Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Маркдорф, Наталья Михайловна
- Специальность ВАК РФ07.00.06
- Количество страниц 309
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Маркдорф, Наталья Михайловна
Введение.
Глава I. История изучения наскальных изображений лосей лесной зоны Северной Азии.
§ 1. Формирование источниковой базы и проблемы историографии.
§2. Лось в жизни лесных народов Северной Азии (по данным палеонтологической, археологической и этнографической литературы).
Глава II. Изображения лосей в наскальном искусстве лесной зоны
Северной Азии.
§1. Ареал наскальных изображений лосей.
§2. Стилистические и видовые характеристики наскальных изображений лосей. Иконография и типология.
§3. Проблемы хронологии и периодизации.
Глава III. Композиции с образом лося и вопросы семантики
§1. Классификация композиций с образом лося.
§2. Некоторые вопросы семантики образа лося и его композиций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии2007 год, кандидат исторических наук Чигаева, Виктория Юрьевна
Антропоморфные изображения на петроглифах раннего железного века в Минусинской котловине2006 год, кандидат исторических наук Долговесова, Елена Борисовна
Наскальное искусство как источник по истории материальной и духовной культуры населения бассейна Среднего Енисея в эпоху раннего железного века2007 год, доктор исторических наук Советова, Ольга Сергеевна
Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая2007 год, кандидат исторических наук Мухарева, Анна Николаевна
Изобразительная деятельность человека как отражение формирования основ художественного языка на материале алтайских писаниц2008 год, кандидат искусствоведения Нечаев, Михаил Геннадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии»
Данная работа посвящена изучению и систематизации изображений лосей на писаницах лесной зоны Северной Азии.
Актуальность. Создание солидной источниковой базы и введение в научный оборот многочисленных материалов наскальных изображений лосей предполагает необходимость их обобщающей систематизации и более детального анализа, как одного из широко распространенных образов изобразительного творчества и мифологии народов Северной Азии. Проблемы культурного феномена образа лося, его роль и значение в формировании целостной системы мировосприятия, нашедшей свое выражение в различных сферах искусства и идеологии таежных народов, на сегодняшний день до конца не решены.
Для семантического анализа образа лося в наскальном искусстве традиционно используются сведения из мифологии и этнографии народов Сибири. В то же время многие важнейшие детали данного образа, такие, как зооморфологические особенности, поведение вида в природе, которые могут оказать существенную помощь в вопросах семантики отдельных рисунков и композиций в целом, часто остаются без внимания исследователей первобытного искусства. Изображения лосей независимо от их стилистического выражения на писаницах были соотнесены в сознании древнего человека с реальными объектами окружающего мира. Актуально рассмотрение образа лося в природном контексте. Творчество древних таежных народов в значительной степени зависело от природно-ландшафтного окружения, экономического и общественного укладов, поэтому изучение особенностей распространения древней фауны помогает выявить ее экономическое и мировоззренческое значение, нашедшее отражение в образах наскального искусства.
В научной литературе неоднократно указывалось (см.: Переводчикова, 1994, с. 55), что изучение композиций, предполагающих определенные действия, в которых «участвуют» изображаемые фигуры на писаницах, целесообразно и важно. Без этого невозможно раскрытие вопросов семантики и решение проблем хронологии как памятников в целом, так и отдельных образов как части наскальных «художественно-мифологических произведений» первобытного искусства. Структурно-семантическая организация этого пласта изобразительного творчества, как и ее количественные и качественные характеристики, в настоящее время до конца не разработаны.
Таким образом, изучение указанного изображения, сюжетов и композиций, связанных с образом лося на писаницах, позволяет в определенной мере решать ряд вопросов, связанных с мировоззрением, искусством древних людей, этнокультурными процессами, происходившими на территории лесной зоны Северной Азии.
Представленный в работе историографический обзор свидетельствует, что наскальные изображения лосей неоднократно привлекали в прошлом и привлекают внимание специалистов различных наук - археологов, палеонтологов, этнологов, искусствоведов. Кроме вышеперечисленных, остаются по-прежнему актуальными и дискуссионными вопросы, поставленные в научной литературе ранее, а именно: назначение памятников и цели создания рисунков лосей, более точное видовое определение изображенных животных; проблемы хронологии и периодизации стиля. Ряд указанных проблем, стали предметом настоящего исследования, другие (хронология и периодизация стиля) требуют дальнейшего специального рассмотрения.
Целью настоящего исследования является изучение, обобщение и систематизация наскальных изображений лосей на писаницах лесной зоны Северной Азии на основе комплексного анализа их ареала, содержательной, сюжетно-композиционной и семантической организаций.
Достижение данной цели предполагало решение следующих задач: - проведение отбора, систематизации и анализа памятников, содержащих наскальные изображения лосей в лесной зоне Северной Азии с учетом характеристики, природных особенностей и геоморфологии региона, техники нанесения и сохранности рисунков лосей;
- определение количества и процентного состава, выделенных из общей массы наскальных рисунков лосей на памятниках, в отдельных природно-исторических регионах и изучаемой макрозоне в целом;
- рассмотрение проблемы связи древней ископаемой фауны с наскальными изображениями лосей;
- выделение стилистических и видовых признаков, характеризующих наскальные изображения лосей по полу, возрасту, особенностям поведения в природе и вида;
- классификация композиций с образом лося на основе композиционно-семантического анализа;
- рассмотрение и корректировка вопросов семантики памятников, композиций и образа лося.
Задачи, поставленные в настоящем исследовании, предопределили выбор приемов и методов анализа. В диссертации использованы: картографирование; сюжетно-композиционный метод анализа, основанный на выделении тематически устойчивых групп сочетаний наскальных изображений лосей с различными образами, знаками и символами с целью построения классификации в рассматриваемом ареале в целом; статистико-комбинаторный метод анализа для выявления определенных закономерностей изучаемого материала; сравнительно-исторический метод анализа при рассмотрении вопросов семантики. Работа выполнена с применением компьютерных технологий (программа Excel). Все полученные количественные показатели, сведенные в таблицы и диаграммы, являются результатом настоящего исследования.
Непосредственным предметом исследования явились 1256 наскальных изображений лосей, выявленных в материалах 141 писаницы лесной зоны Северной Азии.
Источники. Для написания диссертационной работы использованы: архивные коллекции основного и вспомогательного научных фондов музея-заповедника «Томская писаница», общее количество просмотренных мика-лентных копий которого составило 345; полевые дневники и копии прорисовок изображений лосей памятников Нижней Ангары и Койской писаницы (р. Мана), предоставленные А. Л. Заикой (1997); материалы полевых исследований автора местонахождения «Осман» 1997-1999 гг.; таблицы и описания наскальных изображений лосей на памятниках лесной зоны Северной Азии, опубликованные в монографиях, периодических изданиях и сборниках научных статей (см.: список источников). Нумерация рисунков, плоскостей, памятников, используемая авторами в научных изданиях, сохраняется. Однако необходимо отметить, что современная наука располагает качественно новыми способами копирования наскальных изображений, поэтому могут быть отдельные неточности при публикации рисунков в монографических изданиях.
Территория. Рассматриваемый регион, объединенный сходным ландшафтом и климатическими условиями, представляет собой лесную зону умеренного пояса Северной Азии, включает в свой состав подзоны лесотундры, тайги, мелколиственных и сосново-лиственных лесов. К переходным зонам со сходным климатом и мозаичными ландшафтами относится ряд территорий горных систем Кузнецкого Алатау, Прибайкалья и Забайкалья, ограниченные Яблоновым, Витимским и Становым хребтами. В качестве южной границы горно-таежной страны принята государственная граница России и Монголии, хотя с физико-географической точки зрения она не является естественной: южно-сибирские таежные ландшафты распространены и южнее ее, в горах Северной Монголии (см.: Физико-географическое районирование СССР, 1968, с. 396-400).
Горная и равнинная тайга состоят из обычных для Сибири хвойных пород: пихты, кедра, сосны, ели; особенно широко распространена светлохвойная лиственничная тайга. В переходных горных зонах растительность также разнообразна. Так, в Кузнецком Алатау и Саянах преобладает темно-хвойная тайга. На Среднесибирском плоскогорье, в Прибайкалье и в Забайкалье она встречается редко, заменяется светлохвойными лесами из сибирской или даурской лиственницы и сосновыми борами. В межгорных котловинах есть участки степей, обширные луговые поляны, болота (см.: Физико-географическое районирование, 1968, с. 399).
Современные природно-климатические зоны сформировались в раннем голоцене, на протяжении которого южная и северная границы лесов незначительно видоизменялись (Мочанов, Федосеева, 1982, с. 161).
