Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Раков, Антон Петрович

  • Раков, Антон Петрович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2013, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 300
Раков, Антон Петрович. Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Нижний Новгород. 2013. 300 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Раков, Антон Петрович

Введение.

Актуальность исследования.

Цели и задачи исследования.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Определение границ темы исследования.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Информационная база исследования.

Научная новизна исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Апробация результатов исследования.

1. Глава I. Понятие «психологическая безопасность» в объектах экстремальных условий обитания.

1.1. Дисбаланс композиционных и технических факторов в архитектурном проектировании объектов с доминирующей технической концепцией. Генезис понятия «психологическая безопасность».

1.1.1. Проблема дисбаланса.

1.1.2. Восприятие пространства человеком.

1.1.3. Организующий смысл композиции. Противостояние порядка и хаоса.

1.1.4. Доминирование техники.

1.1.5. Понятие «психологическая безопасность».

1.1.6. Понятие «архитектурный объект».

1.2. Освоение экстремальных условий обитания.

1.2.1. Причины освоения экстремальных условий.

1.2.2. Культурно-исторический контекст.

1.2.3. Типологическая группа архитектурных объектов «еко».

1.3. Классификация экстремальных условий обитания.

1.3.1. Общая характеристика экстремальных условий обитания.

1.3.2. Естественные экстремальные условия.

1.3.3. Искусственные экстремальные условия.

Выводы по первой главе.

2. Глава II. Анализ взаимодействия художественнокомпозиционных и функционально-технических факторов в архитектурном проектировании на примере объектов

2.1. Особенности взаимодействия художественно-композиционных и функционально-технических факторов в архитектурном проекте на примере объектов типологической группы «еЬо».

2.1.1. Архитектурный метод и его модификации в ситуации взаимодействия с техническими факторами.

2.1.2. Роль дизайнерского проектирования.

2.1.3. Роль изобретательской деятельности.

2.1.4. Эволюционные ассоциативные связи объектов «еко».

2.1.5. Принцип переменного доминирования в эволюции типологической группы объектов «еко».

2.1.6. Эффект футуристического предсказания.

2.2. Типологическая группа «еЬо». Классификация и анализ объектов

2.2.1. Характеристика мирового опыта и общий анализ.

2.2.2. Классификация объектов типологической группы «eho».

2.2.3. Комплексный архитектурный анализ объектов «eho».

2.3. Модель адаптации архитектурного образа к различным типам экстремальных условий.

2.3.1. Творческая оппозиция техники и искусства в объектах «eho»

2.3.2. «Культурное поле» как фактор формообразования объектов «eho».

2.3.3. Три стадии эволюции архитектурного формообразования объектов «eho».

Выводы по второй главе.

3. Глава III. Метод гуманизации технических концепций на примере объектов типологической группы «еЬо».

3.1. Основные задачи, терминология и инструменты МГТК.

3.1.1. Задача архитектурной гуманизации технических концепций.

3.1.2. Задача идентификации эстетики рациональной формы.

3.1.3. Задача формирования «темы невербального сообщения».

3.2. Методики разработки архитектурного объекта типологической группы «eho».

3.2.1. Поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа.

3.2.2. Выявление ассоциативного ряда технической концепции.

3.2.3. Выявление диапазона возможностей технической концепции.

3.2.4. Переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа.

3.3. Основные принципы МГТК.

3.3.1. Принцип быстрого эскиза.

3.3.2. Принцип поискового коллажа.

3.3.3. Принцип эвристической реконструкции.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метод гуманизации технических концепций в архитектуре экстремальных условий обитания»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последнее десятилетие степень влияния художественных и композиционных аспектов на архитектурное проектирование значительно снизилась. Стремительное развитие науки и техники, как оказалось, не способствует улучшению художественно-композиционных качеств среды. Взаимоотношения искусства и техники являлось и остается краеугольным камнем всего процесса развития архитектуры. Перенос акцентов в пользу технических концепций следует рассматривать как предварительный или начальный этап в разработке объектов, для которых физическая безопасность представляется первостепенной задачей. Опыт, однако, показывает, что формообразующая роль художественных и композиционных факторов не менее важна, чем формообразующая роль инженерных и технических факторов в архитектурном проектировании. Нерешенность вопросов эстетического характера обуславливает возникновение негативных последствий в тех объектах, где физическая безопасность и технические характеристики выдвигались на первый план. Проблема архитектурной теории заключается в том, что в условиях доминирования технических концепций теория не могла убедительно объяснить, почему метод проектирования подобных объектов начинал утрачивать собственно архитектурную специфику и все более начинал подчиняться специфике конструирования и дизайна и в чем заключались утраченные специфические архитектурные свойства. И следующий важный момент заключался в том, чтобы исследовать и доказать саму необходимость применения к подобным объектам именно архитектурного подхода.

Важно при этом показать, что при продвижении проектного метода от позиции обычного функционирования, имеющего место в жилых и общественных зданиях, к функционированию, сопряженному с постоянной опасностью для жизни, вся область взаимодействия технических и художественных аспектов перемещается в сферу тотальной безопасности. И тогда при рассмотрении баланса между художественным и техническим аспектами возникает диапазон безопасности на уровне психологической и физической. Психологическая безопасность становится фактором, обусловленным ролью эстетического контроля над формой, а физическая -следствием качественного технического решения. Психологическая безопасность является необходимым элементом сбалансированного гармоничного подхода к формированию объектов с повышенными требованиями к физической безопасности, и оба элемента этой диалектической пары есть два встречных действия: художественно-композиционное и функционально-техническое. Даже в обычных обстоятельствах, когда требования к физической безопасности не превышают общеизвестных и нормативных, диктуемых в основном соображениями рациональности, нерешенность художественно-композиционных задач приводит к ощущению дискомфорта, психологическое состояние при этом играет предопределяющую роль.

Известны примеры отрицательного психологического влияния городского пространства на человека, возникающего при отсутствии композиционной работы необходимого профессионального качества.

Можно, в частности, предположить, что колоссальное различие между качеством архитектурной среды, которая подвержена террористическим атакам, и средой, где происходит формирование психики террориста, является хотя и косвенной, но весомой причиной возникновения международной террористической угрозы.

Особенно остро проблема работы с художественно-композиционной организацией формы складывается для объектов, предназначенных для экстремальных условий. Именно в подобных объектных типологиях доминирование задач физической безопасности и соответственно -технических концепций - является наиболее распространённым подходом. Очевидно, что для дальнейшего освоения экстремальных условий обитания необходима методика архитектурного проектирования, которая учитывала бы сложившееся доминирование технических факторов проекта, устанавливала бы критерии психологической безопасности проектируемых объектов и направляла бы усилия на художественно-композиционное переосмысление бесчисленного количества технических идей. Технические идеи, как известно, могут и служить человеку, и превращаться в смертельную опасность, поэтому важно внимательнее относиться к интеллектуальному материалу, порождаемому научно-техническим прогрессом, и придавать ему гармоничный образ.

