Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии: на материале произведений саратовских композиторов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Королевская, Наталья Владимировна

  • Королевская, Наталья Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 279
Королевская, Наталья Владимировна. Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии: на материале произведений саратовских композиторов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Саратов. 2008. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Королевская, Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЛОГИКА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ЖАНРАХ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА, ОРАТОРИИ И ВОКАЛЬНОЙ СИМФОНИИ.

ГЛАВА ВТОРАЯ. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРАХ: ОТ СЛОВА-К МУЗЫКЕ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ВОКАЛЬНОЙ СИМФОНИИ: ОТ МУЗЫКИ - К СЛОВУ.v.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии: на материале произведений саратовских композиторов»

Музыкально-поэтический синтез - одна из самых исследуемых областей композиторского творчества. Среди наиболее устойчивых ракурсов её изучения выделяются жанровый, связанный с обращением к отдельным музыкально-поэтическим жанрам (труды М.Арановского, Е.Дурандиной, Б.Каца, Ю.Келдыша, И.Лаврентьевой, Э.Розенова, Е.Ручьевской, Н.Симаковой, И.Степановой, А.Хохловкиной, Е.Чигарёвой, Р.Ширинян'), и общетеоретический, освещающий различные аспекты соотнесения музыки и слова (труды Б.Асафьева, В.Васиной-Гроссман, Ю.Малышева, А.Михайлова, Ю.Кона, И.Степановой2). Проблемы музыкально-поэтического синтеза разрабатываются

1 Арановский М. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг.: Исследовательские очерки. -JL: Сов. композитор, 1979.— 287 с.

Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в отечественной музыке 1960-1980-х годов. — М., «Музыка», 2001. — 72 е.; Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты. -М., 2005.-240 с.

Кац. Б. «Стань музыкою, слово!». - Л.: Сов. композитор, 1983. - 151 с.

Келдыш Ю. Оратория и кантата // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. - М. - Л., 1947. - С. 122141.

Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6 - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 76-109. - Вып.7. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 5-35. Розенов Э. Очерк истории оратории // Розенов Э. Статьи о музыке. - С. 15-50.

Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. - М.- Л.: Музыка, 1966. - С. 65-111.

Симакова Н. К вопросу о разновидностях жанра симфонии // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. -М.: Музыка, 1972.-е. 261-285. Указанное издание.

Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. - 288 с. Хохловкина А. Советская оратория и кантата. - М., 1955. - 148 с.

Чигарёва Е. Стилистические особенности симфоний А. Локшина // Музыка и современность. Вып. 10. — M.: Музыка, 1976.-е. 52-78.

2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. В 2 кн. - Кн. И: Интонация. - М- Л., 1947. - 163 е.; Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 1. Ритмика. - М., 1972. - 150 е.; Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 2. Интонация. 3. Композиция. - М., 1978.-368 с. Малышев Ю. Синтез музыки и поэзии (некоторые проблемы изучения вокальной музыки) // Музыкальный современник. Вып 6. -М.: Сов композитор, 1987-С. 265 -281.

Михашов А. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: Вып. 36. — М.: МГК, 2002. — С. 6 — 23. в работах, связанных с исследованием творчества Ф.Шуберта, Г.Малера, М.Мусоргского, Д.Шостаковича и других композиторов (труды И.Барсовой, В.Бобровского, Е.Дурандиной, Т.Геллис, А.Кремер, Т.Левой, М.Сабининой, Ю.Хохлова3).

Однако, несмотря на внимание исследователей к этой художественной сфере, творческой практикой выдвигаются всё новые ракурсы её исследования. Актуализируемая диссертацией проблема музыкально-словесных взаимодействий, объединяя в один круг исследования жанры вокального цикла, оратории и вокальной симфонии, была инициирована обращением к творчеству композиторов Саратова, активно и плодотворно разрабатывающих именно эту жанровую сферу.

Проблема музыкально-поэтического синтеза в крупных жанрах (термин вводится в рабочем порядке) ранее не ставилась. Но она косвенно возникает в работах М.Арановского4 и И.Лаврентьевой5, обращённых к жанру вокальной

Кон Ю. Б. В. Асафьев и проблема взаимоотношения музыки и языка // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева: сб. науч. трудов. - Л., Ленинградская го. Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1987.-е. 5-20.

Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. -288 с.

3 Барсова И. Симфонии Густава Малера. - М.: Сов. композитор, 1975. - 496 с.

Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича 60-х годов // Музыка и современность. Вып. 8. - М.: Музыка, 1974. - С. 161-201. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича 60-х годов // Музыка и современность. Вып. 9. - М.: Музыка, 1975. - С. 39-77. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 3. - М.: Музыка, 1965. - С. 32-67. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича// Музыка и современность. Вып. 5. - М.: Музыка, 1967. - С. 38-73. Дурандипа Е. Вокальное творчество Мусоргского. - М.: Музыка, 1985. - 200 е.;

Геллис Т. В. Поэзия и музыка в вокально-симфонических произведениях Александра Локшина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1996. — 24 с. Кремер А. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — М., 2003. - 233 с.

Левая Т. Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство 20 века: уходящая эпоха?: Сб. ст. / Нижнегор. консерватория, Ин-т "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М., 1997. - Т. 1. - С. 200 -211.

Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль: Исследование. - М.: Музыка, 1976. - 477 с.

Хохлов Ю. Песни Шуберта. - М.: Музыка, 1987. - 302 с.

4 Арановский М. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг. : Исследовательские очерки.—Л.: Сов. композитор, 1979.-287 с.

5 Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6 - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 76-109. - Вып.7. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 5-35.

Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки, вып.7. - М., «Советский композитор», 1987. - С. 5-35. симфонии6, исследование которой, в силу её полижанровой природы, потребовало сопоставления с инвариантом музыкально-поэтического синтеза кантаты, оратории и вокального цикла. В трудах этих учёных в контексте противопоставления вокальных жанров и вокальной симфонии отношения слова и музыки получили рассмотрение преимущественно сквозь призму жанровых структур. По мнению Арановского, «симфония вступает в союз с поэтическим словом не непосредственно, а опосредованно - через вокальные жанры»7, причём исследователь настаивает на том, что «союз со словом (поэзией) и вокальными жанрами (то есть уже существующим опытом музыкального воплощения текста) не одно и то же»8. В качестве важнейшего регулятора музыкально-поэтических отношений Арановским и Лаврентьевой был выдвинут принцип взаимодействия вокального и инструментального начал, как определяющий внутреннюю структуру жанра (симфонического или вокального). Данные структурные признаки Арановский называет «неуничтожимыми и потому более надёжными», в сравнении с содержательными параметрами, которые «изменчивы, подвержены непрерывной мутации»9, в силу чего не способны оказывать существенного влияния на формирование устойчивого жанрового инварианта.