В изучаемый регион входят памятники наскального искусства Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока и расположенные, как правило, в бассейнах рек восьми природно-географических районов, отличающихся историко-культурным своеобразием наскальных рисунков и традиционно выделяемых в археологии: бассейны Средней Лены, Верхней Лены, Ангары, Нижнего Амура, Енисея (таежный район), Томи (расположен на границах Барзаской тайги); Байкал; Восточное Забайкалье и Верхнее Приамурье (см.: Окладников, 1966, 1971, 1974, 1977, 1978, 1980; Окладников, Запорожская, 1959, 1969, 1970, 1972; Окладников, Мартынов, 1972; Окладников, Мазин, 1976,1979; Мазин, 1986; Кочмар, 1994).
Хронологические рамки исследования определены в соответствии с общепринятой в исторической науке археологической и геологической периодизациями и охватывают значительный период времени - от неолита до раннего средневековья, то есть от времени существования на территории лесной зоны Северной Азии культурно-исторических традиций охотников и рыболовов, начиная с У-1У тысячелетий до н. э. и до раннего средневековья, У1-1Х вв. (курыканский период) включительно. В задачи работы пересмотр существующей хронологии образов и памятников не входит.
Кроме того, в диссертации используется геологическая периодизация, утвержденная Межведомственным стратиграфическим комитетом СССР 30 июня 1955 года для «Основ палеонтологии» (1962, с. 9-10, 40-41; Герасимов, Марков, 1939; Громов, 1955, 1957).
В исследовании используются искусствоведческие термины такие, как «изображение», «образ», «композиция», «сюжет».
Изображение и мотив лося рассматриваются как отражение, отображение реального, природного объекта посредством художественных приемов и методов.
Под образом лося в работе, вслед за Б. Н. Пяткиным, А. И. Мартыновым (1980, с. 14), понимается его конкретное изображение, неоднократно повторяемое, объединенное внутренним семантическим содержанием, определенными стилистическими, художественными и иконографическими характеристиками и принадлежащее к определенной художественной традиции и школе. При рассмотрении вопросов семантики "образ" лося рассматривается, в частности, как система, форма мифотворчества, существовавшая у народов лесной зоны Северной Азии в древности.
Под композицией понимается: определенное сочинение, составление, связывание, мотивировка, действие, совокупность каких-либо закономерностей расположения изображений на плоскости, позволяющая говорить о сюжетно-семантической взаимосвязи рисунков и образов на писаницах (см.: Горбунова, 1994, с. 12,20, 27).
Сюжет - это предмет и содержание его, событие, ситуация, объединенная какой-либо мыслью, темой, способ развертывания фабулы, последовательность, мотивировка, пространственно-временная динамика изображаемых событий (см.: Советский энциклопедический словарь, 1990, с. 1309).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые выделен, изучен и систематизирован значительный корпус наскальных изображений лосей в лесной зоне Северной Азии с учетом территориальных особенностей, техники нанесения и сохранности рисунков; предпринята попытка более точного видового определения изображений лосей; классифицированы композиции и сюжеты с образом лося с учетом их географического ареала, расположения рисунков на плоскости и тематического содержания сюжетов. Результаты исследования представлены в типологических таблицах, учитывающих количество и процентный состав изображений лосей, наиболее устойчивых сюжетных сочетаний с образом лося, частоту встречаемости стилистических и видовых признаков изображений, сцен охотничьей тематики и связанных с поведением лося в природе.
Практическая значимость. Выявленные в ходе исследования данные могут быть использованы при построении вузовских теоретических и практических курсов по первобытному искусству, истории Сибири, истории Отечества, археологии и этнографии народов Евразии, при написании учебников и учебных пособий, составлении каталога наскальных изображений лосей лесной зоны Северной Азии, а также при дальнейших исследованиях наскального искусства Евразии.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Отдельные положения диссертации и полученные результаты исследования обсуждены: в докладах на научно-практических, методических и методологических, городских, региональных, всероссийских и международных конференциях в гг. Омске (1997, 1998, 1999 г.), Москве (1998 г.), Новокузнецке (1998 г.), Томске (1998 г.), Кемерово (1998 г.), Тюмени (1999 г.); на теоретических научных семинарах и заседаниях кафедры истории СибГИУ г. Новокузнецка (1996-1999 гг.); кафедры истории и философии НФИ КемГУ (1998-1999 гг.); НИПК (1995-1999 гг.); музея-заповедника «Томская писаница», г. Кемерово; отдела археологии и краеведения Новокузнецкой ГорСЮ-Тур (1995-1998 гг.); использованы при подготовке археологической экспозиции в музее геологии СибГИУ (1997-1999); экспозиции и составлении каталога выставки, являющейся лауреатом премии фонда Сороса за 1998 г.,
10
Томь. 2000 лет на берегу. 200 текстов культуры» в музее искусств г. Новокузнецка (март-апрель 1999 г); в учебных курсах лекций и практических занятий по истории Кузбасса, Сибири, Отечества, культурологии на различных факультетах НФИ КемГУ, СибГИУ, НИПК; при написании методических, дидактических, учебных пособий в указанных выше учебных заведениях, а также при составлении 2 археологических карт в Атласах Кемеровской области (1996, 1999 гг.) и геолого-археологического словаря для студентов и школьников (в соавторстве с профессором С.Д. Тивяковым, находится в стадии разработки). Теоретические положения и отдельные аспекты данного исследования нашли свое отражение в ряде авторских публикаций.
Структура и объем работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списков источников и литературы в 308 наименований. Исследование включает 2 приложения, состоящих из карты, 13 типологических таблиц (3 таблицы включены в текст работы) и альбома из 63 иллюстраций, ссылки на которые приведены в тексте работы. Общий объем диссертации, включая приложение - 308 страниц машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии: Эпоха энеолита-бронзы2003 год, кандидат исторических наук Бутьян, Виталий Александрович
Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары2003 год, кандидат исторических наук Заика, Александр Леонидович
Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени: II в. до н.э. - V в. н.э.2010 год, кандидат исторических наук Штанов, Евгений Сергеевич
Святилище Кучерла-1 как источник по реконструкциям духовной культуры древнего населения Горного Алтая2008 год, кандидат исторических наук Ефремова, Наталья Сергеевна
Таштыкские гравировки: сюжетно-стилистический анализ и историко-культурная интерпретация2011 год, кандидат исторических наук Панкова, Светлана Владимировна
Заключение диссертации по теме «Археология», Маркдорф, Наталья Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение наскальных изображений лосей на писаницах лесной зоны Северной Азии является основой содержания данного диссертационного исследования.
В рамках работы в соответствии с поставленными целью и задачами было проведено следующее. 1) Отбор, систематизация и анализ памятников, содержащих наскальные изображения лосей в 8 историко-географических регионах, традиционно выделяемых исследователями наскального искусства. Учтены особенности ландшафта и геоморфологии каждого региона, а также местности, где находятся писаницы; скальной плоскости; техники нанесения и сохранности рисунков лосей. 2) Выделение наскальных изображений лосей из общего числа рисунков на памятниках изучаемого региона. При этом отмечено наличие парциальных изображений, композиций и рисунки, входящие в них. 3) Определение количества, процентного состава, степень концентрации наскальных изображений лосей на памятниках в ис-торико-географических регионах и изучаемой зоне в целом. 4) Рассмотрены проблемы изучения, распространения и взаимосвязи древней ископаемой фауны с наскальными изображениями лосей. 5) Рассмотрение проблемы историографии и хронологии образа лося в наскальном искусстве. 6) Выделение стилистических и видовых признаков, характеризующих наскальные изображения лосей по полу, возрасту, особенностям поведения в природе и вида. 7) Выделение, описание и классификация композиций с образом лося на писаницах изучаемого региона с учетом особенностей их географического распространения, расположения рисунков на скальной плоскости и тематического содержания сюжетов. 8) Рассмотрение вопросов семантики памятников, композиций и образа лося с учетом предполагаемых целей создания рисунков, содержания сюжетов, с использованием данных из биологии зверя, этнографии и мифологии сибирских народов. Выделены смысловые группы изображений: а) сцены из жизни и поведения зверя в природе; б) сцены охотничьей тематики; в) мифо-ритуальные; г) лось-демиург, как часть или основа мироздания. Проведена семантическая корректировка ряда композиций, сюжетов и образа лося на основе биоморфологических и охотоведческих сведений.
Полученные результаты исследования обобщены в типологических таблицах, графиках и диаграммах.
