Материал, технология и дизайн формообразования искрозащитных экранов для каминов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.05, кандидат наук Кулинич, Полина Батыровна
- Специальность ВАК РФ05.23.05
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат наук Кулинич, Полина Батыровна
Введение
Глава 1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования
1.1. История возникновения и развития искрозащитных экранов
1.2. Классификация искрозащитных экранов
1.2.1. Классификация искрозащитных экранов для каминов по стилям
1.2.2. Классификация искрозащитных экранов по геометрии формы
1.2.3. Классификация искрозащитных экранов по орнаменту декоративной сетки
1.2.4. Классификация искрозащитных экранов по материалу изготовления
1.2.5. Классификация дизайна искрозащитных экранов для каминов по технологии изготовления
1.3. Электронный каталог по пунктам классификации искрозащитных экранов для каминов
1.4. Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментально-теоретические исследования
технологии вакуумно-пленочного литья
2.1. Технологический процесс вакуумно-пленочного литья в песчано-глинистые формы на примере классического искрозащитного
экрана из латуни
2.1.1. Выбор формовочного песка
2.2. Последовательность операций процесса литья по выплавляемым моделям
2.2.1. Изготовление пластилиновой модели
2.2.2. Изготовление виксинтовой и гипсовых форм
2.3. Используемые материалы
2.4. Выбор сплава для изготовления отливки
2.5. Изготовление легкоплавких моделей
2.5.1. Расчет шихты
2.6. Материалы для изготовления форм
2.6.1. Формовочные пески
2.6.2. Противопригарные покрытия
2.6.3. Синтетические пленки
2.7. Технический процесс
2.7.1. Модельно-опочная оснастка. Подмодельные плиты
2.8. Обработка изделия
2.8.1. Шлифование
2.8.2. Полирование, кварцевание
2.8.3. Декорирование изделия
2.9. Выводы по главе 2
Глава 3. Технология декоративной отделки искрозащитных
экранов для каминов
3.1. Методы обработки изготовленного искрозащитного экрана из металла или металлического сплава
3.1.1. Декоративная отделка металла
3.1.2. Шлифование
3.1.3. Полирование
3.2. Патинирование и оксидирование
3.2.1. Патинирование латуни
3.2.2. Патинирование меди
3.3. Декорирование стали
3.4. Воронение
3.5. Олифово-масляный обжиг
3.6. Декорирование алюминия
3.7. Окраска цинка
3.8. Окраска свинца и патинирование соком растений
3.9. Выводы по главе 3
Глава 4. Особенности процесса горения древесины и математическая модель исследования вылета искр. Вероятностные
методы в исследовании вылета искр во времени
4.1. Виды топлива для дровяных каминов и их классификация
4.2. Изучение особенностей горения дров и древесных брикетов
4.3. Исследование закономерностей распределения дискретных случайных величин (числа вылетевших искр)
4.3.1. Вероятностная закономерность распределения числа вылетевших искр в зависимости от вида топлива
4.3.2. Оптимизация расстояния установки искрозащитного
экрана от границы топки камина
4.3.3. Вычисление геометрической вероятности попадания количества искр на площадь искрозащитного экрана из общего числа вылетевших искр
4.4. Выводы по главе 4
Выводы
Библиографический список
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Строительные материалы и изделия», 05.23.05 шифр ВАК
Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности2013 год, кандидат наук Гончарова, Юлия Вячеславовна
Разработка технологии декорирования поверхности халцедона с целью повышения эстетических свойств объектов дизайна2020 год, кандидат наук Пономарева Ксения Сергеевна
Метод художественного проектирования формоустойчивой одежды из валяльно-войлочных материалов2015 год, кандидат наук Фирсова Юлия Юрьевна
Разработка композитного защитно-декоративного покрытия для дизайн-объектов из алюминия и его сплавов2018 год, кандидат наук Николаев, Илья Викторович
Декорирование поверхности серебра 925 пробы с использованием электрохимической обработки импульсными токами2018 год, кандидат наук Висковатый, Иван Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Материал, технология и дизайн формообразования искрозащитных экранов для каминов»
Введение
Актуальность темы. Издревле очаг был неотъемлемой частью жилища человека. На нём готовили пищу, им отапливали помещение. Открытый огонь часто становился причиной пожаров. Необходимость защитить пространство от вылета искр привела к созданию ограждающей конструкции между очагом и помещением. Первоначально эта конструкция выполняла сугубо функцию защитного экрана от вылета искр. Тяга человека к красоте и эстетическому обустройству жилища привела к различным формам декорирования искрозащитного экрана.
Эмпирически материалом для изготовления искрозащитных экранов стал металл. К этому времени человечество приобрело достаточно опыта работы с этим материалом. Главным фактором, определяющим выбор металла в качестве материала для искрозащитных экранов, являются его свойства.
Весь интерьер помещения обустраивался вокруг источника обогрева, которым в Средневековье стал камин. Искрозащитный экран как неотъемлемая гармоничная составляющая одного из основных конструктивных элементов стены - камина, создавался в образе господствующего исторического художественного стиля. На форму, геометрию и эстетику образа искрозащитного экрана оказывают непосредственное влияние свойства материала, технология изготовления и стилевая направленность интерьера.
Актуальностью данного направления исследования является систематизация искрозащитных экранов по факторам, на которые непосредственное влияние оказывает свойства материала и технология изготовления, а также степени влияния этих факторов на дизайн искрозащитных экранов.
