Мировоззренческая функция онтологической философии истории: связь социально-исторических смыслов и смысла жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Воронов, Василий Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат философских наук Воронов, Василий Михайлович
Введение.С.
Глава I. Проблема концептуального понимания всемирно-исторического развития: связь социально-исторических смыслов и смысла жизни.С.
1.1. История как описание и объяснение социального прошлого.С.
1.2. Проблема понимания истории: необходимость привнесения универсального смысла.С.
1.3. Онтологические философско-исторические концепции как понимательные модели истории.С.
Глава II. Опыт типологического анализа понимательных моделей истории.С.
2.1. Теологическая модель истории: на основании анализа историософии Н.А. Бердяева.С.
2.2. Рационально-телеологическая модель истории: на основании анализа философско-исторических схем
Им. Канта и Ж.А. Кондорсе.С.
2.3. Объективно-детерминистская модель истории: на основании анализа марксистской концепции.С.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема смысла жизни в социально-философском контексте2008 год, кандидат философских наук Мальцев, Александр Владимирович
Анализ оснований философского построения всемирной истории2000 год, доктор философских наук Федюкин, Виктор Петрович
Антропологический принцип в философии истории: Современность и истоки2002 год, доктор философских наук Невелева, Вера Сергеевна
Принцип историзма и его роль в философии истории2005 год, кандидат философских наук Костин, Александр Борисович
Гуманитаризация системы образования: социально-философский аспект2012 год, доктор философских наук Авдеева, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческая функция онтологической философии истории: связь социально-исторических смыслов и смысла жизни»
Актуальность темы исследования
С древнейших времён человек пытался понять, осмыслить мир, в котором он живёт. Открытие социально-исторического горизонта было связано со становлением истории как общезначимой формы познания прошлого. Однако историческое познание предполагает описание и объяснение локальных, ограниченных конкретными пространственно-временными рамками историй. Универсализация отдельных региональных историй стала возможной в результате преодоления партикулярности общественного сознания: Впервые понимание всемирной истории в качестве целостности появляется в христианском- мировоззрении. Понимание предполагает либо постижение смысла, имманентного объекту, либо порождение, конструирование нового смысла, значимого для субъекта. Для христианского сознания смысл истории раскрывается через её (истории) векторную направленность к трансцендентному «концу», открывающему возможность всеобщего спасения. Концептуализация и теоретизация мировоззренческих представлений об истории осуществляется в философско-исторических схемах. Таким образом, онтологическая философия истории1, создающая/ определённые схемы всемирно-исторического развития и обосновывающая! тот или иной смысл истории, становится своего рода особым метатеоретическим способом мировоззрения. Соответственно, мировоззренческая функция философии истории может рассматриваться как одна из важнейших.
Постоянная актуальность философско-исторической рефлексии вызвана историческим характером существования каждого отдельного человека, конкретных социальных общностей и всего человечества в целом.
1 Философско-исторические схемы, в которых предлагаются варианты решения вопросов о сущности, смысле и структуре истории определяются как онтологические или субстанциальные. См. например. Кукарцева М.А., Коломоец E.H. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. № 4. 1998. С. 33-34.
Историчность социального мира чётко просматривается через призму таких категорий, как изменение, развитие и присутствие. Изменчивость социальной действительности означает её постоянное неравенство самой- себе. Изменения не ограничиваются сферой социальной, динамики, модификации и кардинальной трансформации подвержены также «инвариантные» структуры, относящиеся к сфере социальной статики2. Развитие предполагает существование в историческом прошлом предпосылок, из которых и развёртывалась современная ситуация. В.процессе развития раскрывается то, что первоначально «дано в неразвернутом виде»3. Применительно к социальной сфере необходимо использовать категорию «общественное развитие», которая сама по себе является теоретической абстракцией и получает содержательное наполнение только в рамках той или иной философско-исторической концепции. Присутствие исторического прошлого прослеживается как на макро-, так и на микроуровне. Так, качественное состояние макроструктур современности, т.е. государств, экономических систем, религий и др., в значительной мере детерминировано их историческим прошлым, зачастую достаточно отдалённым. Положение индивида здесь — и — сейчас также во многом; зависит от прошедших событий. Таким образом, социальное прошлое не мертво а, по выражению Р.Дж. Коллингвуда, «живо в настоящем»4. Поэтому философско-исторические концепции, в которых конструируются различные схемы всемирно-исторического развития, являются актуальным именно в контексте современного мировоззрения.
2 См.: Фурсов А.И. Капитализм сквозь призму мир-системного анализа (о работах Им. Валлерстайна и мир-системном анализе) // Валлерстайн Им. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация / предисл., послесл., науч. ред. А.И. Фурсова; пер. с англ. К.А. Фурсова. М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2008. С. 22-24.
3 См.: Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2001. С. 9-12.
4 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / пер. и коммент.' Ю.А. Асева. М.: Наука, 1980. С. 219; Его же. Автобиография // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. С. 378-379.
Надо заметить, что социально-философские теории, конструирующие схемы социальной' действительности и тем более прогнозирующие будущее, для устойчивости, и доказательности своих построений, как правило, опираются-на определённые модели общественного развития. Так, например, в теории постиндустриального общества Д. Белла строится картина трёх стадий исторического процесса: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной5. Настоящее состояние предстаёт здесь не только как объект исследования, но и как результат длительного исторического развития, тем самым приобретая ценностное значение. Современность мировоззренчески легитимируется путём сравнения с прошлым, которое по тем или иным параметрам представляется менее привлекательным для индивида.
Философско-исторические построения являются тесно связанными со смысложизненной проблематикой. Современную эпоху отличает усиление скептической, если не нигилистической, позиции в отношении как индивидуального смысла жизни, так и универсального смысла общественного развития. Соответственно, господствующим становится повсеместное восприятие и жизни отдельного человека, и исторического существования всего- человечества в качестве чего-то абсурдного, бессмысленного. Бессмысленность существования нивелирует ценность самой жизни; выход из этого мировоззренческого тупика видится в различных попытках «бегства», ухода от действительности. В крайнем случае, выход усматривается в насильственном прекращении самой жизни. В то же время, именно эта ситуация мировоззренческого кризиса и вызывает острую нужду в привнесении и рационально-теоретическом обосновании и смысла жизни, и смысла истории. Необходимо отметить, что любое субъективное привнесение смысла само является фактором, оказывающим
5 Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y., 1978. P. 198 note; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 2004. С. 157-158. существенное влияние на социальную реальность. Воздействие опосредованно осуществляется в результате формирования мировоззрения индивидов и конституирования содержания их активной деятельности, цели и задачи которой определяются в соответствии со смысложизненными установками.
В универсалистских онтологических концепциях всемирной истории осуществляется связь личностного и всеобщего социального смысла. Конкретная социальная действительность, как пространство существования индивида, соотносится с всемирно-историческим развитием человечества. Универсальная история понимается здесь в качестве целостности, включающей в себя истории региональных социокультурных общностей. Таким образом, личностный смысл жизни приобретает социально-исторический характер.
Резюмируя, можно выделить три аспекта актуальности темы исследования: философский, социальный и экзистенциальный. Анализ связи философско-исторических концепций и мировоззрения способствует прояснению общей* проблемы взаимодействия рационально-теоретического знания и общественного сознания. Социальная функция философии истории раскрывается в результате обоснования универсального смысла общественного развития, который в современной ситуации кризиса смыслов становится своего рода коллективной мировоззренческой «опорой». Обусловленность индивидуального смысла жизни социально-историческими смыслами позволяет говорить об экзистенциальном значении темы исследования.
Степень разработанности проблемы
Проблема смысла истории впервые в эксплицитном или имплицитном виде раскрывается в онтологических философско-исторических концепциях. Здесь необходимо указать концепции H.A. Бердяева, Ж.А. Кондорсе, Им. Канта, К. Маркса и Ф. Энгельса. Различные аспекты историософии
Бердяева анализировались A.A. Еремичевым, А.Ф. Замалеевым, В.В. Саповым, О.Д. Волкогоновой, И.П. Смирновым, С.С. Неретиной; Г.Х. фон Вригтом и др. Философско-исторические идеи Канта рассматривались Э.Ю. Соловьёвым, Т.И. Ойзерманом, Д.Н. Разеевым,. Ю.В. Перовым, Н.В. Мотрошиловой, У. Райтемайер, C.B. Барбашиной и др. Анализ марксистской концепции всемирно-исторического развития представлен в работах отечественных исследователей: Э.В. Ильенкова, М.М. Розенталя, М.К. Мамардашвили, Т.И. Ойзермана, И.С. Кона, И.А. Гобозова и др. Необходимо отметить также общие историко-философские исследования по философии истории, прежде всего надо отметить труды Р.Дж. Коллингвуда и М.А. Барга.
