Методика изучения художественного текста на занятиях по курсу "Русская словесность" в X-XI классах средней школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Семенова, Наталья Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Семенова, Наталья Александровна
Введение
Глава I Лингводидактические основы изучения художественного текста £ 1. Художественный текст в аспекте теории языка и речи Н $ 2. Традиционная методика использования художественного текста в языковом и речевом развитии учащихся £ 3. Лингводидактические возможности художественного текста
Глава II Система форм и приёмов изучения художественного текста в курсе «Русская словесность» ф 1. Художественный текст как центральный компонент программы «Русская словесность» £ 2. Знания, умения и навыки по изучению художественного текста 77 ф 3. Система контроля освоения учащимися знаний о тексте
Глава III Организация работы с художественным текстом на занятиях по курсу «Русская словесность»
§1. Основные условия формирования навыков работы с художественным текстом на з'анятиях по курсу «Русская 100 словесность»
§ 2. Система занятий по изучению художественного текста
§3. Анализ сформированности у учащихся основных умений и навыков по работе над художественным текстом
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности2002 год, кандидат педагогических наук Гурова, Валерия Яковлевна
Методика анализа текста культуроведческой направленности: На материале регионального компонента Ставропольского края2004 год, кандидат педагогических наук Мачулина, Марина Александровна
Теоретические основы учебника русской словесности для армянских учащихся на продвинутом этапе обучения2004 год, доктор педагогических наук Сафарян, Рубине Дмитриевна
Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка2010 год, доктор педагогических наук Алексеева, Ольга Владимировна
Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5-9 классов на уроках русского языка2000 год, доктор педагогических наук Воителева, Татьяна Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика изучения художественного текста на занятиях по курсу "Русская словесность" в X-XI классах средней школы»
Актуальность исследования. На современном этапе развития филологического образования существенно возрастает роль и значение художественного текста как единкцы обучения языку и речи. Художественный текст предоставляет возможности для усвоения всех функций и уровней языка. Таким образом, художественный текст «представляет нам язык в его наивысшей ступени живого проявления» [119, с.27]. Изучая художественный текст, мы можем научить детей грамотно читать, слушать, понимать автора, а затем адекватно воспринимать чужую речь в практике общения, уместно использовать и организовывать языковые единицы для выражения мыслей и чувств в собственной речи. Таким образом, художественный текст можно рассматривать «.как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, трогающее ум и сердце.» [202, с.6].
Работа по изучению художественного текста в лингводидактическом (функционально-коммуникативном) аспекте, безусловно, велась многими учёными. Об этом говорят и ранние исследования лингвистов Ш.Балли, Ф.И.Буслаева, В.В.Виноградова, В.Гумбольдта, Б.Кроче, А.А.Потебни, Л.В.Щербы; литературоведов М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана; философов П.Бурдье, А.Ф.Лосева; психологов Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; педагогов В.А.Сухомлинского и К.Д.Ушинского и изыскания современных ученых-филологов И.Р.Гальперина, А.И.Горшкова, Л.А.Новикова, Н.М.Шанского; ученых, занимающихся разработкой методики преподавания русского языка, Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотновой, М.Р.Львова, Ш.А.Махмудова, В.Н.Мещерякова, З.С.Смелковой, Н.М.Шанского; методики преподавания литературы М.Г.Качурина, Г.Н.Тараносовой. Проблемам словесности в средней школе посвящены работы А.И.Горшкова [49], С.И.Львовой [110], Т.А.Служевской [170]; психологическим основам восприятия речи - Т.В.АхуГиной [6], И.А.Зимней
71], О.И.Никифоровой [131,132]. По мнению современных исследователей -А.И.Горшкова, Н.А.Ипполитовой, Ш.А.Махмудова, В.Н.Мещерякова, Т.М.Пахновой, Н.М.Шанского, в процессе преподавания русского языка главным объектом изучения и анализа должен стать текст.
Традиционно основное место в школе занимают тексты художественной литературы. Текст - это продукт, результат речепроизводства, языковая ткань произведения, поэтому в нашем исследовании мы чаще употребляем термин «художественный текст», а не «художественное произведение». Текст художественного произведения вызывает в сознании читателя конкретно-образное представление и абстрактную интерпретацию того, что хотел сообщить автор [157]. В результате художественный мир читателя может отличаться от художественного мира, во-первых, в авторском сознании и, во-вторых, в вербальном изложении. Читательское представление и художественный текст образуют художественное произведение, которое, являясь по сути творческим процессом, может включать в себя черновики, варианты, редакции. В своем исследовании мы рассматриваем именно художественный текст с позиции лингводидактики, его языковую природу - «язык в поэтическом произведении», который «сам представляет собой известное произведение искусства» [33, с. 51].
Текст - продукт речи и языка одновременно. Язык и речь мы дифференцируем: язык - система, речь - деятельность человека по использованию этой системы (языка). Мы придерживаемся мнения, что текст как результат речи, которая представляет собой язык в реализации, имеет языковую природу, поэтому может служить средством для овладения языком и речью и быть объектом изучения. Это позволяет говорить о языковой компетентности учащихся и о речевых способностях, т.е. о коммуникативных навыках: в частности адекватно воспринимать чужую речь (читать, слушать).
Изучение художественного текстам функционально-коммуникативном аспекте является комплексным: включает лингвистический, стилистический и элементы литературоведческого анализа (роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии темы и главной мысли текста). Этому способствует введение в школьную программу интегрированного курса «Русская словесность», направленного на формирование у учащихся навыков всестороннего восприятия текста, в том числе и художественного.
