Место и роль общезначимых моральных принципов И. Канта в современной социальной действительности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Кучеренко, Александр Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 344
Оглавление диссертации кандидат наук Кучеренко, Александр Владимирович
Содержание
Введение
Глава 1. Значение понятия всеобщего для построения философских систем Канта и представителей немецкого классического идеализма
1.1 Проблема актуальности кантовской этики и учения об обществе, связанная с проблемами освоения его философской системы
1.2 Значение понятия всеобщего в кантовской теории познания, этике и учении об обществе
1.3 Чистый разум в философии Канта как источник понятия всеобщего
1.4 Содержание и значение понятия всеобщего для этики и социальной философии в немецком классическом идеализме
Глава 2. Особенность кантовского морального доказательства
бытия Бога
2.1 Влияние этических и социальных идей французского Просвещения на этику и социальную философию Канта
2.2 Моральное доказательство бытия Бога как лейтмотив кантовской философии, сочетающий этику с социальной философией
2.3 Кантовское моральное доказательство бытия Бога
2.4 Свобода воли в эмпирическом и умопостигаемом значениях, ее проявление и необходимость ограничения в общественной жизни
Глава 3. Степень достоверности знания общезначимых норм морального
закона
3.1 Формулировка морального закона в категорическом императиве и моральные законы
3.2 Значение кантовского понимания понятий «конститутивность», «регулятивность» и «редукция» для этики и социальной философии
3.3 Миротворческая специфика кантовского антропоморфизма, направленная на снятие напряжения между всеми религиозными конфессиями
3.4 Противопоставление «материальной этики ценностей» М. Шел ера формальной этике Канта в рамках антропоморфизма
Глава 4. Связь этики и эстетики в учении Канта с современными проблемами общественной жизни
4.1 Соотношение чувственного и рационального в области кантовской эстетики
4.2 Этические проблемы в суждении вкуса Канта и роль эстетики в общественных отношениях
4.3 Джон Ролз о перспективах социальной справедливости в рамках кантовской концепции честности
4.4 Связь кантовской этики, эстетики и социальной философии с актуальными проблемами современности
Заключение
Библиография
Приложение № 1 (архитектоника положительных и отрицательных личностных
качеств)
Приложение № 2 (сопоставление переводов)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Неокантианство в русской философии права во второй половине XIX - первой половине XX века2013 год, кандидат наук Фролова, Елизавета Александровна
Долг правдивости и право на ложь как проблема практической философии И. Канта: история и современность2007 год, доктор философских наук Мясников, Андрей Геннадьевич
Интерпретация Библии в практической философии И. Канта2007 год, кандидат философских наук Луговой, Сергей Валентинович
Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв.: историко-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Самойлов, Дмитрий Вячеславович
Понятие свободы в моральной философии Лейбница и Канта2006 год, кандидат философских наук Ушаков, Владислав Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Место и роль общезначимых моральных принципов И. Канта в современной социальной действительности»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена совокупностью проблем, возникающих при построении общественных отношений в ходе развития всемирной истории как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Для их осмысления и решения требуется обращение к великим учениям о нравственности, одним из которых, бесспорно, является этика Канта.
Учение этого философа о нравственности концептуально связано с современными представлениями о создании устойчивого и гармоничного общественного порядка на основе незыблемых моральных ценностей. По-прежнему актуально звучит положение Канта, определяющего человеческую волю всегда свободной, но не всегда доброй.
Сложность предпринимаемого исследования заключается в том, что имеет место неоднозначное отношение как к самому этико-правовому учению Канта в целом, так и к используемым им отдельным понятиям и представлениям. В результате этого обстоятельства значительная доля исследовательской работы посвящена уточнению самого содержания понятийного аппарата Канта.
При двухвековом освоении кантовского учения накопилось множество проблем, ожидающих своего решения. Среди них можно назвать расхождения во мнениях кантоведов по поводу интерпретации одних и тех же кантовских положений, переоценку роли немецкого неокантианства, объяснение двойственного отношения Канта к соотношению морали и религии. Постулирование бытия Бога почти полностью вытеснило его доказательство, хотя оно всего лишь подводило к нему, являясь предварительной ступенью. Пока еще не находит для себя решения проблема негативного отношения Канта к антропоморфизму при впадении самого Канта в антропоморфизм. По-прежнему ставят в некоторое недоумение кантовские положения о наличии свободы в ноуменальном мире и одновременно в виде неопровержимого факта в
эмпирической области. Существуют разногласия по поводу соотношения понятий «ноумен» и «вещь в себе».
Соотношение морали и права в кантовских представлениях оценивается с диаметрально противоположных сторон.
До сих пор не выявлены во всей совокупности объективные и субъективные причины, ведущие к неадекватному прочтению кантовских текстов.
Игнорирование морального доказательства в принципе не допускает определение специфики кантовского антропоморфизма, а через него и возможности объявления им Бога («морального законодателя мира») творцом мира природы как апофеоза его этикотеологии.
Подходы к постижению сущности априорного морального закона, распадающегося на множество моральных законов, оставляют еще множество нерешенных вопросов.
Этическое учение Канта современно (находя для себя подтверждение в общей тенденции развития человечества), но в то же самое время и ограничено историческими рамками. Наше обращение к прошлому указывает на расширение степени свободы воли при повсеместном утверждении всеобщих прав человека, принципов демократического устройства общества, но при этом сочетается и с противоположным движением к ограничению негативной индивидуальной свободы. Это вполне соответствует положениям кантовской этики о приближении к господству всеобщих моральных норм, непосредственно отражаемых правом, к «вечному миру» между народами.
Следует добавить, что неоправданному забвению предано кантовское определение содержания понятий «конститутивность» и «редукция», имеющих связь с его этикой и иное наполнение в современной философской мысли.
В теоретическом плане актуальность исследования состоит в концептуальном осмыслении сущности кантовской этикотеологии, основанной на моральном доказательстве бытия Бога. Устанавливаются моменты сходства и
различия между формальной этикой Канта и материальной этикой М. Шелера, отношения к ней представителей немецкого классического идеализма, а также связи с современными гуманистическими теориями преобразования общественного организма.
В практическом плане актуальность заключается в уточнении содержания понятийного аппарата Канта. В результате исследования устанавливается, что реальность исторического развития общества и духовности человека способна как подтвердить, так и опровергнуть многие положения его этического учения.
Степень разработанности проблемы и информационная база исследования.
Современное состояние кантоведения (в самом общем виде) можно охарактеризовать как сосуществование различных и несовпадающих между собой точек зрения, сформированных в результате произвольного выхватывания исследователями философии Канта отдельных фрагментов из совокупности множества взаимосвязанных значений, входящих в его многозначные представления и понятия. Наиболее дальновидные исследователи кантовского творчества сегодня ставят на повестку дня вопрос о создании единого представления о кантовской метасистеме, свободного от односторонних трактовок.
Ключевым понятием в немецком классическом идеализме оказывается понятие всеобщего, имеющего различия в наполнении его содержанием. Для Канта это следствие деятельности чистого разума, а также имеющихся законов в ноуменальном мире, к которым относится и универсальный априорный моральный закон, присутствующий в нас по воле Бога.
