Методика использования вокального материала на уроках развития речи, в 7 классе общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Старцева, Дина Викторовна

  • Старцева, Дина Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 205
Старцева, Дина Викторовна. Методика использования вокального материала на уроках развития речи, в 7 классе общеобразовательной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2003. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Старцева, Дина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

§ 1. Психолого-педагогические основы обучения письменной (связной) речи.ю

§ 2. Развивающие функции речевой деятельности.

§ 3. Психолингвистические основы развития речевых и музыкальных способностей учащихся.

§ 4. Специфика интегративного образования и возможные пути использования вокальной музыки в учебном процессе.

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. i «

§ 1. Задачи и методы констатирующего эксперимента.

§ 2. Готовность учеников 7-х классов к высказыванию. о вокальном произведении.

ГЛАВА III. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ НА

МАТЕРИАЛЕ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

§ 1. Принципы построения экспериментальной программы.по

§ 2. Содержание экспериментального обучения.

§ 3. Экспериментальное обучение связной речи учащихся 7-х классов на материале вокальной музыки.

§ 4. Методика проведения контрольных срезов и обработки экспериментальных данных.

Результаты обучающего эксперимент.1 Зб

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика использования вокального материала на уроках развития речи, в 7 классе общеобразовательной школы»

Актуальность темы. Проблема взаимодействия обучения и развития всегда была предметом внимания крупнейших мыслителей, ученых и педагогов. Особый интерес к этому вопросу возник в 50-е годы прошлого столетия, когда обнаружилось, что старая система обучения недостаточно эффективна — она не развивает в должной мере умственные и творческие способности учащихся и не обеспечивает усвоения усложнившейся школьной программы. Современная исследовательская педагогика начинает уделять всё большее внимание не столько количеству и качеству знаний, сколько способам усвоения и способам оперирования этими знаниями учащимися, уровню развития их языковой, «речевой» способности.

Наиболее широкие возможности для формирования речевых умений и навыков учащихся представляют уроки литературы, русского языка и отведенные программами по этим предметам уроки развития речи. Задача совершенствования методики развития речи учащихся является одной из наиболее важных в современной методической науке.

Указанная проблема сложна и многогранна. Она рассматривалась учеными в различных её аспектах и нашла отражение в методической классике (труды лингвистов Ф.И. Буслаева, A.M. Пешковского, И.И. Срезневского), в исследованиях психологов и психолингвистов (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), в работах по методике развития речи учащихся (М.А. Рыбникова, В.А. Добромыслов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, В.И. Капинос, С.И. Львова, Е.И. Никитина и ДР-).

Ретроспективный анализ литературы по методике преподавания русского языка свидетельствует о том, что одним из эффективных путей интенсификации развития речи является реализация межпредметных связей в процессе обучения русскому языку — это отражение реально существующей всеобщей связи явлений, о которой писали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и др. В дидактике и в частных методиках она была одной из ведущих в 60-80 гг. XX в. (М.Т. Баранов, Г.Б. Вершинина, В.Н. Максимова, J1.A. Ходакова и др.). Именно в межпредметном взаимодействии исследователи видят решение ряда общепедагогических и методических задач: усиление познавательных интересов учащихся, повышение прочности знаний, обеспечение успешного обучения, его практической направленности, расширение интеллектуального кругозора учащихся.

Вопрос о межпредметных связях русского языка разработан достаточно глубоко и многоаспектно. Однако анализ высказываний учащихся на уроках русского языка, литературы, в повседневной жизни дает право сделать вывод, что общий уровень речевой культуры низок: все меньше звучит эмоциональная выразительная речь не только в содержательном, но и в исполнительском компоненте.

Представляется возможным использование вокальных произведений на уроках развития речи как средства, повышающего эффективность становления речевой культуры учащихся. Использование вокальной музыки позволит открыть пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявить неиспользованные резервы методики преподавания русского языка и литературы, поможет приблизить к решению проблемы формирования духовно богатой, творческой личности учащихся.

Это предположение основывается на следующих фактах:

1. Вокальная музыка, ее образовательный потенциал не только создается литературой, историей или изобразительным искусством, -благодаря своей полижанровости, она «присутствует» в содержании каждого из указанных предметов.

2. Вокальная музыка связывает творчество поэтов и композиторов, что нашло свое отражение в произведениях художественной литературы, а также способна соединить бесчисленное множество фактов и представить историю такой, какой видел ее поэт, композитор, почувствовать связь эпох. Таким образом, материал, изучаемый по литературе, истории и истории искусств фокусируется в нашем сознании, мышлении, следовательно, - в речи.

3. Воздействие музыки на чувственную сферу человека рассматривается в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдулина, В. Медушевского, Б.М. Теплова и др.

