Малая проза Вирджинии Вулф и Юрия Олеши в контексте эстетики модернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Спивак-Лаврова, Ирина Игоревна

  • Спивак-Лаврова, Ирина Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Орск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 187
Спивак-Лаврова, Ирина Игоревна. Малая проза Вирджинии Вулф и Юрия Олеши в контексте эстетики модернизма: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Орск. 2016. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Спивак-Лаврова, Ирина Игоревна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Малая нехудожественная проза в творчестве В. Вулф и Ю. Олеши: источники, литературный контекст, рецепция публицистических жанров

1.1. Эссе, литературно-критическая статья и очерк как жанры художественно-публицистической прозы

1.2. Влияние средневековой эстетики и ренессансной философии М. Монтеня на формирование принципов поэтики модернизма В. Вулф и Ю. Олеши

1.3. Литературный контекст первой трети XX века в эссе

В. Вулф и литературно-критических статьях Ю. Олеши

1.4. Рецепция английской и русской литературы в публицистической прозе В. Вулф и Ю. Олеши

Глава 2. Малая художественная проза В. Вулф и Ю. Олеши: поэтика новеллы модернизма

2.1. Каноническая и модернистская новелла: историко-теоретический аспект

2.2. Концепция двоемирия: сюжет и символ в модернистской художественной парадигме (на материале малой художественной прозы В. Вулф и Ю. Олеши)

2.3. Метафора в поэтике условной бессюжетности и бес-фабульности малой прозы В. Вулф и Ю. Олеши: зооморф-ность, вещность, звуковые и цветовые образы

2.4. Зеркало и зеркальность как воплощение двойничест-

ва в малой художественной прозе В. Вулф и Ю. Олеши

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малая проза Вирджинии Вулф и Юрия Олеши в контексте эстетики модернизма»

Введение

Английская писательница Вирджиния Вулф (Virginia Woolf, 1882 - 1941 гг.) и русский автор Юрий Олеша (1899 - 1960) - значимые и неоднозначные фигуры в истории мирового литературного процесса первой треть XX века. Этот период был связан с переломными моментами в политической и социальной сфере, это время первой мировой войны, революций, социальных потрясений и великих научных открытий, приведших к пересмотру старых парадигм в философии, науке и искусстве.

Синонимичность некоторых взглядов английской писательницы и русского автора можно объяснить предположением о существовании некоего единого контекста времени, которое приводит к общности мировоззренческих и методологических концепций, создающих эффект близости художественных стилей представителей разных художественных культур, что позволило применить в работе сравнительно-типологический и системный методы на основе историко-теоретического подхода. Анализируя малую прозу английской писательницы Вирджинии Вулф и русского автора Юрия Олеши в аспекте компаративистики, мы использовали также интертекстуальный подход. Необходимо осознавать, что литературные связи и влияния совершенно иное явление культуры, чем понимание интертекста. Сопоставляя произведения малой прозы В. Вулф и Ю. Олеши, «в свете интертекстуальности совершенно необязательно догадку о существующей между текстами связи пытаться повысить до статуса гипотезы. Ни прямые, ни косвенные доказательства не требуются, поскольку речь идет о свободном парении текстов в культурном пространстве» [168].

Последнее время в литературоведении усилился интерес к эпохе модернизма. Видимо, возникла потребность переосмыслить с позиции сегодняшнего времени процессы, происходившие больше века назад в

мировой литературе и культуре в целом. Модернизм, по мнению философа, искусствоведа и автора «Словаря культуры XX века. Ключевые понятия и тексты» В. Руднева, представляет собой «достаточно условное обозначение периода культуры конца XIX - середины ХХ века, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда» [132].

Модернизм и все его направления всесторонне изучались в изобразительном искусстве, но в английской и русской литературе 20-30 годов ХХ столетия эта тема недостаточно изучена, более того, в терминологии течений существует определенная путаница. В работе мы будем следовать теориям М. Липовецкого и В. Руднева, в исследованиях которых разграничиваются модернизм и авангард. Важна для нас и позиция М. Голубкова. Он обосновал различия течений внутри модернисткой эстетики, дал определение поэтики импрессионизма и экспрессионизма: импрессионизм обусловливается уходом от пояснения фактов, фрагментарностью, ассоциативностью, «фабульных связей чаще всего нет как таковых, художника интересует просто совокупность принципиально случайных, не связанных друг с другом эпизодов, в сложной вязи которых отражается прихотливый образ эпохи» [82; 224]. Мнение М.Голубкова о разграничении понятий импрессионизма и экспрессионизма совпадает с трактовкой Я.Коврижиной: «Экспрессионизм стал реакцией на уродства современной буржуазной цивилизации. Художники этого направления выступали против мировых войн, против подавления личности социальным механизмом, условным, антинатуралистическим живописным языком выражая протест, с одной стороны, и мистический ужас перед хаосом бытия - с другой. Импрессионисты стремились передать неповторимость окружающей действительности в определенный момент времени, экспрессионисты же своим предметом избрали человека» [98]. Экспрессионистическая поэтика связана с деформацией привычных форм, с измене-

нием пропорций тела, с иррациональностью образов, с четким выражением основной эмоциональной идеи, с использованием контрастов и «трагического гротеска». Элементы сюжета в экспрессионизме существуют, но часто переплетаются с символами и сводятся к разгадыванию метафорического кода.

Хронологические рамки модернизма от реалистического искусства до постмодернизма (1950-1960). Как уже отмечалось выше, М. Липовецкий и В. Руднев разделяют искусство начала XX века на модернизм и авангард. По мнению исследователя, модернизм включает в себя такие течения, как импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, экспрессионизм и акмеизм. Футуризм, сюрреализм и дадаизм В. Руднев квалифицирует как авангард. «Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Модернизму это все не нужно. В сфере прагматики модернист ведет себя как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты» [132].

Повесть «Флаш» (1933) В. Вулф представляет собой жизнеописание спаниеля, что можно оценить, как своего рода литературное хулиганство, снижение, пародирование серьезного жанра, популярного в реалистической литературе. Склонность к экспериментам и эпатаж были присущи и творчеству Ю. Олеши, проявлялись и в его реальной жизни. В период творческой депрессии Ю. Олеша позиционировал себя «нищим», сознательно низводил собственную личность до статуса изгоя и маргинала, в этом проявлялся и эпатаж, и протест против существующей советской идеологии. Граница между модернизмом и авангардом, таким образом, представляется довольно условной и зыбкой. В. Вулф и Ю. Олеша, скорее всего, занимают промежуточное ме-

сто между этими двумя направлениями, так как оба склонны к литературным экспериментам разного рода.

В. Вулф первая ввела термин «модерн», четко разграничивая при этом принципы викторианской эпохи и нового искусства начала XX века. Она осознавала, что современная ей литература должна декларировать новый способ описания действительности, сосредоточенный на внутреннем мире человека, когда главным объектом изображения является сознание и подсознание личности, связанное с субъективным и фрагментарным восприятием внешнего мира. Новая проза освобождается от традиционных приёмов повествования: конструктивная роль внешнего сюжета постепенно исчезает, на смену хронологической упорядоченности повествования приходят эксперименты с самой природой времени (синхрония, диахрония, многомерность и неоднородность времени, «время внешнее» и «внутреннее»), сюжетные конфликты и коллизии переходят в сферу психологических и эстетико-философских поисков. Происходит отказ от деления персонажей на положительных и отрицательных, исчезает детерминированность в их поведении. Новая проза передает «текучесть жизни и мысли», приходит к новой трактовке мифа, вводит игровые приемы и мотивы, поэтизирует хаос и транслирует трагедию одинокой личности в современной цивилизации. Таким образом, особенности стиля В. Вулф и Ю. Олеши восходят к литературе «потока сознания» и связаны с различными направлениями модернизма, такими, как импрессионизм, по-стимрессионизм, и, в большей степени, экспрессионизм.

В. Полонский называл стиль Ю. Олеши «игрой с реальность». В полной мере этот термин можно отнести и к поэтике В. Вулф. В поэтике В. Вулф и Ю. Олеши доминантную роль занимает игровое начало, которое проявляется в различных аспектах: в отсутствии классического сюжета, в особенной функции метафоры и символа, в создании

альтернативных миров, в зооморфности и кукольности образов персонажей, в значимости предметного «вещного» мира, в мотиве двойни-чества. Цветовые и звуковые образы восходят к более раннему импрессионизму и постимпрессионизму, а игровое начало в большей степени соотносится с экспрессионизмом, то есть здесь можно говорить о синтезе и неоднородности различных модернистских течений, проявляющемся в поэтике малой прозы В. Вулф и Ю. Олеши.