Семантические взаимосвязи слова и музыки в области композиторского творчества обычно рассматриваются либо вне жанровой дифференциации10, либо предпочтительно в сфере вокальной миниатюры". Поэтому сфера семантических взаимодействий слова и музыки в вокальном цикле, оратории и во

6 Проблема была поставлена в связи с изучением вокальной симфонии в творчестве отечественных композиторов 60-70-х годов - М. Вайнберга, Б. Клюзнера, А. Локшина, Б. Тищенко, Г. Уствольской, Д. Шостаковича. Арановский М. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг. : Исследовательские очерки. - Л.: Сов. композитор, 1979. - С. 204 с.

8 Там же, с. 205.

9 Арановский М.Г. Структура музыкальных жанров и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып 6. - М.: Сов композитор, 1987 — С. 5 - 44. Действительно, исторически изменяющийся тип содержания оказывает существенное влияние на облик жанра, и кантата и оратория в XX веке, наверное, нагляднее всего могут продемонстрировать процессы жанровой мутации.

10 Антипова Т. Пути исследования смыслов музыки: введение в структурную эстетику. Автореферат диссертации канд. иск. - М., 1995. —27 с.

11 Кремер А. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — М., 2003. — 233 с. Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. -288 с. кальной симфонии остаётся областью, открытой для изучения12. Этим обстоятельством определяется актуальность настоящего исследования, рассматривающего музыкально-поэтический синтез как сферу формирования смыслов.

Основной материал диссертации составили созданные в последние десятилетия сочинения саратовских авторов, относящихся к разным поколениям, — О.Моралёва, А.Бренинга, Е.Гохман и их учеников - В.Королевского и Е.Мякотина.

Саратов — город, имеющий давние музыкальные традиции. Центром их формирования является старейшая консерватория, в которой с первых лет работы шла подготовка композиторов. Здесь сложилась крупная творческая школа, непрерывно и поступательно развивающаяся, сохраняющая приверженность традициям отечественной музыкальной культуры. Одну из таких традиций определяет устойчивый интерес саратовских композиторов к музыкально

1 "X поэтическим жанрам, в том числе к вокальной симфонии .

В работе рассматриваются вокальные циклы «Перечитывая А.Блока» О.Моралёва (записан в фонд Всесоюзного радио, издан в сокращённой версии), t «Бессонница» Е.Гохман на стихи М.Цветаевой (удостоен Государственной премии, издан в издательстве «Композитор»). Кантатно-ораториальный жанр представлен камерной ораторией Е.Гохман «Испанские мадригалы» на стихи Ф.Гарсиа Лорки (неоднократно и с большим успехом исполнявшейся в Саратове, Волгограде и Тамбове).

Жанр вокальной симфонии рассматривается на основе Девятой симфонии А.Бренинга на тексты А.Блока (исполнение в Калининграде, Саратове и ряде городов Германии) и трёх симфоний В.Королевского на тексты Дж.Байрона, И.Бродского и Д.Мережковского (исполнение в Саратове и Волгограде). В круг исследуемых произведений включена также Симфония Е.Мякотина, интересная

12 Диссертация В. Супрун «Музыкально-словесное произведение как процесс смыслообразования» (Харьков, 2008 год), обращенная к музыке немецкой традиции XVIII и XIX веков, объединяющая в круг исследования пассивны, вокальный цикл и оперу, - один из первых шагов в этом направлении.

13 Музыкально-поэтические жанры присутствуют в творчестве каждого композитора — В.П.Беренкова, Е.М.Бикташева, А.А.Бренинга, С.С.Гликмана, Е.В.Гохман, Р.Т.Давыдова, В.В.Ковалева, В.Г.Королевского, А.А.Котилко, Ю.В.Массина, В.С.Мишле, Е.В.Мякотина, Ю.В.Олесова, А.В.Павлючука, С.П.Полозова, М.Н.Симанского, Б.А.Сосновцева, М.В.Хейфеца. необычным исполнительским составом (вокальный пласт партитуры предназначен для исполнения народным хором).

Произведения саратовский авторов, в том числе включённые в диссертацию, а также творчество композиторов в целом, уже привлекало внимание музыковедов (работы Н.Аршиновой, Е.Вартановой, А.Демченко, Т.Малышевой, А.Трухановой, Л.Христиансен14 и др.; сборник «Композиторы и музыковеды Саратова»15). Обращение диссертации к жанрам, представляющим наиболее значимую сферу творчества для многих из них, актуализирует целостную музыкальную традицию, определяющую облик саратовской композиторской школы.

Давно назревшая необходимость изучения развитой, имеющей сложившиеся традиции региональной музыкальной культуры, включение её в общий процесс становления отечественного музыкального искусства обусловливает своевременность и актуальность диссертации в плане исследуемого материала. Высокий художественный уровень сочинений композиторов Саратовской школы позволяет обратиться на их основе к серьёзным научным проблемам, в том • числе к вопросу взаимодействия слова и музыки.

Объект исследования — жанры вокального цикла, оратории и вокальной симфонии в творчестве саратовских композиторов.

Предмет исследования - семантические взаимодействия слова и музыки в процессах смыслообразования.

14 Аришнова Н. Далёкое-близкое // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. - Саратов, 2005. — С. 208-214.

Вартанова Е. Ты в сердце моём, Россия. Композитор Олег Моралёв. - Саратов, 2001. - 20 с.

Демченко А. Её путь в искусстве // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. - Саратов, 2005.

С. 3-72.

Демченко А. У времени в плену: Монография о творчестве Е. Гохман. - Саратов, 1991. - 80 с. Малышева Т. Арнольд Бренинг: Обзор творческой деятельности. - Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1998. - 47 с. Труханова А. «И дам ему звезду утреннюю.» Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. - Саратов, 2005.-С. 170-173.

Христиансен Л. Кантилена Елены Гохман (Статья 1991 года) II Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. - Саратов, 2005. - С.73-79. Композиторы и музыковеды Саратова: Сборник статей. — М.: Композитор, 2008. - 448 с.