4. Положительное влияние музыки на эмоционально-мотивационную сферу познавательной деятельности учащихся отмечают в своих работах В.Ф. Аитов, Г.Б. Вершинина, А.И. Сидельников, Е.Н. Белова, Н.Н. Очкасова.

5. Вокальную музыку и речь связывают сходные средства выразительности (использование звуковысотного рисунка, тембральных красок), общие функции: информативная, коммуникативная, гедонистическая и др.

Вопрос об использовании на уроках развития речи вокальной музыки можно решать как методическую проблему в рамках программы по развитию речи учащихся в общеобразовательной школе. Это определило актуальность нашего исследования

Цель исследования — методическое обоснование возможности использования вокального материала для формирования речевых умений учащихся, разработка и экспериментальное подтверждение методики проведения уроков развития речи на материале вокальной музыки, определение их места в сложившейся методической системе развития речи учащихся.

Объектом исследования является процесс развития речевых умений и навыков учащихся VII классов на уроках развития речи с использованием вокальной музыки.

Предмет исследования — методика организации и проведения уроков развития речи с применением вокального материала как одной из форм реализации межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка.

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность формирования речевых умений и навыков учащихся повысится при условии целенаправленного решения комплекса речевых задач, основанных на восприятии вокального материала и активизации им процессов воображения, ассоциативного мышления, памяти, эмоционального состояния пишущего; путем реализации межпредметного взаимодействия русского языка и вокальной музыки на уроках развития речи.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

1. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в литературе по психологии, педагогике, лингвистике, эстетике, музыковедению, физиологии, методике преподавания русского языка.

2. Выявить уровень речевого развития учащихся 5- 11-х классов.

3.Определить объем и содержание основных понятий, обеспечивающих эффективность обучения в условиях взаимодействия уроков развития речи и музыкальной грамоты.

4. Разработать методику организации и проведения уроков развития речи с использованием вокальной музыки для 7-х классов, определить её место в сложившейся методической системе развития речи.

5. Определить наиболее эффективные приемы использования вокальной музыки на уроках развития речи.

6. Проверить эффективность разработанной методики в школе с целью экспериментального подтверждения результативности её применения.

При решении этих задач были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение фактов по проблеме диссертации на основе изучения литературы по психологии, философии, педагогике, дидактике, лингвистике, музыковедению, эстетике, методике русского языка и литературы, вокальной методике);

- социально-педагогический (наблюдение за учебным процессом на уроках развития речи; анкетирование учителей русского языка и учеников 7 классов, беседы с педагогами и учащимися, анализ сформированности речевых умений учащихся на основе анализа письменной речи учеников, бесед);

- экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов, которые включили теоретическую и практическую работу по предложенной нами методике и проведение срезовых работ) -ведущий метод; статистический (обработка данных комплексного педагогического эксперимента, обобщение полученных результатов).

Исследование проводилось в несколько этапов. На 1 этапе (1997-1998 г.г.) изучалась лингвистическая, психолого-педагогическая и методическая литература, посвященная общему и речевому развитию детей. Был проведен констатирующий срез, выявивший проблемы речевого и умственного развития учеников 5-11 классов общеобразовательной школы № 28 г.Орла, охвативший около 400 учащихся. На 2 этапе (1998-1999 г.г.) в констатирующем эксперименте участвовало 560 учеников и 15 учителей русского языка средней школы № 28 , школы "Вундеркинд" г. Орла. Осуществлялась подготовка программы опытного обучения и разработка учебного материала по исследуемой проблеме. На 3 этапе (1999-2002 г.г.) составленные учебные материалы проверялись в пробном и расширенном опытном обучении, проводившемся в 7-х классах средней школы № 28 г. Орла. Экспериментальное обучение охватило около 220 школьников и проходило в условиях шестидневной учебной недели.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность развития письменной речи учащихся на основе вокального материала, реализации межпредметных связей уроков русского языка и музыки; определен уровень развития речевых умений и навыков учащихся при использовании вокального материала на уроках развития речи в условиях традиционной системы обучения в общеобразовательной школе; выявлен и описан минимум умений, необходимых для анализа вокальной музыки на уроках развития речи, методически обоснован выбор 7 класса как оптимального для систематической работы по развитию речи учащихся на основе вокального материала; создана методика речевого развития учащихся на основе реализации межпредметных связей (в контексте урока развития речи с использованием вокальной музыки) с учетом психолингвистических и педагогических требований; определены критерии отбора содержания уроков в исследуемом нами аспекте; разработана методика развития речи учащихся 7 классов с использованием вокальной музыки, доказана ее эффективность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

