Методы повышения качества объемных изображений в телевидении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.12.04, кандидат наук Туманова Евгения Ивановна

  • Туманова Евгения Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»
  • Специальность ВАК РФ05.12.04
  • Количество страниц 133
Туманова Евгения Ивановна. Методы повышения качества объемных изображений в телевидении: дис. кандидат наук: 05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения. ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)». 2019. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Туманова Евгения Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ВИДОВ ОБЪЕМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И

ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ

1.1 Объемные изображения

1.1.1 Стереоскопические изображения

1.1.2 Многоракурсные изображения

1.1.3 2Э изображение и карта глубины

1.1.4 Генерация объемных изображений компьютером

1.2 Восприятие зрительной информации человеком

1.2.1 Зрительная система человека

1.2.2 Зрительное восприятие глубины

1.2.3 Визуальные процессы в головном мозге

1.3 Выводы по главе 1. Постановка цели и задач исследования

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕТЕВЫХ И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ НА КАЧЕСТВО ОБЪЕМНОГО

ИЗОБРАЖЕНИЯ

2.1 Обзор архитектуры многоракурсного видеопотока и протоколов

2.2 Одноадресный поток стереоскопического и многоракурсного видео

2.2.1 Характеристики видеопотока в соответствии с протоколом ЦОР

2.2.2 Адаптация скорости потокового стереоскопического видео в соответствии с протоколом DCCP

2.2.3 Адаптация скорости видеопотока с использованием кодера МУС в реальном времени

2.3 Избирательная одноадресная передача многоракурсного видео для дисплеев с трекером головы

2.4 Потоковое вещание объемного видео через 1Р-сеть

2.5 Экспериментальная оценка качества объемного изображения

2.5.1 Методика субъективной оценки

2.5.2 Результаты экспериментального исследования

2.5.3 Объективная оценка

2.6 Выводы по главе

ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ КАЧЕСТВА ОБЪЕМНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ КОЛИЧЕСТВА ВОСПРОИЗВОДИМЫХ ПЛАНОВ (СЕЧЕНИЙ) ГЛУБИНЫ

3.1 Метод определения требуемого количества планов (сечений) глубины объемного изображения

3.1.1 Расчет области поля зрения при бинокулярном видении

3.1.2 Расчет требуемого количества планов (сечений) глубины в различных точках поля бинокулярного видения

3.2 Рекомендации по выбору формата представления сигнала объемного изображения и способу его формирования

3.3 Расчет параметров телевизионной системы объемных изображений повышенного качества

3.4 Архитектура экспериментальной системы вещания объемного телевидения по стандартным каналам цифрового телевидения

3.5 Выводы по главе

ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1 Исследование зависимости качества объемных изображений от порога стереоскопического зрения

4.2 Исследование зависимости качества видео от разрешающей способности воспроизводящего устройства и геометрии съемки сцены

4.3 Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список сокращений и условных обозначений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методы повышения качества объемных изображений в телевидении»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» в Российской Федерации осуществляется переход от аналогового к цифровому телевизионному вещанию в стандарте DVB-T2. Развертывание сети цифрового телевидения на всей территории РФ в перспективе позволит обеспечить доставку пользователям видеоконтента высокого качества в форматах высокой (HDTV) и сверхвысокой (UHDTV) четкости, а также в формате 3D-HDTV, что позволит передавать дополнительную (в том числе и служебную) информацию. Задача высококачественной передачи информации о пространственных соотношениях между объектами по глубине сцены, их объеме и рельефе, является одной из самых важных при формировании, передаче и воспроизведении 3D видеоконтента. Частично она решается уже и в настоящее время, в рамках формата вещательного телевидения стандартной четкости (SDTV). Однако согласованные и утвержденные международными организациями стандартные методики и критерии оценки качества (метрики) 3D видеоконтента в форматах SDTV, HDTV и UHDTV в настоящее время не определены.

В диссертационной работе показано, что снижение качества 3D видеоконтента в процессе его передачи по каналу связи может быть обусловлено рядом сетевых параметров, среди которых наиболее существенную роль играют потери пакетов, задержка пакетов, пропускная способность сети и т.п. Эти параметры оказывают существенное влияние на заметность артефактов и изменение яркости, цветности, резкости вертикальных границ, контрастности, разрешающей способности по глубине и т.п. параметров 3D изображения. Предложенная и разработанная в диссертационной работе комплексная методика оценки качества 3D видеоконтента учитывает влияние сетевых параметров кодека и пропускной способности канала связи на качество воспринимаемого наблюдателем 3D изображения.

В качестве важнейших параметров, определяющих объемность 3D изображения в диссертационной работе выделены параметры: количество воспроизводимых ракурсов, и количество планов (сечений) глубины, характеризующих восприятие градаций глубины сцены. В диссертационной работе показано, что реализация 3D видеосистемой предельных значений разрешающей способности по глубине (исходя из глубинной разрешающей способности зрительного аппарата наблюдателя) может потребовать от производителей телевизионной и видеотехники реализации более 850 планов (сечений) глубины полного кадра объёмного изображения заданного качества.

Проведенные в диссертационной работе исследования, разработанные и предложенные методики выбора критериев оценки качества 3D видеоконтента могут быть использованы в качестве обоснования выбора параметров стандартизации 3D форматов видеоконтента различного разрешения, оценки зрительного комфорта, а также методов контроля и измерения параметров 3D видеосистем. Существующие и используемые сегодня Рекомендации Международного союза электросвязи (ITU) по субъективным методам оценки для стереоскопических изображений рассматривают только возможное сюжетное содержание тестовых последовательностей и способы его воспроизведения.

Объектом исследования являются объемные изображения.

Предмет исследования - методы достижения максимального качества объемных изображений.

Степень разработанности темы исследования. Вопросами стандартизации методов оценки качества видео занимаются в Международном союзе электросвязи (International Telecommunication Union - ITU), Европейском институте по стандартизации в области телекоммуникаций (European Telecommunications Standards Institute - ETSI), Группа экспертов по качеству видео (Video Quality Experts Group - VQEG). Результатами этих работ стали рекомендации, описывающие основные параметры видео нового поколения и его оценки, а также новые стандарты и методы кодирования видеоконтента.

Вопросы повышения качества объемных телевизионных изображений, в том числе объемных изображений, исследовались в работах отечественных (Н. А. Валюс [60], Л. Л. Полосин [9], М. И. Кривошеев [84, 95, 103], Н. А. Овсянникова [1], А. А. Гоголь [11-13, 37, 44-45, 62, 82, 87, 90, 107,111]) и зарубежных (Bernard Mendiburu [70], Yoshihiro Watanabe [106] и др.) авторов.

Необходимо отметить, что оценка качества объемного видео остается на уровне субъективной оценки. Поэтому необходимо проводить исследования взаимосвязи оценки человеком глубины изображения в реальной жизни и на экране монитора. Таким параметром может стать количество отображаемых кадров, которое зависит от глубинной разрешающей способности глаза человека и глубины поля зрения.