В работе непосредственным объектом изучения явились 1256 наскальных изображения лосей, выявленные в материалах 141 памятника 8 природ-но-исторических регионов лесной зоны Северной Азии.
Анализ, приведенных в исследовании фактов, позволил установить следующее. Изобразительное творчество лесных народов Северной Азии в значительной степени зависело и определялось природно-ландшафтным окружением. Ареал наскальных изображений лосей, в основном, территориально совпадает с лесной зоной Северной Азии, то есть тем регионом, где существовали благоприятные экологические условия для обитания вида в голоцене. Это, в свою очередь, показывают палеонтологические сведения, приводимые в данном исследовании и подтверждающие значимость лося в экономике, а, соответственно, в мировосприятии и изобразительном искусстве народов Сибири на протяжении эпохи голоцена. Мотив лося присутствует в большинстве местонахождений рассматриваемого региона. Однако количественно ведущим мотивом относительно общего числа изображений на памятниках лесной зоны в целом, он не является. Исключение составляют следующие писаницы, где зафиксирована высокая концентрация наскальных изображений лосей (см.: прилож. I, табл. 5-11): Второй Каменный остров, Баля Сухая р. Ангара (см. прилож. I, табл. 9), Томская, Новоромановская I, II, Тутальская писаницы на р. Томь (см.: прилож. I, табл. 11). Наличие многофигурных композиций, состоящих из групп лосей, двигающихся в одном направлении, специфично для местонахождений в указанных регионах. Указанная высокая степень концентрации наскальных изображений лосей на этих памятниках также как соответствующая тематика и особенности композиции рисунков, возможно, объясняются тем, что в голоцене здесь существовали традиционные миграционные пути сохатых и связанный с данным особо почитаемым, промысловым видом комплекс охотничьих поверий, обрядов и традиций. Если в Якутии перемещений и больших скоплений лосей не наблюдалось, то, скорее всего, этот факт не мог найти отражение в наскальных полотнах. Вероятно, поэтому крупные многофигурные композиции, объединяющие образы лосей, в этом регионе отсутствуют, а 324 наскальных изображения лосей рассредоточены на 76 писаницах Средней Лены и ее многочисленных притоках. Аналогичная картина отмечена и в бассейне Верхней Лены, где значительное количество разновременных, разностилевых изображений лосей зафиксировано только в Шишкино, Во-робьево и Тальме, а на других памя тниках - ог 1 до 6 рисунков. Процентный состав мотивов лосей на всех памятниках относительно общего количества рисунков в этом районе довольно низкий. В остальных, рассматриваемых в работе зонах лесного региона Северной Азии (Байкал, Восточное Забайкалье) в репертуаре большинства писаниц мотив лося присутствует, но также не является количественно преобладающим.
Проведенное исследование показало, что техника выполнения рассматриваемых рисунков как и ее количественные показатели, которые определены и приводятся в данной работе для каждого местонахождения, обусловлены экологическими, геологическими факторами, изобразительными традициями и специфичны для каждого региона.
Рассмотренные в работе 8 исторйко-географических зон наскального искусства характеризуются стилистическим своеобразием зафиксированных в них наскальных изображений лосей. Приведенные в работе результаты анализа стилистических и видовых признаков данных изображений подтверждают это и свидетельствуют о необходимости рассмотрения как художественной, так и содержательной сторон рисунков, так как это лучше помогает представить их семантическую значимость и смысл. Предпринятая попытка более точного видового определения изображений лосей на писаницах рассматриваемого региона на основании характеристики их биоморфологических признаков и расположения рисунков в композициях показала возможность выделения определенных групп изображений, объединяемых по полу, возрасту, особенностям поведения животного. С учетом количества выделенных стилистических и видовых признаков рисунков лосей, определены изобразительные инварианты рассматриваемого региона в целом и отдельных природно-географических зонах в частности. Проведенный в настоящей работе анализ как отдельных изображений, так и ряда сюжетных групп рисунков с учетом биологических характеристик вида позволил глубже раскрыть значение и сущность данного образа на писаницах изучаемого региона.
Как показал материал исследования, представленная вариативность и многообразие сюжетов и композиций с образами лосей на лесных писаницах, свидетельствует о наличии общего для значительной территории и связанного с данным образом, со временем все более усложняющегося мировосприятия и обрядности.
Выделенные устойчивые композиционно-семантические блоки с образом лося связаны с определенными историческими эпохами. Однако в ходе проведенного исследования установлено, что ряд изображений, сюжетов и композиций трансхронологичны. Возможно, это объясняется традиционностью у сибирских народов на протяжении тысячелетий присваивающего типа хозяйства, связанного с ним промыслового культа и набора определенных изобразительных средств для его выражения. Не случайно, что около 70 % выделенных в работе сцен и композиций различными изобразительными средствами «описывают» поведение зверя в природе и посвящены охоте на него. Во многом благодаря своему утилитарному назначению лось стано
I с)4 вится мифологизированным территориальным символом, а сюжеты и композиции, связанные с ним, переходят из эпохи в эпоху как форма своеобразных наскальных произведений.
Проведенная в работе классификация на материалах сюжетов и композиций, связанных с образом лося, позволила определить 670 различных по составу устойчивых сюжетных композиций, фиксируемых в историко-географических регионах лесной зоны Северной Азии, которые в настоящем исследовании были объединены в 5 объемных композиционно-семантических групп. Выявлено, что значительный мировоззренческий пласт, отражают композиции, объединяющие сочетания «лося и антропоморфного существа» (51,1 %), «групп лосей» (41,1%), «лося и зооморфной фигуры» (14,2 %), «лося и знаков-символов» (13,5 %). Таким образом, выделенные большие семантические блоки изображений лосей, объединенные комплексом основных ведущих идей первобытного сообщества на рассматриваемой территории, отражают на просто реальные стороны повседневной жизни и заботы о хлебе насущном первобытного сообщества, но свидетельствуют о значительной мифологизации его сознания и помогают обозначить ведущие мировоззренческие ценности, выявить в них общее и особенное, а, следовательно, в определенной мере, приблизиться к пониманию и раскрытию сущности мышления древнего человека.
195
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Маркдорф, Наталья Михайловна, 1999 год
1. Абсалямов М.Б. 1997. Миф в древнем искусстве и культурах Сибири // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 44-51.
2. Авродин В.А., Козьминский И.И. 1949. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествия шаманов, изображенные на «карте» // СМАЭ. т. XI. М.-Л.: Изд-во АН СССР. С. 324-335.
3. Адрианов A.B. 1910. Отчет по обследованию писаниц Минусинского края // ИРКСА. Вып. 10.
4. Адрианов A.B. 1913. Писаницы по р. Мане // ЗОРСА. Т. 9.
5. Алексеева Э.В. 1971. Млекопитающие плейстоцена юго-востока Западной Сибири. Автореф. дис. канд. биол. наук. Л. 21 с.
6. Алексеева Э.В. 1980. Млекопитающие плейстоцена юго-востока Западной Сибири: хищные, хоботные, копытные. М.: Наука. 187 с.
7. Алексеенко Е.А. 1967. Кеты. Л.: Наука. Л.О. 262 с.
8. Алексеенко Е.А. 1976. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л. С. 67-105.
9. Алексеенко Б. А. 1977. Культы у кетов // СМАЭ. т. XXXIII. М.-Л.: Изд-во АН СССР. С. 29-65.
10. Анисимов А.Ф. 1949. Представления эвенков о шингкэн' ах и проблема происхождения первобытной религии // СМАЭ. T.XII. M.-J1: Изд-во АН СССР. 1949. С. 160-194.
11. Анисимов А.Ф. 1951. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемистические истоки идеологии шаманства // СМАЭ. Т. XIII. M.-JL: Изд-во АН СССР. С. 186-216.
12. Анисимов А.Ф. 1958. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. M.-JL: Изд-во АН СССР. 234с.
13. Анисимов А.Ф. 1959. Космологические представления народов Севера. М.- Л.: Изд-во АН СССР. 106 с.
14. Антипина Н.В. 1980. Новые археологические памятники верхнего Вилюя // Новое в археологии Якутии. Якутск: Кн. изд-во. С. 41-45.
15. Аргунов В.Г. 1992. Сыалахская неолитическая культура на территории северо-западной Якутии // Археологические исследования в Якутии: Труды Приленской Археологической экспедиции. Новосибирск: Наука. С. 64-67.
16. Байгушева B.C. 1971. Ископаемые териофауны ливенцовского карьера (северо-восточное Приазовье) // Материалы по фаунам антропогена СССР. Л.: Наука. Л. О. С. 23-56.
