Межцивилизационный диалог в современных международных отношениях: теоретические и практические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат наук Садыкова, Эльмира Ленаровна
- Специальность ВАК РФ23.00.04
- Количество страниц 354
Оглавление диссертации кандидат наук Садыкова, Эльмира Ленаровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические подходы к исследованию
цивилизациониой парадигмы международных отношений
1.1 .Эволюция теоретических взглядов на роль межцивилизационного взаимодействия в развитии человеческого общества. История и
современность
1.2. Цивилизационная парадигма современных международных отношений
Глава II. Роль межцивилизационного взаимодействия в системе международных отношений
2.1.Негосударственные участники мировой политики и проблемы межцивилизационного взаимодействия
2.2.Культурно-цивилизационные аспекты в развитии современных государств
2.3.Правовое измерение межцивилизационного взаимодействия
в международных отношениях
Глава III. Влияние цивилизациониой специфики России на внешнеполитические векторы сотрудничества
3.1. Национальное и конфессиональное многообразие как историческая особенность российской государственности
3.2.Развитие межцивилизационного диалога
в многосторонней дипломатии Российской Федерации
3.3.Российские регионы в геоцивилизационном пространстве
Глава IV. Межцивилизационный диалог и формирование полицентричной мировой системы
4.1. Цивилизационные аспекты в формировании
полицентричного мирового порядка
4.2.Концептуальные подходы к модели меживилизационного диалога
в системе современных международных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК
Республика Татарстан как участник межцивилизационного диалога России и Турции на современном этапе2021 год, кандидат наук Башаран Венера Ильмировна
Глобальное культурное пространство: философский анализ2009 год, кандидат философских наук Гончаров, Павел Александрович
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции2011 год, доктор политических наук Мчедлова, Мария Мирановна
Сущность и специфика межцивилизационных взаимодействий в эпоху глобализации2009 год, кандидат философских наук Шрамкова, Наталия Борисовна
Россия в современном цивилизационном процессе: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Левченко, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межцивилизационный диалог в современных международных отношениях: теоретические и практические аспекты»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Современный этап международных отношений характеризуется динамичными, противоречивыми глобальными процессами, преобразующими геополитический ландшафт мира. Происходящие сложные перемены определяют необходимость объективного анализа факторов влияния на устойчивость мирового развития в новых условиях.
В процессе формирования новой полицентричной системы мироустройства актуализируется проблема межцивилизационной конкуренции. На протяжении длительной исторической эволюции человеческого сообщества происходили сложные процессы становления, развития, а порой и гибели различных цивилизаций. Между тем, усиление интереса к проблеме взаимодействия цивилизаций на рубеже двух тысячелетий вызвано современными условиями глобального мирового развития, вызвавшими рост опасности разломов по линиям межконфессиональных, межцивилизационных противоречий.
В утвержденной Президентом В.В.Путиным обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации отмечено, что «глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. Все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира»1.
Роль России в мировом межцивилизационном пространстве определяется особенностями длительного периода эволюции российской государственности и не теряет своей актуальности в условиях становления
1 Концепция внешней политики Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля2013 г.
http://www.mid.ru/bdomp/ns-ndoc.nsf7e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257bl60051bf7
3
полицентричного мирового порядка. Возрождение и сохранение основных элементов, определяющих российскую цивилизационную идентичность, создание условий для усиления процессов сближения и взаимопроникновения культур различных народов, проживающих на территории страны - одно из основных условий укрепления ее государственности, прочности позиций во внешнеполитической сфере.
Опыт России показывает, что продвижение межцивилизационного диалога как важного вектора внешнеполитической деятельности должно быть основано на понимании того, что цивилизационное и культурное многообразие современного мира представляет собой не разъединительный фактор, а ресурс развития. Глобализация, усиливая взаимозависимость мира, интегрирует его внешнее пространство, определяет общую парадигму развития человечества, но существует и оборотная сторона этого процесса, которая проявляется, в том числе и в усилении культурно-цивилизационной дифференциации человеческого сообщества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном глобальном мире межцивилизационные отношения стали наиболее конфликтогенной областью, чрезвычайно опасным источником напряженности. В период после завершения «холодной войны» активно начинают распространяться идеи об усиливающейся роли межцивилизационных противоречий в тенденциях мирового развития, вплоть до известного тезиса «столкновения цивилизаций», главным образом, исламской и западной, автором которого был американский ученый С.Хантингтон.
Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует о возрастании числа этнических, национальных, религиозных конфликтов. Такие глобальные угрозы как международный терроризм и трансграничная преступность, незаконный оборот наркотиков, этнорелигиозный экстремизм, сепаратизм и др., в условиях высоких достижений в сфере информационно-
коммуникационных технологий используются для провоцирования нестабильности и разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в ущерб безопасности личности, общества и государства.
В результате ослабления институтов государственной власти и управления под воздействием глобализационных процессов, незащищенность этнических и религиозных групп приводит в разных странах к этно-религиозным конфликтам, которые активно используются экстремистскими, сепаратистскими и террористическими преступными группами.
Острые кризисные процессы на Ближнем Востоке, в Северной Африке, вызванные попытками политического и социально-экономического обновления общества, сопровождаются распространением идеологии радикального ислама. Трагическим проявлением религиозной нетерпимости являются войны и насилие.
Сложные революционные процессы в мусульманском мире такие, как «арабская весна», затронувшие целый ряд стран показывают, что обостряются и внутриконфессиональные трения. Так, например, в ноябре 2013 г. политический кризис в Бахрейне был вызван противоборством между представителями шиитского большинства населения и суннитского меньшинства, то есть представителями различных направлений ислама.
Различные аспекты культурно-цивилизационной самоидентификации во взаимосвязи с динамическими и усложняющимися процессами развития политических систем общества в различных государствах сопровождаются кризисом диалога между цивилизациями, прежде всего Западом и мусульманским миром. В разные периоды мировой истории, начиная от античности до современности, одним из важных факторов, обусловливающих различные формы взаимодействия культурно-цивилизационных сообществ было их неравномерное развитие. Длительный исторический период времени в мировой политике доминировала западная цивилизация. Новый этап развития мирового сообщества характеризуется всплеском потоков
иммиграции из стран Африки, Азии, Латинской Америки в государства, входящие в «золотой миллиард». Усиление взаимосвязей между различными регионами мира с особой остротой выявило социально-экономические, политические, духовные, культурные различия в жизни народов.
Политика цивилизационного превосходства, основанная на европоцентристском подходе, отказе от традиционных ценностей многовекового человеческого развития, игнорирует своеобразие политического, национального, духовного, религиозного развития иных культурно-цивилизационных сообществ. А. Дж.Тойнби еще в середине XX в. отмечал экспансионистский характер западной цивилизации, в силу ее более высокого уровня технологического и научного развития. Народам, чей образ жизни на протяжении их исторической эволюции отличался жесткими семейно-родовыми традициями, сложнее воспринимать западные эталоны прав человека и свободные демократические принципы политической системы, что не означает их неспособности к саморазвитию и экономической модернизации в соответствии с требованиями времени. Попытки экспансии западных стандартов организации общества вызывают ответную реакцию со стороны представителей иных цивилизационных общностей, противостоящих дискриминации их культурной идентичности, тем более в условиях, когда укрепляются другие мировые центры силы и влияния.
Политическое мышление, утверждающее господство одной супердержавы, особенно показательно на примере США, где с 1993 г. официальной внешнеполитической доктриной стала концепция «распространения демократии». Острота внутренних политических и социально-экономических кризисов в ряде государств привела к тому, что проблема «слабых», «неудавшихся» государств, большинство из которых относятся к восточным цивилизационным сообществам, используется отдельными государствами для достижения своих геополитических интересов.
