Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: На примере сибиряков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пальцев, Андрей Иванович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Пальцев, Андрей Иванович
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты анализа проблемы менталитета и ценностных ориентаций этнических общностей
1.1 Генезис понятия «менталитет» и его современная трактовка
1.2 Структура менталитета
1.3 Взаимосвязь менталитета и ценностных ориентаций
Глава 2. Влияние менталитета сибиряков на формирование их
ценностных ориентаций
2.1. Сибиряки как субэтническая группа русского народа
2.2. Социокультурные и природные факторы своеобразия менталитета сибиряков
2.3 Ментальные основы ценностных ориентаций сибиряков
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Ментальность в контексте культуры: философско-культурологический анализ2011 год, доктор философских наук Бетильмерзаева, Марет Мусламовна
Особенности изменения менталитета в современном российском обществе2005 год, кандидат философских наук Митина, Галина Владимировна
Российский менталитет: сущность, объем понятия и социальная роль2011 год, доктор философских наук Емелькина, Ирина Владимировна
Социокультурная дисперсия менталитета в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации2009 год, доктор философских наук Баглиева, Ариза Захрабовна
Этническая ментальность в системе культуры2005 год, кандидат философских наук Бетильмерзаева, Марет Мусламовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: На примере сибиряков»
Введение
Актуальность исследования. Современная ситуация в России и ряде других стран мира высветила проблему, которая наиболее отчетливо проявляется в переломные для социальных общностей исторические периоды. Суть ее заключается в том, что существующие научные и мировоззренческие представления оказываются недостаточными для полного понимания их внутренних побудительных сил поведения в сегодняшней многослойной социальной жизни. Практическая значимость проблемы в современных условиях России проявляется в том, что социально-политические и экономические преобразования, осуществляемые без учета влияния фундаментальных устойчивых структур сознания социальных и этнических общностей на их поведение, приводят к результатам, не соответствующим первоначальному замыслу.
Потребность в глубоком понимании и объяснении феномена, который позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды, побуждает философов искать теоретические объяснения этому общественному явлению. В качестве таковых можно назвать концепции "национального характера" (Н.О. Лосский), "духовного строя народа" (П.Е. Астафьев, H.A. Бердяев и др.), "культурно - исторического типа" (Н.Я. Данилевский), "социального характера" (Э. Фромм), "центральной зоны культуры" (Э. Шилз)1. Необходимость считаться с интеллектуальными и духовными факторами в экономической и социальной жизни стала основной мыслью в работе М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"1, где он сформулировал определяющую роль мироощущений в выборе нового вида поведения групп людей.
1 Лосский Н.О. Характер русского народа. - М.: Ключ, 1990. /репринтное издание 1957 г./; Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) //Вопросы философии. — 1990, — N 12; Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991; Фромм Э. Человек для себя. — Минск, Коллегиум, 1992; Shils Е. Tradition. — London; Boston, 1981.
Несмотря на то, что указанные концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, проблема оставалась.
Одной из попыток объяснить социальное поведение больших масс людей, исходя из признания его обусловленности не только участием факторов внешнего порядка, но и своеобразием их мышления, стала концепция ментали- ^ тета, возникшая на Западе. Уяснив эвристическую значимость понятия «менталитет», российские обществоведы достаточно широко его применяют в последние годы. Но несмотря на это, единого его толкования достичь не смогли. Уточнение содержания данного понятия создает новые теоретические возможности, позволяющие анализировать поведение социальных общностей, исходя из обусловленности его не только социально-экономическими отношениями, но и с точки зрения участия духовных образований социума. Происходящие в разных регионах России социально-экономические, политические, организационные и идеологические преобразования имеют свою этнопсихологическую и аксиологическую специфику. Среди факторов, её определяющих, значительное место занимают менталитет и социальные ценностные ориентации этнических (субэтнических) общностей. Исследование ментальных основ ценностных ориентаций сибиряков позволяет применить используемые категории для анализа духовной жизни конкретной субэтнической общности. Таким образом, настоящая работа находится в русле тех исследований, которые направлены на выявление существенного влияния менталитета на формирование социальных ценностных ориентаций и через это - на происходящие социально-экономические и политические процессы в обществе в целом.
Степень разработанности проблемы. Термин "менталитет" впервые употреблен в трудах американского философа, писателя Р. Эмерсона и французско- , го философа М. Блонделя. Значительный вклад в разработку обсуждаемой про-
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения: - М.: Прогресс, 1990. С. 77.
блемы внесли французские исследователи М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Р. Ман-дру, Ж. Ле Гофф, А. Бюргьер, М. Ферро, Л. Брюль. Проблемы ментальности разрабатывались такими известными авторами, как Э. Фромм, К.Г. Юнг, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Попытка переноса результатов западных исследований на отечественную почву была проделана в 70-80-е гг.1 Возможность продуктивного научного диалога между представителями "Анналов" и отечественными учеными была представлена на состоявшейся в 1989 году в Москве Международной научной конференции "Школа "Анналов" вчера и сегодня". Таким образом, исследование проблемы менталитета как специфического и сущест-\/ венно значимого феномена получило у нас развитие лишь в последние годы. Из этого, конечно, не следует, что российские обществоведы индифферентны как к самой проблеме, так и связанным с ней тенденциям мировой науки. В трудах таких разных мыслителей, как П.Е. Астафьев, М.А. Бакунин, H.A. Бердяев, A.A. Богданов, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, И.В. Киреевский, В.О. Ключевский, П.А. Кропоткин, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, С.М. Соловьев, ^ П.А. Флоренский, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев, A.C. Хомяков, были выделены особенности ментальных характеристик русского народа и исследованы их причины. Обоснование истоков самобытности русского народа и его духовного своеобразия стали предметом рассмотрения особой группы мыслителей русского зарубежья, выступившей под общим названием «евразийство». В контексте рассматриваемых в исследовании проблем представляют интерес идеи Л.П. Карсавина о соборной симфонической личности, Н.С. Трубецкого о туранском »
/у
элементе в русской культуре, П.Н. Савицкого о месторазвити^и . Некоторые идеи (например, о роли месторазвития в этно и социогенезе) евразийцев были
1 Под редакцией А. Л. Ястребицкой, А.Я. Гуревича и Ю.Л. Бессмертного была издана серия реферативных сборников, большинство из которых носило название "Культура и общество в средние века".