17. Балакин Ю.В. 1996. Урало-сибирское культовое литье в мифе и ритуале: автореф. дис. канд. историч. наук: 07.00.06. Новосибирск. 17с.
18. Банников А.Г. 1965. О промысле лося // Биология и промысел лося. М.: Россельхозиздат. Сб. 2. С. 3-8.
19. Банников А.Г., Флинт В.Е. 1971. Отряд Парнокопытные (Artiodaktyla) // Жизнь животных. М.: Просвещение. Т. 6. С. 437-553.
20. Баскин Л.М. 1976. Поведение копытных животных. М.: Наука. 296с.
21. Баскин Л.М. 1984. Лось // Животный мир южной тайги. М.: Наука. С. 45-73.
22. Бидерман Г. 1996. Энциклопедия для символов: Пер. с нем. / Общ. ред. и пред. И.С. Свенцицкой. М.: Республика. 320 с.
23. Биология и использование лося. 1986. Обзор исследований / АН СССР. Ин-т эволюции морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцева. Ответственный редактор В.Е. Соколов. М.: Наука. 159с.
24. Бобров В.В. 1972. Сходство оленей из бронзы и на петроглифах // Материалы зонального совещания археологов и этнографов. Тезисы докладов. Томск. С. 27-28.
25. Бобров В.В. 1976. Художественные и стилистические особенности в скифо-сибирском искусстве звериного стиля // ИЛ АН. Вып. 7. Кемерово. С. 42-57.
26. Бобров В.В. 1978. Кулайские элементы в тагарской культуре // Ранний железный век Западной Сибири. С. 33-42.
27. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А., Минаев А.Н. 1982. Системная организация брачного поведения лосей // Тез. докл. 3-го съезда Всесоюз. териол. о-ва. М.: Наука. Т. 2. С. 115-116.
28. Борзунова И.В. 1972. О некоторых особенностях первобытного искусства // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. II. Л. С. 3-10.
29. Борзунова И.В. 1979. К проблеме передачи движения в первобытном искусстве // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып.XI. Л. С. 1928.
30. Бородкин Ю.М 1976. Произведения изобразительного искусства из неолитических погребений у с. Васьково // ИЛАИ. Вып. 7. Кемерово, С. 99110.
31. Бромлей Г.Ф., Кучеренко С.П. 1983. Лось // Копытные дальнего Востока. М.: Наука. С. 194-228.
32. Бутурлин С.А. 1934. Лоси. М,- Л.: Когиз. С. 2-68.
33. Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. 1980. Памятники оку-невской культуры. Л.: Наука. ЛО. С. 148.
34. Вангенгейм Э.А. 1982. Млекопитающие. Обзор фаунистических комплексов фаун территории СССР // Четвертичная система. Полутом 1. М.: Недра. С. 267-279.
35. Вангенгейм Э.А., Сотникова М.В. 1981. Геология и фауна млекопитающих местонахождения Засухино, Западное Забайкалье // Бюл. комис. по изуч. четвертич. периода. № 51. С. 106-1 17.
36. Венгенгейм Э.А., Флеров К.К. 1965. Широколобый лось (Alces lati-frons) в Сибири // Бюл. комис. по изуч. четвертич. периода. Т. 30. С. 166-171.
37. Василевич Г.М. 1930. Некоторые данные по охотничьим обрядам тунгусов // Этнография. № 3. Кн. 2. М. С. 57-67.
38. Василевич Г.М. 1936. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л. 304с.
39. Василевич Г.М. 1957. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков//СМАЭ. Т. XVII. М.-Л.: Изд-во АН СССР. С. 151-185.
40. Василевич Г.М. 1959. Ранние представления о мире у эвенков. Исследования и материалы по вопросу первобытных религиозных верований // ТИЭ. т. 51.
41. Василевич Г.М. 1969. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- н. XX вв.) Л.: Наука. ЛО. 304с.
42. Велижанин А.Г. 1985. Облик фаун Приамурья в наскальных рисунках // Природа. №1.М. С. 90-93.
43. Верещагин H.K. 1967. Геологическая история лося и его освоение первобытным человеком // Биология и промысел лося. М.: Россельхозиздат. Сб. 3. С. 3-37.
44. Верещагин Н.К. 1971. Охоты первобытного человека и вымирание плейстоценовых млекопитающих СССР // Труды зоологического института АН СССР. Т. 49. С. 200-232.
45. Верещагин Н.К. 1977. Некоторые проблемы истории формирования те-риофауны // Фауна и флора антропогена северо-востока Сибири. JL: Наука. С. 6-17.
46. Верещагин Н.К. 1981. Записки палеонтолога: По следам предков. JL: Наука. 166с.
47. Верещагин Н.К., Барышников Г.Ф. 1980. Ареалы копытных фауны СССР в антропогене // Труды зоол. ин-та АН СССР. Т. 93. С. 3-20.
48. Верещагин Н.К., Барышников Г.Ф. 1985. Вымирание млекопитающих в четвертичном периоде Северной Евразии /7 Млекопитающие Северной Евразии в четвертичном периоде. Л.: Наука. С. 3-9.
49. Верещагин Н.К., Русаков О.С. 1979. Копытные Северо-запада СССР. Л.: Наука. 308 с.
50. Виленский-Сибиряков В. 1925. Задачи изучения Северной Азии // Северная Азия. Книга первая-вторая. М.: Мосполиграф. 16-я тип. С. 7-14.
51. Вислобокова H.A. 1990. Ископаемые олени Евразии. М.: Наука. 280 с.
52. Вяткина К.В. 1962. Наскальные изображения Минусинской котловины //СМАЭ. Т. 20. с. 188-237.
53. Вяткина К.В. 1941. Шалаболинские (Тесинские) наскальные изображения//СМАЭ. Т. 12. с. 417-484.
54. Гептнер В.Г., Насимович A.A., Банников А.Г. 1961. Лось // Млекопитающие Советского Союза. М.: Высшая школа. Т.1. С. 220-298.
55. Глушков В.М. 1976. Формирование и роль оборонительного поведения самца-лося в семейной группе // Групповое поведение животных. М.: Наука. 67-70.
56. Грач А.Д. 1979. Вопросы изучения петроглифов Тувы в свете новейших исследований // Новейшие исследования по археологии и этнической истории Тувы. Кызыл. С. 119-123.
57. Грач А.Д. 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука. 265с.
58. Грач А.Д. 1957. Петроглифы Тувы. Ч. 1 (Проблема датировки и интерпретации, этнографические традиции) // СМАЭ. Т. 17. С. 385-428
59. Грач А.Д. 1958. Петроглифы Тувы. Ч. II (Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 году)//СМАЭ. Т. 18. С. 339-384.
60. Грибановский H.H. 1946. Сведения о писаницах Якутии // CA. №6. С. 281-284.
61. Голан А.1994. М иф и символ. М.: Русслит. 375с.
62. Горбунова Т.В. 1994. Словарь по культурологии и искусствознанию. СПб: Веды. 36 с.
63. Турина H.H. 1980. Наскальные рисунки Кольского полуострова и сопредельных областей (общие и специфические черты)// Звери в камне. Новосибирск: Наука. С. 117-135.
64. Турина H.H. 1982. Время, врезанное в камень: Из истории древних лапландцев. Мурманск: Кн. изд-во. 120с.
65. Диков H.H. 1971. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. М.: Наука. 130с.
66. Доманский Я.В., Столяр А.Д. 1962. По бесовым следкам. Л.: Наука. 180с.
67. Дыренкова Н.П. 1949. Древние легенды кумандинцев // СМАЭ. Т. XI. М.-Л.: Изд-во АН СССР. С. 1 10-132.
68. Дэвлет М.А. 1969. Наскальные изображения Куйлуг-Хема// Этногенез народов Северной Азии. Новосибирск: Наука. СО. вып. 1. С. 131-132.
69. Дэвлет М.А. 1976. Петроглифы Улуг-Хема. М.: Наука. 120с.
70. Дэвлет М.А. 1982. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука. 128с.
71. Дэвлет М.А. 1988. Ареалы наскального искусства Северной Азии // Некоторые проблемы Сибирской археологии. М.: Наука. С. 54-83.
72. Дэвлет М.А. 1993. Изображения на скалах Бижиктиг-Хая в Саянском каньоне Енисея // Памятники наскального искусства. М.: Координационно-методический центр прикладной этнографии. ИЭА РАН. С. 79-193.
73. Дэвлет М.А. 1996. Петроглифы Енисея: история изучения (ХУН-начало XX вв.). М.: РАН. ИА. Координационно-методический центр прикладной этнографии ИЭА РАИ. 249с.
