Меценатство как формообразующий пласт культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Астахова, Наталия Вениаминовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат философских наук Астахова, Наталия Вениаминовна
Введение.2
Глава 1. Личность мецената в культурной среде,
1 ^ с/ Ж Ж '
Методологический аспект
§ 1. Меценат как объект социо-культурологического анализа.12
§ 2 Мотивация благотворитель:;ой и меценатской деятельности:.39
§ 3. Воздействие меценатства на социокультурную среду.56
§ 4. Динамика развития меценатства в культурно-историческом
ГТПАРТТЛО г гр^тпа 7Q G/ iipuv-l jJcuiLi ./ <У
Выводы по первой главе.94
Глава 2. Преемственность традиций меценатства в отечественной культуре
§ 1. Структура и функции традиций меценатства.97
§ 2. Христианские основы меценатской деятельности.115
§ 3. Модификация института меценатства в социокультурной сфере современной России.135
Выводы по второй главе.159
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование моделей меценатства в России2009 год, кандидат культурологии Анисина, Елена Алексеевна
Меценатство в культуре России: История становления и современность1999 год, кандидат культурол. наук Кочнов, Алексей Анатольевич
Развитие меценатства в условиях модернизации России во второй половине XIX-начале XX века: на материалах Нижнего Поволжья2011 год, кандидат исторических наук Попова, Ольга Святославовна
Меценатство как социальное явление: Российская традиция и современность2000 год, кандидат социологических наук Свердлова, Анна Леонидовна
Предпринимательская деятельность купечества России в историко-культурном контексте XVIII - начала XX вв.2005 год, кандидат культурологии Резонова, Венера Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Меценатство как формообразующий пласт культуры»
Актуальность исследования. Меценатство и благотворительность -сложные образования, выявлением сущности которых занимаются многие исследователи. Обращение к развитию культуры любой эпохи приводит к выводу, что многие ее отрасли или их части сохранялись и развивались благодаря меценатству. Широко известны факты поддержания даровитых представителей науки, искусства, религии, социальных начинаний и др., прочно вошедшие в золотой фонд наследия каждой страны.
Это позволяет рассматривать меценатство не как фрагментарную, но системную и закономерную деятельность, претендующую на существование в качестве специфической формы социального функционирования культуры. Оно ожидаемо, планируемо и трансформируемо в ранг неизменной позиции развития социума и личности.
Подобный подход к анализу меценатства определяется тем, что вне его раскрытия невозможно воссоздать объективную картину развития мировой и отечественной культуры.
Меценатство обладает сложной структурой, условиями возникновения, динамикой развития, исследование которых позволяет выявить определенные закономерности как в социальных, так и личностных позициях его носителей. Как социальная категория меценатство возникает в условиях достаточного, как правило, выше среднего уровня дохода, что проявляется в финансовых вливаниях в таланты и перспективные начинания. Поддерживаясь в течение времени, подобная деятельность становится традицией семьи или клана, трансформируясь в нормативные категориальные позиции. Она определяет избирательность отраслевых направлений культуры, объемы помощи, ее длительность, эффективность и др. Но, помимо этого, меценатство приобретает качественные категории, выступая как уровень развития, социальной зрелости, достигла нужной степени социального понимания и сознательно занимается поддержанием культуры в различных ее проявлениях.
Вследствие этого, меценатство следует рассматривать как многоаспектное образование, включающую в себя социально-личностную форму и, одновременно, качественно-деятельностную позицию, возникающую на определенном этапе развития ее носителей, существующих в определенном временном и культурном пространстве. Зависимость от него (пространства) макро - и микроуровня обуславливает специфическую динамику развития меценатства как в формообразующей, так и в качественной позициях.
Корни меценатства уходят вглубь веков и тесно соприкасаются с религиозными вероучениями, государственной и общественной благотворительностью, ростом национального самосознания.
Оно возникает на высоком уровне благосостояния и становится с течением времени наградой, «детищем», желательной деятельностью представителей дворянства, купечества, промышленников и др. Анализ истории развития меценатства показывает, что процесс его стабильного осуществления проявляется, как правило, в третьем поколении представителей состоятельного класса. Вследствие этого, становится очевидным его прохождение по социально-адаптационным ступеням, характерным для введения, преобразования в норматив и включения в развитие своего социального уровня с многообразными видами характерной для него деятельности.
Как индивидуальная позиция, меценатство становится уровневой структурой, свойственной развитой, зрелой личности. Меценат вследствие этого не просто человек, поддерживающий культуру, но знаток, ценящий, понимающий и получающий удовлетворение от своей созидательной деятельности. Включая в себя позиции самоосуществления, представительские и престижные мотивации меценат получал и получает возможность увековечить свое имя и свое дело в памяти потомков.
