Мировоззренческое содержание эпосов киргизского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Акмолдоева, Шайлобубу Бородоевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат философских наук Акмолдоева, Шайлобубу Бородоевна
Специальность: 09.00.03 - история философии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор А.И. НАШНЕАЕВ
Фрунзе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Место эпоса в развитии духовной жизни народа.
§ I. К вопросу о происхождении эпоса.
Миф и эпос.
§2» Соотношение эпоса и народной психологии.
§ 3. Социальные функции эпоса.
Глава П. Мировоззренческие проблемы, социально-этические, эстетические ценности в эпическом творчестве . ♦
§ I. Вопросы миропонимания в эпическом творчестве.
§ 2. Социально-этические воззрения народа
§ 3. Антирелигиозные мотивы в эпическом творчестве.
§4» Эстетический идеал в эпосе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Кипчакский компонент в этногенезе киргизов2007 год, кандидат исторических наук Абдуманапов, Рустам Абдубаитович
Эпическая традиция как социально - этическая проблема1996 год, кандидат философских наук Кумскова, Наталия Владимировна
Становление и развитие музыкально-драматического искусства Киргизии в первой половине XX в.2010 год, кандидат исторических наук Горина, Ирина Владимировна
Авторская концепция национального характера в прозе Чингиза Айтматова1993 год, кандидат филологических наук Пу Сяо Лун
Соотношение этического и эстетического идеалов в фольклоре (на материалах туркменского устного поэтического творчества)1985 год, кандидат философских наук Бабаев, Довлетгельды
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческое содержание эпосов киргизского народа»
ХХУТ съезд партии, июньский (1983 г.) Пленум Щ КПСС четко определили основные направления идеологической работы на современном этапе, обратив особое внимание на формирование нового человека. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"*.
В становлении и развитии коммунистических общественных отношений, культуры, в коммунистическом воспитании советских ладей духовные ценности прошлого, в том числе фольклорное наследие, безусловно имеют большое значение. Чтобы верно оценить сегодняшний день, понять великое значение творимого нами настоящего, необходимо хорошо знать прошлое«
Социальные и духовные достижения социалистического общества показывают правоту марксизма-ленинизма как учения реального гуманизма и логической осйовы коммунизма. Гуманистическая суть марксистско-ленинского учения не только в том, что оно направлено в будущее, но и в том, что имеет глубокие корни в культурном наследии прошлого; оно вобрало в себя все прогрессивное, что было создано в процессе духовного развития человечества. "Марксизм, - писал В.И. Ленин, - завоевал себе свое всемирно-историческое значение как идеологии рево Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 27. люционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры"*.
Изучение и творческое восприятие фольклорных произведений позволяют глубже раскрыть роль народных масс в создании духовных ценностей общества, полнее познать становление и изменение их мировоззрения в ходе социальной практики.
Актуальность исследования данной проблемы определяется также и необходимостью борьбы с буржуазными фальсификациями культурного наследия советских народов.
Подлинно научная оценка сущности и роли народного творчества, в том числе и эпического, принадлежит основоположникам марксизма-ленинизма. "Относительно некоторых форм искусства, например, эпоса, - пишет К. Маркс в "Введении" ("Из экономических рукописей 1857-1858 годов"), - даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство, как таковое; что таким образом в области самого искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития ис-кусств»2.
Говоря о греческом искусстве и эпосе, Маркс указывает, что "они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недося Ленин В.й. Полн. собр. соч., т. 41, с. 337.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 736. гаемым образом"*.
Искусство - отражение эпохи. Подтверждение этому мы находим в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Говоря о высшей форме варварства в Греции, он ссылается на поэмы Гомера; в частности, развивая мысль о том, что моногамная семья возникла на рубеже межцу средней и высшей ступенью варварства, он обращается о к "Одиссее" .
В работе "Немецкие народные книги", анализируя сказания и легенды немецкого народа, Ф. Энгельс определяет значение и задачи народных книг. По мнению Ф. Энгельса, главная задача заключается в том, чтобы облегчить жизнь угнетенного тяжелым трудом крестьянина, "прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, з пробудить его мужество, его любовь к отечеству" . В то же время он подчеркивает необходимость критического отношения к наследию прошлого, необходимость взять из него лишь то, что отвечает интересам народа в его борьбе за свободу.
Большое значение поэтическому творчеству народа придавал В.И. Ленин. Он указывал, что "на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных"^, проанализировать общественную психологию
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с, 737. о
Там же, т. 21, с. 65. г>
Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 2. -М.: Искусство, 1967, с. 530. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о Ленине. - М.: Наука, и миросозерцание народов на всем их историческом пути существования и развития. Поскольку в классовом обществе в создании произведений участвуют различные слои народа, народное творчество не может быть единым по своей идеологической направленности. Поэтому В.И. Ленин подчеркивал, что рассматривать произведения народного творчества нужно под социально-политическим углом зрения*.
Высказывания классиков марксизма-ленинизма о народном творчестве вообще и об эпическом, в частности, должны служить руководящим методологическим принципом в исследовании эпосов и оценке значения их.
Социально-мировоззренческие вопросы фольклора, в том числе и эпоса, привлекают внимание многих исследователей. Изучению народного миропонимания и свободомыслия посвящены работы А.И. Самаля "Некоторые вопросы мировоззрения народа в белорусском дореволюционном фольклоре", А. Абдуллаева "Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.", Г.В. Акиниязова "Идеи свободомыслия в туркменском фольклоре", П.В. Русина "Атеизм фильклорного наследия", статьи Д.А. Рыжука "Мудрость народа", Л.А. Когана
Народное миропонимание как составная часть истории общест-2 венной мысли" .
1965, с. 391. См.: Бонч-Бруевич В. Ленин о поэзии. - В кн.: В.И.
