Мировоззренческие основы экономического выбора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фасахов, Александр Игоревич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фасахов, Александр Игоревич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МИР.
1.1. Отношение человек-мир.
1.2. Мировоззрение в контексте европейской истории.
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И МИР ХОЗЯЙСТВА.
2.1. Хозяйство в европейском культурно-историческом контексте.
2.2. От мира хозяйства к экономической цивилизации.
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
3.1. Трансформации структур современного социума.
3.2. Человек и современная экономическая деятельность.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Хозяйственная деятельность человека: социально-антропологический аспект2006 год, кандидат философских наук Шмелева, Марина Евгеньевна
Мировоззрение современного российского предпринимательства: философский и социокультурный аспекты2010 год, кандидат философских наук Ручка, Александр Сергеевич
Феномен секуляризации в европейской истории2000 год, доктор философских наук Гура, Владимир Аврамович
Православие как фактор современных российских трансформаций2009 год, кандидат философских наук Свистухина, Анастасия Сергеевна
Человек экономический как идеальная модель личности: становление и развитие в идеологическом пространстве западноевропейского общества2012 год, доктор философских наук Шаов, Асфар Аскерович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческие основы экономического выбора»
Актуальность темы исследования. Философия экономики - область знания, оказавшаяся в современном мире в сложном положении. Став прагматичной, технологичной - в соответствии с духом времени -экономическая наука претендует на статус точной дисциплины, таковой, по сути, не являясь. Происходит заметное сужение ее предметного поля, в то время, когда, наоборот, в современный переломный момент истории необходим более широкий взгляд на экономику как на феномен культуры. Сегодня требуется обсуждение экономических проблем общества в интенсивном взаимодействии с философскими и культурологическими подходами.
Мир, окружающий современного человека, сам человек претерпевают в последние десятилетия глубочайшие преобразования. Оценивая качественно сегодняшний мир, мы должны признать, что для современного человека начала, основы этого мира уже не природные, не религиозные и не военно-политические - они экономические. Экономическое начало - в основе основ. Даже наука, техника уходят на второй план, будучи продуктами экономики ее обслуживают и ей подчиняются.
Вся жизнь современного человека, его мировоззрение пропитано экономизмом, подавляющим все внеэкономическое. Экономическое вбирает в себя, пропускает через себя, накладывает на все свой отпечаток. Техника, право, политика, идеология, война - все ныне вторично по отношению к экономике. Сначала экономический расчет, а потом уже все остальное. Сегодня экономика - способ не одного лишь производства благ, его организации, а производство жизнедеятельности человека вообще, ее формирование, это современный способ взаимодействия человека с миром. Мировоззрение современного человека пропитано экономикой. Сегодня она понимается как способ бытия человека, его хозяйство, а к хозяйству относят чуть ли не весь окружающий человека мир. О уР
Можно констатировать, что произошла тотальная экономизация цивилизации - наметившаяся первоначально как поворот в судьбе западноевропейской культуры в XVI-XVIII веках в эпоху становления капитализма «веберовского» типа и, далее, уже в виде современных процессов глобализации, реализации модели неолиберального корпоративного капитализма - всего планетарного пространства и всех аспектов человеческого бытия. Сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека - homo economicus - с соответствующими экономическими основами его мировоззрения. Экономика из базиса все более превращается во внутреннюю структуру, каркас современного общества, становится сутью жизни современного человека, его мировоззрением.
В ходе нарастающей экономической рационализации произошла трансформация мировоззрения, отмирание его нерациональных, внеэкономических начал. Все внеэномическое атрофировалось или подвергается сильному давлению со стороны экономических институтов. Экономизм, утилитарность, технологизм, эгоизм, и полезность - вот дух нашего времени. Экономическое общество, экономический человек сегодня не метафоры, а наиболее адекватные теоретические понятия для выражения современных форм жизни.
Современное западное светское общество взросло на поглощении, уничтожении внеэкономических ценностей. Процесс экономизации, переустройства этого, «посюстороннего», материального мира, его овеществление шло в русле секуляризации западноевропейской культуры, пролегающего сквозь всю ее историю, начиная с античности. В ходе нарастающей прагматизации, секуляризации, дехристианизации, экономической либерализации, история совершала «выборы» в направлении современного экономического общества. Первый «выбор» - это формирование, начиная с эпохи Реформации, «духа капитализма» как продукта западного рационализм! и секуляризованного мышления основанного на протестантской этике в процессе перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Актуальность данной работы определяется, прежде всего, объективным содержанием процессов трансформации современного общества, по своим масштабам вполне сравнимой со становлением «веберовского капитализма». Сегодня формируется новый «дух капитализма», новое мировоззрение, перечеркивающее реалии капитализма «веберовского» типа, размывающее сдерживающие нормы прежней (классической) деловой этики, имевшей первоисточником этику протестантскую, нормы культуры и морали, порождающее асоциальные черты, разрушающее сам фундамент капитализма и увеличивая нестабильность.
Обществом сделан «выбор» в направлении нового мироустройства, другого мировоззрения. Это новый «экономический выбор» в направлении глобальной неолиберальной экономики, имеющей мало общего с духом экономической практики Нового времени. Произошла трансформация экономики, мировоззрения хозяйствующего человека, требующая своего объяснения, изучения первопричин данного процесса. Причины возникновения современного экономического общества и соответствующего ему мировоззрения, его «экономического выбора» как результата, итога развития европейской цивилизации, находятся в истоках европейской культуры.
Состояние исследования проблемы. Одна из серьезных научных проблем сегодня - трудность выполнения интегративных, обобщающих работ, наводящих междисциплинарные мосты. Данная работа является таковой. Тема исследования - "мировоззренческие основы экономического выбора" - предполагает анализ категорий, изучаемых такими дисциплинами, как философия, экономика, культурология, социология, психология. В каждую из них входит целая система конкретных предметов, которые так же имеют отношение к теме работы, (например социальная философия и философская антропология), и каждый из них пытается понять человека и окружающий его мир хозяйства со своей точки зрения.
Одна из главных проблем, имеющих прямое отношение к данной работе - это проблема свободы человеческой воли вообще, исторических форм ее существования в частности. Огромное значение здесь имеют те теоретические концепции, в которых в разные эпохи реализовывалось осознание человеческой свободы, активной деятельности. Впервые о свободе воли и выборе заговорили в раннеклассической греческой философии. Утверждая реальность человеческой свободы, и рассматривая ее как высшую ценность человеческого бытия, греческая цивилизация, вместе с тем, понимала человека как всецело детерминированного судьбой, всесильным и неумолимым роком. Христианство не только «освятило» человеческую свободу и достоинство, оно поставило человека в центр материального мира и вдохновило его на преобразование этого мира. В христианстве вопрос о свободе воли приобрел гораздо большее значение чем то, какое он имел в античную эпоху, что явилось показателем исторического развития человеческой личности, роста ее нравственного самосознания. Признание свободы воли человека вытекает из самой сути христианства. Далее, в эпоху Реформации происходит резкое обмирщение культуры, быта, мировоззрения европейцев, ускорение социально-экономического развития, освобождение от личной, внеэкономической зависимости. Личность, не стесненная религиозными и церковными нормами и институтами, открыто заявляет о своих претензиях на свободную деятельность, свободный выбор в этом мире, не терпящий никаких границ. Свои работы посвящали данной теме такие авторы, как: Н.Бердяев, А.Я.Гуревич, Г.Г.Майоров, А.Н.Чанышев, В.А.Гура, Э.В.Ильенков, Ю.Н.Давыдов.
Кроме философской проблемы свободы, свободы воли в работе нас интересовали исследования, проходящие независимо от философской науки в ряде специальных дисциплин, например, психологии, где были поставлены и решались многие важные проблемы, касающиеся мировоззрения человека, деятельности личности, ее рационального и иррационального поведения, механизмов выбора индивида, в целом соотношения бытия и сознания, человека и мира. В этой связи мы обращаемся к трудам отечественных и зарубежных психологов.