Цель диссертационной работы: разработка методов повышения качества объемных изображений в телевидении с использованием глубинной остроты зрения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Анализ существующих представлений об объемных изображениях и определение параметров, влияющих на качество воспроизводимого объемного изображения.

2. Оценка влияния зрительного аппарата и головного мозга человека на процесс восприятия объемного изображения.

3. Разработка метода оценки качества объемных изображений с учетом как сетевых параметров, так и телевизионных параметров изображений.

4. Разработка имитационной модели фрагмента IP-сети для оценки влияния параметров различного вида (сетевых, телевизионных) на восприятие качества объемных телевизионных изображений.

5. Разработка метода расчета количества планов объемного изображения для достижения его максимального качества.

6. Проведение экспериментальных исследований для определения влияния параметров воспроизводящих устройств на качество объемных телевизионных изображений.

Научная новизна. Основные результаты диссертации, обладающие научной новизной:

1. В предложенном методе определения требуемого количества планов (сечений) глубины объемных изображений, в качестве параметров используются ближняя и дальняя границы наблюдения и глубинная острота зрения человека.

2. Разработанный метод оценки качества объемных изображений по сетевым и телевизионным параметрам, в отличие от традиционных подходов к оценке качества объемных телевизионных изображений, одновременно учитывает как телевизионные, так и сетевые параметры.

3. Разработана оригинальная архитектура системы объемного телевидения повышенного качества, позволяющая изменять параметры элементов системы в зависимости от требуемого качества.

4. Впервые определены параметры системы объемного телевидения способной обеспечить требуемое качество воспроизводимого объемного изображения.

Теоретическая значимость работы.

1. Установлено предельное количество планов (сечений) глубины объемного изображения.

2. Определена взаимозаменяемость сетевых и телевизионных параметров при оценке качества воспроизводимого объемного контента.

3. Определены структурные элементы системы объемного телевидения повышенного качества: от генерации контента до его отображения.

4. Установлены предельные значения параметров системы объемного изображения повышенного качества.

Практическая ценность результатов работы.

1. Обоснование возможности как одиночных, так и множественных требований по глубине к устройствам генерации и воспроизведения объемных изображений.

2. Разработанный метод оценки качества объемных изображений по сетевым и телевизионным параметрам позволяет сформулировать научно-

обоснованные требования к решению задач, связанных с оценкой качества телевизионных систем.

3. Предложенная архитектура позволяет обеспечить взаимодействие между отдельными модулями системы объемного телевидения для достижения заданного качества объемных изображений.

4. Рассчитанные параметры позволят разработчикам ТВ оборудования или аппаратуры обосновывать разделы технических заданий, связанные с качественными характеристиками ТВ систем воспроизведения объемных изображений.

Методы исследования.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач были использованы: методы и технологии имитационного моделирования в среде NetDisturb, методы статистического анализа, методы компьютерного моделирования в среде Matlab, экспертная оценка. Для объективной оценки качества стереоскопических изображений использовался программный пакет Elecard Video QuEst (Quality Estimator).

Положения, выносимые на защиту.

1. Доминантность количества планов (сечений) глубины изображения как фактора, влияющего на качество объемных изображений при заданной четкости.

2. Разработанный метод расчета предельного количества планов (сечений) глубины объемных изображений позволяет установить, что при максимальной разрешающей способности зрения человека по глубине количество планов (сечений) глубины объемного изображения равно:

7 - для расстояния наблюдения 60 метров;

850 - для расстояния наблюдения 3 метра;

5206 - для расстояния наблюдения 0,5 метра;

14417 - для расстояния наблюдения 0,15 метра.

3. Предложенный метод оценки качества объемного изображения по сетевым и телевизионным параметрам позволяет обеспечить заданное ТУ качество изображения на выходе телевизионной системы.

4. Установлено и экспериментально доказано, что при разработке протоколов передачи информации об объемных изображениях по каналам связи, необходимо учитывать психофизиологическое восприятие их человеком.

5. Рассчитанные параметры телевизионных систем, которые должны учитываться для создания объемных изображений максимального качества:

Расстояние наблюдения Область поля зрения при бинокулярном видении (ШхВ) Время, необходимое для воспроизведения одного плана (сечения) глубины изображения Скорость передачи видеосигналов в цифровой форме для передачи полного кадра объемного изображения

0,15 м 0,67 м х 0,72 м 2,8 мкс 3,9 Тбит/с

0,5 м 1,80 м х 2,42 м 7,7 мкс 1,4 Тбит/с

3 м 10,47 м х 14,48 м 47,1 мкс 0,2 Тбит/с

60 м 208,07 м х 289,68 м 5,7 мс 1,9 Гбит/с

Степень достоверности и апробация результатов.

Достоверность результатов диссертационной работы подтверждается корректным использованием математических методов исследования и результатами имитационного моделирования. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции Информационная среда вуза XXI века (Петрозаводск, 2011, 2013-14 гг.), Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (СПб, 2011 г., 2015 г.), Международной научно-технической конференции «Современные телевидение и радиоэлектроника» ФГУП «МКБ Электрон» (Москва, 2012 г.), Международной научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях» (Москва, 2013 - 2014 г.), 71-ой Всероссийской научно-технической конференции СПб НТО РЭС, посвященная Дню радио (СПб, 2016 г.); Международной научно-практической конференции «Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки» (г. Алматы, 2016 г.); Международной научно-технической и научно-методической

конференции «Актуальные проблемы инфокоммуникаций в науке и образовании»

СПбГУТ (СПб, 2016 - 2018 гг.), а также на заседаниях кафедры телевидения и метрологии СПбГУТ.

За результаты исследований по теме диссертации получен диплом победителя конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов, молодых ученых, молодых кандидатов наук 2017 г. Правительства Санкт-Петербурга.

Публикации. Материалы, отражающие основные результаты диссертационной работы, опубликованы в сборниках научно-технических конференций и в журналах отрасли. Всего опубликована 21 работа, из них 6 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, 1 статья была опубликована в зарубежном издании, индексируемом в базе Scopus.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает содержание, введение, четыре главы, заключение, список литературы, включающий 113 наименований. Работа изложена на 133 страницах, содержит 43 рисунка, 17 таблиц, 4 приложения.

Личный вклад. Все результаты диссертационной работы получены автором самостоятельно.

Соответствие паспорту специальности. Содержание исследования соответствует следующему пункту специальности 05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения:

п.5. Исследование и разработка новых телевизионных систем и устройств с целью повышения качества изображения и помехоустойчивости работы.

1 АНАЛИЗ ВИДОВ ОБЪЕМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ

1.1 Объемные изображения

В отечественной терминологии под «объемным изображением» [англ. three dimensional image, 3D image] понимается объемно-пространственное изображение, воспринимаемое при стереоскопическом отображении, либо при рассматривании голограммы [1, с.109]. В данной работе к объемным изображениям относятся также стереоскопические изображения, многоракурсные изображения, 2D изображение плюс карта глубины, изображения генерируемые компьютером и т.д.

