Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Нос, Наталья Михайловна

  • Нос, Наталья Михайловна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 185
Нос, Наталья Михайловна. Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Краснодар. 2007. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Нос, Наталья Михайловна

Введение

Глава 1: Теоретико-методологические подходы к исследованию мигрантофобии как социального явления

1.1. Мигрантофобия в теории этнической идентичности: социально-психологический подход

1.2. Мигрантофобия в семантической структуре межэтнических отношений

1.3. Факторы мигрантофобии в структуре межэтнических отношений

Глава 2: Мигрантофобия как свойство межэтнических отношений: социологическое исследование функций, факторов формирования и форм проявления : i. ■

2.1. Функциональная структура мигрантофобии и её видовая классификация

2.2. Качественное исследование мигрантофобии как социального явления в структуре межэтнических отношений

2.3. Формы и способы проявления мигрантофобии в структуре межэтнических отношений «местные жители -мигранты»: качественный анализ Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений»

Актуальность темы исследования. Современную социально-политическую ситуацию в России можно охарактеризовать как кризис взаимодействий. Смена политического устройства, изменение прежних стереотипов и установок, ценностных приоритетов в условиях экономического кризиса привели к нестабильности системы общественных и межэтнических отношений. Распад СССР обострил межнациональные отношения и вызвал новые явления в миграциях населения. При взаимодействии этнических мигрантов и местных жителей достаточно явными становятся возникновение и рост тревожности общественного сознания, происходит формирование социальных напряженностей, которые приобретают устойчивый характер и интенсивно распространяются в принимающей среде.

В настоящее время одной из существенных и актуальных проблем в межэтнических отношениях является феномен мигрантофобии, который способствует росту межэтнической напряженности, этнической нетерпимости и конфликтов. Краснодарский край, как экономически привлекательный регион, выделяется нестабильным миграционным балансом из-за многих социальных и этнополитических факторов. Межэтнические отношения здесь проблематизируются изменениями в статусных диспозициях мигрантов и местных жителей, способом расселения и численностью мигрантов, монополизацией некоторых сфер предпринимательской деятельности, вовлеченностью мигрантов в криминальную деятельность, что нередко приводит к формированию явления мигрантофобии.

Мигрантофобия имеет негативные последствия не только в среде местных жителей, которые могут испытывать дискомфорт, скрытое ощущение опасности и тревоги, но и для самих мигрантов, которые в условиях мигрантофобии не смогут нормально адаптироваться и стать социально значимыми и полноценными гражданами. Поэтому преодоление мигрантофобии, снижение факторов, влияющих на её формирование и проявление, имеет важное значение для стабилизации межэтнических отношений и для общества в целом.

Актуальность и научно-практическая потребность в изучении мигрантофобии как социального феномена заключается в создании технологий, предупреждающих рост межэтнической напряженности в межэтнических взаимоотношениях через осуществление скоординированных действий, предупреждающих её появление и обострение. Мигрантофобия как социальное явление выполняет определённую социальную роль, однако, следует признать, что отсутствует глубокая теоретическая проработка значения мигрантофобии для субъектов межэтнических отношений; остаются без научного исследования и систематизации цели и формы проявления, структура и функции мигрантофобии, отсутствует конкретизация факторов формирующих данное явление.

Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние исследований по проблеме мигрантофобии представляют научные и теоретико-методологические разработки по проблемам миграции и межэтнической толерантности, представленные в теоретических подходах и методических принципах к исследованию феноменов межэтнической, напряжённости. Среди них материалы, содержащие исследования феноменов этнической нетерпимости: ксенофобии и мигрантофобии, в которых отражена структура социальных факторов мигрантофобии, что вызывает научно-прикладной интерес с позиции специфики формирования толерантности в структуре межэтнических отношений. К ним можно отнести теоретические разработки, содержащие эмпирический материал о проблемах межэтнических отношений, в которых учитываются демографические и статусные характеристики мигрантов, анализируются особенности миграционной ситуации в России. Научная ценность этих работ заключается в постановке вопроса о проблемах и способах отношений между местным населением и мигрантами, их интеграции и адаптации в среде местных жителей. Исследования социальной и культурной дистанции представлены работы в работах JI.M. Дробижевой,1 М.Р. Деметрадзе. Исследования трудовой миграции населения в России отражены И.М. Бадыштовой,2 Г.С. Витковской,3 Ж.А. Зайончковской,4 А.В. Малашенко,5 JT.J1. Рыбаковским.6 Проблемы толерантности культурных различий раскрыты в трудах А.Г. Асмолова,7 В.Н. Павленко,8 В.А. Соснина,9 П.А. Цыганкова,10 В.В. Шалина.11

В данной работе использованы теория и методика исследования феноменов межэтнической напряжённости в системе этнической идентичности, разработанные Ю.В.Арутюняном,12 Е.Д. Даниловой,13 E.J1. Качановым,14 Г.У. Солдатовой,15 З.И. Сикевич,16 Ф.С. Файззулиным17 и др. Психология межэтнических отношений через проблему идентичности отражена в исследованиях Н.М. Лебедевой.18 Структура идентификационных аспектов мигрантофобии раскрыта в системе социальных факторов с

1 См: Дробижева Л. Этничность и политика в отношениях между новыми государствами на территории бывшего СССР// Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994.

2 См: Бадыштова И.М. Осторожно: мигрантофобия. Независимый голос России. 1999. №6.

3 См: Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М.,1993.Вып.Э.

4 См: Зайончковская Ж.А. Миграции в России после распада. M., 1998.