Писателей объединяет тождественное авторское мировидение, общие философские идеи, в частности некоторые черты средневековой эстетики, ренессансной гуманистической философии М. Монтеня, традиции романтического двоемирия, субъективного идеализма. Произведения В. Вулф и Ю. Олеши пронизывает чувство трагизма бытия и несовершенства мира, в то же время, возникает контрастное ощущение полноты и радости существования в каждом проживаемом моменте.

Совпадают и более конкретные приемы поэтики: выбор вечных тем, тип главного героя, наделенного авторским мировосприятием, противопоставление образов художника и прагматика, неприятие шаблонности и обыденности, стремление к новому парадоксальному видению мира.

Если условно представить поэтику В. Вулф и Ю. Олеши как две пересекающиеся окружности, то общий сектор будет весьма значительным, но останется сегмент не пересекающийся, связанный с оригинальным авторским стилем каждого из писателей. Стиль В. Вулф больше тяготеет к символизму, импрессионизму и постимпрессионизму. Проза Ю. Олеши, кроме импрессионистической составляющей, имеет черты орнаментальной и абсурдной прозы. Общим сегментом в малой публицистической и художественной прозе являются элементы поэтики экспрессионизма.

Малая проза Вирджинии Вулф и Юрия Олеши составляет значительную часть литературного наследия писателей. Однако публицистические и художественные произведения этих авторов оставались в тени научно-исследовательских интересов, тогда как жанры эссе и литературно-критической статьи отражают взгляды писателей на теорию и историю литературы, основы творчества и технику письма. Значительная теоретическая часть работы связана со спецификой и рецепцией жанров малой публицистической и художественной прозы.

Известно, что М. Монтень, будучи общепризнанным первооткрывателем и создателем эссе, изначально определил этот жанр как подвижную и широкую форму. В жанре эссе могут присутствовать не только многообразные документальные и художественные жанры, но и все известные нам роды литературы, включая драму. Очевидно, что жанр эссе, опираясь, в первую очередь, на идею тотальной свободы, освобождения от каких бы то ни было ограничений и стандартов, может поддаваться только описательным методам изучения и одновременно становится необыкновенно привлекательным для модернистской литературы, стремящейся к экспериментам в искусстве.

Эссе - это жанровый феномен, в котором читатель встречается с воплощенной в слове стихией. Любые классификационные подходы к этому жанру изгоняют из него природную исконность, ведут к его исчезновению или такому изменению, в котором он утрачивает самую ценную, важнейшую составляющую. Понимание феноменальной природы жанра эссе было свойственно далеко не всем представителям литературы эпохи модерна. Для В. Вулф и Ю. Олеши эссе становится одним из самых популярных жанров, благодаря его стихийности, слабой структурированности и универсальности.

В. Вулф - не только интеллектуальный автор художественных текстов, наделенный оригинальным мировидением, но и теоретик мо-

дернистской литературы. Ее перу принадлежат многочисленные эссе о теории и практике модернизма, об английской и русской литературе, о женской эмансипации и других социальных темах. В. Вулф провозгласила «русскую точку зрения» и русскую литературу органичной частью «мирового духа» [214; 290], поэтому связь В. Вулф с русской литературой весьма органична.

Ю. Олеша, кроме художественной прозы, был автором многочисленных литературно-критических статей, мемуаров и дневниковых записей. Первая глава диссертационного исследования даст возможность через восприятие публицистической прозы В. Вулф и Ю. Олеши представить творчество этих авторов в контексте национального и мирового литературных процессов, что, безусловно, позволит расширить понимание такого неоднозначного понятия, как модернизм.

Малая художественная проза более подвижна и является творческой лабораторией, в которой писатели апробировали новые принципы повествования и оттачивали приемы художественного изображения действительности. В Великобритании второй половины XIX века жанр новеллы или рассказа были абсолютно непопулярными, так как объемные, монументальные романы Ч. Диккенса и У. Теккерея занимали первостепенные место в викторианской литературе. Можно упомянуть лишь «Кентерберийские рассказы» Д. Чоссера, представляющие собой образец стихотворных новелл, обрамленных в единый текст. Появление малой художественной прозы в Англии на рубеже XIX и XX веков связано с именем Р. Киплинга («Простые рассказы с гор») и с многочисленными рассказами Г. Уэлсса.

В России рассказ существовал в тени романной формы, однако классики русской и английской литературы второй половины XIX века имели в своем творческом арсенале произведения малой художественной формы:, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Севастопольские

рассказы» Л. Н. Толстого, «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского. В творчестве А. П. Чехова рассказ становится ведущим жанром. А. П. Чехов - первый русский писатель, который сознательно уходит от большой эпической формы.

Малая художественная проза модернистов представляет собой недостаточно разработанную тему. На рубеже веков происходит смена эпических жанров, границы жанра классического романа расшатываются, большие формы заменяются малыми и средними. Ю. Тынянов писал, что «в эпоху разложения какого-нибудь жанра - он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление» [96; 18].

В начале XX века в литературе модернизма возникло множество разновидностей модернистской новеллы: символистская, неореалистическая, орнаментальная, лиро-эпическая, новелла-анекдот, новелла-притча. В малых художественных жанрах В. Вулф и Ю. Олеши, прежде всего, проявляются черты импрессионистической и экспрессионистической новеллы, которую характеризуют фактическое отсутствие канонического сюжета, фрагментарность, модернистское двоемирие, существование метафорического кода, обилие тропов, передающих эмоциональное состояние автора.

Необходимо отметить близость поэтики В. Вулф и Ю. Олеши к литературе «потока сознания». В. Вулф именно в творчестве М. Пруста видела рождение новой литературы и новой прозы. Таким образом, в особенном стиле В. Вулф и Ю. Олеши можно увидеть черты различных художественных направлений: литературы «потока сознания», импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, экспрессионизма. Поэтому сравнительный анализ творчества этих писателей позволит расширить понимание модернизма в русской и зарубежной литературе первой трети XX века.

Зарубежные исследователи чаще всего подвергали анализу романное творчество В. Вулф. В работах таких исследователей, как Р. Пул «Неизвестная Вирджини Вулф» ("The Unknown Virginia Woolf', 1978); Л. Гордон «Вирджиния Вулф: Жизнь писателя» ("Virginia Woolf: A Writer's Life", 1984); Дж. Паул «Викторианское наследие Вирджини Вулф: внешний мир в ее романах» ("The Victorian Heritage of Virginia Woolf: The External World in Her Novels", 1988); Дж. Дан «Очень закрытая конспирация: Ванесса Белл и Вирджиния Вулф» ("A Very Close Conspiracy: Vanessa Bell and Virginia Woolf", 1990); Т. Карамаго «Полет разума. Искусство Вирджиния Вулф и маниакально-депрессивный синдром» ("The Flight of the Mind: Virginia Woolfs Art and Manic-Depressive Illness", 1992); Дж. Кинг «Вирджиния Вулф» ("Virginia Woolf", 1994); К. Бел «Вирджиния Вулф: биография» ("Virginia Woolf: A Biography",1996); Х. Ли «Вирджини Вулф» ("Virginia Woolf", 1997); М. Лиска «Гранит и Радуга: Скрытая Жизнь Вирджини Вулф» ("Granite and Rainbow: The Hidden Life of Virginia Woolf", 1998); Н. Николсон «Вирджини Вулф» ("Virginia Woolf", 2000); Дж. Голдман «Феминистская эстетика Вирджини Вулф» ("The Feminist Aesthetics of Virginia Woolf", 2001); К. Далсимер «Вирджиния Вулф: жизнь писателя» ("Virginia Woolf: Becoming a Writer", 2002); Дж. Бригс «Вирджиния Вулф: внутренняя жизнь. Орландо» ("Virginia Woolf: An Inner Life.Orlndo", 2006); А. Кортис «Вирджиния Вулф: Блумсбери и вне» ("Virginia Woolf: Bloomsbury & Beyond", 2006); Т. Цац «Мое безумие спасло меня»: Безумие и замужество Вирджини Вулф» ("My Madness Saved Me»: The Madness and Marriage of Virginia Woolf", 2006); Э. Блэйр «Вирджини Вулф и семейный роман девятнадцатый века» ("Virginia Woolf and the Nineteenth-century Domestic Novel", 2007); Э. Делджано «Вирджиния Вулф и видимый мир» ("Virginia Woolf and the Visible World", 2007); М. Беннет. «Вирджиния

Вулф и нейропсихология» ("Virginia Woolf and Neuropsychiatry", 2013), и др. В этих англоязычных монографиях подробно исследуются многие моменты биографии В. Вулф, ее взгляды, викторианские традиции и модернистские эксперименты. Несколько последних работ написаны на стыке психологии, психиатрии и литературного творчества В. Вулф. Много внимания уделяется романам писательницы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Годы» (1937), «Между актами» (1941), но о малой прозе, к сожалению, лишь упоминается, тогда как этот аспект наследия писателя не менее важен для понимания ее места в истории английского модернизма.