• создана методика развития речи на вокальном материале для 7 класса средней школы, разработаны и научно обоснованы методические рекомендации для речевого развития учащихся на основе межпредметных связей;

• теоретические положения и практический материал исследования могут быть внедрены в практику учителей школ, методистов, преподавателей педагогических вузов;

• научно-практические выводы, дающие положительные результаты, могут быть учтены при создании школьных программ, методических пособий для учителей по методике развития речи;

• результаты исследования могут быть применены в вузовском курсе методики преподавания русского языка, педагогической практике студентов.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов и выводов обусловлены опорой на достижения современной лингвистической, психологической, методической, психолого-педагогической наук; совокупностью используемых методов; подтверждается положительными результатами комплексного эксперимента на базе № 28 и других школ, количественным и качественным анализом письменных и устных ответов учащихся, данными анкет, бесед с учителями, учениками и их родителями. В работу включены результаты длительных наблюдений диссертанта (3 года работы в Ростовском музыкально-педагогическом училище, 10 лет работы в Орловском государственном университете).

Результаты исследования апробированы на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ, лаборатории инновационных технологий обучения русскому языку Орловского филиала ИОСО РАО (2000, 2001, 2002, 2003 г.г.), на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ОГУ и Всероссийских научно-практических конференциях (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г.), на экспериментальных региональных площадках учителей-словесников общеобразовательных школ №№ 28, 29 и частной школы «Вундеркинд» г. Орла.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Старцева, Дина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование использования вокального материала на уроках развития речи, формирования речевых умений, связанных с созданием высказывания на основе восприятия музыки, позволяет решить проблему совершенствования речевой способности учащихся.

Существующие теоретические концепции по названной проблеме предполагают три основных подхода:

1) изучение психолого-физиологических особенностей человека, воспринимающего музыку;

2) изучение объективных свойств музыкального произведения в процессе его создания;

3) изучение процесса взаимодействия человека и музыки во время её восприятия, которое рассматривается как форма познавательной деятельности.

Многоаспектность данной проблемы потребовала от нас установления четких границ анализа, поэтому в соответствии с целью исследования были изучены только те вопросы, которые могли прояснить особенности влияния музыки на детей.

Концептуальным основанием нашего исследования являлся подход к проблеме воздействии музыки на эмоционально-ценностную сферу человека, разработанный И.П. Павловым, М.П. Блиновым, А.Г. Костюк, А.И. Соловьевой. В механизм музыкального воздействия входят: прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки, предметно-эмоциональные, ассоциативные и сложно-опосредованные эмоциональные связи, которые сложились в жизненной и художественной практике человека (С.Х. Раппопорт).

В констатирующем исследовании был проведен анализ современного состояния изучаемой проблемы, который установил, что в общеобразовательной школе существуют объективные условия использования вокальной музыки в исследуемом аспекте. Учителя и учащиеся 7-х классов положительно отнеслись к предложению обучаться говорить и писать о музыкальных впечатлениях. Лексический состав, синтаксический строй детской речи, поведение испытуемых в процессе выполнения экспериментальных заданий убедили в том, что такая работа доступна и привлекательна.

Выяснилось, что вокальное произведение (без специальной работы над его анализом) актуализирует определенные лексические средства, которые могут быть использованы для передачи возникших впечатлений в процессе восприятия музыки.

Однако в словаре школьников таких лексических средств недостаточно, что затрудняет изложение художественного текста, содержащего описание музыкальных впечатлений. Трудности заключаются в неумении отбора слов и конструкций, необходимых для раскрытия содержания основной мысли музыкального образа, в лексической бедности речи, ограниченности активного словаря учащихся. Предложения элементарны по структуре, однообразны по строению; типичны неуместные употребления эмоционально-окрашенных слов, а также использование слов в несвойственных им значениях.

Исследование позволило выявить методические условия для формирования речевых умений, связанных с созданием собственного текста на основе вокальных впечатлений.

К умениям, требующим целенаправленной работы, мы отнесем:

1) умение определять основную мысль музыкального образа, формировать ее словами;

2) умение оформлять свое высказывание в соответствии с его функционально-смысловой принадлежностью и стилистической направленностью;

3) умение использовать языковые средства художественной выразительности, соответствующие функционально-стилистической направленности высказываемого;

4) умение создать высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Специальной работы требует лексика, более точно обозначающая слуховые представления учеников.

Как показали все серии проведенных обучающих экспериментов с учащимися 7-х классов, процесс речевой работы над вокальным произведение доступен и увлекателен.