При изучении художественного текста в средней школе на специальных занятиях по курсу «Русская словесность» считаем целесообразным использовать тексты прусской классической литературы. Зарубежные художественные тексты, изучаемые в переводах, не отражают в полной мере особенностей ни русской, ни иноязычной системы, ни стиля автора. Объектом изучения, по мнению В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Н.М.Шанского, должны стать высокохудожественные тексты русских авторов, обладающие оригинальным стилем, нравственными и эстетическими ценностями, пропитанные национальным духом и проверенные временем (тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.М.Горького, В.В]Маяковского, А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова и др.). Именно на примере таких текстов учащиеся должны формировать свою речь.
В настоящее время курс «Русская словесность» в аспекте текстоведения активно разрабатывается и внедряется в средние и высшие учебные заведения (Р.И.Альбеткова, А.И.Горшков, Ш.А.Махмудов, Н.М.Шанский). Однако отсутствует цельная, системно обобщённая теория изучения художественного текста в лингводидактическом (функционально-коммуникативном) аспекте и единый подход к спецкурсу «Русская словесность». Данное противоречие1 между потребностью изучения художественного текста в школе и недостаточной разработанностью методики преподавания текста свидетельствует о важности поставленной проблемы, её актуальности и востребованности.
Объект исследования - деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями о тексте, навыкам^ его, восприятия с целью речевого развития школьников.
Предметом исследования является методика изучения художественного текста в функционально-коммуникативном аспекте, которая позволяет формировать у школьников знания о тексте, его содержании, структуре, организации и умение воспринимать художественный текст как явление языка и речи.
Цель исследования — выявить лингводидактические возможности художественного текста и разработать систему упражнений, способствующих формированию у школьников научно обоснованных знаний о тексте, приобретению умения восприятия текста как единицы речи и позволяющих им организовывать собственное речевое поведение.
Гипотеза — уровень владения школьниками умением восприятия чужой речи, развития (имплицитно) у них способности текстопроизводетва в процессе изучения художественного текста возможно эффективно повысить, если
- учебный процесс обеспечен научно обоснованным минимумом лингвистических и экстралингвистических сведений о тексте;
- ученик приобретает необходимые знания о тексте и умение его восприятия с целью языкового развития;
- работа с художественным текстом организуется на основе принципов функционально-коммуникативного подхода к анализу текста;
- на занятиях используются многообразные приёмы комплексного лингвистического анализа художественного текста.
В связи с актуальностью поставленной цели и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1) изучить филологическую, психолого-педагогическую и методическую научную литературу, учебно-методическую документацию, передовой и традиционный опыт изучения текста в средней школе и определить основные лингводидактические возможности художественного текста;
2) выявить уровень сформированности речевых умений и навыков по восприятию и конструированию текста;
3) определить сущность методики изучения художественного текста на занятиях по курсу «Русская словесность»;
4) рассмотреть содержание исходных понятий учебного курса: текст, художественный текст, речь, художественная речь, художественное слово, образ автора, организация текста;
5) определить и описать методические основы комплекса приёмов работы над художественным текстом на занятиях по курсу «Русская словесность»;
6) разработать систему упражнений для работы с художественным текстом в учебном процессе;
7) экспериментально проверить предлагаемую методику изучения художественного текста на занятиях по курсу «Русская словесность» в Х-Х1 классах средней школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический (анализ лингвистической, психолингвистической, методической, педагогической литературы по теме исследования);
2) социально-педагогический (изучение передового и традиционного I опыта, наблюдение за учебным процессом, анализ программ, учебных пособий в аспекте рассматриваемой проблемы);
3) методический эксперимент (проведение экспериментального обучения, выявление уровня знаний о> художественном тексте, умений и навыков работы с ним);
4) статистический (математическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента).
Научная новизна исследования состоит
- в выявлении свойств художественного текста, раскрывающих его содержание, элементы структуры, закономерности организации в аспекте их использования в дидактических целях;
- в разработке научно обоснованной системы форм и приемов работы с художественным текстом в курсе «Русская словесность»;
- в описании организации учебного процесса (занятий спецкурса «Русская словесность»), способствующего приобретению знаний о художественном тексте и умений, позволяющих формировать учащимся собственное речевое поведение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- предпринятое исследование художественного текста в учебных целях, а именно как объекта школьного изучения и как средства обучения старшеклассников речевой деятельности, в частности, восприятию текста,
- представленное обоснование методов и принципов функционально-коммуникативного подхода к изучению художественного текста,
- разработка и описание системы форм и приёмов учебной работы над художественным текстом может служить материалом для дальнейших исследований с целью выделения методики изучения текста как самостоятельного раздела методики преподавания русского языка в средней школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены:
1) система приемов и форм изучения художественного текста, которая может быть использована в рамках курса «Русская словесность» и на уроках русского языка (развитие речи) в 8-11 классах средних школ;
2) научные положения о художественном тексте как средстве обучения речевой деятельности (восприятию текста), которые можно рекомендовать для использования на занятиях по методике преподавания русского языка или спецкурса в педагогических вузах.
Методология исследования опирается на:
- теорию познания, изложенную в трудах по философии языка и текста (П.Бурдье, В.Гумбольдт, Б.Кроче, А.Лосев);
- основные положения речеведения и текстоведения (М.Бахтин, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, И.Р.Гальперин, А.И.Горшков, М.Р.Львов, Ш.А.Махмудов, В.Н.Мещеряков, Л.А.Новиков, Н.М.Шанский, Л.В.Щерба);
- знания психологических особенностей школьников (возрастных, индивидуальных), специфики восприятия художественного текста, психологии словесного творчества (В.С.Выготскоий, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, О.И.Никифорова, А.Е.Супрун); методические и педагогические традиции (Ф.И.Буслаев, А.И.Горшкова, М.Р.Львов, Е.Н.Ильин, Ш.А.Махмудов, В.Н.Мещеряков, Л.А.Новиков, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.М.Шанский).