Примеры вовлечения США во внутренние политические кризисы таких государств как Сомали (1993 г.), Гаити (1994 г.), Босния (1995 г.), Афганистан (2001 г.), Ирак (2003 г.), Ливия (2011 г.) и др. отчетливо подтверждают стремление к формированию глобального силового поля. Однако, мировой опыт подтверждает, что внешнее давление с применением военной силы со стороны западных стран не приводит к миру и согласию в государствах, которые испытали на себе такое иностранное вмешательство, их политические системы продолжают находиться в нестабильном состоянии, возникают новые очаги напряженности. Современная политическая ситуация в Косово, где большинство сербов не желают подчиняться институтам власти самопровозглашенного и частично признанного государственного образования являет пример спорности использованной с участием Запада модели решения национального вопроса.
Современные ускоренные изменения в политическом, социально-экономическом, научно-техническом развитии мирового сообщества привели к разработке новых концепций, посвященных становлению техногенной цивилизации, утверждающей доминирование рациональных ценностей, инноваций и прогресса в человеческом социуме. Признавая роль научно-технических достижений в прогрессивном мировом развитии, необходимо выделить в нем роль и место духовно-нравственной компоненты, имеющей прямое отношение к правам и свободам человека, в качестве критерия прогресса общества. В XXI веке вопрос о существовании общих подходов к соблюдению прав человека в различных цивилизациях имеет важную теоретическую и практическую значимость. Например, в китайской цивилизации, имеющей тысячелетнюю историю развития, сложилась своя особая идентичность, включая правовую культуру, национальное самосознание, обычаи, религиозные, нравственные и моральные устои. Основные учения - конфуцианство, даосизм и буддизм - срослись в Поднебесной в единое целое, определяя специфический, сложный,
многомерный религиозно-этический мир китайцев . Современные исследования перспектив взаимодействия цивилизаций под воздействием масштабных перемен в мире выявляют необходимость переосмысления поиска путей их сближения, выявления корреляционных процессов между высоким уровнем научно-технического прогресса и сохранением фундаментальных цивилизационных особенностей.
Важной характеристикой современной системы международных отношений являются значительные изменения геополитического ландшафта, которые привели к смещению мирового потенциала на Восток. Все более заметной становится роль не западных государств, таких как Китай, Индия и другие, входящие в Азиатско-Тихоокеанский регион, укрепляется позиция стран Латинской Америки. Тенденции политических и социально-экономических изменений в них показывают многообразие моделей прогрессивного развития.
Происходит формирование глобальных игроков в числе которых, такие как БРИКС, АСЕАН, Союз южноамериканских наций, Евразийский союз, являющихся представительными в географическом и цивилизационном отношении диалоговыми площадками. Интеграционные параметры указанных объединений связаны не критерием национального состава участников, а необходимостью объединения усилий для решения общих глобальных и региональных проблем.
Острота проблемы культурно-цивилизационной совместимости в прогнозировании развития человеческого сообщества усиливается тем, что в рамках государствоцентричной политической системы мира все активнее становится деятельность негосударственных акторов, в число которых входят неправительственные международные структуры, религиозные организации, транснациональные компании, внутригосударственные регионы,
2 Бажанов Е.П. Бажанова Н.Е. Страна веселых богов. Москва Издательство «Восток-Запад», 2008.
8
террористические группы и др. Мобилизационный ресурс многих участников, определяемый этническим, конфессиональным факторами в глобальных условиях может оказать мощное разрушительное воздействие на развитие мировых политических процессов. Международные террористические и сепаратистские организации активно используют этнорелигиозный фактор в качестве инструмента вовлечения новых участников, преимущественно молодежи, в преступные группы для того, чтобы придать своим действиям характер борьбы за веру и сохранение этнической целостности. В этих условиях решение проблем межцивилизационной конкуренции невозможно только в рамках межгосударственных отношений, необходимо развитие новых институциональных форматов, объединяющих как государственных, так и негосударственных участников.
В условиях ускоряющегося темпа исторического развития в мире, трансграничное информационное пространство позволяет вовлекать все большее число населения в коммуникационное взаимодействие. Мировой опыт последних лет показывает, насколько опасен потенциал интернет-пространства, как инструмента влияния на обострение межконфессиональных и межнациональных проблем. Современные проблемы сочетания универсальных международно-правовых стандартов с цивилизационными ценностями и традициями являются предметом научных дискуссий представителей многих отраслей гуманитарных знаний.
В межцивилизационных отношениях в XXI веке происходят качественные изменения, отличающие современную фазу от предыдущих исторических этапов развития человеческого общества в контексте усиления влияния цивилизационного фактора в мировой политике. Несмотря на развитие объективных процессов взаимопроникновения и взаимообогащения различных культур и общечеловеческих социальных и духовных ценностей под воздействием глобальных изменений в мире, вызовы, связанные с глобальными процессами, создают угрозу межцивилизационных разломов.
9
Возникает закономерный вопрос о том, какая из двух развивающихся в мире тенденций победит: сближение, взаимопроникновение или дистанцирование, враждебность, противоборство. Для преодоления деструктивных тенденций современного мирового развития и противодействия новым вызовам и угрозам необходимы коллективные усилия на международном и региональном уровне по налаживанию межцивилизационного диалога как эффективного инструмента сближения различных национальных, культурных и религиозных сообществ. Коммуникативная практика диалога на основе процесса познания, способствует обмену взглядами, взаимопониманию и доверительному взаимодействию между его участниками.
Все указанные доводы в совокупности определяют высокую актуальность исследования теоретических и практических подходов к оценке роли межцивилизационного диалога в современных международных отношениях и значимость настоящей работы, приведенных в ней выводов и практических рекомендаций.
Объектом данного исследования является межцивилизационное взаимодействие в современной системе международных отношений.
Предметом исследования выступает межцивилизационный диалог как форма взаимодействия цивилизаций в условиях становления современной полицентричной системы международных отношений.
Цель диссертационной работы: политологический анализ роли межцивилизационного диалога в системе международных отношений в условиях глобальных процессов и разработка концептуальных подходов к модели его развития.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих научных задач:
- проанализировать и обобщить теоретико-методологические подходы
цивилизационной парадигме современных международных отношений;
10
провести сравнительный анализ культурно-цивилизационной составляющей в развитии современных государств и их интеграционных образований;
- выявить системные аспекты межцивилизационной конкуренции в развитии современных международных отношений;
- оценить значение проблемы культурно-цивилизационной совместимости в процессах взаимодействия государственных и негосударственных акторов в целях определения потенциала межцивилизационного диалога;
выявить взаимосвязь проблем универсализации современного международного права с формированием институциональных основ межцивилизационного диалога;
- рассмотреть значение цивилизационной составляющей в процессах становления ключевых полюсов сил (ЕС, Китай, Индия, Россия и др.) в формирующейся полицентричной международной системе;
- проанализировать роль цивилизационного фактора во внешней политике России в контексте укрепления ее позиции в современных международных отношениях;
-раскрыть качественные отличия современной фазы межцивилизационного диалога в системе международных отношений;
-определить проблемы и перспективы дальнейшего развития механизмов межцивилизационного диалога в свете тенденций глобальной модернизации международных отношений;
- предложить концептуальные подходы к формированию модели межцивилизационного диалога в системе международных отношений.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя
совокупность междисциплинарных принципов и методов познания
политических явлений: системный, сравнительный, проблемный анализ и
другие общенаучные подходы, а также спектр методов современной
политологии и ряда других наук. Синтез различных методов позволил
11
выделить основные тенденции межцивилизационного взаимодействия в условиях глобальных процессов. Выявлены ключевые элементы цивилизационной парадигмы в формировании центров сил в новом миропорядке.