74. Дэвлет М.А. 1997. О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголо-вых» в наскальном искусстве // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздаг. С. 11-17.
75. Дэвлет М.А. 1998. Палимпсесты древняя символика // Актуальные проблемы древней и средневековой Сибири. М. С. 111-118.
76. Дэвлет М.А. 1998. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: Памятники исторической мысли. 287с.
77. Егоров О.В. 1965. Дикие копытные Якутии. М.: Наука. 259с.
78. Егорова Е.В. 1998. Типология солярных изображений Саяно-Алтая и Монголии // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: Издание САИПИ КемГУ. С. 95-96.
79. Елькина Е.А. 1983. Оборонительное поведение лося // Материалы 3-й Всесоюзной конференции по поведению животных: Механизмы поведения. М.: Наука. Т. 1.С. 137-138.
80. Ермолова H.M. 1974. Термофауна долины Ангары в позднем антропо-гене. Автореф. дне. канд. биол. наук. J1. 19 с.
81. Ермолова Н.М. 1978. Териофауна долины Ангары в позднем антропо-гене. Новосибирск: Наука. 222 с.
82. Завитухина М.П. 1974. Изображения лося на раннетагарских бронзовых могилах // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск. Вып. 4.
83. Заика A.JI. 1995. Новые петроглифы Енисея // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 97-101.
84. Заика A.JI. 1998. Новые данные об обследовании петроглифов р. Маны в начале XX века // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ КемГУ. с. 100-101.
85. Зарипов Р.З. 1964. К методике определения возраста лося // Природные ресурсы Волжско-Камского края (животный мир). М.: Наука. С. 30-45.
86. Зеленин К.Д. 1921. Запреты на охоте и иных промыслах // СМАЭ. Т. VIII. М.-Л.: Изд-во АН СССР. с. 121-185.
87. Иванов C.B. 1949. Мамонт в искусстве народов Сибири // СМАЭ. Т. 11. С. 133-154.
88. Иванов C.B. 1954. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX-XX вв. М.- Л. С. 126-572.
89. Исторический фольклор эвенков: сказания и предания // АН СССР. ИЭ им. H.H. Миклухо-Маклая; запись текстов. Перевод и комментарии Г.М. Ва-силевич. Ответственный редактор В.И. Цинциус. Л.: Наука, 1966. 399с.
90. Калмыков Н.П., Писку нова A.C., Хандуева В.Б. 1992. Ископаемые млекопитающие музея природы Бурятии (Систематика, распространение, биология). Улан-Удэ. 60с.
91. Каспаров А.К, 1986. Остатки млекопитающих из позднепалеолитиче-ского поселения Сухотино-4 в Забайкалье// Млекопитающие четвертичной фауны СССР. Л.: АН СССР. ТЗИ. Т. 149. С. 98-105.
92. Каприелов A.A. 1974. Этнографическое объяснение археологического материала Западной Сибири V-X века н.э.// ИЛАИ. Вып 5. Кемерово. С. ПОИВ.
93. Каталог млекопитающих СССР: Плиоцен современность / Под ред. И.М. Громова, Г.И. Барановой. Л.: Наука, 1981. 456с.
94. Килуновская М.Е. 1998. Проблемы датирования петроглифов Тувы (роль сравнительно-типологического метода // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ Кем-ГУ. С. 56-58.
95. Климова Н.В. 1998. Биотопическое распределение птиц музея-заповедника «Томская писаница» // Природа. (Музей-заповедник «Томская писаница»). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 78-97.
96. Кнорре Е.П. 1953. Лось в СССР. М. 15 с.
97. Кнорре Е.П. 1959. Экология лося // Труды Печоро-Илычского гос. заповедника. Сыктывкар: Коми кн. изд-во. Вып. 7. С. 5 122.
98. Кнорре Е.П., Кнорре Е.К. 1959. Материалы по изучению некоторых физиологических особенностей лося // Труды Печоро-Илычского гос. заповедника. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. Вып. 7. С. 133-167.
99. Кнорре Е.П., Шубин Г.Г. 1959. Определение возраста лося // Труды Пе-чоро-Илыч. гос. заповедника. Сыктывкар: Коми книж. изд-во. Вып. 7. С. 123-132.
100. Ковешникова Е.А. 1992. Историография археологии Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: Изд-во КГУ. 125 с.
101. Ковтун И.В. 1993. Петроглифы Висячего камня и хронология Томских писаниц. Кемерово: Кузбассвузиздат. 140с.
102. Кожуков М.В. 1975. Поведение лосей в период гона // Копытные фауны СССР. М.: Наука. С. 323-324.
103. Козло П.Г. 1983. Эколого-морфологический анализ популяции лося. Минск: Наука и техника. 216с.
104. Козлов В.И. 1980. Новые археологические памятники Амги // Новое в археологии Якутии. Якутск. С. 55-61.
105. Комарова М.Н. 1952. Томский могильник памятник истории древних племен лесной полосы Западной Сибири // МИА. T.l. M.-JI. С. 7-50.
106. Кондаков А.Н., Возная A.A. 1998. Геология района «Томской писаницы» // Природа. (Музей-заповедник «Томская писаница»). Кемерово: Куз-бассвузиздат. С. 23-30.
107. Кондаков А.Н., Возная A.A. 1998. Палеоландшафты окрестностей «Томской писаницы» в голоцене // Природа. (Музей-заповедник «Томская писаница»). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 31-37.
108. Косинцев П.А., Бородина A.B. 1990. Териофауна восточного склона Северного Урала в позднем плейстоцене и голоцене // Фауна млекопитающих и птиц позднего плейстоцена и голоцена СССР. ТЗИ. АН СССР. Т. 212. С. 120-134.
109. Кочмар H.H. 1983. Жертвенники у писаницы Суруктаах-Хая на р. Мар-хе и Курунг на Олекме // Тезисы докладов региональной археологической конференции студентов Сибири и Дальнего Востока. Кемерово. С. 33-35.
110. Кочмар H.H. 1984. Жертвенники писаниц Южной Якутии // Проблемы исследований каменного века Евразии. Красноярск. С. 182-183.
111. Кочмар H.H. 1986. Исследование петроглифов по реке Буотаме // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. С. 214219.
112. Кочмар H.H. 1988. Петроглифы Якутии // Археология Якутии. Якутск. С. 104-117.
113. Кочмар H.H. 1990. Корреляция петроглифов Южной и Центральной Якутии // Проблема изучения наскальных изображений в СССР. М. С. 231236.
114. Кочмар H.H. 1992. Стиль и датировка писаниц Якутии // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск. С. 160-168.
115. Кочмар. H.H. 1994. Писаницы Якутии. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН. 262с.
116. Кочмар H.H. 1995. Корреляция наскальных изображений Якутии и Чукотки // Наскальное искусство Азии: Тезисы докладов Международной конференции «Наскальное искусство Азии» (изучение, сохранение, использование). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 43-45.
117. Кочмар H.H., Пудов A.A. 1983. Новые открытия петроглифов на Нижней Олекме // Тезисы докладов региональной археологической конференции студентов Сибири и Дальнего Востока. Кемерово. С. 30-31.
118. Кубарев В.Д. 1993. Датировка петроглифов по находкам из погребальных комплексов Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово: Изд-во КемГУ. С. 104-113.
119. Кузьмина И.Е. 1971. Формирование териофауны Северного Урала в позднем антропогене // Труды зоол. ин-та АН СССР. Т. 49. С. 44-122.
120. Кузьмина И.Е. 1982. Видовой состав и относительная численность млекопитающих Среднего Урала в позднем плейстоцене // J1.: Наука. JIO. С. 4448.
121. Кулагин Н.М. 1932. Лоси СССР // Труды лаборатории прикладной зоологии. Л.: Изд-во АН СССР. 1932. 120с.
122. Кулемзин В.М. 1976. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX начало XX вв.) // Из истории шаманства. Томск: Изд-во ТГУ. 148с.
123. Кулемзин В.М. 1984. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во ТГУ. 192с.
124. Кулемзин В.М. 1985. Сверхъестественные существа и шаманы в представлениях восточных хантов // Урало-Алтаистика. Археология. Этнография. Язык. Новосибирск: Наука. С. 134-137.
125. Кулемзин В.М. 1990. Обряды народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ. 232 с.
126. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. 1977. Ваеюганско-ваховские ханты в конце XIX начале XX. Этнографические очерки. Томск: Изд-во ТГУ. 234с.
127. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. 1992. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука. 198с.
128. Курсков А.Н. 1978. Лось. Минск: Наука и техника. 86с. Лаптев И.П. 1958. Млекопитающие таежной зоны Западной Сибири. Томск: Изд-во Томск. Ун-та. 286с.