1.1.1 Стереоскопические изображения

Стереоизображение на экране - это наложенные друг на друга изображения правого и левого ракурсов (стереопара) пространственного объекта [2]. Одноименные точки из каждого ракурса при этом будут отличаться по горизонтали на определенную величину. Данная величина называется горизонтальный параллакс. Такой способ съемки используется из-за схожести физиологических процессов наблюдений объектов в пространстве (конвергенция зрительных осей) и наблюдения полученного изображения с помощью устройств отображения. Вертикальный сдвиг изображений стереопары друг относительно друга, как правило, приводит к дискомфорту или полному отсутствию стереоэффекта. Это связано со строением зрительного аппарата человека для которого не свойственно расхождение глаз относительно вертикальной оси. Поэтому при съемке камера захватывает стереопару с как можно меньшим значением вертикального параллакса.

В стереоскопических системах параллакс характеризуется положением воспроизводимых объектов относительно экрана. На рисунке 1.1 изображены положительный, отрицательный и нулевой горизонтальные параллаксы. Если изображение для левого глаза находится левее изображения для правого глаза, то точка сведения зрительных осей (конвергенция) С' будет находится перед экраном, а такой параллакс будет называться положительным. Если изображение для левого глаза правее изображения для правого глаза, то точка фокусировки будет находиться за экраном В', а параллакс будет отрицательным. Если левое и правое изображения расположены без сдвига, то наблюдаемый объект А' будет в плоскости экрана, а параллакс будет нулевым.

А', В', С' - воспринимаемые изображения точек.

Рисунок 1.1 - Геометрия сцены стереоскопического изображения

Стереоскопическое видео состоит из двух видео последовательностей: левый и правый кадр для соответствующих глаз.

Стереосъемку можно выполнять двумя способами: на конвергированных осях и на параллельных осях [3]. Как показано на рисунке 1.2, а) при съемке на конвергированных осях (направленный метод),оптическая ось каждого объектива камер всегда должна быть направлена на центральный объект снимаемой сцены. Расположение оптических осей объективов камер при параллельной съемке не меняется, как изображено на рисунке 1.2, б).

а) б)

Рисунок 1.2 - Направленный и параллельный методы стереосъемки

Достоинство параллельного способа в простоте - отсутствует необходимость в повороте камеры, недостатком является вынужденная постобработка изображений - компенсационный сдвиг. Данный метод основан на сдвиге изображений стереопары друг относительно друга в горизонтальной плоскости до момента, когда на одном из объектов съемки будет отсутствовать параллакс (объект нулевого параллакса).

Достоинством съемки направленным способом является получение стереопары, которая не нуждается в специальной обработке. Недостатки: сложность съемочного процесса из-за необходимости поворотов камер; вероятность получения слишком большого параллакса объектов дальнего плана сцен с большой глубиной; возникновение разноракурсных аффинных искажений.

Учитывая простоту и постоянство результатов, большей популярностью пользуется параллельный метод съемки. Реализация компенсационного сдвига изображений стереопары с помощью компьютерной обработки является несложной задачей.

Однокамерные системы. Однокамерные системы бывают разных видов, в зависимости от способа записи и хранения изображения.

Они представляют из себя двухобъективную систему, в которой изображение с двух матриц обрабатывается двумя процессорами и только затем записывается готовый 3D контент. Камеры оснащены системой оптической

стабилизации осей, которая синхронизирует работу двух оптических систем, левой и правой. То же относится и к фокусировке: левый и правый объективы синхронно фокусируются на одинаковое расстояние.

Примерами современных стереокамер могут быть: камера JVC GS-TD [4], формат записи AVCHD 3D горизонтальная стереопара ("Side-by-Side") MPEG4-AVC/H.264 (.mts) H.264 High@L4.01920x1080i 25 кадр/си MPEG4-AVC/H.264 (.mts) H.264 High@L4.2 1920x1080p 50 кадр/с, 3D камкордер Sony PMW-TD300 [5] запись на две отдельные карты SxS Pro, в формате MPEG2 HD, камера Fujifilm FinePixReal 3D W3 [6], 3D-AVI.

Самым главным недостатком однокамерных систем является невозможность изменения базиса съемки.

Стереориги. Двухкамерные стереосистемы, также называемые стереоригами бывают двух видов: соосные и со светоделительным блоком.

На рисунке 1.3, a) изображены соосные риги, которые представляют из себя две идентичные камеры, жестко закрепленные на выверенной горизонтальной платформе. Соосные риги также разделяются на те, у которых возможностью изменять значение базиса и стереориги с фиксированным базовым расстоянием. Съемка при использовании данного вида стерео рига, как правило, производится на параллельных осях (параллельное расположение камер).

а) б)

Рисунок 1.3 - Съемка на параллельных осях и зеркальный стереориг

Соосные стереориги имеют свои недостатки: существуют ограничения с точки зрения физической реализации, межосевое расстояние невозможно уменьшить (можно только увеличить), полноценное 3D-изображение получается

только для средних и дальних планов, а при слишком большой базе могут возникнуть проблемы при просмотре полученного изображения из-за возникновения эффекта миниатюризации.

Стерео платформа, на которой расположены камеры, при панорамировании, движении или вибрации подвержена проблеме, обусловленной законами механики. Когда выполняется ускорение платформы, а две камеры не очень жестко соединены с ней, одна из камер может отклоняться от своего отъюстированного положения несколько иначе, чем другая что снова ведет к появлению ошибочного несоответствия положения камер. Очевидно, что обе камеры должны быть идентичны, но и их аксессуары, а также подключенные к ним кабели тоже должны быть идентичны, поскольку все они вместе формируют общую массу системы, воздействующую на ее динамическое поведение [7].

Второй вид стереорига - зеркальный. Камеры в данном случае располагаются в разных плоскостях под углом 90°, а оптические оси сводятся между собой благодаря светоделительной пластине на основе полупрозрачного зеркала, установленного под углом 45° - аналогичного тому, что изображено на рисунке 1.3, б). При этом одна камера снимает напрямую, а другая - через зеркальное отражение. Изображение переворачивается уже в процессе последующей обработки.

Межосевое расстояние для зеркального стерео рига может изменяться от 0 до 100 миллиметров и более без остановки процесса съемки. Однако следует помнить что, как показывает практика, при съемке стереоскопического контента крайне нежелательно резко менять фокусное расстояние, так как в дальнейшем это вызовет дискомфорт у зрителя.

Главным недостатком данного типа стереоригов является громоздкость конструкции, что соответственно ограничивает возможность их применения, а также высокая стоимость.

Для контроля внутренних и внешних параметров камер при съемке стереоскопического изображения используются различные виды испытательных

объектов: двумерные [8] и трехмерные статические, динамические [9-10], а также оптические испытательные объекты [11-14].

Существующие 2D и 3D камеры не могут обеспечить изменение одного полного кадра объемного изображения по глубине при последующем воспроизведении, т.к. при съемке на обычную камеру свет, проходящий через объектив, фиксируется на ленте или матрице камеры. Ни угол прохождения света, ни глубина снимаемой сцены при этом оказываются неизвестными. Соответственно полученное изображение будет двумерным и плоским.