Учитывая, что в настоящее время искрозащитный экран стал современным продуктом дизайнерской работы и обе функции искрозащитного экрана - защита от вылета искр и эстетический образ -
сравнялись по приоритетам, то дизайн искрозащитного экрана стал объектом исследования в данной работе.
Таким образом, цель работы: анализ искрозащитных экранов для каминов по функциональным и эстетическим характеристикам для разработки рекомендаций по созданию искрозащитных экранов различного дизайна и установление факторов, которые оказывают непосредственное влияние на дизайн искрозащитных экранов.
Поставленная цель работы определила необходимость решения основных задач исследования:
• Провести исторический анализ искрозащитных экранов для каминов, их функциональных и эстетических характеристик;
• Классифицировать искрозащитные экраны по стилям, по геометрии формы, по орнаменту декоративной сетки, по материалу изготовления, по технологии изготовления, по технологии декорирования;
• Создать базу данных по пунктам классификации с использованием продукта в Microsoft Visual Studio 2012 Express на языке программирования С#;
• Предложить разработанную методику по применению материала и оборудования в технологическом процессе вакуумно-пленочного литья;
• Провести анализ материалов, используемых для декорирования искрозащитных экранов для каминов и технологий их применения;
• На основе статистического анализа проведенного эксперимента по процессу горения с вылетом искр создать математическую модель с использованием аппарата теории вероятности.
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследований:
• Моделирования и оптимизации;
• Аналитические, численные;
• Эксперименты.
Объект исследования: искрозащитные экраны для каминов. Предмет исследования: влияние свойств материала и технологии изготовления на дизайн искрозащитных экранов для каминов. Научная новизна
• На основании анализа влияния свойств материала и технологии изготовления на дизайн искрозащитных экранов для каминов предложены классификации искрозащитных экранов по стилям, по геометрии формы, по орнаменту декоративной сетки, по материалу изготовления, по технологии изготовления, по технологии декорирования;
• Создан электронный каталог по пунктам классификации искрозащитных экранов для каминов с использованием продукта в Microsoft Visual Studio 2012 Express на языке программирования С#.
• На основании экспериментальных исследований предложены и зарегистрированы патентом РФ оптимизация выбора материала и оборудования, используемого в технологическом процессе вакуумно-пленочного литья;
• На основании разработанной математической модели с использованием аппарата математической статистики предложено оптимальное расстояние от внешнего контура портала камина до плоскости искрозащитного экрана;
• На основе статистического анализа проведенного эксперимента создана математическая модель с использованием аппарата теории вероятности по процессу горения с вылетом искр топлива различного качества.
Достоверность полученных результатов и обоснованность
полученных в результате работы выводов подтверждены сопоставлением результатов теоретических исследований с экспериментальными данными,
полученными путем испытаний с последующим внедрением разработанных методов и средств в исследовательскую практику и производство. Алгоритм действий, предложенные в работе, хорошо согласованы с современными научными представлениями и данными, полученными из отечественных и зарубежных информационных фондов, а также подтверждаются собственными оригинальными исследованиями и их обсуждением на научных конференциях.
Практическая значимость, внедрение результатов работы заключается в предложенной методике, которая позволяет оптимизировать выбор материала и оборудования для технологического процесса вакуумно-пленочного литья искрозащитных экранов. Созданный электронный каталог по пунктам классификации искрозащитных экранов для каминов позволяет осуществлять поиск информации по заданным параметрам. Предложено оптимальное расстояние от внешнего контура портала камина до плоскости искрозащитного экрана. Изготовленное изделие - искрозащитный экран «Жар-Птица» - подтверждает практическую значимость диссертационного исследования.
Результаты работы нашли отражение в двух практических справочниках - Справочнике современного дизайнера (Ростов н/Д, Феникс, 2013. - 431 е.), Справочнике дизайнера декоративно-прикладного искусства (Ростов н/Д, Феникс,2013-221 е.).
Апробация результатов работы. Результаты исследования доложены на: международных научно-практических конференциях «Строительство» (Ростов-на-Дону, РГСУ, 2012, 2013гг.), VIII международной научно-практической конференции "Новые полимерные композиционные материалы" (Нальчик, КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2013г.), научном семинаре кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики (Москва, МГУПИ, 2013 г.).
Результаты исследований внедрены в лекционном и практическом курсе, в дипломном проектировании, в научно-исследовательских работах
студентов, магистров и аспирантов кафедры «Строительные материалы» Ростовского государственного строительного университета.
Публикации. Результаты исследования изложены в 18 публикациях: в том числе 7 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 2 монографии, 3 патентах РФ и 6 в статьях других изданий.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов, списка использованной литературы и приложений, изложена на 155 страницах машинописного текста и содержит 50 рисунков, 28 таблицы, 2 приложения.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность проблемы и выбранного направления исследования, сформулированы цели и основные положения, которые выносятся на защиту, проведен исторический анализ искрозащитных экранов в соответствии с принятым выделением исторических стилей, а также рассмотрены их функциональные и эстетические характеристики.
В первой главе дан краткий обзор существующих работ по теме диссертации, история возникновения и развитие формообразования искрозащитных экранов. В разделе 1.2., приведена классификация искрозащитных экранов по стилям, по геометрии формы, по орнаменту декоративной сетки, по материалу и технологии изготовления искрозащитных экранов.
Обращаясь к истории возникновения искрозащитных экранов для каминов, в разделе 1.2.1., проведен ретроспективный обзор последовательно развивающихся интерьерных стилевых направлений и образа искрозащитного экрана.