Модель всемирной истории как истории региональных структур, предполагающая привнесение и обоснование региональных социально-исторических смыслов представлена в концепциях А. Тойнби, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, JI.H. Гумилёва, К. Ясперса. Такие философские интерпретации в историко-философских работах нередко определяются ка.к неклассические и противопоставляются классическим универсалистским схемам общественного развития.
Общие проблемы смысла рассматривались в логико-семантических концепциях Г. Фреге и А. Чёрча, работах представителей аналитической философии, концепции Ж. Делёза. Однако возникают вопросы о применимости положений данных концепций к проблеме социально-исторических смыслов. Существенный вклад в разработку проблематики смысла и понимания внесли отечественные исследователи. Необходимо указать статьи, представленные в сборнике «Загадка человеческого понимания», и опубликованные в «Вопросах философии» материалы круглого стола «Понимание как философско-методологическая проблема». В этих текстах выявляются различные методологические позиции авторов, что позволяет продемонстрировать неоднозначность и многоаспектность данных проблем. Помимо этого, необходимо упомянуть таких исследователей, как И.Т. Касавин и А.Р. Лурия.
Смысложизненная проблематика становится одной из центральных в трудах С.Л. Франка, Ж.П. Сартра, В. Франкла, А. Швейцера, П. Тиллиха, Э. Фромма. Надо заметить, что в их работах так или иначе в различных терминологических и концептуальных контекстах прослеживается мысль о не имманентном характере смысла жизни и необходимости субъектной активности для его привнесения в различные жизненные содержания. Мысль о связи смысла жизни с социально-историческим характером существования человека просматривается, опять-таки, в различных терминологических и тематических контекстах, в работах М.К. Мамардашвили, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера.
Если в универсалистских онтологических схемах проблема смысла истории, так или иначе, обосновывалась в рамках используемых методологических и мировоззренческих установок, то К. Ясперсом была сформулирована аналитическая идея о центральной роли категории^ смысла для любых философских схем всемирно-исторического развития. Важное для диссертационного исследования положение о привносимом, т.е. субъективном, а не имманентном, т.е. объективном, характере смысла истории было сформулировано и обоснованно К. Поппером в работе «Открытое общество и его враги».
Логико-теоретические проблемы объяснения'в историческом познании разрабатывались в работах К. Гемпеля, У. Дрея, Х.Г. фон Вригта, А. Данто, П. Рикёра, Р. Арона, А. Мегилла, А.А. Порка, М.А. Кукарцевой, И.С. Кона. Надо заметить, что теоретико-методологические проблемы исторического познания исследовались также самими профессиональными историками. Здесь необходимо отметить работы Ф. Броделя, М. Блока, Л. Февра, Ж. Ле Гоффа, А .Я; Гуревича, Ю.Н. Афанасьева и др. Необходимо указать также актуальные теоретические статьи в альманахе «Время мира».
Необходимость ответа на типичную для современной интеллектуальной; ситуации критику онтологических концепций истории; предполагает обращение к критическим работам представителей аналитико-эпистемологического направления в философии истории, и трудам постмодернистских авторов. Надо заметить, что в силу широкой распространённости и «модности» критических идей, скептическое, нигилистическое отношение к философским схемам истории стало практически нормой. Соответственно необходимой становится своего рода «реабилитация» онтологической философии истории.
Становление аналитико-эпистемологического направления в философии истории связано с работами Р. Дж. Коллингвуда, Б. Кроче, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, В. Дильтея. В настоящее время в рамках этого направления серьёзные, если- не лидирующие, позиции занимает нарративистская философия истории. .Нарративистский подход представлен в работах Ф. Анкерсмита и-X. Уайта. Постмодернистские нигилистические интерпретации философско-исторических построений и историко-теоретических концепций раскрываются; в-сочинениях Ж. Лиотара;, М:т Фуко* Ж. Деррида и Ж. Делёза.
Из современных отечественных исследователей, занимающихся проблемой смысла истории, необходимо выделить > Н.С. Розова, в работах которого также затрагиваются^ вопросы исторического . познания, соотношения философско-исторических построений и историко-теоретических исследований, социальной значимости универсалистской философии истории и.др: Розов не только аналитически рассматривает определённые теоретические схемы, но и конструирует и обосновывает собственную концепцию всемирно-исторического развития человечества. Вместе с тем методологическая позиция, занимаемая исследователем, «ответственный рационализм», содержит в себе опасность одностороннего анализа проблем.
Несмотря на многообразие научных подходов, на наш взгляд, в русле социальной философии недостаточно раскрыты проблемные вопросы конституируемости смысла жизни отдельного человека коллективными социально-историческими смыслами, а также вопрос взаимоотношения региональных социально-исторических смыслов и универсального смысла истории. Вместе с тем недостаточно разработан критический анализ нигилистических постмодернистских концепций, отрицающих индивидуальный смысл жизни и социально-исторические смыслы.
Объектом исследования является мировоззренческая функция онтологической философии истории.
Предмет исследования: привнесение и рациональное обоснование универсального смысла истории в аспекте понимания мировоззренческой функции онтологической философии истории.
Цель . диссертационного исследования: обосновать мировоззренческую функцию онтологических философско-исторических концепций в аспекте привнесения и обоснования универсального смысла общественного развития через раскрытие взаимосвязи социально-исторических смыслов и смысла жизни.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать гносеологические возможности истории как формы познания, направленной на описание и объяснение социального прошлого;
2. Показать связь онтологической философии и исторического познания с введением и обоснованием разнопорядковых социально-исторических смыслов;
3. Акцентировать внимание на обусловленности смысла жизни и жизненных содержаний социально-историческими смыслами;
4. Продемонстрировать необходимость для современного мировоззрения рационально-теоретического привнесения универсального-смысла истории;
5. Определить роль онтологических философско-исторических концепций как метатеоретических конструктов, концептуально и логически связывающих мировоззренческие представления об истории и рационально обосновывающих тот или иной смысл общественного развития;
6. Проанализировать основные понимательные модели истории, а также указать их методологические и мировоззренческие особенности.
Теоретическую базу исследования, составили философские, социально-философские, историко-философские, социологические, историко-теоретические, историографические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах и в сети Интернет.
Методология исследования
В качестве первоначального метода, работы с первоисточниками и литературой использовался критический анализ. В ходе исследования также применялся компаративный анализ: отдельные положения различных философско-исторических концепций сравнивались и сопоставлялись друг с другом. В связи с тем, что диссертация имеет не историко-философский, а социально-философский характер, то и компаративистика, и критический анализ источников выполняют только служебную роль.
В целом исследование осуществлялось на основании метода дедукции. Сначала разрабатывались общие проблемы, а затем анализировались конкретные онтологические философско-исторические концепции. Во второй части диссертационной работы использовался-метод типологизации. Именно типология, в отличие от классификации, предполагает выявление основных, сущностных характеристик исследуемых объектов. В работе используются-также следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и обобщение. В изложении материала также применяется дедуктивный метод - в первой главе раскрываются общие проблемы, во* второй представлен опыт типологии концептуальных моделей понимания истории. Первая глава работы построена по проблемно-тематическому принципу.
В основании диссертационного исследования лежат теоретические установки умеренного эпистемологического конструктивизма, или конструктивного реализма6. Поэтому как теоретико-исторические объяснительные схемы, так и онтологические философско-исторические концепции понимаются в диссертационной работе в качестве субъективных конструктов. В методологическом плане диссертационная работа базируется также на новоевропейской рационалистической трактовке субъекта как самоочевидного источника мышления и познания. Поэтому, если философско-исторические концепции понимаются в качестве конструируемых субъектом, то сам субъект определяется в качестве их пред-конструктивного основания. Такая рационалистическая' позиция позволяет анализировать «чистое» концептуальное содержание философско-исторических теорий в его связи с осознанными мировоззренческими представлениями, поскольку теоретические схемы здесь не редуцируются к текстуально-языковым феноменам, идеологическим доктринам, коллективным или индивидуальным бессознательным установкам.
