Межэтнические и межнациональные отношения и основные типы управления ими: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лысенко, Ирина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат философских наук Лысенко, Ирина Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО
АНАЛИЗА.П
§ 1 Категория «отношение».
§ 2 Понятие «межнациональные отношения».
§ 3 Понятие «межэтнические отношения».
ГЛАВА 2 МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.
§ 1 Понятие «управление».
§ 2 Консервативная и либеральная концепции управления межэтническими и межнациональными отношениями.
§ 3 Соборное управление как отечественная концепция управления межэтническими и межнациональными отношениями.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Научное управление обществом и проекты науки (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Экономическое мышление и стандарты научности (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Летунова, Ольга Владимировна
Юридическое лицо как субъект права: философско-методологический анализ2009 год, доктор философских наук Мельникова, Татьяна Витальевна
Вероятностное знание в системе научного постижения действительности2009 год, кандидат философских наук Тимофеев, Сергей Леонидович
Рекламная деятельность: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Землянская, Елена Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межэтнические и межнациональные отношения и основные типы управления ими: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Проблема современного развития межэтнических и межнациональных отношений заключается в сочетании двух тенденций современности.
Одна из тенденций - стремление любого современного государства реализовать общегосударственные интересы, в числе которых территориальная целостность и безопасность границ. Вторая из них — возрастание этнического фактора. В условиях глобализации, которая создаёт условия для унификации культурных различий, ярко выражено стремление этнических общностей сохранить и развить своё культурное наследие. Под глобализацией принято понимать процесс формирования единой общемировой системы, возникшей в результате слияния национальных экономик, основанной на беспрепятственном перемещении • капитала, на информационной открытости мира, коммуникационном сближении, интернациональном образовании. Возрастает значение этнического фактора и на фоне международной миграции. Если в 1990 году численность международных мигрантов составляла 120 млн. человек, что составляло 2,0% от всего населения земного шара, то к началу XXI века их. число достигло 135-140 млн. человек. Принадлежность к определённой этнической группе может оказывать влияние на степень доступности к материальным благам. К экономическому фактору, влияющему на стратификацию общества, сегодня добавляется и этнический.
Для Российского государства актуальность исследования проблем в межэтнических и межнациональных отношениях обусловлена рядом факторов. Во-первых, с девяностых годов прошлого века, в условиях политико-экономических реформ на территории постсоветского пространства, Россия стала территорией с возрастающей переселенческой активностью: Россия является третьим мировым центром миграции. Только за 1992 - 2002 годы численность прибывших в Россию из стран ближнего зарубежья по самым минимальным оценкам составила 10 млн. человек. Во-вторых, проблемы замедленного демографического роста и старения населения, фиксируемые в современной России, также как проблема нехватки трудовых ресурсов для страны, решаются частичным привлечением в страну мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.
В условиях активной миграции межэтнические и межнациональные отношения требуют особого внимания, поскольку, очевидно, что они проявляются во всех сферах жизнедеятельности: в экономической, в политической, социальной, духовной.
Выбор темы исследования детерминирован слабой научной разработанностью проблемы единства межэтнических и межнациональных отношений.
Степень разработанности темы. Проблемы межэтнических и межнациональных отношений изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи.
Категория «отношение» изучалась в трудах Аристотеля, С. Бейли, Б. В. Бирюкова, Н. Гартмана, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Н. Горнштейна, И. Канта, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Л. А. Маньковского, К. Маркса, Д. С. Милля, Платона, А. Н. Радищева, А. Я. Райбекаса, Б. Рассела, Г. Спенсера, А. И. Уёмова, Ю. А. Шрейдера, Р. Эйслера, Д. Юма. Анализ категории «отношение» содержится и в работах В! И. Ленина.
Понятия «межнациональные отношения» и «нация» подвергались анализу в работах Н. М. Айдаевой, К. С. Аксакова, У. Альтерматта, Б. Андерсона; П. Е. Астафьева, С. Д. Баранова, О. Бауэра, В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, Т. Ю. Бур'мистровой, Э. Геллнера, К. А. Гельвеция, Г. В. Ф. Гегеля, К. Г. Гусаевой, Д. Дидро, И.С. Малолетковой, Ю. В. Манько, и др. Вопросам межнациональных отношений уделял большое внимание И. В. Сталин.
Содержание понятия «межэтнические отношения» и «этнос» раскрывается в трудах Н. Аберкромби, Н. М. Айдаевой, У. Альтерматта, Б. Андерсона, Э. Балибара, Ф. Барта, М. Брауна, Ю. В. Бромлея, И. Валлерстайна,
Э. Геллнера, Л. Н. Гумилёва, К. Г. Гусаевой, Л. М. Марцевой и других исследователей.
Проблематика управления, вопросы содержания понятия «управление» в соответствии с различными методологиями и концепциями управления представлены в работах В. Г. Афанасьева, А. И. Берга, Э. Бёрка, С. Н. Булгакова, И. Валерстайна, К. С. Гаджиева, А. Р. Геворкяна, А. А. Годунова, Б. Т. Григорьяна, В. Н. Иванова, И. А. Ильина, М. Маркова, Л. Мизеса, Н. М. Никольского, С. П. Перегудова, Платона, С. Ф. Платонова, А. Н. Радищева, Г. Рормозера, В. А. Скороходова, Р. Г. Скрынникова, В. С. Соловьёва, Г. В. Стельмашук, В. И. Терещенко, Ч. Тейлора, С. Л. Франка, А. А. Френкина, А. С. Хомякова, С. С. Хоружия, Н. М. Чуринова и других исследователей.