В таблицы сформированы особенности дизайна искрозащитных экранов для камина по историческим интерьерным стилевым направлениям, а именно: Романский, Готический, Барокко, Классицизм, Модерн и Хай-тек. На стильных примерах искрозащитных экранов разложены принципы
формообразования изделия по принадлежности к стилю, по особенностям линии и формы, по цвету, фактурности поверхности и представлены декоративные модульные элементы.
В разделе 1.2.2., приведена классификация искрозащитных экранов по геометрии формы. Главным критерием при выборе формы по геометрии искрозащитного экрана становится - функциональность. А именно, обеспечение безопасного использования очага в помещении. Руководствуясь параметрами камина, определяем размеры и геометрию искрозащитного экрана.
В разделе 1.2.З., искрозащитный экран классифицируется по орнаменту декоративной сетки, которая формируется из модульных элементов различного дизайна. По стилю модульного элемента называется пункт классификации.
По материалу изготовления искрозащитного экрана классификация представлена в разделе 1.2.4. Классифицированы искрозащитные экраны по материалу следующим образом:
• Искрозащитные экраны из металла и металлических сплавов;
• Искрозащитные экраны из термоустойчивого стекла;
• Искрозащитные экраны в виде комбинирования материалов (металл,
сплав, термоустойчивое стекло).
Выбор материала производится по нескольким критериям:
• Специфика технологического процесса;
• Экономические показатели;
• Требования, предъявляемые к свойствам изделия;
• Возможность декорирования, т.е. придания эстетических
характеристик.
В завершающем разделе 1.2.5., приведена классификация искрозащитных экранов по технологии изготовления. В разделе коротко описаны основные технологические процессы, используемые при
изготовлении искрозащитных экранов, всего перечислено 12 технологий. Отмечена специфичность некоторых из них и универсальность технологии вакуумно-пленочного литья.
В завершении главы 1 в разделе 1.З., представлен электронный каталог классификации искрозащитных экранов на основе программного продукта в Microsoft Visual Studio 2012 Express на языке программирования С#. Фрагмент Screenshots классификации искрозащитных экранов по виду используемого материала «Решетка» представлен в (приложении 1).
Вторая глава посвящена экспериментально-теоретическим исследованиям технологии вакуумно-пленочного литья.
В разделе 2.1., представлен технологический процесс вакуумно-пленочного литья в песчано-глинистые формы на примере тематического искрозащитного экрана из латуни «Жар-птица».
В конце второй главы разделе 2.9., приведены основные выводы.
В третьей главе приводится теоретическое исследование методов обработки искрозащитных экранов изготовленных из металла или металлического сплава. Разнообразие предлагаемых дизайнерских решений формообразования искрозащитных экранов определяется широким набором и возможностями технологий изготовления и огромным ассортиментом доступных вариантов финишной декоративной обработки поверхностей искрозащитных экранов для каминов.
Четвертая глава посвящена экспериментальному исследованию процесса горения древесины и сопровождающего его вылету искр.
В первом параграфе главы рассматривается взаимосвязь процесса горения от вида топлива. Предложена классификация вида древесины для топки каминов в зависимости от породы дерева.
В разделе 4.1., описана зависимость формирования искр от породы древесины. Горящие искры могут разлетаться на значительное расстояние от камина.
Глава 1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования. 1.1. История возникновения и развития искрозащитных экранов
Издревле очаг был неотъемлемой частью жилища человека. На нём готовили пищу, им отапливали помещение. Открытый огонь часто становился причиной пожаров. Необходимость защитить пространство от вылета искр привела к созданию ограждающей конструкции между очагом и помещением. Первоначально эта конструкция выполняла сугубо функцию защитного экрана от вылета искр. Тяга человека к красоте и эстетическому обустройству жилища привела к различным формам декорирования искрозащитного экрана [8].
Эмпирически материалом для изготовления искрозащитных экранов стал металл. К этому времени человечество приобрело достаточно опыта работы с этим материалом. Главным фактором, определяющим выбор металла в качестве материала для искрозащитных экранов, являются его свойства.
Весь интерьер помещения обустраивался вокруг источника обогрева, которым в Средневековье стал камин. Искрозащитный экран как неотъемлемая гармоничная составляющая одного из основных конструктивных элементов стены - камина, создавался в образе господствующего исторического художественного стиля. На форму, геометрию и эстетику образа искрозащитного экрана оказывают непосредственное влияние свойства материала, технология изготовления и стилевая направленность интерьера.
Появились новые материалы, модернизировались классические и возникли новые технологии изготовления искрозащитного экрана для каминов.
Менялись эпохи, сменяли друг друга художественные стили, камины оставались основной составляющей интерьера. Все перечисленные факторы
находили свое отражение в формообразовании образа искрозащитного экрана.
Первая половина XX века - затухание интереса к каминам и искрозащитным экранам. Этому способствовало промышленная революция второй половины XIX века, когда полностью изменилась система отопления помещения. К тому же возникновение революционных ситуаций на территориях многих стран привела к смене политических устоев. После Первой мировой и Второй мировой войн, долгого восстановительного периода, наступила политическая и экономическая стабилизация ситуации в мире, которая приходиться на последнюю декаду XX века. Вновь появляется интерес к камину, но не как к источнику тепла, а в первую очередь, как декоративному элементу интерьера. На ряду с классическими дровяными каминами появляются электрические камины с полной визуальной имитацией их дровяных предшественников. Так как искрозащитный экран является неотъемлемой гармоничной составляющей каминов, то и интерес к искрозащитным экранам так же становиться актуальной задачей дизайнеров при разработке образа, как дровяных так и электрических порталов каминов.
