Мировоззрение и творчество Г.С. Батенькова в контексте русской культуры 1820-1840-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Зенкин, Михаил Александрович

  • Зенкин, Михаил Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Томск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 205
Зенкин, Михаил Александрович. Мировоззрение и творчество Г.С. Батенькова в контексте русской культуры 1820-1840-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Томск. 2012. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зенкин, Михаил Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. Пространство как структурообразующая категория в мировоззрении и эстетике Г.С. Батенькова

1.1. Концепция пространства-времени в аспекте синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания

1.2. Бог и пространство - субстанциальные категории в мировоззрении Г.С. Батенькова

1.3. Пространство-время как историософская категория

1.4. Г.С. Батеньков и немецкая идеалистическая философия, эстетика немецкого романтизма

1.5. Г.С. Батеньков и масонство

1.6. Г.С. Батеньков и традиция русской литературы XVIII века

1.7. Г.С. Батеньков - литературный критик

1.8. «Писания сумасшедшего» Г.С. Батенькова как симптом русской мысли 1830-1840-х годов

2. Г.С. Батеньков - поэт

2.1. Проблемы текстологии

2.2.Поэма Г.С. Батенькова «Одичалый» в контексте русской узнической поэзии 1820-1840-х годов

2.3.Философская лирика Г.С. Батенькова в контексте русской поэтической традиции 1800-1830-х годов

Заключение

Литература

Приложение 1. О некоторых текстологических проблемах поэмы Г.С. Батенькова «Одичалый»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззрение и творчество Г.С. Батенькова в контексте русской культуры 1820-1840-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема автономности научного знания является одной из

важнейших в философии науки рубежа XX-XXI веков. Согласно

JI.A. Марковой, еще в середине прошлого столетия благодаря работам

A.B. Койре и Т.С. Куна стала очевидной невозможность четкой демаркации

научной и вненаучной сфер деятельности 1. В своих фундаментальных

трудах «Очерки истории философской мысли» 2 и «Структура научных

революций» философы обосновали гуманитарный характер научного знания.

В этом же направлении работал и известный физик, лауреат

Нобелевской премии, В.К. Гейзенберг, который утверждал, что

ньютоновское понимание объективности, базирующееся на

воспроизводимости эксперимента, не применимо к физике XX века.

«Атомный физик, - писал он, - вынужден мириться с тем, что его наука

представляет собой всего лишь звено в бесконечной цепи взаимоотношений

человека и природы <здесь и далее, за исключением специально оговоренных

случаев, курсив мой - М.3>, она не может говорить попросту о природе "как

таковой". Познание природы всегда уже предполагает присутствие человека» 4.

Таким образом, наука оказывается неизбежно погруженной в историко-культурный контекст эпохи, который, как отмечала Л.А. Маркова, и «определяет содержание получаемого знания» 5 . Гуманизация науки, подрывающая представления классической физики о воспроизводимости результатов и чистоте эксперимента, обусловленных неизменностью

'См.: Маркова Л.А. Предисловие к сборнику статей «Границы науки»// Границы науки М 2000 С 4

Коире A.B. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на '

развитие науч. теорий / пер. с фр. ЯЛ. Ляткера. М., 1985. 284 с.

^ Кун Т.С. Структура научных революций /пер. с англ. И.Э. Налетова М 1975 288 с

5 Там же' МарК°Ба Л'А' ПРедисловие к сборнику статей «Границы науки»'// Границы науки. М„ 2000. С. 3.

физических законов, оформившихся в «сингулярной временной точке отсчета физического времени Метагалактики» 1 , снимает традиционную оппозицию между естественнонаучным и гуманитарным знанием, которая зиждется, согласно К.В. Самохвалову, на том, что гуманитарные «прогнозы», в отличие от естественнонаучных, относятся к той реальности, которая «частично подвержена влиянию деятельности людей»2.

Как показывают современные изыскания в области методологии науки, проведенные B.C. Степиным, «в естествознании наших дней все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые обладают "синергетическими характеристиками" и включают в качестве своего компонента человека и его деятельность. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, стирая жесткие границы между ними» 3.

Учет человеческой деятельности, ценностного аспекта в изучении самоорганизующихся систем неизбежно ведет к поиску точек соприкосновения философии, науки и религии. Подобные проблемы, по замечанию Л.А. Марковой, становятся актуальными в кризисные периоды развития науки, когда пересматриваются ее основания, когда «встает вопрос о ее происхождении» 4.

Общеизвестно, что проблема взаимодействия науки и религии теологию волнует в большей степени, нежели собственно науку, которая в период своего «нормального», по Т.С. Куну 5 , существования может функционировать автономно. Теология же все время борется с вторжением разума в интерпретацию священных текстов и обрядов. В кризисные

Сгепин B.C. Основания науки и их социокультурная размерность // Наука в культуре. М„ 1998.

М^шТBbm*f С°1б?™46 М6ЖДУ еСТеСТВеНнонаУчными и гуманитарными знаниями // Философия науки.

^ Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М 1995 С 7

Маркова Л.А. Предисловие к сборнику статей «Границы науки» //Границы науки.'М 2000 С 5 револю^>ЫДеЛЯЛ ТРИ °0СТ0ЯНИЯ НауКИ: <<ноРмальная наука», «экстраординарная наута» и «научная

периоды развития науки ученый неизбежно обращается к религии, так как «ему важно быть уверенным, что мир действительно существует» '. Однако на протяжении всего XX века ученые искали точки соприкосновения между «наукой и философией, наукой и социальными структурами, наукой и экономикой, наукой и культурой, и в гораздо меньшей степени - наукой и религией» 2. Исключение составляет А. Эйнштейн.

Согласно Д. Субботину, именно «особое религиозное чувство» «руководило» А. Эйнштейном в «исканиях истины» 3. Сам физик писал 1 января 1951 года в письме к М. Соловину: «Я не могу найти выражения лучше, чем "религия", для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере той ее части, которая доступна человеческому сознанию. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию» 4 . Это хорошо понимал энциклопедист М.В. Ломоносов, русские мыслители 1820-1840-х годов, стремившиеся к слиянию религии и философии (В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь), религии и науки (П.Я. Чаадаев, Г.С. Батеньков).

Обращение к фигуре Г.С. Батенькова, предвосхитившей расцвет русского религиозного экзистенциализма рубежа Х1Х-ХХ веков и объединившей в своей философской поэзии научную и высокую поэтическую лексику, сегодня, когда проблема взаимодействия науки и религии остро заявлена в философии науки, определяет актуальность настоящего исследования.

Гавриил Степанович Батеньков, человек «выдающихся качеств интеллекта», «широкого кругозора» 5 и исключительной судьбы, является одним из ярких представителей русской культуры первой половины XIX столетия. Современники проявляли склонность к мифологизации

1 Маркова Л.А. Предисловие к сборнику статей «Границы науки» // Границы науки. М., 2000. С. 5.

Там же.

3 См.: Субботин Д. Вера Эйнштейна // Эйнштейн о религии. М., 2010. С. 5-13.

4 Эйнштейн А. Собр. научн. тр. М., 1967. Т. IV. С. 564.

5 Восстание декабристов. Документы. Под ред. М.В. Нечкиной. М.: Наука. 1976. Т. XIV. С. 8.

личности декабриста, чему виной - отчасти, полная загадок и трагических потрясений судьба, отчасти, его собственное поведение.

