Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла: На материале произведений Р. Погодина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Жук, Светлана Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жук, Светлана Васильевна
Общая характеристика работы.3
Глава 1. Теоретические основы организации процесса восприятия эпического цикла в начальной школе.11
1.1. Эпический цикл в современном литературоведении.11
1.2 Значение и роль жанра цикла в творчестве Р. Погодина. Своеобразие Погодинских циклов.23
1.3 Значение и роль жанра цикла в литературном развитии младших школьников.59
1.3.1 Изученность проблемы влияния цикла на формирование личности ученика в современной науке.59
1.3.2 Особенность восприятия произведений художественной литературы. Специфика восприятия цикла.60
1.3.3 Полноценное восприятие цикла - один из путей развития системного мышления младшего школьника.71
1.3.4 Роль цикла при формировании основ складывающегося у учащихся начальной школы мировоззрения.78
Глава 2 Специфика восприятия цикла «Кирпичные острова» Р.Погодина на материале констатирующего эксперимента).82
Глава 3. Система уроков по изучению цикла Р. Погодина «Кирпичные острова» как особого жанрового образования (на материале обучающего эксперимента).95
3.1. Результаты нулевого среза.97
3.2. Методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла.104
3.2.1. Ознакомление с понятием «цикл» и его основными жан-рообразующими признаками.104
3.2.2. Методика обучения учащихся сопоставительному анали-.106
3.2.3. Последовательность изучения произведений цикла.114
3.2.4. Формирование системы читательских умений.116
3.2.5. Обучение приемам анализа и интерпретации текста.119
3.3. Система уроков, обучающих восприятию цикла (на материале цикла Р. Погодина «Кирпичные острова»).125
3.4. Результаты контрольного среза.135
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Литературное развитие младших школьников в процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания2005 год, кандидат педагогических наук Николаева, Ирина Рихардовна
Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах2006 год, кандидат педагогических наук Кретинина, Надежда Александровна
Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора2002 год, кандидат педагогических наук Никитченков, Алексей Юрьевич
Методические основы начального этапа литературного образования1999 год, доктор педагогических наук Воюшина, Мария Павловна
Методика работы с басней в современной начальной школе2001 год, кандидат педагогических наук Вачкова, Светлана Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла: На материале произведений Р. Погодина»
При всем многообразии современных вариативных программ, объектом внимания младших школьников на уроках литературного чтения всегда является отдельное литературное произведение. Между тем, в детской литературе часто отдельные произведения объединяются в цикл как особый жанр, чья природа раскрывается в многообразных внетекстовых связях.
Полноценное восприятие цикла предполагает полноценное восприятие каждого последующего произведения, входящего в цикл, во взаимосвязи с предыдущими произведениями целостности. Каждый новый текст цикла видоизменяет его общую идею в понимании учащихся. Последнее произведение дает понимание авторской концепции мира, авторского мировоззрения. Понимание идейного содержания цикла, по сравнению с пониманием идеи отдельного произведения, - задача более сложная для юного читателя, поэтому изучение литературного цикла может способствовать литературному развитию младших школьников.
Значимость и в то же время сложность изучения литературного цикла в начальной школе вызывает необходимость создания определенной системы работы по развитию способности к восприятию цикла.
Проблема восприятия отдельных произведений художественной литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения и т.д. (работы О. И. Никифоровой, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, 3. Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л. Н. Рожиной, П. М. Якобсона, М. М. Варшавской, Н. А. Демидовой, М. Г. Качурина, Е. В. Карсаловой, В. Г. Маранцмана, М.П. Воюшиной, Н.Д. Молдавской, Т.Д. Полозовой Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, О.В. Сосновской и ДР-)
Вопрос о специфике восприятия и влиянии цикла на формирование личности ученика до сих пор не поднимался ни в одном методическом и психологическом исследовании. Современные школьные программы по литературному чтению в начальной школе включают отдельные произведения, входящие в литературный цикл (в частности цикл Р.Погодина «Кирпичные острова»), но не предусматривают развития способности к восприятию цикла литературных произведений как особого жанрового образования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
- значимостью литературного жанра цикла, а конкретно эпического цикла, для литературного развития младшего школьника, неумением учащимися 3 (1-4) класса устанавливать связи между произведениями, входящими в цикл и, как следствие, непониманием единого содержания цикла;
Объект исследования: процесс изучения эпического цикла художественных произведений на уроках литературного чтения в 3 классе.