3 См: Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

6 См: Рыбаковский ЛЛ. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996

7 См: Асмолов А.Г. Културно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

8 См: Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001.

9 См: Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации./ Психологический журнал. 1997-Том 18, №1

10 См: Цыганков П.А. Росийская идентичность и европейский характер // Социально-политический журнал. -1996.-№6. пСм:Шалин В.В. Проблема толерантности в социальном развитии современного российского общества. М., 2000.

12 См: Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

13 См: Данилова Е.Д. Ядов В.А. Контуры социальных групп идентификации. Личность в современном российском обществе / Социальная идентификация личности. М.: 1993

См: Шматко Н.А., Качанов ЮЛ. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования.// Социологическое исследование. - 1998. - №4.

15 См: Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.: Смысл, 1998.

16 См: Сикевич 3.B. Социология и психология национальных отношений. - СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.

17 См: Файззулин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации.// Социологическое исследование. -1997, -№8.

18 См: Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. M., 1999. использованием исследовательского материала В.И. Дятлова,1 Л

В.А. Тишкова и др. Проблема межэтнических отношений в структуре этнического сознания нашла отражение в теоретических разработках И.Б. Гасанова,3 И.С. Кона4, Т.Г. Стефаненко,5 В.Ю. Хотинец.6

В среде зарубежных авторов в аспекте явлений в структуре межэтнических отношений интерес представляют работы прикладного характера. Среди них статьи американских и европейских социологов и культурологов: Б. Андерсона,7 П. Брасса,8 JL Гринфилда,9 А. Смитта,10 Т. Эриксена,11 и т.д. Межэтнические отношения рассматриваются с точки зрения идентичностей и группового сознания в работах А. Маслоу12, П. Бергера13, Э. Аронсона14, Д. Майерса,15 JI. Росса16. Воспроизведены в описании механизмов формирования мигрантофобии концепции

11 IS психоанализа, агрессии и фрустрации А. Адлера, Т. Адорно, Г. Салливена,19 3. Фрейда,20 Э. Фрома21, К. Юнга.22

В Краснодарском крае социальные аспекты межэтнических взаимодействий представлены в исследованиях особенностей миграционной

См: Дятлов В.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. М, 1999. № 1.

2 См: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

3 См: Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «Образ врага» // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1998.

4 См: Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1998.

5 См: Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

6 См: Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

7 См: Anderson В. Imagined communities. Reflections on the Origin and Spread ofNationalism. London, 1983.

8 См: Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New Delhi, 1991

9 См: Greenfeld L. Nationalism: Five Paths to Modernity. Cambridge (Mass), 1992.

10 См: Smith A. National Identity. London, 1991.

11 CM:EriksenT. Ethnicity and Nationalism. Anthropological perspectives. London, 1993.

12 См: Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод. - СПб: Евразия, 1999

13 См: Бергер Т., Лукман П. Конструирование социальной реальности. - М.,1998.

14 См: Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. В.С .Магуна - M.: Аспект Пресс, 1998.

13 См: Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб., 2000.

16 См: Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии - M., 1999.

17 См: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

18 См: Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

19 См: Sullivan G. The collected Work. V. 1. N.Y. 1965.

20 См: Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

21 См: Фромм.Э. Иметь или быть. Перевод. М.: «Прогресс», 1986.

22 См: Юнг К. Психологические типы. M., 1995. ситуации региона в работах О.А. Оберемко,1 В.Н. Петрова2, В.Н. Ракачёва,3 А.Е. Тер-Саркисянц.4 В них даётся оценка современным межэтническим взаимодействиям и национальной безопасности в полиэтничной среде Северного Кавказа. На уровне теоретико-прикладной базы Краснодарского края особый интерес в аспекте межэтнических взаимодействий представляют исследовательские разработки А.А. Хагурова,5 и М.В. Саввы.6

Проблема качественных исследований социальных феноменов и микроанализа их структуры рассматривается в трудах С.А. Белановского7, С. Квале8, В.В. Семёновой9, А. Страус.10

На фоне разработанности теоретических и методических подходов к исследованию феноменов межэтнических отношений можно отметить недостаточное внимание к социальной специфике явления мигрантофобии. Отсутствует систематизация факторов мигрантофобии, влияющих на формирование и формы её проявления; недостаточно проработаны теоретические подходы к изучению происхождения и функционального значения мигрантофобии. Поэтому представляется необходимым сосредоточить исследовательские усилия на освещении данной проблемы, имеющей актуальное значение для современного российского общества.

Цель исследования - определить социальные свойства мигрантофобии в структуре межэтнических отношений на основании

1 См: Крицкий Е., Савва М.В. Краснодарский край. Модель этнологического мониторинга. М., 1998.

2 См: Петров В.Н. Миграции населения и этнические мигранты в современной России: Монография / Под ред. В.И.Добренькова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004.

См: Ракачев В.Н., Черный В.И. Этносы и этнические группы Краснодарского края: формы культурной организации. Краснодар, 2001.

4 См: Тер-Саркисянц А.Е. Национальные меньшинства Краснодарского края Российской Федерации: история и современное положение // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. М., 1996.

5 См: Хагуров А.А. Особенности межнациональных отношений в Краснодарском крае//Краснодарская краевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае» Краснодар, 2001

6 См: Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, 1999.

7 См: Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996

8 См: Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл,2003.

9 См: Семёнова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998.