Основные положения исследования, выносимые на защиту.
1. В результате исследования выявлено, что художественный текст как речевое произведение может быть объектом изучения в школах разного типа, так как не только обладает свойством сильного нравственно-психологического воздействия на учащихся, но и является важным средством для овладения родным языком и навыками речевой деятельности.
2. В процессе занятий по «Русской словесности» школьники получают знания о художественном тексте, его признаках, текстоообразующих средствах, содержательно-структурной организации, формируют умения и навыки его восприятия, позволяющие стимулировать работу по созданию собственного текста.
3. Для реализации данных возможностей подбираются высокохудожественные образцы русской (родной) словесности с учетом психологических (возрастных, индивидуальных, психолингвистических) особенностей восприятия текста школьниками; максимально и рационально используется взаимосвязь факультативных (курс «Русская словесность») и основных часов по развитию речи (уроки русского языка); создаётся методика обучения текстовосприятию на художественном материале в ходе занятий по курсу «Русская словесность».
4. Разработанная система приемов и форм работы с художественным текстом позволяет школьнику научиться видеть, осознавать текст как единицу речи, его свойства и законы организации и на основе полученных знаний адекватно воспринимать текст как чужую речь, имплицитно стремиться к созданию собственных текстов, совершенствуя тем самым языковую и речевую (коммуникативную) компетентности.
Исследование проводилось в т{Ш этапа на базе средних школ -муниципальных общеобразовательных учреждений (МОУ) г. Самары и Самарской области в течение 6-ти лет (1997-2003 г.). В эксперименте приняли участие 78 учащихся 10-11-х классов МОУ №118 г. Самары (на этапе поискового эксперимента в 1998-2000 учебных годах). Отдельные фазы экспериментального обучения проводились на базе МОУ № № 118 (в других классах), 9, 49, 90, 125, 145, 164 г. Самары и МОУ № № 9, 21 г. Новокуйбышевска с 292 учащимися 8-11-х классов в 1999-2003 гг. Всего в экспериментальную работу было вовлечено 370 старшеклассников.
Первый этап (1997-1998 гг.) включал изучение лингвистической, филологической, психолингвистической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ программ, учебных пособий, подготовку констатирующего эксперимента. На этом этапе были определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, подготовлен материал Д1)я экспериментальной работы -разработана система форм и приёмов по изучению художественного текста на занятиях «Русской словесности».
На втором этапе (1998-2000 гг.) был проведен обучающий эксперимент с констатирующим, промежуточным и итоговым видами контроля на базе МОУ № 118 г. Самары в рамках факультатива «Русская словесность».
В ходе третьего этапа (2000-2003 гг.) усовершенствована методическая система, данная методика внедрена в практику обучения 9-ти школ г.Самары и Самарской области, обобщены результаты исследования, оформлен текст диссертационной работы.
Апробация научной работы. Основные положения и результаты исследования были предложены для обсуждения в виде докладов и сообщений на межвузовских научно-практических конференциях СамГПУ и МГПУ в 1998-2003 годах, на заседаниях кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания СамГПУ, на методических (районных и городских) объединениях учителей-словесников г. Самары (в апреле, декабре 2000 года; в январе, ноябре 2001 года) и отражены в 5 публикациях по теме диссертации. ,
Внедрение научной работы. Экспериментальная методика была использована на факультативных занятиях «Русская словесность», уроках русского языка и литературы для работы с учащимися 8-11 классов 9-ти общеобразовательных учреждений г. Самары (школы № № 118, 9, 164, 49, 125, 145, 90 г. Самары; № 9, 21 г. Новокуйбышевска) в 1997-2002 учебных годах. Получены положительные отзывы.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечиваются выбором методов, адекватных целям и задачам исследования, подтверждаются анализом лингвистической, филологической, методической, психолого-педагогической литературы по теме и результатами экспериментального обучения.
Цель, задачи исследования и избранный метод изложения определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Научно-педагогические и лингвометодические основы обучения русской интонации и произношению будущих учителей чувашской словесности2000 год, кандидат педагогических наук Белкова, Татьяна Михайловна
Методика обучения сочинениям разных жанров в 8-11 классах татарской школы2006 год, доктор педагогических наук Скиргайло, Тамара Осиповна
Работа с текстами художественного стиля как средство осознания учащимися эстетической функции языка: 8-й класс2009 год, кандидат педагогических наук Никитина, Наталья Викторовна
Лингвометодические основы обучения будущих учителей чувашской словесности межфразовым связям в практическом курсе русского языка2005 год, кандидат педагогических наук Якушкина, Зинаида Никитична
Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе2001 год, доктор педагогических наук Антонова, Евгения Станиславовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Семенова, Наталья Александровна
Выводы 111 главы
I. Эксперимент, связанный с изучением в средней школе основных понятий и категорий текста, приемов и форм его лингвистического (речеведческого) анализа, с обучением восприятию текста как явления языка, подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что можно эффективно повысить умения и навыки учащихся по восприятию текста, если на занятиях русской словесностью вводить четко определённый минимум теоретических понятий, раскрывающих специфику художественного текста, используя методы и принципы филологического анализа, соответствующие функционально-коммуникативному подходу.
