Метафизика, общество и культура в философии Петера Слотердайка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Петров, Кирилл Алексеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат наук Петров, Кирилл Алексеевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. «Критика цинического разума» и открытие постметафизического мышления.
§ 1. Цинизм против Просвещения
§2. Субъект Просвещения под властью
«господского мышления»
§3. Кинизм, марксизм и анархизм
§4. «Цинический разум» и ницшеанское видение «истины»
Глава 2. Субъект и субъектность в постметафизической философии Петера Слотердайка
§ 1. От метафизики к технике
§2. Транспарентность субъекта в постметафизической
философии
§3. «Мнимая смерть» на фоне децентрации постметафизического
субъекта
§4. Мессианизм и возвращение политического
Глава 3. Философия культуры в контексте постметафизического мышления
§ 1 .Культура в свете теории стресса
§2. Глобализация, общество, культура
§3. «Общество» в свете «сферологических»
исследований
§4. Монадология и проблема целостности в философии
П. Слотердайка
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка2009 год, кандидат философских наук Кудрявцева, Валентина Ивановна
Проблема постметафизического стиля мышления в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2010 год, кандидат философских наук Ефремов, Фёдор Александрович
Проблема критики метафизики и постметафизическое мышление2017 год, доктор наук Малкина Светлана Михайловна
Цинизм как критически-рефлексивная форма мировоззрения: социально-философский аспект2019 год, кандидат наук Гукова Ангелина Валерьевна
Современный проект трансцендентальной философии2002 год, доктор философских наук Тетюев, Леонид Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика, общество и культура в философии Петера Слотердайка»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XX столетие можно с полным правом считать веком наиболее радикальных культурных трансформаций: две мировые войны, научно-техническая революция, глобализация - всё это, несомненно, изменило образ цивилизации. В этой ситуации, очевидно, возрастает роль исследований по теории и истории культуры. В тоже время, характер произошедших изменений требует от исследователей, как выработки новых подходов, так и критического осмысления теорий культуры прошлого. Среди множества современных авторов, пытающихся осмыслить сегодняшнее состояние культуры, особого внимания заслуживает немецкий ученый Петер Слотердайк, известный такими работами как «Критика цинического разума» и трехтомному сочинению «Сферы». По его мнению, традиционные теории культуры, основываясь на ряде философских допущений, не способны адекватно описать процессы определяющие направление развития современной культуры.
Петер Слотердайк - один из наиболее влиятельных современных европейских мыслителей. П. Слотердайк нередко публикует статьи, посвященные различным актуальным вопросам общественной жизни в немецких газетах и журналах. Кроме того, вместе с другим, не менее известным философом Рюдигером Сафрански, он является ведущим передачи «Das Philosophische Quartett» - Философский квартет, на немецком телеканале «ZDF» («Zweites Deutsches Femsehen» - «Второе немецкое телевидение»). С 2001 года П. Слотердайк - ректор Высшей школы искусства и дизайна в городе Карлсруэ. В должности профессора он преподает философию и эстетику, организует выставки, посвященные современному искусству. Таким образом, П. Слотердайк принадлежит к тем немногим мыслителям, которые действительно формируют общественное мнение.
Но, прежде всего, Петер Слотердайк - оригинальный мыслитель, известный такими работами, как «Критика цинического разума» и трехтомному сочинению «Сферы». Один из наиболее значимых мотивов мышления Петера П. Слотердайка - определить роль философии в процессах определяющих образ социокультурной целостности. Решая указанную задачу, немецкий мыслитель реконструирует во втором томе «Сфер» историю метафизики и делает вывод о существовании внутренних противоречий «первой философии», повлекших за собой её крушение. Вследствие этого эпохального события, западное человечество осознает включенность в «строительство» собственного окружающего мира. По мысли П. Слотердайка, метафизика продуцирует иллюзию, обладающую защитной функцией, в соответствии с которой, мир окружен совершенной сферой. В результате разрушения этой сферы, человеческое бытие-в-мире становится проблематичным: открытость бесконечному и бездушному космосу, по мнению П. Слотердайка, требует от человечества начать работу по созданию искусственной сферы, собственного окружающего мира. Таким образом, по мнению П. Слотердайка, именно проблема «бытия-в-мире», возможности множества окружающих миров, составляет смысловое ядро современной теории культуры1, осмысляющей себя именно в перспективе разрыва с метафизическим наследием.
Перспектива «преодоления» первой философии задает видение П. Слотердайком будущего цивилизации - «смерть Бога», уничтожение божественной сферы даёт толчок к началу «наземной» или политической глобализации, которую сменяет медиа-технологическая глобализация, а выход за пределы метафизической интерпретации человека открывает возможность использования биотехнологий и радикального преображения человечества. Следовательно, теория культуры оказывается перед настоятельными задачами как проверки состоятельности тезиса о «завершении метафизики», так и
1 Cm. : Sloterdijk, P. Heinrichs, H.-J. Die Sonne und der Tod / Peter Sloterdijk, Hans-Jurgen Heinrichs. - Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, - 2001. .S. 154.
определения наиболее важных характеристик той философии, которая называет себя «постметафизической».
Степень разработанности темы. В отечественной философской литературе работ, посвященных исследованию трудов П. Слотердайка, не столь много, однако, число их растёт: так, в программе VI Российского философского конгресса было три доклада, в которых был представлен анализ идей этого немецкого философа1. Однако стоит отметить, что усилиями К. В Лощевского, А. В. Перцева, А. Малаховой, Т. Тягуновой на русский язык были переведены как основные труды П. Слотердайка - «Критика цинического разума», трехтомник «Сферы», так и некоторые его программные работы и статьи: «Мыслитель на сцене. Материализм Ницше», «Никчемный человек возвращается, или конец одного алиби», «Об исправлении Благой Вести. Пятое Евангелие Ницше», «После истории». Серьёзным толчком к изучению в России идей в П. Слотердайка послужил доклад, прочитанный этим философом весной 2013 года в Санкт-Петербурге, в котором он развивал идею «непрерывного ренессанса».
В дискуссии, состоявшейся после выступления немецкого мыслителя, приняли участие известные отечественные философы: Ф.И. Гиренок, критиковавший П. Слотердайка за отсутствие системности в его мышлении, A.B. Перцев и А.К. Секацкий, развивавшие в своих докладах концепт «цинизма». Стоит отметить, что сам феномен цинизма в философии П. Слотердайка не раз становился объектом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов: наиболее значимые аспекты его понимания П.
2 3
Слотердайком проанализированы в работах Р. Холсолла , С. ван Тюнена , X.
1 Петров, В. П. Сферология как наука / В.П. Петров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы. Том I. - Издательство Нижегородского университета, - 2012. - С. 225.; также:Кудрявцева, В.И. Историография цинизма в концепции П. Слотердайка / В.И. Кудрявцева // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы. Том I. - Издательство Нижегородского университета, - 2012. - С. 38.