10 См: Страус А., Корбин Дж. Основы качественного анализа: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРССС, 2001. дифференцированного подхода в восприятии местных жителей различных групп мигрантов.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: исследовать мигрантофобию как социальное и социально-психологическое явление с точки зрения теории этнической идентификации, психологической теории фобии, концепций психоанализа и фрустрации; проанализировать семантические образы мигрантофобии в оппозиции идентичностей «мы-местные жители», «они-мигранты» в структуре межэтнических отношений; осуществить факторный подход к исследованию мигрантофобии как социального явления; определить функции и классифицировать явление мигрантофобии, как, свойство системы отношений «местные жители-мигранты»; обосновать методологическую основу социологического исследования мигрантофобии, рассмотреть способы диагностики и методики качественного анализа; на материалах качественного исследования провести дескриптивный анализ мигрантофобии как социальной практики межэтнических отношений в системе «местные жители-мигранты». Объект исследования - мигрантофобия как социальное явление. Предметом исследования являются функции, уровни, формы проявления и факторы формирования мигрантофобии в структуре межэтнических отношений.

Гипотеза диссертационного исследования. Интенсивность и формы проявления мигрантофобии будут зависеть от доминирующих факторов, обуславливающих её формирование: факторов социальной конкуренции, численности мигрантов и фактора межличностного взаимодействия в системе «местные жители-мигранты».

Теоретико-методологическая основа диссертации представлена совокупностью методологических приемов и концептуальных подходов, на основе которых формируется модель мигрантофобии как социального явления. Феноменологическая концепция, построенная на изучении повседневного опыта индивида, используется для изучения межэтнических отношений через типизацию социального мира и конструирование социальной реальности. С позиций структурно-функционального анализа рассматриваются уровни мигрантофобии и её функциональная и семантическая структура.

Эмпирическая часть диссертационного исследования построена на качественной методологии. При интерпретации результатов исследования использовался дескриптивный анализ, анализ теоретической чувствительности, конверсационный анализ, анализ построения семантических образов.

Эмпирической базой диссертационной работы являются данные, полученные в ходе социологических исследований, проведенных научно-исследовательским коллективом кафедры социологии Кубанского госуниверситета при непосредственном участии автора. В 2006 году проведено фокус-групповое исследование с представителями формальных институтов и профессиональных групп (4 фокус-группы), в рамках исследовательского проекта Российского гуманитарного научного фонда «Мигрантофобия как фактор межэтнической напряжённости». В составе участников фокус-групповых интервью были: учащиеся студенты, педагоги среднего, профессионального и высшего образования, представители правоохранительных органов и администрации, работники строительной и торговой сферы. Также использовались методы группового интервью, анализа устной истории (oral history) и контент-анализ номинальных результатов анкетного опроса. Результаты исследования представлены в отчётных материалах проекта РГНФ.

Научная новизна выносимой на защиту диссертации заключается в следующем: осуществлен социально-психологический анализ мигрантофобии, что позволило определить глубинные причины её формирования; выявлены особенности конструирования семантических образов мигрантофобии; систематизированы факторы мигрантофобии, обуславливающие её формирование и формы проявления; определена функциональная структура и уровни мигрантофобии в системе межэтнических отношений «местные жители-мигранты» и осуществлена классификация основных видов мигрантофобии (факторная модель мигрантофобии); разработана методика качественного исследования мигрантофобии как свойства межэтнических отношений в системе «местные жители-мигранты»; исследованы формы и способы проявления мигрантофобии в практиках межэтнических отношений на основании дифференцированного подхода местных жителей к мигрантам с применением качественной методологии.

В ходе диссертационного исследования были сделаны следующие выводы, которые диссертант формулирует как положения, выносимые на защиту:

1. Мигрантофобия как социальное явление с точки зрения теории этнической идентификации является результатом стремления индивидов принадлежать к этнической группе, с которой они себя отождествляют, чтобы удовлетворить потребности в социальной, экономической и психологической защищенности. Мигрантофобия имеет глубинное психическое происхождение, которое вызывает в человеческом сознании интолерантные переживания и реакции, связанные с мигрантами из-за потенциальной угрозы безопасности, из-за неспособности индивидов овладеть средой, а также в состоянии фрустрации, то есть ощущением непреодолимых препятствий к достижению желаемой цели или сильной потребности.

2. Коммуникативная специфика межэтнических отношений, в условиях которых формируется мигрантофобия как семантический конструкт, представляет собой процессы самоидентификации, межэтнической дифференциации и процесс осознания оценочного отношения к группе «мы» и «они». Принципы формирования мигрантофобии в семантическом пространстве заключаются в том, что учитываются не только реальные взаимодействия с объектами, но и субъективные факторы в виде символов, мифических представлений и стереотипов, которые обуславливают процесс идентификации в межэтнических взаимодействиях. Процесс формирования мигрантофобии включает в себя смыслообразующую функцию конструкта группы принимающей территории и группы, претендующей на проживание.

3. Обострение мигрантофобии вызвано совокупностью факторов межэтнических отношений: фактор социальной конкуренции, фактор религиозных противоречий, фактор ментальности, исторический фактор, демографический фактор, фактор межличностного взаимодействия в системе «местные жители-мигранты», фактор численности мигрантов и особенности их расселения в локальной среде местных жителей, фактор региональной миграционной политики, фактор этнической принадлежности мигрантов и фактор манипуляции сознанием.