Ленин о литературе и искусстве. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957, с. 610. 2
См.: Самаль А.И. Некоторые вопросы мировоззрения на
Этой проблеме посвящены исследования С. Алекперова "Общественно-политические и антирелигиозные мотивы в фольклоре азербайджанского народа", С. Омарбаева "Стихийный материализм и антирелигиозные мотивы в народном мировоззрении. (На материалах казахского устно-поэтического творчества)", P.A. Алиева "Стихийный материализм и атеизм в азербайджанском устном народном творчестве", М.Г. Алиева "Стихийный материализм в дагестанском дореволюционном фольклоре", К .Д. Давлетшина "Стихийный материализм и антиклерикальные идеи в татарском фольклоре", Г, Мередова "Философские и общественные идеи в устно-поэтическом творчестве туркменского народа" и докторские диссертации А.И. Бабия "Свободомыслие, антиклерикализм и атеизм в истории Молдавии", O.A. Сегизбаева "Материалистические и атеистические тенденции в дореволюционной истории казахской общественной мысли"* и др. рода в белорусском дореволюционном фольклоре, - Минск: Изд-во Мин-ва высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1962; Абдуллаев А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в, - М.: Наука, 1968; Акиниязов Г.В. Ццеи свободомыслия в туркменском фольклоре. - Ашхабад: Ылым, 1976; Русин П.В, Атеизм фольклорного наследия. - Киев, 1977 (на украин. языке); Рыжук Д.А. Мудрость народа. - Вопросы философии, 1962, № II; Коган JT.A, Народное миропонимание как составная часть истории общественной мысли. - Вопросы философии, 1963, J& 2. Алекперов С. Общественно-политические и антирелигиоз
Этические воззрения народных масс рассмотрены в кандидатской диссертации Д.А. Казаряна "Моральные принципы в народном творчестве", в книге А. Уразбекова "Этическая мысль в Казахстане (с раннего средневековья до конца ХГХ в.)"*. ные мотивы в фольклоре азербайджанского народа. - Дис. . канд. филос. наук. - Баку, 1966; Омарбаев С. Стихийный материализм и антирелигиозные мотивы в народном мировоззрении. (На материалах казахского устно-поэтического творчества). -Дис. . канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1969; Алиев P.A. Стихийный материализм и атеизм в азербайджанском устном народном творчестве. - Дис. . канд. филос. наук. - Баку, 1970; Алиев М.Г. Стихийный материализм в дагестанском дореволюционном фольклоре. - Дис. . канд. филос. наук. - Махачкала, 1971; Давлетшин К.Д. Стихийный материализм и антиклерикальные идеи в татарском фольклоре. - Дис. . канд. филос. наук. - Казань, 1972; Мередов Г. Философские и общественные идеи в устно-поэтическом творчестве туркменского народа. - Дис. . канд. филос. наук. - Ашхабад, 1972; Бабий А.И. Свободомыслие + антиклерикализм и атеизм в истории Молдавии. - Дис. . докт. филос. наук. - Кишинев, 1974; Сегиз*-баев O.A. Материалистические и атеистические тенденции в дореволюционной истории казахской общественной мысли. -Дис. . докт. филос. наук. - Ташкент, 1979; и др.
1 См.: Казарян Д.А. Моральные принципы в народном творчестве. - Дис. . канд. филос. наук. - Ереван, 1968; Ураз-беков А. Этическая мысль в Казахстане (с раннего средневековья до конца XIX в.). - Алма-Ата: Наука (Каз.ССР), 1982.
Большая заслуга в области изучения эстетики фольклора принадлежит В.Е. Гусеву. Свои многолетние исследовательские наблюдения над эстетикой народно-поэтического творчества он обобщил в обширном труде "Эстетика фольклора"*. В его же статье "Фольклор как источник изучения социальной психологии", а также в кандидатской диссертации Ш.М. Гусейнова "Фольклор как компонент общественного сознания", поднимается проблема, затрагивающая соотношение общественной психологии 2 и устно-поэтического творчества .
Эстетическая природа фольклора, в том числе и эпоса, раскрывается в исследованиях Т.Н. Степановой "Трагическое в народном понимании", Р.Н. Бадалова "Героический эпос и проблема прекрасного", М. Каратаева "Эстетика казахского героического эпоса", С.Х. Алимова "Эстетический идеал и его воплощение в дореволюционном узбекском фольклоре", А. Курбан-мамадова "Эстетический идеал в фольклоре (на материале тадо жикского фольклора)" и др. См.: 1усев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука (Ленигр. отд.), 1967. о
См.: Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии. - В кн.: Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965; Гусейнов Ш.М. Фольклор как компонент общественного сознания. - Дис. . кацд. филос. наук. - М., 1973.
См.: Степанова Т.Н. Трагическое в народном понимании. - Дис. . кацд. филос. наук. - М., 1969; Бадалов Р.Н. Героический эпос и проблема прекрасного, - Дис. . канд.
В изучении эпоса как специфической формы духовного творчества значительное место занимает исследование соотношения эпоса с мифом. По разработке данной проблемы имеются следующие труды: "Поэтика мифа" Е.М. Мелетинского, "Миф" М.И. Стеблина-Каменского* и др.
Известно, что за свою многовековую историю киргизы достигли исключительно высокого развития эпической культуры. Длительное существование кочевого народа в своеобразных исторических условиях (отсутствие письменности и изобразительного искусства, постоянная борьба с сильными феодальными государствами за свою свободу и независимость) при высокой поэтической одаренности привело к возникновению и расцвету сказового эпического жанра. Киргизы вложили в свои эпосы то, что многие другие народы отобразили в описаниях истории, в художественной литературе, театре, картинных галереях и скульптуре. Эпосы ценны и дороги тем, что в них с незапамятных времен живет и действует народная "теория" жизни и пракфилос. наук. - Баку, 1971; Каратаев М. Эстетика казахского героического эпоса. - Дис. . канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1973; Алимов С.Х. Эстетический идеал и его воплощение в дореволюционном узбекском фольклоре. - Дис. . кацд. филос. наук. - Ташкент, 1975; Курбанмамадов А. Эстетический идеал в фольклоре (на материале таджикского фольклора). - Дис. . канд. филос. наук. - М., 1981; и др. См.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976; Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л.: Наука (Ленингр. отд.), 1976; и др. тики. Все, что разумно, практически полезно для жизни трудового народа, передавалось из поколения в поколение, сохранялось и проверялось практикой и служило тем же трудящимся, которые в антагонистическом обществе были лишены возможности пользоваться плодами научных знаний.
Ту же самую функцию в классовом обществе выполняли истинно народные, демократические традиции и обычаи, складывавшиеся в течение многовековой истории«
Эпические произведения по естественно-историческим причинам содержат наряду с фантастикой значительный объем данных о реальной действительности. Задача марксистского исследования народного эпического творчества состоит в том, чтобы через восприятие эпических персонажей (учитывая, конечно, также и "я" сказителей) выявить и отделить реальные факты от фантастического и субъективного, и эти реальные данные использовать для характеристики времени, места, исторических событий и. вместе с ними - мысли определенного общества*.
Изучение эпического творчества киргизов началось с середины прошлого столетия. Внимание ученых - исследователей сразу привлек грандиозный эпос "Манас". Одним из первых дореволюционных исследователей, открывших миру киргизский р эпос, был известный казахский ученый ЧЛ. Валиханов . Первая публикация эпических произведений киргизов - эпосов т
См.: Алтмышбаев А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1980, с.32-33. о
См.: Валиханов ЧЛ. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. I. - Алма-Ата: Изд-во АН КазСС? 1961.
Манас", "Эр Тоштнж" и "Джолой хан" - связана с именем русского ученого-фольклориста, академика В.В. Радлова*.
Подлинно систематическое изучение и сбор эпического материала были начаты после Великой Октябрьской революции, В изучение эпоса "Манас" включились такие видные ученые, как В.М. Жирмунский, М.О. Ауэзов, М.И. Богданова и др.