Цель исследования: выявление логики смыслопорождающих процессов в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии, представленных в произведениях саратовских композиторов.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи диссертации:

1) выявление особенностей отношений слова и музыки в системе музыкально-поэтического синтеза в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии;

2) раскрытие логики смыслообразования в рассматриваемых жанрах и обоснование универсальности этого процесса, при индивидуальности творческих решений;

3) разработка метода анализа произведений, исходящего из процесса смыслообразования при синтезе слова и музыки, и апробация его на материале произведений саратовских композиторов.

Научная новизна работы имеет несколько аспектов:

1) обращение к произведениям, ещё не фигурировавшим в научных исследованиях, включение регионального компонента в систему универсальной проблемы музыкознания;

2) введение в семантическую сферу музыкально-поэтического синтеза рассматриваемых жанров конструктивно значимых дефиниций, позволяющих решать поставленные в работе задачи («концепт», «смысловая структура» и др.);

3) рассмотрение смыслообразования в музыкально-поэтических жанрах с позиции широко трактуемого понятия слова.

Основную научную гипотезу работы определяет идея, выдвигающая слово на положение организующего элемента смыслообразования в системе музыкально-поэтического синтеза. Данный подход опирается на представление о многозначности и смысловой многомерности слова, о его способности быть резервуаром сложного многопланового содержания. В связи с этим слово в диссертации трактуется:

- как феномен, вбирающий все возможные проявления вербального начала (от поэтического текста и отдельных слов, включаемых в произведение, до программных подзаголовков и названий частей). Понятие «слово» распространяется и на чисто музыкальные структуры, обладающие самостоятельной вербальной значимостью, выявляемой в условиях определённого контекста или в корреляции со словом. Выражение А.Михайлова «музыка в объятиях слова»16 в проекции на музыкально-поэтические жанры приобретает особое звучание в процессе смыслообразования;

- как фактор, инициирующий формирование содержательного плана произведения, — не выражение готового смысла, а средство его создания;

- как явление, имеющее сложную внутреннюю структуру, уровни которой представляют параметры взаимодействия с музыкой, активизируемые на разных уровнях смыслообразования;

- как элемент, наделённый моделирующей функцией, координирующий художественный космос и внеположный ему хаос: в слове получает отражение реальность, моделируемая музыкальными средствами и становящаяся художественной картиной мира. Так складывается «система зеркал», в которой слово функционирует как двойное зеркало, обращённое вовне и вовнутрь произведения.

Методологическую базу, на основе которой формировался метод исследования, составляют работы из области музыкознания (труды А.Михайлова17, И.Степановой18), системологии (труды А.Аверьянова19, А.Уёмова20), философии (труды А.Лосева21, Ж.Делёза22), семиотики, литературной и структурной поэти

16 Чигарева Е.О том, что в музыке (по лекциям и наброскам А. В. Михайлова) // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: Вып. 36. -М.: МГК, 2002. - С. 26.

17 Михайлов А. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: Вып. 36. - М.: МГК, 2002. - С. 6 - 23.

18 Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. -288 с.

19 Аверьянов А. О природе взаимодействия. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

Аверьянов А. Система: философская категория и реальность. - М,: Мысль, 1976. - 188 с.

20 У&мовА. Системный подход и общая теория систем - M.: Мысль, 1978. - 272 с.

УёлювЛ. Системы и системные параметры // Проблемы формального анализа систем // Под ред. А. И. Уёмова и В. Н. Садовского - M.: Изд-во «Высшая школа», 1968. -с. 15-35.

21 Лосев А. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. - М.: Мысль, 1995. - с. 405- 602. Лосев А. Философия имени // Самое само: Сочинения. — M.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с. — С. 29-204. ки (труды Ю.Лотмана23, А.Потебни24). Метод складывается из научных подходов, рассматривающих смыслообразование в музыкально-поэтических жанрах на уровне точечных и процессуальных взаимодействий.

Практическая значимость настоящей работы заключается в разработке приёмов изучения музыкально-поэтических произведений, а также в применении разрабатываемого в диссертации метода исследования семантических взаимодействий слова и музыки в курсах анализа музыкальных произведений, истории музыки, современной музыки и других учебных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. Отдельные положения диссертации были апробированы на научной конференции «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2004); научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Г.Шнитке (Саратов, 2004); Всероссийских научных чтениях «Проблемы художественного творчества», посвящённых Б.Л.Яворскому (Саратов, 2005); Международной научной конференции «К 100-летию со дня рождения В.П.Бобровского» (Москва, 2006); Всеросийской научно-практической конференции «Эпоха М.И.Глинки. Музыка. Поэзия. Театр», посвященной 150-летию со дня смерти композитора (Смоленск-Новоспасское, 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографии, включающей 181 позицию, и двух приложений, содержащих: 1) краткие сведения о рассматриваемых произведениях, с приведением поэтических текстов; 2) нотные примеры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Королевская, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подобий внятных череда святая, Сплетения созвучий, знаков, числ! В них бытие яснеет, затихая, И полновластный правит смысл.

Г.Гессе)

Исследование смыслообразовательных процессов в вокальном цикле, оратории и вокальной симфонии, представленных в творчестве саратовских композиторов, приводит к выводам, соответствующим двум основным направлениям диссертации, связанным с разработкой семантической сферы музыкально-поэтического синтеза и оценкой региональной традиции, в связи с обращением композиторов к музыкально-поэтическим жанрам.

В ходе изучения семантических взаимодействий слова и музыки в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии на базе сформированной в диссертации методологии была выявлена объединяющая эти жанры модель смыслообразования, характеризующаяся 1) взаимонаправленностью слова и музыки, 2) взаимодействием компонентов синтеза в пространстве концепта, 3) смысловым единством порождаемого семантического универсума. Выявление данной модели позволяет говорить об открытии в сфере смыслообразования вокального цикла, оратории и вокальной симфонии глубинных универсальных проявлений, которые, наряду с жанровыми константами, могут быть представлены в качестве значимых составляющих инвариантной структуры рассмотренных музыкально-поэтических жанров.