Актуальность настоящего исследования объясняется не только самим фактом наблюдающегося дисбаланса между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами в объектах с повышенной ролью технической концепции, но и тем существенным обстоятельством, что в современной практике освоения земного, а далее - и внеземного пространства всё большее число проектируемых и возводимых объектов входят и будут входить внутрь типологий, связанных с экстремальными условиями обитания.

Расширение границ экстремальных условий обитания объясняется несколькими существенными причинами.

Во-первых, человек достиг «географического предела» расселения на поверхности Земли. Как и любому живому существу на Земле, человеку свойственно расширять ареал обитания. Сегодня уже нет неосвоенных континентов или островов. Люди живут (постоянно) даже в Антарктиде. Перестали быть фантастикой подводные сооружения. Численность людей на Земле близка к семи миллиардам. Проблема дальнейшего расселения людей на сегодняшний день продолжает обостряться.

Во-вторых, во времена так называемой «холодной войны» была проделана колоссальная работа, приблизившая человечество к возможности создания обитаемых сооружений на поверхности других планет. Советские космические аппараты первыми доставили образцы лунного грунта. Американским астронавтам удалось первыми осуществить высадку на поверхность Луны. Малоизвестен тот факт, что космическими проектами уже занимались и архитекторы - понятие «космическая архитектура» тоже не фантастика.

Космос стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня вокруг Земли вращаются тысячи спутников самого различного назначения. Спутники обеспечивают связь между континентами, помогают составлять точные карты и предсказывать погоду. Именно благодаря спутникам стало возможным создание глобальной информационной сети Интернет. При помощи спутников уже составлены подробные фотографические и топографические карты Земли, Луны и Марса. Фотографические карты Земли подробны настолько, что при максимальном увеличении на улицах городов можно рассматривать контуры автомобилей и людей.

Можно предположить, что следующим шагом на пути освоения пространства станет создание первого архитектурного объекта на Луне или Марсе. «Осознание человеком себя как природно-космической сущности» становится осязаемым результатом цивилизационных процессов (тезис «Осознание человеком себя как природно-космической сущности» заимствован из лекций по истории архитектуры - лектор Ярошенко Н. Н.).

В-третьих, в современном мире стала очевидной угроза возникновения энергетического кризиса мирового масштаба. Это связано с тем, что практически вся мировая энергетика основана на добыче земных запасов газа и нефти, которые ограничены. Есть вероятность того, что космос станет очень перспективным вариантом решения энергетических трудностей.

В-четвёртых, существуют фобии перед глобальными катастрофами, в которых черпают вдохновение сюжеты популярных художественных фильмов («Водный мир», «Армагеддон» и т.д.). Колонизация других миров может стать не только мечтой, но и необходимостью.

При всём многообразии объектов, строящихся в так называемых экстремальных условиях обитания, вопрос о принадлежности многих из них к архитектуре остаётся открытым. Методы технического конструирования и дизайна проникают в эту проектную сферу, опережая архитектурную практику работы с экстремальными условиями. Архитектурный метод и соответствующие ему представления о гармоничной среде обитания обладают огромным историческим опытом. Вне архитектуры процесс создания новых типологий представляется тупиковым. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью восстановить значение архитектурного подхода в системе проектирования объектов для все более увеличивающегося класса проектных задач - гармоничной среды обитания человека в условиях, сопряженных с повышенной физической и психологической опасностью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы, во-первых, поиск путей усиления психологической безопасности и разработке метода архитектурной гуманизации объектов с доминирующими функционально-техническими концепциями (ФТК) формы.

Во-вторых, изучение мирового опыта строительства объектов в экстремальных условиях на Земле и в космосе с учётом современных возможностей и потребностей человека.

Задачи исследования заключаются в следующем:

• Определить причины и характер преобладания технического фактора в архитектурных проектах. Определить степень возможного вмешательства художественных методов в системы объектов, отвечающих повышенным требованиям безопасности.

• Изучить и классифицировать примеры объектов с признаками доминирования ФТК.

• Сформулировать основные характеристики типологической группы объектов для экстремальных условий обитания. Определить основные направления формирования образных характеристик таких объектов.

• Выявить структуру и сценарные основы создания психологического комфорта в объектах экстремальных условий обитания.

• Предложить метод архитектурной гуманизации формы объектов в ситуации доминирования ФТК. Построить алгоритм взаимодействия художественных и технических факторов в объектах для экстремальных условий обитания.

В целом задачей исследования является изучение одновременного влияния композиционных и технических аспектов на архитектурное проектирование и поиск принципов работы архитектора в таких условиях, когда эстетический, художественно-композиционный подход к формообразованию начинает отвечать, в том числе, за вопросы безопасности. Ситуации с явно доминирующим влиянием технических аспектов представляют ключевую сферу и объект настоящего исследования. Практика показывает, что доминирующее влияние ФТК возникает в условиях, сопряжённых с риском для здоровья и жизни людей. Поэтому рассмотрение взаимодействия художественно-композиционных и функционально-технических аспектов на примере экстремальных условий обитания человека является методологически оправданным выбором настоящего исследования.

Важной целью исследования является изучение мирового опыта строительства объектов в экстремальных условиях на Земле и в космосе с учётом современных возможностей и потребностей человека, а также выделение объектов «еЬо» в самостоятельную типологическую группу.

Уже при первой попытке оценить возможность экстраполяции методик проектирования «земной архитектуры» в «другие миры» становится понятно, что простой перенос проектного метода маловероятен. Многие устоявшиеся принципы проектирования архитектурных объектов в условиях Луны, например, должны быть серьёзно пересмотрены.

К дому на Луне должны быть предъявлены особые требования безопасности. Соответственно можно предположить, что польза и прочность как факторы физической безопасности будут доминировать над красотой. В космическом пространстве на современной стадии его освоения любая операция по спасению людей - мероприятие ещё более сложное, чем просто экспедиция. Пребывание человека на поверхности Луны и Марса тем более сопряжено со смертельным риском. В подобных исключительных условиях важно понять, каким изменениям могут быть подвержены архитектурный метод и сам обитаемый объект.