Использование вокального материала на уроках развития речи повышает эффективность формирования речевых умений, предусмотренных школьной программой по развитию связной речи учащихся, а также тех, которые необходимы для самостоятельного создания высказывания о вокальном произведении (включая передачу чувств, оценочного отношения к музыкальному образу, возникших ассоциативных представлений). Об этом свидетельствуют данные исследования разных сторон детских сочинений: их соответствие теме высказывания, раскрытие основной мысли, объем (на уровне слов, предложений, микротем, текста), структура и степень развернутости отдельных фрагментов, языковых особенностей.

Вокальное произведение, «иллюстрирующее» художественный текст, значительно облегчает его анализ (определение темы, основной мысли, эмоциональной окрашенности и - шире - информации; выделение определенных языковых средств; озаглавливания текста).

Использование вокального материала на уроках развития речи положительно влияет на содержательную и стилевую стороны детских сочинений, включающих отчетливо выраженное авторское отношение к предмету речи.

Однако мы не настаиваем на том, что привлечение вокального материала на уроки развития речи - плодотворный путь формирования только связной речи учащихся. Опыт педагогов С. Френе, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других, а также исторический опыт говорят, что воздействие музыки оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности, но и на ее умственное развитие.

Современная социокультурная ситуация характеризуется стремлением общества вернуться к общечеловеческим ценностям. Одной из важнейших задач образования, наряду с формированием определенной системы фактических знаний, становится задача возвращения процесса воспитания человека в контекст культуры. Ведущая роль в приобщении молодого поколения к культуре по-прежнему принадлежит школе.

Искусство рассматривается в современном общеобразовательно-воспитательном процессе как один из важнейших факторов приобщения личности к общечеловеческим духовным ценностям.

Кроме того, связь вокальной музыки и уроков развития речи устанавливается через определение сюжетного звена, объединяющего учебные предметы на уровне раздела или фрагмента урока, темы урока или группы уроков в целом. При этом систематизирующим элементом становится художественный образ - настроение, характер, посредством которого выявляется общность произведений различных видов искусств (музыки, литературы).

Кроме того, в этих дисциплинах отчетливо прослеживается общность задач воспитательного и развивающего характера. В этом смысле присутствие вокальной музыки на уроках развития речи формирует всесторонне развитую личность школьника путем комплексного воздействия на его познавательную деятельность, прежде всего в сфере художественного творчества, а в целом и на развитие его эмоционально-чувственных и нравственно-эстетических качеств.

Постижение языка художественной литературы и вокальной музыки способствует оптимизации процесса анализа и отображения художественных средств в изучении программного материала по русскому языку, литературе, музыке.

Однако нельзя считать исчерпывающим решение данной проблемы, достаточными выделенные количественные и качественные показатели речевого развития учащихся с использованием вокального материала, еще требует своего осмысления типология развивающих упражнений.

В дополнительных исследованиях нуждается разработка проблемы формирования речевой способности, образного мышления, эмоциональной стороны речи учащихся, однако думается, что это - задача будущих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Старцева, Дина Викторовна, 2003 год

1. Агамалян Г.Г. Гносеологические вопросы происхождения и развития искусства.// Вопросы философии.- М.,1963.-№ 9.-С. 116—124.

2. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык.- М.: Знание, 1983.-96с.

3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 1978. 228 с.

4. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.,1978.- С.44-52.

5. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. // Вопросы психологии. — М.,1964, №3. С.55-72.

6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального восприятия детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998.-352 с.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя.-М.: 2000.-336 с.

8. Амонашвили Ш.А. Основы формирования письма и развития письменной речи в начальных классах. //Автореферат на соиск. уч. степени док. псих. наук. М., 1972. - 46с.

9. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения. // Сов. педагогика. М.,1957. - №7. - С. 12-24.

10. Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1946.-С. 5,34-48.

11. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. ЛГУ.- Л., 1961. — 456с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1980.- 415с.

13. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /

14. А Я ППЛ1Т1 ъ я л ли- Я ЛТ .1. АММ СССР. М., 1975. 447с.

15. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии М.,1962 № 7, С. 97-111.

16. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем/АМН СССР-М., 1975.-С.447.

17. Антонов Н.С. Межпредметные связи естественно-научных дисциплин и трудового обучения в свете реформы школы.-Курск.,1985.-181 с.

18. Арановский И.Г. Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления. Сб. статей/ Под ред. М.Г. Арановского. М.: 1974.-С.90-128.

19. Артемов В.А. Речь многофункциональный процесс. — В кн.: Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси. - 1973.-167 с.

20. Артемьева Т.А. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности. // Психология формирования и развития личности. -М.: 1981.-С. 67-87.

21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M-J1, 1965. 147 с.

22. Асафьев Б.В. Музыка в единой трудовой школе// Методика музыкального воспитания в школе: Хрестоматия/ Отв. ред. О.А. Апраксина. М., 1988.-276 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Изд.2-е. JL: 1971.-376 с.