Необходимо отметить значимость для. нашего, исследования ряда идей и тем, раскрываемых в поздних работах М. Хайдегтера, связанных с используемыми им мыслеобразами «расширения, пустыни» и «укореннёности». Идеи немецкого мыслителя интерпретируются нами в социально-философском контексте. Если основной вопрос философии
6 Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 18-20.
Хайдеггера это онтологический вопрос о Бытии7, то в диссертационном исследовании ставится вопрос о. социально-исторических смыслах, во многом определяющих жизнь и деятельность человека.
В исследовании, используются общие методологические принципы простоты и системности (согласованности).
Принцип простоты, прежде всего, предполагает несводимость выводов и положений, формулируемых в исследовании, друг к другу. Однако данный принцип используется и при решении частных задач. Так, например, к объективно-детерминистской модели понимания истории в диссертации относятся концепции, в которых обосновываются, любые объективные основания (социально-экономические, технологические, географические и др.) общественного развития. Принцип системности' или согласованности1 предполагает взаимосвязанность и непротиворечивость отдельных положений и выводов исследования.
Научная новизна работы представлена в следующих положениях:
1. Установлено, что мировоззренческая- функция философии истории раскрывается, не только в понимании социальной действительности как внешней для индивида среды, но, прежде всего, в связи со-смысложизненной рефлексией субъекта.
2. Проанализирована сущность современного мировоззренческого кризиса, заключающаяся, прежде всего; в утрате региональных социально-исторических смыслов, которые во многом определяют жизненные практики и смысл жизни отдельного человека, независимо от того осознаются они или нет.
3. Показано, что одним из путей выхода из этой кризисной ситуации является утверждение в общественном сознании универсального смысла истории, личностно значимого для индивида. Выяснено, что такое
7 Хайдеггер М. Беседа с Хайдеггером / пер. с нем. Н.С. Плотникова // Разговор на просёлочной дороге: Сборник / пер. с нем. под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. С. 151, 153. соотнесение личностного смысла жизни и всеобщего смысла существования человечества, может быть актуальным-для отдельного человека, конкретных социокультурных общностей и общества в целом.
4. Для того чтобы охарактеризовать схему-структуру всемирной истории, конструируемую в той или иной философской концепции и позволяющую рационально обосновать её (истории) смысл, в научный оборот вводится термин «понимательная модель». Данный термин используется также для обозначения устойчивого мировоззренческого и методологического направления в интерпретации истории.
Положения, выносимые на защиту:
1. Онтологическая философия истории и историческое познание связаны с конструированием и легитимацией интерсубъективных социальных смыслов, которые являются актуальными и общезначимыми здесь и сейчас, во многом определяя смысл жизни человека.
2. История как форма познания общезначимого прошлого позволяет легитимировать, или конструировать, региональные социально-исторические смыслы, которые связаны с существующими социальными общностями. В рамках онтологической философии истории осуществляется рефлексивное схватывание, или конструирование, умозрительного универсального смысла общественного развития, равно как и его концептуально-теоретическое обоснование.
3. Онтологические философско-исторические концепции, как и объяснительные схемы в исторической науке, конструируются в результате своего рода «теоретической интервенции», т.е. путём привнесения внеисторических идейно-теоретических конструктов.
4. Универсалистские концепции всемирной истории, как правило, «укоренены» в определённой мировоззренческой традиции. С одной стороны, философско-исторические схемы конституируются конкретными мировоззренческими установками, с другой стороны, они сами оказывают существенное воздействие на общественное сознание.
5. Установлено, что современный мировоззренческий кризис связан с утратой региональных социально-исторических смыслов, что ни может не приводить к обесцениванию значимости самой жизни. Соотнесение индивидуального смысла жизни и универсального смысла истории является одним из путей выхода из кризисной ситуации. В результате соотнесения с универсальным смыслом истории региональные социально-исторические смыслы могут нивелироваться и переосмысливаться.
6. Онтологическая философия истории является особым типом социального философствования, основывающимся не на абстрагировании от ситуативной социально-исторической действительности, а напротив, на её универсализации, холизации, субстанциализации и структурировании.
7. Несмотря на то, что отдельные философско-исторические концепции могут утрачивать свою значимость, потенциал понимательной модели истории, предлагающий определенную мировоззренческую и методологическую схему понимания, сохраняется.
Теоретическая.и практическая значимость работы
Теоретические положения и результаты диссертационной работы вносят определенный вклад в социально-философское осмысление проблематики общественного развития, смысла жизни индивида и смысла исторического существования человечества в их взаимосвязи, а также в осмысление соотношения философии истории и исторического познания, и могут являться основой для дальнейшего исследования рассматриваемых проблемных вопросов.
Материалы, представленные в работе, могут использоваться как при разработке курсов по социальной философии, философии истории, истории философии, гносеологии и философской антропологии, спецкурсов по отдельным философско-историческим проблемам, так и при составлении программ и учебно-методических комплексов по указанным дисциплинам.
Апробация работы
Результаты и основные положения диссертационного исследования были представлены в рамках аспирантского семинара кафедры философии и социологии Мурманского государственного гуманитарного университета (2010 г.), в ходе выступлений на заседаниях кафедры философии и социологии Мурманского государственного гуманитарного университета (2008т2011 гг.), на научно-практических конференциях Мурманского государственного гуманитарного университета (2008-2009 гг.), на региональной научно-практической конференции Мурманского государственного технического университета «Молодежь как созидатель новой эпохи» (2009 г.).
Положения диссертационного исследования нашли отражение в ряде научных публикаций, в том числе — в трёх публикациях в реферируемых, изданиях ВАК. Материалы работы использовались при проведении семинарских и лекционных занятий со студентами в рамках учебных курсов «Философия» и «История философии» (2008-2009 гг.), а также при ответах на вопросы первого тура Всероссийской Интернет-олимпиады аспирантов по дисциплине «История и философия науки» (2008 г.).
Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по три параграфа), заключения, списка используемых источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русский космизм о статусе социального в системе мироздания2001 год, кандидат философских наук Скачков, Алексей Сергеевич
Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления2000 год, доктор философских наук Деникин, Анатолий Васильевич
Гуманистический смысл исторического бытия0 год, кандидат философских наук Андреева, Людмила Сергеевна
Социальная философия всеединства конца XIX - начала XX вв. в России2007 год, доктор философских наук Амелина, Елена Михайловна
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Воронов, Василий Михайлович
Заключение
Резюмируя изложенное в диссертационном исследовании, можно сделать следующие выводы.
Смысл пронизывает историческое знание на обыденном, научном, философско-историческом уровнях. Усматривая причину события в умопостигаемых мотивах действующих лиц, историк тем самым пытается выявить смысл события для самих его участников. История как форма' познания коллективного прошлого связана с легитимацией региональных социально-исторических смыслов, значимых как для отдельного человека, так и для социальной общности. Наконец, мировоззренческие и философско-исторические интерпретации всемирной истории основываются на привнесении и обосновании того или иного универсального смысла исторического развития.
Как объяснение в исторической науке, так и понимание В' онтологических философско-исторических концепциях основывается на своего рода теоретической интервенции. Объяснительные исторические схемы В' содержательно-концептуальном плане основываются ' на привнесении внеисторических теоретических конструктов. В понимательных моделях истории теоретическая' интервенция осуществляется на принципиально ином уровне. Поскольку в собранном, логически и концептуально обоснованном виде понимательные модели истории предстают в конкретных философско-исторических концепциях, последние определяются в качестве метатеоретических схем.
Интерсубъективная значимость универсалистских понимательных моделей истории а, следовательно, и конкретных онтологических концепций, связана с их «укоренённостью» в определённой мировоззренческой традиции. С одной стороны, философия истории конституируется конкретными мировоззренческими установками, с другой стороны, философская схема сама оказывает существенное воздействие на общественное сознание. Таким образом, философско-историческая схема выступает и в качестве метатеоретической схемы, претендующей на универсальную истинность, и, одномоментно; как выражение и обоснование определённой мировоззренческой позиции.