Теория либерального управления межэтническими и межнациональными отношениями представлена, в трудах Н. Глейзера, О. В. Головкиной, А. Г. Здравомыслова, В. Л. Иноземцева, Д. Майнихена, В. С. Малахова, А. Н. Медушевского, О. Паченкова, Л. С. Перепёлкина, Э. А. Позднякова, Г. Рормозера, Н. С. Скоробогатых, Т. Д. Соловей, В. Д. Соловей, В. Г. Стельмаха, С. Хантингтона. Теория; консервативного управления межэтническими и межнациональными отношениями представлена в трудах Э. Блешо, Ф. Броделя-О. Данн, Е. Деминцевой, К. Б. Дьяконова, И. А. Ильина, Г. Г. Косач, Л. В. Пономаренко, Г. Рормозера, Ж.-Ж. Руссо, Н. Фрая и других исследователей.
Изучением соборного управления занимались Л. А. Андреева, Н. И. Бирюков,, Н. К. Бондарев, Н. В. Воробьёва; Д. Е. Григоренко, М. А. Дьяконов, Н. Ф. Каптерев, А. В. Карташов, В. О/ Ключевский, В. Р. Мединский, Митрополит Иоанн, О. В. Николаев, Н. М. Никольский, С. С. Ольденбург, С. Ф. Платонов, Протоирей В. Цыпин, Н. В. Ревуненков, Е. В. Скрипкин, Р. Г. Скрынников, Т. Д. Соловей, В. Д. Соловей, Г. В. Стельмашук, С. Л. Франк, А. С. Хомяков, С. С. Хоружий, 3. С. Черепнин, Н. М. Чуринов и другие исследователи.
Вместе с тем, социально-философское исследование проблем соотношения межэтнических и межнациональных отношений, проблем управления межэтническими и межнациональными отношениями в настоящее время изучено не достаточно полно и необходимо дальнейшее изучение данной темы.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, предметом исследования являются межэтнические и межнациональные отношения и основные типы управления ими.
Цели и задачи работы. Целью диссертационного исследования являются межэтнические и межнациональные отношения и основные типы управления ими.
В- соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие исследовательские задачи:
-осуществить анализ категории «отношение»; -осуществить анализ.понятия «межнациональные отношения»; -осуществить анализ понятия «межэтнические отношения»; -изучить понятие «управление»;
-проанализировать особенности консервативной и либеральной практики управления межэтническими и межнациональными отношениями;
-выявить особенности практики соборного управления межэтническими и межнациональными отношениями.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются диалектический и метафизический методы и принципы познания: принципы отражения, репрезентации, развития, антропоцентризма, всеобщей связи явлений, единства мира и т.д. Проблемы анализируются на основе общенаучных подходов: системный, функциональный, деятельностный, информационный. Используются такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнительно-исторический метод. Характер исследования обусловил необходимость реализации положений и выводов в работах отечественных и зарубежных авторов;
Новизна и личный вклад автора:
1. Показано, что содержание категории «отношение» зависит от того, в системе реализации какой методологии и теории познания данная категория функционирует. Так, в системе диалектической методологии, теории познания как теории отражения, а так же принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений категория «отношение» предполагает непосредственность связи и наличие опосредствующих звеньев, детерминирующих отношение. В системе же метафизической методологии и теории познания как теории репрезентации, а так же принципа дуализма и принципа антропоцентризма категория «отношение» раскрывается, прежде всего, как отношение к субъекту, а именно: как отношение к трансцендентальному субъекту или свободному субъекту.
2. Показано, что с точки зрения теории познания как теории отражения категория «отношение» выступает как образ действительности — отображение соответствующего прообраза. С точки зрения теории познания как теории репрезентации категория «отношение» в системе реалистской методологической метафизической ■ традиции выступает как репрезентант — идеальная сущность, технологически восполняемая материальными репрезентациями. В системе же номиналистской методологической метафизической традиции категория; «отношение» выступает как элемент принятого языка описания репрезентанта - материальной сущности. При этом данные описания являются репрезентациями соответствующих репрезентантов.
3. Установлено, что номиналистская методологическая метафизическая традиция реализовалась в стандартах верховенства светской власти над властью духовной, а реалистская методологическая метафизическая традиция, напротив, реализовалась в верховенстве духовной власти над властью светской. И, соответственно, показано, что согласно номиналистской- методологической метафизической традиции, межнациональные отношения как отношения между гражданскими общностями регулируются нормами права и гарантирующими их исполнение институтами государства. Показано так же, что согласно реалистской методологической метафизической- традиции межэтнические отношения, формирующиеся веками, предполагают межэтническую предрасположенность, межэтнические предубеждения и т. п., которые накладывают отпечаток на регулирование межэтнических отношений посредством внеправовых социальных норм и гарантирующих их исполнение социальных институтов.
4. Установлено, что диалектическая методологическая традиция реализуется в стандартах единства мира, всеобщей связи явлений, согласно которых раскрывается необходимость гармонии (симфонии) духовной и светской властей и, соответственно, светская власть в согласии с духовной властью реализует межнациональные отношения посредством осуществления норм права, а духовная власть в соответствии со светской властью реализует межэтнические отношения посредством осуществления внеправовых социальных норм.
5 Показано, что содержание понятия «управление» задаётся типом управления, каждый из которых отличается соотношением духовной и светской властей. Либеральному типу управления, который раскрывается в соответствии с номиналистской методологической метафизической традицией, соответствует верховенство • светской власти над властью духовной. Консервативному типу управления, который раскрывается в соответствии с реалистской методологической метафизической традицией, соответствует верховенство духовной власти над властью светской. Соборному типу управления, который осуществляется в соответствии с диалектической методологической традицией, соответствует гармония духовной и светской властей.