Мистические обстоятельства, семейные предания, легенды современников создают романтический ореол вокруг личности Г.С. Батенькова. Уже в младенчестве он пережил потрясение, которое в контексте его биографии прочитывается символически. Родившись двадцатым ребенком в семье, он был настолько слаб, что младенца сочли мертвым. Гроб был уже изготовлен, когда ребенок подал первые признаки жизни \

Тема смерти настойчиво присутствует в биографии Г.С. Батенькова, его эпистолярной и философской прозе, поэзии. С гробом можно сравнить душную горницу, в которой содержался слабый здоровьем мальчик; на том свете он побывал, когда в бою при городе Монмирале, в наполеоновскую кампанию 1814 года, получил 14 штыковых ран; в «совершенном Аду» ощущал себя молодой инженер в 1817-1818-е годы, когда служил в X Сибирском округе по ведомству Путей сообщения; «каменным мешком», «гробом» он называл каземат Алексеевского равелина Петропавловской крепости, одиночку, в которой провел двадцать лет.

Жизненный путь Г.С. Батенькова выстраивается, как череда необъяснимых трагических событий, его личность полна загадок и противоречий. Перед лицом царя он отстаивал «опыт революции политической», но на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года не вышел. При этом наказание понес, не считая пятерых казненных, тяжелейшее. Научно приемлемой гипотезы столь жестокой расправы над Г.С. Батеньковым до сих пор не существует. Столь неординарная личность не могла не волновать современников, исследователей, литераторов.

1 См.: Рассказы о Г.С. Батенькове // Рус. архив. 1881. Кн. 3. С. 434-441.

О Г.С. Батенькове писали много. Из номера в номер в «Русском архиве» и «Русской старине» появлялись рассказы и сообщения современников, биографические заметки, часто неточные и противоречивые, уточняющие одна другую, сведения о служебной деятельности Г.С. Батенькова - его сотрудничестве с М.М. Сперанским и A.A. Аракчеевым.

Очерк А.И. Лучшева, опубликованный в «Русском архиве» (1886) целиком строился на опровержении «Рассказов о Г.С. Батенькове» (1881), «записанных в одном семействе», с которым поэт был связан «тесной многолетней дружбой» 2 . Александр Иванович Лучшев, брат томского чиновника Николая Ивановича Лучшева, приютившего ссыльного декабриста в 1846 году, опроверг сведения, согласно которым единственный среди декабристов сибиряк родился в городе Томске. Родиной Г.С. Батенькова был Тобольск, где он обучался «в полубатальоне

з

кантонистов» , а вовсе не в томской гимназии, как сообщалось в «Рассказах». (Обучаться в Томске будущий декабрист не мог еще и по той причине, что первая томская мужская гимназия, согласно Е.В. Сизовой, была открыта лишь в 1838 году 4.)

Статья А.И. Лучшева содержала целый ряд существенных уточнений, касающихся как служебной, так и личной жизни Г.С. Батенькова. Заметки томского чиновника отличаются основательной фактографичностью и серьезностью, в то время как «Рассказы» не обнаруживают ни глубокого знания биографии декабриста, ни понимания масштаба его личности. Повитая легендами и мифами, передаваемыми понаслышке, эта статья наилучшим образом репрезентирует характер заметок о Г.С. Батенькове, публикуемых в то время.

' Лучшев А.И. Декабрист Г.С. Батеньков // Рус. архив. 1886. № 6. С. 269-280. Рассказы о Г.С. Батенькове // Русский архив. 1881. Кн. 3. С. 434-441. ^ См.: Лучшев А.И. Декабрист Г.С. Батеньков // Русский архив. 1886. № 6. С. 269.

Сизова Е.В. Из истории мужских гимназий Западной Сибири в XIX в.: обеспеченность помещениями // Вестник Томского государственного университета. Томск. Ноябрь. 2007. № 304. С. 106-110

Первое значимое биографическое исследование о Г.С. Батенькове появилось в 1889 году на страницах «Русской старины» \ Несмотря на целый ряд неточностей, на которые обратил внимание в своем исследовании В.Д. Юшковский 2, работу И.И. Ореуса из ряда аналогичных выделяет стремление представить эволюцию личности декабриста. В своей статье исследователь впервые вводит в научный оборот его письма к Н.А. Бестужеву, В.И. Штейнгелю и др.

Привлечение большого архивного материала, опора на рукописи свойственна ученым и публицистам, писавшим о Г.С. Батенькове в начале XX века.

Философ и публицист М.О. Гершензон в журнале «Русские пропилеи» (1916) опубликовал ряд важных для понимания мировоззрения и личности Г.С. Батенькова архивных документов 3. Издание, не утратившее своей актуальности до сего дня, снабжено биографической заметкой, главной задачей которой, по признанию автора, является попытка восстановить «глубокое» и «оригинальное» мировоззрение Г.С. Батенькова 4 , его «биографию духа» (термин В.Д. Юшковского). М.О. Гершензон первым попытался объяснить загадки судьбы и личности сибиряка не внешними, а внутренними причинами.

Тщательно анализируя гипотезу В.И. Семевского, согласно которой двадцатилетнее одиночное заточение Г.С. Батенькова, «мечтавшего» стать членом временного правления 5 , в Петропавловской крепости явилось изощренной местью Николая I, анализируя елагинские предания 6 и заметки самого «несчастливца», М.О. Гершензон приходит к выводу, что декабрист,

1 Ореус И.И. Гавриил Степанович Батенков. //Русская старина. 1889. Т. 63. С. 301-362. Юшковский В.Д. Г.С. Батеньков: эволюция личности и мировоззрения в историческом контексте России

первой половины XIX века. Автореф. дис ... канд. истор. наук. Томск, 2007. С. 3.

Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы / Собрал и подгот к печати М.О. Гершензон. М., 1916. Т. 2. С. 28-110.

4

Гершензон М.О. Г.С. Батеньков // Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы М., 1916. Т. 2. С. 20-27. к '

Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб, 1909. С. 677.

6 Рассказы о Г.С. Батенькове // Русский архив. 1881. Кн. 3. С. 438-439.

«по видимому, действительно был посажен в крепость по его собственному желанию» \ К достоинствам этой фантастической теории относится попытка религиозно-философского обоснования экзистенциального выбора: «Сам Бог захотел "прервать нить прежней его жизни"» 2. Причисляя Г.С. Батенькова к разряду людей, способных «с чрезвычайной силой ощущать в себе и созерцать стихийные движения своего духа», философ XX века тонко уловил связь между его философской позицией и экзистенциальной доктриной Л. Шестова, обнаруживая не только близость идей двух мыслителей, но и текстуальные совпадения . Идея «неустанного реального душевного строительства», обнародованная девяносто лет назад и оставленная более чем на полвека без внимания, делает работу М.О. Гершензона актуальной.

Еще одной важной историко-культурной вехой, дающей ключ к адекватному прочтению мировоззрения и личности Г.С. Батенькова, явилась публикация А.Н. Пыпиным (1916) «Масонских воспоминаний Батенькова» 4. Во вступительной статье исследователь делает важное замечание, согласно которому масонство «до последнего времени» сохранило для Г.С. Батенькова

V/ г

«свои таинственный авторитет» . Действительно, как напишет через

восемьдесят с небольшим лет О.П. Ведьмин, масонство не было для русского

мыслителя «проходящей молодой забавой», но стало органичной «часть его мировоззрения» 6.

О.П. Ведьмин продолжил эстафету, переданную А.Н. Пыпиным. В исследовании кемеровского ученого поставлена проблема глубокого влияния масонской доктрины на мировоззрение Г.С. Батенькова. Без учета этого влияния семантика целого ряда прозаических и поэтических текстов,

Бат™ " РуССКИе пР°пилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы.