М.О.Ауэзов в работе "Киргизский героический эпос "Манас" впервые поднимает проблему соотношения индивидуального и традиционного в творчестве манасчи-сказителей^.
В.М. Жирмунский вслед за М.О. Ауэзовым дает серьезное научное толкование сюжету эпоса "Манас", его идейным мотивам и образам. Рассматривая проблему эволюции "Манаса", он убедительно показывает, как образ Манаса проходит через ряд последовательных трансформаций - от сказочного богатыря волшебной сказки, через племенного вождя, главаря дружины бога3 тырей, до могучего феодального властителя .
Известный фольклорист и литературовед М.И. Богданова, неоднократно возвращаясь к особенностям устного бытования эпоса, подчеркивает его "многоплановость и многосюжетность". Рассматривая художественно-поэтический материал, М.И. Богда См.: Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 5. - СПб., 1885. р
См.: Ауэзов М.И. Киргизский героический эпос "Манас. -В кн.: Мысли разных лет. Алма-Ата: КИХЛ, 1959.
Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса "Манас". -В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 121. нова приходит к выводу о том, что он "свидетельствует о многовековом развитии эпоса "Манас" и о том, что в нем сосредоточен опыт интенсивной творческой деятельности, мыслей и чувств манасчи разных эпох"*.
Помимо фольклористов заметный вклад в изучение генезиса эпоса "Манас" внесли литературоведы, этнографы, историки. В этом отношении можно выделить труды историка А.Н. Бернштама, этнографа С.М. Абрамзона, литературоведа П.Н. Беркова.
Если С.М. Абрамзон раскрывает многие важные стороны истории культурной жизни киргизского народа и его взаимоотношения с соседними народами, исследуя этнографические сюжеты^, то А.Н. Бернштам пытается использовать эпос как исто-рико-по знават ельный мат ериал^.
Вызывает интерес статья П.Н. Беркова "Алтайский эпос и "Манас"в которой автор связывает древние пласты киргиз Богданова М.И. Об особенностях киргизского героического эпоса "Манас". - В кн.: Киргизский героический эпос
Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 199. о
См.: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Л#: Наука (Ленингр. отд.), 1971. з
См.: Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса "Манас". - В кн.: "Манас" - героический эпос киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1968. См.: Берков П.Н. Алтайский эпос и "Манас". - В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961. ского эпоса с сибиро-алтайским ареалом. Один из основных тезисов ÏÏ.H. Беркова сводится к тому, что эпос "Манас" прошел длинный путь развития - от первобытного мифа до монументальной эпопеи.
Много труда вложил в исследование эпоса "Манас" известный киргизский языковед Б.М. Юнусалиев. Исследуя проблемы генезиса эпоса "Манас", он пришел к выводу, что "грандиозная эпопея - это результат творческих усилий многих поколений талантливых акынов-сказителей, художественное воплощение почти тысячелетней героической истории народа"*.
Определенный интерес вызывают киргизские эпосы за рубежом. Так, исследователи тюркской литературы Пертев Наили Бо-ратав и Луи Базен издали на французском языке эпос "Эр Тош-тюк", озаглавив его: "Чудесные приключения под землей и в других местах Эр Тоштюка, великана степей" (Эпопея из цикла "Манас"). Публикация входит в серию изданий ЮНЕСКО^. Эти исследователи не без основания утверждают, что "киргизы . обладают тем редким преимуществом, что до настоящего времени в полной жизненной силе сохранили устную передачу эпических сказаний, объем и богатство которых в высшей степени 3 замечательны" . Важные историко-этнографические сведения Юнусалиев Б.М. Киргизский героический эпос "Манас".
В кн.: "Манас" - героический эпос киргизского народа, с.214. р
См.: Programme ITOESCO de traductions d'oeuvres littératures UNESCO. - Paris, 1966. 3
Цит. по: Никипорец H.E. Новые зарубежные издания эпоса народов СССР. - В кн.: Текстологическое изучение эпоса. извлечены из одного значительного эпизода "Манаса" английским ученым Хэтто, хотя исследование его носит в целом филологический характер*.
Надо отметить, что в последние годы работа над киргизскими эпосами ведется не только фольклористам!?, но и философами.
Так, в частности, вызывает интерес исследование С. Ыбы-кеева "Из истории свободомыслия киргизского народа", где ав
Наука, 1971, с. 220. I
См.: Hatto A. The memorial Feast for Köktftoy Khan
Ktfktftoydun asi): A Kirghiz Epic Poem. - Oxford: Oxford
Univ. Eress, 1977 (London Oriental Series, vol. 33). o
См.: Кыдырбаева Р.З. Идейно-художественные особенности эпоса "Саринжи Бекей". - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1959; она же. Народно-поэтические традиции в эпосе "Жаннл Мырза". - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, I960; она же. Генезис эпоса "Манас". - Фрунзе: Ил им, 1980; Закиров С. Кожожаш эпосунун кээ бир маселелери. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, I960; он же. "Эр Тоштюк" эпосунун варианттары жана идеалык керкевдцук езгечелуктеру. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, I960; Суванбеков Ж. Кыргыз элинин баатырдык кэнже эпосу. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1963; он же. Кыргыз элинин баатырдык эпостору. - Фрунзе: Мектеп, 1970; Кыргыз элинин оозеки чы-гармачылык тарыхынын очерки. - Фрунзе: Илим, 1973;Сьщыков А. Героические мотивы в эпосе "Манас". - Фрунзе: Илим, 1982; и др. тор рассматривает вопрос об отражении народного свободомыслия и атеистических идей в киргизских поэмах*. В кандидатской диссертации А. Медетбекова предпринята попытка на материале эпоса "Манас" рассмотреть одну из сложных проблем о эстетической теории - проблему прекрасного . Исследование М. Токоева посвящено анализу дотеоретического сознания киргизов прошлого. Используя фактический материал, в том числе и эпический, автор стремится выявить некоторые особенности народного миропонимания . В исследовании В.Г. Голопурова делается попытка выявить нормативность фольклорных произведений, в том числе и эпосов, киргизского народа и показать, как нормы художественного метода, нормы построения фольклорных произведений и нормы эстетического вкуса регулируют те или иные относительно самостоятельные этапы эстетической 4 деятельности народа . См.: Ыбыкеев С. Из истории свободомыслия киргизского народа. - Автореф. дис. . канд. филос. наук« - М,, 1969.
См.: Медетбеков А. К проблеме прекрасного в эпосе "Манас". - Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Фрунзе, 1971. з
См.: Токоев М. Философский анализ донаучного и пара-теоретического знания. - Дис. . канд. филос. наук. -Фрунзе, 1972. См.: Голопуров В.Г. Эстетические нормы как регулятор эстетической деятельности в устном народном творчестве (на материале киргизского фольклора). - Автореф, дис. . канд. филос. наук. - М., 1978.
