наука, 1987. -447с.

27. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1981. - 246с.

28. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1992. - 440 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, т.1, 1974. - 452 е., т.2, 1975. - 695 е., т.З, 1977. - 471с.

30. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989. - 399 с.

31. Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах. - СПб.: Северо-Запад, т. 1, 1994.-607 с.

32. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. - М.: Прогресс, Культура, 1992.-217 с.

33. Горбовский A.A. В круге вечного возвращения. - М.: Знание, 1989. -67с.

34. Горолевич Т.А. Современные концепции бесконечности и реальность - Минск: Наука и техника, 1984- 166 с.

35. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 397с.

36. Дао: переправа через зимний поток. - М., 1994. - 64 с.

37. Девис П. Случайная Вселенная. - М.: Мир, 1985. - 160 с.

38. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, т.1, 1989. - 654 е., т.2, 1993.-780с.

39. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: «Танаис», 1995. - 638с.

40. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1986. - 248с.

41. Древнекитайская философия в 2-х томах. - М.: Мысль, т.1, 1972, -363с., т.2, 1973.- 384с.

42. Елфимов Г.М. Возникновение нового: Философский очерк. - М.: Мысль, 1983. - 188с.

43. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

44. Зельдович Я.Б., Новиков И.Д. Строение и эволюция Вселенной. -М.: Наука, 1975.- 736 с.

45. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. -М.: Наука, 1988.-240 с.

46. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

47. Кармин A.C. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981. - 229 с.

48. Категории "закон" и "хаос". - Киев: Наукова думка, 1987. - 295 с.

49. Кафка ф. Сочинения в 3-х томах. - М.: Худож. лит.,1994. - 560 с.

50. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. - 286с.

51. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. -Свердловск, 1989

52. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, т.1, 1979. - 488 е., т.2, 1980.-471 с.

53. Кун Т.С. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. -300 с.

54. Лаплас П.С. Изложение системы мира. - Л.: Наука, 1982. - 374с.

55. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. - М., 1909

56. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, т.1, 1982. -636 е., т.2, 1983. - 686 е., т.З, 1984. - 734 е., т.4, 1989. - 554 с.

57. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. - М., 1927. -550 с.

58. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Искусство, 1994. - 583 с.

59. Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Худож. лит., 1983. - 383 с.

60. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, Культура, 1992. -416 с.

61. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Прогресс, 1993.- 352 с.

62. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1994. - 92с.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.

64. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book»,1994. - 368 с.

65. Материалисты древней Греции. Собрание текстов. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.

66. Медведев Ф.А. Развитие теории множеств в XIX веке. - М., 1965. -с.240.

67. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М.: Мысль, 1966. - 383 с.

68. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. М., 1958. - 138 с.

69. Мистическое богословие. - Киев, 1991. - 340 с.

70. Монтень. М. Опыты. Книга третья. - М.: Изд. АН СССР, 1960. -360 с.

71. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М.: Политиздат, 1974. - 240 с.

72. Мостепаненко A.M. Пространство-время и физическое познание. -М.: Атомиздат, 1975. - 216 с.

73. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. - М., 1979. - 303 с.

74. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд. Прометей, 1989. -287 с.

75. Налимов. В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. -280 с.

76. Нарский И.С. Философия Бертрана Рассела. - М.:Изд. МГУ, 1962. -140с.

77. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. // Избранные произведения в 3-х томах. - М.: «REFL-book», 1994. - 352 с.

78. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, т.1, 1990. - 829 е., т.2, 1990. - 829 с.

79. Нуриев Д.А. Гносеологическое и мировоззренческое основания категории «материя». - Уфа: БГУ, 1995. - 182 с.

80. Нуриев Д. А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материи». - Уфа: БГУ, 1996

81. Панченко А.Й. Континуум и физика. - М.: Наука, 1975. - 119 с.

82. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. - М.: Наука, 1988. -191с.

83. Паскаль Б. Мысли. - М.: «ЬШРЬ-Ъоок», 1994. - 528 с.

84. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Мысль, т.2, 1993. -528 е., т.З, 1994.-654 с.

85. Плотин. Избранные трактаты в 2-х томах. - М.: Издательство «РМ», т. 1, 1994. - 128 е., т.2, 1994. -144 с.

86. Пригожин И. и Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 430 с.

87. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. - М.: Наука, 1985. - 327с.

88. Пруст М. По направлению к Свану. - М.: Республика, 1992. - 368с.

89. Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1990. - 736 с.

90. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. - Киев, 1997.- 570 с.

91. Розенталь И.Л. Проблемы начала и конца Метагалактики. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

92. Свидерсткий В.И., Кармин А.С. Конечное и бесконечное. - М.: Наука, 1966. - 320 с.

93. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. - Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1998. - 360 с.

94. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. -Уфа, 1997.

95. Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. - 591 с.

96. Смысл жизни: поиск и созидание. Уфа, 1997

97. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. - 695 с.

98. Спиноза Б. Избранные произведения. - М. Политиздат, т.1, 1957. -631 с.

99. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432 с.

100. Турсунов Акбар. Основания космологии. - М.: Мысль, 1979. - 257 с.

101. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс, 1990. -717с.

102. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора. - М.: Мир, 1992. - 455с.

103. Упанишады в 3-х т. Т.1. Брихадараньяка упанишада. - М.,1992

104. Финогентов В.Н. Время. Бытие, человек. - Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1992.-222 с.

105. Финогентов В.Н. Избранные лекции по философии: учебное пособие. - Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1996. - 168с.

106. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., 1989. - 575 с.

107. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

108. Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. - М.: Мир, 1966. - 555 с.

109. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: «A-cad», 1994. - 406 с.

110. Хазиев B.C. Роса истины. - Уфа: Изд. Баш ГПИ, 1988. - 90 с.

111. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Издательская группа «Ad marginem», 1997. - 452 с.

112. Хлопов М.Ю. Вселенная - гигантский ускоритель. - М.: Знание, 1987.-63 с.

113. Шарден де Пьер Тейяр. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.

114. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей (1916) // Избранные произведения. - М.: Изд. «Гнозис», 1994. - 490 с.

115. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинение в 2-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1989. -636 с.

116. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М.: Наука, 1980. - 352 с.

117. Шустер Г. Детерминированный хаос: Введение. - М.; Мир, 1988. -240 с.

118. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - М.: Изд. политической литературы, 1991. - 192 с.

119. Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997

120. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1996

Статьи

121. Балашов Ю.В. Возможна ли эволюция фундаментальных законов природы? // Философские науки. - 1989. - №2, с. 18 - 28.

122. Бердяев H.A. Время и вечность // Философия и мировоззрение. -М., 1990. -с.402-410.

123. Бор Н. Квантовая физика и философия. // Избранные труды. Том. 2. М.: «Наука», 1971

124. Вернадский В.И. Возраст Земли // Прометей. Т.15. - М., 1988. - с. 318-325.

125. Витгенштейн Л. Из «Тетрадей 1916 - 1918» // Логос. - 1995. - №6

126. Галимов Б.С. Космическая эволюция материи в научной картине мира: проблема единственности и множественности моделей эволюции. // Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов. Уфа, 1991

127. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. // Вопросы философии. - 1986. - №3, с.101-116

128. Зелманов А.JI. Многообразие материального мира и проблема бесконечности Вселенной. // Бесконечность и Вселенная. М., 1969

129. Князева E.H. и Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пришжиным. // Вопросы философии. - 1992. -№12, с.12-16

130. Кратчфилд Дж. П. и др. Хаос // В мире науки. - 1987 -№2, с. 16-28

131. А.ф„ Ьгс^оиегиощ, Д бе сжс ие г иоиг^

132. Левинас Э. Смысл и значение. // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы. Вып. 2. С/Пб, 1993

133. Мелюхин С. Т. Философские основания идеи бесконечности Вселенной. // «Философские науки». - 1978. - №1

134. Мерло-Понти М. О феноменологии языка. // Логос. - 1995. - №6

135. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. - 1991. - №3, с.3-28

136. Монин М.А. Пути Парменида. // Вопросы философии. - 1997. - №3

137. Наан Г.И. Понятие бесконечности в математике и космологии. // Бесконечность и Вселенная. - М., 1969

138. Наан Г.И. Типы бесконечного. // Эйнштейновский сборник, 1967. -М., 1967

139. Померанц Г.С. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма. // Идеологические течения в современной Индии. - М.: Наука, 1965

140. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. - 1989. - №8, с.3-19.

141. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1991. - №6, с.46-52.

142. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. -Рига: Зинатне, 1988. - 334с.

143. Рассел Б. Мое философское развитие. // Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд. МГУ, 1993. - с.11-28.

144. Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи. // Вопросы философии. - 1984. - №8, с.3-15.

145. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. (Через смерть и время к вечности). // Философские науки. - 1990, №2.

146. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993

147. Яковленко С.И. Об организующем и разрушающем (стохастизирующем) воздействиях природы // Вопросы философии. -1992. -№2, с.141-144.

Книги на иностранных языках

148. Barrow J. D. Theories Everything. The Quest for Ultimate Explanation. Oxford University Press, 1991

149. Heinze Thomas F. Creation vs. Evolution. Chicago: The University of Chicago Press, 1978. - 160 p.

150. Mindell A. The Year I. Global Process Work. London: Arkana, 1989

151. Morris Henry M. The scientific case for creation. Princeton, 1987. - 80 P-

152. Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge, 1981

153. Russel B. Prinziples of matematiks. L., 1950

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.