6. Показано, что либеральному, консервативному и соборному типам управления соответствуют различные соотношения межнациональных и межэтнических отношений. Так, в условиях либерального типа управления в качестве репрезентантов выступают межнациональные отношения, подлежащие описанию в терминах межэтнических отношений. В условиях консервативного типа управления в качестве репрезентантов выступают межэтнические отношения, а в качестве репрезентаций — описания в терминах межнациональных отношений в зависимости от того, какое место среди институтов управления занимают институты государства. В условиях же соборного управления общественными отношениями, межнациональные и межэтнические отношения выступают как предметы,, подлежащие взаимному согласованию, гармоничному развитию и совершенствованию;
7. Доказано, что либеральное управление межнациональными и межэтническими отношениями выступает как способ самореализации свободных субъектов, исходя из их потребностей и ценностей. Консервативное управление межнациональными и межэтническими отношениями выступает как способ самореализации трансцендентальных субъектов, исходя из определённых потребительски и ценностно? существенных идеалов общества. Соборное управление межэтническими и межнациональными отношениями выступает как антиэнтропийный процесс, направленный на совершенствование общественных отношению между соборными субъектами.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования; определяется актуальностью их использования* в целях дальнейшего исследования межэтнических и межнациональных отношений в раках социальной философии. Теоретические результаты, которые получены в диссертационном исследовании, направлены на дальнейшее развёртывание социально-философского знания о межэтнических и межнациональных отношениях.
Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, чтения таких курсов как «Теория межнациональных и межэтнических отношений», «Теория культуры и цивилизации», «Общественные отношения и их регулирование» и т.п. Теоретические положения и выводы, полученные в диссертационной работе, могут быть востребованы для подготовки реферативных и библиографических трудов по социальной философии;, а так же в практике управления межэтническими и межнациональными отношениями.
Апробация работы
Изложенные в работе результаты нашли отражение в 12 научных публикациях, выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность» (Красноярск, 2004, 2005, 2010), «Молодёжь Сибири - науке России» (Красноярск, 2011), «Гуманитарное знание в условиях модернизации российского образования» (Стерлитамак, 2011), «Народы Евразии. История и проблемы взаимодействия» (Пенза-Баку, 2011) и других.
Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, введения, заключения, списка литературы.
11
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовность общества в условиях глобализации2012 год, кандидат философских наук Козлова, Мария Владимировна
Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Государство и личность: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Яценко, Татьяна Олеговна
Аристократия и аристократическая форма правления: социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Фомина, Наталья Валерьевна
Христианская идентичность российской политической власти: философско-антропологический анализ2008 год, кандидат философских наук Овчарова, Анжелика Ивановна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лысенко, Ирина Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межэтнические и межнациональные отношения требуют обстоятельного ч социально-философского анализа. Актуальность этого возрастает с процессами глобализации и возрастанием роли этнической идентичности. В частности социально-философский анализ играет важное значение в управлении межэтническими и межнациональными отношениями. Исследование понятий и категорий предполагает соответствующий характер методологии либо в рамках диалектической методологии, либо в рамках метафизической методологии.
В системе диалектической методологии, теории познания как теории отражения, а так же принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений категория «отношение» предполагает непосредственность связи и наличие опосредствующих звеньев, детерминирующих отношение. В системе же метафизической методологии и теории познания как теории репрезентации, а так же принципа дуализма и принципа антропоцентризма категория «отношение» раскрывается, прежде всего, как отношение к субъекту, а именно: как отношение к трансцендентальному субъекту или свободному субъекту.
С точки зрения теории познания как теории отражения категория «отношение» выступает как образ действительности — отображение соответствующего прообраза. С точки зрения теории познания как теории репрезентации категория «отношение» в системе реалистской методологической метафизической традиции выступает как репрезентант — идеальная сущность, технологически восполняемая материальными репрезентациями. В системе же номиналистской методологической метафизической традиции категория «отношение» выступает как элемент принятого языка описания репрезентанта — материальной сущности. При этом данные описания являются репрезентациями соответствующих репрезентантов.
Согласно номиналистской методологической метафизической традиции, межнациональные отношения как отношения между гражданскими общностями регулируются нормами права, и гарантирующими их исполнение институтами государства. Согласно реалистской методологической метафизической традиции межэтнические отношения, формирующиеся веками, регулируются посредством внеправовых социальных норм и гарантирующих их исполнение социальных институтов. Тем самым, номиналистской традиции соответствует верховенство светской власти над властью духовной, а реалистская традиция, напротив, реализуется верховенстве духовной власти над властью светской.
Диалектическая методологическая традиция реализуется в стандартах единства мира всеобщей связи явлений, согласно которых раскрывается необходимость гармонии (симфонии) духовной и светской властей и, соответственно, светская власть в согласии с духовной властью реализует межнациональные отношения посредством осуществления норм права, а духовная власть в соответствии со светской властью реализует межэтнические отношения посредством осуществления внеправовых социальных норм.
Как либеральное, так и консервативное управление межэтническими и межнациональными отношениями сопровождается социальной напряжённостью. При этом в условиях либерального управления социальная напряжённость может быть вызвана недовольством принижения значимости межэтнических отношений, а в условиях консервативного управления -принижением значимости межнациональных отношений.