Одним из основных инструментов исследования является культурно-цивилизационный подход, рассматривающий современные аспекты развития международных отношений в условиях многообразия культур и цивилизаций, а также позволяющий оценить воздействие цивилизационных факторов на поведение участников рассматриваемой системы.
При исследовании международной практики в решении проблем межцивилизационной конкуренции автором также использованы другие методологические подходы: институциональный, включая описательный и легально-формальный методы; а также историко-компаративный подход. Данные методы позволяют выявить взаимосвязь возникновения соответствующих идеологических доктрин с определенным этапом в развитии государств и региональных объединений. Структурно-функциональный подход использовался для выявления роли цивилизационного фактора во взаимодействии государственных и негосударственных участников.
Важную роль сыграло привлечение понятийного аппарата и методов исследования теории международных отношений, политологии, теории государства и права.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы эволюции цивилизаций и их взаимодействия находятся на стыке множества общественных наук: философии и истории, социологии и экономики, демографии и экологии, политологии и культурологи, этики и регионоведения и т.д.
При исследовании теоретических концепций, посвященных различным аспектам межцивилизационного взаимодействия в процессах мирового
развития, автор опирался на значительный массив источников зарубежных и отечественных ученых.
В процессе эволюционного развития теории цивилизаций прослеживается многообразие научных подходов к определению понятия «цивилизация», цикличному характеру цивилизационного развития, роли отдельных цивилизаций в историческом процессе и проблемам межцивилизационного взаимодействия. Концепция восхождения человечества от варварства к цивилизации обосновывалась в исследованиях Вольтера, А. Ферпоссона , А.Р. Тюрго и др.. Основные концепции конца XIX начала XX в.в., отражающие цивилизационный подход к истории, объединяет общая идея о том, что история представляет собой совокупность локальных цивилизаций как социокультурных систем, каждая из которых имеет свои особенности.
Значительный научный вклад в разработку цивилизационной концепции, позволяющей объективно исследовать социальные явления на основе духовно-исторической традиции, внес Освальд Шпенглер. Основоположник культурологической концепции исторического процесса, он в своих исследованиях вводит понятие локальной цивилизации, как социокультурной суперсистемы, имеющей внутренний механизм функционирования4. Разделяя понятия «культура» и «цивилизация» на основе принципа циклического развития, Шпенглер предпринял попытку осмысления динамики и закономерности культурно-исторического процесса. Для его теоретических воззрений характерна идея о замкнутости и непроницаемости культур, каждая из которых проходит цикл развития: рождение, расцвет, упадок и смерть. Исследователь объясняет причину кризиса культуры тем, что материальные элементы начинают превалировать над духовными и вытесняют их. Немецкий мыслитель в известной книге «Закат Европы» (1918-1922) путем ряда
3 Фергтосон А.Опыт и история гражданского общества: В 3-х т. / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова.- М., 2000.
4Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологической мировой истории: В 2 т.-М.: Мысль, 1998. T.2 С.99.
13
аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель западной культуры. В его теоретических взглядах прослеживается попытка осмысления того обстоятельства, что мировое взаимодействие цивилизаций происходит по принципу монолога, а не диалога.
Важные теоретические принципы и подходы в изучении истории разработаны английским историком А.Дж. Тойнби в труде «Постижение истории»5. Отказавшись от представлений о линейном характере мировой истории и рассматривая ее как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций, он сформулировал теоретические положения об историческом круговороте культуры и выделил в мировой истории двадцать одну цивилизацию, в частности: египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую иранскую, сирийскую, мексиканскую и т.д. В контексте настоящего исследования актуальность представляют его выводы, посвященные взаимодействию различных цивилизаций, вопросам соотношения духовно-ценностных и других значимых факторов в развитии мирового сообщества. Исследуя генезис цивилизаций, ученый сформулировал концепцию «Вызов-Ответ». Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях «Вызова». Развитие цивилизации, по мнению, А.Дж. Тойнби определяется способностью находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. По мнению А.Тойнби необходимо объединять международные усилия на предотвращение глобальных конфликтов, которые обостряются в результате этнических межконфессиональных столкновений6.
Известный представитель экзистенциалистской философии К. Ясперс, выдвинувший концепцию «осевого времени», полагал, что «смысловым центром» человеческой истории является система идей, которые
5 Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991.
6 Тойнби А. «Цивилизация перед судом истории» М., 1995. С.31, 129-134.
14
вырабатываются в кризисных, переходных социально-исторических условиях . Рассматривая вопрос о смысле изучения осевого времени, ученый подчеркнул, что «видеть фактические данные осевого времени, обрести в них основу для нашей картины мировой истории означает найти то, что, невзирая
о
на все различия в вере, свойственно всему человечеству» . Он выдвигает тезис об объективной роли коммуникации людей, обусловленной единством человечества. Концептуальные подходы данной теории значимы для оценки сложного характера взаимодействия разных цивилизационных общностей в современных условиях мирового развития.
Среди отечественных ученых большой вклад в развитие теории цивилизаций внес русский ученый Н.Я.Данилевский, выдвинувший в своем знаменитом труде «Россия и Европа»(1869г.)9 концепцию культурно-исторических типов общества, приравняв их к понятию цивилизации.
Истоки российской цивилизационной идентичности рассматриваются в произведениях П.Я. Чаадаева, а также в трудах основоположников славянофильства А.С.Хомякова, К.С.Аксакова. Цивилизационная проблематика развивалась представителями историофилософской и геополитической доктрины евразийства, в том числе: Н.С.Трубецким, Г.В.Вернадским10, П.Н.Савицким, Г.В.Флоровским, П.П. Сувчинским и др.. Следует упомянуть также труды Н.А.Бердяева11 и его единомышленников
1 "У
таких как Г.П.Федотов и Н.О. Лосский, взгляды которых, несмотря на определенные отличия по целому ряду принципиальных вопросов от сторонников славянофильства, обосновывали также как и славянофилы представление о России, как об особом мире, не сводимом ни к Востоку, ни к Западу.
7 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. С. 32-33.
8 Ясперс К. Указ. соч. С. 47-48.
9 Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991. С.90.
10 Вернадский Г.С. Русская история. — М.: «Аграф», 1997.
11 Бердяев Н. А. Смысл истории.- М.: Мысль, 1990.
12 Федотов Г.П., "Судьба и грехи России", т.1, Санкт-Петербург, издательство "София", 1991.
15
Исследованием теории цивилизаций занимался один из создателей современных подходов к проблемам цивилизационного развития общества известный макросоциолог П.А. Сорокин. Основные теоретические взгляды ученый сформулировал в таких известных работах, как: «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956 г.) и «Современные социологические теории» (1966), «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941 гг.) и «Кризис нашего времени» (1941 г.)13. Русский ученый, анализируя научные взгляды14 Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби, сформулировал свои концептуальные подходы к определению цивилизации. По мнению П.А.Сорокина, цивилизации - это не столько «культурные системы», сколько крупные «социальные общности», сложившиеся на основе центрального ядра, состоящего из крупных смыслов, ценностей или интересов, которые и служат причиной, целью и основой организации и функционирования этих общностей15.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК
Трансформация цивилизационного учения А. Тойнби2010 год, кандидат философских наук Чепиков, Евгений Валерьевич
Межцивилизационные отношения в свете концепции А. Дж. Тойнби "Вызов - и - Ответ"2005 год, кандидат исторических наук Кадыков, Александр Николаевич
Взаимодействие музыкальных культур: принципы, механизмы, результаты2011 год, доктор культурологии Каяк, Аннета Борисовна
Специфика техногенной цивилизации в условиях глобализации2010 год, кандидат философских наук Шаповалов, Юрий Владимирович
Образ "Другого" в становлении цивилизационной идентичности2009 год, кандидат философских наук Зарова, Елена Дмитриевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Садыкова, Эльмира Ленаровна, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты. Документы.