Привлекает внимание монография академика А. Алтмышбаева "Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа", где автор вскрывает методологическое значение анализа взаимосвязи письменных и устных информаций в развитии общественного сознания, на основе обширного фактического материала, в том числе и эпического, показывает некоторые черты дооктябрьского общественного сознания киргизов*»
Однако интересующая нас проблема представлена в этих исследованиях лишь в порядке постановки вопроса или носит весьма фрагментарный характер. Следует признать, что мировоззренческое содержание киргизских эпосов по настоящее время не стало еще предметом специальных исследований. Это обстоятельство поставило диссертанта перед необходимостью некоторых новых текстологических изысканий, без которых невозможно раскрыть гносеологию и диалектику киргизских эпосов.
Целью диссертационного исследования является анализ идейного содержания киргизских эпосов и выявление их роли в развитии духовной жизни народа.
В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:
- исследовать соотношение эпоса и мифа, происхождение эпоса;
- показать взаимосвязь эпоса и народной психологии;
- раскрыть социальные функции эпоса;
- рассмотреть вопросы миропонимания, социально-этиче См.: Алтмышбаев А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1980, ские воззрения, идеи свободомыслия, эстетический идеал в эпическом творчестве киргизского народа.
Источниками, составившими методологическую основу диссертации, послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, в которых нашли глубокую разработку методологические принципы историко-философской науки - принципы подхода и оценки культурного наследия прошлого с точки зрения интересов и задач коммунистического преобразования общества. При этом автор руководствовался важнейшими партийными решениями по идеологической работе, по вопросам дальнейшего развития общественных наук, решениями съездов партии и Пленумов ЦК КПСС.
Киргизские эпосы рассматриваются автором в сравнительно-историческом плане, по возможности, в сопоставлении с эпосами тюрко-монгольских народов. Работа выполнена на основе изучения и обобщения обширного историко-литературного материала и источников, опубликованных в дореволюционное и, в особенности, в советское время, включая эпический материал, не попавший до сих пор в научный оборот и хранящийся в рукописных фондах Института языка и литературы Академии наук Киргизской ССР.
В диссертации предпринимается попытка дать историко-философский анализ соотношения мифологического и эпического сознания; выявить социально-этические, эстетические, антирелигиозные мотивы в киргизских эпосах и уяснить их мировоззренческую сущность. Кроме историко-философской теоретической ценности настоящее исследование имеет также ряд практических аспектов. Фактический материал, вводимый автором в научный оборот, и научно-теоретические результаты, положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций, проведении семинарских занятий по истории философской и общественно-политической мысли народов Средней Азии и Казахстана, в организации философских спецкурсов и спецсеминаров. * *
Определение фольклора в книге "Русское народное поэтическое творчество" - "это особая область поэтического искусства, которая создается коллективно трудовым народом, отражает многовековой исторический опыт и мировоззрение народа на разных этапах его исторического развития, воплощает лучшие национальные качества народного характера, имеет свои специфические, эстетические нормы и выполняет воспитательную функцию, развивая народное самосознание"*, - целиком относится и к эпосу.
Конечно, в одном определении раскрыть и обобщить все главные и существенные особенности, специфику природы и функций эпоса невозможно. Однако в этой оценке народного творчества важно не только признание за эпосом специфической эстетической природы, но и отражения в ней многовекового исторического опыта и миропонимания народа. Именно с этими моментами связано реальное, т.е. историческое и идейное, воспитательное значение народной мудрости, в основе которой лежат важнейшие общественные функции эпоса, задачи которого Русское народное поэтическое творчество. В 2-х т Т. I. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 5. состоят в том, чтобы передать своеобразие народной истории, народной "философии", народной "социологии". Вопросы эстетики эпоса органически связаны с этими компонентами массового сознания народа.
Рассматривать эстетические особенности эпоса в отрыве от его других функций и упускать их из виду было бы методологически неверно. Тем более, что эстетическая мысль народных масс в эпосе входит в философско-мировоззренческое понимание действительности.
Признавая связь всех этих функций эпоса с его эстетической функцией как наиболее существенной, мы придерживаемся вместе с тем той точки зрения, что эпос (в основном ранний) основывается на недифференцированности форм общественного сознания. Признак, который в наибольшей степени отличает народный эпос от профессионального искусства, - коллективность художественного творчества. Коллективность создания эпических произведений не исключает личного вклада отдельных сказителей и исполнителей; здесь творчество осуществляется отдельными людьми, их участие не зафиксировано, и передает оно народное мировоззрение и массовую психологию. Особенности этого мировоззрения и психики связаны с тем, что они присущи духовному миру, системе традиций определенной человеческой общности.
Лвди, принявшие участие в коллективной работе над одним и тем же произведением, могут и не знать друг друга. Их совместная работа осуществляется и при условии, когда отдельные творческие акты разделены временем и производством. Коллективная работа становится возможной благодаря традиди— онной передаче произведения"1.
Народный эпос, проходя длительный процесс коллективной обработки, достигает высокой степени художественного совершенства. Благодаря коллективности творчества эпос имеет неповторимое национальное своеобразие и национальный колорит, который отличает его от произведений других народов. Определение сущности эпического творчества способствует выявлению места эпоса в развитии духовной жизни народа, обогащает наши представления о народном понимании действительности, социально-политических воззрениях народа. Поскольку познавательные, эстетические, социально-бытовые и другие моменты составляют в эпосе одно неразрывное целое и заключены в образно-художественную форму, то он относится к сфере искусства, а искусство есть форма общественного сознания.
Эпос, являясь прежде всего непосредственным художественным выражением трудового опыта производителей материальных ценностей, их повседневной общественной практики, в то же время представляет собой способ их духовного освоения мира, который включает в себя совокупность идей, представлений, обычаев, навыков, эстетических вкусов, этических норм поведения в обществе, передающихся из поколения в поколение в форме устного сказания. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969, с. 14.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция2007 год, доктор филологических наук Федосеева, Елена Александровна
Художественно-изобразительные средства эпоса "Эр Тёштюк" (на материале киргизской и других тюркоязычных версий)1984 год, кандидат филологических наук Кайыпов, Сулайман Турдуевич
Числительные в олонхо: Структура и семантика2000 год, кандидат филологических наук Избекова, Евдокия Игнатьевна
Башкирский народный эпос "Алпамыша и Барсынхылу": генезис, специфика, поэтика2007 год, кандидат филологических наук Ягафаров, Ринат Галимьянович
Сатира и юмор в устном народном творчестве адыгов2010 год, доктор филологических наук Чуякова, Нафсет Муратовна
Заключение диссертации по теме «История философии», Акмолдоева, Шайлобубу Бородоевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ идейного содержания киргизских эпосов позволяет сделать следующие выводы:
В формировании эпического сознания значительную роль как определенный способ мышления сыграл миф. Между мифом и эпосом существует культурно-историческая преемственность. Эпос всегда включает в себя специфические черты мифа. Различие между ними обнаруживается в следующем: миф и эпос нетождественны в плане осмысления действительности, которая сама по себе исторична. В отличие от эпоса, миф несет на себе отпечатки "коллективных представлений" родового строя. Зависимость от мифологического мышления исчезает вместе с таким ростом реального господства над определенными силами природы, вместе с таким развитием общества, "которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника независимой от мифологии фантазии"*.
