Межцивилизационный синтез в России: Славянофилы, западники, В. С. Соловьев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Величкина, Оксана Вячеславовна

  • Величкина, Оксана Вячеславовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2005, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Величкина, Оксана Вячеславовна. Межцивилизационный синтез в России: Славянофилы, западники, В. С. Соловьев: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2005. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Величкина, Оксана Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС КУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА В РОССИИ В ТРУДАХ ЗАПАДНИКОВ, СЛАВЯНОФИЛОВ И ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА.

1.1. Обоснование целесообразности культурного синтеза в России в трудах западников.

1.2. Процесс культурного синтеза в России в работах славянофилов.

1.3. Владимир Соловьев о неизбежности культурного синтеза в России.

РАЗДЕЛ 2. ЗАПАДНИКИ, СЛАВЯНОФИЛЫ И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ О ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СИНТЕЗА В РОССИИ.

2.1. Особенности процесса межрелигиозного взаимодействия в России в работах западников.

2.2. Славянофилы о возможности сосуществования религий в России.

2.3. Обусловленность межрелигиозного синтеза в России в работах Владимира Соловьева.

РАЗДЕЛ 3. ЗАПАДНИКИ, СЛАВЯНОФИЛЫ И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

О ПУТЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.

3.1. Пути политического преобразования в России в идеях западников.

3.2. Варианты решения проблемы политического синтеза в России, предложенные славянофилами.

3.3. Владимир Соловьев об основах проблемы политического благополучия в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межцивилизационный синтез в России: Славянофилы, западники, В. С. Соловьев»

Актуальность исследования

Период конца XX - начала XXI века характеризуется повышенным интересом к перспективам развития России, вариантам ее взаимодействия с различными цивилизациями. Как известно, этот вопрос в русской философии впервые был поднят в трудах славянофилов (К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова), западников (П.В. Анненкова, В.В. Белинского, В.П. Боткина, # А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, П.Я. Чаадаева). Позже эту тему будет рассматривать и B.C. Соловьев. Сходство ситуаций в духовной, политической, религиозной жизни в третьей четверти XIX века и на рубеже XX-XXI веков актуализирует обращение к философии вышеперечисленных авторов. Общество, меняющее направление жизни, испытывает потребность сверять намечаемые планы своего развития с традициями, исторически сложившейся системой ценностей. Это делает востребованными концепции соотечественников, более века назад предложивших свое видение межцивилизационного синтеза России. Так, созвучны современным условиям, ^ но нуждаются в новом осмыслении предложенные западниками, славянофилами и Соловьевым пути развития российской цивилизации в системе цивилизационных ориентиров «Восток-Запад».

Представители западнической точки зрения, в частности А.И. Герцен, полагали, что «ход развития истории есть не что иное, как постоянная эмансипация человеческой личности от одного рабства вслед за другим, от одной власти вслед за другой вплоть до наибольшего соответствия между разумом и деятельностью, - соответствия, в котором человек и чувствует себя свободным»\ «Самое драгоценное достояние человека - его личная независимость, его свобода, - утверждал и Д.И. Писарев. - Чем развитее нация, тем полнее самостоятельность отдельной личности, и в то же время тем безопаснее одна личность от посягательств другой»2. Сегодня, когда в российском обществе речь идет о

Герцен А.И. Избранные философские произведения. - Госполитиздат, 1948. - Т. 2. - С. 296-297. 2 Писарев Д.И. Сочинения. - М., 1955. - Т. 2. - С. 62- 63. свободе личности, суждения представителей этого философского стана считаются актуальными и значимыми.

Отрицая индивидуализм, свойственный западникам, славянофилы настаивали на том, что «человечеству равно только человечество. Есть нечто выше Европы - это весь род человечества»3. Изучив работы славянофилов, мы смогли выявить в них механизмы взаимодействия культур. Так, о западной и русской культуре они говорят, что две эти культуры не должны отрицать одна ♦ другую, иначе их уделом будет односторонность. Задача созидательной деятельности цивилизации будущего состоит в том, «.чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли убеждения всех степеней и сословий наших; чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением Европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие»4.

Размышляя о богочеловечестве, мессианском предназначении России, B.C. Соловьев обосновывал целесообразность ее контактов с иными цивилизациями, не боясь за ее уникальность: то, что дано Богом не сможет изменить ничто, тем более сотрудничество с другими цивилизациями.

Исследователь творчества B.C. Соловьева князь Трубецкой говорил, что ничто так не раздражало философа, как идолопоклонство. Когда ему приходилось иметь дело с узким «догматизмом, возводившим что-либо условное и относительное в безусловное, дух противоречия сказывался в нем с особой страстностью. В особенности жестоко доставалось от него наиболее вредным из всех идолов - идолам политическим. Таких идолов он находил в самых противоположных воззрениях - в славянофильстве и в западническом либерализме, в учении Каткова и в социализме»5. Именно поэтому философ находился в состоянии постоянного поиска, иногда его за это даже критикуют. И тем не менее, мы считаем, что B.C. Соловьеву, несмотря на его утопизм,

3 Аксаков К.С. Сборник статей. - М., [200—]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/rnisc/aksakovstat.htrnI. - Загл. с экрана.

4 Киреевский И.В. Избранные статьи.-М., 1984. -С.119-120.

Трубецкой Е.Н. Знакомство с B.C. Соловьевым. - М., [200—]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/etrubeckoi/soloviev.html. — Загл. с экрана. удалось ближе всех его современников подойти к наиболее правильному ответу на вопрос: «Что нужно для благополучия страны?»

Говоря о мировом политическом состоянии всех существующих цивилизаций, B.C. Соловьев рассуждает о том, что «при настоящем состоянии человечества, разделенного на многие независимые государства, задача верховной государственной власти не может ограничиваться охранением и усовершенствованием правовых отношений внутри данного общественного целого, - она необходимо распространяется и на взаимодействие отдельных государств»6.

Наконец, актуальными представляются рассуждения видных философов XIX века о русском народе как носителе культуры, особенностях его духовности, культурном потенциале и политической грамотности.