2 Halsall, R. Sloterdijk's theory of cynisism, resseniment and 'horizontal communocation' // Robert Halsall / International Journal of Media and Cultural Politics. - Volume 1. - №2. - 2005. - P. 163-179.
3 Cm. Tuinen, S. van. Critique Beyond Resentment: An Introduction to Peter Sloterdijk's Jovial Modernity / Sjoerd van Tuinen // Contents. Cultural Politics. - №3. - 2007. - P. 275-307.
Нихьюс-Прёбстинга1, Т. Бьюиса2, И. И. Смирнова3. Особое внимание стоит уделить работам Т. Бьюиса, в которых он увязывает распространение цинической позиции с возникновением и развитием постмодернизма, а также статье X. Нихьюс-Прёбстинга, посвященной современной рецепции кинизма и его связи с идеалами Просвещения. Среди немногих аналитических работ, написанных о философии П. Слотердайка отечественными авторами, можно выделить статьи Д.Ю. Сивкова4, в которых развиваются идеи «философской иммунологии», а также подробное исследование концепции «интимного», предпринятое Б.В. Марковым5 в предисловии к первому тому «Сфер».
П. Слотердайк не является первым автором, осмысляющим взаимообусловленность «первой философии» и культуры. Эта тема была достаточно популярной среди философов XX века. Поэтому раскрывая тему детерминации метафизики и социокультурной целостности, мы опирались на
6 7 8
идеи Ж. Деррида , Ж. Делёза , Г. Лукача . Среди отечественных исследований по этой проблематики стоит отметить работы А.И. Пигалева9. Кроме того, П. Слотердайк не является первооткрывателем «постметафизической философии»: одним из первых теоретиков «постметафизического мышления» в истории европейской философии был Ф. Ницше, в XX веке многие его идеи развивал М.
Также: Tuinen, S. van. А Thymotic Left? Peter Sloterdijk and Psychopolitics of Ressentiment / Sjoerd van Tuinen // Symploke. - №18 - P. 217-234.
1 Niehues-Pröbsting, H. The Modern Reception of Cynicism: Diogenes in the Enlightenment / Heinrich NiehuesPröbsting // The Cynics. The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy / Berkeley, Los Angeles, London : University of California Press, - P. 329-365.
2 Bewes, T. Cynism and postmodernity / Timothy Bewes. - London : Verso, - 1997. - 250 p.
3 Смирнов, И.И. Между кинизмом и цинизмом / И.И. Смирнов // Studia culturae. - Выпуск 3. -Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. — 2002. — С. 154-160.
4 См. Сивков, Д.Ю Сферическая антропология П. Слотердайка. Рецензия на трилогию «Сферы» / Д.Ю. Сивков // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия " Философия. Филология." -2011-№ 1 (9). С. 145-154.; Он же. Сферическая иммунология П. Слотердайка // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. № 3(57). 2011. - С. 132136.
5 Марков, Б.В. Антропология интимного / Б.В. Марков // Сферы: микросферология. Том I. Пузыри. - СПб.: «Наука», - 2005. - С. I-XXXIV.
6См.: Деррида, Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал / Жак Деррида. - Москва: «Logos-altera», «EcceHomo», - 2006. - 256 с.
7 Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Жиль Делёз. - Москва : Издательство «Логос», - 1997. - 264 с.
8 Лукач, Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике / Георг Лукач. — Москва : «Логос-Альтера», - 2003.-416 с.
9 Пигалев, А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) / А.И. Пигалев. - Волгоград : Издательство Волгоградского государственного университета, - 2001. —468 с.
Хайдеггер. Среди современных авторов, которых занимает проблема завершения «первой философии», можно выделить Ю. Хабермаса1, П. П. Гайденко2, И. И. Евлампиева3.
Среди большого числа зарубежных работ, посвященных исследованию, философии П. Слотердайка, особенно следует выделить небольшую книгу С. ван Тюнена «Peter Sloterdijk. Ein Profil»4, в которой представлены основные темы философии П. Слотердайка: критика цинизма, сферология, медиа-философия, жизнь, гуманизм и техника. Эти темы были подробно проанализированы в сборнике статей - «Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk» опубликованный в 2010 году в Германии, также «In Media Res. Peter Sloterdijk's Spherological Poetics of Being», вышедший в Амстердаме на английском языке в 2011 году, среди авторов статей двух указанных сборников следует выделить работы К. Борха5, С. ван
6 7 8 9
Тюнена , С. Жижека , Р. Пфаллера , Л. тен Кейта , известного французского социолога Б. Латура10. Кроме того, необходимо назвать специальный выпуск журнала Environment and Planning D: Society and Space, посвященный анализу
1 Habermas, J. Postmetaphysical Thinking: Philosophical Essays / Jünger Habermas. - Cambridge, London : The MIT Press, - 1996.-243 p
2 См. Гайденко, П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2005. - №3. - С. 128-139.
3 См. Евлампиев, И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? /И.И. Евлампиев // Вопросы философии. - 2003. - №5. - С. 159-171.
4 См. Tuinen, S. van. Peter Sloterdijk. Ein Profil / Sjoerd van Tuinen. - Padeborn : Wilhelm Fink GmbH & Co. Verlags-KG, - 2007. - 166 s
5 См. Borch, C. Foamy Business: On the Organization Politics of Atmospheres / Christian Borch // Im Medias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. - P. 29-42.
6 Cm. Tuinen, S. van. Über philosophischen Selbstgenuss, therapeutische Gelassenheit und Natale Differenz / Sjoerd van Tuinen // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag: München, -2009.7S. 163-172
7 См. ZiZek, S. Zorn und Ressentiment / Slavoj Zizek // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 277-289.
8 Cm. Pfaller, R. Disinhibition, Subjectivity and Pride. Or: Guess Who is Looking? Peter Sloterdijk's reconstruction of 'thymotic' qualities, psychoanalysis and the question of spectatorship // Im Medias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. - P. 67-82.
9 Cm. Kate, L. ten Zwischen Immunität und Unendlichkeit. Der Ort in Peter Sloterdijks Sphärologie im Hinblick auf seine philosophische Analzse des christlichen Erbes / Laurens ten Kate // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 120-130.
10 См. Latour, B. Ein vorsichtiger Prometheus? Einige Schritte hin zu einer Philosophie des Designs, unter besonderer Berücksichtigung von Peter Sloterdijk / Bruno Latour // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 357-374.
представлений П. Слотердайка о бытии-в-мире человека, в котором собраны статьи Р. тен Боса1, К. Ансель-Пирсон2, С. Эльдена и Э. Мендиеты3.