Актуализируемый в диссертации аналитический метод оправдал себя в применении к восьми произведениям пяти авторов, индивидуальность которых несомненна и подтверждена в ходе анализа разнообразием структурно-смысловых концепций. В аналитических главах работы доказаны:

1) устойчивость метода на уровне системы музыкально-поэтического синтеза крупных жанров как целого, стабильность его основных параметров, определяемых взаимонаправленностью отношений слова и музыки и триструктураль-нотью смыслового процесса;

2) мобильность метода в условиях различных жанровых дефиниций, варьирующих триструктуральную схему в соответствии с жаровыми условиями;

3) продуктивность метода в условиях отдельной жанровой дефиниции, в зависимости от творческого метода композитора.

В связи с обнаружением в произведениях саратовских авторов устойчивых закономерностей в сфере формирования содержательных структур, апробация метода может быть продолжена на материале музыкально-поэтических произведений других композиторов в современной и классической музыке.

Исследование музыкально-поэтических взаимодействий в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии в контексте гипотезы работы, рассматривающей слово как ведущий конструктивный фактор смыслообразования, приводит к убеждению: поэтический дискурс, прививаемый музыке, связанный с выявлением смысловой полноты слова, не ограничивает возможностей музыкального мышления и не навязывает ему чуждых форм. В процессах смыслообразования слово и музыка предстают как равноправные партнёры и наделяются равнозначными функциями, отключение одной из которых чревато разрушением рождающейся в произведении смысловой целостности.

Особые отношения компонентов музыкально-поэтического синтеза, определяемые словом, не получающим вербального выражения, формируют отличное от традиционного взгляда представление о роли слова в музыкально-поэтических жанрах. Смысловая многомерность, полисемичность такого слова (концепт «смерть»), отражённая в восьми самобытных художественных концепциях, расходится с мнением о слове только как о предметно-конкретной субстанции, противопоставляемой смысловой многоплановости музыки. Выяв

137 ляемые в диссертации принципы смыслового структурирования внутреннего пространства сочинения определяют особое восприятие произведения как се-миосферы одного слова (или нескольких слов концептуального значения), навевая аналогии с творческим процессом, для которого «глубоко не случайно . представление о том, что вначале было слово»125.

Такое слово, обретающее в пространстве авторского тезауруса статус «стилевого» (Р.Барт), определяет и новый ракурс восприятия музыкально-поэтических жанров, общепризнанная «коммуникабельность» которых (обеспечиваемая словом) оказывается не столь однозначной, так как слово (как сообщение) не становится объектом коммуникации, пребывая в глубине своих смысловых слоёв.

При оценке региональной традиции как целостного явления, в связи с тяготением композиторов к концептуализированным музыкально-поэтическим жанрам, обнаруживается особая роль слова как некой централизующей парадигмы общекультурного процесса, объединяющей искусства (словесное и музыкальное) и выступающей в качестве логоса и единого кода европейской культуры. Причастность этому коду обнаруживают рассмотренные в диссертации сочинения, обращённые к стержневым темам мирового искусства, интерпретация которых соединяет в пространстве одного слова актуальные (концепт как сейсмограф современности) и глубинные (сакральные) слои культуры.

Оценку слова как стержневой парадигмы культуры содержат концепции

1 п г

Г.Ганзбурга, В.Конен, А.Михайлова . Наиболее последовательная в этом плане историко-стилевая концепция Г.Ганзбурга, обосновывающая присутствие слова на всех этапах формирования стилевых универсумов (эпохального и индивидуального стилей, индивидуального стилистического периода) в восхождении от синтетических жанров через программную музыку - к чистой музыке

125 Лотман Ю. Статьи по типологии культуры // Лотман Ю. Семиосфера. - СПб.: Искусство СПБ, 2000. - С. 402.

126 Ганзбург Г. Три поколения композиторов-романтиков в их отношении к синтетическим жанрам // Музыкальная академия.-2001. - №3.-С. 135-141.

Конен, В.Ж. Театр и симфония [Текст] / В.Ж.Конен. - M.: Музыка, 1968. - 348 с.

Михайлов, А.В. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. - M.: МГК, 2002. - Вып. 36. - С. 6-23.

138 в которой скрыто продолжает жить слово), наделяет музыкально-поэтические жанры парадигматическим статусом в процессах формирования культурно-исторических традиций, очерчивая их особую роль в разработке новых областей содержания, требующих новых средств, которые «ни искусство прежде не охватывало ., ни слушатели ещё не имеют опыта переживания.»127.

Однако рассмотренные музыкально-поэтические произведения в свете выявляемых Ганзбургом закономерностей обнаруживают иную тенденцию - обращение к непреходящим темам (жизнь, смерть, бессмертие, предназначение художника, искусство, красота, душа) и согласующуюся с этим актуализацию апробированных средств (широкое использование аллюзийного и полистилевого методов, обращение к словарю архетипических интонаций, в числе которых — остро-авангардная стилистика). В таком единстве «вечной» проблематики содержания и хорошо освоенных средств её воплощения музыкально-поэтические жанры начинают играть роль сохранения традиции. Проявляющаяся в самом качестве музыкально-поэтического синтеза тенденция охранительности объединяет различные творческие индивидуальности в единую категорию художников — хранителей ценностей культуры, творчество которых вписывается в стабилизирующую линию развития искусства. Проходящее незаметно, в обстановке повседневности, постоянных проблем с исполнением, отсутствия широкого резонанса и должной оценки, творчество региональных композиторов обретает особую этическую красоту в миссии сохранения и развития традиции, в пространстве которой музыка остаётся «искусством интонируемого смысла», а уникальное авторское «слово» предстаёт как живая душа традиции.

Указанное издание: с. 139.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Королевская, Наталья Владимировна, 2008 год

1. Аверинцев, С.С. Архетипы Текст. / С.САверинцев // Мифы народов мира. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.-Т. 1.-С. 110-111.

2. Аверьянов, А.Н. О природе взаимодействия Текст. / А.Н.Аверьянов. М.: Знание, 1984. - 64 с.

3. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность Текст. / А.Н.Аверьянов. М.: Мысль, 1976. - 188 с.

4. Акопян, JI.O. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий Текст. / Л.О.Акопян // Музыкальная академия. 1997. - № 2. - С. 110-121.

5. Амрахова, А.А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов) Текст. / А.А.Амрахова. Баку: «Элм», 2004. - 308 с.

6. Антипова, Т.В. Пути исследования смыслов музыки: введение в структурную эстетику Текст.: автореферат диссертации канд. иск. / Т.В.Антипова. — М., 1995.-26 с.