2 Там же. С. 23.

3 См.: Там же. С. 23,24.

'Г.С. Батеньков. Записка о масонстве //Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в /

Ред. и примеч. Г.В. Вернадского. Петроград, 1916. С. 458-472.

б Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. Петроград, 1916 С 460 Ведьмин О.П. Г.С. Батеньков и масоны [Электронный ресурс] // Статья О.П Ведьмина / факультета истории и международных отношений КемГУ. Электрон, дан. Кемерово 199< Ь1Й1!^^-Ь181огу.кет8ц.ги/оИуег8юл/!ед8/уеёт.Ь^ (дата обращения- 08 02 2012) '

составляющих смысловое ядро творческого наследия мыслителя, представляется не вполне ясной. Некоторые исследователи отмечали «неясность стиля» и «затемненность смысла» стихов декабриста Важность «движения влиятельных творческих идей» масонства, воплощенных в поэзии Г.С. Батенькова, для понимания «философской лирики Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и Пушкина» отмечал В.И. Сахаров 2.

Тот факт, что изложенные А.Н. Пыпиным идеи, нашли продолжение лишь восемьдесят лет спустя, наилучшим образом характеризует состояние советской историко-филологической науки, рассматривавшей декабристов, прежде всего, в идеологическом аспекте - как революционеров, разбудивших А.И. Герцена.

Идеология занимала господствующее положение в науке о декабристах вплоть до 1970-х годов, когда Ю.М. Лотман открыл «особый тип русского человека, резко отличный по своему поведению от всего, что знала предшествующая история» 3. Основатель тартуской школы одним из первых показал масштаб личности декабристов, отделив идеологию от их человеческой сути. «Люди 14 декабря», по утверждению исследователя, современникам и потомкам были «ближе и роднее» их политических убеждений 4.

Такая постановка проблемы взрывала догматизм советской науки, которую Г.С. Батеньков интересовал скорее в социально-политическом (как подполковник Министерства путей сообщения, соратник М.М. Сперанского, автор проекта по реформе Сибири, строитель дорог и мостов, как декабрист), нежели в культурно-философском аспекте. Редкие работы, посвященные

См., например: Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. М., 1978. С. 122. Сахаров В.И. Концепция золотого века в свете эсхатологических учений XVIII столетия [Электронный

ресурс] // Статья В.И. Сахарова / Русская страница в Нюрнберге, посвященная литературе и развлечения Электрон, дан. URL: http://www.ostrovok.de/old/prose/saharov/essavO 11 .htm (дата обращения- 08 02 2012) Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая

категория) //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах. Таллин 1992 T 1 С 296-337

4 Там же. С. 335. ' ' '

исследованию мировоззрения и творчества декабриста, были в значительной степени политизированы.

Одной из первых работ такого рода была статья Т.Г. Снытко «Г.С. Батеньков - литератор» (1956) \ Советская идеология, оставившая свой неизгладимый след, не отменяет достоинств исследования, главным из которых является коперников переворот в науке о Г.С. Батенькове, считавшемся долгое время автором одного единственного стихотворения. Исследователь, привлекая большой архивный материал, убедительно доказывал обратное.

По мнению Т.Г. Снытко, плодотворно рассуждать о мировоззрении и

творчестве декабриста можно лишь опираясь на его «документальное

наследие», которое, правда, содержит «много противоречивых ^ 2

высказываний» . Несмотря на это исследователь в ходе анализа рукописей пришел к неоригинальному выводу, согласно которому Г.С. Батеньков «стоял на идеалистических позициях, но отрицал крайние его течения» 3. В статье «Г.С. Батеньков - литератор» тезисно очерчен круг философских проблем, занимающих мыслителя, не выходящий, однако, за пределы советской идеологии - проблемы религии и Бога в работе Т.Г. Снытко не рассматриваются. Зато много внимание исследователь уделяет анализу эстетики и творчества поэта-декабриста, отмечая влияние Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина4.

Введение в научный оборот отрывков автографа «Тюремной песни», оды «К математике», автокомментариев Г.С. Батенькова, его статьи о втором томе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя трудно переоценить. Т.Г. Снытко не просто проиндексировал тексты, но попытался привести их в систему, разделив на разряды: «патриотические», «лирические» стихотворения и др.

1 Снытко Т.Г. Г.С. Батеньков - литератор // Литературное наследство. Декабристы - литераторы / Под ред В.В. Виноградова. М., 1956. С. 289-316.

2 Там же. С. 300.

3 Там же.

4 Там же. С. 304, 308.

Несмотря на то, что интерпретация советским ученым поэзии Г.С. Батенькова порой излишне идеологизирована это не отменяет главного достоинства его работы - статья Т.Г. Снытко ознаменовала новый этап в изучении наследия поэта-сибиряка. Через десять лет в вестнике МГУ появилась статья A.A. Илюшина «Поэтическое наследство Г.С. Батенькова» (1966) 2, а еще через двенадцать лет - его монография «Поэзия декабриста Г.С. Батенькова» (1978).

Ученый полемически переосмыслил целый ряд утверждений своего старшего коллеги. Так, в противовес Т.Г. Снытко, считавшему декабриста «непримиримым врагом классицизма», A.A. Илюшин утверждал, что поэт «вовсе не был чужд классицизму» 3 . Однако, несмотря на полемику, исследователь в целом продолжил линию Т.Г. Снытко. Он попытался атрибутировать и систематизировать тексты, распределить их по тематическим блокам. Итогом текстологической работы явилась вторая часть монографии, представляющая собой единственное на сегодняшний день собрание стихотворений Г.С. Батенькова, отредактированное и прокомментированное 4.

A.A. Илюшин, вслед за Т.Г. Снытко, попытался вписать поэта-декабриста в широкий литературный контекст, определив его место в истории литературы между В.К. Тредиаковским и В. Хлебниковым. Восхищенный «виртуозностью» стиха Г.С. Батенькова, исследователь ставил его по силе экспериментаторского начала в один ряд с A.A. Блоком 5, считая важным звеном, соединившим эксперименталистскую русскую поэзию XVIII и XX веков.

1 Так, ученый утверждал, будто в переложении псалмов Г.С. Батеньков «хотел выразить не религиозные

идеи, а возмущение несправедливыми общественными делами и порядками». (Там же. С. 309.) Вестник Московского университета. Филология. 1966. № 3. С. 34-48. Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. М., 1978. С. 78, 79.

См.: Батеньков Г.С. Тексты и комментарии // Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. M., 1978.

С. 90-166. '

5 Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. М., 1978. С. 29.

Едва ли такая высокая оценка поэтических талантов Г.С. Батенькова объективна, однако главную свою задачу исследователь выполнил - в монографии он показал масштаб личности, соединившей в себе, по Я. Гордину, «вкус и талант к военному делу и религиозность, жадный интерес к европейской философии и глубокий патриотизм, любовь к ораторствованию и деловое практическое направление мысли, умение добросовестно служить государству и тягу к надгосударственности масонства, и наконец, неумение мириться с политическим несовершенством

системы» '.

Монография A.A. Илюшина катализировала интерес филологической общественности к философским воззрениям и творчеству поэта-сибиряка, в пользу чего свидетельствует название рецензии A.C. Немзера «Голос услышан» 2. Эксперимент A.A. Илюшина по возвращению в литературу «"потерянного" и забытого поэта» 3 удался, о чем свидетельствует регулярная републикация лучших стихов из второй части монографии в декабристских антологиях, расходившихся многотысячными тиражами. Творчество Г.С. Батенькова стали изучать в университетах в рамках вузовского учебного курса 4 и даже в средних общеобразовательных учреждениях в рамках школьного спецкурса 5. Интерес к мировоззрению и творчеству поэта возрос.