1. Сравнение уровня знаний учащихся средней школы по художественному тексту до экспериментального обучения и после него показало, что в целом информированность детей в вопросах определения текста повысилась в экспериментальной группе на 9% (контрольная группа (КГ) - 3%), признаков текста - на 15% (КГ - 0%), выделения слова как основной единицы текста - на 12% (КГ, - 4%), выявления и характеристики изобразительно-выразительных средств текста - на 15% (КГ - 6%), понятия и описания речи в художественном тексте - на 8% (КГ - 2%) и самого художественного текста - на 22% (КГ - 9%).
2. Учащиеся экспериментальной группы смогли эффективно применить полученные на факультативе «Русская словесность» знания, умения и навыки по работе с текстом. Материалы сочинений по литературе в форме филологического анализа художественного текста, выступление на городских и областных научно-творческих конференциях; уровень подготовки аттестационных сочинений и рефератов убедили в том, что старшеклассники, участвовавшие в экспериментальном обучении, приобрели умения адекватного восприятия текста, повысили навыки грамотного (замедленного) чтения, стали правильнее строить собственную речь.
II. Результаты прове денногр обучающего эксперимента, направленного на использование в средней школе системы речевых форм и приёмов работы над художественным текстом, позволяют сделать вывод об эффективности разработанной нами методики и целесообразности ее применения для учащихся 10-11 классов, а материалы, касающиеся изучения художественного текста, можно рекомендовать для спецкурса на филологических факультетах педвузов
III. Экспериментальное исследование выявило проблемы, требующие своего решения в дальнейшем. С целью максимального овладения языковой, речевой, коммуникативной, культурове^ческой компетенциями посредством художественного текста факультативные занятия необходимо вводить в среднее (5-8 классы) и начальное звено школы (3-4 классы).
Опыт нашей работы показал, что целесообразно сократить количество изучаемых художественных текстов в течение всего учебного года на занятиях по «Русской словесности»: оставить 3-5, и на их материале более подробно обучать текстовосприятию. Следует активнее развивать наиболее эффективную форму изучения художественного текста на занятиях «Русской словесности» - комплексный лингвистический анализ под руководством учителя, в ходе которого дети учатся грамотно и осознанно воспринимать текст адекватно авторскому замыслу и стремятся строить собственную речь, отвечающей требованиям соответствующей речевой ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование позволяет подвести итоги и сделать следующие выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы, свидетельствующие о результативности выполнения поставленных задач.
1. Изучение научной литературы о художественном тексте, его функционально-коммуникативного аспекта позволило выявить содержание термина «текст» с позиций языка и теории речи, определить минимум его основных свойств, которые целесообразно использовать при работе над художественным текстом в средней школе: связность, цельность, информативность и коммуникативность, линейность, наличие образа автора, эстетическая функция, национальное своеобразие, а также показало недостаточное использование лингводидактических возможностей художественного текста применительно к средней школе.
Художественный текст рассматривается как наивысшая форма реализации языка, произведение художественной речи, речемыслительной деятельности человека с целью эстетического воздействия на читателя (слушателя), представляющее собой систему языковых средств, организованную по законам национального языка.
В методическом плане художественный текст обладает дидактическими возможностями: используется как материал, средство для изучения родного языка, для формирования навыков восприятия художественной речи и является стимулом организации собственной речи. Изучение художественного текста в функционально-коммуникативном аспекте целесообразно проводить на специальных уроках или факультативных занятиях по «Русской словесности», позволяющих сочетать лингвистический, стилистический и элементы литературоведческого анализа (роль изобразительно-выразительных средств для понимания всего текста).
Эффективность изучения художественного текста повышается, если придерживаться критериев отбора художественных текстов для занятий по «Русской словесности», с тем чтобы учащиеся смогли воспринять социальную и эстетическую значимость текстов, оценить и использовать их высокохудожественные достоинства и образовательно-воспитательные возможности; разобраться в образцах художественного слова, содержащих минимум фактов и языковых «шумов» и «помех»;' выявить актуальные по поставленным нравственно-психологическим проблемам художественные тексты; работать с текстами, соответствующими целям и задачам урока и ограниченными в объёме и вызывающими интерес у школьников.
Основные свойства художественного текста позволяют использовать их в учебном процессе - системе упражнений и заданий: работа над цельностью (особенно над вступлением и заключением) помогает старшеклассникам понять текст как единое целое и завершённое I речемыслительного и творческого процесса авторской личности; изучение связности всех элементов языковой структуры текста, его уровней формирует умение видеть в тексте синтаксически грамотную, связную речь; информативность, проявляющая себя в заданиях-наблюдениях за изложением исторических, научных фактов, употреблением языкового строя в тексте, способствует развитию навыков извлечения полезной информации, в том числе и учебной о тексте; линейность, включающая упражнения по определению времени и I пространства в тексте, установлению связей между предложениями, развивает умение прослеживать в тексте логически изложенные мысли; поиск жанровых особенностей готовит читателя воспринимать типовую форму текста; задания, связанные с определением различных изобразительно-выразительных языковых средств, помЬгает осознать слово как основную единицу текста, вырабатывают внимание к слову, к нормам словоупотребления; понимание единства формы и содержания способствует использованию уместных типов, видов, форм, стилей в собственной речи; упражнения по определению образного содержания текста, поиск выразительных средств языка и речи, создающих образность, формируют яркое, личностное восприятие образного выражения авторской мысли; суггестивность обеспечивает эмоциональное сопереживание воспринимаемого текста; 1 упражнения, позволяющие выявить индивидуальный стиль автора (индивидуально-авторское использование языка), поиск слов-символов, отражающих мировосприятие русского человека, вырабатывают способность восприятия текста через призму образа автора, формируют умение видеть в тексте отражение национального своеобразия родной речи.