Относительно быстрые темпы развития науки и техники (по сравнению с искусством и архитектурой) провоцируют обстоятельства вытеснения искусства и художественных методов осмысления реальности. Складывается опасная тенденция завершения архитектурного опыта и возникновения сугубо прагматического образа реальности. В связи с этой тенденцией возникает осязаемая перспектива исторического коллапса типичных для человека методов практики, сопряженных с эстетическим опытом. Географическое пространство Земли может в этой связи оказаться единственным полигоном для исторического развития архитектуры и искусства. Дискуссия о переходе качеств архитектурного объекта на специфические объекты, конструируемые для экстремальных условий, является для настоящего исследования смыслообразующей основой. Например, вопрос о том, можно ли называть орбитальные космические станции (ОКС) сооружениями, до сих пор открыт. Теоретический и типологический парадокс заключается в том, что ОКС, по определению, не является транспортным средством, в противном случае главной задачей ОКС была бы транспортировка людей и грузов по космическому маршруту. Роль транспортных средств в космосе отведена космическим кораблям («Союз-ТМ», «Шатл»). Орбитальные станции, в отличие от космических кораблей, собираются на орбите (пока только на - геоцентрической), люди пребывают на ОКС фактически как обитатели дома, и именно поэтому по функции ОКС больше соответствуют типологии дома, чем транспортному средству или летательному аппарату. Продолжая линию дискуссии о типологической идентификации ОКС, важно поэтому установить, могут ли инопланетные дома относиться к объектам архитектуры или дизайна или перед нами возникает проблема создании абсолютно новой типологии.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве объекта исследования выбраны объекты, форма которых отражает крайне активную роль функционально-технической концепции, доминирующей над всеми другими аспектами формы, в том числе - над художественно-композиционными. Наиболее яркими представителями в этом классе объектов можно считать особую типологическую группу объектов для экстремальных условий обитания (в данном исследовании именуемая латинскими буквами «eho» - extremus habitatio objectum). В рамках данного исследования рассматриваются следующие типы объектов «eho»:

• мобильные сооружения;

• подземные сооружения (шахты и тоннели, метро);

• надводные стационарные сооружения (мосты, дома на сваях);

• надводные плавучие сооружения (паромы, нефтедобывающие платформы);

• подводные обитаемые сооружения (исследовательские базы, отели);

• заполярные дрейфующие обитаемые сооружения;

• заполярные материковые обитаемые сооружения;

• высотные сооружения (высокогорные сооружения, небоскрёбы);

• летающие сооружения;

• космические орбитальные станции;

• инопланетные обитаемые сооружения.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования является метод архитектурной деятельности, ориентированный на создание психологически комфортной среды обитания (психологической безопасности) в объектах, расположенных в экстремальных условиях естественного и искусственного типа. Принципиальными теоретическими аспектами предмета выбираются, во-первых, изобретательские функции композиции, во-вторых, роль художественного образа, категория которого рассматривается в эстетике любых объектов, в том числе и архитектурных, и, в-третьих, архитектурная специфика формы объекта в целом, её отличие от «технической формы» и её роль как фактора психологической безопасности объекта.

В рамках выбранной темы рассматриваются особенности взаимодействия функционально-технических и художественно-композиционных аспектов в архитектурном проектировании объектов для экстремальных условий обитания человека, а также феномен изобретения как междисциплинарное явление, гармонично включающее в себя композиционные и технические решения.

По сути речь идёт о теоретическом споре, связанном с принятием вынужденных решений, композиционные и эстетические свойства которых носят или суррогатный, или подчеркнуто техницистский характер. Подобные решения оправдываются ссылками на проблему физической безопасности и техническими аргументами. Принимая во внимание тезис о том, что технические решения - это некие спектры решений, то есть они почти никогда не дают конкретных рекомендаций относительно проектируемой формы, можно предположить, что форма объекта не зависит от технических решений вообще - она зависит от технических возможностей.

Необходимым методологическим выводом из анализа сложившейся ситуации следует считать фактическое усиление технического фактора в системе профессионального метода. Опираясь на общеизвестное определение архитектуры Витрувия как единство «пользы, прочности и красоты», можно придти к выводу, что в современном проектировании архитектурная профессия претерпела значительную деформацию с точки зрения количества контролируемой технической информации. Техника в культурологическом тезаурусе все чаще рассматривается как эстетическая категория. Термин «техническая эстетика» широко известен начиная с 60-х годов прошлого века. Единство трех ключевых аспектов в приведенном выше классическом определении нарушается в пользу технического фактора.

В системе эстетических категорий, актуальных для настоящего исследования, категории «искусство», «архитектурная форма», «архитектурный объект», «композиция», являются самыми важными. Именно во взаимодействии с техникой и в противостоянии с ней блок перечисленных категорий обретает статус методологически ориентированного элемента оппозиции «человеческого» и «технического». Понятие композиции носит универсальный характер, но именно благодаря композиционной организации формы объекта и ее семантическому сценарию - в современном понимании метода архитектурной деятельности - возникает отбор приемлемого для человека решения из общего диапазона технических версий. Понятие композиции имеет несколько официальных определений. «Композиция (от лат. сотроБШо - составление, связывание); 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция

- мотивированное расположение компонентов литературного произведения. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения. Иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция» [121]. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно утверждать, что композиция применительно к форме представляет собой работу, направленную на приведение всех функциональных компонентов объекта к умозрительному порядку.

Тот же источник - «Большой энциклопедический словарь» - даёт следующее определение понятию «техника»: «Техника (от греч. 1ес1те -искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях» [121].

Другими словами, можно утверждать следующее: техника занята поиском ответа на вопрос «как?» (как именно что-то сделать, как изготовить форму). Тогда как на вопрос «что?» (что делать, то есть какую именно форму) отвечают композиция и архитектурно-художественный замысел, обусловленный профессиональной ответственностью архитектора за создание целостной и выразительной формы.

В настоящем исследовании в целом понятие «технический» обозначает принадлежность к одному из трёх компонентов архитектурного проекта (композиционный, технический и функциональный - по аналогии с «пользой, прочностью и красотой» у Витрувия).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Взаимодействие художественно-композиционных и функционально-технических аспектов формообразования архитектурных объектов, особенным образом проявляющееся в условиях вынужденного противостояния и диктата техники над композицией, - таково смысловое пространство настоящего исследования и, соответственно, определяемые в нем границы. Вне противостояния или за пределами сценария, когда техника вынуждена доминировать, исследование не видит и не ставит своей задачи.

Поэтому в исследовании не рассматриваются факты композиционной и технической деятельности в отсутствии взаимодействия композиции и техники, то есть когда наблюдается абсолютное преобладание одного или другого аспекта, поскольку именно взаимодействие противостоящих аспектов проектно-практического опыта представляет интерес для исследования. И композиция, и техника могут существовать отдельно друг от друга. Композиция почти не зависит от технических возможностей, например, в изобразительном искусстве. Самостоятельно существуют без ссылки на архитектурно-художественные методы и композицию некоторые виды науки и техники.

Одновременно в тех отраслях человеческой деятельности, где ведётся работа по созданию ценностей материально-духовного свойства, композиция и техника вступают в особые сложно организованные формы взаимодействия. Особенно интересно такое взаимодействие в экстремальных условиях обитания, где физическую безопасность принято считать важнее психологической.

Большая часть рассматриваемых объектов имеет признаки разрушительного доминирования ФТК и в рамках исследования отнесена к отрицательным примерам. Некоторые объекты рассматриваются как примеры положительные.