возрос.

В 1970-1980-е годы становится очевидным, что изучение литературно-общественного движения пушкинской эпохи «без всестороннего исследования наследия декабристов» невозможно 6.

2 Гордин Я. Декабристы и Сибирь - тогда и сегодня // Звезда. 1977. № 7. С. 213.

3 Немзер A.C. Голос услышан // Вопросы литературы. 1980. № 2. С. 263-267. Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. М., 1978. С 5

Строганов M.B. Русская литература первой трети XIX века: Пбсобие для самостоятельного изучения- Для студентов II курса филологического факультета. Тверь, 1993. 84 е.; Строганов М.В. Человек в русской' литературе первой половины XIX века: Учебное пособие. Тверь, 1996 171 с

Горских О.В. Изучение сибирского периода творчества Г.С. Батенькова в школьном спецкурсе // TomS^ Сб' СТаТеЙ/П0ДреД' АЛ- Казаркина, Н.В. Серебренникова.

6 Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. M., 1989. С. 122.

Е.И. Анненкова в монографии «Гоголь и декабристы (Творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX в.)» (1989) сообщала, что в 1840-е годы декабристская мысль развивалась в двух направлениях. В русле первого мыслители стремились к осмыслению пути всего человечества и определению судьбы индивида в этом процессе; в русле второго - к решению проблем экономических и политических. К первому направлению исследователь причисляла Г.С. Батенькова, ко второму -Н.И. Тургенева, оговаривая, однако, что Г.С. Батеньков стремился синтезировать оба эти начала - религиозное и социальное \

Исследователь первой обратила внимание на религию, как синтезирующее начало в мировоззрении Г.С. Батенькова, «человеческий и писательский путь» которого во многом «родственен» гоголевскому 2. Она утверждала - оба литератора в определенные периоды жизни были вынуждены обратиться «внутрь себя» и там искать опору и подкрепление. Е.И. Анненкова, развивая тезисы Т.Г. Снытко, не ограничилась указанием на биографическую и эпистолярную связь Г.С. Батенькова с Н.В. Гоголем, но предприняла попытку установить связь типологическую. Анализируя «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Писания сумасшедшего», она заключала: «путь духовной эволюции» Н.В. Гоголя и Г.С. Батенькова «во многих чертах сходен», по религиозным вопросам они во многом согласны, общность их эстетической позиции определяется необходимостью «авторского нравственного самостроения» 3.

В своей работе Е.И. Анненкова более основательно, нежели A.A. Илюшин, проанализировала «Писания сумасшедшего» Г.С. Батенькова. Она первой предприняла попытку их текстологического, структурного и феноменологического описания. Непривычную структуру заметок исследователь объясняла попыткой философа зафиксировать все время

1 Там же. С. 121-122.

2 Там же. С. 123.

3 Там же. С. 149, 154.

ускользавшую мысль, попыткой описать сам процесс мышления. Столь трудная задача, по мнению Е.И. Анненковой, и определила «тяжеловесный» «громоздкий» стиль, «отрывочность мысли» и местами непроницаемую семантику «Писаний».

То же в отношении стиля Г.С. Батенькова утверждал и В.Н. Топоров, связывая эти родимые пятна его поэтики с особой ролью пространственности Рассматривая мировоззрение и жизненный путь поэта под избранным углом зрения, исследователь вплотную приблизился к разгадке тайн его личности.

Наблюдения В.Н. Топорова, базирующиеся на детальном анализе «Повести собственной жизни» 2, перевернули представления историков о ключевых событиях в биографии Г.С. Батенькова. Ранее отправным пунктом в толковании загадок судьбы и личности поэта исследователи считали события 14 декабря 1825 года. Такой подход лишь умножал мифы и домыслы. В.Н. Топоров же, переместившись из сферы внешнего в сферу внутреннего анализа, рассматривал жизненный путь Г.С. Батенькова сквозь призму «генетического жизненного плана». Генетика, по мнению исследователя, определяла круг его пространственных интересов, направляла к построению своеобычной пространственной парадигмы.

Г.С. Батеньков был болезненным ребенком, поэтому долгое время за пределы горницы его не выпускали 3. Там и формировались его первые представления о пространстве. Ребенку пришлось проделать колоссальную мыслительную работу, чтобы ä posteriori обрести те пространственные истины, которые обычным людям даются a priori. Однако именно это, по мнению исследователя, сделало Г.С. Батенькова «энциклопедистом» пространства. Всю свою сознательную жизнь он работал с пространственно-

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зенкин, Михаил Александрович, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Батеньков Г.С. «Надежда». Май 1846 г. Томск. Список рукой Г.С. Батенькова // ОР РНБ. - Ф. 49. - Ед. хр. 13. - 1 л.

2. Батеньков Г.С. «Одичалый» // ИР ЛИ РАН. - Ф. 265. - Оп. 2 - № 2468. -Архив журнала «Русская старина». - № 5590. - Л. 88-92.

3. Батеньков Г.С. «Одичалый»: Список рукой H.A. Бестужева // ИР ЛИ РАН. - Ф. 604. - № 6. - Архив бр. Бестужевых. - Л. 194-195.

4. Батеньков Г.С. «Песня». 1840-1850 гт. Черновой и беловой автографы // ОР РНБ. - Ф. 49. - Ед. хр. 7. - 2 л.

5. Батеньков Г.С. Воспоминания с текстом стихотворения «Здесь виден возраст...». 1850 гг. Томск // ОР РНБ. - Ф. 49. - Ед. хр. 5. - 2 л.

6. Батеньков Г.С. Воспоминания. 1846-1847 гг. Следствие и суд над ним // ОР РНБ. - Ф. 49. - Ед. хр. 4. - 2 л.

7. Батеньков Г.С. Данные. Повесть собственной жизни // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов / Под. ред. Ю.Г. Оксмана. - М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933.-С. 88-113.

8. Батеньков Г.С. Дневниковая запись. Петропавловская крепость. 18331846 гг. На бумаге с вензелем Николая I // НИОР РГБ. - Ф. 20. - К. 1. -Ед. хр. 5. - 1 л.

9. Батеньков Г.С. Заметки и наброски его в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (в период сумасшествия) // ИР ЛИ РАН. -Ф. 265. - Оп. 2. - № 133. - Архив журнала «Русская старина». -№2576.-38 л.

10.Батеньков Г.С. Заметки о русской литературе // Литературное наследство. Декабристы - литераторы / Под ред. В.В. Виноградова. -М., 1956. -С. 312-313.

П.Батеньков Г.С. Заметки ио философским вопросам (о категориях пространства, времени и «вещества») // НПО РГБ. - Ф. 20. - К. 6. -Ед. хр.З. - 1 л.

12.Батеньков Г.С. Записки и письма // Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы / Собрал и подгот. к печати М.О. Гершензон. - М., 1916. - Т. 2. - С. 28-110.

П.Батеньков Г.С. Масонские воспоминания // Пыпин А.Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX века / Под ред. Г.В. Вернадского. - Петроград: Изд-во «Огни», 1916. - С. 458-472.

14.Батеньков Г.С. Описание своего местожительства во время ссылки в «Соломенном» близ Томска. 1853 г. Черновой автограф // ОР РНБ. -Ф. 49. - Ед. хр. 6. - 2 л.