4. Функциональное значение мигрантофобии заключается в удовлетворении потребностей местных жителей в этнической безопасности, в психической устойчивости, определённости и потребности в позитивной этнической идентичности, способствующей повышению их статуса. Функциями мигрантофобии являются: повышение этнического статуса, защитная функция, функция адаптации, функция самовыражения. Мигрантофобия является многоуровневым феноменом: по субъекту распространения, по способу коммуникации, по характеру проявления и по стадиям развития этнического конфликта. Факторная модель мигрантофобии образована фобиями местных жителей по отношению к мигрантам: коммуникативная фобия, атрибутивная фобия, этнофобия, ситуативная фобия, поведенческая фобия, этностатусная фобия, ресурсная фобия, традиционная .(ист0Рическая) фобия, фобия культурных универсалий, политическая фобия и милитаристская фобия.

5. Методологической основой социологического исследования мигрантофобии является микроанализ социально-культурных процессов и противоречий, построенный на исследовании этнических сообществ, понимании специфики повседневности и вариативности индивидуального поведения человека. Именно он позволяет провести содержательный анализ влияния мигрантофобии на формирование и рост межэтнической напряженности, сфокусироваться на главных структурных элементах исследуемого феномена в гомогенных группах.

6. Дискриптивныый анализ мигрантофобии как социальной практики этнических взаимоотношений в системе местные жители-мигранты показал: местных жителей в целом можно отнести к следующим типам: убеждённые мигрантофобы и этнофобы, гуманисты, экономисты, объективисты, бихевиористы, и интеракционисты. Осуществлен дифференцированный подход к группе мигрантов. Феномен мигрантофобии в результате может быть по отношению к студентам-иностранцам, так как их обучение в принимающей среде обусловлено желанием закрепиться на данной территории с целью предпринимательства и льготного проживания в общежитии; к мигрантам-торговцам в силу того, что местные жители их воспринимают в качестве перекупщиков, искусственно завышающих стоимость на товар. С мигрантами-строителями связана проблема демпинга и нелегального положения таких работников. Мигрантофобия может проявляться к мигрантам, склонным к коррумпированным действиям, так как они способны намного быстрее и легче решить проблемы, связанные с законом, документами, властью; а преуспевающие мигранты вызывают неприятие со стороны местных жителей по причине более высокого уровня жизни по сравнению с основным населением.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут быть использованы управленческими структурами в процессе реализации миграционной политики. Диссертационное исследование направлено на решение проблемы мигрантофобии как вида этнической напряжённости, существующей в системе социальных факторов, что особенно актуально не только для Краснодарского края, как поля межэтнического взаимодействия, но и для Южного федерального округа в целом. Полученные результаты могут быть использованы при реализации адаптационных программ для мигрантов, интеграционных тренингов и в профилактике мигрантофобии как социально опасного феномена, а также в организации учебно-воспитательного процесса при разработке учебных курсов по этносоциологии, социологии международных отношений и ряда спецкурсов.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии Кубанского государственного университета.

Основные идеи, положения и выводы работы были представлены на Рефлексивном методологическом практикуме для студентов социологов института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (Москва, 2002); на III Научной сессии факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ (Краснодар, 2002); на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003); на Всероссийском научно-методическом семинаре «Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения» (Краснодар, 2004); на 1 Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения-2004: Российское общество и вызовы глобализации» (Москва, 2004); на XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2005); на VI

Научной сессии факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ (Краснодар, 2005); на П Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения-2005» (Москва, 2005); на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции: «Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма» (Краснодар, 2006); в отчётных материалах исследовательского проекта РГНФ «Мигрантофобия как фактор межэтнической напряжённости» (Москва, 2005-2006).

Основные положения и результаты исследования отражены в пятнадцати научных публикациях автора, общим объемом 5 п.л., в том числе, в двух коллективных монографиях, в двух научных статьях, в материалах и тезисах выступлений на международной конференции, на всероссийских и региональных конференциях, семинарах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Нос, Наталья Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мигрантофобия - это вид этнической напряжённости, при которой мигранты воспринимаются как носители угрозы социальной, культурной, этнической безопасности, при этом особенностью образа мигрантов является сочетание реальности и символических кодов, рациональности и мифичности.

В поисках социальной защиты с целью удовлетворения потребности в социальном, экономическом и психологическом объединении, особенно в условиях социального кризиса, индивиды стремятся принадлежать к этнической группе, с которой они себя идентифицируют. Поэтому мигрантофобия является субъективным феноменом и показателем социальной системы, в которой этническая группа местных жителей стремится выявить причины групповой неудовлетворенности в этнической группе мигрантов, с которой они находятся в оппозиционном взаимодействии. Формирование мигрантофобии происходит параллельно с психическими процессами фрустрации и агрессии вследствие неудовлетворённых потребностей и наличия потенциальной угрозы безопасности. В процессе межэтнической коммуникации мигрантофобия становится для местных жителей механизмом психологической защиты, которые имеют компенсирующее значение в конструктах семантического пространства - в противоположных друг другу образах: местных жителей и мигрантов.

В процессе идентификации, психологическое состояние человека преобразуется в устойчивые социальные образы, кристаллизируется в семантические конструкты, в которых мигрантофобия формируется в оппозиционные образы: «мы» - местные жители, «они» - мигранты. Субъективным фактором в межэтнических отношениях являются формы этнического сознания (стереотипы, установки, предубеждения), которые трансформируют действительный образ мигранта, построенный на реальном взаимодействии (коммуникации), в мифосимволический. Структурное содержание мигрантофобии определяется расхождениями местных и мигрантов в целях существования; оно представляет собой систему взаимосвязанных стереотипов и установок, которые, стоит заметить, не являются определяющими элементами в конструктах мигрантофобии. Поэтому конструктивистский подход к исследованию процесса формирования мигрантофобии раскрывает смыслообразующую функцию конструкта группы принимающей территории и группы, претендующей на проживание.