2. Целенаправленно изучать художественный текст следует с учащимися Х-Х1 классов, так как старшеклассники на основе знаний, полученных в основной школе (У-1Х классы), способны осмысленно воспринимать текст. Исследование методики изучения художественного текста на факультативных занятиях по «Русской словесности» позволило выявить следующие эффективные формы и приёмы работы над художественным текстом: комплексный лингвистический (филологический) анализ художественного текста или его фрагмента под руководством учителя, составление планов языкового анализа текстов, наблюдение за речью героев и автора в тексте, рассмотрение отдельных особенностей текста (композиция, стиль, изобразительно-выразительные средства), тесты, анкеты, устные опросы, интеллектуальные игры, позволяющие отслеживать уровень полученных знаний, умений и навыков по восприятию текста.
Система упражнений по изучению художественного текста включает задания и вопросы, связанные: 1 с выявлением его основных свойств, анализом плана содержания и плана выражения, поиском намеренного употребления изобразительно-выразительных средств, возможностью использовать художественный текст в качестве образца для формирования собственного текста.
Основными условиями формирования умений и навыков работы над художественным текстом на занятиях по «Русской словесности» считаем: отношение к тексту как явлению употребления (функционирования) языка ; системность, последовательность, комплексность изучения художественного текста; опора на приоритет функционально-коммуникативного подхода; использование психологических и педагогических методов развивающего обучения (учёт собственного мнения школьника, его психологических особенностей восприятия текста); соблюдение критериев отбора художественных текстов, особенно прозаических, приближенных к практической речи; преобладание формы коллективного комментированного чтения и комплексного (филологического) анализа художественного текста под руководством учителя; работа с научно-популярной литературой о художественном тексте; проведение контроля за экспериментальным обучением в различных формах (анкета, тест, устный опрос, анализ текста по предложенной схеме, интеллектуальная игра).
Соблюдение данных условий способствовало эффективности внедрения предложенной методики в ходе обучающего эксперимента.
В процессе изучения понятия «текст» на занятиях по «Русской словесности» были сформированы основные умения и навыки, которые позволили учащимся: I
- понимать текст как результат речи;
- определять признаки (свойства) текста;
- выработать внимание к слову как основной единице текста; научиться выявлять и характеризовать изобразительно-выразительные средства;
- воспринимать и анализировать речь и её виды в художественном тексте, стремиться к грамотному построению собственной речи.
3. Анализ результатов эксперимента в средней школе подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что уровень владения школьниками умением восприятия чужой речи, развития (иплицитно) у них способности текстопроизводства в процессе изучения художественного текста возможно эффективно повысить, если
- учебный процесс обеспечен научно обоснованным минимумом лингвистических и экстралингвистических сведений о тексте;
- ученик приобретает необходимые знания о тексте и умение его восприятия с целью речевого развития;
- работа с художественным текстом организуется на основе принципов функционально-коммуникативного подхода к анализу текста;
- на занятиях используются разнообразные приёмы комплексного лингвистического (филологического) анализа художественного текста.
4. Разработанная методика работы над художественным текстом в функционально-коммуникативном аспекте , на занятиях по «Русской словесности» была творчески реализована учителями на уроках русского языка, литературы, словесности в 8-11 классах девяти общеобразовательных учреждений г.Самары и Самарской области. В перспективе экспериментальные материалы данной методики считаем возможным применять на спецкурсах для студентов филологических факультетов педвузов и при создании других педагогических систем, направленных на использование художественного текста в учебных целях.
5. Экспериментальное исследование выявило проблемы, требующие своего дальнейшего решения и развития; для занятий по «Руссой словесности» целесообразно использовать небольшое количество (3-5) изучаемых в течение учебного года художественных текстов; с целью максимального овладения языковой, речевой, коммуникативной, культуроведческой компетенциями посредством художественного текста необходимо исследовать эффективность введения минимума знаний о тексте в среднем (5-9 классы) и начальном звено школы (3-4 классы); максимально и рационально использовать взаимосвязь факультативных (курс «Русская словесность») и основных занятий (учебный предмет «Русский язык») по изучению текста и развитию речи школьников.
Таким образом, работа над выбранной проблемой убеждает в её актуальности и востребованности, так как изучение художественного текста в функционально-коммуникативном аспекте на занятиях по «Русской словесности» в средней школе повышает качество способности школьников к восприятию и осознанию текста, его свойств, структуры, содержания, эстетического воздействия, лингвистической, языковой, коммуникативной (речевой) и культуроведческой компетенций, учащихся, интереса к чтению художественной литературы, что обеспечивается сформированностью у старшеклассников знаний о тексте, его сущности, языковой и речевой природе, структурно-содержательных характеристиках, текстообразующих единицах, языковых средствах и речевых приёмах организации текста.
Проблема обучения текстовосприятию и (имплицитно) текстопроизводству в системе интегрированного курса «Русская словесность» получила научно-методический инструментарий в реализации новых подходов к технологии обучения русскому языку и речи(посредством художественного текста). Это служит убедительным доказательством необходимости введения курса «Русская словесность» в учебные планы общеобразовательных школ как обязательного учебного предмета.
Предпринятое исследование художественного текста в учебных целях: как объекта школьного изучения и средства обучения старшеклассников речевой деятельности, в частности восприятию текста, представленное I обоснование методов и принципов функционально-коммуникативного подхода к изучению художественного текста, разработка и описание форм и приёмов учебной работы над художественным текстом - может служить материалом для дальнейших исследований с целью выделения методики изучения текста как самостоятельного раздела методики преподавания русского языка в средней школе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Семенова, Наталья Александровна, 2003 год
1. Акбашева A.C. Марина Цветаева. Слова и смыслы// Литература в школе. -1996,-№3.-С. 84-89.