7. Арановский, М.Г. Интонация, знак и «новые методы» Текст. / М.Г.Арановский // Сов. Музыка. 1980. - № 10. - С. 99-109.

8. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М.Г.Арановский. М.: Композитор, 1998. - 342 с.

9. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика Текст. / МАрановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 90-128.

10. Арановский, М.Г. Симфонические искания: Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг.: Исследовательские очерки Текст. / М.Г. Арановский. Л.: Сов. композитор, 1979. - 287 с.

11. Арановский, М.Г. Структура музыкальных жанров и современная ситуация в музыке Текст. / М.Г.Арановский // Музыкальный современник.-М.: Сов. композитор, 1987. Вып 6. - С. 5-44.

12. Аркадьев, М.А. Временные структуры новоевропейской музыки: Опыт феноменологического анализа Текст. / М.А.Аркадьев. 2-е изд. - М.: Библос, 1993.- 168 с.

13. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н.Арутюнова // Теория метафоры / Вступительная статья. М.: Прогресс, 1990. — с. 6-32.

14. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст.: в 2 кн. / Б.В.Асафьев. М- Л., 1947. - Кн. 2: Интонация. - 163 с.

15. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе Текст. / ЭАуэрбах. М.-СПб. - 2000. — 512 с.

16. Аршинова, Н.С. Далёкое-близкое Текст. / Н.С.Аршинова // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. Саратов, 2005. — С. 208214.

17. Барсова, И. А. Проблемы формы в ранних симфониях Малера Текст. / И.А.Барсова // Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка, 1972. — Вып. 2. - С. 202-260.

18. Барсова, И.А. Симфонии Густава Малера Текст. / И.А.Барсова. -М.: Сов. композитор, 1975. -496 с.

19. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р.Барт: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. Косикова. М., 1989. - М.: Прогресс, Универс., 1994. - 615 с.

20. Барт, Р. Нулевая степень письма Текст. / Р.Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - С. 50-96.

21. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М.Бахтин. М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.

22. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе Текст. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М.Бахтин. М.: Художественная литература., 1975. - С. 234-408.

23. Бергер, Л.Г. Пространственный образ мира (парадигмы сознания) в структуре художественного стиля Текст. / Л.Г.Бергер // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С. 114-128.

24. Берченко, Р.Э. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» Текст. / Р.Э.Берченко. — М.: Классика-XXI, 2005.-372 с.

25. Бобровский, В.П. О некоторых чертах стиля Д.Шостаковича 60-х годов Текст. / В.П.Бобровский // Музыка и современность М.: Музыка,1974.-Вып. 8.-С. 161-201.

26. Бобровский, В.П. О некоторых чертах стиля Д.Шостаковича 60-х годов Текст. / В.П.Бобровский // Музыка и современность. М.: Музыка,1975.-Вып. 9.-С. 39-77.

27. Бобровский, В.П. Программный симфонизм Д.Шостаковича Текст. / В.П.Бобровский // Музыка и современность. М.: Музыка, 1965. - Вып. 3 -С. 32-67.

28. Бобровский, В.П. Программный симфонизм Д.Шостаковича Текст. / В.П.Бобровский // Музыка и современность М.: Музыка, 1967. - Вып. 5. -С. 38-73.

29. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки Текст.: в 2-х вып. / В.П.Бобровский. — М.: Музыка, 1989. Вып. 1. — 268 с.

30. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы Текст. / В.П.Бобровский. М.: Музыка, 1978. - 333 с.

31. Бондаренко, М.Ф. Основы системологии Текст. / Бондаренко М.Ф, Соловьева Е.А, Маторин С.И. Харьков: ХТУРЭ, 1998. - 118 с.

32. Валъкова, В.Б. Музыкознание в поисках «вечного»: О понятии «музыкальный архетип» Текст. / В.Б.Валькова // Музыкознание к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. По материалам научно-практической конференции. -М.: Изд. РАМ, 2002. С. 61-71.

33. Вартанова, Е.И. Вопросы музыкального стиля (о типологии стилевых контрастов — коммуникативно-семиотический аспект) Текст.: рукопись / Е.И.Вартанова. — Саратов, библиотека консерватории, 1986. 36 с.

34. Вартанова, Е.И. Ты в сердце моём, Россия. Композитор Олег Мо-ралёв Текст. / Е.И.Вартанова. Саратов, 2001. - 20 с.

35. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово Текст. / В.А.Васина-Гроссман. М., 1972. - 1. Ритмика. - 150 с.

36. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово Текст. / В.А.Васина-Гроссман. М., 1978. - 2. Интонация. 3. Композиция. - 368 с.

37. Волькенштейн, М.В. Стихи как сложная информационная система Текст. / М.В.Волькенштейн // Наука и жизнь. 1970. -№ 1. - С. 72-78.

38. Габричевский, А.Г. Опыты по онтологии искусства Текст. / А.Г.Габричевский // Вопросы философии. 1994. - № 3. - С. 134-147.

39. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр Текст. / Г.Д.Гачев. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

40. Ганзбург, Г.И. Текст. / Г.И.Ганзбург // Музыкальная академия. -2001.- № 3. С. 135-141.

41. Геллис, Т.В. Поэзия и музыка в вокально-симфонических произведениях Александра Локшина Текст.: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения / Т.В.Геллис. — М., 1996. — 16 с.

42. Греймас, А.-Ж. В поисках трансформационных моделей Текст. / А.-Ж.Греймас // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - С. 171 -195.

43. Греймас, А-Ж. Размышления об актантных моделях Текст. / А.-Ж.Греймас // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - С. 153-170.

44. Григорьева, Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века Текст. / Г.В.Григорьева. М., 1989. - 208 с.

45. Гузеева, В.В. Вокальная симфония. Классическая модель и разновидности жанра Текст.: автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения / В.В.Гузеева. — Киев, 1997. 24 с. - На укр. яз.

46. Делёз Ж. Логика смысла Текст. Ж.Делёз / Пер. с фр. Фуко М. Theatrum philosophicum [Текст] / М.Фуко / Пер. с фр. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -480 с.

47. Делёз, Ж. Что такое философия? Текст. / Ж.Делёз, Ф.Гваттари / Пер. с фр. и послесл. С.Зенкина-М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. 288 с.