Материалы научных форумов
1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1 августа 1975 г.. М.: Международные отношения. 1985.
2. Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями. Резолюция ГА ООН 53/22 от 4.11.1998 г. http ://www.un. org/russian/documen/convents/dac_agenda.html Дата обращения: 18.11.2011.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 24 октября 1970 г.// Сборник документов ООН. Нью-Йорк, 1985
4. Декларация тысячелетия ООН, принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеи (Резолюция № A/RES/52/2). http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
5. О позиции России на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. http://.un.int/russia/new/Main Rootrus / docs/interview/pos65.htm Дата обращения: 5.08.2013.
6. Шестой доклад об односторонних актах государств, подготовленный специальным докладчиком г-ном Виктором Родригес Седеньо: док. ООН A/CN.4/534. Женева: ООН, 2003
7. Доклад Группы Высокого Уровня «Альянс цивилизаций». 13 ноября 2006 г. www.unaoc.org Дата обращения: 11. 12.2012.
8. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12. 1993) // Российская газета, 25 декабря 1993
9. Концепция внешней политики Российской Федерации Утверждена указом Президента РФ от 12.02.2013 г.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142236/.
10. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. СЗ РФ.2009. № 20. Ст.2444
11. Путин В.В. Заявление для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета от 24. 12. 2013. http://www.kremlin.ru/transcripts/19918 Дата обращения: 25.12.2013.
12. Путин В.В. Выступление на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств в Минске 25.10.2013. http://www.kremlin.ru/transcripts/19489 Дата обращения: 26.10.2013.
13. Путин В.В. Выступление на заседании Российско-корейского бизнес-диалога 13 ноября 2013 г. http://www.kremlin.ru/transcripts/19616 Дата обращения: 15 ноября 2013
14. Путин В.В. Заявление для прессы по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета от 24. 12. 2013. http://www.kremlin.ru/transcripts/19918 Дата обращения: 25.12.2013.
15. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2011 году. Обзор МИД России. http://www.mid.ru/bdomp^_4.nsf/2a660d5e4f620f40c32576b20036eb06/5837b be2727d8c3 dc32576е9003ad888 ! OpenDocument
16. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2012 году. Обзор МИД России. http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2a660d5e4f620f40c32576b20036eb06/a5d82 e99be657e33442579d50026094c!OpenDocument
17. Выступление министра иностранных дел C.B. Лаврова на заседании Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате Российской Федерации, Москва, 25 мая 2012 г.
327
http://www.mid.ra/brp_4.nsf7newsline/3629CB 180616EB3 A44257A0900425586 Дата обращения: 17.05.2012.
18. Выступление министра иностранных дел C.B. Лаврова на открытии международного общественного форума «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества». Москва, 16 декабря 2010 .http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/3629CB 180616ЕВЗ А44257А0900425586 Дата обращения: 18. 12.2010.
Монографические исследования, словари, энциклопедии
19. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России.- М.: Славян. Диалог, 2000.
20. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России в 2 кн. — М., 1993. 2 кн.
21. Амелькин А.О. Границы государств в По донье в последней четверти XIV в. // Восточная Европа в древности и средневековье: Контакты, зоны контактов и контактные зоны.- М., 1999.
22. Ассиметрия мирового суверенитета. Зоны проблемной государсвтенности: коллективная монография. - М.: МГИМО - Университет, 2011.
23. Афонцев С. А. Транснациональные компании в мировой политике». «Приватизация» мировой политики: локальные действия -глобальные результаты: коллективная монография под ред. проф. М.М. Лебедевой. Изд-во «Голден-Би». - М. 2008.
24. Бажанов Е.П. Россия как великая держава (традиции и перспективы). - М. Научная книга, 1999 г.
25. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3-х томах. - М.: Научная книга, 2001.
26. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. - М.: Известия, 2007.
27. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке.- М.: Восток-Запад, 2009.
28. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Многополюсный мир, The Multipolar World. -М.: Восток-Запад, 2010
29. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Международные отношения в XXI веке.- М.: Восток-Запад, 2011
30. Бажанов Е.П. Бажанова Н.Е. Мир и война. Peace and War . - М.: Восток-Запад, 2011
31. Бажанов Е.П. Бажанова Н.Е. Диалог и столкновение цивилизаций. - М.: Издательство «Весь Мир», 2013
32. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993. Ч. I
33. Бердяев Н. А. Смысл истории.- М.: Мысль, 1990
34. Бестужев-Лада И.В. Россия и мир 2005-2015: вызовы и ответы.-М.: ИНЭС, 2005
35. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его стратегические императивы. - М., 1999
36. Бойко Ю.П., Садыкова Э.Л. Право и политика государств в современном мире. Монография. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2009
37. Бойко Ю.П., Садыкова Э.Л. Проблемы обеспечения национальной безопасности в сфере международных и внешнеэкономических связей регионов России. Монография. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2009.
38. Бойко Ю.П. Основы нацио-государственного строительства (мировой опыт и российские реалии) в 2-х т. / Ю.П. Бойко — М.: Восток-Запад, 2009. - 2 т.
39. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.З. Время мира. - М.: Прогресс, 1992.
329
40. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа И. Т. 1,2.- М.: Языки славянской культуры, 2003
41. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества в теории социальных альтернатив.- М., 2003
42. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. - М.: АРКТИ, 2002.
43. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990
44. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания ред. Кол.: М.П. Мчедлов (отв. Ред.) Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. - Изд. 2-е, испр. и дополнен..- М.: Культурная революция, 2009.
45. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. - М.-К., 1999.
46. Викторов А.Ш. Проблема сохранения русской культуры и российской цивилизации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1/2012. Издательство Московского университета. Вестник Московского университета, 2012.
47. Внешняя политика и дипломатия Российской Федерации. - М.: Восток-Запад, 2010.
48. Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. - М.: Аспект Пресс, 2008.
49. Воскресенский А.Д. Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации. - М., 2005.
50. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире. - М.: Дело, 2004
51. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Издательство «Наука», 1977.
52. Гизо Ф. История цивилизации в Европе / Пер. с франц. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.
53. Горбунов В.В. Многоликое единство российской культуры. Россия в современном диалоге цивилизаций.- М.: Культурная революция, 2008.
54. Громыко Ал.А. Многообразие дискурса. Россия в многообразии цивилизаций / Под ред. Н.П. Шмелева — М.: Издательство «Весь мир», 2011
55. Грум Дж. Растущее многообразие международных акторов // Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П.А. Цыганкова - М.: Гардарики, 1998.
56. Гумилев JI.H. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации.- М.,1993
57. Давид Рене. Основные правовые системы современности. - М.: Прогресс, 1988.
58. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991.
59. Дегоев В.В. Россия, Кавказ и постсоветский мир: прощание с иллюзиями. - М.: Русская панорама, 2006.
60. Делокаров К.Х. Идентификация России в глобализирующемся мире. / Под общ. ред. В.А. Михайлова и B.C. Буянова. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
61. Дергачев А. Геополитическая трансформация Крыма. Вестник аналитики № 3-2008(33). Журнал аналитических материалов. Институт стратегических оценок и анализа, архив.гаг. // http://newroz.ucoz.ru/publ/5-l-0-373
62. Добреньков В.И. Россия в контексте социокультурной динамики П. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России //В .И. Добреньков //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политика-2010. № 1
63. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений.- Д., 1980. 21 т.
64. Дружиловский С.Б. О пределах воздействия глобализации на развитие Исламской Республики Иран. В кн. Феномен глобализации в
контексте диалога культур. / ответ, редакторы И.К. Лисеев, P.C. Сейфуллаев, Гезалов A.A. - Оглы. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010.
65. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М.,
1995.
66. Ерасов B.C. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - М.: Наука, 2002.