Предмет исследования: методические условия, способствующие литературному развитию учащихся младших классов при изучении цикла художественных произведений, и характер изменений в литературном развитии школьников, происходящих в результате данного изучения.
Целью настоящего исследования стало выявление специфики восприятия эпического цикла младшими школьниками и методических условий эффективности литературного развития учащихся при изучении произведения Р. Погодина «Кирпичные острова».
Гипотеза исследования.
Изучение цикла эпических произведений возможно и эффективно для литературного развития младших школьников при соблюдении следующих методических условий:
• ознакомлении младших школьников с понятием «цикл» и его основными жанрообразующими признаками на основе сопоставления цикла со сборником рассказов и отдельным художественным произведением;
• изменении последовательности изучения произведений цикла с целью наблюдения за постепенным развитием внутреннего содержания цикла;
• обучении школьников сопоставительному анализу как в рамках одного, так и в рамках нескольких художественных текстов с целью обнаружения взаимосвязей между ними;
• использовании приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись);
• формировании системы читательских умений:
- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- умение воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем;
- умение выявлять авторскую позицию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении;
- умение целостно воспринимать образ-персонаж;
- умение определять идею художественного произведения;
- умение видеть основания для сравнения произведений цикла, сравнивать и находить взаимосвязи между произведениями цикла;
- умение обобщать в пределах цикла;
• ознакомлении учащихся начальных классов с эпическим циклом начиная с чтения и анализа эпического цикла Р. Погодина «Кирпичные острова».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- обосновать целесообразность изучения этого жанра в начальной школе;
- выделить жанрообразующие признаки эпического цикла, определить методику ознакомления с ними младших школьников и доказать целесообразность ознакомления с эпическим циклом начиная с чтения и анализа цикла Р. Погодина «Кирпичные острова»;
- выявить методические условия, которые способствовали бы развитию полноценного понимания эпического цикла младшими школьниками;
- разработать, теоретически обосновать и экспериментально провести систему уроков по изучению эпического цикла в начальной школе.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
• анализ литературы в области литературоведения, методики, психологии восприятия по проблеме исследования;
• анкетирование учащихся общеобразовательной школы;
• анализ программ по литературе для начальной школы;
• методический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Восприятие литературного цикла отличается от восприятия отдельного художественного произведения. Для интерпретации цикла учащимся важно не одно произведение, и не сумма их смыслов, но «общность отношений между ними». Психологическими предпосылками такого понимания являются произвольность восприятия, возможность абстрактного мышления, владение операциями анализа, сравнения, обобщения, творческое воображение. Литературными предпосылками - доступность идейного содержания отдельных произведений, входящих в цикл. Третьеклассники способны к полноценному восприятию идейного содержания эпического цикла при специальном обучении.
2. Эффективности литературного развития учащихся в процессе изучения эпического цикла способствуют такие методические условия как:
• ознакомление младших школьников с понятием «цикл» и его основными жанрообразующими признаками;
• изменение последовательности изучения произведений цикла,
• обучение школьников сопоставительному анализу как в рамках одного, так и в рамках нескольких художественных текстов с целью обнаружения взаимосвязей между ними;
• использование приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств.