129. Легенды и сказки хантов / Записи, введение и примечание В.М. Кулем-зина, Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1973. 59с.
130. Леонтьев Н.В. 1970. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука. 148с.
131. Линг Х.И. 1975. Структура популяций лесных копытных // Копытные фауны СССР. М.: Наука. С. 12-14.
132. Линевский A.M. 1939. Петроглифы Карелии. Ч. I. Петрозаводск: Кар-госиздат. 190с.
133. Лобок A.M. 1997. Антология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации. 688с.
134. Мазин А.И. 1968. Рисунки на скалах в устье Онеи // АО 1968 года. М. 1969. С. 211-212.
135. Мазин А.И. 1976. Наскальные рисунки IV-III тыс. до н.э. таежной зоны Верхнего Приамурья // Первобытное искусство. Новосибирск. С. 97-110.
136. Мазин А.И. 1984. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов: (Конец XIX начало XX вв.). Новосибирск: Наука. СО. 201с.
137. Мазин А.И. 1986. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука. СО. 259с.
138. Мазин А.И. 1987. Северная Азия в эпоху камня. Новосибирск: Наука. СО. 259с.
139. Мазин А.И. 1988. Петроглифы таежной зоны Приамурья и Восточного Забайкалья. Автореф. дисс. докт. истор. наук. АН СССР. СО ИИНФ. Новосибирск. 39с.
140. Мазин А.И. 1994. Древние святилища Приамурья // РАН. СО. ИИАЭ. Новосибирск: Наука. 241с.
141. Маркдорф Н.М. 1996. Археологическая карта // Атлас Кемеровской области. Кемерово-Новосибирск: Комитет по земельным ресурсам, п/о «Инженерная геодезия» Роскартографии. С. 24.
142. Маркдорф Н.М. 1998. Наскальные изображения реки Кондомы // Природа (Музей-заповедник Томская писаница). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 98-104.
143. Маркдорф Н.М. 1998. Образ лося как социокультурный символ неолитической эпохи лесной зоны Евразии // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово: САИНИ КемГУ. С. 43-44.
144. Мартынов А.И. 1966. Лодки в страну предков. Кемерово. 36с.
145. Мартынов А.И. 1971. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и «всемирно-исторический масштаб» // Изв. СО РАН СССР. Серия общественных наук. №11. Вып. 3. С. 103-1 18.
146. Мартынов А.И. 1976. К вопросу о послетагарском искусстве Южной Сибири Н-1 вв. до н.э. // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. Кемерово. С. 34-43.
147. Мартынов А.И. 1987. Писаница на Томи (Наскальные изображения Кемеровской области). Кемерово: Кн. Изд-во. 62 с.
148. Мартынов А.И. 1987. Символ солярного культа на петроглифах Сибири // Религиозные представления в первобытном обществе. М. С. 89-91.
149. Мартынов А.И. 1990. К вопросу о типологии памятников петроглифического искусства // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М. С. 67- 79.
150. Мартынов А.И. 1997. Древнейшие сюжеты финно-угорского наскального искусства западной Сибири // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 36-40.
151. Мартынов А.И. 1997. О датировке памятников наскального искусства Сибири // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 17-25.
152. Мартынов А.И. 1998. Наскальное искусство как часть общечеловеческой культуры // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ КемГУ. С. 9-10.
153. Мартынов А.И., Бобров В.В. 1974. Образ космического оленя в искусстве тагарской культуры // Древняя Сибирь. Новосибирск. Вып. 4. С. 65-73.
154. Мартынов А.И., Ломтева A.A. 1993. О хронологической и культурной принадлежности Новоромановских петроглифов // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово: КемГУ. С. 192-202.
155. Мартынова Г.С., Мартынов А.И. 1997. И. К 250-летию первой публикации томской писаницы // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 5-10.
156. Мартынов А.И., Покровская А.Ф., Русакова И.Д. 1998. Утраченные и обнаруженные изображения «Томской писаницы» // Природа (Музей-заповедник «Томская писаница»): Сборник статей. Вып. 1. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 104-11.
157. Материалы по фольклору хантов / Записи, введение и примечания В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. 216с.
158. Матющемко В.И. 1973. Некоторые материалы по самусьской культуре // Проблемы археологии Урала и Сибири. М.: Наука. С. 194-197.
159. Матющенко В.И. 1973. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век) // Из истории Сибири. Томск. Вып. 10.
160. Мельникова JI.B. 1992. Изображения нерп на Верхней Лене // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука. СО. С. 69-71.
161. Мельникова Л.В. 1993. Новое в изучении Шишкинских писаниц на р. Лене // Памятники наскального искусства. М.: РАН. ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Координационно-методический центр прикладной этнографии. Центр русских исследований. С. 30-53.
162. Миллер Г.Ф. 1937. История Сибири. Т. 1. М,- Л.
163. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Составитель предисловия и примечания Н.В. Лукина. Под общей ред. Е.С. Новик. М.: Главн. ред-я вос-точ. лит-ры, 1990. 568 с.
164. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2. / Главн. ред-р С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 69-70.
165. Млекопитающие Северной Евразии в четвертичном периоде / Под ред. Н.К. Верещагина, И.Е. Кузьминой. Л., 1985. 123 с.
166. Мол один В. И. 1993. Еще раз о датировке Турочакских писаниц (некоторые проблемы хронологии и культурной принадлежности петроглифов Южной Сибири) // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул. С. 4-25.
167. Молодин В.И., Маточкин Е.П. 1992. Вторая Турочакская писаница Горного Алтая // Природа. № 8. М. С. 80-87.
168. Молодин В.И., Лукина Н.В., Кулемзин В.М., Мартынова Е.П., Шмидт Е., Федорова H.H. 1995. История и культура хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 65-76.
169. Молодин В.И., Черемисин Д.В. 1999. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН. 160с.
170. Мошинская В.И. 1953. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя //Древняя история Нижнего Приобья. М.: Изд-во АН СССР. С. 90-99.
171. Мошинская В.И. 1976. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М.: Наука. 130с.
172. Мочанов Ю.А. 1969. Многослойная стоянка Белькачи 1 и периодизация каменного века Якутии. М. 254 с.
173. Мочанов Ю.А. 1977. Древнейшие этапы заселения человеком Северовосточной Азии. Новосибирск: Наука. С.264.
174. Мочанов Ю.А., Федосеева С.А., Алексеев А.Н., Кочмар H.H., Козлов В.И., Щербакова Н.М. 1983. Археологические памятники Якутии. Новосибирск. 392с.
175. Насимович A.A. 1965. Используемая лосем территория // Биология и промысел лося. М.: Россельхозиздат Сб. 2. С. 9-16.
176. Новоженов В.А. 1994. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии (к проблеме миграции населения степной Евразии в эпоху энеолита и бронзы). Алматы: Аргументы и Факты. Казахстан. 267с.
177. Окладников А.П. 1941. Археология и древняя история Якутии (К итогам Ленской археологической экспедиции ИИМК АН СССР и ИНК при СНК ЯАССР) И Краткие сообщения ИИМК АН СССР. Л. Вып.Х. С. 137-145.
178. Окладников А.П. 1946. Археологические исследования 1940-1943 гг. в долине реки Лены и древняя история северных племен // Краткие сообщения ИИМК. Вып. XII. С. 99-107.
179. Окладников А.П. 1949. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены // СМАЭ. Т. XI. М.-Л.: Изд-во АН СССР. С. 73-110.
180. Окладников А.П. 1949. Древнейшие наскальные изображения Северной Азии // CA. М.- Л. № XI. С. 155-170.
181. Окладников А.П. 1950. Неолит и бронзовый век Прибайкалья // МИА. М- Л. ч. 1. № 18. С. 85-330.
182. Окладников А.II. 1950. Неолит и бронзовый век Прибайкалья // МИА. Часть II. М,-Л. С. 285-336.
183. Окладников А.П. 1950. Ленские древности. Вып.З. Отчет об археологических исследованиях в районе с. Покровского и г. Якутска в 1940-1946 гг./ АН СССР. ИИМК им Н.Я. Марра. М,- Л.: Издательство АН СССР. 195с.
184. Окладников А.П. 1958. Археологические работы в зоне строительства ангарских гидроэлектростанций // Записки Иркутского областного краеведческого музея. Иркутск: Иркут. Кн. Изд-во. 192с.
185. Окладников А.П. 1959. Шишкинские писаницы памятники древней культуры Прибайкалья. Иркутск. 210с.