Исследователи практически не касались темы малой публицистической прозы, и степень разработанности малой художественной прозы В. Вулф не велика. Современники В. Вулф: Т. Элиот, Е. Форстер, К. Мэнсфилд, анализируя ее творчество, подчеркивали лиризм ее прозы и желание экспериментировать. Э. Флейшман ("Forms of the Woolfian Short Story.Virginia Woolf: revaluation and continuity: a collection of essays", 1980) был первым исследователем, настаивающим на том, что малая проза В. Вулф заслуживает отдельного внимания.

В. Шоу ("The Short Story: A Critical Introduction", 1983) в своей монографии выделяет тенденции современной новеллы, которые проявляются и в малой прозе Вирджинии Вулф.

Наиболее полное издание малой художественной прозы на английском языке было осуществлено под редакцией и с предисловием С. Дик «Нарушая границы: вся малая художественная проза Вирджинии Вулф» ("Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays», 2004). После этого издания малая проза В. Вулф рассматривается уже не как случайный эксперимент, имеющий гораздо меньшую художественную ценность, чем произведения крупной фор-

мы. В сборник С. Дик вошли не только законченные новеллы, но и незавершенные наброски, черновики, этюды, рукописи писательницы. В комментариях к сборнику читатель мог сравнивать несколько редакций одного и того же текста, разгадывая творческий процесс создания художественного произведения. «Многочисленные поправки Вулф и ее внимательное отношение к каждому слову в тексте являются свидетельством серьезного отношения писательницы к своему новеллистическому творчеству» [86].

В монографии Д. Банкса «Вирджиния Вулф и Кэтрин Менсфилд. Английские новеллы,1880-1945: Критическая история новеллы» ("Virginia Woolf and Katherine Mansfield. The English Short Story, 1880-1945: A Critical history ("Twayne's Critical History of the Short", 1985) в сопоставительном аспекте анализируется малые жанры в творчестве В. Вулф и К. Менсфилд. Это очень актуально для нашей работы, так как в первой главе рассматривается эссе В. Вулф об особенностях творчества Кэтрин Менсфилд «Мучительно тонкая душа» (1927).

В монографии Д. Болдуина «Изучая малую художественную прозу» ("A Study of the Short Fiction", 1989) дается обзор новелл Вирджинии Вулф в хронологическом порядке. Исследование носит довольно поверхностный характер и не ставит своей целью изучение жанровой формы. Однако в этой монографии довольно подробно исследуются все новеллы из сборника С. Дик.

Н. Скрбик в монографическом исследовании «Дикие выплески свободы: Читая малую художественную прозу Вирджинии Вулф» ("Wild Outburst of Freedom: Reading Virginia Woolfs short fiction (Contribution to the Study of World Literature", 2004) новеллы В. Вулф писательницы объединяются в пять групп, однако отсутствует системный анализ новелл.

Российские литературоведы также обращались к изучению творчества Вирджинии Вулф, рассматривая ее произведения в контексте общей истории английского литературного процесса, в контексте литературных направлений модернизма, психологизма (В. В. Ивашева, Н. И. Бушманова, Н. П. Михальская, Д. Г. Жантиева,

Н. Г. Владимирова, Е. Ю. Гениева и др.).

Существует немало статей, посвященных романному творчеству В. Вулф. Внимание исследователей (Е. Брежнева, В. Бячкова, Ю. Вдовина, Г. Яновская и др.) особенно привлекают знаменитые романы «На маяк» ("To the Lighthouse", 1927) и «Миссис Дэллоуэй» ("Mrs Dalloway", 1925), изучаемые с точки зрения особенности их поэтики.

Отдельно необходимо отметить литературоведческие исследования о влиянии русской классической литературы на творчество В. Вулф (Ю.Трубникова «Больше Достоевского»: Современные западные исследователи о влиянии романов Достоевского на творчество В.Вулф», Е. Селезнева «А.П. Чехов как модернист и импрессионист на первоначальном этапе англоязычной рецепции его творчества в 19101930-х гг»). В статьях Я. Коврижиной анализируются интермедиаль-ность малой художественной прозы В.Вулф («Взаимодействие искусств в творчестве В. Вулф (на материале малой прозы)» и общие принципы визуальной эстетики экспрессионистической живописи Эдварда Мунка и новеллы В.Вулф «Три картины» (Я. С. Коврижина «Влияние экспрессионизма на творчество Вирджинии Вулф»).

Несмотря на то, что российские филологи неоднократно отмечали важное значение малой прозы 1917-1921 гг. (Е. Гениева, Н. Бушманова и др.), монографического комплексного исследования новеллистического творчества В. Вулф до настоящего времени не проводилось, хотя в монографии В. И. Грешных и Г. В. Яновской «Лаби-

ринты мысли» подробно анализируются три новеллы писательницы, однако в центре книги находится роман «Миссис Дэллоуэй». Ситуация осложняется тем, что лишь немногие новеллы переведены на русский язык, а некоторые переводы нельзя назвать безупречными.

Наиболее полное и оригинальное исследование о поэтике малой прозы В. Вулф представляет собой диссертация О. И. Жуковской «Поэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф» (2008). О. И. Жуковская отмечает: «Новелла вследствие своей лаконичности и гибкости помогала найти новую форму, удовлетворяющую новым эстетическим исканиям и требованиям. Необходимость этих поисков была обусловлена ощущением исчерпанности материалистических, детерминистских и социологических концепций мира, на которые опиралась литература XIX века» [86]. Исследователь всесторонне рассматривает поэтику жанра новеллы В. Вулф.

Творчество Ю. Олеши всесторонне анализировалось его современниками, личностями яркими и незаурядными: В. Полонским, Н. Берковским, В. Шкловским. Мнения литературных критиков, современников Ю. Олеши, не уступают современным исследованиям в этой области, хотя и несколько идеологизированы. В 60-е годы литературоведы рассматривали его наследие как «часть советской классики» (В. О. Перцов). Затем исследователей интересовала проблема длительного творческого молчания Ю. Олеши во второй половине его жизни. Очень категорично оценивает судьбу Ю. Олеши А. В. Белинков - как путь «сдачи и гибели советского интеллигента». Другие литературоведческие работы защищают Ю. Олешу от нападок А. В. Белинкова (А. Смирнова, В. Гудкова). Молчание Ю. Олеши объясняется В. Гудковой как «сознательный уход из «активной», то есть поверхностной литературной жизни».

М. Чудакова, В. Бадиков, Е. Скороспелова изучали поэтику Ю. Олеши, особенности стиля и языка. Внимание к творчеству Ю. Олеши не ослабевает, причем находятся неожиданные подходы к его произведениям, так, например, в творчестве Ю. Олеши исследуется неомифологизм (П. Маркина), архетипы (Ю. Лобанова), психоанализ (А. Куляпин). И. Арзамасцева соотносит авторское мировоззрение Ю. Олеши с синтезом классической и модернистской эстетики, выявляя тождественность проблематики и поэтики автора с другими течениями и представителями в европейской и русской литературе.

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день не существует работ, в которых всесторонне рассматривалась бы малая публицистическая и художественная проза В. Вулф и Ю. Олеши в контексте мирового модернизма, в сопоставительном аспекте европейской и русской литературы. Недостаточно анализировалась публицистическая проза (эссе и литературно-критические статьи) В. Вулф и Ю. Олеши, в которой раскрываются философские истоки и творческие приемы модернизма: роль автора и читателя, техника письма, модернистское двоемирие, особенная роль метафоры, зооморфность, вещность, зеркальность. Малая художественная проза модернистов также исследовалась фрагментарно, хотя именно малые жанры наиболее динамичны и подвержены влиянию новых тенденций в литературе. В работе также прослеживается типология и трансформация малых жанров художественной и публицистической прозы первой трети XX столетия на примере конкретных произведений В. Вулф и Ю. Олеши.