В работе рассматриваются истоки деформаций кантовского учения немецким неокантианством, нашедшие для себя питательную среду и в современной философии. Весьма жесткой критике подверглось неокантианство
Марбургской и Баденской школ со стороны наиболее видных отечественных кантоведов (В.Ф. Асмуса и JI.A. Калинникова), а Л.А. Калинников рекомендует даже переименовать «неокантианство» в «некантианство».
В исследовательской литературе существует традиционное смещение акцентов, способных деформировать кантовскую метасистему. Это касается указания на свободу как на главную этическую ценность (напр., у Кассирера) вместо выдвижения на первый план морального закона. Вопрос о свободе воли у Канта оказывается многогранен и неоднозначен в его категоричных и антиномичных определениях, учет совокупности которых обычно отсутствует в исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Оказалось искаженным даже лежащее на поверхности само кантовское понимание отношения к человеку как к средству и цели.
Все еще продолжают существовать недостаточно проанализированные значения кантовского учения. Так происходит, например, с моральным доказательством бытия Бога (хотя о нем вкратце пишут В. Виндельбанд, Т.И. Ойзерман, A.B. Гулыга, Ю.В. Перов, но даже не упоминают Э. Кассирер и В.Ф. Асмус), которое должно быть соотнесено с постулированием ввиду качественного различия понятий «постулирование» и «доказательство». Или же ситуация с риторическим вопросом X. Хофмайстера об антропоморфных признаках Бога, где Кант их то запрещает, то почему-то сам декларирует. Назрело соотнесение содержания кантовских понятий «конститутивность» и «редукция» с их обезличенными значениями в современной философии.
Значительные вольности и допущения в интерпретации кантовской этики допускает один из наиболее видных представителей современного либерализма Дж. Ролз, создавая свою теорию справедливости, опираясь на кантовскую концепцию честности. Проведен анализ такого несоответствия при определении момента сходства взглядов Канта и Ролза, ищущих компромисс на стыке смены общественно-экономических формаций. В самом же общем смысле теория Ролза
направлена, и в этом, безусловно, ее положительная сторона, на поиск общественного согласия на основе таких высших нравственных ценностей как справедливость, честность, равенство, благо в условиях конкурирующих интересов локальных сообществ. Глобализм А. Печчеи согласуется с этико-правовым глобализмом Канта, но все же их взгляды уступают перспективной модели человечества без границ, имеющей место в марксизме.
Уход основной массы интерпретаторов Канта в чистое теоретизирование без привязки к реальности (фактам, демонстрациям, - использовать которые требовал Кант) подрезает питательные корни его этико-правовому учению и эстетике, мешая отделить открытия выдающегося ума от его иллюзий и заблуждений, где камертон реальности бывает часто утрачен. В данной работе этико-правовые нормы соотнесены с социологическим исследованием, связаны с историей и практикой общественной жизни после Канта, современными проблемами внешней и внутренней политики как России, так и зарубежных стран. Появление биоэтики, направленной на разрешение моральных проблем, связанных с последними достижениями биомедицинской науки также требует реализации общезначимых нравственных ценностей в вопросах эвтаназии, генной инженерии, суррогатного материнства, клонирования и т.д.
Информационная база исследования опиралась на работу с первоисточниками, включая произведения Канта, представителей немецкого классического идеализма (И. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля), марксизма (К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина), неокантианства Марбургской (Г. Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера) и Баденской (В. Виндельбанда, Г. Риккерта) школ.
Этико-правовое учение Канта рассматривается с учетом определяющего влияния на его формирование идей естественной религии и общественного договора английских (Э. Чербери, Т. Гоббса, Дж. Локка) и французских (Вольтера и Ж.Ж. Руссо) философов.
Значительный интерес представляет постановка вопроса X. Хофмайстером о двойственном отношении Канта к антропоморфизму.
Рассмотрена концепция материальной этики ценностей М. Шелера, сознательно противопоставлявшего ее формальной этике Канта, что нашло свое продолжение в противопоставлении и их антропоморфизмов.
Автором учитывались суждения тех, кто заложил фундамент отечественного кантоведения, возглавив издание полного собрания сочинений Канта. К ним относятся В.Ф. Асмус, Т.И. Ойзерман и A.B. Гулыга. Обращение к таким широко известным исследователям учения Канта как JI.A. Калинников, В.Н. Брюшинкин, Ю.В. Перов, В.А. Жучков, П.П. Гайденко, К.А. Сергеев, С.А. Чернов, Я.А. Слинин, А.И. Черняк, Ю.М. Бородай и М.К. Мамардашвили значительно обогатило проблематику рассматриваемых вопросов. Существенный интерес по исследованию учения Канта представляют работы A.A. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, В.А. Малахова, А.Г. Мясникова, Т.А. Кузьминой, Г.Н. Гумницкого, М.А. Булатова, А.Н. Круглова и других.
Современный либеральный подход представлен работами Дж. Ролза (предполагающего оценивать справедливость через проявление честности) со ссылками на Канта. Проблемы глобальной политики затрагивает А. Печчеи, призывая к объединению усилий народов на основе общезначимых моральных ценностей.
Спор между A.A. Гусейновым и Р.Г. Апресяном о возможности и невозможности существования всеобщих моральных норм возвращает нас не только к Древней Греции, не только к Канту, но и вводит нас в основную этическую проблему современной цивилизации, не имеющей однозначного решения при наличии внутри себя противоречивого единства.
Наступающий этап в освоении кантовского философского учения должен быть свободен от односторонних трактовок, искажающих цельное представление о его метасистеме. Одной из составных частей этого этапа и является
рассмотренное здесь соотношение постулирования и морального доказательства бытия Бога.
Целью диссертационного исследования является раскрытие сущности кантовской этикотеологии, опирающейся на моральное доказательство бытия Бога, при ее сопоставлении с современной социальной действительностью.
В соответствии с указанной целью диссертантом ставились и решались следующие взаимосвязанные задачи:
1. Через определение сущности и множества внешних признаков морального закона прийти к определению основания его априорности.
2. Выявить совокупность основных объективных и субъективных причин, затрудняющих адекватное прочтение содержания множества текстов Канта, порождающих разноголосицу в их оценках.
3. Определить основополагающий принцип организации кантовской этикотеологии, проходящий сквозь все основные его произведения и реализуемый в них.
4. Раскрыть природу двойственной сущности морального закона, существующего в ноуменальном мире при проявлении его присутствия в эмпирии, где он имеет формальный принцип и множество частных моральных законов, оказавшихся одновременно доступными чистому разуму и чувству.
5. Рассмотреть противоречие между Кантом и отдельными представителями неокантианства относительно понятий конститутивности и редукции, оказавших значительное влияние на современную философию.
6. Раскрыть внутреннюю противоречивость понятия «суждение вкуса» при определении рационального основания для вынесения любой эстетической оценки.
7. Выявить особенность кантовского антропоморфизма, подчеркнув его специфику при сопоставлении с антропоморфизмом М. Шелера.
8. Сопоставить учение Канта о всеобщих моральных нормах с теорией Дж. Ролза, использующего кантовскую всеобщую моральную норму честности для построения справедливого общества на современной ступени исторического развития человечества.
Объект исследования - проблема соотношения этического учения Канта с современной социокультурной ситуацией.
Предмет заключается в том, чтобы с учетом специфики кантовской этикотеологии установить ее соотношение с отдельными этическими теориями, рассматривающими проблемы современности и перспективы развития всемирной истории.