Вышеназванные обстоятельства обусловили выбор темы и определили основные направления исследования. Считаем верным суждение А.И. Герцена: «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего; глядя назад - шагаем вперед»7.

Проанализировав идеи классиков отечественной и мировой философской и культурологической мысли и современных исследователей - Н.А. Бердяева, М. Вебера, П.П. Гайденко, Н.Я. Данилевского, А.А. Кара-Мурзы, О. Конта, Т.Ф. Кузнецовой, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.В. Фатющенко, СЛ. Франка, А.А. Хагурова, С. Хантингтона, О. Шпенглера, Н.И. Цимбаева, В.Б. Храмова и др. мы определили границы понятий «цивилизация» и «межцивилизационный синтез», которыми апеллировали в исследовании.

В контексте исследования нами употребляется понятие «цивилизация» с позиции локальности, то есть речь идет о регионе мира, в котором развитие общества и культуры происходит в особом направлении, на базе собственных

6 Соловьев B.C. Значение государства // Спор о справедливости. Москва—Харьков, 1999. - С. 860.

7Герцен А.И. Соч.: В 30т.-М., 1954-1960.-T2.-С. 24. культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией.

Под межцивилизационным синтезом мы понимаем возможность контактов, общения с иными цивилизациями. В данном случае понятие «синтез» обладает некоторыми признаками социальной ассимиляции: идет постепенное усвоение представителями той или иной социальной группы социально-культурных черт другой группы. Процесс этого синтеза и был рассмотрен с различных позиций и с применением отличных друг от друга методов представителями западнического, славянофильского лагерей и Владимиром Соловьевым. Отметим, что в терминологии интересующих нас направлений философской мысли такого понятия, как «межцивилизационный синтез», не существовало, в своих высказываниях мыслители апеллировали такими категориями, как «заимствование», «влияние», «опыт», «урок», «уникальность» и т. д.

Состояние теоретической разработанности темы исследования

Избранная нами тема диссертационной работы ранее не ставилась как самостоятельная, хотя многие отечественные и зарубежные исследователи на протяжении XIX-XX веков обращались к наследию славянофилов, западников и B.C. Соловьева, но интерпретировали их идеи преимущественно в контексте историко-философского направления, философской антропологии и т. п.

Анализ культурологических взглядов, философских аспектов культуры в творческом наследии этих русских мыслителей в их сопоставлении и противопоставлении современной действительности, а именно в таком направлении нами рассматривается творчество славянофилов (К.С. Аксакова,

A.С. Хомякова, И. В. Киреевского), западников (П.В. Анненкова, В.В. Белинского,

B.П. Боткина, А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, П.Я. Чаадаева) и альтернативного им B.C. Соловьева, - ранее не предпринимался. В ходе исследования потребовалось выявить и проанализировать ряд фундаментальных работ вышеуказанных мыслителей, в которых в качестве основных выступают такие категории, как «культура», «религия», «политика», «цивилизация».

В работе использован опыт авторов, изучавших наследие славянофилов, западников и Соловьева - В.И. Адо, А.С. Ахиезера, П.П. Гайденко, А.А. Галактионова, Г.В. Драча, Е.А. Дудзинской, А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского,

A.А. Зиновьева, В.И. Иванова, B.C. Керимова, В.К. Кантора, Б.Г. Капустина,

B.А. Кошелева, А.Ф. Лосева, С.М. Лукьянова, М.А. Маслина, П.Н. Милюкова, М.В. Назарова, Д.А. Ольшанского, А.С. Панарина, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, И.К. Фуделя, Е.С. Элбакяна, А.Л. Янова и др.

Но существуют специальные исследования творчества и философского наследия славянофилов, западников, Соловьева - Н.А. Бердяева8, А.А. Галактионова9, А.Ф. Лосева10, Н.И. Цимбаева11 и др.

Философское наследие западников и славянофилов получило глубокое осмысление в работе нашего современника, доктора философских наук В.Б. Храмова. В его монографии «Философия истории и культуры П.Я. Чаадаева и «старших» славянофилов» дан глубокий анализ мировоззрения основоположника западничества Петра Чаадаева, а также его сторонников и идейных противников (славянофилов).

Изучение литературы по избранной теме показало, что, несмотря на множество публикаций, целостного видения концепции культуры и эпохи западниками, славянофилами и Соловьевым в отечественной историософии пока не существует. Не было определено и проблемное поле понятия «межцивилизационный синтез». Обращение к данной теме обусловлено и тем, что творчество славянофилов и западников, как правило, трактовалось с культурологической позиции, а творчество Соловьева, напротив,

8 Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1991; Он же. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990; Он же. Бунт и покорность в психологии масс // Московский Еженедельник. - М., 1907. 18 декабря; Он же. Духовный кризис интеллигенции // Статьи по общественной и религиозной психологии, — СПб., 1910; Он же. Россия и Запад. - Канон, 1998; Он же. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Владимира Соловьева и др.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли //Вопросы философии. - 1966. - № 6. - С. 120—130.; Он же. Русская философия XI—XIX вв. -Ленинград, - 1970. - С. 651.

10 Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его Время. — М.,1994.; Он же. Русская философия // Страсть к диалектике. — М., 1990.

11 Цимбаев Н.И. Славянофильство. — М., 1986.; Он же. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России.-М., 1978. рассматривалось с позиции религиозной философии. Изучение идей интересующих нас философов в рамках обозначенного круга проблем позволило сделать новые выводы в отечественной философско-культурологической мысли. Этими обстоятельствами и обусловлены выбор и основное направление настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является межцивилизационный синтез в России.

Предмет исследования - процесс поиска межцивилизационного синтеза в России, рассмотренный сквозь призму взглядов западников, славянофилов, B.C. Соловьева в контексте культуры XX - начала XXI века.

Цель исследования - на основе сравнительного анализа идей западников, славянофилов, B.C. Соловьева выявить представленные ими пути межцивилизационного синтеза в России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выявить основные идеи западников относительно процесса культурного, религиозного и политического синтеза в России, дать определение такому явлению, как взаимодействие цивилизаций в культурном пространстве России;

- изучить варианты культурного, религиозного, политического сосуществования в России, отображенные во взглядах славянофилов, определить, насколько допустимым они считали процесс межцивилизационного синтеза в России;

- проанализировать, насколько, с точки зрения идейных взглядов B.C. Соловьева, возможен межцивилизационный синтез в России;

- обосновать значимость идей изучаемых автором философов XIX века для современной социокультурной ситуации в России.

