Литературная сказка с элементами фэнтези в русской детской литературе 1970-х – 2000-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Москаленко Светлана Викторовна

  • Москаленко Светлана Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 214
Москаленко Светлана Викторовна. Литературная сказка с элементами фэнтези в русской детской литературе 1970-х – 2000-х годов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2023. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Москаленко Светлана Викторовна

Введение

Основная часть

Глава 1. История изучения литературной сказки и фэнтези в контексте детской отечественной и зарубежной литературы

1.1 Жанр и полижанровые явления в художественной словесности

1.2 Терминологический ресурс «фэнтези» и «fantasy» и генезис явления

1.3 Литературная сказка и фэнтези. Основные устойчивые, доминантные и второстепенные признаки литературной сказки с элементами фэнтези

Выводы по главе

Глава 2. Элементы литературной сказки и фэнтези в сказочно-фэнтезийных повестях периода 1970-х - 1990-х гг

2.1 Художественное время в литературной сказке с элементами фэнтези

2.2 Образ времени в литературных сказках Е.Л. Шварца, М. Энде и Н. Щербы

2.3 Герой-романтик и герой фэнтези. Герой и конфликт в повестях В.П. Крапивина

2.4 Фэнтезийная доминанта и внутриличностный конфликт: способы разрешения конфликта

2.5 Сюжетообразующая деталь и интрига в произведениях фэнтези. С.Л. Прокофьева и М. Энде: стилизация, парафразирование тем и мотивов, функциональность аллюзий

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная сказка с элементами фэнтези в русской детской литературе 1970-х – 2000-х годов»

Введение

Русская детская литература изучаемого периода ориентирована на запросы общества, которые не статичны, а зависимы от доминантных социальных и духовно-нравственных потребностей. В 2000-х - 2010-х гг. издательская деятельность, имеющая своим «потребителем» школьника и подростка, направлена на уже другие ориентиры, нежели в 1970-е - 1980-е гг. Смена позитивистского отношения к миру и человеку на идеалистическую доминанту влияет на приоритеты и в образовании, и в определении читательских приоритетов.

Гармоничное становление личности взрослеющего человека, формирование его мировоззрения — центральная тема детской художественной литературы в русской и советской культуре, манифестировавшей названные приоритеты. Для многих писателей, поэтов, деятелей культуры сказка, произведение, укорененное в народной жизни, было тем фундаментом, на котором вырастала художественная словесность во всех жанрах и формах. Так, А.С. Пушкин в одном из своих писем говорил о себе: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»1. Г.А. Гуковский в книге «Изучение литературного произведения в школе» писал: «И кто сказал, что школа должна учить тому, что легко школьникам? Я полагаю, что она должна учить их тому, что им доступно по их возрасту, но это совсем не одно и то же. Потакать легкости — это значит воспитывать лентяев; носиться с легкой и внешней «интересностью», увлекательностью материала урока и гоняться за нею — это значит не вести за собою учащихся, а плестись за ними — это значит воспитывать чистоплюев, неженок и снобов. Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью, победой. Школа должна раскрыть увлекательность не того, что внешне блестит, а глубокого напряжения, постижения хорошей мысли, должна учить, что увлекателен труд, творчество, идея, борьба во имя идеала»2. С.Я. Маршак в книге «Воспитание словом» отмечал:

«Слова и сочетания слов связаны в нашем сознании со многим множеством самых сложных ассоциаций и способны поднять со дна нашей души целый мир воспоминаний, чувств, образов, представлений. А это зависит от того, что у самого автора на душе и за душой, и насколько он владеет той мощной словесной

3

клавиатурой, которая приводит в движение струны читательских сердец» . Сказанное писателем-классиком и в наше время не потеряло теоретической и практической ценности в осмыслении феноменов детской литературы вообще, отдельных жанров и форм в частности. Речь идет о педагогической ценности круга детского чтения, поскольку настоящее исследование обращено к филологическим вопросам, адресатом которых является ребенок и подросток. Игнорировать данный факт означало бы избрать вектор, в котором рецептивный компонент будет упущен.

Интерес писателей и исследователей к народной и вслед за народной к литературной сказке в конце ХХ - начале XXI в. объясняется целым рядом эстетических, социально-нравственных и мировоззренческих факторов. Литературная сказка воспринимается как популярное направление в детской литературе, а обращение к такому феномену, как фэнтези4, столь велико у взрослых, что довольно часто используется детскими писателями в произведениях и для взрослеющих читателей, тогда как в ХХ-ом веке приоритет отдавался научной фантастике, ориентированной на размышления о новых возможностях техники, точных наук, технологий. Пришедшее в Россию в начале 1990-х годов определение фэнтези (в буквальном переводе «фантазия») не без оснований воспринимается синонимичным литературной сказке. Кризис в социальной сфере, ощущение духовно-нравственной «исчерпанности» побуждают писателей и филологов, философов, социологов, богословов всмотреться в саму сущность

3 Маршак С.Я. О талантливом читателе // Воспитание словом: Собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1971. Т. 7. С. 84.

4 Фэнтези — несклоняемое заимствованное существительное, которое похоже на склоняемое существительное среднего рода // Справочно-информационный портал Грамота.ру [Электронный ресурс] — URL: http://new.gramota.ru/spravka/letters/62-gender. (дата обращения: 15.04.2020).

человека, его внутренний мир и запечатлеть его настоящее и будущее в специфических условных формах. Интерес к кажущемуся «непостижимым» в разные кризисные эпохи требовал от сочинителей моделировать миры, «чудесные страны», в которых герои физической силой или в еще большей степени силой духа побеждают зло, считавшееся непобедимым. Несомненно, научная фантастика представляет собой определенное структурированное направление, тогда как фэнтези, т.е. в буквальном переводе «фантазия», чаще воспринимается как явление, обладающее свободой стилевого наполнения, какое свойственно литературной сказке.

В последние десятилетия литература подобного рода издается довольно активно, наблюдается также пристальный интерес к ней со стороны филологов как в России5, так и за рубежом6, стремление осмыслить широкий корпус произведений 1970 - 2000 гг., адресованных детям и подросткам, позволяет объяснить, какие процессы протекают в художественной словесности на рубеже XX - XXI веков вообще и в русской детской литературе в частности.

5Барашкова А.В. Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд (на материале произведений М.В. Семеновой): Дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2009; Богатырева Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина: Жанровое своеобразие и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1998; Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: Дис. ... канд. филол. наук. Петрозаводск, 2009; Дворак Е.Ю. Русское детское фэнтези: жанровая специфика и особенности мифопоэтики: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2015; Ковтун Е.Н. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины ХХ века: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000; Приходько А.М. Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001; Хоруженко Т.И. Русское фэнтези: на пути к метажанру: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015; Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации: Дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2010; Челюканова О.Н. Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества 50-80-х гг. ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.