Методологическая и теоретическая основа исследования В работе использован сравнительно-исторический метод при раскрытии преемственности между концепцией универсальности этико-правовых норм и современной общественно-политической ситуацией. Метод сравнения позволил соотнести кантовские тексты с различными интерпретационными вариантами прочтения заключенного в них содержания. Благодаря этому методу проведено сопоставление кантовского учения с современной гуманистической моделью справедливого общества Ролза. Принципы диалектического метода позволили рассмотреть в единстве и развитии этико-правовые противоречия как внутри отдельных учений (например, в немецком классическом идеализме), так и между ними. Трансцендентальный анализ позволил выявить проходящую сквозь взгляды различных философов и историческое время основную проблему этики (соотношение абсолютного и относительного), вокруг которой разворачивается неутихающая борьба мнений. Компаративистский метод использовался при объединении различных философских систем вокруг общих вневременных нравственных проблем и ценностей. Герменевтический метод потребовался при выявлении скрытой от поверхностного взгляда логики развития Кантом идеи морального доказательства бытия Бога с указанием на природу априорности
морального закона и последующим вхождением Канта в антропоморфизм. Интерпретационная парадигма дала возможность определить ряд фундаментальных установок его этикотеологии, раскрывающих содержание и связи в совокупности более частных значений. Формационный подход применялся к анализу кантовской перспективы завершающего этапа развития мировой истории при соотношении с марксистской концепцией. Метод конструктивизма позволил указать на создание Кантом целого ряда теоретических конструктов, например таких как «категорический императив», «свобода» и др., состоящих внутри себя из множества взаимосвязанных значений.
Были использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
В работе представлено собственное социологическое исследование, имеющее непосредственное отношение к этическому учению Канта.
Научная новизна исследования:
1. Выявлено непосредственное влияние идей английской и французской философии на развитие Кантом положений естественной религии (включающей в себя априорный моральный закон Э. Чербери и Ж.Ж. Руссо). Устанавливается, что содержание понятия всеобщего, имеющего свой исток в чистом разуме, наиболее полно проявляет не только основополагающую сущность кантовского учения (познания, этики, эстетики), но и философские системы всех представителей немецкого классического идеализма.
2. Впервые кантовское доказательство бытия Бога рассмотрено как ключ для объяснения двойственного отношения Канта к соотношению морали и религии, бичевания и одобрения антропоморфизма, деления религии на религии культа и моральную религию, соотношения веры и разума, отрицания сущности конституирования в философских рассуждениях при допущении его в этике.
3. Выявлена сквозная линия этикотеологии Канта. В кантоведческой литературе отсутствует обоснование перехода Канта от постулирования бытия Бога к его моральному доказательству, определения общего стратегического замысла такого перехода и последовательной его реализации. Кант начинает в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» с идеи Бога как благого морального законодателя мира, что затем находит свое логическое завершение в параграфе № «87. О моральном доказательстве бытия бога» в «Критике способности суждения». Постулирование не вытесняет собой и не предает забвению моральное доказательство существования Бога, а служит всего лишь предварительной ступенью для перехода к нему.
4. Восполнено упущение кантоведческой исследовательской литературы, в которой не уделялось должного внимания рассмотрению различия в содержании употребляемых Кантом и в неокантианстве понятий «конститутивность» и «редукция». Современное их использование полностью игнорируют строгие ограничения, установленные Кантом на возможность их применения и, как оказалось, в ущерб самой философии.
5. Раскрыта причина двойственного отношения Канта к антропоморфизму, отрицавшего его право на существование при онтологическом, космологическом и физикотеологическом доказательствах бытия Бога, но признающего возможность и необходимость наличия тех же самых личностных признаков Бога при моральном доказательстве.
6. Разработано положение о признаке (любовь как разумное благо), позволяющем при учете принципиального отличия кантовской и шелеровской этик отдать предпочтение формальной этике Канта. Ведь ни одно из отмеченных Шелером значений материальных ценностей (цели, успеха, удовольствия) не свободно от подчинения должному как высшей моральной норме (разумной любви, благу), носящей всеобщий и потому формальный характер.
7. Определена степень актуальности этико-правового учения Канта и его влияние на современную либеральную философскую мысль, включающую в себя идею глобалистики.
8. Найден общий признак исторического компромисса, объединяющий правовые взгляды Канта и Дж. Ролза, обозначивших промежуточный этап перехода от одной общественно-экономической формации к другой (у Канта компромисс между феодализмом и капитализмом, а у Дж. Ролза между капитализмом и социализмом).
9. В эстетике необходимый акцент сделан на рефлективной способности суждения, формирующей эстетическое переживание, что объясняет субъективность эстетических оценок и их дальнейшее оправдание определяющей способностью суждения.
10. Произведено соотнесение кантовского этико-правового учения с марксизмом в пользу марксизма, разрушающего межгосударственные границы. Актуальность кантовского этического учения заключается в том, что поступательное движение всемирной истории приводит к созданию единых, всеобщих норм общежития (внутри государств и в отношениях между государствами). Они соответствуют принципу категорического императива и модели единой общечеловеческой цивилизации, слабые ростки которой наблюдаются нами уже сегодня в появлении надгосударственных международных органов (ООН, Международный Суд по правам человека, ВТО и т.д.).
11. Устанавливается, что современная внутренняя и внешняя политика России в общих чертах соответствует кантовской модели установления справедливого международного права и мира на основах демократии, открытости, добрососедства, сотрудничества и уважения суверенитетов.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования продолжают процесс уточнения расхождений философии Канта с неокантианством. Предлагается комплекс решения давно назревших проблем в кантоведении,
связанных с определением источника априорного морального закона, соотношением постулирования и морального доказательства бытия Бога, причины существования двойственного отношения Канта к антропоморфизму, функциональной двойственности способности суждения до и после эстетического чувства. Проведено соотношение этико-правового учения Канта с современными тенденциями создания моделей справедливого общества на разумных основаниях с учетом всеобщих моральных норм, отраженных в категорическом императиве.
Практическая значимость работы. В практическом плане результаты данного исследования могут быть использованы при изложении материала в учебном процессе по немецкой классической философии, неокантианству, марксизму и современной этико-правовой мысли.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены и обсуждены на следующих мероприятиях различного международного и всероссийского уровня: международных философских форумах «Дни Петербургской философии - 2007» под девизом «Миссия интеллектуала в современном обществе» (15-17 ноября), «Дни Петербургской философии - 2008» под девизом «Человек познающий, человек созидающий, человек верующий» (20-22 ноября) и «Дни Петербургской философии — 2009» под девизом «Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга» (19-21 ноября) на секции по компаративистике «Диалог философских культур и становление трансверсальной философии», а так же на секции, посвященной творчеству М. Шелера «Личность, индивидуальность, субъективность: опыт философской антропологии М. Шелера и русской философии XX века». На «Днях Петербургской философии - 2010» в 27-й конференции по компаративистике «Диалог философских культур: Россия-Восток-Запад» (18-20 ноября). На II всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях «Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания» в КФ ОрЮИ МВД России (28 февраля - 3 марта
2006); международном симпозиуме в Курске «Путь, истина и жизнь» при проведении НПК «Человек и общество 21 века. Идеи и идеалы» (октябрь 2007); шестой международной НПК, организованной Научным Библейским Центром «Апологет» в Курском институте МЭБИК под девизом «Мировоззренческая обусловленность в науке, образовании, медицине и социальной практике» (1-2 октября 2009 г.); всероссийских V научно-образовательных Знаменских чтениях «Молодежь. Общество. Религия: современная модель взаимодействия» в КФ ОрЮИ МВД России (16-20 марта 2009) и VI Знаменских чтениях «Духовные ценности российского общества в XXI веке» (22-25 марта 2010). Выступление на Международной НПК в «КГСХА им. И.И. Иванова» (25.01.2012 г.) Выступления с докладами на 8-й (5-6.10. 2012 г.) и 9-й (4-5.10.2013 г.) Международных НПК «Апологет» (Курск, МЭБИК) по темам: «Кант о морали и религии в свете его морального доказательства бытия Бога» и «Моральные заповеди как проблема соотношения абсолютного и относительного».