В тоже время, на сегодняшний день, как в российской, так и в зарубежной философии практически отсутствуют работы, содержащие в себе попытку целостной реконструкции мышления П. Слотердайка. Также, необходимо отметить, что отечественным исследователям всё ещё недостаточно известны новейшие подходы к культуре, развиваемые этим немецким автором.
Иными словами, от актуального культурологического исследования требуется, избегая непосредственного участия в спорах о будущей судьбе цивилизации, установить причины появления идеи «завершения метафизики» и проследить процессы, определяющие развитие культуры во второй половине XX века. В соответствии с этим пониманием можно сформулировать, объект, предмет и цель данной диссертационной работы.
Объект исследования - корпус текстов Петера Слотердайка, посвященных истории и теории культуры.
Предмет исследования - историко-культурологические аспекты понимания П. Слотердайком роли «первой философии» и «постметафизического» мышления в процессах формирования образа социокультурной целостности.
Цель исследования - выявление культурологической проблематики в философии Петера Слотердайка, как одного из наиболее ярких представителей постметафизической мысли, реконструкция взглядов немецкого философа на социокультурную целостность, обусловленных идеей преодоления метафизики.
В рамках данной диссертационной работы были поставлены следующие задачи:
1 См. Bos, R. ten. Towards an amphibious anthropology: water and Peter Sloterdijk / René ten Bos // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. - P. 73-86.
2 Cm. Ansell-Pearson, K. The transfiguration of existence and sovereign life: Sloterdijk and Nietzsche on posthuman and superhuman future / Keith Ansell-Pearson // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. -P. 139-156.
3 Cm. Eiden, S. Mendieta, E. Being-with as making worlds: the „second coming" of Peter Sloterdijk / Stuart Eiden, Eduard Mendieta // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. - P. 1-11.
1. Провести текстологическое исследование ключевых работ Петера Слотердайка, определить историко-культурологический контекст их написания, установить позицию автора по отношению к «метафизике».
2. Реконструировать в категориальном поле истории и теории культуры стратегию Петера Слотердайка по преодолению «метафизики», а также воссоздать предлагаемый им образ «постметафизического» мышления.
3. Проанализировать предложенную Петером Слотердайком модель социокультурной целостности в её связи с «постметафизическим» способом философствования.
4. Реконструировать содержание метафизики в истории и теории западноевропейской культуры XX века, очертить пути её трансформации и установить причины ее отрицания европейской культурой.
Методологические и теоретические основы исследования. В качестве теоретических источников диссертационного исследования используются философские работы Петера Слотердайка, современные зарубежные и отечественные исследования по данной проблематике. Применяются текстологический анализ и компаративистский подход в их системной интерпретации. Реконструируя философскую систему Петера Слотердайка, мы, вслед за А.И. Пигалевым, рассматриваем «метафизику» не столько как учение о первопричинах бытия или о сущем как таковом, сколько как «модель конкретной системы связей между частями и целыми и, следовательно - как модель внутренних напряжений и метаболических процессов, обусловливающих облик каждого конкретного артефакта»1. Метафизика, таким образом, рассматривается как модель для формирования западноевропейской культуры, то есть в качестве «криптосоциологии».
Прояснение связи метафизики с процессами, формирующими облик культуры и общества, помогает вскрыть содержание самой «первой философии». В этом отношении можно говорить о структурном изоморфизме
1 Пигалев, А.И. Метафизика /А.И. Пигалев // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1 / М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2007. - С. 1288-1289.
«первой философии» и социокультурной целостности. Для описания этого детального сходства метафизики и программируемой ею социокультурной целостности, А.И. Пигалев использует понятие «центризм». Центризм предполагает решение ключевого для метафизики вопроса о взаимоотношениях Единого и многого в пользу безоговорочного подчинения множеств одному, выделенному элементу системы. А.И. Пигалев отмечает, что одним из «эмпирических коррелятов» центра является субъект, способный, говоря словами известного философа-марксиста Георга Лукача, выразить «тотальность». В этой связи, проблема метафизики/постметафизики - это, прежде всего, вопрос о субъекте, о способах субъективации, то есть о тех процедурах, которые обеспечивают субъекту возможность понимать «тотальность» или «истину». Таким образом, исследование роли метафизики в процессах детерминации социокультурной целостности предполагает предварительное прояснение понятия субъекта в рамках «первой философии».
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Текстологически определен историко-культурный контекст возникновения идеи «завершения метафизики» в мышлении Петера Слотердайка.
2. Произведена реконструкция взглядов Петера Слотердайка на роль метафизики в теории культуры, проанализировано содержание понятий «метафизика» и «постметафизика» в философии П. Слотердайка. Описаны основные принципы «постметафизической философии» Петера Слотердайка.
3. Установлена зависимость появления теоретической модели социокультурной целостности — ризоматической, децентрированной структуры, называемой Петером Слотердайком «пена» - от идеи «завершения метафизики».
4. В ходе историко-культурологического исследования обобщены сведения о смысле «преодоления метафизики», как о завершающем этапе развития «первой философии», и определено содержание «постметафизической
мысли» в рамках современной западноевропейской культуры, основными принципами которой являются: критика концепции классического субъекта, имморализм и деструкция «центризма».
Основные результаты диссертационного исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Установление контекста написания П. Слотердайком «Критики цинического разума», позволяет утверждать, что цинизм, как форма ложного просвещенного сознания, основывается на метафизической интерпретации «субъекта». Опираясь на идеи Ф. Ницше и М. Хайдеггера о тождестве субъекта и «воли к власти», а также на разработки теоретиков Франкфуртской школы, П. Слотердайк видит в цинике отражение метафизического субъекта, характеризующегося стремлением подчинить всё сущее собственной власти. Являясь, в то же время, порождением Просвещения, с его эмансипирующим импульсом, циническое сознание невозможно представить без критики существующих властных отношений. Таким образом, циническая позиция оказывается противоречивой вследствие того, что циник «разрывается» между реализацией власти и её критикой. Именно в критике цинизма происходит обращение П. Слотердайка к идее «завершения» метафизики.
2. В ходе историко-культурной и философской реконструкции взглядов Петера Слотердайка было показано, что обновление Просвещения немецкий автор связывает с рецепцией кинизма. Киническая позиция является исходным пунктом критики метафизического учения о субъекте. По мысли П. Слотердайка, киник, избегающий любого определения через господство, с помощью карнавального разыгрывания собственной смерти - являет собой образ субъектности, лишенной «воли к власти». Самоустранение кинического субъекта означает освобождение пространства для действия анонимных, безличных энергий - эрос, тюмос, танатос. Таким образом, в борьбе с метафизикой П. Слотердайк избирает стратегию децентрации субъекта. Эта интенция его философии, неразрывно связанная с устранением метафизической
интерпретации человека как animal rationale, приводит П. Слотердайка к пониманию того, что любой человек обладает собственным бытием-в-мире. Поэтому, именно в рамках постметафизической теории культуры происходит открытие, такого важного для теории культуры Петера Слотердайка понятия, как «сфера», с помощью которого описываются различные пространственные модусы совместного бытия-в людей. Сама метафизика понимается П. Слотердайком, как строительство всеохватывающей сферы. В этом отношении, постметафизическое мышление - есть попытка описать бытие человека в раздробленном, расщепленном пространстве.