67. Егорова М.А. Новые голоса в диалоге цивилизаций: проблема этнокультурного многообразия. Россия в современном диалоге цивилизаций. - М: Культурная революция, 2008.
68. Жильцов С.С., Воробьев В.П., Шутов А.Д. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. — М.: Восток-Запад, 2010.
69. Задохин А.Г. Национальные архетипы и стереотипы и внешняя политика России.-М.: 1997.
70. Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы.- М.,
2000.
71. Задохин А.Г. Международные отношения на Балканах: национализм и конфликты.- М.: 2002.
72. Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы.- М.: Дипломатическая Академия, 2002.
73. Закария Фарид. Постамериканский мир будущего. / Пер. с англ./- М.: Издательство Европа, 2009.
74. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система РФ в 2 т. - М.: Российская академия правосудия; Статут, 2010 - 2 т.
75. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. - СПб.: Алетейя, 2002.
76. Иванов О.П. Военная сила в глобальной стратегии США. М.: Восток-Запад, 2008.
77. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? - М.: ИНЭС, 2005.
332
78. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. - М.: Асаёепна-Наука,
79. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. - М., 1986.
80. Капустин Б.Г. Политическое измерение «межцивилизационного диалога» // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2006.
81. Каспэ С.И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика.- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001
82. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. — М.: Норма, 2008.
83. Корецкий В.А. Глобализация: Вопросы теории и методологии. -М.: Издательство Московского университета, 2007.
84. Королев Г.А. Национальная безопасность и тенденции развития федеративных отношений в России. Монография. — М.: Научная книга, 2002.
85. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М.: Историческая библиотека, 2002.
86. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера. - М.: Изд. центр Академия, 1997.
87. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический проект,
2001.
88. Кременюк В. Управление и управляемость в мировой политике.// Международные процессы. 2004. № 3.
89. Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
90. Куайн У. Слово и объект Пер. с англ. А. 3. Черняк, Т. А. Дмитриев. - М.: Праксис; Логос, 2000.
91. Кузык Б.Н., Агеев А.И. и др. Россия в пространстве и времени. История будущего. - М.: ИНЭС, 2004.
92. Кузык Б.Н. У России один эффективный путь развития — свой -М.: Знания, 2004.
93. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. - М.: ИНЭС, 2005.
94. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 1 т.
95. Курс международного права. В 7 т. Т. 2,Основные принципы международного права. / Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкин, Б.М. Клименко и др. - М.: Наука, 1989.
96. Лебедева М.М. Политическая система мира: проявления «внесистемности», или новые акторы - старые правила. См. «Приватизация» мировой политики: локальные действия - глобальные результаты: коллективная монография под ред. профессора М.М. Лебедевой. Оформление ЗАО «Голден - Би», 2008.
97. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М.: Республика,
1996.
98. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение.- М.: Норма, 2009.
99. Лукашук И.И.Международное право. Особенная часть. - М.: Бек,
1997.
100. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. Том I. Заключение международных договоров - М.: Волтерс Клувер, 2004.
101. Лукин A.B. Япония и национальные интересы России / Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерение. - М.: МГИМО (У), 2009.
102. Лунев С. И., Любимов Ю.В. Может ли Восток догнать Запад? / Моск. гос. Ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2011.
103. Льюис Э. Без оглядки на богов. Взлет современной Индии.- М.: ИРИСЭН, 2010
104. Мавлютов P.P. Ислам. - М., 1986; Саидов А.Х. Введение в основные правовые современности. - Ташкент, 1988.
105. Мак-Нил У. Восхождение Запада. История человеческого сообщества. - К.- М., 2004.
106. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, ACT 2003.
107. Мамут JI.C. Государство в ценностном измерении. - М.: Издательство НОРМА, 1998.
108. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
109. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах. Том 2. / Под ред. В.А. Томсинова.- М.: Зерцало , 2008.
110. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971.
111. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: /Под ред. проф. П.А.Цыганкова: М.: Альфа - М, ИНФРА-М, 2009.
112. Международное право / Ашавский Б.М. и др.; под ред. А.А.Ковалева, С.В.Черниченко. - М.: Изд-во Омега-JI., 2006.
113. Межуев В.М. Диалог между цивилизациями и Россия. От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. - М.: Научный эксперт,2006.
114. Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - М.: Анкил, 2008.
115. Морозов В. Понятие государственной идентичности в современном теоретическом дискурсе. «Международные процессы». Том 4. Номер 1(10). Январь-апрель 2006.
116. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: МНЭПУ,
117. Можегов В. Почему Хантингтон ошибся с православной цивилизацией? (Электронный ресурс ) URL : http: // mon- ilariya. ya.ru| replies. [ml?item_ no 53
118. Мчедлова M.M. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории. Россия в современном диалоге цивилизаций. - М.: Культурная революция, 2008.
119. Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.
120. Новоевразийская цивилизация великоросса.- М.: Экслибрис Пресс, 2012
121. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1983.
122. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: социально-историческая перспектива. - М.: Норма, 1998.
123. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: социально-историческая перспектива. - М.: Норма, 1998.
124. Осминин Б.И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право: монография - М.: Инфотропик Медиа, 2010.
125. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. -М.: Алгоритм, 2002
126. Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1992.
127. Пихоя Р.Г. СССР: история власти. 1945-1991.- М.: Изд-во РАГС,
1998.
128. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Заказное издание. Федеральная целевая программа книгоиздания России. М.1995 г. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории профессора С.Ф. Платонова. Издал Ив.Блинов. Издание 10-е. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917.
129. Пляйс Я.А. Между различными парадигмами (внешняя политика России в условиях новой конфигурации сил на международной арене. Дипломатический ежегодник - 2003. Сборник статей. Колл. авторов.- М.: Научная книга, 2004.
130. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. Под ред. Л.Н.Тимофеевой. -М.: РОССПАН, 2012
131. Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. - М.: МГИМО — Университет, 2010.
132. Права человека: итоги века. Тенденции, перспективы / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., Издательство НОРМА. 2002.
133. Правовая система России в условиях глобализации» / под ред. Н.П. Колдаевой, Е.Г. Лукьяновой. -М.: «Ось-89», 2005.
134. Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями / под ред. С.П.Капицы. - М.: Логос, 2002.
135. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. - М.: Мысль. 2002.
136. Проблемы теории государства и права / под. ред. М.Н. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.
137. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.,
1971.
138. Природа этнорелигиозного терроризма. / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков и др. Под ред. Ю.М. Антоняна - М.: Аспект-Пресса, 2008.
139. Розенау Дж. Взаимопересечение политик. Очерки о взаимопроникновении национальной и международной систем // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3.
140. Россия и Китай: Четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / под ред. A.B. Лукина - М.: Весь Мир, 2013.
141. Россия и система ВТО. Правовые аспекты. Материалы конференции/ИГП РАН. - М., 2000.
142. Россия в многообразии цивилизаций / Под ред. Н.П.Шмелева — М.: Издательство «Весь мир», 2011.
143. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. 1991 г.
144. Садыкова Э.Л. Перспективы Росси в партнерстве цивилизаций. Монография. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009.
145. Садыкова Э.Л. Устойчивое развитие глобального мира. Цивилизационное измерение. Монография. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2010.
146. Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: Современные тетради, 2003.
147. Свобода религии и убеждений: основные принципы.(философия, законодательство, защита свободы совести). Институт религии и права, перевод, ТЦ, ЮНЕСКО, 2010.
148. Сергеева O.A. Особенности современных цивилизационных процессов. - М.: НАТИ, 2002
149. Северный Кавказ: Проблемы экономики и политики.- М.: Издательство ЛКИ, 2008.
150. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему/под ред. В.М.Шумилова. -М., 2003.
151. Словарь иностранных слов.- М., 1979.