В 2012 г. была представлена пленоптическая камера Lytro Light Field Camera [15], которая работает на принципе световых полей. Быстро перемещая матрицу, состоящую из большого (несколько десятков тысяч) количества микролинз, камера получает на ПЗС-матрице серию изображений с разным значением резкости в каждой точке, которую записывает как слой в каждый сохраненный кадр. Это позволяет произвести не только корректировку фокуса в процессе редактирования сохраненной фотографии, но и получить данный о расстоянии до каждой точки объекта. Произведя анализ этих данных при помощи специализированного программного обеспечения, можно создать объемную модель снятого пространства. На рисунке 1.4 показано как свет, попадающий на сенсор матрицы камеры, проходит через массив микролинз - тысячи тончайших линз. Это позволяет камере Lytro захватывать весь свет сцены, информацию о направлении, цвете и яркости миллионов отдельных лучей света. Этот большой набор данных затем обрабатывается камерой, давая пользователю возможность изменить фокус каждого изображения прямо на камере.

Основная линза микролинзы матрица

Рисунок 1.4 - Распределите световых лучей на сенсоре матрицы Lytro

В отличие от стереоскопии, пленоптические системы способны фиксировать действительно объёмное изображение, т.е. планы (сечений) глубины полного кадра объемного изображения.

Форматы стереоскопического контента

Эффективное кодирование и передача объемного контента по инфокоммуникационным сетям позволит контролировать качество изображений на выходе системы и расширит область их применения, в том числе решении задач «прикладного телевидения».

Опубликованный в 2011 г. Международным Союзом Электросвязи документ 6C/468-E [16], содержит информацию о системах и технологиях, которые в настоящее время используются для производства 3D программ, рекомендации по их применению, а также их плюсы и минусы.

В основе анаглифического формата лежит принцип разделения изображения для левого и правого глаз при помощи цветовой фильтрации, и при просмотре изображения в анаглифных очках каждый глаз видит свою картинку (ракурс). Существует множество вариантов цветовых схем, применяющихся для анаглифа: красно/синий (red/blue), красно/зеленый (red/green), желто/синий (yellow/blue). Недостатки - плохая цветопередача, утомляемость глаз от разного цветовосприятия каждым глазом. Плюсы - простота, дешевизна, не нужно дополнительных средств воспроизведения, разрешение изображения не уменьшается вдвое.

Анаглиф не имеет больших перспектив на рынке, где пассивные и активные поляризационные системы уже подходят к уровню, когда они становятся доступными и широко распространенными у потребителей. Однако он может быть полезен для мониторинга 3D - контента на стандартном 2D-дисплее.

Для цифрового телевизионного вещания в формате 3D разработан стандарт DVB 3D-TV - передача 3D видео в цифровом эфирном (DVB-T, DVB-T2), спутниковом (DVB-S, DVB-S2) и кабельном (DVB-C, DVB-C2) телевидении [17].

Основные форматы 3D видео описаны ниже.

Горизонтальная стереопара (Side-by-side) - два изображения (стереопара) расположены рядом друг с другом по горизонтали. Изображения при этом сжаты на левую и правую половину экрана, таким образом, разрешение каждого из них уменьшается в два раза. Как правило, видео для каждого глаза хранится отдельно, т.е. существуют два файла. Для просмотра стереоскопического изображения используются специальные проигрыватели, такие как, например Stereoscopic player компании StereoBright; 3D монитор и соответствующие очки.

DVB 3D-TV поддерживает следующие форматы «Бок - бок» (Side-by-side): 1080i 50Гц; 720p 50Гц; 720p 59.94 / 60 Гц; 1080p 23.97 / 24 Гц; 1080i 59.94 / 60 Гц.

Недостаток данного формата - файлы для левого и правого глаз могут быть перепутаны, что приведет к дискомфорту при просмотре или к полной потере объемности изображения [18].

Схожий с предыдущим формат называется вертикальная стереопара (Over/under) - изображения располагаются друг над другом. На сегодняшний день он является самым распространенным форматом для фильмов.

DVB 3D-TV поддерживает следующие форматы вертикальной стереопары: 1080p 23.97 / 24 Гц; 720p 59.94 / 60 Гц.

Формат 2D+Z - видеоданные передаются в формате 2D совместно с картой глубины, в которой заложена информация об объемности изображения. 2D+Z видеоданные могут быть переданы в виде, сжатом в соответствии с общепринятым стандартом MPEG-2 или AVC. Восстановление стереоскопического изображения осуществляется с помощью интерполяции исходного изображения с использованием карты глубины. Полученная серия кадров затем демонстрируется с использованием растрового дисплея.

AVCHD 3D - формат записи 3D видео [19]. В качестве кодека используется расширение для H.264 Advanced Video Coding (AVC), декодировать который умеют все Blu-ray-плееры. Диски формата AVCHD 3D работают с любыми типами 3D контроллеров, 3D очков, 3D мониторов, в том числе «NVIDIA 3D Vision», «Zalman» и т.д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Туманова Евгения Ивановна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рожков, С.Н. Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехникике. Терминологический словарь / С. Н. Рожков, Н.А. Овсянникова - М.: «Парадиз», 2003. - 138 с.

2. Мелкумов, А. Для стереосъемки нет надлежащего инструментария / А. Мелкумов // Технология и техника кино. - 2009. - № 1. - С.18.

3. Поляков, А. Третье измерение фотографии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.photo-element.ru/ps/stereo/stereo.html

4. JVC camcorder [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://camcorder.jvc.com/

5. SONY [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sony.ru

6. Finepix real 3D [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.fujifilm.com/products/3 d/camera/finepix_real3dw3/

7. Палмер, Робин Практические аспекты 3D-съемки / Робин Палмер // MediaVision информационно-технический журнал. - 2012. - № 03/23. - С.34.

8. Фаэберн, Шон Fairburn 3D- таблица калибровки и настройки двух камер для стереосъемки от DCS Labs / Шон Фаэберн и Татьяна Манукян // журнал «Техника и технологии кино». - 2011г. - № 3. - C.34.

9. Полосин, Л. Л. Методы и средства измерений в цифровом стереоскопическом телевидении / Л. Л. Полосин, С. А. Третьяк, И. Г. Самсонова, Д. В. Толочков // Вопросы радиоэлектроники. - 2012 г. - Выпуск 1. - С.16-28.

10. Новикова, Е.И. Применение измерительных таблиц в системах оценки качества объемных изображений / Е.И. Новикова, А.К. Колесов // Научно-технический журнал «Мир техники кино».- № 28. - 2013. - C.7-9.

11. Система оценки качества объемного изображения // Патент России №123277. 2012 г. / Гоголь А.А., Мишненков И.Б., Черный В.Я.

12. Новикова, Е.И. Система оценки качества / А. А. Гоголь, И. Б. Мишненков, Е. И. Новикова, В. Я. Чёрный // Вопросы радиоэлектроники. Серия техника телевидения.- 2013. - Выпуск 1. - C.26-33.

13. Новикова, Е.И. Анализ алгоритмов калибровки стереокамер / А.А. Гоголь, Е.И. Новикова, В.Я. Чёрный // Телекоммуникации. - 2013. - Спецвыпуск 2013. - C. 30-32.