Кроме работ в области психологии нас интересовали труды исследователей, являющиеся фундаментальными в решении проблемы соотношения хозяйственной деятельности, свободы деятельности и стиля мышления в определенных культурах. Мы обращались к работам Макса Вебера, К. Маркса, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, JI. Мизеса, Ф. Хайека, Жака Ле Гоффа, Фернана Броделя, С.Н. Булгакова, П. А. Сорокина, А .Я. Гуревича, В.А. Гуры, Ф.И. Гиренка, В.В.Радаева.
Кроме исследований таких наук, как философия и психология, для более полного и всестороннего изучения проблемы экономического выбора нам необходимо было рассмотреть ее с точки зрения современных авторов, изучающих трансформации как экономического бытия, так и мировоззренческих структур современного человека: Д. Белл, У. Бек, О. Тоффлер, Д. Гелбрейт, Р. Инглегарт, Т. Сакайя, А. Турен, Ф. Фукуяма, Л. Туроу, Н. Чомский, А. Негри, X. Шрадер, Е. Люттвак, Д. Кортен, В.Л. Иноземцев, А.Панарин, А.Неклесса, В. Федотова, Е. Холмогоров, Б. Межу ев, А. Магун, Б. Ерасов, Б. Ключников, В. Кожинов, В. Лапкина, М. Ильин, А. Кузьмин, А.В. Бузгалин, Ю.М. Осипов, В.А.Кутырев.
Следует отметить что, несмотря на большое количество фундаментальных трудов, имеющих отношение к теме работы, ее разработанность носит фрагментарный, раздробленный характер, и по существу сегодня остается до конца не осмысленным опыт и разносторонний материал различных наук. Эти материалы отражают многообразие подходов к проблеме "мировоззренческих основ экономического выбора" и мы, со своей стороны, попытаемся изучить, систематизировать данные подходы, многообразие взглядов на изучаемую проблему, и в общих чертах наметить пути ее решения.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования являются:
1. Определение природы и социальной сущности процесса становления экономических основ мировоззрения человека, исследование конкретных культурно-исторических способов решения проблемы экономического выбора; описание становления современного нам экономического общества и соответствующего ему мировоззрения человека.
2. Разработка проблемы мировоззренческих основ экономического выбора как междисциплинарной и основанной на обобщении данных наук о человеке, хозяйстве, культуре в целом, обоснование философского статуса проблемы экономического выбора.
В связи с этим в диссертационном исследовании формулируются и решаются следующие задачи: описания взаимоотношений человека и мира хозяйства;
- описания исторических трансформаций мировоззрения и решений проблемы выбора в разные эпохи, исследование «поля» свободы действия человека в разных культурно - исторических контекстах;
- рассмотрения хозяйства как культурно-исторического феномена; исследования становления экономического хозяйства; описания генезиса экономических детерминант поведения, мировоззрения экономического человека, как основы его экономического выбора; изучения трансформаций в экономических структурах современного общества;
- выявления экономических предпосылок формирования мировоззрения современного человека.
Объектом исследования является процесс становления экономического общества и соответствующего ему мировоззрения человека,
Предметом исследования являются культурно - исторические причины-данного процесса.
Методологическая основа исследования. В основу методологии исследования положен диалектический метод, основанный на принципах объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости развития, принципе восхождения от абстрактного к конкретному. В целом данная работа представляет собой попытку широкого синтеза методологических установок, "языков" и материалов различных наук о человеке (комплекс философских наук, психологии), хозяйстве (философия хозяйства, экономическая теория, с оциология), культуре (культурология), привлекаемых для решения проблемы экономического выбора как проблемы междисциплинарной
Теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы работы использованы идеи и положения, выраженные в работах по проблемам мировоззрения (М.М. Прохоров, Е.К. Быстрицкий, В.П. Иванов), человека в мире хозяйства (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, С.Н. Булгаков, Ю.М. Осипов, А.Панарин, А.Неклесса), экономического бытия общества (Д.К. Гелбрейт, Р. Инглегарт, B.JI. Иноземцев, Дж. Сорос), психологии (C.JI. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Э. Фромм), культурологии (А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель, B.C. Библер), имеющие непосредственное отношение к решению проблемы выбора человека с точки зрения разных наук и в разных культурно-исторических контекстах. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены исторические трансформации человеческого мировоззрения в результате развития культуры;
2. Выявлена диалектическая связь экономических и внеэкономических детерминант деятельности человека в культурно-историческом контексте;
3. Показано становление капиталистической модели экономики в аспекте ее зависимости от европейского мировоззрения; ;Л, й ; Г
4. Описан процесс становления мировоззрения человека в данной системе хозяйства;
5. Раскрыты трансформации капиталистической модели экономики в современном обществе;
6. Объяснен процесс трансформации мировоззрения современного человека как адекватный объективным изменениям, происходящим в обществе.
Основная идея диссертации состоит в том, что на протяжении истории человек, сопоставляя себя с окружающим миром, познавая его, открывая законы, по которым он функционирует, постепенно вытесняет в своем мировоззренческом сознании все нерациональное, все, что мешает эффективному, успешному освоению этого материального мира. В работе прослеживается, как на протяжении истории происходит постепенное отмирание всего экономически нерационального, "неэкономичного" и заполнение мировоззрения рациональным и "экономичным", наиболее эффективным в освоении, сотворении этого, "посюстороннего" материального мира. Нас интересует процесс формирования экономической рациональности, "духа экономизма" нашего времени, процесс становления экономических критериев поведения человека, формирование экономических основ мировоззрения, его экономизация. Мы понимаем современную деятельность, выбор человека как осуществляемые «через» экономизированное мировоззрение. В работе изучается становление экономизированного мировоззрения, которое присуще современному человеку современного экономического общества. Это становление мы рассматриваем в русле секуляризации западноевропейской культуры, как создание поля свободы деятельности вообще, и экономической деятельности в частности (данный подход, необходимо отметить, является недостаточно разработанным в современной литературе).
Само название работы содержит двойной смысл. С одной стороны, мы рассматриваем экономический выбор как результат, современный итог развития западноевропейской культуры в виде экономического общества и экономического человека, а с другой, изучаем становление основ экономизированного мировоззрения, где экономический выбор является критерием поведения человека. Мы задаемся вопросом: каким образом и каковым должно стать мировоззрение чтобы осуществлять именно экономический, а не какой другой выбор?
На защиту выносятся следующие обоснованные в работе положения:
1. Основные закономерности происходящего в ходе истории отношения человека и окружающего мира определяются процессом создания человеком своего, искусственного мира хозяйства, пространства свободы, хозяйственного творчества человека, процессом движения от мира природы к неприроде;
2. Наиболее существенным в содержании трансформации статуса человека на протяжении истории является изменение понимания им своей свободы, свободы действия, активности, творчества, самостоятельности. Эти трансформации представляют собой последовательное разворачивание процесса выхода человека из природы, и затем выделение человека из социального целого в ходе развития тенденций секуляризации человеческой культуры;
3. Исторически данные процессы представляют собой предпосылки формирования экономического общества и соответствующего ему экономизированного мировоззрения, являющегося основой экономического выбора человека;
4. Процесс становления мировоззрения экономического человека предполагает последовательное вытеснение внеэкономических детерминант деятельности эконом ическими;
5. Современная капиталистическая модель экономики и соответствующее ей мировоззрение человека представляют собой результат процесса секуляризации, прагматизации, дехристианизации европейской культуры, результат формирования мировоззрения человека ориентированного на свободную деятельность, свободный выбор в этом мире, не терпящего никаких границ;
6. Сущность трансформаций современного экономического общества определяется постепенным становлением жесткой центр-периферийной системы, воплощением модели глобального, неолиберального, финансового капитализма;
7. Происходящие ныне радикальные трансформации мировоззрения хозяйствующего человека в своей сущности уже не имеют ничего общего с духом капитализма «веберовского» типа, в их основе - разрушение протестантской деловой этики.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования выводы, идеи могут быть использованы при разработке ряда проблем философии хозяйства, социальной философии, философской антропологии. Кроме этого, отдельные материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах дисциплин "социальная философия" в части "экономическое бытие общества". Необходимо особо отметить важность результатов исследования для разрабатываемых сегодня теорий постиндустриального общества и, в частности, проблемы человека в современном экономическом обществе. На наш взгляд, материалы работы могут быть использованы в преподавании таких дисциплин, как "философия хозяйства" (до сих пор не получившей широкого распространения, но необходимость которой в вузах остро ощущается), "история экономических учений", изучаемых студентами именно экономических специальностей, и в этом мы видим особую практическую значимость данной работы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Волжской государственной инженерно-педагогической академии. Основные теоретические выводы были изложены в следующих публикациях автора: 1. Фасахов А.И. Ценности как фактор стабильности общества // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов первой научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов Волжского государственного инженерно педагогического института, 26-27 апреля 2000г. - Н.Новгород: Издательство ВГИПИ, 2000. - С.24-29.