152. Современные международные отношения и мировая политика. / [A.B. Торкунов, И.Г. Тюлин, A.B. Мельвиль и др.] Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО-Универстет); МИД России. -.:Просвещение, 2005.
153. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России : в 2-х т.- М.: Правда, 1989. 1 т.
154. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.- Политиздат, 1992.
155. Сорокин П.А. Система социологии. Ч. 1. — М.: Наука, 1993.
156. Сорокин П.А. Кризис нашего времени.//Американская социологическая мысль.-М, 1996.
157. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика.- СПб.: Изд-во русского христианского гуманитарного института, 2000.
158. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б. С. Ерасов. - М. : Аспект Пресс, 1999.
159. Стратегическая ситуация и основные узлы противоречий в Восточной Евразии. \ Отв.ред. Агафонов Г.Д.-М., 2007.
160. Сухонос С.Н. Российский Ренессанс в XXI в. - М. : Планета, 2001.
161. Татаринцев В.М. Двусторонние отношения России со странами СНГ: Монография - М.: Восток-Запад, 2011.
162. Тимофеев Т. Цивилизация и миропорядок. Россия в многообразии цивилизаций. - М.: Издательство «Весь мир», 2011.
163. Тишков В.А. Теория и практика многокультурности. / Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. B.C. Малахова, В.А. Тишкова. - М., 2002.
164. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. -М.: Формула права, 2010.
165. Титаренко M. JI. Россия: Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. - М.: Памятники исторической мысли, 2003.
166. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. - М.: Прогресс,
1991.
167. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и запад(пер. с англ.)/ - М.: ACT: Астрель ; Владимир: ВКТ, 2011.
168. Тоффлер О. Третья волна. - М.:. ACT, 1999.
169. Фарукшин М.Х. Этничность и федерализм - Казань: Центр инновационных технологий, 2013.
170. Фассмер М. Этимологический словарь русского языка.- М., 1987.
1т.
171. Февр JI. Бои за историю. -М.: Наука, 1991.
172. Ферпосон А.Опыт и история гражданского общества: в 3-х т. / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова.- М., 2000.
173. Фукуяма, Ф.Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке, (пер.с англ.) / Френсис Фукуяма. - М.: ACT; ACT МОСКВА: Хранитель, 2006.
174. Фурман Д.Е. Реформа ислама. // A.A. Красиков. На пути к исламской реформации.- М., 1999.
175. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/ пер.с англ.Т. Велимеева, Ю. Новикова.- М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
176. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С.Хантингтон; пер. с англ. А.Башкирова.- М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008.
177. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество.- М., Издательство: РОССПЭН, 2001.
178. Хашматулла Бехруз. Исламские традиции права. Монография. -Одесса: Юридическая литература, 2006.
179. Хашматулла Бехруз. Основы цивилизационного подхода в сравнительном правоведении. - Одесса: Фешкс, 2007.
180. Цыганков П.А. Теория международных отношений .-М.: Гардарики, 2007.
181. Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике. «Приватизация» мировой политики: локальные действия - глобальные результаты: коллективная монография под ред. проф. М.М.Лебедевой. Изд-во «Голден-Би»,- М, 2008.
340
182. Цымбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. 1993—2006. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
183. Черниченко C.B. Очерки по философии и международному праву. - М.: «Научная книга», 2009.
184. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологической мировой истории: в 2 т.-М.: Мысль, 1998. 2 т.
185. Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка»: Издательство ОГИ.-М., 2010.
186. Шутов А.Д. Россия в жерновах истории,- М.: Вече, 2008.
187. Шутов А.Д. Последнее испытание России. - М.: Onebook.ru,
2014.
188. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. - М.: Издательство: Христианская литература. 1992.
189. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. Пер. с англ. A.B. Гордона под ред. B.C. Ерасова.- М.: Аспект Пресс, 1999.
190. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21
191. Югай Г.А. Общность народов Евразии-арьев и суперэтносов как национальная идея: Россия и Корея». - М. 2003.
192. Югай Г.А. Голография Вселенной и новая универсальная философия» ( Возрождение метафизики и революция в философии). - М., 2007.
193. Югай Г.А. Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Духовно-ноосферной смысл)», в 2 т. - М., 2008.1 т.
194. Ясперс К. Смысл и назначение истории.. - М.: Республика, 1994.
195. Яковец Ю.В. История цивилизаций, 2-е изд.-М.: Владос, 1997.
341
196. Яковец Ю.В .Глобализация и взаимодействие цивилизаций.-2е изд. - М.: Экономика, 2003.
Статьи в периодических изданиях и научных сборниках
197. Абалкин Л.И. Поиск путей взаимопонимания цивилизаций. Диалог культур и партнерство цивилизаций.: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.
198. Абазов Р.Ф. Переосмысление прав человека//Полис, 1995. N2
199. Акаев A.A. О грядущих геополитических переменах(взгляд на геополитику с позиций теории Кондратьева о циклах. Дипломатический ежегодник - 2008. Сборник статей \Коллектив авторов. - М.: Восток-Запад, 2009.
200. Бажанов Е.П.Россия и Запад. // Международная жизнь. Декабрь
2013.
201. Базаркина Д. Евросоюз. Коммуникационное противодействие терроризму. // Современная Европа 4(48) октябрь-декабрь 2011.
202. Батанова О.Н. Русский мир как реальность и цивилизационный проект./ Батанова О. Н.// Право и политика, 2008. - N 12
203. Бачинин В.А. Социальная аналитика ритма. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
204. Гаман О.В. Перспективы нового Евразийского союза: "за" и "против" // Социальная теория и современность. Вып. 18.
205. Гордон А. В. Новое время как тип цивилизации. Науч. -аналит. обзор/ РАН. ИНИОН. Отд. стран Азии и Африки. - М.: ИНИОН, 1996.
206. Гордон A.B. Цивилизация Нового времени между мир-культурой и культурным ареалом. Научно-аналитический обзор,- М., 1998.
207. Графский В.Г. Правовые традиции в условиях межкультурного общения. Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009.
208. Гусейнов А. О чем мы говорим, когда говорим о диалоге цивилизаций. // Россия и мусульманский мир. №7, 2008.
209. Гуревич А .Я. Философия и историческая наука // Вопросы философии. 1998. №10
210. Давыдов В.М. Альянс цивилизаций -исторический императив. «Диалог культур и партнерство цивилизаций» X Международные Лихачевские чтения 14-15 мая 2010 года. Санкт-Петербург, 2010.
211. Демидов A.B. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России. // Право и безопасность. №4 2008.
212. Дробот Г. Три подхода к российско-китайским отношениям. // Обозреватель-ОЬзегуег. №6(281) 2013.
213. Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры / Под ред. Б.С. Ерасова и др.- М., 1996. Вып. 3.
214. Жоржи Сампайю. Мягкая сила-веление современности // Международная жизнь, №9, сентябрь 2010.
215. Задохин А.Г. Мировая политика и дилеммы развития человеческой цивилизации. // Обозреватель-ОЬзегуег. №7(246) 2010.
216. Задохин А.Г. Категория «национальный интерес» в российском политическом сознании. // Обозреватель-ОЬзегуег. №1(276) 2013.
217. Закаурцева Т. А. Организационные особенности внешнеполитических аспектов проблемы натурализации европейских иммигрантов в США в XIX - начале XX в. Вопросы теории и истории международных отношений.- М.: Восточная книга,2010. (Вестник ДА МИД РФ. 2010)
218. Зорькин В. Как сохранить государство в эпоху этносоциального многообразия. // Российская газета - Федеральный выпуск №5579 (203) 13.09.2011.
219. Иванов О.П. Внешняя и оборонная политика КНР. // Обозреватель-Observer. № 6 (257), 2011.
220. Игнатенко A.A. Богословско-политический аспект демографических процессов в Старом свете.// «Независимая» №227(5140) 20 октября 2010.