3. Полноценное восприятие цикла способствует литературному развитию школьников, что сказывается в:
• повышении уровня восприятия отдельного художественного произведения и проявлении нового уровня восприятия - понимание идейного содержания цикла как целостности;
• высокой степени овладения системой читательских умений;
• развитии умения видеть основания для сравнения, сравнивать и находить взаимосвязи между произведениями цикла с целью постижения его идеи;
• овладении разнообразными приемами анализа художественного произведения, а также приемами, позволяющими интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись, музыка);
• приобретении начальных литературоведческих знаний о цикле и его жанрообразующих признаках в процессе наблюдений за особенностями произведений этого жанра.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. впервые исследована и описана специфика непосредственного восприятия младшими школьниками эпического цикла в сопоставлении с восприятием отдельного произведения, входящего в цикл;
2. определены жанрообразующие признаки эпического цикла и разработана методика ознакомления с ними младших школьников;
3. экспериментально доказано, что изучение эпического цикла в начальной школе приводит к углублению восприятия отдельных произведений, входящих в цикл, и появлению качественно нового уровня восприятия: восприятию идейного содержания цикла в целом, что свидетельствует о положительной динамике литературного развития младших школьников;
4. выявлены методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла как особого жанра.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
• впервые теоретически обоснована целесообразность использования эпического цикла для литературного и общего развития младших школьников;
• впервые исследована специфика восприятия цикла учащимися начальных классов по сравнению с восприятием отдельных произведений художественной литературы;
• описана эволюция цикла в творчестве Р. Погодина, выделены жанрообразующие признаки, которые писатель использовал для связи своих произведений в циклические единства.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что:
• проведен литературоведческий анализ циклов произведений Р.Погодина, выявляющий педагогическую ценность их изучения в начальной школе и служащий основой для методической интерпретации;
• разработана система изучения эпического цикла на уроках литературного чтения.
Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации, а также выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы как при изучении литературы в начальной школе, так и при чтении вузовских курсов «Психология детского чтения», «Методика преподавания литературы в начальной школе», «Методика анализа художественного произведения», а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов. Конспекты уроков по циклу Р. Погодина «Кирпичные острова», предлагаемые в разработанных автором «Методических рекомендациях к изучению цикла рассказов Р. Погодина «Кирпичные острова», могут быть использованы на лабораторных занятиях по методике преподавания детской литературы при обучении студентов педагогических вузов. Данное пособие может быть полезным аспирантам, магистрам, всем тем, кто интересуется методикой преподавания литературы в начальной школе.
Апробация результатов. Основные положения диссертации излагались в докладах: ««Кирпичные острова» Р.Погодина: семантика цикла» на Всероссийской конференции «Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы» в феврале 2003 г., состоявшейся в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена; «Роль и значение цикла в развитии младших школьников» на второй Всероссийской научно-практической конференции «Методика как перспективное направление развития частных методик», состоявшейся в СПб в РГПУ им. А.И. Герцена 1-2 декабря 2004г.; результаты экспериментов неоднократно обсуждались на семинарах для учителей школ Санкт-Петербурга «Диагностика литературного развития младших школьников», проводившихся с января 2003 г. по май 2004 г. на кафедре детской литературы ФНО РГПУ им. А.И. Герцена, а также на заседаниях кафедры детской литературы РГПУ им. А.И. Герцена.
По материалам диссертации опубликованы одна статья и одно методическое пособие.
Содержание работы отражено в следующих публикациях автора:
1. Жук С.В. «Кирпичные острова» Р. Погодина: семантика цик-ла//Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - с. 139-144.
2. Жук С.В. Методические рекомендации к изучению цикла Р. Погодина «Кирпичные острова» - СПб.: Изд-во «Сударыня», 2004, 3,0 п.л. Опубликованные работы отражают основные положения диссертационного исследования.
На материале диссертации в рамках цикла радиопередач «Планета Андерсена» в соавторстве с Е.О. Путиловой подготовлена радиопередача «Традиции Г.Х. Андерсена в творчестве Р.П. Погодина». Вышла в эфир на радио России 28 февраля, 2005 г. - продолж. 15 мин.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса при обучении русскому языку средствами фольклора2008 год, кандидат педагогических наук Насонова, Ольга Александровна
Системообразующая роль уроков литературы в формировании культурного поля четвероклассников (при изучении раздела "Человек и искусство")2008 год, кандидат педагогических наук Петрова, Симона Израильевна
Формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы в школах Республики Татарстан: на материале изучения прозы А.П. Чехова2011 год, кандидат педагогических наук Сальникова, Мария Петровна
Изучение жанровых особенностей автобиографической прозы В.Ф. Тендрякова в 5-8 классах2005 год, кандидат педагогических наук Овчарова, Елена Степановна
Литературное развитие слабослышащих школьников в процессе начального обучения2010 год, доктор педагогических наук Красильникова, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Жук, Светлана Васильевна
чи- ть выводы об ос- анкетирования. «Последний тельный урок новной идее «Последнего рассказ» в контексте цикла. Цикл «Кирпичные остро- рассказа» и его значении в контексте цикла; 2.обобщить представления о композиции цикла «Кирпичные острова», его ге- ва»: герои, композиция, логика развития «внутреннего содержания». роях, обсудить идейное содержание цикла.