2. Фасахов А.И. Постиндустриальное общество и процесс глобализации в мировой системе капитализма // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, 30-31 мая 2000г., Секции 1-3. - Н.Новгород: Издательство ВГИПИ, 2000. - С.57-61.
3. Фасахов А.И. Трансформации современного общества под влиянием информационных технологий // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, 30-31 мая 2000г., Секции 3-6. - Н.Новгород: Издательство ВГИПИ, 2000. - С.23-27.
4. Фасахов А.И. Ценности в эпоху постмодерна // Пятая нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник трудов, 1-4 октября 2000г. - Н.Новгород: Издательство ИПФ РАН, 2001. - С. 222-223.
5. Фасахов А.И. Человек - вещь экономической цивилизации // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов третьей Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов, 22-23 мая 2002г. -Н.Новгород: Издательство ВГИПА, 2002. - С.24-29.
6. Фасахов А.И. Разрушение капитализма // Российская научно -практическая конференция. Стратегическое управление: регион, город, предприятие: Сборник трудов, 10-12 октября 2002г. - Н.Новгород: Издательство НИМБ, 2002. - С. 10-14.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Культурно-цивилизационные основания отечественной философии хозяйства2011 год, доктор философских наук Барковский, Геннадий Францевич
Социально-экономические идеи С.Н. Булгакова и их значение для развития экономики современной России2007 год, кандидат экономических наук Чаплыгин, Олег Анатольевич
Агональные аспекты европейской экономической культуры2007 год, кандидат философских наук Акимкина, Марина Андреевна
Секуляризация как социальная форма десакрализации и рационализации духовной жизни: западноевропейский контекст2008 год, кандидат философских наук Токарев, Алексей Михайлович
Роль исторических традиций в формировании хозяйственной культуры2002 год, доктор философских наук Савка, Аврора Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фасахов, Александр Игоревич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленные в работе цели, задачи, затрагиваемые вопросы касаются основ отношения человека и мира хозяйства. В работе описано хозяйствование как фундаментальная основа жизни человека, способ отношений с этим миром. Начав хозяйствовать, человек пробуждается от животного сна и живет в состоянии перманентного бодрствования, мобилизованного сознания, встревоженного тем, что внешний мир не потакает человеку. Хозяйство - это поле его существования, проблема подлежащая сознательному решению. Хозяйство рассматривается нами как способ бытия человека, как поле, где он реализует свои потенции, как возможность его свободы и выбора. Хозяйство реализуется, разворачивается «через» человека и человек реализует себя «через», с помощью хозяйства, хозяйствуя в этом мире, переводя, актуализируя возможности, потенциальную действительность в реальность, расширяя и умножая ее.
Творение нового, в этом, материальном мире хозяйства, его переделка, самостоятельное творение мира хозяйства, должны были иметь «санкцию» в мировоззрении человека. Он должен был ощутить в себе силы, возможность переделать этот материальный мир. Человек «выходит» из природы чтобы создать, создать свое искусственное, «неприродное» хозяйство. Хозяйствующего уже не с природой, а против нее и против Бога-Творца. Чтобы человек почувствовал себя полноценным хозяином, творцом в этом мире когда избавился от опеки Бога, вытеснив его из материального мира в «потустороннее». Именно поэтому мы так много уделили внимания процессу секуляризации, протестантской этике, утрате культурой религиозного измерения. В работе показано как изменяется мировоззрение, становясь хозяйственным, т.е. мировоззрением человека активного, преобразующего, и далее экономизированным. Этот процесс мы прослеживаем во взаимосвязи с тенденцией природа - неприрода т.е. постепенного выхода человека из поглощенности природой и далее, обретение своей самостоятельности в сотворении неприроды в рамках социальных структур.
Специфика человеческого способа существования в этих структурах заключается в степени детерминированности внешними условиями, рамками образа жизни и детерминацией нашим сознанием, свободой, которую дают нам идея личности и разума. Смещенность спектра сознания в ту или иную сторону зависит от культурно-исторического контекста, «стиля» эпохи, формирующего иерархию ценностей, «через» которую, с помощью которой человек осуществляет свой выбор.
Разные общества представляют разное «поле» свободы действия, возможностей для выбора. В работе рассматривается процесс смещения спектра сознания в европейской культуре. Рассматривается становление западного общества как его постепенное превращение из «закрытого» в «открытое» и соответствующее этой трансформации изменение мировоззрения.
В работе прослежено, как на протяжении истории трансформируется понимание свободы деятельности человека в этом, материальном мире, так как без активной, творящей, преобразующей личности хозяйство не может, на наш взгляд, успешно развиваться. В работе описана трансформация мировоззрения человека от античности до настоящего времени. Процесс становления мировоззрения такой личности мы связали с тенденцией секуляризации европейской культуры.
В процессе секуляризации мы видим выражение нарастания практического отношения к миру со стороны человека, не удовлетворенного этим миром и намеренного его изменить. Это процесс от поглощенности сакральным, религиозным, выраженным в мифологическом и религиозном типах мировоззрений, до утраты культурой подлинного религиозного измерения, до «смерти Бога» и вытеснения религиозного рациональным, материальным, научным, до формирования «духа экономизма», пронизывающего все сферы современного общества. Изучен процесс перехода от религиозного мировоззрения к светскому, историю обмирщения, расколдовывания» мира как формирование основы экономического мировоззрения.
В работе утверждается, что возможность говорить о экономическом выборе, экономическом поведении, возникает после того, как происходит массовая легитимации рационального экономического поведения, основанного на экономических критериях. Этими критериями, например, могут быть: соблюдение установленных законодательством правил, появление таких атрибутов рыночного хозяйства как прибыль, эффективность, рентабельность, ценовые сигналы. Только после того, как экономические критерии поведения приняты обществом, преобладают в нем, вытеснив внеэкономические критерии, становятся основой мировоззрения, только после этого можно говорить о становлении мировоззренческих основ экономического выбора.
Работа рассматривает процесс вытеснения внеэкономических детерминант поведения экономическими, показано как внеэкономическое, трансформировавшись подготовило почву для развития экономического. Религия, а именно христианство, «освятив» человеческую свободу и достоинство, поставив человека в центр материального мира, вдохновило на его преобразование. Вообще, все развитие европейской культуры в общих чертах мы рассматриваем как тенденцию усиления личного начала.
Мы проследили процесс становления личности, ставящей свои интересы выше божественных и социальных, начиная с эпохи античности. Традиции, привычки, ритуалы, идеи и ценное ги, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Динамичное, «открытое» западное общество старается избавиться от обычаев, верований, почитаний авторитета, прочих неоправданных перед лицом разума предрассудков. В этом обществе разрешено все, что не запрещено законом, который все формализует и кодифицирует. Утверждается взгляд на мир как на материал для преобразования.