2 Карсавин Л.П. О личности. -Каунас, 1929; Трубецкой Н.С. О туранском элементе и русской культуре.//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М., 1993; Савицкий П.Н. Русские среди народов Евразии (методологическое введение в проблему).//Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. -М., 1997.
восприняты Л.Н. Гумилевым1 и развиты в его исследованиях. Проблемы участия духовных факторов в поведении больших групп людей исследовались в рамках марксисткой парадигмы Г.В. Плехановым, Б.Ф. Поршневым, А.Н. Леонтьевым, А.Т. Ханиповым и др. Определение того, что представляет "менталитет", специфика российской ментальности3, явилось предметом рассмотрения на конференциях и "круглых столах", диссертационных исследований в 90-е годы4. ^ У
Попытка создания социально-философской концепции менталитета была предпринята журналом "Вопросы философии" в 1993 году на "круглом столе", посвященном обсуждению проблемы российской ментальности. На конференции отмечалась укорененность менталитета в языковых структурах, связь его с социальной и природной средой. Участники конференции указывали на то, что исследование менталитета остается одной из слабо разработанных тем в отечественной философской литературе. Последовавшие за этим изыскания проблемы менталитета не дали пока концептуального подхода к ее решению. Несомненный интерес представляют диссертационные исследования проблемы
1 Гумилев Л.Н. История людей и история природы, М., 1993; Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. -СПб., 1992; Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М., 1993; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. —Л., 1990.
2 Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории./ЛТлеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 2. - М., 1956; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1996; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. —Новосибирск, 1987.
3 Французское слово тегйаШе женского рода — отсюда двойственность заимствованной формы: строгого различия между понятиями "менталитет" и "ментальность" в литературе не делается. Слово тег^аШе считается
I непереводимым на другие языки, хотя в английском есть слово тейаШеу, а в немецком МеМаШег ^ 4 Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ. Автореферат дис... канд. филос. наук/ Российская акад. гос. службы при Президенте РФ. —М.: 1996;Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.-практ. конференции. Часть 1. — Новосибирск: Изд-во НГТУ. 1995. Российская ментальность (материалы "круглого стола"). //Вопросы философии. N 1, 1994; Сабиров В. Ш. Сотериологическое предназначение и смысл русской религиозной философии. Автореферат дис... доктора филос. наук/ Уральский Государственный Университет — Екатеринбург: 1996. ; Симонова Н.М. Феномен ментальности: национальный русский характер на рубеже 19-20 ве-ков.//Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тезисы докладов 1 конференции по исторической психологии российского сознания 4-7 июля 1994 г., Самара. —Самара: Изд-во СамГПИ, 1994; Сиротина И.Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интелегенции. Автореферат дис. ...кандидата филос. наук/Мордовский госуд. университет. — Саранск: 1995; Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе.//Менталитет и аграрное развитие России (19-20 вв.) Материалы международной конференции. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996; Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. —Волгоград: 1994;
менталитета проведенные М.Ю. Шевяковым, И.Л. Сиротиной, В.Ш. Сабировым. Общим для этих исследователей является рассмотрение менталитета как системы способов: оценивания (М.Ю. Шевяков), воспроизводства смыслов (И.Л, Сиротина), восприятия, оценки и переживания действительности (В.Ш. Сабиров). Иной подход в определении ментальности представлен в диссертационных исследованиях Ю.Б. Смирнова и Ф.Т. Аутлевой. Понятие менталь-ность определяется ими как комплекс устойчивых свойств индивида. Единого понимания понятия "менталитет", таким образом, не выработано.
Многие исследователи менталитета (М.Ю. Шевяков, Ю.Б. Смирнов, Ф.Т. Аутлева, А.Я. Гуревич, Б.С. Гершунский1) указывали на его связь с ценностными ориентациями этнических общностей. Несмотря на то, что проблемы ценностей и ценностных ориентаций рассматривались рядом зарубежных (Р.Г. Лотцем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, У. Томасом, Ф. Знанецким, Э. Фроммом,
A. Маслоу, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, Г. Олпортом, М. Рокичем2) и отечественных (В.П. Тугариновым, О.Г. Дробницким, В.А. Ядовым, А.Г. Здравомы-словым, Н.Ф. Наумовым, Н. И. Лапиным Л.Н., Егоровой, Ю А.П. Вардомацким,
л
B.Ю. Копыловым, Н.М. Клопыжниковой, В.В. Козловским ) авторов, многие
1 Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М.,1996; Гуревич А .Я . Исторический синтез и Школа "Анналов". - М., 1993; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико- ориентиров, образоват. концепций). -М., 1997; Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности: Автореферат дисс. кандидата филос. наук. — М.: Московский государственный университет, 1995. ; Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Волгоград, 1994. —23 с.
2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1990; Вебер М. Протестансткая этика и дух капитализма.//Избранные произведения: Пер. с нем. — M, 1990; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник Пер. с англ. и нем. - M., 1990; Франкл В. Доктор и душа: Пер. с англ. - СПб., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. - M., 1995; Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993; Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть?: Пер. с англ. - К., 1998; Maslow A., (Ed.) New knowledge in human values. - N.Y.: Harper, 1959; Merton R., Social theory and social structure. - N.Y.: Fr. Press, 1949; Parsons T. The Social Sistem. Clencol. Free Press, 1951; Allport, Vernon, Lindzey., A study of values. Boston, 1960; Rokeach, M., The nature of human values. N.Y. - London, 1973.
3 Тугаринов В.П. Проблема ценностей в марксисткой философии. -М., 1965; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -M., 1967; Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975; А.Г. Здравомыслов Потребности. Интересы. Ценности -M., 1986; Наумова Н.Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988; Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. - К., 1987; Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме. -М., 1991; Клопыжникова Н.М. Ценности российского крестьянства в условиях современных социально-экономических перемен: Автореф. дисс. к. социол. н. - Саратов, 1994.; Вардомацкий А.П. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс. д. социол. наук. Минск, 1992. ; Копылова В.Ю. Ценности в кризисном об-
ее аспекты остались не исследованы. В частности, не изучены сущностные характеристики менталитета и механизм его влияния на формирование ценностных ориентаций вообще и в их конкретном проявлении у сибиряков. Исходя из этого, объектом исследования является общественное сознание. Предмет исследования составляют сущностные характеристики феномена «менталитет» и ценностных ориентаций этнических общностей. Целью исследования является определение сущностных характеристик менталитета и его влияния на формирование ценностных ориентаций этнических общностей в их конкретном проявлении у сибиряков. Эта цель обеспечивается в ходе решения следующих основных задач: - выявление социально-философского смысла понятия «менталитет» и обоснование необходимости введения этого понятия в систему категорий социальной философии;
- определение структуры и функций менталитета;
- установление значения этого понятия в общей системе социально-философских категорий;
- выявление факторов, обусловливающих своеобразие менталитета этнических общностей;
- исследование механизма влияния менталитета на формирование ценностных ориентаций;
- анализ социально-психологических характеристик сибиряков, их социальных ценностных ориентаций.