3. В культурологической перспективе социокультурная целостность кодируется постметафизическим мышлением с помощью таких понятий, как «îto^iç», «множество», «сеть» или «пена», под которыми предполагается существование децентрированной структуры, обеспечивающей отсутствие «конститутивного насилия» связанного с реализацией принципа «центра». П. Слотердайк отрицает возможность гармонизации общественных отношений с помощью этических установок. Совместное бытие людей, возможно, по мысли П. Слотердайка, как их «коизоляция» - выстраивание разделяющих «перегородок», что и подразумевает понятие «пена». При этом, являясь развитием лейбницевской «монадологии», концепция «пены» не решает проблему возможности «общего» мира.
4. Развивая многие философские идеи М. Хайдеггера, П. Слотердайк соглашается с ним в том, что определяющую роль в деле «преодоления» метафизики играет техника. Именно техническая интерпретация мира, по мнению двух философов, лежит в основе «первой философии». Развитие информатики, кибернетики, появление новых технологий необходимо приводит к отказу от метафизического мышления. Философское осмысление этих технологий ведёт к пересмотру традиционного для «первой философии» представления о человеке, как о разумном животном: в рамках «постметафизики» человек редуцируется к своей телесности, что открывает
перспективы изменения людей с помощью технического вмешательства. В этом отношении, несомненную значимость для современных теорий культуры представляют проблемы генной инженерии и биотехнологий. Рецепция имморалистической критики метафизики, связанной, прежде всего с именами Ф. Ницше и М. Хайдеггера, в плане теории культуры приводит к формированию техницисткого представления о человеке и определяет также отказ от этической регуляции. Ещё одной важной чертой постметафизической философии является критика классической концепции субъекта, которая имплицитно присутствует в самом понятии «сферы», предполагающем многополярное пространство совместного бытия.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Предпринятое исследование взаимосвязи понятий метафизики, общества и культуры в философии Петера Слотердайка позволяет глубже понять как сущность постметафизического мышления, социального проекта этого немецкого автора, так и причины, обстоятельства кризиса современной культуры. Полученные выводы и результаты могут служить основой для дальнейших теоретических разработок в области истории и теории культуры, посвященных осмыслению роли метафизики и существа отказа от «первой философии» произошедшего в XX веке.
Результаты исследования могут быть использованы для подготовки общих и специальных курсов по истории и теории культуры, истории зарубежной философии, социальной философии и культурологи.
Апробация работы. Основные положения и научные результаты исследования были подтверждены в публикациях и докладах на научных конференциях: Научная сессия (г. Волгоград, 2011 г.); VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (г. Нижний Новгород, 2012 г.); Региональная конференция «Богословие и наука» (г. Волгоград, 2013 г.).
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Волгоградского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях, в том числе в трех статьях в ведущих научных журналах, утвержденных перечнем ВАК.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. «КРИТИКА ЦИНИЧЕСКОГО РАЗУМА» И ОТКРЫТИЕ ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПЕТЕРА
СЛОТЕРДАЙКА
§1. Цинизм против Просвещения
В последние десятилетия в современной философии наметилось противостояние двух дискурсов: первый можно обозначить как постмодернистский «танатологический» дискурс, утверждающий дальнейшую «невозможность» философии-после-ужасов-тоталитаризма, искусства-после-Освенцима, науки-после-ядерной-бомбы и т. д; второй дискурс стремится всеми силами придать этим отжившим, как кажется теоретикам «постмодерна», формам новый импульс к развитию. Однако, как приверженцы радикального обновления традиционных образцов мышления, так и сторонники возвращения к старому, делают, в сущности, одно дело: они стремятся придать философии статус актуального мышления, способного на высказывания о современности. Речь идет о том, чтобы артикулировать содержание Модерна философским языком; Модерна как того, что не было известно в прежние времена - эпохи, которой присущи перманентные трансформации и преобразования, эпохи, в каждый момент создающей свою уникальность. В этом отношении современная философия, или «пост-философия», характеризуется, в сущности, гегельянским требованием выразить «дух времени».
В 1983 году, в книге «Критика цинического разума», известный немецкий философ Петер Слотердайк впервые заговорил о современности как о циничном веке. Этот образ возник в результате исследования феномена «диффузного» цинизма - одного из видов ложного сознания, наряду с заблуждением, ложью и идеологией. В отличие ото лжи - целенаправленного обмана - заблуждение понимается как «невинная» форма «ложного сознания», обусловленная логической или смысловой ошибкой в рассуждениях. Однако
заблуждение распадается на два относительно независимых друг от друга явления: заблуждение, которое может быть исправлено простым указанием на содержащуюся ошибку, и заблуждение, носители которого упорствуют в своей неправоте. Последнее встречается в тех случаях, когда на каком-либо «ошибочном» мнении основывается индивидуальная или групповая идентичность. Такой вид заблуждения П. Слотердайк предлагает рассматривать в качестве идеологии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Мышление другого Начала в философии позднего Мартина Хайдеггера2021 год, кандидат наук Кода Надежда Викторовна
Теория гражданского общества: от единства субстанции к коммуникативной социокультурной природе2004 год, кандидат философских наук Окушова, Гульнафист Алтаевна
Культурный герой как универсалия культуры: опыт типизации2016 год, кандидат наук Березовская Софья Сергеевна
Философия истории в постметафизическом контексте2017 год, кандидат наук Дёмин, Илья Вячеславович
Цинизм как форма саморефлексии культуры2013 год, кандидат наук Зеленский, Святослав Андреевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петров, Кирилл Алексеевич, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Теодор Визенгрундт Адорно. — Москва : Научный мир, - 2003. - 374 с.
2. Аль-Кинди. О едином (толкование Х-ой книги «Метафизики») / Аль-Кинди // Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / Санкт-Петербург. : Алетейя; Киев : Эльга, - 2002. - С.564-605.
3. Альтюссер, Л. Ленин и философия / Луи Альтюссер // Ленин и философия / Москва : Ad Marginem, - 2005. - С. 7-80.
4. Альтюссер, Л. Марксизм и гуманизм / Луи Альтюссер / За Маркса / Москва : Праксис, - 2006. - С. 311-342.
5. Альтюссер, Л. О материалистической диалектике (к вопросу о неравенстве истоков) / Луи Альтюссер / За Маркса / Москва : Праксис, - 2006. — С. 231-310.