Универсалистские философско-исторические концепции приобретают основное мировоззренческое значение не в аспекте внешне направленного понимания социально-исторического региона, или измерения, мира, а в связи со смысложизненной рефлексией субъекта. Как показывается в диссертационном исследовании, смысл различных жизненных содержаний индивида во многом конституируется разными региональными социально-историческими смыслами, имеющими неутилитарный, неверифицируемый характер. Собственно существование отдельного человека и протекает в пространстве пересечения региональных смыслов, однако в современной ситуации глобального мировоззренческого кризиса — «расширения пустыни», происходит обесценивание, утрата этих смыслов. В результате жизнь человека становится бессмысленной. Соотнесение смысла собственной жизни, т.е. личной истории, с универсальным смыслом общественного развития является возможным мировоззренческим выходом* из этой ситуации.
Необходимо указать на принципиальную разнопорядковость мировоззренческих функций социально-исторического познания и философии истории. Историческая' наука только легитимирует или конструирует региональные исторические смыслы, связанные с конкретными социальными общностями, прежде всего, с национальными государствами. Однако само мысленье этих смыслов находится вне её компетенции. Региональные социально-исторические смыслы являются наличествующими данностями, которые либо поддерживаются, в том- числе — с помощью исторического знания, либо нивелируются, утрачиваются. Философия истории, напротив, не имеет дела с ситуативно-присутствующим единством человеческой истории и универсальным смыслом истории, а основывается на рационально-теоретическом привнесении умозрительного смысла. В случае если в философской схеме обосновывается смысл, уже выраженный в рамках конкретного мировоззрения, то необходимым становится его концептуальное обоснование, которое приводит к определённому переосмыслению.
Онтологическая философия истории является особым типом социального философствования. Универсалистские философско-исторические концепции предполагают не просто рационально-теоретическое абстрагирование от ситуативной социально-исторической действительности а, её осмысление, холизацию, субстанциализацию и структурирование. Таким образом, человечество становится уже не логической абстракцией, а целостной совокупностью живших, живущих и будущих жить людей. Хотя социальная философия в узком смысле и философия истории в какой-то мере и являются альтернативными способами философствования о человеке и обществе, но в тоже время нельзя говорить об их дихотомическом характере. Именно культурно-историческая укоренённость делает философско-исторические построения актуальными и устойчивыми к критике.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Воронов, Василий Михайлович, 2011 год
1. Августин; А. О граде Божием Текст. / А. Августин. — Минск : Харвест, М. : ACT, 2000. 1294 с.
2. Автономова, Hi. С. Деррида и грамматология Текст. 7/ Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида ; пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. — М. : Ad Marginem, 2000. С. 7-107.
3. Автономова, Н. С. Понимание и метафора Текст. // Загадка человеческого понимания : сб. ст. / сост. В. П. Филатов. — М., 1991. G. 95113.
4. Айер, А. Язык, истина и логика Текст. / А. Айер ; пер. с англ. А; М: Ткаченко // Логос. 2006. - 1(52). - С. 61-72. - Из содерж.: Предисловие к первому изданию; Гл. 1. : Устранение метафизики.
5. Айер, А. Язык, истина и логика Текст. // Аналитическая философия : избран, тексты / сост. А. Ф. Грязнов ; пер. с англ. И. Bi Борисовой, А. Л. Золкина, A.A. Яковлева: — Mi, 1993. Гл.У1 : Критика этики и теологии.' - С. 50-65. • - ." . - " .- : : '
6. Акулова, И. С. Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений- в/ процессе философского осмысления истории Текст. : дис. канд. философ, наук : 09.00.01 / Акулова Ирина Сергеевна. Магнитогорск, 2008. - 146 с.
7. Анкерсмит, Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. Текст. / Ф. Р. Анкерсмит ; пер. с англ. А. А. Олейникова [и др.]. — М. : Европа, 2007. — 612 с.
8. Анкерсмит, Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры Текст . / Ф. Р. Анкерсмит ; [пер. с англ. М. Кукарцева и др.]. М. : Прогресс-Традиция, 2003, - 496 с.
9. Аристотель Метафизика Текст. // Собр. соч. : в 4 т. / Аристотель. — М., 1975.-Т. 1.-С. 63-367.
10. Аристотель Политика Текст. // Собр. соч. : в 4 т. / Аристотель. М., 1984.-Т. 4.-С. 375-644.
11. Аристотель Поэзия Текст. // Собр. соч. : в 4 т. / Аристотель. М., 1984.-Т. 4.-С. 645-680.
12. Арон, Р. Историческое объяснение Текст. // Философия и общество. —2003.-№4.-С. 156-192.
13. Арон, Р. Опиум для интеллигенции Текст. / Р. Арон. Мюнхен : ЦОПЭ, 1960.-236 с.
14. Афанасьев, Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии Текст. / Ю. Н. Афанасьев. М. : Мысль, 1980. - 277 с.
15. Балибар, Э. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности Текст. / Э. Балибар, И. Валлерстаийн ; [пер. с фр. А. Кефал и др.]. — М: : АОГОЕ,2004. 285 с.
16. Барбашина, Э. В. Онтология и история в философии И. Канта Текст .: дис. д-ра философ, наук : 09.00.03 / Барбашина Эвелина Владимировна. — Новосибирск, 2005. 364 с.
17. Барг, М. А. Эпоха и идеи:-становление историзма Текст. / М. А. Барг. М. : Мысль, 1987. - 348 с.
18. Баскин, Ю.' Я. Кант Текст. / Ю. Я. Баскин. М. : Юрид. лит., 1984. -88 с.
19. Бердяев, Н. А. Истина и откровение Текст. / Н. А. Бердяев. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1996. 384 с.
20. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. // Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Бердяев Н. А. ; [вступ. ст. А. В. Гулыги]. М., 1997. - С. 245-412.
21. Бердяев, Н. А. Новое средневековье Текст. // Смысл истории. Новое средневековье / Бердяев Н. А. ; [сост. и коммент. В. В. Сапов]. — М., 2002. — С. 222-255.
22. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики Текст. // Дух и реальность / Бердяев Н. А. ; [вступ. ст. и сост. В. Н. Калюжного]. — Ml; Харьков, 2003. С. 381-564.
23. Бердяев, Н.' А. Предсмертные мысли Фауста Текст. // Смысл истории. Новое средневековье / Бердяев Н. А. ; [сост. и коммент. В. В. Сапова]. — Ml, 2002.-С. 364-381.
24. Бердяев, Н. А. Смысл истории Текст. // Смысл истории. Новое средневековье / Бердяев Н. А. ; [сост. и коммент. В. В. Сапова]. — М., 2002. — С. 7-218.
25. Бердяев, Н. А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев. М. : ACT, 2005.-336 с.
26. Блок, М. Апология истории или ремесло истории» Текст. / М. Блок. — М.: Наука, 1986.-254 с.
27. Боден, Ж. Метод легкого познания истории Текст. / Ж. Боден ; пер. с латин. М. С. Бобковой. М. : Наука, 2000. - 412 с.
28. Бойко, П. Е. Становление понятия всемирной« истории: историко-философский очерк Текст. / Бойко П. Е.; под ред. F. В1 Драча. Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2006. - 95 с.
29. Бойков, В. Ф. Жить Россией Текст. / Бойков» В. Ф., Еремичев А. А., Замалеев А. Ф. // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов / сост. и отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1992. - С. 5-34.
30. Боссюэ, Ж. Б. Всеобщая история Текст. / Ж. Б. Боссюэ ; пер. с франц. В. Наумова. М. : при Имп. Моск. ун-те, 1774. - 460 с.
31. Бродель, Ф. История и общественные науки. Историческая длительность Текст. // Философия и методология истории : сб; ст. / общ; ред. и вступ. ст. И. С. Кона ; пер. с англ., нем., фр; Ю. А. Асева. — М., 1977. — С. 115-142.
32. Бродель, Ф. Средиземноморье и средиземноморский, мир в эпоху Филиппа II Текст. : в 3 ч. / Ф: Бродель ; пер. с фр. М. А. Юсима. — М. : Яз. славян., культуры, 2002. Ч. 1 : Роль среды. - 495 с.
33. Бродель, Ф. Средиземноморье; и средиземноморский мир в эпоху Филиппа ШТекст.: в;З'ч. / Ф. Бродель ; пер. с фр. М. А. Юсима. М. : Яз. славян; культуры, 2003. — Ч. 2 :; Коллективные судьбы и< универсальные сдвиги. 806 с.