Методологические основы исследования. Выявление специфических качеств, присущих менталитету, потребовало тесного сочетания различных методов исследования: от общефилософских до специальных (таких, как сравнительный анализ однотипных процессов, категориальный синтез, конструктивно-типологический, метод соотнесения общего и частного, метод исторического и логического анализа и др.) с привлечением исследований ряда наук — со-
ществе. Вопросы теории и методики (на материалах всероссийского исследования "Наши ценности сегодня"): Автореф. дисс. к. социол. н. - М.: Московский гос. университет им. Ломоносова М.В., 1993. С. 18.
циологии, психологии, этнографии, истории, современных научных исследований в области духовной стороны жизни общества, теории социального детерминизма, теории мотивации социального действия. В этом смысле работа является своеобразным звеном, связывающим философский подход с частнонауч-ными направлениями в исследовании рассматриваемого феномена. Творческим мотивом написания диссертации послужили исследования функций различных слабоизученных структурных компонентов общественного сознания и их источников. Определяющим для диссертации явились утвердившиеся в современной науке исторический и системный подходы к явлениям. Непосредственную теоретическую базу исследования составили концептуальные теоретические положения об обществе как саморазвивающейся системе, о сущности и структуре общественного сознания, его источниках, относительной самостоятельности и активности.
Теоретические и идейные источники исследования. Идейный замысел, теоретические положения и выводы диссертации, духовно-мировоззренческие установки автора складывались под влиянием самых разнообразных источников, трудов отечественных и зарубежных авторов.
Первую группу источников составляют работы авторов, позволившие определить общую концепцию менталитета и ценностных ориентаций этнических общностей. Общая концепция и частные выводы диссертации формировались при чтении трудов В.В. Аралова, П.Е. Астафьева, A.C. Ахиезера, H.A. Бердяева, М. Вебера, Б.П. Вышеславцева, Н. Г. Гаврюшина, С.П. Голенко, Г. Гачева, В.В. Гречаного, М.Н. Громова, Н.Я. Грота, С. Грофа, JI.H. Гумилева, А.Я. Гуревича, Н.Я. Данилевского, И.А. Джидарьяна, О.Г. Дробницкого, И.Г. Дубова, Ж. Дюби, А.Ф. Журавлева, В.Г. Зинченко, И.К. Мамардашвили, А. Игнатова, В.К. Кантора, Н.М. Карамзина, Н.В. Карлова, В.В. Козловского, H.A. Костенко, Л.П. Куксы, Г. Лебона, Н.О. Лосского, П.Г. Олдака, A.C. Панарина,
Б.Ф. Поршнева, Б. Рассела, О.С. Соиной, B.C. Соловьева, А. Дж. Тойнби, Д. Филда, А.Т. Ханипова, А.Г. Чусовитина и др.
Другая группа источников представлена трудами, в которых раскрываются ментальные характеристики и ценностные ориентации сибиряков. Это работы таких авторов, как Т.О. Бажутиной, Ф.Ф. Болонева, Голосенко, JI.JL Гордеева, М.М. Громыко, Л.П. Дидуренко, A.A. Макаренко, П.Н. Милюкова, В.А. Обручева, Л.В. Островского, O.A. Платонова, Ю.М. Плюснина, П.В. Свер-куновой, П.Л. Словцова, Н.С. Трубецкого, Л.И. Шинкарева,. И.В. Щеглова и
др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Очерчены рамки социально-философского содержания понятия «менталитет». Предпринята попытка ввести это понятие в систему социально-философских категорий. Социально-философский смысл понятия «менталитет» усматривается в его возможности выполнять рефлексию в отношении фундаментальных структур сознания, определяющих поведение социальных и этнических общностей. Показано, что существующие в системе социально-философских категорий понятия («общественная психология», «идеология») не являются релевантными для этого.
Выявлена структура понятия «менталитет». Исследованы факторы, формирующие этнический менталитет и его социальные функции . Концептуальный подход к структуре менталитета заключатся в том, что в его состав входят как универсальные для всего человечества, так и групповые ментальные образования, которые в каждом конкретном случае имеют характеризующие их составляющие.
Впервые исследован менталитет субэтнической общности сибиряков, который является составной частью ментальности русских. Своеобразие менталитета сибиряков выражается в социально-психологических свойствах, образующих «сибирский характер»; в способах восприятия и оценки информации, определяющих систему ценностных ориентаций субэтнической общности.
Исследован механизм влияния менталитета на формирование ценностных ориентаций этнической общности, который представляет следующий алгоритм: когнитивные и аффективные паттерны, являющиеся содержанием этнических констант, образуют совокупность способов оценивания, посредством которых систематизируется поступающая извне информация на соответствие ее ментальным основам. Трансформированная таким образом информация составляет социальный контекст, который определяет смысловые параметры ценностных ориентаций социальной (этнической) общности. Изменение системы ценностных ориентаций задается внешней средой, но поле и характер таких изменений зависит от специфики ментальности этнической общности.
В результате ретроспективного анализа развития субэтнической общности выявлены социальные ценностные ориентации сибиряков, которые, имея общие с этнической общностью русских основания, отличаются от них разной количественной выраженностью.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертации, позволяют уточнить содержание, структуру и функции категории «менталитет», имеющей методологическое значение для ряда научных гуманитарных дисциплин и определить ее место в системе категорий социальной философии. Анализ влияния ментальных основ ценностных ориентаций позволяет полнее представить закономерности общественного сознания, специфику наследования в духовной сфере. Материалы исследования могут быть использованы в целях прогноза поведения этнических общностей, определяемого особенностью их ментальности.