В исследовании не рассматриваются примеры объектов для сейсмоопасных районов и пустынь. У объектов этого типа не выявлено признаков доминирования ФТК.

Временные границы исследования включают примеры объектов, относящихся к периоду начиная с середины XX века по настоящее время. Отдельные примеры в исследовании относятся к более ранним историческим периодам. В работе также рассматриваются примеры, касающиеся прогнозов будущего архитектуры.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной работе использованы аналитические, синтетические и функциональные методы познания, а также элементы экспериментальных архитектурно-практических, концептуальных и статистических методик.

Теоретическая база исследования опирается на научные труды, документальные фото- и видеоматериалы, графические материалы и отдельные статьи отечественных и зарубежных авторов из области архитектуры, философии, психологии, физиологии, истории, технической эстетики, физики. Наибольшее влияние на представленное исследование оказали следующие работы:

• Из области методики архитектурного проектирования и архитектурной композиции: Ш.А. Айрапетов, М.Г. Бархин, П. Велев, Ф. Гери, В.Л. Глазычев, В. Гропиус, А.Э. Гутнов, И.А. Добрицина, Г.В. Есаулов, A.B. Ефимов, A.B. Иконников, A.B. Кафтанов, A.B. Крашенинников, К. Линч, С. А. Малахов, В.И. Мальгин, Д.Л. Мелодинский, C.B. Норенков, Г.И. Панксенов, Ф. Райт, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, A.B. Степанов, Р.Б. Фуллер, С.О. Хан-Магомедов, С. Холл, А.Д. Ярмоленко.

• Из области архитектурного проектирования и будущего архитектуры в экстремальных средах: Г.А. Балашова, Ш. Бан, А.Э. Гутнов, H.A. Сапрыкина, A.B. Кафтанов, К. Кикутаке, Г.И. Лежава, К. Танге, Р.Б. Фуллер, И. Фридман, В.В. Шевченко.

• Из области гуманитарных наук и философии: Р. Арнхейм, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, В.И. Вернадский, У. Моррис, Р. Осборн, Ф. Рело, Дж. Рескин, П. Тейяр де Шарден, Д. Юм, Э. Тоффлер, М. Фуко, Э.Г. Цыганкова, Н.Г. Чернышевский, У. Эко.

• Из области естественных наук, физики и механики: Н. Винер, А.Н. Сахаров, К.Э. Циолковский, А. Эйнштейн.

• Из области физиологии и психологии восприятия: М. Вертгеймер, К. Дункер, В. Кёлер, К. Коффка, Дж. Локк, Г. Роршах, Г. Селье, К. Юнг.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве информационной базы данного исследования были использованы:

• а) литературные источники, перечисленные в библиографическом списке;

• б) научные источники в виде сведений из научных докладов и отчётов, материалы конференций, семинаров;

• в) официальные документы в виде законодательных и других нормативных актов;

• г) интернет-ресурсы;

• д) видеоматериалы документальных и художественных фильмов;

• е) результаты собственных расчётов и проведённых экспериментов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Показано, что конфликтный характер взаимодействия художественно-композиционных и научно-технических концепций архитектурной деятельности является формой развития научно-технических и художественно-композиционных концепций, продуктивным способом регенерации архитектурной методологии в ее историческом пространстве и пространстве человеческого обитания.

Показано, что в ходе развития идеи архитектурного объекта доминирование художественных и технических факторов происходит попеременно.

Показано, что даже в ситуации доминирования и художественные, и технические аспекты архитектурного проектирования подвержены сильному взаимному влиянию. Взаимное влияние разные аспекты проекта оказывают не только напрямую, непосредственно участвуя в проектировании, но и через «культурное поле». Понятие «культурное поле» вводится для обозначения части ноосферы, которая отвечает за сохранение достигнутых культурой результатов и которая возвращает в практическую деятельность эти результаты как условно определённые догмы (стереотипы).

Показано, что практически любые инновации в так называемой «бумажной архитектуре» и концептуальном проектировании в той или иной степени стремятся к реализации. Многие инновации попадают в «культурное поле» и возвращаются в практику спустя период, который можно обозначить как «временной эксцентриситет признания новой культурной формы».

В исследовании предпринята попытка разработать метод гуманизации взаимоотношений между художественно-композиционными и функционально-техническими аспектами формообразования объектов с нарушенным балансом архитектурной формы. Впервые в настоящем исследовании предлагается оценка возможности преобразования технически обусловленных форм с позиции соответствия архитектурному методу как специфическому методу культурной деятельности человека.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

Понятие «психологическая безопасность», которое, дополняя традиционный перечень требований к безопасности, позволяет осуществлять контроль за художественно-композиционными качествами архитектурного объекта.

Классификация объектов типологической группы «еко», включающая объекты с признаками доминирующего влияния техники, которая предназначена для расширения ареала обитания человека (освоения экстремальных условий обитания).

Метод гуманизации технических концепций», содержащий три основных задачи, четыре методики и три основных принципа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Теоретическая значимость работы заключается:

• Во-первых, в разработке проблемы дисбаланса функционально-технических и художественно-композиционных факторов архитектурного проекта с доминирующим влиянием функционально-технических факторов;

• Во-вторых, в создании метода гармонизации доминирующего влияния технических концепций на примере архитектурных объектов для экстремальных условий обитания;

• В-третьих, в соединении архитектурно-композиционного подхода к проектированию с инженерно-техническим.

На основе изученных материалов разработаны практические рекомендации по архитектурному и дизайнерскому проектированию объектов, форма которых вынужденно детерминирована факторами технического свойства. Рекомендации и методические наработки применяются автором в проектной и педагогической практике.

Определены приоритетные направления в ходе разработки архитектурного объекта для экстремальных условий обитания. В частности показано, что, несмотря на равноценность художественных и технических факторов формообразования в проектных решениях архитекторов, приоритетным направлением является работа художественнокомпозиционного свойства. То есть из двух рассмотренных методик («дедуктивной» и «индуктивной») культурной парадигме наиболее соответствует «дедуктивная» методика. Приоритет «индуктивного» способа проектирования, то есть сбора информации и постоянной корректировки проектируемой формы, приводит к возникновению рисков, связанных с ухудшением эстетических качеств проектируемого объекта и снижением уровня психологической безопасности.

Выделена типологическая группа архитектурных объектов «eho». Разработаны конкретные принципы и творческие процедуры, связанные с проектированием объектов с доминирующей технической концепцией формы.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на нескольких научно-практических конференциях (65-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2007 г.; 66-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2008 г.; 67-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2009 г.; 68-я Всероссийская научно-техническая конференция по итогам НИР, СГАСУ, Самара 2010 г.; Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 50-летию первого полёта человека в космос, СГАУ, Самара 2011 г.), опубликованы в статьях - в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (Известия Самарского научного центра РАН, Международный электронный научно-образовательный журнал "Architecture and Modern Information Technologies" «Архитектура и современные информационные технологии»).