Методологическая основа и методы исследования

В ходе исследования использованы различные методологические подходы и теоретические конструкты, сложившиеся в современных гуманитарных науках.

Основой диссертационного исследования является социокультурная методология, границы которой обозначены в трудах классиков отечественной и мировой философско-исторической и культурофилософской мысли - Н.А. Бердяева, М. Вебера, Г. Гегеля, Н.Я. Данилевского, О. Конта, К. Маркса, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, C.JI. Франка, О. Шпенглера.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесло изучение положений, выводов, идей, сформулированных в работах современных исследователей русской культуры и историософии - А.С. Ахиезера, Б.П. Борисова, П.П. Гайденко, И.И. Горловой, Г.В. Драча, A.JI. Зорина, А.А. Кара-Мурзы, Т.Ф. Кузнецовой, В.И. Лях, В.В. Фатющенко, А.А. Хагурова, С. Хантингтона, В.Б. Храмова, Н.И. Цимбаева и др.

Для достижения цели, решения поставленных задач применена совокупность методов и принципов познания общественных явлений -историзма, системности, единства исторического и логического, целостности и противоречивости развития.

Преимущественное значение в работе имели сравнительный метод, позволивший сопоставить специфику проявлений духовной жизни людей в разные исторические эпохи, и проблемно-логический метод, давший определение проблемного поля исследования, позволивший сформулировать основные понятия и категории, выявить отношение к идеям о межцивилизационном синтезе в XIX веке.

Научная новизна диссертационной работы является результатом решения поставленных задач и состоит в следующем:

- впервые в отечественной культурологии дано определение такого явления, как «межцивилизационный синтез»;

- на материале русской историософии автором исследования очерчено проблемное поле «межцивилизационного синтеза»;

- осуществлен сравнительный анализ концепций западников, славянофилов, Владимира Соловьева, выявлены общие и особенные черты их идей в проблемно-логическом поле, именуемом «межцивилизационный синтез»;

- обосновано, что идеи западников и славянофилов о цивилизационном развитии России носят не только полемический характер, но и имеют общие мировоззренческие позиции, намечающие контурное поле цивилизационного единения в России;

- продемонстрировано, что концепции западников и славянофилов в их идейном споре о дилемме «Восток-Запад» представляют собой философско-проективные модели политической и социокультурной будущности России;

- аргументированно показано, что славянофильская доктрина являлась не результатом так называемого почвенничества, а следствием исчерпанности идеологического проекта европейской культуры;

- дана авторская интерпретация концептов «культура», «религия», «политика» в теории западников, славянофилов, Владимира Соловьева.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно обладает выводами, полезными для теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин (философия истории, социальная философия, культурология, история, политология и др.), для практики политического и культурного прогнозирования и управления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные идеи западников о процессе культурного, религиозного, политического взаимодействия позволяют сделать вывод о том, что под межцивилизационным синтезом мыслители понимали путь развития страны, при котором Россия, взаимодействуя с другими более прогрессивными цивилизациями, не потеряет своего цивилизационного достоинства: сумеет воспользоваться опытом зрелых государств, сохранив при этом свою индивидуальность, в частности свою христианскую основу и потенциальную богоизбранность; признавая за Россией мессианскую роль, П.Я. Чаадаев подготавливал основу для решения важнейших проблем философии культуры - прежде всего проблемы взаимодействия культур.

Тема народного и культурного единства, противостоящего национализму, проходит лейтмотивом почти во всех сочинениях западников, в частности П.Я. Чаадаева, для которого национализм - наследие язычества, делающее людей врагами. Приоритетной социально-нравственной ценностью для западников являлась личность, ее освобождение от традиционных, преимущественно патриархальных и средневековых пут, провозглашение ее свободы и самоценности. По Чаадаеву, дух христианства менее всего совместим с национальными предрассудками, разделяющими человечество. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха, с гарантиями свободы слова, неприкосновенности личности, с введением гласного суда, чего на тот момент не было в России; в этой связи их привлекал парламентарный строй Англии и Франции.

2. Изучение возможных вариантов культурного, религиозного, политического сосуществования в России, отображенных во взглядах славянофилов, позволило определить, что для них межцивилизационный синтез - это процесс, который делает Россию открытой к взаимодействию с иными цивилизациями и в то же время позволяет ей сохранить индивидуальность. Так, исходя из идей И.В. Киреевского, созидательная задача цивилизации будущего состоит в том, чтобы те начала жизни, которые сохранены учениями Православной Церкви, явились основополагающими для жизни всех сословий российского общества, чтобы эти высшие начала стали гармоничной частью европейского Просвещения. Обозначив православие главенствующей религиозной силой России, А.С. Хомяков аргументировал свои доводы тем, что католицизм и возникший позднее протестантизм отошли от истинного христианства вследствие их исключения из христианской соборности. Поэтому только православие, оставшееся верным соборному духу, может стать основой нового объединения христианских конфессий.

Старшие славянофилы, с оглядкой на некоторые идеи декабристов и в решительном несогласии с «Философическими письмами» П.Я. Чаадаева, впервые в истории русской общественной мысли разносторонне рассмотрели своеобразие отечественной культуры, национального мышления, национального характера в сравнении с соответствующими чертами западноевропейских народов, высоко оценили особенности русской культуры, русской истории; впервые в свете отмеченных проблем заговорили о судьбе и свойствах южных и западных славянских народов, подошли к идее о политических, культурных и конфессиональных союзах.

Под политическим синтезом славянофилы понимали не те преобразования, которые влекут за собой изменение политического уклада, а скорее духовно-религиозный синтез, который и определяет, по их мнению, специфику российской реальности. Славянофилы первыми обозначили национальное самосознание россиян как религиозное по духу и цели. Для славянофилов политика - это синоним слов «религия», «православие», то что способно выделить Россию из числа других цивилизаций.