Актуальность работы обусловлена отмеченной выше недостаточной изученностью проблемы модернизма в английской и русской литературе на материале произведений В. Вулф и Ю. Олеши в сопоставительном аспекте.

Исследование малой художественной прозы Юрия Олеши и Вирджинии Вулф поможет понять вектор движения новеллистического жанра в первой трети XX века и расширить представления о синтезе различных течений модернизма.

Объект исследования - творчество В. Вулф и Ю. Олеши.

Предмет исследования - черты модернизма в эссеистике, новеллах и рассказах В. Вулф и Ю. Олеши.

Целью нашего исследования является анализ публицистики и малой художественной прозы В. Вулф и Ю. Олеши в контексте эстетики модернизма.

Для достижения этой цели в диссертации формулируются и решаются следующие задачи:

1. Уточнить место В. Вулф и Ю. Олеши в историко-культурном и историко-литературном процессе первой трети XX века.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Спивак-Лаврова, Ирина Игоревна, 2016 год

Список литературы

Тексты

1. Woolf, V. The waves / V. Woolf. - London : Hogarth Press, 1931. -

324 p.

2. Woolf, V. The Years / V. Woolf. - London : Hogarth Press, 1937. -

444 p.

3. Woolf, V. Orlando / V. Woolf. - Australia : University of Adelaide.

- eBooks@Adelaide, 2010. - 252 p. - ASIN: 0606208356.

4. Woolf, V. Three Guineas / V. Woolf. - Australia : University of Adelaide. - eBooks@Adelaide, 2012. - 209 p. - ASIN: B001JEE2H8.

5. Woolf, V. To the Lighthouse / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/woolf/virginia/w91t/. -04.04.2016.

6. Woolf, V. Monday or Tuesday / V. Woolf. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/woolf/virginia/w91m/contents.html. -04.04.2016.

7. Woolf, V. Jacob's Room / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/woolf/virginia/w91m/contents.html. -04.04.2016.

8. Woolf, V. Night and Day / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/woolf/virginia/w91m/contents.html. -04.04.2016.

9. Woolf, V. The Voyage Out / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

https://ebooks.adelaide.edu.aU/w/woolf/virginia/w91m/contents.html. -

04.04.2016.

10. Woolf, V. A Haunted House and Other Short Stories / V. Woolf. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.aU/w/woolf/virginia/w91m/contents.html. -04.04.2016.

11. Woolf, V. How Should One Read a Book? The Virginia Woolf Reader / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openculture.com/2016/03/virginia-woolf-offers-gentle-advice-on-how-one-should-read-a-book.html. - 06.04.2016.

12. Woolf, V. E-Books for free online viewing and / or download / V. Woolf. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-booksdirectory.com/listing.php?category=531. - 04.04.2016.

13. Вулф, В. Избранное. Перевод Е. Суриц, Н. Васильевой, Л. Беспаловой, Д. Аграчева, М. Лорие / В. Вулф. - М. : Художественная литература, 1989. - 557 с.

14. Вулф, В. Обыкновенный читатель. Эссе / В. Вулф. - М. : Наука, 2012. - 307 с. - ISBN: 978-5-02-037542-0.

15. Вулф, В. День и ночь / В. Вулф. - М. : Наука, 2014. - 257 с. -ISBN: 978-5-86218-518-8.

16. Вулф, В. Орландо / В. Вулф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/75964/0/Vulf_-_Orlando.html. - 04.04.2016.

17. Вулф, В. На маяк / В. Вулф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://loveread.ec/read_book.php?id=2247&p=1. - 04.04.2016.

18. Вулф, В. Русская точка зрения / В. Вулф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apropospage.ru/person/vulf/v7.html. -04.04.2016.

19. Олеша, Ю. Зубило. Салют. Стихи (1923-1926) / Ю. Олеша. -М. : Гудок, 1927. - 142 с.

20. Олеша, Ю. Зависть / Ю. Олеша // Красная Новь. -1927. - № 7-8. - С. 5-142.

21. Олеша, Ю. Писатели о себе / Ю. Олеша // На литературном посту. - 1928. - № 4. - С. 49-57.

22. Олеша, Ю. Зависть Роман / Ю. Олеша. - М-Л. : ЗиФ, 1929. - 167

с.

23. Олеша, Ю. Зависть. Роман / Ю. Олеша. - Изд. 2-е. - М.-Л. : ЗиФ, 1930. - 239 с.

24. Олеша, Ю. Кое-что из секретных записей попутчика Зан-да / Ю. Олеша // Тридцать дней. - 1932. - № 5. - С. 28-37.

25. Олеша, Ю. Зависть / Ю. Олеша. - М. : Советская литература, 1933. - 267 с.

26. Олеша, Ю. Беседа с читателями / Ю. Олеша // Литературный критик. Гослитиздат. - 1935. - № 12. - С. 59-68.

27. Олеша, Ю. Избранное / Ю. Олеша. - М. : Гослитиздат, 1936. -

382 с.

28. Олеша, Ю. Строгий юноша. Пьеса для кинематографа. Избранное // Ю. Олеша. - М. : Гудок, 1936. - 150 с.21.

29. Олеша, Ю. Избранные сочинения / Ю. Олеша. - М. : Художественная литература, 1956. - 368 с.

30. Олеша, Ю. Ни дня без строчки / Ю. Олеша // Литературная Россия. - 1963. - № 1. - С. 8-140.

31. Олеша, Ю. Повести и рассказы (Вступительная статья Б. Галанова) / Ю. Олеша. - М. : Художественная литература, 1965. - 435 с.

32. Олеша, Ю. Ни дня без строчки. Из записных книжек / Ю. Олеша. - М. : Художественная литература, 1965. - 237 с.

33. Олеша, Ю. Неопубликованные фрагменты из «Ни дня без строчки» / Ю. Олеша // Литературная газета. - 19 сентября 1973. - С. 7.

34. Олеша, Ю. Избранное (Вступительная статья В. Шкловского). / Ю. Олеша - М. : Художественная литература,1974. -576 с.

35. Олеша, Ю. Избранное / Ю. Олеша. - М. : Правда, 1983. - 143 с.

36. Олеша, Ю. К. Зависть; Ни дня без строчки; Рассказы; Статьи. (Вступительная статья Виктора Васильева «Принцип Фаберже») / Ю. Олеша - М. : Гудьял-Пресс, 1999. - 378 с. - ISBN 5-8026-0031-4.

37. Олеша, Ю. Зависть; Три толстяка; Рассказы / Вступ. ст. Д. Пашина; Сост., коммент., спр. и метод. материалы Д. Пашина / Ю. Олеша. - М. : Олимп; АСТ, 1999. - 512 с. - (Школа классики). - ISBN 5-7390-0612-0; ISBN 5-237-03103-X.

38. Олеша, Ю. Книга прощания / Ю. Олеша. - М. : Вагриус, 1999. -176 с. - ISBN 5-9697-0248-Х.

39. Олеша, Ю. К. Воспоминание // Ю. К. Олеша. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/42774/Olesha- Vospominaniya.html. -04.04.2016.

40. Олеша, Ю. К. О фантастике Уэллса / Ю. К. Олеша. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://romanbook.ru/book/2029008/. -04.04.2016.

41. Олеша, Ю. К. Олеша об Ильфе. Памяти Ильфа / Ю. К. Олеша. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/ilf-petrov/2.htm. - 04.04.2016.

42. Багрицкий, Э. Избранное. Стихотворения и по-

эмы / Э. Багрицкий. - Петрозаводск : Издательство «Карелия», 1975. -310 с.

43. Жироду, Ж. Рукопись, зарытая в саду / Ж. Жироду. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.mobi/book.php?book=1827. - 04.04.2016.

44. Катаев, В. Алмазный мой венец / В. Катаев. - М. : АСТ-Пресс, 1994. - 400 с.

45. Лоуренс, Д-Г. Сыновья и любовники / Д.-Г. Лоуренс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.web-lit.net/writer/7648/book/50046/lourens_devid_gerbert/syinovya_i_lyubovniki /read. - 04.04.2016.