1.2. Классификация искрозащитных экранов
Классификация искрозащитных экранов •
. по технологии декорирования
ГС«риГИ1? ог»супор"ъии эыалвми »•.'лги рас (ворами
¿'гнуспгеши.-*? спгмрги-чиие
о-нфеоо и.юпнммыи пбжиг
В0р0|-йчие
ипифсикй
.л!«»» кмдеяс'м**
виду используемого материала
УМГ,"^ 1.
по технологии изготовления
| патунь
аань -
"УТ" {
ГТччпо --1
< 3 < ЛмГт'и^Г^н.'-' —
[ сннспо У^-.............1
¡Н'чх!
ЛИ1М1 П ГЛСЧЯЮ ГГИИИСТЫ« ФорVI.
ПИП/1 П игТЛЛЛИЧИСКЙ« форм
ПМ'Ы! В 1ЛО)]1>".0»Ыв фермы
гигье год ддплениеи
иС«'ОС&С»"ОС гигьс
гг>»иоо литье •ю ИМПГМЮТИРМММ «С,!'1!!?«
1—'
Вануумк^ппеиоч«« ш-'ь« в презно тинистые ®0(:'«ы
«ООйи» ЧЛ1НО Гробивкд! поесс
галерная мотаг.г л
широабсмимиия т-лллов
шгам<~ов«а г,'-_тсвы мадЕгГхи
Х>ЛОЖРГТМ?чмЛИ аргсчмдя гвде-я
по геометрии формы
по историческим стилям
т л>:мк.' ньк;
сос-лпн».«
ООМЛМСИЛ" с (иль
п - с I
-.Г I-
'О'ичес^ми с1|"'ь
пггвмоуго.'1Ь">е
>ру'гь.с-
произвольной фс{!М1.
чсасзсици««
чкмйри
Схема 1.1 Общая классификация искрозащитных экранов
1.2.1. Классификация искрозащитных экранов для каминов по
историческим стилям
Обращаясь к истории возникновения каминов и аксессуаров к ним, можно провести анализ последовательно развивающихся стилевых направлений [21].
Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период мог наступить или закончиться раньше или позже.
В Западной Европе, со свойственными этой территории климатическими особенностями, камин стал единственным источником отопления помещения. Интерьеры помещений характерные этому периоду лаконичны и просты. В помещении располагаются несколько основных предметов быта таких как: стол, скамья и сундуки, которые использовались не только по прямому назначению для хранения одежды и утвари, но и в качестве места для сидения или сна. В замках знати, камины приобретают не только функциональное, но и эстетическое значение. Теперь искрозащитные экраны для каминов, помимо прямого назначения защиты помещения от возникновения пожара, дополняют интерьер своей эстетикой, создавая уют. Искрозащитные экраны для каминов в романском стиле были массивные, кованные, с геометрическим или растительным орнаментом.
Таблица № 1.1 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина Романского стиля.
№ Основная характеристика Описание
1 Стиль Романский
2 Линии Бочарные, полуциркульные, прямые горизонтальные, вертикальные
Постепенно вытесняя романский стиль, на смену пришла Готика. Период с XII по XV—XVI века в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы, относят к эпохе готики. Архитектурные элементы типа: стройные колонны, сложные стрельчатые формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы в свинцовом обрамлении из выпуклого стекла, характерны для этого стиля. В дизайне искрозащитных экранов тоже произошли кардинальные изменения. Решетки перестали быть такими массивными, за счет модернизации традиционных и изобретения новых технологий литья и ковки. Элементы декора искрозащитных экранов теперь экспрессивны, орнамент повторяет рисунок витража, декоративных архитектурных элементов и деталей
оборудования интерьеров, геометрические узоры и стилизованный четырехлистник клевера, верхние края экрана декорировались острыми пиками.
Таблица № 1.2 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина Готического стиля.
№
Основная характеристика
Описание
Стиль
Готический
Линии
Подчеркнутая вертикальная направленность всех конструктивных элементов
Форма
Вытянутый прямоугольник, пики, арки.
Цвет
Серо-черные оттенки
Фактурность поверхности
Рифлёная, шероховатая
Элементы
Пример
Европейская культура XVII—XVIII веков характеризуется стилем Ренессанс и в его завершающем этапе развития периодами стилями Барокко и Рококо. Территорией рождения, расцвета и пышно декорированного увядания была Италия. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и помпезной декорации. Теперь камины и аксессуары к нему приобрели новый иной вид. Камин - это здания в миниатюре с причудливыми формами, склонными к излишествам, а искрозащитные экраны стали объектом притяжения взглядов с живописными кованными элементами. Металл научились отливать, соединять в различные сплавы, декорировать, менять цвет. Искрозащитные экраны для каминов заиграли другими красками и сиянием просветов решетки на фоне открытого огня.
Таблица № 1.3 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина в стиле Барокко
№ Основная характеристика Описание
1 Стиль Барокко
2 Линии Изогнутые, плавные, переплетённые.
3 Форма Овалы, полуовалы, морская раковины, форма стилизованного вьюнка.