2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности// Русский язык. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 2000. - С. 27-66.
3. Аннушкин В.И. Что такое словесность// Русская словесность. 1994.- № 5.-С. 33-40.
4. Арнольд И.В. О понимании термина «текст» в стилистике декодирования// Стилистика художественной речи. Л.: Просвещение, 1980.-С. 3-11.
5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л.: Просвещение, 1981.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Изд-во МГУ, 1989.
7. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
8. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: ИЛ, 1955.
9. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
10. Ю.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова A.B. Русский язык. Справочные материалы. / Под ред. Н.М.Шанского. М.: Просвещение, 1993. .
11. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1978.
12. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - С. 6-71.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного твррчества. М.: Искусство, 1986.
14. Бессмертная М.В. О типологии текста// Лингвистика текста и обучение иностранным языкам/ Сборник научных статей. Киев: Вища школа, 1978.-С. 48-55.
15. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.
16. Браже Т.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема// Искусство анализа художественного произведения. -М.: Просвещение, 1971. С. 3-10.
17. Бунаков Н.Ф. Школьное дело// Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953.
18. Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994.
19. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Просвещение, 1992.I
20. Буслаев Ф.И. О воспитании в начальном обучении родному языку// Хрестоматия по методике русского языка/ Сост. А.В.Текучев. М.: Просвещение, 1982. - С. 96-97.
21. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ч. I. // Хрестоматия по методике русского языка/ Сост. А.В.Текучев. М.: Просвещение, 1982. -С. 68-69.
22. Бутакова JI.O. Взгляд на качества письменной речи сквозь призму отношений «автор-текст» // РЯШ . 2001.- № 1.- С. 23-29.
23. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. ¡Поэтика. М.: АО «Аспект-пресс», 1994.
24. Васильева А.Н. Художественная речь. М.: Русский язык, 1983.
25. Введенская JI.A., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». М.: Просвещение, 1983.
26. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики// Вопросы языкознания. 1995.- № 1.- С. 73.
27. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. -М.: Высш. шк., 1981.
28. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. шк., 1971.
29. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.
30. Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания. 1961.- № 4.- С. 19.
31. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.:I
32. Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
33. Винокур Г.О. Наследство 18 века в стихотворном языке Пушкина. Понятие поэтического языка. // Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959. С. 328-393.
34. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991.
35. Винокур Г.О. Филологические исследования. -М.: Наука, 1990.
36. Власенков А.И. Русская словесность: Программы. 1Х-Х1 классы. М.: Просвещение, 1998.I
37. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык для 10-11-х классов. -М.: Просвещение, 1997.
38. Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 10-11 классы.-М.: Дрофа, 1996.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
41. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии/ Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982.I
42. Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариантных форм членения текста// Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI. М.: Наука, 1982. - С. 18-29.
43. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
44. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста // Известия АНСССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1977. - Т.36. -№ 6.
45. Гельгардт P.P. Теоретические основы исследования стиля художественной речи// Р.Р.Гельгардт. Избранные статьи. Калинин: Изд-во Калининского гос. пед. ин-та, «Московский рабочий», 1966.
46. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М.: Высш. шк., 1988.
47. Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры. Горький: Изд-во ГГУ, 1977.I
48. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Русский язык, 1983.
49. Горшков А.И. Основы русской словесности: Программа для 10-11 классов// Программы. Общеобразовательные учреждения. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. -М.: Дрофа, 1994.
50. Горшков А.И. Русская словесность. — М.: Просвещение, 1995.
51. Горшков А.И. Тайны соседства слов (заметки о языке повести «Алые паруса»)// Русская речь. 1980.- № 4.- С. 3-8.
52. Государственные образовательные, стандарты в системе общегоIобразования. Теория и практика / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова.- М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2002.
53. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979.
54. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.
55. Джанжакова Е.В. О поэтике заглавий// Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979.-С. 207-214.
56. Дзампаева Т.В. Образное слово Бунина// Литература в школе. 1996.- № 2.-С. 89-91.I
57. Дидактика средней школы/ Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
58. Добромыслов В.А. Изложение и сочинение в семилетней школе. М.: Просвещение, 1946.
59. Долинин К.А. Интерпретация текста. -М.: Просвещение, 1985.
60. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. ИнтерпретацияIхудожественного текста. М.: Просвещение, 1983.
61. Егорова А., Луховицкий В. Художественный текст на уроке// Русский язык: Приложение к «1 сентября». 1997.- № 22 (94).
62. Елескина А.Н. Русская словесность в формировании языковой личности// Проблемы речевого поведения: Материалы Всероссийской конференции. Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - С. 45-49.
63. Ефимов А.И. История русского литературного языка. М.: Высш. шк., 1971.
64. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: Изд-во МГУ, 1957.I
65. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958.
66. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. - С. 12.
67. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977.
68. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. -М.: Высш. шк., 1984.
69. Зарифьян И.А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М.: Знание, 1990.I
70. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Изд-во МГУ, 1976.
71. Звиняцковский В. Восхождение по ступеням культуры. М.: Авангард, 1993.
72. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985.
73. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа// Литература в школе. 1997.-№3,-С. 38-47.
74. Ильин E.H. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.
75. Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М.: Флинта, Наука, 1998.
76. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.
77. Каплан И.Е. О речи персонажа драмы// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып.2. М.: Педагогика, 1976. - С. 72-84.
78. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
79. Качурин М.Г. Художественная деталь и анализ текста// Анализ художественного произведения в школе. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1972. - С. 8089.
80. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1961.
81. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
82. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГПИ,1978.
83. Киселева Л.А. Об иерархии структуры высказывания// Вопросы грамматики русского языка. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1971.
84. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983.
85. Кондрашов H.A. История лингвистических учений. М.: Просвещение,1979.
86. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе //РЯШ. 2000.-№ 2.-С.3-9.
87. Копыленко О.М. Структура текста и его понимание// Текст и аспекты его рассмотрения. М.: Изд-во УДН, 1977. - С. 30-31.
88. Кроче Б. Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. ;
89. Кудряшов Н.И. Изучение восприятия литературы учащимися средней школы// Художественное восприятие/ Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1978.-С. 176-190.
90. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Русский язык, 1987.
91. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.
92. Купина H.A. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1980.
93. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
94. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Художественная литература, 1973.
95. Леонова Н. «Тамань» М.Ю.Лермонтова // Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып. 3. М.: Педагогика, 1979. - С. 5463.
96. Леонович E.H. Родная словесность: Пособие для второго года обучения русскому языку в начальной школе. М.: Дидакт, 1993.
97. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965.
98. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая; деятельность. М.: Просвещение, 1969.
99. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. редактор В.Н.Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990.
100. Лихачев Д.С. О филологии. -М.: Высш. шк., 1989.
101. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель Г.И.Беленький-М.: Просвещение, 1995.
102. Лосев А.Ф. Философия имени// Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-С. 9-192.
103. Лосева Л.М. Как строится текст. -М.: Просвещение, 1980.
104. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. -М.: Просвещение, 1988.
105. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
106. Лукин В.А. Художественный тек<рт : Основы лингвистической теории и элементы анализа. -М.: Ось-89, 1999.
107. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
108. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
109. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.
110. Львова С.И. Осторожно: художественный текст! Анализ мини-фрагментов художественного текста на уроках русского языка// Русская словесность, 1997.-№ 3.-С. 51-56. ,
111. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1996.
112. Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С.Пушкина// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. М.: Педагогика, 1975. - С. 53-61.
113. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. -М.: Педагогика, 1975. С. 11-20.
114. Максимов Л.Ю., Николина H.A. Программа курса «Язык художественной литературы» // РЯШ. 1991.- № 4.- С. 98-101.
115. Маранцман В.Г. Литература: Учебник литературы для 9 класса средней школы. -М.: Просвещение, 1992.
116. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспектах текстовых категорий. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.
117. Материалы к устному экзамену по русскому языку. 9 класс. // Редактор-составитель Крылова З.П. М.: Валент, 1997.
118. Махмудов Ш.А. О практических занятиях по филологическому анализу художественного текста// РЯШ. 1991.- № 4.- С. 73-77, 111.
119. Махмудов Ш.А. Русская словесность: Программа для 10-11-х классов гимназий и лицеев гуманитарного профиля// РЯШ. 1995.- № 3.- С. 111 — 116.
120. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста в подготовке учителя-словесника. Чарджев: Изд-во ТГПИ, 1992.
121. Межпредметные связи в преподавании русского языка: Сб. статей/ Составитель Н.Н.Ушаков. М.: Просвещение, 1977.
122. Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
123. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта, Наука, 1999.
124. Мещеряков В.Н., Пронина A.A. Лингвистический анализ текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
125. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): Учебник для студентов филологических высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999.
126. Моисеев А.И. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» // РЯШ. 1989.- № 4,- С.59-62.
127. Мурзин Л.Н. О динамических законах текста// Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования/ Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Пермь: Б.и., 1982. - С. 4647.
128. Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1974.
129. Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.I
130. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию речи для 57 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.
131. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию речи для 89 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.
132. Никифорова О.И. Методы изучения психологии читателя и восприятия литературы// Художественное восприятие: Сб. науч. тр. /Под ред. Б.С.Мейлаха.-Л.: Наука, 1971. С. 141-147.
133. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.I-М.: Книга, 1972.
134. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.
135. Новиков Л.А. О лингвистическом комментировании текста «Пророк» А.С.Пушкина// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып.2. М.: Педагогика, 1976. - С. 22-31.
136. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.
137. Новое в зарубежной лингвистике/ Составитель, редактор и вступ. статья Б.Ю.Городецкого. М.: Прогресс, 1989.I
138. Общая психология/ Под ред. В.В.Богословского. М.: Просвещение, 1981.
139. Об экзамене по литературе в 11-м классе// Литература в школе. 1999.-№ 1.-С. 58-59.
140. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.
141. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.
142. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
143. Основы текстоведения в школе/ Под ред. Н.С.Болотновой. Томск: Изд-во Том. ЦНТИ, 2000.
144. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку как государственному/ Н.М.Шанский, Е.А.Быстрова, Т.С.Кудрявцева, И.В.Корнута. М.: Дрофа, 2000.I
145. Павлюкович В.Б., Пашкова Г.И. Читаем И.А.Бунина (из опыта «открытых» занятий на факультативе по русской словесности) // РЯШ. -2001.-№ 1.-С. 19-22,34.
146. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. 9-11 классы. -М.: Просвещение, 1997.
147. Педагогическое речеведение //Словарь-справочник/ Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта, Наука, 1998.
148. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. —М.-Л.: Гос. изд-во, 1-я Образцовая тип. в Моск., 1930.I
149. Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык// Избранные труды. -М.: Учпедгиз, 1959.
150. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990.
151. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. -М.: Дрофа, 2001.
152. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
153. Пугач С. Речевые приемы выражения внутреннего мира персонажа в романе Л.Толстого «Война и мир» // РЯШ. 1962.- № 6.- С. 16-22.I
154. Пустовойт П.Г. От слова к образу. Киев: Рад. школа, 1974.