Материалы диссертационного исследования в значительной степени внедрены в практику учебного процесса: диссертант был соавтором в подготовке учебного пособия, курса лекций и автором учебно-методического пособия для курсантов Новосибирского В ОКУ; положения, изложенные в диссертации, составили основу спецкурса, читаемого для слушателей Института ППКС ФСБ РФ; отдельные проблемы нашли свое отражение при проведении
занятий со слушателями регионального учебного центра Западно-Сибирского таможенного управления.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 32 научных публикациях. Содержание и основные результаты исследования излагались на 18 различных научных и научно-практических конференциях, в том числе четырех международных и шести межрегиональных. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр Института гуманитарного образования Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета 30 октября 1998. рекомендована к защите
Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен библиографический список использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русский менталитет: опыт социально-философского анализа2011 год, доктор философских наук Полежаев, Дмитрий Владимирович
Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие: на материалах Дальнего Востока2011 год, доктор философских наук Еромасова, Александра Анатольевна
Национальное сознание в культурантропологическом контексте: по материалам российской культуры2012 год, кандидат философских наук Косьяненко, Светлана Николаевна
Менталитет социокультурных общностей Забайкалья: На примере Читинской области2006 год, кандидат философских наук Мельницкая, Светлана Анатольевна
Эволюция массового сознания россиян2011 год, доктор философских наук Ореховская, Наталья Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пальцев, Андрей Иванович
Заключение
В результате проведенного исследования стал возможен категориальный синтез понятий позволивший выстроить определенный концептуальный ряд, выявляющий социально-философский смысл категории "менталитет", ее общенаучный статус. Будучи явлением умственного порядка, менталитет характеризует специфику общественного сознания одних социальных общностей относительно других или одной и той же общности на разных этапах социогенеза. Возможность сохранять качественную однородность общности и обеспечивать ее эволюцию в историческом поле позволяет структура менталитета, содержащая как унаследованные модели восприятия и понимания, так и культурные, являющиеся продуктом современной социальной действительности. Будучи механизмом стихийной адаптации к природной и социальной среде, менталитет в качестве источников своего формирования имеет как природные, так и социокультурные факторы, состав и содержание которых специфичен для каждой социальной общности. Являясь совокупностью способов оценивания, задаваемых образным априоризмом и социальным контекстом, менталитет определяет смысловые параметры ценностных ори-ентаций социальной (этнической) общности. Изменение системы ценностных ориентаций инициируется преимущественно внешней средой, но поле и характер таких изменений зависит от специфики ментальности рассматриваемой общности.
Конкретный анализ факторов, определивших особенности менталитета, был произведен нами на примере сибиряков, рассматриваемых в качестве субэтнической группы русского народа. Сибиряки, как элемент этнической системы русских, образовавшийся в результате естественного смешения первопроходцев с аборигенами и последующего утверждения установок и норм поведения этой субэтнической группы среди укоренившихся в Сибири выходцев из европейской части России, имеют системные качества, отличающие их от русских европейской части России. К числу таковых относятся: своеобразие менталитета и социальных ценностных ориентаций; совокупность социально-психологических свойств, определяющих "сибирский характер". Менталитет "сибиряков", являющийся разновидностью менталитета русских, имеет определенное своеобразие выражающееся в степени выраженности ментальных качеств присущих русским.
Рассмотрение взглядов отечественных исследователей ментальности русского народа позволяет выделить те ее особенности, которые обнаруживаются на всем протяжении существования этнической общности. К числу таковых, на наш взгляд, можно отнести: преобладание иррационального начала над рациональным; преобладание морального сознания над политическим и правовым; синкретическая связь "Я" с социумом; амбивалентность этнического сознания. Следствиями этих ментальных особенностей являются: повышенная религиозность (в данном случае понятие «религиозность» рассматривается в значении, которое придавал ему Э. Фромм «любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит схемой ориентации для индивида и объектом его поклонения»1) русского народа, проявляющаяся в поиске абсолютных ценностей; стремление к правде; соборный способ связи между членами этнической общности; примат духовных ценностей над материальными; харизматическое отношение к государству; правовой нигилизм; перманентное воспроизводство биполярных структур социума находящихся в состоянии конфликта (религиозный раскол, западники - славянофилы, «белые» - «красные» и т.д.); проблемы идентификации этнической общности, поиск цивилизационной матрицы, ассимилирующей амбивалентность.
Своеобразие выраженности ментальных характеристик сибиряков заключается в следующем:
1 Фромм Э. Иметь или Быть?//Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть?. -К., 1998. - С.313.
- иррациональные начала у них выражены меньше, чем у русских европейской части России. В частности, им не характерен мистицизм, так свойственный русским;
- большая, чем у русских европейской части России, выраженность преобладания морального сознания над политическим и правовым. Законы центральной власти действовали лишь в той степени в какой их могло обеспечить правительство и насколько они поддерживались местным населением;
- самодостаточность сибиряков и необходимость совместного освоения огромного пространства определили большую выраженность соборной формы связи с социумом, которая у русских европейской части трансформировалась в значительной степени в коллективистскую;
- в доминировании таких черт «сибирского характера», как свободолюбие, настойчивость в выполнении поставленных задач, практицизм мужественность, смелость, спонтанность, общительность, оптимизм, хорошая ориентировка в обстановке, внушаемость, ровное настроение без склонности к повышенной чувствительности, сотрудничество, необидчивость, упорство, рассудочность, любовь к природе, честность, консерватизм, аккуратность, отсутствие поспешности в действии, но без следов вялости, принципиальность, скромность, осторожность, избирательность, выносливость, толерантность во взаимоотношениях с представителями других этнических общностей, трудолюбие;
- в способе восприятия и оценки информации, для которых в значительной мере свойственны схематичность мышления и инерционность установок;
- в большей, чем у русских европейской части, гомогенности ментальных установок, определяемых в значительной степени необходимостью совместного выживание в суровых условиях Сибири.
Ретроспективный анализ социогенеза сибиряков позволяет констатировать, что в качестве диспозиционных установок, определяющих их ценностные ориентации, могут быть выделены духовность, соборность, свобода, практицизм, долг.