4 Цвет Цвет натурального камня
5 Фактурность поверхности Гладкая, обработанная
6 Элементы 1
После пресыщения помпезностью стиля Барокко настала эпоха рационального и гармоничного стиля Классицизм, который строится на основании строгих канонов. К периоду Классицизма принято относить период с XVII вплоть до второй половины XIX вв. Черты Классицизма сводились к простоте, строгости, монументальности и логической ясности форм. В интерьере Классицизма мебель из благородного массива дорогих пород дерева, изящная, но не вычурная. У каминов и аксессуаров для них те же строгие и симметричные линии, без лишних отвлекающих элементов. Искрозащитные экраны чаще выполнены в бронзе или латуни, покрыты патиной или наоборот отполированы о естественного свечения металла.
Таблица № 1.4 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина в стиле Классицизм
№ Основная характеристика Описание
1 Стиль Классицизм
2 Линии Симметрично-осевые
3 Форма Прямоугольник, квадрат, цилиндр
4 Цвет Оттенки позолоты
5 Фактурность поверхности Глянцевая, отшлифованная
Элементы
Пример
п
Стиль Модерн сформировался в последнем десятилетии XIX и полностью оформился до Первой Мировой войны. Он синтезировал в себе все элементы предметной среды окружающей человека и воплощался в одном едином ключе. На ровне с другими стилями, стиль Модерн отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных вещей. Интерьер стиля тщательно прорабатывался. Камины и аксессуары к ним стали чаще напоминать причудливость природных форм растительного происхождения или представителей фауны болотистой местности. Художественные элементы украшающие искрозащитные экраны и аксессуары к каминам, тщательно обрабатывались и декорировались. При этом использовались новые технологии декорирования: патинирование и оксидирование, воронение, олифово-маслянный обжиг. Впервые в образе искрозащитных экранов встречается сочетание металла и стекла.
Таблица № 1.5 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина в стиле Модерн
№ Основная характеристика Описание
1 Стиль Модерн
Линии
Плавные, изогнутые
Форма
Вытянутая латинская буква «8», стилизация представителей флоры и фауны болотистой местности
Цвет
Оттенки чугуна
Фактурность поверхности
Шероховатая
Элементы
Пример
Хай-тск как стиль зародившийся в 70-х годах XX века и нашедший широкое применение в 80-х, пришёл в интерьер из недр позднего Модернизма. Характерные черты Хай-тека - технологичность, прагматизм, гипербола, структура и конструкция, монументальность. В проектировании дизайна помещений, используются высокие технологии, функциональные элементы (лифты, системы вентиляции).
В дизайне каминов и аксессуаров к ним часто используются элементы Конструктивизма и Кубизма. Искрозащитные экраны для каминов приобретают серебристо-металлические оттенки. Широко применяется огнеупорное стекло и различные сплавы. Прямые функции защиты помещения от огня практически утрачиваются полностью в связи с новыми
технологиями топочных конструкций. Иногда искрозащитные экраны жертвуют функционалом в угоду дизайна, подчиняясь общему стилю Хай-тек. Но нет полноценного восприятия камина без искрозащитного экрана. Портал камина и искрозащитный экран - это единое стильное гармоничное целое, но всё чаще искрозащитный экран превращается в декоративный компонент этого единого целого.
Таблица № 1.6 Особенности дизайна искрозащитных экранов
для камина в стиле Хай-тек
№
Основная характеристика
Описание
Стиль
Хай-тек
Линии
Прямые
Форма
Скульптурная форма, сложная простота
Цвет
Металлика, стекло
Фактурность поверхности
Отшлифована до блеска, зеркальная поверхность
Элементы
Пример
1.2.2. Классификация искрозащитных экранов по геометрии формы
Основное назначения искрозащитных экранов отражено в самом названии изделия. Искрозащитные экраны для камина препятствуют попаданию искр и углей из топки камина на предметы интерьера, предохраняя тем самым помещение от пожара. Искрозащитные экраны так же участвуют в процессе циркуляции воздуха, позволяя быстрее обогреть помещение. Поэтому выбор геометрической формы искрозащитного экрана для выполнения этих функций не мало важный факт.
Классифицируя по конструкции, то искрозащитные экраны следует разделять на плоскостные и составные. Составные искрозащитные экраны, как правило, разделены на несколько частей прикреплённых к основе. Существует основная часть (самая широкая, акцентная) и (чаще меньшего размера) боковые створки. Они могут быть расположены по прямой линии, т.е. открыты или слегка прикрыты, создавая П-образную форму экрана.
Для безопасного использования очага необходимо правильно выбрать размеры искрозащитного экрана, руководствуясь параметрами самого камина. Следует замерить высоту и ширину очага, продумать расположение экрана - будет ли он стоять на полу или на подиуме рядом с топкой. По правилам экран должен доходить до самого верха очага или быть незначительно ниже. Так же при выборе формы искрозащитного экрана необходимо учесть, тот факт, как часто и в каких целях будет использоваться камин. Главным критерием становиться - функциональность.
Таблица № 1.7 Классификация формы искрозащитных экранов
Количество створок
Форма
Вид решетки
Одна
Квадрат
Две
Арочная
Три
Ширма
Л
Четыре
Ширма
л,
Одна
Округлая
1.2.3. Классификация искрозащитных экранов по орнаменту декоративной сетки
Искрозащитные экраны могут быть представлены в форме функциональной сетки из модульных элементов различного дизайна. По стилю модульного элемента называется пункт классификации. Искрозащитные экраны в виде декоративной сетки используют в интерьерах с неопределенным стилевым направлением, когда искрозащитный экран не являются доминантным элементом интерьера, и, наконец, в интерьерах экономварианта, т.к. стоимость штампованных сеток экранов более чем демократична [43].