6Angelskar S. Policing Fantasy: problems of genre in fantasy literature. Oslo: University of Oslo, 2005; Conrad A. Dorholt: An Original Fairy Tale as a Study in Creative Fantasy: Senior honor thesis. Lynchburg: Liberty University, 2014; Pavlik A. A view from elsewhere: the spatiality of children's fantasy fiction. Newcastle Upon Tyne: University of Newcastle Upon Tyne, 2011; Saffel J. World-building in Urban Fantasy. Lubbok: Texas Tech University, 2008; Cooper R. P. Radical Realms: A Materialist Theory of Fantasy Literature. Baton Rouge: Louisiana State University, 2011; Finander C. M. Fantasy, imagination and history: a historiographical study of J. R. R. Tolkiens'sThe Lord of the rings and Gene Wolfe's The Book of the new sun. Perth: University of Western Australia, 2010.

В истории художественной литературы европейских стран фэнтези выделилось как отдельно узнаваемая литература специфической формы и содержания в 50-х гг. ХХ в. (У. Ле Гуин «Волшебник Земноморья», К.С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф», Дж. Р.Р. Толкиен «Властелин колец», А. Нортон «Серая Магия», М. Энде «Бесконечная книга» и др.). В России это произошло в начале 1970-х гг. (К. Булычев «Истории об Алисе — девочке с Земли» (1965-2003), Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» (1988), Ю. Вознесенская «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» (2006), Ю.В. Козлов «Пустыня отрочества» (1988), В.П. Крапивин «Дети синего фламинго» (1980), цикл «В глубине великого Кристалла» (1988-1991), Т.Ш. Крюкова «Хрустальный ключ» (2002), В.Л. Кузьменко «Древо жизни» (1991), О.Н. Ларионова «Сказка королей» (1981), цикл повестей о Баранкине В.В. Медведева (1963), Ю.Г. Томин «Карусели над городом» (1979), Е.П. Чудинов «Ларец» (2003), Н. В. Щерба «Часодеи» (2011) и др.). Причем большая часть отечественных писателей не определяют свои произведения как фэнтези, называя их фантастическими, даже научно-фантастическими, хотя уже не содержат тех обязательных признаков, которыми обладает подлинная научная фантастика.

До окончательного крушения привычной системы духовно-нравственных и социально-нравственных координат было еще, казалось, далеко - (1970-е - 1980-е гг.), но уже издаются в СССР переводы: «Заповедник Гоблинов» К. Саймака (1971 год; журнал «Смена»), «Хоббит» Дж. Р.Р. Толкиена (Ленинград: Детская литература, 1976), «Хранители» Дж. Р.Р. Толкиена (Летопись первая из эпопеи «Властелин Колец» Москва: Радуга, 1989), «Мио, мой Мио!» А. Линдгрен (Петрозаводск: Карелия, 1979), «Братья Львиное Сердце» А. Линдгрен (Таллинн: Ээсти Раамат, 1987), «Момо» М. Энде (М.: Детская литература, 1982).

Особое читательское внимание литература фэнтези привлекла в мире 1970 -1990-х гг. в связи с крушением социальных и мировоззренческих систем, поисками духовно-душевных и социально-нравственных приоритетов личности, а также под влиянием западной литературы и общих цивилизационных процессов во всем мире. «Кризисное состояние мира и личности, вовлеченность человека в события

всемирно-исторической значимости, противоборство философских и идеологических теорий, богоискательство, великие научные открытия, взорвавшие классические представления о времени и пространстве, о ходе истории и ее

7

закономерностях, — все это не могло не затронуть сознание художников» , а значит, в том числе и читателей.

Современные дети и подростки предпочитают фэнтези другим видам словесности. Этот факт необходимо учитывать взрослым, чтобы понимать складывающийся мир детства и юношества и иметь возможность определять гуманитарно-нравственные приоритеты. «То, что на наших глазах развертывается в культуре XX в., с резкой сменой интересов молодежи на протяжении 40 лет, свидетельствует, по-видимому, о таких резких переменах в личности, о ее внутреннем переустройстве, которые пока оказываются не по зубам никакой науке — ни психологии, ни социологии. Многим кажется, что такие объяснения легче всего дать социологии, однако она почему-то их не дает; между тем поразительный параллелизм развития в самых разных странах нельзя ведь сваливать, к примеру, на «массовую культуру», хотя бы потому, что ее роль в самых разных странах весьма различна, а ее распространение предполагает еще и внутреннюю установку на ее восприятие, освоение. На наших глазах совершается нечто подобное переустройству человеческой личности в массовых масштабах»8.

По мнению писателей, литература не может не влиять на становление личности на протяжении всего исторического времени. Когда человек задается вопросом о самом себе, каков он есть и как стал таким, литература уже не может быть удовлетворена художественными средствами выразительности, которыми она располагала ранее.

Таким образом, состояние общественного сознания на момент последних десятилетий ХХ в., влияние западноевропейской литературы, общемировых процессов регрессивного характера в обществе явились причинами

дифференциации литературы и появления новых черт и свойств конкретно в литературной сказке.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью выявить и обосновать жанрово-стилевые и содержательные границы фэнтези и литературной сказки в связи с частотой и неоднозначностью употребления термина «фэнтези» в современном литературоведении и литературной критике. Анализ фантастической (в самом широком смысле этого слова) художественной словесности 1970 - 2000-х гг., адресованной детям и подросткам, позволит указать не только на протекающие в ней процессы, но понять, в чем фантастическая проза взрослых «синонимична» и отлична от детской и подростковой. Границы между литературной сказкой и фэнтези определяются жанровым синтезом (или его отсутствием) внутри литературной сказки в конкретных произведениях, которые рассмотрены в работе.

Материалом исследования послужили следующие произведения: К.С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф» (1950), В. Губарев «Королевство кривых зеркал» (1951), С.Л. Прокофьева «Оставь окно открытым» (1978),

B.П. Крапивин «Дети синего фламинго» (1980), М. Демиденко «Волшебный мяч» (1981), М. Энде «Момо» (1982), «Голубятня на жёлтой поляне» (1983), К. Булычев «Заповедник сказок» (1985), В.П. Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га» (1989), С.Л. Прокофьева «Астрель и Хранитель леса» (1989), М. Энде «Бесконечная книга» (1989), В.П. Крапивин «Портфель капитана Румба» (1991),

C.Л. Прокофьева «Принцесса Уенни» (1992), А. Нортон «Серая магия» (1992), У. Ле Гуин «Волшебник Земноморья» (1999), Ш. А. Амонашвили «Саломея» (2001), С.Л. Прокофьева «Девочка - свеча» (2006), С. Садов «Рыцарь Ордена» (2007), а также Н.В. Щерба «Часодеи» (2007). Данные произведения выбраны нами как образцы литературной сказки с фэнтезийной составляющей.