Исследование факторов, лежащих в основе формирования менталитета сибиряков показывает, что часть из них продолжает действовать и сегодня, другие, приняв участие в формировании их ментальных структур, утратили свое значение. Постоянно действующими факторами остаются: геополитическое положение Сибири; своеобразие природно-климатических условий (в силу значительной урбанизации региона действие этого фактора носит смягченный характер); использование сибиряков для формирования элитных частей вооруженных сил; характер формирования культурного пространства сибирской интеллигенцией. Появление современных электронных средств позволило сибирякам получать информацию в одно время с центральными регионами страны, что способствовало преодолению существующей в период формирования субэтнической общности относительной изолированности. Несмотря на сложность межэтнических отношений в России, комплиментар-ность сибиряков с другими этническими группами коренного населения Сибири выдержала испытание временем.
Режим ментальной активности сибиряков отличен от того, в котором функционирует этническая система русских в европейской части России, что связано, как нам представляется, с такими обстоятельствами, как: особенности протекания социогенеза; характер межэтнических контактов в регионе; вектор социальной активности субэтнической общности; уровень экстраординарности бытия, обусловленный климатическими, пространственными, геополитическими, социальными условиями; способы ответа на возмущающее воздействие среды, обусловленные социокультурными особенностями и геополитическим положением региона. Различный режим ментальной активности элементов этнической общности неодинаково актуализирует их социальные ценностные ориентации, что определяет дифференциацию в формах, способах и содержании их поведения на каждом историческом отрезке времени.
Значительный интерес в плане продолжения исследований ментальных процессов представляет изучение возможностей управления ими. Современные технологии воздействия на массовое сознание позволяют достигать определенного эффекта при воздействии на ментальные процессы верхнего уровня, что было достаточно наглядно продемонстрировано в ходе избирательных кампаний. Вместе с тем, фундаментальные исследования1 представлений о национальных особенностях граждан разных стран, выполненные как за рубежом, так и у нас в стране, показали, что существуют определенные устойчивые качества, присущие типичным представителям той или иной этнической группы, которые позволяют идентифицировать их в различные исторические периоды. Так, например, в отношении русских был сделан вывод о том, что за годы советской власти, так называемый, "новый советский человек" в основном сохранил свойства, которые отмечались у русских другими народами или ими самими в прошлом. Данное обстоятельство показывает, что глубокие ментальные основы имеют инварианты, сохраняющиеся на всем протяжении существования этнической общности.
Требуют более глубокого осмысления возможности влияния на ментальное пространство социума в связи с появлением киберпространства. Понятие "пространство" и "время" стали иметь иное содержание. Стало возможным общение в режиме реального времени субъектов различных континентов.
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М., Дело ЛТД. 1994.С. 102.; Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Гременицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект// Вопросы психологии. № 3. 1993. С. 101 - 109.
Мало исследован механизм взаимодействия различных ментальностей: общечеловеческой, этнической, профессиональной. Практический аспект проведения таких исследований для регионов Сибири приобретает особую актуальность в связи с тем, что асимметричный характер этнокультурных контактов, лишение возможности заниматься традиционными видами работ, промыслами, навязывание модели воспитания не учитывающей этнокультурной специфики, приводит к социальной и этнической маргинализации некоторых малых народов Сибири, повлиявшей на их ментальность.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пальцев, Андрей Иванович, 1998 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аналитическая психология: прошлое и настоящее (К.Г. Юнг, Э. Самюэле,
B. Одайник, Дж. Хаббэк)/ Сост. Зеленский В.В., Руткевич A.M. — М.: Мартис, 1995.—320 с.
2. Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). — М.: Дело ЛТД, 1994. — 102 с.
3. Ануфриев A.B. История сибирского казачества. — Иркутск, 1995. — 14 с.
4. Аралова В.В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей.— М., 1992.
5. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопросы философии. — 1996. — № 12. — С.84-103.
6. Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М.,1996. —23 с.
7. Ахиезер A.C., Пригожин А.П. Культура и реформа // Вопросы философии.
— 1994. —№7-8. —С.37-48.
8. Белинский В. Из письма к Н.В. Гоголю//Диалог. — 1993. — № 8-9. — С. 2-3.
9. Белоус В.Г. Русский менталитет/УВопросы философии. — 1996. — № 5. —
C.189-190.
Ю.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990.
— 224 с.
П.Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.— 76 с.
12.Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв.— Новосибирск, 1994.
— 148 с.
13.Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // СОЦИС.— 1996.— № 5.
— С.92-103.
14.Буцинский П.Н. Завоевание Сибири и быт переселенцев. — Харьков, 1889. -274с.
15.Бушуев C.B., Миронов Г.Е. История государства российского: Историко-библиографические очерки. —М.: Книжная палата, 1991. — 316 с.
16.Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии/ТВопросы философии. — 1994. — № 1. — С.68-73.
17.Вардомацкий А.П. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс. доктора социол. наук. — Минск, 1992. — 36 с.
18.Васильевский Р., Резун Д. Воспитание историей. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. — 224 с.
19.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
20.Винокурова У.А. Формирование и изменение ценностных структур сознания народов Якутии: Автореф. дисс. доктора социол. наук. — М.,1995.
— 26 с.
21.Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности: Материалы научной конференции. — Новосибирск, 1995. '— 135 с.
22.Вишневский А.Г. Федерализм и модернизация/Юбщественные науки и современность. — 1996. —№ 4. — С.58-69.
23 .Восток-Запад: Этно - психологическое исследование: Аналитический отчет/Институт общественно-политических проблем/Отв. за выпуск д.ф.н. Чамкин A.C., к.и.н. Дубровин Ю.И., к.ф.н. Ильхамов А.И. —Ташкент, 1991.— 345 с.
24.Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.-практ. конференции. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995. — Часть 1. — 130 с.
25.Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер//Вопросы философии. — 1995. — №6. —С. 111-122.
26.Вятр Е. Социология политических отношений. Перевод с польского. - М.: Прогресс, 1979. - 464 с.
27.Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание/ТВопросы философии. —1994. — № 1. — С.65-68.
28.Гачев Г. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. — М.: Прогресс - Культура, 1995. — 480 с.
29.Гачев Г. Национальный космопсихологос//Вопросы философии. — 1994.
— № 12. —С.9-79.
30.Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). - М., 1997. - 697 с.
31 .Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методоло-гии//СОЦИС. — 1996. — № 6. — С.50-63.
32.Голосенко И.А. Нищенство в России//СОЦИС. — 1996. — № 8. — С.18-26.
33.Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям// Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1. — С.64-75.
34.Гордеев Л.Л. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. — М.: Страстной бульвар, 1991. — 176 с.