Похожие диссертационные работы по специальности «Строительные материалы и изделия», 05.23.05 шифр ВАК
Декоративные ткани и вышивки в убранстве императорских дворцов Петербурга и его пригородов в эпоху классицизма1999 год, кандидат искусствоведения Вершинина, Наталья Михайловна
Дизайн и технологии изготовления декоративных топоров2013 год, кандидат технических наук Шляхтина, Марина Петровна
Разработка метода художественного проектирования обуви на основе комбинаторного формообразования2015 год, кандидат наук Антонов Иван Васильевич
Дизайн текстильных постельных принадлежностей2014 год, кандидат наук Коновалова, Ольга Александровна
Разработка метода проектирования женской мультидетальной прилегающей одежды2019 год, кандидат наук Макаревич Мария Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кулинич, Полина Батыровна, 2013 год
Библиографический список
1. Аконовлев Н.И. Графическое моделирование уровней соподчиненности элементов композиции в архитектурно-художественном формообразовании: Автореферат, спец.: 17.00.06, Киев, 1992. 18с.
2. Адамсон А. Физическая химия поверхности. М.: Мир, 1979. 568 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С 2012. 392 с.
4. Барбашина Ю.А. Дизайн художественных изделий из цветных сплавов, декорированных покрытиями на основе титана: дисс. ... канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2009. 123 с.
5. Беккерт М. Мир металла: М., 1980. 150 с.
6. Белов A.A., Гвоздев Е.М. История дизайна (лекции): СПб., 1993. 46 с.
7. Белоусов H.H. Плавка и разливка сплавов цветных металлов: Л., Машиностроение, 1981. 80 с.
8. Бех Н.И., Васильев В.А. Мир художественного литья. История и технологии: М., Металлург, 1997. 260 с.
9. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков: М., Знание, 2002. 240 с.
10. Боровский Ю.Ф. Специальные виды литья (в 3-х частях): М., Фабрика экранных учебно-наглядных пособий ВТ1Ш ГК СМ СССР по профтехобразованию, 1966. 141 с.
11. Бошин С.Н., Куманин В.И., Ковалева Л.А., Гусев В. А., Велихов А. Б. Металлы и сплавы для художественных изделий. Кострома: КГТУ, 1997. 259 с.
12. Буданов E.H. Эффективность вакуум - процесса на заводе North Vernon Industry Corp., США//Литейщик России. 2007. №1. 41- 46 с.
13. Быков З.Н., Крюков Г.В., Миневрин Г.Б. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М.: Высш. шк., 1986. 239 с.
14. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: М., Искусство, 1977. 460 с.
15. Венецкий С.И. Рассказы о металлах: М., Металлургия, 1985. 240 с.
16. Вернинг X., Вебер Ф. Технология вакуумно-пленочной формовки для производства высококачественных отливок // Литейное производство. - 2004. - № 8. - с.15-17.
17. Виноградов В.Н. Литейные формы для цветных сплавов: М., Машиностроение, 1981. 76 с.
18. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь в 3-х томах: Кольна. - СПб., 1998.
19. Воздвиженский В.М., Жуков A.A., Бастраков В.К., Точное литье цветных сплавов: М., Машиностроение, 1990. 237 с.
20. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1,2.- М.; Союз дизайнеров России, 2001. 392 с.
21. Воронов Н.В. Суть дизайна или 56 тезисов русской версии понимания дизайна.- М.: Грант, 2002. 280 с.
22. Галдин Н.М. Отливки в точном машиностроении.: М., Машиностроение 1983. 176с.
23. Галдин Н.М., Чернега Д.Ф., Иванчук Д.Ф., Моисеев Ю.В., Чистяков В.В. Цветное литьё. Справочник: Машиностроение. - М., 1989. 527 с.
24. Гарбер М. И. Декоративное шлифование и полирование. М.: Машиностроение, 1964. 192 с.
25. Гарбер М.И. Прогрессивные методы подготовки поверхности. М.: Машиностроение, 1990. 60 с.
26. Генисаретский О.И. Вещь, образ и переживания в художественном проектировании//Художественное моделирование комплексного объекта.-М.: ВНИИТЭ, 1981, 34-53 с.
27. Гини Э.Ч. Технология литейного производства: Специальные виды литья: учеб, для студ. высш. учеб. заведений /Э.Ч. Гини, А.М. Зарубин, В.А. Рыбкин, Под ред. В.А. Рыбкина. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
28. Гиршович Н.Г. - Справочник по чугунному литью 1978г. (757 стр.)
29. Глинка H.JI. Общая химия. Л.: Химия, 1980. 720 с.
30. Гнедич П.П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002. 844 с.
31. Головач В. Что такое дизайн, http: //www.lib.deda.ru/ 2001.
32. Головко, С.И. Энергетическое использование древесных отходов / С.И. Говков, И.Ф.Коперин, В.И. Найденов. - М.: Лесная промышленность, 1987. -224 с.
33. Горельцев A.A. Дизайн поверхности литых изделий малой пластики: дисс. ... канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2003. 108 с.
34. ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. - М.: Изд-во стандартов. 1991. - 52 с.
35. Григорьев В.М. Разработка технологии изготовления отливки. 2004.54с.
36. Грилихес С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов// Библиотечка гальванотехника, 1994.-№1.- с.138-142.