46. Мандельштам, О. Э. Конец романа. Собр. сочинений в 4 томах / О. Э. Мандельштам. - М. : Терра, 1991. - Т. 2. - 730 с. - ISBN 585255-044-2; 5-85255-046-9.

47. Монтень, М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах / М. Монтень. - Санкт-Петербург : «Кристалл» «Респекс», 1998. - Т. 1-2. - 948 с., Т. 3. -702 с.

48. Мэнсфилд, К. Рассказы / Вступительная статья, комментарии и переводы Л. Володарской / К. Мэнсфилд. - М. : Книга, 1989. - 448 с. -ISBN: 5-212-00144-7.

Основная литература

49. Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. C. Автономова. - М. : Просвещение, 1988. - 127 с.

50. Андреев, Л. Сюрреализм / Л. Андреев. - М. : Вагриус, 1972. -

458 с.

51. Анненский, И. Избранные произведения / И. Анненский. - Л. : Художественная литература, 1988. - 736 с.

52. Арзамасцева, И. Н. Идейно-эстетические взгляды Ю. К. Олеши (На материале прозы 20-х годов) / И. Н. Арзамасцева. - [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/ideyno-esteticheskie-vzglyady-yu-k-oleshi-na-materiale-prozy-20-h-godov#ixzz454kBHSwr. -06.04.2016.

53. Арутюнова, Н. Д. Языковая метафора. Синтаксис и лексика. Лингвистика и поэтика / Н. Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1979. - 367 с.

54. Афанасьев, А. Н. Древо жизни / А. Н. Афанасьев. - М. : Современник, 1982. - 464 с.

55. Ауэрбах, Э. Мимесис / Э. Ауэрбах. - М. : Прогресс, 1976. -

556 с.

56. Бадиков, В. Вопросы поэтики Юрия Олеши (На материале прозы) / В. Бадиков. - Алма-Ата : АКД, 1967. - С 76-87.

57. Бадиков, В. Герой и автор в прозе Ю. Олеши / В. Бадиков // Филологический сборник - Алма-Ата : АКД, 1967. - Вып. 6-7. - С. 112-118.

58. Бадиков, В. О Ю. Олеше: к биографии писателя 1899-1960 / В. Бадиков // Простор. - 1969. - № 3. - С. 45-67.

59. Барт, Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М. : Прогресс, 1989. -399 с.

60. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. - М. : Искусство. -1979. - 424 с.

61. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин -М. : Художественная литература, 1975. - 504 с.

62. Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента / А. В. Белинков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/belinkov_arkadiy/sdacha_i_gibel_sovetskogo_intel ligenta_yuriy_olesha/read. - 07.04.2016.

63. Беляков, С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша / С. Беляков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2004/10/bel12.html. - 04.04.2016.

64. Беляков, С. Хороший плохой писатель Олеша / С. Беляков. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/ural/2001/9/Ural_2001_09_14.html. - 06.04.2016.

65. Бент, М. И. Немецкая романтическая новелла / М. И. Бент Иркутск: Изд-во иркутск. ун-та, 1987. -120 с.

66. Берковский, Н. Я. Мир, создаваемый литературой / Н. Я. Берковский. - М. : Советский писатель, 1989. - 493 с.

67. Берковский, Н. Я. О «Повестях Белкина» // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский - М. : Советский писатель, 1989. - 276 с.

68. Брежнева, Е. В. «Время внешнее» и «время внутренее» в поэтике романов Вирджинии Вулф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfp.psu.rU/archive/4.2011/brezhneva.pdf. - 05.04.2016.

69. Бушманова, Н. И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д. Х. Лоуренса и В. Вулф / Н. И. Бушманова. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/problema-interteksta-v-literature-angliiskogo-modernizma-proza-d-kh-lorensa-i-v-vulf. - 04.04.2016.

70. Бячкова, В. Символы в поэтике романа В. Вулф «На маяк» / В. Бячкова - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 231 с. -ISSN 2304-909X.

71. Ван дер Энг Я. Искусство новеллы: образование вариационных рядов мотивов как фундаментальный принцип повествовательного построения //Русская новелла: Проблемы теории и истории. - СПб.: 1993. - С. 197 - 200.

72. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М. : Высшая школа, 1989. - 648 с. - ISBN 978-5-382-00357-3.

73. Вдовина, Ю. В. Специфика психологического анализа в романе В. Вулф «На маяк» / Ю. В. Вдовина // V Межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. - Волгоград, 2000. - Ч. 1. - С. 90-100.

74. Владимирова, Н. Г. Формы художественной условности в современном романе Великобритании / Н. Г. Владимирова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/sravnit-literaturoved/formy-hudozhestvennoj-uslovnosti-v-sovremennom-romane-velikobritanii.html. - 05.04.2016.

75. Вулис, А. З. Литературные зеркала / А. Вулис. - М. : Советский писатель, 1991. - 278 с. - ISBN: 5-265-014-96-9.

76. Гарбачук, А. Временная организация романа В. Вулф «На маяк» / А. Гарбачук // Материалы ежегод. науч. конф. : в 3 ч. - Минск, 2001. -Ч. 2. - С. 126.

77. Гачев, Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. - М. : Искусство, 1981. - 246 с.

78. Гей, Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н. К. Гей - М. : Наука, 1975. - 470 с.

79. Гениева, Е. Два «я» Вирджинии Вульф / Е. Гениева // Вестник Европы. - 2005. - № 13/14. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/13/ge34.html. - 04.04.2016.

80. Гениева, Е. Ю. И снова Джойс / Е. Ю. Гениева - М. : ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2011. - 366 с. - ISBN 978-5-91922-001-5.

81. Гладков, А. Слова, слова, слова / А. Гладков. - М. : Аст-Олимп, 1999. - 284 с.

82. Голубков, М. М. Русская литература XX века. После раскола / М. М. Голубков. - М. : Аспект-Пресс, 2002. - 267 с. - ISBN: 5-75670155-9.

83. Грешных, В. И., Яновская, Г. В. Вирджиния Вулф: лабиринты мысли / В. И. Грешных, Г. В. Яновская. - Калининград : Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2004. - 145 с. - ISBN 5-88874-477-8.

84. Жантиева, Д. Г. Английский роман XX века / Д. Г. Жантиева. -М. : Наука, 1965. - 351 с.

85. Жирмунский, В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Избранные труды / В. М. Жирмунский. - Л. : Наука, 1979. - 493 с.

86. Жуковская, О. И. Поэтика малой художественной прозы Вирджинии Вулф / О. И. Жуковская. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/poetika-maloy-hudozhestvennoy-prozy-virdzhinii-vulf. - 08.04.2016.

87. Жуковская, О. И. Поэтика малой прозы Вирджинии Вулф / О. И. Жуковская // Ученые записки института непрерывного педагогического образования : В 2 кн. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - Кн. 2. - Выпуск 7. - 148 с. - C. 50-53. - ISBN: 5-89042036-4.

88. Жуковская, О. И. Семиозис зеркала в новеллах Вирджинии Вулф: Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов XIV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. - 15-18 с. - ISBN: 5-06-004595-1.

89. Жуковская, О. И. Импрессионизм малой прозы Вирджинии Вулф / О. И. Жуковская // Литература Великобритании и романский мир : тезисы докладов Международной научной конференции 19-22 сентября 2006 года. НовГУ. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 150 с. - С.89-91. ISBN5-7516-0422-9.

90. Жуковская, О. И. Ранние новеллы Вирджинии Вулф / О. И. Жуковская // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов XV научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Нов-ГУ. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - 373 с. -С.31-32. - ISBN5-265-014-96-9.

91. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. - М. : Наука, 1989. - 276 с.

92. Злочевская, А. Парадоксы зазеркалья в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова / А. Злочевская. - [Электронный ресурс]. -Режим обращения: http://magazines.russ.ru/voplit/2008/2/zl9. - 05.04.2016.

93. Ивашева, В. В. Литература Великобритании XX века /

B. В. Ивашева. - М. : Высшая школа, 1984. - 488 с.

94. Игнатова, А. М. Роман Ю. К. Олеши «Зависть»: история создания; опыт научного комментария: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / А. М. Игнатова. - М., 2006. - 20 с.

95. Кайда, Л. Г. Эссе: Стилистический портрет / Л. Г. Кайда. - М. : Флинта. Наука, 1980. - 347 с.

96. Калениченко, О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX - начала XX века: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / О. Н. Калениченко. - Волгоград, 2000. - 23 с.