35.Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии//Вопросы философии. — 1994. —№ 1. — С.54-61.
36.Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.
37.Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД: Пер. с англ. — М.: МТМ, 1994. — 240 с.
38.Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995.
— 214 с.
39.Гумилев Л.Н. История людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993. —544с.
40.Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. — СПб.: Юна, 1992. —272 с.
41.Гумилев Л.Н. Письмо в редакцию "Вопросов философии'7/Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С.157-160.
42.Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М.: Экопрос, 1993.— 576 с.
43.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
44.Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". — М., 1993. — 328 с.
45.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. — 574 с.
46.Джидарьян И.А. Представление о счастье в русском менталитете// Психологический журнал. — 1997. — Том. 18. — № 3. — С. 13-26.
47.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996. — 267с.
48.Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ//Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С.20-29.
49.Духовность, художественное творчество, нравственность//Вопросы философии. — 1996. — № 2. — С. 3-41.
50.3дравомыслов А.Г. Потребности, Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
51.3иннер Э.П. Сибирь в известиях заподноевропейских путешественников и ученых XVIII века. - Восточно-Сибирское кн. изд-во. - 1968. - 248с.
52.3инченко В.П., Мамардашвили И.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного//Вопросы философии. — 1991. — № Ю. —С.34-41.
53.Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия?//Вопросы философии. — 1997. —№4. —С.19-38.
54.Игнатов А. "Евразийство" и поиск новой русской культурной идентично-сти//Вопросы философии. — 1995. — № 6. — С. 49-65.
55.Изюмова С.А. Индивидуально-типические особенности школьников с литературными и математическими способностями//Психологический журнал.— 1993.—Т. 14.—№ 1. —С.137-147.
56.Ильин М.В. Слово и смыслы. По уставу судьбы: русская идея//ПОЛИС. — 1996. —N4. —С.85-86.
57.Использование современных средств в психологии: Материалы межрегиональной научно-практ. конф. — Новосибирск: 1994. — 214 с.
5 8.История ментальностей, историческая антропология: Зарубеж-ные(исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996. — 255 с.
59.История Сибири: Сибирь в составе феодальной России. — JL: Наука, 1968. —Т.2. —540 с.
60.Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)//Вопросы философии. — 1997. — № 6. — С.35-53.
61.Какурин Н.Е. Как сражалась революция. — М.: Политиздат, 1990. — Т.1. — 272 с.
62.Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судь-бы"//Вопросы философии. — 1994. — № 5. — С.27-47.
63.Кантор K.M. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С.31-48.
64 .Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — М.: Наука, Главная редакция Восточной литературы, 1991.— 127 с.
65.Карлов Н.В. Честь имени или О русском национальном самосознании// Вопросы философии. — 1997. — № 4. — С.3-19.
66.Караташев A.B. Собрание сочинений: В 2т. Т.2: Очерки по истории русской церкви. - M.: ТЕРРА, 1992. - 569 с.
67.Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.' — 367 с.
68.Клопыжникова Н.М. Ценности российского крестьянства в условиях современных социально-экономических перемен: Автореф. дисс. канд. со-циол. наук. — Саратов: Саратовский Государственный технический университет, 1994. — 22 с.
69.Ключевский В.О. Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья... Влияние природы Верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великорос-са.//Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1991. - С. 40-62.
70.Копылов В.А., Милюхин В.П., Фабрика Ю.А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865-1917). — Новосибирск, 1995. — 246 с.
71.Копылова В.Ю. Ценности в кризисном обществе. Вопросы теории и методики (На материалах всероссийского исследования "Наши ценности сегодня"): Автореф. дисс. канд. социол. наук. — М.: Московский гос. университет им. Ломоносова М.В., 1993. — 21 с.
72.Кравченко А.И. Социология труда: был ли К. Маркс славянофилом? //СОЦИС. — 1996. —№ 1. _ С.91-98.
73.Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге 21 века//Вопросы философии. — 1993. — № 7. — С.40-57.
74.Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. Пер. сангл. - М.: Персей, Вече, ACT, 1995.-544с.
75.Кругова Т.Г., Фофанов В.П. «Созвездие знаний» как феномен культуры: к разработке методологии гуманитарных исследований. //Социокультурные исследования. 1997: Сборник статей/ Под ред. Е.А. Тюгашева, Д.О. Серова. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. С. 225 - 244.
76.Кузнецов И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы: Учебное пособие/Новосибирский университет — Новосибирск, 1992. —96 с.
77.Лаврентьев М.А. Прирастать будет Сибирью. — М.: Молодая гвардия, 1980. —175 с.
78.Лапан Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//СОЦИС. — 1996.
— №5. —С.3-24.
79.Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социологические исследования. — 1993. — № 9. — С.17-28.
80.Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб: Макет, 1995. — 316 с.
81.Летописи сибирские/Сост. и общ.ред. Е.И. Дергичевой-Скоп. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1991. — 272 с.
82.Липинская B.A. Старожилы и переселенцы: Руские на Алтае. XVIII-начало XX века. — М.: Наука, 1996. — 269 с.
83.Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М.: Прогресс,UJA, 1992. — 208 с.
84.Лосский Н.О. Характер русского народа. — Книга первая. — М.: Ключ, 1990.. — 64 с. (репринтное издание 1957 г.).
85.Лосский Н.О. Характер русского народа. — Книга вторая .— М.: Ключ, 1990. - 96 с. (репринтное издание 1957 г.).
86.Лунеев С.И. Россия в поисках идентичности // Вестник РАН. — 1995. — Т.65. — № 1. —С.92.
87.Макаренко A.A. Сибирский народный календарь. — Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1993. — 167с.
88.Манекин Р.В. Некоторые аспекты методологии квантификационного исследования ментальности//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1992. — № 1. — С.75-79.
89.Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. — СПб, 1993.
— 231с.
90.Мархинин В.В. Теория этноса: К анализу оснований//Гуманитарные науки ' в Сибири. —1994. — № 1. — С.37-43.
91.Менталитет и аграрное развитие России (19-20 вв.): Материалы международной конференции. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 1996. — 440 с.
92.Мильдон В.И. Русская идея в конце 20 века.//Вопросы философии. — 1996. —№3. —С.46-57,
93 .Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М., Прогресс,
1993. —Т.1. —528 с.
94.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — Т.З. — 480 с.