Что касается эпоса, то он, оторвавшись от мифологического мышления, становится специфической формой народного искусства, в которой отражается мироощущение народа, его нравы и обычаи, мечты и чаяния, его духовный мир.
Рудименты мифологического мировоззрения в процессе эволюции эпоса превращаются в художественный арсенал, выполняя новую функцию - функцию поэтическую.
Действительность отражается, обозначается, осмысливает
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 737. ся, оценивается в эпосах через призму житейского опыта, представлений и предрассудков, сложившихся в ходе повседневной деятельности людей.
Познавательные, эстетические, социально-бытовые моменты составляют в эпосах одно неразрывное целое и заключены в образно-художественную форму.
Киргизское устное народное творчество - явление не локальное. Киргизские эпоЬы, как это очевидно из изложенного нами, вобрали в себя лучшие идеалы устного творчества тюрко-язычных народов. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости углубленного изучения фольклора восточных народов.
Современная буржуазная философия делает попытки умалить или же свести на нет культурное наследие народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Все это ставит перед философами-марксистами задачу систематического изучения всего того ценного, что было создано в процессе духовного развития восточных народов.
Проведенное нами исследование лишь отчасти восполняет пробел в нашей философской литературе по вопросу изучения киргизского устного народного творчества. Поэтому нам представляется, что дальнейшее исследование киргизских эпосов в первую очередь должно идти по следующим направлениям:
Первое. Необходимо глубже уяснить мировоззренческое содержание не только известных эпосов "Манас", "Эр Тоштюк", "Кожожаш", "Жаныл Мырза", "Курманбек", "Эр Табылды" и др., но и эпосов, не попавших по настоящее время в научный оборот, как например, "Ак меер", "Гульгаакы", "Карагул ботом",
Толубай сынчы".
Второе. Эпические сказания, будучи выражением мировоззрения киргизов прошлого, составляют своего рода свод знаний как о природных, так и социальных явлениях. И в этом плане они имеют много общего с эпосами иных народов. Поэтому могло бы оказаться продуктивным сравнение, например, эпоса "Манас" с героическими эпосами других восточных народов ("Песни о 1'ильгамеше", "Махабхарата" и т.д.).
Третье. Следует глубже изучить роль эпического наследия киргизов в современной духовной культуре народа. Киргизские эпосы в своем развитии прошли сложный путь. Некоторые социально-этические и эстетические нормы, бытовавшие в прошлом и получившие свое отражение в эпосах, изжили себя, но многие общечеловеческие ценности до сих пор остаются актуальными. "Культура коммунизма, - подчеркивается в Программе КПСС, - Ебирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира"*.
Изучение народного миропонимания на основе анализа произведений устного творчества, в частности, эпосов выводит к очень важной и сложной теоретической проблеме, такой, как проблема развития общественного сознания в условиях перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капитализм.
До революции общественное сознание киргизов носило пре
1 Программа КПСС, с. 130. имущественно обыденный, дотеоретический характер. После победы Великой Октябрьской социалистической революции и социалистического преобразования Киргизии в обществе утвердилась марксистско-ленинская философия. Каким образом произошел скачок от обыденного мышления к уровню теоретическому, т.е. научному сознанию, - такова та важнейшая проблема, решение которой имеет не только сугубо теоретическое, но и принципиальное практическое значение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Акмолдоева, Шайлобубу Бородоевна, 1984 год
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 3, с. 7-544.
4. Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 8, с. 115-217.
5. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 12, с. 709-738.
6. Маркс К. Капитал. Т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 23, с. 43-784.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 20, с. 5-338.
8. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 20, с. 339-626.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 21, с. 23-178.
10. Маркс К. Древнейшее греческое общество и его отражение в поэмах Гомера. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. I. М.: Искусство, 1967, с. 251-259.
11. Энгельс Ф. "Песня ткачей". Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. I. М.: Искусство, 1967, с. 516.
12. Энгельс Ф. Немецкие народные книги. Маркс К.,
13. Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1967, с. 530-537.
14. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.
15. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.
16. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. II3-I50.
17. Ленин В.И. Рецензия. H.A. Рубакин. Полн. собр. соч., т. 25, с. III-II4.
18. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, с. 3-332.
19. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т. 44, с. 336-337.2. Партийные документы
20. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
21. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 1415 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
23. Материалы рукописных фондов ИЯЛ АН Кирг.ССР
24. Жаныш, Байыш. Сказитель М. Мусулманкулов, инв. 267. 170 с.
25. Жаныш, Байыш. Сказитель Ж. Жаныбаев, инв. 501.37 с.
26. Жаныш, Байыш. Сказитель 0. Урмамбетов, инв. 5186. -304 с.
27. Жаныл Мырза. Сказитель А. Чоробаев, инв. 1323. -169 с.
28. Жаныл Мырза. Сказитель И. Абдрахманов, инв. 1447. 104 с.
29. Жаныл Мырза. Сказитель М. Мусулманкулов, инв. 3078. 118 с.
30. Жоодарбешим. Сказитель 0. Урмамбетов, инв. 5176. 247 с.
31. Кедейкан. Сказитель А. Усенбаев, инв. 243. 69 с.
32. Кожожаш. Сказитель Т. Жеентаев, инв. 818. 27 с.
33. Курманбек. Сказитель М. Мусулманкулов, инв. 785. 103 с.
34. Курманбек. Сказитель К. Акиев, инв. 1880. 215 с.
35. Кыз Дарийка. Сказитель К. Орозов, инв. 226.23 с.
36. Кыз Дарийка. Сказитель К. Алиманов, инв. 5277. 195 с.
37. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 536. 398 с.
38. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 537. 470 с.
39. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 541. 390 с.
40. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 548. 543 с.
41. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 552. 539 с.
42. Манас. Сказитель С. Каралаев, инв. 1415. 489 с.
43. Манас. Сказитель М. Мусулманкулов, инв. 595. -151 с.
44. Манас. Сказитель М. Мусулманкулов, инв. 785. -103 с.
45. Манас. Сказитель С. Орозбаков, инв. 578. 591 с.
46. Манас. Сказитель С. Орозбаков, инв. 581. 500 с.
47. Манас. Сказитель С. Орозбаков, инв. 585. 403 с.
48. Мендирман. Сказитель Ш. Рысмендеев, инв. 431.72 с.
49. Народные знания киргизов, собранные Айтбаевнм М.Т. , инв. 3023. 31 с.
50. Олжобай и Кишимжан. Сказитель неизвестен, инв. 197. 74 с.
51. Сарынжи Бекей. Сказитель А, Усенбаев, инв. 1994. • 224 с.