Теоретические аспекты исследования апробированы в ходе педагогической деятельности в Самарском государственном архитектурно -строительном университете, на факультете дизайна. В студенческих работах и профессиональных экспериментах эффективно применялись методические материалы исследования. Основные положения исследования отработаны и апробированы на примере проектирования ряда объектов, функциональная программа которых соответствует задачам типологической группы объектов «еЬо».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Раков, Антон Петрович

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, важные для развития архитектурной теории и общей профессиональной методологии современной архитектурной деятельности:

1. Установлено, что проблема доминирования функционально-технических концепций в архитектурном проектировании возникает из-за того, что в структуре объекта ФТК заняты обеспечением физической безопасности. Наиболее остро проблема доминирования ФТК проявляется в архитектурных объектах, предназначенных для освоения экстремальных условий обитания.

2. Вводится понятие «психологическая безопасность», так как традиционная трактовка безопасности является не полной и предполагает предотвращение повреждений только физического характера. Предложено расширенное представление о безопасности архитектурного объекта, которое дополнено психологической стороной этого понятия.

3. Установлено, что художественно-композиционные концепции архитектурного проектирования обеспечивают психологическую безопасность архитектурных объектов. Обозначена фундаментальная роль архитектурной композиции в упорядочивании хаотической формы в условиях доминирования ФТК. Разработаны критерии к «психологической безопасности» архитектурного объекта.

4. Установлено, что доминирующая монополия функционально-технического конструирования и аналитического подхода к проектированию архитектурной формы ведёт к ситуации «творческого тупика» и невозможности поиска качественных решений при значительном снижении скорости работы.

5. Выполнена классификация объектов предназначенных для освоения экстремальных условий обитания («еЬо») с признаками доминирующего влияния ФТК. Анализ объектов «еЬо» для естественных экстремальных условий, привел к пересмотру традиционных морфологических и стилистических характеристик объектов этого типа. Анализ представленных примеров объектов «еЬо» показывает, что большинство этих объектов лишены нескольких существенных признаков архитектурного объекта.

6. Выявлена система эволюционных ассоциативных связей объектов «еЬо». Для системы эволюционных ассоциативных связей типологической группы «еЬо» характерен принцип переменного доминирования функционально-технических и художественно-композиционных концепций, то есть каждая последующая концепция возникает как критика на предыдущую.

7. Исследован и обозначен как важный методологический принцип «эффект футуристического предсказания» возможной формы объектов. Этот эффект может объясняться двумя причинами: во-первых, результатом работы интуиции, когда автор пытается угадать будущий ход событий, опираясь на окружающий культурный контекст, во-вторых, следствием синтетичности человеческого мышления: события будущего всегда заимствуют опыт из прошлого.

8. Вводится понятие «культурное поле» для обозначения части ноосферы, являющейся социальным информационным полем, ответственным за сбор и хранение полезных достижений и регулирующим соответствие или несоответствие создаваемых человеком произведений условному идеалу или эволюционной тенденции этого идеала. «Культурное поле» выполняет функцию системы координат, относительно которой человек судит о качестве среды и самом себе.

9. Выявлено качественное сходство между художественно-композиционной работой и передачей информационного сообщения невербальным способом. Предложено трактовать художественно-композиционную работу в архитектурном проектировании как передачу «невербального сообщения», в виде творческого обмена данными носителей «культурного поля» - «автора» и «наблюдателя».

10. Предложен «метод гуманизации технических концепций». МГТК предназначен для решения трёх нижеперечисленных задач возникающих в ситуации доминирования ФТК:

• задача архитектурной гуманизации технических концепций;

• задача идентификации эстетики рациональной формы;

• задача по формированию «темы невербального сообщения».

В МГТК сформулированы четыре нижеперечисленных методики, составляющих ключевое теоретическое значение метода:

• поиск ассоциативных эволюционных связей проектируемого объекта как предварительная аналитическая работа;

• выявление ассоциативного ряда технической концепции;

• выявление диапазона возможностей технической концепции;

• переменное доминирование композиционных и технических аспектов как преодоление стереотипа.

В МГТК используются на три нижеперечисленных принципа, позволяющих практическую реализацию метода на примере объектов «eho»:

• принцип быстрого эскиза;

• принцип поискового коллажа;

• принцип эвристической реконструкции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Раков, Антон Петрович, 2013 год

1. Отечественные источники литературы:

2. Агеев, В. Н. Семиотика : учеб. пособие / В. Н. Агеев. М. : Весь мир, 2002. - 256 с.

3. Азгальдов, Г. Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании / Г. Г. Азгальдов. М. : Стройиздат, 1989. - 272 с. : ил.

4. Азгальдов, Г. Г. Количественная оценка качества (Квалиметрия). Библиография / Г. Г. Азгальдов, Л. А. Азгальдова. М. : Изд-во стандартов, 1971. - 176 с.

5. Азгальдов, Г. Г. О возможности оценки красоты в технике / Г. Г. Азгальдов, Р. П. Повилейко. М. : Стандарты, 1977. - 120 с.

6. Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии : Отечеств, платформа / Г. В. Акопов ; Рос. психол. о-во, Самар. регион, отд-ние РПО и др.. Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2002. - 206 с. : ил.

7. Альтшуллер, Г. С. Как научиться изобретать / Г. С. Альтшуллер. -Тамбов : Кн. изд-во, 1961. 128 с.

8. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М. : Сов. радио, 1979.-244 с.

9. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие : сокр. пер. с англ. / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974. - 386 с.

10. Артемьева, Е. Ю. Введение в психологию субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М. : Смысл, 2004. - 128 с.

11. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд. - М. : Смысл, 2007. - 528 с.

12. Ахмедова, Е. А. Эстетика архитектуры и дизайна : учеб. пособие / Е. А. Ахмедова ; Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. Самара : СГАСУ, 2007. -432 с.

13. Балашова, Г. А. Архитектура на орбите. Галина Балашова : каталог / Г. А. Балашова, А. В. Кафтанов. М. : б. и., 2000.

14. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000.-320 с.

15. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. М. : Стройиздат, 1982. - 224 с.

16. Бархин, М. Г. Архитектура и город / М. Г. Бархин. М. : Наука, 1979.-223 с. : ил.

17. Бархин, М. Г. Город, структура и композиция / М. Г. Бархин. М. : Наука, 1986. -264 с.

18. Бархин, М. Г. Метод работы зодчего: из опыта советской архитектуры 1917-1957 гг. / М. Г. Бархин. -М. : Стройиздат, 1981. -216 с.

19. Белый, Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Б. И. Белый ; под ред. Л. Н. Собчик. М. : Дорваль, 1981. - 240 с.: ил.

20. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1993.-383 с.

21. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр ; пер. фр. Д. Кралечкина. — М. : Библион : Рус. кн., 2003. -272 с.

22. Боков, А. В. Категория культурного ландшафта / А. В. Боков // Техническая эстетика. 1982. - № 8. - С. 11-18.

23. Большая советская энциклопедия. В 50 т. Т. 45 / 2-е изд. — М. : Большая сов. энцикл., 1956. 664 с.

24. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 136 с.

25. Борисов, С. Лёгкость на помине как научный феномен / С. Борисов // Компьютерра. 2006. - № 33(653). - С. 16.

26. Бумагин, А. Как вы лодку назовёте. / А. Бумагин // Компьютерра. -2006.-№33(653).-С. 16-17.

27. Велев, П. Города будущего / П. Велев ; пер. с болг. С. Д. Ланской ; под ред. А. Э. Гутнова. -М.: Стройиздат, 1985. 160 с. : ил.

28. Вернадский, В. И. Живое вещество / В. И. Вернадский. М. : Наука, 1978.-350 с.

29. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский ; отв. ред. А. Л. Яншин. М. : Наука, 1977.- 191 с.

30. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине : пер. с англ. / Н. Винер ; под ред. Г. Н. Поварова. М. : Сов. радио, 1968. - 343 с. : ил.

31. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. Репринт, изд. -М.: Архитектура-С, 2006. - 328 с.

32. Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 496 с.

33. Ганзен, В. А. О гармонии в композиции / В. А. Ганзен, П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов // Техническая эстетика. 1969. - № 4. - С. 1-3.

34. Гика, М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. Гика ; пер. с фр. В. Белюстина. М. : Изд-во Акад. архитектуры, 1936.-236 с.

35. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. Изд. 2-е, доп. - М. : Европа, 2006. - 316 с. : ил.

36. Глазычев, В. Л. Зарождение зодчества / В. Л. Глазычев. М. : Стройиздат, 1983. - 126 с. : ил.

37. Глазычев, В. Л. Образы пространства / В. Л. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие. М., 1978. - С. 159-174.

38. Глазычев, В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. М. : Стройиздат, 1986. - 494 с. : ил.

39. Гляциологический словарь / под ред. В. М. Котлякова. Л. : Гидрометеоиздат, 1984. - 528 с.

40. Голдхоорн, Б. От редактора / Б. Голдхоорн // Проект Россия. 2000. -№ 1 (15).-С. 5.

41. Грамматчиков, А. Власть электронная / А. Грамматчиков // Эксперт. 2009. - № 37 (674). - С. 82-85.

42. Грек, А. Марсианский десант // Популярная механика. 2005. - № 11 (37).-С. 30-36.

43. Гримм, Г. Д. Пропорциональность в архитектуре / Г. Д. Гримм. -М. ;Л. :ОНТИ, 1935.- 148 с.

44. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. — М. : Искусство, 1971.-285 с.

45. Дарвин, Ч. Происхождение видов / Ч. Дарвин ; под ред. А. Л. Тахтаджян ; пер. К. А. Тимирязева. Л. : Наука, 1991. - 544 с.

46. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование / Дж. К. Джонс. М.: Мир, 1976. - 374 с.

47. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов / А. В. Ефимов. М. : Архитектура-С, 2006. - 504 с.: ил.

48. Ефимов, А. В. Колористика города / А. В. Ефимов. М. : Стройиздат, 1990. - 270 с. : ил.

49. Ефимов, Н. В. Высшая геометрия / Н. В. Ефимов. М. : Наука, 1971. -312 с.

50. Иванова, Т. В. Городская ментальность как предмет психологического исследования / Т. В. Иванова. — Самара : Изд-во Самар. науч. центра Рос. акад. наук, 2003. 198 с.

51. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. -М. : Стройиздат, 1986. 286 с.

52. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. -М. : Искусство, 1985. 175 с.

53. Иконников, А. Основы архитектурной композиции : учеб. пособие /

54. A. Иконников, Г. Степанов. М. : Искусство, 1971. — 224 с.

55. Ильин, И. А. Путь к очевидности : сборник / И. А. Ильин ; послесл.

56. B. И. Кураева ; примеч. Р. К. Медведевой. М. : Республика, 1993. -430 с. - (Мыслители XX века).

57. История философии : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов. Минск : Интерпрессервис-Кн. дом, 2002. - 1376 с. - (Мир энциклопедий).

58. Иттен, И. Искусство цвета : пер. с нем. / И. Иттен. М. : Изд. Д. Аронов, 2004.- 138 с.

59. Казимир Малевич в Русском музее. СПб. : Palace Editions, 2000. -450 с.

60. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 3 : пер. с нем. / И. Кант. М. : Наука, 1964. - 799 с. - (Философское наследие).

61. Кафтанов, А. Архитектор Галина Балашова Акварели для космоса / А. Кафтанов // Проект Россия. - 2000. - № 1 (15). - С. 13-16.

62. Кафтанов, А. Архитектура на орбите / А. Кафтанов // Проект Россия. 2000. - № 1 (15). - С. 11-12.

63. Кафтанов, А. От науки к фантастике. Интервью с Игорем Козловым / А. Кафтанов // Проект Россия. 2000. - № 1 (15). - С. 25-28.

64. Китель, Ч. Механика : учеб. руководство : пер. с англ. / Ч. Китель, В. Найт, М. Рудерман ; под. ред. А. И. Шальникова, А. С. Ахматова. -3-е изд., испр. М. : Наука, 1983. - 448 с.

65. Когнитивная психология : учеб. для вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

66. Колесников, Ю. Вам строить звездолёты / Ю. Колесников. М. : Дет. лит., 1990.-206 с.

67. Колыбанов, А. В. Философия техники: учебное пособие / А. В. Колыбанов, А. А. Шестаков. Самара : СГАСУ, 2005. - 76 с.

68. Крапивенский, С. Э. Социальная философия : учеб. пособие для студентов гуманитар, и экон. фак. — 2-е изд., стереотип. Волгоград : Ком. по печати, 1995. - 352 с.

69. Лазарев, Е. Н. Дизайн машин / Е. Н. Лазарев. Л. : Машиностроение, 1988. - 256 с.

70. Ле, Корбюзье. Три формы расселения. Афинская Хартия / Ле Корбюзье ; пер. с фр. Ж. Розенбаума ; послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта. М. : Стройиздат, 1976. - 136 с.

71. Линч, К. Образ города / К. Линч ; пер. с англ. В. Л. Глазычева ; сост. А. В. Иконников ; под ред. А. В. Иконникова. М. : Стройиздат, 1982.-328 с.: ил.

72. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т. В. Барчунова ; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М. : Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004. - 384 с.

73. Малахов, С. А. Архитектурная композиция как профессиональный метод / С. А. Малахов. Куйбышев : Куйбышев, гос. ун-т, 1986. - 88 с.