15.Батеньков Г.С. Письма к Е.П. Оболенскому. // Русская старина. -1901.-Т. Х.-С. 101-108.

16.Батеньков Г.С. Письма к матери и A.A. и А.П. Елагиным // Письма Г.С. Батенькова, И.И. Пущина и Э.Г. Толля / Под. ред. Б.П. Козьмина. -М.: Издание всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина, 1936. -С. 48-218.

П.Батеньков Г.С. Письма к H.A. Бестужеву, В.И. Штейнгелю. // Русская старина. -1889. - Т. VIII. - С. 333-358.

18.Батеньков Г.С. Письмо к А.И. Лучшеву от 2 апреля 1860 г. // Сибирь. -1883,-№5.-С. 9.

19.Батеньков Г.С. Письмо к Н.В. Гоголю // Литературное наследство. Декабристы - литераторы / Под ред. В.В. Виноградова. - М., 1956. -С. 313-314.

20.Батеньков Г.С. Предисловие к переводу с франц. кн. А. Токвиля «Старое правление и революция». 1856-1859 гг. Черновой автограф // ОР РНБ. - Ф. 49. - Ед. хр. 8. - 1 л.

21.Батеньков Г.С. Рассуждение по поводу смерти В.А. Жуковского // Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания

русского романтизма и религия (1820-1840-е годы). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - С. 205-208.

22.Батеньков Г.С. Сочинения и письма / Изд. подгот. A.A. Брегман, Е.П. Федосеева. - Иркутск: Сиб. книжн. изд-во, 1989. - Т. 1. -Письма. - 528 с.

23.Батеньков Г.С. Сперанский и Аракчеев // Восстание декабристов. -М.: Наука, 1976. - Т. XIV. - С. 139-145.

24.Батеньков Г.С. Статья, написанная в связи с сообщением о выходе в свет второй части «Мертвых душ» Гоголя (1849) // Литературное наследство. Декабристы - литераторы / Под ред. В.В. Виноградова. -М., 1956.-С. 316-318.

25.Батеньков Г.С. Стихотворение «Земля смешается с землей...» //

ИРЛИ РАН. - Ф. 57. - Оп. 3. - № 6. - Архив С.Г. и М.Н. Волконских. -1 л.

26.Батеньков Г.С. Стихотворения // НИОР РГБ. - Ф. 20. - К. 6. -Ед. хр. 14. - 16 л.

27.Батеньков Г.С. Тексты и комментарии // Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. -С. 90-166.

28.Батеньков Г.С. Философские размышления. 4 мая 1856 г. // ОР РНБ. -Ф. 49.-Ед. хр. 10.-2 л.

29.Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета: Канонические. - United Bible Societies, 1996. - 1469 с.

30.Бобров С.С. Стихотворения // Поэты 1790-1810-х годов / Вступит, заметки, биограф, справки и примеч. М.Г. Альтшуллера и Ю.М. Лотмана. - Л.: «Советский писатель», 1971. - С. 68-161.

31.Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. - М.: Статистика, 1980. - 382 с.

32.Декабристы: Избр. соч.: В 2 т. - М.: Правда, 1987.

33.Декарт Р. Начала философии // Избранные произведения. - М., 1950. -С. 409-545.

34.Державин Г.Р. Сочинения / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Г.Н. Ионина. - Спб.: Академический проект, 2002. - 712 с.

35.Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 т. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - Т. 2.-486 с.

36. Загоскин М.Н. Статья без заглавия, направленная против «Философических писем» П.Я. Чаадаева // ОР РНБ. - Ф. 291. -Ед. хр. №25.-2 л.

37.К юбилею декабристов в Томске // Архив ТОКМ. - Оп. 3. - Д. 117. -1 л.

38.Кант И. Избранные письма // Трактаты и письма. - М., 1980. -С. 505-620.

39.Лейбниц Г.В. Замечания к общей части Декартовых «Начал» // Соч.: в 4 т. - М.: АН СССР, 1984. - Т. 3. - С. 165-219.

40.Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: в 4 т. - М.: АН СССР, 1982. - Т. 1. -С. 413-430.

41.Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч.: в 4 т. - М.: АН СССР, 1983. -Т.2. - Гл. 13: О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства. - С. 146-151.

42.Лермонтов. М.Ю. Собр. соч.: В 4 томах. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - Т. 2. - 527 с.

43. Ломоносов М.В. Сочинения / Сост., предисл. и примеч. E.H. Лебедева. - М., 1987. - 444 с.

44.Лунин М.С. Письма из Сибири / Изд. подгот. И.А. Желвакова, Н.Я. Эйдельман. - М.: Наука, 1987. - 496 с.

45.Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 94-108.

46.Ньютон И. Математические начала натуральной философии. -М., 1989.-687 с.

47.Подолинский А.И. Нищий [Электронный ресурс] // Электронная версия поэмы А.И. Подолинского / Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова. - Электрон. дан.

URL: http://az.Hb.ru/p/podolinskij a i/text OOlO.shtml (дата

обращения: 11.01.2012).

48.Полежаев А.И. Стихотворения [Электронный ресурс] // Стихотворения А.И. Полежаева / Интернет-сайт «Александр Полежаев: Библиотека поэзии». Электрон, дан. - URL: http://polezhaev.ouc.ru/ (дата обращения: 11.01.2012).

49.Полежаев А.И. Стихотворения и поэмы / Сост. В. Муравьев. -М.: Моск. Рабочий, 1981. -288 с.

50.Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 томах. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - Т. 3. - 542 с.

51.Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 томах. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - Т. 9. - 475 с.

52.Толль Ф-Э.Г. Письма к Г.С. Батенькову // Письма Г.С. Батенькова, И.И. Пущина и Э.Г. Толля / Под. ред. Б.П. Козьмина. - М.: Издание всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина, 1936. - С. 321-339.

53.Чаадаев П.Я. Философические письма. - М., 2006. - 254 с.

54.Шевырев С.П. Стихотворения // Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. -Л.: Советский писатель, 1972. - Т. 2. - С. 131-203.

55.Шеллинг Ф.В.Й. Дедукция произведения искусства вообще // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. -С. 135-137.

56.Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей). - М., 2007. - 348 с.

57.Шлегель Ф. Атенейские фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 55-59.

58.Шлегель Ф. Критические (ликейские) фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 51-54.

59.Шлегель Ф. О философии // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 55.

60.Эйнштейн А. Собрание научных трудов. - М., 1967. - Т. IV. - 600 с.

61.«О Востоке Томском» - заметка о масонской ложе [после 1856]. <На Л.1 внизу и Л. 2 примечания рукой неустановленного лица> // НИОР РГБ. - Ф. 20. - К. 15. - Ед. хр. 11. - 2 л.

Воспоминания современников и художественные произведения о

Г.С. Батенькове

62.Буренин В.П. Воспоминания его о Фонвизиной Наталье Дмитриевне, декабристе Батенькове Г.С., о петрашевце Дурове С.Ф. // ИР ЛИ РАН. -Ф. 36.-Оп. 1.-№41.- 14 л.

63.Бурмакин Э.В. Трагическое падение тополей. - Томск, 2003. - 686 с.

64.Виноградский В.Н. Записки // Русская старина. - 1916. - № ю. -С. 123-131.

65.Виноградский В.Н. Записки // Русская старина. - 1916. - № 9. -С. 441-474

66.Вологдин И. Письма в редакцию журнала «Русская старина», содержащие рассказы о Г.С. Батенькове // ИР ЛИ РАН. - Ф. 265. -Оп. 1. - № 39. - Архив журнала «Русская старина». - Л. 455-463.