24. Асафьев Б.В. Речевая интонация.- M.-JL; Музыка, 1965.-С.135.

25. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Проб, учеб.: 4-8 кл. — М.: Просвещение, 1988. -256с.

26. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. Исследования. Изд. 2 -е ; доп. Л.: 1979.-352 с.

27. Баренбойм Л.А. Размышления о музыкальной педагогике // Музыкальная педагогика и исполнительство.- М; 1974.-С. 216-260.

28. Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира.- В кн.: Художественное творчество. Л.: 1986.-171 с.

29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-153 с.

30. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке// Проблемы музыкального мышления.-М.: Музыка, 1974. С.303-329.

31. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.— М.: Русский книжник, 1924 — С.115.

32. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности // АМН СССР.- М., 1966.-С.349.

33. Берулаева М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы.// Педагогика, 1996.-№4.- С.23-27.

34. Берулаева М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.-170 с.

35. Берулаева М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования.// Педагогика, 1996.-№1.-с.9-11.

36. Берхин Н.Б. Особенности детского литературного творчества как вида познавательной деятельности. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности. — М.: 1974.-178 с.

37. Берхин Н.Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. // Вопросы психологии. М., 1972. -№4. — С. 197.

38. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. М., 1927.

39. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Учеб. пособие.-Калинин.: КГУ, 1980.-61с.

40. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.-С.163.

41. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1966.-С.464.

42. Божович Л.И., Славина Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96с.

43. Большая Советская энциклопедия./Гл. ред. А.М.Прохоров. Т. 18,-М.:Советская энциклопедия., 1974.-c.217.

44. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972.-176 с.

45. Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы.—2-е изд. — М.-Л.: Лидгиз, 1947.-С.287.

46. Бюхер К. Работа и ритм. Изд. Новая Москва., 1923. 342 с.

47. Васильев И.А., Поклужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- Изд-во МГУ, 1980.-С.192.

48. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978.-365с.

49. Вейсова З.А. Типологические различия восприятия музыки и музы-котерапия// Психологическая наука и общественная практика: Тез. Докладов.4.11.-М., 1983.-С.234.

50. Вендров Т.Е. Пусть музыка звучит: Книга для учителя: Из опыта работы. М: 1990.- 36 с.

51. Вершинина Г.Б. Музыка на уроках обучения описанию. // Русский язык в школе. 1990. - №3.-С.34-39.

52. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость// Восприятие музыки.-М., 1980.-С.229-243.

53. Виноградов JI.B. Раскрыть музыку в ее целостности. // Искусство в школе № 2. - 1994. - С.20-26.

54. Власенков А.И. Развивающее обучение обучение русскому (IV — VII классы. М.: Просвещение, 1983. - 207с.

55. Волков И.П. Проектирование процесса обучения. // Советская педагогика, 1987.-№12.- С.22-28.

56. Восприятие и мышление: Сб. статей / АПН РСФСР.—М., 1962.— С.188.

57. Вундт В. Основы искусства -: Извлечение из III тома. СПб. Тип. Смирнова, 1910. - 125с.

58. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте — М.,1967.-С.93.

59. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.- С. 14-87.

60. Выготский JI.C. Мышление и речь.-M.-JI.: Соцэкгиз, 1934.-324 с.

61. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи.-В кн. .'Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л. 1935.-с. 115-138.

62. Выготский Л.С. Психология искусства.-2-е изд. -М.: Искусство, 1966.-103с.

63. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.

64. Гальперин И.Р. О понятии «текст» //Вопросы языкознания. 1974.-№6.-С.168.

65. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестник МГУ. -Серия 14. Психология. - 1979. - №4. - С. 54-63

66. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном.- М.: Изд. П. Юргенсона, 1895.-С.185.

67. Гинзбург JI.O. О работе над музыкальным произведением.-М., 1960.-С.119.

68. Головин Б.Н. Введение в языкознание. — 6-е изд. испр. М., 1977. — С.28.

69. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М.: Искусство, 1970.-С.619.

70. Горюнова JI.B. Говорить языком самого предмета. — М.: Прометей, 1989.-136с.

71. Горюнова JI.B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. М., 1982.-№2.

72. Готсдинер А. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: авт. док. псих. наук. — М., 1989. — С.24 — 32.

73. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся.// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2- 1980.-С.10-28.

74. Готсдинер А. Очерки психологии музыкальной деятельности. Деп. НИИОППАПН.СССР.-М., 1988.-С.262.

75. Готсдинер А. Предисловие// Роль музыки в эстетическом восприятии детей и юношества.-Jl., 1981.-С. 104.

76. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Москва.: 1993 -С.19.