34. Бродель, Ф. Что такое Франция? Текст. : в 2 кн. : пер. с фр. / Ф. Бродель. М. : Изд-во им. Сабашниковых, [1994?]. — Кн. 1?: Пространство и история. - 406 с.
35. Вкйнштейн, О. Л. Западноевропейская средневековая историография; Рэкету О!Л: .Вайнпггейн;.—Mi; Л: : Наука, 1964.-483 с:
36. Валлерстайн, Им. Существует ли в действительности Индия? Текст. // Логос. 2006. - 5(56). - С. 3-8.
37. Вартофский; М: Модели репрезентации и научное понимание Текст. / М; Вартофский ; пер. с англ., общ. ред. и послеслов. И. Б. Новика и В; Н. Садовского. М. : Прогресс, 19881 - 507 е.
38. Васильев,. Л. G. История Востока Текст.; в 2 т. / Л. С. Васильев. 3-е изд;, испр. идоп. -М. : Высш. шк., 2003. - Т.1. — 511с.
39. Вейнберг,.И: РЕ. Рождение: истории:: историческая мысль на Ближнем: Востоке середины I тысячелетия-до н.э. Текст. / ЩПгВейнберог. — М: : Евр: ун-т : Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. 350 с.
40. Волкогонова, О. Д. Н: А. Бердяев: интеллектуальная биография Текст. / О. Д1 Волкогонова: — Mi : Изд-во:Моек: ун-та;^ 2001. -112 с:.
41. Володихин, Д. М. «Феномен фольк-хистори Текст. // Мифы «новой: хронологии» :.материалы конф. на истор. фак. МГУ 21 дек. 1999 г. / под ред. В. Л. Янина. -М., 2001, С. 177-189.
42. Вольтер, Ф. М: Философия истории Текст. / Ф. Mi Вольтер ; пер. с фр. под ред. В. Зайцева. ОПб. : тип. П. Неклюдова, 1868; - 428 с.
43. Вригт, фон Г. X Объяснение и понимание Текст. // Логико-философские исследования : избр. труды : пер. с англ. / Г. X. фон. Вригт. — M., 1986.-С. 35-241.
44. Вригт, фон Г. X. Три мыслителя Текст. // Г. X. фон. Вригт. — СПб. : Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ, 2000. 254 с.
45. Гадамер; Х.-Г. Истина и, метод: основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г. Гадамер ; пер. с нем;, общ: ред. и вступ. ст. Б. Щ Бессонова: — М. : Прогресс, 1988. 704 с.
46. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой Текст. / П. П. Гайденко. М: : Унив. кн., 2000: - 455 с.
47. Гегель, Г. Лекции по философии истории Текст. / Г. Гегель ; пер; с нем. А. М. Водена. СПб. : Наука, 2005. - 478 с.
48. Гсмпель, К. Г. Мотивы ш охватывающие законы в историческом-объяснении Текст.'// Философия и методология истории : сб: ст. / общ. ред. и.вступ. ст. проф: И; С; Кона ; пер. с англ., нем;, франц:, Ю! А. Асеева. — М., 1977.-С. 72-93. . '
49. Гемпель, К! Г. Функция общих законовв истории Текст. // Логика объяснения / К^Г. Гемпельсост., пер:, встуш ст., прилож. О: А. Назаровой. — М., 1998.-С. 16-31,
50. Гесиод Труды и дни Текст. / пер. с греч. В. Вересаева // Поли. собр. текстов / Гесиод ; вступ. ст. В. Н. Ярхо ; коммент. О. П. Цыбенко и В.И. Ярхо. М., 2001.-С. 51-76. '
51. Гессен, Б. М. Социально-экономические корни механики Ньютона Текст . / Б. М. Гессен. М.; JI. : Гос. тех.-теорет. изд., 1933. - 77 с.
52. Гобозов, И. А. Смысл и направленность исторического процесса Текст. / И. А. Гобозов. М. : Изд-во МГУ, 1987. - 219 с.
53. Горан, В. П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии Текст. / В. П. Горан. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007.-267 с.
54. Гречко, П. К. Концептуальные модели истории Текст. / П. К. Гречко. — М.: Логос, 1995.- 138 с.
55. Губман, Б. Л. Смысл истории : очерки соврем, запад, концепций Текст. / Б. Л. Губман. М. : Наука, 1991. - 189 с.
56. Гулыга, А. В. История как наука Текст. // Философские проблемы исторической науки / ред. А. В. Гулыга, Ю. А. Левада. — М., 1969. — С. 7-50.
57. Гумилёв, Л. Н. Конец и вновь начало Текст. : попул. лекции по народоведенью / Л. Н. Гумилев. — СПб. : СЗКЭО ; М. : Кристалл : Оникс, 2003.-414 с.
58. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера земли Текст. / Л. Н. Гумилев. — М. : ACT, 2002. 556 с.
59. Гуревич, А. Я. Апории современной исторической науки мнимые и подлинные Текст. // Одиссей. - 1997. - С. 233-250.
60. Гурьянова, А. В. Ключевые парадигмы современной эпистемологии истории: классика, опыт неклассической рефлексии и ситуация «пост-» Текст. / А. В. Гурьянова. Самара : СамЛюксПринт, 2008. - 341 с.
61. Гурьянова, А. В. Историческая эпистемология: проблемное поле и эволюция представлений Текст. / А. В. Гурьянова. — Самара : СамЛюксПринт, 2009. 236 с.
62. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. / Э. Гуссерль ; пер. с нем. А. М. Михайлова, вступ. ст. В. Куренного. М. : Дом интеллект, кн., 1999. - Т 1. - 332 с.
63. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа Текст. / Hi Я. Данилевский. М. : Книга, 1991.-574 с.
64. Данто, А. Аналитическая философия истории Текст. / А. Данто ; пер. с англ. A. JI. Никифорова, О. В. Гавришиной ; под ред. JI. Б. Макееевой. М. : Идея-пресс, 2002. - 289 с.
65. Декарт, Р. Рассуждения о методе с приложениями: диоптрика, метеоры, геометрия Текст. / Р. Декарт ; пер., статьи и коммент. Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича.--М. : АН СССР, 1953. 655 с.
66. Делёз, Ж. Логика смысла Текст. // Логика смысла / Ж. Делез. Theatrum philosophicum / М. Фуко [к сб. в целом: пер. с фр. Я. С. Свирского]. — М., 1998.-С. 13-437.
67. Дерлугьян, Г. Самый > неудобный теоретик Текст. // Миросистемный анализ: введение / И. Валлерстайн ; пер. Н. Тюкиной. — М., 2006. — С. 7-38.
68. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида ; пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. М.: Акад. проект, 2007. - 494 с.
69. Дильтей, В. Собрание сочинений Текст.,: в 6 т. / В. Дильтей;под ред. А. В. Михайлова» и Н. С. Плотникова. — М. : Три квадрата, 2004. — Т. 3 : Построение исторического мира в науках о духе. — 413 с.
70. Дрей, У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей' в исторической науке Текст. // Философия и методология истории : сб. ст. / общ. ред. и.вступ: ст. проф.И: С. Кона ; пер. с англ., нем., франц., Ю. А. Асеева. М-., 1977. - С. 37-71.
71. Зидер, Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» Текст. // THESIS. — 1993. —Вып. 1. — С. 163-181.
72. Ильенков, Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении Текст. / Э. В. Ильенков. М. : РОССПЭН, 1997. -464 с.
73. Иноземцев, В. JI. Перспективы постиндустриальной теории^ в меняющемся мире Текст. // Новая постиндустриальная* волна- на Западе : антология / под ред. В. JI. Иноземцева. М. : Academia, 1999. — С. 3-66.
74. История и социальные науки поворотный момент Текст. // Анналы на рубеже веков : антология : [пер. с фр.]. М., 2002. — С. 11-14.
75. Калинников, JI. А. Проблемы философии истории в системе Канта Текст. / JI. А. Калинников. JI. : Лениздат., 1978. — 152 с.
76. Кант, Им. Идея- всеобщей истории во всемирно-гражданском план Текст. // Собр. соч. : в 8 т. / Им. Кант ; под. общ. ред. А. В. Гулыги. — М., 1994.-Т. 8.-С. 12-28.