Для проверки выводов, сделанных на основе экспериментальных наблюдений, был проведен контрольный срез.
3.4. Результаты контрольного среза.
Задачами данного этапа стали: определение сформированности у учащихся умения устанавливать связи между произведениями цикла, находящимися в непосредственной взаимосвязи, и постигать смысл «единого содержания» цикла; определение уровня художественного восприятия учащихся —участников эксперимента.
Методика проведения контрольного среза.
С целью решения поставленных задач были сформулированы две группы вопросов, составивших анкету, по «Последнему рассказу» из цикла «Кирпичные острова»: его месту и роли в цикле. Анкету мы предложили учащимся экспериментальных и контрольных классов после окончания • проведения уроков по циклу. Условия проведения контрольного среза в экспериментальных и контрольных классах не отличались.
1) Одинаково ли отнеслись Кешка и его мама к появлению Николая Ивановича? Почему?
2) Понял ли Кешка, почему Николай Иванович отказался взять его с собой? Поясните ответ.
3) Поддерживает ли автор Кешку в его неприязненных мыслях о матери? Почему?
4) Охарактеризуйте концовку рассказа. Можно ли ее однозначно назвать несчастливой?
Первая группа вопросов направлена на выяснение уровня восприятия. В целом вопросы способствуют проникновению в эмоциональную тональность произведения, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторской позиции и дают возможность для обобщения прочитанного.
Вопросы носят аналитический характер. Первые два нацелены на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и установление причинно-следственных связей. Третий вопрос направляет внимание учащихся на авторское отношение к персонажам. Последний вопрос -обобщающий. Он предполагает выявление авторского замысла проблематики произведения.
Вторая группа вопросов анкеты непосредственно направлена на проверку умения видеть основания для сравнения, сравнивать и находить взаимосвязи между произведениями цикла, позволяя делать выводы об идейном своеобразии конкретной целостности.
1. а) Сопоставьте «Последний рассказ» с уже прочитанным рассказом из книги «Кирпичные острова» «День рождения», б) Существует ли, на ваш взгляд, связь между этими рассказами? Поясните ответ.
2. Если, по вашему мнению, существует связь между:
• «Последним рассказом» и рассказом «Как я с ним познакомился»;
• «Последним рассказом» и рассказом «День рождения», то какие вопросы вы задали бы на месте учителя, чтобы помочь своим ученикам её увидеть?
3. С какими еще рассказами из «Кирпичных островов» вы сопоставили бы «Последний рассказ»? Почему?
Как видно из анкеты, первый и третий вопросы, вошедшие во вторую группу, были заранее сформулированы. Второе задание, напротив, было построено таким образом, чтобы учащиеся сами, без помощи учителя попробовал^айти и установить взаимосвязь между произведениями цикла. С этой целью детям предлагалось представить себя на месте учителя и самим задать вопросы к тексту, которые, с его точки зрения, помогли бы ученикам увидеть связи между произведениями.
Проведенная среди учащихся, участвовавших в эксперименте, анкета вопросов продемонстрировала заметное отличие результатов контрольных классов от результатов, полученных в экспериментальных классах, что свидетельствует о более высоком уровне восприятия отдельного произведения младшими школьниками экспериментальных классов по сравнению с учащимися контрольных классов.
Заключение
Литературное развитие учащихся включается в общий контекст культурного развития - художественного, эстетического, нравственного. Именно поэтому его нельзя откладывать на «потом», именно поэтому оно должно начинаться в начальных классах. Задача учителя не только научить читать. Не менее важно научить видеть глубину художественного произведения. Его эстетическую данность, уметь понять красоту слова, авторский замысел.