67.Греч Н.И. Записки о моей жизни. - М.-Л., 1930. - С. 449-507.

68.Иванов А.И. Один из декабристов Гавриил Степанович Батеньков (Из воспоминаний старого сибиряка) // Декабристы в воспоминаниях современников / Общ. ред., вступ. статья, коммент. В.А. Федорова. -М., 1988.-С. 167-172.

69.Из воспоминаний Н.И. Греча о декабристах // Декабристы в воспоминаниях современников / Общ. ред., вступ. статья, коммент. В.А. Федорова. - М., 1988. - С. 36-47.

70.Калашников B.JI. Записки иркутского жителя И.Т. Калашникова // Русская старина. - 1905. - Т. 7. - С. 187-251.

71.Калашников В.Л. Записки иркутского жителя И.Т. Калашникова // Русская старина. - 1905. - Т. 9. - С. 609-646.

72.Кардин В. Секретный арестант №1: Повесть. - М., 2002. - 288 с.

73.Лучшев А.И. Декабрист Г.С. Батеньков // Русский архив. - 1886. -№ 6. - С. 269-280.

74.Надточий Ю. Пробуждение: Повесть о декабристе Батенькове // Урал. - 1989. -№ 4. - С. 3-73.

75.Рассказы о Г.С. Батенькове // Русский архив. - 1881. - Кн. 3. -С. 434-441.

76.Юшковский В.Д. Батеньков в Томске. - Томск, 2007. - 360 с.

Работы, посвященные исследованию биографии,

философско-эстетических воззрений и творчества Г.С. Батенькова

77.Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы (Творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX века). - М.: Изд-во «Прометей», 1989. - Гл. 5: Г.С. Батеньков и Гоголь (поиски синтеза философского - социального - эстетического). - С. 121-156.

78.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. -М.-Л., 1961. - Гл.: О стихотворении «Одичалый». - С. 439-453.

79.Бакай H.H. Сибирь и декабрист Батеньков. // Труды Томского краеведческого музея. - Томск, 1927. - Т. I. - С. 38-48.

80.Беэр А. Судьба декабриста Батенькова. // Сибирь. - 1975. - № 6. -С. 93-108.

81.Бородавкин А.П., Шатрова Г.П. Декабрист Г.С. Батеньков. -Томск, 1960.-91 с.

82.Брегман A.A. Декабрист Гавриил Степанович Батеньков // Батеньков Г.С. Сочинении и письма / Изд. подгот. A.A. Брегман, Е.П. Федосеева. - Иркутск: Сиб. книжн. изд-во, 1989. - Т. 1. Письма. - С. 3-89.

83.Ведьмин О.П. Г.С. Батеньков и масоны [Электронный ресурс] // Статья

О.П. Ведьмина / Интернет-портал факультета истории и

международных отношений Кемеровского государственного ун-та. -

Электрон. дан. - Кемерово, 1999.

URL: http://www.historv.kemsii.m/oldversion/tezis/vedni.htm (дата обращения: 08.02.2012).

84.Войтик П. Новый материал о Г.С. Батенькове // Сибирские огни. -1963.-№8.-С. 180.

85.Гершензон М.О. Г.С. Батеньков // Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы / Собрал и подгот. к печати М.О. Гершензон. -М., 1916.-Т. 2. - С. 20-27.

86.Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. - 164 с.

87.Илюшин A.A. Поэтическое наследство Г.С. Батенькова // Вестник Московского университета. Филология. - 1966. - № 3. - С. 34-48.

88.Канунова Ф.З. «Г.С. Батеньков и В.А. Жуковский» // Ежеквартальна русской филологии и культуры. - СПб, 1996. - Т. 2. - № 3. - С. 94-106

89.Канунова Ф.З. Батеньков и религия // Культура отечества: прошлое, настоящее, будущее. Сб. тезисов докладов III Духовно-исторических чтений / Под ред. протоирея Л.М. Хараима и канд. филол. наук, доц. О.Т. Лойко. - Томск, 1994. - Вып. 2. - С. 62-64.

90.Канунова Ф.З. Вопросы историко-культурной концепции Сибири у Г.С. Батенькова (Батеньков как человек фронтира) // Материалы междунар. науч. конф. Американский и сибирский фронтир (фактор границы в американской и сибирской истории). Томск. 4-6 окт. 1996. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. - С. 198-208.

91.Канунова Ф.З. Г.С. Батеньков и проблемы сибирской культуры // Вторые Макушинские чтения. Томск. 23-24 мая 1991. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. - С. 6-8.

92.Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е годы). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - Гл.6: В.А. Жуковский и Г.С. Батеньков (к вопросу о религиозно-эстетических исканиях). - С. 117-133.

93.Карцов В.Г. Декабрист Г.С. Батеньков. - Новосибирск, 1965. - 238 с.

94.Кацнельсон И.С. Неизвестная книга декабриста Г.С. Батенькова // Декабристы: Новые материалы / Под ред. М.К. Азадовского. -М., 1955.-С. 323-336.

95.Котляров Г.М. Арест декабриста Г.С. Батенькова (По неизданным материалам) // Былое. - 1925. -№ 6. - С. 13-19.

96.Лобанов В.В. Библиотека Г.С. Батенькова: В 3 частях. - Томск, 1993. -4.1.-144 с.

97.Лобанов В.В. Библиотека Г.С. Батенькова: В 3 частях. - Томск, 1993. -Ч. II.-172 с.

98.Лобанов В.В. Библиотека Г.С. Батенькова: В 3 частях. - Томск, 1993. -Ч. III. - 107 с.

99.Мейлах Б.С. «Тюремная песнь» Г.С. Батенькова - поэма мужества и любви к родине // Декабристы и русская культура / Ответств. ред. Б.С.Мейлах. - Ленинград: Изд-во «Наука», 1976.

С. 204-222.

100. Модзалевский Б.Л. Г.С. Батеньков // Голос минувшего. - 1914. -№ 1.-С. 280-282.

101. Ореус И.И. Гавриил Степанович Батенков. // Русская старина. -1889.-Т. 63.-С. 301-362.

102. Пасецкий В. Гавриил Батеньков // Сибирские огни. - 1963. -№8.-С. 179-180.

103. Потанин Г.Н. Гавриил Степанович Батеньков // Сибирские огни. - 1924. -№ 2. - С. 66-74.

104. Рабкина Н. «Но их дело не пропало» // Наука и жизнь. - 1964. -№ 9. - С. 40-46.

105. Ронинсон O.A. Г.С. Батеньков. Учение о слове (1846-1863 гг.) // Ученые записки Тартуского ун-та: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение / Отв. ред. H.A. Чернов. -Тарту, 1990. - Вып. 883. - С. 65-76.

106. Сабуров A.A. Декабрист Батеньков. // Письма Г.С. Батенькова, И.И. Пущина и Э.Г. Толля / Под. ред. Б.П.Козьмина. - М.: Издание всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина, 1936. - С. 11-47.

107. Снытко Т.Г. Г.С. Батеньков - литератор // Литературное наследство. Декабристы - литераторы / Под ред. В.В. Виноградова. -М.: АН СССР, 1956.-С. 289-316.

108. Строганов М.В. Русская литература первой трети XIX века: Пособие для самостоятельного изучения: Для студентов II курса филологического факультета. - Тверь, 1993. - 84 с.

109. Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века: Учебное пособие. - Тверь, 1996. - 171 с.