52. Сейитбек. Сказитель 0. Урмамбетов, инв. 5183. -123 с.
53. Эр Солтоной. Сказитель С. Абднрахманов, инв. 1993. 224 с.
54. Тоштгок. Сказитель С. Каралаев, инв. 211. 332 с.
55. Тоштюк, Сказитель С. Каралаев, инв. 242. 159 с.
56. Тоштюк. Сказитель С. Каралаев, инв. 248. 152 с.
57. Эр Тоштюк. Сказитель К. Маликов, инв. 1265. -III с.
58. Эр Табшщы. Сказитель А. Тынынбеков, инв. 1834. ~ 449 с.4. Опубликованные источники
59. Кедейкан. Эр Табыдды. Фрунзе: Кыргызстан, 1970. -460 с.
60. Кожожаш. Олжобай и Кишимжан. Фрунзе: Кыргызстан, 1974. - 302 с.
61. Курманбек. Жаныш, Байыш. Фрунзе: Кыргызстан, 1970. - 384 с.
62. Манас. I часть. I книга. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. - 304 с.
63. Манас. Эпос. По варианту С. Орозбакова. Кн. I. -Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 296 с.
64. Манас. Эпос. По варианту С. Орозбакова. Кн. 2. -Фрунзе: Кыргызстан, 1979. 452 с.
65. Манас. Эпос. По варианту С. Орозбакова. Кн. 3. -Фрунзе: Кыргызстан, 1981. 346 с.
66. Манас. Эпос. По варианту С. Орозбакова. Кн. 4. -Фрунзе: Кыргызстан, 1982. 366 с.
67. Олжобай и Кишимжан. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1956. - 158 с.
68. Саринжи Бекей. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. -200 с.
69. Народные поэмы. Фрунзе: Кыргызстан, 1973. -154 с.
70. Эр Тоштгок. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1956. - 351 с.5. Книги
71. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М.: Наука, 1968. - 336 с.
72. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука (Ленингр. отд.), 1971. - 403 с.
73. Абрамзон С.М. Очерк культуры киргизского народа. Фрунзе: Изд-во Кирг. филиала АН СССР, 1946. - 123 с.
74. Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности УШ века. Алма-Ата: Наука (Каз.ССР), 1971. -380 с.
75. Акиниязов Г.В. Идеи свободомыслия в туркменском фольклоре. Ашхабад: Ылым, 1976. - 39 с.
76. Алтмышбаев А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1980. - 172 с.
77. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -М.: Политиздат, 1980. 256 с.
78. Аникин В.П. Ясский богатырский эпос. М.: Просвещение, 1964. - 191 с.
79. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа» М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 80 с.
80. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 332 с.
81. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий иверований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1-3. Т. 2. М,: Солдатенков, 1868. - 784 с.
82. Бартольд В.В. Киргизы (Исторический очерк). -Фрунзе: Киргизгосиздат, 1943. 80 с.
83. Бадалов Р. Правда и вымысел героического эпоса. -Баку: Элм, 1983. 154 с.
84. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965. - 527 с.
85. Баялиева Т.Дж. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1971. - 170 с.
86. Бокту-Кириш и Бора-Шээлей. Тувинское народное сказание. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1969. - 134 с.
87. Бегалиев С. 0 поэтике эпоса "Манас". Фрунзе: Илим, 1968. - 53 с.
88. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о Ленине. М.: Наука, 1965. - 446 с.
89. Борев Ю. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. - 446 с.
90. Брюсов В. К.Д. Бальмонт. Злые чары и жар-птица. Из книги: Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. Собр. соч. В 7-ми т.
91. Т. 6. М.: Худ. лит., 1975, с. 265-275.
92. Бурабаев М.С. Распространение идей марксизма-ленинизма в дооктябрьском Казахстане. Алма-Ата: Казахстан, 1965. - 228 с.
93. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175 с.
94. Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии. Собр. соч.
95. В 5-ти т. Т. I. Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1961, с, 392425.
96. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов. -Собр. соч. В 5-ти т. Т. I. Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1961, с. 469-493.
97. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.
98. Гегель Г. Лекции по эстетике. Эстетика. В 4-х т. Т. 2. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.
99. Гегель Г. Лекции по эстетике. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. - М.: Искусство, 1971. - 621 с.
100. Герцен А.И. 0 развитии революционных идей в России. Собр. соч. В 30-ти т. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1956, с. 133-263.
101. Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане. Баку: Гянжелик, 1968. - 564 с.
102. Горький М. История русской литературы. М.: Госполитиздат, 1939. - 340 с.
103. Горький М. Разрушение личности. Собр. соч. В 30 т. Т. 24. М.: Гос. изд-во худ. лит, 1953, с. 26-79.
104. Горький М. 0 женщине. Собр. соч. В 30-ти т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1953, с. 177-204.
105. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. -504 с.534. 1усев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука (Ле-нингр. отд.), 1967. - 319 с.
106. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста:1. Калмиздат, 1971. 406 с.
107. Добролюбов H.A. 0 степени участия народности в развитии русской литературы. Избранные философские сочинения. В 2-х т. T. I. М.: Огиз, 1945, с. 78-123.
108. Добролюбов H.A. Черты для характеристики русского простонародья. Избранные философские сочинения. В 2-х т. Т. 2. M.: Огиз, 1946, с. 257-313.
109. Жирмунский В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии. М.: Изд-во восточ. лит., I960. - 12 с.
110. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. -М.-Л.: Госполитиздат (Ленингр. отд.), 1962. 435 с.
111. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука (Ленингр. отд.), 1974. - 727 с.
112. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. - 328 с.
113. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. -246 с.
114. Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. М.: Мысль, 1970. - 334 с.
115. История Киргизской ССР. В 2-х т. T. I. Фрунзе: Кыргызстан, 1968. - 708 с.
116. История Тувы. В 2-х т. T. I. М.: Наука, 1964. -410 с.
117. Кабисов P.C. К вопросу о мировоззренческих мотивах в осетинском нартском эпосе. Цхинвали: Ирыстон, 1972. -140 с.
118. Какеев А. Марксистско-ленинская мысль в Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 138 с.5.48* Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 6-ти т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. - 564 с.
119. Касымжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж., Сатыбадцина K.M. "Круги" в познании. Алма-Ата: Наука (Каз.ССР), 1977. - 176 с.
120. Каратаев М. Эстетика и эпос. Алма-Ата: Жалын, 1977. - 200 с.
121. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959. - 263 с.
122. Кессвди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. - 312 с.
123. Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 378 с.
124. Кцдырбаева Р.З. Идейно-художественные особенности эпоса "Саринжи Бекей". Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1959. - 44 с.
125. Кыдырбаева Р.З. Народно-поэтические традиции в эпосе "Жаныл Мырза". Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, i960. -48 с.
126. Кыдырбаева Р.З. Генезис эпоса "Манас"♦ Фрунзе: Илым, 1980. - 230 с.
127. Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса. Исследования о происхождении и развитии идей: справедливости, добра, души и бога. М.: Московский рабочий, 1923. -330 с.
128. Лафарг П. Очерки по истории культуры. М.-Л.:
129. Московский рабочий, 1926. 239 с.
130. Леонов Л.М. Русский лес. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 9. М.: Худ. лит., 1972. - 735 с.
131. Лившиц М. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М.: Худ. лит., 1972. - 472 с.
132. Лифпиц М. Мифология древняя и современная. (Избр. работы). М.: Искусство, 1980. - 582 с.
133. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. - 620 с.563. "Манас" героический эпос киргизского народа. -Фрунзе: Илим, 1968. - 231 с.
134. Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики. Л.: Советский писатель, 1958. - 531 с.
135. Мелетинский Е.М. Происхоздение героического эпоса. М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.
136. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.
137. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М.: Наука, 1977. - 360 с.
138. Мордвинцев A.A. Славянская антирелигиозная сказка. Киев: Наукова думка, 1970. - 134 с.
139. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М.: Главная ред. вост. лит., 1984. - 312 с.
140. Павловский E.H. Поэзия, наука и ученые. М.-Л.: Изд-во АН СССР (Ленингр. отд.), 1958. - 155 с.
141. Петросян A.A. История народа и его эпос. М.: Наука (Главная ред. вост. лит), 1982. - 216 с.
142. Петрухин А.И. Материализм и атеизм в устном творчестве чуваш. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. - 191 с.
143. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. Избранные философские произведения. В 5-ти т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956. - 824 с.
144. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Высшая школа, 1962. - 240 с.
145. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. - 256 с.
146. Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - 229 с.
147. Пропп В.Я. Основные этапы развития русского героического эпоса. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 34 с.
148. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.
149. Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. Ч. 5. СПб., 1885. - 599 с.
150. Руденко С.М. Культура хуннов и ноинлунские курганы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 205 с.
151. Русское народное поэтическое творчество. В 3-х т. Т. I. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 540 с.
152. Русин П.В. Атеизм фольклорного наследия. Киев: Знание (Укр.ССР), 1977. - 48 с. (на укр. яз.).
153. Сагитов И.Т. Каракалпакский героический эпос. -Ташкент: Изд-во АН Узб.ССР, 1962. 107 с.
154. Салиев А. Человеческая психология и искусство. -Фрунзе: Кыргызстан, 1980. 308 с.
155. Самаль А.И. Некоторые вопросы мировоззрения народа в белорусском дореволюционном фольклоре. Минск:
156. Изд-во Министерства высш., средн., спец. и проф. образования БССР, 1962. 64 с.
157. Сегизбаев O.A. Традиции свободомыслия и атеизма в.духовной культуре казахского народа. Алма-Ата: Наука (Каз.ССР), 1973. - 168 с.
158. Селзам Г. Марксизм и мораль. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. - 286 с.
159. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука (Ленингр. отд.), 1976. - 104 с.
160. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. -М.: Политиздат, 1972. 271 с.
161. Сьщыков А. Героические мотивы в эпосе "Манас". -Фрунзе: Илим, 1982. 135 с.
162. Томсон Дж. Первые философы. Исследования по истории древнегреческого общества. Т. 1-2. Т. 2. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 371 с.
163. Тренчени-Вальдалфель И. Мифология. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 470 с.
164. Уледов А. Структура общественного сознания. -М.: Мысль, 1968. 324 с.
165. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955. - 943 с.
166. Фостер У. Закат мирового капитализма. М.: Госполитиздат, 1959. - 222 с.
167. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. Вып. I. М.-Л.: Огиз - Московский рабочий, 1931. - 336 с.
168. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.1. М.: Наука, 1978. 605 с.
169. Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977, -287 с.
170. Закиров С. "Эр Тештук" эпосунун варианттары жана идеялык керкевдук езгечелуктеру. Фрунзе: КыргызССР Илимдер Академиясынын басмасы, 1960. - 64 б.
171. Кебекова Б. "Эр Табылды" эпосунун идеялык багыты жана керкемдук езгечвлугу. Фрунзе: КыргызССР Илимдер Академиясынын басмасы, 1963. - 47 б.
172. Кебекова Б. "Кедейкан" эпосунун идеясы жана керкемдук езгечелугу. Фрунзе: Илим, 1964. - 40 б.
173. Кыргыз элинин оозеки чыгармачылык тарыхыныночерки. Фрунзе: Илим, 1973. - 706 б.
174. Кыргнз макал, лакаптары. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 223 б.
175. Медетбеков А. Асылдык проблемасы. Макалалар жыйнагы. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - 104 б.
176. Суванбеков Ж. Кыргыз элинин баатырдык кэнже эпосу. Фрунзе: Кыргызмамбас, 1963. - 204 б.
177. Суванбеков Ж. Кыргыз элинин баатырдык эпостору. -Фрунзе: Мектеп, 1970. 260 б.
178. Ыбыкеев С. Кыргыз элинин оозеки адабиятындагы атеизмдин элементтери. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. - 59 б.7. Статьи
179. Анисимов С.Ф. Природа и общество в отражении сказок и мифа. (К вопросу об исторических истоках и соотношении сказки и мифа). В кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957, с. I44-I7I.
180. Ауэзов М.О. Киргизский героический эпос "Ма-нас". В кн.: Мысли разных лет. Алма-Ата: КИХЛ, 1959, с. 479-545.
181. Выступления. А.Х. Маргулан (Ин-т истории, археологии и этнографии АН Каз.ССР). Труды киргизской археоло-го-этнографической экспедиции. Т. 3. Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1959, с. 175-201.
182. Гомов С. Унылое перо педанта. Новый мир, 1964, № 7, с. 267-269.75. iy А. Философия и чувство меры. Вопросы философии, 1964, № 7, с. 182-183.
183. Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии. В кн.: Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965, с. 374-401.
184. Грязнов МЛ. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. Археологический сборник. Вып. 3. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961, с. 7-31.
185. Бахтин Б. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970, № I, с. 95-122.
186. Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса "Манас". В кн.: "Манас" - героический эпос киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1968, с. 148-176.
187. Берков H.H. Алтайский эпос и "Манас". В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 235-256.
188. Богданова M.t Салиев А. Поэзия киргизского народа. В кн.: Антология киргизской поэзии. М.: Худ. лит., 1957, с. 7-22.
189. Богданова М.И. Об особенностях киргизского героического эпоса "Манас". В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 196Г, с. 197-234 с.
190. Бонч-Бруевич В. Ленин о поэзии. В кн.: В.И. Ленин о литературе и искусстве. М.: Худ. лит., 1957, с. 694704.
191. Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса "Манас". В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 85-196.
192. Извлечения из "Зийа ал-кулуб". В кн.: Материалыпо истории киргизов и Киргизии. М.: Наука, 1973, с.177-184.