Факторы межэтнических отношений, провоцирующие формирование мигрантофобии, определяют содержание и значение данного явления. Они обусловлены социально-экономической неустроенностью, социопатией, ощущениями «этнической неполноценности», особенностями локального пространства местных жителей, политизацией региональное™, культурными предпосылками и т.д. В них не только угроза толерантного сосуществования местных жителей и мигрантов, но и другие экзистенциальные причины, ориентированные на нормальное и привычное удовлетворение базовых потребностей человека.

Функциональная структура мигрантофобии определяется необходимостью существования местных жителей с единой этнической и территориальной идентичностью на разных уровнях её проявления. Опираясь на необходимость удовлетворения потребностей этнического статуса и этнической безопасности, мигрантофобия выполняет функции статусной мобилизации и защиты этнической целостности группы местных жителей. В ситуации изменяющейся кризисной ситуации она может выполнять функцию адаптации и самовыражения. Функции мигрантофобии в разной степени актуализируются под влиянием факторов межэтнической напряженности, что позволяет проанализировать неудовлетворенные потребности индивидов, связанные с желанием жить в социально-благоустроенном обществе.

Специфика явления мигрантофобии ориентирует нас на изучение микропроцессов, происходящих на уровне социальной группы и в межгрупповых взаимодействиях, а также на специфику культурной дифференциации и вариативности индивидуального поведения человека. Методологические, методико-технические принципы микроанализа выступили главными ориентирами в разработке программы социологического исследования и инструментария, рассмотреть необходимые аналитические процедуры. Таким образом, качественное исследование мигрантофобии как социального феномена позволил рассмотреть группу местных жителей как локально-этническое сообщество, вступающее во взаимоотношения с мигрантами и определить параметры дифференциации мигрантов в восприятии местных жителей и выявить критерии, снижающие влияние факторов на формирование мигрантофобии.

На эмпирическом уровне оппозиция идентичностей «мы - они», как центральный компонент межэтнических отношений, используется в качестве структурирующего принципа социально-психологической готовности местных жителей воспринимать мигрантов адекватно существующим стереотипам, установкам и предубеждениям. Обнаруженная символичность семантического образа «они» для местных жителей является следствием активности средств массовой коммуникации.

Оценка деятельности инициативных групп по отношению к мигрантам строится на признании необходимости осуществления социального контроля над миграционными процессами, но методы, которые используют скинхеды, правозащитные организации, казачество, вызывают сомнения и недоверие среди местных жителей.

Толерантность местного жителя по отношению к мигрантам несёт преимущественно социокультурный характер. Например, принятие мигрантов, зависит от взаимоуважения, сочувствия, от уровня образованности мигрантов. Критерии готовности местных жителей проявлять тенденцию к интеграции с мигрантами зависят от степени участия мигрантов в социально-производственной сфере занятости и общественной пользе. Если местные жители способны формулировать условия принятия мигрантов, то это говорит о том, что они готовы к сотрудничеству и комплиментарное™ в системе межэтнических взаимодействий

Среди актуальных механизмов формирования отношения местных жителей к мигрантам является коммуникативный процесс, именно в результате совместного труда и взаимной социализации появляется понимание того, что мигранты - это обычные люди, личности со своими такими же, как и у местных жителей, потребностями: «жить мирно и в достатке». Несмотря на разницу в восприятии социальной действительности, в своем большинстве мигранты воспринимаются местными жителями с точки зрения их деловых и личностных свойств.

В результате исследования обозначились образы мигрантов, интолерантное местным жителям: мигранты-студенты, мигранты-торговцы, мигранты-строители, преуспевающие мигранты и мигранты, склонные к коррупционным действиям. Местных жителей по способу восприятия мигрантов можно отннести к следующим типам: убеждённые мигрантофобы и этнофобы, гуманисты, экономисты, объективисты, бихевиористы и интеракционисты.

В соответствии с гипотезой диссертационного исследования, можно подтвердить предположение: на основании факторов социальной конкуренции и межличностного взаимодействия в системе «местные жители-мигранты» формируются конструкты мигрантофобии, которые обуславливают формы и способы её проявления в принимающей среде местных жителей. Обострить мигрантофобию в структуре межэтнических отношений могут факторы численности мигрантов и фактор российской ментальности (радоваться тому, что есть, не стремиться к лучшему или большему).

Таким образом, складывается ситуация, в которой особенностями самовосприятия местных жителей города Краснодара является признание собственной нереализованное™, социальной пассивности на фоне более успешных иноэтнических групп. Мы приходим к пониманию, что мигранты - это лишь индикатор социальной неустойчивости, проявляющей глубинные проблемы на уровне самовосприятия. Местные жители признают актуальность межнационального единства, культурного возрождения. Для того чтобы не сталкиваться с проблемами неприятия, этноэгоизма, конфликтов, этнической изоляции действительно необходимо регулировать процессы самоидентификации в полиэтничном социокультурном пространстве, тем самым, формируя национальную и духовную культуру человечества.

Действительность, изучаемая современными социологами, представляет собой сложную совокупность разнонаправленных векторов развития, образующих динамичную целостность многоуровневой социальной реальности. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, идентификация создаёт самого человека. Но из-за свойственной большинству людей неподвижности мышления, консервативноста/социокультурное развитие человека отстаёт от требований жизни. В чём же причина? Причина в том, что из социальной среды изъят самый главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духовных ценностей, из-за недостатка которых человечество переживает небывалый кризис.