Становясь неотъемлемой частью культуры, меценатство не прерывается в процессе социального развития, а лишь приобретает специфические формы проявления. Российская действительность выступает в этом процессе как особое формирование. Подвергаясь многочисленным преобразованиям, она сохраняет саму основу меценатской деятельности, что становится особенно интересным и значимым для изучения. Сформировавшись в традиционном обществе, достигнув расцвета в предреволюционной России и дав миру имена Третьякова, Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Барышниковых и др. в советское время меценатство трансформировалось в государственную и частичную приватную деятельность, как правило, благотворительную. В настоящее время оно восстанавливается в досоветских формах, проходя тот же путь развития, что и традиционное меценатство. Это позволяет говорить, что, меняя форму существования, оно не утратило своей сути.
Вследствие этого, рассматривать меценатство как сугубо приватную деятельность было бы неверно. Его феноменология перерастает в важную социальную категорию, в значительной степени определяющую состояние, сохранение и развитие различных направлений культуры.
Вместе с тем, несмотря на важность, проблема исследования меценатства как сложной исследовательской концепции не получила достаточной теоретической проработки. В большинстве изысканий изучаются отдельные факторы и сферы меценатской деятельности, приводя к мозаичности предмета исследования. Вследствие этого, его типология и условия формирования, мотивационная основа, взаимодействие социально-индивидуальных моментов, включение в различные виды деятельности и др. остаются открытым вопросом.
Недостаточная разработанность проблемы в целом, влияние ее на формирование среды и выращиваемой в ее пласте личности, можно считать чрезвычайно актуальной, малоизученной, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. О русских меценатах, коллекционерах, благотворителях, их вкладе в создание национального культурного фонда, в обогащение и развитие культурных традиций написано много работ. Теоретический анализ феномена благотворительности и меценатства как социально-экономического и социально-культурного явления предпринят отечественными дореволюционными исследователями Ю.Гамбаровым, П.И.Георгиевским, С.К.Гогелем, П.Г.Мижуевым и др., в работах зарубежных авторов по теории благотворительности П.Лафарга, Г.Шмоллера.
Историко-культурные, правовые и экономические вопросы меценатства исследуются в работах В.В.Агафоновой, А.Н.Боханова, П.А.Бурышкина, С.В. Воронина, Н.Г.Думовой, Т.М. Казовской, Ю.А. Петрова и др.
В философии и истории понятия "благотворительность" и "меценатство" рассматриваются в трудах: Н.А.Бердяева, В.О.Ключевского, О.Конта, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева и др.
Разработка духовных и социально-психологических аспектов предпринимательства была предпринята А.И.Агеевым, М.Вебером, В.Радаевым, Г.П.Федотовым, В.А. Ядовым, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Леонтьевым и др.
Историко-культурные, правовые и экономические вопросы меценатства исследуются в работах В.В. Агафоновой, А.Н. Боханова, П.А. Бурышкина, С.В. Воронина, Н.Г. Думовой, Т.М. Казовской, Ю.А. Петрова и др.
Среди крупнейших исследователей меценатства молено назвать А.Н. Боханова, М.Л. Гавлина, и благотворительности - Е.Ф. Корша, В.Я. Лаверычева, Я.Н. Щапова, труды которых имеют несомненную ценность как художественного, так и научного характера.
Нельзя не отметить и тот вклад, и то значение, которое имеют для истории изучения явления меценатства мемуарные источники: воспоминания В.П. Зилоти, М.К. Мамонтовой-Морозовой, С.Т. Морозова, B.C. Серова, М.К. Тени-шевой, В.Л. Шляровского, эпистолярные циклы сестер Гнесиных и др.
В последнее время целый ряд молодых ученых ищет новые аспекты в изучении меценатства. Это, в частности, диссертация по эстетике Л.П. Писку-новой "Меценатство как текстовая и нетекстовая реальность" (1997). Существует большое количество работ по вопросам отдельных форм творчества, меценатства, коллекционирования, благотворительности или отдельных очагов искусства - оперы Зимина, ярмарки в Нижнем Новгороде, Третьяковской галереи в Москве и т.д.
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных благотворительности и меценатству, в них не осуществлен теоретический анализ российского меценатства как целостной системы, не выявляются субъекты этого процесса. Недостаточно изучены особенности личности русских меценатов, характерных для каждого периода времени, что затрудняет понимание мотивации деятельности в благотворительности и меценатстве тех или иных личностей. Таким образом, проблема может быть определена как неосвоенная, малоизученная, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.
Цель работы заключается в исследовании феномена меценатства и благотворительности как закономерной формообразующей социально ожидаемой деятельности, сложно структурируемой и характеризующейся особой динамикой развития.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Исследование сущности меценатства и благотворительности в формообразующем и категориальном аспектах;
2. Выявление основ меценатской и благотворительной деятельности и определение типологизации меценатства в контексте социально-исторического образа жизни русского общества.