6. Альтюссер, Л. «О молодом Марксе» (Вопросы теории) / Луи Альтюссер / За Маркса / Москва : Праксис, - 2006. - С. 75-126.
7. Альтюссер, Л. О связи между Марксом и Гегелем / Луи Альтюссер // Ленин и философия / Москва : Ad Marginem, - 2005. - С. 80-122.
8. Альтюссер, Л. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» Карла Маркса (Политическая экономия и философия) / Луи Альтюссер / За Маркса / Москва : Праксис, - 2006. - С. 219-230.
9. Аристотель. Метафизика / Аристотель. - Москва : Изд-во Эксмо, - 2006. -608 с.
10. Бадью, А. Делез. «Шум бытия» / Ален Бадью. - Москва : Издательство «Логос-альтера», - 2004. - 185 с.
11. Бадью, А. Манифест философии / Ален Бадью. - Санкт-Петербург : Machina, - 2003. - 184 с.
12. Батай, Ж. О Ницше / Жорж Батай. - Москва : Культурная революция, -2010.-336 с.
13. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — Москва : Художественная литература, - 1972. - 470 с.
14. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2-х томах. Т.2. / Ф. Бэкон; Москва : Мысль, -1978.-574 с.
15. Вирно, П. Грамматика множества. К анализу форм современной жизни / Паоло Вирно. - Москва : ООО «Ад Маргинем Пресс», - 2013. - 176 с.
16. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко. - Москва : Прогресс-Традиция, - 2006. - 464 с.
17. Гайденко, П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2005. - №3. - С. 128-139.
18. Галкова, О.В. Культурное наследие: структура и содержание понятия / О.В. Галкова // Грани познания. - №4 (9). - 2010. - С. 6-8.
19. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - Санкт-Петербург : Наука, - 1993. - 583 с.
20. Гегель, Г.В.Ф. Философская пропедевтика / Георг Вильгельм Фридрих Гегель / Работы разных лет в двух томах. Т. 2 / Москва : Издательство социально-экономической литературы «Мысль», - 1971. - С. 7-212.
21. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. -Москва : Издательство «Наука», - 2000. - 495 с.
22. Гройс, Б. Под подозрением: феноменология медия / Борис Гройс. -Москва : Художественный журнал, - 2006. - 199 с.
23. Диоген Лаэртский. О жизни, учения и изречения знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - Москва : Издательство «Мысль», - 1986. - 571 с.
24. Декомб, В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Винсент Декомб. - Москва : Новое литературное обозрение, - 2011. - 576 с.
25. Делёз, Ж. В чем, по Ницше тайна Ариадны / Жиль Делёз // Критика и клиника / Санкт-Петербург : Machina, - 2002. - С. 137-145.
26. Делёз, Ж. Контроль и становление / Жиль Делёз // Переговоры / Санкт-Петербург : Наука, - 2004. - С. 215-225.
27. Делёз, Ж. Ницше и святой Павел, Лоуренс и Иоанн Патмосский / Жиль Делёз // Критика и клиника / Санкт-Петербург : Machina, - 2002. - С. 54-75.
28. Делёз, Ж. Ницше и философия / Жиль Делез. - Москва : Ad Marginem, -2003.-392 с.
29. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Жиль Делёз. - Москва : Издательство «Логос», - 1997. - 264 с.
30. Делёз, Ж. Складки, или Внутренняя сторона мысли (субъективация) / Жиль Делёз // Фуко / Москва : Издательство гуманитарной литературы, - 1998. -С. 124-159.
31. Деррида, Ж. Маркс и сыновья / Жак Деррида. - Москва : «Логос-альтера», «Eccehomo», - 2006. - 104 с.
32. Деррида, Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал / Жак Деррида. - Москва : «Logos-altera», «EcceHomo», - 2006. -256 с.
33. Деррида, Ж. Позиции / Жак Деррида. - Москва : Академический Проект, -2007.- 160 с.
34. Деррида, Ж. Страсти по Фрейду / Жак Деррида // О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Минск : Современный литератор, - 1999. - С. 401-544.
35. Дескола, Ф. По ту сторону природы и культуры / Филлип Дескола. -Москва : Новое литературное обозрение, - 2012. - 584 с.
36. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - Москва : Издательство МГУ, - 1986. - 248 с.
37. Евлампиев, И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. - 2003. - №5. - С. 159-171.
38. Жижек, С. Кукла и карлик: христианств между ересью и бунтом / Славой Жижек. - Москва : Издательство «Европа», - 2009. - 336 с.
39. Жижек, С. О насилии / Славой Жижек. - Москва : Издательство «Европа», - 2010. - 184 с.
40. Жижек, С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / Славой Жижек. -Москва : Издательство «Европа», - 2008. - 516 с.
41. Жижек, С. Чума фантазий / Славой Жижек. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, - 2012. - 388 с.
42. Жирар, Р. Козел отпущения / Рене Жирар. - Санкт-Петербург. : Изд-во Ивана Лимбаха, - 2010. - 336 с.
43. Жирар, Р. Насилие и священное / Рене Жирар. - Москва : Новое литературное обозрение, - 2011. - 448 с.
44. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое просвещение / Иммануил Кант // Сочинения в шести томах. Том 6. - Москва : Мысль, - 1966. - С. 25-37
45. Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 томах. Т.2: Критика чистого разума: в 2 ч. Ч. 1 / Иммануил Кант. - Ин-т философии РАН. -Москва : Наука, - 2006. - 1081 с.
46. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / Имманиул Кант // Сочинения в шести томах. Том 4. Часть 1. - Москва : Мысль, - 1965. - С. 67-210.
47. Кибасова, Г.П., Петров, A.B., Фомина, Т.К., «Власть» пространства / Г.П. Кибасова, A.B. Петров, Т.К. Фомина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - №1. - 2012. - С. 26-32.
48. Клаузевиц, К. О войне / Карл фон Клаузевиц. - Москва : Государственное военное издательство, - 1932. - 223 с. - (О войне : в 3 томах / Карл фон Клаузевиц; том 1).
49. Кристева, Ю. Избранные труды : Разрушение поэтики / Юлия Кристева. -Москва : РОССПЭН, - 2004. - 654 с.
50. Кудрявцева, В.И. Историография цинизма в концепции П. Слотердайка / В.И. Кудрявцева // Философия в современном мире: диалог мировоззрений.
Материалы. Том I. - Издательство Нижегородского университета, - 2012. - С. 38.
51. Лакан, Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55) / Жак Лакан. - Москва : Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», - 1999. - 520 с.
52. Лейбниц, Г.-В. Монадология / Готфрид Вильгельм Лейбниц // Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. - Москва : Мысль, - 1982. - С. 413-430.
53. Лейбниц, Г.-В. Переписка с Кларком / Готфрид Вильгельм Лейбниц // Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. - Москва : Мысль, - 1982. - С. 430525.