Развитие у школьников полноценного восприятия произведений разных жанров (рассказов, сказок, басен, повестей) при наличии определенной методики работы над каждым из жанров - предполагается всеми действующими сегодня программами начальной школы. Развитие способности у младших школьников к восприятию литературного цикла как особого жанрового образования современные школьные программы не предусматривают, тогда как изучение цикла в начальной школе имеет особую важность для литературного и общего развития младшего школьника.
В нашей диссертации мы впервые экспериментально доказали возможность и целесообразность изучения жанра эпического цикла в начальной школе.
Изучение цикла предполагает повышение уровня восприятия отдельного художественного произведения, а, следовательно, высокую степень овладения системой читательских умений. Цикл способствует литературному развитию учащихся, поднимая их восприятие на новый «нады-дейный» уровень, развитию системного мышления младшего школьника, формированию основ складывающегося у учащихся начальной школы мировоззрения.
Готовность учащихся младших классов к восприятию цикла подтверждается наличием у учеников к концу начальной школы: возможности абстрактного мышления, творческого воображения, произвольности воеприятия - важнейших особенностей психической деятельности. Свидетельствуя, по мнению психологов и методистов (А.А. Люблинская, Н.Д. Молдавская, М.П. Воюшина, Э. Бине), о доступности для детей 9-11 лет уровня идеи, данные новообразования одновременно являются свидетельством готовности младших школьников к восприятию идейного содержания цикла.
На основе теоретического осмысления литературоведческих исследований по проблеме цикла, выполненного в первой главе диссертации, а конкретно в процессе изучения существующей на сегодняшний день теории эпического цикла в сравнении с циклом лирическим;нами были выде лены жанрообразующие признаки эпического цикла, определена методика ознакомления с ними младших школьников и доказана своевременность изучения эпического цикла Р.Погодина «Кирпичные острова» в начальной школе.
Отсутствие в литературоведении единого определения эпического цикла по сравнению с лирическим циклом, объясняемого учеными-филологами спецификой процесса циклизации в каждом из литературных родов, не мешает, на наш взгляд, абстрагированию от родовых характери-• стик циклов и выделению набора инвариантных признаков, которые будут присутствовать в любом цикле, в том числе эпическом.
Целостность и самостоятельность каждого из составляющих цикл произведений; скомпонованность их в устойчивую последовательность, обладающую сравнительно неизменной повторяемостью в нескольких публикациях; объединение произведений цикла позицией автора и единым принципом подбора художественного материала; и, наконец, наличие у художественных текстов, входящих в цикл дополнительной нагрузки - вот перечень общеэстетических циклообразующих, свойственных циклу любого рода.
Наряду с общеэстетическими эпико-повествовательные циклы в связи с противопоставленностью разных типов этих циклов друг другу требуют, однако, специфического дополнительного набора циклообразующих, которые будут зависеть от идейно художественного замысла писателя, создавшего данную целостность. Так, проведенные нами наблюдения над произведением Р. Погодина «Кирпичные острова», взятые нами в качестве материала для экспериментальной части диссертации, показали огромное значение общности героев, места действия, движения времени и главной темы - взросления героев - для создания данной конкретной целостности.
Как показало наше исследованиеуанализ конкретно цикла Р. Погодина «Кирпичные острова» в дальнейшем может успешно использоваться в школьной практике. Причина такой успешности, по нашему мнению, заключается в том, что данный анализ, служащий основой для методической интерпретации, одновременно учитывает специфическую природу цикла и особенность восприятия этого жанра младшими школьниками.
Произведение Р.П. Погодина «Кирпичные острова» написано для детей младшего школьного возраста. Его главный герой - Кешка - примерно одного с читателем возраста, поэтому его переживания, проблемы очень близки детям. Учащиеся начальных классов с большим удовольствием читают эту книгу. Кроме того, отдельные произведения из цикла «Кирпичные острова» входят в действующие программы по литературе для начальной школы. Таким образом, за счет использования дополнительных часов, выделяемых любой программой для внеклассного чтения, задача развития полноценного восприятия цикла у младших школьников на основе произведений Р. Погодина представляется вполне реальной.