Прогнозные суждения по поводу развития проблемной ситуации, которая изучалась в данной работе, на основе анализа теоретической и прикладной информации заключаются в следующем. Движение к стабильности, как социокультурная необходимость на фоне социально-политических изменений, происходящих в социальном пространстве нашего государства, невозможно без обеспечения интеграции и гармоничных взаимодействий личности и групповых образований. Понимание процессов социокультурной идентификации, мотивационных механизмов, стимулирующих групповые и межгрупповые отношения, связаны с решением проблем дезинтеграции нашего социума. Идентификация в определённом смысле лежит в основе стабильности функционирования общества и государства. Поэтому интересы науки в изучении данной проблематики будут подкрепляться гражданским долгом и призывать использовать полученные знания для эффективного развития нашего государства.

Совершенно очевидно, что необходимы изменения в государственной политике в отношении межэтнических взаимодействий, основывающиеся, в том числе, и на признании феномена мигрантофобии как свойства отношений между мигрантами и местными жителями. В связи с вышеизложенным представляется возможным сформулировать ряд положений, которые рекомендуется учитывать управленческим структурам:

1. Целесообразно расширить уровень межэтнических взаимодействий целевой группы (местные жители) для осуществления интеграции мигрантов и формирования толерантного сознания. Исследование показало, что взаимодействие контактных групп приводит к смещению миграционных и этнических акцентов в сторону личностных (социально-психологических) характеристик индивидов.

2. В ситуации межэтничнеской напряженности следует проводить мониторинговые исследования, закрепляя экспериментально параметры, приводящие к оптимальному процессу адаптации мигрантов. На этом же уровне отслеживать параметры идентификации и в случае агрессивного восприятия окружающей действительности принимать меры, нормализующие психоэмоциональное состояние местных жителей, не допуская фрустрации и общей подавленности, переходящих в устойчивую мигрантофобию.

3. Рекомендуется повышать информированность населения об этнокультурных особенностях различных национальных групп; актуализировать факторы культурного единства, уважения и толерантности к этнокультурным формам жизни, как местных жителей со стороны мигрантов, так и мигрантов со стороны местных жителей. Оценка значимости факторов мигрантофобии позволила нам разработать рекомендации по решению проблемы межэтнической толерантности в факторах мигрантофобии: внедрение образовательных программ, направленных на воспитание толерантности, пропаганда толерантности в СМИ; организация совместной деятельности и общего досуга местных и мигрантов (например, организация совместных мероприятий по благоустройству города, акции милосердия, проведение международных фестивалей).

4. Проводить массовую презентацию результатов научной деятельности специалистов в области этносоциологии и демографии. Данная рекомендация была сформулирована в связи с выявленным в ходе исследования доверием местных жителей к научным и статистическим источникам.

5. Разработать адаптационную программу для субъектов межэтнической коммуникации через определение чётких правил приёма мигрантов и информирование местного населения о позитивных аспектах пребывания мигрантов на территории региона. В связи с этим, должны реализовываться проекты по повышению этнокультурной компетенции местных жителей через смещение акцентов с защитных механизмов по отношению к мигрантам на формирование чувства национального достоинства, устойчивой гражданской позиции и позитивной этнической идентичности местных жителей.

6. Сотрудникам миграционных служб рекомендуется активизировать свои действия в направлении социальной поддержки мигрантов, а так же популяризировать через СМИ и социальную рекламу свои действия в этой области среди местных жителей, чтобы снизить или ликвидировать скепсис о бездействии государственных служб в отношении мигрантов.

В заключение хотелось бы коснуться возможных дальнейших направлений в разработке темы диссертационного исследования. Перспективным в научном плане станет изучение глубинных механизмов формирования мигрантофобии, как психосоциального процесса с использованием психодиагностики. Исследование категории местных жителей, убеждённых в собственной мигрантофобии, позволит более точно проанализировать функциональную структуру изучаемого явления. Также интерес представляет изучение представителей религиозных течений, так как это, предположительно, совершенно иной способ восприятия мигрантов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Нос, Наталья Михайловна, 2007 год

1. Абдулатипов Р. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

3. Авксентьев А.В., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь, 1994.

4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.

5. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социс, 1996, №2.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

7. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

8. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

9. Адорно Т., Сэнфорд Р.Н., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

10. Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 3.4.2. М., 1993.

11. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отношений. (Опыт экспериментальной социологии). М.: 1990.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М. :МГУ, 1990.

13. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. В.С .Магуна -М.: Аспект Пресс, 1998.

14. Арутюнов С.А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19.

15. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева JT.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.,1998.

17. Асмолов А.Г. Културно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

19. Бадыштова И.М. Осторожно: мигрантофобия. Независимый голос России. 1999. №6.

20. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Д., 1985.

21. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

22. Баронин А.С. Этническая психология. Киев, 2000.

23. Барт Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии // Этнографическое обозрение. 1995. № 3.

24. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

25. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996

26. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

27. Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. СЛ. Козлова, П.И. Пучкова. М., 1991.

28. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учеб. пособие. М., 1998.

29. Белозеров B.C. Этнографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.

30. Бергер Т., Лукман П. Конструирование социальной реальности. -М.,1998.

31. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Совет, писатель, 1990.

32. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед. Краснодар, 1990.

33. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

35. Бромлей Ю.В. Этнография. М., 1988.

36. Бугай Н.Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917-90-го ды). М., 2000.3 7. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

37. Бурдье П. Социология политика. М. 1993.

38. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

39. Вацлав П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных отношений. СПб., 2000.

40. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.

41. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995.

42. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

43. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М, 1990.

44. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М.,1993.Вып.З.

45. Воловикова М.И., Гренкова Л.Л., Морскова А.А. Утверждение через отрицание // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.

46. Воробьева О.Д. Вынужденная миграция в России// Миграция. 1997. №1.

47. Вундг В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998.

48. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 3.

49. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «Образ врага» // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1998.

50. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М., 1993.

51. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

52. Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

53. Глейзер Н. Мультикультурные общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение, 1998, №6

54. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: философский и психологический анализ. Киев, 1999.

55. Гостев А.А. Эволюция сознания и разрешение глобальных конфликтов. М.: 1993.

56. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

57. Гриценко В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001.

58. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

59. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

60. Гусейнова Н.А. Социальная ситуация и межнациональныеотношения в Дагестане (по результатам социологических исследований). М., 1998.

61. Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

62. Данилова Е.Д. Ядов В.А. Контуры социальных групп идентификации. Личность в современном российском обществе / Социальная идентификация личности. М.: 1993.

63. Данилова И.А, Денисенко М.Б.Миграция населения как фактор изменения этнического состава населения России в 1989-1995 гг.//Населения и кризисы. М., 19996.Вып.2

64. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

65. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

66. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

67. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996.

68. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.

69. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.

70. Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.

71. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

72. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.

73. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В.,Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х. М., 1996.

74. Дробижева JI. Этничность и политика в отношениях между новыми государствами на территории бывшего СССР// Миграционные процессы после распада СССР/Ред. Ж.А.Зайончковская. М., 1994.

75. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1.

76. Дробижева Л.М., Аклаев А.А., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х гг. М., 1996.

77. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5.

78. Духовная культура и этническое самосознание наций / Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 1990. Вып. 1.

79. Душков Б. А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург, 2001.

80. Дятлов В.И. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. М, 1999. № 1.

81. Жилин Л.Н. Теоретическая подготовка социологического исследования (к разработке программы). М., 1989.

82. Зайончковская Ж.А. Миграции в России после распада. М., 1998.

83. Зайончковская Ж.А. Миграция населения в России: новейшие тенденции//Проблемы расселения: история и современность. М., 19997.

84. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.

85. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

86. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.

87. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

88. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

89. Инкельс А. Личность и социальная установка // Американскаясоциология. М., 1972.

90. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

91. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

92. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1999.

93. История социологии. / А.Н. Елсуков, Г.Н.Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицианов; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.:Выш.шк., 1997.

94. Калашникова Е М. Идентификация как единство приобщения и обособления // Новые идеи философии. 1996.

95. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. №9.

96. Карта ненависти: национализм, антисемитизм и авторитаризм в регионах России. М., 1999.

97. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

98. Качанов Ю.Л. Шматко Н.А. Как возможна социальная группа (к проблеме реальности в социологии) // Социологические исследования. 1996, №2. / .

99. Ю1.Квале С. Исследовательское интервью. -М.: Смысл,2003.

100. Ким Я.Ю. Коммуникация и кросс-культурная адаптация // Этнос и политика: Хрестоматия. М., 2000.

101. Кириленко Г.Л. Проблема исследования жестов в иностранной психологии // Психологический журнал. 1987. № 2.

102. Ковалев А.Г. Некоторые аспекты исследований невербальной коммуникации человека. Проблемы психологии общения и взаимопонимания. Краснодар, 1979.

103. Кодекс социолога. МСА. 1991.

104. Козлов В.И. Проблематика "Этничности" // Этнографическое обозрение. 1995. №4.

105. Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России. Энциклопедия. М., 1994 С. 461

106. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.

107. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.

108. Кон И. Национальные особенности психологии людей // Социальная психология М., 1975.

109. Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск, 1998.

110. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М, 1971.

111. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М., 1979.

112. Кондратьев B.C. Эксперимент ex post facto в социологическом исследовании // Советская этнография. 1970. № 2.

113. Кореняко В. Казачество в Ставропольском крае фактор стабилизации или конфликтогенеза? // Возрождение казачества: надежды и опасения. М., 1998.

114. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных науках. М., 1999.

115. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

116. Кочетков В.В. Кросскультурное исследование невербальной коммуникации русских и немцев // Психологическое обозрение. 1997. № 1 (4).

117. Краг X., Хансен Л.Ф. Северный Кавказ: народы на перепутье. СПб., 1996.

118. Красинец Е. и др. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000.

119. Краткий психологический словарь. М., 1985.

120. Крицкий Е., Савва М.В. Краснодарский край. Модельэтнологического мониторинга. М., 1998.

121. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.

122. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. М., 1992. Т.1.

123. Куда пришла Россия? / Отв. ред. Т.И. Заславская. М., 2003.

124. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.

125. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

126. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997.

127. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

128. Лебедева Н.М. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997.

129. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

130. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 1997.

131. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

132. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

133. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6.

134. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. № 5.

135. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4.

136. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.,2001.

137. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Велика. М., 2001.

138. Логика социологического исследования. М., 1987.

139. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

140. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

141. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

142. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб., 2000.

143. Макарова Л.В. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен//Социологические исследования. 1995. № 3.

144. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

145. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология, методы исследования. М., 1997.