54. Лейбниц, Г.-В. Рассуждение о метафизике / Готфрид Вильгельм Лейбниц // Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. - Москва : Мысль, - 1982. — С. 125-164.
55. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар. - Санкт-Петербург : Алетейя, - 1998. - 160 с.
56. Лукач, Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике / Георг Лукач. - Москва : «Логос-Альтера», - 2003. - 416 с.
57. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский. — Москва : ОГИ, - 1999. - 206 с.
58. Марков, Б.В. Антропология интимного / Б.В. Марков // Сферы: микросферология. Том I. Пузыри. - Санкт-Петербург. : «Наука», - 2005. - С. I-XXXIV.
59. Марков, А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 1: Обезьяны, кости и гены / Александр Марков. - Москва : Астрель : CORPUS, - 2012. - 464 с.
60. Марков, А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа / Александр Марков. - Москва : Астрель : CORPUS, - 2012. - 512 с.
61. Маркс, К. Энгельс, Ф. Немецкая идеология / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. - Москва : Государственное издательство политической литературы, -
1955. - 629 с. - (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения / Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Том 3).
62. Маркс, К. Энгельс, Ф. Тезисы о Фейербахе / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. - Москва : Государственное издательство политической литературы, -1955. - 629 с. - (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения / Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Том 3).
63. Нахов, И.М. Очерк истории кинической философии / И.М. Нахов // Антология кинизма / Москва : Издательство «Наука», - 1984. - С.5-52.
64. Нанси, Ж-Л. Бытие единичное множественное / Жан-Люк Нанси. - Мн. : Лонгвинов. - 2004. - 272 с.
65. Ницше, Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Фридрих Ницше // Сочинения в двух томах. Том 2 / Москва : Издательство «Мысль», - 1996. — С.631-692.
66. Ницше, Ф. Веселая наука / Фридрих Ницше // Сочинения в двух томах. Том 1 / Москва : Издательство «Мысль», - 1996. - С. 491-719.
67. Ницше, Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Фридрих Ницше // Сочинения в двух томах. Том 2 / Москва : Издательство «Мысль», -1996.-С. 407-524.
68. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего/ Фридрих Ницше // По ту строну добра и зла: Сочинения / Москва : Изд-во Эксмо; Харьков : Изд-во Фолио, - 2006. - С. 556-748.
69. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Фридрих Ницше // Рождение трагедии / Москва : Ас1 Ма^тет, - 2001. - С. 47-216.
70. Ницше, Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Фридрих Ницше // По ту строну добра и зла: Сочинения / Москва : Изд-во Эксмо; Харьков : Изд-во Фолио, - 2006. - С. 749-837
71. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Фридрих Ницше // По ту строну добра и зла: Сочинения / Москва : Изд-во Эксмо; Харьков : Изд-во Фолио, - 2006. - С. 295-556.
72. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Фридрих Ницше // По ту строну добра и зла: Сочинения / Москва : Изд-во Эксмо; Харьков : Изд-во Фолио, - 2006. - С. 11-294.
73. Петров, В. П. Сферология как наука / В.П. Петров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы. Том I. - Издательство Нижегородского университета, - 2012. - С. 225.
74. Петров, К.А. Культура в свете теории стресса: Хайнер Мюльманн и Петер Слотердайк / К.А. Петров // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11 (часть 2). - С.374-377.
75. Петров, К.А. Культура в свете философии Петера Слотердайка / К.А. Петров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы. Том I. - Издательство Нижегородского университета, - 2012. - С. 393-394.
76. Петров, К.А. Петер Слотердайк о возможности биоэтики / К.А. Петров // Биоэтика.-2012.-№ 1(9).-С. 11-15.
77. Петров, К.А. Субъект, человек, телесность в философии Петера Слотердайка/ К.А. Петров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. -2013. -№ 1(19).-С. 124-128.
78. Пигалев, А.И. Апокалиптика постмодерна : монография / А.И. Пигалев. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, - 2012. - 230 с.
79. Пигалев, А.И. Глобализационные процессы в свете новых подходов к анализу культуры / А.И. Пигалев // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -2007.-Вып. 6.-С. 58-68.
80. Пигалев, А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты) / А.И. Пигалев. - Волгоград : Издательство Волгоградского государственного университета, - 2001. - 468 с.
81. Пигалев, А.И. Метафизика / А.И. Пигалев // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1 / М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2007. - С. 1288-1292.
82. Пигалев, А.И. Рене Жирара и Мартин Хайдеггер: о смысле «преодоления метафизики» / А.И. Пигалев // Вопросы философии. -2001. - №10,. - С.152-169.
83. Пигалев, А.И. Центризм / А.И. Пигалев // Новейший философский словарь / Минск : Книжный дом, - 2003. - С. 1167-1170.
84. Платон. Сочинения в 3-х т. Т.2. / Платон. - М.: Мысль, - 1970. - 611, с.
85. Полтников, Н. Сны Заратустры [Электронный ресурс] / Николай Плотников. - Режим доступа : http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/plotnikov. -2013.-3 сент. - Заглавие с экрана.
86. Ролз, Дж. Теория справедливости / Джон Ролз. - Новосибирск : Издательство Новосибирского университета, - 1995. - 513 с.
87. Седова, H.H., Барковская, А.Ю. Пространство культуры и его структура / H.H. Седова, А.Ю. Барковская // Известия Волгоградского государственного технического университета. - №9. - 2013. - С. 92-96.
88. Сивков, Д.Ю Сферическая антропология П. Слотердайка. Рецензия на трилогию «Сферы» / Д.Ю. Сивков // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия " Философия. Филология." -2011-№ 1 (9). С. 145-154.
89. Сивков, Д.Ю. Сферическая иммунология П. Слотердайка / Д.Ю. Сивков // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета. Серия Социально-экономические науки и искусство. - № 3(57). - 2011, - С. 132136.
90. Слотердайк, П. Критика цинического разума / Петер Слотердайк. -Екатеринбург : Издательство Уральского университета, - 2001. - 584 с.
91. Слотердайк, П. Мыслитель на сцене. Материализм Ницше // Петер Слотердайк // Рождение трагедии / Москва : Ad Marginem, - 2001. - С. 545-714.
92. Слотердайк, П. Никчемный человек возвращается, или конец одного алиби / Петер Слотердайк //Немецкое философское литературоведение наших
дней. Антология / Санкт-Петербург : Издательство С.-Петербургского университета, - 2001. - С. 475-506.
93. Слотердайк, П. После истории [Электронный ресурс] / Петер Слотердайк. - Режим доступа: http://dironweb.com/klinamen/flla22.html. -2013. - 3 сент. -Загл. с экрана.
94. Слотердайк, П. Об исправлении Благой Вести. Пятое Евангелие Ницше /Петер Слотердайк. - Режим доступа: http://nietzsche.ru/look/xxc/etika/sloterdeik. -2013.-3 сент. - Заглавие с экрана.