3. Определение структуры, традиций и функций меценатства в преемственном развитии общества.
4. Рассмотрение спонсорства в современной России как закономерного процессе взаимодействия меценатства и социума.
Объект исследования - меценатство и меценатская деятельность в культурно-историческом развитии.
Предмет исследования - меценатство как формообразующая и качественная категория.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы историков культуры и искусства, социологов, философов, культурологов по проблемам благотворительности и меценатства.
Основные методы исследования :
• метод контент-анализа научной литературы,
• метод системного анализа,
• диахронический метод,
• синхронический метод, включающий в себя функционализм и структурализм,
• типологический метод,
• методы социологических исследований.
Научная новизна диссертации заключается в:
• определении сущностных особенностей меценатства как сложной социально-личностной деятельности, возникающей на определенном этапе развития его носителей;
• выявлении специфики перерастания фрагментарной меценатской деятельности в систематическую, формообразующую, что, как правило, происходит в течение трехпоколенного включения семьи в изучаемую сферу;
• обозначении качественных личностных параметров меценатства, характеризующих зрелую культурооформленную личность, сознательно участвующую в созидательных процессах, что позволяет говорить, что меценат - это специфическая личностная категория, имеющая типологические (нормативно-ориентирующие, практически-ориентированные, социокультурные) и функциональные характеристики;
• дефиниции структуры традиций меценатства (статистический и динамический уровень, интериорную и экстериорную стадии И-- социо-состояния) и исследования их значимости, осуществляющиеся через выраженные функции (аккумуляция и трансляция социального опыта, социального ориентира, регулятивная, социализации);
• обнаружении закономерностей осуществления деятельности современных отечественных спонсоров, что позволяет прогнозировать перспективы дальнейшего развития институтов благотворения и меценатства, применяя наиболее эффективные стимуляторы их последующего развития (повышение имиджа, дополнительная прибыль за счет рекламы, морально-психологический климат в организации и т.д.).
Практическая значимость диссертационного исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением повторяемости развития и становления меценатства, анализом опыта решения проблем социокультурного развития. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по теории и истории культуры, истории культурного развития России и при разработке соответствующих разделов учебных курсов по культурологии, социологии, отечественной истории и философии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Меценатство - есть особая форма развития культуры, основанная на признании, поддержании и сохранении ее ценностей. Выступая как сложное образование, оно состоит из формообразующих и качественных личностных характеристик, взаимовлияющих друг на друга.
Как формообразующая позиция меценатство характеризуется определенной длительностью деятельности состоятельных династий. Историческое развитие преобразовывает фрагментарную меценатскую деятельность в нормативный пласт как правило в течение трех поколений.
Как личностная категория меценатство - есть показатель социальной и культурной зрелости личности, в процессе которой индивид сознательно воздействует на поддержание и развитие культуры в избирательных позициях. Следовательно, меценат - это качественная характеристика, распадающаяся на типологические, средовые, динамические черты, сочетающие специфические позиции с обобщенным, относительно устойчивым отношением к определенным сторонам действительности. В этом движении осуществляется вариант жизнедеятельности, который способствует процессу самореализации и самоосуществлению, принятию меняющихся социальных норм.
2. Ориентации-мотивы меценатской деятельности крайне неоднородны по своей сути. Они могут сочетать в себе социально-предписаные, духовно-нравственные, представительские, творческие, претенциозные и др. позиции, вся совокупность которых реализуется в конкретной деятельности, дающей эффект как в одномоментном, так и в долговременном эквиваленте. В целом они обусловливаются системой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий, господствующих общественных идей.
3. Формообразующие и личностные категориальные позиции меценатства выводят его в особый пласт культуры, всегда существующий в обществе в меняющихся, зависимых от временных и социальных особенностей, видах. Выступая как постоянная социальная культурная категория, меценатство лишь модифицирует формы своего проявления в конкретной эпохе, делая акценты на собственно меценатстве, благотворительности, или спонсорстве. В силу этого, меценатство обладает рядом повторяющихся признаков и характеристик. Оно возникает при определенных условиях: необходимого (выше среднего) уровня благосостояния, наличия династийной среды, социальной и законодательной направленности, присутствия зрелой образованной личности и др. Совокупность условий трансформирует его в престижные позиции. Следовательно, появление и общее направление развития меценатства можно прогнозировать и создавать условия для его проявления и успешного осуществления.
4. Меценатство - это компонент культуры, сохранивший в своей мен-тальности традиционный уклад прошлых поколений. Природа российского меценатства диалектически раскрывается в многогранной взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, выполняет передачу и освоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Традиции меценатства классифицируются по функциям, содержанию, видам общественных отношений. Как механизм преемственности в отечественной культуре, традиция благотворительности и меценатства особенно актуализируется будучи социальной нормой.