193. Иконникова С. Идеал нравственный. Философская энциклопедия. В 5-ти т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия,1962, с. 202-204.
194. Иовчук М.Т., Мамедов Ш.Ф. Проблемы исследования истории философской и общественно-политической мысли в Средней Азии и Казахстане. Вопросы философии, 1978, № II, с. 113-122.
195. Коган Л.А. Народное миропонимание как составная часть истории общественной мысли. Вопросы философии,1963, № 2, с. 82-92.
196. Леви-Стросс К. Структура мифов. Вопросы философии, 1970, № 7, с. 152-164.
197. Лосев А.Ф. Мифология. Философская энциклопедия. В 5-ти т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1964, с. 457-467.
198. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. Вопросы философии, 1971, № 7, с. 163-171.
199. Муриан В. Идеал эстетический. Философская энциклопедия. В 5-ти т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962, с. 199.
200. Некоторые итоги философских исследований в СССР. -Вопросы философии, 1965, № 5, с. 12-34.
201. Никипорец Н.Е. Новые зарубежные издания эпоса народов СССР. В кн.: Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971, с. 206-230.
202. Новикова Л.И. Эстетическая деятельность в системе научно-технической революции. В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, с. 64-97.
203. Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание. -Вопросы философии, 1967, № 4, с. II9-I30.
204. Паперный 3. Дым без огня. Философский фельетон. -Литературная газета, 26 июня 1964, с. 21.
205. Петросян A.A. К вопросу народности эпоса "Манас" (вместо введения). В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 5-14.
206. Плиев А.Г. Эстетический идеал. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973, с. 8591.
207. Радлов В,В. Предисловие. В кн.: "Манас" - героический эпос киргизского народа. Фрунзе: Клим, 1968, с.14-37.
208. Рыжук Д.А. Мудрость народа. Вопросы философии, 1962, № II, с. 170-174.
209. Смирнова Н., Садыков Т. 0 казахских версиях "Алпамыса". В кн.: Алпамыс-батыр. Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1961, с. 428-487.
210. Соколов Ю. Фольклористика и литературоведение. -В кн.: Памяти П.Н. Сакулина. М.: Кооперативное изд-во писателей "Никитские субботники", 1931, с. 280-289.
211. Суразаков С.С. "Алтай-Буучай" как произведение героического эпоса алтайцев. В кн.: Героическое сказание о богатыре Алтае-Буучае. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1961, с. 3-79.
212. Токомбаев А. К вопросу о народности трилогии эпоса "Манас". В кн.: Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961, с. 257-268.
213. Чанышев А.Н. Возникновение философии. В кн.: История общественной мысли. М.: Наука, 1972, с. 270-278.
214. Шинкарук В.И. Мировоззрение и духовная культура. (Вопросы исторического генезиса). Философська думка, 1982, № 2, с. 27-37.
215. ГОнусалиев Б.М. Киргизский героический эпос "Манас". В кн.: "Манас" - героический эпос киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1968, с. 212-231.8. Диссертации
216. Алехин А.И. Эстетические отношения как проблема исторического материализма. Дис. . канд. филос. наук. -Красноярск, 1971. - 157 л.
217. Гусейнов Ш.М. Фольклор как компонент общественного сознания. Дис. . канд. филос. наук. - М., 1973. -203 л.
218. Плешкова К.Л. Диалектика обыденного и научно-теоретического сознания в условиях строительства коммунизма. Дис. . канд. филос. наук. - М., 1969. - 228 л.9. Авторефераты
219. Алекперов С. Общественно-политические и антирелигиозные мотивы в фольклоре азербайджанского народа. -Автореф. дис. . канд. филос. наук. Баку, 1966. - 24 с.
220. Алиев P.A. Стихийный материализм и атеизм в азербайджанском устном народном творчестве. Автореф. дис. .канд. фшгос. наук. Баку, 1970. - 22 с.
221. Алиев М.Г. Стихийный материализм в дагестанском дореволюционном.фольклоре, Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Махачкала, 1971. - 19 с.
222. Бабий А.И. Свободомыслие, антиклерикализм и атеизм в истории Молдавии. Автореф. дис. . докт. филос. наук. -Кишинев, 1974. - 48 с.
223. Бадалов Р.Н. Героический эпос и проблема прекрасного. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Баку, 1971. -21 с.
224. Горячева А.И, Общественная психология и ее структура. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1963. -15 с.
225. Голопуров В.Г. Эстетические нормы как регулятор эстетической деятельности в устном народном творчестве (на материале киргизского фольклора). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1978. - 15 с.
226. Давлетшин К.Д. Стихийный материализм и антиклерикальные идеи в татарском фольклоре. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Казань, 1972. - 21 с.
227. Дорженов С.Б. Из истории отхода киргизского народа от религии и формирование его атеистического мировоззрения. Автореф. дис. . докт. филос. наук. - М., 1974. -47 с.
228. Казарян Д.А. Моральные принципы в народном творчестве. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ереван, 1968. - 25 с.
229. Курманмамадов А. Эстетический идеал в фольклорена материале таджикского фольклора). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1981. - 21 с.
230. Медетбеков А. К проблеме прекрасного в эпосе "Манас". Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Фрунзе, 1971. - 19 с.
231. Мередов Г. Философские и общественные идеи в устно-поэтическом творчестве туркменского народа. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ашхабад, 1972. - 27 с.
232. Омарбаев С. Стихийный материализм и антирелигиозные мотивы в народном мировоззрении (на материалах казахского устно-поэтического творчества). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1969. - 31 с.
233. Орозбаев П.Р, Из истории общественно-политической и философской мысли киргизского народа конца XIX первой половины XX веков. (К вопросу о мировоззрении акына - демократа Барпы Алыкулова).-Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1973. - 22 с.
234. Сегизбаев O.A. Материалистические и атеистические тенденции в дореволюционной общественной мысли Казахстана. -Автореф. дис. . докт. филос. наук. Ташкент, 1979.39 с.
235. Степанова Т.Н. Трагическое в народном понимании. -Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1969, - 19 с.
236. Токоев М. Философский анализ донаучного и пара-теоретического знания. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Фрунзе, 1972. - 26 с.
237. Чудинов И.А. Сознание народных масс и его структура. Автореф. дис. . докт. филос, наук. - Л., 1979.36 с.
238. Ыбыкеев С. Из истории свободомыслия киргизского народа. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - M., 1969. -21 с.10. Иностранная литература
239. Aventures merveilleuses sous ten©et ailleurs de Er-Töshtük, le géant des steppes (Manas) (Kirghiz). Trad. P. Boratav; introd. et notes P. Boratav et L. Bazin. -Paris: Gallimard, 1965. 308 p.
240. Hatto A. The memorial Feast for Kö'kötöy Khan (KSkötoydun asi): A Kirghiz Epic Poem. Oxford: Oxford Univ. Press,1977 (London Oriental Series, vol. 33). - 283 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.