97. Китаев, В. А. Рецензия: Кром М. М. Введение в историческую компаративистику: учебное пособие. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2015. 248 с. / В. А. Китаев // Историческая Экспертиза. - 2015. - № 4(5). -

C. 56-60.

98. Коврижина, Я. С. Влияние экспрессионизма на творчество Вирджинии Вулф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //lib. herzen. spb.ru/media/magazine s/contents/1/171 /kovrizhina_ 171_116 _120.pdf - 07.04.2016.

99. Коган-Бернштейн, Ф. А. Мишель Монтень и его «Опыты» / Ф. А. Коган-Бернштейн. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litpamyatniki.ru/library/1542. - 07.04.2016.

100. Кудрина, М. В. Жанровая структура рассказа: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.08 / М. В. Кудрина. - М., 2003. - 24 с.

101. Куляпин, А. И. Творчество Михаила Зощенко в литературно-эстетическом контексте 1920-30-х годов / А. И. Куляпин. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 144 с.- ISBN 978-5-91307-187-3.

102. Лейдерман, Н. Драма самоотречения. Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Н. Лейдерман. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2008/12/le.html. - 05.04.2016.

103. Лейдерман, Н., Липовецкий, М. Современная русская литература - 1950-1990-е годы (Том 2, 1968-1990) / Н. Лейдерман, М. Липовецкий. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 424 с.-ISBN 5-7695-1453-1.

104. Лесли, Р. Сюрреализм. Мечта о революции / Р. Лесли. - Бел-факс : Роберт М. Тод, 1998. - 395 с. - ISBN 985-407-015-8.

105. Липовецкий, М. Н. Модернизм и авангард: родство и различие / М. Н. Липовецкий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/Irina/Downloads/modernizm-i-avangard-rodstvo-i-razlichie%20(2).pdf. - 07.04.2016.

106. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): Монография / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 1997. - 317 с. - ISBN 5-7186-0363-4.

107. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Лосев. - М. : Наука, 1976. - 159 с.

108. Лотман, Ю. О русской литературе классического периода // Статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю. Лотман. - С.-Петербург : Искусство, 1997 - 842 с. -ISBN 5-210-01517-3.

109. Лобанова, Ю. А. Роль женских архетипов в метасюжете инициации героев Ю. Олеши / Ю. А. Лобанова. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rol-zhenskikh-arkhetipov-v-metasyuzhete-initsiatsii-geroev-yu-oleshi. - 05.04.2016.

110. Луков, Вл. А., Ерофеева, Н. Е. Импрессионизм / Вл. А. Луков, Н. Е. Ерофеева // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 320322. - ISSN 1998-9873.

111. Лямзина, Т. Ю. Жанр эссе (К проблеме формирования теории) / Т. Ю. Лямзина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm. - 04.04.2016.

112. Малюгин, О. В. К вопросу об экспериментальном романе: (романы В. Вулф. «Миссис Дэллоуэй», «К маяку») / О. В. Малюгин // Ученые записки. фак. иностр. яз. Тульск. пед. ин-та. - Тула, 1971. - Вып. 6. - С. 208-222.

113. Манн, Ю. В. В поисках живой души / Ю. В. Манн. - Л. : Наука, 1987. - 347 с.

114. Маркина, П. В. Мифопоэтика художественной прозы Ю. К. Олеши / П. В. Маркина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1684771/. - 07.04.2016.

115. Мелетинский, Е. Историческая поэтика новеллы / Е. Мелетинский. - М. : Наука, 1990. - 280 с. - ISBN 5-02-016745-5.

116. Михальская, Н. П. Пути развития английского романа 19201930-х годов / Н. П. Морженкова, Н. В. Михальская. - М. : Высшая школа, 1966. - 268 с.

117. Михеев, М. Ю. Фактографическая проза, или пред-текст. Дневники, записные книжки, «обыденная литература» / М. Михеев. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/PAPERS/MEN/PROZA.HTM . -19.05.2016.

118. Морженкова, Н. В. Романы В. Вулф 20-х гг.: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.03 / Н. В. Морженкова. - Нижний Новгород, 2002. - 20 с.

119. Мусагитова, Г. Н. Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект: автореферат дис... канд. филол. наук: 10.02.01 / Г. Н. Мусагитова. - Омск, 2005. -19 с.

120. Набоков, В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев / В. Набоков. -М. : Независимая газета, 1996. - 440 с.

121. Нечкина, М. В. Функция художественного образа в историческом процессе / М. В. Нечкина. - М. : Наука, 1982. - 296 с.

122. Нилин, А. Аппелляция таланта к таланту: [о романе В. Вулф «На маяке»] / А. А. Нилин // Иностранная литература. - 1989. - № 6. -С. 231-235.

123. Носик, Б. Мир и дар Владимира Набокова. Первая русская биография / Б. Носик. - М. : Пенаты, 1995. - 550 с. - ISBN 5-7480-00121.

124. Ноткина, А. Б. Авторская концепция мира Юрия Олеши и тенденции развития русской прозы 20 - 30-х годов: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / А. Б. Ноткина. - М., 1999. - 20 с.

125. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет. - [Электронный ресурс]. -^ttp://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega 12.txt. - 04.04.2016.

126. Падучева, Е. В. Метафора и ее родственники / Е. В. Падучева // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 187-203. - ISBN. 5-94457-168-3.

127. Полонский, В. П. О литературе / В. Полонский. - М. : Советский писатель, 1988. - 496 c. - ISBN 5-265-00405-Х.

128. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. kulichki. com/mo shkow/CULTURE/PROPP/skazki .txt. -04.04.2016.

129. Проскурнин, Б. М. Реализм? Модернизм? Постмодернизм? Пост-постмодернизм? Размышления о современной британской прозе /

Б. М. Проскурнин // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - № 6 (12). - С. 209-214. - ISSN 2073-6681.

130. Проскурнин, Б. Джордж Элиот и английская литература XX века // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 568 с. -ISBN 978-5-9208-0354-2.

131. Рон, М. В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры / М. В. Рон. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/metamorfozy-obraza-zerkala-v-istorii-kultury. -09.04.2016.

132. Руднев, В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. Руднев. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirror.nyrainbow.com/rudnev.htm. - 04.04.2016.

133. Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920). Книга I. - ИМЛИ РАН. - М. : Наследие, 2000. - 960 с. - ISBN: 5-92080063-1.

134. Русская литература рубежа веков. - ИМЛИ РАН. -М. : Наследие, 2001. - Книга 2. - 770 с. - ISBN: 5-9208-0090-9.

135. Савельев, К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: Монография / К. Н. Савельев. - Магнитогорск : МаГУ, 2007. - 344 с. - ISBN: 978-5-86781-593-6.

136. Савельев, К. Н. Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия: автореф. дис... д-ра филол. наук: 10.01.03 / К. Н. Савельев. - М., 2008. - 34 с.

137. Савельева, В. В. Художественная антропология / В. В. Савельева. - Алматы : Изд. АГУ им. Абая, 1999. - 281с. -ISBN 9965-424-60-8.

138. Савельева, В. В. Художественный текст и художественный мир / В. В. Савельева. - Алматы : ТОО «Дайк-Пресс», 1996. -192 с. -ISBN 5-7667-4254-1.

139. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. - М. : Искусство, 1989. - 293 с. - ISBN 5210000737.

140. Селезнева, Е. В. А. П. Чехов как модернист и импрессионист на первоначальном этапе англоязычной рецепции его творчества в 19101930-х гг. / Е. В. Селезнева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ile:///C:/Users/Irina/Downloads/a-p-chehov-kak-modernist-i-impressionist-na-pervonachalnom-etape-angloyazychnoy-retseptsii-ego-tvorchestva-v-1910-1930-h-gg%20( 1 ).pdf. -5.04.2016.

141. Селиверстова, Н. А. Диалог культур в глобальном и антропологических измерениях // Тезаурусы мировой культуры и литературы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (19-20 марта 2015 г.). - Орск : Изд. Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - 111 с. - ISBN 978-5-8424-0785-9.

142. Сергеева, Ю. А. Ритм в структуре современного короткого рассказа: на материале произведений Фей Уэлдон и Анни Сомон: автореферат дис... канд. филол. наук: 10.02.20 / Ю. А. Сегеева. - М., 2008. -19 с.