Содержание понятия управления задаётся типом управления, каждый из которых отличается соотношением духовной и светской властей. Либеральному типу управления, который раскрывается в соответствии с номиналистской методологической метафизической традицией, соответствует верховенство светской власти над властью духовной. Консервативному типу управления, который раскрывается в соответствии с реалистской методологической метафизической традицией, соответствует верховенство духовной власти над властью светской. Соборному типу управления, который осуществляется-в соответствии с диалектической методологической традицией, соответствует гармония- духовной и светской властей. Под соборным управлением' мы понимаем управление, основанное на отношении гармонии светской и духовной власти. Из этого следует, что соборное государство мы понимаем как государство, существующее в условиях гармонии светской и духовной власти и основанное на соборном управлении. В истории российского государства существует многовековая традиция соборного управления» которая может стать основой управления межэтническими и межнациональными отношениями в настоящее время.
Соответственно, в условиях либерального типа управления в качестве репрезентантов выступают межнациональные отношения, подлежащие описанию'В>терминах межэтнических отношений. В" условиях консервативного типа управления в качестве репрезентантов выступают межэтнические отношения; а в качестве репрезентаций — описания в терминах межнациональных отношений. В условиях же соборного управления общественными отношениями* межнациональные и межэтнические отношения выступают как предметы, подлежащие взаимному согласованию, гармоничному развитию и совершенствованию.
В соответствии с принципом дуализма и принципом антропоцентризма либеральное управление межнациональными и межэтническими отношениями выступает как способ самореализации свободных субъектов, исходя из их потребностей и ценностей. Консервативное управление межнациональными и межэтническими отношениями выступает как способ самореализации трансцендентальных субъектов, исходя из определённых потребительски и ценностно существенных идеалов общества. Соборное управление межэтническими и межнациональными отношениями выступает как антиэнтропийный процесс, направленный на совершенствование общественных отношений между соборными субъектами.
Исторический опыт Российского государства, и в частности, опыт деятельности института соборного управления - Соборов, демонстрирует как светская власть, разрешая проблемы управления межнациональными отношениями, учитывает практику управления межэтническими отношениями. В свою очередь духовная власть, разрешая проблемы управления межэтническими отношениями, согласует свою деятельность с практикой управления межнациональными отношениями.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лысенко, Ирина Сергеевна, 2011 год
1. Абдулкаримов, Г. Теоретические проблемы актуальной этнополитики в России: Этносоциология модернизации современной России / Г. Абдулкаримов. М.: Изд-во «Весь Мир», 2008. - 336 с.
2. Айдаева, Н. М. Теоретико-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений : монография / Н. М. Айдаева, К. Г. Гусаева. — Махачкала : Издат. дом «Наука плюс», 2006. 130 с.
3. Аксаков, К. С. Эстетика и либеральная критика / К. С. Аксаков. М. : Изд-во «Искусство», 1995. - 348 с.
4. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе / У. Альтерматт. М. : Наука, 2000.-367 с.
5. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. М. : КАНОН-пресс : Кучково поле, 2001.-288 с.
6. Андреева, Л. А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России / Л. А. Андреева. М. : Науч.-издат. центр «Ладомир», 2001. - 253 с.
7. Антонов, Д. А. Социально-философский анализ общественного прогресса / Д. А. Антонов ; Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск, 2005. — 218 с.
8. Аристотель. Метафизика : в 4 т. Т. 1 / Аристотель ; под ред. В. Ф. Асмус ; АН СССР, Ин-т философии. М. : Мысль, 1976. - 549 с.
9. Аристотель. Категории С -приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. / Аристотель ; пер. А. В. Кубицкого ; под ред. Г. Ф. Александрова. М. : Соцэгиз, 1939. - 84 с.
10. Аристотель. Матафизика / Аристотель ; пер. с греч. А. В. Кубицкого. М.: Эксмо, 2008. - 608 с.
11. Астафьев, П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи / П. Е. Астафьев // Философия* нации и единство мировоззрения : сб. науч. и публицист, работ. -М. : Москва, 2000. 538 с.
12. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) / В. Г. Афанасьев. М. : Политиздат, 1968. — 384 с.
13. Афанасьев, В. Г. Актуальные проблемы научного управления обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Об-во «Знание», 1975. - 62 с.
14. Баранов, С. Д. Русская нация. Современный портрет / С. Д. Баранов, Д. В. Конов. М.: Миттель Пресс, 2009. - 536 с.
15. Бауэр, О. Национальный вопрос и социал-демократия. Нации и национализм / О. Бауэр, Б. Андерсон, М. Хрох и др. ; пер. с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Паина, М. Б. Гнедовского. М. : Праксис, 2002* — 416 с.
16. Белинский, В. Г. Избранные эстетические сочинения : в 2 т. Т. 2 / В. Г. Белинский. -М. : Изд-во «Искусство», 1986. 563 с.
17. Бердяев, Н. А. Судьба России. Опыты, по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М. : Мысль, 1990. - 206 с.
18. Бёрк, Э. Размышления о революции во Франции / Э. Бёрк // Социс. — 1991. -№ 9. -С. 113-1231
19. Бирюков, Н. И. Соборность как религиозный и политический идеал / Н. И. Бирюков // Философские науки. 2005. - № 6. - С. 5-7.
20. Блешо, Э. Джихад и универсальные ценности / Э. Блешо // Восток. — 1999. -№ 3. С. 35-43.
21. Богданов, А. П. История России допетровских времён / А. П. Богданов. -М. : б. и., 1997. С. 237.
22. Бокарёв, В. А. Объём и содержание понятия «управление» / В. А. Бочкарёв // Вопросы философии. 1966. - № 11. - С. 44-54.
23. Бондарев, Н. К. Новая соборная доктрина / Н. К. Бондарев. — М. : Компания Спутник+, 2007. — 79 с.
24. Бредникова, О. «Этническое предпринимательство» мигрантов и мифы мультикультурализма / О. Бредникова // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ : сб. ст. М. : б. и., 2002. - 356 с.