5. Современное спонсорство - закономерная и ожидаемая форма развития меценатства, выступающая как адаптивный механизм, позволяющий новому классу вписаться в социум. Оно способно оказывать влияние на средовые позиции, обеспечить деятельность объектов культуры в со
11 временных условиях, способствовать созданию полноценной, многообразной, культурной среды. Традиция обеспечивает включение спонсорства в процесс социокультурного развития, как в новую нормативную систему. Характерно-психологические черты личности современного спонсора выражают отношение его сознания к действительности и выявляют преемственность между личностью мецената дореволюционного периода и его современным эквивалентом.
Апробация работыi Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях: "Державинские чтения", Тамбов, 1999-2002; "Танцевальный фольклор: проблемы сохранения", Тамбов, 2000; "Культура и образование на рубеже тысячелетий", Тамбов, 2000. Материалы диссертации использовались в чтении курса «Золотой век отечественной культуры», «Современные культуры России».
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Становление благотворительной деятельности в образовании2003 год, доктор педагогических наук Лаврененко, Лариса Яковлевна
Деятельность российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России, середина XIX - начало ХХ вв.1999 год, кандидат педагогических наук Павлова, Надежда Петровна
Меценатство как социокультурный феномен: сущность и современное состояние2006 год, кандидат культурологии Новолодская, Наталья Георгиевна
Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя1995 год, кандидат педагогических наук Агафонова, В. В.
Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен2006 год, кандидат культурологии Быкасова, Лариса Валентиновна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Астахова, Наталия Вениаминовна
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.
Преемственность традиций благотворительности и меценатства характеризует связи настоящего, будущего и прошлого в развитии культуры России. Благодаря преемственности в развитии общественного сознания сохраняется и развивается далее духовное наследие поколение.
Меценатство - это компонент культуры, сохранивший в своей менталь-ности традиционный уклад прошлых поколений. Процесс актуализации прошлого, его понимания и рефлексии - это один из способов достижения самотождественности и подлинности.
Личность купца- мецената социализировалась под влиянием микросреды, основанной на традициях, передающихся от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, главным образом, за счет устной передачи культурно-исторического опыта. Православное религиозное воспитание являлось стержнем сложного и во многом противоречивого менталитета российских купцов - меценатов. Семейные традиции играли решающую роль в меценатской деятельности.
Традиции меценатства могут классифицироваться по различным параметрам. В структуре традиции можно выделить два уровня: статический и динамический, а также две стороны: интериорную и экстериорную. Роль традиций меценатства в жизни социума осуществляется через функции: 1 - аккумуляции, трансляции социального опыта и консервации; 2 - социального ориентира, 3 - регулятивной, 4- социализации.
Понять и осмыслить в полной мере меценатство, дать этому явлению надлежащую оценку, составить объективный портрет российского купца - мецената вряд ли возможно без понимания того, как формировались и воспринимались в общественном сознании нравственно-духовные ценности, стержнем которых было православное религиозное воспитание.
Явление помощи и поддержки существовало с древности и имело специфическое обоснование в православном мировоззрении. В российской духовной культуре понятие благотворительности непосредственно связано с понятием милосердия предполагает наличие определенных морально-нравственных и душевных свойств личности, являющихся основой бескорыстной благотворительной деятельности.
Феномен благотворительности в своем проявлении является результатом рефлексии древнерусского общества в процессе создания и развития своей культурной среды, причем мировоззренческие основы древнерусского благотворения, питавшегося из основных заповедей одной из мировых религий -христианстве, есть показатель, проявления нравственности социальной в создаваемой культурной среде. Нормы православной нравственности преобладали в среде купцов-меценатов первых поколений.
С социально-психологической точки зрения благотворительная деятельность современного предпринимательства может рассматриваться как адаптивный механизм, позволяющий новому социальному классу вписаться в формирующую общественную структуру, обеспечить деятельность объектов культуры в современных условиях, которая иначе была бы не осуществима и тем самым создавать полноценную, многообразную, культурную среду.
В современной социокультурной жизни России имеет место историческая связь между спонсорством и меценатством, идет непрерывный процесс преемственности. Традиция обеспечивает включение спонсорской деятельности в исторический процесс общественного социокультурного развития, как к новой нормативной системе.
Заключение
Современные условия существования России, ее нынешние социально-экономическое и духовно-интеллектуальные инверсии создают необходимые предпосылки для возникновения интереса к изучению различных сторон жизни русского общества.
В последние годы в научной литературе и публицистике все чаще стали появляться работы, посвященные русским коллекционерам и меценатам, их вкладу в создание национального культурного фонда, в обогащение и развитие культурных традиций России. И это не случайно. Сегодня, когда в нашем обществе ощущается интерес к прошлому, когда возникла потребность нового осмысления отечественной истории вообще и отечественной истории культуры в частности, необходимо по-новому подойти и к истинной оценке деятельности меценатов, вписавших одну из ярчайших страниц в историю российской благотворительности.