143. Скалон, Н. Философские возможности «предметного» стиля (проза Ю. Олеши) // Собрание научных статей. - Алма-Ата, 1985. -157 с.

144. Скороспелова, Е. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е. Скороспелова. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~xxcentury/docs/Skorospelova2003_prozaXXveka. pdf. - 6.04.2016.

145. Слепнева М. И. Концептуальное поле vertu в «Опытах» Мишеля де Монтеня: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.05 / М. И. Слепнева. - Санкт-Петербург, 2008. - 22 с.

146. Спивак-Лаврова, И. И. Художественная функция метафоры в прозе Ю. Олеши // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию Алматинско-го университета им. Абая и памяти профессора А. Л. Жовтиса (19-21-мая 2003 г.) / И. И. Спивак-Лаврова. - Алматы : КазНПУ, 2003. - Ч. I. -С. 374-379. - ISBN 9965-9355-1-3.

147. Спивак-Лаврова, И. И. Эстетика импрессионизма, постимпрессионизма и других модернистских направлений в малой прозе В. Вулф и Ю. Олеши // Инновация. Инициатива. Опыт : Сборник научных трудов / И. И. Спивак-Лаврова. - Орск : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2013. - Выпуск 4. - С. 35-47. - ISBN 978-5-8424-0710-1.

148. Спивак-Лаврова, И. И. Образ зеркала и идея зеркальности в малой прозе В. Вулф и Ю. Олеши // Молодежь. Наука. Инновация: Материалы II Всероссийской конференции. - Орск: Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2013. - С. 107-111. - ISBN 978-5-8424- 0640-1.

149. Спивак-Лаврова, И. И. Особенности модернистской эстетики двоемирия в малой прозе В. Вулф и Ю. Олеши / И. И. Спивак-Лаврова // Вестник ОГУ. - 2014. - № 3 (164). - С. 133-136. - ISSN 1814-6465.

150. Спивак-Лаврова, И. И. Эстетика визуальности в портретных и предметных описаниях В. Вулф и Ю. Олеши / И. И. Спивак-Лаврова // Молодежь. Наука. Инновации (18 марта 2014 г.): материалы Международной научно-практической конференции. - Орск : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2014. - 281 с. - С. 232-237. - ISBN 978-5-8424-0718-7.

151. Спивак-Лаврова, И. И. Портретные и предметные описания в малой прозе В. Вулф и Ю. Олеши / И. И. Спивак-Лаврова // Современные проблемы науки и образования оп-Ппе

http://www.science-education.ru/118. - № 4. - 2014. - С. 4. - ISSN 20707428. - 04.04.2016.

152. Спивак-Лаврова, И. И. Эстетика импрессионизма: отражения и зеркала в малой прозе В. Вулф и Ю. Олеши / И. И. Спивак-Лаврова // Казанская наука. - 2014. - № 4. - С. 180-182. - ISSN 2078-9955.

153. Спивак-Лаврова, И. И. Функция метафоры в поэтике В. Вулф и Ю. Олеши / И. И. Спивак-Лаврова // Сборник материалов международной научно-теоретической конференции. Полиязычие и диалог культур (25 апреля 2014 г.). - С. 311-314. - ISBN 978-9905-9424-6-4.

154. Спивак-Лаврова, И. И. Эссе Вирджинии Вулф о русской литературе / И. И. Спивак-Лаврова // Межвузовский тематический сборник. Жанры в историко-литературном процессе. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - Выпуск 6. - С. 213-217. - ISBN 978-5-8290-1485-8.

155. Спивак-Лаврова, И. И. В. Вулф и Ю. Олеша о Мишеле Мон-тене (1533-1592) и его «Опытах» / И. И. Спивак-Лаврова // Тезаурусы мировой культуры и литературы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (19-20 марта 2015 г.). - Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - С. 102-110. - ISBN 978-5-8424-0785-9.

156. Степанова, О. В. «Малый дворец удовольствий» Джорджа Петти и проблема становления пышного риторического стиля в английской художественной прозе эпохи Возрождения: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.03 / О. В. Степанова. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.

157. Теория метафоры: сборник статей по лингвистике. -М. : Прогресс, 1990. - 512 с. - ISBN: 5-01-001599-4.

158. Труайя, А. Иван Тургенев / А. Труайя. - М. : ЭКСМО, 2003. -

68 с.

159. Трубникова, Ю.Ю. «Больше Достоевского»: современные западные исследователи о влиянии романов Ф.М.Достоевского на творчество В.Вулф / Ю.Ю.Трубникова. - [Электронный ресурс]. - Режим дос-

тупа: http://cyberlenmka.ra/article/n/bolshe-dostoevskogo-sovremennye-zapadnye-issledovateH-o-vHyanii-romanov-f-m-dostoevskogo-na-tvorchestvo-v-vulf. - 7.04.16.

160. Тынянов, Ю.Н. Поэтика / Ю. Н. Тынянов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigger.com/texts.php?bid=23168&page=186 -18.05.16.

161. Тюпа, В. И. Художественность литературного произведения / В. И. Тюпа. - Красноярск : Аспект, 1987. - 145 с.

162. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М. : ACT, 2003. - 448 с. - ISBN: 5-250-01496-8.

163. Хейзинга, Й. Homo ludens (Человек играющий) / Й. Хейзинга -М. : Наука, 2011. - 416 с. - ISBN: 978-5-89059-168-5.

164. Цвайг, Г. М. Развитие жанров художественно-документальной литературы / Художественно-документальные жанры (Вопросы теории и истории). - Иваново, 1970. - 329 с.

165. Цветкова, Н. А. Особенности малого жанра в творчестве Кэтрин Мэнсфилд: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.03 / Н. А. Цветкова. - Москва, 2006. - 16 с.

166. Черноиваненко, Е. Литературный процесс в историко-культурном контексте // Развитие и смена типов литературы и типов литературно-художественного сознания в русской словесности Х1-ХХ вв. / Е. Черноиваненко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/chernoiv/. - 08.04.2016.

167. Чудакова, М. О. Мастерство Ю. Олеши / М. О. Чудакова - М. : Наука, 1972. - 101с.

168. Шайтанов, И. Триада современной компаративистики: глобализация - интертекст - диалог культур / И. Шайтанов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.magazines.russ.ru/voplit/2005/6/sh7.html. - 04.04.2016.

169. Шайтанов, И. О. Компаративистика и/или поэтика: Английские сюжеты глазами исторической поэтики / И. О. Шайтанов. -М. : РГГУ, 2010. - 664 с. - ISBN: 978-5-7281-1197-9.

170. Шестов, Л. Власть ключей // Собр. соч.: в 2 т. / Л. Шестов. -М. : Наука, 1993. - Т. I. - 672 с.

171. Шеншин, В. К. Традиции Ф. М. Достоевского и советский роман 1920-х годов / К. Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов. - Красноярск : Изд-во Красноярского университета, 1988. - 160 с.

172. Шкловский, В. Гамбургский счет // Статьи - Воспоминания -Эссе (1914-1933) / В. Шкловский. - М. : Советский писатель, 1990. -720 с. - ISBN 5-265-00951-5.

173. Шкловский, В. Глубокое бурение / Предисловие в кн.: Ю. Олеша. Избранное / В. Шкловский. - М. : Наука, 1987. - 480 с.

174. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovar.lib.ru/dictionary/omamentalizm.htm -04.04.2016.

175. Эйхенбаум, Б. О. Генри и теория новеллы / Б.Эйхенбаум. - Звезда. 1925. № 6 (12). С. 292.

176. Эйдинова, В. О стиле Исаака Бабеля / В. Эйдинова // Литературное обозрение. - 1995. - № 1. - С. 124-128.

177. Якобсон, Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. - М. : Прогресс, 1989. - 464 с.

178. Badikov, W. Poetika Juria Oleszi / W. Badikov. - Olszton, 1983. -

302 p.

179. Baldwin, Dean R. A Study of the Short Fiction / D. Baldwin // Journal of The Short Story in English. - Boston : Twayne Publishers, 1989. -№ 64. - P. 147-149. - ISBN: 0805783148, 9780805783148.

180. Banks, J. T. Virginia Woolf and Katherine Mansfield // The English Short Story, 1880-1945: A Critical 1 listory (Twayne's Critical History of the Short Story) / J. T. Banks. - London : Twayne Publishers, 1985. - 63 p.