37. Гуляев А.П. Металловедение: М. Металлургия, 1986. 544 с.
38. Гутов Л.А., Никитин М.К. Медь и её сплавы: М., Политех, 1994. 185 с.
39. Гутов Л.А., Никитин М.К. Справочник по художественной обработке материалов: СПб. Политехника, 1995. 436 с.
40. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне// Конструкция, функция, художественный образ в дизайне.- М.: ВНИИТЭ, 1980.
41. Демосфенова Г.Л. Проблемы взаимосвязи образности и функции в дизайне//Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне.- М.: ВНИИТЭ, 1982, Труды ВНИИТЭ, сер. Техническая эстетика, вып.ЗЗ.
42. Джилл, Марта. Гармония цвета в дизайне интерьера. Руководствол по созданию великолепных цветовых комбинации в вашем доме. Пер. с англ.-Астрель, ACT, 2003.
43. Джон Вое. Использование энергиибиомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь. Методические рекомендации по применению передовой практики. Часть А: Сжигание биомассы [Электронный ресурс] / Джон Вое. - Режим доступа: http://www.bioenergy.by/practa.htm свободный.
44. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование (Современные методы проектного анализа), М.: Мир, 1986. 347 с.
45. Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. - М., 1984.
46. Домокеев А.Г. Строительные материалы, учебник для вузов. М.: Высшая школа 1989г. - 495 с.
47. Драйздейл, Д. Введение в динамику пожаров / Пер. с англ. К.Г. Бомштейна / Под ред. Ю.А. Кошиарова, В.Е. Макерова. - М.: Стройиздат, 1990.-424 с.
48. Емельянов В.О. Разработка технологии изготовления художественных отливок с повышенной точностью рельефа: Автореферат. СПб., 1999. 18с.
49. Ердаков И.Н. Процессы точного формообразования в художественном литье: Автореферат. Челябинск, 2001. 16с.
50. Ефимов В.А. Специальные виды литья. Справочник. М., Машиностроение, 1991. 734с.
51. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика. Автореферат дисс......доктора искусствоведения, спец.: 17.00.06 - М. ВНИИТЭ, 2002.
52. Жуковский С.С. Формовочные материалы и технология литейной формы. Справочник: М., Машиностроение, 1993. 431с.
53. Зенгуил Э. Физика поверхности //М., Мир, 1990. 537 с.
54. Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. М.: Металлургия, 1994. 479 с.
55. Зотов Б.П. Художественное литье. - М., 1982.
56. Иванов В.Н., Казенов С.А., Курчман Б.С. Литье по выплавляемым моделям. 3-е издание: М., Машиностроение, 1984. 407 с.
57. Иванов В.Н., Карпенко В.М. Художественное литье. Мн.: Высш. шк.,
1999. 206 с.
58. Иконников A.B. Стайлинг и «хай-тек» как типы освоения технической формы в художественной культуре//Эстетическая ценность объектов дизайна и ее функционирование в системе культуры.- М.: ВНИИТЭ, 1982.
59. Китайгородский И.И. Технология стекла. М.: Изд. лит. по строительству 1967г. - 564 с.
60. Ковалева Л. А., Крайнов С. Н., Куманин В. И. Материалы ювелирной техники. М.: МГАПИ, 2000. - 200 с.
61. Коровкин О.Н. Совершенствование дизайна и технологии изготовления рельефа художественных изделий листовой сверхпластической формовкой: дисс. ... канд.техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2007. 137 с.
62. Крашенинников А.И. Дизайн и проблемы металловедения.// В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ,
2000, в.З, с. 16-18.
63. Кузнецов Е.В. Послушный металл. - М., 1988.
64. Куманин В.И. Влияние дизайна структуры на эстетические и функциональные свойства материалов. М., МГАПИ, 2000, вып. 3, стр.9-10
65. Курдюмов A.B., Пикунов М.В., Чурсин В.М., Бибиков Е.Л. Производство отливок из сплавов цветных металлов. "МИСИС", М., 1996.
66. Лакшми Бхаскарин. Дизайн и время//Пер. с англ. Голыбиной И.Д.- М.: Арт - Родник, 2006, 256 с.
67. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1990. 528 с.
68. Лебедева Т.В. Совершенствование дизайна изделий из меди и медных сплавов с использованием импульсной электрохимической обработки их поверхности: дисс. ... канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2002. 115 с.
69. Лившиц В.Б. Художественное литье: Материалы, технология, практика. М.: Изд-во. РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 192 с.
70. Липницкий A.M., Морозов И.В. Технология цветного литья: Л., Машгиз, 1986. 224 с.
71. Лисицын П.Г. Решение проблем дизайна цвета и качества поверхности литой бронзы: дисс. ... канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2004. 154 с.
72. Литье. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.faglig.ru/ (дата обращения: 14.05.13)
73. Магницкий О. Н., Пирайнен В. Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996. 323 с.
74. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю., Колбасников Н.Г. Художественная деформация металла. СПб.: Политехника, 1996. -323 с.
75. Мазуркин, П.М. Математическое моделирование. Идентификация однофакторных статистических закономерностей: Учебное пособие / П.М. Мазуркин, А.С. Филонов. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 292 с.
76. Маилян Л.Р. Справочник современного дизайнера. - Ростов н/Д., 2013.
77. Макшанчиков И.А. Совершенствование дизайна изделий из алюминия окрашиванием его оксидных покрытий: дисс. ... канд. техн. наук, Москва, 2006. 111 с.