3. Проанализировав взгляды B.C. Соловьева на проблему осуществления культурного, религиозного, политического взаимодействия в России, становится ясно, что в рамках идей данного философа межцивилизационный синтез - это путь самоорганизации, самосовершенствования, в ходе которого России нужно преодолеть ряд отречений. B.C. Соловьев идет к благу через отрицание своего эгоизма. Пока в человеке присутствует эгоизм, он не способен на поступок, считает философ. Мыслитель убежден, что путь к спасению, к осуществлению истинного равенства, истинной свободы и братства лежит через самоотрицание. Но прежде чем осуществить самоотрицание необходимо самоутвердиться; для того чтобы отказаться от своей исключительной воли, необходимо сначала эту волю иметь; для того чтобы частные начала и силы свободно воссоединились с безусловным началом, они должны отделиться от него, став самостоятельными и полноценными. Такая формула самоотрицания обусловлена необходимостью личного познания противоречий: только испытанная коренная несостоятельность этого самоутверждения может привести к вольному отречению от него и к сознательному и свободному требованию воссоединения с безусловным началом.

Из теорий B.C. Соловьева следует, что в мире есть только несколько цивилизаций, способных отречься от своего национального эгоизма, преподав урок другим. Первая и самая сильная из таких цивилизаций - российская. Философ связывает это с тем, что она моложе, чем западная, поэтому еще не успела наделать многих ошибок, сохранив за собой жизненные соки и силы для этого «великого подвига».

Для Соловьева межцивилизационный синтез - это не противопоставление Запада Востоку, а их гармоничное сотрудничество во всех сферах жизни, и прежде всего в духовной. Из идей мыслителя следует, что единственная истинная цель, истинная миссия всякого народа состоит в его участии во Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации.

4. Идеи западников, славянофилов и B.C. Соловьева об уникальности России, а также о ее мессианском предназначении в ходе развития мировых цивилизаций оказались не только созвучными современной действительности, но и стали идеологемами и симулякрами современного политического, нравственного, эстетического, религиозного сознания России, такими как «мессианство», «богоизбранность», «вселенский», «особое предназначение», «великий урок» и др. Связано это с возобновившимся в конце XX - начале XXI века интересом русских мыслителей к тому, какой путь цивилизационного развития страны предпочтительнее. Однако, используя методологию и определения, данные изучаемыми диссертанткой философами XIX века, современные исследователи под этими определениями понимают и иные явления. Так, если для Соловьева «Всемирная Теократия» - это универсальная модель жизни общества, имеющая своим фундаментом православие, то сторонники современного экуменизма во «Всемирной Теократии» видят жизнь, где каждая религиозная конфессия наделена одинаковыми правами и ассимилирует с иными религиями. Понятие «мессианство» в современной жизни часто трактуется как «мученичество» и т. д.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы осуществлялись на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских конференциях. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций.

Структура исследования состоит из введения, трех разделов с девятью подразделами, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Величкина, Оксана Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной задачей данного исследование было выявить на основе сравнительного анализа идей западников, славянофилов, B.C. Соловьева представленные ими пути межцивилизационного синтеза в России. Решение задачи стало возможным в рамках изучения творчества интересующих нас философов и экспликации концептов «культура», «религия», «политика».

Итогом первого раздела - «Процесс культурного синтеза в России в трудах западников, славянофилов и Владимира Соловьева» - стало определение позиций западников, славянофилов и Владимира Соловьева относительно культурного синтеза в России. Нами доказано, что поиск культурного синтеза в России, в трудах интересующих нас мыслителей способствовал развитию отечественной культурологии и философии.

Исследовательская работа, проделанная во втором разделе - «Западники, славянофилы и Владимир Соловьев о возможности религиозного синтеза в России» - позволила нам сделать вывод о том, что идеи о межрелигиозном синтезе в России имеют актуальность и значимость для сегодняшнего дня. Мы пришли к выводу, что вопреки ранее принятому представлению о том, что преимущественно светская философия западников не имеет общих религиозных настроений со славянофильской школой, точки соприкосновения по данному вопросу у этих двух идейных противников все-таки имеются. Религиозный синтез, на самом деле, одна из важнейших тем творчества философов XIX века, а рассмотренные нами мыслители практически единодушно полагали, что только тот, в чьей душе живет вера, может считаться полноценным членом общества, способным принять участие в преобразовании страны.

Результатом третьего раздела - «Западники, славянофилы и Владимир Соловьев о путях политического преобразования России» - стал вывод о том, что намеченные в творчестве выдающихся философов XIX в. пути политического преобразования в России не дали окончательного результата. Однако они определили конкретный интерес последующего поколения отечественных ученых к вопросу о цивилизационном выборе России. Мы обосновали мысль о том, что политическая позиция западников была отлична от славянофильской не по теме социальной дискуссии, а по форме постановки вопроса о благополучии страны. Если для славянофилов политика - это религия (православие) плюс стремление сохранить свою индивидуальность, то западники склонны были думать иначе: их не устраивал политический уклад страны. Однако, наряду со славянофилами, западники были также патриотами, выразителями национальной идеи, но в другой форме, с другими ориентирами. По их утверждению, настоящее дело заключалось в том, чтобы развить в обществе гражданское сознание и «общественный критицизм»298. Представители этого идейного течения считали, что оставлять страну в состоянии традиционного быта, не меняя политический уклад и не развивая культуру, рискованно. Для B.C. Соловьева политический синтез - это восстановление некогда разветвленного христианства, что должно неизбежно повлечь за собой более плотное взаимодействие цивилизаций, в которых присутствует христианство: православие и католицизм.

Внимательно проанализировав идеи изучаемых мыслителей XIX века, дав интерпретацию их понимания культурного, религиозного и политического синтеза, нам удалось Доказать, что обозначенное во введении понятие «межцивилизационный синтез» имеет под собой весомые основания в идейном наследии отечественных мыслителей. Таким образом, для западников, в частности П.Я. Чаадаева, межцивилизационный синтез - это путь развития страны, при котором Россия, взаимодействуя с другими более прогрессивными странами, не потеряет своего цивилизационного достоинства: сумеет воспользоваться опытом зрелых государств, при этом сохранив свою индивидуальность, в частности, свою христианскую основу и потенциальную богоизбранность. Подчеркивая идею о том, что мессианство проявляется в области знания, что оно - суть обладания знанием, П.Я. Чаадаев как бы подготавливает основание для решения важнейших проблем философии культуры - проблемы взаимодействия культур.