77. Кант, Им. К Вечному миру Текст. // Собр. соч.: в 8 т. / Им. Кант ; под общ. ред. А. В*. Гулыги.' М:, 1994. - Т. 7. - С. 5-56.
78. Кант, Им. Конец всего сущего Текст. // Собр. соч. : в 8 т. / Им. Кант ; под общ. ред. А. В. Гулыги. М., 1994. - Т. 8. - С. 205-218.
79. Кант, Им. Критика способности суждения Текст. // Собр. соч. : в 8 т. / Им. Кант ; под общ. ред: А. В. Гулыги. М., 1994. - Т. 5. - 415 с.
80. Кант, Им. Предполагаемое начало человеческой истории Текст.,// Собр. соч. : в 8 т. / Им. Кант ; под общ. ред. А. В. Гулыги. М., 1994. — Т. 8. — С. ~72-88.
81. Кант, Им. Рецензия на книгу Гердера «Идеи к философии^ истории человечества» Текст. // Собр. соч. : в 8 т. / Им. Кант. М., 1994. - Т.8. - С. 38-62.
82. Касавин, И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания Текст. / И. Т. Касавин. — СПб., 1998. — 408 с.
83. Касавин, И. Т. Смысл как проблема^ эпистемологии и-науки Текст. И Эпистемология и философия науки. 2007. - № 3. - С. 3-14.
84. Кессиди, Ф. X. Философия истории Фукидида Текст. / Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2008. - 263 с.
85. Кимилев, Ю. А. Западная философия истории на рубеже ХХ-ХХГ вв. Текст. : аналит. обзор / Ю. А. Кимилев. М: : РАН ИНИОН, 2009. - 95 с.
86. Коллингвуд, Р. Дж. Автобиография Текст. // Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд ; пер. и комментарии Ю. А. Асева. М., 1980.-С. 321-417.
87. Кон; И. С. Философский идеализм и кризис: буржуазной» исторической мысли Текст. / И. С. Кон. — М. : Изд-во социал.-экон. лит., 1959.-359 с.
88. Кондорсе, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума Текст.: / Ж. А. Кондорсе ; пер. И. А. Шапиро; М. : Гос. соц.-эконом. изд-во; 1936.-265 с.
89. Кондратьев, С. В. Наука «убеждать», или споры советских историков о французском абсолютизме и классовой;борьбе: 20-е — начало 50-х гг. XX века Текст. / С. В; Кондратьев, Т. Н; Кондратьева. Тюмень : Мандр и Ка, 2003. - 270 с.
90. Косминский, Е. А. Историография средних веков V в. — середина XIX в. Текст. : лекции / Е. А. Косминский, — М. : Изд-во Моск. ун-та; 1963. — 431 с.
91. Кроне, Б. Теория й история историографии, Текст.'/ Б. Кроне ; пер. с ит. И. М. Заславской. М.: Языки,рус. культуры, 1998. - 191 с.
92. Кукарцева М.А., Коломоец E.H. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования Текст. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. - № 4. - С. 33-34.
93. Кукарцева, М. А. Предисловие переводчика Текст. // Мегилл А. Историческая эпистемология / А. Мегилл ; пер. с англ. М. А. Кукарцевой. -М.: Канон+, 2007. С. 11-68.
94. Лафарг, П. Экономический детерминизм К. Маркса: исследования о происхождении и развитии* идей справедливости, добра, души и Бога Текст. / П. Лафарг ; пер. с фр. П. Э. Давыдова'. — Изд. 2-е, испр. М: : КомКнига, 2007. - 329 с.
95. Ле Гофф, Ж. Предисловие Текст. // Блок М. Короли-чудотворцы / М. Блок ; пер. и коммент. В. А: Мильчина, предислов. Ж. Ле Гоффа, послеслов. и науч. ред. А. Я. Гуревича. — М., 1998. — С. 11-57.
96. Ломоносов, А. Г. Русская-идея как аспект всемирной истории Текст. // Русская философия: новые исследованиями материалы: проблемы методологии и методики / отв. ред. А. Ф. Замалеев. — СПб., 2001. — С. 58-67.
97. Лосев, А. Ф: Античная философия истории Текст. / А. Ф. Лосев. СПб. : Алетейя, 2001. - 258 с.
98. Лукиан. Как следует писать историю Текст. / Лукиан ; дер. с древнегреч. С. В. Толстой // Лукиан Избранное / Лукиан. М., 1962. - С -402424.
99. Лурия, А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М. : Игзд-во Моск. ун-та, 1979. - 319 с.
100. Мамардашвили, М. К. Анализ сознания в работах Карла JVXa-jpicca Текст. // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / ]VT К. Мамардашвили. М., 1992. - С. 295-314.
101. Мамардашвили, М. К. Если осмелиться быть Текст. // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашврипи. — М., 1992.-С. 172-200.
102. Мамардашвили, М. К. Категория социального бытия и метод: его анализа в экзистенциализме Сартра Текст. // Мамардашвили М: К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. М., 1992. - С. 249-294.
103. Мамут, Л. С. Проблемы теории государства в совремевгиой идеологической борьбе Текст. / Л. С. Мамут. М. : Юрид. лит., 1976. — 192 с.
104. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта Текст. // К. Маркс. М. : Изд-во полит, лит., 1983. - 120 с.
105. Маркс, К. К критике политической'экономии Текст. // К. 1УГар>кс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1968. - Т. 13. — СИ. 1167.
106. Маркс, К. Капитал. Т. 1 Текст. // К. Маркс Сочинения / К. Магрясс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1960 . - Т. 23. - 908 с.
107. Маркс, К. Манифест Коммунистической партии Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Изд. второе. М., 1955. - Т. 4. - С. 419-459.
108. Маркс, К. Немецкая идеология Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1955. - Т.3.-С. 7-544.
109. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе Текст. // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии с приложением К. Маркс Тезисы о Фейербахе / Ф. Энгельс. М., 1985. - С. 105-110.
110. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Текст. // К. Маркс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1968. - Т. 46,4. 1.-560 с.
111. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Текст. // К. Маркс Социология : сборник / К. Маркс. М., 2000. - С. 177-324.
112. Мегилл, А. Историческая эпистемология Текст. / А. Мегилл ; пер. с англ. М. А. Кукарцевой. — М. : Канон+, 2007. 479 с.
113. Межуев, В. М. Философия истории и историческая наука Текст. // Вопросы философии. -1994. С. 74-86.
114. Мизес, Л. Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции Текст. / Л. Мизес ; пер. с англ. под ред. А. Г. Грязновой. — М.: Юнити-дана, 2001. — 294 с.
115. Мильков, В. В. Осмысление истории в Древней Руси Текст. / В. В. Мильков. СПб. : Алетейя, 2000. - 380 с.
116. Морган, Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации Текст. / Л. Г. Морган ; пер. с англ. М. О. Косвина. Л. : Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934.-350 с.
117. Мотрошилова, Н. В. Концепция «вечного» мира и союза государств И. Канта: актуальное значение Текст. // Иммануил Кант: наследие и проект / под ред. В. С. Стёпина, Н. В. Мотрошиловой. — М., 2007. С. 406-427.
118. Неретина, С. С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического Текст. // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С. 67-83.
119. Никитин, Е. П. Объяснение функция науки Текст. / Е. П. Никитин. - М.: Наука, 1970. - 280 с.
120. Никифоров, A. JI. Семантическая концепция понимания Текст. // Загадка человеческого понимания : сб. ст. / сост. В. П. Филатов. М., 1991. — С. 72-94.
121. Новгородцев, П. И: Учение Канта о праве и государстве Текст. // Кант: pro et contra : антология / сост. А. И. Абрамов, В. А. Жучков ; предисл. и коммент. В. А. Жучкова. СПб., 2005. - С. 542-554.
122. Огурцов, А. П. Философия науки эпохи Просвещения Текст. / А. П. Огурцов. М. : Наука, 1993. - 213 с.
123. Ойзерман, Т. И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования) Текст.*/ Т. И. Ойзерман. М. : Канон + РООИ Реабилитация, 2008.-518 с.
124. Ойзерман, Т. И. Марксизм и утопизм Текст. / Т. И: Ойзерман. — М.: Прогресс-традиция, 2003. 566 с.