95.Мыслители русского зарубежья : Бердяев, Федотов. - СПб.: Наука, Санкт-Петербургское отделение, 1992.— 464 с.
96.Налимов В.В. В поисках иных смыслов. — М.: Издательская группа «Прогресс». — 1993. — 280 с.
97.Народы Сибири: права и возможности. — Новосибирск: Изд - во Института археологии и этнографии СО РАН, 1997. — 168 с.
98.Национальная политика в регионе. По материалам Республики Саха (Якутия): Сборник научных трудов. - Якутск, 1993. -102 с.
99.Немировский В.Г., Гладченко A.A. Социально - политические ориентации сибирской молодежи//СОЦИС. — 1996. — № 9. — С. 95-101.
Ю0."Нетрадиционные религии" в посткоммунистической России: материалы "круглого стола" // Вопросы философии. —1996. — № 12. — С.3-33.
101.Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. —М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
102.Оборина В.Д. Об особенностях ментальности будущих педагогов и пси-хологов//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. —
1994. №2. —С. 41-49.
103.Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. — СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 238с. 104.Обручев В.А. В старой Сибири. Сборник статей, воспоминаний и писем 1888 - 1955. - Иркутское книжное изд-во, 1958. - 296с.
105.Общественно-политическая мысль и культура сибиряков в XVII - первой половине XIX в— Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1990. — 160 с.
Юб.Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII - начало XX века) - Новосибирск: Наука, 1983. - 178 с.
107.0дайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г. Юнга: Пер. с англ. Бутырина К. — СПб: Ювента, 1996. — №2. — 384 с.
108.0лдак П.Г. Теогносеология. Миропостижение на рубеже переломной эпохи. Поиски единения науки и веры. — Новосибирск: ВИСТ, 1995. — 240 с.
109.0рлов Г.М., Уваров В.И. Село и российские реформы//Социологические исследования. — 1997. — № 5. — С. 43-54.
110.0т Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Кн.1. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. - 186 с.
111.Панарин А. Похищение России//Москва. — 1997. — № 1. — С. 147-151.
И2.Панарин A.C. "Вторая Европа" или "Третий Рим'7/Вопросы философии.
— 1996. —№ 10.— С.19-32.
ПЗ.Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизаци-онные ответы// Вопросы философии. — 1994. — № 12. — С. 19-32.
114.Пелевин В. Зомби по-советски//Общественные науки и современность.
— 1993. — № 6. — С.157-171.
115.Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Гременицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект// Вопросы психологии. — 1993. —№ 3. — С. 101 - 109.
116.Письма политических ссыльных в Восточной Сибири (XVIII - начало XX в.) - Иркутск: Восточно - Сибирское книжное издательство, 1978. - 360с.
117.Платонов O.A. Русский труд. — М.: Современник, 1991. — 335 с.
118.Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории.//Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 2. - М., Политиздат, 1956. - С.300 -334.
119.Плюснин Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности. Гуманитарные науки в Сибири. - 1994, № 1. - С. 49 - 55.
120.Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. — Ростов-на - Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
121.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1996. — 367с.
122.Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тез. докл. I конф. по истории психологии российского сознания. — Самара, 1994. —198 с.
123.Рассел Б. История западной философии: Пер. с англ. — М.: МИФ, 1993.
— Т.1. —509 с.
124.Распутин В. Моя и твоя Сибирь. Твоя земля. Очерки о природе. - Иркутск, 1987.-С. 6-21.
125.Резун Д.Я., Василевский P.C. Летопись сибирских городов. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — 304 с.
126.Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения: Доклад на Всероссийской конференции "Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии" // Психологическая газета. — 1997.
— №2. — С.3-7.
127.Риск исторического выбора в России: Материалы "круглого стола"// Вопросы философии. — 1994. — № 5. — С.3-27.
128.Роль Сибири в истории России: Бахрушинские чтения 1992 г.: Межвуз. сб. научн. тр./Новосибирский университет/Под ред. Горюшкина — Новосибирск: НГУ, 1993. — 140 с.
129.Российская ментальность: Материалы "круглого стола'У/Вопросы философии. — 1994. — № 1. — С25-54.
130.Российская модернизация: проблемы и перспективы: Материалы "круглого стола"// Вопросы философии. — 1993. — № 7. — С.3-40.
131.Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики/ Под ред. К.А .Абдульхановой, Н.В. Бруклинского, М.И. Врловиковой. — М.: Изд-во Института психологии РАН,1997. — 336 с.
132.Россия в условиях стратегической нестабильности: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. — 1995. — № 9. — С.З- 43.
133.Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тез.докл. — Челябинск: Челябинский гос.университет, 1995. — 233 с.
134.Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. —М.: Наука, 1993. —368 с.
135.Русская идея/ Сост. И.А.Маслин. — М.: Республика, 1992. — 496 с.
136.Русские. — М.: Наука, 1997. — 828 с.
137.Русские старожилы Сибири: Историко-антропологический очерк. — М.: Наука, 1973. — 190 с.
138.Русский вопрос: История и современность: Матер, докл. II Всеросс. научи. конф. — Омск: Комитет по культ, и искусст. Адм. Омской обл., 1994. — 4.2. — 170 с.
139.Русский космизм: Антология философской мысли/Сост.С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.
НО.Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев. — М.: Беловодье, 1997. — 528 с.
141.Русское православие: вехи истории/Науч. ред. А.И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
142.Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. — 1988. — № 1. — С. 124-133.
143.Саакян C.B. Этническое мифосознание как феномен культуры: Автореф. дисс. канд. философских наук. — М.: Московский государственный университет культуры, 1995. — 18 с.
144.Сабиров В.Ш. Сотериологическое предназначение и смысл русской религиозной философии: : Автореф. дисс. доктора философских наук. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1996. - 40 с.
145.Салин Ю. Фундаментальные ценности человечества/Юбщественные науки и современность. — 1995. — № 4. — С. 128-131.
146.Сверкунова П.В. Феномен сибиряка//СОЦИС. — 1996. — № 8. — С.91-94.
147.Сиротина И.Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интеллигенции: Автореферат дисс. кандидата филос. наук. — Саранск: Мордовский госуд. университет, 1995. — 19 с.
148.Словцов П.Л. Историческое обозрение Сибири. Стихотворения. Проповеди. — Новосибирск, 1995. — 676 с.