Для славянофилов межцивилизационный синтез - это процесс, который знакомит Россию с особенностями иных цивилизаций, и в то же время

298 Заметки по Южно-Славянскому вопросу.// Вестник Европы. - М., июнь 1877. - С. 803-804. позволяет сохранить ей индивидуальность. Так, исходя из идей И.В. Киреевского, созидательная задача цивилизации будущего состоит в том, чтобы те начала жизни, которые сохранены учениями Православной Церкви, стали основополагающими для жизни всех сословий российского общества, чтобы эти высшие начала стали гармоничной частью европейского просвещения. Обозначив православие главенствующей религиозной силой России, А.С. Хомяков аргументировал свои доводы тем, что католицизм и возникший позднее протестантизм, отошли от истинного христианства вследствие их исключения из христианской соборности. Поэтому только православие, оставшееся верным соборному духу, может стать основой нового объединения христианских конфессий.

В рамках идей B.C. Соловьева, межцивилизационный синтез в России -это путь самоорганизации, самосовершенствования, в ходе которого нужно преодолеть ряд отречений. B.C. Соловьев видит путь к благу через отрицание эгоизма: пока в человеке присутствует эгоизм, он не способен на поступок, считает философ. Мыслитель убежден, что путь к спасению, к осуществлению истинного равенства, истинной свободы и братства лежит через самоотрицание. Но прежде чем осуществить самоотрицание, необходимо самоутвердиться; для того, чтобы отказаться от своей исключительной воли, необходимо сначала эту волю иметь; для того чтобы частные начала и силы свободно воссоединились с безусловным началом, они должны отделиться от него, став самостоятельными и полноценными. Такая формула самоотрицания обусловлена необходимостью личного познания противоречий: только испытанная коренная несостоятельность этого самоутверждения может привести к вольному отречению от него и к сознательному и свободному требованию воссоединения с безусловным началом.

Для Соловьева межцивилизационный синтез - это не противопоставление Запада Востоку, одной цивилизации другой, а их гармоничное сотрудничество во всех сферах жизни и, прежде всего, духовной. Из идей мыслителя следует, что единственная истинная цель, истинная миссия всякого народа состоит в его участии во вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации.

Таким образом, подытоживая результаты своего исследования, мы делаем вывод о том, что отечественные философы XIX века, хотя и не оставили в своих работах точных определений, касающихся процесса межцивилизационного синтеза в России, но в своих построениях наметили варианты решения самого важного для многих поколений россиян вопроса: «По какому пути должна идти Россия, для того, чтобы быть достойной цивилизацией». Идеи западников, славянофилов и Владимира Соловьева стали фундаментом для целой плеяды их последователей, а также современных исследователей в поиске оснований культурного, религиозного, политического синтеза в России.

Предложенная нами интерпретация воззрений западников, славянофилов и Владимира Соловьева может быть полезна в дальнейшей исследовательской работе. Мы полагаем, что поиску межцивилизационного синтеза в России еще будет посвящена не одна диссертация и монография. Мы также считаем, что рассмотренная нами тема, в последующем может получить новую интерпретацию за счет использования междисциплинарной, социально-проективной, синергетической методологии, а также за счет увеличения количества рассматриваемых персоналий или расширения хронологических рамок исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Величкина, Оксана Вячеславовна, 2005 год

1. Адо, В.И. Выступление К. С. Аксакова против берлинского конгресса1878 г. и отклики на него в России и Болгарии. «История СССР» Текст. / В.И. Адо // М., 1962.-№6.

2. Аксаков, И.С. Полное собрание сочинений Текст. / И.С. Аксаков // -СПб., 1903. Т. 4. - С. 300-307.

3. Аксаков, К.С. О некоторых современных собственно литературных вопросах Текст. / К.С. Аксаков // Вопросы философии. М., 1990. - № 1.1. С.162-168.

4. Аксаков, К.С. Эстетика и литературная критика Текст. / К.С. Аксаков // — Минск, 1999. С. 284-376.

5. Аксаков, К.С. Сборник статей. Электронный ресурс. / К.С. Аксаков. -Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа:http://www.philosophy.ru/libraiy/misc/aksakovstat.html. Загл. с экрана.

6. Алафаев, А.А. Русский либерализм на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Из истории журнала «Вестник Европы» Текст. / А.А. Алафаев // М., 1991.1. С. 108.

7. Андреев, Д.Л. Роза Мира Текст. / Д.Л. Андреев // М., 1992.

8. Анненков, П.В. Литературные воспоминания Текст. / П.В Анненков // -М., 1993.

9. Анненкова, Е.И. Русское смирение и западная цивилизация: (Спор славянофилов и западников в контексте 40-50-х годов XIX века) Текст. / Е.И. Анненкова// Русская литература. М., 1995. - № 1.

10. Ахиезер, А.С. Куда идет Россия? Электронный ресурс. / А.С. Ахиезер // выступление на международном симпозиуме (17-19 декабря 1993 г.) -Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа: http://scd.centro.ru/kuda.htm - Загл. с экрана.

11. Ахиезер, А.С. Специфика исторического пути России Электронный ресурс. / А.С. Ахиезер // Статьи. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.libertarium.ru/old/library/ahies3.html. - Загл. с экрана.

12. Бажов, С.И. Философия истории Н. Я. Данилевского Текст. / С.И. Бажов //-М., 1997.

13. Белинский, В.Г. Россия до Петра Великого Текст. / В.Г. Белинский // Русская идея. М., 1992.

14. Белинский, В.Г. Статьи и рецензии Текст. / В.Г. Белинский // М., 1990. -Т.З.-С. 75-79.

15. Белинский, В.Г. Сочинения. В 13 Т. Текст. / В.Г. Белинский II М., 1965. -С. 15.

16. Бердяев, Н.А. Судьба России Текст. / Н.А. Бердяев II- М., 1991. С.88.

17. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века Текст. / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. - С.17-54.

18. Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции Текст. / Н.А. Бердяев // Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910. - С.99-111.

19. Бердяев, Н.А. Россия и Запад Текст. / Н.А. Бердяев // Канон, 1998. - С. 34-128.

20. Бердяев, Н.А. А.С. Хомяков как философ Текст. / Н.А. Бердяев // Собрание сочинений. Париж, 1989 - Т.З. - С. 23-29.

21. Бердяев, Н.А. Проблема Востока и запада в религиозном сознании Владимира B.C. Соловьева Электронный ресурс. / Н.А. Бердяев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http//www.vehi.net/berdyaev/soloviev.html-Загл. с экрана.

22. Величко, B.JI. Владимир B.C. Соловьев, его жизнь и творчество Текст. / В.Л. Величко // М., 1997. - С. 45-106.

23. Вильям ван дер Беркен «Святая Русь» в русской литературе XIX в.: за и противТекст. / Вильям ван дер Беркен // М., 1997; - С. 65-79.175

24. Владыкина, У.Ф., Ненашева, М.И. История русской философии 19-20 веков Текст. / У.Ф. Владыкина, М.И. Ненашева // Киров, 1998.

25. Вырост, И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа Текст. / И.С. Вырост // Философская и социальная мысль.- М., 1989.

26. Гаджиев, К.С. Национально-территориальные перспективы российской государственности Текст. / К.С. Гаджиев // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995. -С. 68-80.

27. Гайденко, П.П. Человек и человечество в учение B.C. Соловьева Текст. / П.П. Гайденко // Вопросы философии. М., 1994. - № 6.

28. Гегель, Г. Сочинения. Текст. / Г. Гегель // М., 1956. - Т.З.

29. Гегель, Г. Лекции по философии истории Текст. / Г. Гегель // СПб., 1993.

30. Герцен, А.И. Собрание сочинений в 30 Т. Текст. / А.И. Герцен // М., 1954-1960.-Т. 6.-С. 24.

31. Герцен, А.И. Былое и думы. Текст. / А.И. Герцен // М., 1970. - С. 35.

32. Герцен, А.И. Избранные философские произведения Текст. / А.И. Герцен // М., 1948. Т. 2. - С. 48-297.

33. Гнатенко, П.И., Кострюкова, JI.O. Национальная психология Текст. / П.И. Гнатенко, JI.O. Кострюкова//-Днепропетровск, 2000.

34. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Текст. / Н.Я. Данилевский // М., 1991.-С. 118-119.

35. Дробижева, JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития Текст. / J1.M. Дробижева // Советская этнография. М., 1989. - № 5.

36. Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе Текст. / Е.А. Дудзинская // М., 1995.

37. Ерасов, Б.С. Выбор России в евразийском пространстве. Текст. / Б.С. Ерасов // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. - С. 39-60.

38. Зайцева, В.А. «Русская идея» в трактовке В. Соловьёва и его последователей// Владимир Соловьёв и философско-культурологическая мысль XX века. Текст. / В.А. Зайцева // Иваново, 2000.

39. Замалеев, А.Ф. Русская философия. Новые исследования и материалы Текст. / А.Ф. Замалеев // Семестровый курс по истории русской философии. -СПб., 2001.

40. Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии Текст. / А.Ф. Замалеев // Учебное пособие для гуманитарных вузов. М., 1995 - С. 191-192.

41. Заметки по Южно-Славянскому вопросу Текст. // Вестник Европы М., июнь 1877.-С. 803-804.

42. Зеньковский, В.В. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья Текст. / В.В. Зеньковский II М., 1990.

43. Зеньковский В.В. История Русской философии Текст. / В.В. Зеньковский //-Париж, 1948.-С. 167-278.

44. Зеньковский В.В. История Русской философии Электронный ресурс. / В.В. Зеньковский. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/zenkv001.htm. - Загл. с экрана.

45. Зиновьев, А. А. Запад. Текст. / А.А. Зиновьев II М., 1995. - С. 107.

46. Иванов, В.И. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания

47. Электронный ресурс. / В.И. Иванов. Электрон, дан. - М., 200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/ivanov.html. - Загл. с экрана.

48. Иванов, В.И. Религиозное дело Владимира Соловьева// Родное и вселенское Текст. / В.И. Иванов. М., 1994.

49. Кавелин, К.Д. Наш умственный строй Текст. / К.Д. Кавелин // Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. - С. 289.

50. Каменский, З.А. Московский кружок любодумов. Текст. / З.А. Каменский//-М., 1980.

51. Кантор, В.К. Русский европеец как задача России Текст. / В.К.Кантор // Русская мысль. М., 1999. - № 4279.

52. Кантор, В.К. Западничество как проблема «русского пути» Текст. / В.К.Кантор // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур. М., 2000. - С. 6-30.

53. Капустин, Б.Г. Россия и Запад: Пути к миру миров Текст. / Б.Г. Капустин // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. - С. 20-38.

54. Кара-Мурза, А. А «Новое варварство» как проблема российской цивилизации Текст. / А. А. Кара-Мурза // М., 1995. - С.9-67.

55. Киреевский, И.В. Избранные статьи Текст. / И.В. Киреевский // М., 1984.-С. 119-218.

56. Киреевский, И.В. Обозрение русской словесности 1829 года Текст. / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

57. Киреевский, И.В. Полн. собр. соч. Под ред. М. Гершензона. Текст. / И.В. Киреевский//-М., 1911. -Т. 1. С. 111-128.

58. Кожинов, В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. Текст. / В.В. Кожинов//- М., 1997.

59. Константинов, В.Н. B.C. Соловьёв о национально-психологических характеристиках русских// Владимир Соловьёв и философско-культурологическая мысль XX века Текст. / В.Н. Константинов //-Иваново, 2000.

60. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии. Текст. / С.А. Левицкий//-М., 1996.

61. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и славянство Текст. / К.Н. Леонтьев // -М., 1996.-С. 242-444.

62. Леонтьев, К.Н. Моя литературная судьба Текст. / К.Н. Леонтьев // Автобиография. М., 1935.

63. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его Время Текст. / А.Ф. Лосев // М., 1994.-С. 510-511.

64. Лосев, А.Ф. Русская философия. Страсть к диалектике Текст. / А.Ф. Лосев // М., 1990. - С. 23-284.

65. Лопатин, Л.М. Памяти Вл. Соловьева Текст. / Л.М. Лопатин // Вопросы философии и психологии. М., 1910 - № 5.

66. Лосский, Н.О. История русской философии. Текст. / Н.О. Лосский II -М., 1991.-С. 17-88.

67. Лосский, Н.О. История русской философии Электронный ресурс. / Н.О. Лосский. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/index.html. - Загл. с экрана.

68. Лосский, Н.О. Характер русского народа Текст. / Н.О. Лосский // -Франкфурт-на-Майне, 1957.

69. Лукьянов, С.М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы Текст. / С.М. Лукьянов // Материалы к биографии Прага, 1916. - Кн. 1.

70. Мень, А. В. Владимир Сергеевич Соловьев Электронный ресурс. / А. В. Мень. Электрон, дан. — М., [200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/men/soloviev.html. - Загл. с экрана.

71. Милюков, П.Н. Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, В. Соловьев Текст. / П.Н. Милюков // М., 1892. - С. 159.

72. Михайловский, Н.К. Сочинения Текст. / Н.К. Михайловский // СПб., 1888.-Т.З.- С. 159.

73. Мордовской, Н.В. К критике «философии истории» Н. Я. Данилевского. Философские проблемы общественного развития. Текст. / Н.В. Мордовской // -М., 1971.

74. Мочульский, К.В. Гоголь, B.C. Соловьев, Достоевский. Текст. / К.В. Мочульский//- М., 1985.

75. Назаров, М.В. Тайна России Текст. / М.В. Назаров // М., 1999. -С.520-727.

76. Назаров, М.В. Русская идея и современность Текст. / М.В. Назаров // -М., 1990.-С. 194-211.

77. Нерсесянц, B.C. История политических и правовых учений. Текст. / B.C. Нерсесянц // М., 2000.

78. Никитин, С.А. Славянские комитеты в России 1858 1876. Текст. / С.А. Никитин //-М., 1960.

79. Новгородский, П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева Электронный ресурс. / П.И. Новгородский. Электрон, дан. - М., [200-]. -Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/novgor02.htm. - Загл. с экрана.

80. Нуруллаев, А.А. Религиозное возрождение и межконфессиональные отношения в российском пространстве. Текст. / А.А. Нуруллаев // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995. - С. 105-119.

81. Ольшанский, Д.А. Русская национальная идея Вл. Соловьёва в трудах Н. Бердяева// Владимир Соловьёв и философско-культурологическая мысль XX века Текст. / Д.А. Ольшанский //-Иваново, 2000;

82. Очирова, Т.Н. Евразийская модель культуры Текст. / Т.Н. Очирова // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. - С. 191-207.

83. Панарин, А.С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы. Текст. / А.С. Панарин // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. - С. 82-94.

84. Панарин, А.С. Россия в Евразии: Политические вызовы и цивилизационные ответы. Текст. / А.С. Панарин // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 2: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995.-С. 51-67.

85. Пеунова, М.Н. Неославянофильство Текст. / М.Н.Пеунова // История философии в СССР. М., 1968. - Т. 3.

86. Писарев, Д.И. Сочинения Текст. / Д.И. Писарев // М., 1955. - Т. 2. -С. 62-63.

87. Платонов, О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации Текст. / О.А. Платонов // М., 1998.

88. Пушкин, А.С. Собрание соч. в 10 Т. Текст. / А.С. Пушкин //Сочинения. -М., 1978. Т. 10. - С. 287-288

89. Розанов, В.В. Около церковных стен Текст. / В.В. Розанов // СПб., 1906.-Т. 2.

90. Самарин, Д.Ф. Поборник вселенской правды Текст. / Д.Ф. Самарин // -М., 1890.

91. Самарин Ю.Ф. Сочинения Текст. / Ю.Ф. Самарин // М., 1890. - Т. 1 .С. 63.

92. Смолич, И.К. И.В. Киреевский. Текст. / И.К. Смолич // Путь. - М., 1932.-№33.-С. 58-66.

93. Соина, О.С. Эстетика самосовершенствования: Толстой, Достоевский, В. Соловьев Текст. / О.С. Соина // М., 1990.

94. Соловьев, B.C. Сочинения Текст. / B.C. Соловьев // М., 1989. - Т. 1. -С. 88-299.

95. Соловьев, B.C. Национальный вопрос в России Текст. / B.C. Соловьев II — М., 1891.-С. 28-35.

96. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра Текст. /B.C. Соловьев //-Минск, 1999. С. 43-350.

97. Соловьев, B.C. Письма Текст. / B.C. Соловьев // Минск, 1998. -С. 60-88.

98. Соловьев, B.C. Значение государства. Великий спор и христианская политика. Спор о справедливости Текст. /B.C. Соловьев // Москва-Харьков, 1999.-С. 190-860.

99. Соловьев, B.C. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей Текст. // PRO ЕТ CONTRA. СПб., 2002.-С. 95-210.

100. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве// Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе Текст. / B.C. Соловьев // СПб., 1994. - С. 44.

101. Соловьев, B.C. Великий спор и христианская политика. Спор о справедливости Электронный ресурс. / B.C. Соловьев. Электрон, дан. - М.,200.. Режим доступа:http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovvl 1.htm. Загл. с экрана.

102. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра Электронный ресурс. / B.C. Соловьев. Электрон, дан. -М., [200-]. - Режим доступа:http://www.philosophy.ru/library/solovev/opravd/index.html. Загл. с экрана.

103. Соловьев, B.C. Значение государства Электронный ресурс. / B.C. Соловьев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv29.htm. - Загл. с экрана.

104. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве Электронный ресурс. / B.C. Соловьев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/chteniya/01.htm. - Загл. с экрана.

105. Соловьев, С.М. Владимир B.C. Соловьев. Жизнь и творческая эволюция Текст. / С.М. Соловьев //- М., 1997.