Изучив процессы Реформации и их связь с хозяйственной деятельностью человека мы показали, что эпоха Реформации ознаменовалась окончательным «расколдовыванием» мира, овладением этим, материальным миром человеком. Та же кальвинистская доктрина предопределения сформировала социально активную личность, стремящуюся к успеху в мирских делах. Религиозный вопрос о спасении переводится в экономическую плоскость. Труд стал пониматься как важнейшая добродетель, как долг перед Богог по преобразованию мира. Это дало необычайно эффективные стимулы для освобождения личной экономической инициативы, ощущение себя хозяином и созидателем в земной жизни, отношение к природе как к материалу. Произошла окончательная десакрализации природы, ориентация на качественное обновление, пересотворение мира, его экономизацию, экономическую революцию, становление экономического хозяйства, капиталистического общества «веберовского» типа. В культуре стала зримо превалировать экономика, материальное производство, хозяйственное отношение человека к миру.
В дальнейшем, с развитием хозяйства, Бог оказывается ненужным в качестве сакрального стимула, когда эта деятельность уже отлажена, стала привычной. Вера в Бога рациона лизировалась и истощалась вместе с распространением рыночных, буржуазно-индивидуалистических отношений. Светский антропоцентризм, разросшись и укрепившись, произвел со временем трансформацию европейского общества, породив современный нам экономический универсум, капитализм как форму эффективной хозяйственной деятельности, как энергичную социальную стратегию, целостную идеологию, схему специфического мироустройства, денежного строя, сутью которого является не само производство или торговые операции, но перманентное извлечение прибыли.
Мы утверждаем, что сегодня мы живем в экономическом обществе, зародившемся вследствие экономической революции, становления капиталистической системы хозяйствования, начавшегося на Западе в XIV
XVII веках. Капитализм рассматривается нами как укорененный в европейской культуре, в ее морально - религиозной традиции. Сейчас экономизм как мировоззрение стал основой для выбора, действия индивида. Экономическая революция вооружила человека мировоззрением, которое позволяло ему действовать в соответствии с экономическими принципами, становясь основой его жизни. Альтруизм, принцип служения, дара, противостоящие эгоизму, принципу полезности и эквивалентного обмена отходят на задний план вытесняемые экономизмом, как социально институционализированным эгоизмом, подавляющим прежние многообразные формы целостной дз ховной жизни. Теперь он рационально мыслящий, сциентический, технизированный, экономический человек, который творит, «выбирает» экономику.
Сегодня человек получил ощущение силы на глобальном уровне, осуществив захват мира, его окультуривание и преобразование. Идея преобразования, изменения, реконструкции достигла своего апогея в философии постмодернизма. Но это постоянное изменение не есть хаос. Определено, что твердое основание есть - это материальная основа, «прочное» нахождение в этом, материальном мире, уверенность западного общества в своем будущем материальном существовании, когда жизнь человека стабильна и обеспечена. Ощущение нестабильности вызвано быстрыми изменениями культурного контекста, взаимопроникновения, столкновения культур. Постмодерн сегодня - это не одновременность разновременного, в своем спокойном состоянии сосуществования радикальной плюральное™, а мягкая подгонка разных этнокультурных и цивилизационных традиций в рамки западного проекта неолиберального капитализма. Современной тоталитарной форме нового глобального капиталистического общества не нужен постмодерн в его старом виде. Сегодня это процесс построения нового кастового порядка в глобальном масштабе. Плюральность сегодня - это кажущаяся плюральность, она скрывает за собой жесткую структуру. Описав трансформации в современных экономических структурах мы определили, что новой структурой, является развивающаяся глобальная центр-периферийная система капитализма.
Современная экономическая система, став каркасом, внутренней структурой общества его реконструировала, построив новый социум -имеющий в своей основе глобальную финансовую систему. Это глобальная система, где не будет никакого плюрализма, а будет одна детерминированность: периферии - центром. Несмотря на все заявления об экономике знаний, самореализации человека постиндустриального общества, нам кажется, что оно функционирует по все тем же старым, экономическим законам, причем дополнительно возрождаются архаические отношения ростовщической экономики, наступает эра нового варварства. Произошел переход от классического предпринимательства к азартным финансовым играм.
Современная система обладает высокой приспособленностью и очень быстро стала глобальной экономической моделью. Факторы прибыли, роста продаж и эффективного, рационального управления по мере своего распространения начинают доминировать, освобождаясь от инородного вокруг. Опираясь на внеэкономические мотивы, эта система не смогла бы существовать. Систему объединяет исключительно экономическая функция: производство, потребление, обмен товарами и услугами в целях получения прибыли и эта цель стала господствовать над другими целями как самодовлеющая ценность. Во г. аву угла ставится монетаристское «творчество» освободившее краткосрочные спекулятивные капиталы.
Это уже не постмодерная экономика с ее творческой, активной личностью, общество, где превалирует стремление избавиться от экономических факторов и увеличить значение культурных, перейти от материалистических ценностей к постматериалистическим. Формирование надутилитарной мотивации само оказывается не столько возможностью, вытекающей из стремления человека к самореализации, сколько экономической необходимостью, диктуемой условиями современного экономического хозяйства. Вектор активности сдвигается в виртуальный космос финансовых операций, дематериализованного богатства. Создается новый ростовщический класс, перестраивающий враждебную ему культуру интеллектуалов постиндустриального общества. Постиндустриальное общество, которое сегодня строится имеет своим центром не университет, а банк, финансовый рынок избавленный от контроля со стороны общества.
Вообще, отказ от акцента на экономическую эффективность и прибыль - это явное неуважение к реальности. Да и сама возможность появления постматериалистической мотивации основана на широком распространении успехов индустриализации и достижении высокого уровня благосостояния. На человека оказывается массированное воздействие по сохранению и развитию его материальной системы ценностей. Экономика заставляет культурные факторы играть одну из главных ролей, давая прибыль культурного характера. Культура становится частью цены товара, как нечто нематериальное, она используется для маскировки материальной вещи, создавая иллюзию «культурного», «нематериального» выбора. Сегодня человек переживает иллюзорную свободу в пространстве материальных вещей. Выбор переносится на вещь, деньги как удобные с точки зрения целепологания. Данные процессы оказываются важнейшими предпосылками в формировании нового мировоззрения. Современный человек радикально отличается от аскетического протестанта М. Вебера. Вещи, деньги - весьма устойчивые ценности на протяжении всей истории. Они остаются устойчивыми и сегодня, когда мир вокруг быстро меняется. Мир во все возрастающей степени нуждается в е, ;ином, глобальном этосе. Порождающее вещи экономическое хозяйство, задавая темп современному обществу, структурирует, создает этот новый этос. Экономизация является современным средством организации социальной жизни, своеобразный способом адаптации к быстрым изменениям и объединением общества, оторванного от своих духовных корней, способ жизни «после Бога».
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фасахов, Александр Игоревич, 2002 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века. - М.: Туманит, изд. Центр В ЛАД ОС, 1994. -334 с.
2. Автономов B.C. "Рыночное поведение": рациональный и этический аспекты// Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№12.-С. 6-13.
3. Автономов B.C. Очерки экономической антропологии. М.: Наука, 1999. -127 с.
4. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории: (Очерк истории западной экономической жизни)/ Рос. АН, Ин-т МЭ и МО. М.: Наука, 1993.-174, 2. с.
5. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: Ист.-теор. очерк проблем обоснования рациональности/ Под ред. Д.И. Широканова; АН БССР, Ин-т философии и права. Минск: Навука; Кэхнжа, 1991.-93 с.
6. Аморозо Б. О глобализации: Капитализм в XXI веке. /Пер. с англ. А.Б. Любавского. Н.Новгород: Изд. ННГУ, 2000. - 191 с.