48. Демченко, А.И. Её путь в искусстве // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения Текст. / А.И.Демченко. Саратов, 2005. - С. 372.

49. Демченко, А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира Текст. / А.И.Демченко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. - 110 с.

50. Демченко, А.И. У времени в плену: Монография о творчестве Е. Гохман Текст. / А.И.Демченко. Саратов: Приволж. кн. из-во, 1991. — 80 с.

51. Денисов, Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники Текст. / Э.В.Денисов. М., 1986. — 207 с.

52. Добрынин Э. Музыкальная сатира в вокальном творчестве Д.Шостаковича Текст. / Э.Добрыкин // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1975 . -Вып. 3. - С. 17-37.

53. Долинская, Е.Б. Поздний период творчества Д.Шостаковича: факты и наблюдения Текст. / Е.Б.Долинская // Шостаковичу посвящается. Сборник статей к девяностолетию композитор (1906 — 1996). -М.: Композитор, 1997.-С. 27-38.

54. Дурандина, Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского Текст. / Е.Е.Дурандина. М.: Музыка, 1985. - 200 с.

55. Дурандина, Е.Е. Камерные вокальные жанры в отечественной музыке 1960-1980-х годов Текст. / Е.Е.Дурандина. М.: Музыка, 2001. - 72 с.

56. Дурандина, Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты Текст. / Е.Е.Дурандина. — М., 2005.-240 с.

57. Захаров, Ю.К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты Текст.: автореферат диссертации канд. иск. / Ю.К.Захаров — М, 1999.-27 с.

58. Зедльмайр, X. Проблемы интерпретации Текст. / Х.Зедльмайр // Вопросы искусствознания. М., 1998. - Вып. 1. - С. 490-524.

59. Земцовский, И.И. Текст культура - человек: опыт синтетической парадигмы Текст. / И.И.Земцовский // Музыкальная академия. — 1992. — № 4.-с. 3-6.

60. Земцовский, И.И. Апология текста Текст. / И.И.Земцовский//Музыкальная академия 2002. - № 4. - С. 100-110.

61. Зенкин, К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф.Лосева / К.В.Зенкин // Вопросы философии, 1999. № 9. - С. 66-75.

62. Казанцева, Л.П. Основы теории музыкального содержания Текст.: учебное пособие / Л.П.Казанцева. Астрахань: ИПЦ "Факел", 2001. - 368 с.

63. Казанцева, Л.П. Тема как категория музыкального содержания Текст. / Л.П.Казанцева // Музыкальная академия. 2002. - № 1. — С. 131139.

64. Кац, Б.А. Слово, спрятанное в музыке Текст. / Б.А.Кац // Музыкальная академия. 1995. - № 4-5. - с. 49-56.

65. Кац, Б.А. «Стань музыкою, слово!» Текст. / Б.А.Кац. Л.: Сов. композитор, 1983.- 151 с.

66. Келдыш, Ю.В. Оратория и кантата Текст. / Ю.В.Келдыш // Очерки советского музыкального творчества.- М. Л., 1947. - Т. 1. - С. 122-141.

67. Кокорева, Л.М. Язык символизма поэтический и музыкальный Текст. / Л.М.Кокорева // Музыкальная академия. - 2002. - № 4. - С. 143152.

68. Композиторы и музыковеды Саратова Текст.: Сборник статей. -М.: Композитор, 2008. 448 с.

69. Кон, Ю.Г. Б.В. Асафьев и проблема взаимоотношения музыки и языка Текст. / Ю.Г.Кон // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б.В.Асафьева: сб. науч. трудов. Л., Ленинградская го. Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, 1987. - С. 5- 20.

70. Конен, В.Ж. Театр и симфония Текст. / В.Ж.Конен. М.: Музыка, 1968.-348 с.

71. Кремер, А.Г. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов Текст.: автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения / А.Г.Кремер. М., 2003. — 25 с.

72. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман Текст. / Ю.Кристева // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс. 200. - С. 427-457.

73. Кудряшов, А.Ю. Семантика в музыке и типология музыкальных знаков Текст. / А.Ю.Кудряшов // Музыкальное содержание: наука и педагогика / Ред. В.Холопова. Москва; Уфа: РИД УГГИ, 2002. - С. 31-40.

74. Кулешова, Г.Г. Вопросы драматургии оперы Текст. / Г.Г.Кулешова. Мн.: Наука и техника, 1979. - 232 с.

75. Лаврентьева, И.В. Александр Локшин (из наблюдений над стилем вокально-симфонических сочинений) Текст. / И.В.Лаврентьева // Композиторы Российской Федерации М.: Советский композитор, 1981. — Вып.1. — С. 43-117.

76. Лавреньева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений Текст. / И.В.Лаврентьева. М.: Музыка, 1978. - 79 с.

77. Лаврентьева И.В. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д.Шостаковича, М.Вайнберга, А.Локшина / И.В.Лаврентьева // Проблемы музыкальной науки-М.: Сов. композитор, 1985.-Вып. 6-С. 76-109.

78. Лагутина, И.И. «Горизонты ожидания» Эриха Ауэрбаха Текст. / И.Н.Лагутина // Э.Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М.-СПб., 2000. - С. 469-478 .

79. Левая, Т.Н. Шостакович: поэтика иносказаний Текст. / Т.Н.Левая // Искусство 20 века: уходящая эпоха?: Сб. ст. // Нижнегор. консерватория, Ин-т "Открытое общество" (Фонд Сороса). М., 1997. - Т. 1. - С. 200-211.

80. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т.Н.Левая. М., «Музыка», 1991. - 166 с.

81. Леви-Стросс, К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа Текст. / К.Леви-Стросс // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - С. 121-152.

82. Литературный энциклопедический словарь Текст. / Под общей ред. В.Кожинова, П.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

83. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / Под ред. А.Николаева. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2003. 1600 стб.

84. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность Текст. / М.Н.Лобанова. М.: Сов. композитор. 1990. - 312 с.

85. Лобанова, М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики Текст. / М.Н.Лобанова. М.: Музыка, 1994. - 320 с.

86. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики Текст. / А.Ф.Лосев // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 405 - 602.

87. Лосев, А.Ф. Философия имени // Самое само: Сочинения Текст. /

88. А.Ф.Лосев. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с. С. 29-204.

89. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение Текст. / А.Ф.Лосев. М., 1995.-944 с.