Задавшись целью изучения и анализа мировоззренческих основ и исторического опыта генезиса и эволюции меценатства и благотворительности в России, мы исходили из того, что меценатство в сфере культуры следует рассматривать в более широком контексте - как проявление благотворительности в этой области. В России, как ни в одной другой стране, благотворительная и меценатская деятельность, получила широкий размах, особенно на рубеже 19-20 веков.
В результате рассмотрения культурно-исторических фактов постановки благотворительности и меценатства в России, мы установили, что личность благотворителя- мецената социализировалась под влиянием социокультурной среды. Она не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности. Личность как субъект общественных отношений характеризует воздействие на среду с помощью деятельности в сферах образования, издательского дела, коллекционирования, искусства.
Анализ мотивации меценатской деятельности показал, что побудительные мотивы меценатской деятельности необходимо рассматривать в контексте социально-исторических условий, появлиявших на мировоззрение того или иного индивида. Именно с этой точки зрения, на наш взгляд, и следует объяснять мотивы, побудившие к тому или иному роду деятельности, т.к. в любом общественно значимом поступке присутствуют и неповторимо-индивидуальные, и закономерные черты. Определенную роль в данном аспекте играет уровень духовно-нравственной культуры русского общества. Именно она ярко обнаруживает себя в структуре мотивации этой деятельности. В выборе ее форм и методов: от тончайших морально-психологических до рационально-прагматических. Особенность русского меценатства как социального феномена состоит в динамике мотивации, которая позволяла его субъекту удовлетворить свои потребности реализовать творческий потенциал личности, особенно на рубеже 19-20 веков.
Преемственность традиций меценатства характеризуется связями настоящего, прошлого и будущего в развитии культуры, и выполняет передачу и освоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению. Основной сферой функционирования традиций меценатства в русском обществе является семья, семейно-родственные отношения. Семья является тем главным направлением института социализации, где система воздействия на личность осуществляется через традиции, привычки, образ жизни, которые основывались на нормах православной нравственности.
Исследовательница истории отечественного меценатства С.Новикова полагает, что именно в России меценатство зазвучало по-настоящему, т.е. смогло самореализоваться до конца. "Ведь деяние российских меценатов - это не набор единичных случаев, это не выдающийся фактор истории, это . явление. И явление для России обычное, естественное. Его социальное представительство не исключало ни одного слоя, тем более - класса"
Новикова С. Из истории отечественного меценатства.// Посев., 1992. №2.См.: Культура на перепутье./ Под ред.Б.Ю.Сорочкина.-М.: РКХ РИД, 1994. Там же. - С.27.).
Возрождение меценатства и благотворительности привлекает сегодня к себе деятельных и устремленных людей, которые могут освоить и возвратить нашей культуре ее огромный жизнетворческий потенциал, основанный на просветительстве и преемственности народной и высокой художественной культуры.
Все начинания русских меценатов и благотворителей в XIX веке не потеряли своей актуальности в настоящее время. От нашего понимания смысла деятельности представленных в работе подвижников русской культуры зависит не только динамика культурного движения в нынешней России, но и ее будущее.
Перестройка и радикальные реформы по капитализации страны, развитию системы рыночных отношений лишили российскую культуру устойчивого государственного финансирования и заставили работников культуры самостоятельно искать средства для ее сохранения и поддержания. С другой стороны, в стране появились значительные частные капиталы и частные лица, небезразличные к вопросам отечественного просвещения, искусства и культуры. Более того, сама культура - по крайней мере, некоторые ее области, - стали достаточно привлекательными для вложения частных капиталов и получения на них весьма весомой прибыли. Шоу-бизнес, видеопрокат, дискотеки и иные формы массовой культуры в настоящее время процветают, а их теневые доходы явно преобладают над официальными.
В стране происходит стихийная капитализация массовой культуры, обеспечивающая ее процветание, и вместе с тем наблюдается кризис высокой культуры, бьющейся над проблемой добычи средств на свое выживание. Однако ни одно общество не может обеспечить себе прогресс и развитие только на основе массовой культуры при игнорировании интересов культуры высокой. Современные же предприниматели не спешат финансировать высокую культуру, не видя в ней источника получения прибылей или иных - маркетинговых, рекламных, представительских и пр. - выгод.
Современное российское предпринимательство существует также в иных социокультурных и политико-экономических условиях, нежели торгово-промышленная буржуазия XIX - начала XX веков, поэтому применение сравнительно-исторического анализа возможно лишь отчасти; необходим поиск новых критериев оценки меценатской деятельности современного отечественного бизнеса.