186. Окладников А.П. 1960. Петроглифы Братского моря // Наскальные рисунки Каменных островов на Ангаре. Иркутск. С. 5-15.
187. Окладников А.Г1. 1966. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука. 322с.
188. Окладников А.II. 1967. Утро искусства. Л. 168с.
189. Окладников А.П. 1968. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи-Аляна. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во. 237с.
190. Окладников А.П. 1969. Петроглифы Сибири и Дальнего Востока как источник по этнической истории Северной Азии // Этногенез народов северной Азии. Новосибирск. С. 3-27.
191. Окладников А.П. 1971. Искусство неолитических племен Сибири // История искусств народов СССР. М.: Изобр. иск-во. Т. 1.311с.
192. Окладников А.П. 1971. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука. ЛО. 335с.
193. Окладников А.П. 1974. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск: Наука. СО. 125с.
194. Окладников А.П. 1976. Удивительные звери острова Ушканьего и периодизация памятников Приангарья // Первобытное искусство. Новосибирск. С. 47-55.
195. Окладников А.П. 1977. Петроглифы Верхней Лены. Л.: Наука.ЛО. 323с. Окладников А.П. 1978. Новые наскальные рисунки на Дубынинском -Долгом пороге (Ангара) // Древние культуры Ангары. Новосибирск: Наука. СО. С. 156-160.
196. Окладников А.П. 1980. Звери и знаки Ярминского порога// Первобытное искусство. Звери в камне. Новосибирск. С. 96-116.
197. Окладников А.П. 1980. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука. ЛО. 271с.
198. Окладников А.П. 1981. Петроглифы Чулутын-гола (Монголия). Новосибирск: Наука. СО. 184с.
199. Окладников А.П., Василевский P.C. 1980. Северная Азия на заре истории. Новосибирск: Наука. СО. 1980. 160 с.
200. Окладников А.П., Запорожская В.Д. 1959. Ленские писаницы (Наскальные рисунки у деревни Шишкишо). М. Л.: Изд-во АН СССР, Институт литературы и истории. 208с.
201. Окладников А.П., Запорожская В.Д. 1969. Петроглифы Забайкалья. Ч.1. Л.: Наука. ЛО. 219с.
202. Окладников А.П., Запорожская В.Д. 1970. Петроглифы Забайкалья. Ч.2. Л.: Наука. ЛО. 263с.
203. Окладников А.П., Запорожская В.Д. 1972. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука. ЛО. 272с.
204. Окладников А.П., Мазин А.П. 1976. Писаницы Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука. СО. 189с.
205. Окладников А.П., Мазин А.И. 1979. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука. СО. 152с.
206. Окладников А.П., Мартынов А.И. 1972. Сокровища Томских писаниц. М.: Искусство. 257с.
207. Окладников А.П., Молодин В.И., Конопацкий А.К. 1980. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука. СО. 1980. 40с.
208. Окладников А.П., Фролов Б.А. 1977. Древности Сибири: Петроглифы, орнаменты, мифы. М. С. 68-81.
209. Окладников А.П., Фролов Б.А. 1980. Древнейшее искусство Северной Азии: Петроглифы, орнаменты, мифы. М. С. 338-353.
210. Окладникова Е.А. 1984. Шаманские петроглифы Сибири // Этнография народов Сибири. Новосибирск. С. 131-135.
211. Окладникова Е.А. 1984. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука. СО. 256с.
212. Паавер К.Л. 1965. Формирование териофауны и изменчивость млекопитающих Прибалтики в голоцене. Тарту: АН ЭССР. 497с.
213. Плейстоценовые млекопитающие Северной Евразии / Под ред. И.Е. Кузьминой, Г.Ф. Барышникова. Л., 1987. 130с.
214. Переводчикова Е.В. 1994. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. По следам древних цивилизаций. М.: Изд-во «Восточная литература». РАН. 206с.
215. Подольский М.Л. 1970. Количественные характеристики компактности размещения наскальных рисунков // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М. С. 202-206.
216. Подольский М.Л. 1998. О композиционной цельности наскального искусства // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ КемГУ. С. 69-71.
217. Попов A.A. 1969. Материалы по истории религии якутов б. Вилюйского округа // СМАЭ. Т. XI. М.-Л. С. 255-323
218. Попов В Л. 1925. Географический очерк Сибири в связи с проблемой ее дальнейшего изучения // Северная Азия. М.: Мосполиграф. 16,-я тип. С. 9698.
219. Попов N4.В., Соколов Н.Г., Мордосов И.И., Лабукин Ю.В. 1980. Биология промысловых зверей Якутии. Новосибирск: Наука. 158с.
220. Потапов Р.Л. 1951. К истории фауны Центральной Азии (о наскальных изображения животных в Туве) // СМАЭ, 1951, т. 17. С. 429-431.
221. Потапов Р.Л. 1958. К истории фауны Центральной Азии (о наскальных изображения животных в горах Танну-Ола и Монгун-Тайги // СМАЭ. Т. 18. С. 358-389.
222. Пяткин Б.Н. 1977. Некоторые вопросы датировки петроглифов Южной Сибири // Археология Южной Сибири. ИЛАИ. Вып.9. Кемерово.
223. Пяткин Б.Н. 1982. Шалаболинские петроглифы (Вопросы методики и хронологии): Автореф. дисс.канд. истор. наук. Л. 14с.
224. Пяткин Б.Н. 1984. К проблемам хронологического определения петроглифов предскифского времени на Среднем Енисее // Тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции по проблемам скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово. С. 126-129
225. Пяткин Б.Н., Мартынов А. И. 1985. Шалаболинские петроглифы (Енисей. Эпоха неолита железный век). Красноярск. 188с.
226. Равдоникас В.Н. 1936. Наскальные изображения Онежского озера. М.-Л. 270 с.
227. Русаков О.С. 1979. Лось // Копытные Северо-Запада СССР. Л.: Наука. С. 174-271.
228. Русакова И.Д., Баринова Е.С. 1997. Новые петроглифы на Томи // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 64-78.
229. Савватеев Ю.А. 1967. Рисунки на скалах. Петрозаводск: Карельское кн. Изд-во. 170с.
230. Савватеев 10.А. 1980. Онежские петроглифы и тема зверя в них // Звери в камне. Новосибирск: Наука. СО. С. 136-158.
231. Сатлаев Ф.А. 1971. Религиозные представления и обряды у народов Сибири в XIX начале XX века. Л.: Наука. С. 130-141.
232. Свинин В.В. 1991. Археологические памятники Байкала и их исследователи // Древности Байкала. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. С. 111-250.
233. Семенов В.А. 1995. Мифологические сюжеты в наскальном искусстве неолита и бронзового века Феноскандии // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. СПб. С. 3-6.
234. Сенкевич-Гудкова В.В. 1949. Мамонт в фольклоре и изобразительном искусстве казымских хантов // СМАЭ. Т. U.c. 156-159.
235. Советова О.С., Миклашевич Е.А. 1998. Исследование петроглифов на горе Куня (Средний Енисей) // Вестник САИПИ. Вып. 1. Кемерово: САИ-ПИ. С. 25-27.
236. Соколов В.Е. 1979. Систематика млекопитающих. М.: Высшая школа. Т. 3. 638с.
237. Соколов Н.В. 1981. Внешнее выражение некоторых эмоций лося // Поведение охотничьих животных. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во. С. 111118.
238. Соколов И.И. 1959. Копытные звери // Фауны СССР. Млекопитающие. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Т 1. Вып. 3. 639с.
239. Студзицкая C.B. 1973. Искусство енисейских племен в эпоху неолита и ранней бронзы // Проблемы археологии Урала и Сибири. М.: Наука. С. 183190.
240. Студзицкая C.B. 1969. Образ зверя в мелкой пластике сибирских племен в эпоху неолита и ранней бронзы // Экспедиции ГИМ. М. С. 39-63.
241. Студзицкая C.B. 1987. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М. С. 318-326, 344350.
242. Тиваненко A.B. 1989. Древние Святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск. 202с.
243. Тимофеев Д.А. 1965. Средняя и Нижняя Олекма (Геоморфологический анализ территории бассейна). М.- Л. 136с.
244. Тимофеева Е.К. 1974. Лось (экология, распространение, хозяйственное значение). Л.: Изд-во ЛГУ. 168с.
245. Толпеко И.В. 1995. Образ лося и его развитие в наскальном искусстве // Наскальное искусство Азии: Тезисы докладов Международной конференции «Наскальное искусство Азии» (изучение, сохранение, использование). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 53.