7. Антонович И.И. После современности: Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск: Беларуская навука, 1997. - 445 с.
8. Анурин В.Ф. Постмодернизм: в поисках материального фундамента // Общественные науки и современность. 2001. - №3. - С. 110-121
9. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности// Вопросы философии. 1990. - №8. - С. 10-12
10. Ю.Арон Р. Мнимый марксизм. /Пер. с фр./ Предисл. И.А. Гобозова. М.:
11. Прогресс, 1993.-382 с. 11 .Баллер Э.А. Человек и свобода. М.: Сов. Россия, 1972. - 283 с.
12. Баллестрем К.Г. Homo economicus? Образы человека в классическом либерализме// В.Ф. 1999.- №4. - О. 42-53
13. Багалов Э.Я Новая эпоха новьн мир // Свободная мысль. - 2001. - №1.- С.4-13
14. Баталов Э.Я. О книге Тоффлера «Третья волна»// США экономика, политика, идеология. - №7. - 1982. - С. 70-81
15. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества/ Вступ. ст. В.А. Лекторский; послесл. В.Н. Шердаков. СПб.: Русский христианский гуманит. ин-т, 1997. - 464 с.
16. Бердяев Н. О хозяйстве. Человек в религиях мира//Человек. 1995. - №2. -С.97-109
17. Бердяев Н.А. Философия свободы; смысл творчества. М.: Правда, 1989.- 607 с.
18. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высш. школа, 1981.-111 с.
19. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введ. в логику мысл. диалога). -М.: Политиздат, 1975. 309 с.
20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век . - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
21. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур// Философские науки. 2001. - №1. - С. 43-54
22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть./ Пер. с фр. и вступит, ст. С.Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. -389 с.
23. Бодрийяр Ж. Система вещей. / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995. - 168 с.
24. Бондаренко E.JI. Экономическое учение марксизма: («Капитал» К. Маркса). М.: Изд. МГУ, 1991. - 130 с.
25. Бохеньский Ю. Духовная ситуаци: времени// Вопросы философии. 1993. - №5.-С. 94-98
26. Бродель Ф. Динамика капитализма/Перевод с фр. Смоленск: ТОО «Полиграмма», 1999. - 123, 2. с.
27. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм.ХУ-XVIII вв. в 3-х томах - Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. / Пер. с фр. JI. Е Куббеля; ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
28. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм.ХУ-XVIII вв. в 3-х томах - Т.2: Игры обмена. / Пер. с фр. JI. Е Куббеля; ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
29. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм.ХУ-XVIII вв. в 3-х томах - Т.З: Время мира. / Пер. с фр. JI. Е Куббеля; ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.
30. Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустриального общества и их теоретическая рефлексия// Философия хозяйства. 2001. - № 3. - С.72-104
31. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. New York: Chalidze Publications, 1982.-322 с.
32. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие/ АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1991. - 195 с.
33. Быстряков И.К. Метафизика хозяйства: теоретический дискус// Философия хозяйства. 2001. - №3. - С.161-168
34. Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: Ин-т экономики, 1994. 139 с.
35. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека// Мировая экономика и международные отношения. 1997. - №9. -С. 74-86
36. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. - №1. - С. 5-26
37. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег // Общественные науки и современность. 2001. - №4. - С. 5-30
38. Вебер М. Аграрная история Древнего мира./ Пер. с нем./ Ин-т социологии РАН. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - 558 с.
39. Вебер М. Избранное. Образ общества. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -702 с.
40. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесловие Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
41. Вебер М. История хозяйства. Город. / Пер. с нем./ М. Вебер: Ин-т социологии РАН. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - 574 с.
42. Веблен Т. Теория праздного класса/ Пер. с англ./ Вступ. ст. С.Г. Сорокиной; общ. ред. В.В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
43. Волобцев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М.: Политиздат, 1987. - 312 с.
44. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентализму: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.
45. Гиренок Ф.И. Антропологии //<£ шософия хозяйства. 2001. - №5. -С.83-104
46. Гиренок Ф.И. Моральная экономика: третий путь // Философия хозяйства. -1999. -№1. -С.47-50
47. Гиренок Ф.И. Почему хозяйство софийно? //Философия хозяйства. 2001. -№4. - С.39-42
48. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие / Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1994.-218 с.
49. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество к вопросу о соотношении понятий// В.Ф. - 2001. - №8. - С.56-65
50. Глобальное сообщество / Ред. А.И. Неклесса. СПб: Алатейя, 2000. -314 с.51 .Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник / Пер. с англ. и фр./ Сост Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. -495 с.
51. Гольц Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей // Общественные науки и современность. 2000. - . tel. - С. 23-35
52. Гсрелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М.: Знание, 1991.-62 с.
53. Горский Д.П. Философия и политическая экономия: критический анализ технико-трудовой теории стоимости // Философия и общество. 1999. -№2. - С.22-29
54. Гречко П. К. Интеллектуальный импорт, или о периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. - №2. -С. 166-177
55. Губин В.Д. Онтология: Проблемы бытия в современной европейской философии. -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 191с.
56. Гура В.А. Предистория секуляризации. СПб.: Ступени, 2000. - 168 с.
57. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. - 350 с.
58. Гуревич А.Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры/ Отв. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 1990. - 238 с.
59. Гуревич П.С. Критика буржуазных концепций научно-технической революции. М.: Знание, 1977. - 64 с.
60. Гуревич П.С. Новая технократическая волна на Западе: Сбор, ст./ Переводы/ АН СССР, ин-т философии. М.: Прогресс, 1986. - 450 с.
61. Гуревич П.С. Проблема целостности человека // Личность. Культура. Общество. 2001. - Т.З, вып. 1. - С.31-43
62. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.-480 с.
63. Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.-406 с.
64. Гэлбрейт Д.К., Меньшиков С.М. Капитализм, социализм, сосуществование / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. - 198 с.
65. Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности. Новые подходы к изучению социологического наследия М. Вебера // Вопросы философии. -1989.- №8.-С. 150-163
66. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков. Христианская аскеза и трудовая этика// Вопросы философии. 1994. - №2. - С. 54-73
67. Давыдов Ю.Н. Патологичность «состояния постмодерна»// Философские науки. 2001. - №4. - С. 85-96
68. Дворецкий В.А. Логика жизни или предисловие к XXI веку. Н.Новгород, 1996.- 102 с.
69. Дзарасов Р. Альтернатива Хаосу. «Глобальный капитализм» и социалистическая идея // Свободная мысль. 1999. - №6. — С. 68-84
70. Диалектика свободы как творчества/ Р.Ж. Абдильдина, Н.К. Сейхатметов, А.Б. Калышев; отв. ред. Ж. Абдильдин; АН Каз. ССР, Ин-т философии и права. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1989. - 229 с.
71. Дилигенский Г.Г., Крысин Л.П, Экономика язык - культура // Общественные науки и современн ость. -2001. -№5. - С. 48-57
72. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. -М.: Экономика, 1998.-213 с.
73. Дугин А.Г. Дух постмодерна и новый финансовый порядок// Философия хозяйства. 1999. - №1. - С. 94-104
74. Дугин А.Г. Парадигма конца// Философия хозяйства. 2001. - №6. -С.101-140
75. Дюмон Л. Генезис и расцвет экономической мысли. М.: 2000, - 240 с.
76. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. - №2. -С. 69-75
77. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа/ Научн. ред. А.Е. Махов. М.: Интрада, 1998. - 255 с.
78. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.
79. Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики// Мировая экономика и международные отношения. 2000. - №3. - С.3-11
80. Иноземцев В. Творческие начала современной корпорации// Мировая экономика и международные отношения. 1997. - №11.- С. 18-30
81. Иноземцев В., Кузнецова Е. Соцкодинамика хозяйственных систем в XX столетии // Свободная мысль. -2001. №1. - С. 14-36
82. Иноземцев В.Л. За десять лет: к концепции постэкономического общества.- М.: Academia, 1998. 528 с.
83. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / Под ред. А.И. Антипова. М.: Academia - Наука, 1998.-630, 1.с.
84. Иноземцев В.Л. Очерки истории экономической общественной формации: Научное издание. -М.: Таурус Альфа: Век, 199(>. 399, 1. с.
85. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество // Общественные науки и современность 2001. - №3. - С. 140-152
86. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи// Вопросы философии. 1990. - №5. - С. 3-18
87. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической ретроспективе// Вопросы философии. 1999. - №12. -С. 3-13
88. Иноземцев В.Л. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973 2000) // Свободная мысль. - 1999. - №8. -С. 19-42
89. История мировой экономики/Г.Б. Поляк, B.C. Адвадзе, А.Н. Маркова и др.; под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2000. - 727 с.
90. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. -№9. - С.36-45
91. Каган М.С. Философия культуры/ Акад. гуманит. наук, С.-Пб. Гуманит. ун-т профсоюзов. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
92. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
93. Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1995. -24с.
94. Карстен Херрманн-Пиллат. Человек в рыночной экономике// Политэконом. 2000. - №2. - С 5-8
95. Картава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания/ АН ГССР, Ин-т философии. Тбилиси: Мецниереб?, 1987. - 61 с.
96. Кастельс М. Информацирнная эпоха: экономика, общество и культура: Монография/ М. Кастельс; пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаранта. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
97. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. М.: Знание, 1990.-63 с.
98. Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М.: Высш. школа, 1991. - 126 с.
99. Кобелев Н.Н. Взаимосвязь к< нцептов «Модернизация общества» и «Культура» в социальных теориях XX века // Философские науки. 2002. - №1. - С. 84-96
100. Ковалев A.M. Философия природы и общества. М.: Б.И., 1999. - Т.2: Изменяющийся и самоорганизующийся мир. - 1999. - 435 с.
101. Козловски П. Этическая экономия как синтез экономической и этической теории// Вопросы философии. 1997. - №4. - С. 66-88
102. Козловски, Петер. Культура постмодернизма: (Общественно-культурные последствия техн. развития)/ Пер. с нем. М.: Республика, 1997. 239 с.
103. Козловски, Петер. Общество и государство. Неизбежный дуализм/ Пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 368 с.
104. Козловски, Петер. Этика капитализма/ коммент. ДЖ. М. Бьюкенена; Эволюция и общество: Критика социобиологии/ Петер, Козловски/ Пер. с нем. и ред. М.Н. Грецкого. СПб.: Экономии, шк., 1996. - 157 с.
105. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
106. Косолапов Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: мод<ни на среднесрочную перспективу // Общественные науки и современность. 2001. - № 6. - С. 140-166
107. Коулман ДЖ. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. - №3. - С. 122-139
108. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Ист.-критич. очерк/ Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада; АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1987.- 180 с.
109. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций //Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 3-16
110. Краснова В., Матвеева А. Креатив// Эксперт. 2002. - №1. - С. 28-32
111. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 269 с.
112. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. -М.: Политиздат, 1989. 299 с.
113. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок/ Пер. с англ./ Ч.Х. Кули; под общ. научн. ред. А.Б. Толстого. М.: Идея-Пресс: Дом интеллект, книги, 2000. - 309 с.
114. Куликова Н.Н. Критика утилитаристских концепций морали. М.: Знание, 1981.-64 с.
115. Культура, человек и картина мира: Сб. ст./ Отв. ред. А.И. Арнольдов, В .А. Кругликов; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987. - 347 с.
116. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. - №8. - С. 56-65
117. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Н. Новгород, 1994. 200 с.
118. Кутырев В.А. Два Сороса // Общественные науки и современность. -2000.- №4.- С. 188-190
119. Кутырев В.А. Разум против че ювека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). -М.: ЧеРО, 1999. 230 с.
120. Кутырев В.А. современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. - 202 с.
121. Кутырев В.А. Человек XXI века: уходящая натура// Человек. 2001. -№10. - С.29-58
122. Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада/ Пер, с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; послесл. А.Я. Гуревича. М.: Прогресс, 1992. -372 с.
123. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд// Вопросы философии. 2000.- №6.-С. 71-86
124. Левяш И.Я. Постиндустриализм: проблемы адекватности концепта // Общественные науки и современность. 2001. - №3. - С. 153-161
125. Лесков Л.В. Постижение непредсказуемого: бифуркационное пространство XXI века// Философия хозяйства. 2001. - №3. - С. 182-196
126. Лесков Л.В. Постижение непредсказуемого: бифуркационное пространство XXI века // Обществ енные науки и современность. 2001. -№5.- С. 167-175
127. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: На воробъевых, 1997. - 206 с.
128. Лисин А.И. Идеальность: реальность идеальности/ Междунар. акад. информатизации. -М.: Информациология, 1999. 831 с.
129. Людвиг фон Мизес. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции/ Пер. с англ./ Под ред. проф. А.Г. Грязновой. М.: Юнити - Дана, 2001. - 295 с.
130. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.
131. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М.: Знание, 1986. - 62 с.
132. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 480 с.
133. Макашева Н.А. Экономическая наука в эпоху трансформации // Общественные науки и современность. -2000. №5. - С. 20-32
134. Малиновский Б. Научная теория культуры: Сборник/ пер. с англ./ Б. Малиновский; вступ. ст. А. Байбу{ ина. М.: ОГИ, 1999. - 205 с.
135. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алатейя, 2000, -347 с.
136. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти томах) Изд. 2-е - Т.1: (Работы К. Маркса за 1842-1844 гг. - ф. Энгельса за 1839-1844 гг.). - М.: Госполитиздат, 1955. - 603 с.
137. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, (в 30-ти томах) Изд. 2-е - Т.4: (май 1846 - март 1848 г.).- М.: Госполитиздат, 1955. - 615 с.
138. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти томах) Изд. 2-е - Т13: (Работы за янв. 1859- февр. 1860 гг.). - М.: Госполитиздат, 1959. - 770 с.
139. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти томах) Изд. 2-е - Т.20: (Анти-Дюринг. Диалектика природы). - М.: Госполитиздат, 1961. - 827 с.
140. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти томах) Изд. 2-е. - Т. 23: (К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала). - М.: Госполитиздат, 1960. - 907 с.
141. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинегия. (В 30-ти томах) Изд. 2-е - Т.24: (К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии Т.2. Кн. 2. Процесс обращения капитала. Изд. под ред. Ф. Энгельса). - М.: Госполитиздат, 1961.-648 с.
142. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (В 30-ти томах) Изд. 2-е - Т.37: (Письма Ф. Энгельса к разным лицам (янв. 1888 - дек. 1890). - М.: Госполитиздат, 1965. - 599 с.
143. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. (В 30-ти томах) Изд. 2-е. - Т. 46, ч. 1: (К. Маркс. Экономические рукописи 1857-1859 годов). - М.: Политиздадат, 1968. - 558 с.
144. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ Пер. с англ. A.M. Талыбаева. -СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
145. Минасян A.M. До каких пор?: (Логика «капитала» Маркса и современное обществознание)/ От i. ред В.П. Кахановский; Рост, инж.-стр. ин-т. Ростов н/Д: Изд. Рост, ун-т,1988. - 106 с.
146. Мировоззрение и естественно-научное познание/ Н.Т. Абрамова, М.А. Голубец, Н.П. Депенчук и др.; отв. ред. Н.П. Депенчук, Н.Н. Киселев. Киев: Наукова думка, 1983. - 326 с.
147. Мировоззрение и творчество: Межвузов, сб. науч. тр. / Смол. гос. пед. ин-т, Смол, отделение философ, об-ва СССР: ред. колл.: А.В. Славин (отв. ред.) и др. Смоленск: СГПИ, 1984. - 97 с.