74. Малахов, С. А. Архитектурная композиция как профессиональный метод / С. А. Малахов ; Куйбышев, гос. ун-т. Куйбышев : КГУ, 1986.-88 с.

75. Малахов, С. А. Архитектурное изображение в курсе основ архитектурного проектирования. Методика и процедуры анализа : учеб. пособие / С. А. Малахов ; Куйбышев, инженер.-строит. ин-т. -Куйбышев : КИСИ, 1989. 93 с.

76. Малахов, С. А. МЕМИРЕКС. Квартал эксперимент естественного моделирования / С. А. Малахов, И. Н. Яковлев // Архитектура СССР. - 1985. - № 9-10. - С. 83-88.

77. Метафизика. Век XXI : сб. тр. / Р. Г. Баранцев, С. А. Векшенов, Ю. С. Владимиров и др.. М. : БИНОМ, 2006. - 285 с.

78. Методы поиска новых технических решений / под ред. А. И. Половинкина. Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 1976. - 192 с.

79. Микулина Е. Космические миры: между раем и адом / Е. Микулина // Проект Россия. 2000. - № 1 (15). - С. 68-73.

80. Нефёдов, И. Ледовая лихорадка / И. Нефёдов // ГЕО. 2004. - № 6. -С. 19-20.

81. Новейший философский словарь. Постмодернизм / гл. ред., сост. А. А. Грицанов. Минск : Соврем, литератор, 2006. - 815 с.

82. Норенков, С. В. Научные исследования: проектный синтез : курс лекций / С. В. Норенков ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. 271 с.

83. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира / Р. Осборн ; пер. с англ. М. Колопотина. М. : ACT : ХРАНИТЕЛЬ, 2008. -764 с.

84. Основы архитектуры : справочник / под ред. Э. Коул ; пер. с англ. Я. Р. Галимова, Т. Р. Перель. М. : Арт-Родник, 2004. - 352 с.

85. Основы методики художественного конструирования / Всерос. науч.-исследоват. ин-т техн. эстетики. М. : ВНИИТЭ, 1970. - 279 с.

86. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. М. : Изд. Д. Аронов, 2004. - 227 с.

87. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие / В. Ф. Петренко ; Моск. гос. ун-т. Изд. 2-е, доп. - СПб. : Питер, 2005. -480 с.

88. Печ, М. Лунными маршрутами / М. Печ // ГЕО. 2004. - № 6. - С. 76-78.

89. Потапов, В. Воспоминания о лунной пыли / В. Потапов // ГЕО. -2004. №6.-С. 3.

90. Психология мышления : сб. пер. / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. - 533 с.

91. Радемахер, К. Как это было / К. Радемахер // ГЕО. 2004. - № 6. - С. 54-62.

92. Райт, Ф. Л. Будущее архитектуры : пер. с англ. / Ф. Л. Райт. М. : Стройиздат, 1960. - 86 с.

93. Раков, А. П. Мобильный караван из будущего / А. П. Раков, Ю. С. Ратиева // А.С.С. Проект Волга. - Самара, 2012. - № 28/29. - С. 50.

94. Раков, А. П. Принципы работы с формой в архитектуре экстремальных условий обитания / А. П. Раков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2010. -Т. 12, № 5. - С. 567-570.

95. Раков, А. П. Феномен культурного поля в архитектуре и дизайне / А. П. Раков // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика / Самар. гос. архитектур.-строит. унт. Самара, 2009. - Ч. I. - С. 262-263.

96. Раков, А. П. Футуристическое предсказание в формообразовании / А. П. Раков, С. А. Малахов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук Самара, 2012. - Т. 14, № 2. - С. 260263.

97. Раков, А. П. Эстетика технической достоверности и композиционная работа в архитектуре / А. П. Раков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2012. - Т. 14, № 2. - С. 272-274.

98. Раппопорт, А. Пять проблем теории архитектуры XXI века / А. Раппапорт //Проект Россия.- 2006.-№ 1 (39).-С. 160-164.

99. Ревзин, Г. Молитва в режиме отдыха / Г. Ревзин // Проект Россия. -2000. -№ 1 (15).-С. 6-10.

100. Рот К. Энергия будущего // Популярная механика. 2005. - № 11 (37).-С. 62-69.

101. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : МЗ Пресс : Соц.-полит. мысль, 2005. - 368 с.

102. Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева ; вступ. ст. С. Г. Семеновой ; предисл. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой ; примеч. А. Г. Гачевой. М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 365 с.

103. Савкин, К. Пространство космических переживаний / К. Савкин // Проект Россия,-2000.-№ 1 (15). С. 49-51.

104. Самогоров, В. А. Метафизика архитектурной формы : учеб. пособие / В. А. Самогоров. Самара : б. и., 1994.

105. Селье, Г. На уровне целого организма : пер. с англ. / Г. Селье. М. : Наука, 1972.- 122 с.

106. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме : пер. с англ. / Г. Селье. М. : Медгиз, 1960. - 254 с.

107. ПЗ.Селье, Г. Стресс без дистресса : пер. с англ. / Г. Селье. М. : Прогресс, 1979. - 123 с.

108. Сен-Марк, Ф. Социализация природы : пер. с фр. / Ф. Сен-Марк. -М. : Прогресс, 1977.-435 с.

109. Серкин, В. П. Методы психосемантики : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.

110. Ситар, С. За космизм / С. Ситар // Проект Россия. 2000. - № 1 (15). -С. 52-56.

111. Скотт, П. Промышленные роботы переворот в производстве : пер. с англ. / П. Скотт. ; под ред. JI. И. Волкевич ; предисл. JI. И. Волкевич. - М. : Экономика, 1987. - 304 с.

112. Смит, Б. Звёздные войны. Звездолёты и транспортные средства / Б. Смит ; пер. с англ. О. Исаковой, Н. Миронова. СПб. : Прайм-Еврознак ; М.: ОЛМА-Пресс, 2004. - 220 с.

113. Смолин, В. В. Жизнь под давлением / В. В. Смолин, Г. Н. Соколов // Dive Тек / Ин-т медико-биол. проблем РАН. М., 2007. - № 1 (21).

114. Смолин, В. В. Жизнь под давлением / В. В. Смолин, Г. Н. Соколов // Dive Тек / Ин-т медико-биол. проблем РАН. М., 2007. - № 2 (22).

115. Советский энциклопедический словарь : ок. 80 000 слов / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. - М.: Совет, энцикл., 1984. - 1600с.

116. Стенли, М. Эксперимент в социальной психологии / М. Стенли ; пер. с англ. Н. Бахтина, С. Левандовской, Н. Мальгина и др.. -Изд-е 3-е. СПб. : Питер, 2000. - 336 с.

117. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. М. : Стройиздат, 1993. - 295 с.