155. Пустовойт П.Г. Слово и образ в художественном произведении. М.: Знание, 1963.
156. Речь. Артикуляция и восприятие// Под ред. Л.А. Чистович. Л.: Наука, 1965.
157. Родная словесность: Книга для чтения второго года обучения в начальной школе. Ч. I. Сост. Леонович E.H., Толоконников H.H. М.: Дидакт, 1993.
158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
159. Русский язык: Учебник для 8 класса средних школ/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. -М.: Просвещение, 1989.
160. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебныхзаведений/ С.Г.Бархударов и др. М.: Просвещение, 1994.
161. Русский язык: Экспериментальный учебник для 5 класса. Программа развивающего обучения. Томск-Харьков: Пеленг, 1996. -Ч. I.
162. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985.
163. Сердобинцев Н.Я. Текст и стиль// Филологические науки. 1977.- № 6.-С. 42-51.
164. Сидоренков В.А. Приемы самостоятельной работы с лингвистическим текстом// РЯШ. 1988,- № 6,- С. 27-30.I
165. Синицын В.А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. -М.: АО «Столетие», 1997.
166. Сиротина В.А. Море смеялось (образы солнца, огня, глагол «смеяться» у Горького) //Русская речь. 1971.- № 1.- С. 19-26.
167. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика/ Под ред. А.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1976.
168. Словарь русского языка / АН СССР, институт русского языка/ Под ред. А.П.Евгеньевой /В 4-х т. М.: Русский язык, 1988. - Т. 4.I
169. Словарь современного русского языка /В 17 т. М.-Л.: АН СССР, 1963. -Т. 15.
170. Слово в словаре, семантическом континиуме и тексте: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1990.
171. Служевская Т.Д. Уроки русской словесности. СПб: Тускарора, 1994.
172. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М.: Дрофа, 1996.
173. Соссюр Ф. Де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.
174. Срезневский И.И. Об изучении языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб.: Изд-во тип. Акад. наук, 1899.
175. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.
176. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1972.
177. Тараносова Г. Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии» // РЯШ. 1976.- № 1.- С. 78-82.
178. Тарасов Л.Ф. О методике лингвистического анализа поэтического произведения// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып.1. М.: Просвещение, 1975.
179. Текст как лингвистическая категория и проблемы его изучения в школе. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1999.
180. Текст как отображение картины' мира :Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1989.
181. Текст в учебном процессе: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1987.
182. Текст в функционально-стилевом аспекте: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1988.
183. Текучев A.B. Методика преподавания русского языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1980.
184. Тимофеев Л.И. Стих слово - образ// Вопросы литературы. - 1962.- № 6,-С. 82.
185. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. JL: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1959.
186. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986.
187. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка// Текучев A.B. Хрестоматия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1982.-С. 69-70. 1
188. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»// A.B.Текучев. Хрестоматия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1982. - С. 261.
189. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984.
190. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Автореф. докт. пед. наук. М.: Изд-во ЛГПИ, 1966.
191. Федоров A.B. Язык и стиль художественного произведения. — М.-Л.: Гослитиздат, 1963. '
192. Физиология речи. Восприятие речи человеком/ Чистович Л.А., Венцов A.B., Гранстрем М.П. и др. Л.: Наука, 1976.
193. Филологический анализ художественного текста: Программы педагогических институтов. Сборник № 4. Л.: Просвещение, 1991. — С. 67-93.
194. Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1987.
195. Хализеев В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
196. Храпченко М.Б. Язык художественной литературы. Новый мир. -1983.- №9.- С. 235-248.
197. Художественная речь. Функциональный и сопоставительно-функциональный анализ текста: Межвузовский сб. науч. тр. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1992.
198. Черемисина Н.В. Эстетический анализ художественного текста и подтекст// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып.2. М.: Педагогика, 1976. - С. 32-43.
199. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987.
200. Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
201. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. -М.: Просвещение, 1986. '
202. Шалдыбина М.В. Формирование языковой личности учащихся начальной школы на уроках интегрированного курса «Эмоциональный букварь» //Проблемы речевого поведения: Материалы Всероссийской конференции. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1998. - С. 60-62.
203. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1990.
204. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе// РЯШ. 1994.-№5,-С. 35-39.
205. Шанский Н.М. Русский язык на «о'глично». Ростов н/Д: Феникс, 1998.
206. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1988.
207. Шанский Н.М. Стихотворение «Парус» М.Ю.Лермонтова// Анализ художественного текста/ Под ред. Н.М.Шанского. Вып.2. М.: Педагогика, 1976. - С. 44-56.
208. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.
209. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. СПб.: Просвещение, 1992.
210. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб.: Специальная литература, 1999.
211. Шаталов С.Е. Художественный мйр Тургенева. М.: Наука, 1979.
212. Шестакова Л.П. Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»// РЯШ. 1977.- № 3.- С. 77-81.
213. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. -М.: Наука, 1977.
214. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964.
215. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст. М.: Наука, 1989. -С. 231-260.
216. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Л.: Наука, 1974.
217. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений// Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - С. 26-44, 97-109.
218. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании// Текучев A.B. Хрестоматия по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1982. С. 262.
219. Щерба Л.В. Система учебников и учебных пособий по русскому языку в средней школе: Тезисы к докл.// Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1957.-С. 180-182.
220. Щерба Л.В. Современный русскйй литературный язык// Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1957. С. 115.
221. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.
222. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика// Структурализм «за» и «против». -М.: Прогресс, 1986.-С. 193-230.
223. Vallins G.H. The best English. London: Pan Books, 1963.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.