148. Мировоззренческая культура личности: (филос. пробл. формирования)/ В.П. Иванов, Е.К. Быстрицкий, Н.Ф. Тарасенко, В.П. Козловский; отв.ред. В.П. Иванов; АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1986. -292 с.
149. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.- Прогресс, 1993. — 260 с.
150. Нижегородцев P.M. Информационное производство: причинность и хозяйственная реальность// Философия хозяйства. 2001. - №6. - С.82-94
151. Нисанов Я.И. Концепции человека в классической политэкономии // Философия хозяйства. 2001. - №2. - С. 150-160
152. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Перевод/ Под ред. и со вступит, ст. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 631, 1. с.
153. Новик И.Б. Свобода XXI// Философские науки. - 2000. - №2. - С.5-15
154. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. М.: Политиздат, 1981. - 128 с.
155. Норенков С.В. Архитектоника предметного мира / Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н.Новгород: Изд. Нижегород. ун-та, 1991. -160 с.
156. Огородников В.П. Играет ли бог в кости?: (Идея универсальной обусловленности как основа мировоззрения)/ Об-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг. СПб., 1991. - 31 с.
157. Озейрман Т.И. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984. -64 с.
158. Озейрман Т.И. Формирование философии марксизма. 3-е изд. - М.: Мысль, 1986.-461,2. с.
159. Озерман Т. И. Марксизм как идеология // Свободная мысль. 1999. -№4.-С. 124-127
160. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Мол. гвардия , 1985. -220 с.
161. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во МГУ, 1990. -381 с.
162. Осипов Ю.М. Философия хозяйства. В двух книгах. М.: Юристь, 2001.-624 с.
163. Осипов Ю.М. Экономическая теория на пороге XXI века 2: Монография/ Под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С. Зотовой; Акад. гуманит. наук, Моск. гос. ун-т, С.-Петербург, гос. ун-т. -М.: Юристь, 1998.-768 с.
164. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. По истории морали/ Пер. с польск./ Общ. ред. А.А. Гусейнова; вступ ст. А.А. Гусейнова и К.А. Шварцман. М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
165. Очерки экономической антропологии/ B.C. Автономов, А.Г. Гаджиев, Е.Н. Калмычкова и др.; Рос. АН, Ин-т проблем занятости. М.: Наука, 1999. - 127,1. с.
166. Панфилов О.М. Ценностное сознание: основания субъективной философии. // Приложение к журналу «Ступени». СПб: 1992. - 112 с.
167. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис: Автореф. дис. доктора философ, наук. СП(., 1994. - 32 с.
168. Парсонс Т. О структуре социального действия: Концепция/ Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и ( .А. Белановского. М.: Академический проект, 2000. - 879 с.
169. Парсонс Т. Система современных обществ/ Пер. с англ. JI.A. Седова, А.Д. Ковалева. М.: Аспект-пресс, 1998. - 270 с.
170. Парсонс Т. Человек в современном мире: Сборник/ Пер. с англ./ Общ. ред, сост.и предисл. В.А. Кувалина. М.: Прогресс, 1985. - 428 с.
171. Певзнер Я.А. Крах коммунизма и современные общественные отношения/ Рос. АН, Ин-т Мэ и МО. М.: Наука, 1999. - 238, 2. с.
172. Певзнер Я.А. Методология «капитала» К Маркса и современный капитализм. М.: Мысль, 1969. - 228 с.
173. Петров И.Г. Материальное и нематериальное (идеальное: дух, личность, общество) // Философия хозяйства. 1999. - №1. - С.50-57
174. Печчеи А. Человеческие качества/ Пер. с англ. О.В. Захаровой; общ. ред. и вступ. ст. Д.М. Гвишиани. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
175. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.
176. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. - №10. -С.29-58
177. Поппер К. Нищета историцизм i // Вопросы философии. 1992. - №8. -С. 49-79
178. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Избр. работы/ Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983. -605 с.
179. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги в 2-х томах - Т.1: Чары Платона. - М.: 1992. - 446 с.
180. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги в 2-х томах - Т.2: Время лжепороков: Гегель, Маркс и другие оракулы. -М.: 1992. - 525 с.
181. Постиндустриальное развитие капиталистических стран/ Л.А. Аксенова, Ю.Г. Линец, С.В. Одессер и др; отв. ред. Б.Н. Зимин, С.Б.Шлихтер; Рос. АН, Ин-т географии. М.: Наука, 1993. - 190,2. с.
182. Пригожин И. Творящая натура// Эксперт. 2000. - №48. - С.72 - 73
183. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций/ В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. -М.: Наука, 1989.-256 с.
184. Проблема человека в «Экономических рукописях 1857-1859 годов» К. Маркса: Сборник статей; Рост. гос. ун-т/ Ред. коллегия: Е.Я. Режабек (отв. ред.) и др. Ростов н/Д: ИРУ, 1977. - 171 с.
185. Проблема человека в западной философии: Сб. / Пер. с англ., нем., фр. /Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-554 с.
186. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения / М-во науки, высш. шк. и техн. политики Рос. Федерации. Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992. - 143 с.
187. Прохоров М.М. История и мировоззрение / Псков, обл. ин-т повышения квалификации работников образ. Псков, 1998. - 177 с.
188. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека/ Монография. Н. Новгород: ВГИ И, 1998. - 284 с.
189. Прохоров М.М. Философская метафора экологической эпохи: Материалы спецкурса/ Гос. ком. повыш. образ. Рос. Федерации, Нижегор. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н.Новгород: Изд. Нижегород. ун-та, 1995. -242 с.
190. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988. - 206 с.
191. Рубинштейн С.Л. Человек и мир/ Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997.-191 с.
192. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы: (некоторые теор. и прикл. вопросы социол. анализа)/ Ручка А.А.; АН УССР, Ин-т философии. -Киев: Наук, думка, 1972. 152 с.
193. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (Философские основы мировоззрения). СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1997. -224 с.
194. Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества// Пол ггнозис. - 2000. - №1. - С. 16-34
195. Самченко В.Н. Связь и свобода Эволюция связи в природе и обществе: Монография. Красноярск, Изд-во Красноярского ун-та, 1995. - 151 с.
196. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой/ АН ГССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989.-204 с.
197. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения/ Под ред. А.Д. Сухова; Ин-т философии АН СССР. М.: Мысль, 1986.-284 с.
198. Селезнев A.M. Философско-исторические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса на периодизацию всемирной истории// Философия хозяйства. 1999.-№6.-С.143-154
199. Сержантов В.Ф. Теория личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 185 с.
200. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия/ ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
201. Скловский К.И. О сущности собственности // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С. 100-106
202. Смит А. Теория нравственных чувств/ Перевод; вступ. ст. Б.В. Мееровского. М.: Республика, 1997. -350 с.
203. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -351 с.
204. Сорокин П.А. Система социологии в 2-х т. - / Рос. АН, Ин-т социол. -М.: Наука, 1993. - Т.2: Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. - 688 с.
205. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/ П.А. Сорокин; Ин-т социологии РАН,
206. Междунар. ин-т Н. Кондратьева П. Сорокина. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. - 1054 с.
207. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. 542 с.
208. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности./ пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, - 262 с.
209. Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество/ Пер. А. Сумеркин; Ин-т «Открытое общество». М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. -31 с.
210. Социализм в перспективе постиндустриализма: Монография/ Отв. ред. Е.А. Самарская, Рос. АН, Ин-т философии. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -254 с.
211. Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: Пробл.- темат. сб./ Редкол. Т.Г. Шрхалина (гл. ред.) и др.; Рос. АН, Ин-т научн. инф. по обществ. Наукам. М.: ИНИОН РАН, 1999. - 175 с.
212. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
213. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика/ Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1996.- 175 с.
214. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации/ Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1994.-274 с.
215. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. - 208 с.