14. Новикова, Е.И. Калибровка стереокамер / Е.И. Новикова // 20-я Международная научно-техническая конференция «Современные телевидение и радиоэлектроника»: труды конференции, Москва, ФГУП «МКБ Электрон». - март 2012 г. - С.136-138.

15. Lytro [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.lytro.com

16. Recommendation ITU-R Document 6C/468-E - 2011.

17. DVB Plano-stereoscopic 3DTV; Part 1: Overview of the multipart - 2015.

18. Видеогруппа, ЛКГ ВМК МГУ Почему от 3D болит голова / Часть 1: Недостатки оборудования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: geektimes.ru/po st/247422/

19. ISO/IEC 14496-10: Coding of Audiovisual Objects - Part 10: Advanced Video Coding' - 2004.

20. Levent Ohural, Thomas Sikora, Jorn Ostermann, Aljoscha Smolic, M. Reha Civanlar, John Watson. An assessment of 3DTV technologies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.3dtv-research.org/publicDocs/publications/OnuralNAB06Assessment.pdf.

21. Книгин Сергей «3D дисплеи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.3dnews .ru/display/3 dd/.

22. Зинченко, О.Н. Обзор современных жидкокристаллических мониторов / О.Н. Зинченко, А.Н. Смирнов, А.Д. Чекурин // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.racurs.ru/www_download/articles/overview_stereomonitors.pdf

23. Dolby [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dolby.com/

24. RealD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.reald.com/

25. Xpand [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.xpand.me/

26. Imax [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imax.com

27. РТМ 19-77-94 «Руководящий технический материал по развитию и оснащению киносети». - М., 1994.

28. SMPTE 431-1, Section 3.6,2,6, Section 3.6.2.7.

29. Гавриков, В. А. Оптимальная схема многоракурсной съемки 3D-объекта для мультиплексной голограммы / В. А. Гавриков, А.В. Яновский // научная сессия НИЯУ МИФИ-2011. Научно-техническая конференция-семинар по фотонике и информационной оптике: Сборник научных трудов. - М.: НИЯУ МИФИ, 2011. - С. 204.

30. Philips 3D display [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research.philips.com/newscenter/archive/2004/3d-display-sid.html

31. Free2C Desktop Displays [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hhi.fraunhofer.de/english/im/products/free2c/

32. Красильников, Н. Н. / Цифровая обработка 2D- и 3D-изображений: учеб.пособие. / Н. Н. Красильников. — СПб. : БХВ-Петербург, 2011. - С.608.

33. Oculus [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oculus.com

34. Samsung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.samsung.com

35. VR Google cardboard [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vr.google.com/cardboard/

36. Autostereoscopic 3Ddisplay [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.purplepillvr.com/best-encoding-settings-resolution-for-4k-360-3d-vr-videos/

37. Туманова, Е.И. Параметры оценки качества изображений высокой четкости и объемных изображений дополненной и виртуальной реальности / А.А. Гоголь, Е.И. Туманова // V Международная научно-техническая и научно-методическая конференция "Актуальные проблемы инфокоммуникаций в науке и образовании". Сборник научных статей, март 2016 г. Том 1. - 2016. - С.140-143.

38. Новикова, Е.И. Опыт применения креативной технологии при разработке англоязычного курса «stereoscopic photo&video» / В.А. Червинская, М.В. Дмитриева, А.К. Колесов, Е.И. Новикова, С.А. Суханов // Информационная среда вуза XXI века : материалы V Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2011. - С. 200-202.

39. Новикова, Е.И. Медиацентр вуза и пространство «новых медиа» / А.Н. Бучатский, В.В. Дуклау, Н.Ю. Ионеску, А.К. Колесов, С.П. Куликов, Е.И.

Новикова, В.А. Червинская // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2015), Санкт-Петербург, 23 - 25 июня 2015 г. - СПб: Университет ИТМО. - 2015. - С.44-47.

40. Новикова, Е.И. Методические аспекты организации учебно -исследовательской работы студентов по стереоскопии / Е.И. Новикова, А.К. Колесов // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VI Международная научно-техническая конференция. Материалы и доклады. - М. 2014 ВГИК, - С.265-268.

41. Туманова, Е.И. Летняя школа «Стереоскопическое фото и видео» как вид академической мобильности / Е.И. Туманова // Материалы XXII Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», Санкт-Петербург, 20 апреля 2016 г. - Том 1. -2016. - С. 128-129.

42. Новикова, Е.И. Проблемы цифровизации / В.В. Дуклау, Д.А. Курбатов, Е.И. Новикова, В.А. Червинская // информационная среда вуза XXI века : материалы VII Международной научно-практической конференции. -Петрозаводск, 2013. - С. 71-74.

43. Новикова, Е.И. Особенности проблематики медиа в контексте современного образования / А.Н. Бучатский, А.К.Колесов, Д.А. Курбатов, В.А. Червинская // научно-образовательная информационная среда XXI века : материалы VIII Международной научно-практической конференции. -Петрозаводск, 2014. - С. 20-25.

44. Туманова, Е.И. О прогнозе изменения контента в мировых информационных системах / А.А. Гоголь, Д.В. Исайкин, Е.И. Туманова // Журнал Промышленный транспорт Казахстана. - 2016 г. - №4. - С. 118-121.

45. Туманова, Е.И. Эволюция телевизионных систем в контексте оценки качества видеоизображений / Гоголь А.А., Туманова Е.И. // Труды учебных заведений связи. - 2018. - Том 4. - № 1. - С. 32-39.

46. Tumanova, E.I. Quality Assessment of Video Information in Infocommunication Systems (Оценка качества видеоинформации в инфокоммуникационных системах) / A. Gogol, E. Tumanova // 2018 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications. IEEE Conference #43917, Moscow, 14-15 March 2018. DOI: 10.1109/S0SG.2018.8350583

47. Fehn C. Depth-Image-Based Rendering (DIBR), Compression and Transmission for a New Approach on 3D-TV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iphome.hhi.de/fehn/Publications/fehn_EI2004.pdf.

48. C. Fehn. A 3D-TV Approach Using Depth-Image-Based Rendering (DIBR). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://iphome.hhi.de/ fehn/Publications/ fehn_VIIP2003.pdf.

49. Kawakita M., Kurita T., Kikuchi H., and Inoue S., "HDTV axi-vision camera," Proc. of International Conference Broadcasting. - 2002. - PP. 397-404.

50. Yang-KeunAhn, Young-Choong Park, Kwang-Soon Choi, Woo-Chool Park, Hae-Moon Seo and Kwang-Mo Jung. 3D Spatial Touch System Based on Time-of-Flight Camera. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wseas.us/e-library/transactions/information/2009/29-562.pdf.

51. Kawakita M, Iizuka K., Iwama R, Kikuchi H., Sato F. Gain-modulated Axi-Vision Camera (high speed high-accuracy depth-mapping camera). OptExpress. 2004 Nov 1;12(22): 5336-44.

52. Eun-Kyung Lee, Yun-Suk Kang, Yo-Sung Ho, Young-Kee Jung. 3D Video Generation using Hybrid Camera System. vol. 94, - 2006. - no. 3. - PP. 524-538.