95. Слотердайк, П. Сферы: макросферология. Том II. Глобусы / Петер Слотердайк. — Санкт-Петербург : «Наука», - 2007. - 1024 с.
96. Слотердайк, П. Сферы: микросферология. Том I. Пузыри / Петер Слотердайк. - Санкт-Петербург : «Наука», - 2005. - 652 с.
97. Слотердайк, П. Сферы: плюральная сферология. Том III. Пена / Петер Слотердайк. - Санкт-Петербург : «Наука», - 2010. - 924 с.
98. Смирнов, И.И. Между кинизмом и цинизмом / И.И. Смирнов // Studia culturae. - Выпуск 3. -Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - 2002. - С. 154-160.
99. Смирнов, К.С., Ковалева, М.Д. Биополитика как вызов современной культуры и биоэтическая альтернатива / К.С. Смирнов, М.Д. Ковалева // Биоэтика. - 2011. - №8. - С. 7-8.
100. Толстенко A.M. Европейская метафизика: от бытия-как-природы к бытию-как-истории / A.M. Толстенко. - Санкт-Петербург : ИЦ «Гуманитарная Академия», - 2011. - 383 с.
101. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия / Зигмунд Фрейд // Я и Оно: Сочинения / Москва : Изд-во Эксмо; Харьков : Изд-во Фолио, - 2006. -С.711-770.
102. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекция, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Мишель Фуко. - Санкт-Петербург : Наука, -2007. - 677 с.
103. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж же Франс в 1982-1983 учебном году / Мишель Фуко. - Санкт-Петербург : Наука, - 2011. - 432 с.
104. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Френсис Фукуяма. -Москва : ACT, - 2010. - 588 с.
105. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Юрген Хабермас. -Москва : Издательство «Весь Мир», - 2003. - 416 с.
106. Хайдеггер, М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. - Санкт-Петербург : «Наука»,-2006.-451 с.
107. Хайдеггер, М. Гегель и греки /Мартин Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. - Москва : Издательство «Республика», - 1993. - С. 381391.
108. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / Мартин Хайдеггер. -Москва : Рус. Феноменологическое общество, - 1997. - 143 с.
109. Хайдеггер, М. Ницше. В 2 т. Том. 2. / Мартин Хайдеггер. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, - 2006. - 455 с.
110. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / Мартин Хайдеггер // Что такое метафизика / Москва : Академический Проект, - 2007. - С.80-160.
111. Хайдеггер, М. О существе истины / Мартин Хайдеггер // Разговор на проселочной дороге / Москва : Высшая школа, - 1991. - С. 8-28.
112. Хайдеггер, М. О существе и понятии (puaig. Аристотель «Физика» р-1 / Мартин Хайдеггер. - Москва : «МЕДИУМ», - 1995. - 110 с.
113. Хайдеггер, М. Парменид / Мартин Хайдеггер. - Санкт-Петербург : Издательство «Владимир Даль», - 2009. - 383 с.
114. Хайдеггер, M. Письмо о гуманизме / Мартин Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. — Москва : Издательство «Республика», - 1993. - С. 192220.
115. Хайдеггер, М. Преодоление метафизики / Мартин Хайдеггер // Что такое метафизика / Москва : Академический Проект, - 2007. - С. 230-257.
116. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / Мартин Хайдеггер // Что такое метафизика / Москва : Академический Проект, - 2007. - С. 24-43.
117. Хоркхаймер, М. Адорно, В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты // Макс Хоркхаймер, Теодор В. Адорно. - Москва, Санкт-Петербург : «Медиум», «Ювента», - 1997. - 312 с.
118. Штирнер, М. Единственный и его собственность / Макс Штирнер. -Харьков : Основа, - 1994. - 560 с.
119. Яворский, Д.P. PAX NATURALIS (социокультурные импликации понятия «природа» в европейской философии): монография / Д.Р. Яворский. — Волгоград : Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, -
2012.-232 с.
120. Agamben, G. Nudities / Giorgio Agamben. - Stanford : Stanford University Press,-2011.- 121 p.
121. Ansell-Pearson, K. Nietzches Materialismus und Nietzsches Idealismus / Keith Ansell-Pearson // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 467-483.
122. Ansell-Pearson, K. The transfiguration of existence and sovereign life: Sloterdijk and Nietzsche on posthuman and superhuman future / Keith Ansell-Pearson // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. - P. 139-156.
123. Assheuer, T. Das Zarathustra-Project [Электронный ресурс] / Thomas Assheuer. - Режим доступа: http://www.zeit.de/1999/36/199936.sloterdijkl_.xml-
2013.-3 сент. — Загл. с экрана.
124. Bewes, T. Cynism and postmodernity / Timothy Bewes. - London : Verso, -1997.-250 p.
125. Borch, C. Foamy Business: On the Organization Politics of Atmospheres / Christian Borch // Im Médias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. - P. 29-42.
126. Bos, R. ten. Towards an amphibious anthropology: water and Peter Sloterdijk / René ten Bos // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. -P. 73-86.
127. Brown, E. The Dillemas of German Bioethics / Eric Brown // The New Atlantis. - 2004. - №5. - 32-54 p.
128. Butler, J. Bodies That Matter. On the discursive of "sex" / Judith Butler. — London, New York : Routledge, - 2011. - 219 p.
129. Campbell, T.C. Improper Life. Technology and Biopolitics from Heidegger to Agamben / Timothy C. Campbell. - Minneapolis : University of Minnesota Press, -2011.-190 p.
130. Dath, D. Du musst dein Ändern leben / Dietmar Dath // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, -2009. - S. 274-277.
131. Eiden, S. Mendieta, E. Being-with as making worlds: the „second coming" of Peter Sloterdijk / Stuart Eiden, Eduard Mendieta // Environment and Planning D: Society and Space. - Vol. 27. - 2009. - P. 1-11.
132. Gumbrecht, H.U. In der Welt sein und der Bühne stehen. Die intellektuelle Physiognomie von Peter Sloterdijk / Hans Ulrich Gumbrecht // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, -2009.-S. 19-28.
133. Habermas, J. Postmetaphysical Thinking: Philosophical Essays / Jünger Habermas. - Cambridge, London : The MIT Press, - 1996. - 243 p.
134. Halsall, R. Sloterdijk's theory of cynisism, resseniment and 'horizontal communocation' // Robert Halsall / International Journal of Media and Cultural Politics. - Volume 1. - №2. -2005. - P. 163-179.
135. Hemelsoet, K. „Wir stehen vor einem Problem der Oekonomie". Notiz zu Sloterdijks politisch-psychologischem Versuch, Nietzsches Arbeit zu wiederholen / Koenraad Hemelsoet // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 303-313.