Секуляризация общества, отход от национально-религиозных устоев привели к размыванию нравственных критериев. Таких мотивов, как «спасение души» и «творение богоугодных дел», характерных для купечества, у современного предпринимателя, как правило, нет. Он руководствуется принципами культуры постмодерна: индивидуализм, прагматизм, рационализм. Поэтому нельзя говорить о возрождении меценатства в отрыве от проблемы возрождения духовной культуры в целом.
Но глубина и прочность российских традиций милосердия, благотворительности, богатейший исторический опыт сочетания государственного, общественного и частного компонентов в практике российского меценатства, выразившийся как в многообразии направлений, так и в большом количестве форм ее осуществления, дают бесценный материал, практическая потребность в котором в современной России в условиях глубоких социально-экономических реформ и создания новых форм социальной и культурной помощи очевидна.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Астахова, Наталия Вениаминовна, 2002 год
1. Абапорина М.Н. Культурология как объективная реальность. - М.: Прометей. - 1996.
2. Аверин В.А. Психология личности. СПб, 1999.
3. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя. Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. СПб., 1995.
4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М„ 1991.
5. Агеева 3. Бескорыстные люди.// Былое, 1993. № 3.
6. Аксенов А.И. С любовью к отечеству и Просвещению. А.И. Мусин-Пушкин. -Рыбинск., 1994.
7. Аксенова Г. Собиратели древности. // Былое., 1992. № 4.
8. Аленичева Л. Стратегия успеха.// Третий сектор. 1995.
9. Амфитеатров А.В. Недавние люди. СПб., 1901 г.
10. Ю.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
11. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России 1860-1914 г. Очерки истории частного предпринимательства. Л., Наука, 1991.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
13. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.
14. Анненков К. Этика Индивидуальная, социальная, ее основы. // Вестник Европы. 1906. № 4.
15. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М., 1997.
16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей. -1994.
17. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995.
18. Байкина А.И., Додонова А.А. Аристократы капитала. Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности 10-20 вв. -Тюмень: Софт-Дизайн. 1994.
19. Балибина JI. Меценатство в России.// Просвещенная коммерция. 1993. -№3.
20. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М. 1987.
21. Баханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
22. Бахревский В. Савва Мамонтов. Документальное повествование// Наш Современник. 1996. № 6.
23. Бахрушин А.П. Из записной книжки. М., 1916.
24. Бахрушинские пожертвования. Ист. Вестник. 1907.
25. Белов С.В. Книгоиздателя Собашниковы. М., Моск. рабочий. - 1974.
26. Беляева Н. Отношения бизнеса и благотворительности в России: верить или не верить.// Деньги благотворительность. 1994. - № 3.
27. Бенуа А. Мои воспоминания. М. 1980. - Т. 1-2.
28. Бердяев Н.А. Национальный характер. / Социально-политический журнал, 1993, №9-10.
29. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. -1989.
30. Библия. Евангелие от Луки. Евангелие от Матфея. М., 1991.
31. Благотворительные организации России. Справочник. Сост. Ю. Чижов. -М, 1992.
32. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900 - Т. 13.
33. Бобышев Л.К. Меценаты конца 19 в. М., - 1954.
34. Большая энциклопедия под ред. Южакова С.Н. и проф. Милюкова П.Н. -Т.З СПб., 1896.
35. Боткина А.П. П.М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960.
36. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
37. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М. 1960.
38. Буева Л.П. Общественные отношения и общение.// Методологические проблемы социальной психологии. М., - 1975 г.
39. Буева JI.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. 1988.
40. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.
41. Бурышкин П.А. Московское купечество. -М., 1990.
42. Васнецов В.М. Воспоминания о С.И. Мамонтове. М., 1991.
43. Введение в культурологию. / Отв. Ред. Б.В. Попов Владос, 1995.
44. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
45. Верховская JI.A. Добротно дающего любит бог.// Моск. журнал. 1998. -№8.
46. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М.: Мысль. - 1991.
47. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1981.
48. Возлинская С. Почем хорошие новости ? // Деньги и благотворительность. 1998. -№ 5.
49. Воронин С.В. Теории "филантропии". М., 1981.
50. Гавлин M.JI. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. М., 1996.
51. Георгиевский П.И. Организация частной благотворительности в России -СПб., 1897.
52. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.
53. Гече Г. Библейские истории. 2-е изд. М., 1900.
54. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца 19- начала 20 вв. // Вопросы экономики. 1994. № 7.
55. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности СПб., 1908.
56. Гогель С.К. Подготовление к благотворительной деятельности. СПб., 1913.
57. Голосовкер Я.Э. Логика мира. М., 1987.
58. Городецкая И. Возрождение благотворительность в России.// Мировая экономика и международные отношения. 1996. - № 12.
59. Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвование и капиталы, пожертвованные московскому городскому общественному управлению в течение 1863-1904 гг. М., 1906.
60. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. Д., 1981.61 .Гришина 3. Российский Лютер.// Былое. 1993. - № 2.
61. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. В 4 т. М., 1978.
62. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976- № 9.
63. Долгушина М.Ю. Культурологические аспекты музыкальной культуры населения Тамбовщины. Тамбов., 2001
64. Дополнение к сборнику справочных сведений о благотворительности в Москве. -М., 1905.
65. Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1991.
66. Еникеев М.И. Общая и социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. -М., 1997.
67. Журавлева М. Княгиня Тенишева.// Огонек 1991. № 18.69.3агоруйко С.Т. Традиции и формирование культуры потребления. Севастополь., 1985.70.3адорожная Е.И. Спонсорство в культуре: европейский опыт, проблемы, решения. Вып. 6. М., - 1994.
68. Зайцева Л. Источники финансирования социокультурной сферы и роль промышленного меценатства.// Вопросы экономика. 1993. № 4.
69. Зарубина Н. Российское предпринимательство: идеи и люди.// Вопросы экономики. 1995. № 7.
70. Знаменитые россияне 18-19 вв. Биографии и портреты. СПб., 1995.
71. Из истории российского предпринимательства династии Кокаревых. -М., 1991.
72. Ионин Л.Г. Слово и дело критики. М., 1989.
73. Калинин В.Д. Из истории предпринимательства в России: династии Прохоровых и Рябушинских. М. - 1993.
74. Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. М., 1964.
75. Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси.// Богославский вестник. -1892. № 1.
76. Ковалев В. Солодовиковы-Простяковы.// Былое. 1992. - № 9.
77. Коллекционеры и меценаты Петербурга. Сборник изд. СПб., 1995.
78. Конт О. Общий обзор позитивизма./ пер. И.А. Шапиро. СПб., 1913.
79. Короленко В.Г. Старые традиции и новый орган.// Русские записки. -СПб., 1916,-№8.
80. Коски-Яаннес А. Характер личности и деятельность. М. 1987.
81. Краснобаев Б.И. Русская культура второй пол. 18 нач. 19 в. - М., - 1983.
82. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.
83. Кузьмин Н.В. Давно и недавно. М.: Советский художник. - 1982.
84. Кузьмичева А. Петрова Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. -М.: Владос МПГУ. 1893.
85. Культура в современном мире. М., 1995.
86. Культурология. Культура, история, ценности. СПб., 1998.
87. Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России 1861-1900. -М.: Мысль. 1974.
88. Лазаревский И. Среди коллекционеров. Петроград., 1917.
89. Лазурский А.Ф. Очерк науки в характерах. М., 1995.
90. Лафарг П. Благотворительность и право на труд. СПб., 1918.
91. ЛафаргП. Благотворительность. Одесса., 1905.
92. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1974.
93. Липкович Я. Слово о Тенишевском училище.// Звезда. 1992. - № 4.
94. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
95. Лосский Н.О. Характер русского народа/ Посев., книга первая, 1957.
96. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиции народной культуры. «Философские науки». - 1986, № 6.
97. Максимов Е.Д. Особые благотворительные ыведомства и учреждения. СПб., Гос.тип., 1903.
98. Мамардашвили М.К. Философия это сознание вслух.// Юность. -1988. -№ 12.
99. Мартынов С.Д. Мануфактуры и фабрикаты: Прохоровы, Гордонер, Крестовниковы, Брюкар, Кнон. СПб., 1993.
100. Математическое Образование и его значение. Общедоступное изложение в. Тенишева. СПб., 1886.
101. Меценатство в России. М., 1994.
102. Мижуев П.Г. Очерки благотворительности в Америке. СПб., 1902.
103. Миронова Г.А. Принцип альтруизма в истории нравственности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1988.
104. Морозов С. Дед умер молодым. М., 1988.
105. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. М. 1938.
106. Нищеретский П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
107. Новикова С. Из истории отечественного меценатства. // Посев, 1992. №2.
108. Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917).// Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2.-М., 1960.
109. Памяти М. Беляева (сборник). Париж., 1929.
110. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып 1. СПб., 1894.
111. Панарин А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории.// Вопр. экономики. 1995. - № 7.
112. Петров Ю.А. Братья Рябушинские: групповой портрет русской финансовой аллигархии.// Встречи с историей. Вып. 3. М., 1990.
113. Петрова М.М. Российские меценаты 18 века. И.И. Шувалов.// культурология. Культура, история, ценности. СПб., 1998.
114. Плахов В.Д. Социальные нормы Философские основания общей теории. М., 1985.
115. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М., 1982.
116. Погодин М. Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-1856 гг. Соч. Т. 4. СПб., 1874.
117. Полевой П.Н. Памяти Третьякова.// Исторический вестник., 1988.3.
118. Полное собрание законов Российской империи., 2-3-е собрания. -СПб., 1910.
119. Пылаев М.И. Старый Петербург., М., 1990.