53. Computer-generated imagery [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sciencedaily.com/terms/computer-generated_imagery.htm

54. Кузнецов, С. Реальный мир визуальных эффектов. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: citforum.ru/computer/2009-07.

55. Алексей Игнатенко. Методы представления и экранизации трехмерных данных с помощью изображений: часть 1,2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://graphics.cs.msu.ru/ru/node/417

56. Грин, Н. Биология. В 3-х т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера Т. 2. - Москва: Мир, 1990 - 325 с.

57. Колин, К. Т. Телевидение: учебник для техникумов связи / К. Т. Колин, Ю. В. Аксентов, Е. Ю. Калпенская. 3-е изд., перераб. - М. : Связь, 1980. -С.8.

58. Зворыкин, В. К. Телевидение. Вопросы электроники в передаче цветного и монохромного изображений / В. К. Зворыкин, Д. А. Мортон. - M.: Издательство иностранной литературы. Редакция литературы по вопросам техники, 1956. - С.139.

59. Голенко, Г.Г. Бинокулярная механика. Конгруэнтный стереокинематограф. / Г.Г. Голенко // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VI Международная научно-техническая конференция. Материалы и доклады. - М.: ВГИК, 2014. - С. 83.

60. Валюс, Н. А. Стереоскопия М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. -

380 с.

61. Coutant B.E., Westheimer G. Population distribution of stereoscopic ability // Ophtal. Physiol. Opt. 1993. Vol. 13. № 1. P. 3-7.

62. Телевидение: Учебник для вузов / В.Е. Джакония, А.А. Гоголь, Я.В. Друзин и др.: Под ред. В.Е. Джаконии. - М.: Радио и связь, 2000. - 640 с.

63. Черниговская, Т. В. МОЗГ И СОЗНАНИЕ: Свобода воли и вопросы нейроэтики // Ценностные миры современного человечества: Дни Философии в Санкт-Петербурге. — 2012. — С. 28-34.

64. Рожкова, Г. И. Зависимость порогового уровня перекрёстных помех от структуры стереоизображений / Г. И. Рожкова // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VI Международная научно-техническая конференция. Материалы и доклады. - М.: ВГИК, 2014. - С. 25.

65. Рамачандран, Вилейанур С. Мозг рассказывает: Что делает нас людьми / Пер. с англ.: Чепель Елена / Вилейанур Рамачандран. — М.: Карьера Пресс, 2015. - С. 23.

66. Рожкова, Г. И. Возможное объяснение формирования стереообраза при наличии 100%-ной ассиметричной перекрестной помехи / Г. И. Рожкова // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: VI Международная научно-техническая конференция. Материалы и доклады. - М.: ВГИК, 2014. - С.38.

67. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - С.29.

68. Лекторский, В. А. Проблемы диалектики как метода познания / В. А. Лекторский. - М.: Мысль, 1978 - С. 19.

69. Penfield, Wilder Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. / Wilder Penfield and Herbert Jasper. Little, Brown, Boston, 1954.

70. Mendiburu, Bernard 3D Movie Making Stereoscopic Digital Cinema from Script to Screen / Bernard Mendiburu. Oxford, UK, Elsevierlnc., 2009. - 232 p.

71. Физиология человека: В 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. 3-е изд. - М.: Мир, 2005. - С. 323.

72. Новикова, Е.И. Система IPTV и стерео контент / Е.И. Новикова // Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки Всероссийская объединенная конференция: тезисы докладов конференции молодых ученых. -СПб, 2011. - С. 51-53.

73. Kohler, E. Datagram congestion control protocol (DCCP) / E. Kohler, M. Handley, and S. Floyd // IETF, March 2006, RFC 4340.

74. Widmer, J. TCP-friendly multicast congestion control / J. Widmer and M. Handley // IETF, ug. 2006, Rep. RFC4654.

75. Open Source Multimedia Frame work.

76. Smolic, P. merkle Compression of multi-view video and associated data / Smolic, P. merkle, K. Muller, C. Fehn, P. Kauff, and T. Wiegand // in Three Dimensional Television: Capture, Transmission, and Display, H. Ozaktas and L. Onural, Ed. NewYork: Springer. - 2007. - PP.73-84.

77. Лихачев, Николай Мультисервисные сети и технология IPTV / Н. Лихачев // Электронный журнал CONNECT. - 2007. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.connect.ru

78. Vetro Coding approaches for end-to-end 3D TV systems / Vetro, W. Matusik, H. Pfister, and J. Xin // Proc. PictureCodingSymp. (PCS), December 2004.

79. Recommendation ITU-T Y.1910 IPTV functional architecture. - 2008.

80. Recommendation Y.1540 Internet protocol data communication service -IP packet transfer and availability performance parameters. - 2016.

81. Recommendation Y.1221 : Traffic control and congestion control in IP-based networks. - 2010.

82. Туманова, Е.И. Исследование влияния параметров информационных сетей на качество объемного изображения, передаваемого по IP-сетям / А.А. Гоголь, Е.И. Туманова, В.А. Кулик // Вопросы радиоэлектроники. Серия: Техника телевидения. - 2015. - № 6 (23). - С. 156-158.

83. Recommendation ITU-R BT.709 : Parameter values for the HDTV standards for production and international programme exchange. - 2015.

84. Кривошеев, М. Скачки в восприятии ТВ / М. Кривошеев // Точка зрения. Стандарт. - февраль 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.comnews.ru/

85. Recommendation ITU-R BT.2021 Subjective methods for the assessment of stereoscopic 3DTV systems. - 2015.

86. Рекомендации МСЭ-R BT.2022 (Док. 6/20) «Общие условия просмотра для субъективной оценки качества телевизионных изображений ТСЧ и ТВЧ на дисплеях с плоским экраном». - 2012.

87. Туманова, Е.И. Анализ влияния частоты кадров современных телевизоров на качество воспроизводимого изображения в видеоинформационных системах / А.А. Гоголь, Е.И. Туманова // Вопросы радиоэлектроники. Серия техника телевидения. Выпуск 1. СПб. - 2015. - С.3-9.

88. Маколкина, М.А. Разработка и исследование моделей оценки качества передачи видео в IP-сетях. - СПбГУТ, 2014. - 16 c.

89. Туманова, Е.И. Потоковое вещание объемного телевизионного изображения в инфокоммуникационных сетях / Е.И. Туманова // 71-я Всероссийская научно-техническая конференция СПб НТО РЭС, посвященная Дню радио. Сборник трудов конференции, апрель 2016 г. - 2016 г. - С. 330-332.

90. Туманова, Е.И. Оценка влияния телевизионных и сетевых параметров на качество объемных изображений / Гоголь А.А., Туманова Е.И. // VI Международная научно-техническая и научно-методическая конференция «Актуальные проблемы инфокоммуникаций в науке и образовании». Сборник научных статей. - 2017 г. - Том 1. - С.138-143.

91. Теория статистики : учеб. / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Б. Б. Шувалова; под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 656 с.