78. Маринеску И., Мойнягу Ч., Никулеску Р., Ранку Н., Урсяну В. Основы математической статистики и её применение. "Статистика", М., 1970.
79. Мельников И. Три линии вакуумно-пленочной формовки на предприятии The Frog. Switch & Manufacturing Company. США // Литейщик России. - 2007. - №5
80. Металлы и сплавы в электротехнике. - М. - Л., 1957. - 3-е изд. - Т. 1 - 2.
81. Микульский В.Г. Строительные материалы, учебник. М.: АСВ 2000 г. -536 с.
82. Михайлов С.М. История дизайна. М.: «Союз дизайнеров Росси», 2003. 270 с.
83. Навроцкий А. Г. Художественная ковка. М.: Высш. шк., 1995. 376 с.
84. Навроцкий А.Г. Кузнечное ремесло. - М., 1988.
85. Новиков В.П. Современные художественные изделия из металла: М., Машиностроение, 1990. 231 с.
86. Орлов Н.Д. - Справочник литейщика. Фасонное литье из сплавов цветных металлов 1971г. (256 стр.)
87. Печкова Т.А. Инструментальная оценка цвета материала. М., 1970.
88. Плаксин И.Н. Металлургия благородных металлов. - М., 1958.
89. Пробоотбирание и анализ благородных металлов. — М., 1968.
90. Рагин В.Ч., Хиггинс М.К. Искусство витража. От истоков к современности. М.: Белый город. 2003 ISBN 5-7793-0796-9
91. Рожанковский В. Ф. Стекло и художник. «Наука». Москва. 1971
92. Румшинский JI.3. Элементы теории вероятностей. М., 1963.
93. Рымашевский А.Г., Андриевский Г.А., Ланин P.A. Прочность тугоплавких соединений: М. Металлургия, 1974. 232 с.
94. Семерок Г. Художественная ковка и слесарное искусство / Г. Семерок, К. Богман.-М., 1982.
95. Скрябин, В.И. Теплотехника. - М.: ВНТИЦ, 2002. - №50200200706.
96. Смирнов М.Ю., Голенков Ю.В. Вакуум-процесс производства чугунных ванн в России. // Литейщик России. - 2006. - №7
97. Соколова М.Л. Дизайн как информационная система современных технологий. // Технология металлов, 2003, №6, 43-45 с.
98. Соколова М.Л. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003. 176 с.
99. Соколова М.Л. Физико-химические параметры металлических материалов, используемых в дизайне предметов окружающей среды: дисс. ... док. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2003. 207 с.
100. Соколова М.Л., Трефилова Н.В. Особенности эстетического восприятия материалов. // В сб. Дизайн и технология художественной обработки материалов, М.: МГАПИ, 2002, в. 6, 32-34 с.
101. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. 288 с.
102. Сорокина M.B. Дизайн ювелирных изделий из сплава ЗлСрМ 58,5-8 на основе совершенствования финишной обработки их поверхности: дисс. ...канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Кострома, 2009. 161 с.
103. Специальные способы литья. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uzcm.ru/spravka/tech/prod/5.php (дата обращения: 4.05.13).
104. Справочник по листовой штамповке: учебное пособие / Демин В.А., Семенов Е.И., Феофанов А.Е. - М.: МГИУ, 2011. 177 с.
105. Сукманов A.A. Дизайн декоративных элементов порталов каминов: автореферат дис. ... канд. техн. наук: спец.: 17.00.06, Москва, 2013. 22 с.
106. Технология тонких пленок // под ред. JI. Майссел, Р. Глэнга. Нью-Йорк. т.2., 1970. / пер. с англ. под ред. М.И. Елинсона, Г.Г. Смолко. - М.: Сов. радио, 1977. 768 с.
107. Технология тонких пленок // справ, под ред. JI. Майссел, Р. Глэнга. Нью-Йорк. Т.1., 1970. / пер. с англ. под ред. М.И. Елинсона, Г.Г. Смолко. -М.: Сов. радио, 1977. 664 с.
108. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. М.: Машиностроение, 1984. 192 с.
109. Урвачев В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. - Челябинск: Металлургия, 1991. 166 с.
110. Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. 288 с.
111. Флеров A.B. Художественная обработка металлов. - М., 1976.
112. Фурникэ М.Ш. Проектирование художественных изделий в САПР.// Технология металлов. 2004. - № 10. с. 40 - 42.
113. Художественные промыслы РСФСР: справочник. - М., 1973.
114. Чудов В.А., Цидулко. Ф.В., Фрейдгейм Н.И. Размерный контроль в машиностроении: М., Машиностроение 1982. 328с.
115. Чурсин В.М. Плавка медных сплавов: М., Металлургия, 1982. 152 с.
116. Чурсин В.М., Бидуля П.Н. Технология цветного литья. Учебное пособие: М., Металлургия, 1967. 252с.
117. Шариков П.В. Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации: дисс. ...канд. техн. наук, Санкт-Петербург, 2008, 160 с.
118. Шкленник.Я.И. Литье по выплавляемым моделям 1984г. (407 стр.)
119. Шульц М. М. О природе стекла // Природа № 9. 1986
120. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике. -М.: Наука, 1979.512 с.
121. Яковлев Н.И. Геометрические принципы художественного формообразования. Киев, 1991. 257 с.
122. Maeda John. Maeda @ media. London, «Thames&Hudson», 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.