Отдельные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр философии Курского филиала ОрЮИ МВД России, Курской сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова и в «Курской академии госслужбы». Материалы диссертации были использованы при чтении лекций и проведении семинаров по философии.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании общеуниверситетской кафедры философии Московского городского педагогического университета. Содержание диссертационного исследования отражено в четырех монографиях, главе № 8 «Немецкая классическая философия» в учебнике для вузов «История философии» под редакцией A.C. Колесникова, учебном пособии «Философия», статьях и других публикациях. Всего 44 работы по теме исследования общим объемом 82,5 печатных листов (без учета объема печатных листов в 4 монографиях, опубликованных в зарубежном коммерческом издательстве LAP LAMBERT).
Структура диссертации включает введение; четыре главы основного текста, каждая из которых состоит из четырех параграфов; заключение; библиографию и социологическое исследование.
В ходе анализа были получены следующие теоретические результаты, выносимые на защиту:
1. Этика Канта непосредственно связана с религиозными убеждениями ее создателя, признающего априорность морального закона и его равенство с законами природы как причину отвлечения всеобщих моральных норм от эмпирических условий. Его этикотеология испытывает на себе влияние идеи естественной религии.
2. Определена совокупность основных объективных и субъективных причин, указывающих на герменевтическую проблему раскрытия содержания текстов Канта, проявившуюся в истории осмысления его идей. Учет более чем двухвекового опыта работы зарубежных и отечественных интерпретаторов способствует уяснению степени сложности и обусловленности адекватного прочтения его положений.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Кантианские мотивы в англоязычной политической философии последней трети XX века2018 год, кандидат наук Чалый, Вадим Александрович
Критический анализ философии религии Иммануила Канта1984 год, кандидат философских наук Мамедов, Агамали Кулам оглы
Философия религии Германа Когена2005 год, кандидат философских наук Китаева, Любовь Александровна
Обоснование свободы, права и правовой свободы в критической философии И. Канта2007 год, кандидат философских наук Туманов, Андрей Андреевич
Логические идеи И. Канта2003 год, кандидат философских наук Михайлов, Кирилл Авенирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кучеренко, Александр Владимирович, 2014 год
Библиография
1. Абрамян JI.A. Априоризм Канта/Вопросы философии. - 1972. — № 10.-С. 132-141.
2. Абрамян Л.А. Другой Кант: «Нисхождение самопознания в ад» // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Вып. 24 - Калининград: Изд-во КГУ. - 2004. - С. 24-65.
3. Акиндинова Т.А. Красота как символ нравственности / Актуальность Канта: Сб. статей // Отв. ред. Д. Н. Разеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2005. - С. 91-98.
4. Алексеева Т.А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии. — 1994. № Ю.-С. 26-37.
5. Алексеева Т.А. Современные политические теории. — Москва: РОССПЭН. 2000. - 343 с.
6. Алиева Б.А. Агностицизм Канта / Теория двойственной истины. — М., «Мысль». — 1972. — 128 с.
7. Антонов Г.В. Теория суждения в немецкой классической философии. [И. Кант, Г. В. Гегель] / От формальной логики к диалектике (вопросы теории суждения). - М., «Высш. школа». - 1971. - С. 74-79.
8. Апресян Р.Г. Гражданское общество / Институт философии РАН. URL: http://iph.ras.rU/uplfile/ethics/biblio/GU/2.html (дата обращения: 23.11.2012).
9. Апресян Р.Г. О праве лгать / Ред.-сост. номера Р.Г. Апресян. - М.: Логос. - 2008. - С. 4-18.
10. Апресян Р.Г. Этика силы — в противостоянии насилию и агрессии // Вопросы философии. -2010. № 9-С. 143-153.
11. Арсенъев А. и Гулыга А. Ранние работы Канта / Сочинения в 6 томах. Т.2. Изд-во «Мысль», М. - 1964. - С. 5-38.
12. Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. - 1995, № 1. - С. 52-69.
13. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. Издательство «Наука». — Москва, 1973. - 539 с.
14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII - начало XX в. Вступ. ст. В. В. Соколова. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. -320 с.
15. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике / Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 5. - М., «Мысль». - 1966. - С. 5-63.
16. Асмус В.Ф. Эстетика Канта // В.Ф. Асмус. Немецкая эстетика XVIII века. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС. - 2004. - 312 с.
17. Афасижев М.Н. Влияние Канта на теорию и практику немецкого искусства конца XVIII и начала XIX в. / М.Н. Афасижев. Эстетика Канта [Текст]: научное издание / Отв. ред. Овсянников М.Ф.; Ред. Низковский В.К.; АН СССР; Серия «Из истории мировой культуры». — Москва: Наука. - 1975. - С. 94-111.
18. Афасижев М.Н. Кант о возвышенном / М.Н. Афасижев. Эстетика Канта [Текст]: научное издание / Отв. ред. Овсянников М.Ф.; Ред. Низковский В.К.; АН СССР; Серия «Из истории мировой культуры». - Москва: Наука. - 1975. - С. 30-39.
19. Барашко М.М. И. Кант о соотношении воображения и рассудка в познавательной и эстетической деятельности // Проблемы философии. - Киев, 1981.- Вып. 54. - С. 79-87.
20. Басин Е.Я. Кант и коммуникативные проблемы искусства // Философия и история культуры. - М. - 1985. - С. 57-129.
21. Батин В.Н. Категория счастья в этике Канта. «Учен. зап. кафедр обществ, наук вузов г. Ленинграда», вып. 6. Философия. - 1965.-С. 169-182.
22. Белое В.Н. Неокантианство. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Г. Коген. Часть 1. — Саратов: Научная школа. - 2000. — 169с.
23. Бессонов Б.Н. Человек как дело человека / Философия И. Канта (история и современность): Сборник научных трудов / Под общ. ред. Б.Н. Бессонова и Н.К. Позднякова. - Омск: Изд-во ОмГУ. - 2006. - С. 8-33.
24. Блок A.A. О романтизме. // Искусство и революция. / Сост. и примеч. Л. Асанова. — М.: Современник. - 1979. - С. 313-323.
25. Богомолов A.C. Кант, кантианство и европейская философия // Кант, и кантианство. Критические очерки одной философской традиции. — М.: «Наука». - 1978. - С. 97-154.
26. Бондаревская И.А. Эстетика как знание и социальный факт //Эстетика без искусства? Перспективы развития (сборник статей) СПб., Санкт-Петербургское философское общество. - 2010. - С. 16-31.
27. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критич. очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). - М., «Высш. школа». - 1966. - 150 с.
28. Бородай Ю.М. Кант и современный иррационализм // Вопросы философии. - 1964. — № 3. -С. 118-128.
29. Бронтвейн K.M. Кант, неокантианство и проблема символической культуры // Историко-философские исследования: методологические аспекты. — М. - 1997. — С. 26-29.
30. Булатов М.А. «Практический разум», философия истории и теория целесообразности // Критические очерки по философии Канта. Из-во Наукова думка. — Киев. 1975. — С. 62-109.
31. Васильев В.В. Кант, Юм и проблемы дедукции категорий // Вопросы философии Москва. Институт философии РАН «Наука». - 1995. — № 4. — С. 107-115.
32. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта (опыт современного прочтения «Критики чистого разума»). — Изд-во Москва «Наука». — 1986. — 205 с.
33. Винделъбанд В. К столетнему юбилею Канта / Санкт-Петербургский государственный университет. Электронная библиотека URL: http.7/philosophy.pu.ru/userfiles/library/Fokin/Vindelband_Kant.doc (дата обращения: 18.12.2010)
34. Винделъбанд В. Философия Канта / В. Виндельбанд. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. - М.: Издательство «Канон-пресс».- 1998. - С. 7-180.
35. Гайденко П.П. Время и воображение. Кант и Фихте о природе времени // Антропология культуры. Вып. 2. -М.: «Вердана». - 2004. - С. 219-254.
36. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция. - 2007. - 464 с.
37. Гартман Н. Этика. Фонд университет. - Санкт-Петербург «Владимир Даль». - 2002. - С. 707 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Наука логики /Книга 1. Учение о бытии. - СПб.: Наука, 1997. - С. 17-348.
39. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. Шпета Г.Г., Комментарий Селиванова Ю.Р. - М.: Академический проект. - 2008. - 767 с.
40. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа— М.: Мысль -1977.-471 с.
41. Глускин В.В. Кант и проблема гносеологического анализа веры // Вопросы теоретического наследия И. Канта / Калининград. - 1979. - Вып. 4. - С. 84-93.
42. Гоббс Т. Левиафан...Часть 1-2. О человеке. О государстве // Сочинения в 2 томах. Т.2. -М.: Мысль, 1991, —С.5-285.
43. Гончарко Д.Н. Кризис репрезентации в этике // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. Серия философия. Изд-во ЛГУ им. A.C. Пушкина. № З.Том 1.-2009.— С. 106-111.
44. Грякалов A.A. Эстетическая топологика субъективности: в к вопросу о «топологическом повороте» / Человек познающий, человек созидающий, человек верующий: Сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2009. - С. 279-288.
45. Гулыга A.B. Априоризм и историзм // Вопросы теоретического наследования Иммануила Канта / Калининград. - 1979. - Вып. 4. - С. 55-58.
46. Гулыга A.B. Исторические взгляды немецких просветителей XVIII века // Новая и новейшая история. — 1963. — № 3. — С. 109-121.
47. Гулыга A.B. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. — М. — 1980. — С. 5-42.
48. Гулыга A.B. Кант. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: Молодая гвардия. - 2005. - 280 с.
49. Гулыга A.B. Читая Канта // Эстетика и жизнь. - М. - 1975. - Вып. 4. - С. 27-56.
50. Гумницкий Г.Н. Теория морали И. Канта и некоторые проблемы марксистской этики // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Выпуск 2.— Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 1977. - С. 53-81.
51. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики / Библиотека Гумер URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Gus Etika/ 26.php (дата обращения: 30.12. 2012).
52. Гусейнов A.A. Идея ненасилия - утопия современности / Цифровая библиотека по философии / A.A. Гусейнов // Ученые записки гуманитарного факультета ПГТУ. Пермь, 2005. URL: http://guseinov.ru/publ/outop.html (дата обращения: 18.04.2012).
53. Гусейнов A.A. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. — 2003. — № 3. — С. 312.
54. Гусейнов A.A. Этика доброй воли // Иммануил Кант. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общая редакция, составление A.A. Гусейнова. М.: Республика, 2000. http://guseinov.ru/publ/kant.html (дата обращения: 16.04.2012).
55. Гусейнов A.A. Мораль как предел рациональности // Вопросы философии. - 2012. - № 5. -С. 4-18.
56. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. На пути к историческому пониманию морали // Краткая история этики. - М. - 1987. - С. 432-464.
57. Дмитриева H.A. Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем. // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 165-175.
58. Дорофеев Д.Ю. Эмоции и чувства в современных философско-антропологических изысканиях // Вестник гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Санкт-Петербург. — Изд-во Санкт-Петербургского университета. — 2008. —№ 5. - С. 138-143.
59. Дробницкий ОТ. Кант — этик и моралист // Вопросы философии. — 1974. - № 4. — С. 141153.
60. Евлампиев И.И. От науки к мифу: теория культуры Э. Кассирера и судьбы европейского рационализма // В лабиринтах культуры. Глав. ред. Л. Морева. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. - 1997. - Вып. 2. — С. 67-100.
61. Жить не по лжи. Споры вокруг этики И. Канта / Журнал «Человек» — 2008. — № 4.— С. 3056.
62. Жучков В.А. Гносеологическая сущность кантовского учения о свободе // Вопросы теоретического наследия И. Канта. - Калининград. - 1977. — Вып. 2. - С. 45-52.
63. Жучков В.А. Проблема знания и веры в философии Канта // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. редактор Д.Н. Разеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2008. - С. 81-86.
64. Иишухаметова Б.Р. Духовная свобода и проблема выбора // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск. - 2010. — Выпуск 1. - С. 269-272.
65. Калинников JI.A. Постулаты практического разума в свете кантовской философии истории // Кантовский сборник, вып. 8, Калининград. - 1983. - С. 12-26.
66. Калинников JI.A. Теологический метод Канта и диалектика // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта, вып. 3. — Калининград.— 1978. — С. 35-44.
67. Калинников JIA. О необходимости переоценки неокантианства в свете современной интерпретации системы И. Канта / Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. -М. - 2010.-56-66.
68. Калинников Л.А. Об особенностях кантовского агностицизма // Кантовский сборник. Калининград. - 1981. - Вып. 6. - С. 3 8-49.
69. Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта / MB и ССО РСФСР. —Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. - 1978. - 96 с.
70. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Сочинения в 6 томах. Т.6. Изд-во «Мысль». - М. - 1966. - С. 349-588.
71. Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия бога / Сочинения в 6 томах. Т.1. Изд-во «Мысль». -М. - 1963. - С. 391-510.
72. Кант И. Заявление по поводу Наукоучения Фихте / Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. — М., 1994. -С. 263-264.
73. Кант И. К вечному миру / Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках Том I. «Трактаты и статьи». — М.: Издательская Фирма АО «Ками». — 1993. — С. 353-477.
74. Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том III. — М.: Московский философский фонд. — 1997. — С. 277-733.
75. Кант И. Критика способности суждения / Сочинения. В 8-ми томах т. Т.5. — М.: Чоро, 1994.-414 с.
76. Кант И. Критика чистого разума / Пер, с нем. Н. Лосского - Мн.: Литература. - 1998960 с.
77. Кант И. Логика. Пособие к лекциям / И. Кант Трактаты. - СПб.: Наука (Серия «Слово о сущем»), - 2006. - 425-534.
78. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Сочинения в шести томах. - М., «Мысль», 1965. (Философ, наследие).-Т. 4. ч. 2.-С. 107-438.
79. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / Сочинения в 6 томах. Т.2. Изд-во «Мысль». - М. - 1964. - С. 125-184.
80. Кант И. О недавно возникшем барском тоне в философии / Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том I. «Трактаты и статьи». — М.: Издательская Фирма АО «Ками». - 1993. - С. 479-527.
81. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира / И. Кант. Сочинения в 8-ми т. Т. 2. - М.: Чоро. - 1994. - С. 277-320.
82. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе / Сочинения в 6 томах. Т.4. ч. 2. Изд-во «Мысль». - М. - 1965. - С. 5-58.
83. Кант И. Основоположение к метафизике нравов / И. Кант. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том III. М.: Московский философский фонд. - 1997. - С. 39275.
84. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? / Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том I. «Трактаты и статьи». - М.: Издательская Фирма АО «Ками». -1993.-С. 125-147.
85. Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» / Сочинения в 6 томах. Т.2. Изд-во «Мысль». - М. - 1964. - С. 184-224.
86. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. / Трактаты. - СПб.: Наука (Серия «Слово о сущем»). -2006. - С. 147-258.
87. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант Трактаты. — СПб.: Наука (Серия «Слово о сущем»), - 2006. - С. 259-424.
88. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. Изд-во «Мысль». — М. — 1965. — 755 с.
89. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 4. ч. 1. Изд-во «Мысль», М. - 1965. - 501 с.
90. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 5. Изд-во «Мысль», М. — 1966. — 528 с.
91. Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении? / Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том I. «Трактаты и статьи». — М.: Издательская Фирма АО «Ками», 1993.-193-237.
92. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. Серия: Книга света. Издательство: Университетская книга. - Санкт-Петербург. - 1997 . - 447 с.
93. Кассирер Э. Логика наук о культуре. Очерк второй. Предметное восприятие и эмоциональное восприятие / Библиотека учебной и научной литературы URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kassirer logika/default.aspx (дата обращения: 18.12.2010).
94. Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика - 1998. - С. 155-182.
95. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика. - 1998. — С. 449-723.
96. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. - М.; СПб.: Университетская книга.-2001.-271 с.
97. Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении. Исследования библиотеки Варбурга // Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика. - 1998. - С. - 183-251.
98. Касьянова Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика толерантности. // Вестник Воронежского государственного университета. Изд-во Воронежского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 85-97.
99. Коген Г. Теория опыта Канта / Русский гуманитарный интернет - университет URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kogen_teorija/ (дата обращения: 17.12.2010).
100. Козырева А.К. Кант о соотношении веры и знания / Герценовские чтения. Краткое содержание. Докл. (Ленингр. гос. пед. ин-т. XXII Герц, чтения). — Л. - 1971. - С. 41-44.
101. Колесников A.C. И. Кант в компаративистике // Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: Труды международного семинара и международной конференции: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Брюшинкина. -Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2005. -Ч. 1. - С. 71-84.
102. Колесников A.C. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2002. - С. 221-240.
103. Крашен К. Аксиология социального у Генриха Риккерта И Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / [под ред. И. Н. Грифцовой, Н. А. Дмитриевой]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - 2010. - С. 269-282.
104. Красиков В.И. Архитектоника трансцендентализма / Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ. ред. И.И. Ивановой. - Бишкек. - 2004. - С. 29-36.
105. Круглое А.Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации//Вопросы философии.- 1999.-№ 11.-С. 151-171.
106. Круглое А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половине XIX веков. -М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация». - 2009. - 568 с.
107. Кузьмина Т.А. Концепция свободы в этике Канта // Этика Канта и современность / Сост. Лайзанс. - Рига: «Авотс». - 1989. - С. 69-90.
108. Кучеренко A.B. Моральные и деловые качества сотрудника и руководителя госслужбы как компоненты коммуникативной компетенции / Развитие коммуникативной компетенции государственных и муниципальных служащих [Текст]: Монография // Т.Н. Балобанова, Е.А. Кудрина, A.B. Кучеренко и др. - Курск: Изд-во Академии госслужбы. — 2012. - С. 154-171.
109. Кучеренко A.B. Эпистемологическая функция понятия эпохе в феноменологии Э. Гуссерля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». - М., 2008. -№4.-С. 64-71.
110. Кучеренко A.B. Эмоция как одна из отправных точек трансцендентальной феноменологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. Научный журнал № 3. Том 1. Серия философия. - Санкт-Петербург. - 2009. - С. 17-26.
111. Кучеренко A.B. Эмоциональная и рациональная деятельность сознания при определении эстетической целесообразности // Научные проблемы гуманитарных исследованиях. Научно-теоретический журнал. - Пятигорск. - 2010. — Выпуск 1. — С. 279-286.
112. Кучеренко A.B. Ещё раз об этическом учении Канта // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. - Москва. - № 4. - 2010. - С. 4-9.
113. Кучеренко A.B. Категорический императив И. Канта и благо // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. Научный журнал № 1. Том 2. Философия. - Санкт-Петербург. - 2010. - С. 74-82.
114. Кучеренко A.B. Противоречие внутри кантовского понятия «эстетическое суждение вкуса» в свете трансверсальной философии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. Научный журнал. - Киров. — № 1(4).-2010.-С. 32-37.
115. Кучеренко A.B. Свойства априорных принципов морали в этике И. Канта // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 6. Философия, социология, политология, культурология. - Улан-Уде. Издательство Бурятского госуниверситета. -2010.-С. 3-8.
116. Кучеренко A.B. Методология проникновения в область чистого сознания: Кант или Гуссерль? // Вестник Российского государственного гуманитарного университета (РГТУ). Философия. Социология. — Москва. Издательство РГТУ. - Выпуск № 13. — 2010. - С. 273283.
117. Кучеренко A.B. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. — Москва. Издательство «Учитель». - 2010. - № 4 (60). - С. 126-144.
118. Кучеренко A.B. Совокупность противоречий на априорном уровне в этическом учении И. Канта // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Научный рецензируемый журнал. Серия: Философия. Социология. Право. — 2010 - Выпуск 14. - № 20(91).-С.242-253.
119. Кучеренко A.B. Проблема антропоморфизма как формы чистого сознания в феноменологическом исследовании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2011. -№ 8(14): в 4-х ч. Ч III. - С. 123-125.
120. Кучеренко A.B. Кант в борьбе с антропоморфизмом // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. — Москва. Издательство «Учитель». — 2011. - № 4 (64). - С. 163174.
121. Кучеренко A.B. Источник априорного морального закона в этике И. Канта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - Серия 6, выпуск №1. — 2012. — С. 45-49.
122. Кучеренко A.B. Кант, неокантианство и представители феноменологии о рефлексии и редукции // Кантовский сборник. Научный журнал. Калининград. Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. — 2012. — № 1 (39). — С. 713.
123. Лаврухин A.B. К вопросу о влиянии Канта на формирование гуссерлевской модели конституции // Философия Канта и современность. -М. — 2004. - С. 11-21.
124. Ленин В.И. Философские тетради / В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 29. Изд-во Политической литературы. - М. - 1969. — 782 с.