Объект исследования: способы создания художественного мира в произведениях для детей и подростков с выраженной фантастической компонентой.

Предметом настоящей исследовательской работы компоненты литературной сказки 1970-2000-х гг., указывающие на доминирование тех или иных жанрово-стилевых гротесковых, фантастических или фэнтезийных черт.

Цель диссертационного исследования — определить ключевые жанровые признаки фэнтези и компоненты жанрового синтеза в литературной сказке и на их основе указать на роль фэнтезийной составляющей в произведениях детской литературы 1970-2000-х гг. с названной образно-семантической доминантой.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

• выявить элементы фэнтези в произведениях, традиционно относящихся к детской литературной сказке 1970-2000-х гг.;

• исследовать характер жанрового синтеза как стилеобразующего фактора в сказочных произведениях для детей 1970-2000-х гг.;

• определить жанрово-видовые особенности феномена «литературная сказка» с доминирующим фэнтезийным началом;

• объяснить роль элементов фантастики в прозе для детей, не мотивированных научно-техническими обоснованиями.

• проанализировать динамику отражения фантастического, сказочного и фэнтезийного в иллюстрациях к исследуемым произведениям.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы по теории литературы, истории литературы, культурологии, фольклористике М.К. Азадовского, Д.Д. Благого, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Ю.И. Кагарлицкого, Т.Г. Леонова, Е.М. Мелетинского, Ю.И. Минералова, И.Г. Минераловой, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, B.C. Непомнящего, А.А. Потебни, В.Я. Проппа, Б.В. Томашевского, П.А. Флоренского, К.Г. Юнга, в которых затрагиваются проблемы жанра, мифопоэтики, взаимодействия фольклора и литературы, стиля, поэтики и др.

По жанровой специфике фольклорной и литературной сказки были проанализированы работы И.Н. Арзамасцевой, Л.Ю. Брауде, Н.Ю. Богатыревой, О.К. Герлован, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдан, Т.М. Колядич, Т.Г. Леоновой,

И.П. Лупановой, Л.В. Овчинниковой, Ю.М. и Б.М. Соколовых. При изучении фэнтези мы основывались на опыте А.Д. Гусаровой, Е.Ю. Дворак, Е.Н. Ковтун, О.В. Котовой, Е.М. Неёлова, Т.И. Хоруженко, О.Н. Челюкановой, Е.А. Чепур.

В данном диссертационном исследовании используются сравнительно-исторический и историко-функциональный методы исследования.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и аргументированном историко-литературном описании сказочно-фэнтезийных произведений 1970-2000-х гг. Впервые корпус названных произведений рассмотрен через призму применяемого авторами художественного синтеза с целью решения писательской художественно-педагогической задачи. Впервые в работе рассмотрены условно-сказочные произведения детской литературы и литературы для подростков в их взаимосвязи и преемственности, с рассмотрением функционирования отдельных стилевых компонентов, влияющих на определение жанровой доминанты. Впервые подобным образом рассмотрены произведения англоязычной литературы с определением соответствующих явлений на языке оригинала и переводе на русский язык, оказавших серьезное влияние на формирование сказочно-фэнтезийной традиции в русской литературе начала XXI века.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и классификации теоретического материала по изучению рассматриваемого жанра, в работе выдвинута и обоснована гипотеза о принятии фэнтези как жанровой составляющей литературной сказки для детей и подростков в современном литературоведении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания детской литературы, в различных модулях по истории и теории детской литературы, литературной сказки, фэнтези и научной фантастики в педагогических вузах и колледжах, а также при создании программ и курсов для учителей и руководителей детского и юношеского чтения, в практике организации внеклассного чтения.

Положения, выносимые на защиту:

• В развитии детской литературной сказки в 1970 - 2000-х гг. значительное место занимают произведения с семантикой фэнтези, жанровые элементы которого периферийны, в начале 2000-х гг. часто являются определяющими для внутренней формы произведений.

• Компоновка и перекомпоновка приемов, обязательных для фэнтези, может функционировать как доминантная или периферийная в литературной сказке в зависимости от авторских стилевых приоритетов, отражающих и стиль эпохи.

• Элементы фэнтези в сказочных произведениях для детей и подростков рассматриваются в жанрово-видовом континууме литературной сказки; в фэнтези «конкретизированы» и специфически предметно маркированы атрибутика героя и способы соединения реального и ирреального миров.

• С середины ХХ века авторы следуют в своем творчестве за народной сказкой, парафразируя именно фольклорные и авторские сказочные черты. «Экспансия» фэнтезийной составляющей, определяющей тип героя, формируется в русской детской литературе все более под очевидным влиянием зарубежной литературы, преимущественно англоязычной с 1970-х гг. Эта тенденция сохраняется и усиливается и в настоящее время.

• В русской детской литературной сказке, адресованной подросткам, переход из реальности в мир фэнтези осуществляется благодаря созданию «параллелизму» игры в реальном мире и продолжению ее в мире иллюзорном.

• Анализ иллюстраций к литературным сказкам в динамике от 1970-х гг. к 2000-м указывает на усиление в них с течением времени «взрослых» «фэнтезийных» черт, тогда как ранее «фантастическое» воспринимается с юмором, а персонажи изображаются шаржировано.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были апробированы на Международной научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (27 июня —2 июля 2012 г., Москва), научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (XI Пасхальные чтения) (13-14 мая 2013 г., Москва), Международной

научной конференции «Художественная словесность: теория, методология исследования, история» (15 мая 2013 г., Москва), Международной научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (23-27 июня 2014 г., Москва), XX Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (29 - 30 января 2015 г., Москва), а также в 13 публикациях, 5 из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Москаленко, С.В. Черты фэнтези в произведении В.П. Крапивина «Портфель капитана Румба» [Текст] / С.В. Москаленко // Вестник Университета Российской академии образования. — 2013. — № 1 (64). — С. 8790.

2. Москаленко, С.В. Социально-психологический аспект в стиле прозы Владислава Крапивина (на материале повести «Мальчик со шпагой») [Текст] / С. В. Москаленко // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. —2014. — № 2 (43). — С. 66-73.

3. Москаленко, С.В. Фэнтези как явление современной литературы: подходы к системному анализу [Текст] / С.В. Москаленко // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. — 2014. — № 2. — С. 39-41.

4. Москаленко, С.В. Образ времени в литературных сказках Е. Шварца, М. Энде и Н. Щербы [Электронный ресурс] / С. В. Москаленко, И. Г. Минералова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-3. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23578, свободный. — Загл. с экрана.

5. Минералова, И.Г., Москаленко, С.В. Терминологический ресурс «Фэнтези» и «Fantasy» в исторической перспективе: внутренняя форма слова. [Текст] / И.Г. Минералова, С.В. Москаленко // Наука и школа. — 2021. — № 2. — С. 34-43.