90. Лотман, Ю.М. О семиосфере Текст. / Ю.М.Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 17. ТГУ: учёные записки. -Тарту, ТГУ. 1984. —1. B.641. С. 5-23.

91. Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство СПБ, 2000. - 704 с.

92. Лотман, Ю.М. Статьи по типологии культуры Текст. // Лотман Ю. Семиосфера / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство СПБ, 2000. - С. 392-461.

93. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. // Лотман Ю.М. Об искусств / Ю.М.Лотман. СПб.: «Искусство - СПБ», 1998.1. C. 14-285.

94. Лыоис, К.С. Хроники Нарпии Текст. / К.С.Льюис. М : Республика, 1993.-494 с.

95. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки Текст. / Л.А.Мазель. М.: Сов. композитор, 1991. - 352 с.

96. Малышев, Юл. Синтез музыки и поэзии (некоторые проблемы изучения вокальной музыки) Текст. / Юл.Малышев // Музыкальный современник- М.: Сов композитор, 1987. -Вып 6. С. 265-281.

97. Малышева, Т.Ф. Арнольд Бренинг: Обзор творческой деятельности Текст. / Т.Ф.Малышева. Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1998. - 47 с.

98. Манн, Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом: Роман / Пер. С.Апта, Н.Ман; Примечания А.Г.Габричевского Текст. / Т.Манн // Собрание сочинений в 10 томах. -М., 1960.-Т. 5.-695 с.

99. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки Текст. / В.В.Медушевский // Искусство в школе. 2003. —'№ 2. - С. 20-23.

100. Медушевский, В.В. Исторический параллелизм в развитии вербального и музыкального языков Текст. / В.В.Медушевский // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М.: МГК, 2002. - Вып. 36. - С. 51-71.

101. Медушевский, В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект Текст. / В.В.Медушевский // Советсткая музыка. 1979. -№ 3. — С. 30- 39.

102. Медушевский, В.В. Художественная картина мира в музыке Текст. / В.В.Медушевский // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1986. - С. 82 - 99.

103. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа Текст. / Е.М.Мелетинский. -М.: Наука, 1976-407 с.

104. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах Текст. / Е.М.Мелетинский / Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. Гуманит. исслед. — М., 1994.- 135 с.

105. Мифы народов мира Текст.: Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. Токарев. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - Т. 1. А - К. Т. 2. К - Я. - 671 е., 719с.

106. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры Текст. / А.В.Михайлов // Избранные статьи. М.: МГК, 1998. - 264 с.

107. Михайлов, A.B. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова Текст. / А.В.Михайлов // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. М.: МГК, 2002. -Вып. 36.-С. 6-23.

108. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В.Назайкинский. -М.: Музыка. 1993. 254 с.

109. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке Текст.: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В.Назайкинский. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

110. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е.В.Назайкинский. -М.: Музыка, 1982. 319 с.

111. Никитина, Л.Д. Советская музыка. История и современность Текст. / Л.Д.Никитина. М.: Музыка, 1991. - 278 с.

112. Орлов, Г.А. Время и пространство музыки Текст. / Г.А.Орлов // Проблемы музыкальной науки:- М., 1972. Вып 1. - С. 258-394.

113. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и др. работы Текст.: сборник / Пер. с исп. / [Послесловие Н.Матяш] / Х.Ортега-и-Гассет. -М.: Радуга, 1991.-638 с.

114. Панкевич, Г.И. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки Текст. / Г.И.Панкевич // Музыкальное искусство и наука.-М., 1978.-Вып. З.-С. 124-144.

115. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика Текст. / А.А.Потебня. — СПб., 2003.-374 с.

116. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика Текст. / А.А.Потебня. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

117. Пропп, В.Я. Морфология сказки Текст. / В.Я.Пропп. Л.: Академия, 1928.- 152 с.

118. Пятигорский, A.M. Избранные труды Текст. / Составление общая редакция Г.Г.Амелина / А.М.Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590 с.

119. Раку, М.Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа Текст. / М.Раку // Муз. академия. 1999. - № 2. — с. 9-21.

120. Раппопорт, Л.Г. Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX века Текст. / Л.Г.Раппопорт // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. - С. 310-348.

121. Розенов, Э.К. Очерк истории оратории Текст. // Розенов Э. Статьи о музыке / Э.К.Розенов. С. 15-50.

122. Руднев, В.П. Словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты Текст. / В.П.Руднев. М.: Аграф, 1999. - 384 с.

123. Ручьевская, Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века Текст. / Е.А.Ручьевская // Русская музыка на рубеже XX века. М.- Л.: Музыка, 1966. - С. 65-111.

124. Сабинина, МД. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль: Исследование Текст. / М.Д.Сабинина. М.: Музыка, 1976. —477 с.

125. Сартр, Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм Текст. / Ж.П.Сартр // Проблема человека в зап. философии: Переводы. -М.: прогресс, 1988. С. 207-228.

126. Семантика музыкального языка Текст.: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2004 года. М.: РАМ им. Гне-синых. — 286 с.

127. Сильман, Т.И. Заметки о лирике Текст. / Т.И.Сильман. — JL: Сов. писатель, 1977.-223 с.

128. Симакова, Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения Текст. / Н.А.Симакова. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. — 362 с.

129. Симакова, Н.А. К вопросу о разновидностях жанра симфонии Текст. / Н.А.Симакова // Вопросы музыкальной формы М.: Музыка, 1972. -Вып. 2.-С. 261-285.

130. Соколов, А.С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества Текст. / А.С.Соколов. М.: Музыка, 1992. - 230 с.

131. Соколов, О.В. К проблемам типологии музыкальных жанров Текст. / О.В.Соколов // Проблемы музыки XX века. Горький: ГГУ, 1977. — С. 12-58.

132. Соколов, О.В. К проблеме типологии музыкальных форм Текст. / О.В.Соколов // Проблемы музыкальной науки. М., 1985. - Вып. 6. - С. 152180.

133. Соловьёв, B.C. Смысл любви Текст. // Соловьев B.C. Избранное / Составление и вступит, статья док-pa фил. наук А.Гулыги / В.С.Соловьёв. -М.: Советская Россия, 1990.-С. 133-216.

134. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы Текст. / А.Н.Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров.-М.: Музыка, 1971.-С. 292-309.