125. Литвиненко Н. Концепция справедливости Джона Ролза / Логос. — 2006. — № 1. - С. 2634.
126. ЛоккДж. Два трактата о правлении // Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988. -С.135-406.
127. Любутин К.Н. Философия Канта: проблема трансцендентального, субъекта.- В кн.: Кантовский сборник, вып.5. — Калининград. -1980. - С. 3-18.
128. Люттерфелъдс В. Что я могу знать? Кантовский «измененный способ мышления» // Актуальность Канта. Сб. статей / Отв. Ред. Д.Н. Разеев. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. -2005.-С. 35-46.
129. Люфт С. Конструкция и конституция, или каково содержание опыта? Гуссерль vs. Неокантианцы // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / [под ред. И. Н. Грифцовой, Н. А. Дмитриевой]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). -2010. - С. -117-134.
130. Малахов В.А. Проблема нравственной свободы в этике Канта // Критические очерки по философии Канта. Из-во Наукова думка. - Киев. 1975. - С. 109-123.
131. Мамардашвили М.К. Априоризм Канта и содержательная логика Гегеля // Формы и содержание мышления. -М. - 1968. - С. 115-123.
132. Мамедов А.К. Философия религии Канта // Религии мира. — М. — 1987. — С. 170-192.
133. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология / Сочинения. Издание второе. Государственное издательство политической литературы. - Т. 3. - М. - 1955. - 629 с.
134. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Издание второе. Госполитиздат. Т.З. - М. — 1955. - 629 с.
135. Молчанов В.И. Время, свобода и познание в «Критике чистого разума» И. Канта // Историко-философский ежегодник. - М. - 1987. - С. 75-92.
136. Молчанов В.И. Хайдеггер и Кант: Проблема сознания и проблема человека // Антропологический «поворот» в философии XX века. — Вильнюс. - 1987. - С. 72-91.
137. Мясников А.Г. Педагогическое учение Канта и современная философия образования // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Вып. 24 — Калининград: Изд-во КГУ -2004.-С. 74-88.
138. Мясников А.Г. Право на ложь: от Канта до современности: Монография. - М., Пенза: Изд-во Пензенского гос. Пед. Ун-та. — 2005. - 244 с.
139. Нарский И.С. Диалектика «критического Канта» // Вопросы теоретического наследия И. Канта. - Калининград. - 1975. - С. 57-70.
140. Нарский И.С. Кант и религия // Кантовский сборник. Калининград, вып. 8. - 1983. - С. 312.
141. Нарский И.С. Отношение Канта к основным религиозным проблемам // «Критика чистого разума» Канта и современность. — Рига. — 1984. — С. 205-214.
142. Наторп П. Основные начала этики // П. Наторп. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. — М.: Издательский дом «Территория будущего». - 2006. - С. 85-100.
143. Наторп П. Философия и психология // Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. - М.: Издательский дом «Территория будущего». - 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского». — С. 25-54.
144. Наторп П. Философия как основа педагогики // П. Наторп Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. — М.: Издательский дом «Территория будущего». - 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — С. 295-296.
145. Некрасова М.П. О соотношении морали и права в философии И. Канта (по материалам современного итальянского кантоведения) / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -1994. -№ 1.-С. 21-27.
146. Никонова С.Б. Эстетика в структуре новоевропейской мысли: границы понятия / Эстетика без искусства? Перспективы развития (сборник статей) СПб. - Санкт-Петербургское философское общество. - 2010. - С. 40-49.
147. Овсянников М.Ф. Защита религии И. Кантом / История и теория атеизма. — М., «Высш. школа». - 1962. - С. 215-218.
148. Ойзерман Т.И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 121-137.
149. Ойзерман Т.И. Иммануил Кант — родоначальник классической немецкой философии / И. Кант. Сочинения в 6 томах. Т.1. Изд-во «Мысль». - М. - 1963. — С. 7-50.
150. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования) / Т.И. Ойзерман — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». - 2008. - 520 с.
151. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение / Вопросы философии. 1997. № 3-С. 103-112.
152. Перов Ю.В. Кант о способности суждения в контексте природы и свободы, сущего и должного/Ю.В. Перов, К.А. Сергеев, Я.А. Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. - СПб.: Наука. - 2000. - С. 207-267.
153. Перов Ю.В. Лекции по истории классической немецкой философии-СПб.: Наука, 2010. -531 с.
154. Перов Ю.В. Стратегии философского осмысления социального общения / Коммуникация и образование. Сборник статей. - Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. — 2004. - С. 9-32.
155. Перов Ю.В., Перов В.Ю. Философия ценностей и ценностная этика / Николай Гартман. Этика. Фонд университет. Санкт-Петербург «Владимир Даль». - 2002. — С. 5-82.
156. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности / Ю.В. Перов, К.А. Сергеев // Ю.В. Перов, К.А. Сергеев, Я.А. Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. - СПб.: Наука. - 2000. - С. 389-438.
157. Петров Н.П. Критический анализ «доказательства бытия бога» в философии Канта и Гегеля // Материалы научн. конф. молодых ученых. — Самарканд. - 1980. - С. 86-104.
158. Печчеи А. Человеческие качества / Библиотека Гумер. URL: http://nichukanov.narod.ru/Aurelio Pechchei.htm (дата обращения: 16.04.2012).
159. Писарчик Л.Ю. Философия культуры и методология исторического познания Фрайбургской (Баденской) школы неокантианства // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 31-46.
160. Полякова Т.А. Продуктивная способность воображения в формировании образа научной картины мира (эстетический аспект) / Критические очерки по философии Канта. Изд-во Наукова думка. - Киев. - 1975. - С. 124-139.
161. Протопопов И.А. К вопросу о бытии высшего существа в философии Канта // Актуальность Канта: Сб. статей / Отв. ред. Д. Н. Разеев. — СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та. -2005.-С. 241-258.
162. Путин B.B. Демократия и качество государства / Стерлеград URL: http://sterlegrad.ru/russia/politician/22984-statya-putina-demokratiya-i-kachestvo-gosudarstva.html (дата обращения: 06.02.2012).
163. Разеев Д.Н. Нашел ли Кант место для веры, ограничив наше знание? // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. редактор Д.Н. Разеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2008. - С. 100-107.
164. Речь Н.С. Хрущёва о «педерастии в искусстве» / Интернет для интеллектуалов. URL: http://www.zaxodi-v-internet.ru/hruschev-v-manezhe.html (дата обращения: 02.11.2012).
165. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Русский гуманитарный интернет-университет URL: http ://www. i-u .ru/b iblio/arch i ve/rikkert_nauki (дата обращения: 27.11.2010)
166. РолзДж. Право народов (лекция) / Вопросы философии. -2010. — № 9. - С. 79-105.
167. РолзДж. Теория справедливости / Новосибирск, изд-во НГУ. - 1995. - 535 с.
168. Руссо Ж. Ж. О причинах неравенства // Антология мировой философии: В 4 т. - М., 1970. Т. 2.-С. 560-567.
169. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта / Под ред. A.A. Гусейнова.
- М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1978. - С. 63-68.
170. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта / Ю.В. Перов, К.А. Сергеев, Я.А. Слинин. Очерки истории классического немецкого идеализма. — СПб.: Наука. — 2000. — С. 154-206.
171. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал / Сочинения в 2 т. - М., 1990. Т. 1. - С. 581-756.