216. Субетто А.И. Методологические основания философии экономики и хозяйства// Философия хозяйства. 2001. - №4. - С.73-88
217. Субетто А.И., Чекмарев В.В. Диалог о философии хозяйства// Философия хозяйства. 2001. - №2. - С.264-270
218. Тавризян Г.М. Техника, культу >а, человек. М.: Наука, 1986. - 200 с.
219. Тарнас Р. История западного мышления/ Пер. с англ. М.: Изд. Дом «КРОН-пресс», 1995.-444 с.
220. Тиллих П. Избранное. Теология культуры/ Пер. с англ./ Отв. ред. и авт. послесл. С.В. Лезов. М.: Юристъ, 1995. - 479 с.
221. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник/ Пер. с англ./ Сост. А.П. Огурцов; вступ. ст. В.И. Уколовой. -М.: Прогресс, 1991. 731 с.
222. Тоффлер Э. Шок будущего/ Пер. с англ. Э. Тоффлер. М.: ООО Издательство ACT, 2002. - 557 с.
223. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы// Вопросы философии. 1999. - № 10, - С. 35-53
224. Туроу Л. Будущее капитализма: Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Пер. с англ. А.И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 431 с.
225. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
226. Уистиян И. Джон Кеннет Гелбрейт создатель неоинституционализма // Экономист. - 2000. - №2. - С. 71-80
227. Уткин А. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль. -2000.-№12.-С. 16-29
228. Фадейчева А.Г. Мифологичность бытия «экономического человека» в свете философии хозяйства// Философия хозяйства. 2001. - №6. -С.96-98
229. Федоров Ю.М. Сумма антропологии/ Отв. ред. В.Г. Федотова; Рос. АН, Сибирское отделение, Ин-т криосберы Земли. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. Фирма, 1995. - 400 с.
230. Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. -2000.- №1. С.5-36
231. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики// Вопросы философии. -2001.-№10.-С. 27-44
232. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения// Вопросы философии. 2000. - №4. - С. 3-27
233. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура// Философские науки. -2000.-№4.-С. 58-68
234. Философы двадцатого века: Сб./ A.M. Руткевич, И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1999. - 263 с.
235. Франк C.JI. Духовные основы общества: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 510 с.
236. Франк C.JI. Реальность и человек/ Примеч. Р.К. Медведковой. М.: Республика, 1997. - 478 с.
237. Франк C.JI. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии/ Вступ. Ст. А.В. Собох зва. -М.: Факториал, 1998. 255 с.
238. Фридрих К. О функциях о; ной мыслительной фигуры. Критика философских концепций Ф. Фуку ямы/ Пер. с нем. и предисл. B.C. Малахова // Вопросы философии. 1994. - №7. - С.48-58
239. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 1998. -670 с.
240. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника/ Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.
241. Фромм Э. Душа человека: Сборник / Перевод / Вв. т. вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: ACT, 1998. - 662 с.
242. Фукуяма Ф. Конец истории?// В.Ф. 1993. - №3. - С.134-143
243. Фуре В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории // Общественные науки и современность. 2000. - №6. - С. 128-139
244. Хайтун С.Д. Социальная эволюция, энтропия и рынок // Общественные науки и современность. 2000. - №6. - С. 94-109
245. Хасанов И. Отчаяние бриллианта// Эксперт. 2002. - №1. - С.67-71
246. Хейне, Пол. Экономический образ мышления/ Пер. с англ. М.: Изд-во «Каталаксия», 1997. - 704 с.
247. Цивилизация, культура, личность/ О.В. Гаман Голутвина, Н.С. Злобин, В.К. Кантор; отв. Ред. В.Ж. Келле; Рос акад. Наук, Ин-т человека.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. 222 с.
248. Чанышев А.Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969. - 216 с.
249. Чекмарев В.В. Кардиограмма экономической теории начала XXI века// Философия хозяйства. 2001. -№5. - С. 107-134
250. Чекмарев В.В. Человеческий м яр как мир экономический// Философия хозяйства. 2001. - № 1. - С. 171 -1 >8
251. Человек в контексте глобальных проблем : Реф. сб./ Отв. ред. В.Е. Ермолаева. -М.: ИНИОН, 1989. 138 с.
252. Человек в системе НТП: Сборник/ Редкол. JT.A. Зеленов (отв. ред.) и др.- Горький: Б.И., 1989. 234 с.
253. Человек и мир человека: (категории «человек» и «мир» в системе научного мировоззрения)/ В.И. Шинкарук, В.П. Иванов, И.Н. Молчанов и др.; редкол. В.И. Шинкарук (отв. ред.) и др. Киев: Наук, думка, 1977. -342 с.
254. Человек как философская проблема: Восток-Запад: Сборник ст./ Отв. ред. Н.С. Кирабаев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. - 279 с.
255. Черникова И.В. Отношения «Человек природа» от античности до современности// Философия и общество. - 1999. - №3. - С. 132-149
256. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика// Вопросы философии. 1999. - №4. - С. 24-41
257. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем. Этические, личностные предпочтения разных экономическ их форм// Вопросы философии. 1990.- №8.-С. 109-116
258. Шаронов В.В. Очерки социальной антропологии: Сбор, ст./ Акад. гуманит. наук, С.-Петербург, гос. ун-т; редкол. В.В. Шаронов (отв. ред.) и др. СПб.: Петрополис, 1995. -153 с.
259. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. 1992. - №6. - С. 10-15
260. Шилов В.Н. Социальные ценности: философско-социологический анализ: Дис. на сиск. уч. степ, д-ра философ, наук. Киев, 1992. - 320 с.
261. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории/ Пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. - Т.2: Всемирно-исторические перспективы. - 607 с.
262. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире// Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 85-86
263. Шюре Э. Великие посвященные: Очерк эзотеризма религии/ Пер. с фр./ Репринт. Воспроизведение изд. 1915 г. М.: Книга - Принтшоп, 1990. -419 с.
264. Элиаде М. Трактат по истории религии. Т. 1. СПб.: Алатейя, 1999. -393 с.
265. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория: Пособие/ М.Н. Эпштейн. М.: Р. Элинина, - 2000. - 367 с.
266. Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность, средние века, современность/ Рос. Акад. наук, Ин-т всеобщ.истории. М.: ИВИ РАН, 1997.-360 с.
267. Ярошевский Т. Личность и общество. (Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм)/ Пер. с польск. Р.Е. Мельцера; общ. ред. и предисл. Л.И. Пристанского. - М.: Прогресс, 1973. - 543 с.
268. Яспес К. Введение в философию/ Пер. с нем. /Под ред. А.А. Михайлова. Мн.: Пропилен, 2000. - 192 с.
269. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
270. Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Political Economy of the Sign// Baudrillard J. Selected Writings. Cambridge: Harvard University Press, 1996. -332p.
271. Chomsky N. World Orders, Old and New. L.: Wiley, 1997. - 143p.
272. Drucker P. F. Post Capitalist Society. - N.Y.: Routledge, 1995. - 442p.
273. Fukuyama F. The Great Disruption. N.Y.: Claredon Press, 1999. - 247p.
274. Galbraith James K. Created Unequal. The Crisis in American Pay. N.Y.: Prentice Hall. - 580p.
275. Korten D.C. When Corporations Rule the World. L.: Mc Graw-Hill, 1995.- 376p.
276. Luttwak E. Turbo Capitalism. Winners and Losers in the Global Economy.- L.: Prentice Hall, 1998. 497p.
277. Nelson J.I. Post Industrial Cap talism. Exploring Economic Inequality in America. Thousand Oaks. - L.: Metlok, 1995. - 359p.
278. Sassen S. Globalization and Its Discontents. N.Y.: John Wiley, 1998. -495p.
279. Thurow L. C. The Future of Capitalism. L.: Public Affairs, 1999. - 374p.
280. Toffler A., Toffler H. Creating a New Civilization. Atlanta: Curtis Brown, Ltd, 1995. - 496p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.