221. Ильин М.В. Мировое общение как проблема «полиглотии».// «Полис», 1995.№1
222. Ильин И.А. О русском национализме. // Сборник статей. - М.: Российский Фонд Культуры, 2006.
223. Карасин Г. Межцивилизационное согласие: конкуренция, а не конфронтация.// Россия в глобальной политике.01-06-2007
224. Ковалев A.A. Концепция универсальности прав человека как общечеловеческой ценности. // Московский журнал международного права, 2011, № 1
225. Колосова И.В. Межкультурный диалог в эпоху глобализации// «Дипломатическая служба», № 3-4, 2010.
226. Колосова И.В. Диалог культур в современных международных отношениях. // «Дипломатический ежегодник», М.: - 2011.
227. Красиков A.A. Цивилизации, культуры и религии. Глава 2. В: Россия в многообразии цивилизаций. Доклады Института Европы, № 192.-М., 2007.
228. Кудряшова И.В. Ислам и политика в странах мусульманской традиции: параметры и вариативность взаимодействия. Политические системы и политические культуры: Сборник учебных материалов. М.: МГИМО (У) МИД России, 2008.
229. Кукарцева M.А. Постсекулярный мир и мировая политика // Мир и политика // №8-2012.
230. Кукарцева М.А., Валиева 3. Политический иарратив - инструмент «формирования себя» в мировой политике // Обозреватель-Observer. №4(279)-2013.
231. Кожокин Е. Европейский Союз, Россия, СНГ: демографическое измерение. // Международная жизнь. Октябрь 2011.
232. Лавров C.B. Внешняя политика России - вклад в управление международной безопасности и стабильности. «Дипломатический ежегодник», 2010.
233. Лавров C.B.: Сотрудничество с РПЦ - одна из самых давних и глубоких традиций отечественной дипломатии. // Право и безопасность. Номер-2(15), Май 2005.
234. Лавров C.B. «Международные отношения в зоне турбулентности — где точки опоры?» Дипломатический ежегодник - 2011. Сборник статей \Коллектив авторов. - М.: Восток-Запад, 2012.
235. Лебедева М.М. Новые транснациональные акторы и изменение политической системы мира//Космополис, 2003. №1(3)
236. Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. «Переходный возраст» современного мира // Международная жизнь. 1999. № 10
237. Лекторский В.А. Глобализация и культурное разнообразие. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010.
238. Лукашук И.И. Мировой порядок XXI века. // Международное публичное и частное право. № 1, 2002.
239. Лукин A.B. Шанхайская организация сотрудничества: проблемы и перспективы. // Международная жизнь. № 3, 2004.
240. Лукин A.B. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? // Россия в глобальной политике. № 3, 2007.
345
241. Лукин A.B., Лукин П.В. Мифы о российской политической культуре и российская история. // Политические исследования (ПОЛИС). № 2, 2009.
242. Лукин A.B. Ждет ли нас «демографический мир»? // Мировая экономика и международные отношения (МЭ и МО). № 4, 2011.
243. Лукин A.B. Нужно ли расширять ШОС? // Россия в глобальной политике. № 3, 2011.
244. Мак-Нил У. Цивилизация, цивилизации и мировая система. Цивилизации. Вып. 2.- М.: Наука.-1993.
245. Марусин И.С. О некоторых правовых аспектах взаимоотношений с непризнанными государствами / И.С. Марусин. // Российский ежегодник международного права. - СПб: РОССИЯ-НЕВА, 2000.
246. Межцивилизационные отношения и кризисные процессы / под ред. Н.П. Шмелева, Ал.А. Громыко, Т.Т.Тимофеева. - М.: Ин-т Европы РАН: Рус. Сувенир, 2010.- ( Доклады Института Европы).
247. Менделеев Д.И. К познанию России. // Вестник высш. школы. 1999. №4-9.
248. Мирский Г.И. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. // Мировая экономика и международные отношения, 2004. - N 6.
249. Морозов В. Понятие государственной идентичности в современном теоретическом дискурсе. // Международные процессы. Том 4. Номер 1(10). Январь-апрель 2006.
250. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки, 2009, № 3,
251. Мунтян М.А. Несколько суждений о российском евразийстве. // Социальная теория и современность. Вып. 18. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М., 1995.
252. Наумкин В. Мусульмане на Западе. // Международные процессы Том 8 Номер 3 (24). Сентябрь-декабрь/2010.
253. Наумкин В.В. Исламский мир, Россия, Запад — трудный диалог. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 .
254. Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциация, конвергенция, гибридизация? // Международные процессы. Том 8, №2(23), май-август 2010.
255. Николсон М. Влияние индивида на международную систему. Размышления о структурах. // Жирар М. Индивиды в международной политике.- М., 1996.
256. Ошеров В. Что случилось с плавильным котлом? // «Новый Мир» 2001, №11
257. Паин Э.А. Закат вульгарного мультикультурализма как возрождение культуры модерна / Э.А. Паин // Россия в глобальной политике. -2011.-№2
258. Пономарева Е.Г.; Рудов Г.А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии// Обозреватель-Observer №3 (278)- 2013
259. Пономарева Е.Г.; Рудов Г.А Евразийская интеграция и цивилизационное пространство России // Обозреватель-ОЬзегуег №9 (284)-2013
260. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Независимая газета. 23.01.2012
261. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории. // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №6.
262. Райнике В.Х. и Беннер Т.Политика в глобальной сети / Вольфанг Х.Райнике и Торстен Беннер // Internationale Politik /-1999/ №8
263. Рогожин С.Л. Международное право как диалог и столкновение цивилизаций. // Московский журнал международного права.- 2002 - №3
347
264. Рудов Г.А. Влияние России и других ведущих внешних сил в регионе Центральной Азии // Дипломатическая служба № 3- 2010.
265. Рудов Г. А. Межэтнические отношения как фактор нестабильности в странах Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. № 12- 2010.
266. Рудов Г.А. : Проблемы и сложности развития государств Центральной Азии // Обозреватель-Observer № 4, 2011;
267. Садыкова Э.Л. Геополитические особенности российских регионов в межцивилизационном измерении. // Обозреватель-Observer. № 8 (247), 2010.
268. Современные теории цивилизаций. Реферативный сборник, (в соавторстве с Ионовым И.Н. и др.) - М., ИВИ РАН. 1995.
269. Стрельцова Я. Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012. // Мировая экономика и международные отношения. 2011, № 9.
270. Тузов Н. В. Государство и этнос в парадигмах единого политического пространства / Н. В. Тузов // Право и политика, 2008. -N11.
271. Фролов В. Расслабленное сдерживание как реалистичная парадигма отношений России и НАТО // США: экономика, политика и идеология. 1995. №5.
272. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования, 1994. №1.
273. Хлестов О. Верховенство международного права в международных и внутригосударственных отношениях. Российская доктрина международного права. // Международная жизнь. Декабрь 2013.
274. Ходаковский Е.А. Безопасность Российского государства в системе геоцивилизации. // Право и безопасность. 3-4 (8-9), Декабрь, 2003.
275. Цыганков П. Мировая политика и ее содержание. // Международные процессы. №3, 2005.
276. Цыганков П. А. «Системный подход в анализе международных ситуаций». // Международные процессы. Т.9, №2(26). Май-август 2011.
277. Шарко C.B. Перспективы ШОС в качестве интеграционной системы нового типа. // Мир и политика №8(47,) август 2010.
278. Штоль В.В. Постсоветские государства: поиски самоидентификации и издержки независимости // Обозреватель-ОЬБеуег №12 (275), 2012.
279. Штоль В.В. Россия: многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная проектность. // Обозреватель-Obsever № 6 (257), 2011.
280. Шестаков JI.H. Ислам и права человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1997.N5.