110. Тимирязев В. Пионеры просвещения в Западной Сибири // Исторический вестник. - 1896. -№ 6. - С. 961-984.

111. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс» -«Культура», 1995. - Гл.: Об индивидуальных образах пространства («Феномен» Батенькова). - С. 446-475.

112. Чернов С.Н. Г.С. Батеньков и его автобиографические припоминания // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов / Под. ред. Ю.Г. Оксмана. - М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. - С. 55-87.

113. Чулков Г. Батеньков. // Мятежники 1825 г. - М., 1925. - 295 с.

114. Шапир М.И. Стихотворное наследие Г.С. Батенькова: проблемы текстологии и поэтики: Автореф. дис ... канд. филол. наук. -М., 1999.-28 с.

115. Шапир М.И. Феномен Батенькова и проблема мистификации (Лингвостиховедческий аспект. 1 - 2) // Philologica. - 1997. - Т. 4. -№ 8/10.-С. 85-144.

116. Шапир М.И. Феномен Батенькова и проблема мистификации (Лингвостиховедческий аспект. 3 - 5) // Philologica. - 1998. - Т. 5. -№ 11/13.-С. 49-132.

117. Юшковский В.Д. Г.С. Батеньков: эволюция личности и мировоззрения в историческом контексте России первой половины XIX века: Автореф. дис... канд. истор. наук. — Томск, 2007. — 27 с

118. Ян А.И. Г.С. Батеньков: к материалам для его биографии // Рус. старина. - 1887. - Т. 54. - № 6. - С. 642.

Работы, посвященные исследованию декабристского движения, эстетики русского и европейского романтизма

119. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы (Творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX века). - М.: Изд-во «Прометей», 1989. - 173 с.

120. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. - М., 1985. -Статья вторая. - С. 54-145.

121. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973. - 567 с.

122. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. -401 с.

123. Гордин Я. Декабристы и Сибирь - тогда и сегодня. // Звезда. -1977.-№7.-С. 212-214. ..........

124. Гордин Я. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 года. -Л., 1989.-395 с.

125. Грекова Е.В. Герой русской романтической литературы: Проблемы генезиса и типологии: Автореф. дис ... канд. филол. наук. -Тверь, 1997.-23 с.

126. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965. - 353 с.

127. Декабристы и их время: Материалы и сообщения. -М.-Л.: АН СССР, 1951.-381 с.

128. Дмитриева Е. О некоторых чертах русского «извода» европейского романтизма // Литературный пантеон: национальный и зарубежный. - М., 1999. - С. 119-136.

129. Дмитриев-Мамонов А.И. Декабристы в Западной Сибири. -СПб., 1905.-261 с.

130. Довнар-Запольский. Идеалы декабристов. - М., 1907. - 423 с.

131. Европейский романтизм. - М., 1973. - 506 с.

132. Жилякова Э.М. В.А. Жуковский - читатель Байрона // Библиотека В.А. Жуковского в Томске. - Томск, 1984. - Ч. II. С. 418-450.

133. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин: Пушкин и западные литературы: Избранные труды. - Л.: Наука, 1978. - 422 с.

134. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. - М, 1919. -285 с.

135. Илюшин A.A. О языке русской революционной поэзии первой трети XIX века // Русский язык в школе. - 1965. - № 5. - С. 13-19

136. Канунова Ф.З. О значении эстетики и критики писателей-декабристов в развитии литературного сознания Сибири // Критика и критики в литературном процессе Сибири XIX-XX вв. -Новосибирск, 1990. - С. 21-45.

137. Канунова Ф.З. Оппозиция христианства и наполеонизма в русской литературе 1830-50-х гг. и некоторые методологические

проблемы ее изучения: (В.А. Жуковский, Г.С. Батеньков, Н.В. гоголь) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX вв. -Петрозаводск, 1998. - Вып. 2. - С. 178-190.

138. Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е годы). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 304 с.

139. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. - М., 1987. - 237 с.

140. Кожинов В.В. Немецкая классическая эстетика и русская литература // Размышления о русской литературе. - М., 1991. -С. 154-161.

141. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 296-337.

142. Лотман Ю:М. Мир декабристов // Телевидение и радиовещание. -1989.-№5.-С. 27-30.

143. Манн Ю.В. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной // Вопросы литературы. - 1991. - № 8. С. 89-105.

144. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976. - 371 с.

145. Нечкина М.В. Движение декабристов. - М.: АН СССР, 1955. -Т. I.-481 с.

146. Нечкина М.В. Движение декабристов. - М.: АН СССР, 1955. -Т. II. - 505 с.

147. Савельева Л.И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX века. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. - 119 с.

148. Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. - СПб, 1909. - 694 с.

149. Чупина Г.А. Жуковский и Гораций // Проблемы метода и жанра. - 1988. - Вып. 14. - С. 83-92.

150. Шатрова Г.П. Декабристы в Сибири. - Томск, 1962. - 175 с.

151. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. - Томск, 1985. - 285 с.

Работы по теории и истории литературы, философии и методологии науки

152. Аверинцев С.С. Вера // Филос. Энциклопедич. словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 84-85.

153. Акимов A.A., Шапир М.И. Борис Исаакович Ярхо и стратегии точного литературоведения // Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы / Изд. подгот. М.В. Акимов, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир; Под общ. ред. М.И. Шапира. - М., 2006. - С. vii-xxxii.

154. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982. - 222 с.

155. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - 543 с.

156. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М., 1975. - С. 234-408.

157. Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сб. первый. -М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. - С. 356-421.

158. Брачев B.C. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс] // Электронная версия книги B.C. Брачева / Электронная библиотека Гумер. - Электрон, дан. - СПб., 2000. -

URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Historv/masonv/index.php (дата обращения: 09.02.2012).

159. Булгаков C.H. Труды по социологии и теологии. -М.: «Наука», 1999. - Т. 1. - 336 с.

160. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха: Метрика; Ритмика; Рифма; Строфика. - М., 1984. - 318 с.

161. Гаспаров МЛ. Работы Б.И. Ярхо по теории литературы // Избранные труды. - М.: «Языки русской культуры», 1997. - Т. 2: О стихах. - С. 468-485.

162. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория // Теория стиха. -Л., 1975.-С. 235-433.

163. Зеньковский В.В. История русской философии. - Париж, 1989. -Т. 1.-469 с.

164. Зобин Г. Световое пространство // Лит. обозрение. - 1986. -№ 3. - С. 83-85.

165. Илюшин A.A. Русское стихосложение. - М., 2004. - 238 с.

166. Койре A.B. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Пер. с фр. Я.А. Ляткера. - М., 1985. - 284 с.

167. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М.: Изд-во «Просвещение», 1972. - 112 с.

168. Кун Т.С. Структура научных революций. - М., 1975. - 288 с.

169. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник для студентов вузов, обучающихся по филологическим специальностям. - М., 2000. - 415 с.

170. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. - С. 21-186.

171. Лосев А.Ф. Логика символа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 247-275.

172. Лосев А.Ф., Спиркин А.Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -С. 163-166.

173. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. -Л, 1972.-270 с.

174. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб, 2001. - 704 с.

175. Лотман Ю.М. Поэзия 1790-1810-х годов // Поэты 1790-1810-х годов / Вступит, заметки, биограф. справки и примеч. М.Г. Альтшуллера и Ю.М. Лотмана. - 2-е изд. - Л.: «Советский писатель», 1971. - С. 5-67.