Публикации в других научных изданиях.

6. Москаленко, С.В. «Бесконечная книга» Михаэля Энде. Проблемы

перевода [Текст] / С.В. Москаленко // Материалы III Всероссийской конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых». — М.; Ярославль: МПГУ, 2004. — С. 264-266.

7. Москаленко, С.В. Синтез жанров в сказочной повести Михаэля Энде «Бесконечная книга» [Текст] / С.В. Москаленко // Сборник материалов Пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и мировой художественной литературе». — М.: МПГУ, 2005. — С. 269273.

8. Москаленко, С.В. Образ креста в эзотерической сказке Ш. А. Амонашвили «Саломея» [Текст] / С. В. Москаленко // Сборник материалов Третьей научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». — М.: МПГУ, 2005. — С. 254-255.

9. Москаленко, С.В. Михаэль Энде — автор современной детской повести-фэнтези «Бесконечная книга» [Текст] / С.В. Москаленко // Сборник материалов Двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». Вып. 12. — М.: МПГУ, 2007. — С. 260264.

10. Москаленко, С.В. Синтез жанров в фантастических произведениях Владислава Крапивина [Текст] / С.В. Москаленко // Сборник материалов IX научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и мировой художественной литературе». — М.: МПГУ, 2009. — С. 160-164.

11. Москаленко С.В. Сюжетообразующая деталь и интрига в произведениях фэнтези. С.Л. Прокофьева и М. Энде: стилизация, парафразирование тем и мотивов, функциональность аллюзий [Текст] / С.В. Москаленко // Книга в культуре детства. — М.; Симферополь: Таврическая академия, 2017. — С. 97-109.

12. Москаленко, С.В. Горизонталь времени и вертикаль ценностей в произведениях для детей разных жанров [Текст] / С.В. Москаленко// Сборник материалов Двадцать шестой Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». Вып. 26. — М.: МПГУ, 2019. — С. 114118.

13. Москаленко С.В. Художественное время в литературной сказке ХХ века с фэнтезийной составляющей. // Книга в культуре детства. Коллективная монография. Т. IV. М.-Ярославль: Литера, 260 с. - С. 146-155.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой научного исследования, работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, разделенные на параграфы, заключения, приложения, списка литературы, включающего 224 источника, объем самого текста - 179 страниц, общий объем диссертации - 214 страниц.

Основная часть

Глава 1. История изучения литературной сказки и фэнтези в контексте детской отечественной и зарубежной литературы

Существуют разные точки зрения относительно времени возникновения литературной сказки. Опираясь на исследования таких авторов, как И.Н. Арзамасцева9, Н.Ю. Богатырева10, Л.Ю. Брауде11, О.К. Герлован12, А.Г. Грязнова, С.Н. Ефремов, Е.П. Званцева, Р.В. Иезуитова, О.И. Киреева, И.М. Колесницкая, Т.Г. Леонова 13 , М.Н. Липовецкий 14 , И.Г. Минералова 15 , Н.В. Новиков, Э.В. Померанцева 16 , С.В. Савченко, В.В. Сиповский, М.О. Скрипиль 17 , И.З. Сурат 18 , В.И. Чернышов, В.О. Шкловский, Ю.Ф. Ярмыш 19 , мы можем утверждать, что история данного жанра как самостоятельного явления отечественной литературы берет свое начало в XVIII - XIX вв. Литературная сказка по своему объёму и содержанию, а также значению занимает в художественной литературе особое место, соотносимое с романом и повестью. В произведениях данного жанра отразились специфика историко-литературного процесса в России

9 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Высшая школа, 2000. 576 с.

10 Богатырева Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина: жанровое своеобразие и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 209 с.

11 Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка.1977. Т. 36. № 3. С. 226-234.

12Герлован O.K. Русская литературная сказка XVIII - начала XIX в.: понятие, истоки, типология: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1996. 233 с.

13 Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск: Изд-во Томского университета, 1982. 195 с.

14 Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х гг.). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1992. 184 с.

15Минералова И.Г. Детская литература. М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с.

16 Померанцева Э. В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки // Советская этнография. 1956. № 4. С. 32-44.

17Скрипиль М.О. Народная русская сказка в литературной обработке конца XVII - начала XVIII века («Повесть о купце, купившем мертвое тело») // Труды отдела Древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 308-325.

18 Сурат И.З. Русская литературная сказка: История и поэтика // Вопросы литературы. 1984. № 8. С. 262-268.

19Ярмыш Ю.Ф. В мире сказки. Киев: Рад. Письменник. 1975. 65 с.

XVIII - XIX вв. В XVIII веке начался процесс осмысления сказки как жанра письменной литературы, и русская словесность стала обращаться к национальным образам, искать самостоятельные пути развития.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Москаленко Светлана Викторовна, 2023 год

- С. 7.

32. Садов, С. Рыцарь ордена. Книга первая. Наследник ордена / С. Садов. М.: Форум, 2007. - 468 с.

33. Толкин, Дж. Р.Р. Властелин колец / Дж. Р.Р. Толкин. - М.: АСТ, 2008. -С. 284.

34. Шварц, Е. Л. Сказки / Е. Л. Шварц. - М.: Махаон, 2006. - 78 с.

35. Щерба, Н.В. Чародол: весь цикл в одном томе. - М.: РОСМЭН, 2019. -

797 с.

36. Щерба, Н. Часовой Ключ: Роман / Н. Щерба. - М.: Росмэн, 2014. - 368 с.

37. Энде, М. Бесконечная книга: Сказочная повесть / М. Энде; переск. с нем. Т. Набатниковой. - СПб.: Амфора, 2003. - 391 с.

38. Энде, М. Момо: Повесть-сказка / М. Энде; пер. с нем. Ю.И. Коринца. -М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. - 336 с.

39. Lewis C. S. The Lion, the Witch and the Wardrobe. London, 1950

40. Lewis, C. The Lion, The Witch and the Wardrobe [Электронный ресурс] / C. Lewis. - URL: https://royallib. com/book/Lewis_Clive/The_Lion_the_Witch_and_the_Wardrobe.html.

Словари и энциклопедии

41. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского язык / В.И. Даль.

- М.: Русский язык, 2010. - Т. 3. - С. 135.

42. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - М.: Эксмо, 2008. - Т. 13. - С.127.

43. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - С. 1161.

44. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. - М.: Русский язык,1989. - С. 802.

45. Словарь литературных терминов / Под ред. С.П. Белокуровой. - М.: Паритет, 2007. - 320 с.

46. Словарь русского языка / Под ред. И.С. Ожегова. - М.: Русский язык, 1984. - С. 807.

47. Словарь русского языка / Под ред. И.С. Ожегова. - М.: Русский язык, 1984. - С. 780.

48. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. -СПб.: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1882. - Т. 4. - 710 с.

49. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - СПб.: Типография АО «Издательское дело», 1900. - Т. ХХХ. - 480 с.

50. Longman dictionary of contemporary English. - Barselona, 1995. - Р. 1609.

51. Modern English: A Glossary of Literature and Language / A. Lazarus, A. Maclesh, H. Wendell Smith. - USA, 1971. - P. 123.

52. WikiNarnia [Электронный ресурс]. - URL: http://narnia.wikia.com.

53. Collins dtionary//URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/

54. MinjieSu. University of Oxford [Электронный ресурс] // URL: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0/

55. Macmillan dictionary/faerie//URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/faerie

56. Oxford dictionary// Fantasy//URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/fantasy?q=fantasy

57. Oxford dictionary //Magic//URL:https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/magic_1

58. What is fantasy fiction? // URL: https://www.cliffsnotes.com/cliffsnotes/subjects/literature/what-is-fantasy-fiction

Научно-исследовательская и критическая литература

59. Абелюк, Е. С. Миф или сказка? / Е. С. Абелюк. - М.: Книга, 1995. - 224

с.

60. Аверинцев, С.С. Комментарии к: Флоренский П. А. Строение слова / С. С. Аверинцев // Контекст. 1972. Литературно-теоретические исследования. - М., 1973. - 370 с.

61. Алексеев, С. Фэнтези - развитие жанра в России / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 83.

62. Аникин, Г.В. Проблемы современного английского романа: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г.В. Аникин. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1972. - 50с.

63. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Высшая школа, 2000. - 576 с.

64. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки / А.Н. Афанасьев. -М.: Наука, 1984. - 348 с.

65. Баксанский, О.Е. Методология науки. / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. -М.: Альтекс, 2004. - 76 с

66. Барашкова, А.В. Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд: на материале произведений М.В. Семеновой: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. - Иваново, 2010. - 179 с

67. Бахтин, М.М. Слово в поэзии и в прозе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1972. - № 6. - С. 23-37.

68. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234-408.

69. Бахтин, М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1970. - № 1. - С. 104.

70. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. - С. 424.

71. Богатырева, Н. Литературная сказка В. Крапивина / Н. Богатырева // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. -М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 75-76.

72. Брауде, Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка.1977. Т. 36. №3

73. Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

74. Бурцев, А.А. Английская литературная сказка конца XIX - начала XX в. / А.А. Бурцев, Н. В. Семина. - Якутск: [б.и.], 1991. - 82 с.

75. Вайзер, Г. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - № 5. - С. 3-14.

76. Ващенко, Д.Н. Литературная сказка в творчестве И. Сабуровой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. Н. Ващенко. - М., 2005. - 19 с.

77. Виноградов, В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1963. - 256 с.

78. Виноградов, В.В. Язык Пушкина / В. В. Виноградов. - М.; Л.: Academia, 1935. - 489 с.

79. Виноградов, В.С. Перевод: Общие и лексические вопросы / В. С. Виноградов. - М.: КДУ, 2004. - С.11

80. Виноградова, О.В. Мифическая топика и мифическая образность в цикле В. Крапивина. «В глубине великого кристалла» / О. В. Виноградова // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. -М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 45-48.

81. Виноградова, О.В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези: Дис. ... канд. пед. наук / О. В. Виноградова. М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2002. - 213 с.

82. Волчонок, В. У истоков русской фэнтези / В. Волчонок // Уральский следопыт. - 1999. - № 11. - С. 56-57.

83. Всемирный конвент фэнтези [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_конвент_фэнтези

84. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс: Смысл, 2003. - 424 с.

85. Герлован, O.K. Русская литературная сказка XVIII- начала XIX в. (Понятие. Истоки. Типология): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. К. Герлован.

- М.: ИМЛИ РАН, 1996. - С. 16-22.

86. Герлован, O.K. Русская литературная сказка XVIII - начала XIX в. (Понятие. Истоки. Типология):Дис. ... канд. филол. наук / О. К. Герлован. -М.: ИМЛИ РАН, 1996. - 233 с.

87. Гончаров, В. Русская фэнтези выбор пути / В. Гончаров // Если. - 1998.

- № 9. - С. 217.

88. Гопман, В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 1161

89. Губайловский, В. Обоснование счастья: о природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. Губайловский // Новый мир. - 2002. - № 3. - С. 174.

90. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе / Г.А. Гуковский. - М.; Л.: Просвещение, 1966. - 266 с.

91. Гуревич, Я.Г. И. Беседы о научной фантастике: Книга для учащихся / Г. И. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Просвещение, 1991. - 158 с.

92. Гусарова, А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х годов ХХ века: Проблемы поэтики: Автореф. дис. ... канд: филол: наук / А. Д. Гусарова. -Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2009. - 22 с.

93. Гусарова, А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х годов ХХ века: Проблемы поэтики: Дис. ... канд. филол. наук / А. Д. Гусарова. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2009. - 255 с.

94. Гусарова, А.Д. Игровая природа фэнтези / А. Д. Гусарова // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов.

- М.: МПГУ, 2006. - С. 112-116.

95. Гусарова, А.Д. Проблема типологии героя (к вопросу о художественном методе русской фэнтези / А. Д. Гусарова // Проблемы детской литературы и фольклор: Сборник научных трудов. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 300 с.

96. Давыдова, С. Сущность жанра «фэнтези» и его особенности / С. Давыдова // Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 20-23 июня 1999 г. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. - С. 97-103.

97. Дворак, Е.Ю. Русское детское фэнтези: жанровая специфика и особенности мифопоэтики: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. - М., 2015. - 22с.

98. Добровольская, И. Фэнтези и фольклор / И. Добровольская // Литература. - 1996. - № 3. - С. 13.

99. Еремеев, С.Н. Русская литературная сказка первой половины XIX века: Структурно-повествовательный аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Еремеев. - Мичуринск: Мичуринский государственный педагогический институт, 2002. - 186 с.

100. Еремина, В.И. Книга В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и ее значение для современного исследования сказки / В. И. Еремина // В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. - С. 9.

101. Жаринов, Е.В. «Фэнтези» и детектив - жанры современной англоамериканской литературы / Е. В. Жаринов. - М.: Международная академия информации, 1996. - С. 128.

102. Железников, В. Верность сказке: В связи с выходом в свет повести С. Прокофьевой «На старом чердаке» / В. Железников // Комсомольская правда. -1975. - 2 апр.

103. Желязны, Р. Фэнтези и научная фантастика: Взгляд писателя / Р. Желязны; пер. В. Самсоновой // Миры Роджера Желязны. - Рига: Полярис, 1995. - С. 437-444.

104. Жирмунский, В.М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916-1926 / В. М. Жирмунский. - Л.: Academia, 1928. - 317 с.