281. Шульгина JI.A. Национальная политика и теория триединого процесса у К.Н. Леонтьева. См. Система ценностей современного общества. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.
Электронные ресурсы
282. Примаков Е. Образы России и мира вне идеологии. Как они определяют международные отношения. 11 марта 2013 г. // URL: http://globalaffairs.ru/svop/Obrazy-Rossii-i-mira-vne-ideologii-15883 Дата обращения: 23.06.2013.
283. Сорокин Питирим. Библиотека Гумер - П. Сорокин. О Концепциях основоположников цивилизационных теорий. Сравнительное изучение цивилизаций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Дата обращения: 7.09.2012.
284. Яковлев П.А. Альянс цивилизаций против «столкновения цивилизаций»? Фонд исторической перспективы http://www.perspektivy.info/print.php?ID=47764 Дата обращения: 12.10.2013)
349
285. Manning A. The successes and failures of multiculturalism / Alan Manning // Policy Network : website. — 2011. - November 15. URL: http: // www.policy-network.net/pno_detail.aspx?ID=4084&title=The-successes-and-failures-of-multiculturalism. Дата обращения: 19.09.2013.
Диссертации и авторефераты
286. Бойко Ю.П. теоретические и практические проблемы нацио-государственного строительства в современной России: диссертация...доктора политических наук. - Москва, 2007.
287. Галумов Э.А. Международный имидж современной России: Политологический анализ: диссертация ... доктора политических наук. -Москва, 2004.
288. Востряков JI.E. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: диссертация ...доктора политических наук. - Москва, 2007.
289. Лебедев И.А. Взаимосвязь политических ценностей и политических институтов в процессе постсоветской трансформации России: диссертация.. .кандидата политических наук. - Москва, 2000.
290. Нурышев Г.Н. Регионы России в ее геополитическом пространстве: ...диссертация доктора политических наук. - Санкт-Петербург, 2006.
291. Пирогов Г.Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира: Политологический анализ: диссертация... доктора политических наук. -Москва, 2003.
292. Радина Н.К. Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе: диссертация... доктора политических наук. - Нижний Новгород, 2007.
293. Сеидов Ш.Г. Информационные процессы как фактор развития современных международных отношений. Политический анализ
350
развивающегося мира: диссертация....доктора политических наук. - Москва, 2009.
294. Феофанов ЬС.А. Безопасность цивилизационного развития России в условиях глобализации: Политологический анализ: диссертация.... доктора политических наук. Москва, 2005.
На иностранном языке
295. Abdel-Malek A. Social Dialectics. Vol. 1: Civilisations and Social Theory. L.: Macmillan, 1981 (1972)
296. Aron.R. Paix et Guerre entre les nations .P., 1984.
297. Axelrod R., Keohane R.O. Achieving co-operation under anachyó Strategies and Instutions \\ Baldwin D.A. (Ed.). Neo-realism and neo-liberalism. New York, 1993
298. Braudel F. Historia i trwanie / Poln. ubers. von B. Geremek. Mit Vorrede von B. Geremek und W. Kula. .Warszawa. 1971.
299. Braudel F. Morze Srodziemne i swiat srodziemnomorski w epoce Filipa II / Poln. libers, von T. Mrowczynski. M. Ochab, M. Krol. M. Kwiecienska. Mit Einf. von B. Geremek. W. Kula. Gdansk. 1976—1977. T.I—2 ... T. 2
300. Cowell F. R. Values in Human Society. The Contribution of Pitirim A. Sorokin to Sociology. N. Y., 1970
301. Doing Business in a Multicultural World: Challenges and Opportunities. United Nations, New York, 2009.
302. East M.A., Salmore S., Hermann C. F. Why nations act? Beverly Hills (Cal.), 1978; Hermann C. F., Kegley C.W., Rosenau J. N. new directions in the study of foreign policy. Boston, 1987
303. El Pais. Madrid, 28.07.2005; 11.10.2005; http://pda/rian.ru/world/20060629
304. Gilderson H. L. From the State of Nature to the Empire of Reason:
Civilization in Button, Mirabeau and Reynal // Comparative Civilizations Review.
351
No 34. Spring 1996; Hewes G. W. The Daily Life Component in Civilizational Analysis // Comparative Civilizations Review. No 33. Fall 1995.
305. Intervención del Presidente del Gobierno Excmo. Sr. Don José Luís Rodríguez Zapatero ante la Asamblea General de Naciones Unidas (Nueva York, 21 de septiembre de 2004)
306. Multicultural Odysseys: Navigating the New International Politics of Diversity. - Oxford ; New York : Oxford Univ. Press, 2007
307. Non-State Actores and Authority in the Global System / Ed.by R.A.Higgott, G.R.D.Underhill,A.Bieler.-London: Routledg, 2000
308. Platig R/ International relations as a field of inquiry // International politics and foreign policy / Ed. By J.N. Rosenau. New York, 1969. P. 16
309. Robert A.Dahl/ Polyarhy : Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971.
310. Rosenau J. Turbulence in World Politics. A Theory of Change an Continuity. Princeton, New Jersey, 1990
311. Seyom Brown. Unipolar and Multipolar Lusions, Cultural and Civilaizational Realitices|| Cultural and Civilizational Realities.
312. Sorokm P. A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 3. ? 535; Sorokm P. A. The Crisis of Our Age. N. Y., 194
313. Une leçon d'histoire de Femand BraudeL Chaieauvallon. Journces Fernand Braudel 18, 19 et 20 octobre. 1985. P., 1986 .
314. Vasquez J.A. The Power of Power politics. London? 1983
315. Waltz K.N. Theory of international relations // Handbook of political science/ Ed by F.I. Greenstein, N/W/ Polsby. Reading (Mass.), 1975. Vol. 8.
316. Yakovets Yu.V. The Past and the Future of Civilizations.-Lewiston-Queenston-LampeterAthe Edwen Mellen Press, 2000.
Электронные ресурсы
317. http://www.dergachev.ru/book-5/6.html
352
318. http://www.countries.m/libraiy/theory/formassim.htm http://www.inosmi.ru/huffingtonpost_com/20111119/177981270.html http://www.yerkramas.org/2011/06/20/rejting-nesostoyavshixsya-gosudarstv-rossiya-i-armeniya-naxodyatsya-na-grani/ Дата обращения:
319. http://www.civil.newparadigm.ru/index.htm http://www.un.org/russian/documen/convents/dac_agenda.html
http ://www.perspektivy. info/oykumena/vector/alj ans_ci vilizacij_protiv_stolknoven ija_civilizacij_2010-02-l 1 .htm
320. http://www.wcc-coe.org
321. http://www.svobodanews.ru/content/article/24442034.html
322. http://www.km.ru/v-mire/2011/11/01/
323. http://allchinal .com/kitay-vo-vneshney-politike-nezavisimost-i-mir.html
324. http://ru.euronews.net/2009/09/24/europe-analyses-population-and-growth-horizon/
325. http://www.newsru.co.il/mideast/30dec2011/saud_102.html
326. http://www.aforizm.info/theme/rossiya-i-russkie/
327. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=l 004
328. http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ru_13_01_t001_01 .htm
329. http://nvo.ng.ru/concepts/2002-08-30/4_conflict.html
330. http ://kprf.ru/international/81038.html
331. http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_l6248.html
332. http://www.un.org/russian/documen/convents/dac_agenda.html
333. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%E2%E0%ED
334. http://www.rodon.org/relig-090720112436
335. http://www.patriarchia.rU/db/text/l 117043.html
336. http://www.interfax-religion.ru/cis.php?act=documents&div=l 153
337. http://www.ihst.ru/~biosphere/terminal/ADD_l l_02/education.htm
338. http ://www. dergachev.ru/book-5/6 .html
353
339. http://www.countries.ru/library/theory/formassim.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.