136. Kate, L. ten. Uneasy Places. Monotheism, Christianity, and Dynamic of the Unlikely in Sloterdijk's Work - Context and Debate / Laurens ten Kate // Im Medias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. - P. 99-114.
137. Kate, L. ten Zwischen Immunität und Unendlichkeit. Der Ort in Peter Sloterdijks Sphärologie im Hinblick auf seine philosophische Analzse des christlichen Erbes / Laurens ten Kate // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 120-130.
138. Latour, B. Ein vorsichtiger Prometheus? Einige Schritte hin zu einer Philosophie des Designs, unter besonderer Berücksichtigung von Peter Sloterdijk / Bruno Latour // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 357-374.
139. Moore, G. Nietzsche, Biology, and Metaphor / Gregory Moore. - Cambridge : Cambridge University Press, - 2002. - 228 p.
140. Mühlmann, H. Die Natur der Kulturen. Entwurf einer kulturgenetischen Theorie / Heiner Mühlmann. - Wien : Springer-Verlag, - 1996. - 155 s.
141. Mühlmann, H. MSC. Maximal Stress Cooperation: The Driving Force of Cultures / Heiner Mühlmann. - Wien : Springer-Verlag, - 2005. -71 p.
142. Niehues-Pröbsting, H. The Modern Reception of Cynicism: Diogenes in the Enlightenment / Heinrich Niehues-Pröbsting // The Cynics. The Cynic Movement in
Antiquity and Its Legacy / Berkeley, Los Angeles, London : University of California Press, - P. 329-365.
143. Noordegraaf-Eelens, L., Schinkel, W. The Space of Global Capitalism and its Imaginary Imperialism: An Interview with Peter Sloterdijk / Liesbeth Noordegraaf-Eelens, Wiiem Schinkel // // Im Medias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. -P. 185-194.
144. Pfaller, R. Disinhibition, Subjectivity and Pride. Or: Guess Who is Looking? Peter Sloterdijk's reconstruction of 'thymotic' qualities, psychoanalysis and the question of spectatorship // Im Medias Res. Peter Slotedijk's Spherological Poetics of Being / Amsterdam : Amsterdam University Press, - 2011. - P. 67-82.
145. Safranski, R. Selbstverhältnisse, Weltverhältnisse. In Sloterdijks Sphäre / Rüdiger Safranski // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, - 2009. - S. 73-80.
146. Sloterdijk, P. Anthropo-Technology / Peter Sloterdijk // NPQ. - №3 Summer. -2000.-P. 17-20.
147. Sloterdijk, P. Die Kritische Theorie ist tot. [Электронный ресурс] / Peter Sloterdijk. - Режим доступа: http://www.zeit.de/1999/37/199937.sloterdijk_.xml. -
2012. - 23 апр. - Загл. с экрана.
148. Sloterdijk, Р. Du mußt dein Leben ändern. Über Antropotechnik / Peter Sloterdijk. - Frankfurt am Mein : Suhrkamp Verlag. - 2009. - 723 s.
149. Sloterdijk, P. God's zeal: the battle of the three monotheisms / Peter Sloterdijk. - Cambridge : Polity Press, - 2009. - 166 p.
150. Sloterdijk, P. Heinrichs, H.-J. Die Sonne und der Tod / Peter Sloterdijk, Hans-Jurgen Heinrichs. - Frankfurt am Mein : Suhrkamp Verlag, - 2001. - 370 s.
151. Sloterdijk, P. Kopernikanische Mobilmachung und Ptolemäische Abrüstung. Ästhetischer Versuch / Peter Sloterdijk. - Frankfurt am Main : Suhrkamp Verlag, -1987.-126 s.
152. Sloterdijk, P. Mein Frankreich / Peter Sloterdijk. - Berlin : Suhrkamp Verlag, -
2013.-169 s.
153. Sloterdijk, P. Im Schatten des Sinai. Fußnote über Ursprünge und Wandlungen totaler Mitgliedschaft / Peter Sloterdijk. - Berlin : Suhrkamp Verlag, - 2013. - 32 s.
154. Sloterdijk, P. Im Weltinnerraum des Kapitals. Für eine philosophische Theorie der Globalisierung / Peter Sloterdijk. - Frankfurt am Mein : Suhrkamp Verlag, -2005.-415 s.
155. Sloterdijk, P. Philosophical temperaments : from Plato to Foucault / Peter Sloterdijk. - New York : Columbia University Press, - 2013. - 76 p.
156. Sloterdijk, P. Rage and Time: a psychopolitical investigation / Peter Sloterdijk.
- New York : Columbia University Press, - 2010. - 248 p.
157. Sloterdijk, P. Regeln fur den Menschenpark. Ein Antwortschreiben zum Brief über den Humanismus [Электронный ресурс] / Peter Sloterdijk. - Режим доступа: http://www.zeit.de/1999/38/199938.sloterdijk3_.xml. - 2012. - 23 апр. - Загл. с экрана.
158. Sloterdijk, P. The grasping hand [Электронный ресурс] / Peter Sloterdijk. -Режим доступа: http://www.city-journal.org/2010/20_l_snd-democratic-state.html.
- 2013-3 сент. - Загл. с экрана.
159. Sloterdijk, P. The philosophy: wisdom as practice / Peter Sloterdijk. - New York : Columbia University Press, - 2010. - 146 p.
160. Sloterdijk, P. Zeilen und Tage. Notizen 2008-2011 / Peter Sloterdijk. - Berlin : Suhrkamp Verlag, - 2012. - 639 s.
161. Tugendhat E. Es gibt keine Gene für die Moral [Электронный ресурс] / Ernst Tugendhat. - Режим доступа: http://www.zeit.de/1999/39/199939.sloterdijk_.xml. -2012. - 23 апр. - Загл. с экрана.
162. Tuinen, S. van. Critique Beyond Resentment: An Introduction to Peter Sloterdijk's Jovial Modernity / Sjoerd van Tuinen // Contents. Cultural Politics. - №3. -2007.-P. 275-307.
163. Tuinen, S. van. A Thymotic Left? Peter Sloterdijk and Psychopolitics of Ressentiment / Sjoerd van Tuinen // Symploke. - №18 - P. 217-234.
164. Tuinen, S. van. Peter Sloterdijk. Ein Profil / Sjoerd van Tuinen. - Padeborn : Wilhelm Fink GmbH & Co. Verlags-KG, - 2007. - 166 s.
165. Tuinen, S. van. Über philosophischen Selbstgenuss, therapeutische Gelassenheit und Natale Differenz / Sjoerd van Tuinen // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, -2009.-S. 163-172.
166. Zizek, S. Zorn und Ressentiment / Slavoj Zizek // Die Vermessung des Ungeheuren. Philosophie nach Peter Sloterdijk / Wilhelm Fink Verlag : München, -2009. - S. 277-289.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.