105. Зарубежные детские писатели в России: Библиографический словарь / Под общ.ред. И. Г. Минераловой. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 520 с.

106. Звездова, Г.В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах / Г. В. Звездова. - Воронеж: из-во ВГУ, 1986. - 144 с.

107. Зиман, Л.Я. ЭдисНесбит - создательница нового жанра литературной сказки ХХ века / Л. Я. Зиман // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов. - М.: МПГУ, 2001. - Вып. 6. - C. 170-175.

108. Золян, С.Т. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (к семиотике волшебного зеркала) / С. Т. Золян // Ученые записки Тартуского государственного ун-та. - 1988.

- Вып. 476. - С. 98-119.

109. Ивашева, В.В. Современная английская литература / В. В. Ивашева. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1963. - 122 с.

110. Ильинова, Е.Ю. Концептология вымысла в тексте авторской сказки / Е. Ю. Ильинова // Филологические науки. - 2007. - №1. - С. 85-93.

111. Как определить род существительных? [Электронный ресурс]. - URL: http://new.gramota.ru/spravka/letters/62-gender

112. Кассиль, Л.А. Дело вкуса. Заметки писателя / Л. А. Кассиль. -М.: Искусство, 1964. - 136 с.

113. Кожинов, В.В. Жанр / В. В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А.А. Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 914-917.

114. Колядич, Т.М. Сказки Софьи Прокофьевой / Т. М. Колядич // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. -М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 71-74.

115. Колядич, Т.М. Цикл С. Прокофьевой о Белоснежке: к проблеме взаимодействия литературных и фольклорных традиций / Т. М. Колядич // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов.

- М.: МПГУ, 1999. - Вып. 4. - C. 95-97.

116. Кораблев, Л. Истинные эльфы Европы [Электронный ресурс] / Л. Кораблев // Alfatruin. Сайт Леонида Кораблева. - URL: http://alfatruin.msk.ru/2007/02/08/unfallen-elves. (датаобращения: 15.04.2020)

117. Кормилов, С.И. Аллюзия / С. И. Кормилов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 29.

118. Королькова, В. Я. О соотношении литературной сказки и фэнтези / В. Я. Королькова // Вестник ТГПУ. - 2010. - Вып. 8 (98). - С. 142-144.

119. Котова, О.В. В мире меча и магии: Фантазии на тему фэнтази / О.В. Котова // Литературная газета. - 2002. - № 19-20.

120. Кулакова, Я.О. К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования : на материале жанра фэнтези : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19. - Иркутск, 2011. - 242 с.

121. Леонова, Т.Г. О некоторых аспектах изучения литературной сказки / Т. Г. Леонова // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. - М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 4-7.

122. Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке / Т. Г. Леонова. - Томск: Изд-во Томского университета, 1982. -198 с.

123. Липовецкий, М.Н. О чем «помнит» литературная сказка? (Семантическое ядро историко-литературных модификаций жанра) / М. Н. Липовецкий // Модификация художественных форм в историко-литературном процессе: Сборник научных трудов / Редкол.: Г. К. Щенников (отв. ред.) и др. - Свердловск: Уральский государственный ун-т им. А. М. Горького, 1988. - 142 с.

124. Липовецкий, Я.М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х гг.) / М. Н. Липовецкий. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 184 с.

125. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение / Д. С. Лихачев. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 7.

126. Лихачев, Я.Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. -2-е изд., доп. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение,1971. -С.251-255.

127. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство,1995. - С. 367.

128. Лотман, Ю.М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - С. 200-203.

129. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. - М., Просвещение, 1988. - 352 с.

130. Луначарский, А.В. Литература и марксизм / А. В. Луначарский //. О детской литературе, детском и юношеском чтении. - М.: Детская литература, 1985. - 224 с.

131. Лупанова, И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века: Дис. ... д-ра филол. наук / И. П. Лупанова. - Петрозаводск: Мичуринский государственный педагогический институт, 1959. - 186 с.

132. Маршак, С.Я. О талантливом читателе / С.Я. Маршак // Воспитание словом: Собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1971. - Т. 7. - 639 с.

133. Мелетинский, Я.Е. О литературных архетипах / Е. Мелетинский. -М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1996. - 136 с.

134. Минералов, Я.Ю. И. Теория художественной словесности: Поэтика и индивидуальность / Ю. И. Минералов. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

135. Минералов, Г.Ю. Преобразование стиля и жанра произведений ж. Де лафонтена и ф. Фенелона в русской литературе XVIII века: Дисс. канд.филолог.наук: 10.01.08 / Минералов Георгий Юрьевич М.: Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Литературный Институт Имени А.М. Горького» , 2019. С. 46.

136. Минералова, И.Г. Детская литература / И. Г. Минералова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

137. Минералова, И.Г. Какую эпоху мы переживаем: младенческую или старческую? / И.Г. Минералова // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов. - М.: МПГУ, 2004. - Вып. 9: В 2 ч. - Ч. 1. - С. 1-3.

138. Минералова, И.Г. М. Энде / И. Г. Минералова // Зарубежные детские писатели в России. Библиографический словарь. - М.: Флинта, 2005. - 520 с.

139. Минералова, И.Г. Мифоэпичекое в русской народной и литературной сказке: перевод и подлинник / И.Г. Минералова // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. - М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 87-90.

140. Минералова, И.Г. Современная русская сказка для детей и юношества: Основные направления и тенденции развития / И. Г. Минералова // Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов. - М.: Московский государственный педагогический университет, 1996. - С. 67-71.

141. Минералова, И.Г. Феномен детства в Мировой словесности / И. Г. Минералова // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов. - М.: МПГУ, 1998. - Вып. 3. - С. 3-6.

142. Минералова, И.Г. Феномен Гарри Поттера: художественно-педагогическое в книге / И. Г. Минералова // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов. - М.: МПГУ, 2002. - Вып. 7. - С. 52.

143. Мисник, М.Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Иркутск, 2006. - 159 с.

144. Михайлов, А. В. Обратный перевод / А. В. Михайлов. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 848 с.

145. Москаленко, С.В. «Бесконечная книга» Михаэля Энде. Проблемы перевода [Текст] / С. В. Москаленко // Материалы III Всероссийской конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых». — М.; Ярославль: МПГУ, 2004. — С. 264-266.

146. Москаленко, С.В. Горизонталь времени и вертикаль ценностей в произведениях для детей разных жанров [Текст] / С. В. Москаленко// Сборник материалов Двадцать шестой Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». Вып. 26. — М.: МПГУ, 2019. — С. 114-118.

147. Москаленко, С.В. Михаэль Энде — автор современной детской повести-фэнтези «Бесконечная книга» [Текст] / С. В. Москаленко // Сборник материалов Двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». Вып. 12. — М.: МПГУ, 2007. — С. 260-264.