92. Adelson, T. The plenoptic function and the elements of early vision / T. Adelson and J. Bergen // Computational models of visual processing MIT Press. - 1991.

93. Варгин, Павел Объемное телевидение - символ XXI века / Павел Варгин // Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» - 2011. - № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://broadcasting.ru/.

94. ГОСТ Р ИСО 9241-5-2009 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 5. -23 c.

95. Кривошеев, М. И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания / М. И. Кривошеев - М.: НИИР, 2006. - C.785.

96. Recommended standard procedures for the clinical measurement and specification of visual acuity. Report of working group 39. Committee on vision. Assembly of Behavioral and Social Sciences, National Research Council, National Academy of Sciences, Washington, D.C. -1980.

97. Грачева, М.А. Опыт использования субпиксельных параллаксов при оценке стереоостроты зрения // Научно-технический журнал «Мир техники кино».- № 28. - 2013. - C.17-22.

98. Туманова, Е.И. Метод повышения качества объемных изображений // Международный научно-технический журнал «Успехи современной радиоэлектроники».- 2017. - № 6. - С. 3-5.

99. Прикладная физическая оптика: учебное пособие / И. М. Нагибина, В. А. Москалев, Н. А. Полушкина, В. Л. Рудин - СПб.: Политехника. - 1995. - C. 391.

100. Новикова, Е.И. К вопросу управления глубиной стереоизображений при воспроизведении / Новикова Е.И., Колесов А.К. // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: V Международная научно-техническая конференция. Материалы и доклады. - М., 2013. - С.125-130.

101. Robert W. Bryen Synthetic aperture ladar system and method using realtime holography. EP 1517158 A2.

102. Manta Anastasia Multiview Imaging and 3D TV. ASurvey. - January 2008. - P.49.

103. Кривошеев, М. Скачки в восприятии ТВ / М. Кривошеев // Точка зрения. Стандарт. - февраль 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.comnews .ru/

104. Fritz, Angela Watch the birth of a lightning strike in this ultra-high frame rate video [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.washingtonpost.com

105. Hillen, Brittany Slow motion video shows glass shattering at 343,000 fps [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.dpreview.com

106. Yoshihiro Watanabe, Gaku Narita, ShoTatsuno, Takeshi Yuasa, Kiwamu Sumino, Masatoshi Ishikawa: High-speed 8-bit Image Projector at 1,000 fps with 3 ms Delay, The International Display Workshops (IDW2015), (Shiga, Japan, 2015.12.11). -2015. - PP.1064-1065.

107. Разработка системы передачи сигналов стереоизображений по стандартным каналам цифрового телевидения : отчет от НИИР / Гоголь А.А., Черный, В.Я., Мишненков И.Б., Ермаков А.В., Олехнович В.О. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2009, № госрегистрации 01201050994.

108. Recommendation ITU-T H.265 High efficiency video coding - 2015.

109. Рекомендация МСЭ-R BT.500-13 «Методика субъективной оценки качества телевизионных изображений». - 2015.

110. Report ITU-R BT.1082.Measure the quality of stereoscopic image coding. Double stimulus continuous quality-scale. - 2012.

111. Разработка видеоинформационной системы передачи и отображения объемных изображений : отчет от НИИР / Гоголь А.А., Черный, В.Я., Мишненков И.Б., Мухин И.А., Ермаков А.В., Олехнович В.О., Новикова Е.И. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2010, № госрегистрации 01201061569.

112. Stereoscopic player [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stereoscopic.com

113. Recommendation ITU-T BT.500-10 Methodology for the subjective assessment of the quality of television pictures. - 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А - Субъективная оценка тестовых видеопоследовательностей

Название тестовых последовательностей Оценка

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 1.5% 0,80±0,14

Потеря пакетов 1.5% в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,6 ±0,14

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 2% 1,10 ± 0,25

Потеря пакетов 2% в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,8 ± 0,2

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 3% 0,10 ±0,02

Потеря пакетов 3% в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,90 ±0,07

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 1.5% 0,30 ± 0,17

Потеря пакетов 1.5% в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,80 ± 0,18

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 2% 1,10 ± 0,15

Потеря пакетов 2% в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -1,20±0,20

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 3% 1,40 ±0,26

Потеря пакетов 3% в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,90 ±0,05

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 1.5% 0,90 ±0,13

Потеря пакетов 1.5% в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,60 ±0,15

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 2% 1,00 ±0,20

Потеря пакетов 2% в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары -0,50 ±0,05

Продолжение таблицы А

Название тестовых последовательностей Оценка

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 3% 1,00± :0,25

Потеря пакетов 3% в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в левом -0,10 ±0,02

ракурсе стереопары

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с полосой пропускания 9.5 Мбит/с 0,90 ± :0,08

Полоса пропускания 9.5 Мбит/с в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в -0,60 ±0,17

левом ракурсе стереопары

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 10 Мбит/с -0,10 ±0,02

Полоса пропускания 10 Мбит/с в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в -0,20 ±0,03

левом ракурсе стереопары

Четкость (400 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 11 Мбит/с 0,60 ± = 0,11

Полоса пропускания 11 Мбит/с в сравнении с четкостью (400 ТВ линий) в -0,80 ±0,16

левом ракурсе стереопары

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 9.5 Мбит/с 0,80 ± = 0,11

Полоса пропускания 9.5 Мбит/с в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в -0,90 ±0,18

левом ракурсе стереопары

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 10 Мбит/с 0±0,11

Полоса пропускания 10 Мбит/с в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в 0,50± = 0,10

левом ракурсе стереопары

Четкость (300 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 11 Мбит/с 0,5 ± 0,14

Полоса пропускания 11 Мбит/с в сравнении с четкостью (300 ТВ линий) в 0,10 ±0,15

левом ракурсе стереопары

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 9.5 Мбит/с 0,90 ±0,17

Продолжение таблицы А

Название тестовых последовательностей Оценка

Полоса пропускания 9.5 Мбит/с в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в -0,50 ±0,01

левом ракурсе стереопары

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 10 Мбит/с -0,6 ± : 0,14

Полоса пропускания 10 Мбит/с в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в 0,80 ± 10,12

левом ракурсе стереопары

Четкость (200 ТВ линий) в левом ракурсе стереопары в сравнении с потерей пакетов 11 Мбит/с 0,10 ± 10,02

Полоса пропускания 11 Мбит/с в сравнении с четкостью (200 ТВ линий) в -0,40 ±0,014

левом ракурсе стереопары

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Матрицы субъективных оценок в первом случае.