25. Бродель, Ф. Что такое Франция? : в 2 кн. Кн. 2 / Ф. Бродель. — М. : Изд-во им. Сабашниковых. 1995. - 244 с.
26. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М. : Наука. — 1973.-283 с.
27. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М. : Изд-во ЛКИ, 2008.-437 с.
28. Булгаков, С. Н. Православие: Очерки учения православной! церкви / С. Н. Булгаков. М. : Терра : Ассоц. совмест. предприятий междунар. об-ний и орг., 1991.-416 с.
29. Булгаков, С. Н. Сочинения : в 2 т. Т. 2. / С. Н. Булгаков. -М. : Наука, 1993. 752 с.
30. Бурмистрова, Т. Ю. Теория социалистической нации / Т. Ю. Бурмистрова. — Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1970. 297 с.
31. Вайнштейн, Г. И. Европейская идентичность: желаемое и реальное / Г. И. Вайнштейн // Полис. 2009. - № 4. - С. 123-134.
32. Валлерстайн, Э. После либерализма : пер. с англ. / Э. Валлерстайн ; под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — 256 с.
33. Воробьёва, Н. В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона : монография / Н. В. Воробьёва. Омск : Изд-во Оме. гос. ун-та, 2008.-416 с.
34. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения : пер. с нем. / под общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М. : Прогресс, 1990. - 804 с.
35. Вебер, М. Отношения этнической общности / М. Вебер // Журнал социальной антропологии. — 2004. — № 2. — С. 8-21.
36. Вышеславцев, Б. П. Этика преображённого Эроса / Б. П. Вышеславцев. -М. : Изд-во «Республика», 1994. 347 с.
37. Гаджиев, К. С. Современный консерватизм / К. С. Гаджиев, С. П. Перегудов, В. А. Скороходов. М. : Наука, 1992. - 264 с.
38. Гаджиев, К. С. Либерализм: история и современность / К. С. Гаджиев // Новая и Новейшая история. — 1995. № 6. - С. 15-31.
39. Геворкян, А. Р. Национализм и космополитизм как две стороны либерализма / А. Р. Геворкян // Философские науки. 2008. - № 7. - С. 53-76.
40. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики : в 3-х т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель ; отв. ред. М. М. Розенталь. М. : Мысль, 1971. - 248 с.
41. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 37 Г. В. Ф. Гегель ; отв. ред. Е. П. Ситковский ; АН СССР, Ин-т философии. — М. : Мысль, 1977.-471 с.
42. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. Г. Г. Шпета ; отв. ред. М. Ф. Быкова. М. : Наука, 2000. - 495 с.
43. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. М. И. Левиной ; под ред. С. Я. Левит. 2-е изд., испр. — М. : Рос. полит, энцикл. (РОССПЭН), 2007. - 414 с.
44. Гельвеций, К. А. Сочинения : в 2 т. Т. 2 / К. А. Гельвецкий ; под общ. ред. X. Н. Момджяна. -М. : Мысль, 1974. 787 с.
45. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер ; пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной ; под ред. И. Крупника. — М. : Прогресс, 1991. — 319 с.
46. Годунов, А. А. Вопросы теории управления / А. А. Годунов. — Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1965. 109 с.
47. Головкина, О. В. Мультикультурализм и проблема национальной идентичности в Канаде / О. В. Головкина // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2009. - № 6. - С. 117-127.
48. Горнштейн, Т. Н. Философия Николая Гартмана (Критический анализ основных проблем онтологии) / Т. Н. Горнштейн. — Л. : Изд-во «Наука», 1969.-279 с.
49. Григоренко, Д. Е. Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации / Д. Е. Григоренко ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2007. 160 с.
50. Григорьян, Б. Т. Просвещённый консерватизм / Б. Т. Григорьян // Вопросы философии. 1979. -№ 12. - С. 126-133.
51. Гумилёв, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилёв. М.: б. и., 2002. - 576 с.
52. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв ; под ред. В. С. Жекулина. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. - 495 с.
53. Гумилёв, Л. Н. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л. Н. Гумилёв, К. П. Иванов // Социс. 1992. - № 1. - С. 50-57.
54. Деминцева, Е. Быть «арабом» во Франции / Е. Деминцева. М. : Новое литературное обозрение, 2008. — 192 с.
55. Джунусов, М: С. Нация как социально-этническая общность людей / М. С. Джунусов // Вопросы истории. 1966. - № 4. - С. 16-30.
56. Диалектика теория познания. Ленин об элементах диалектики. — М. : Наука, 1965.-511 с.
57. Дидро, Д. Сочинения : в 2 т. Т. 2 / Д. Дидро ; пер. с фр. В. П. Кузнецова ; АН СССР, Ин-т философии. М. : Мысль, 1991. - 604 с.
58. Домострой. СПб. : Наука, 1994. - 399 с.
59. Дьяконов, К. Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции / К. Б. Дьяконов // Социс. 2008. — №11.- С. 83-91.
60. Заринов, И. Ю. Социум-этнос-этничность—нация-национализм / И. Ю. Заринров // Этнографическое обозрение. 2002. — № 1. — С. 3-30.
61. Здравомыслов, А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здавомыслов. — М. : Аспект-Пресс, 1999. 286 с.
62. Здравомыслов, А. Г. Социология российского кризиса / А. Г. Здравомыслов. М.: Наука, 1999. - 351 с.
63. Зотова, О. М. Идея европейского единства и национальная идентичность / О. М. Зотова // Вестн. МГУ. 1999. -№ 3 (№ 18). - С. 154-162.
64. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М. : Изд-во «Республика». - 1993. - С. 240.
65. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 1 / И. А. Ильин. — М: : Русская книга, 1996. — 400 с.