172. Соловьев B.C. Письмо Е.В. Романовой. Москва, 31.12.1872. - СПб. - 1911. Т. 3. - С.75.
173. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания / Сочинения в 2 т., Т. 2. - М. - 1990. -С. 139-288.
174. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. -М.: Наука. - 1992. 216 с.
175. Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность. // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. — М.: Политиздат.- 1991.-С. 167-184.
176. Соловьев Э.Ю. Кантовская постановка вопроса о взаимоотношении науки и нравственности / Наука и нравственность. - М., Политиздат. - 1971. - С. 208-267.
177. Субботин Д.В. Этика в доктрине И. Канта и этика мифа / Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ. ред. И.И. Ивановой. - Бишкек. - 2004. - С. 101-106.
178. Толстой JI.H. Собрание сочинений в 22 т. - М.: Художественная литература, Т. 15. 1983. -431 с.
179. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме.
- СПб.: Наука. - 1999. - 261 с.
180. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Пер. с нем. - М.: Юрист. - 1994. - 719 с.
181. Филюшкина С.Н. «Грех» свободной воли и проблема личной ответственности человека в романе Грэма Грина «Суть дела» / Вестник Воронежского государственного университета. - 2008. -№1. - С. 187-196.
182. Фихте И. Основные черты современной эпохи / Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. — Мн.: Харвест. - М.: ACT. - 2000. - С. 4-273.
183. Хофмайстер X. Вера и знание. Попытка Канта говорить о Боге // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. редактор Д.Н. Разеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2008. - С. 108-117.
184. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [Электронный ресурс] Электронная библиотека InoLib.org. URL:
http://inolib.org/sci /sei philosophv/frensis-fukuyama-nashe-postchelovecheskoe-buduschee.html (дата обращения: 16.04.2012).
185. Черезов А.Е. Диалектика идеального и материального // Актуальные проблемы методологии научного исследования. — М.:ИФРАН, 1982 — С.46-50.
186. Чернов С.А. Свобода: знание или вера? // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. редактор Д.Н. Разеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2008. - С. 8-25.
187. Черняков А.Г. Трансцендентное и трансцендентальное (Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля) // Логос. Кн. 1: Разум. Духовность. Традиции. - Л. - 1991. - С. 161-177.
188. Чинков А.Г. Проблема онтологии в «Критике чистого разума» И. Канта и современность // Пробл. философии. Киев, Вып. 77. - 1988. - С. 119-126.
189. Чухина JI.A. Проблема человека в философии Иммануила Канта // Этика Канта и современность / Сост. Лайзанс. — Рига: «Авотс». — 1989. — С. 11-42.
190. Шамшурин В.И. Творческое мышление человека: взгляды И. Канта и современных аналитиков на сознание // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М. -
1988.-С. 53-65.
191. Шелер М. Ordo amoris II Шелер M. Избранные произведения. — M.: Гнозис. - 1994. — С. 339-376.
192. Шелер М. Социология знания / Пер. с нем. А. Н. Малинкина // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч.-М.: Книжный дом «Университет».-2002. - Ч. 1.- С. 160-171.
193. Шелер М. Философское мировоззрение / Макс Шелер и Россия. Информационная система. URL: http://max-
scheler.philosophy.spbu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=87&Itemid=37 (дата обращения: 14.01.2010).
194. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Логос URL: http://anthropology.rinet.ru/old/library/shelerl0-1.htm (дата обращения 14.01.2010).
195. Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф.В.И. Шеллинг // Сочинения в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль. -
1989. — С.86-158.
196. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Мысль. - 1987. - С. 227-489.
197. Шинкарук В.И. Проблема диалектики в философии Канта. «Наукова думка». - Киев. -1975.-С. 29-49.
198. Шинкарук В.И. Теория познания, логика и диалектика И. Канта: (И.Кант как родоначальник нем. клас. философии) /АН УССР. Ин-т философии. — Киев: Наукова думка. - 1974.-335 с.
199. Шмелев В.Д. Кантовское понимание высшей сущности // Филос. науки. - 1988. - № 4. - С. 61-69.
200. Шмелев В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та -1994.-112 с.
201. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика. — 1994. -527 с.
202. Cassirer Е. Gesammelte Werke / Hrsg. von В. Recki (Hamburger Ausgabe). Bd. 7: Freiheit und Form: Studien zur deutschen Geistesgeschichte / Text und Anm. bearb. Von R. Schmucker. -Hamburg. - 2001. - S. 319-387.
203. Cassirer E. Zur Logik des Symbolbegriffs // Cassirer E. Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Hildescheim : Gerstenberg Verlag. - 1981. - 362 s.
204. Cassirer E. Kants Leben und Lehre. Berlin, 1921. - 476 s.
198. Шинкарук В.И. Теория познания, логика и диалектика И. Канта: (И.Кант как родоначальник нем. клас. философии) /АН УССР. Ин-т философии. - Киев: Наукова думка. - 1974.-335 с.
199. Шмелев В.Д. Кантовское понимание высшей сущности // Филос. науки. - 1988. - № 4. - С. 61-69.
200. Шмелев В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та -1994.-112 с.
201. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика. - 1994. -527 с.
202. Cassirer Е. Gesammelte Werke / Hrsg. von В. Recki (Hamburger Ausgabe). Bd. 7: Freiheit und Form: Studien zur deutschen Geistesgeschichte / Text und Anm. bearb. Von R. Schmucker. -Hamburg. - 2001. - S. 319-387.
203. Cassirer E. Zur Logik des Symbolbegriffs // Cassirer E. Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs. Hildescheim : Gerstenberg Verlag. - 1981. - 362 s.
204. Cassirer E. Kants Leben und Lehre. Berlin, 1921. - 476 s.
205. Cohen H. Deutschtum und Judentum, mit grundlegendfen Betrachtungen über Staat und Internationalismus (1915) // Cohen H. Werke. Bd. XVI: Kleinere Schriften V. Hildesheim; Zürich. — N. Y.-1997.-S. 465-560.
206. Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis (2. verbesserte Aufl., 1914) // H. Cohen. Werke. Bd. VI. Hildesheim. - 1977. - S. 342-344.
207. Scheler M. Gesammelte Werke. Bern / München. - 1957. - Bd. 7. - 386 s.
208. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. / M. Scheler. Bern: Francke Verlag. - 1954. - 676 s.
209. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Francke Verlag, Bern. - 1954. S.72. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/suvorova_vvedenie/01.aspx (дата обращения: 28.01.2011).
210. Scheler M. Max Scheler Gesammelte Werke / Hrsg. von Maria Scheler und Manfred S. Frings, Bern-Bonn: A.Francke AG Verlag, Bouvier Verlag Herbert Grundmann, Bde. 1-15: Bd. 2, Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. - Bern: A.Francke AG Verlag. - 1980.
211. Scheler M. Max Scheler Gesammelte Werke / Hrsg. von Maria Scheler und Manfred S. Frings, Bern-Bonn: A.Francke AG Verlag, Bouvier Verlag Herbert Grundmann, Bde. 1-15: Bd.3: Vom Umsturz der Werte. A.Francke AG Verlag. - Bern. - 1972.
212. Scheler M. Das Ressentiment im Aufbau der Moralen. / M. Scheler. Frankfurt а. M.: Klostermann. -1978. -117 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.