77. Гродзенская Н.Л. Школьник слушает музыку. — М.: Просвещение, 1969.-75с.

78. Гурьянов Е.В. Навыки// Психология/ Под ред. А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова.-М., 1956.-С.193.

79. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Изд-во Полит. Лит-ры, 1985. - 189 с.

80. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.

81. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы в построении учебных предметов). М.,1972. С.39-54.

82. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской// Музыкальное воспитание в школе. Сб. ст./ Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10; М., 1975.- 213 с.

83. Днепров В. О музыкальных эмоциях: Эстетические размышления// Кризис буржуазной культуры и музыка.-М., 1972 С.99-174.

84. Дремов А.К. Художественный образ.- М.: Советский писатель, 1961.-406с.

85. Ейгер Г.Н., Рапопорт И.А. Язык и личность:Учебное пособие.-Харьков.: ХГУ, 1991.-81с.

86. Жабитская Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев.: Штиинца, 1974. - 134с.

87. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов.-Известия АПН РСФСР.М.,1956, вып. 78. С.34-54.

88. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. -Известия АПН РСФСР. М., 1956. Вып. 78.- С. 147.

89. Запорожец А.В. Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г Восприятие и действие.-М.: Просвещение, 1967.— 322 с.

90. Запорожец А.В. Восприятие действия. — М.: Просвещение, 1967.322 с.

91. Зверев И.Д. Современный урок: поиски, проблемы, решения. // Советская педагогика, 1996.-№10.-с.40-75.

92. Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьников. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1941, т. 35.-С.-168.

93. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование зрительного об-раза.//Вопросы психологии. 1953.-№3.-с.63-76.

94. Золотова Г. А. О возможности перестройки в преподавании русского языка. Русский язык в школе. - 1998. - № 5. — С. 37.

95. Золотова Г. А. Дружинина Г. П., Онипенко Н. К. Русский язык. От системы к тексту. М. 2002. - 236 с.

96. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М., 1970. С. 39.

97. Из истории музыкального воспитания. Ред. сост. О.А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. 204 с.

98. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.-С.439.

99. Интонация и музыкальный образ: Сб. статей. — М.: Музыка, 1965.— С.355.

100. Исинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, - 1982. - 160с.

101. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1978.- с.58-59.

102. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.-С. 440.

103. Камышникова Т.А. Применение исследовательского подхода. // Советская педагогика, 1987.-№12.-с.32-36.

104. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. // Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение, 1981.-С. 34-42.

105. Караулов Ю.Н. Языковая личность. М., 1993-273 с.

106. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М. 1984.-221 с.

107. Книга о музыке. Ред. сост. О. Очаковская. М.: Музыка, 1971. — 201 с.

108. Ковалева J1.E. Под сенью музыки. М.: Просвещение, 1978. - 78с.

109. Корыханова Н.П. Интерпретация музыки.—JI., 1979.-С.208.

110. Косолапкова А.А. Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи. // Совершенствование методов образования русскому языку. М.: Просвещение, 1981. - С. 55-60.

111. Костин В. Что такое художественный образ .—М.: Советский художник. 1962.-С.60.

112. Котляр Г.М., Морозов В.П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи. Слушателям разных категорий// Речь и эмоции: Материалы симпозиума/ АН CCCP.-JL, 1975.-С.118-124.

113. Кудина Г. Н., Новлянская 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. М.: 1993. - 346 с.

114. Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи. // Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение, 1981. С. 43-47.

115. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М: Просвещение, 1960.-С.478.

116. Леонтьев А.А. Возникновение и предполагаемое развитие языка/ АНСССР.-М., 1963.-С.139.

117. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения// Психологические исследования-Тбилиси: Мецниереба, 1973-С.213-222.

118. Леонтьев А.А. Речевая деятельность. В кн.: Основы теории речевой для деятельности. М., 1974.- С. 192.

119. Леонтьев А.А., Носейко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения. В кн.: Общая и прикладная психолингвистика. — М.: 1973.- С.351.

120. Леонтьев А.А. Основы речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-368с.

121. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.

122. Леонтьев А.Н. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного построения восприятия. Влияние родного языка на формирование слуха //Докл. АПН РСФСР.

123. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.- С.45.

124. Леонтьев А.Н. Овчинникова О.В. Анализ системного построения восприятия. Сообщение У.О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей //Доклады АПН РСФСР, №3.-М., 1958,-с.43 48.

125. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ МГУ — М., 1981.— С.584.

126. Леонтьев А.Н. Анализ системного построения восприятия. Формирование слуха//Докл. №2.-1959.-с.59-62.

127. Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение. С.- 14-27.

128. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-С.17.

129. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.-М.:Искусство, 1970.-3 84с.