246. Троицкий Е.К. 1972. Лоси Карелии. Петрозаводск: Карелия. 70 с.
247. Тюменцев В.Н. 1960. Каменные острова на Ангаре // Наскальные рисунки Каменных островов на Ангаре. Иркутск. С. 17-21.
248. Физико-географическое районирование СССР. Характеристика региональных единиц / Под ред. проф. H.A. Гвоздецкого. М.: Изд-во МГУ, 1968. 576 с.
249. Филонов К.П. 1983. Лось. М.: Лесная пром-сть. 246с.
250. Фрейденберг О.М. 1978. Миф и литература в древности. М.: Главная редакция восточной литературы. 606с.
251. Фомина H.A. 1998. Краткая характеристика растительного покрова музея-заповедника «Томская писаница» // Природа (Музей-заповедник «Томская писаница»). Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 56-60.
252. Форонова И.В. 1982. Новые находки млекопитающих в плейстоценовых отложениях Кузнецкой котловины // Труды ЗИН АН СССР. 1982. Т. 111.С. 50-57.
253. Формозов A.A. 1967. О наскальных изображениях эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и Енисее // СЭ. № 3. С. 68-82.
254. Формозов A.A. 1969. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. МИА. №165. М.: Наука. 254с.
255. Формозов A.A. 1985. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука. 135с.
256. Формозов A.A. 1987. Наскальные изображения и их изучение. М.: Наука. 107с.
257. Фролов Б.А. 1980. Мотивы первобытного анималистического творчества// Первобытное искусство. Звери в камне. Новосибирск. С. 36-47.
258. Хороших П.П. 1960. Наскальные рисунки на побережье озера Байкала // Этногр. сб. Улан-Удэ. Вып. 1. С. 45-58.
259. Хороших П.П. 1962. Наскальные рисунки на горе Сахюртэ // Краткие сообщения о научно-исследовательских работах ИГУ за 1961 г. Иркутск. С. 204-207.
260. Хороших Г1.П. 1968. Наскальные рисунки Большого Кадинского порога (Иркутская область). CA. № 3. С. 198-202.
261. Цалкин В.И. 1956. Материалы для истории скотоводства и охоты в Древней Руси. По данным изучения костных остатков из раскопок археологических памятников лесной полосы Европейской части СССР // МИА. № 51. М.: Изд-во АН СССР. 186с.
262. Чернецов В.Н. 1953. Бронза Усть-полуйского времени // Древняя история Нижнего Приобья. М.: Изд-во АН СССР. С. 139-153.
263. Чернецов В.Н. 1964. Наскальные изображения Урала. Археология СССР. САИ. Ч. 1. Вып. В4-12. М.: Наука. 290с.
264. Чернецов В.Н. 1970. Наскальные изображения Урала. Автореф.дис. докт. истор. наук. М. 62с.
265. Чернецов В.Н. 1971. Наскальные изображения Урала (Археология СССР. САИ. Выпуск В 4 12). Ч. 2. М.: Наука. 1971. 120с.
266. Чернецов В.Н. 1973. Этнокультурные ареалы в лесной и субарктической зонах Евразии в эпоху неолита // Проблемы археологии Урала и Сибири. М. С. 10-1 7.
267. Чернявский Ф.Б. 1974. Основные экологические и этологические факторы, определяющие структуру и динамику ареалов диких копытных (Artiodactila, Mammalia) на крайнем северо-востоке Сибири // Териология. Новосибирск: Наука. Т. 2. С. 106-115.
268. Чернявский Ф.Б. 1981. Данные по экологии лося в Северо-Восточной Сибири // Экология млекопитающих Северо-Восточной Сибири. М.: Наука. С. 97-114.
269. Четвертичная фауна Северной Евразии / Под ред. И.Е. Кузьминой, Г.Ф. Барышникова. СПб., 1994. 136с.
270. Шер Я.А. 1977. Алгоритм распознавания стилистических типов в петроглифах (К теории стиля в первобытном искусстве) // Математические методы в историко-культурных исследованиях. М.: Наука. С. 127-143.
271. Шер Я.А. 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М. 328с.
272. Шер Я.А. 1981. Петроглифы Средней и Центральной Азии. Источниковедение, хронология, семантика: Авгореф. дисс. докт. истор. наук. Новосибирск. 33с.
273. Шер Я.А. 1997. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор //Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузассвузиздат. С. 28-35.
274. Юргенсон П.Б. 1964. Структура и состав популяций лося в лесных охотничьих угодьях // Биология и промысел лося. М.: Россельхозиздат. Вып. 1.С. 13-34.
275. Язан Ю.П. 1972. Охотничьи звери Печорской тайги. Киров: Киров. Отделение Волго-Вятского книжного издательства. 383с.
276. Язан Ю.П. 1975. Особенности поведения лосей в брачный период// Копытные фауны СССР. Экология. Морфология. Использование и охрана. М.: Наука. С. 340-342.
277. Я за h lO.l I. 1 975. Проблема лосиного промысла // Охота и охотничье хозяйство. M.110. С. 1-2.
278. Язан 10.11. 1976. Лось // Охота на копытных. М.: Лесная промышленность С.3-63.
279. Ярхо А.И. 1925. Наблюдения над физическим развитием населения Русского Алтая // Северная Азия. М.: Мосполиграф. 16-я тип. С. 51-74.
280. Яхимович H.H. 1965. Остатки млекопитающих из антропогеновых отложений Южного Урала. М.: Наука. 273с.
281. Barinova П.S. 1994. New petroglyphs on the Tom riverside // INORA. № 8. P. 15-18.
282. Evers D. 1989. The Ice Age, the great creation of the environment // Kultur institut für interdisziplinare Warmsroth. Germany. P. 3-25.
283. Francfort H.-P., Sachi D., Sher J. A. Soleihavoup, Vidal P. 1993. Art rupestre du bassin de Minusinsk: nouvelles rechrches franco-russes // Art Asiatiques. Tom XLV11I.
284. Francfort H.-P., Sher I. A. 1995. Siberie du sub 2: Tepsej I-III, Ust'-Tuba I-IV (Russie, Khakassie) // Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule № 2. Tom V.2. Paris.
285. Hallström G. 1960. Monumental art of Northern Sweden from the Stone Age // Nämlorsen and other localities. Stokholm. P. 189-190.
286. Hehskog K. 1985. Boats and Meaning: a study of change and continuty in Alta Fjord, Arctic Norway from 4.200 to 500 years B.C. // Journal of anthropological. Vol. 4. P. 177-205.
287. Hesjedae A. 1994. The hanter's Rock Art in Northern Norway. Problems of Chronology and Interpretation // Norwegian Archaeological Review. Vol. 27. Nol. Norway: University ofTroms. P. 1-27.
288. Martinov A. I. 1982. The Tom's River Petroglyphs of Siberia // Mash. Cou-hareban. № 31. P. 1-16.
289. Martinov A. I. 1988. The Solar Cult and the Tree of Life// Arctic Anthropology. Vol. 25. to 2. P. 12-29
290. Martinov A. I. 1991. The Ancient Art of Norton Asia. Urban and Chicago: University of Illinois Press. 301 p.
291. Martinov A. I. 1991. New monument of Petroglyph Art in Asia // Art preis-torica e trebole. Velcamonica Simposim. Italia. S. 23.
292. Martinov A. I. 1993. La Signification des gravures rupestres: tipologie // International New sletter on Rock Art. Paris. № 4. S. 17-19.
293. Martinov A. L, Lomteva A. A. 1994. Novoromanovskaya pisanitsa petro-glyphs on the river Tom in Siberia // INORA. to 8. p. 18-20.
294. Nordladh J. 1982. Bird, fish or somewhere in between? The Case of the Rock Daintings of Swedish West Coast. Department of Archaeology University of Gothenburg. Sweedan. P. 305-319.
295. Sher 1. A. 1994. Sibirie du sub 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie) // Repertoire des petroglyphes d' Asie Centrale. Fascicule № 1. Paris.
296. Simonsen P. 1974. The Rock Art of Arctic Norway // Bollettino del Centro Camunodi Studi Preistorici. Vol. XI. Norway. P. 128-150.
297. Sognnes K. 1994. Ritual Landscapes. Toward a Reinterpretation of Stone Age Rock Art in Tnzmdelag, Norway // Norwegian archaeological Review. Vol. 27. No 1. P. 30-50.
298. Taavitsinen Jussi-Pekka. 1978. Rock paintings a perspective into Finish Prehistory // Soumen Anthropology (Antropologi i Finland). Journal of the Finish Anthropological Society. Vol. 3. No 4. Helsinki. Finland. P. 179-195.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.