125. Омельченко, Н. А. «Веховская» традиция в духовной, жизни эмиграции Текст. // Вопросы истории. 1995. - № 1. - С. 140-152.
126. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс; Дегуманизация искусства : сборник : пер. с исп. / X.' Ортега-и-Гассет. М., 2007. - С. 5-209.
127. Панарин, А. С. Смысл истории Текст. // Вопросы философии. — 1999.-№9.-С. 3-21.
128. Панфилова, Т. В. Проблема смысла истории Текст. // Вопросы философии. 2006. - № 12. - С. 11-23.
129. Перов, Ю. В. Кант о способности суждения,в контексте природы и свободы, сущего и должного Текст. // Перов Ю. В. Очерки историиклассического немецкого идеализма / Ю. В. Перов, К. А. Сергеев, Я. А. Слинин. СПб., 2000. - С. 207-267.
130. Пименова, JI. А. Как судейский крючок женился на герцогине, или Три версии одной истории Текст. // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. - Вып. 2. - С. 236-266.
131. Платон Государство Текст. // Платон Собрание сочинений : в 4 т./Платон.-М., 1971.-Т. 3,4. 1.-С. 89-454.
132. Подоль, Р. Я. Теория исторического процесса как объект историко-философского анализа Текст. // Философия и методология истории : сб. науч. ст., III Всерос. науч. конф. / отв. ред. С. Г. Калашников. -Коломна, 2009. С. 10-20.
133. Покровский, M. Н. Русская история Текст. : [в 3 т.] / M. Н. Покровский. СПб. : Полигон, 2002 . - Т. 2. - 383 с.
134. Полибий Всеобщая история Текст. : [в 3 т., 40 кн. ] / Полибий ; пер. с греч. Ф. Г. Мищенко. СПб. : Наука : Ювента, 1994. - Т. 1. - 495 с.
135. Полибий Всеобщая история Текст. : [в 3 т., 40 кн.] / Полибий ; пер. с греч. Ф. Г. Мищенко. СПб. : Наука : Ювента, 1995. - Т. 2. - 420 с.
136. Понимание как философско-методологическая проблема Текст. : материалы «Круглого стола». Ч. 1 // Вопросы философии. 1986. - № 7. - С. 65-81.
137. Поппер, К. Р. Нищета историцизма Текст. // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 49-79.
138. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги Текст. / К. Р. Поппер ; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М. : Культурная инициатива, 1992. — Т. 2 : Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - 525 с.
139. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги* Текст.- : [в 2 т.] / К. Р. Поппер ; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М. : Культур, инициатива, 1992. — Т. 1 : Чары Платона. - 394 с.
140. Порк, А. А. Проблема объяснения в современной немарксистской философии Текст.<// Философия науки. — 1983. -№ 4. С. 102-110.
141. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории Текст. // Философские проблемы исторической науки / ред. А. В: Гулыга, Ю. А. Левада. М., 1969. - С. 80-112.
142. Разеев, Д. Н. Телеология Иммануила Канта Текст. / Д. Н. Раззеев.' СПб. : Наука, 2010. - 307 с.
143. Райтемайер, У. Кантовский культурно исторический набросок проекта всемирно-гражданского .общества Текст. : пер. с нем. // Иммануил Кант: наследие и проект / под ред. В. С. Стёпина, Н. В. Мотрошиловой. — М., 2007.-С. 376-393.
144. Ракитов, А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход Текст. / А. И: Ракитов. — М. : Политиздат, 1982. — 303 с.
145. Розенталь, М. М; Диалектика «Капитала» К. Маркса Текст.; / М. М. Розенталь. Изд. 3-е. - М. : Красанд, 2010. 589 с.170; Розин, Э. Л. Карл Маркс о государстве и праве Текст. / Э. Л. Розин. М; : Знание, 1968. - 40 с.
146. Розов; Н. С. Общезначимые ценности и смысла истории Электронный? ресурс. // Новосибирский государственный университет ■:.-. [сайт]. — [Новосибирск, 20—]. Режим доступа : Ьир://\улуш.п8и.ги/ШГ/г020у/риЬ1/уа1-шеапт§.111ш (10.08.2010).
147. Розов;.Н1 С:Философияи теорияшсторишТекст1'/Н; С. Розов? — М; : Логос, 2002: Кн. 11,: Г^золегомены: - 656 с:
148. Савельева, И. М. История и время: в поисках утраченного Текст. / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М. : Языки Рус. культуры; 1998: — 797 с:
149. Самородов, В. Н. Социальная метафизика К; Маркса: опыт нового прочтения Текст. // Наследие К. Маркса-и современность : сб. ст. — Мурманск, 2000. Вып. 1. - С. 14-18. . '
150. Сапов, В. В. Н. А. Бердяев: антисоциология как критика социологического разума // История теоретической социологии Текст. : [в 4' т.]. М., 2002. - Т. 2. - С. 245-258.
151. Сартр, Ж. П. Бытиё и ничто: опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр ; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М. : Республика, 2000. - 639 с.
152. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм Текст.': пер. с фр. //Хрестоматия по западной философии / сост. Н. И. Фокина. — М., 2008. — С. 444-467.
153. Селезнев, А. М. Всемирно-исторический процесс как взаимодействие цивилизаций Текст. // Философия и общество. — 2003; — № 4. — С; 5-15.
154. Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя Текст. // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения : сб. науч. ст. — Мурманск, 2009. — С. 39-57.
155. Сергеев, А. М. Язык разговора размышления о смерти: анализ повести« JI. Толстого «Смерть Ивана Ильича» Текст. // Учёные записки МГПУ. Общественные науки : сб. науч. ст. — Вып. 4 / отв. ред. А. А. Сауткин. Мурманск, 2007. - С. 5-23.
156. Синергетическая философия истории Текст. / под ред. В. П. Бранского и С. Д. Пожарского. Рязань : Копи-Принт, 2009. - 314 с.
157. Смирнов, И. П. «От марксизма к идеализму»: М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев Текст. / И. П. Смирнов. М. : Рус. книгоизд. товарищество, 1995. - 285 с.
158. Сокал, А. Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна Текст. / А. Сокал, Ж. Брикмон ; пер. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. — М. : Дом интеллект, кн, 2002. 241 с.
159. Соколов, Б. Г. Генезис истории Текст. / Б. Г. Соколов. СПб. : Алетейя, 2004. - 372 с.
160. Соловьёв, В. С. Кант Текст. // Кант: pro et contra : антология / сост. А. И. Абрамов, В. А. Жучков ; предисл. и коммент. В. А. Жучкова. — СПб., 2005. С. 329-366.
161. Соловьёв, Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права Текст. / Э. Ю. Соловьев. М. : Наука, 1992. - 212 с.
162. Соловьёв,- Э. Ю. Категорический императив нравственности' и права Текст. / Э. Ю. Соловьев. — М. : Прогресс-Традция, 2005. 415 с.
163. Сорокин,- П.я А. Николай Бердяев Текст. // Н. А. Бердяев: pro et' contra : антология / сост., вступ. ст. и прим. А. А. Ермичева. — СПб., 1994. -Кн. 1.-С. 477-482.
164. Сорокин, П. А. Циклические концепции социально-исторического процесса Текст. // Социологические исследования. — 1998. -№ 12.-С. 3-14.
165. Стеблин-Каменский, М. И. Миф Текст. / М. И. Стеблин-Каменский. — JI. : Наука, 1976. — 104 с.
166. Столяр, А. Д. Археология в пути или путь археолога : сборник Текст. СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, философ, о-ва, 2001. — 4.1 : Путь археолога / А. Д. Столяр. — 201 с.
167. Страуд, Б. Аналитическая- философия и метафизика // Аналитическая, философия Текст. : избран, тексты / пер. с англ. И. В. Борисовой, А. Л. Золкина, А. А. Яковлева. ; сост., вступ ст. и коммент. А-. Ф. Грязнова. М., 1993. - С. 159-174.
168. Тахо-Годи, А. А. Предисловие Текст. // Лосев А. Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. Энциклопедия олимпийских богов : собр. первоисточников, статьи и комент / А. Ф. Лосев. — Харьков : М., 2005. С. 5-24.