149.Смысл жизни в русской философии. Конец 19-начало 20 века/Сост. В.Г.Безносов — СПб.: Наука, 1995. — 384 с.
150.Современная духовная культура народов Севера и Сибири. Сб. науч. трудов. Под ред. H.A. Томилова. - Омск: Омский университет, 1989. - 183 с.
151.Соина О.С. Феномен русского морализаторства: Этические очерки. — Новосибирск: Наука, Сибирская изд.фирма РАН, 1995. — 200 с.
152.Соловьев С.С. Российские офицеры - опора государства или источник нестабильности? // СОЦИС. — 1997. — № 5. — С.26-34.
153.Социально - психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. — Смоленск: Смоленский госуд. пед. институт, — 1996. —350 с.
154.Социология и социальная антропология. Межвуз. сб./Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. — СПб.: Алетейя, —1997. — 434 с.
155.Спецпереселенцы в Западной Сибири.1933-1938 г.г./ Сост. С.А. Кра-сильников, B.JI. Кузнецова, Т.Н. Осташко и др. — Новосибирск: ЭКОР. — 310 с.
156.Старообрядцы Забайкалья в XVIII -XX вв. — Новосибирск, 1994. — 148с.
157.Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия...: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906 - 1911 гг. — М.: Молодая гвардия. — 411с.
158.Терещенко В. Учиться, но не подражать//Наука и жизнь. — 1989. — № 2. — С.32-39.
159.Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. — 1995. — № 2. — С.3-18.
160.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. — Санкт-Петербург: Ювента, 1995. —480 с.
161.Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 16-31.
162.Франк С.Л. Русское мировоззрение/Юбщественные науки сегодня. — 1991.—№ 1. —С.179.
163.Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть?: Пер. с англ. -К.: Ника-Центр, 1998. - 400 с.
164.Фромм Э. Психоанализ и этика: Пер.с англ. — М.: Республика, 1993. — 415 с.
165.Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
166.Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. —Новосибирск: Наука, 1987. — 256 с.
167.Хаснулин В.И. Космические тайны вашего самочувствия. — Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1992. — 176 с.
168.Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок: Пер. с англ. —М.: Добросвет, 1997. — 219 с.
169.Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР: Автореф. дис. докт. истор. наук. — М: Институт этнографии им. H.H. Миклухо- Маклая, 1984. — 25 с.
170.Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. — М.: Изд - во Моск. ун - та, 1993. — 96 с.
171.Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в 20 в.// Вопросы философии. — 1994. — №11. — С.52-63.
172.Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения./УМировая экономика и международные отношения. — 1993. —№1. С. 41-54.
173 .Что происходит с социологией//Социологические исследования. — 1997. — №5. —С.3-15.
174.Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Волгоград, 1994. — 23 с.
175.Шинкарев Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда идет. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1974. — 488 с.
176.Штейнгель В.И. Сочинения и письма. Записки и статьи. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. — Т.2. — 448 с.
177.Шуклин В.В. Мифы русского народа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. — 336 с.
178.Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. — Сургут: Северный дом, 1993. — 463 с.
179.Щукин В.Г. На заре русского западничества//Вопросы философии. — 1994. — № 7 - 8. — С.135-150.
180.Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры/ТВопросы философии. — 1995. — № 4. — С.55-69.
181.Экономцев И. Православие. Византия. Россия. — М.: Христианская литература, 1992. — 233 с.
182.Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13-15 дек. 1995 г.) - М.: Институт народов России, 1995. - 172 с.
183.Этнопсихология и этнопедагогика в школах Восточной Сибири: Материалы научно-практ. конф. школьных психологов Восточной Сибири. — Улан-Удэ: Изд - во Бурятского пединститута, 1994. — Часть 1. — 146 с.
184.Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф. Итса: Сборник статей.— М.: Наука, Восточная литература, 1993. — 344 с.
185.Юнг К.Г. Аналитическая психология: Глоссарий: Пер. с англ. — Санкт-Петербург: Кентавр, Институт Личности, Палантир, 1994. — 344 с.
186.Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. С. Лорие и В. Зеленского. -СПб, 1995. - 719 с.
187.Юнг К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 1320 с.
188.Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности//Мир России. — 1995. — №3-4. —С. 167-168.
189.Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.К главе 2, п.2.1. (Сибирские казаки).
2. К главе 2, п.2.1. (Сибирские говоры).
3. К главе 2, п.2.1. (Эволюции соотношения русских и аборигенов в процессе освоения Сибири).
4. К главе 2, п.2.2. (Харизматический авторитет Ермака в Сибири).
5. К главе 2, п.2.2. (О деятельности губернаторов Сибири).
6. К главе 2, п.2.2. (О роли ссылки в формировании ментальных качеств сибиряков).
7. К главе 2, п.2.2. (О проявлении ментальных качеств сибиряками в войнах России).
Сибирские казаки
Появление казаков в Сибири связано с экспедицией Ермака. После покорения Сибири значительная часть казаков осталась там, в дополнение к ним правительство отправляло отряды служилых людей и казаков. Из этих групп появилось Сибирское казачество. Кроме формирования по "отечеству" (т.е. передача звания наследникам) практиковалось и формирование "по прибору", зачислялись в казаки "бывальцы и видальцы", "черкасы" ("черкасами" в Сибири называли присланных выходцев с Украины и запорожских казаков1). Казачьи команды были раскиданы по всей территории Сибири. В Тобольске находилась так называемая "Старая сотня" (потомки казаков, пришедших с Ермаком).
В составленном в 1725 г. первом расписании (штат) сибирских служилых людей насчитывалось более 8 тыс. казаков2.
Сибирские казаки3 делились на городовых, несших гарнизонную службу, и станичных линейных - службы пограничной охраны. Городовые казаки, составившие с 1822 года 7 полков, постепенно упразднялись и сохранены были в 20 веке только в Якутске. Потребности в охране растущих границ вызвали быстрое и непрерывное увеличение линейных казаков, в первую очередь, по южной границе Западной Сибири (линии: Сибирская, Пресно-Горьковская, Иртышская, Бухтарминская). Поселенные на ней казаки составили к концу XVIII века сибирское казачье войско, вой-
' Резун Д.Я. Родословная сибирщких фамилий: История Сибири в биографиях и родословных. Новосибирск: Наука, 1993. С. 158.
2 Ануфриев A.B. История сисбирского казачества. Иркутск, 1995. С. 5.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.