176. Маймин Е.А. Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов XIX столетия // XVIII век: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века / Под ред. П.Н. Беркова, Г. П. Макогоненко, И. 3. Сермана. -Л.: Изд-во «Наука», 1969. - Сб. 8. - С. 127-143.

177. Маркова Л .А. Предисловие к сборнику статей «Границы науки» // Границы науки. - М.: Изд-во ИФ РАН, 2000. - С. 3-8.

178. Мейлах Б.С. Пушкин в ходе следствия и суда над декабристами // Известия Академии наук СССР: Отделение литературы и языка / Ред. коллегия: Д.Д. Благой, В.В. Виноградов, М.П. Алексеев, С.Г. Бархударов, Б.А. Серебренников, М.Б. Храпченко, В.И. Чичеров, М.Б. Козьмин. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. XIV. - Вып. 2. -С. 124-135.

179. Мерло-Понти М. Пространство // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. - Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - С. 27-95.

180. Михайлов A.B. Ирония // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 225.

181. Пенроуз Р. Структура пространства-времени / Под ред. Я.Б.Зельдовича и И.Д. Новикова. - М., 1972. - 182 с.

182. Проблемы романтизма / Сост. У.Р. Фохт. - M.: Искусство, 1967. -358 с.

183. Пыпин А.Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX века / Под ред. Г.В. Вернадского. - Петроград: Изд-во «Огни», 1916. -580 с.

184. Розенфельд Б. А. Многомерные пространства. М.: «Наука», 1966. - 647 с.

185. Руднев В.П. Пространство // Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 1997. - С. 241-245.

186. Самохвалов К.В. О Границе между естественнонаучными и гуманитарными знаниями // Философия науки. - М.: Изд-во ИФ РАН, 1998.-Вып. 4.-С. 169-173.

187. Сахаров В.И. Концепция золотого века в свете эсхатологических учений XVIII столетия [Электронный ресурс] // Статья В.И. Сахарова / Русская страница в Нюрнберге, посвященная литературе и развлечениям. - Электрон. дан.

URL: http://www.ostrovok.de/old/prose/saharov/essav011 .bt.ni (дата обращения: 08.02.2012).

188. Сахаров В.И. Царство Астреи. Миф о золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия [Электронный ресурс] // Статья

B.И. Сахарова / Персональный Интернет-сайт «Архив Всеволода Сахарова». - Электрон. дан. -

URL: hËE>;//www.masonrv.ru/articles/astrea.htrn (дата

обращения: 09.02.2012).

189. Степин B.C. Основания науки и их социокультурная размерность // Наука в культуре. - М.: «Эдиториал УРСС», 1998. -

C. 65-81.

190. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 384 с.

191. Субботин Д. Вера Эйнштейна // Эйнштейн о религии. -М., 2010.-С. 5-13.

192. Тоддес Е.А. Комментарии к статье Ю.Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр» // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. -С. 490-501.

193. Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1969. - С. 23-122.

194. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 227-252.

195. Фок В.А. Теория пространства, времени и тяготения. -М.: Гостехиздат, 1955. - 504 с.

196. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Изд-во «Республика», 1993.

197. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича. -М., 1997.-416 с.

198. Чередниченко В.И. О взаимоотношении времени, пространства и ритма в литературном произведении // Сообщения АН ГССР. - 1986. -Т. 121. -№ 2. -С. 433-436.

199. Шапир М.И. «Versus» vs «prosa»: пространство-время поэтического текста // Philologica. - 1995. - Т. 2. - № 3/4. - С. 7-47.

200. Шапир М.И. «Семантический ореол метра»: термин и понятие (Историко-стиховедческая ретроспекция) // Литературное обозрение. -1991.-№ 12.-С. 36-40.

201. Шапир М.И. «Тебе числа и меры нет»: О возможностях и границах «точных методов» в гуманитарных науках // Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории

литературы / Изд. подгот. М.В. Акимов, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир; под общ. ред. М.И. Шапира. - М., 2006. - С. 875-906.

202. Шапир М.И. Metrum et rhythmus sub specie semioticae // Даугава. -

1990.-№io.-С. 63-87.

203. Шапир М.И. Universum Versus. Язык-стих-смысл в русской поэзии XVIII-XIX веков. - М., 2000. - 536 с.

204. Шульц С.А. «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя: топика и нарратив // Slavica Tergestina 10: Литературоведение XXI века / Материалы IV международной конференции молодых ученых-филологов Universitä degli Studi. - Trieste. 21-23 maggio. 2001. -Trieste, 2002.-C. 107-122.

205. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969. - 552 с.

206. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. - СПб., 2004. - 544 с.

207. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы / Изд. Подгот. М.В. Акимов, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир; под общ. ред. М.И. Шапира. -М., 2006. - 927 с.

Справочная литература

8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. -606 с.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: В 4 т. / Под. ред. А.И. Бодуэна де Куртене. - СПб.-М., 1903-1909.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /

Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. - М.: Изд-во «Азъ», 1992. -955 с.

211. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

212. Современное зарубежное литературоведение. - М., 1999. - 319 с.

213. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-448 с.

214. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. чл.-корр. АН СССР О.Н. Трубачева. - 2-е изд. -М.: «Прогресс», 1986.

215. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

Разное

216. Адрианов A.B. Томская старина. - Томск, 1912. - 83 с.

217. Горских О.В. Изучение сибирского периода творчества Г.С. Батенькова в школьном спецкурсе // Сибирский текст в русской культуре: Сб. статей / Под ред. А.П. Казаркина, Н.В. Серебренникова. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - Вып. 2. - С. 207-214.

218. Жилякова Э.М. Два письма из Томска (эпистолярий в рассказе Ф. Толля «Портрет») // Сибирский текст в русской культуре: Сб. статей / Ред.-сост. д. филол. н. А.П. Казаркин. - Томск, 2003. - С. 37-44.

219. Илюшин A.A. Запоздалый перевод эротико-приапейской оды (Alexis Pirón, «Ode á Priape») // Philologica. - 1994. - Т. 1. - № 1/2. -С. 247-263.

220. Илюшин A.A. О русской «фривольной» поэзии XVIII-XIX вв. // «Летите, грусти и печали...». Неподцензурная русская поэзия XVIII-XIX вв. - М., 1992. - С. 9-37.

221. Илюшин A.A. Ярость праведных: Заметки о непристойной русской поэзии XVIII-XIX вв. // Литературное обозрение. - 1991. -№11-С. 7-14.

222. Ленин В.И. Памяти Герцена // Полное собрание сочинений. -М.: Изд-во полит, лит., 1967. - Т. 21. - С. 255-263.

223. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX вв). - СПб, 1994 - 339 с.

224. Немзер A.C. Голос услышан // Вопросы литературы. - 1980. -№ 2. - С. 263-267. - Рец. на кн.: Илюшин A.A. Поэзия декабриста Г.С. Батенькова. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. - 164 с.

225. Общественно-политические и философские взгляды А.И. Герцена // Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР: В 2-х т. / Под. ред. Г.С. Васецкого, М.Т. Иовчука, А.Н. Маслина и др. -М.: Из-во АН СССР, 1995. - Т. 1.

226. Русские писатели в Томске / Под ред. Е. Кольчужкина. -Томск, 1996.- 180 с.

227. Сизова Е.В. Из истории мужских гимназий Западной Сибири в XIX в.: обеспеченность помещениями // Вестник Томского государственного университета. Томск. Ноябрь. 2007. - № 304. -С. 106-110.

228. Эйдельман Н.Я. Лунин // Обреченный отряд. - М.: Изд-во «Советский писатель», 1987. - С. 3-280.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.