№1 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 2 -1 1

а2 -2 0 1 1 0 2

а3 -3 -1 0 1 3 3

а4 -2 -2 2 0 2 3

а5 2 -1 2 -2 0 1

а6 -1 -2 0 -3 -1 0

№2 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 1 3 0

а2 -2 0 1 2 3 1

а3 -3 -1 0 3 3 1

а4 -1 -1 -2 0 2 3

а5 -2 -1 -2 -2 0 1

а6 -1 0 -1 -3 -1 0

№3 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 1 2 0

а2 -2 0 1 -1 -2 -3

а3 -3 -1 0 1 3 2

а4 1 2 -2 0 2 3

а5 0 3 1 -2 0 1

а6 -1 -2 1 -3 -1 0

№4 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 2 1 -1

а2 -2 0 1 3 3 3

а3 -3 -1 0 2 0 2

а4 -3 -3 -2 0 2 3

а5 -3 -2 -1 -2 0 1

а6 -2 -1 0 -3 -1 0

№5 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З i З -i

al -2 0 i -2 i 2

a3 -З -i 0 0 -i 2

a4 2 -З -i 0 2 З

a5 -З -З -2 -2 0 i

a6 -i -2 -i -З -i 0

№6 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 -i i

a2 -2 0 i i 0 2

лЗ -З -i 0 2 2 -2

a4 i 0 -2 0 2 З

a5 2 -З -2 -2 0 i

a6 -i 0 -i -З -i 0

№7 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 i 2

a2 -2 0 i 0 i З

лЗ -З -i 0 2 i З

a4 -2 -2 -i 0 2 З

a5 -i -i -2 -2 0 i

a6 -2 -i 0 -З -i 0

№8 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -З З З

a2 -2 0 i i З З

лЗ -З -i 0 -i -2 -2

a4 -i -i i 0 2 З

a5 -З -З З -2 0 i

a6 i -i i -З -i 0

№9 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -i -З -З

a2 -2 0 i -2 2 З

лЗ -З -i 0 i 2 З

a4 0 2 -i 0 2 З

a5 З -2 -З -2 0 i

a6 i -i -2 -З -i 0

№10 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 1 З -1

al -2 0 1 -1 0 -2

a3 -З -1 0 -2 -1 -2

a4 -1 0 2 0 2 З

a5 -З 1 1 -2 0 1

a6 -2 1 2 -З -1 0

№11 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 1 2 0

al -2 0 1 -1 -2 -З

лЗ -З -1 0 1 З 2

a4 1 2 -2 0 2 З

a5 0 З 1 -2 0 1

a6 -1 -2 1 -З -1 0

№12 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 1 -1

al -2 0 1 З З З

лЗ -З -1 0 2 0 2

a4 -З -З -2 0 2 З

a5 -З -2 -1 -2 0 1

a6 -2 -1 0 -З -1 0

№13 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 1 З -1

al -2 0 1 -2 1 2

лЗ -З -1 0 0 -1 2

a4 2 -З -1 0 2 З

a5 -З -З -2 -2 0 1

a6 -1 -2 -1 -З -1 0

№14 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 -1 1

al -2 0 1 1 0 2

лЗ -З -1 0 2 2 -2

a4 1 0 -2 0 2 З

a5 2 -З -2 -2 0 1

a6 -1 0 -1 -З -1 0

№15 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 i 2

a2 -2 0 i 0 i З

лЗ -З -i 0 2 i З

a4 -2 -2 -i 0 2 З

a5 -i -i -2 -2 0 i

a6 -2 -i 0 -З -i 0

№16 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -З З З

a2 -2 0 i i З З

лЗ -З -i 0 -i -2 -2

a4 -i -i i 0 2 З

a5 -З -З З -2 0 i

a6 i -i i -З -i 0

№17 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -i -З -З

a2 -2 0 i -2 2 З

лЗ -З -i 0 i 2 З

a4 0 2 -i 0 2 З

a5 З -2 -З -2 0 i

a6 i -i -2 -З -i 0

№18 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З i З -i

a2 -2 0 i -i 0 -2

лЗ -З -i 0 -2 -i -2

a4 -i 0 2 0 2 З

a5 -З i i -2 0 i

a6 -2 i 2 -З -i 0

№19 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 -i i

a2 -2 0 i i 0 2

лЗ -З -i 0 i З З

a4 -2 -2 2 0 2 З

a5 2 -i 2 -2 0 i

a6 -i -2 0 -З -i 0

№20 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 1 З 0

al -2 0 1 2 З 1

лЗ -З -1 0 З З 1

a4 -1 -1 -2 0 2 З

a5 -2 -1 -2 -2 0 1

a6 -1 0 -1 -З -1 0

№21 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 1 2

al -2 0 1 0 1 З

лЗ -З -1 0 2 1 З

a4 -2 -2 -1 0 2 З

a5 -1 -1 -2 -2 0 1

a6 -2 -1 0 -З -1 0

№22 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -З З З

al -2 0 1 1 З З

лЗ -З -1 0 -1 -2 -2

a4 -1 -1 1 0 2 З

a5 -З -З З -2 0 1

a6 1 -1 1 -З -1 0

№23 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З -1 -З -З

al -2 0 1 -2 2 З

лЗ -З -1 0 1 2 З

a4 0 2 -1 0 2 З

a5 З -2 -З -2 0 1

a6 1 -1 -2 -З -1 0

№24 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 1 З -1

al -2 0 1 -1 0 -2

лЗ -З -1 0 -2 -1 -2

a4 -1 0 2 0 2 З

a5 -З 1 1 -2 0 1

a6 -2 1 2 -З -1 0

№25 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 -i i

a2 -2 0 i i 0 2

лЗ -З -i 0 i З З

a4 -2 -2 2 0 2 З

a5 2 -i 2 -2 0 i

a6 -i -2 0 -З -i 0

№26 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З i З 0

a2 -2 0 i 2 З i

лЗ -З -i 0 З З i

a4 -i -i -2 0 2 З

a5 -2 -i -2 -2 0 i

a6 -i 0 -i -З -i 0

№27 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З i 2 0

a2 -2 0 i -i -2 -З

лЗ -З -i 0 i З 2

a4 i 2 -2 0 2 З

a5 0 З i -2 0 i

a6 -i -2 i -З -i 0

№28 al a2 лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 i -i

a2 -2 0 i З З З

лЗ -З -i 0 2 0 2

a4 -З -З -2 0 2 З

a5 -З -2 -i -2 0 i

a6 -2 -i 0 -З -i 0

№29 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 1 2

al -2 0 1 0 1 З

лЗ -З -1 0 2 1 З

a4 -2 -2 -1 0 2 З

a5 -1 -1 -2 -2 0 1

a6 -2 -1 0 -З -1 0

№30 al al лЗ a4 a5 a6

al 0 2 З 2 -1 1

al -2 0 1 1 0 2

лЗ -З -1 0 2 2 -2

a4 1 0 -2 0 2 З

a5 2 -З -2 -2 0 1

a6 -1 0 -1 -З -1 0

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Матрицы субъективных оценок во втором случае.

№1 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 0 -2 -1

а2 -2 0 1 -1 -1 0

а3 -3 -1 0 -1 -2 1

а4 0 0 2 0 2 3

а5 2 1 2 -2 0 1

а6 1 1 -1 -3 -1 0

№2 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 1 -3 0

а2 -2 0 1 0 -3 -1

а3 -3 -1 0 0 -3 -1

а4 2 0 -2 0 2 3

а5 3 3 3 -2 0 1

а6 -1 0 0 -3 -1 0

№3 а1 а2 а3 а4 а5 а6

а1 0 2 3 1 1 2

а2 -2 0 1 3 0 1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.