106. Трубецкой, Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. Текст. / Е.Н. Трубецкой //-М., 1913.-Т. 2.

107. Трубецкой, Е.Н. Разочарованный славянофил Текст. / Е.Н. Трубецкой // Собрание сочинений. -М., 1907.-Т. 1.

108. Трубецкой, Е.Н. Знакомство с B.C. Соловьевым Электронный ресурс. / Е.Н. Трубецкой. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/etrubeckoi/soloviev.html - Загл. с экрана.

109. Устрялов, Н.В. Национальная проблема у первых славянофилов Текст. / Н.В. Устрялов // Русская мысль. М., 1996. - С. 35-78.

110. Фатющенко, В.И., Цимбаев, Н.И. Владимир Соловьев критик и публицист Текст. / В.И. Фатющенко, Н.И. Цимбаев // Вступительная статья к сборнику B.C. Соловьев. - М.,1990. - С. 3-33.

111. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России Текст. / Г.П. Федотов // Вёрсты. -Париж, 1926. № 1. -С. 120-163.

112. Федотов, Г.П. //Будет ли существовать Россия? Текст. / Г.П. Федотов // Вестник РСХД. Париж, 1929. - № 1-2. -С. 13-21.

113. Флоренский, П. А. Около Хомякова: критические заметки Текст. / П. А. Флоренский //-Сергиев Посад, 1916.

114. Флиер, А.Я. Об исторической типологии российской цивилизации Текст. / А.Я. Флиер // Цивилизации и культуры: Науч. Альманах. Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1994. — С. 94-115.

115. Франк, C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.J1. Франк II М., 1992.

116. Фудель, И.К. Леонтьев и B.C. Соловьев Текст. / И.К. Фудель // Русская мысль.-М., 1917. -№ 11, 12.

117. Хомяков, А.С. Полное собрание сочинений Текст. / А.С. Хомяков // М., 1990. - Т. 3.-С. 29-187.

118. Хомяков, А.С. Сочинения Текст. / А.С. Хомяков // М., 1992. - Т. 1. -С. 25-114.

119. Хомяков, А.С. Сочинения Электронный ресурс. / А.С. Хомяков. -Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа: www.PHILOSOPHY.ru/iphras/library/iph4/06.html. - Загл. с экрана.

120. Хомяков, А.С. Несколько слов о «Философическом письме», напечатанном в 15 книжке «Телескопа» / А.С. Хомяков. Электрон, дан. - М., 200-. - Режим дocтyпa:.http://www.vehi.net/khomyakov/izpisma.html. - Загл. с экрана.

121. Хомяков, А.С. Церковь одна Электронный ресурс. / А.С. Хомяков. -Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/khomyakov/cerkov.html-]. - Режим flocTyna:.http://www.vehi.net/khomyakov/izpisma.html. - Загл. с экрана.

122. Храмов, В.Б. Введение в философию Текст. / В.Б. Храмов // Краснодар, 1997.

123. Храмов, В.Б. Философия истории и культуры П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов Текст. / В.Б. Храмов // Краснодар, 2003. - С. 9.

124. Цимбаев, Н.И. Славянофильство Текст. / Н.И. Цимбаев //- М., 1986.

125. Цимбаев, Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России Текст. / Н.И. Цимбаев // М., 1978.

126. Чаадаев, П.Я. Сочинения Текст. / П.Я. Чаадаев // М., 1989. —1. С. 24-414.

127. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма Текст. / П.Я. Чаадаев//-М., 1991.-Т. 1. С. 108-680.

128. Чаадаев, П.Я. Первое философическое письмо Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaadl.html.- Загл. с экрана.

129. Чаадаев, П.Я. Второе философическое письмо Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaad2.html - Загл. с экрана.

130. Чаадаев, П.Я. Третье философическое письмо Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaad3.html.- Загл. с экрана.

131. Чаадаев, П.Я. Четвертое философическое письмо Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaad4.html.- Загл. с экрана.

132. Чаадаев, П.Я. Пятое философическое письмо Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/lettr/chaad5.html.- Загл. с экрана.

133. Чаадаев, П.Я. Отрывки и разные мысли Электронный ресурс. / П.Я. Чаадаев. Электрон, дан. - М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/chaad/fragments.html - Загл. с экрана.

134. Чернышевский, Н.Г. Избранные философские произведения Текст. / Н. Г. Чернышевский // М., 1950. - Т. 2. - С.582-583.

135. Чинакова, Л.И. Русский национальный характер: материальное и духовное в ценностных ориентация Текст. / Л.И. Чинакова // Идейное наследие

136. B. С. Соловьёва и проблемы наступающего века. Омск, 2000.

137. Шлегель, Ф. Эстетика, философия, критика. Текст. / Ф. Шлегель // Сочинения. -М., 1983.-Т. 1.-С. 301.

138. Шпенглер, О. Закат Европы. Текст. / О. Шпенглер // М., 1993. - Т. 1.1. C. 280-287.

139. Элбакян, Е.С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний Текст. / Е.С. Элбакян //- М., 1997. С. 120-130.

140. Я нов, А. Л. Славянофилы и Константин Леонтьев Текст. / А. Л. Янов // Вопросы философии. М., 1969. -№ 8. -С. 98-104.

141. Gersteain, L. Nikolai Strakhov. Harvard University Press. Text. / L. Gersteain // Cambridge, Massachusetts, 1971.

142. Huntington S. The Clash of Civilization and Remaking the World Order Text. / S. Huntington // N.Y., 1996.

143. Huntington, S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century Text. / S. Huntington // University of Oklahoma Press, 1991. - P. 115.

144. Huntington, S. Political Order in Changing Societes Text. / S. Huntington // -NewHaven, Jale, 1968.-P. 194.

145. Pye, L.W. Armies in the Process of Political Modernization. The Role of the Military in Underdeveloped CountriesText. / L.W. Pye // Ed. by J. Johnson. Princeton, New Jersey, 1962. P. 76.

146. Soloviov, V. S. Against the Slavophils. Text. / V. S. Soloviov // The mind of Modern Russia: Historical and Political Thought of Russia's Great Age. Ed. Hans Kohn, New Brundswick, NJ: Rutgers University Press, 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.