Младший школьный возраст - не лучшее время для знакомства с разными типами эпических циклов (новеллистическими, очерковыми и т.д.). Учащемуся начальной школы достаточно научиться вычленять эпический цикл как таковой по сравнению с отдельным художественным произведением и сборником в творчестве детских писателей, входящих в круг детского чтения, и, главное, полноценно воспринимать цикл.
В ходе теоретического изучения литературы по восприятию художественного текста, сделанного в третьей главе работы, и впервые исследованной в процессе констатирующего эксперимента специфики восприятия младшими школьниками эпического цикла как особого жанра в сопоставлении с восприятием отдельного произведения, входящего в цикл, нами были выявлены методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла как особого жанра:
• введении для младших школьников понятия «цикл» и его основных жанрообразующих признаков цикла на основе сопоставления цикла со сборником рассказов и отдельным художественным произведением;
• изменении последовательности изучения произведений цикла с целью наблюдения за постепенным развитием внутреннего содержания цикла;
• обучении школьников сопоставительному анализу как в рамках одного, так и в рамках нескольких художественных текстов с целью обнаружения взаимосвязей между ними;
• использовании приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, иллюстрация).
Единство цикла определяется общей темой и обусловливается взаимодействием произведений в контексте цикла. Важные темы и образы, формируясь в целое, воплощают художественную концепцию. Для интерпретации цикла читателем, таким образом, важно не одно стихотворение и не сумма их смыслов, но "диалог" между ними. Полноценное восприятие единого содержания цикла учащимся возможно, поэтому, только через выявление дополнительной нагрузки каждого из элементов цикла посредством установления взаимосвязей между произведениями целостности в ходе их сопоставления.
Результаты констатирующего эксперимента продемонстрировали неумение младших школьников видеть основания для сравнения произведений цикла, сравнивать и находить связи между произведениями цикла, неумение обобщать в пределах цикла. Выяснилось, что учащиеся не воспринимают смысла «дополнительной нагрузки» в произведениях, входящих в цикл. Школьники в большинстве своем по отдельности рассматривают события, описанные в различных произведениях цикла без их соотнесения между собой. Отсюда непонимание «единого содержания» цикла в целом.
Больше половины учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия. Школьники подменяют воссоздание образа на основе прочитанного обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда правильно определяют мотивы обстоятельства и последствия поступков героев. Художественное произведение воспринимается более чем 70% учащихся как описание случая, имевшего место в действительности, не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
Понимание важности изучения цикла в начальной школе для литературного развития учащихся при всеобщем неполноценном восприятии младшими школьниками эпического цикла как особого жанра вызвала необходимость разработки системы уроков по изучению эпического цикла в начальной школе, которая способствовала бы литературному развитию учащихся, с опорой на сравнительный анализ и основные методические условия, необходимые для обучения учащихся полноценному восприятию цикла.
В ходе эксперимента было важным познакомить детей со спецификой жанра цикла в доступной для них форме при использовании приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись, музыка). Дать представление об основных жанрообразующих цикла, обучить школьников сопоставительному анализу как внутри отдельных произведений, так и внутри самого цикла, не упуская работы над системой читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с каждым текстом в составе цикла.
Изменение последовательности изучения произведений цикла «Кирпичные острова» в рамках эксперимента было сделано с целью наблюдения за постепенным развитием внутреннего содержания цикла при учёте специфики цикла «Кирпичные острова» и в соответствии с психологическими особенностями памяти младших школьников.
В обучающем эксперименте на материале «Кирпичных островов» Р. Погодина участвовали четыре 3-х (1-4) класса, обучающихся по одной программе. Два класса стали экспериментальными, в котором апробировалась разработанная нами система уроков. Два - контрольными, где обучение шло по обычной программе, а уроки проводились по традиционной схеме.
Для проверки выводов, сделанных на основе экспериментальных наблюдений, был проведен контрольный срез, который продемонстрировал прогресс в литературном развитии учащихся экспериментальных классов по сравнению с учащимися контрольных классов, выразившийся, во-• первых, в повышении уровня восприятии отдельного художественного произведения; во-вторых, в существенном превосходстве учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными в восприятии цикла.