66. Ильин, И. А. Об истинном национализме. О воспитании национальной элиты / И. А. Ильин: М. : б. и., 2001.
67. Иноземцев, В. JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты / В. JI. Иноземцев // Социс. — 2003. — № 6. — С. 29— 37.
68. Кант, И. Сочинения : в 6 т. Т. 6 / И. Кант ; под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др.. М. : Мысль, 1966. - 743 с.
69. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. Г. Лосского ; под ред. Ц. Г. Арзаканяна. М. : Эксмо, 2009. - 736 с.
70. Кант, И. Метафизические начала естествознания / И. Кант. М. : Мысль, 1999.-1712 с. х
71. Карташёв, А. В. Очерки истории русской церкви : в 2 т. Т. 2 / А. В. Карташёв. М.: Наука, 1991.-498 с.
72. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. Кн. 2 / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1995.-584 с.
73. Князев, Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки : монография / Н. А. Князев ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2008. 272 с.
74. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д : Феникс, 2004.-46 с.
75. Коротеева, В. В. «Воображённые», «изобретённые» и «сконструированные» нации: метафора в науке / В. В. Коротеева // Этнографическое обозрение. 1993. - № 3. - С. 154-165.
76. Костина, А. В. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального / А. В. Костина, Т. М. Гудима. — М. : Изд-во ШСИ, 2007. 240 с.
77. Кустарёв, А. Нация: кризис проекта и понятия / А. Кустарёв // Pro et Contra. 2007. - Май-июнь. - С. 66-79.
78. Ленин, В. И.Философские тетради / В. И. Ленин. М. : Политиздат, 1973.-751 с.
79. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений ноябрь 1920 — март 1921. / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1981. - Т. 42. - 606 с.
80. Локк, Д. Сочинения : в 3 т. Т. 1 : пер. с англ. / Д. Локк ; под ред. И. С. Нарскош, А. Л. Субботина. М. : Мысль, 1985. - 622 с.
81. Лейбниц, Г. В. Сочинения : в 4 т. Т. 2 / Г. В. Лейбниц ; под ред. И. С. Нарского. М. : Мысль, 1983. - 686 с.
82. Майлз, Р. Расизм / Р. Майлз, М. Браун. М. : Рос. полит, энцикл. (РОСПЭН), 2004. - 240 с.
83. Малахов, В. С. Зачем России мультикультурализм? / В. С. Малахов // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ : сб. / под ред. В. С. Малахова, В. А. Тишкова. М.: б. и., 2002. - 356 с.
84. Мангейм, К. Консервативная мысль / К. Мангейм // Социс. 1993. — №4.-С. 135-146.
85. Манько, Ю. В. Нации и национальные отношения (Исторический и философский анализ) / Ю. В. Манько, Н. И. Шашков. СПб. : ИД «Петрополис», 2009. - 196 с.
86. Маркс, К. Избранные письма / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Гос. изд-во полит, лит-ры, 1948. — 536 с.
87. Маньковский, Л. А. Категории «вещь» и «отношение» в «Капитале» К. Маркса / Л. А. Маньковский // Вопросы философии. 1956. - № 5. — С. 46-59.
88. Марков, М. Теория социального управления / М. Марков. М. : Прогресс, 1978.-447 с.
89. Мединский, В. Р. О русской демократии, грязи и «тюрьме народов» / В. Р. Мединский. — 3-е изд., испр. и доп. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа-Групп», 2010.-624 с.
90. Медушевский, А. Н. Либерализм как проблема современной западной историографии / А. Н. Медушевский // Вопросы истории. 1992. - № 8-9.-С. 167-177.
91. Мельникова, Т. В. Методологическая функция социальной философии в изучении юридического лица как субъекта права : монография / Т. В. Мельникова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2009. — 216 с.
92. Мизес, Л. Либерализм / Л. Мизес. — М. : Экономика, 2001. — 239 с.
93. Миль, Дж. Ст. Размышления о представительном правлении Перепечатка с издания Яковлева. / Дж. Ст. Миль. — СПб. : [б. и.], 1863. 263 с.
94. Митрополит Иоанн. Русская симфония: очерки русской историософии / Иоанн Митрополит. СПб. : Изд-во «Царское дело», 2004. — 494 с.
95. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни / М. О. Мнацаканян. М. : б. и., 2004. - 367 с.
96. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. -Минск : Беларусь, 1990. 541 с.
97. Новгородцев, П. И. О путях и задачах русской интеллигенции / П. И. Новгородцев // Вехи. Из глубины : сб. М.: Изд-во «Правда», 1991. - 289 с.
98. Новосёлов, М. М. О некоторых понятиях теории отношений // Кибернетика и современное научное познание / М. М. Новосёлов, Б. С. Украинцев, В. А. Бокарёв и др.; АН СССР, Ин-т философии. — М. : Наука, 1976. -427 с.
99. Обсуждение статьи П. М. Рогачёва и М. А. Свердлина «О понятии «нация» // Вопросы истории. 1966. — № 2. — С. 169-171.
100. Ольденбург, С. С. Царствование Императора Николая П / С. С. Ольденбург. М.: ACT : Астрель, 2008. - 764 с.
101. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 114-155.
102. Паин, Э. А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э. А. Паин. М.: Новое изд-во, 2004. - 246 с.
103. Писарев, Д. И. Исторические эскизы / Д. И. Писарев. — М. : Изд-во «Правда», 1989.
104. Пискорская, С. Ю. Стиль научного познания и его стандарты : монография / С. Ю. Пискорская ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007. - 244 с.