146. Мартыненко К.М. Этнос и политика. Краснодар, 1995.

147. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999.

148. Матвеев О.В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995.

149. Ментальность Россиян. М.:1997.

150. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.

151. Миграция и безопасность в России. М., 2000.

152. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

153. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория. М., 2001.

154. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.,2002. / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2003.

155. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997.

156. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

157. Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. М., 1998.

158. Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1997.

159. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. В 2 кн. Кн.1. М.: Просвещение: Владос,1994.

160. Оберемко О.А., Кириченко М.М. Вынужденные переселенцы на Кубани: институциональная перспектива управления. Краснодар, 2001.

161. Орлова И.Б. Социальные последствия российских миграционных процессов//Вести РГНФ, 1996. №2.

162. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов: Колл. авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.:Интерпракс, 1996.

163. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001.

164. Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его

165. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1.

166. Петриков Н.Н. Проблем и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае// Краснодарская краевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае» Краснодар, 2001.

167. Петров В.Н. Миграции населения и этнические мигранты в современной России: Монография / Под ред. В.И.Добренькова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004.

168. Петров В.Н., Ракачёв В.Н., РакачёваЯ.В., Чёрный В.Н. Мигранты в Краснодарском крае: проблемы адаптации и формирования толерантной культуры: Учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2002.

169. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994.

170. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001.

171. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

172. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.

173. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

174. Психоанализ: Популярная энциклопедия./ Сост., науч. ред. П.С.Гуревич. М., 1998

175. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2001.

176. Ракачев В.Н. Этнодемографические изменения в Краснодарском крае 1989-1999 годы // Социологический журнал. 2001. № 2.

177. Ракачев В.Н., Черный В.И. Этносы и этнические группы Краснодарского края: формы культурной организации. Краснодар, 2001.

178. Реальность этнических мифов (аналитическая серия № 3). М., 2000.

179. Рейковски Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5.

180. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития. В поисках новых подходов. М., 1995.

181. Росс JL, Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емильянова, B.C. Могуна-М.: Аспект Пресс, 1999.

182. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРАМ, 1998.

183. Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.

184. Рыбаковский JUL Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996

185. Рязанцев С., Триер Т. Миграция и социально-экономическая адаптация месхетинских турок на Ставрополье // Этнические проблемы современности. Вып. 5: Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе. Ставрополь, 1999.

186. Савва Е.В., Савва М.В. Этнический статус и стереотипы этнических общностей (к вопросу об этническом статусе русского населения Северного Кавказа) //Человек. Сообщество. Управление. 1999. №3.

187. Савва М. Вынужденные переселенцы на юге России: итоги проекта ЮРРЦ. Новая реальность N 1 Январь 2002 Экспертиза

188. Савва М.В. Межнациональные отношения: теория, практика и проблемы Кубани. Краснодар, 1993.

189. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, 1999.

190. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

191. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

192. Семёнова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998 -292 стр., с.7-8.

193. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.

194. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.

195. Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкулыурной коммуникации // Человек. 1992. №2-5.

196. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. с. 729-730

197. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

198. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.: Смысл, 1998.

199. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации./ Психологический журнал. 1997,-Том 18, №1.

200. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.

201. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. М.: Институт социологии, 1993.

202. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. М.; Ставрополь, 2000.

203. Социология в России / под ред. В.А.Ядова.-2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.

204. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

205. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, технологические, теоретические проблемы. М., 1996.

206. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //

207. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

208. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997.

209. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.

210. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

211. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного анализа: обоснованная теория, процедуры и техники/ Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРССС, 2001.

212. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М., 1990. Вып. 20.

213. Тер-Саркисянц А.Е. Межнациональные отношения в Краснодарском крае (1993 г.) (основные тенденции развития). М., 1994. N 55.

214. Тер-Саркисянц А.Е. Национальные меньшинства Краснодарского края Российской Федерации: история и современное положение // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. М., 1996.

215. Тишков В. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.

216. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. 1989. № 4.

217. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

218. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

219. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

220. Файззулин Ф.С., Зарипов А .Я. Грани этнической идентификации.// Социологическое исследование. 1997, - №8.

221. Фомичев П.Н. Социологические теории национализма. М., 1991.

222. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

223. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

224. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. СПб., 1995.

225. Фромм.Э. Иметь или быть. Перевод. М.: «Прогресс», 1986.

226. Хагуров А.А. Особенности межнациональных отношений в Краснодарском крае//Краснодарская краевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае» Краснодар, 2001

227. Хоперская Л.Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? М., 1999.

228. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

229. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.

230. Цыганков П.А. Росийская идентичность и европейский характер.// Социально-политический журнал. -1996. -№6.

231. Чернобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. 1992. № 7.

232. Шалин В.В. Проблема толерантности в социальном развитии современного российского общества. М., 2000.

233. Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб., 2000.

234. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

235. Шлягина Е.И, Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. М., 1997.

236. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования.// Социологическое исследование. -1998. №4.

237. ШпетГ.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

238. Щаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1986.

239. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

240. Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 1997.

241. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994.

242. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

243. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

244. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

245. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

246. Anderson В. Imagined communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, 1983.

247. Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New Delhi, 1991.

248. Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological perspectives. London, 1993.

249. GreenfeldL. Nationalism: Five Paths to Modernity. Cambridge (Mass), 1992.

250. HorneylCThe Neurotic Personality of Our Time. N.Y., 1967.

251. Smith A. National Identity. London, 1991.

252. Sullivan G. The collected Work. V. l.N.Y. 1965.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.