135. Старчеус, М.С. Новая жизнь жанровой традиции Текст. / М.С.Старчеус // Музыкальный современник.- М.: Сов композитор, 1987. — Выпб.-С. 45- 68.

136. Степанов, Ю.С. Концепт. Тонкая плёнка цивилизации Текст. / Ю.С.Степанов. М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 е.: ил.

137. Степанова, И.В, Слово и музыка: Диалектика семантических связей Текст. / И.В.Степанова. М.: Московская государственная консерватория им. П. И.Чайковского, 1999. - 288 с.

138. Супрун, В.А. Музыкально-словесное произведение как процесс смыслообразования Текст.: перевод автореферата диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения / В.А.Супрун. Харьков, 2008. - 20 с.

139. Сыров, В.Н. Рок и классическая музыка: К проблеме контакта Текст. / В.Н.Сыров // Муз. академия. 1998. - № 2. - С. 141-147.

140. Тарасова, И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект Текст. / Под. ред. доктора филологических наук М.Б.Борисовой / И.А.Тарасова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. - 280 с.

141. Тарланов, З.К. Методы и принципы лингвистического анализа (лексика, морфология, словообразование, фонология) Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / З.К.Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1988. - 84 с.

142. Теория метафоры Текст. / Вступ. статья и составление И. Д. Арутюновой, переводы под ред. И.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. — М.: Прогресс, 1990.-512 с.

143. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика Текст. / Б.В.Томашевский. М., 2003. - 334 с.

144. Труханова, А.Г. «И дам ему звезду утреннюю.» Текст. / А.Г.Труханова // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. -Саратов, 2005. С. 170-173.

145. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю.Н.Тынянов. М., 1977. - 574 с.

146. Тынянов, Ю.Н, Проблемы стихотворного языка Текст. / Ю.Тынянов. -М.: Сов. писатель, 1965. 304 с.

147. Уёмов, А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. /

148. A.И.Уёмов. М.: Мысль, 1978. - 272 с.

149. Уёмов, А.И. Системы и системные параметры Текст. / А.И.Уёмов // Проблемы формального анализа систем / Под ред. А.И.Уёмова М.: Изд-во «Высшая школа», 1968. -с. 15-35.

150. Уёмов А.И. Методы построения и развития общей теории систем Текст. / А.И.Уёмов. М.: Наука, 1971. - 18 с.

151. Успенский, Б.А. Семиотика искусства Текст. / Б.А.Успенский. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 357 с.

152. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л.Ильичёв, П.Федосеев, С.Ковалёв, В.Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

153. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму Текст. / Составление и вступительная статья Г.Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000 - 534 с.

154. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие /

155. B.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

156. Холопова В.Н. Понятие «музыка» Текст. / В.Н.Холопова // Муз. академия. 2003 . - № 4. - С. 1-18.

157. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений Текст. / В.Н.Холопова. СПб., 2001. - 496 с.

158. Хохлов, Ю.Н. Песни Шуберта Текст. / Ю.Н.Хохлов. М.: Музыка, 1987.-302 с.

159. Хохловкина, А. А. Советская оратория и кантата Текст. / А.А.Хохловкина. М., 1955. - 148 с.

160. Христиансен, JI.JI. Кантилена Елены Гохман Текст. / Л.Л.Христиансен // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. Саратов, 2005. - С.73-79.

161. Христианство: Энциклопедический словарь Текст.: в 3-х т.: т. 1: А-К, т. 2: Л-С, т. 3: Т-Я / Ред. кол.: С.Аверинцев и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1993 - 1995. - 863 е., 671 е., 783 с.

162. Цукер, A.M. Вступая в XXI век. О жанровых мутациях в музыке рубежных периодовТекст. / А.М.Цукер // Единый мир музыки. РНД, 2003. -С. 255-276.

163. Чигарёва, Е.И. О том, что в музыке (по лекциям и наброскам А. В. Михайлова) Текст. / Е.И.Чигарёва // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. М.: МГК, 2002.-Вып. 36.-С. 23-32.

164. Чигарёва, Е.И. Стилистические особенности симфоний А.Локшина Текст. / Е.И.Чигарёва // Музыка и современность. М.: Музыка, 1976. — Вып. 10.-С. 52-78.

165. Чередниченко, Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке Текст. / Т.В.Чередниченко // Проблемы музыкальной науки М., 1983. — Вып. 5.-С. 255-295.

166. Шаймухаметова, JI.H. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики Текст. / Л.Н.Шаймухаметова // Музыкальное содержание: наука и педагогика / Ред. В.Н.Холопова. — М; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С. 84-102.

167. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов Текст. / Е.Я.Шейнина. -М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: ООО «Торгсин», 2002. 591 с.

168. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию Текст. / У.Эко. С-Пб:ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 431 с.

169. Эпштейн, М.Н. Поставангард: Сопоставление взглядов Текст. / М.Н.Эпштейн // Новый мир. 1989. -№ 12. - С. 222-235.

170. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного Текст. / К.Г.Юнг // Вопросы философии 1988.-№ 1.-С. 133-152.

171. Якобсон, P.O. Работы по поэтике Текст. / Вступ. Ст. Вяч. Вс. Иванова, составление и общая ред. М.Л.Гаспарова / Р.О.Якобсон. М.: Прогресс, 1987.-461 с.

172. Якубинский, Л.П. О диалогический речи Русская речь Текст.: Сб. / / Под ред. Ю.Щербы / Л.П.Якубинский. Пб., 1923. - Т. I. - С. 96-184.

173. Яусс, Х.Р. К проблеме диалогического понимания Текст. / Х.Яусс //Вопросы философии. 1994.-№ 12.-97-106.

174. Dreshsler, N. «In Grim will ich mich kleiden»: Zum Mannlichkeitstraum bei Schubert // NeueZeitschrift fur Musik. 1997. №1 - S. 24-29; II; Not.

175. Malinowskin W. Schopfungoratorium Krzysztofa Meyera // Ruch mu-zyczny. -2001. № l.-S. 8-11.-ISSN0035-9610.

176. Boykan M. Reflections on words and music // Musical Quarterly. -2000.-Vol. 84, № 1,-P. 123- 136. ISSN 0027-4631.

177. Solvik M. Lieder geselligen Spiel // Osterreichische Musikzeitschrift. -1998. № l.-S. 31-39: Not.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.