105. Платон. Государство : избр. : пер. с древнегреч. / Платон. — М. : ООО «Изд-во ACT», 2004: 491 с.
106. Платонов, С. Ф. Лекции по русской истории : в 2 ч. Ч. 2 / С. Ф. Платонов. М.: Владос, 1994. - 336 с.
107. Полякова, Н. В. Проблема собственности и власти в классической традиции европейского консерватизма: Э. Бёрк, Ж. Де Местр, Л. Де Бональд /
108. Н. В. Полякова // Консерватизм: социально-экономические учения : сб. ст. / под ред. А. Н. Бабаджаняна. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 401 с.
109. Пономаренко, JI. В. Ислам в общественно-политической и культурной жизни Франции и государств Северной и Западной Африки / JL В: Пономаренко // Вопросы истории. 1998. - № 9. - С. 72-84.
110. Прокопович Феофан. Избранные труды / Феофан Прокопович. М. : Рос. полит, энцикл. (РОСПЭН), 2010. - 624 с.
111. Протоирей Цыпин, В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейшие периоды / Протоирей В. Цыпин. — 3-е изд., испр. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 816 с.
112. Радищев, А. Н. Избранные сочинения / А. Н. Радищев. М. : Госполитиздат, 1949. - 855 с.
113. Радищев, А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. СПб. : Питер, 2001. - 191 с.
114. Радищев, А. Н. Полное собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 / А. Н. Радищев. М. : Изд-во АН СССР, 1952. - 647 с.
115. Райбекас, А. Я. Категории: вещь, свойство, отношение: историко-философский очерк / А. Я. Райбекас. Красноярск : КГУ, 2000. — 140 с.
116. Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел ; пер. с анг. В. В. Целищев. Новосибирск : Наука, 2001. — 109 с.
117. Ревуненкова, Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации / Н. В: Ревуненкова. М. : Мысль, 1988. - 207 с.
118. Рогачёв, П. М. О понятии «нация» / П. М. Рогачёв, М. А. Свердлин // Вопросы истории. 1966. - № 1. - С. 33-^18.
119. Ролз, Дж. Идеи блага и приоритет права / Дж. Ролз // Современный либерализм : сб. / пер. с англ. JI. Б. Макеевой. М. : Дом интеллектуальной книги : Прогресс-Традиция, 1998. — 248 с.
120. Рормозер, Г. Новый консерватизм: вызов России / Г. Рормозер. — М. : Изд-во ин-та философии РАН, 1996. — 93 с.
121. Рормозер, Г. Кризис либерализма / Г. Рормозер ; пер. с нем. А. А. Френкина. М. : б. и., 1996. - 292 с.
122. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты : пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. -М. : КАНОН-пресс : Кучково поле, 1998. -416 с.
123. Рыбаков, С. Е. Этничность и этнос / С. Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. 2003. - № 3. - С. 3-24.
124. Согрин, В. В. Либерализм Запада / В. В. Согрин. М. : Наука, 1995.-40 с.
125. Социальные отношения: познание и совершенствование / H. Н. Мокляк, В. Ю. Барков и др. ; отв. ред. H. Н. Мокляк ; АН УСССР, Ин-т философии. — Киев : Наук, думка, 1990. 232 с.
126. Стельмах, В. Г. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика / В. Г. Стельмах, Л. С. Перепёлкин // Общественные науки и современность. — 2003. № 3. - С. 154— 162.
127. Скоробогатых, Н. С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или расколу общества / Н. С. Скоробогатых // Общественные науки и современность. 2004. - № 1. — С. 135-146.
128. Смелзер, Н. Социология : пер. с англ. / Н. Смелзер ; под ред. В. А. Ддова. М. : Феникс, 1994. - 688 с.
129. Скрипкина, Е. В. Самодержавие и церковный раскол в России во второй половине XVII в.: царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум : монография / Е. В. Скрипкина. Омск : Изд-во Оме. гос. ун-та, 2009. — 180 с.
130. Скрынников, Р. Г. История Российская. IX-XVII вв. / Р. Г. Скрынников. — М. : Изд-во «Весь Мир», 1997. 496 с.
131. Скрынников, Р. Г. Святители и власти / Р. Г. Скрынников. — Л. : Лениздат, 1990. 348 с.
132. Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер ; пер. с англ. Г. Коллинза. — Киев : Ника-Центр ; Вист-С, 1997. — 512 с.
133. Соколовский, С. В. Перспективы развития Концепции этнонациональной политики в Российской Федерации / С. В. Соколовский. М. : Привет, 2004. - 258 с.
134. Соловей, Т. Д. Несостоявшаяся революция: исторические смыслы русского национализма / Т. Д. Соловей, В. Д. Соловей. — М. : Феория, 2009. — 440 с.
135. Сорокин, П. А. Национальность. Национальный вопрос и социальное равенство / П. А. Сорокин // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М. : Наука, 1994. - 560 с.
136. Сталин, И. В. Национальный вопрос / И. В. Сталин. JI. : Русь, 1996.- 110 с.
137. Сталин, И. В. Сочинения (1907-1913) / И. В. Сталин. М. : ОГИЗ : Гос. изд-во полит, лит-ры, 1946. — 423 с.
138. Сталин, И. В. Сочинения (1928-1929) / И. В. Сталин. М. : Госполитиздат, 1949. -381 с.
139. Тейлор, Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм : сб. М. : Дом интеллектуальной книги : Прогресс-Традиция, 1998. — 248 с.
140. Теория управления. Терминология. М. : Наука, 1988. - С. 24. — Вып. 107.
141. Токарев, С. А. Проблема типов этнических общностей / С. А. Токарев // Вопросы философии. — 1964. № 11. - С. 43-64.
142. Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М. : Наука, 2003. — 544 с.
143. Тишков, В. А. Забыть о нации / В. А. Тишков // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 3-26.
144. Трубецкой, H. С. Мы и другие / Н. С. Трубецкой // Русская идея : сб. М. : Айрис-пресс, 2002.
145. Уёмов, А. И. Вещи, свойства и отношения / А. И. Уёмов. — М. : АН СССР, 1963.-184 с.
146. Украинце, Б. С. Информация и отражение / Б. С. Украинце // Вопросы философии. 1963. - № 2. - С. 26-38.
147. Филиппова, Е. И. Что такое Франция? Кто такие французы? / Е. И. Филиппова // Национализм в мировой истории : сб. / под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельман. М. : Наука, 2007. - 601 с.
148. Фомина, Н. В. Понятие социальной нормы / Н. В. Фомина // Теория и история. 2008. - № 2-3. - С. 136-143.
149. Фрай, Н. Государство фюрера: национал-социалисты у власти: Германия (1933-1945) / Н. Фрай ; пер. с нем. JI. Ю. Пантиной ; под ред. А. Ю. Ватлин. М. : Рос. полит, энцикл. (РОССПЭН) : ГИИМ, 2009. - 255 с.
150. Франк, С. JI. Духовные основы общества / С. JL Франк. — М. : Республика, 1992. 510 с.
151. Фролов, А. С. Проблема соборности в русской культуре / А. С. Фролов // Русская цивилизация и соборность : сб. — М. : Ин-т мировой лит-ры РАН, 1994.-250 с.
152. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с анг. А. Башкирова. М. : ООО «Изд-во ACT» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 635 с.
153. Хобсбаум, Э. Век капитала 1848-1875 / Э. Хобсбаум. Ростов н/Д : Феникс, 1999.-480 с.
154. Холодный, В. И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии / В. И. Холодный. М. : Академ, проект, 2004. - 528 с.
155. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. -Прага, 1867. Т. 2. - 368 с.
156. Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / А. С. Хомяков. М. : Медиум, 1994.-590 с.
157. Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. СПб. : Изд-во «Алетейя», 1994. - 445 с.
158. Черепнин, JI. В. Земские соборы русского государства в XVI—ХУЛ вв. / Л. В. Черепнин. -М: : Наука, 1978. 415 с.
159. Черкасов, А. Этнокультурная мозаика и межэтнические отношенияв Канаде Электронный ресурс. / А. Черкасов. — Режим доступа: http://www.niworld.ru//Statei/Cherkasov/nl.htm. Загл. с экрана
160. Черноусова, Л. Н. Институциональная оформленность гражданского общества в условиях консервативного правового государства / Л. Н. Черноусова // Теория и история. 2010. - № 2. — С. 112-117.
161. Черноусова, Лг Н. Гражданское общество как трансцендентальный субъект / Л. Н. Черноусова // Теория и^история. — 2009. — №' 1. — С. 106—111.
162. Чернышевский, Н. Г. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 2. / Н. Г. Чернышевский. М. : Мысль, 1987. - С. 219-220.
163. Чешко, С. В. Человек и этничность / С. В. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. - № 6. — С. 35-49.
164. Чешко, С. В. Доктрина самоопределения: иллюзии и реальность / С. В. Чешко // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ : сб. / под ред. В. С. Малахова, В. А. Тишкова. М. : б. и., 2002. — 356 с.
165. Чуринов, H. М. Совершенство и свобода: философские очерки / H. М. Чуринов ; СИБУП. — 2-е изд., доп. — Красноярск : б. и., 2003. — 515 с.
166. Чуринов, H. М. Идеология интернационализма / H. М. Чуринов // Теория и история. 2008. - № 2-3. - С. 7-19.el
167. Чуринов, H. М. Сталинизм как идеология / Н. М. Чуринов // Теория и история. 2010. -№ 1. - С. 6-19.
168. Чуринов, Н. М: Православный аристотелизм: совершенные рассуждения / Н. М. Чуринов // Теория и история. 2009. - № 2. - С. 65-78.
169. Шамшурин, В. И. Учение Э. Бёрка о человеке и обществе. Идейные истоки неоконсерватизма / В. И. Шамшурин // Социс. 1991. - № 6. — С. 100-113.
170. Шапошников, JI. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания / J1. Е. Шапошников. СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999. -200 с.
171. Шипилов, А. В. «Свои», «чужие» и другие / А. В. Шипилов. — М. : Прогресс-Традиция, 2008. 568 с.
172. Широкогоров, С. М. Исследование основных принципов этнологии и этнографических явлений / С. М. Широкогоров // Изв. Вост. фак. Гос. дальневост. ун-та : Отдельный оттиск из Т. LXVII. Шанхай : [б. и.], 1992. -124 с.
173. Шрейдер, Ю. А. Равенство, сходство, порядок / Ю. А. Шрейдер. -М. : Наука. 1971.-254 с.
174. Шрейдер Ю. А. Категория отношения и её когнитивные аспекты / Ю. А. Шрейдер, Б. В. Бирюков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2002. -№3.-С. 98-107.
175. Щедрина, О. В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России / О. В. Щедрина // Социс. 2004. - № 11. - С. 67-75.
176. Щукина, Т. А. Политика Канады по сохранению культурно-исторического наследия / Т. А. Щукина // США. Канада. 2008. - № 2. - С. 67-82.
177. Юм, Д. Сочинения : в 2 т. Т. 1.7 Д. Юм. -М. : Мысль, 1965. 847 с.
178. Юм, Д. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / Д. Юм ; пер. с англ. С. И. Церетели и др.. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Мысль, 1996. — 733 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.