169. Тиллих, П. Систематическая теология-Текст. / П. Тиллих ; пер. Т. Лифинцева (т. 1), О. Р. Газизова, В. М. Ошеров, В: В4. Рынкевич (т. 2). — М. ; СПб. : Унив. кн., 2000. Т. 1-21 - 462 с.
170. Тойнби, А. Дж. Исследование истории Текст. : [в 3 т.]7 А. Дж. Тойнби ; пер. с англ., вступ. статья и* коммент. К. Я. Кожурина. СПб.- : СПбРУ : Изд-во Олега Абышко, 2006. - Т 3. - 478 с.
171. Тойнби, А. Дж. Постижение истории Текст. : сборник / А. Дж. Тойнби ; пер. с англ. С. Д. Жаркова. — 2-е изд. М. : Айрис-пресс, 2002. — 637 с.
172. Тоффлер, А. Раса, власть и культура Текст. / А. Тоффлер ; пер. Н. Л. Поляковой // Новая технократическая волна на Западе : сб. ст. / сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М., 1986. - С." 276-288.
173. Тулмин, С. Человеческое понимание Текст. / С. Тулмин ; пер. с англ. 3. В. Каганова ; общ. ред. и вступ. ст. П. Е. Сивоконя. М. : Прогресс, 1984.-327 с.
174. Уайт, X. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века Текст. / X. Уайт ; пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной иВ. В. Харитонова. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. 527 с.
175. Февр, Л. Бои за историю Текст. / Л. Февр ; пер. с фр. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича, Ю. Н. Стефанова. М. : Наука, 1991. - 629 с.
176. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе Текст. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейербенд ; пер. с англ. и нем., общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарский. — М. : Прогресс, 1986. — С. 467-523.
177. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения Текст. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд ; пер. с англ. и нем., общ.- ред. и вступ. ст. И. С. Нарский. М., 1986. - С. 125466.
178. Формозов; А. А. Наскальные изображения и их изучение Текст. / А. А. Формозов. М. : Наука, 1987. - 110 с.
179. Франк, С. Л. Смысл жизни Текст. // Смысл жизни : антология / сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М., [1994]. - С. 492583.
180. Франки, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франки. — М. : Прогресс, 1990.-368 с.
181. Фреге, Г. Смысл и денотат Текст. // Семиотика и информатика. — Вып. 8.-М., 1977.-С. 181-210.
182. Фролов, Э. Д. Факел Прометея Текст. : очерки античной общественой мысли. — 2-е изд., испр. и доп. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-436 с.
183. Фромм, Э. Отделение от себя Текст. : [отрывки из ст.] / Э. Фромм ; пер. с англ. Р. Облонской1 // Кризис сознания: сб. работ по «философии кризиса». М., 2009. - С. 97-104.
184. Фромм, Э. Синдром распада Текст. : [из кн. Э. Фромма
185. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу». / Э. Фромм ; пер. с англ. В. Закса // Кризис сознания : сб. работ по «философии кризиса». — М., 2009. С. 82-97.
186. Фукидид История Текст. / Фукидид ; пер. с греч. Г. А. Стратановского. М. : Ладомир, 1999. - 729 с.
187. Фуко, М. Theatrum philosophicum Текст. // Делез Ж. Логика смысла, Фуко М. Theatrum philosophicum : пер. с фр. / Ж. Делез, М. Фуко. -М.; Екатеринбург, 1998. С. 441-473.
188. Фуко, М. Надзирать и наказывать Текст. / М. Фуко ; пер. с фр. В. Наумова ; под ред. И. Борисовой. — М. : Ad Marginem, 1999. 478 с.
189. Фуко, М. Слова и вещи Текст. / М. Фуко ; пер. с фр. Н. С Автономова, В. П. Визгин. М. : Прогресс, 1977. - 406 с.
190. Фуко, М. Что такое автор? Текст. // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности : работы разных лет. / М. Фуко ; сост., пер. с фр. С. Табачникова. М., 1996. - С. 7-46.
191. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний, человек Текст. / Ф. Фукуяма ; пер. с англ. М. Б. Левин. М. : ACT, 2010. - 562 с.
192. Хайдеггер, М. Беседа с Хайдеггером Текст. / М. Хайдеггер ; пер. с нем. А. С. Солодниковой // Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге : сборник / пер. с нем. под ред. А. Л. Доброхотова. М., 1991. - С. 146-158.
193. Хайдеггер, М. Наука и осмысление Текст. / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина // Новая технократическая волна на Западе : сб. ст. / сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М., 1986. - С. 67-84.
194. Хайдеггер, М. О тайне башни со звоном? Текст.;// Хайдеггер М. Исток художественного творения / М! Хайдеггер' ; пер. с нем. А. М: Михайлова. М., 2008. - С. 416-418.
195. Хайдеггер, М. Отрешённость Текст. / М. Хайдеггер ; пер. с нем. А. С. Солодниковой // Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге : сборник / пер. с нем. под ред. А. Л. Доброхотова. М., 1991. - С. 102-111.
196. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? Текст. / М. Хайдеггер ; пер. с нем. Э. Сагетдинова. М: : Акад. проект, 2007. - 351 с.
197. Цезарь, Г. Ю. Записки о Галльской войне Текст. / Г. Ю. Цезарь ; пер. с лат. и вступ. ст. М. М. Покровского. М. : День, 199Г. — 190 с.
198. Чаадаев;, П. А. Апология сумасшедшего Текст. // Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. — М., 1991. — Т. 1.-С. 523-538.
199. Чаадаев, П. А. Философические письма Текст. // Полное собрание сочинений и* избранные письма : в 2'т. / П. Я. Чаадаев. — М., 1991. -Т. 1.-С. 320-440.
200. Чёрч, А. Введение в математическую логику Текст. / А. Черч ; пер. с англ. В. С. Чернявского ; под ред. В: А. Успенского. — М. : Изд-во иностран. лит., 1960. 485 с.
201. Чистанов, М. Н. Историческое познание в поисках онтологических оснований Текст. / М. Н. Чистанов. — Абакан : Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2006. 145 с.200
202. Швейцер, А. Я родился в период духовного упадка человечества
203. Текст. : из автобиограф, соч. «Aus mei-nem beben und Denken»] /
204. А. Швейцер ; пер. с нем. Е. Нечаевой-Грассе // Кризис сознания : сб. работ поiфилософии кризиса». М., 2009. - С. 5-11.
205. Шпик, М. О фундаменте познания Текст. // Аналитическая философия : избран, тексты / пер. с англ. И. В. Борисовой, А. Л. Золкина, А. А. Яковлева., сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М., 1993. — С. 33-49.
206. Шлик, М. Поворот в философии Текст. // Аналитическая философия : избран, тексты / пер. с англ. И. В. Борисовой, А. Л. Золкина, А. А. Яковлева., сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. — М., 1993. — С. 28-32.
207. Шмаков, В. С. Объяснение и понимание в философии истории Текст. / В. С. Шмаков. Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 2000. - 239 с.
208. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. : в 2 т. : пер. с нем. / О. Шпенглер. М. : Мысль, 1998. - Т. 2. - 606 с.
209. Шпет, Г. История как проблема логики : крит. исслед. Текст. Материалы. — М.: Памятники истор. мысли, 2002. — 1168 с.
210. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг Текст. // К. Маркс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1961. - Т. 20. - С. 5-338.
211. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, с приложением Маркс К. Тезисы о Фейербахе Текст. / Ф. Энгельс. -М. : Политиздат, 1985. 128 с.
212. Энгельс, Ф. Письма об историческом материализме, 1890 1894 Текст. / Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1978. - 32 с.
213. Энгельс, Ф. Принципы коммунизма Текст. // К. Маркс Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. - М., 1955. - Т. 4. - С. 322339.
214. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Текст. / Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1980. - 382 с.
215. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека Текст. / Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1979. - 23 с.
216. Ясперс, К. Истоки истории и её цель Текст. // Ясперс К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. М., 1994. - С. 27-287.
217. Bell, D. The cultural contradictions of capitalism Text. / D. Bell. -N.Y. : Basic Books, 1976. 301 p.
218. Wallerstein, I. The Development of an Intellectual Position Электронный ресурс. // Yale University : [сайт]. — Режим доступа : http://www.yale.edu/sociology/faculty/pages/wallerstein/ (10.08.2010).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.