130. Луначарский А.В. Социальные истоки музыкального искусства// В мире музыки.-М., 1971. С.366-378.

131. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психологических процессов. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960. - Т.1.-С.15.

132. Лурия А.Р. Язык и сознание.-М.:Изд-во МГУ, 1979.-320с.

133. Львов М.П. Речь младших школьников и пути её развития. М., 1975.-с.З 8-96

134. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.- 204 с.

135. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979.-С.534.

136. Максимов Г.К. К дискуссии об интеграции школьных предметов.// Педагогика, 1996.-№6.-с.112-116.

137. Мамардашвили М. К. Литературная критика как акт чтения. // Вопросы философии. 1984. - №2. - С. 98 - 102.

138. Маранцман Л.М. Речевые особенности школьников и их развитие в процессе обучения. // Русский язык в школе. 1994. - №6. — С.41-50.

139. Маркова А.К. Матис Т.А. Усвоение школьниками синтаксиса связного текста. В кн.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. М., 1973.- Вып.2.-С.420.

140. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974.-325 с.

141. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.-C.33-35.

142. Махмутов М.И. Урок: типология, структура, анализ.//Советская педагогика, 1986.-№2.-с.53-58.

143. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. — М.: Просвещение, 1978. 74с.

144. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей./ Авторы: Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М., 1998.- С. 260-289.

145. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств. // Музыка в школе. 1984.-№ 1.-С.24.

146. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М., 1976. С.254.

147. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл-текст». Семантика, синтаксис. М., 1974.- С. 132.

148. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей. // Т.А. Ладыженская, Н.Е. Богуславская. В.И. Каппинос, А.Ю. Куполова, Н.А. Кунина, М.Ф. Скорнякова, Т.И. Тамбовкина. М.: Просвещение, 1991.-240 с.

149. Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.-М.:Педагогика, 1989. 142 с.

150. Моисеенко Н.М. Грамматика и музыка. // Русский язык и литература. 1989.- № 5. -С. 42-45.

151. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1996.- 224с.

152. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи.- Л.: Наука, 1977.-С.231.

153. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Сб. статей. Ред сост. О.А. Апраксина, И.А. Смирнова. М., MJLIIH, 1970. - 106с.

154. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и её социальное значение // Роль музыки в эстетическом воеприятии детей и юношества.-JL, 1981.— С. 14-29.

155. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М., 1972.- 273 с.

156. Назаретян В.П.Гуманитарный интегративный курс для младших школьников.//Педагогика, 1994.-№2.-с.31-35.

157. Найн А .Я. Проблема, волнующая всех.//Советская педагогика, 1986.- №8.-с.53-59.

158. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.-М., 1963.-С. 115.

159. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. -1996.- №3.-154 с.

160. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества.- М., 1972.-294 с.

161. Новоселова Л.Л. Виды упражнений по стилистике. // Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение, 1981.-С. 51-55.

162. Огородное Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев.: Музычна Украйина, 1989. — 163 с.

163. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования.-М.: Музыка, 1966.-С.224.

164. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Пособие для учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений. -М., 1994.-303 с.

165. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология.// Изб. психол. труды.— М.: Просвещение, 1969.— С.659.

166. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.

167. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М., 1972.-С.312.

168. Пленкин Н.А. Анализ сочинения. // Русский язык в школе. — 1933. -№2.-С. 15-24.

169. Пленкин Н.А. Изложение и сочинение методическое единство. // Русский язык в школе. - 1989. - № 1. - С. 14-20.

170. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. — М.: Просвещение, 1988. 206с.

171. Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста. // Русский язык в школе. 1977. - №4. — С. 28-37.

172. Пленкин Н.А. Особенности работы по развитию речи учащихся ма-локомлектной школы. // Русский язык в школе. — 1985. №2. - С. 24-29.

173. Пленкин Н.А. Уроки развития речи 5-9 кл. М.: Просвещение, 1995.-С.222.

174. Пономарёв Я. А. Психология творчества.-М.: Наука, 1976.-С.З 03.

175. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦАПИ, 1994.-141с.

176. Развитие детского голоса. // Материалы конференции по проблеме вокально-хорового воспитания детей. // Под ред. В.Н. Шацкой. — М.: 1963.-337с.

177. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления.// Эстетические очерки. Вып.2.-М., 1967.-С. 312-355.

178. Рачина Б.С. Путешествие в сторону музыки/ Учебно-методическое пособие. СПб., 1997.- 86 с.

179. Ренанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. — Минск.: Народная асвета, 1978. 108с.

180. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи. в кн.: Речевоеразвитие младших школьников. М., 1970.-С.421.