181. Bell, Q. Virginia Woolf: A Biography / Q. Bell. - London, 1996. -356 p. - ISBN 0712674500, 9780712674508.

182. Bennett, M. Virginia Woolf and Neuropsychiatry / M. Bennett. -London : Twayne Publishers, 2013. - 78 p. -ISBN-10:9400757476, ISBN-13: 9789400757479.

183. Blackstone B. Virginia Woolf: A Commentary / B. Blackstone. -New York : Harcout, Brace and Company, 1949. - 51p.

184. Blair, E. Virginia Woolf and the Nineteenth-century Domestic Novel / E. Blair. - London, 2007. - 456 p. - ISBN: 9780791479926.

185. Briggs, J. Virginia Woolf and «The Proper Writing of Lives» // The Art of Literary Biography / Ed. by John Batchelor / J. Briggs - Oxford, 1995. - P. 245-265. - ISSN: 1539-8706.

186. Dalgarno, E. Virginia Woolf and the Visible World / E. Dalgarno.

- London, 2007. - P. 134-137. - ISBN: 0521792991 ISBN-13(EAN): 9780521792998.

187. Dean, R. A Study of the Short Fiction / R. Dean. - London, 1989.

- 345 p. - ISBN 0-345-39721-5.

188. Dalsimer, K. Virginia Woolf: Becoming a Writer / K. Dalsimer. -Oxford, 2002. - 256 p. - ISBN 0156028034 ISBN-13(EAN): 9780156028035.

189. DiBattista, M. Virginia Woolf s Major Novels: The Fables of Anon / M. DiBattista. - London, 1980. - 308 p. - ISBN 9780300024029.

190. Dick, S. Trespassing boundaries: Virginia Woolfs short fiction: collected essays / S. Dick. - San Diego, New York, London : Harcourt, Inc, 1989. - 360 p. - ISBN 1403964831.|

191. Dunn, J. A Vanessa Bell and Virginia Woolf / J. Dunn - London : Harcourt, 1990. - 204 p. - ISBN: 9780224022347.

192. Caramago, T. The Flight of the Mind: Virginia Woolfs Art and Manic-Depressive Illness / T. Caramago. - London : Harcourt, 1990. - 204 p.

- ISBN 1-85585-046-X) (hb) & (ISBN 1-85585-103-2).

193. Curtis, A. Virginia Woolf: Bloomsbury & Beyond / A. Curtis/ -London : Haus Publishing, 2006. - 307 p. - ISBN-10: 1-904950-23-X.

194. Fleishman, A. Virginia Woolf: A Critical Reading / A. Fleishman.

- Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1975. - 467 p.

195. Fleishman, A. Forms of the Woolfian Short Story // Virginia Woolf: revaluation and continuity: a collection of essays / А. Fleishman. -Bekerley : University of California Pess, 1980. - P. 44-70.

196. Goldman, J. The Feminist Aesthetics of Virginia Woolf / J. Goldman. - ENG : New ed. Иллюстрации, 2001. - 423 р. -ISBN 0521794587.

197. Gordon, L. Virginia Woolf: A Writer's Life / L. Gordon. - Norton, 2001. - 327 р. - ISBN 1844081427.

198. Guiguet, J. Virginia Woolf et son oeuvres. L'art et la Quete du Reel. These Principale pour le Doctorat / J. Guiguet. - Grenoble, 1962. -216p.

199. Harper, H. Between Language and Silence: the Novels of Virginia Woolf / H. Harper. - Lousiana, 1982. - 142 р.

200. Jean, A. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf / A. Jean. - London : Hardcover Publisher, 1974. - 317 p.

201. King, J. Virginia Woolf / J. King // The New York Times. -1995. -June № 11. - P. 12.

202. Lee, H. The Novels of Virginia Woolf / H. Lee. - London : Taylor & Francis, 1971. - 347 р.

203. Lee, H. Virginia Woolf / H. Lee - London, 1997. - 207 р. -ISBN 0385352344.

204. Leaska, M. Granite and Rainbow: The Hidden Life of Virginia Woolf / M. Leaska. - London : NYC: Farrar Straus & Giroux, 1995. - 320 р.

- ISBN 0-937664-73-1.

205. Nicolson, N. Virginia Woolf / N. Nicolson. - London, 2000. -267 р. - ISBN 1-55546-034-8.

206. Paul, J. M. The Victorian Heritage of Virginia Woolf: The External World in Her Novels / J. M. Paul. -New York : St. Martin's Press, 1988. -478 р. - ISBN 0-937664-73-1.

207. Poole, R. The Unknown Virginia Woolf / R. Poole. - Cambridge : Cambridge University Press, 1978. - 307 р.

208. Shaw, H. A Very Close Conspiracy: Vanessa Bell and Virginia Woolf: Dictionary of Literary Terms / H .Shawel. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Literat/Tamar/03.php. - 04.04.2016.

209. Shaw, V. The Short Stoiy: A Critical Introduction / V. Shaw. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/poetika-maloy-hudozhestvennoy-prozy-virdzhinii-vulf. - 04.04.2016.

210. Skrbic, N. Wild Outburst of Freedom: Reading Virginia Woolfs short fiction Contribution to the Study of World Literature / N. Skrbic. -London, 2004. - 189 p. - ISBN: 9780313058103.

211. Squier, S. M. Virginia Woolf and London. The Sexual Politics of the City / S. M. Squier. - London, 1985. - 270 р. - ISBN 10: 080781637X -ISBN 13: 9780807816370.

212. Szasz, T. My Madness Saved Me: The Madness and Marriage of Virginia Woolf / T. Szasz. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.general-ebooks.com/search/my-madness-saved-me-the-madness-and-marriage-of-virginia-woolf. - 04.04.2016.

Справочная литература

213. Борев, Ю. Б. Теория литературы. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) /Ю. Б. Борев М.: ИМЛИ РАН, 2003. -592 с.

214. Зарубежная литература XX века // Под ред. Л. Г. Андреева. -М. : Высшая школа, 2004. - 560 с. - ISBN: 5-06-004595-1.

215. Зарубежная литература XX века 1871-1917 // Под ред. проф. Н. П. Михальской и проф. Б. И. Пуришева - М. : Просвещение,1980. -638 с.

216. Дудова, Л. В., Михальская, Н. П., Трыков, В. П. Модернизм в зарубежной литературе: учеб. пособие / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. - 3-е изд., испр. - Москва : Флинта:Наука, 2001. - 240 с. -ISBN 5-89349-359-1 (в пер.). - ISBN 5-02-022625-4.

217. Кром М. М. Введение в историческую компаративистику: учеб. пос. - СПб. : Изд-во Европейского университета, 2015. - 248 с. - ISBN 978-594380-189-1.

218. Ливергант, А. Видео лекция. Редьярд Киплинг - жизнь и судьба / А. Ливергант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=e1xCsYr588Y .-04.04.2016.

219. Ливергант, А. Видео лекция. Оскар Уайльд - взгляд из России / А. Ливергант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oMVikUC 1luM. -11.04.2016.

220. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным нау-

кам РАН. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб. - ISBN 5-93264-026-Х.

221. Луков, Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пос. / Вл. А. Луков. - М. : Академия (Academia), 2008. - 512 с. - ISBN: 978-5-7695-5073-7

222. Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс / К. Мзареулов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/mzareulov_konstantin/fa]ntastika_obschiy_kurs/rea d/. - 04.04.2016.

223. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. пос. / Н. П. Михальская. - М. : Академия (Academia), 2009. - 480 с. -ISBN 9785769558658.

224. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. научн. ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 179180. - ISBN: 978-5-903955-01-5

225. Словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М. : Просвещение, 1974. - 543 с.

226. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Н. Д. Тамарченко. - М. : РГГУ, 2002. - 468 с. -ISBN: 5-7281-0320-0.

227. Толмачев, В. М. Зарубежная литература ХХ века : учеб. пос. -М. : Академия, 2003. - 640 с. - ISBN: 5769515457.

228. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика. / Б. В. Томашевский - М. : Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.

229. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа. Учеб. пос. / В. И. Тюпа. - М. : Высшая школа, 1989. - 135 с. - ISBN 5-06-000259-4.

230. Хализев, В. Е. Теория литературы: учебное пособие / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 1999. - 250 с. - ISBN 5-06-003356-2.

231. Sierotwinski, S. Slownik terminow literackich. / S. Sierotwinski. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://en.bsu. ru/content/page/1415/hec/hr/hr29. html. - 10.04.2016.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.