120. Радаев В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности.// Вопросы экономики. 1994. № 7.
121. Римский-Корсаков Н. Летопись мой музыкальной жизни. М.,1955.
122. Ролова А.Д. Возникновение сеньории. Медичи и культура Возрождения.// Культура и общество Италии накануне Нового времени М.: Наука. -1993.
123. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Ч. 1. Тамбов, 1998.
124. Россихина В.П. Оперный театр М. Мамонтова. М., 1985.
125. Россия на рубеже веков. Исторические портреты. М., 1991.
126. Русская художественная культура конца 19 начала 20 вв. (в 4-х кн.). -М., 1968.
127. Сабашников М.В. Воспоминания. М., 1988.
128. Серова B.C. Серовы. Воспоминания. СПб., 1914.
129. Сидоров Е. Концепция культуры и искусства.// Ориентиры культурной политики. 1995. - № 6.
130. Словарь библейского богословия./ Под ред. Ксавье Леон-Дюфура. -Брюссель., 1190.
131. Соловьев B.C. Русская идея. СПб., 1991.
132. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
133. Сорочкин Б.Ю. Культура на перепутье. М., 1994.
134. Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М.1997.
135. Тенишева М.К. Воспоминания моей жизни. Л., 1987.
136. Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной культуры: сборник научных трудов. Брянск., 1992.
137. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
138. Толстяков А.П. Люди мысли и добра. Русские издатели. К.Т. Сол-датенков и Н.П. Поляков. М., 1984.
139. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.
140. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,1990.
141. Тысяча лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов (Сост. О. Платонов.) М., 1995.
142. Узнадзе Д.Н. Экспериментальная основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.
143. Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России. CAF, 1998.
144. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии, русской истории и культуре. В 2 т. Т. 1. СПб., 1991.
145. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
146. Флиер А.Ф. О новой культурно политике России.// Общественные науки и современность. 1994. - № 5.
147. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социально-культурный феномен в России. СПб., 1999.
148. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
149. Фролов А.И. Основатели Российских музеев. М., 1991.
150. Фролов А.И. Полунина Н.К. Коллекционеры старой Москвы. Биографический словарь. М., 1997.
151. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -М., 1997.
152. Цветаева М.И. Отец и его музей.// Соч. в 2-х тт. Т. 2. - М., 1980.
153. Человек нового мира: проблемы воспитания. М., 1989.
154. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. М, 1929.
155. Шаляпин Ф.И. Маска и другие. М., 1989.
156. Шевырев С.П. История Московского университета. М., 1852.
157. Шмоллер Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности: Пер с нем. М., 1908.
158. Шор Ю.М. Очерки теории культуры: учебное пособие. Л., 1989.
159. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: нац. опыт и вклад в цивилизацию.// Россия в 20 веке. М., 1994.
160. Щербаков С.А. Московские меценаты. // Современные записки. 1938. -№67.
161. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк., 1955.
162. Щукин П.И. Воспоминания. М., 1911.
163. Энциклопедический словарь. Т. 19, Изд. Ф.А. Брокгауз. - СПб.,1896.
164. Энциклопедический словарь. Т. 4. Сб., 1891.
165. Эфрос А. Петербургское и московское собирательство.// Среди коллекционеров. 1921. - № 4.
166. Юм Д. Сочинения в 2 т. М., 1965.
167. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
168. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.
169. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социокультурной сфере. М., 1991.
170. Яковлев В.Н. Коллекционеры и антиквары. Л., 1966.
171. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке. М., 1984.
172. The American Heritage dictionary of Eriglish Language. Doston New-York. 1996.
173. The future of foundation. New-York: Colmabia University. 1973. - P.53.
174. Архивные документы и материалы.
175. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 4047. П.П. Рябушинский.
176. Рукописный отдел Российской государственной библиотеки фонд 171. М.К. Морозова.
177. Фонд 260 П.П. Рябушинский.
178. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) российской Федерации.
179. Фонд 1290. Оп. 5. Д 178. Л. 29. об 30. Фонд 1102. On. 1. Д 873.Л. 16.
180. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) Москвы. Фонд Оп. 4. Д 3803. Л. 5. об.
181. Фонд Оп. 3. Д 49. Л. 1. об 9об. Фонд 142. - П.М. Третьяков. Фонд 179. - К.Г. Солдатиков.175
182. Документы государственных органов, общественных организаций. Сборники документов и материалов.
183. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856-1917. J1. 1981.
184. Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. СПб., 1894.
185. Общество для призрения престарелых и лишенных способностей к труду артистов. М., 1902.
186. Общество помощи нуждающимся художникам в память академика Крытиц-кого. Петроград., 1916.
187. Собрание законодательств Российской Федерации. Т. 33 М., 1995.
188. Финансовые отчеты благотворительного фонда "Душа человека" за 19921994 -М., 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.