На этапе контрольного среза немногим меньше половины учащихся экспериментальных классов, что на примерно на 20% выше показателей на стадии нулевого среза, в сравнении с четвертой частью учащихся контрольных классов, что почти не отличается от показателей нулевого среза, продемонстрировали способность к определению мотивов, последствий поступков персонажей, установлению причинно-следственных связей между эпизодами произведения, пониманию авторского отношения к описываемому, обобщению прочитанного, освоению художественной идеи произведения.
В умении обобщать в рамках цикла учащиеся экспериментальных классов значительно превзошли как учеников контрольных классов, так и собственный уровень по такого рода обобщению на этапе нулевого среза.
Около 40 % учащихся экспериментальных классов обнаружили умение находить основания для сравнения произведений цикла, сравнивать и видеть взаимосвязи между произведениями цикла. Для сравнения: в контрольных классах, а также во всех классах на этапе 0 среза в плане владения данным умением наблюдалось абсолютное отсутствие какого бы то ни было положительного результата.
Примерно 30% учащихся-читателей экспериментальных классов по» казали при этом способность к сравнению в пределах цикла, установлению «дополнительной нагрузки» входящих в цикл произведений без помощи взрослых. Видя и грамотно определяя взаимосвязи между произведениями, школьники, однако, оказались не способны к самостоятельному обобщению с выходом на цикл, испытывали трудности с формулировкой идеи цикла. В ситуации дополнительного контроля со стороны учителя этот процент учащихся, имеющих высокий уровень восприятия отдельного произведения, наиболее хорошо подготовлен к восприятию цикла. • В целом возможности, которые дают учащимся целенаправленное развитие способности к восприятию эпического цикла, делают изучение эпического цикла необходимым и важным в общей системе литературного образования младшего школьника. Проведенное в диссертации описание специфики восприятия эпического цикла как особого жанра в сопоставлении с отдельным художественным произведением, определение жанрообразующих признаков эпического цикла и разработка методики ознакомления с ними учащихся, наконец, создание с опорой на методические условия способствующей литературному развитию младших школьников системы уроков по изучению эпического цикла в рамках литературного чтения позволят в свою очередь добиться наибольших результатов в деле изучения эпических циклов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жук, Светлана Васильевна, 2005 год
1. Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. New York, 1946.
2. Погодин P. Где леший живет?: Повесть; Рассказ. JL, 1990.- 208 с.
3. Погодин Р. Где ты Гдетыгдеты?: Сказка про жеребенка Мишу и его друзей. -М.: ТЕРРА. Издат. центр, 1995.-183с.
4. Погодин Р. Земля имеет форму репы. JL, 1989.- 207с.
5. Погодин Р. Кирпичные острова: Рассказы про Кешку и его друзей -Л.: Детская литература, 1980.- 207 с.
6. Погодин Р. Книжка про Гришку: Повесть. М.: Малыш, 1991. - 94 с.
7. Погодин Р. Ожидание: Три повести об одном и том же. 2-е изд. - Л., 1971.- 127 с.
8. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методические проблемы. -М., 1985.-263 с.
9. Акимов В. Несколько жизней Р. Погодина // Погодин Р. Рассказы. -Л., 1985. -С.315 — 318.
10. Акимов В. Пространством и временем полный.// Дет. лит. — 1969., №2.-С. 13.
11. Акимова А. «За всех маленьких в мире»: Детская литература о Великой отечественной войне // Дет. лит. 1975., №5. - С. 8 - 12.
12. Акимова А. Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые: Проблемы и искания современной детской прозы. М.: Дет. лит., 1989. - 221с.
13. Акимова А. Детство это огромный край // В конце семидесятых, — Л.: Лениздат, 1980, - С. 80 - 86.
14. Акимова А., Акимов В. Путь верный и ответственный: О некоторых тенденциях развития детской литературы второй половины 70-х годов // Дет. лит. 1981., №2. - С. 7 - 8.16,17,18
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.