181. Рубинштейн А. Музыка и её представители. -М.: Изд-во Музыка, 1931.-С.46-47.

182. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.// АНСССР.-М., 1957.-С.328.

183. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. ЛГПИ им. Герцена, Т.35.-С.146.

184. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946-С.704.

185. Ручьевская Е. Слово и музыка. Л.: 1960, - С. 38-42.

186. Самсонидзе Л.П. О взаимоотношении художественного слова и музыкально-интонационного мышления.// Муз. мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сб. науч. трудов. Киев. — 1988. — С. 48-52.

187. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций./ АНСССР.-М., 1962.-С. 139.

188. Симонов П.В. Что такое эмоция?// Наука и жизнь — 1965.-№3.-С. 52-60.

189. Синица И.Е. Психология письменной речи учащихся. Автореф. на соиск. учён, степени д-ра психол. наук. Киев, 1967

190. Скворцов Л. И. Экология слова или поговорим о культуре русской речи. — М.: Просвещение, 1996 .- 158 с.

191. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. А.Е.Александровой. -М., 1968.

192. Словарь сочетаемости слов русского языка/ Под ред. Д.Н.Денисова, В .В .Морковкина. М., 1983.

193. Спенсер Г. Происхождение и деятельность музыки//Научные, политические и философские опыты. Т.2.-СП6.: Тип. Н.Л. Тиблен. —1. С.161 -175.

194. Спутник учителя музыки // С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов, Т.В. Челышева, Т.С. Шесталинская. М.: Просвещение, -1993.-228с.

195. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Дневник ученика. Собр. сочинений. М., 1954.- Т.2.- 348 с.

196. Старчеус М.С. Выразительный человек (о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании). // Музыка. Миф. Бытие. Сб. ст.-М., 1995. С.65-98.

197. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития.- М., 1999.- 156 с.

198. Суслова Н.В. Музыкальный текст как предмет анализа // Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции.- М., 1996.98 с.

199. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям .-Киев, 1973.- 401 с.

200. Талалаева Л.Ф. Сопоставление синтаксических синонимов как прием развития речи. // Совершенствование методов обучения русскому языку. -М.: Просвещение. С.85-91.

201. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.368 с.

202. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности (на материале музыкального восприятия).- М., 1979.- 48 с.

203. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.-М., 1988.— С.175.

204. Тельман 3. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории, науки и культуры.//Вестник высшей школы, 1991.-№ 12.-с. 16-29.

205. Теория и методика музыкального образования детей.//Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушев-ский, В.А. Школяр. М.: Флинта-Наука, 1998. - 320с.

206. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// АПН РСФСР.-М.-Л., 1947.-С.345.

207. Тищенко С.П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих, наук.-Киев, 1966.-С.308.

208. Тищенко С.П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью. Автореф. на соиск. учён, степени канд. психол. наук. Киев, 1985.

209. Турик П.В. Подготовка к сочинению-описанию музыкального произведения // Русский язык в школе. 1984. - № 5. - С.32-41.

210. Ушинский К.Д. Собр. соч.- Т. 6.- С. 19.М.:1965.-С.251.

211. Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семантика. // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст./ Под ред. М.Г. Арановского. — М., 1974. — С.75-89.

212. Фигуровский И.А. Изложения с языковым разбором. // Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981.-С. 47-51.

213. Харченкова Л.И., Орлова М.М. Сочинения на музыкальные темы. // Русский язык в школе.- 1989. № 3. С.23-27.

214. Ходакова Л.А. Приемы обогащения словаря учащегося. // Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение. С. 77-80.

215. Цвиянович М.Д.Особенности письменной речи учеников третьего класса. Авт. канд. психол. наук. Киев, 1971.

216. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М., 1994. — 373с.

217. Чижова Г.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами. // Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение. С. 80-85.

218. Чистякова Г. Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания. В кн.: Семантика, логика, интуиция в мыслительной деятельности человека. - М.: Педагогика 1999. - С. 101127

219. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М., 1966. — С.54.

220. Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики: Учебное пособие по курсу "Общее языкознание". М.: МГПИИЯ, 1987.-53 с.

221. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975 .-200 с.

222. Шепелев В.М. Интеграция музыки как средство воспитания чувств школьников,- М., 1984,- 88 с.

223. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности -М.: Наука, 1971.-С.223.

224. Школьник Г.К. От единого мировоззрения к личностным ценностям. //Педагогика, 1994.- с.94.

225. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: Пос. для учителя. М., 1993,-128с.

226. Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974.-426 с.

227. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. Вкн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1980.-е.254-265.

228. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. Сб. статей. Ред. сост. В. Сомов. М., 1994. - 116 с.

229. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.— М.: Искусство, 1964.-С.87.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.