148. Москаленко, С.В. Образ времени в литературных сказках Е. Шварца, М. Энде и Н. Щербы [Электронный ресурс] / С. В. Москаленко, И. Г. Минералова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-3. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23578, свободный. — Загл. с экрана.

149. Москаленко, С.В. Образ креста в эзотерической сказке Ш. А. Амонашвили «Саломея» [Текст] / С. В. Москаленко // Сборник материалов Третьей научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». — М.: МПГУ, 2005. — С. 254-255.

150. Москаленко, С.В. Синтез жанров в сказочной повести Михаэля Энде «Бесконечная книга» [Текст] / С. В. Москаленко // Сборник материалов Пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и мировой художественной литературе». — М.: МПГУ, 2005. — С. 269273.

151. Москаленко, С.В. Синтез жанров в фантастических произведениях Владислава Крапивина [Текст] / С.В. Москаленко // Сборник материалов IX научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и мировой художественной литературе». — М.: МПГУ, 2009. — С. 160164.

152. Москаленко, С.В. Социально-психологический аспект в стиле прозы Владислава Крапивина (на материале повести «Мальчик со шпагой») [Текст] / С.

В. Москаленко // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. —2014. — № 2 (43). — С. 66-73

153. Москаленко, С.В. Сюжетообразующая деталь и интрига в произведениях фэнтези. С. Л. Прокофьева и М. Энде: стилизация, парафразирование тем и мотивов, функциональность аллюзий [Текст] / С. В. Москаленко // «Книга в культуре детства». — М.; Симферополь: Таврическая академия, 2017. — С. 97-109.

154. Москаленко, С.В. Черты фэнтези в произведении В.Крапивина «Портфель капитана Румба» [Текст] / С. В. Москаленко // Вестник Университета Российской академии образования. — 2013. — № 1 (64). — С. 87-90.

155. Москаленко, С.В. Фэнтези как явление современной литературы: подходы к системному анализу [Текст] / С. В. Москаленко // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. — 2014. — № 2. — С. 39-41.

156. Мостепанов, А.А. Жанровые особенности цикла «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса (фэнтези или литературная сказка?) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2011. - №1. - С. 45 - 48.

157. Мотяшов, И.П. Мастерская доброты: Очерки современной детской литературы. - М: Детская литература, 1969. - 320 с.

158. Мотяшов, И.П. Счастливый труд души / И. П. Мотяшов. - М.: [б. и.] 1974. - С. 323.

159. Мотяшов, И.П. Что бы правду найти: О сказках Софьи Прокофьевой / И.П. Мотяшов // Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика. - М.: Советская Россия, 1983. - С. 3-6.

160. Муравьев В.С. Фантастика // Большая советская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1977. - С. 203.

161. Набоков, В. Искусство литературы и здравый смысл / В. Набоков // Звезда - 1996. - № 11. - С. 101-117.

162. Нагишкин, Д.Д. Сказка и жизнь. Письма о сказке / Д.Д. Нагишкин. - М.: Детгиз, 1957. - 270 с.

163. Неелов, Е.М. О жанрово-обусловленных формах фантастики / Е.М. Неелов // Фольклорный интертекст русской фантастики. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. - С. 10-29.

164. Неелов, Е.М. Сказка и литература: судьба царевны-лягушки / Е. М. Неелов. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 2011. - С. 11-29.

165. Неелов, М.Н. О категориях волшебного и фантастического в современной литературной сказке / М. Н. Неелов // Художественный образ и историческое сознание. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1974. - С. 39-52.

166. Непомнящий, В. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России. Предварительные итоги XX в. / В. Непомнящий // Новый мир. - 1996. - № 5. - С.1.

167. Николина, Н.А. Филологический анализ текста. / Н. А. Николина. -Саратов: Изд. Центр «Академия», 2002. - 350 с.

168. Нойман, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойман. - М.: Рефл-бук, Ваклер,1998. - 358 с.

169. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX в.: История, классификация, поэтика / Л.В. Овчинникова. - М.: Московский государственный открытый ун-т им. М.А. Шолохова, 2001. - 387 с.

170. Осипов, А.Н. Фантастика от А до Я. Основные понятия и термины: Краткий энциклопедический справочник / А.Н. Осипов. - М.: Дограф, 1992. - 352 с.

171. Перумов, Н. Истина у меня холодна и жестока: о жанре фэнтези и своем творчестве / Н. Перумов // Книжное обозрение. - 1996. - № 40. - С.15, 18.

172. Печагина Т.В. Категориальные концепты «Добро» и «Зло» в детской фэнтези: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19. - Челябинск, 2011. - 222 с.

173. Плотникова А.В. Принципы и способы атрибуции имен собственных в произведениях жанра «фэнтези»: на материале английского языка: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19. - М., 2010. - 193 с.

174. Полозова, Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина. - М.: МГУК, 1992. - 232 с.

175. Померанцева, Э. В. Некоторые особенности русской пореформенной сказки / Э. В. Померанцева // Советская этнография. - 1956. - № 4. - С. 32-44.

176. Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности: социально-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. -Омск, 2006. - 157 с.

177. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня // Слово и миф. -М.: Правда, 1989. - С. 17-200.

178. Приходько, А. М. Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2001. - 24 с.

179. Проблемы детской литературы и фольклор: Сборник научных трудов / Под ред. Е.М. Неелова. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1987. - С. 130.

180. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 368 с.

181. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. -М.: Лабиринт, 2009. - 128 с.

182. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. - М.: Искуство, 1976. - 192 с.

183. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. - М.: [б. и.], 1976. - 87 с.

184. Рындина, Е. «Я никогда не стремился стать фантастом»: Беседа с Владиславом Крапивиным / Е. Рындина // Мир Фантастики. - 2005. - № 1 (17). -С. 209.

185. Самохина, Е.О. Русская литературная сказка второй половины ХХ века / Е. О. Самохина // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник научных и научно-методических трудов. - М.: МПГУ, 2005. - Вып. 10. - Ч. 1. - С. 235-239.

186. Сараева Д.А. Языковая репрезентация художественной детали в создании образов вещного мира: на материале англоязычных текстов научно-фантастического жанра и жанра «фэнтези»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Самара, 2017. - 19 с.

187. Сетин, Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х - первая половина XIX века / Ф. И. Сетин. - М.: Просвещение, 1990. - 304 с.

188. Скрипиль, М.О. Народная русская сказка в литературной обработке конца XVII - начала XVIII века / М. О. Скрипиль // Труды отдела Древнерусской литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - Т. 8. - С. 308.

189. Столярова И.А. Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези: на материале произведений Т. Пратчетта: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04, 10.02.20. - СПб., 2009. - 181 с.

190. Струева, К. Тупики и выходы [Электронный ресурс] / К. Струева // НЛО. - 2005. - № 71. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/str28.html.

191. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 366 с.

192. Суперанская, А.В. Языковой знак и имя собственное / А. В. Суперанская // Проблема языкознания: Доклады, сообщения советских ученых на Х Международном конгрессе лингвистов. - М., 1967. - С. 153-154.

193. Сурат, И. З. Русская литературная сказка: История и поэтика / И.З. Сурат // Вопросы литературы. - 1984. - № 8. - С. 285.

194. Теория литературы: в 4 т. / Гл. ред. Ю.Б. Борев. - М.: РАН, 2003. - Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - С. 4.

195. Толкиен, Дж. Р.Р. О волшебных сказках / Дж. Р.Р. Толкиен // Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. - М.: РИФ, 1991. - С. 247-297.

196. Томашевский, Б.В. Теория литературы: Поэтика. / Б. В. Томашевский. -М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

197. Трубина, Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX в.: Типология, поэтика: Дис. ... д-ра филол. наук / Л.А. Трубина. - М.: Московский педагогический государственный университет, 1999. - 328 с.

198. Трубина, Л.А. Русская литература ХХ века / Л. А. Трубина. -М.: Флинта; Наука, 1999. - 304 с.

199. Тынянов, Ю.Н. О литературной эволюции / Ю. Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 270-281.

200. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста. / В. И. Тюпа. 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

201. Уайт, М. Дж. Р.Р. Толкиен. Биография / М. Уайт. - М.: Издательство «Эксмо», 2002. - С. 154-165.

202. Урванцева, Н.Г. Поэтика зеркала в русской детской литературе ХХ в.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Урванцева. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2006. - 24 с.

203. Успенский, Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.

204. Фердинанд. де. Соссюр. //. URL: http://philologos.narod.ru/classics/saussu

re.htm

205. Фриче, В.М. Проблемы искусствоведения: Сборник статей по вопросам социологии искусства и литературы / В.М. Фриче. - М.; Л.: Государственное издательство, 1930. - 179 с.

206. Хализев, В.Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 400 с.

207. Халуторных, О.Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры: социально-философский анализ: Дис. ... канд. филол. наук / О. Н. Халуторных. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. 141 с.

208. Ходов, А. Изучая топ на самиздате [Электронный ресурс] / А. Ходов. -URL: http://samlib.ru/h/hodow_a/a11.shtml.

209. Цейтлин, А. Жанры / А. Цейтлин // Литературная энциклопедия / Под ред. А.В. Луначарского. - М.: Изд-во Ком.акад., 1930. - Т. IV. - С. 109-154.

210. Челюканова О.Н. Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества 50-80-х гг. ХХ века: Дис. ... канд. филол. наук/Челюканова О.Н. -М: РУДН, 2015.

211. Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. -Магнитогорск, 2010. - 191 с.

212. Шалимов, А. Жанр или метод? / А. Шалимов //. О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1965. - Вып. 10. - С. 184-192.

213. Шаров, А.И. Волшебники приходят к людям / А. И. Шаров. -М.: Детская литература, 1974. - 496 с.

214. Штейнман, М.А. Поэтика английской иносказательной прозы ХХ века (Дж.Р.Р. Толкиен и К.С. Льюис): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.05, 2000. -224 с.

215. Шушковская, Ф. Диалектика детской души / Ф. Шушковская // О литературе для детей. - Л.: Детская литература, 1972. - Вып. 16. - С. 173-188.

216. Эйхенбаум, Б.М. Теория «формального метода» / Б. М. Эйхенбаум // О литературе. - М.: Советский писатель, 1987. - С. 375-408.

217. Юнг, К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 343 с.

218. Юнг, К.-Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сборник / К.-Г. Юнг. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 400 с.

219. Якобсон, Р. Доминанта / Р. Якобсон; пер. И. Черновой // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. - Тарту: Тартуский государственный ун-т, 1976. - Т. 1. - С. 59-63.

220. Якушева, Г.В. Образ рассказчика, образ повествователя / Г.В. Якушева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2003. - С. 105-106.

221. Ярмыш, Ю.Ф. В мире сказки / Ю.Ф Ярмыш. - Киев: Рад. Письменник, 1975. - 137 с.

222. Fantasy [Электронный ресурс] // Webster's Online Dictionary with Multilingual Thesaurus Translation. - URL: http://www.websters-dictionary-online.net/definition/english/fa/fantasy.html.

223. Fredericks, S. C. Problems of Fantasy [Электронный ресурс] / S. C. Fredericks // Science Fiction Studies. - URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/14/firedericksl4art.htm

224. White H. Metahistory: The historical imagination in nineteenth century / H. White. - Baltimore; London, 1973. - P. 7, 8.

Приложение

К.А. Васильев. «Ожидание»

В.М. Васнецов. «Кощей Бессмертный»

Энде Михаэля. «Бесконечная книга». Обложка. Издательство «Амфора». 2004 г. (ISBN: 5-94278-656-9) Страница.

Энде Михаэля. «Бесконечная книга». Обложка. Издательство «Амфора». 2009 г. Художник Блинова Любовь Николаевна (ISBN: 978-5-367-01186-9) Страница.

Кадры из фильма «Die Unendliche Geschichte» кинокомпания «Constantin Film» при финансовой поддержке кинокомпании «Warner Brothers». 1984 г.

Клайв Льюис. «Хроники Нарнии». Издательство Эксмо. 2019 г. Художник: Бейнс Паулин, которая официально признана «художником Нарнии» и отдала работе над иллюстрациями к книгам эпопеи более 50 лет. ISBN: 978-5-04-091235-3

Кадры из фильма «The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe» США, Великобритания / Walt Disney Pictures 2005

Паклина Бэйнс. Рисунки. Книга. Клайв С. Льюис. «Племянник чародея»

П. Соколок. Обложка. Клайв С. Льюис. Книга. «Племянник чародея»

В.П. Крапивин. «Дети синего фламинго». Издательство «Советская Россия». 1989 г. (художник Медведев Е.А.)

В.П. Крапивин. «Дети синего фламинго». Издательство «Советская Россия». 1989 г. (художник Медведев Е.А.)

В.П. Крапивин. «Дети синего фламинго». Издательство «Советская Россия». 1989 г. (художник Медведев Е.А.)

В.П. Крапивин. «Дети синего фламинго». Издательство «Советская Россия». 1989 г. (художник Медведев Е.А.)

Н. Щерба. «Часодеи. Часовая битва». (художник Закис О.А) Н. Щерба. «Часовая битва». Издательство «Росмэн». 2015 г.

Н. Щерба «Часодейная книга». Издательство «Росмэн». 2015 г. ISBN: 978-5-353-07604-9 (художник Закис О.А.)

Щерба Н. «Часодейная книга». Издательство «Росмэн». 2015 г. ISBN: 978-5-353-07604-9 (художник Закис О.А.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.