118. Степанов, А. В. Введение в проектирование : учеб. пособие / А. В. Степанов, С. А. Малахов, Н. Н. Нечаев ; Моск. архитектур, ин-т (Гос. акад.). М.: МАрхИ, 1982. - 134 с.

119. Стюарт, Я. Топология / Я. Стюарт // Квант. 1992. - № 7. - С. 1420.

120. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден ; пер. с фр. Н. А. Садовского. М. : Наука, 1987. - 240 с.

121. Хан-Магомедов, С. О. Конструктивизм концепция формообразования / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Стройиздат, 2003. - 576 с.

122. Циолковский, К. Э. Гений среди людей / К. Э. Циолковский ; сост. JI. В. Голованова, Е. А. Тимошенкова. М.: Мысль, 2002. - 544 с.

123. Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна / Э. Г. Цыганкова. М. : Наука, 1977.- 112 с.

124. Цыпцын, С. SIGGRAPH 2005 / С. Цыпцын // Компьютерра. 2005. -№33(605).-С. 24-31.

125. Шостаков, В. Гармония как эстетическая категория / В. Шостаков. -М. -.Наука, 1973.-256 с.

126. Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. М. : Наука, 1965.-274 с.

127. Эшби, У. Введение в кибернетику / У. Эшби. М. : Изд-во иностр. лит., 1959.-432 с.

128. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации / К. Г. Юнг. М. : Наука, 1996. - 269 с.

129. Зарубежные источники литературы:

130. Alberti, Leon Battista. The Ten Books of Architecture : The 1755 Leoni Edition / Leon Battista Alberti. New York : Dover Publication, 1986. -240 p.

131. Architectoral theory: from the renaissance to the present 89 essays on 117 treatises / with a preface by Bernd Evers and introduction by Christof Thoenes. - Köln : Taschen, 2003. - 845 p.

132. Architecture in Progress / Frank Russell. London : Architectural Design ; New York : Distributed by St. Martin's Press, 1983 . - 127 p.

133. Baldeweg, Juan Navarro. Intervention in a field of energies / Juan Navarro Baldeweg. Madrid : El Croquis editorial, 2006. - 233 s. : ill.

134. Brino, Giovanni. Carlo Mollino : Arcitectura as autobiography / Giovanni Brino. London : Thames and Hudson, 2005.

135. Chan-Magomedow, Selim O. Pioniere der sowjetischen Architektur. Der Weg zur neuen sowjetischen Architektur in den zwanziger und zu Beginn der dreißiger Jahre / Selim O., Chan-Magomedow. Dresden : Verlag der Kunst, 1983.-617 s.

136. Cohen, Jean-Louis. Le Corbusier / Jean-Louis Cohen. Köln : Taschen, 2006.-96 p.

137. Design and Analysis / Bernard Leupen, Christoph Gräfe, Nicola Kornig, Marc Lampe, Peter de Zeeuw. Rotterdam, 1997. - 224 p.

138. Droste, Magdalena. Bauhause: 1919-1933 / Magdalena Droste. Köln : Taschen, 1998.-256 p.

139. Eisenman, Peter. Ten Canonical Buildings : 1950-2000 / Eisenman, Peter. New York : Rizzoli, 2008. - 340 p. : ill.

140. Esher, L. A. Broken wave : The Rebuilding of England, 1940-1980 / L. A. Esher. London : Allen Lane, 1981. - 120 p.

141. Exit Utopia : architectural Provocations 1956-76 / edited by Martin van Schaik and Otakar Macel. Munich : Prestel, 2005. - 319 p.

142. Fiell, Charlotte. Design of the 20th Century / Charlotte Fiell, Peter Fiell. Köln : Tashen, 1999. - 768 p.

143. Henket, Hubert-Jan. Back from Utopia: The Challenge of the Modern Movement / Hubert-Jan Henket, Hilde Heynen. Rotterdam, 2002.

144. Krier, Rob. Architecture and urban design / Rob Krier // Architectural Monographs. London, 1993. - № 30.

145. Ruth, Slavid. Extreme architecture : building for Challenging Environments / Slavid Ruth. London : Laurence King Publishing Ltd, 2009.-208 p.: ill.

146. The End of architecture? : documents and manifestoes Vienna Architecture Conference / edited by Peter Noever, with a foreword by Frank Gehry. Munich : Prestel, 1993. - 135 p. ill.1. Электронные ресурсы:

147. Акимов, И. Какова природа таланта? Электронный ресурс. / И. Акимов, В. Клименко // О мальчике, который умел летать или путь к свободе. Режим доступа : http://www.samohin.ru/books/talant/talant.html.

148. Популярная механика : офиц. сайт журн. Режим доступа : http://www.popmech.ru.

149. Роскосмос : офиц. сайт федер. косм, агентства. Режим доступа : http://www.roscosmos.ru.

150. Технология трёхмерной печати Электроный ресурс. Режим доступа: http://www.zcorp.com/ru/home.aspx.

151. Трёхмерные принтеры Электроный ресурс. Режим доступа : http://www.jetcom.ru.

152. Экопсихологическая лаборатория : офиц. сайт лаборатории экопсихол. исслед. Режим доступа : http://envpsylab.ru.

153. Architectureandvision : офиц. сайт архитектур, бюро. Режим доступа : http://www.architectureandvision.com. - (Дата обращения : 12.02.2010).

154. British Antarctic Survey : офиц. сайт британ. агентства антаркт. исслед. Режим доступа : http://www.antarctica.ac.uk. - (Дата обращения : 12.02.2010).

155. Lot-ek : офиц. сайт компании. Режим доступа : http://www.lot-ek.com. - (Дата обращения : 23.03.2010).

156. М. J. Murphy Ltd : офиц. сайт компании. Режим доступа : http://mjmurphy.co.nz. - (Дата обращения : 12.02.2010).

157. MIT (Massachusetts Institute of Technology) : офиц. сайт учеб. заведения. Режим доступа : http://web.mit.edu. - (Дата обращения : 11.01.2010).

158. N55 : офиц. сайт компании. Режим доступа : http://www.n55.dk. -(Дата обращения : 21.03.2010).

159. NASA : офиц. сайт америк. косм, агентства. Режим доступа : http://www.nasa.gov. - (Дата обращения : 10.01.2010).

160. NEEMO: подводные исследования. Режим доступа : http://www.nasa.gov/missionpages/NEEMO. - (Дата обращения : 12.02.2010).042013617991. На правах рукописи1. РАКОВ АНТОН ПЕТРОВИЧ

161. МЕТОД ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБИТАНИЯ0523.20. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкцияисторико-архитектурного наследия

162. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. ТОМ ВТОРОЙ

163. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К ДИССЕРТАЦИИ

164. Научный руководитель -кандидат архитектуры, доцент Малахов Сергей Алексеевич1. Нижний Новгород 2013

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.